Правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат юридических наук Каневский, Константин Геннадьевич
- Специальность ВАК РФ12.00.01
- Количество страниц 180
Оглавление диссертации кандидат юридических наук Каневский, Константин Геннадьевич
3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ? ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ;.
§1 - Современные государственно-конфессиональные отношения в россии.
§2 — Светскость государства
§3 - Свобода совести в светском государстве
ГЛАВА 2 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ.
§1 - Проблемы правового регулирования порядка реализации права на свободу совести и правового статуса религиозных объединений.
§2-Проблемы реализации свободы совести и деятельности религиозных объединений в судебной практике.
ГЛАВА 3 СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО
- ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОИАСПЕКТ.
§ 1- Социальное партнерство государства и религиозных объединений в современной россии.
§ 2 - Перспективы развития социального партнерства государства и религиозных объединений в россии.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК
Российское государство и религиозные конфессии: трансформация моделей взаимодействия: Федеральный и региональный уровни2006 год, кандидат политических наук Зверева, Валентина Алексеевна
Религия и политика: трансформация институциональных форм взаимодействия2013 год, кандидат политических наук Таранюк, Жан Петрович
Проблемы развития конституционно-правового статуса религиозных объединений в России2004 год, кандидат юридических наук Терехов, Олег Николаевич
Светское государство в современной России: конституционно-правовой анализ2009 год, кандидат юридических наук Мещерякова, Анна Федоровна
Конституционно-правовые основы формирования Российской Федерации как светского государства2006 год, кандидат юридических наук Деникаева, Саида Эмирхановна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации»
Актуальность темы исследования определяется тем, что за последние полтора десятилетия государственно-конфессиональные отношения в России претерпели существенные изменения. Резко увеличилось количество зарегистрированных религиозных объединений и действующих на территории России конфессий и отдельных направлений внутри конфессий. Расширилась сфера деятельности религиозных объединений, которые в настоящее время активно занимаются благотворительной, образовательной, издательской и иными видами деятельности. Религиозная составляющая стала, использоваться в политике. В то же время на теоретико-правовом уровне и уровне законодательного регулирования указанные изменения государственно-конфессиональных отношений пока не получили надлежащего отражения.
Теоретико-правовые аспекты свободы совести и светскости государства в российской? юридической литературе освящены недостаточно полно. Широкое: распространение среди российских правоведов получили положения об особом партнерстве государства с традиционными религиозными объединениями, закреплении особого правового статуса последних, необходимости ограничения деятельности иных религиозных объединений. Данные положения недостаточно согласуются с Конституцией России. Понятия светского государства и свободы совести нередко ограничительно толкуются.
Одновременно интенсивно внедряется в практику кооперационная модель взаимоотношений государства и религиозных объединений, основанная на противопоставлении «традиционных» и. «нетрадиционных» религий, предоставлении привилегий избранным религиозным объединениям и, напротив, ограничении деятельности иных религиозных объединений.
В связи с этим актуальной предстает задача исследования теоретико-правовых основ светского характера государства и свободы совести, правового регулирования допустимых в светском государстве форм сотрудничества государства с религиозными объединениями, выработка конкретных предложений по совершенствованию российского законодательства о свободе совести и религиозных объединений. Научная разработанность проблемы.
Для понимания роли религии и религиозного мировоззрения в современном мире большую ценность представляют работы религиоведов Е.В. Балагушкина, В.И.Гараджи, К.Н: Костюка, А.О. Морозова, Ю.В. Тихомирова, и др.
Особенности государственно-конфессиональных отношений в России раскрыты в работах Л.И. Григорьевой, Т.А. Кудриной, Р. Лункина, Н. Митрохина, F.А. Михайлова, А. Солдатова, H.A. Трофимчука, С.Б. Филатова, М.О. Шахова, и др.
Теоретико-правовую базу исследования составили работы A.A. Алексеева, П.П. Баранова, А.Б. Венгерова, H.A. Власенко, Е.Ю. Догадайло, В.В.Ершова, Т.В. Кашаниной, В.В.Лазарева, М.Н. Марченко, B.C. Нерсесянца, E.H. Салыгина, В.М. Сырых,
A.C. Тагиева, Д.Ю. Шапсугова.
История правового регулирования государственно-конфессиональных отношений в России достаточно полно исследована в работах Т.Ю. Архиерейской, В.В. Клочкова, A.A. Левиной, Л.А. Тюриной,
B.А. Федорова, F.F. Черемных.
Непосредственно правовым аспектам регулирования государственно-конфессиональных отношений в России посвящены работы С.А. Бурьянова, Г.П. Лупарева, Е.М. Мирошниковой,
C.А. Мозгового, Л.А. Морозовой, И.В. Понкина, A.B. Пчелинцева, В.В. Ряховского и др.
В частности, С.А. Мозговой исследовал военно-религиозные отношения1. С.А. Бурьянов разрабатывает проблемы понятия и реализации Л свободы совести . Также С.А. Мозговой и С.А. Бурьянов в ряде работ проанализировали тенденции развития государственно-конфессиональных отношений в России3. Большой научный интерес представляют идеи Г.П. Лупарева о теоретических основах свободы совести и: светского государства4. В работах Е.М. Мирошниковой рассматриваются правовые аспекты, введения в российское законодательство элементов кооперационной модели государственно-конфессиональных отношений5. Л.А.Морозова исследовала основные модели правового статуса религиозных объединений6. А.В1 Пчелинцев и В.В. Ряховский исследовали проблемы применения законодательства о свободе совести и религиозных:
Мозговой С.А., Государственно- и военно-религиозные отношения: понятийный" аппарат// Законодательство о свободе совести и правоприменительная практика в сфере его действия., с. 140-150; Он же, Проблемы регулирования права военнослужащих и призывников на свободу совести и свободу вероисповедания//Религиоведение, 2001, № 1, с. 116-126; Он же, Силовики благочестия/Ютечественные записки, 2003, № 1, с. 74-84.
2 Бурьянов С.А, Правовые основания, сущностное содержание и гарантии свободы совести//Государство и право, 2001; № 2, с. 21-26; Онже, Свобода совести в российской науке, законотворчестве и применении//Политика и право, 2001, № 7, с. 26-37; Он же, Новая парадигма реализации свободы совести//Современное право, № 5,2003, с. 11-15.
3 Бурьянов С.А и Мозговой С.А., Государственно-конфессиональные отношения и тенденции трансформации законодательства о свободе совести//Юридический мир, 2001, декабрь, с. 4-13; Бурьянов С.А., Государственная политика РФ в сфере свободы совести и тенденции ? изменения законодательства. Краткий. анализ//Свобода вероисповедания, государственно-конфессиональные отношения и протестантизм в России. «Круглый стол» в Измайлово, 16 января 2002 г. - М., 2002, с. 4960.
4 Лупарев Г.П., Свобода совести: «священная; корова» или, конституционно-правовой анахронизм?//Религия/ и право, 2002, № 2, с. 4-6; Онже, Светское государство: теоретико-методологические основы, понятие, признаки//Десять лет на пути свободы совести. с. 122-136.
5 Мирошникова Е.М., Сравнительный: анализ государственно-церковных отношений и гражданская религия в Германии и России//Религиоведение, 2001, № 2, с. 175-181; Она же, Кооперационная модель как средство оптимизации российской государственной политики в области свободы совести//Десять лет на пути свободы совести., с. 46-57; Она же, Гражданская религия: возможна ли она в России?//Религия и право, 2004, №1; с.4-6.
6 Морозова Л.А., Современная российская государственность. Проблемы теории и практики. Дисс. дло.н. - Москва, 1998, 313 с; Она же, Государство и церковь: особенности взаимодействий//Государство и право, 1995, № 3. с. 86-95.
•у объединениях. И.В. Понкиным рассматривается понятие светскости государства и его реализация в российском законодательстве8.
В то же время нуждаются в дальнейшем исследовании понятия свободы совести и светского государства; особенности правового обеспечения реализации права граждан на свободу совести; возможные пути и принципы гармонизации государственно-конфессиональных отношений в России и совершенствования соответствующего законодательства.
Цель диссертационной, работы - разработка теоретико-правовых основ свободы совести и светского государства, выявление недостатков действующего российского законодательства о свободе совести и религиозных объединениях и практики его реализации, а также выработка предложений по совершенствованию названного законодательства.
Объект исследования - государственно-конфессиональные отношения в России, под которыми диссертант понимает взаимоотношения государства и религиозных объединений, а также индивидуальные формы реализации права на свободу совести.
Предмет исследования* — теоретико-правовые аспекты свободы совести и светского государства, теория и практика правового регулирования государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации.
В соответствии с целью и предметом исследования были определены следующие задачи:
- рассмотреть особенности государственно-конфессиональных отношений как предмета правового регулирования (их понятие, пределы их регулирования в светском государстве);
7 Пчелинцев A.B., Вопросы свободы совести и вероисповедания в практике Конституционного суда Российской Федерации// Там же., с. 172; РяховскийB.B., Вопросы судебной практики по применению Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях//Свобода совести в правовом государстве: юридический и информационный аспекты., с. 28-36; Он же, Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях». Правоприменительная практика/Законодательство о свободе совести и правоприменительная практика в сфере его действия., с. 169-179.
8 Понкин И.В., Светскость государства. - М., 2004. 6
- выявить основные принципы научной концепции свободы совести и светского государства;
- проанализировать правовые аспекты реализации права каждого на свободу совести в России, выявить особенности правового статуса религиозных объединений в России,, основные тенденции развития российского законодательства о религиозных объединениях;
- установить особенности судебной практики российских судов, по делам, связанным с реализацией права на свободу совести и деятельностью религиозных организаций;
- выявить особенности социального партнерства религиозных организаций и государства на современном этапе России и определить оптимальный путь его развития.
Методологическая основа исследования.
Диссертант использовал общенаучные (сравнение; классификация; системный подход) и специально-юридические (сравнительно-правовой; юридический и лингвистический анализ нормативных правовых актов) методы познания.
Использование указанных методов позволило как выявить теоретико-правовые основы свободы совести и светского государства, так и» проанализировать действующее законодательство и практику его? применения, выявить их недостатки и выработать предложения по их совершенствованию.
Научная новизна исследования.
Дан анализ теоретико-правовых аспектов понятий свободы совести и светского государства, сформулированы предложения по развитию данных понятий и обеспечению их более полной реализации на практике в России.
Исследованы актуальные проблемы правового регулирования государственно-конфессиональных отношений в России, в том числе теоретико-правовые аспекты правового регулирования сотрудничества государства и религиозных объединений на современном этапе, правовое регулирование взаимодействия светской школы и религиозных объединений, тенденции развития законодательства о религиозных организациях.
Выявлены недостатки законодательства о свободе совести и религиозных объединениях и обоснованы конкретные предложения по совершенствованию законодательства.
Положения, выносимые на защиту:.
1. Содержание понятия светского государства включает в себя два взаимосвязанных признака:
- нейтральное отношение государства к религии и иным мировоззренческим системам;
- гарантированность государством соблюдения права каждого на свободу совести.
2. Предлагается; рассматриватьсвободу совести как единство сферы ее действия и состава прав, выражающих данную свободу. Соответственно, свободу совести, взятую во взаимосвязи со свободой мысли, следует понимать как свободу каждого придерживаться любых соответствующих действующему законодательству взглядов, которые имеют ценность сами по себе, а не как одна из форм отношения к религии, а также свободу действия в соответствии с этими взглядами и их пропаганды в рамках действующего законодательства.
3. Диссертантом в развитие понятия: «государственно-конфессиональные отношения» предложено их определение как совокупности двух блоков общественных отношений: взаимоотношений государственных органов, организаций и учреждений, с одной стороны, с религиозными объединениями, с другой, а также индивидуальных форм реализации права на свободу совести.
4. При правовом регулировании деятельности религиозных объединений на современном этапе можно выделить три основные группы общественных отношений с участием религиозных объединений — контроль их деятельности со стороны государства, свободное социальное служение религиозных объединений и их партнерские отношения с государством.
5. Принцип светского характера государственной и муниципальной системы образования означает, что преподавание в любой форме религии в государственных и муниципальных школах с конфессиональных позиций недопустимо и что преподавание. знаний о; р елигии в указанных школах должно проводиться исключительно с культурологических внеконфессиональных позиций.
Практика внедрения религиозных факультативов в государственных и муниципальных школах во многих регионах России в соответствии с пунктом 4 статьи 5 закона «О свободе совести» приводит к нарушению светского характера государственной системы образования. В связи с этим необходима отмена либо корректировка указанной статьи и отмена принятых в соответствие с ней подзаконных нормативных правовых актов.
6. Развитие системы соглашений о сотрудничестве религиозных организаций с государственными органами не позволяет восполнить пробелы законодательства и создать правовые гарантии прав религиозных организаций по следующим причинам.
Во-первых, заключая соглашения с наиболее влиятельными религиозными организациями, государство создает более благоприятные условия для их деятельности, что не соответствует статье 14 Конституции России, гарантирующей равенство всех религиозных объединений.
Во-вторых, при заключении; указанных соглашений контроль соблюдения^ законодательства религиозным объединением, осуществляемый государственным органом, неизбежно подменяется «партнерством особого рода».
7. Для реализации одного из важнейших требований светского государства — обеспечения правовой формы государственно-конфессиональных отношений - необходимо установление четкого порядка реализации права на свободу совести во всех сферах - армии, медицинских учреждениях и др. - путем установления порядка и сроков принятия соответствующего решения, оснований принятия решений (заявлений, ходатайств и т.п.), ответственности должностных лиц за нарушение данного порядка. Предложенный путь позволит гарантировать права каждого верующего, обеспечить соблюдение прав религиозных объединений и создать законодательную основу для развития социального служения религиозных объединений.
8. В целях обеспечения единообразия судебной практики и решения конфликтных вопросов государственно-конфессиональных отношений целесообразно принять специальное постановление Верховного суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда Российской Федерации, в котором необходимо обратить особое внимание на следующие вопросы:
- основания и порядок возврата государственного имущества религиозным организациям;
- основания и порядок ликвидации религиозных объединений;
- вопросы финансового контроля и применения налогового законодательства в отношении религиозных объединений.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Результаты исследования могут быть использованы при дальнейшей научной разработке понятий свободы совести и светского государства, исследовании проблем и путей совершенствования государственно-конфессиональных отношений, в процессе преподавания религиоведческих и правовых дисциплин.
Выявленные исследованием недостатки правового регулирования реализации права на свободу совести и правового статуса религиозных объединений могут быть учтены при совершенствовании действующего законодательства России.
Апробация результатов исследования.
Основные положения исследования были обсуждены на научно-практических конференциях в Российском новом университете в 2000 и 2001 годах и опубликованы в журналах «Религия и право», «Право и жизнь», «Российская юстиция», «Право и образование», а также в сборниках научных статей аспирантов Российского Нового Университета.
Диссертация обсуждена на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин Российского Нового Университета и рекомендована к защите.
Структура диссертации.
Структура диссертации определяется логикой? исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК
Государственное регулирование деятельности религиозных объединений в Российской Федерации: теоретико-правовой анализ2004 год, кандидат юридических наук Козлова, Наталья Владимировна
Конституционные основы и генезис взаимоотношений государства и религиозных объединений в Российской Федерации2009 год, кандидат юридических наук Карпушкин, Алексей Валентинович
Взаимоотношения государственных институтов и религиозных объединений в современной России2004 год, кандидат политических наук Осипова, Лариса Николаевна
Современная российская государственно-конфессиональная политика: юридические формы институционализации2006 год, кандидат юридических наук Епифанова, Татьяна Владимировна
Свобода вероисповедания и религиозные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовое исследование2012 год, доктор юридических наук Пчелинцев, Анатолий Васильевич
Заключение диссертации по теме «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», Каневский, Константин Геннадьевич
Заключение
С начала* 1990-ых годов в России; активно развиваются десекуляризационные процессы, как на уровне реального взаимодействия государства и общества с религиозными объединениями, так и на уровне сознания граждан. При этом десекуляризационные процессы на уровне реального взаимодействия государства и общества с религиозными объединениями существенно опережают десекуляризационные процессы на уровне сознания граждан.
Проявлением данной тенденции является то, что свобода совести, конституционные принципы светского характера государства, равенства религиозных объединений, их отделения от государства- идеологической; нейтральности государства часто критикуются под предлогом конфликта традиционных религиозных ценностей; со светскими либеральными ценностями и толкуются ограничительно. Это в конечном итоге приводит к обоснованию клерикализации власти и общества, оправданию нарушений принципа светского характера государства и государственной системы образования.
Светское государство и свобода совести как правовые институты (принципы) имеют определенный набор неотъемлемых требований, которые могут быть реализованы в полной мере, только если- соблюдается весь комплекс этих требований. Отступление от основных требований светского государства и свободы совести; нельзя расценивать как; национальную специфику. В таких случаях лучше рассматривать светское государство * и обеспечение права на свободу совести как цель, а не как действующие правовые институты (принципы).
Светскость государства можно определить как основополагающую характеристику государства, в соответствии с которой государство нейтрально относиться к религии и иным мировоззренческим системам и гарантирует соблюдение права каждого на свободу совести.
Светскость государства рамках российской правовой системы обеспечивается посредством установления следующих правовых норм и принципов:
- признание права каждого на свободу совести и равенства человека и гражданина независимо от его отношения к религии и иным идеологиям;
- отделение религиозных объединений от государства;
- равенство всех религиозных объединений;
- светскость государственной, муниципальной и военной службы;
- светскость государственной и муниципальной системы образования; недопустимость финансирования государством религиозных объединений;
- запрет религиозным объединениям напрямую участвовать в политической борьбе;
- установление особого режима памятников истории и культуры, являющихся одновременно религиозными ценностями и святынями.
В настоящее время на доктринальном и правоприменительном уровнях в России свобода совести нередко рассматривается с учетом интересов общественной; нравственности, национальных традиций и т.п. неопределенных критериев и сводится к троякому отношению к религии — праву исповедовать религию, нейтрально относится к религии и придерживаться атеистических взглядов. Ограничительное понимание свободы совести способствует установлению привилегированного статуса религиозной формы идеологии, признанию свободомыслия и иных нерелигиозных форм мировоззрения вторичными по отношению к религии.
В связи с этим" необходимо практическое воплощение в законодательстве научной концепции свободы совести как широкой мировоззренческой свободы, содержание которой не сводится к различному-отношению граждан к религии и которая гарантируется правом гражданина осуществлять три группы правомочий: самостоятельно формировать свое отношение к религии и иным идеологическим системам, действовать в соответствии с этим отношением и распространять свои взгляды. Свобода совести должна пониматься как свобода каждого придерживаться любых соответствующих действующему законодательству взглядов, которые имеют ценность сами по себе, а не только как одна из форм отношения к религии.
Свобода совести может быть ограничена в случаях, предусмотренных статьей 55 Конституции России - в; целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и; гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства. При; этом в, каждом конкретном случае критерии; необходимости; ограничениям права; должны; определяться исходя; из двух критериев - наличия «неотразимого государственного интереса», превалирующего над частными интересами, и использования наименее; ограничивающих мер для его обеспечения.
Подход к государственно-конфессиональным отношениям как совокупности взаимоотношений институтов. государства и институциональных религиозных объединений исключает из данных отношений человека, защита прав и свобод которого в соответствии со статьей! Конституции России является одной из основных задач государства; и в настоящее время нацелен на обоснование тесного сотрудничества государства с избранными религиозными организациями. С учетом этого целесообразно введение в научный оборот понятия; «государственно-конфессиональные отношения» как совокупности взаимодействий; государственных органов и учреждений, с одной стороны, с религиозными объединениями, с другой? стороны, а также отношений? по осуществлению индивидуальных форм реализации права на свободу совести.
По характеру правового регулирования на современном этапе можно выделить три группа общественных отношений, связанных с деятельностью религиозных объединений:
- взаимодействие религиозных объединений и органов власти; при осуществлении последними своих властных функций, которые, как правило, регулируются специальным законодательством;
- взаимодействие религиозных объединений и субъектов, не обладающих властными полномочиями (частными юридическими лицами, гражданами), которые регулируются, как правило, общим законодательством и относительно автономны от государства;
- партнерские отношения религиозных объединений и государства, в которых последнее сотрудничает с религиозными объединениями как равноправный им субъект.
Смешение данных групп общественных отношений и применение присущего иной группе отношений характера правового регулирования приводит к просчетам законодательного регулирования государственно-конфессиональных отношений;
Так, в настоящее время сотрудничество ведущих религиозных объединений с государством преимущественно находится вне рамок правового поля и основывается на договоренностях высших иерархов с представителями власти, а также соглашениях религиозных организаций с государственными органами, правовой статус которых, по меньшей мере, вызывает вопросы, и которые сводятся в значительной мере к декларациям о намерении сотрудничать. В данных условиях отсутствуют гарантии не только права личности на свободу совести, но и прав религиозных объединений. Тем самым, фактически контрольные функции государства подменяются партнерством государства с избранными религиозными: объединениями по тем вопросам; по которым необходимо соблюдение; равенства всех религиозных объединений.
В связи с этим: необходимы корректировка и детализация правового регулирования порядка реализации; права на свободу совести на уровне законов и подзаконных нормативных правовых актов, которое в настоящее время отличается фрагментарностью и противоречивостью, а также четкое установление порядка сотрудничества государственных и муниципальных органов и учреждений с религиозными объединениями во всех сферах такого сотрудничества.
В целях обеспечения единообразия судебной практики и решения конфликтных вопросов государственно-конфессиональных отношений целесообразно принять, специальное постановление Верховного суда Российской; Федерации; и Высшего? арбитражного суда Российской' Федерации, в котором необходимо обратить особое внимание на следующие вопросы::
- основания и порядок возврата, государственного? имущества религиозным организациям;
- основания и порядок ликвидации религиозных объединений;
- вопросы, финансового контроля и применения налогового законодательства в отношении религиозных объединений.
Особенности правового статуса централизованных и местных религиозных организаций: дают возможность государству оказывать, серьезное влияние на развитие конфессий через их религиозные; центры. Предложения; об установлении иных, помимо порядка регистрации, контролирующих функций централизованных религиозных организаций; за! входящими в них местными религиозными организациями в настоящее время? рассматриваются ? в плане практической * реализации * и ь нашли; свое отражение в материалах рабочей? группы по доработке закона «О5 свободе совести». Данные предложения противоречат вероучительным нормам! многих конфессий! и? нацелены на усиление государственного контроля' за религиозной; жизнью. Их реализация способна нанести серьезный ущерб; религиозной свободе в России.
Напротив, необходимо гарантировать светский характер государства и равенство религиозных объединений; четко урегулировать на подзаконном« уровне порядок реализации права- на свободу совести и создать благоприятные условия < для осуществления благотворительной деятельности всеми общественными объединениями и гражданами. Это создаст условия для развития социального служения и свободной от опеки государства миссионерской ! деятельности религиозных объединений, создаст гарантии прав религиозных объединений.
Если в светском демократическом государстве возможно установления более тесных отношений с теми или иными конфессиями, то только на позитивной основе, для решения конкретных социальных задач. Причем оно возможно и без установления особого правового статуса традиционных конфессий, при юридическом равенстве всех религиозных объединений.
Между тем, кооперационная модель государственно-конфессиональных отношений в России построена во многом на основе правовых и иных ограничений деятельности религиозных меньшинств. Это противоречит светскому демократическому правовому характеру российского государства, установленному в Конституции России, и грубо нарушает права граждан на свободу совести и на объединение.
Сотрудничество государства с религиозными объединениями не должно приводить к фактическому установлению особого статуса религиозной идеологии и умалению иных форм мировоззрения. Однако в настоящее время государственные органы порой принимают во внимание только одну сторону реализации свободы совести — право на свободу вероисповедания. Назрела необходимость скорректировать государственную религиозную политику в сторону более четкого соблюдения конституционного принципа идеологического многообразия, установленного в статье 13 Конституции России, в части равноправия религиозной и иных форм мировоззрения.
Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Каневский, Константин Геннадьевич, 2004 год
1. Всеобщая декларация: прав и свобод человека//Международное публичное право. Сборник документов. Том 1. М., Издательство БЕК, 1996, с. 460-464.
2. Международный пакт «О гражданских и политических правах»//Там же, с. 470-482.
3. Конвенция СНГ «О правах и основных свободах человека»//Там же, с. 548-555;
4. Декларация ООН «О правах человека в отношении лиц, которые не являются гражданами страны, в которой они проживают»//Действующее международное право. Т. 1.- М.: Московский независимый институт международного права, 1996. с. 255 259.
5. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М: Издательство «Ось-89». — 48 с.
6. Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ//Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Нормативные акты. Судебная практика. -М.: Юриспруденция, 2001, с. 47-60.
7. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации//Собрание законодательства Российской Федерации, 13.01.97, № 2, ст. 198.
8. Трудовой, кодекс Российской Федерации//Собрание законодательства Российской Федерации, 07.01.02, № 1 (ч. 1), ст. 3.
9. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая и вторая. -М.: Издательская группа ИНФРА-М НОРМА, 1996. - 560 с.
10. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июня 2002 года № 114-ФЗ//Российская газета, № 138-139,30.06.02.
11. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ//"Российская газета", N 116-117,29.06.02.
12. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ//Российская газета, № 140, 31.07.2002.
13. Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ//Российская газета, №138-139, 30.07.02.
14. Указ Президента РФ «О предоставлении священнослужителям отсрочки от призыва на военную службу» от 14 января 2002 г. № 24//Собрание законодательства Российской Федерации, 21.01.02, № 3, ст. 192.
15. Положение о совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, утв. Распоряжением
16. Президента РФ от 2 августа 1995 года № 357-рп//Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Нормативные акты. Судебная практика, с. 151-152.
17. Положение о предоставлении священнослужителям отсрочки от призыва на военную службу, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 января 2003 г. № 51//Религия и право, 2003; № 3, с. 46.
18. Порядок проведения, государственной религиоведческой экспертизы, утв. Постановлением Правительства РФ от 3.06.1998 № 565//Там же, с. 165-166.
19. Положение о порядке регистрации,, открытия и закрытия в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций, утв. Постановлением Правительства РФ от 2.02.1998 № 130//Там же, с. 167-169.
20. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 гг.)», утв.- Постановлением Правительства РФ от 25 августа 2001 г. № 629//Религия и право, 2001, № 4.
21. Послание Президента России: Владимира: Путина Федеральному собранию РФ//Российская газета, № 93; 17.05.03.
22. Актуальные проблемы Европы. Православие и католичество. Социальные аспекты. Проблемно-тематический сборник. 3-1998. — М., ИНИОН РАН, 1998. 251 с.
23. Алексеев С.С., Теория права. М;, БЕК, 1994, 224 с.
24. Ахмадуллин Вячеслав, Мельков Сергей, Государственно-исламские отношения в России. История.* Теория. Механизмы. Военно-политические аспекты. — М.: Б/и, 2000.- 96 с.
25. Багреева Е.Г., Субкультура осужденных и их ресоциализация: монография.-М.: ВНИИ МВД РФ, 2001. 164 с.
26. Введение в общее религиоведение. Учебник. Под ред. И.Н. Яблокова. — М.: Книжный дом «Университет», 2001. 576 с.
27. Верховский Александр,. Политическое православие: Русские православные националисты и фундаменталисты, 1995 — 2001 гг. М.: Центр «Сова», 2003. - 316 с.
28. Володина Н.В:, Взаимодействие государства, и религиозных объединений в современном обществе: отечественный и зарубежный опыт. М., Б/и, 2003: - 176 с.
29. Володина Н.В;, Организационно-правовые аспекты взаимоотношений государства и религиозных организаций в современной России: Монография: — Владимир: Владимирский юридический; институт Минюста России, 2000. -160 с.
30. Гараджа В.И., Социология религии: Учеб: Пособие для студентов; и аспирантов гуманитарных специальностей. — М.: Аспект Пресс, 1996, -239 с.
31. Глобализация и столкновение идентичностей. Международная интернет-конференция 24 февраля; 14 марта 2003; Сборник, материалов. - М., Б/и, 2003:-440 с.
32. Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние).-М:: РАГС, 1996. -253 с.
33. Государство и Церковь в России: история взаимодействия в сфере благотворительности. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Иваново: Издательство «Иваново», 2002. -200 с.
34. Григорьева, Л.И., Религии «нового века» и современное государство (социально-философский очерк). — Красноярск: СибГТУ, 2002. 400 с.
35. Десять лет на пути свободы совести. Проблемы реализации конституционного права на свободу совести и деятельность религиозных объединений. Материалы, научно-практического семинара. М.: Институт религии и права, 2002. - 224 е.
36. Диа-Логос: Религия и общество 1998-99. Альманах. М.: «Истина и жизнь»,. 1999; - 578 е.16; Диа-логос: Религия и общество. 2000-01. Альманах.- М^: Культурно-просветительский центр «Духовная библиотека», 2001. 532 с.
37. Дурем У. Кол, Перспективы религиозной свободы. — М., Институт религии и права, 1999.- 64 с.
38. Духовность. Правопорядок. Нравственность. Рождественские чтения. — М.: Академия управления МВД России, 1998. — 256 с.
39. Духовность. Правопорядок. Нравственность. Рождественские чтения. — М.: Академия управления МВД России, 1999. — 148 с.
40. Закон о свободе совести 1997 г.: международные нормы и российские традиции. Серия «Научные доклады», № 68.- М.: Московский общественный научный фонд, 1998. 52 с.
41. Законодательство о свободе совести и правоприменительная; практика в сфере его действия. Материалы семинаров. Ноябрь декабрь 2000 г. — М.: Институт религии и права, 2001. - 192 с.
42. Иозеф Хеффнер, Христианское социальное учение. Обработано и дополнено Лотаром Роосом. — М.: Культурный центр «Духовная библиотека», 2001. 324 с.
43. Интеграция и опыт правовых преобразований в условиях вызова мировому правопорядку. Материалы научно-практической конференции (Москва, 17-18 октября 2003 г.). —М.: РосНОУ, 2003. 288 с.
44. Классики мирового религиоведения. М.: Канон, 1996. - 496 с.
45. Клочков В.В., Закон и религия. От государственной религии в России к свободе совести в СССР; М., Изд-во политической литературы, 1982. -160 с.
46. Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий под ред. академика Б.Н. Топорнина, М., «Юрист», 1997.
47. Материалы научно-практической конференции «Свобода совести и обеспечение межрелигиозного взаимопонимания». Москва, 21-22 июня, 2001 г.-М.: б/изд. 152 с.
48. Митрохин Николай, Русская православная, церковь: современное состояние и актуальные проблемы. — Mi, Новое литературное обозрение, 2004. 648 с.
49. Общая теория права и государства. Под ред. В.В: Лазарева: Ml, Юрист, 1994.-360 с.
50. Основные положения социальной программы российских мусульман. Совет муфтиев России. — Ярославль.: Диа-пресс, 2001. 43 с.
51. Основы религиоведческой экспертизы. Сборник научных статей. — М., Институт религии и права, 2002. 128 с.
52. О социальной концепции русского православия. Mi: «Республика», 2002.-399 с.
53. Понкин И.В., Светскость- государства. М., Учебно-научный центр довузовского образования, 2004. - 466 с.
54. Права человека в России и правозащитная деятельность государства. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, 12 мая 2003 г. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003. -400 с.
55. Православная; культура. Нормативно-правовые акты, документы, обоснование введения курса в учебную программу образовательных учреждений. — М., «Покров», 2004. 192 с.
56. Преодолевая: государственно-конфессиональные отношения. Сборник статей. — Нижний Новгород, Из-во Волго-вятской академии государственной службы, 2003. 310 с.
57. Проблемы преподавания: и современное состояние религиоведения в России. Материалы конференций. Москва, 2000-2001. М., Издательство «Рудомино», 2002. - 160 с.
58. Проблемы регионального религиоведения; и актуальные вопросы преподавания; религиоведения? в высшей школе. Материалы IV Российской конференции : 10-11 декабря 2002 года. М., «Рудомино», 2003- 152 с.
59. Протоирей Владислав Цыпин; Курс церковного права. Учебное пособие. Клин: Издательство фонда «Христианская жизнь», 2002. - 704 с.46; Религии современности. История и вера. — М;, Прогресс-традиция, 2001. 304 с.
60. Религиоведение. Религия — Общество Человек. Учебное пособие для: студентов ВУЗов. - Курган: Курганский государственный университет, 1999. - 342 с.
61. Религиозно-этические аспекты воспитания: военнослужащих: материалы международного семинара, состоявшегося в»МНЭПУ в июне 1997 г. -М;: издательство МНЭПУ, 1998; 110 с.
62. Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Нормативные акты. Судебная практика. М.: Юриспруденция, 2001. -448 с.
63. Религиозные организации и государство: перспективы взаимодействия. Материалы конференции. Москва, 22-23 февраля- 1999 года. — М, «Рудомино», 1999. 128 с.
64. Религия в I изменяющейся России. Том II Тезисы докладов Российской научно-практической; конференции (22-23 мая 2002 г.).- Пермь: Пермский государственный технический университет, 2002. 174 с.
65. Религия в изменяющейся? России. Том II: Пленарные и секционные доклады. Рекомендации Российской научно-практической: конференции (22-23 мая 2002 г.).- Пермь: Пермский государственный технический университет, 2002, 190 с.
66. Религия и общество. Очерки религиозной жизни современной России. -М.; СПб.: Летний сад, 2002. 488 с.
67. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М.:: Аспект Пресс, 1996. - 775 с.
68. Религия и политика в современной России. -М.: РАГС, 1997. 84 с.
69. Рождественские чтения. 2001. Сборник пленарных докладов? IX. международных Рождественских образовательных чтений. М:: б/изд, 2001.-304 с.
70. Русская Православная церковь в пространстве Евразии (Материалы VI Всемирного Русского Народного Собора). М.: Арктогея-центр, 2002. -152 с.
71. Русская Православная церковь и право: комментарий. М.: Издательство БЕК, 1999. 464 с.
72. Салыгин Е.Н., Теократическое государство. — М., Б/и, 1999;
73. Сафронов Сергей, Русская православная церковь в конце XX. века: территориальный аспект. — Московский? центр Карнеги. Рабочие: материалы, № 1, 2001, 100 с.
74. Современная религиозная жизнь России: Опыт систематического описания. Том I. М., «Логос», 2004. 328 с.
75. Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. Том Н/Отв. ред. М. Бурдо, С.Б. Филатов. М.: Логос, 2003. -480 с.
76. Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом сознании постсоветской России. СпБ.; М.: Летний сад, 2000. 248 с.
77. Судебная практика по делам, связанным с реализацией права свободу совести и деятельностью религиозных организаций. М.: «Рудомино», 2000.-88 с.
78. Сырых В.М., Теория государства и права. М:, Былина, 512 с.
79. Тарновский Е.В., Четыре свободы. СПб.: «Макет», 1995. - 192 с.
80. Тихонравов Ю.В., Судебное: религиоведение. М.: ЗАО «Бизнесс-школа» Интел-синтез», 1998. - 272 с.
81. Теория государства и права. Часть 1. Теория государства. Под ред. А.Б. Венгерова. М., Юрист, 1995. - 255 с.
82. Теория государства и права. Часть 2. Теория права; Том 1. Под ред. А.Б. Венгерова. М., Юрист, 1995.- 166 с.
83. Филатов Сергей; Лункин Роман, Конец 90-ых: возрождение религиозной нетерпимости//Нетерпимость в России: старые и новые фобии. М.: Московский Центр Карнеги, 1999. — с. 136-150.
84. Федоров В.А., Русская Православная церковь и государство. Синодальный период. 1700-1917. М;: «Русская панорама», 2003. - 480 с.
85. Церковь и мир. Основы социальной концепции Русской Православной > Церкви. — М.: Даниловский благовестник, 2000. 192 с.
86. Школа и религиозные организации. Основы взаимодействий. Информационный сборник. СпБ, Б/и, 2001. — 100 с.
87. Щипков Александр, Во что верит Россия. Религиозные процессы в постперестроечной России. Курс лекций. СпБ.: Издательство русского Христианского государственного университета, . 1998. - 304 с.
88. Щипков? Александр, Соборный двор. Публицистические статьи: 19912001. М., Медиасоюз, 2003. - 320 с.
89. Экономическая деятельность Русской Православной Церкви и ее теневая составляющая. М;: Российский государственный Гуманитарный университет, 2000. - 189 с.
90. Юбилейный архиерейский собор Русской Православной Церкви. Храм-Христа Спасителя 11-16 августа 2000 года. Материалы. М.: Издательский совет московского патриархата. Благотворительный фонд «Рождество -2000» 2001. - 480 с.
91. Статьи в периодических изданиях
92. Агапов А.Б., Церковь и исполнительная власть//Государство и право, 1998, №4, с. 19-25:
93. Балагушкин Е.В., Структуры религиозной деятельности (к определению понятий «церковь», «секта», «культ», «богоискательство»)//Вопросы научного атеизма, вып. 39, с. 64-85.
94. Баширова Е.И., Трансформация ценностей российского общества//Политические исследования, 2000, № 6, с. 51-65.
95. Белашева Ирина, Православная: присяга//Время новостей, 11.08.03, № 146 (821), с. 3.5; Бурьянов С.А.,. Новая? парадигма реализации свободы совести//Современное право, № 5, 2003, с. 11-15.
96. Бурьянов С.А., Правовые основания, сущностное содержание и гарантии свободы совести//Государство и право, 2001, № 2, с. 21-26.
97. Бурьянов С.А., Свобода совести в российской науке, законотворчестве и применении//Политика и право, 2001, № 7, с. 26-37.
98. Бурьянов С.А., Свобода; совести^ и светскость государства: Историко-правовои аспект/Юридический мир; январь 2003, с. 14-25
99. Бурьянов С.А., Характер и предмет регулирования: в сфере свободы совести в демократическом государстве//Право И; политика, 2000; № 5, с. 60-67.
100. Бурьянов С.А. и Мозговой С.А., Государственно-конфессиональные отношения и тенденции трансформации законодательства о свободе совести/ДОридическии мир, 2001, декабрь, с. 4-13.
101. Верховский Александр,. Битва за привилегии//НГ-Религии, 18.06.03, № 10(118), с. 4.
102. Верховский Александр,. Свобода совести по-венски//НГ-Религии, 06.08.03, №13 (121), с. 3.13; Волобуева М.М., Алтайский край: конфессиональныйпортрет//Государство, религия, церковь в России и за рубежом, 2001, № 4 (28), с. 91-98.
103. Володина Н.В., Некоторые проблемы правоприменительной практики в сфере свободы совести? на уровне субъекта Федерации (Владимирская: область)//Государство, религия, церковь в России и за рубежом, 2001, № 2, с. 104-108.
104. Вопросы свободы совести в практике Уполномоченного по правам человека в РФ. Информация Отдела по религиозным и национальным: вопросам Аппарата уполномоченного по правам человека в РФ//Религия и право, 2002, № 1, с. 11-14.
105. Кеворкова* Надежда, Мариям Железнова, По два часа Православия» в неделю//Газета, 14 ноября 2003 г., с. 1, 6.
106. Глория П. Моран, Испанская система отношений церкви и государства//Религия, церковь.в.России и за рубежом, 1995, № 6, с. 7385.,
107. Дубов И.Г., Уровень религиозности и влияния религиозных установок на отношение россиян; к политическим лидерам/Шолитические исследования; 2001, № 2, с. 78-92.
108. Ждакаев Сергей, Родители отстояли право детей быть атеистами//Известия, 19апреля 2002 г., № 69(26148), с. 3.
109. Залужный Александр, Некоторые итоги регистрации^ религиозных организаций в соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях//Религия и право, 2001, № 2, с. 5-7.
110. Информация Отдела по религиозным вопросам и культурным правам Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации/ТРелигия и право, 2003; № 1, с 39-42.
111. Как выстраивать взаимоотношения власти и конфессий* в новом веке. Основьь политики Российского государства в. сфере свободы совести и вероисповедания: опыт концептуального * подхода//НГ-Религии, 27 июня; 2001 г. №12 (83), с. 4-5:
112. Кантеров И.Я., Новые религиозные движения: в США и России: сравнительный, анализ/ТРелигиоведение, 2001, № 1, с. 61-72.
113. Квирквелия О., Профессия! православный?//НГ-Религии, №■ 4 (122), 05.03.03, с. 4.
114. Кириллов Роман,. Шеремет Лариса; Ничего святого//Известия, № 172 (26489), 20.09.03, с. 1-2.
115. Круглый: стол «Национальная» церковь: привилегия или ответственность?//Отечественные записки, 2001, с. 36-48.
116. Кудрявцев Александр,. Российское правовое поле должно быть единым//Религия и право, 2000, № 4. с.2-3.
117. Куницын И.А., Свобода совести и традиция//НГ-религии № 5(100) от 17.07.02 года, с. 6
118. Корчагина И.Г., О динамике развития* христианских конфессий//Социологические исследования; 1998, № 6, с. 111-118.
119. Костюк К.Н., Православный фундаментализм//Политические исследования, 2000; № 5, с. 134-150:
120. Ловинкжов A.C., Свобода совести: (анализ, практика, выводы)//Государство и право,.1995; № 1, с. 24-36.
121. Лупарев Г.П., Свобода совести: «священная корова» или конституционно-правовой анахронизм?//Религия и право, 2002, № 2, с. 4-6.
122. Мазов В.Я., О реализации Закона «О свободе совести и религиозных организациях» в Астраханской области (1997-1998 гг.)//Государство, религия, церковь в России и за рубежом, 1999; № 3(20).
123. Мирошникова Е.М., Сравнительный: анализ государственно-церковных отношений: и гражданская религия- в Германии; и России/ТРелигиоведение, 2001, № 2, с. 175-181.
124. Митрохин Николай; Православное образование в России//Отечественные записки, 2001, № 1, с. 194-204.
125. Митрохин Николай, Русская Православная Церковь итоги десятилетия//Неприкосновенный запас, 2003, № 32, с. 33-37.
126. Митрохин Николай, Русская православная церковь как субъект экономической деятельности//Вопросы экономики, 2000, № 8, с. 54-70.
127. Михайлов Г.А., Особенности религиозной ситуации в России//Религия и право, 1999, № 1, с. 3-5.
128. Михайлов Г.А., Нужен ли государственный орган по « делам религий?//Религия и право, 1999, № 6, с. 8-10.
129. Мозговой С.А., «Военно-религиозные отношения»: методологические подходы к определению понятий//Государство, религия, церковь в России и за рубежом, 2001, № 2(26), с. 108-114.
130. Мозговой С.А., Главные принципы документа «Основные положения социальной программы российских мусульман»//Религиоведение, 2001, № 2, с. 36-44.
131. Мозговой С.А., Проблемы регулирования права военнослужащих и призывников на свободу совести и свободу вероисповедания//Религиоведение, 2001, № 1, с. 116-126:
132. Мозговой С.А., Силовики благочестия/Ютечественные записки, 2003, № 1, е.74-84:
133. Морозова Л.А., Государство и церковь: особенности взаимодействий//Государство и право, 1995, № 3. с. 86-95.
134. Мчедлов Михаил, В> поисках компромисса//НГ-Религии; 20.08.03, № 14 (122), с. 6.
135. Новиков Леонид, С автоматом и молитвой//Известия, №101, 10 июня 2003 г., с. 12.
136. Носков Ю.Г., Замечания и комментарии к статье 8 Федерального закона «О статусе военнослужащих//Религия и право, 1998, № 4-5(7-8), с. 25-26.
137. О будущих взаимоотношениях конфессий и государства. Дискуссия продолжается//НГ-Религии, № 16 (87), 22 августа 2001 г., с. 4-5.
138. Открытое письмо атеистического общества Москвы//Религия и право, 2001, №3, с. 25-27.
139. Палий Максим, Криминологический анализ некоторых аспектов оскорбления религиозных чувств//«Религия и право», 2001, № 1, с. 10-11.
140. Подберезский И.В., Где кому молиться?//Религия и право. Информационно-аналитический журнал, 2000, № 6, с. 18-20.
141. Подберезский И.В., Ордена как отражение конфессиональных привилегий//Религия и право, 2001, № 1, с. 30-31.
142. Писманик М.Г., Религиозная ситуация? в Прикамье и ее перспективы//Государство, религия, церковь, в России; и за рубежом, 2000, № 3 (24), с. 95-104.
143. Писманик М.Г.,. Светская школа и религия//Социально-гуманитарные знания, 2000, № 4, с. 54-74.
144. Рыжов Юрий, Социологи не виноваты//НГ-Религии, № 6 (114), 02.04.03, с. 6.
145. Салыгин Е.Н:, Каким быть государственно-церковным отношениям?//Российская юстиция, 1998, № 2, с. 25-27.
146. Себенцов А.Е., Ошибки дорого стоят//НГ-религии, 21 мая 2003, № 8(16), с. 3.
147. Синелина Ю.Ю., О критериях определения религиозности населения//Социологические исследования, 2001, № 7, с. 89-96.
148. Солдатов Александр, «Священный- капитал» и> его «олигархи»//Отечественные записки,2001, № 1, с. 18-33.
149. Стрекозов В.Г., Королев Г.Н., Свобода вероисповедания и статус военнослужащих: проблемы и суждения//Государство и право, 1994, № 5, с. 54-61.
150. Таратута Юлия, Министр Филиппов пустил в школьь священников/ЛСоммерсантъ, 15.08.03, № 145, с. 4.
151. Тихонравов Ю.В:, О методике религиоведческой экспертизы//Религия и право, . 1999, № 2, с. 24-26.
152. Томаева Татьяна, Об экспертизе «новых религий»//Религия и право, 2001, № 4, с. 20-24.
153. Трофимчук Н., Зуев Ю.у Вперед в Средневековье?//Государственная служба. Наука. Практика. Исторический опыт, 2000, № 2(8), с. 85-90.
154. Туймазы Руслан, Назад в Средневековье//НГ-религии,. № 8 (116), 21.05.03, с. 1.
155. Тульский. Михаил, Изменение религиозной принадлежности за 100 лет//НГ-религии, 17.01.01, с.4.
156. Филатов С.Б., Новое рождение старой; идеи: православие как национальный символ/ЯТолитические исследования, 1999, № 3, с. 138149:
157. Фомина С.В., Право на свободу совести и вероисповедание//Гражданин и право. Ежемесячный журнал о гражданских правах, 2000, № 1, с. 1926:
158. Хомушку О.М., Межконфессиональные отношения в республике Тыва (по материалам социологических исследований)// Государство, религия, церковь в России и за рубежом, 2001, № 4 (28), с. 65-72.
159. Чаплин Всеволод, Кто хочет «порулить» религией//НГ-Религии, 21.05.03, № 8 (116),-с. 3.
160. Юскаев; Н.Х., Некоторые проблемы обеспечения равенства прав военнослужащих — последователей разных конфессий// Религия и право, 1998, № 4-5(7-8), с. 27-28.
161. Ямпольский В.П., Совместная работа администрации Смоленской области и Смоленской епархии РПЦ по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию молодежи//Государство, религия; церковь в России и за рубежом, 2001, № 1(25), с. 120-122.
162. Диссертации и авторефераты
163. Архиерейская Т.Ю., Правовые основы деятельности религиозных объединений в России: история и современность. Дисс. к.ю.н. М., 2001, 192 с.
164. Варьяс М.Ю., Церковное; право в романо-германской правовой системе. Дисс. к.ю.н. М., 1997, 213 с.
165. Вишнякова И.Н., Конституционно-правовое регулирование свободы вероисповедания. Дисс. к.ю.н. Ml, 2000,5162 с.
166. Тагиев Алескер Солтан Оглы,. Законность в сфере экономических отношений (теоретико-правовое исследование). Дисс. д.ю.н.- М.,. 2001, 333 с.
167. Догадайло Е.Ю., Личность в системе отношений власти: теоретико-правовой и: социально-психологический аспект. Дисс. к.ю.н. — М., 1995, 155 с.
168. Ибрагимов В.И;, Новые религиозные движения в; духовной жизни современного общества. Дисс. к.ф.н. Н.Новгород, 2001, 175 с.
169. Кравчук В.В., Государственно-церковные отношения в странах Западной Европы: философско-правовой аспект. Дисс. к.ф.н. М:, 1999, 145 с.
170. Морозова, Л.А., Современная; российская государственность. Проблемы теории и практики. Дисс. д.ю.н. Москва, 1998, 313 с.
171. З.Левина A.A., Институт «свободы совести и вероисповедания. Дисс. к.ю.н. Нижний Новгород., 2003;.182 с.
172. Н.Рагозина Л.Г., Исполнительные органы власти и религиозные объединения^ в России в 90-ые годы XX века. Организационно-управленческий аспект взаимоотношений. Дисс. к.ф.н. М., 1999, 161 с.
173. Симорот С.Ю., Правовое регулирование реализации свободы совести в Российской Федерации: Дисс. к.ю.н. Хабаровск, 2000» 215 с.1 б.Тетерятников НЛО., Теоретико-правовые аспекты свободы; совести. Автореферат к.ю.н. Екатеринбург, 2002.
174. Тетерятников Н;Ю., Теоретико-правовые аспекты; свободы совести. Дисс. к.ю.н. Екатеринбург, 2002, 205 с.
175. Тюрина Л.А., Государство и Русская! Православная церковь: эволюция» отношений: Дисс. к.и.н. Курск, 2000,450 с.
176. Юскаев Н.Х., Проблемы свободы совести в вооруженных силах Российской Федерации. Дисс. к.ф.н. М., 1999, 133 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.