Роль семьи в формировании личности: социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Акчурина, Айгуль Аксановна

  • Акчурина, Айгуль Аксановна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2001, Уфа
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 170
Акчурина, Айгуль Аксановна. Роль семьи в формировании личности: социально-философский анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Уфа. 2001. 170 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Акчурина, Айгуль Аксановна

Введение 3

Глава 1. Философско-методологические аспекты ледованиямьи 14

1.1. Эволюция преавлений омье вциальной филфии 16

1.2. овные тенденции изменениямьи какциального иитута 50

1.3. Семья как начальный этапциализации лични 69

Глава 2. Философский анализ проблем формирования личности в семье ввременном риом общве 92

2.1. бенни развитиявременноймьи: традиции и новатово 94

2.2. Семейные традиции как фактор формирования личности. на примере башкиоймьи) 121

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роль семьи в формировании личности: социально-философский анализ»

Без политической свободы жить очень можно; без семейственной неприкосновенности невозможно; каторга не в пример лучше.

А.С. Пушкин

Актуальность темы исследования. На рубеже веков условиях дегуманизации культуры с необычайной остротой начинают звучать вопросы о бытии человека в современном мире. Следовательно, изучение процесса социализации личности, как реализации всех сущностных сил человеческой личности, становится как никогда актуальным. Благодаря техническим достижениям люди получают огромные возможности в реализации своих творческих сил, но далеко не всегда таким возросшим возможностям соответствует человеческая зрелость их обладателей. Поэтому далеко не случайно современную социальную философию отличает интерес к человеку, а эти исследования зависят не только от уровня развития реальных общественных отношений, в которые оказывается включенной личность, но и от характера отношений к семье - важнейшему индикатору зрелости общества.

В современном российском обществе, роль семьи в реализации общечеловеческих целей, в частности в области формирования ценностных ориентаций и гуманистических идеалов, все более возрастает. Научно -теоретическое осмысление места и роли семьи, формирующей новый тип личности в процессе обновления и реформирования общества, является задачей нашего исследования.

На протяжении всей истории человечества, семья оставалась наиболее устойчивым социальным институтом общества и являлась основной жизненной ценностью для многих людей. В современном обществе она также продолжает сохранять немаловажное значение, являясь объектом исследования множества наук. Правда, следует отметить, что ее природа несколько изменилась вследствие усиления многогранности социальных связей и отношений. Так, социология рассматривает ее в качестве важнейшего социального института, выполняющего жизненно необходимые для общества функции; психология - как малую социальную группу, устойчивость которой зависит от взаимоотношений ее членов; педагогика -как основной институт воспитания детей и подростков; юриспруденция исследует правовые отношения и обязательства членов семьи. Семья является также объектом исследования ученых - медиков, экономистов и т.д.

Для настоящего исследования, семья представляет особый интерес как первичный этап социализации личности, как потребность в интимизации человеком своего бытия, играет позитивную роль в создании особого духовного микроклимата, столь необходимого для становления личности. Необходимость исследования проблемы семьи в этом ракурсе мы видим в том, что невнимание к семейно-бытовой сфере людей часто оборачивается серьезными издержками в области воспитания, а значит оказывает влияние на процесс реформирования экономической и политической жизни, на духовное обновление жизни общества. Анализ роли семьи и ее влияния на формирование личности в этом плане нам представляется особо актуальным. Надеемся, что наша диссертационная работа в какой-то степени поможет решению практических задач, связанных с укреплением семьи.

Степень научной разработанности. В истории философии существует давняя традиция, связанная с теоретическим изучением семьи, насчитывающая две с половиной тысяч лет, начиная от Конфуция и заканчивая исследованиями конца XX века. Существует большой объем литературы, как отечественной, так и зарубежной, посвященной этическим, социально-психологическим, экономическим и другим сторонам жизнедеятельности семьи.

Интерес к происхождению человечества и человеческой истории на протяжении многих лет сопровождался интересом к происхождению семьи, браку, родству как специфическим формам существования, сохранения и возобновления жизни поколений. Вследствие этого сформировались основные подходы к изучению этой проблемы.

На наш взгляд, в европейской традиции начало теоретического изучения семьи было заложено древнегреческими философами Платоном и Аристотелем. Познание, понимание и освоение мира они связывали с общинно-родовыми и кровнородственными отношениями, которые существовали в обществе и в семье. Платон и Аристотель основали патриархальную теорию развития семьи, согласно которой основной «клеточкой» общества всегда являлась патриархальная семья. В частности, Платон, обрисовывая проект идеального государства, говорил об общности жен и детей, распространял эту общность на правителей. Аристотель рассматривал патриархальную семью как исторически первую и естественную форму общения людей.

В средние века господствовало также традиционное понимание семьи. Так, согласно христианскому учению существование семьи было освящено Богом. Поставив в основу развития общества семью, христианские заповеди определяли основу гармоничных отношений в семье, формирующих развитие личности.

В Новое время и в эпоху Просвещения патриархальная теория была еще широко распространена. Философы Нового времени и Просвещения акцентировали свое внимание на изучении семьи как социального института, исследовании ее природы, анализе характера супружеских взаимоотношений, а также на позитивных и негативных факторах, которые влияют на формирование личности в семье. Так, для Ф. Бэкона семья являлась, с одной стороны, «помехой для великих свершений», с другой - «школой человечности». Т. Гоббс видел в семье «маленькую монархию». Д. Юм резко критиковал многоженство и свободу разводов. Он считал, что это наносит большой вред институту семьи и социализации детей. Ж. - Ж. Руссо, отвергая равенство полов в семье, утверждал господство мужа.

Особый интерес представляют воззрения представителей немецкой классической философии: И. Канта, И. Фихте и Г.В.Ф. Гегеля. Проблемы брака и семьи, поставленные этими немецкими философами, являлись составной частью их философских систем. Кант и Фихте рассматривали проблемы брака и семьи исходя из теории естественного права. Позиция Фихте была весьма жесткой: он полагал, что брак и любовь не одно и тоже, но не должно быть брака без любви и любви без брака. Гегель, унаследовав идею Аристотеля, определял брак как «нравственные отношения», а семью -«природное наличное бытие в форме любви и чувства». Согласно позиции Гегеля, общество в своем развитии проходит три ступени, которые являются его структурообразующими элементами. Ступени располагаются в строго определенном иерархическом порядке, где Гегель на первое место ставит семью, на второй ступени находится гражданское общество, на третьей -государство.

В начале XIX века в теоретическом изучении семьи как малой первичной группы, имеющей свою историю возникновения, функционирования и распада, важнейшее место отводилось «среде обитания человека». Родоначальником такого подхода к семье был Ф. Ле Пле. Исследователь полагал, что внешняя среда определяет экономическую жизнь людей, которая одновременно диктует и форму семьи. Он дал свою классификацию типов семьи: патриархальный, неустойчивый и устойчивый (коренной), определяя их как базовые.

Во второй половине XIX века появляются теории об изменчивости форм брака и семьи в ходе истории. Благодаря концепции Ч. Дарвина, идея изменчивости форм семьи получила свое развитие в рамках эволюционизма. Этот подход позволил исследовать семью как социальный институт, который изменяет свои формы в ходе истории, но сохраняет свою специфическую суть, проявляющуюся в выполнении ее основных функций. В частности, шотландский ученый Дж.Ф. Мак-Леннан в ходе исследований пришел к выводу о предшествовании матриархата как формы семьи патриархату. Он впервые отметил факт существования экзогамии.

Идеи эволюционного подхода в изучении семьи нашли поддержку у ряда исследователей, в частности, у JI. Моргана. Американский этнолог JI. Морган, изучив быт индейского союза племен ирокезов, отграничил род от семьи, показав, что он является экзогамной группой. Согласно теории Моргана, первой формой рода был материнский род. Вследствие разложения коллективной собственности, присущей материнскому роду, появилась парная семья, которая постепенно перешла в моногамную. Созданное JI. Морганом учение о первобытной истории в принципе опровергало господствовавшую в науке патриархальную теорию. По Моргану, «идея семьи» эволюционировала, проходя ряд последовательных форм семьи, каждой из которых соответствовал свой порядок брака. Эта идея была развита в материалистической концепции Ф. Энгельса, который подчеркнул, что моногамная семья - это выражение экономических условий господства мужа и наличие патрилинейности как основного порядка наследования имущества.

Наряду с эволюционным подходом к изучению семьи в XIX веке возник функциональный подход, который концентрировал внимание на социокультурных функциях семьи как социального феномена, а также на взаимосвязях социокультурных ролей, связанных браком, родством и родительством. Его родоначальником был Э. Дюркгейм. Он доказал, что семья как структурно-функциональная ячейка общества вынуждена видоизменяться, так как она все больше втягивается в систему социальных отношений. В западной этнологии этот подход культивировал Б. Малиновский. Так, при исследовании патриархальной семьи он выделял процесс усвоения культурных ценностей как главную закономерность развития семьи.

Следующий подход к изучению семьи - социально-психологический базируется на идеях 3. Фрейда, Э. Фромма, А. Адлера, Э. Берна. Они пришли к выводу, что проблемы взаимосвязи личности и общества берут свое начало в межличностных отношениях в семье. Особый акцент ими делался на взаимоотношениях супругов, отношениях родителей и детей.

В России, начиная со второй половины XIX века, проблемы семьи неизменно обсуждались всеми передовыми мыслителями общества. Заметный вклад в рассмотрение этой проблемы внесли русские философы, педагоги, социологи. Это А. Герцен и Д. Писарев, занимавшиеся вопросом изучения крестьянской семьи, а также положением женщины в семье и обществе. Представитель русской идеалистической мысли В. Соловьев -аналитик проблем семьи - рассматривал в качестве объекта изучения материнскую любовь, человеческую любовь в целом. Русский экзистенциалист Н. Бердяев, уделял особое внимание изучению духовной природы семьи. Акцентируя свой интерес на вопросах пола, В. Розанов предложил ввести свободу развода, дабы сохранить «здоровое функционирование семьи».

Заметный вклад в изучение проблемы семьи внесли Н.К. Михайловский, М.М. Ковалевский, П.А. Сорокин. Так, например, М. Ковалевский придерживаясь принципов генетической социологии, то есть учения об исходных моментах в развитии семьи, рода, собственности, признавал огромное значение семьи, как сферы первичной социализации индивида, считая что «семья - великая школа альтруизма»1. Взгляды П. Сорокина на семью опираются на идею эволюционизма. Он прослеживает развитие семьи за большой отрезок времени и приходит к тому выводу, что формы семьи и брака непрерывно менялись, причем этот процесс интенсифицируется. Критическое осмысление института семьи как союза супругов, родителей и детей, родственников, как хозяйственного целого приводит социолога к мысли об углубляющемся ее кризисе. Выход из кризиса института семьи он видит в возвращении к его традиционным формам на другом витке истории: «Семья - это малая церковь» .

Среди русских философов начала XX века особо нужно выделить И.А. Ильина. Рассуждая о значении семьи в обществе, И.А. Ильин представлял ее как живую «лабораторию» человеческих судеб». По мнению философа, семья является «первичным лоном человеческой культуры»3, начальным этапом становления личности.

В первые годы после Октябрьской революции, в первые годы Советской власти семья была провозглашена пережитком прошлого, формой капиталистического образа жизни. В этот период упростилась процедура брака и развода, было провозглашено семейное и политическое равенство женщины с мужчиной, возникли альтернативные формы сожительства, заменявшие семью. Воспитание детей было провозглашено общественным коллективным делом. Широкой популярностью пользовались работы A.M. Коллонтай, А.В. Луначарского. Однако, в 30-е годы семья начала трактоваться как важнейшая ячейка общества. Значение семьи относительно возросло благодаря общественной пропаганде. Заметный вклад в теорию воспитания подрастающего поколения в семье внесли лидеры советской педагогической науки А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский. Проблемы

1 Ковалевский М.М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности. - С-Пб., 1895. с. 123.

2 Сорокин П.А. Кризис современной семьи (социологический очерк). /Вестник МГУ, 1997, № 3. С. 65-79.

3 Ильин И.А. Путь к очевидности. - М., 1993. С. 199-200. семьи в советский период прослеживаются в работах А.Г. Харчева, С.И. Голода, Т.М. Афанасьевой, Н.Я. Соловьева, В.Д. Попова и др.

Открыто о разрушающих тенденциях, действующих в развитии российской семьи стали говорить и писать только в конце 80-х годов XX века. Научные работы, посвященные изучению кризисных явлений семьи, таких как: снижение уровня рождаемости, увеличение числа разводов, абортов, а вместе с тем увеличение числа неполных семей и др., внесли некоторую ясность в реальную оценку положения семьи. В конце 90-х годов большинство исследователей пришли к выводу, что современная российская семья претерпевает процесс серьезной трансформации. Эти тенденции описаны современными исследователями А.И. Антоновым, Е.Б. Бреевой, Т.А. Гурко, В.М. Медковым, М.С. Мацковским, С.А. Сорокиным, Н.Д. Шиминым. Интересные подходы к изучению образов семьи предпринимались Н.Г. Марковской, А.В. Мытиль.

Современные тенденции развития семьи на Западе освещены в работах американских исследователей Д. Попеное, А. Карлсона, раскрывающие кризисные тенденции развития семьи в США.

Среди современных исследователей можно выделить плеяду ученых, которые внесли значительный вклад в изучение традиционной башкирской семьи. Вопросы изучения специфики развития башкирской семьи, ее национальной культуры, этнографических моментов широкое освещение получили в исследованиях авторов 18-20 веков. Большой вклад в исследование башкирской обрядовой культуры внесли работы С.И. Руденко. Вопросы развития нравственной культуры башкирского народа, начиная с древнейших времен, исследуются в работах Д.Ж. Валеева. Этнографический аспект общественного и семейного быта, системное описание традиционных ритуалов башкир, их происхождение дано в монографиях Н.В. Бикбулатова, Р.Г. Кузеева, Л.И. Нагаевой. Исследование основных форм семьи, брака и развода, а также положение башкирской женщины в семье и обществе содержится в трудах А.З. Асфандиярова. Достаточно полное исследование башкирской традиции, предпринятое на основе философско-антропологического подхода к анализу духовности башкирского этноса представлено в работах З.Я. Рахматуллиной.

Необходимо отметить, что при всем обилии публикаций по данной проблеме в настоящее время существует ряд неизученных вопросов, который составил проблемное поле настоящего исследования и отразился в его задачах. Рассмотрение данной проблемы именно в философском измерении позволит глубже изучить аспекты жизнедеятельности семьи как важной социальной единицы, ее укрепления и стабилизации.

Объектом диссертационного исследования является семья как фундаментальный социальный институт.

Предметом исследования является роль семьи как малой социальной группы в процессе формирования современной личности.

Цели и задачи диссертационного исследования.

Целью данной диссертационной работы является социально-философский анализ роли семьи в процессе формирования личности. С учетом поставленной цели в диссертации решаются следующие задачи:

- дать анализ философских концепций, рассматривающих семью как малую группу общества и социальный институт;

- выявить тенденции изменения форм брака и семьи, сформировавшихся в историческом процессе, с позиций эволюционного, функционального подходов;

- обосновать, что семья является начальным этапом социализации, где формируются основные ценности и потребности личности;

- проанализировать тенденции развития современной семьи;

- рассмотреть воспитательные методы, адекватные семейно-бытовым традициям башкирской семьи;

Методологической основой исследования является структурно-функциональный подход к семье как социальному институту, рассматривающий ее в качестве сложной полифункциональной структуры. В процессе исследования автор опирался также на принципы диалектики, историзма, системности.

Научная новизна диссертационного исследования:

- обосновано, что в качестве главной детерминанты первичной социализации личности выступает семья;

- установлено, что процесс социализации личности зависит от духовного потенциала и социально-культурного развития семейно-брачных отношений;

- выявлены основные тенденции развития современной семьи, которые указывают на процесс разрушения ее функциональной значимости: разделение семейного единства на отдельные друг от друга родство (нуклеаризация), родительство (конъюгализация), супружество (эгоцентрическая индивидуализация);

- доказано, что сохранение и использование национальных семейных традиций в процессе воспитания нравственных устоев личности может быть обеспечено возрождением национальной культуры.

Теоретическая и практическая значимость диссертации состоит в том, что содержащиеся в диссертации теоретические выводы являются приращением научного знания и могут быть использованы в процессе разработки ряда проблем социальной философии, социологии, культурологии, педагогики. Выводы автора о решающей роли традиции в возрождении нравственного и духовного потенциала семьи позволят продолжить теоретические изыскания в сфере личностного самоопределения и социализации общественных субъектов.

Апробация работы.

Основные положения диссертационного исследования были представлены в выступлениях на втором Российском философском конгрессе (Екатеринбург, июнь 1999), на научной конференции «Современная социальная онтология: итоги и перспективы» (Уфа, январь 2001), в публикациях автора.

Структура и объем диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, приложения и списка использованной литературы, состоящих из 219 наименований. Объем диссертации -170 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Акчурина, Айгуль Аксановна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог исследованию роли семьи в социализиции личности можно сделать следующие выводы.

1. Семья - как институт воспитания и первичной социализации личности был, есть и будет. Семья реализует такие функции, которые за нее никакая другая структурная единица социума выполнять не в состоянии. К этим функциям, прежде всего, относится функция воспроизводства человека.

2. Будучи специфической социально-психологической общностью, семья обеспечивает своим членам потребность в интимизации своего бытия, в создании особого духовного микроклимата, столь необходимого для становления личности. Здесь берет начало процесс становления человеческой личности. Семья для ребенка является исходной формой мироосвоения, познания себя и других людей. За всю свою историю человечество так и не создало и, наверное, никогда и не создаст лучшего института воспитания. Кроме того, семья является хранилищем ничем незаменимых семейных реликвий, ценностей, культурных традиций своей нации, что сейчас находит свое выражение в желании народов сохранить свои культурно-исторические ценности. От прочности семьи во многом зависят стабильность, устойчивость общества, личное счастье человека.

3. Чтобы человек стал существом общественным, требуется длительный процесс его социализации. И исторический опыт убеждает, настолько велика в этом процессе, в особенности начальном, самом трудном этапе роль семьи. Таким образом, можно сказать, что семья выполняет функцию социализации индивида. То, что может дать семья человеку, не может дать никакой другой институт. Интимизация сферы личной жизни -основная тенденция развития бытия личности.

4. Семья является необходимым социокультурным лоном бытия индивидов. Здесь создаются не только необходимые общечеловеческие и нравственные культурные традиции (обычаи, ценности), но собственно семейные ценности, реликвии, отражающие этнические, бытовые, национальные, исторические особенности народа, особенности его менталитета, самосознания.

5. Духовность семьи оказывает серьезное влияние на формирование индивидуальных свойств ребенка и взрослого человека, на особенности их личности.

6. Современная семья нуждается в использовании таких воспитательных методов, которые бы могли воспитать гармоничную личность. Мы считаем, что для этого нужно обратиться к своей культуре, к истокам и традициям своего народа. Изучение семейных традиций и обрядов, моральных принципов в воспитании детей и возрождение их в современной семье, считаем целесообразным, актуальным и важным для решения вопроса воспитания личности. В этом семейно - бытовые традиции башкир играют определяющую роль.

7. Личность в здоровой семье обладает абсолютной ценностью. В семье наиболее полно удовлетворяется потребность личности в самореализации, т.е. в развитии своих творческих возможностей в области создания семейно-брачных отношений, в воспитании детей.

8. Результат данных опрошенных респондентов показал, что

• понятие семьи складывается из взаимопонимания, детей, любви;

• ценность семьи для большинства опрошенных, высока и опережает как ценности здоровья, так и общественно-нравственного совершенствования;

• негативность семьи, прежде всего, проявляется в спорах и конфликтах;

• у большинства респондентов образ семьи ассоциируется типом «солнечный лес». Этот тип семьи предстает как место самореализации и один из оптимальных способов самоактуализации личности.

9. Через семью личность связана с обществом. В сфере семейного общения происходит первичная « обработка людей людьми».

10.Все категории семей, существующие в нашем обществе, нуждаются в общественной поддержке. В первую очередь в ней нуждаются, семьи входящие в группу риска (неполная семья, семья матери-одиночки, маргинальная - кризисная).

11 .На основе социально-философского анализа исследований тенденций развития семьи, пришли к выводу, что семья в будущем сохранится< так как ценность ее, не смотря на нестабильное экономическое положение, возрастает.

12.Необходимо систематическое обновление полученных знаний о семье на основе постоянного наблюдения за изменением жизнедеятельности семьи.

АНКЕТА

1) Что Вы считаете важнее всего в жизни? сохранить хорошее здоровье; жить в согласии со своей совестью; воспитание детей, обеспечить их будущее; иметь хороших друзей; добиться материального благополучия и бытового комфорта; добиться духовного совершенства; создать хорошую семью; иметь интересную работу; путешествовать, увидеть мир; добиться успеха в профессиональной и общественной деятельности.

2) Что предпочтительнее в наши дни? жить одному (одной); состоять в браке.

3) Согласны ли Вы с тем, что каждый человек рано или поздно должен вступить в брак? Нужное подчеркнуть.

Да. Нет.

4) Для чего Вы вступили (бы) в брак? Нужное подчеркнуть. дети; эмоционально-духовная близость; улучшить материальное состояние; домашний уют; сексуальные отношения.

5) В чем Вы видите негативность семейной жизни? Нужное подчеркнуть. рутина быта (кастрюли, магазины, пеленки); необходимость слишком много работать, чтобы обеспечить материальное; благополучие; споры, конфликты.

6) Как Вы относитесь к гражданскому браку? Нужное подчеркнуть. отрицательно положительно затрудняюсь ответить.

7) Является ли для Вас семья препятствием для профессионального роста? да нет затрудняюсь ответить.

8) С чем Вы ассоциируете семью? Нужное подчеркнуть. клетка с большим замком" мясорубка" норка" солнечный лес".

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Акчурина, Айгуль Аксановна, 2001 год

1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976.

2. Агарков С.Т. Дисгармоничный брак // Социологические исследования. -1987.-№4

3. Асфандияров А.З. Башкирская семья в прошлом.-Уфа: Китап, 1995104 с.

4. Афанасьева Т.М. Семейные портреты М.: Молодая гвардия, 1985320 с

5. Афанасьева Т.М. Семья. М.: Просвещение, 1985. - 224 с.

6. Арцимович Я. Современная семья и ее воспитательная функция: Авторефер. дис. канд. филос. н. М., 1990. - 24 с.

7. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / Пер. с англ. А. А. Валеева и Р.А. Валеевой. Ростов на Дону: Феникс, 1998. - 448 с.

8. Анисимова О.М., Владимирова Н.М. Взаимосвязь условий семейного воспитания и особенностей личности студентов /Семья и личность психолого-педагогические, социальные проблемы: Тезисы докладов, -М., 1981.

9. Арнашюс X. Социоэтимология понятия личности / Социология личности: Сб. тез. М., 1989.

10. Андреев Ю.А. Мужчина и женщина. Путь человеческий путь звездный. - С-Петербург: Респекс, 1994. - 357 с.

11. Абрамян J1.А. О некоторых особенностях эмоционального развития дошкольника в семье. / Семья и личность психолого-педагогические, социальные проблемы. Тез. док. М., 1981.

12. Аристотель Политика //Соч. в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1984. - 830 с.

13. Антонов А.И. Социология рождаемости (Теоретические и методологические проблемы). М.: Статистика, 1980. - 271 с.

14. Антонов А.И. Действительно ли небо упало на землю ? /Вестник МГУ, 1996 -№3.-с. 60-65.

15. Антонов А.И., Медков В.М. Второй ребенок. М.: Мысль, 1987 - с. 299.

16. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Мысль, 1996, -с.625.

17. Башкирский народный эпос. М.: Наука, 1977.- 520 с.

18. Буева JI.H. Социальная среда и формирование гармонической личности. -М.: Наука, 1971.- 48 с.

19. Быстрицкий Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. -Киев: Наук.дума, 1991.- 195 с.

20. Брушлинский А.В. Психология субъекта в изменяющемся обществе / Психологический журнал, 1996. - № 6.- с. 30-37.

21. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства //Соч. в 2 т. -М.: Искусство, 1994. 541 с.

22. Бердяев Н.А. Размышление об Эросе. /Эрос и личность. М.: Искусство, 1989.

23. Бикбулатов Н.В., Фатыхова Ф.Ф. Семейный быт башкир XIX-XX в.в. -М.: Наука, 1991.- 189 с.

24. Бестужев-Лада И.В. Ступени к семейному счастью. М.: Мысль, 1988301 с.

25. Брак и семья. Демографический аспект. / Сб. ст., пер. с англ., франц., чеш./ Под ред. А. Г. Волкова и Л. Е. Дарского М.: Статистика, 1975.224 с.

26. Бубер М. Два образа веры / Пер. с нем. / Под ред. П. С. Гуревича, С. Я. Левит, С. В. Лезова. М.: Республика, 1995. - 464 с.

27. Бикметов Е.Ю. Образование как сфера общения. Уфа: БашГУ, 1998. -124 с.

28. Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. М.: Эдиториал, 1999. 216 с.

29. Баранова О.М. Социально-философский анализ феноменов любви и пола. / Автореф. Дис. канд.филос. наук Уфа, 1998.- 21 с.

30. Бодал ев А. А. О проблемах организации изучения психологии семьи / Семья и личность: психолого-педагогические, социальные проблемы. Тез. док.-М., 1981 г.

31. Бэкон Ф. Сочинения в 2-х т.// Пер. A.JI. Субботина / Т. 1 -2. М.: Мысль, 1971-1972.- 588 е., 579 с.

32. Берн Э. Игры, которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы /Пер. с англ. /- М.: Прогресс, 1988. 399 с.

33. Борчиков С.А. и др. Размышления о. Выпуск 2. (Философский альманах, 1999). М.: Диалог - МГУ, 1999 г. - 68 с.

34. Владин В.З., Капустин Д.З. Гармония семейных отношений. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1991. - 303 с.

35. Волков А.Н. В поисках смысла. М.: Прометей, 1993.

36. Василец О.И., Симонов Ю.С. Социализация человека: перспектива индивидуальности / Человек: перестройка мышления и поведения -Киев, 1991.

37. Валеев Д.Ж. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее. Уфа.: Баш. кн. изд-во, 1989. - 256 с.

38. Валеев Д.Ж. Духовное наследие этносов и проблемы национального возрождения. /Межвуз. Науч. Сб. БашГУ. Уфа, 1994.

39. Валеев Д.Ж. История нравственного сознания башкирского народа: Учебное пособие . Уфа.: БГУ, 1984 г. 85 с.40.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.