Социально-философский анализ экофеминизма тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Мартынова, Елена Ростиславовна

  • Мартынова, Елена Ростиславовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2005, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 172
Мартынова, Елена Ростиславовна. Социально-философский анализ экофеминизма: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Москва. 2005. 172 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Мартынова, Елена Ростиславовна

Введение.

Глава I. Социально-исторические и мировоззренческие основания экофеминистского проекта

1.1 Проблематика «философии пола» в истории философской мысли.

1.2 Религиозное измерение идеального образа женщины. Феминистская критика Библии.

1.3 Феминизм как социальный феномен. Эволюция феминистских идей в тендерных и психоаналитических исследовательских программах.

Глава II. Теоретическая и ценностная специфика экофеминизма

2.1 Взаимосвязь экофеминизма с глобальными проблемами современности. Экологический дискурс феминизма.

2.2 Сравнительный анализ мифа о «естественной женщине» в культурной архаике и экофеминизме. «Бегущая с волками» К.П.Эстес.

2.3; Экофеминизм и постмодернизм: женщина и ее «Другое».

Глава III. Феминная идея в культуре и философии России

3;1 «Святое» и «светское» феминной идеи в русской религиозной философии. Социокультурные смыслы мифологемы «софийности».117 3.2 Социально-экономические перспективы экофеминистского проекта в России: оппозиция патриархального и современного.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-философский анализ экофеминизма»

Социально-философская мысль конца XX - начала XXI вв. активно формировала особую предметную область, обусловленную необходимостью осмысления классических проблем в новых смысловых и методологических контекстах. Усиливающаяся деформация сциентистских моделей объяснения и понимания общественных процессов привела к переносу внимания с универсальных, претендующих на всеобщность, феноменов и соответствующих им теоретических реконструкций, на локальные явления, ранее остававшиеся на периферии философской науки. К их числу относится экофеминизм, заявивший о себе как о социально значимом мировосприятии и специфической системе концептов, в основе которых лежат традиции и тенденции философского понимания пола - особенности биологического, психологического и социального своеобразия женщин.

Важнейшим фактором, способствовавшим появлению в середине 70-х годов XX столетия экофеминистких умонастроений, оказался жесточайший кризис в системе отношений между природой и человечеством - кризис, вызвавший переоценку многих ценностей. Разрушение единого ценностного, пространства, вызванное глобальным характером антропогенного давления на природу, виртуализацией постиндустриальной реальности и размыванием идентичности человеческого «Я», привело к смещению всех основных координат человеческого бытия. Экофеминизм, утвердившийся в качестве особой интерпретации новой социальной реальности, охватывает широкий круг взаимосвязанных проблем: исторических, философских, религиозных, политических, социоэкономических, этических и оказывает влияние на изменение состояния общества. Поэтому социально-философский анализ экофеминизма представляется необходимым элементом современной социальной теории и гуманитарной мысли.

Экофеминизм генетически связан с западными культурными традициями и мировоззренческим наследием феминизма. Являясь элементом социальной онтологии западного образца, экофеминистские идеи впитали в себя интеллектуальные особенности как индустриального, так и постиндустриального общества. Эволюция феминизма, его историческая и теоретическая переориентация, получившая свое отражение в экофеминизме, затронула такие тенденции развития человечества, как отражение массовым сознанием перспектив будущего цивилизации и путей выхода из глобального кризиса, социокультурные трансформации и их границы, восстановление экологического равновесия. Теоретический анализ экофеминизма является актуальным и своевременным, поскольку он направлен на выяснение того места, которое занимают экофеминистские идеи в формировании экологического сознания и развитии духовного вектора современной цивилизации.

Нелинейность социальной жизни, резкая смена проблем, стоящих перед людьми, взаимодействие в общественном сознании научной парадигмы с представлениями, которые долгое время оставались за пределами философской рефлексии, повлияли на характер методологических принципов социальных наук, вынужденных разрабатывать системные подходы к новым социальным явлениям, к таким, как экофеминизм. В этом контексте разработка методологии оценки экофеминистского проекта также представляется актуальной и значимой.

Развитие феминной идеи в России имеет свои особенности, обусловленные историей ее развития и национальной ментальностью, поэтому феминизм и экофеминизм не получили своего распространения в нашей стране в той степени, что в западном обществе. В диссертационном исследовании произведен сравнительный анализ западной и российской традиций в решении проблем философии пола. Компаративное исследование экофеминизма позволяет дешифровать глубинные, не всегда проявленные социально-философские смыслы российского социального и цивилизационного проекта в его национальной специфике, а также выйти на уровень возможных прогнозов относительно развития философии пола в ее экофеминистской разновидности на отечественной культурной почве. В определенном смысле решение этой исследовательской задачи позволяет наметить контуры формирования гражданского общества в России в одном из его сегментов - сознании женской локальной социальной группы.

Экофеминизм представляет собой достаточно новый объект анализа для. социально-философской мысли, обращающий на себя внимание тем, что формирует наши представления не только о традициях, но и тенденциях развития современной западной цивилизации и культуры. Становление неклассической социальной онтологии западного типа, включающей и экофеминистский дискурс, отражено преимущественно в работах западных мыслителей, для которых трансформация феминистской философии пола явлена как социальная реальность. Несмотря на растущий интерес к феминной проблематике, ее разработка в отечественной литературе уступает западной. По этой причине когнитивное поле экофеминизма, его эвристический потенциал в гораздо большей степени представлены как западными авторами экофеминистских представлений, так и их критиками.

Научная разработанность данной темы имеет два основных вектора, обусловленных специфическим предметом и объектом исследования. Первый вектор указывает на генезис экофеминизма - западную философию пола в феминистской интерпретации; а также типологию форм феминизма и основные исследовательские программы феминизма. Второй вектор направлен на формирование собственно экофеминистской мысли, ее единства и различия с феминизмом, на содержательную специфику и социально-философскую сущность этого феномена. В свою очередь, имманентная гетерономная природа экофеминизма требует для своего понимания анализа двойственности смыслов - экологических и феминистских - в их взаимодействии и взамообусловленности.

Наибольшая степень аналитической выверенности получена в работах, посвященных феминизму - его происхождению и сущности. Аналитика феминизма в отечественной социально-гуманитарной мысли прошла путь от обзоров западной литературы до обсуждения феминистской проблематики в контексте социального знания и социальной структуры.1 Хорошо изучен вопрос об идейных истоках феминистской идеологии.2 Феминизм в качестве «философии пола», т.е. в виде специфической разновидности философской теории, представлен в работах Т.Б. Рябовой, H.JI. Пушкаревой, О.В. Л

Шабуровой. Тендерный проект феминизма получил самую широкую поддержку по сравнению с, другими направлениями исследования. Разработкой тендерной проблематики занимаются многообразные специализированные центры тендерных исследований по социально-экономической проблематике народонаселения, а также учебные заведения многих городов России (О. Воронина, А. Арутюнян, М. Баскакова, Н. Космарская, М. Малышева, Е. Мезенцева, G. Айвазова, В. Бодрова, Е. Машкова, Р. Потапова, Г. Силласте, С. Табурова, А. Кириллина, О. Хасбулатова и др). Интерес представляет анализ «государственного феминизма» советского периода, обусловленного государственным характером эмансипации граждан.4 Получило развитие принципиально новое направление - лингвистическая гендерология, занятое разработкой дискурсивного анализа мужской и женской речи, деконструкции

1 Юдина Н.С. Проблемы женщин: философские аспекты (феминистская мысль в США) // Вопросы философии. 1988. №3; Юлина Н.С. Феминизм //Новая философская энциклопедия. T.4.- М., 2001.; Керимов T.X. Феминизм // Современный философский словарь. - М.-Бишкек, Екатеринбург, 1996; Клименкова Т.А. Философские проблемы неофеминизма 70-х г.г. // Вопросы философии. 1988. №5; Воронина О.В. Идеология феминистского движения // США: Экономика. Политика. Идеология. - М., 1980; Феминизм: перспективы социального знания. - М., 1992.

2 Феминизм: перспективы социального знания. - М., 1992. - С. 56-76; Воронина О.А. Философия пола// Философия. - М., 1996. - С.388-391; Феминизм // Новая философская энциклопедия. Т.4. - М., 2001.

3 Айвазова С.Г. Феминистская традиция в России. - М., 1998; Айвазова С.Тендерное равенство в контексте прав человека — М., 2001; Женщина в истории западноевропейского средневековья. - Иваново, 1999; Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси. - М., 1989; Воронина О.А. Женщина и социализм: опыт феминистского анализа // Феминизм: Восток, Запад, Россия. - М., 1993; Шабурова О.В. Феминизм // Современный философский словарь. - М.-Бишкек, Екатеринбург, 1996.

4 Айвазова С. Тендерное равенство в контексте прав человека. - М., 2001. фиксированных в языке стереотипов феминности и маскулинности на фонологическом, лексическом, грамматическом уровнях текста.5

В отличие от феминизма экофеминизм имеет сравнительно меньшую г 1-1 степень изученности. И. Жеребкина и Т. Ладыкина, рассматривая новейшие формы феминизма, интерпретируют их как постфеминизм, сформировавшийся на почве постиндустриального, информационного общества. Экофеминизм в этом случае предстает как разновидность постфеминизма.

Ряд проблем экофеминистского дискурса получил освещение в работах западных авторов. Так, проблема духовности, как особого рода политики, рассмотрена P.P. Рутер, К. Крист, Д. Мери, Э. Грей, Р. Гросс, Э. Джеггер. Женский способ идентификации в мифорелигиозной архаике рассмотрен М. Мид, Д. Диннерстайн, Дж. Элстейн, Э. Джейнвэй, Ш. Спретнак; в том числе психоаналитическая интерпретация женской идентичности - у К. Хорни, Дж. Митчелл, К.П. Эстес. Часть философов разрабатывает подход к экофеминизму в контексте экологической проблематики постиндустриализма (Г. Бейтсон, С. Бенхабиб, К. Уоррен, А. Леопольд, К. Мерчант, А. Фергюсон, Э. Грей, Дж. Грир, Г. Сколимовски), а также постмодернизма (С. Бордо, Ю. Кристева, Л. Иригрей, С. Ловибон).

Эколого-экономические проблемы в рамках альтернативных моделей будущего (на материале экофеминизма) представлены работами X. Хендерсон, Е.Ф. Шумахера, Ф. Капры. В области методологических оценок экофеминизм чаще всего определяется как разновидность культурологического анализа. Социокультурное измерение пола представлено работами Г. Рубин, Д. Скотт, Т. де Лауретис, Дж. Лорбер, Л. Николсон, В. Брайсон.

5 Тендер как интрига познания. - М., 2000.

6 Жеребкина И. «Прочти мое желание». Постмодернизм, психоанализ, феминизм. - М;, 2000. у

Ладыкина Т.А. Феминизм в культуре постмодерна: Автореферат дис. канд. филос. наук: 09.00.11. - Омск: Омский гос. ун-т, 2002.

Несмотря на новейшую хронологию возникновения, экофеминизм объективирован в трудах многих западных авторов в самых разных контекстах. Вместе с тем, такие важные вопросы, как философский статус экофеминизма, системность этого социального феномена, возможность его существования в национально-культурной оболочке, мифогенерирующий потенциал, типологические свойства, структура ценностей - требуют исследования и обоснования.

Методологической основой работы является интеграция принципов историзма, системности, объективности с методами философского анализа социальных феноменов. Метод исторической реконструкции использован для выяснения того, как возник и развивался экофеминизм в качестве специфического когнитивного комплекса. При рассмотрении культурологических приемов обоснования экофеминизма автор использовал; герменевтический метод, позволяющий установить коррелятивные связи между основными концептами и социально значимым содержанием экофеминистских идей.

В своем исследовании автор опирался на положения и выводы, содержащиеся в научных публикациях зарубежных и российских авторов по теоретической рефлексии над социальными феноменами, их типологии, структуре, динамике социокультурного развития.

Теоретическую базу исследования составили:

• работы авторов феминистского и экофеминистского направления: Daly, Mary; Elstain, Jane; Gray, Elizabeth Dodson; Greer, Germain; Henderson, Hazel; Janeway, Elizabeth; Merchant, Carolyn; Ruether, Rosemary Radford; Spretnak, Charlene; Warren, Karen.J.; Kanpa, Фритьоф; Schumacher E.F., Leopold, Aldo; С. де Бовуар; Т. Абеляр и 8

Daly, Mary. Beyond God the Father: Towards a Philosophy of Women's Liberation. -Boston: Beaccon press, 1973.; Elstain, Jane. Public Man, Private Woman: Knowing and Difference. - Prinstone,1981. Gray, Elizabeth Dodson. Green Paradise Lost. -Wellesley, Mass.: Roundtable Press,1981.; Greer, Germain. The Female Eunuch. —

• труды русских религиозных философов-софиологов B.C. Соловьева, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, В.В. Розанова, П.А. Флоренского;

• работы представителей психоанализа - К.-Г. Юнга, К. Хорни, К.П. Эстес и др.;

• работы западных постмодернистов (Ж. Делез, Ж. Бодрийяр, Ж.Ф. Лиотар, Ж. Деррида, У. Эко, М. Фуко), а также работы феминистского содержания, близкие постмодернистской философии (Ю. Кристева, Э. Сикс, JI. Иригрей, С. Ахмед, А. Брукс, К. ди Стефано, Э. Снитоу).

• теоретико-методологические работы отечественных философов по социально-функциональному анализу общества (А.В. Бузгалин, B.F. Федотова), философской антропологии (Г.С. Киселев, Р.П. Трофимова), глобальным проблемам современности (Н.Н. Моисеев, А.И. Неклесса, В.Б. Пастухов, М.М. Скибицкий), социальной динамике и методологии социального познания, историко-философскому анализу постмодернистской мысли (Е. Ермолин, М.В. Ильин, П.К. Гречко, В.О. Рукавишников, А.С. Панарин, И.С. Скоропанова, Э.Г. Соловьев, О.В. Холмогорова и др.).

Целью исследования является анализ генезиса и сущности экофеминизма как социального феномена; создание системного представления о концептуальных особенностях экофеминизма.

Объект исследования - история и идеология западноевропейской феминистской мысли как компонента социального бытия.

N.Y. McGrow-Hill, 1971.; Henderson, Hazel. Creating Alternative Futures. -N.Y.: Putnam, 1978.; Henderson, Hazel. The Politics of the Solar Age.-N.Y.: Anchor/Doubleday, 1981.; Janeway, Elizabeth, 1913. Man's World, Woman's Place: a Study in Social Mythology. - Harmondsworth: Penguin books, 1977.; Merchant, Carolyn. The Death of Nature: Women, Ecology and the Scientific Revolution. - San Francisco: Harper and Row, 1980.; Ruether, Rosemary Radford. Ecofeminism: Symbolic and Social Connections Between the Oppression of Women and the Domination of Nature. - Charlotte: University ofNorth Carolina, 1991.; Spretnak, Charlene. Lost Goddesses of Early Greece. - Boston: Beacon Press, 1981.; Warren, Karen J. Ecofeminist Philosophy: A Western Perspective on What It Is and Why It Matters.- N. Y.: Rowman & Littlefield Publishers, INC., 2000.

Предмет исследования - теоретическая реконструкция возникновения, развития и трансформации экофеминистских концепций в социокультурном, методологическом и дискурсивном контекстах.

Основные задачи исследования:

• исследовать идейную специфику феминизма, как социально-теоретического основания экофеминизма;

• осуществить селекцию наиболее презентативных экофеминистских идей и соответствующих концепций;

• изучить методологические подходы к анализу и критике экофеминистского проекта;

• выявить ценностно-понятийную структуру экофеминизма и обосновать его наиболее характерные особенности;

• рассмотреть концептуальные и социальные основания экофеминистских идей в русской религиозной философии и современной социокультурной ситуации России.

Новизна научного исследования.

1. Разработана концепция экофеминизма, в которой он эксплицирован как системный социальный и мировоззренческий феномен постиндустриального общества. На основании критического анализа малоизвестных в отечественной литературе работ западных авторов экофеминизм представлен в качестве гетерогенного, понятийно незавершенного философского мировоззрения, сочетающего постфеминистскую философию пола с новым «универсальным» гуманизмом, экологической парадигмой и постмодернистским дискурсом.

2. Обоснована структура экофеминизма в теоретическом и практическом ракурсах:

- в логическом - как ряд взаимопорождающих дихотомий мужского и женского, социального и природного, рационального и интуитивного;

- в психологическом - как форма личностной культурной идентификации;

- в ценностном - как синтез экологических, социальных и личностных идеалов;

- в практическом аспекте экофеминизм реализует себя в качестве одного из направлений в экологическом движении.

3. Установлены особенности экофеминизма: содержательный эклектизм, неомифологизм, ситуативная этика, антисциентизм и антитехницизм.

4. Дифференцированы и классифицированы основные методологические программы исследования идеи феминности (натуроцентристская, культуроцентристская, социоцентристская, психоаналитическая). Экофеминистская концепция обоснована как разновидность культуроцентристского способа реферирования и теоретизирования своей предметной области;

5. Раскрыта зависимость между экономическими перспективами развития-современного российского социума и характером решения «женской» проблемы. В России экофеминизм не имеет социальной базы, поскольку в патерналистской ментальности общества понятия прав индивида и групповых прав находятся в зачаточном состоянии.

Материалы и выводы диссертационного исследования создают основу для дальнейшего исследования новейших социальных феноменов западного общества в их сопоставлении с тенденциями развития современной России. Критический анализ конструктивных возможностей экофеминистского мировоззрения представляет собой значимый практический вклад в формирование государственной политики социального партнерства, призванной учитывать интересы и потребности всех социальных групп.

Материалы и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в исследовательской работе, в процессе преподавания социальной философии, культурологии, политологии; они могут также быть использованы в политических экспертных оценках по состоянию массового сознания в общественной жизни России.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Мартынова, Елена Ростиславовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальная философия позволяет оценить экофеминизм в единстве трех его смыслов: как социальный феномен западного общества, объективированный в трудах разных авторов; как разновидность феминистской доктрины; как специфическую систему понятий и представлений, включающую философские смыслы.

1. Экофеминизм представляет собой системный социальный и мировоззренческий продукт постиндустриального общества. Экофеминизм является историческим и логическим следствием развития феминизма и определен как постфеминизм. Понятийный аппарат феминистской критики, включавший понятия «патриархат», «женская свобода», «маскулинизм», «политические права женщин», «экономическое равноправие женщин», в экофеминизме корректируется такими понятиями, как природа/экология, «женская духовность», «женский путь», холизм, являющимися системообразующими. В отличие от основных моделей феминистского сознания - христианской, тендерной и психоаналитической, экофеминизм разрабатывает программу новой философии пола, основным концептом которой становится центрирование основных тезисов вокруг женской духовности, экологической роли женщины и гармонии полов. Разница между феминизмом и экофеминизмом обусловлена различием в системах аргументации: для экофеминизма самоидентичность женщины раскрывается не через ее социальные роли, а через систему духовно-экологических императивов.

2. Экофеминизм не представляет собой самостоятельной философской доктрины и существует в форме гетерогенного, гуманистически-ориентированного комплекса идей и ценностей, пропущенных через призму современного экологического сознания и глобальных проблем современности. Экологическое сознание поддержало и одновременно разрушило старую индивидуальную идентичность женщины, перенеся центр тяжести из культурного бытия на природно-индивидуальное. Полнота культурных ориентаций позволила выделить отдельному человеку приоритеты, близкие к идеалам природно-гармоничного бытия и готовые служить заменой полуразрушенному миру христианского сознания; в постхристианской Европе экологические идеи объективно выступили в функции коммуникации и интеграции женской социальной группы. Ближе всего к рефлексивным типам анализа экофеминистских идей стоят экзистенциальная философия как философия жизни, психоанализ и тендерный проект.

3. Структура экофеминизма имеет теоретический и практический ракурсы:

- мировоззренчески экофеминизм предстает как гетерогенное, понятийно незавершенное философское мировоззрение, сочетающее постфеминистскую философию пола с новым «универсальным» гуманизмом, экологической парадигмой и постмодернистским дискурсом.

- в логическом - как ряд взаимопорождающих дихотомий мужского и женского, социального и природного, рационального и интуитивного;

- в психологическом - как форма личностной культурной идентификации;

- в ценностном - как синтез экологических, социальных и личностных идеалов;

- в практическом аспекте экофеминизм реализует себя в качестве одного из направлений в экологическом движении.

4. Особенностями экофеминизма являются содержательный эклектизм, неомифологизм, ситуативная этика, антисциентизм и антитехницизм. В этом отношении ценности экофеминизма - женская свобода, женский опыт, женская интуиция, женские природно-охранительные функции, природная этика - отражают культурные ориентации постмодернистского западного общества, обусловленные критикой рационализма, мультикультурализмом, плюрализмом, контекстуальностью и гипертекстом. Ремифологизация как признак экофеминистского сознания выступает существенной частью процесса актуализации нового экологического гуманизма. Через незавершенные и потому несовершенные в дискурсивном понимании экофеминистские тексты прорабатываются по-новому изложенные нормы преображения мира и человека в нем, делается попытка преодоления односторонности эгоизма и экономоцентричности современного западного общества.

5. Идея феминности эволюционирует на основе ряда методологических концепций - натуроцентристской, культуроцентристской, социоцентристской, психоаналитической. Экофеминистская концепция развивается как разновидность культуроцентристского способа реферирования и теоретизирования своей предметной области;

6. В России феминизм и экофеминизм не имеет социальной базы и не является влиятельным движением, поскольку общество не расценивает их идеи социально значимыми. Причина этому - в традиционалистской патерналистской ментальности общества, в котором понятие прав индивида и групповых прав в России находится на стартовом уровне.

Экономическое измерение экофеминизма показывает, что ценностные характеристики увязаны со способностью экономики к антикризисному устойчивому развитию. В условиях российского общества трансформация массового сознания детерминирована массовой бедностью, экономической и политической дестабилизацией, социальными контрастами, что ведет к потребности в государственном патернализме - гарантии государства в удовлетворения основных потребностей и в социальной справедливости. А там, где доминирует патерналистская идея, там проблема женщины находится на эмбриональной стадии.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Мартынова, Елена Ростиславовна, 2005 год

1. Абеляр Т. Магический переход. Путь женщины-воина. - Киев: София,1997.-320с.

2. Абдулин А.Р. Искусство быть женщиной // Философские науки. 1998. №3-4.

3. Алферова Т.С., Шаталова Е.Ю. Системный кризис в России. Выход возможен. М.: Общероссийское общественное движение «За здоровую Россию», 2000. - 108 с.

4. Альтерглобализм: теория и практика «антиглобалистского» движения. Под ред. А.В.Бузгалина. - М.: УРСС, 2003. - 254 с.

5. Айвазова С.Г. Тендерное равенство в контексте прав человека. М., 2001.- 79с.

6. Айвазова С.Г. Феминистская традиция в России. М.: РИК Русанова,1998.-С.117.

7. Апель К.О. Этноэтика и универсалистская микроэтика: противоречия или дополнительность? // Политическая мысль. Киев. 1994. №№ 3-4.

8. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. Минск: Литература, 1998. - 1391 с.

9. Барт, Ролан. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. Перевод с французского. Составление, общая редакция и вступительная статья Г.К.Косикова - М.: Прогресс, 1989. - 615 с.

10. Барт, Ролан. Маркиз де Сад-Пазолини // Киноведческие записки. 1991. №12.

11. Барт, Ролан. Фрагменты «фрагментов любовной речи» // Комментарии. 1995. № 6.

12. Бенхабиб, Сейла. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру. Перевод с английского.- М.: Логос, 2003. 289 с.

13. Бердяев Н.А. Русская идея: (Основные проблемы русской мысли XIX в. и начала XX-в.) // Николай Бердяев. Paris: YMCA-press, 1971. - 258 с.

14. Бердяев Н.А. Смысл истории: Опыт философии человеческой судьбы // Николай Бердяев. 2-ое изд. - Paris: YMCA-press, Сор.1969. - 268 с.15; Библия.

15. Блаженный Августин. Исповедь. М.: Гендальф, 1992. - 544 с.

16. Блюменкранц М. Общество мертвых велосипедистов // Вопросы философии. 2004. № 1.

17. Бовуар, Симона де. Второй пол. Перевод с французского. Общая редакция и вступительная статья С.Айвазовой. - М.: Прогресс; СПб.: Алетейя, 1997. - 831 с. - Т.1: Факты и мифы. - Т.2: Жизнь женщины.

18. Бодрийяр, Жан. Забыть Фуко. Перевод с французского Д.Калугин. -СПб.: Владимир Даль, 2000. 89 с.

19. Бодрийяр, Жан. Соблазн. Перевод с фрацузского Алексея Гараджи. -М.: Ad marginem, 2000. 317с.

20. Болен, Джин Шинода. Богини в каждой женщине. Новая психология женщины. Архетипы богинь. Перевод с английского. Ред. И.Старых. - М.: ООО Издательский дом «София», 2005. - 272 с.

21. Бузгалин А.В. Постиндустриальное общество тупиковая ветвь социального развития // Вопросы философии. 2002. №2.

22. Васильева М.И. Общественные экологические интересы: правовое регулирование. (Комментарий к законодательству). М.: Наука, 1999. -129 с.

23. Вальверде К. Философская антропология. М.: Христианская Россия, 2000.-411 с.

24. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. Сост.: Бастракова Н.С. и др.- АН СССР - М.: Наука, 1988. - 519 с.

25. Воронина О.А. Тендерная экспертиза законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации. (Проекттендернойэкспертизы московского центра тендерных исследований) М.: 1998. -152 с.

26. Воронина О.А. Женщина и социализм: опыт феминистского анализа // Феминизм: Восток, Запад, Россия. Ответственный редактор М.Т.Степанянц. - М.: Наука, 1993. - 240 с.

27. Воронина О.А. Идеология феминистского движения // США: Экономика. Политика. Идеология. М., 1980.

28. Воронина О.А. Феминизм и тендерное равенство. — М.: Едиториал УРСС, 2004.-318 с.

29. Воронина О.А. Философия пола // Философия. М., 1996. - С.388-391.

30. Гайденко В. Поворот к феминистской эпистемологии = Towards а Feminist Epistemology: Постнеклассика. Феминизм. Наука. Сумы: Универ.кн., 2003. - 174 с.

31. Тендер как интрига познания. Составитель А.В.Кирилина. - М.: Рудомино, 2000. - 192с.

32. Гилман, Роберт. Эко-деревни и устойчивые поселения. Перевод с английского. СПб.: Издательство Центра Гражданских инициатив, 1991.-266 с.

33. Гроф С. За пределами мозга: рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. Перевод с английского. М.: Издательство Трансперсонального института, 1993. - 504 с.

34. Дряхлов Н.И., Давыденко В.А. Социокультурные ценности россиян: вчера, сегодня, завтра // Социс. 1997. № 7.

35. Дюркгейм Э., Мосс М. О некоторых первобытных формах классификации // Мосс М. Общества, обмен, личность. М.: Восточная литература, 1996. - 359 с.

36. Женщина. Тендер. Культура. = Woman. Gender. Culture. -Ответственные редакторы З.А.Хоткина, Н.Л.Пушкарева, Е.И.Трофимова. -М.: РЛШГИ, 1999.-367 с.

37. Жеребкина И. Тендерные 90-е, или фаллоса не существует. СПб.: Алетейя, 2003. - С.249.

38. Жеребкина И. «Прочти мое желание». Постмодернизм, психоанализ, феминизм. М.: Идея-пресс, 2000. - 251 с.

39. Жеребкина И. Женское политическое бессознательное. СПб.: Алетейя, 2002.-223 с.

40. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии: (XI XX в.в.) -СПб.: С-Петербургский государственный университет, 1999. - 304 с.

41. Зелинский А.Н. Конструктивные принципы древнерусского календаря. М.: Подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеймонова монастыря, 1996. - 77 с.

42. Зеньковский В.В. История русской философии: в 2-х т.т. Т.1. - М.: ACT Ростов-на-Дону, 1999. - 541 с.

43. Знаменитые йогини. Женщины в буддизме. Перевод с тибетского С.Хоса. М.: Путь к себе, 1996. - 256 с.

44. Зорина Е.В. Социальные идеи постмодернистской философии. Рязань, 2004.-51 с.

45. Иванов Вяч. Социальные проблемы ахиллесова пята современного глобального капитализма // Континент. 2000. №105.

46. Ивин А.А. Основы теории аргументации. М.: Туманит, изд. центр «Владос», 1997. - 351 с.

47. Изборник: Повести Древней Руси. М.: Художественная литература, 1987.-447 с.

48. Каледа Г. Домашняя церковь. М.: Зачатьевский монастырь, 1986. -257 с.

49. Канонизация святых. Троице-Сергиева Лавра, 1988. - 167 с.

50. Капра, Фритьоф. Дао физики. Исследование параллелей между современной физикой и мистицизмом Востока. Перевод с английского П.Л.Гроховской. СПб.: ОРИС, 1994. - 304 с.

51. Капра, Фритьоф. Уроки мудрости. Разговоры с замечательными людьми. Перевод с английского В.Аршинова, М.Папуша, В.Самойлова, В.Цапкина. М.-Киев: Изд-во Трансперсонального Института, 1996. — 318 с.

52. Керимов Т.Х. Феминизм // Современный философский словарь. М.Бишкек - Екатеринбург, 1996.

53. Кимлика У. Либеральное равенство // Современный либерализм. -М.: 1998.- С. 150.

54. Киселев Г.С. Шанс на свободу (о перспективах открытого общества) // Вопросы философии. 2004. № 9.

55. Клименкова Т.А. Философские проблемы неофеминизма 70-х гг. // Вопросы философии. 1988. №5.

56. Климова С.М. Мифологема женственности в культуре Серебряного века и ее социокультурные воплощения // Вопросы философии. 2004. №10.

57. Корочкин Л.И. Религиозно-этические и методологические проблемы современной биологии и химии // Наука, философия, религия: в поисках общего знаменателя.- М.: ИФ РАН, 2003. С.213-214.

58. Курабцев В.Л. Мудрейшие из идей (Лев Шестов и античная философия) // Вопросы философии. 2002. №11.

59. Кюстин А. де. Резюме путешествия // Вопросы философии. 1994. №2.

60. Ладыкина Т.А. Феминизм в культуре постмодерна: Диссертация кандидата философских наук: 09.00.11. Омск: Омский гос. ун-т, 2002. - 191 с.

61. Ладыкина Т.А. Феминизм в культуре постмодерна: Автореферат дисссертации кандидата философских наук: 09.00.11, Омск: Омский гос. ун-т, 2002. - 23 с.

62. Леви-Строс, Клод. Структурная антропология. Перевод с французского Вяч.Вс. Иванова. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 510 с.

63. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. Перевод с французского Н.А.Шматко.-М.-СПб.: Ин-тэкспер. социологии: Алетейя, 1998.- 159 с.

64. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. Составитель Ю.А.Ростовцев; вступительная статья А.А.Тахо-Годи. -М.: Издательство политической литературы, 1991. - 525 с.

65. Лотман Ю.М. О русской литературе классического периода. //Ю.М.Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994. -С.386.

66. Макушинский А. Отвергнутый жених или основной миф русской литературы XIX века // Вопросы философии. 2003. №7.

67. Маньковская Н.Б. «Париж со змеями» (Введение в эстетику постмодернизма).-М.: ИФРАН, 1995. С. 121.

68. Матвеева С.Я. Модернизация и глубинные конфликты ценностей в России//Вести ФНПР. 1996. №11-12.

69. Мережковский Д.С. Собрание сочинений. Тайна трех. М.: Республика, 1999. - 608 с.

70. Мережковский Д.С. Мессия // Рождение Богов. Тутанкамон на Крите. -СПб.: изд-во И.Лимбаха, 2000. 391 с.

71. Михайлова Т.А. Хозяйка судьбы: образ женщины в традиционной ирландской культуре / Ин-т языкознания РАН. М.: Языки славянской культуры, 2004. - 192 с.

72. Моисеев Н.Н. Расставание с простотой. М.: Аграф, 1998. - 472 с.

73. Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. М.: Устойчивый мир, 2001.- 198 с.

74. Неклесса А.И. A La Carte // Полис. 2001. №3.

75. Новая философская энциклопедия в 4-х томах. М.: Мысль, 2000. -Т.1,-721 с.

76. Новиков Д.В. Христианская антропология // Человек. 2000. № 5,6; 2001. № 1.

77. Памятники литературы Древней Руси. М.: Художественная литература, 1978. - 463 с.

78. Пастухов В.Б. Конец русской идеологии. Новый курс или новый путь?// Полис. Политические исследования. 2001. №1.

79. Платон. Сочинения в 3-х томах.- М.: Мысль, 1971. Т.З, ч.1. - 687 с.

80. Понуждаев Э. Основы гендерологии. М., 2002: - 279 с.

81. Посадская А. И., Римашевская Н. М., Захарова Н. К. Как мы решаем женский вопрос // Коммунист. 1989. №4.

82. Преподобный Иоанн Постник. Послание к деве, преданной Богу. -Святитель Афанасий Великий. Наставление деве. М.: Русский Хронограф. - 80 с.

83. Приоритеты национальной экологической политики России. М.: Наука, 1999.-99 с.

84. Проблема человека в западной философии. Сборник переводов с английского, немецкого, французского. - Сост. и послесловие П.С. Гуревича. - М.: Прогресс, 1988. - 552 с.

85. Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси. М.: Мысль, 1989.- 286 с.

86. Ресурсы Ноосферного движения. Материалы международной конференции. Выпуск 1. М.: Геос, 2000. - 230 с.

87. Рикер, Поль. Герменевтика, этика, политика: московские лекции и интервью. Перевод с французского. М.: Academia; Kami, 1995,- 159с.

88. Римашевская Н.М. Социальные последствия экономических трансформаций в России // Социс. 1997. № 6.

89. Розанов В.В. Апокалипсис нашего времени. М.: Республика, 2000. -428 с.

90. Россия. Стратегия развития в XXI веке. Вариант анализа ситуации и прогноза условий устойчивого развития страны. М.: Ноосфера, 1997. - 4.1. - 71 с. - Ч. И. - 143 с.

91. Рябова Т.Б. Женщина в истории западноевропейского средневековья. -Иваново, 1999.-С. 15.

92. Святая Русь. М.: Русская идея, 2000.- 511с.

93. Святитель Григорий Богослов. Творения // Слово 8, надгробное Горгонии, сестре Святителя Григория Назианзина. Т.1. С. 176-189. -Свято-Троицкая Лавра, 1994.- 680 с.

94. Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература: Учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2002. - 607 с.

95. Соловьев B.C. Смысл любви // Русский Эрос или Философия любви в России. М.: Прогресс, 1991. - 445 с.

96. Стивенсон Д. Больше Вы никогда не почувствуете себя идиотом. М.: Аст-Астрель, 2004. - 294 с.

97. Страна понятного завтра. Материалы к первой конференции Народной ассамблеи. М.: Фонд «Народная ассамблея», 2001. — 92 с.

98. Судьбы и образы женщин средневековья. СПб.: Алетейя, 2001. - 238с.

99. Теобальд В. Экология как эрзац-религия и вопрос ее рациональной обосновываемости // Вопросы философии. 2004. № 12.

100. Теория и история феминизма. Курс лекций под ред. И.Жеребкиной. -Харьков, 1996.

101. Третьяков А.В. Генезис и эволюция церковного феминизма в англиканском сообществе. Автореферат на соискание ученой степени кандидата философских наук. - М.: РАГС, 2004. - 28 с.

102. Трофимова Р.П. История русской культурологии. М.: Трикста, 2003. -608 с.

103. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М.: Владос; Русский двор, 1997. - 573 с.

104. Тумусов Ф.С. Семья и постиндустриальная цивилизация // Вопросы философии. 2001. № 12.

105. Феминизм // Новая философская энциклопедия в 4-х томах. М., 2001. -Т.4. - С.171-173.

106. Федотова В.Г. Хорошее общество // Философские науки. 1999. № 1 2. С.15-28.

107. Феминизм: Восток, Запад, Россия. Под редакцией М.Т.Степанянц. -М.: Наука, 1993. - 240 с.

108. Феминизм: Перспективы социального знания. Отв. ред. Воронина О.А. - М.:РАН, ИНИОН, ин-т философии, 1992. - 242 с.

109. Философия с женским лицом. МГУ . Филологический факультет. Кафедра философии гуманитарных факультетов. - М.: Макс-Пресс, 2002.

110. Флоренский П.А. Сочинения в 4-х томах. Т.2. М.: Мысль, 1996. -877с.

111. Фрезер Д.Д. Золотая ветвь: исследования магии и религии. Перевод с английского.- 2-е изд. М.:Политиздат, 1983. - 703 с.

112. Фромм, Эрих. Анатомия человеческой диструктивности. М.: ACT, 1998.-670 с.

113. Фромм, Эрих. Дзен-буддизм и психоанализ. Перевод с английского. -М.: Весь мир, 1997. 237 с.

114. Фромм, Эрих. Мужчина и женщина. М.: ACT, 1998. - 509 с.

115. Фуко М. История сексуальности 3: Забота о себе. Перевод с французского. -М.: Грунт; Рефл-бук, 1998. - 282 с.

116. Хорни К. Женская психология. Т.1 СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1993. - 221 с.

117. Хюбнер К. Истина мифа. М.: Республика, 1996. - 448 с.

118. Цивилизации и культуры. Вып.1. Россия и Восток: цивилизационные отношения. М. 1994.

119. Шабурова О.В. Феминизм // Современный философский словарь. М.Бишкек, 1996.

120. Шаповалова Ю.В. Феминизм и современная цивилизация в контексте модернизации российсого общества. Ростов-на-Дону: ДГТУ, 2003. -Юс.

121. Шпренгер Я., Инститорис Г., монахи. Молот ведьм. Перевод с латинского Н.Цветкова. Предисл. С.Лозинского. Изд. 2-е. - М.: Интербук, 1990. - 352 с.

122. Шубарт В. Европа и душа Востока. М.: ЭКСМО, 2003. - 479 с.

123. Элиадэ, Мирча. Космос и история // Миф о вечном возвращении. Перевод с французского и английского. М.: Прогресс, 1987. — 311 с.

124. Элиадэ М. Священное и мирское. Перевод с французского, предисловие и комментарии Н.К.Горбовского.-М.: МГУ, 1994- 144 с.

125. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. Перевод с итальянского В.Г.Резник и А.Г.Погоняйло. СПб.: «Симпозиум», 2004. - 544 с.

126. Эко У. Шесть прогулок в литературных лесах. Перевод с английского Александры Глебовской. СПб.: Symposium, 2003. - 285 с.

127. Экологическая антология. Экологические произведения западных авторов. Составление, перевод, комментарии «Советско -Американская Гуманитарная Инициатива». Москва-Бостон: Golubka, 1992 - 268 с.

128. Эпштейн М. Постмодерн в России: литература и теория. М.: изд-во Р.Элинина, 2000.- 368 с.

129. Эстес, Кларисса Пинкола. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. Перевод с английского Т.Науменко. К.: София; М.: Гелиос, 2001.-496 с.

130. ЮлинаН.С. Проблемы женщин: философские аспекты (феминистская мысль в США) // Вопросы философии. 1988. №3.

131. Юлина Н.С. Феминизм // Новая философская энциклопедия. Т.4 М., 2001.

132. Юдина Н.С. Феминизм : женщина, семья и общество // Юлина Н.С. Очерки по философии в США. XX век. М., 1999. - С.266-281.

133. Юнг К.-Г. Душа и миф: шесть архетипов. Киев -М.: Гос. библ. Украины для юношества, 1996. - 382 с.

134. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс, Универс, 1994.-329 с.

135. Юнг К.-Г. Человек и его символы. СПб.: Б.С.К., 1996. -454 с.

136. Якимова Е.В. Ловибон С.: Феминизм и постмодернизм // Феминизм: перспективы социального знания. М.: РАН, 1992. - 242 с.

137. Левин В.А. История и психология формирования экологической культуры. (Удобно ли сидится на вершине пирамиды?). М.: Наука, 1999.-97 с.

138. Averoes. Commentory on Plato's Republic /Ed. By Rozental. Cambridge: Cambridge univ. press, 1966. - 336 p.

139. Birnbacher W. Sind wir fur die Natur verantworlich? || Birnbacher W. Okologie und Ethik. Stuttgart, 1980.- S.132-133.

140. Barker E. Greek Political Theory: Plato and Predecessors. L.: Methuen, 1947. 403 p. - N.Y.: Barnes & Noble, 1960. - 468 p.

141. Вateson, Gregory. Mind and Nature: A Necessary Unity. N.Y.: E.P. Dutton, 1979.-238 p.

142. Bateson, Gregory. Steps to an Ecology of Mind. N.Y.: Ballantine Books, 1972.-541 p.

143. Biehl, Janet. Finding our Way: Rethinking Ecofeminist Politics. Montreal; N.Y.: Black Rose Books, 1991. - 159 p.

144. Bluestone N.M. Women and the Ideal Society: Plato's Republic and Modern Mythes of Gender. Oxford: Berg, 1987. - 238 p. - p. 34.

145. Bloom A. Response to Hall // Polit. Theory. L., 1977. -Vol.5. № 3. - P.3-325.

146. Bordo S. The Flight of Objectivity: Essays on Cartesianism and Culture. -Albany: State University of New York Press, 1987. -145 p.

147. Butler J. Gender Trouble: Feminism and the Subversion of Identity.- N.Y.: Routledge, 1990. 172 p.

148. Christ, Carol. Rethinking Theology and Nature // Reweaving the World: The Emergence of Ecofeminism, ed. Irene Diamond and Gloria Feman Orenstein. San Francisco: Sierra Club Books, 1990. - P.58 - 69.

149. Croiset, Moris. La Republigue de Platon. P.: Mellottee, 1946. - 241 p.

150. Crombie L. An Examination of Piano's Doctrines.- L.: Routledge and Paul, 1962.- Vol. 1: Plato on Man and Society. 395 p.

151. Daly, Mary. Beyond God the Father: Towards a Philosophy of Women's Liberation. -Boston: Beaccon press, 1973. 225 p.

152. Daly, Mary. Gyn/Ecology: The Metaethics of Radical Feminism.- Boston, Beacon Press,1978. -485 p.

153. Deep Ecology and World Religions: New Essays on Sacred Grounds. Ed. By David Landis Barnhill and Roger S. Gottlieb. - Albany: State University of New York Press, 2001.- 291 p.

154. Deep Ecology for the Twenty-first Century. Ed. By George Sessions.-Boston: Shambhala, 1995.-488 p.

155. Dinnerstain, Doroty. The Mermaid and the Minotaur: Sexual arrangements and human malaise. N.Y.: Harper & Row, 1977. - 288 p.

156. Discovering Reality: Feminist Perspectives on Epistemology, Metaphysics, Metodology, and Philosophy of Science. Edited by Sandra Harding and Merill B. Hintikka. - Dordrecht Netherlands.; Boston: Kluwer Academic Publishers, 2003.-332 p.

157. Eaton, Heather. Introducing Ecofeminist Theologies. L.; N.Y.: T&T Clark International, 2005. - 139 p.159. d'Eaubonne, Francoise Le Feminisme ou La Mort. Paris: Pierre Horay, 1974.-275 p.

158. Ecofeminism and Globalization: Exploring Culture, Context, and Religion. -Ed. by Heather Eaton and Lois Ann Lorentzen. Lanham, Md.: Rowman & Littlefield Publishers, 2003. - 253 p.

159. Ecofeminism: Women, Culture, Nature. Ed. by Karen J. Warren with editorial assistance from Nisvan Erkal. - Bloomington: Indiana University Press, 1997.-454 p.

160. Ecofeminism and the Sacred. Ed. by Carol J. Adams. - N.Y.: Continuum, 1993.-340 p.

161. Elstain, Jane. Agaist androgyny // Telos. St.Louis. 1981. № 47. P.209-262.

162. Elstain, Jane. Public Man, Private Woman: Knowing and Difference. -Prinstone, 1981.

163. Europe, Globalization and Sustainable Development. Ed. by John Barry, Brian Baxter and Richard Dunphy. - L.; N.Y.: Routledge, 2004. - 216 p.

164. Faith and Praxis in a Postmodern Age. Ed. by Ursula King. - L.: Cassell, 1998.-200 p.

165. Female infertility. Vol.ed. P.J.Keller. - Basel: Karger, 1978. - 144p. (Contribution of Gynecologyn and Obstetrics. Vol.4).

166. Femail Liberation History and Current Politics. Ed.with an introd. by R.Salper. - N.Y.: Knopf, 1972. - 246 p.

167. Feminizm: The Essential Historical Writings. Ed. and with an introd. and comment, by M. Schneir. -N.Y.: Vintage books, 1972. - 360 p.

168. Feminism and Materialism: Women and Models of Production. Ed. by Annette Kuhn and Ann Mary Wolpe. - L.: Routledge and Kegan Paul, 1978. -328 p.

169. Feminist Frameworks: Alternative Theoretical Accounts of the Relations between Women and Men. Ed. by Jaggar A.M., Struhl P.R. - N.Y.: Mcgray -Hill, 1978.-333 p.

170. Feminist Interpretation of Bible // Ed. By Russel L.M. Philadelphia: Westminster Press, 1885. - 166 p.

171. Feminist Literary Criticism. Explorations in Theory J.Donovan ed. -Kentucky: Univ. Press, 1975. - 83 p.

172. Feminism and Philosophy. Edited by Mary Vetterling-Braggin, Frederick A. Elliston, Jane English.-Totowa, N.Y.: Rowman&Littlefield, 1981.-452 p.

173. Ferguson A.Blood at the Root: Motherhood, Sexuality and Male Dominance. L.: Pandora, 1989. - 299 p.

174. Friedan, Betty. The Second Stage. N.Y.: Summit Books, Cop. 1981. -344p.

175. Gaard, Greta C. Ecological Politics: Ecofeminists and the Greens. -Philadelphia: Temple University Press, 1998. 337 p.

176. Gray, Elizabeth Dodson. Green Paradise Lost. -Wellesley, Mass.: Roundtable Press, 1981. 166 p.

177. Greer, Germaine. The Madwoman's Underclothes: Essays and Occasional Writings, 1968-1985 // Germain Greer. L.: Picador, 1986. - 305 p.

178. Greer, Germain. The Obstacle Race: The Fortunes of Women Painters and Their Work. L.: Seeker and Warburg, 1979. - 373 p.

179. Greer, Germain. The Female Eunuch. -N.Y. McGrow-Hill, 1971. 349 p.

180. Gross, Rita M. Religious Feminism and the Future of the Planet: a Christian-Buddhist Conversation. N.Y.: Continuum, 2001. - 229 p.

181. Goley F.B. A Primer for Environmental Literacy. New Haven, Conn: Yale University Press, 1998, - P. 1.

182. Haraway, Donna. Situated Knowledges: The Science Question in Feminism and the Privilege of Partial Perspective.- Feminist Studies 14, no.3 (Fall 1988). P.99-575.

183. Hay, Peter. Main Currents in Western Invironmental Thought. -Bloomington: Indiana University Press, 2002. 400 p.

184. Henderson, Hazel; Beyond Globalization: Shaping a Sustainable Global Economy. West Hartford, Conn.: Kumarian Press, 1999. - 88 p.

185. Henderson, Hazel. Creating Alternative Futures: the End of Economics. -Foreword by E.F. Schumacher. -N.Y.: Berkley Pub. Corp., 1978. -403 p.

186. Henderson, Hazel. The Politics of the Solar Age: Alternatives to Economics. N.Y.: Anchor/Doubleday, 1981. - 433 p.

187. Howell, Nancy R. A Feminist Cosmology: Ecology, Solidarity, and Metaphysics. Amherst, N.Y.: Humanity Books, 2000. - 141 p.

188. Irigaray, Luce. Thinking the Difference: For a Peaceful Revolution.-Translated from the French by Karin Montin.-N.Y.: Routledge, 1994.-118 p.

189. Jagger, Alison M. Feminist Politics and Human Nature. Totowa, N.J.: Rowman&Allanheld, 1983. - 408 p.

190. Janeway, Elizabeth, 1913. Man's World, Woman's Place: a Study in Social Mythology. Harmondsworth: Penguin books, 1977. - 350 p.

191. Janeway, Elizabeth. The Third Choise. L.: Joseph, 1960. - 335 p.

192. Janeway, Elizabeth. The Walsh Girls. N.Y.: Doubleday, Doran and Co., 1943.-314 p.

193. Janeway, Elizabeth. Powers of weak. N.Y.: Knopf, 1980. - 350 p.

194. Jowett B. Plato. The Dialogues. Oxford, 1875. - 175 p.

195. Kristeva, Julia. 1941. Desire in Language: a Semiotic Approach to Lit.a.art.-Ed. by Leon S. Roudiez, Transl. by Thomas Gora et.al. N.Y.: Columbia univ. press, 1979. - 305 p.

196. Kronlid, David. Ecofeminism and Environmental Ethiks: an Analysis of Ecofeminist Ethical Theory. Uppsala: Academiae Ubsaliensis, 2003. - 27 p.

197. Leopold, Aldo. A Sand County Almanac and Sketches Here There. -N.Y.: Oxford University Press, 1966. 269 p.

198. Lovibond, Sabina. Feminism and postmodernism // New Left rev. L., 1989. № 178.-P.5-28.

199. Lyons, Alana. Now it's our Turn: How Women Can Transform their Lives and the Planet. Malibu, CA: Jaguar Books, 1998. - 259 p.

200. Mead, Margaret. Sex and Temperament in Three Primitive Societies.- L.: Henley: Routledge & Paul, 1977. 335 p.

201. Mellor, Mary. Feminism and Ecology. Washington Square, N.Y.: New York University Press, 1997. - 219 p.

202. Merchant, Carolyn. The Death of Nature: Women, Ecology and the Scientific Revolution. San Francisco: Harper and Row, 1980. - 348 p.

203. Merchant, Carolyn. Earthcare: Women and the Environment. N.Y.: Routledge, 1996.-280 p.

204. Merchant, Carolyn. Terra Femina. Geneva, Switzerland: Institute of Cultural Action (IDAC) and Network in Defense of Human Species (REDEH), 1992. - 104 p.

205. Merchant, Carolyn. Radical Ecology: the Search for a Livable World. -N.Y.: Routledge, 1992.-276 p.

206. Mies, Maria. Ecofeminism. New Delhi: Kali for Women, 1993. - 324 p.

207. Mitchell, Juliet. Psychoanalysis and Feminism. N.Y.: Pantheon books, 1974.-456 p.

208. Murphy, Patrick D. Literature, Nature and Other: Ecofeminist Critiques. -Albany: State University of New York Press, 1995. 212 p.

209. Nettleship R. Lectures on the Republic of Plato. L.: MacMillan, 1961. -364 p.

210. O'Neill R.V., DeAngelis D.L., Waide J.B., and Allen T.F. A Hierarchical Concept of Ecosystems. Prinseton - N.Y.: Princeton University Press, 1986.-253 p.

211. Osbourn, Marta. Plato's Unchanging View of Woman // Philos. Forum. Boston. 1975. Vol. 7, № 1. P. 115-137.

212. Primavesi, Anne. Making God Laugh: Human Arrogance and Ecological Humility. Santa Rosa, Calif.: Polebridge Press, 2004.-180 p.

213. Radical Feminism. Ed. by Anne Koedt, Ellen Levine, Anita Rapone. -N.Y.: Quadrangle; The New York Times Book, 1976. - 424 p.

214. Reweaving the World: the Emergence of Ecofeminism. Ed. And with essays by Irene Diamond and Gloria Feman Orenstein. - San Francisco: Sierra Club Books, 1990. - 320 p.

215. Rosenthal, Abigale. Feminism without contradictions // Monist.-La Salle (III.). 1973. Vol.57. №1. P.438-474.

216. Ruether, Rosemary Radford. Ecofeminism: Symbolic and Social Connections Between the Oppression of Women and the Domination of Nature. Charlotte: University of North Carolina, 1991.

217. Ruether, Rosemary Radford. Integrating Ecofeminism, Globalization, and World Religions. Lanham: Rowman&Littlefield Publishers, 2005. - 195 p.

218. Schumacher, E. F. Small is Beautiful: Economics as if People Mattered. -N. Y.: Harper & Row, 1973 290 p.

219. Schumacher, E. F. A Guide for the Perplexed.- N. Y.: Harper & Row, 1977. -147 p.

220. Skolimowski H. Dancing Shiva in the Ecological Age.- New-Delhi: Concept Publishing, 1991. 182 p.

221. Starhawk. Feminist, Earth -Based Spirituality and Ecofeminism // Hialing the Wounds: The Promise of Ecological Feminism. Ed. Judith Plant. -Philadelphia: New Society Publishers, 1989. - P.85-174.

222. Strauss L. The Argument and the Action of Plato's Laws. Chicago: Univ. of Chicago press, 1975. - 186p.

223. Spretnak, Charlene. Lost Goddesses of Early Greece: A Collection of Pre-Hellenic Myths. Boston: Beacon Press, 1984. - 132 p.

224. The Feminist Papers: From Adams to de Beauvoir. Ed. and with introd. essays by Alice S. Rossi.- N.Y.-L.: Columbia Univ. Press, 1973.- 716 p.

225. The Sacred Earth: Religion, Nature, Environment. Ed. by Roger S. Gottlieb. - N.Y.: Routledge, 2004. - 762 p.

226. Warren, Karen J. Ecofeminist Philosophy: A Western Perspective on What It Is and Why It Matters.- N. Y.: Rowman & Littlefield Publishers, INC., 2000. -253 p.

227. Women Healing Earth: Third World on Ecology, Feminizm and Religion. -Edited and with introductions by R.R.Ruether.- Maryknoll, N.Y.: Orbis Books, 1996. 186 p.

228. УТВЕРЖДАЮ» Первый проректор Финансовой академии при Правительстве РФ1. СПРАВКА О ВНЕДРЕНИИ

229. Материалы диссертации аспирантки Мартыновой Е.Р. на тему: «Социально-философский анализ экофеминизма» используются кафедрой Философии в преподавании учебных дисциплин: «Философия», «Социальная философия».

230. Материалы обсуждены и одобрены на заседании кафедры Философии «24» июня 2005 г., протокол № 15.1. Завкафедрой Философии,профессор муО^ М.В.Вальяно.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.