Социально-философские аспекты взаимоотношения правового и религиоведческого дискурсов в современной России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Крупейников, Константин Владимирович

  • Крупейников, Константин Владимирович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2010, Архангельск
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 194
Крупейников, Константин Владимирович. Социально-философские аспекты взаимоотношения правового и религиоведческого дискурсов в современной России: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Архангельск. 2010. 194 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Крупейников, Константин Владимирович

Введение.

ГЛАВА 1. Проблема категоризации социальной реальности и терминологический аппарат законодательства в сфере свободы совести

1.1. Проблемы категоризации социальной реальности.

1.2. Категориальный аппарат российского права в сфере свободы совести.:.

ГЛАВА 2. Социально-философские аспекты основных тенденций судебной практики и законотворчества в сфере свободы совести

2.1 Категориальный анализ судебного дискурса, представленного в делах, связанных с реализацией права на свободу совести и религии.

2.2. Социальные аспекты основных тенденций российского законотворчества в сфере свободы совести.*.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-философские аспекты взаимоотношения правового и религиоведческого дискурсов в современной России»

Актуальность темы исследования

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью переосмысления сложившейся практики трактовки некоторых правовых оснований в отношениях государства и религиозных сообществ России, последних двух десятилетий, анализа социально-философских аспектов соотношения правового и религиоведческого дискурсов, характеризующих такую важную сферу общественного бытия как свобода совести. Конституция РФ 1993 года способствовала демократическому решению религиозного вопроса, юридически закрепив либерально-демократическую модель государственно-конфессиональных отношений и определив светский характер государства. Все это способствовало тому, что граждане Российской Федерации получили гарантии свободы мировоззренческого и , вероисповедного самоопределения. Закрепленное на законодательном уровне отделение государства от деятельности религиозных объединений на практике привело к ряду противоречивых явлений, которые требуют социально-философского осмысления, как-то: усиление влияния Русской Православной церкви Московского Патриархата, формирование «проправославного консенсуса» в обществе, восстановление авторитета «традиционных» религий, противоречия между «религией большинства» и «религиозными меньшинствами», дискуссии о «клерикализации» определенных слоев общества и институтов власти, формирование практики обращений верующих в Европейский суд по правам человека и т.п.

Современные проблемы в отношениях между государством и религиозными объединениями, являясь одним из направлений жизни общества, выходят далеко за границы собственно институционально-юридических аспектов, проявляя при этом универсальный социокультурный характер, связанный с основными мировоззренческими вопросами.

В данной работе дискурс рассматривается как речь, наделенная социокультурным измерением, или язык, преобразованный говорящим субъектом и включенный в конкретный социокультурный контекст. С речью его сближает то, что он также является процессом и деятельностью. Однако, в отличие от речи, дискурс предполагает систему, он обладает свойством целостности, имеет внутреннюю организацию, форму, к нему применимы понятия вида, жанра и стиля. Свойство системности сближает дискурс с языком. Язык понимается в данной работе как универсальная абстрактная микросистема, тогда как дискурс - как конкретная минисистема.

Анализ данного социального явления позволит не только обобщить опыт отдельных гуманитарных наук (социальной философии, юриспруденции, религиоведения, социологии, психологии, культурологии, политологии и др.), но и построить в перспективе сбалансированную систему, сочетающую в себе как признанные международным сообществом и научным религиоведением нормы отношения к религии, так и действительное уважение свободы совести граждан, основанное на неукоснительном соблюдении законодательно закрепленных базовых правовых принципов взаимодействия государственных институтов власти, верующих или неверующих сограждан, «религии большинства» и «религиозных меньшинств».

Степень научной разработанности проблемы

Рассматриваемая тема является предметом комплексного междисциплинарного исследования социальной философии, религиоведения, истории, правоведения, социологии, политологии, психологии, анализирующих некоторые аспекты отношений государства, общества и религии. В широком многообразии научной литературы, связанной с разработкой темы диссертации, следуя предметно-проблемному принципу, можно выделить следующие группы работ.

В социальной философии сложилась традиция исследования религии и религиозности, представленная трудами П. Бергера, I

Н.А.Бердяева, М. Вебера, Г.Ф. Гегеля, И.А. Ильина, И. Канта, И.Я. Кантерова, Л.П. Карсавина, А.Н. Красникова, Т. Лукмана, Н. Лумана, Б. Рассела, П.А. Сорокина, С.Л. Франка, З.Фрейда, Э.Фромма, К.Ясперса, Е.И.Аринина, И.Я.Кантерова, Е.С. Элбакян, И.Н. Яблокова, и другие. В рамках отечественного религиоведения значительный вклад в разработку методологии исследования отношений государства и религиозными объединениями внесли ведущие ученые Ю.А. Бабинов, А.Ю. Григоренко, С.И. Иваненко, И.Я. Кантеров, A.A. Красиков, Л.Н. Митрохин, М.П. Мчедлов, М.П. Новиков, A.A. Нуруллаев, Ф.Г. Овсиенко, М.И.Одинцов, I

М.Г. Писманик, В.Н. Порус, H.A. Трофимчук, Д.М. Угринович, М.О. Шахов, И.Н. Яблоков и др. Среди зарубежных авторов, обращающихся к теоретико-методологическим аспектам государственно-конфессиональных отношений, можно выделить таких как А. Баркер, Р.Н. Белла, В. Джемс, Д. Дейвис, К. Дурэм, Г. Моран, Э. Сьюэлл, С.Феррари и другие.

Правовым аспектам государственно-конфессиональных отношений посвящены работы С.П. Бокарева, С.А. Бурьянова, П.Н. Дозорцева, А.Г. Залужного, В.И. Королева, А.И. Кудрявцева, И.А Куницына, C.B. Медведко, P.A. Подопригоры, И.В. Понкина., А.Е. I

Пьянкова, В.В. Себенцова, С.Ю. Симорота, и др. В публикациях Ф.М. Бурлацкого, А. М. Верховского, К. Каневского, O.P. Квирквелии, А.Г. Клочкова, Г.А. Крыловой, Л. Левинсона, Р.Н. Лункина, E.H. Мельниковой, A.B. Пчелинцева, В.В. Ряховского, Ю.В.Тихонравова, Л.А.Февралевой, Г.Г. Черемных и другие, предметом исследования являются проблемы соблюдения неотчуждаемого права человека на свободу совести.

С 90-х годов XX века результаты активно проводимых социологических исследований религиозных процессов нашли отражение в трудах В.И. Гараджи, Ю.П. Зуева, К. Каариайнена, И.Г. Каргиной, С.Д. I

Лебедева, Ю.А. Левады, P.A. Лопаткина, М.П. Мчедлова, В.Г. Пивоварова, 5

JI.C. Рязановой, И.Н. Рындиной, Э.П. Филимонова, Д.Е. Фурмана, Е.С. Элбакян и другие.

Соотношение религиозной и политической сфер в современной общественной жизни, их взаимовлияние, проблемы места религии в глобализующемся мире освещены в трудах JI.A. Андреевой, О.Ю. Васильевой, К.С. Гаджиева, C.B. Джораевой, В. Еленского, A.B.

Журавского, В.И. Зоркальцева, А.Б. Зубова, А. Игнатенко, Г.С. Киселева, i

H.A. Ковальского, А.Н. Красникова, Н.В. Кривельской, А.И. Кырлежева, Е.М. Мирошниковой, Г.А. Михайлова, А. Морозова, A.C. Панарина, В.К. Пинкевича, Д.В. Поспеловского, Ю.А. Розенбаума, E.H. Салыгина, С.Г. Сафронова, Ю.А. Сибирцевой, Ж.Т. Тощенко, М. Шевченко, A.B. Щипкова и другие.

Достаточно много диссертационных работ посвящено проблемам отношений государства и религиозных объединений в регионах, например, исследования Н.С. Волкова, Г.А. Выдриной, С.И. Ильинского, В.В.

Кулакова, Л.Г. Рагозиной, Е.С. Сусловой, С.С. Черняк и др. Во i

Владимирской области региональный аспект этих отношений является предметом научного анализа Е.И. Аринина, Н.С. Андреева, Т.А. Ионовой, В.Н. Константинова, A.B. Маковецкого, П.Е. Матвеева, С.Н. Минина, O.A. Семеновой, A.C. Тимощука, А.К. Тихонова, A.B. Торопова, Е.А. Плеханова, Л.А.Февралевой, И.Н. Федотовой и другие.

Таким образом, в каждом из предметных блоков вопросы отношений государства и религиозных объединений получили достаточно широкое научное освещение. Вместе с тем современный уровень методологических исследований требует уточнения и обоснования i категориального аппарата, применяемого при анализе социальной действительности, требуя проведения специального комплексного изучения проблематики. Кроме того, проведенный обзор научно-исследовательской литературы свидетельствует об отсутствии специальных монографий и диссертационных работ, в которых правовые отношения государства и 6 религиозного сообщества постсоветского периода являлись бы предметом социально-философского анализа.

Объектом исследования в диссертации выступают отношения государства, верующих граждан и религиозных объединений в Российской Федерации.

Предмет исследования — социально-философские аспекты взаимоотношения правового и религиоведческого описания общественных отношений в современной России.

Цель диссертационного исследования: анализ социально-философских аспектов взаимоотношений правового и религиоведческого дискурсов в современной России.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Выявить правовые и религиоведческие особенности, а также социально-философские аспекты категориального аппарата, применяемого для анализа социальной реальности в целом и отношений государства и религиозных объединений в частности;

2. Рассмотреть основные тенденции законотворчества в сфере свободы совести, дать их социально-философский анализ и выявить правовое содержание состояния и проблем религиозного сообщества в постсоветский период.

3. Исследовать методологические основания и терминологический аппарат, применяемые для типологизации отношений государства и религиозных объединений на основе приоритета конституционных прав человека и международных норм;

4. Осуществить анализ ряда противоречий в практике правоприменения в сфере свободы совести в постсоветской России;

5. Актуализировать основные проблемы судебного дискурса и религиоведческих экспертных оценок государственно-конфессиональных отношений постсоветского периода, определить пути их гармонизации; 7

Теоретическую базу исследования составили работы российских и зарубежных социальных философов, правоведов, социологов, религиоведов, социальных антропологов, политологов. Эмпирическую же базу определили материалы российских и региональных социологических исследований, судебные дела.

Методология диссертационного исследования обусловлена целью и задачами диссертации, особенностями исходного материала. Основу работы составляет междисциплинарный системный подход, рассматривающий отношения государства, верующих и религиозных объединений через призму правовых и религиоведческих дискурсов, позволяющих связать многоплановые моменты сферы свободы совести в относительно сбалансированное целое: конституционно утвержденный приоритет прав граждан на свободу совести и вероисповедания; исторические, социологические, культурологические, политологические и юридические стороны проблемы. Важное значение имеют аксиологический (ценности прав человека и толерантности) и праксиологический (практически преобразующий) подходы к проблемам взаимодействия верующих граждан, религиозных объединений и светского государства. Решение задач исследования обеспечивается использованием следующих методов:

• метод социально-философского анализа применяемых понятий «религия», «религиозность», «религиозное объединение», «светское государство», позволяющего выявить логическую и контекстуальную нагрузку этих понятий, их структуру и взаимосвязь;

• метод историко-философского анализа, позволяющий проследить генезис и эволюцию исследуемых социальных явлений, развитие их роли на объективно-событийном и мировоззренческом уровнях;

• метод сравнительного анализа, дающий возможность сопоставить явления разных социально-исторических и мировоззренческих уровней;

• метод герменевтического анализа источников.

Научная новизна работы представлена в следующих положениях:

1. Осуществлен социально-философский, правовой и религиоведческий анализ проблем категоризации такой важной области социальной реальности, как сфера свободы совести. <

2. Обобщены основные современные подходы исследования сферы свободы совести и проанализировано понимание свободы совести в отечественной исторической ретроспективе.

3. Сформулировано рабочее определение основных категорий сферы свободы совести: социально-объективной «религии», субъективно-личной «религиозности», «светскости» (квалифицируемой как «гражданственность»), убеждение в абсолютном равенстве гражданских прав и обязанностей индивидов, вне зависимости от их убеждений и исповеданий. ■

4. Выявлены специфические тенденции развития судебного дискурса в сфере свободы совести, исследуемые в рамках «юрислингвистики» и «лингвоюристики», «судебной лингвистики» и «судебного речеведения», которые выступают как дифференцирующиеся в современном правоведении формы процесса коммуникации, пытающиеся отразить тенденции российского законотворчества в столкновении сторонников «проправославного консенсуса» и «строгого юридизма».

На защиту выносятся следующие основные положения и выводы: <

1. Социальная реальность представляет собой символическую конструкцию, в которой религиозные верования (религиозность, религиозная идентичность) играют многоплановую и амбивалентную роль, категоризация которой определяется развитием нашего общества в последние два десятилетия, его переходом из «тотального атеизма» к новой «нормативной» духовной общности.

2. Развитие законодательного понятийно-категориального аппарата, регламентирующего сферу свободы совести в России происходит в соответствии с новыми социально-политическим реалиями, требующими как соотнесения с нормами международного права, так и со сформировавшимся «проправославным консенсусом».

3. Основной социальной проблемой современного судебного дискурса в сфере свободы совести является пересечение обыденного языка, часто тиражируемого СМИ, и терминологического аппарата права, которые составляют два таких важных компонента, как юридический аспект языка и лингвистический аспект права, при этом в первом случае феномен языка является объектом судебного разбирательства, а во втором рассматривается русский язык, функционирующий в юридической сфере.

4. Специфика развития отношений государства, верующих граждан и религиозных организаций в современной России характеризуется наличием противоречивых тенденций, отражающих столкновение интересов двух основных сил: сторонников «проправославного консенсуса» и «строгого юридизма».

5. Социально-философский анализ взаимоотношения правовых и религиоведческих дискурсов является необходимым условием для интерпретации усиления роли религиозных объединений в современной России как светском государстве, преобразований законодательства о свободе совести и сохранения оптимальных отношений государства, общества и религии.

Теоретическая и практическая значимость работы

Теоретическая значимость работы определяется ее актуальностью, научной новизной и выводами прикладного характера. Данная работа является специальным исследованием, посвященным законодательным и законоприменительным отношениям государства и религиозных объединений в области свободы совести и вероисповедания. Расширяя имеющиеся научные представления относительно методологических ю возможностей концепций социального статуса религии (П. Бергер, Н. Луман), позволяет по-новому взглянуть на проблему правовых отношений государственных органов власти, местного самоуправления и религиозного сообщества. Полученные результаты могут быть применимы в исследовании проблем социальной философии и религиоведения.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования ее результатов в воспитательной, просветительской и образовательной деятельности для разработки и чтения лекций по курсам философии, социальной философии, правоведения, религиоведения, государственно-церковным отношениям и политологии; при организации практики и подготовке дипломных проектов студентов ВлГУ специальности «Религиоведение»; при издании учебных пособий, методических рекомендаций для специалистов по работе с общественными объединениями и религиозными организациями; при организации социологических исследований по мониторингу проблем межконфессиональных отношений; в ходе организации и проведения научно-практических конференций, «круглых столов», семинаров для руководителей религиозных и национальных объединений, представителей органов местного самоуправления и государственной власти; при определении основных механизмов и принципов принятия управленческих решений, способствующих гармоническому развитию этноконфессиональной сферы.

Апробация работы

Результаты исследования изложены аспирантом в 11 научных публикациях общим объемом 3,05 п.л., в том числе в реферируемом журнале, рекомендованном ВАК Министерства образования и науки РФ для публикации основных результатов докторских (кандидатских) диссертаций.

Основные положения диссертации излагались в выступлениях и обсуждались в ходе научных дискуссий на международных, всероссийских, межрегиональных научных конференциях: «Церковь, государство и

11 общество в истории России и православных стран» (г. Владимир, ВлГУ

2009); «Правовое регулирование свободы совести в России» (г. Орехово-Зуево, филиал РосНОУ, 2009); «Религия и Российская государственность (г. Покров, филиал МГГУ им. Шолохова); «Государственно-конфессиональные отношения: теория и практика» (г. Оренбург, УАГС,

2010).

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Крупейников, Константин Владимирович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенная работа в рамках настоящего диссертационного исследования позволяет сформулировать следующие основные выводы и предложения.

I. В условиях тоталитарного административно-бюрократического режима в СССР право на свободу совести и свободу вероисповедания практически попиралось и ограничивалось. В последние два десятилетия в общественно-политической жизни страны произошли существенные сдвиги, связанные с пониманием и осуществлением свободы совести и свободы вероисповедания. Однако, проведенный анализ национального и международного законодательства, регулирующего институт свободы совести и свободы вероисповедания, судебной и правоприменительной практики, позволяет сделать вывод о том, что формирование исследуемого института не завершено, некоторые нормы, составляющие институт, представляются конкурирующими и конфликтующими.

В результате междисциплинарного исследования направлений в совершенствовании правового регулирования института свободы совести, свободы вероисповедания выявлена необходимость создания эффективного правового механизма для реализации права каждого индивида на свободу совести и свободу вероисповедания, т.е. права индивида принимать или не принимать, свободно выбирать, менять, распространять и выражать любые мировоззренческие системы, не подвергаясь дискриминации и преследованиям со стороны государства и общества.

II. Можно констатировать, что на сегодняшний день в России на федеральном уровне продолжает формироваться противоречивая нормативно-правовая база, в которой еще не сложилось четкой терминологии. В этих условиях критическому осмыслению необходимо подвергнуть политику государства, которая должна быть производной от конституционных принципов, положений международных актов и договоров, I строго им соответствовать и иметь корректный категориально-понятийный аппарат. Основные дискуссии связаны с попытками введения в правовое поле России термина «традиционной религии», способного привести к дискриминации граждан.

III. В диссертации исследованы различные аспекты законодательства в сфере свободы совести и вероисповедания, сделана попытка выработки собственного концептуального подхода к совершенствованию правового обеспечения исследуемого института, требующего приведения законодательства в области свободы совести и вероисповедания к нормам международных актов, конституционным принципам и нравственно-гуманистическим критериям. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, гласит: «свобода исповедовать свою религию. подлежит лишь таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественного спокойствия, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности или для защиты прав и свобод других лиц». Это исчерпывающий список предусмотренных Конвенцией законных ограничений права на свободу религии.

Исходя из характера выявленных недостатков в действующем законодательстве, сформулированы предложения по совершенствованию правового института свободы совести и свободы вероисповедания в Российской Федерации, которые в основном сводятся к следующему:

Во-первых, формирование широкой правовой доктрины свободы совести и свободы вероисповедания, в соответствии с которой должно складываться законодательство, регулирующее данный институт.

Во-вторых, внесение соответствующих изменений в действующее законодательство с целью устранения противоречий относительно правовой регламентации свободы вероисповедания и ее юридического отграничения от иных прав и свобод в нормативно-правовых актах всех уровней с согласованием их содержания и юридической силы.

В-третьих, необходима разработка детальной регламентации механизма реализации свободы совести и свободы вероисповедания в Федеральном законе, без которой сложившиеся противоречия между дискурсами СМИ, академической религиоведческой науки и юридических документов, с неизбежностью будут порождать методологические и фактические противоречия в судебной практике. Кроме того, отсутствие юридически корректного определения термина «религия» приводит к невозможности адекватной квалификации тех или иных правоотношений при разрешении конкретных судебных дел, касающихся свободы вероисповедания.

Помимо этих проблем, существует и социальное противоречие, отражающее столкновение двух основных сил в современной России -сторонников «проправославного консенсуса» , и «строгого юридизма» ряда правозащитников. Острота этого противоречия может быть снята только благодаря применению комплексного социально-философского "подхода, поскольку язык юриспруденции или конфессиональной православной теологии не способны привести общество к приемлемому компромиссу.

Думается, что решение деталей этих конкретных вопросов современной российской действительности является насущной задачей Российского государства. При этом необходимо проанализировать исторический опыт, как отечественный, так и зарубежный, а также фундаментальные теоретические разработки в области свободы совести и свободы вероисповедания.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Крупейников, Константин Владимирович, 2010 год

1. Всеобщая декларация прав человека (принята и провозглашена Резолюцией 217 А (Ш) Генеральной Ассамблеи 10.12.1948)/Организация Объединенных Наций официальный сайт. -URL: http:www.un.org/russian/documen/declarat/declhr.htm. Дата обращения: 01.10.2010.

2. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966./Организация Объединенных Наций официальный сайт. -URL: http://www.un.org/russian/documen/convents/pactpol.htm. Дата обращения: 01.10.2010. .

3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966. / Организация Объединенных Наций официальный сайт. — URL: http://www.un.org/russian/documen/convents/pactpol.htm Дата обращения 01.10.2010).

4. Конституции Карачаево-Черкесской Республики. Принята на V сессии Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской республики 5 марта 1996 г. URL: http://roszakon.narod.ru/konst/Karachaevo-cherkesia/cherkeskonstl.htm Дата обращения: 04.03.2010.

5. Конституции Республики Мордовии. Принята Конституционным Собранием Республики Мордовия 21 сентября 1995 г. URL: http://roszakon.narod.ru/konst/Mordovia/mordovkonst 1 .htm. Дата обращения: 04.03.2010).

6. Конституции Республики Марий Эл. Принята Конституционным Собранием Республики Мэрий Эл 24 июня 1995 г. URL: http://constitution.garant.ru/region/cons mariy/. Дата обращения: 05.03. 2010.

7. Конституции республики Северная Осетия Алания. Принята Верховным Советом Республики Северная Осетия - Алания 12 ноября 1994 г. - URL: roszakon.narod.ru/konst/severnaia-osetia. Дата обращения: 05. 03. 2010.

8. Конституции Республики Бурятии. Принята Верховным Советом

9. Республики Бурятия 22 февраля 1994 г. URL:160roszakon.narod.m/konst/buriatia/burkonstl.htm. Дата обращения: 05.03. 2010.

10. Конституции Кабардино-Балкарской Республики. Принята Парламентом Кабардино-Балкарской Республики 1 сентября 1997 г. -URL: roszakon.narod.rü/konst/Kabardino-balkaria. Дата обращения: 05.03.2010.

11. Конституции Республики Алтай. Принята Государственным Собранием Республики Алтай 7 июня 1997 г. URL: roszakon.narod.ru/konst/altai/altaikonstl.htm. Дата обращения: 05. 03. 2010.

12. Конституции Республики Дагестан. Принята Конституционным Собранием Республики Дагестан 10 июля 2003 г. URL: roszakon.narod.ru/konst/dagestan/dagkonstl.htm., Дата обращения: 05. 03. 2010.

13. Конституции Республики Ингушетия. Принята всенародным голосованием 27 февраля 1994 г. URL: roszakon.narod.ru/konst/Ingushetia. Дата обращения: 05. 03. 2010.

14. Конституции Республики Коми. Принята Верховным Собранием Республики Коми 17 февраля 1994 г. URL: roszakon.narod.ru/konst/komi/komikonstl.htm. Дата обращения: 05. 03. 2010.

15. Конституции Республики Башкортостан. Принята Верховным Советом Республики Башкорстан 24 декабря 1993 г. URL: constitution.garant.ru> Конституции и Уставы субъектов>соп5 bashkor. Дата обращения: 05. 03. 2010.

16. Конституции Чеченской Республики. Принята всенародным голосованием 23 марта 2003 г. URL: roszakon.narod.ru/konst/Chechna/chechkonstl.htm. Дата обращения: 05. 03.2010.

17. Конституции Республики Карелии. Принята Палатой Представителей республики Карелия 7 февраля 2001 г. URL: roszakon.narod.ru/konst/Karelia/karelkonstl.htm. Дата обращения: 05. 03.2010.

18. Устава Курганской области. Принят Курганской областной Думой 1 декабря 1994 г. — URL: constitution.garant.гшКонституции и Уставы cy6beKTOB>ustav kurgan. Дата обращения: 05. 03. 201.

19. Кодекс об административных правонарушениях РФ от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 09.03.2010) Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.

20. Гражданский кодекс РФ (часть первая)" от ЗОЛ 1.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 27.12.2009) Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301

21. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от2601.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 17.07.2009) Собрание законодательства РФ", 29.01.1996, N 5, ст. 410,

22. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.11.2009) (с изм. и доп.1, вступающими в силу с 01.01.2010) Собрание законодательства РФ",07.01.2002, N 1(ч. 1),ст. 3.

23. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 N 223-Ф3 (принят ГД ФС РФ0812.1995) (ред. от 30.06.2008) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2008) Собрание законодательства РФ", 01.01.1996, N 1, ст. 16,

24. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-Ф3(принят ГД ФС РФ2405.1996) (ред. от 21.02.2010) Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N25, ст. 2954.

25. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от0801.1997 N 1-ФЗ (принят ГД ФС РФ 18.12.1996) (ред. от 21.02.2010) Собрание законодательства РФ", 13.01.1997, N 2, ст. 198.

26. Закон СССР от 01.10.1990 «О свободе совести и религиозных организациях» // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. - №41.

27. Закон РСФСР от 25.10.1990 «О свободе вероисповеданий» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. - №21.

28. Федеральный закон от 19.09.1997 №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 23.07.2008) "Собрание законодательства РФ", 29.09.1997, N39, ст. 4465.

29. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 25.12.2009) «О статусе военнослужащих» (принят ГД ФС РФ 06.03.1998) Собрание законодательства РФ", N 22, 01.06.1998, ст. 2331.

30. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», от 20.02.1995 N 24-ФЗ (ред. от 10.01.2003) Собрание законодательства РФ", 20.02.1995, N 8, ст. 609.

31. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 17.12.2009) Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, N 31, ст. 3802,

32. Закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях» //Правда. 1990. 9 октября.

33. Закон РСФСР «О свободе вероисповедания» // Закон РСФСР от1632510.1990 N267-1 (ред. от 27.01.1995) Ведомости СНД и ВС РСФСР", 1990, N 21, ст. 240.

34. Агапов, А. Б. Церковь и исполнительная власть // Государство и право. 1998. - №4 . - С. 12 - 23.

35. Аксючиц, В. Проект "Русский путь". Государство и религия: от фобии к реальности. — URL: http://www.polemics.ru/articles/?articleID=3546&hLdeText=0&itemPage:=l Дата обращения 23. 12. 2009.

36. Александров A.C. Что такое «судебная лингвистика» и каково ее отношение к научной догме уголовного процесса. URL: http://www.iuaj.net/lib/konf-MASP/aleksandrov.htm. Дата обращения: 06. 02. 2010.

37. Алтайский шаман направил письмо в ЮНЕСКО с просьбой запретить чиновникам браконьерство. URL: http ://bl ago vest-info.tld.mastertest.ru/index.php?ss-2&s=3&id—25573. Дата обращения: 08. 10. 2009.

38. Андрякова, T.B. Мировоззрение молодежи в современной России (религиозный аспект) дис. канд. филос. наук: / Т.В. Андрякова; Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова. -Архангельск, 2004. -195 с.

39. Антоний. О встрече / Митрополит Сурожский Антоний. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 1999. — 107с.

40. Андреева Л.А. Религия и власть в России. Религиозные и квазирелигиозные доктрины как способ легимитизации политической власти в России / Л.А. Андреева. — Ладомир, 2006. — 254 с.

41. Аринин, Е. И. Философия религии. Принципы сущностного анализа: Монография. / Е.И. Аринин; Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова. — Архангельск, 1998. 297 с.

42. Аринин, Е. И. Социологические аспекты исследования религиозной идентичности / Е.И. Аринин // Религия и личность в прошлом и настоящем: материалы международных конференций / ВлГУ. — Владимир: Свеча- Истоки, 2005. С. 201-224.

43. Аринин, Е.И. Наука и религия в поисках критериев религиозной идентичности / Е.И. Аринин // Наука и религия. — Волгоград: ВолгГУ, 2008. С. 3-12.

44. Атаманчук, Г.В. Управление: всегда есть варианты / Г.В. Атаманчук. -М.:РАГС, 1999.-375 с.

45. Афанасьев, В.Г. Общество: системность, познание и управление / В.Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1981. — 432 с.

46. Бабинов, Ю. А. Государственно-церковные отношения в условиях России: историко-методологический анализ.: дис. . д-ра филос. наук: / Ю.А. Бабинов; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Москва, 1993. - 291 с. ,

47. Балагушкин, Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ / Е.Г. Балагушкин. М.: ИФРАН. — ч. 1. 1999.-324 с.

48. Барбур, Иен. Религия и наука. История и современность / Иен Барбур // пер. с англ. А.Федорчука; под ред. А. Бодрова и А. Киселева. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2000. — 430с.

49. Баркер Айлин. Новые религиозные движения. Практическое введение / Айлин Баркер // Русский христианский гуманитарный университет. СПб., 1997.-С. 64-93.

50. Белла, Р.Н. Социология религии / Р.Н. Белла // Американская социология: перспективы, проблемы, методы / пер. с англ. В.В. Воронина и Е.В. Зиньковского; ред. и вступ. сл. Г.В. Осипова. -М.: Прогресс, 1972. 379 с.

51. Бергер, П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. М. : Медиум, 1995.-323 с.

52. Бергер, П. Секуляризация и проблемы убедительности П. Бергер / пер. ' с англ. М. Сокольская // Неприкосновенный запас. 2003. -№ 32. URL: http://www.nuntiare.org/librory/nz22.htm. Дата обращения: 12.10.2009.

53. Бердяев H.A. Судьба России / Н. Бердяев. — М.: ООО «Изд-во ACT», 2004. 334 с.

54. Бергер, П. Секуляризация и проблемы убедительности. П. Бергер пер.сангл.М.Сокольская -URL:http://www.nuntiare.org/librory/nz" 2 2.htm. Дата обращения: 16. 09. 2009.

55. Боа, К. Лабиринты веры / К. Боа. М.: О-во «Знание», 1992 - 217 с.

56. Бокарев, С. П. Государственно-церковные отношения в России: Философско-правовой аспект: дис. . канд. филос. наук / С.П. Бокарев; Академия управления МВД Москва, 1999. - 195 с.

57. Более половины россиян интересуются магией и гороскопами. URL: http://www.sedmitza.ru/news/536032.html. Дата обращения: 12.01.2010.

58. Большая советская энциклопедия: в 30 т./под ред. А. М. Прохорова.

59. Издание третье. М.: Советская энциклопедия, 1970-1978. Т. 8 / - М.,1661972-592 с.

60. Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков, М. П. Новиков Основы религиоведения / под ред. И.Н. Яблокова. М.: 1994. - 368 с.

61. Борщев, В. В. Дискуссии / В.В. Боршев // Вступая в третье тысячелетие: религиозная свобода в плюралистическом обществе: материалы международной конференции (Москва, 23-24 марта 1999г.).- М.: Изд-во РАГС, 2000. С.59-62.

62. Британские ведьмы обвиняют Католическую Церковь в "религиозной дискриминации" за запрет провести шабаш в приходском помещении.- URL: http://www.maranatha.org.Ua/cnews/r/58640. Дата обращения: 02.02.2010.

63. Булгаков, А.Г. «Святая инквизиция» в России до 1917 года / А.Г. Булгаков. М., 2001. - 240 с.

64. Булгаков, С.Н. Православие / С.Н. Буглаков. М.:000 «Изд-во ACT». 2003. - 365 с.

65. Бурлацкий Ф. М. Новое мышление: Диалоги и суждения о технологической революции и наших реформах / Ф.М. Бурлацкий. -М.: Политиздат 1989г. -432с.

66. Бурьянов С.А. Свобода совести как фактор обеспечения национальной и глобальной безопасности / С.А. Бурьянов // Политика и общество. -2004 № 1.-С. 246-254. '

67. Бурьянов С.А. Свобода совести в российской науке законотворчестве и правоприменении / С.А. Бурьянов // Право и политика. 2001. - № 7.-С. 87-94.

68. Бурьянов С.А. Правовые основания, сущностное содержание и гарантии свободы совести / С.А. Бурьянов // Государство и право. -2001.-№2. С. 68-79.

69. Бурьянов С.А. Проблемы совершенствования нормативно-правовойбазы реализации права на свободу совести в контексте глобализации /

70. С.А. Бурьянов // Государство и право. 2002. - № 10. - С. 36 - 48.167

71. Бурьянов С.А. Мозговой С.А. Государственно-конфессиональныеотношения и тенденции трансформации законодательства о свободеiсовести / С.А. Бурьянов // Юридический мир. -2001.-№ 12. -С.57 69.

72. Бызов, Л.Г. Особенности жизненных ценностей и устремлений россиян, демократические ценности в структуре массового сознания россиян / Л.Г. Бызов // Российская идентичность в социологическом измерении. Полис. 2008. - № 2. - С. 96 - 102.

73. Вахитов, Р. Монах Андроник (А.Ф. Лосев): богослов, философ, ученый Р. Вахитов. URL: http://losevaf.narod.ru/vachit.htm. Дата обращения: 24. 09. 2009.

74. Вера, этнос, нация. Религиозный компонент этнического сознания / под ред. М.П. Мчедлова. М.: Культурная революция, 2007. - 367 с.

75. Вероисповедная политика Российского государства / отв ред. М.О. Шахов. М.: Изд-во РАГС, 2003. - 207 с.i

76. Верховский, A.M. Беспокойное соседство: Русская Православная Церковь и путинское государство / А. М. Верховский // Россия Путина. Пристрастный взгляд: сборник статей / М., 2003. — С.211-219.

77. Визгин, В.П. На пути к другому: От школы подозрения к философии доверия / В.П. Визгин. М.: Языки славянской культуры, 2004. - 778 с.

78. В Запорожье прошел круглый стол на тему легализации колдунов. -URL: http://news.invictory.org/issue25887.html. Дата обращения: 27.01. 2010.

79. Возрождение свободы совести и ее защита //- М.: Московская

80. Хельсинская Группа, 1999. С.9,15,16, 22.168

81. Восточные католические церкви // Православная энциклопедия. Церковно-научный центр Русской православной Церкви «Православная Энциклопедия», Т. IX / М.: 2005. — с.491

82. Волков Н.С. Философско-социологический анализ национальной культуры. — URL: http://www. library.khsu.ru/nbo/persons/Kotojecov/hrono.php. Дата обращения: 24. 09. 2010.

83. Выдрина, Г.А. Религиозная ситуация как объект государственногоIрегулирования (на материалах Ханты Мансийского автономного округа: дис. .канд. филос. наук: / Г. А. Выдрина. - РАГС, Москва, 2004.-131 с.

84. В Литве открывается школа колдовства. URL: http://www.eg.ru/daily/x-files/16558/. Дата обращения: 21.01.2010.

85. В американской тюрьме капелланом назначили ведьму. URL: http://newsru.com/religy/10dec2001/wicca.html. Дата обращения: 21.01. 2010.

86. Гаджиев, К.С. Введение в политическую науку / К.С. Гаджиев. М.: Логос, 2000. - 544 с.

87. Гараджа В.И. Социология религии. / В.И. Гаражда. М.: 1995. 135 с.

88. Гараджа, В.И. Религиеведение / В.И. Гараджа. М.: Аспект Пресс, 1995. -351 с.

89. Гегель, Г.В.Ф. Философия религии: в 2 т. / Георг Вильгельм Фридрих Гегель. М.: Мысль, Т.1. 1976. - 532с.

90. Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние) / под ред.: Ф.Г. Овсиенко, М.И. Одинцова, H.A. Т рофимчука. М.: Изд-во РАГС, 1996. - 271 с.I

91. Голев Н. Д. Юридический аспект языка в лингвистическом освещении / Н.Д. Голев //Юрислингвистика-1. Проблемы и перспективы. -Барнаул, 1999.-С. 11-58.

92. Григоренко А.Ю. Религиоведение / А,Ю. Григоренко. Питер, 2008.-512 с.

93. Горошко Е.И. Изучение электронного дискурса в судебном речеведении. — URL: http://www.textology.ru/article.aspx?aId=44. Дата обращения: 12.01.2010.

94. Джемс, В. Многообразие религиозного опыта: пер. с англ. / Уильям Джемс. — СПб.: Андреев и сыновья, 1993. 418 с.

95. Джораева, С. В. Государственно-церковные отношения в России: Опыт философско исторического анализа: дис. . канд. филос. наук: / C.B. Джораева. - РАГС. - Москва, 1997. - 139 с.

96. Евгений Кимля, Айдар Султанов и Сайентологическая церковь г. Нижнекамска против России Решение о приемлемости жалоб № № 76836/01 и 32782/03. URL: http://www.rlinfo.ru/practice/se-nizhnekamsk.html. Дата обращения: 16.02.2010.

97. Джораева, С. В. Государственно-церковные отношения в России: Опыт философско исторического анализа: дис. . канд. филос. наук. / C.B. Джораева. -РАГС.Москва, 1997.- 139с.

98. Дробижева, JI. М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России / JI.M. Дробижева // Российская академ. наук, Ин-т социологии. М.: Центр общечеловеч. ценностей, 2003.-373 с.

99. Дозорцев П.Н. Развитие России как светского государства (Историко-правовой анализ): URL: http://www.infanata.com/info.rossii.pravovoj-analiz.html. Дата обращения 26. 03. 2010.I

100. Дудко, Д. Он был верующим. URL: http://www.geocities.com/CapitolHill/Parliament/7231/dudko 2.htm. Дата обращения: 12.11. 2009.

101. Дурэм, Коул. Перспективы религиозной свободы: сравнительный анализ / Коул Дурэм. М.: Институт религии и права. - 1999. - 64 с.

102. Дурэм, Коул. Свобода религии или убеждений: законы, влияющие на структуризацию религиозных общин / Коул Дурэм. — Варшава. 1999. 68 с.

103. Европейский суд: Церковь Сайентологии Москвы против России.I

104. Решение от 28 октября 2004 г. о приемлемости жалобы // Религия и право. 2004. №4. - С. 44 - 48.

105. Еленский В. «Украинская поместная церковь». URL: www.russned.ru/politika.blazhenneishego.vladimira. Дата обращения: 22. 09. 2101.

106. Ерофеев, К.Б. Закон о свободе совести 1997 года: особенности применения / К.Б. Ерофеев // Религия и право. 2007. - № 4. - С.20-34.

107. Журавский, A.B. Христианство и ислам. Социокультурные проблемы диалога. URL: http://www.sfi.ru/lib.asp7rubr id=808. Дата обращения: 14. 03. 2010. '

108. Законодательство России о свободе совести и о религиозных объединениях. Сборник нормативных актов / сост. A.B. Пчелинцев -М.: Институт религии и права, 2000. — 64 с.

109. Междунар. ассоц. религиоз. свободы: Центр социал.- религиоз. исслед. -2003. 396 с.

110. За последние полгода в Кении убито более 150 стариков, заподозренных в колдовстве. URL: http://www.sedmitza.ru/news/721962.html. Дата обращения: 27.01.2010.

111. Зоркальцев В.И. Роль институтов гражданского общества и потенциала человеческой личности как возрастающих факторов ускорения социально-экономического развития России. URL: http://www.nazarikov.viperson.m/wind.php?ID:=2287. Дата обращения: 23.10 2009.

112. Зубов А.Б. Правое преемство и правовая идентичность в сегодняшней России. URL: http:// www.netda.ru/newpublicist/zubov/az pppi.htm. Дата обращения: 24. 11. 2009.

113. Зуев Ю.П. Религиозные организации в СССР в годы Великой Отечественной войны (1943-1945 гг.) Отечественные архивы. URL: http://www. religio.rags.ru>)KvpHafl>anthologv4/a4 1 .pdf . Дата обращения 21. 04. 2010.

114. Идеологи грядущей "русистской православной революции" переиздали "Просветителя" преподобного Иосифа Волоцкого. URL: http://www.bible.com.Ua/news/r/25929. Дата обращения: 20.03.2010.

115. Ильин, И.А. Аксиомы религиозного опыта: в 2 т. / И.А. Ильин. -М., 1993. Т.1.-234 с.

116. Ильинский, С. И. Государственно-конфессиональные отношения в Удмуртской республике: опыт вероисповедной политики в регионе: 1991-2002 гг.: дис. . канд. ист. Наук. / С. И. Ильинский; РАГС. -Москва, 2003.-211 с.

117. Каариайнен, К., Фурман, Д. Новые церкви, старые верующие -старые церкви, новые верующие. Религия в постсоветской России / под ред. К. Каариайнена и Д. Фурмана. М.-СПб.: Летний сад, 2007. -400 с.

118. Каариайнен, К. Новые церкви, старые верующие — старые церкви, новые верующие. Религия в постсоветской России / под. ред. К. Каариайнена, Д. Фурмана / К. Каариайнен., Д. Фурман. М.; СПб.: Летний сад, 2007. - 400 с. ■•

119. Кант, Иммануил. Трактаты / Иммануил Кант. СПб.: Петрополис. - 1996 - 452 с.

120. Кантеров, И.Я. Экспертные советы как субъекты конфессиональной политики / И.Я. Кантеров // Религия и право. 2004, -№ 1. - С.7-21.

121. Кантеров И.Я. Новые религиозные движения в России173религиоведческий анализ) / И.Я. Кантеров. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2006. - 472 с.I

122. Кантеров И .Я. Новые религиозные движения (введение в основные концепции и термины) / И.Я. Кантеров. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2006. - 386 с.

123. Кантеров, И.Я. АУМ Синрике / И.Я. Кантеров. Религиоведение: энциклопедический словарь/ под ред. А.П. Забияко, А.Н. Красникова, Е.С. Элбакяна. М.: Академический проект, 2006. — С.82.

124. Каневский К. О социальном партнерстве государства и религиозных. URL: http:// www.sova-center.i-тРелигия в светском обществе). ./2005/06/d4853. Дата обращения:28. 01. 2010.

125. Карсавин, Л.П. Католичество / Л.П. Карсавин. Томск: «Полиграфия». - 1997. - 171 с.

126. Карсавин, Л.П. Путь православия / Л.П. Карсавин / Сост. и вступ: ст. П.О. Николова. М.: ООО «Изд-во ACT»; Харьков: «Фолио», 2003. - 557 с.

127. Каргина И. Конфессии не могут претендовать на духовную монополию. — URL: http:// www.cdrm.ru/kerigma/katehiz/stat/kargin/kargin.htm. Дата обращения: 18. 06. 2010.I

128. Католичество в России. Субкультура или контркультура? Круглый стол в редакции интернет-портала "Религия и СМИ" от 29.12.2003. URL: http://www.religare.ru/article7799.htm. Дата обращения: 12.10.2009.

129. Квирквелия О. Р. Роль некоторых космологических категорий в историческом исследовании. — URL: http://www. library.vshu.kirov.ru/cgi-bin/irbis64r.cgiirbis. Дата обращения: 12. 03. 2010.

130. Киселев Г.С. Мир человека: тупиковая ветвь эволюции? Вопросы философии. URL: http://www.io.udsu.ru/iias/web new search.processing query. Дата обращения: 23. 11 2009.I

131. Клерикализация государственного образования угроза Российской Федерации. Обращение Инициативной группы «Общее действие» к Министру образования РФ В.М. Филиппову. - URL: http://www.humanism.su/m/articles.phtml?num=0Q0138. Дата обращения: 12.06.2010.

132. Кожевникова Г., Журналисты о религиозных группах: между некомпетентностью и неприязнью. URL: http://xeno.sova-center.ru/213716E/21728E3/DB18278. Дата обращения: 14.06.2010.

133. Королев В.И. О ходе регистрации и перерегистрацииIрелигиозных организаций / В.И. Королев // Законодательство о свободе совести и правоприменительная практика в сфере его действия. -М., 2001. - С. 17 - 29.

134. Ковальский H.A. Ватикан и католицизм в конце XIX — нач. Ватикан и мировая политика. URL: http://www.enc.lib.rus.ee/bse/008/003/483.htm. Дата обращения: 12. 11.2009.

135. Красиков, A.A. Религиозный фактор в европейской и российской политике: исторический аспект / A.A. Красиков. М.: XXI векI

136. Согласие, 2000. - 134 с. ,

137. Краткий философский словарь. / М.: Госполитиздат, 1952, -С.510-511.

138. Кривельская, Н.В. Религиозная экспансия против России / Н.В.175

139. Кривельская. -М.: Благовест, 1999. —230 с.

140. Кротов, Я. О религиозности. С христианской точки зрения. 05.03.2000. URL: http://www.svoboda.org/programs/Christ/2000/Christ.03050Q.asp. Дата обращения: 28. 10.I

141. Крылова Г. А. Свобода совести на весах правосудия. / Г.А. Крылова М., 1998. 320 с.

142. Кудрина Т.А., Пинкевич В.К. Вероисповедные реформы в России в начале XX века / Т.А. Кудрина, В.К. Пинкевич. — М.: Изд-во РАГС, 2003. 198 с.

143. Кудрявцев, А. И. Государственно-церковные отношения в Российской Федерации в 90-е годы XX века: конституционно-правовой аспект. Дис. канд. ист. наук: / А.И. Кудрявцев; РАГС. -Москва, 1999.- 173 с.I

144. Кулаков, В. В. Религиозный фактор и национальная безопасность России (на материалах Южного федерального округа): дис . канд. филос. наук / В.В. Кулаков; РАГС. Москва, 2006. - 148 с.I

145. Куницын, И.А. Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт, особенности и актуальные проблемы / И.А. Куницын. М.: «Отчий дом», 2000. - 464 с.

146. Кураев, А.: Пасха- путь из ада Андрей Кураев. URL: http://www.pravkniga.ru/news/3038. Дата обращения: 24.08.2010.

147. Кураев, А. Все ли равно, как верить? / А. Кураев // Сборникстатей по сравнительному богословию. Клин: Братство свт. Тихона, 1761994.-С.174-182.

148. Кырлежев, А. Регулирование государственно-церковныхIотношений. К симфонии через партнерство А.Кырлежев // Религия и СМИ: справочно-информационный интернет-портал. URL: http://www.religare.ru/article 167.htm. Дата обращения: 24.08.2010.

149. Леонид Симонович: Еретиков сжигать не можем, а книги будем. URL: http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id-7751. Дата обращения: 10.09.2009.

150. Лебедев. С. Д. К проблеме социологических критериев религиозности . URL: http:// www.rusoir.ru/news/23-09-2005-2.html. Дата обращения: 26. 11. 2009.

151. Левада Ю.А. Рамки и варианты исторического выбора: несколько соображений о ходе российских трансформаций. — URL: http:// www. ecsocman.edu.ru/text/16105313. Дата обращения: 20. 03. 2010.I

152. Лопаткин, P.A. Конфессиональный портрет России: к характеристике современной религиозной ситуации. / P.A. Лопаткин. -М.: Изд-во РАГС, 2001.-128 с.

153. Луганская Д. «Избирательная магия. В британский парламент рвется «король колдунов и ведьм». URL: http://www.interfax-religion.m/?act=print&div=10833. Дата обращения: 10.09.2009.

154. Лукин, В. Омбудсмен уполномочен заявить / В. Лукин // Независимая газета Религии. - 2008. - 4 июня. - С. 12.

155. Лункин Р. Клерикализация как вызов госбезопасности? URL:Ihttp:// www.portal-credo.ru/site/print.php?act=fresh&id^954. Дата177обращения: 12.09.2009.

156. Луман, Н. Введение в системную теорию. Перевод К. Тимофеевой / Под ред. Д. Беккера — ЛОГОС, 2007. 359 с.

157. Луман. Н. Власть. /Пер. с нем. А.Ю. Антоновского. М.: Праксис, 2001. С.8.

158. Луман, Н. Дифференциация: пер.с нем. / Н. Луман. М.: Логос, 2006. - 279с.

159. Луман, Н. Социальные системы. Перевод И.Д. Газиева / Под ред.I

160. H.A. Головина. — Санкт Петербург. «Наука», 2007. 642 с.

161. Луман Н. «Что такое коммуникация?» /Социологический журнал. 1995 г. № 3. С. 78.

162. Луман. Н. Эволюция./ Н.Луман. М. Логос, 2005. - 346 с.

163. Лучицкая, С.И. Образ Другого: мусульмане в хрониках крестовых походов / С.И. Лучицкая. СПб.: Алетейя, 2001. - 217с.

164. Майоров, Г.Г. Формирование средневековой философии / Г.Г. Майоров. М.: Мысль, 1979. - 433 с.

165. Малахов, В.С.Постмодернизм // Современная западнаяIфилософия. Словарь. 2ге изд., перераб. и доп. - М: Логос, 2000. -С.326.

166. Макхарт О. Идеология //Современная западная философия. Словарь. М.: ТОН-Остожье. 2000. С.162-164.

167. Маркова Н.М. Социально-философские аспекты становления светской интерпретации католичества в исследованиях российских авторов / Н.М. Маркова. М., 2007. - 268 с.

168. Медведко, С. Религиозная ситуация и законодательство в сфере государственно-конфессиональных отношений в России / С. МедведкоI

169. Пределы светскости: общественная дискуссия о принципе светскости государства и о путях реализации свободы совести / сост. А. Верховский. М.: Центр «Сова», 2005. - С. 344-345.

170. Мельникова, Е. Н. Россия: интеллект и выживание / Е. Н. Мельникова. М.: 2006. - 608 с.

171. Мирошникова Е.М. Государства и религии в Европейском союзе (опыт государственно-конфессиональных отношений). URL: www.rusoir.ru/news,php?action=:view&id=563. Дата обращения: 11. 11. 2009.

172. Митрохин, Л.Н. Философия религии: (опыт истолкования Марксова наследия) / JI.H. Митрохин. — М.: «Республика», 1993. — 41 с.

173. Митрохин, JI. Н. Религия и политика в российской исторической традиции / JI.H. Митрохин // Религия и политика в посткоммунистической России. М.: О-во «Знание», 1994. -С.227-238.

174. Митрохин, JI.H. Христианство и политика / JI.H. Митрохин. М.: Изд-во РАГС, 2003 . - 168 с.

175. Михайлов Г.А. Об особенностях религиозной ситуации в Российской Федерации в период после принятия Федерального законаI

176. О свободе совести и о религиозных объединениях». / Г.А. Михайлов // Российское законодательство о свободе совести в 80 90 г.г. XX в. Теоретические споры, реформирование правовых основ, практическая реализация законодательных актов. М., 1999. С. 48 - 62.

177. Московское отделение Армии Спасения против России. Решение о приемлемости жалобы от 24 июня 2004 г. // Религия и право. 2004. - №2. -С.24-28.

178. Мониторинг СМИ: Омбудсмен уполномочен заявить. Государство не должно повторять практики гонений наIинаковерующих и инакомыслящих, считает Владимир Лукин. URL: http://portal-credo.ru/site/?act:=news&id=63161 &type—view. Датаобращения: 12. 05. 2010.

179. Молчанов, А. Христианское противостояние продолжается, спасемся ли от него. — URL: http://otechestvo.org.ua/vesti/2003/2003 08/v 25 03.htm. Дата обращения: 14. 05.2010.

180. Морозов, А. Религия и политическая модернизация России. Серия "Библиотека "Новая Политика" / А. Морозов. М.: ИД "Ключ-С", 2004, - 119 с.

181. Мчедлов, М. П. Состоялся ли в России религиозный ренессанс? / М.П.Мчедлов // Изменяющаяся Россия в зеркале социологии / под ред. М. К. Горшкова, Н. Е. Тихоновой.- М.: Летний сад. 2004. С. 221 -237.

182. Мчедлов, М. П. О понятийном аппарате развивающегося религиоведения / М.П. Мчедлов // Философско-методологические проблемы изучения религии: материалы конференции (Москва, 28-29 октября 2003г.). М.: Изд-во РАГС, 2004. - С. 54 - 56I

183. Мчедлов, М.П. Релцгиоведческие очерки. / М.П. Мчедлов. М.: Научная книга, 2005. - 321 с.

184. Назаретян, А. Лучшее средство от терроризма — атеистическое-воспитание / А. Назаретян. Религия и СМИ: справочно-информационный интернет-портал — 2004. — URL:, http://www.religare.ru/article8332.htm. Дата обращения: 23.05.2010.

185. Национальный проект «Святая Русь — Россия: духовность,, державность, народность». — URL: http://pravoslavie.chestisvet.ru/index.php4?id=19. Дата обращения 23.05.2010.

186. Назначение "ведьмы" капелланом вызвало протесты в США. -URL: http://newsru.com/religy/10ian2002/wicca.html. Дата обращения: 12.07.2010.

187. Нерсесянц B.C. «Философия права»: история и современность. Г. Гегель. / B.C. Нерсесянц.// Философия права. М.: Мысль, 1990. -С.31 - 45.

188. Никонов К.И. Философско-антропологические аспекты религиозного плюрализма //Аринин Е.И. Религия вчера, сегодня,Iзавтра. Архангельск, 1994. Вып.З. С.77 - 84.180

189. Нуруллаев A.A. Ислам и политика. Ислам в России — URL: http:// www.humanities.edu.ru/db/msg/51105. Дата обращения: 26. 12. 2009.

190. Овсиенко Ф.Г. Католизм /Ф.Г. Овсиенко. М.: РАГС. - 2005. -314 с.

191. Одинцов, М.И. Вероисповедные реформы в России. 1985 1997 гг. / М.И.Одинцов // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты: сборник статей. Вып. 3. - М: Российское объединение исследователей религии, 2006. - С. 48 — 62.

192. Одинцов, М.И. Русская православная церковь в XX веке: история, взаимоотношения с государством и обществом / М.И. Одинцов. М.: ЦИНО, 2002.-312 с.

193. Ожегов, С.И. и Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская АН.; Российский фонд культуры. М. : «АЗЪ», 1995. -665с.

194. Оруэлл Дж. Скотный двор. 1984. Памяти Каталонии. Эссе: Сб.: Пер. с англ./ Дж. Оруэлл. М.: НФ «Пушкинская библиотека». 2003. -122с.

195. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М.: Отдел внешних церковных связей, 2001. 128 с.

196. Официальное обращение Уральского Объединения церквей РЦI

197. ХВЕ по поводу событий в поселке Спасск, Таштагольского района, Кемеровской области. — URL: http://portaicredo.ru/site/?act=news&id=63161 &type=view. Дата обращения 12.02.2010.

198. Панарин, А. С. Православная цивилизация в глобальном мире / A.C. Панарин. М.: Алгоритм, 2002. - 492 с.

199. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал не доверять борцам за «чистоту» веры, лозунг которых — «Православие или смерть!» URL: http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=29163. Дата обращения: 14.03.2010.

200. Перепелкин, Л.С. Межэтнические конфликты: причина возникновения и механизмы предупреждения / Л.С. Перепелкин // Конфликт-диалог-сотрудничество. Бюллетень № 1 (сентябрь-ноябрь). Этнополитическая ситуация на Северном Кавказе. М., 1999. -С.115- 127.

201. Пивоваров В.Г. Философские принципы посторения методологии теории относительности. URL: http://www.mstu.edu.ru/publish/conf/1 lntk/section2/. Дата обращения: 23. 12. 2009.

202. В. К. Пинкевич. П.А. Столыпин и религиозный вопрос в начале XX века. URL: http://www.pravkniga.ru>. Дата обращения: 24.11. 2009.

203. Писманик М.Г. Религиоведение / М.Г. Писманик. — Юнити-Дана. -2009.-280с.

204. Платон. Собрание сочинений: в 4 т. / Платон; пер. с древнегреч.; общ.ред. А.Ф.Лосева, В.Ф. Асмуса и др. М. : 'Наука, 1994, Т.З. -477 с.

205. Плеханов Е.А. Педагогика христианской любви. URL: http://www. pominovenie-iv.narod.ru/statie/pleh.html. Дата обращения: 14. 03.2010.

206. Подопригора, P.A. Государство и религиозные организации (Административно-правовые вопросы) / P.A. Подопригора. Алматы: Аркаим, 2002. - 324 с.

207. Полосин B.C. На пути к свободе совести (Российское законодательство о религии в конце 80-х начале 90-х г.г.) /B.C. Полосин // Свобода совести в духовном возрождении Отечества. М. 1994. - С.87 - 92.

208. Порус В. Н. "Конец субъекта" или пост-религиозная культура. -URL: http://TheLib.ru/books/porus vn/racionalnost nauka. Дата обращения: 08. 04. 2010.

209. Поспеловский, Д.В. Русская Православная Церковь в XX веке / Д.В. Поспеловский. М.: Республика, 1995. - 509 с.

210. Поспеловский, Д.В. Тоталитаризм и вероисповедание: Монография / Д. В. Поспеловский. — М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2003. 631 с.

211. Понкин, И.В. Правовые основы светскости государства и образования / И.В. Понкин. М.:Про- Пресс, 2003. - 416 с.

212. Посконина О. В. Никлас Луман о политической и юридической подсистемах общества: Монография. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1997. 124 с.

213. Пригарина Н.К. Аргументация судебного дискурса:184риторический аспект . Монография / Пригарина Н.К.; Науч. ред.: Анисимова Т.В. Волгоград: Перемена, 2008. — URL: http://lawlibrary.ru/izdanie2101386.html. Дата обращения: 12.10.2009.

214. Пчелинцев A.B. Почему порядок в мире должен быть Русским? — URL: http://rne-e.narod.ru/26.html. Дата обращения: 12.04.2010.

215. Пчелинцев. A.B. Пресса и религиозные конфликты Электронный ресурс. // Режим доступа: http://www.religio.ru/relisoc/199.html

216. Пчелинцев. А. В. Пресса и религиозные конфликты. URL: http://www.religio.ru/relisoc/199.html;http://www.scli.ru/analytics/new/deta il.php?ID=1253. Дата обращения: 20.01.2010.

217. Поченцов, Г.Г. История русской семиотики до и после 1917 года. URL: http://www.russofile.ru/articles/article 87.php. Дата обращения: 22.01.2010.

218. Пчелинцев, A.B. Свобода совести и злоупотребление свободой массовой информации: защита чести, достоинства и деловой репутации / A.B. Пчелинцев. М., 1998. - 64 с.

219. Пчелинцев, A.B. Свобода религии и права верующих в современной России / A.B. Пчелинцев. М.:' ИД «Юриспруденция», 2007. -392 с.

220. Рагозина, JI. Г. Исполнительные органы власти и религиозные объединения России в 90-е годы XX века: организационно-управленческий аспект взаимоотношений: дис. .канд. филос. наук: 09.00.06. / Л.Г. Рагозина. М.: РАГС, 1999. -161 с.

221. Рассел. Б. История западной философии. URL: www.philosophy.ru/librarv/russell/01/00.html. Дата обращения: 14. 08. 2010.i

222. Распоряжение Президента РФ от 17.03.2001г. № 133-РП «О Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. - №13. - ст. 1234.

223. Рейнак, С. Орфей. Всеобщая история религий / Соломон Рейнак; авториз. пер. под ред. гр. Ив.Ив. Толстого. — СПб: Хронос. 1913.-211 с.

224. Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Религиоведческая экспертиза. Нормативные акты. Судебная практика.

225. Заключения экспертов / сост. и общ. ред. A.B. Пчелинцева и В.В.i

226. Ряховского. 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИД «Юриспруденция», 2006. -848 с.

227. Религия в истории и культуре / под ред. проф. М.Г. Писманика. -М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2000. 591 с.

228. Религия в самосознании народа: религиозный фактор в идентификационных процессах: Монография / М.П. Мчедлов и др.; отв. ред. М.П. Мчедлов; Российская акад. наук, Ин-т социологии. М.: Ин-т социологии РАН, 2008. - 413 с.

229. Религия и закон. Конституционно-правовые основы свободыiсовести, вероисповедания и деятельности религиозных организаций // сост. А.О. Протопопов. М.: Паллада, 1996. - 128 с.

230. Религия и трансформационные процессы в украинской экономике. — URL: http://experts.in.ua/baza/analitic/index.php7ELEMENT ID=10971. Дата обращения: 24.09.2009.

231. Решение Октябрьского районого суда г. Краснодара от 30 октября 2000 г. по жалобе С. В. Демина на действия Главногоуправления Министерства юстиции РФ по Краснодарскому краю //i

232. Религиозные объединения. С. 344—346.

233. Решение Московского районного суда г. Казани от 15 марта 1999 г. по иску Казанской Церкви христиан-адвентистов Седьмого дня о защите чести и достоинства // Религиозные объединения. С. 367—368.

234. Решение о приемлемости жалобы № 10519/03, поданной Петром Баранкевичем против России. URL: http://www.rlinfo.ru/practice/se-barankevich.html. Дата обращения: 12.06.2010.

235. Решение о приемлемости жалобы № 184/02 «Константин Кузнецов и другие против России». URL: http://www.rlinfo.ru/practice/kuznetsov-prieml.html. Дата обращения: 12.06.2010.

236. Розанов, В.В. Собрание сочинений. Около церковных стен / В.В. Розанов; Под. общ. ред. А.Н.Николюкина. М.:Республика,1995.- 345с.

237. Розенбаум, Ю.А. Советское государство и церковь / Ю.А. Розенбаум. М.: Наука, 1985. - 175 с.

238. Ряховский В.В. Православие, протестанизм и стратегия устойчивого развития России в началё XXI в. URL: http://www.bogoslov.ru/persons/220297/index.html. Дата обращения: 28. 05.2010.

239. Рязанова Л.С. Свойство. Значение. Название. — URL: http://www. science.masu.ru/index.php/dok-publ/docdetails. Дата обращении: 26. 11.2009.

240. Рындина И.Н. Социально-философские отношения государства и религиозных организаций. URL: http:// www.disszakaz.com/. .sotsialno. .otnosheniy. .edineniy. Дата обращения: 26. 08. 2010.

241. Салыгин, E.H. Теократическое государство: Монография / E.H. Салыгин. М.: Моск. обществ, науч. фонд, 1999. — 227 с.

242. Сафронов, С.Г. Русская православная церковь в конце XX в.: территориальный аспект / С.Г. Сафронов. М.: Московский центр Карнеги, 2001.-100 с.

243. Себенцов А. Е. Противоречия в законодательстве о свободе совести // Преодолевая государственно- конфессиональные отношения. Н. Новгород., 2003. URL: http://religion.ng.rU/printing/2006-12-06/7 poliphony.html. Дата обращения: 12.06.2010.

244. Селиверстов, М. Полифония веры и разума. URL: http://religion.ng.ni/printing/2006-12-06/7 poliphonv.html. Дата обращения: 16.06.2010. 1

245. Симорот. С.Ю. Правовое регулирование реализации свободы совести в Российской Федерации. / С.Ю. Симорот. Изд-во Хабар, гос. техн. ун-та, 2001. 122с.

246. Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. T.II / отв. ред. М.Бурдо, С.Б. Филатов — М, 2003. С.268.

247. Сорокин, П.А. Главные тенденции нашего времени / П.А. Сорокин. М.: о-во «Знание», 1997. - 224с.

248. Сороки П.А. Системы социологии / П.А. Сорокин. Астрель. 2008.- 10 08 с.

249. Среди делегатов на Поместный Собор РПЦ МП граждане России, вероятно, составят меньше половины, сообщил протоиерей Всеволод Чаплин. URL: http://www.bible.com.Ua/news/r/44776. Дата обращения: 10.09.2010.

250. Суслова, Е. С. Религия и проблемы национальной безопасности на Северном Кавказе: дис. . канд. филос. наук: 09.00.13/ Е.С. Суслова. -М., 2004.- 152 с.

251. Сьюэлл, Э. Сравнительная характеристика светских государств и равенство религиозных организаций. Пределы светскости / Э.Сьюэлл. М.: Центр «Сова», 2005.'- 234 с.

252. Тихонравов, Ю.В. Судебное религиоведение / Ю.В.Тихонравов. -М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998, 272 с.

253. Толерантность/ под ред. М.П. Мчедлова. — М.: Республика, 2004. -416 с.

254. Толерантность против ксенофобий (зарубежный и российский опыт) / под ред. В.И. Мукомеля и Э.А. Паина. М.: Ин-т социологии РАН, «Academia», 2007. - 188 с.

255. Тощенко Ж.Т. Фантомы как специфическая форма сознания и поведения российской интеллигенции. Гуманитарные проблемы современной цивилизации. — URL: http://www. soc.rsuh.ru/article.html?id=67043. Дата обращения 12. 12. 2009.

256. Трифонов. А., Масальцев. М. Колдуны-растлители. Мосгордума собирается ввести лицензирование оккультных услуг. — URL: http://religare.ru/article61299.htm. Дата обращения: 24. 02.2010.

257. Трофимчку H.A. Источник: История религий в России / Под общей редакцией H.A. Трофимчука. — М.: Изд. РАГС, 2001. — 591 с.

258. Уринович Д.М. Психология религии / Д.М. Угринович. М.: Политиздат, 1986. - 352 с.

259. Февралева. JI. А. Социально-философские аспекты отношений государства и религиозных объединений в постсоветский период (на материалах Владимирской области). URL: http://www. lib.pomorsu.ru/cgi-bin/irbis64ropak81/cgiirbis. Дата обращения: 24. 12. 2009.

260. Федотова И.Н. Опыт народовластия в революции 1917 года.I

261. URL: http:// www.webirbis.mubint.ru/cgi-bin/irbis64r/cgiirbi. Дата обращения: 23. 09. 2010.

262. Филиппов А.Ф. Памяти Никласа Лумана. URL: http://www.fidel-kastro.ru/sociologia/luman/fillipov luhmann.htm. Дата обращения: 24.12.2009.

263. Филиппов, А.Ф. Луман, Н. // Современная западная философия. Словарь. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2000. - С. 234-236.

264. Франк, С. Духовные основы общества. Введение в социальную философию // Франк С. Духовные основы общества / С. Франк. М.: Изд-во «Республика», 1992. - 511 с.

265. Фрейд 3. Психические уровни сознания и подсознания. Защитные психические механизмы. Эдипов комплекс. Психологическая модель общества. — URL: www.it-med.ru/library/p/ps analizl .htm. Дата обращения: 12.12. 2009.

266. Фромм, Э. Иметь или быть? / Эрих Фромм. — М.: Прогресс, 1990.-327с.

267. Теория Э. Фрома . Опыт анализа и применения при наблюдении бытия. Психологическая теория. Э.Фромма. URL: www.sevpsiport.com/psistatii/264-nikiforov-lTomm-1. Дата обращения: 12. 09. 2009.

268. Д. Фурман. Д.Е. Старые церкви, новые верующие. URL: www.isras.ru/.Avtoreferat/avtoreferatSabirova.pdf . Дата обращения. 06. 03. 2010.

269. Фуров, В.Г. Буржуазные конституции и свобода совести. / В.Г. Фуров. М.: Политиздат, 1983.- 117с.

270. Хантингтон. С. Столкновение цивилизаций / Самюэль Хантингтон ; пер. с англ. Т. Велимеева, Ю. Новикова — М.: ООО «изд-во ACT», 2003.-349 с.

271. Хруль, В. Глава католиков России Папа Римский. 20 сентября 2005. Письмо в редакцию портала «Религия и СМИ». - URL:http://www.religare.ru/article21612.htm. Дата обращения: 20.01.2010.

272. Черемных Г.Г. Российские и зарубежные общественные и религиозные объединения. — URL: http://www. bb.lfond.spb.ru/authors.php. Дата обращения: 21. 03. 2010.

273. Чиркин, В.Е. Современное государство / В.Е. Чиркин. М.: Международные отношения, 2001. - 416 с.I

274. Шахов М.О. Новый Закон с точки зрения старообрядцев /М.О.Шахов // Религия и право. 1998. № 3 (6). С.8 23.

275. Шахов, М.О. Старообрядческое мировоззрение: Религиозно-философские основы и социальная позиция / М.О. Шахов. М.: Изд-во РАГС, 2002. - 268 с.

276. Шевченко Д. За душу берут. URL: http://www.runewsweek.ru/society/32063/. Дата обращения: 20.02.2010.

277. Шкаровский, М.В. Русская православная Церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно-церковные отношения в ССССР в 1939I1964 годах) / М.В. Шкаровский. М.: Изд-во Крутицкого подворья. Общество любителей церковной истории. 2005. - 424 с.

278. Шмелев, А. Церковь, общество, государство: диалог и стратегии Религия и СМИ: справочно-информационный интернет-портал. -URL: http://www.religare.ru/printl588.htm. Дата обращения: 24.03.2010.

279. Шутова, О.С. Некоторые аспекты государственно-церковных отношений в России в XX веке Издательство Русского Христианского гуманитарного института. URL:http://rchgi.spb.ru/Pr/bchm00/shutova.htm. Дата обращения: 24.03.2010.

280. Шутова, О. С. Структурная модель государственной политики в области отношений с религиозными объединениями: дис. .канд. филос. наук: 09.00.13/ О.С. Шутова. М.: РАГС, 2004. - 244 с.

281. Щипков, A.B. Во что верит Россия / A.B. Щипков. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1998. — 312 с.

282. Щипков, А. Регулирование государственно-церковных отношений. К симфонии через партнерство Религия и СМИ: справочно-информационный интернет-портал. — URL: http://www.religare.ru/articlel67.htm. Дата обращения: 26.05.2010.

283. Экспертное заключение на Федеральный закон О свободе совести и религиозных объединениях» // Религия и право. № 1, июнь 1997 г. С 21-23.

284. Е. С. Элбакян Е.С. Религия как объект религиоведческого анализа. URL: http://www.religioved2002.narod.ru/Elbacian.htm. Дата обращения: 12.09. 2010.

285. Этно-конфессиональное взаимодействие. URL: http://u-ossmi.avo.ru/index.php?option=com content&task=viеw&id=21 &Itemid=2 5. Дата обращения: 23.04.2010.

286. Язык вражды в СМИ. URL: http://xeno.sova-center.ru/213716Е/. Дата обращения: 12.03.2010.

287. Яблоков И.Н. Основы теоретического религиоведения / Ю.Ф. Борунков, И.Я. Яблоков, и др. / под ред. И.Н. Яблокова. М.: 1994. -368 с.

288. Ясперс К. Общая психопатология / К. Ясперс. Практика. 1997. -1056 с.

289. Luhmann N. Zweckbegriff und Systemrationalitat: Uberdie Funktion von Zwecken in sozialen Systemen. Neuausgabe. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1977.S. 101.

290. Luhman N. Rechtssoziologie. / Frankfurt am Main: Suhrkamp,1972. S. 134.

291. Lerner. H. Group Riqhts and Discrional Law/ Boston/London, 1991. P. 175.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.