Социально-философские аспекты взаимосвязи семьи и религии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Мингазова, Наиля Рифкатовна

  • Мингазова, Наиля Рифкатовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2005, Уфа
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 142
Мингазова, Наиля Рифкатовна. Социально-философские аспекты взаимосвязи семьи и религии: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Уфа. 2005. 142 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Мингазова, Наиля Рифкатовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ВЗАИМОСВЯЗИ СЕМЬИ И РЕЛИГИИ.

§ 1. Семья как объект социальной философии.

§2. Семья как естественный союз: этические и религиозные доминанты.

ГЛАВА II. РОЛЬ РЕЛИГИИ В ФОРМИРОВАНИИ

ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СЕМЬИ.

§ 1. Религия и её влияние на национальные и семейные традиции.

§2. Особенности религии и семейных традиций башкир.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-философские аспекты взаимосвязи семьи и религии»

Актуальность темы исследования состоит в необходимости философского анализа взаимодействия различных социальных институтов (в том числе институтов религии и семьи) в условиях поисков современным российским обществом своей культурной и духовной идентичности.

Возрождаясь в качестве не только социального института, но и мировоззрения, ядра культурной идентичности, религия консолидирует вокруг себя всё большее количество людей, объединённых в свою очередь в семьи, группы и различные социальные общности. Поэтому от того, каким образом будут складываться взаимоотношения между ними, каким образом представители одной религии будут воспринимать представителей другой, во многом зависит развитие современной цивилизации.

Феномен религиозности относится к одному из массовых и стойких общественных явлений. И сегодня можно наблюдать значительное усиление интереса к религии не только в самых разнообразных социальных стратах, но и в семьях, где велика власть культурных традиций. Кроме того, необходимо отметить, что деятельность религиозных организаций России, связанная с сохранением традиций и ценностей народа (а главной ценностью часто выступает семья), сопровождается активным неприятием ныне пропагандируемых установок общества потребления, индивидуалистических, прагматических ориентаций.

Сегодня религия становится одним из основных признаков этнического самосознания. В этом плане сложной является проблема отношений между православием и исламом. В условиях постсоветской ломки жизненных, семейных устоев и принципов, моральных ориентиров, политических и экономических структур, люди тянутся к тому, что осталось нетронутым -национальной и религиозной самобытности. Национальная и религиозная принадлежность становятся аргументами, которые спекулятивно разыгрывают политики. Но следует всегда помнить о том, что семья - это, прежде всего естественный и нравственный союз и религия для Неё- имеет значение исключительно своей направленностью на общечеловеческие ценности. :

Оздоровление семьи должно рассматриваться в "качестве одной из главных социальных задач государства. При этом следует особо выделить духовно-нравственную сторону. В этом плане обращение к религиозным традициям является закономерным . фактором,- поскольку религиозная духовно-нравственная реформация : затронула все регионы России; не стала исключением и Республика Башкортостан, где верующие мусульмане традиционно являются приверженцами религии ислама. • \

Таким образом, актуальность исследования - обусловлена возрастанием роли и значения социальных институтов семьи и религии в идущем процессе обновления российского общества.

Степень научной разработанности проблемы. Существует большое количество исследований в античной, средневековой, философии Нового времени, современной отечественной и зарубежной литературе, посвященных этическим и религиозным сторонам жизнедеятельности семьи.

Аристотель полагает, что семья - это первая естественная форма общежития, неизменяющаяся во все времена человеческого существования1. В средние века господствовало традиционное понимание семьи, которое было освещено христианской религией. Христианские заповеди определяли семью как основу гармоничных общественных отношений, формирующих развитие личности и общества. Однако духовное лицо здесь всё же противопоставляется семье. Показатель высокой духовности христианина - в его презрении к плотскому началу. Напротив, традиционная исламская религия не мыслит своё существование телесных и душевных радостей вне семьи.

В философии Нового времени акцент делался на изучение семьи как социального явления и социального института. Философы анализировали

1 См.: Аристотель. Политика // Он же. Соч. в 4-х т.: Т.4. - М.: Мысль, 1984. - С.377-378. супружеские взаимоотношения, позитивные и негативные факторы, проявляющиеся в семье. В этой связи можно отметить сочинения Ф.Бэкона, Т.Гоббса, Ж.-Ж.Руссо, Д.Юма*. Так, Т.Гоббс основывает долг и свободу подданных на известных склонностях человеческого рода (в том числе и на склонности создать семью). При этом он развивает концепцию семьи, годную для буржуазного общества.

Д.Юм разрабатывает концепцию семьи с точки зрения категорий справедливости и несправедливости1. «Если публичная похвала и публичное порицание усиливают наше уважение к справедливости, то домашнее воспитание и поучения производят на нас те же действия. Ведь родители без труда подмечают, что человек бывает тем полезнее для себя и для других, чем большей степенью честности и чести он обладает, и что эти принципы имеют больше силы тогда, когда привычка и воспитание помогают интересу и размышлению» . Юм, как видим, освобождает этику семьи от религиозных санкций и предъявляет религиозным учениям обвинение в извращении естественных человеческих чувств. Однако семейная этика Юма не стала антирелигиозной в полном смысле этого слова. Он идеализировал буржуазную действительность семьи, выдвинув вместо клерикальной утопии всеобщей набожности и смирения утопию всеобщего сочувствия, пришедшую в резкий диссонанс с эпохой промышленного переворота.

Особый интерес представляют воззрения на семью и религию представителей немецкой классической философии (И.Канта, И.Г.Фихте и См.: Бэкон Ф. Сочинения в 2-х т.: т.2. - М.: Мысль, 1978. - 575 е.; Гоббс Т. Сочинения в 2-х т.: т.2. - М.: Мысль, 1991; Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения. В 3-х т. / Пер. с франц. - М.: Гослитиздат, 1961; Сочинения / Пер. с франц. Н.И.Кареева и др. -Калининград: Янтарный сказ, 2001. - 416 е.; Избранные сочинения. В 3-х т. / Пер. с франц. - М.: Гослитиздат, 1961; Юм Д. О многоженстве и разводах / Сочинения. Т.2. -М.: Мысль, 1965. - 927 е.; Трактат о человеческой природе. - Минск, ООО «Попурри», 1998.

1 См.: Юм Д. Трактат о человеческой природе. - Минск, ООО «Попурри», 1998. -С.540.

2 Там же.

Г.В.Ф.Гегеля). И.Кант исходит из того тезиса, что добродетель должна быть приобретена и, учиться ей надо в семье, начиная это дело с наставления ребёнка в «моральном катехизисе»1. Уже само по себе следование моральному долгу Божественно. Семья основана на дружбе супругов и в этом состоит её прочность.

И.Г.Фихте, напротив, полагает, что любовь выше дружбы, что семья - это не продукт договора, а «естественный и нравственный союз двух сердец»2. Он, таким образом, обожествляет любовь, превращая семью в подобие божественной истины.

Определяя семью как первичную «субстанциальность духа», Г.В.Ф.Гегель выделяет в ней три стороны: брак как таковой, семейную собственность и воспитание детей. В браке имеет место единство природного и духовного начал. Брак - это «один из тех абсолютных принципов, на которых зиждется нравственность общественного союза» в целом3.

Изучение семьи в плане исследования её религиозных и нравственных доминант явилось предметом философских интересов представителей социокультурного направления психоанализа - А.Адлера, Э.Берна и Э.Фромма*.

Эти исследователи пришли к тому выводу, что проблемы взаимосвязи семьи и религии, личности и общества берут своё начало в межличностных отношениях в семье.

Среди современных отечественных исследователей семьи как социального явления, взаимосвязанного с традициями, включая и религиозные, можно выделить труды А.И.Будова, М.М.Вагабова, Д.Ж.Валеева, А.П.Иванова,

1 См.: Кант И. Соч. в 6-ти т.: Т.4, часть 2. - С.321,421,423.

См.: Литвинова A.JL Неопубликованные произведения И.Г.Фихте о проблемах брака и семьи // Философские науки. - №5. - 1972. - С. 120.

3 См.: Гегель Г.В.Ф. Соч. в 14-ти т.: Т.7. - М.-Л., 1929-1958. - С.193. * См.: Адлер А. Очерки индивидуальной психологии / Пер. с нем. -М, 2002. - 220 е.; Фромм Э. Духовная сущность человека. Способность к добру и злу // Философские науки. - №9. - 1990. - С.97-112; Психоанализ и религия / Пер. А.А.Яковлева // Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1990. - С. 143-221.

Г.М.Керимова, А.В.Лукьянова, Г.С.Лялиной, М.С.Мацковского, Л.Н.Митрохина, В.С.Мухиной, А.С.Онищенко, П.Г.Писманик, В.Я.Титаренко, Г.И.Трониной, Д.М.Угриновича, М.М.Усеновой, Э.Г.Филимонова, В.И.Шинкарук*.

Представляет интерес работа Т.В.Злотиной**, посвященная исследованию взаимосвязи процессов секуляризации и гуманизации общественного сознания, где содержится методология к поставленной нами проблемы.

Открыто о тенденциях, действующих в развитии российской семьи, и её взаимосвязи с религиозными традициями стали говорить только в конце 80-х гг. XX века. Эти тенденции описаны А.И.Антоновым, Е.Б.Бреевой, М.С.Мацковским, С.А.Сорокиным, Н.Д.Шиминым***. Однако, несмотря на многочисленные публикации, посвященные проблеме семьи, а также проблеме мировоззренческой направленности воспитательного потенциала семьи, остается еще ряд неизученных вопросов (в том числе вопрос о взаимосвязи семьи и религии, вопрос о формировании системы ценностных ориентаций в семье). См.: Вагабов М.В. Ислам и семья. - М.: Наука, 1989. - 174 е.; Ислам, женщина, семья.

- Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1994; Валеев Д.Ж. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее. - Уфа: Башк. кн. изд-во, 1989; История общественной мысли Башкортостана: Учебное пособие. - Уфа: РИО БашГУ, 1994; Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. —М.: Наука, 1978; Лукьянов А.В. Основы истории и философии религии. В 3-х т. - Уфа, 1995; Митрохин JI.H. Философия религии: (опыт истолкования Марксова наследия). — М.: Республика, 1993; Писманик М.Г. Индивидуальная религиозность и её преодоление. - М.: Мысль, 1984; Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. -М.: Мысль, 1987; Усенова М.М. Семья и религия. -Алма-Ата: Мектеп, 1986. См.: Злотина Т.В. Десакрализация форм общественного сознания России XVIII столетия (взаимосвязь процессов секуляризации и гуманизации). Автореф. дисс. канд. филос. н. - М., 1989. - 24 с. См.: Антонов А.И. Микросоциология семьи: Методология исследования структур и процессов - М.: NOTA BENE, 1998. - 360 е.; Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы теории, методологии и методики / Отв. ред. Г.С.Батыгин. - М.: Наука, 1989.

115 е.; Сорокин С.А. Российская семья и три законопроекта по её охране. - М.: Экономика, 1999. - 167 е.; Шимин Н.Д. Семья как общественное явление: опыт социально-философского анализа. - Воронеж: изд-во Воронеж, ун-та, 1989. - 189 с.

Особую значимость представляют исторические и этнографические исследования башкирских авторов: А.З.Асфандиярова, Н.В.Бикбулатова, ЗЛ.Рахматуллиной, Р.Н.Сулеймановой, Р.А.Султангареевой, Ф.Ф.Фатыховой, Р.З.Янгузина*. Следует отметить, что целостного представления о взаимосвязи социальных институтов семьи и религии в регионах эти исследования не дают. Особенно это относится к социально-философскому анализу проблемы.

Объектом диссертационного исследования выступает семья как фундаментальный социальный институт.

Предметом исследования являются этические, эстетические и религиозные доминанты семьи как социального института трансформирующегося общества. Цель и задачи исследования.

Целью диссертационного исследования является социально-философский анализ взаимосвязи семьи и религии как социальных институтов. С учётом поставленной цели в диссертации решаются следующие задачи:

• на основе социально-философского анализа взаимосвязи семьи и религии выявить этические, эстетические и религиозные доминанты семьи как фундаментального социального института;

• раскрыть значение религии в формировании личности и семейно-обрядовой культуры как предпосылки перехода человека в период социальной зрелости;

• на базе изучения башкирских семейно-бытовых обрядов и ценностных ориентаций башкирской семьи выявить перспективы раскрытия культуры

См.: Асфандияров А.З. Башкирская семья в прошлом (XVIII - первая половина Х1Хв.). - Уфа: Китап, 1997. -104 е.; Бикбулатов Н.В., Фатыхова Ф.Ф. Семейный быт башкир XIX - XX вв. - М.: Наука, 1991.- 189 е.; Рахматуллина З.Я. Башкирские традиции: (социально-философский анализ). - Уфа: Изд-е БашГУ, 2000; Личность, культура, воспитание (на баш. яз). - Уфа: Изд. БГУ, 1997; Сулейманова Р.Н. Доисламские верования и обряды башкир. Автореф. дис. .канд. ист. наук. 1994; Султангареева Р.А. Семейно-бытовой обрядовый фольклор башкирского народа. -Уфа: Гилем, 1998; Янгузин Р.З. Социальная структура башкирского общества в XVIII-XIXbb. - Уфа: БГУ, 1987. - 88 е.; Этнография башкир (история изучения). - Уфа: Китап, 2002.-192 с. человековедения в её архетипах, а также особенности взаимодействия человека с природой в её социально-пространственных измерениях; • отталкиваясь от той мысли, что традиция носит социальный характер, обосновать диалектическую взаимосвязь религиозных и семейно-бытовых традиций как предпосылки, обусловливающей гармоническое развитие общества.

Методология исследования. В качестве концептуальной основы рассмотрения проблемы выступают принцип историзма, элементы институционального, антропологического и социокультурного подходов.

Научная новизна диссертации состоит в исследовании этических и религиозных доминант семьи как социального института общества. Эта новизна может быть конкретизирована в виде следующих положений выносимых на защиту: обнаружено, что взаимосвязь семьи и религии как социальных институтов полнее всего раскрывается в традиции, где осуществляется передача духовных ценностей от поколения к поколению и на которой основана культурная жизнь; обосновано, что семья как естественный союз есть важнейшая ступень перехода человека в период социальной зрелости, которая в свою очередь характеризуется наличием противоречия между трансцендентной устремленностью индивида к миру абсолютных ценностей и в то же время его желанием достичь жизненного благополучия и стабильности; выявлены социально значимые доминанты ислама, определяющие облик современной башкирской семьи, ориентирующейся на соблюдение обрядов (опора на духовное здоровье человека; ориентация на непреходящие нравственные ценности; соблюдение принципа единства свободы и ответственности); обнаружено, что рациональная организация институтов семьи и религии, осуществляемая не в ущерб другим институтам часто деформируется под влиянием сословных, профессиональных и иных групповых интересов; доказано, что демократичность современной башкирской семьи обусловлена также социальной и исторической памятью, в содержании которой находят отражение ранние формы религиозного сознания.

Теоретическая и практическая значимость диссертации. Теоретическое значение состоит в том, что полученные в диссертации результаты открывают перспективы исследования влияния религии на формирование ценностных ориентаций семьи, а также будут способствовать изучению религиозного самосознания личности.

Практическое значение работы заключается в том, что результаты исследования найдут применение в процессе преподавания социальной философии, чтения элективных курсов по философии; полученные результаты найдут применение в воспитательной работе среди учащейся молодёжи.

Апробация работы. Основные идеи и выводы научного исследования докладывались на региональной научно-теоретической конференции «Школа. Вуз. Наука» (г. Бирск, 2003), на научно-практических конференциях: Политические партии и движения в Башкортостане: прошлое и настоящее (г. Уфа, 2002); «Человек. Общество. Образование.» (г. Уфа, 2004), на заседаниях Совета гуманитарных наук Башкирского государственного медицинского университета, а также изложены в 8 публикациях автора общим объёмом 1,5 п.л.

Диссертация была обсуждена на кафедре философии Башкирского государственного медицинского университета 28 декабря 2004 года и рекомендована к защите.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (по два параграфа в каждой), заключения и списка использованной литературы (215 наименований). Объём диссертации - 142 страницы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Мингазова, Наиля Рифкатовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Семья представляет собой особый интерес как социальный институт, обеспечивающий стабильность общества, эволюционирующий вместе с ним и адаптирующийся к новациям и переменам. Вместе с тем семья выступает как пространство первичной социализации индивида, как микромир, в котором начинается личностное становление человека. В семье возникает потребность в интимизации человеком своего бытия. Воздействуя на семью, религиозная мораль, выполняет роль ценностно-ориентирующего начала, т.е. является оценочно-императивным способом освоения социальной действительности. Религия даёт людям ясные и всеобъемлющие наставления, в результате чего человек получает руководство на многие случаи жизни. Так, ислам воздействует на формирование нравственных и духовно-эстетических воззрений людей. Религиозные обряды организуют чувства, эмоции, сознание, разум человека при санкционировании какого-либо события, связанного с жизнью индивида и общества. При этом не только исполнение обрядов, но и знание их становится нормой, показателем зрелости человека, подготовленности его для перехода в новый социальный ранг.

Религия регламентирует уровень мышления человека, его поступки, облик, поведение, обогащая тем самым арсенал мифологических знаний и обеспечивая наиболее оптимальные нормы контакта человека с природой и людьми, а также благополучие в жизни.

Культовые поклонения, символическое восприятие явлений обнаруживают специфическую систему образов, которая очень важна в процессе семейного воспитания. Доброе слово, сказанное в процессе исполнения обряда, выступает как кузница самосознания индивида. Божественное слово организует сознание, способствует развитию культуры речи. Его основная цель предполагает при этом развитие художественной целостности творческой мысли.

В христианской и исламской религиях обобщены жизненные принципы народа, идеалы человека о добре, представления о зле. В благопожеланиях определяются понятия о чести, долге, нормы поведения в обществе. Необходимо учитывать эстетические и идейно-функциональные ценности обрядового творчества, сообразные духовному уровню общества. Речь идёт о традициях проведения торжеств по случаю рождения ребёнка, имянаречение, ритуальные поклоны, одаривание гостей рукоделиями невесты и т.д.

Вместе с тем излишнее нагнетание религиозной идеологией семейных отношений, форсирование и механическое отправление религиозных культов привносят в семью негативные влияния. В последние десятилетия сформировалось самосознание и духовный потенциал определённых групп людей, способ мысли и жизни которых представляет нравственность, выходящая за пределы религиозности. Это люди, не живущие по канонам религии, но представляющие собой образцы интеллигентности и порядочности. Их поведение регулируется законами общечеловеческой морали, духовными ценностями. Есть, однако, и те, кто порвал с религией, а до научного мышления ещё не дошёл. У них - достаточно аморфная и эклектичная картина мира. Их действия непредсказуемы и они легко дают себя увлечь различными идеями; при этом религиозные механические коррективы для них не имеют основы.

В диссертации нами показано, что религиозное почитание природы и её сил выступает наиболее характерной особенностью башкирской семьи. Это — не варварство (как это неверно трактуют служители культа), а констатация глубокой генетической связи человека с природой, способ разумного и гуманного поведения человека в обществе, его гармоничного сосуществования с природой.

Религия до предела обостряет само отношение человека не просто к природе вообще, а к её крайним пределам, где приходят в тесное соприкосновение силы жизни и смерти. Почитание крайних границ природы, о чём говорит, например, обязательное приготовление обрядовых поминальных блюд и т.д., самой живительной силы природы вовсе не противоречит канонам той или иной религии, а выступает её естественно-разумной идеологической основой.

В работе нами проводится та мысль, что взаимосвязь семьи и религии сегодня необходимо помыслить как-то иначе, чем в плане простого исследования позитивного или негативного влияния религии на семейно-брачные отношения. В этом плане нами обоснован тезис о том, что семейно-брачный союз есть эмпирическая форма мифологического знания о союзе земного и небесного. Семья как духовное и нравственное событие, как не только правовой, но и как естественный и нравственный союз, имеет один из источников своего бытия в ритуале, в трансцендентной устремлённости к миру абсолютных и вечных ценностей.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

1. Позитивный смысл взаимосвязи семьи и религии обнаруживается в следовании традициям, в выполнении обрядов, что позволяет человеку уже на первичных этапах социализации гармонично сосуществовать с природой и обществом.

2. Семья не только как правовой, но, главным образом, как естественный и нравственный союз, поднимает на первое место роль духовного фактора, который является приоритетным (а не первичным!) в становлении личности и её взаимоотношений с родителями, братьями и сёстрами, а также другими родственниками. Красота семейных отношений определяется стремлением супругов к трансцендентному началу, которое задаёт систему духовных ориентаций.

3. Процессы изменения структуры семьи, её функций, ценностных ориентаций сегодня оказываются включёнными в общий процесс социальных и экономических перемен в обществе. Но данные перемены не могут затронуть сам базис семьи - стремление человека к самосохранению, его способность реализовать физическое и нравственное здоровье, а тем самым раскрыть себя как целостную личность.

4. В диссертации обоснована та мысль, в силу приверженности башкир к природной красоте, башкирская семья не поддаётся тотальному влиянию, как исламского мировоззрения, так и чисто европейского рационализма. Она основана на единстве эмоционально-чувственного постижения мира и здравого смысла.

К числу перспективных направлений дальнейших исследований данной темы можно отнести, на наш взгляд, следующие: 1) проанализировать семью и обряды в свете единства верований и культов, трансформировавшихся в мифологическую, религиозную картину мира; 2) представляет интерес дальнейшее исследование религиозной и эстетической доминант образа постсоветской семьи, картины развития семейно-брачных отношений в трансформирующемся обществе.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Мингазова, Наиля Рифкатовна, 2005 год

1. Абсалямов Г. Ислам и дети // Воспитать атеиста. Под ред. Д.М. Угриновича. М.: Мысль, 1988. - С.74-81.

2. Абу Хамид ал-Газали. Воскрешение наук о вере. // Избранные главы. Пер. с араб, исследование и комментарий В.В.Наумкина. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1980. -376 с.

3. Азаматов Д.М. Из истории развития передовой общественно-политической и философской мысли Башкирии. Пермь, 1976. — 98 с.

4. Акбашева Д.Х. Проблема нравственного выбора в исламе (социально-философский анализ). Автреф. дисс. канд. филос. наук. Уфа, 2000. -20с.

5. Акбулатов И.М., Булгаков P.M. Праздники в исламе: Религиозные и народные праздники башкир. Уфа: МП «Литера», 1992. - 47 с.

6. Акчурина А.А. Роль семьи в формировании личности: социально-философский анализ. Автреф. дисс. канд. филос. наук. Уфа, 2001. -17с.

7. Алексеев Н.А. Традиционные религиозные верования якутов в XIX нач. XX вв. - Новосибирск, 1975. - 99 с.

8. Алексеев Н.А. Ранние формы религий тюркоязычных народов Сибири. -Новосибирск, 1980. 317 с.

9. Алиев А. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. — Махачкала, 1968. 215 с.

10. Аляутдинов Ш. Путь к вере и совершенству. 3-е изд., доработанное. / Под ред. М.Заргишиева. М.: Muslim Media Press Фонд «Мир образования», 2002.-496 с.

11. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988.-153 с.12

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.