Духовно-нравственные основы семьи: на примере Республики Таджикистан тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Абилова, Гуландом Сардоровна

  • Абилова, Гуландом Сардоровна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2011, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 143
Абилова, Гуландом Сардоровна. Духовно-нравственные основы семьи: на примере Республики Таджикистан: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Душанбе. 2011. 143 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Абилова, Гуландом Сардоровна

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты проблемы семьи.

61. Понятие «семьи» и «семейных отношений»-17сгр.

62. Социальное назначение и функция семьи-37стр.

63. Значение духовно-нравственных факторов в формировании семейных отношений-58cip.

Глава 2. Национальный фактор в контексте духовно-нравственной основы семьи.

61. Роль национальной культуры в формировании нравственных основ семьи-----------------------------------------------------------------------68стр.

62. Место религии ислама в структуре нравственных основ таджикской семьи----------------------------------------------------------------94стр.

63. Особенности развития нравственных устоев семьи в условиях демократизации общества----------------------------------------------------107стр.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Духовно-нравственные основы семьи: на примере Республики Таджикистан»

Актуальность темы исследования.

Общество покоится на духовно-нравственных основах человеческой души, которые закладываются в семье, в ней формируются, из нее вырастают. Семья, как важное звено общества, оказывает непосредственное и сильное влияние на всестороннее его развитие путем воспроизводства населения, обогащения материальными и духовными ценностями, именно в ней воспитывается характер и формируется духовный опыт будущих граждан общества. Этим во многом объясняется возрастающий интерес ученых различных отраслей науки к проблемам семьи и её роли в обществе. Для любого общества значение института семьи и умение управлять ею имеет первостепенное значение, поскольку от ее состояния и жизни-устойчивости в значительной мере зависит качество воспроизводства населения, т. е. будущее человечества. В семье не только воспроизводится население, удовлетворяются и формируются материальные потребности человека, но и создаются, поддерживаются и передаются определенные традиции, духовные ценности, осуществляется взаимосвязь поколений.

Неслучайно Организацией Объединенных Наций 20 сентября 1993 год был объявлен годом семьи, что еще раз свидетельствует о признании роли семьи, осмыслении человечеством этой роли в современном мире и значения семьи для решения актуальных проблем и перспектив развития человеческого общества. Вопреки предсказаниям некоторых философов и социологов о кризисе семьи и ее исчезновении институт этот остается важнейшим социальным явлением в современном обществе.

Семья как важнейший социальный институт общества продолжает жить и развиваться для удовлетворения личных и общественных потребностей человечества. Исследование семьи, выявление ее особенностей в постсоветский период, когда республики бывшего Советского Востока приобрели независимость и встали на путь самостоятельного развития, имеет не только познавательное, но и огромное практическое значение в определении роли и места института семьи в трансформирующемся обществе.

В условиях рыночной экономики, возрастающей конкуренции, все более жесткими становятся требования производства к качеству рабочей силы, к профессионально-квалификационной подготовке, морально-нравственным установкам. В этой связи особое значение приобретают исследования проблем межпоколенной мобильности, регулирования воспроизводства, социально-демографических процессов и, в особенности, укрепления духовно-нравственных основ семьи. Трудовая и социальная мобильность, усовершенствование общего, профессионального и высшего образования выступают факторами трудовой занятости, развития культуры, общения всех социальных слоев населения.

Сегодня наша страна находится на сложном пути перехода к новым экономическим отношениям, включается в общечеловеческий цивилизованный путь развития. Главным в этом процессе является демократизация общественной жизни, которая обуславливает необходимость решения ряда кардинальных проблем, связанных с человеческим фактором.

Среди них весьма специфичными являются проблемы укрепления семьи, совершенствование её духовно-нравственных основ, повышение роли семьи в подготовке подрастающего поколения к условиям формирующихся новых, рыночных экономических отношений.

Семью по праву можно называть школой истинной любви, где мы усваиваем основные уроки человечности, элементарные нормы человеческого общежития: порядочность, совестливость, честность, доброту, вежливость, уважительность, милосердие и др., являющиеся общечеловеческими ценностями. Психологи и социологи сошлись во мнении, что корни преступности кроются в проблеме взаимоотношения в семье. История складывалось таким образом, что страны, в которых были крепкие моральные и семейные устои процветали также и в экономическом плане.

Какой бы нравственный принцип мы не взяли, становится ясным, что он усваивается с раннего возраста в семье. Усвоение нравственных норм происходит не со слов, а в деятельности, в поступках людей. И, наконец, семья есть индикатор состояния и развития общества, и отражает многие параметры современных социальных процессов. Именно поэтому изучение семьи является актуальной проблемой не только для традиционных, индустриальных, но и постиндустриальных обществ.

Актуальность избранной темы исследования определяется еще той исторической особенностью, которая прошла на своем пути таджикская семья - национальная традиция особого уважения к старшим и на этой почве формирование больших семей с несколькими поколениями, органическое переплетение религии ислама с национальными традициями и потому его устойчивое, регулирующее положение в таджикской семье, огромный социально-экономический и нравственный ущерб, нанесенный стране гражданской войной и т. д.

Нельзя не учитывать и того положения, что многие традиции и обычаи далекого прошлого в силу своей особой живучести в семейно-брачных отношениях продолжают существовать и сейчас. Отсюда вытекает необходимость обобщения и использования, во-первых, веками накопленный народом положительный опыт основ семьи; во-вторых, решительно отмежеваться от всего того, что отрицательно влияет на семейную жизнь, является помехой в нравственном воспитании и подготовки молодежи к семейной жизни, создании нормальной современной семьи.

Необходимость решения задач перехода к новым экономическим отношениям и нравственного обновления общества сегодня вызывает потребность в полной мере использовать нравственно-духовный потенциал семьи, накопленный столетиями его развития. Семья современного типа формируется и развивается на новой основе развития человеческого общества, что нашло свое отражение в Конституции Республики Таджикистан, в Законе Республики Таджикистан «Об образовании», в Концепции национальной школы и в других директивных документах правительства Республики Таджикистан. Так, в Законе «Об образовании» отмечено: «Обязанностями родителей в семье является забота о физическом, духовном здоровье детей, создании необходимых условий д ля под готовки их к школе и развития у них способностей; воспитание у детей нравственных качеств: гуманизма, трудолюбия, щедрости, милосердия, уважения к культурным, национальным ценностям».1

Актуальность темы исследования не исчерпывается только философским анализом. Здесь учитываются и следующие моменты: во-первых, в дальнейшем развитии демократического общества будут обновляться общественные отношения, возрастать роль молодежи; во-вторых, материальная обеспеченность, духовное и нравственное здоровье семьи во многом будут определять облик человека, его общественную и трудовую активность; в-третьих, демографическая ситуация, сложившаяся в стране потребует преодоления стереотипа мышления, ориентированного на многодетность, формирования нового менталитета, общественного мнения, направленного на повышение особой ответственности семьи за воспитание образованной, физически и духовно здорового молодого поколения.

Результаты социологических исследований, приведенные в научной литературе по гендерному анализу, позволят нам найти оптимальное решение многих современных, весьма актуальных проблем семьи, особенно таких, как её социальная адаптация к условиям рыночной экономики, социальная защита молодой семьи, регулирование ее репродуктивного поведения и т. д.

Все эти проблемы прямо или косвенно связаны с нравственным здоровьем семьи, где рождается, вырастает и воспитывается человек, где главным образом, формируются его социально - профессиональная ориентация, репродуктивная установка и миграционная направленность. Особенно возрастает роль семьи в условиях переходного периода, финансового и экономического кризиса и всеобщего обнищания населения, когда она, практически становится важнейшей гарантией сохранения общественно-потребного социального поведения, действий и поступков, моральной ответственности. Именно семья в критические моменты истории поддерживает здоровое начало нации, нравственную чистоту и способствует возрождению духа и энергии нации. Изложенные соображения и послужили основанием для выбора темы диссертационной работы.

1 Закон Республики Таджикистан «Об образовании». Душанбе, 1994. - С. 26.

Степень разработанности проблемы:

Известно, что семья включена в рассмотрение многих наук - философии, социологии, педагогики, психологии, этики, демографии, сексологии и имеет достаточно богатую традицию, теснейшим образом связанную с именами известных отечественных и российских ученых, таких гак: Абрелева М.М, Арабова Э.В, Артнян М.Ю, Афанасьев Т.М, Ачилов РА, Ачилдиева Ф.В, Баздырев К.Н, Бестужев Лада, Бедный М.С, Балагушкин Е.Г, Бойко В.В, Васильева Э.К, Гафарова М.К, Исоев С, Карклина С.Э, Кисляков НА, Лаптенок С.Д, Мацковский М.С, Меньшутин В.П, Харчев А.Г, Хашимов А.Х, X. Рахимзода, Х.Рахимов, Янкова З.А, Юркевич Н.Г. и

2. Абрелева М.М. О возможности применения проективного метода в исследовании семейных отношений // ред. Коллективный журнал.: Вести. ЛГУ Сер : История КПСС, научный коммунизм, философия, права, - Л, 1988.-Сб.ст. - Рукопись дел в ИНИОН АН СССР №33793 от 7.05.88.; Арабова Э.В. Будьте добры: Молодой семье о культуре чувств поведения. - 2-е изд. Минск, Пламя, 1985.- С. 160.; Артюнян М.Ю. Распределение обязанностей в семье и отношения между супругами // Семья и ее социальная структура - М., 1987. - С 53-70.; Афанасьев Т.М. Семья. М.,,1988; Ачилдиева Ф.В. Многодетная семья в современном обществе: условия жизни, общественное мнение, меры социальной политики. Жизнедеятельность сети тенденции и проблемы. - М., 1990.- С.66-67.; Ачылова Р. А. Нация и семья // АН. Кирг. ССР, Институт философии и права.- Фрунзе. Ленин. 1987.-С24.; Баздырев КН. Как был. счастливым в браке - М.: Мысль, 1987. -С. 16; Бестужев Лада . Семья вчера, сегодня завтра - М.: Знание 1979 -С.58; Бестужев Лада . Ступени к семейному счастью,- М.: Мысль, 1998. -С.64; Бедный М.С. Семья - здоровье- общество. - Научный коммунизм, №7Изд-во (¿Знание». Москва, 1969.-С.43; Бойко ВВ. - Малодетная семья: Социально-психологический аспект. - 2е.изд, Общество, - М.: Знание, 1983.-С.41; Бойко ВВ. Если ты мать и женщина.- М.: сов. Россия 1991.-С.156.; Васильева ЭК. Семья и се функция. Изд-во «Сгагастика»; Москва, 1975.-С.34; Гафарова М1С Духовный облик женщины Советскою Востока. - Душанбе, Ирфон., 1969. - 207с; Женщины Советского Востока- Душанбе^ Ирфон., 1987. - 124с.; М.К Гафарова, ВА Фомина, Общественное сознание. Душанбе. «Ирфон», 2001.- 97с.; Исоев С. Народные традиции и опыт по трудовому воспитанию детей в семье (на примере Таджикской ССР): Автореферат, дис. канд. пед. наую-Ташкснг, 1980.-20с; Карклиш С.Э. Проблемы семейного воспитания.- М,1983.-207с; Кисляков НА. Семья и брак у таджиков, По материалам конца 19 начала 20 век М-Л, Изд-во Акадлшук. СССР/Ленингрэд, отделение/, 1959,-269с.; Лаптенок СД Нравственная сущность семейно-брачных отношений. -М.: Знание,1990. -С.47.; Лаптенок СД Нравственное развитие личности в семье - М.: «Знание» 1977. -С. 64.; Лаптенок СД. Семья и духовное развитие личности,- Минск.: Беларусь, 1977. -С. 126; Лаптенок СД Советская семья: социально-этическое проблемы, - Минск: Беларусь, 1985. -178с.; Мешушин ВЛ. Помощь молодой семье: Заметки психолога.- ММысль 1987-203с; Харчев АГ., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы (социально-демографические исследования), М.: Статистика, 1978.-224с.; Харчев АГ. Быт и семья в социалистическом обществе. -Л.:3нание, 1968.-224с.; Харчев АГ. Брак и семья в СССР-М.: Мысль,1964.-325с.; Харчев АГ. Нравственность и семья - М.: Знание, 1981. - С.48; Хашимов АХ. Форм1грование новых семеино-бытовых отношений у народов Средней Азии. Под редакцией ШТ. Балагушкина. - Душанбе, Ирфон, 1972-186с.; Хашимов АХ, Е-ГБалагушкин.; Сущность и нравственная основа семьи. - Душанбе: Ирфон,1975.-222с.;

В их научных исследованиях большое внимание уделено: теоретическому анализу социальной сущности семьи и особенностям бытовых отношений, их места и роли в жизни общества; рассмотрению исторической закономерности развития и укрепления семейных отношений во взаимосвязи с политическим и социально - экономическим состоянием общества; выявлению диалектики взаимодействия семьи с таким политическим институтом, каким является государство.

Продолжают свои исследования в области выбора жизненного пути новым поколением и проблем, связанных с процессами формирования нравственных качеств средствами семейных традиций (Нуров Н., Рахимов X., Хидирова Л., Сатилболдиевна Л.)3.

Большой методологический интерес представляет работа Маджидовой Б.,4 раскрывающая прогрессивную, воспитательную роль традиций и обычаев таджикского народа в формировании нравственных качеств личности. Проблемы социальной структуры семьи и процесс её изменения с достаточной глубиной исследованы Шоисмаяуллоевым Ш5. Правовые аспекты таджикской семьи и семейных отношений весьма компетентно нашли отражение в трудах Махмудова М6.

За последние годы исследователи семьи проявляют большой интерес к вопросам образа жизни семьи и ее социально-демографического поведения с позиции процессов демократизации общества. Они рассматривают мотивы браков, супружеские

Хуррам Рахимов. Традиции таджикского народа и их роль в подготовке старшеклассников в семейной жизни. -Душанбе-1992,-С21; Юркевич Н.Г. Советская семья Функции и условия стабильности - Ми.: Изд. БТУ, 1970.-208с.; Янкова ЗА. Городская семья. - М.: Наука, 1979.-С.166.; Янкова ЗА 20 век и проблемы семьи (По материалам 12-межпународного семинара по исследованию семьи). - М.: Знание, 1974.-С.72.;ЯнковаЗА Семья, родство, соседство.-М., 1970.-134с.

3 Нуров АЛациональные общечеловеческие ценности и их роль в нравственном воспитании подрастающего поколения. Душанбе, 2004.-С.86; Хуррам Рахимов Традиции таджикского народа и их роль в подготовке старшеклассников к семейной жизни. Дониш. Душанбе.,1992.-72с ; Хидирова Л.С. Формирование нравственных качеств у детей средствами семейных традиций (наматериале семей Северного Таджикистана). Автореферат канд.пед.наук.(13.00.01) Худжанд,2002.-19с.

4. Маджидова Б. Традиции и обычаи таджикского народа в формировании нравственных качеств личности. — Душанбе, Ирфон., 2004-211с.

5 Шонсматуллоев Ш. Трансформация социальной структуры и изменения социального положения семьи.//Известия АН.РТ.Серия: философия и правоведение.- Душанбе,2002.-ЖМ.-С.90

6 Махмудов М. Правовые средства сохранения и укрепления семьи в Таджикистане. - Душанбе, «Ирфон», 1998.- 165с.; «Хукук ва ухдадорих,ои хдмсарон дар оила». Душанбе., ЭГ.-граф.,2003. - С.65. отношения, проблемы стабилизации и укрепления семьи, воспитания детей, исследуют причины внутрисемейных конфликтов и разводов7.

Значительно возросло число научных трудов социологов, демографов и психологов по таким проблемам, как семья и ее социальная адаптация к условиям рыночной экономики, влияние семьи на репродуктивное поведение, взаимоотношение между родителями в семье, формирование молодой семьи, влияние народных традиции и обычаев на поведение и деятельность взрослых и детей в семье и обществе. Несомненно, они вносят весомый вклад в определении тенденции развития семьи в современных условиях, затрагивают и некоторые моральные аспекты, происходящих изменений в семейных отношениях.8

Важное место занимали вопросы семьи и семейных отношений, нравственных основ семьи в трудах выдающихся мыслителей Востока -Абу али ибн Сино,9и Насириддина Ту си.10 Согласно учению Ибн Сино семья берет свое начало со строительства дома и его обустройства. Затем, по его мнению, создается семья, где главой семьи является муж, а жена является его заместителем и хранительницей

7 Афанасьева T.M. Семья. - М.: 1988.-25бс; Артгонян М.Ю. Распределение обязанностей в семье и отношения между супругами \\ Семья и социальная структура - М., 1987. - С 53-70., Ачылова РА. Нация и семья / АН.Кирг.ССР. Ин-т. философии и права-Фрунзе. 1987.-188с; Баздырев- К.Н. Как быть счастливым в браке- М.: Мысль, 1987.-219с; Бестужев- Лада. Семья вчера, сегодня завтра-М.: Знание, 1979.-95с; Ступени к семейному счастью. - М.: Мысль, 1998.-302.с; Голод С.И. Стабильность семьи: социологические и демографические аспекты. - Л.:1984.-13бс, Голод С.И. Будущая семья: каково она?: (социал:-нравств. аспект). - М.: Знание, 1990.-62с; Тнтаренко В. Кулыура семейных отношений: сб. статей. -М.: Знание, 1980.-112с; Титаренко В Нравственное воспитание в семье // Культура семейных отношений. - М., 1985-175с СовинаТ.Б., Гасанов H.H. Ссмья-это серьезно. - Махачкала Дог.кн.изд-во, 1989.-96с.

8 Тендер: традиции и современность. Под ред. С.Р.Касымовой. Душанбе. Ирфон, 2005. - 200с.; Тендерные отношения в Таджикистане, национальный отчет 1999. Под ред. С.Р.Касымовой. Душанбе.2000.; Диноршоева 3. Исламская религия и проблемы гендерного насилия. (Тендерное насилие. Учебное пособие.) - Душанбе, 2003г.; Исоев С. Народные традиции. Опыт по трудовому воспитанию детей в семье: (на примере Таджикской ССР): Автореф.дис. кавд.педнаук.-Ташкент 1980-20с.; Кобилова С. А., Шляхтенко И.И. Молодая семья: опыт социального исследования. -Душанбе: Дониш,1992.-42с; Плахов В.Д. Традиции и общества: опыт философско-социолошческого исследования. - М.: Мысль, 1982.-220с: Жизнедеятельность семьи. Тенденции и проблемы (Отв. Ред.Аитов АИ.).М.: Наука, 1990.-128с.

9 Абуали Ибн Сино. Осор. «Тадбири манзил» («Домоводство»). T.4. Душанбе, «Дониш», 2009. - С.17-44. ( на тадж.яз.).

10 См. Худоёр Шоихтиёров. Социальная философия. Насириддина Туси. Гл 3. Философия домоводства. Душанбе «Дониш», 2007.-С. 150. домашнего очага, его хозяйства.

Насириддин Туси как и Ибн Сино определяют понятием «домоводства» (хонадон), включая в него широкий круг факторов, обеспечивающие жизнедеятельность микро-коллектива семьи - жилище, питци, устройство бьтга, порядок реализации бытовых потребностей членов семьи, взаимоотношения межцу супругами, родителями и детьми и со всеми родственниками.

Особый интерес для разработки избранной нами темы исследования представляют труды таджикских ученых по гендерной проблеме.11 В них отражены новые процессы на постсоветском пространстве, которые включают в себя как позитивные, так и негативные изменения в системе тендерных отношений, включая также и их отражение в семейно-брачных отношениях.

Более близкими к нашим научным интересам являются труды Хашимова А.Х., Балагушкина Е.Г., Гафаровой М.К., Лаптенок С.О., Овсенян Г. И. Протопоповой., А. Н. Хегай М., Харчева А. Г. Шляхгенко И.И.12 В них рассматриваются значимость нравственных ценностей семьи, происшедшие изменения в семейно-брачных отношениях и в структуре семьи.

Все выше перечисленные научные исследования, бесспорно, создают достаточно серьезную теоретическую и методологическую базу для изучения и осмысления новых реалий современного таджикского общества, когда происходят радикальные и глубокие, с опорой на богатое духовное наследие народа, п. Тендер; традиции и современность. Под ред. С.Р. Касымовой. Душанбе. 2005.- 198с.; Тендерные отношения в Таджикистане, национальный отчет 1999. Под ред. С.Р.Касымовой. Душанбе.2000.; Диноршоева 3. Исламская религия и проблемы геядерного насилия.(Гендерное насилие. Учебное пособие) - Душанбе, 2003г. п. Хашнмов А.Х., Балагушкин Е.Г, Сущность и нравственная основа семьи-Душанбе: Ирфон, 1975.-222с.; Лаптенок С.Д. Нравственная сущность семейно- брачных отношений.- М.: Знание, 1990. -47с.; Лаптенок С.Д. Нравственное развитие личности в семье. - М.: Знание; 1977. - 64с.; Овсенян Т.Н. О нравственно-психологических особенностях современной семьи // Вопросы философии: Пилисопайутйан арцер.-Ереван, 1987,-145с.; Протопоповой А.Н. - В семье. Взаимное уважение. Забота о детях (изд.3-е, дом) М.Полит.изд. 1964.-160с; Хегай М. Женская занятость в Таджикистане // Общественное мнение, социальная трансформация общества (на материалах социологического исследования в Таджикистане) - Душанбе, 1997.-2 Юс.; Хегай М. Исследования явления многоженства в Таджикистане. - Душанбе,2002.; Харчев А.Г. Нравственность и семья - М.: Знание, 1981.48с.// В помощь лектору.; Харчев А.Г., Мацковскин М.С. Современная семья и ее проблемы. (Социально-демографические исследования). - М.: Статистика, 1978.-224 е.; Шляхтепко И.И. Духовно-нравственные основы современной семьи Л Известия АН. РТ. Серия: философия и правоведение.-№1,-1995.-С,57. изменения в социально-экономической и духовной жизни общества со всеми их противоречиями и трудностями. Они как в зеркале, пожалуй, еще более острее, отражаются на положении семьи, в особенности её духовно-нравственных основ. В этой связи возникает необходимость научного исследования, отражающего духовно-нравственные устои современной таджикской семьи, а также факторы, которые способствуют их укреплению в контексте современных процессов как в Таджикистане, так и целом регионе Центральной Азии.

Объектом исследования является семья как общественный институт современного таджикского социума.

Предмет исследования - факторы, влияющие на формирования духовно-нравственных основ таджикской семьи, процессы их изменения и развития в условиях суверенитета Республики Таджикистан и трансформации таджикского общества, тенденции преобразования духовного мира семьи на материалах Таджикистана. Цель и задачи диссертационного исследования.

Целью работы является анализ духовно нравственных основ таджикской семьи, выявление её особенностей и тенденции развития в условиях трансформирующегося страны.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи: рассмотреть понятие семьи, семейных отношений, функции семьи как методологической основы исследуемой темы диссертации;

- рассмотреть раскрепощение женщины как предпосылку формирования новых отношений в семейной жизни;

-определить роль национальной культуры в формировании нравственных основ семьи таджикского народа;

-определить место и роль религии ислама в структуре нравственных основ таджикской семьи;

-выявить особенности развития нравственных устоев семьи в условиях реформирования и демократизации общества;

- Определить состояние современной семьи и семейных отношений, взятых с разных методологических подходов;

V и I

Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты данного исследования восполняют существующий пробел в изучении нравственно-духовной основы таджикской семьи, в условиях достижения Таджикистаном независимости и перехода к рыночным экономических отношений, что служит основой для дальнейшего расширения теоретической разработки данной проблемы. Материалы данной диссертации могут быть широко использованы при чтении лекций и спецкурсов по социальной философии.

Сформированные в диссертации выводы и предложения, могут быть использованы в практической деятельности управленческих структур, общественных организаций, занимающихся вопросами семьи и гендерной проблематикой. Источниковую базу исследования составили научные труды философов, социологов, историков, политологов и политических деятелей, непосредственно затрагивающие проблему семьи и её духовного мира. Научная новизна работы:

-впервые в комплексном плане исследуется духовно-нравственная основа современной таджикской семьи, особенности её развития в условиях достижения суверенитета РТ и переходного периода;

-показаны некоторые региональные и национальные особенности духовной жизни таджикской семьи в тесной связи с экономическими, социально-политическими и культурными процессами в Таджикистане;

- на основе анализа разных подходов (марксистский, социально-конструктивный, рационально-инструментальный, тендерный) к исследуемому объекту, выявлены их взаимодополняемость в процессе оценки состояния семьи. Вместе с тем определяется особое значение ценностного подхода, который как самый адекватный позволявший выявить сущность понятия семьи, её природу еще на примордиальном (корневом) уровне и, в конечном итоге, её соответствие параметрам прогресса общества;

- определяется диалектическая взаимосвязь национальной культуры, традиции и семьи, что особенно ярко обнаруживается при гуманистическом подходе к культуре как мере развития человеческого в индивиде, начало которому закладывается в семье. Сегодня, когда таджикское общество стало открытым для взаимодействия с другими народами, важно создание пространства для диалога и развития необходимых качеств и навыков для ответа на существующие вызовы реальности. Эти необходимые качества воспитываются в семье;

- основной причиной разводов в семье исследователи нередко считают неподготовленность молодежи к семейной жизни. Диссертант плюс к этому считает, что серьезными причинами разлада и разрушения семьи в условиях Таджикистана становятся проблемы бедности, ранняя выдача замуж девушек, насилие в отношении женщин в семье, безработица, которая породила трудовую миграцию, когда супруги по много лет живут раздельно, иногда создавая другие семьи;

- объективно оценивается влияние религии ислама в формировании нравственных устоев таджикской семьи. Ислам расценивается как изначальное лоно нравственности в семье, вместе с тем указывается на тесное переплетение религиозных с народными традициями, что требует находить в них рациональное зерно, укрепляющее духовно-нравственную основу семьи;

- прослеживается противоречия и трудности, происходящих изменений в духовной жизни, менталитете семьи в процессе демократизации таджикского общества;

- анализируя состояние семьи на новом уровне развития общества — демократизации и перехода к рыночным отношениям, выявляется изменение социальных ролей в семье, когда абстрактно-всеобщий принцип в семье начинает уступать различиям социальных ролей и придания им равноправного характера. В этом контексте право каждого члена семьи уже защищены нестолько главой семьи, сколько государством на законодательном уровне;

- выявлена некоторая неопределенность в ценностных ориентациях института семьи, вызванная огромным социально-экономическим ущербом, нанесенный гражданской войной и кризисными явлениями переходного периода;

- принятие закона «О повышении ответственности родителей за обучение и воспитание детей» в Таджикистане расценивается не только как на законодательном уровне обязать родителей в выполнении своих гражданских обязательств, но и взывание к семье, ориентированное на переход её на уровень гражданских институтов, что есть хороший сигнал к тому, что государство постепенно обращается к вопросам формирования гражданского общества, где семья занимает важное место."

Вышеуказанные полученные новые результаты выносятся на защиту. Теоретико-методологическую основу диссертации составляет комплекс социолого-философских принципов, ориентирующих на всесторонний объективный анализ духовно-нравственных основ семьи в её историческом развитии, во взаимосвязи с духовной культурой таджикского народа. Наряду с другими общенаучными методами особое место занимает диалектический принцип о взаимосвязи социально-экономических и духовно-политических явлений и процессов, позволивших исследовать и научно проанализировать формирование и развитие духовной атмосферы семьи во взаимосвязи со всеми социально-экономическими, духовными и политическими преобразованиями таджикского общества.

Научно- практическая значимость. Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы для дальнейшего решения проблем семьи не только на национальном, но на региональном и международном уровнях.

Некоторые выводы работы могут быть использованы в качестве показательных примеров в учебных программах, демонстрирующих сложный характер протекания социальных и тендерных процессов в Таджикистане.

Полученные в диссертации результаты могут быть также использованы в соответствующих спецкурсах в преподавании социальной философии, социологии, социальной антропологии, культурологии и политологии в высших учебных заведениях.

И, наконец, результаты работы могут быть реализованы в качестве рекомендаций, как для Правительства Республики Таджикистан, так и для стран Центрально-азиатского региона.

Апробация исследования. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на расширенном заседании Отдела социальной философии Института философии, политологии и права АН Республики Таджикистан. Основные положения и результаты диссертации излагались в виде лекций, докладов и сообщений на различных как международных, так и местных семинарах и конференций, по теме на международном симпозиуме: «Вклад женщин в развитии современного мира и международного сотрудничества» Душанбе-2004г, Центр стратегических исследований при Президенте Республики Таджикистан. Международной научно-теоретической конференции

Совершенствование управления государством и обществом в условиях глобализации»: Таджикистан и современный мир. №4 (13) 2006. Душанбе-2006г, на научно-практической конференции «Развитие семей Республики Таджикистан в переходный период» Институт демографии АН РТ.26.12. 2008г.

Основное содержание диссертации отражено в статьях и учебно-методических разработках.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, состоящие по 3 параграфа каждая, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Абилова, Гуландом Сардоровна

Заключение

Семья на протяжении своей истории на территории современных государств Центральной Азии — исторических регионов распространения Ислама - претерпела значительные изменения. Процесс трансформации семьи в этих государствах, в том числе и в Таджикистане, начался с Советской эпохи параллельно с процессом раскрепощения женщины и построения национального советского государства.

В наше время эти процессы происходят на новой основе — построения демократического, правового, светского общества, где нет единой доминирующей идеологии.

Вдумчивое изучение ряда явлений показывает, что под влиянием социально - экономических и политических преобразований, семья как социально - правовая и духовно-нравственная организация в системе общества переживает острый кризис. Современная семья наполнена тем содержанием, которая предоставляет ему данное общество, социальные институты которого далеки от совершенства.

Однако какой бы ни было сегодня семья она остается для всех народов и всех времен абсолютной ценностью как начало любви, единения, совместной жизни, авторитета, дисциплины, первичная сфера самопознания и других духовно- нравственных качеств личности. Поэтому мы солидарны с теми исследователями, которые избрали ценностный подход к исследованию этой многогранной и сложнейшей проблемы.

Этот подход позволяет в некоторой степени абстрагироваться от излишней эмпирии в интересах научно-теоретического анализа общезначимых аспектов, способствующих осознать реальную достижимость этой денности как условие прогресса общества.

Конечно, у каждой семьи свои пределы возможностей, которые зависят не только от материального благосостояния семьи, образованности и общей культуры её членов. Эти возможности определяются всей совокупностью духовно-нравственных личностных черт каждого из супругов и членов семьи, её морально - психологической атмосферой. Очень важным аспектом этой атмосферы выступает образ жизни и поведение родителей и старших в семье, которые в отличие от авторитета силы не подвержены никакой инфляции.

Трудно переоценить возможности и авторитет семьи в формировании и становлении личности. В структуре самосознания личности, на первом месте всегда будет стоять потребность в признании уникальности своего Я. Эта потребность выражается весьма эмоционально и сопровождается гаммой чувств, в центре которых переживания самой ценности, предполагающие сопереживание, сочувствие со стороны других, и прежде всего со стороны самого первичного круга - семьи. Подлинная семья есть там, где каждый получает искомое, как бы само собой, где каждый, каким бы он ни был, одновременно ощущает себя частицей, и центром семейного целого. Семья в этом смысле незаменима.

Сегодня мы, наконец, благодаря демократическим процессам осознали силу и величие вековой народной традиции, демократия принесла с собой терпимое, уважительное отношение к религии, которая на протяжении веков воспитывала особую духовность и осознание святости брака и родительства, так необходимые для гармоничной жизни семьи. Все, что служит воспитанию представления об ответственности, вступающих в брак, о святости семейных обязательств, то есть все то, что является благом.

Но благом для семьи является также и свобода выбора спутника жизни, брачного союза, основанного на любви. Ведь не сама по себе форма заключения брака делает семью счастливой. Обряд — акт единовременный, в то время как семейное счастье - дело всей жизни.

Особенно возрастает роль духовно-нравственного фактора в сохранении и укреплении семьи в условиях, когда многодетная семья подавлена бедностью, растущей дороговизной, недоступностью образования и здравоохранения, безработицей и вынужденной трудовой миграцией. При этом женщина, становясь подчас фактически главой семьи, получает в дополнение к своим традиционным функциям целый ряд новых обязанностей, несвойственных и непосильных её хрупкому организму. В семье нарушается психологическое равновесие, женщина не может заменить отца и как результат страдают не только супруги, но и их дети — детская беспризорность и безнадзорность, рост число детей в детдомах и интернатах.

Надо признать, что в стране до сих пор нет семейной политики в строгом смысле. Можно было надеяться, что комитеты по делам женщин и семьи при правительстве выполнят роль проводников государственной политики в области семьи. Однако их деятельность нередко ограничена текущей, повседневно возникающими вопросами и решениями конфликтных ситуаций в отдельных семьях. Тогда как нужна особая социальная политика, направленная на укрепление семьи, способная нейтрализовать кризисный характер брачно-семейных процессов (давно беспокоящий нашу общественность), выражающихся в нестабильности браков, высокой разводимости и детской смертностью, насилия в семье и росте числа детей, содержащихся в детских домах и интернатах, росте детской беспризорности и безнадзорности, правонарушений детей и подростков. Кстати, мы располагаем данными, согласно которым ежегодно (за 2007-2010гг.) в среднем в РТ заключается 83.000 зарегистрированных браков и соответственно 4,5 тысячи разводов. Соотношение между браками и разводами составляет примерно 18:1, в то время как в России, например, это соотношение составляет 3:1. по такому расчету мы находимся в более выгодном положении. На самом же деле у нас отсутствует точный механизм, представляющий действительную картину бракоразводного процесса. Дело в том, что в республике немало браков и разводов совершаются лишь по нормам шариата, которые нигде не учитываются. Они выявляются только тогда, когда разведенная по шариату (даже по телефону) жена с детьми остаются без средств существования, без крыши над головой и обращаются за помощью в правительственные и общественные организации за помощью. Требуется выработка определенного механизма, позволяющего учитывать фактическое состояние брако - разводочного процесса.

Демократическая политика также требует не ограничиваться только призывами, а принять более конкретные меры, учитывающие интересы детей и повышающие ответственность родителей за создание нормальных условий детям в семье.

На наш взгляд, нужна особая социальная политика, направленная на укрепление семьи, политика, поощряющая семейный строй жизни и способная обеспечить бесперебойное осуществление двух фундаментальных семейных функций - рождение и воспитание необходимого количества детей.

В конечном итоге, требуется не благотворительная помощь семье, а радикальное изменение места семьи в обществе. Возможно, это — потребует создания новой системы поощрения семейного образа жизни и семейственности, принципиально исключающей какое-либо принуждение.

Преодоление демографического кризиса невозможно и без приобщения подрастающих поколений к ценностям не только национальной, но и общечеловеческой культуры. Именно увлечение молодежи духом высокой культуры - залог роста культуры семейных отношений и мудрого решения демографических проблем.

Педагоги, сталкиваясь с либеральными идеологиями, должны иметь возможность опереться на современных деятелей культуры.

В условиях постмодерна на первый план выходят новые силы — мода, стиль жизни, эстетические стандарты, которые определяют устремления' и поведение входящих в жизнь поколений. А это означает, что ответственность деятелей культуры за наше общее будущее, ответственность педагогов безмерно возрастает. От того, какие образы станут привлекательными для молодежи, войдут в ее сознание, зависит то, по каким нормам она будет жить, к чему стремиться.

Культурное развитие оценивается по тому, как образовательное учреждение готовит своих учащихся понимать свою и этническую культурную среду, как-то: религиозную, общественную, художественно-эстетическую и т.д.

- как на это отзываются обучающиеся при определении в будущем своего места в обществе, создании своей семьи и формировании семейных отношений.

Трудно переоценить роль семьи в осуществляемой сегодня реформировании и трансформации общества. Семье принадлежит важная роль в ускорении экономического и социального развития общества, в воспитании подрастающего поколения, в достижении счастья, каждым человеком, в духовном и физическом воспроизводстве самого человека.

Но главное состоит в том, что подавляющее большинство мужчин и женщин как на Западе, так и в нашей стране ориентированы на прочную стабильную и счастливую семью. Установку на любовь, доверие и взаимопонимание обнаруживают не только молодые люди, но и все, кто переживает в своем браке те или иные проблемы.

Влияние демократических процессов на природу и сущность семьи все более возрастает. Семья в новой картине постмодернизма уже не выглядит как целостная микросоциальная форма государства. Она уже расщеплена и фрагментирована на различные субъективные интересы, где право каждого закреплено на уровне законодательства.

Безусловно, современные процессы влияют и будут влиять на семьи, но это не означает, что она полностью может быть фрагментирована в условиях демократизации семейных отношений, посредством усиления прав отдельных индивидов, ориентированных скорее на свои частные интересы, нежели на интересы семьи.

Попытка некоторых специалистов растворить сущность семьи в экономическом пространстве связана с тем, что на первый план стал выходить рациональный инструментальный подход, который подверг жесткой критике примордиальный взгляд на природу нации, этноса и семьи. Это попытка вытеснить примордиальный подход, как устаревший и даже отживший взгляд на природу социальной жизни со стороны других методологических подходов. В этом контексте радикальные представители рационального инструментализма стали деконструировать первичное, можно сказать, бытийное пространство семьи, предлагая новые альтернативы как экономические и гражданские браки.

Этот вызов стал серьезным сигналом для государственных институтов, для которых семья является субстанциональной основой, которая придает легитимность государству, так как семья — это своего рода микро-государство. И если микро-государство находится под «ударом», то в скором времени настанет черед и самого государства на макро-уровне.

Расширение экономического пространства и радикализация человеческого эго стало постепенно угрозой и для самих национальных развитых наций - государств. Ю. Хабермас наиболее выпукло раскрыл опасения данной тенденции и предложил государственным институтам обратиться за помощью к примордиальному бытийному пространству семьи и общины с тем, чтобы ограничить безудержное влияние экономических моделей социального поведения посредством подключения ресурсов этики и морали,

107 которые были выработаны на протяжении многих столетий .

Это показывает, что попытка рассматривать природу и сущность семьи, исходя лишь из одного методологического подхода, приводит к радикализации не только используемого подхода, но и к попытке изменения самой природы социальной жизни и введение ее в жесткие границы экономических законов, которые несмотря на то, что она предлагает свободное самовыражение каждой индивидуальности, тем не менее, разрушает основы человеческого «общежития». Это не означает, что природа и сущность семьи определяется исключительно лишь в пространстве примордиального или бытийного уровня. Действительно, она обнаруживает истинную свою природу на этом примордиальном уровне, но в тоже время она может выражать себя и на других уровнях, включая и рационально-инструментальный и социально-конструктивистский.

В этом контексте понятие семьи, действительно, раскрывается через

107 Хабермас Ю. — Европейское национальное государство \ Нации и национализм. М.: Праксис. 2002. -С. 374. ценностное бытие, где оценка любви и глубинных человеческих взаимоотношений происходит не по критериям оценки экономической цены, интереса или лояльности, но прежде всего исходя из оценки метафизического и ценностного взгляда на природу и сущность семьи.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Абилова, Гуландом Сардоровна, 2011 год

1. Абдел Рахим Омран. Планирование семьи в толковании ислама. Перевод с английского. Душанбе, 2001. 95с.

2. Абрелева М.М. О возможности применения проективного метода в исследований семейных отношений \\ Жур. Вест. ЛГУ".Сер. История КПСС, Науч. коммунизм, философия, право. Л, 1988. бс. Рукопись деп. В ИНИОН АН СССР т 33793 от 7. 05. 88.

3. Абуали Ибн Сино. Осор. «Тадбири манзил» («Домоводство»). Т.4. Душанбе, «Дониш», 2009. 921с. (на тадж. яз.).

4. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. Редакционная коллегия: Председатель редакционной коллегии Мухаммадиева Б.З., Тагоев С.Т., Асоев А.Р., Норов К.Д., Бойматов К.Ф. и др. Душанбе 2010. 61с.

5. Акивис Д. С. Отцовская любовь. М. Профиздат, 1989.- 206с.

6. Алиев А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека, Махачкала, 1968. 298с.

7. Андреева И.С., Гулыга A.B. Семья . 1 том. Составление, вступительная и заключительная статьи. Изд во политической литературы, 1991.-345с.

8. Анюшин B.C. Когда старшие рядом, (из опыта воспитания детей) кн. Изд. Хакас, отд-ние 1965. -312с.

9. Арабова Э.В. Будьте добры: Молодой семье о культуре чувств поведения. 2-е изд. Минск, Пламя, 1985.-160с.

10. Ю.Арова Э.В. Будьте добры. Молодой семье о культуре чувств и поведения, 2-е изд. Минск., Пламя 1985. 160с

11. П.Артюнян М.Ю. Распределение обязанностей в семье и отношения между супругами \\ Семья и социальная структура М., 1987. с. 53-70.

12. Афанасьева Т.М. Семья. М, 1987.256с.

13. Ачилдиева Ф.В. Многодетная семья в современном общества: условия жизни, общественное мнение, меры социальной политики.

14. Жизнедеятельность семьи тенденции и проблемы. М., 1990. с.66-67.

15. Ачылова Р.А. Нация и семья \ АН. Кирг. ССР, Ин-т. философия и права. -Фрунзе. Ленин. 1987.188с.

16. Баздырев К.К. Как быть счастливым в браке М.: Мысль, 1987.188с.

17. Баканурска О.В. Формирование «культуры жизни» в семье \\Человеческий фактор культура и цилизованность. Одесса, 1988, 4.1. -С. 18-27.- Рукопись деп. В ИНИОН АН. СССР № 34360 (1) от 20.06.88.

18. Балагушкин Е.Г. «Социальная сущность семьи». Серия : Научный коммунизм № 7. Изд-во «Знание». Москва, 1969.-48с

19. Бедный М.С. Семья здоровье — общество. М, 1986. -56с.

20. Бестужев Лада, Игорь Василевич. Семья вчера, сегодня завтра. М.: Знание 1979.95с.

21. Бестужев — Лада. Ступени к семейному счастью. М.: Мысль, 1988.301с.

22. Белоусов Я. Праздники старые и новые : (Некоторые философские аспекты проблемы празднования ).- Алма-Ата: Казахстан, 1974. -200с.

23. Бодалева А.А., Сталина ВВ., Семья в психологической консультации М.: Педагогика, 1989. - 208с.

24. Бойко В.В. Молодетная семья: Социал.-психол. аспект.-2.е. изд., перераб. и доп. М.: Мысль, 1988.239с.

25. Больцевич В.А., Буриева С.Н., Воднева А.К. Семья и молодежь: профилактика отклоняющегося поведения. Мн.: У нив. Изд, 1989.-144с.

26. Брагинский И.С. Исследования по таджикской культуре (к проблеме межлитературных связей народов Советского Востока). М., Наука, 1977. -188с.

27. Бромлей Ю.В. Этнографические изучения этнических функций культуры. \\ Традиции в современном обществе: Исследование этнокультурных процессов. М.,1990.с.5-16.

28. Вашбов МБ. Ислам и семья. М.: Наука, 1980.169с.

29. Васильева Э.К. Семья и ее функция. Москва.: Изд-во «Статистика»; 1975.-184с.

30. Ворожейкин Е.М. Правовые основы брака и семьи. Москва, 1969.- 184с.

31. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960. -500с. ЗЬГафарова М.К. Духовный облик женщины Советского Востока. Душанбе,1. Ирфон.,1969.-207с.

32. Гафарова М.К. Женщины Советского Востока.- Душанбе. Ирфон., 1987.-124с.

33. Гафарова М.К., В. АФомина. Общественное сознание. Душанбе. «Ирфон», 2001.-142с.

34. ГовакоБЛ. Студенческая семья. М.: Мысль, 1988.- 158с.

35. Голод С.И. Стабильность семьи: социологические и демографические аспекты. Л.: 1984.- 136с.

36. Голод С.И. Будущая семья: какова она?: (социал: нравств. аспект). М.: Знание, 1990.- 62с.

37. Гребенников И.В. Основы семенной жизни. Учебное пособие для студентов. -М.: Просвещение, 1991.- 158с.

38. Гегель. Г.В. Энциклопедия философских наук. М., 1997. Т.З. Гегель Г.В. Ф. Лекции по истории философии.- Сб.: Наука, 1993. 480с.

39. Гегель Г.В.Ф. Политические произведения/Ред. кол.: Д.А. Керимов (отв. ред.) и др. М.: Наука, 1978.- 438с.

40. Гегель Г. В. Ф. Философия права / Пер. с нем.: Ред. и сост. Д. А. Керимов и В. С. Нерсесянц; Авт. вступ. ст. и примеч. В. С. Нерсесянц.- М.: Мысль, 1990. -524с.

41. Давлиев И.А., «Я и мая семья». Тат. Книгоиздательство. 1984.-112с.

42. Диноршоева 3. Исламская религия и проблемы тендерного насилия. (Тендерное насилие. Учебное —пособие) Душанбе. 2003. -186с.

43. Джононов С. Социальное положение женщин в республике Таджикистане. // Экономика Таджикистана: стратегия развития. 1999. № 4, с. 163-169.44.3икриёва М.Ф. Историография проблемы женщин Таджикистана. Душанбе: Ирфон, 2001.- 338с.

44. Закон Республики Таджикистан «Об образовании». Душанбе, 1994. 26 с.

45. Иванов И.О. Семья, общество и социализация инвалида. \\ Семья как объект философского исследования. JL: Наука, 1974. - 131с.

46. Иванова JI.M. Судьба молодой семьи М.: Знание, 1989.- 192с.

47. Исломов С.И. Семья и быт. Душанбе: Ирфон, 1988.- 176с.

48. Исоев С. Народные традиции и опыт по трудовому воспитанию детей в семье: ( на примере Таджикской ССР): Автореф. Дис. канд. пед.наук. -Ташкент, 1980.20с.

49. Казаков А.Н. Экономические проблемы семьи. М.: Знание, 1989.- 48с.

50. Канонов А.Г. Некоторые проблемы миграционной подвижности молодежи. \\ Материалы всесоюзной научно- теоретической конференции. Душ, 1991. 219с.

51. Карклина С.Э. Проблемы семейного воспитания. М., 1983. 207с.

52. Кисляков , H.A. Семья и брак у таджиков. По материалом конца XIX начала XX в М. -Л, Изд- во Акад. Наук . СССР, (Ленинград, отд-ние) , 1959. 269с.

53. Кирис A.A. Любовь как нравственная ценность социалистической семьи. \\ Социалистическая мораль и задачи активизации человеческого фактора. М, 1987-с. 170 174 - Рукопись деп. В ИНИОН. АН. СССР №32724 от 8.02.88.

54. Киселева Т.П. Синелыцикова А.Б. Браки, разводы и неполные семьи \\ Население и общественное развитие, М., 1988, кн.2, с. 120.

55. Климова Фюгнерова М. Эмоциональные воспитание в семье. Минск, 1981.-206с.

56. Кобилова С.А., Шляхтенко И.И. Молодая семья: опыт социального исследования. Душанбе : Дониш, 1992. 42с.

57. Ковалев C.B. Психология современной семьи : Информ. Метод. Материалы курсы «Этика и психология семейной жизни» Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. 208с.

58. Козловский Ю.В. Ради завтрашней радости : ( О нравственных устоях семьи) М.: Московский Рабочий, 1985. -126с.

59. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988.- 48с.

60. Конституция Республики Таджикистан. Душанбе, 2001.68с.

61. Кэмбелл, Росс. Как на самом деле любить детей: (сокр. Пер. с англ. \\ Росс Кэмбелл. Не только любовь / Максим Максимов). М.: Знание, 1992.187с.

62. Лаптенок С.Д. Нравственная сущность семейно-брачных отношений. -М.: Знание,1990,47с.;

63. Лаптенок С.Д. Нравственное развитие личности в семье.- М.: «Знание» 1977. 64с.;

64. Лаптенок С.Д. Семья и духовное развитие личности,- Минск.: «Беларусь», 1977. -126с;

65. Лаптенок С.Д. Советская семья: социально-этическое проблемы, -Минск: Беларусь, 1985.178с.

66. Левин Б.М., Петрович М.В. Экономическая функция семьи. М.: Финансы и статистика, 1984. 198с.

67. Макаров Н.Д. Семья и формирование ценностных ориентации подростков. Автореферат на соискание ученой степени кандидата философских наук. М.: 1986. 20с.

68. Мид. М. Культура и мир детства. Избранное произведения: Пер. с. англ. М.: Наука, 1988. 429с.

69. Мирбобоев М. Этика Джалолиддина Давони. Душанбе, «Дониш», 1992.-351с.

70. Махмудов М. Библиографический указатель по семейному праву: В помощь студ. Занимающ. Учебно- исслед. Работой \ Отв.ред. О.У. Усмонов Душанбе \Б-И/, 1997.213с.

71. Маджидова Б. Традиции и обычаи таджикского народа в формировании нравственных качеств личности. Душанбе, 2004.211с.73 .Ментушин В.П. Помощь молодой семье.: Заметки психолога. М.: Мысль,1987.203с.

72. МалербаМ. Религии человечества. Л., 1997. 601с.

73. Маркс К. Конспект кн. Льюиса Моргана «Древнее общество» И Маркс К, Энгельс Ф.,Соч.2-е Изд. Т.45. 254.

74. Негмати А.Э. Земледельческие календарные праздники древних таджиков и их предков.- Душанбе: Дониш, 1989. -128с.

75. Осадчая ГЛСемьи безработных и семейная политика. \\Социологические исследования. 1998.-№8, 79 е.

76. Панькова Л.М. Для будущих супругов. М.: Мысль, 1988. 174, (2)с: 17см (Популярная Демография).

77. Плахов В.Д. Традиции и общество: опыт философско-социологического исследования. М.: Мысль, 1982. -220с.

78. Павлов Б.С. Матери, отцы и дети. Социологический очерк. М.: Советская Россия, 1984. -192с.

79. Панькова Л.М. У порога семейной жизни. М.: Просвещение, 1991. 141с.

80. Протопопов А.Н. В семье. Взаимное уважение. Забота о детях (изд. 3-е, дом) М.: Полит.изд. 1964.-160с.

81. Рясенцев В А. Семейное право. Москва, 1971.-164с.

82. Саидбаев Т.С. Ислам и общества: Опыт ист.-социол. исслед.- М.: Наука, 1984.-302с.

83. Совина Т.Б., Гасанов H.H. Семья это серьезно. Махачкала Дог. Кн. Изд-во, 1989. с .96.

84. Соколов Э.В., Дукович Б.Н. Семья как источник воспитательных воздействий. \\ Семья как объект философского и социологического исследования. 1974. -131 с.

85. Сосновская Н.Ф. Формирование культуры общения в семье. JL: Знание, 1990.-16с.

86. Семья: Коллективный сборник. Свердловск: Сред.- Урал, 1983. -320 с.

87. Сизанов А.Н. Подготовка подростков к семейной жизни. Мн.: Нар. Асвета, 1989.- 112 с.

88. Счастная A.M. По ступенькам нравственности. Минск,: Нар. Асвета.1990. 64с.

89. Тайит Э. Объект изучения семья. \\ Социологические исследования. 1983. №1. с. 79.

90. Титаренко В. Нравственное воспитание в семье \\ Культура семейных отношений.- М., 1985.-С.101-106.

91. Уайт Е.Г. Семья и здоровье. — Калининград: Кн. Изд-во, 1991.- 240с.

92. Уледов А.К. Духовная жизнь общества с 1980, 271с.

93. Фрадкин Ф., Плахова М. Воспитание в семье и школе: взгляд сквозь десятилетия \\ Воспитание школьников. 1993.№6. 89с.

94. Ферри М. Феминизм и семейные исследования. Тендерные тетради. Выпуск. Второй: СПб. 1999. -134с

95. Хабермас Ю. Европейское национальное государство \ Нации и национализм. М.: Праксис, 2002. -374 с.

96. Хакимова З.А. Масъалахои оила ва оиладорй дар фалсафаи асрхои миёнаи тоцик. Душанбе. «Дониш», 2010. — 188с.

97. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. (Социально демографические исследований). М.: Статистика, 1978. 224с.

98. Хатами Мохаммад. Ислам, диалог и гражданское общество. М.: «Российская политическая энциклопедия», 2001.- 240с.

99. Хапшмов А.Х. Формирование новых семейно-бытовых отношений у народов Средней Азии. Под редакцией Е.Г. Балагушкина. Душанбе, Ирфон, 1972.-186с.

100. Хашимов А.Х., Е.Г.Балагушкин.; Сущность и нравственная основа семьи. Душанбе: Ирфон,1975.-222с.

101. Хуррам Рахимов. Традиции таджикского народа и их роль в подготовке старшеклассников в семейной жизни. Душанбе.1992.62с.

102. Хегай М. Женская занятость в Таджикистане. \\ Общественное мнение, социальная трансформация общества (на материалах социологического исследования в Таджикистане) Душанбе: 1997, 210с.

103. Шозимов П. Таджикская идентичность и государственное строительство в Таджикистане. Душанбе, Ирфон, 1993. 209с.

104. Шоисматуллоев III Становление молодой семьи: (социология) \\Изд.АН.Республики Таджикистан. Серия: Философия и правоведение 1992. №3(3),с.27-34.

105. ПО.Шоисматуллоев Ш. Трансформация социальной структуры и изменения социального положения семьи: \ Известия АН.РТ.Серия: философия и правоведение. 2002,№3-4.с. 90.

106. Ш.Шоихтиёров X. Социальная философия. Насириддина Туси. Гл 3. Философия домоводства. Душанбе «Дониш», 2007.- 240с.

107. Шинелева Л.Т. Женщина и общество. М.: Пол. издат, 1990. 176с.

108. Шляхтенко И.И. Тенденции и перспективы развития современной семьи в республике Таджикистан. \\ Известия АН.РТ. Серия: философия и правоведение. №3-4.1996. с.30.

109. Шляхтенко И.И. Духовно- нравственные основы современной семьи.\\ Известия АН. РТ. Серия: философия и правоведение.№1.1995. 183с.

110. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Москва. Изд. «Политической литературы», 1978.-386с.

111. Юркевич Н.Г. Семья и личность. Мн.: 1986. 79с.

112. Юркевич Н.Г. Советская семья Функции и условия стабильности Мн.: Изд. БТУ, 1970.-208с.

113. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и сотворение благоденствия. -М.: ACT: ЗАО НПП. Ермак, 2004. -730с.

114. Янкова ЗА., Языкова B.C. XX век и проблемы семьи ( По материалам ХИ-Международного семинара по исследованию семьи). М.: Знание, 1974. 72с.

115. Янкова З.А. Городская семья. М.: Наука, 1979. 184с.

116. Янкова З.А., Ачилдиева Е.Ф., Лосева O.K. Мужчина и женщина в семье. М.: Финансы и статистика, 1983. - 80с.

117. Янкова З.А., Э.Е. Навыкова., В.С.Языкова. Женщина труд семья. М. Профиздат, 1978.159с.

118. Янкова З.А. Семья, родство, соседство М.: 1970, -134с.

119. Материалы конференций, семинаров, сборники

120. Брак и семья. Рек. список лит. \\ ГБ. Им. Фирдоуси. Душанбе. 1980.-15с.

121. Быт и семья в социалистическом обществе.- Л.: Знание, 1968.-224с.

122. Брак и семья в СССР.-М.: Мысль, 1964.- 325с.

123. Брак и семья в Советском обществе. Л.: Ленин издат., 1955.- 96с.

124. Быт, семья, досуг.- М: Знание, 1969.-30с.

125. Государственная программа «Основные направления политики по обеспечению равных прав и возможностей мужчин и женщин в республике Таджикистан на 2001- 2010 годы : Постановление Правительства. Республики Таджикистан от 8 авг. 2001 №391-95с.

126. Тендерные отношения в Таджикистане, национальный отчет. 1999. Душанбе.2000.

127. Тендер: традиции и современность: Сборник статей по гендерным исследованиям / Под ред. С.Р.Касымовой. — Душанбе, 2005.-200с.

128. Женщина в обществе: проблемы и реалии.(отв редактор Тимашевская А.Б.) М.: Наука, 1991.-128с.

129. Жизнедеятельность семьи. Тенденции и проблемы. (Отв. ред. Аитов А.И.). М: Наука, 1990.-128с.

130. Закон Республики Таджикистан об образовании. Душанбе, 2002.-63с.

131. Итоги всесоюзной переписи населения 1989 года по республике Таджикистан.- Душанбе: 1991, Том 2 .-508с.

132. Итоги всесоюзной переписи населения 1989 года по республике Таджикистан.- Душанбе: 1992, Том 4. 496с.

133. Кулыурасемейных отношений, сб. статей.- М.: Знание, 1980.-112с.

134. Культура семейных отношений : сб. статей.- М.: Знание, 1985. -175с.

135. Любовь, семья, общество, М.: Знание, 1983.- 64с.

136. Молодая семья и право. Душанбе. О-во «Знание» Тадж. ССР, 1990. 36с

137. Мы и наша семья: Книга для молодых супругов. Над книгой работали: писатели, ученые, педагоги, медики, журналисты \ Сост.: В. И. Зацепин., В. Д. Цимбашок 4-е изд. М.: Мол. Гвардия, 1988. 416с.

138. Нравственная сущность семейно-брачных отношений. М.: Знание, 1990.-47с.

139. Нравственное развитие личности в семье. М.: Знание, 1977.64с: 16 см.(Новое в жизни, науке, технике: Серия Этика №4).

140. Перестройка семье, семья перестройке. М.: Мысль, 1990.- 285с.

141. Профессиональная работа женщины семья. Л.: Наука, 1971. -174с.

142. Правовые средства сохранения и укрепления семьи в Таджикистане.4 Душанбе. Ирфон, 1988. с. 165.

143. Семьи мигрантов в Таджикистане: проблемы и способы их решения. Аналитический отчет по исследованию. Душанбе: Ирфон, 2007.-132с.

144. Семья в Республике Таджикистан: Посвящен Международному году семьи. Душанбе, 1994.-72с.

145. Семья и семейных обряди у народов Средней Азии и Казахстана, сб. статей. М., Наука, 1978.- 215с.

146. Социологические проблемы семьи и молодежи.(сбор. статей). Л.: Наука, 1974.- 131с.

147. Современная женщина в семье, на работе и в политике. Тендерный аспект. По материалом социологического исследования в Таджикистане. Душанбе.: \Б-п\, 1997. с.Ю.

148. Семья и духовное развитие личности \ С.Д. Лаптенок. Минск.: Беларусь, 1977 (с)-126 :16 см.

149. Советская семья : социально-этическое проблемы. Минск: Беларусь, 1985. с.176.: 20 см.

150. Становление брачно-семейных отношений . (сб.ст.)\АН.СССР. Ин-т социологии. Ред.: М. С. Мацковский., Т.А. Гуркоротов. Редакторы. Изд. M.: 1989.-125с.

151. Семья и общество.(Отв.ред. Харчев А.Г.) -М.: Наука, 1982. -121с.

152. Семья и воспроизводство структуры трудовой занятости. (Опыт социологического исследования). Киев: Наукова Думка, 1984.- 230с.

153. Семья как объект социально-демографических исследований, (сборник статей). Свердловск : УНЦ АН СССР, 1984.- 122с.

154. Семья: социально психологические и этические проблемы.

155. Справочник) Киев: Полит, издат Украина, 1989. -254с.

156. Семья как объект философского исследования . JL: Наука, 1974. 131с.

157. Семья и социальная структура социологического общества. М.: Институт социологических исследований АН СССР, 1980. 182с.

158. Семья как объект социальной политики. (Институт социологических исследований АН СССР). М.: 1986. 200с.

159. Семья в системе нравственного воспитания. Актуальные проблемы воспитания подростков.( Составители Иволгин М.А., Дементьева И.В.) М.: Педагогика, 1979. 239с.

160. Семья в системе нравственного воспитания подростков. По материалом всесоюз. Науч. практ. конф. в Баку 25- 27 апр. 79.

161. Ступени к семейному счастью. М.: Мысль, 1998.302с.

162. Советская семья. Функции и условия стабильности Мн.: Изд. БТУ, 1970.208с.

163. Если ты мать и женщина. М.: Сов. Россия 1991. 156с.

164. Трудовые и нравственные основы Советской семьи. \ Ред. К. П. Буслов, А.Е. Чигирь. Минск., Наука и техника 1983.93с

165. Эволюция семьи в современном обществе. Редкол.; Бергер Я.М. и другие М.: 1989. 172с.

166. Этносоциальные аспекты изучения семьи у народов зарубежной Европы, АН. СССР. Москва.: Наука, 1987.-146с.1. Иностранная литература

167. Benedict Anderson. Imagined Communities. London - New York, 1991.

168. Dunn J. Understanding Human Development // Human Ethology. Cambridge, 1979/P.630.

169. Francis Fukuyama. State Building. Governance and World Order in the 21st Century. - New York, USA, Cornell University Press, 2004.

170. Munroe R.H., Munroe R.L., Shimin H.S. Children's Work in Four Cultures: Determinants and Consequens // American Anthropology. 1984, №2. P.377.

171. Olivier Roy Globalized Islam. The Search for a New Ummah.-Columbia University Press, New York, 2004. -349pp.

172. Justice. Cambridge, 1982; Taylor M. Community, Anarchy and Liberty. Cambridge,1982.

173. Kahler, Miles. Rationality in International Relations/ International Organization.- Autumn 1998.- Vol. 52.- N. 4.

174. William O. Beeman. Constructing National Identity in the Context of Multiculturalism: The Case of Tajikistan. Moscow, 1999.

175. William O. Beeman. Ferdowsi and Tajik National Identity. Tehran, 2000.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.