Социально-философские аспекты творчества и самореализации современной молодежи тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Горчаков, Николай Владимирович

  • Горчаков, Николай Владимирович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1998, Ставрополь
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 154
Горчаков, Николай Владимирович. Социально-философские аспекты творчества и самореализации современной молодежи: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Ставрополь. 1998. 154 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Горчаков, Николай Владимирович

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Основные принципы самоопределения и социального

творчества молодежи

1.1. Основы системного подхода к исследованию процессов

самоопределения молодежи

1.2. Сущность и структура социального творчества в современных

условиях

1.3. Количественные и качественные характеристики мотивов

социального творчества молодежи

ГЛАВА 2. Социокультурные основания творческой деятельности

в современных условиях

2.1. Типологическая характеристика социального творчества

молодежи

2.2. Социальная действительность и динамика повышения

эффективности творческой деятельности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ •

Примечания г .гпаве 1

Примечания к главе 2

Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-философские аспекты творчества и самореализации современной молодежи»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Хорошо известно, что для общества, как целого, ведущим критерием в определении степени его развития является тот уровень свободы, который оно готово предоставить своим гражданам без угрозы собственного разрушения, как высокорганизованной системы. Требование свободы всегда было источником достаточно серьезных конфликтов во всех сферах общественной жизни. В этих конфликтах индивид, стремящийся к максимальной степени самореализации, наталкивается на противодействие как со стороны самых разных социальных групп, так и общества в целом.

Самоопределение, поиск себя индивидом через творчество, как особый путь познания, становится в современных условиях одной из ключевых причин конфликтов относительно устройства жизни, нашего и последующих поколений. За последние два столетия накопилось немало аргументов в пользу того, что и своим возникновением, и своим специфическим обликом, и даже своим нынешним кртзисом наше общество прежде всего обязано социальному творчеству людей, создающих нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. С одной стороны, общество'заинтересовано в том, чтобы поддержи-, вать и поощрять выгодное ему самоопределение и самореализацию людей через развитую -систему социального творчества, соответствующую структуре и положительньш ожиданиям самого общества. С другой стороны - именно успехи наиболее выдающихся деятелей в сфере политики, экономики, религии и культуры ведут к разрушению данного типа общества и созданию нового, которое, впрочем, уже с первых шагов своего развития объективно начинает "творить" своьх будущих разрушителей.

Можно, следовательно, утверждать, что ключом к пониманию современ- ■ ных социальных процессов, окажется именно анализ проблем, фокусируемых в"

феномене социального творчества личности, социальной группы и общества в

целом.

В современных условиях из социальных процессов устранен живой, мыслящий, сомневающийся человек, который своей деятельностью не только придает общественному развитию закономерный характер, но и нарушает эту закономерность, создавая неординарные исторические ситуации. Известная цикличность и у. .. ьваемость, повторяемость социально-политических и экономических ситуаций российской действительности последних полутора столетий -яркое подтверждение этому тезису. Каждой общественно-экономической формации, каждому, типу государственно-политической власти и культурно-религиозных отношений присущ свой тип социального творчества. Современный кризис экономики и культуры есть, таким образом, следствие кризиса всего комплекса специфических материальных и духовных оснований общества и симптом грядущих качественных формационных и социально-политических' изменений. В этих условиях социальное творчество индивида или группы может стать источником кризиса всего общества, стимулируя изменение социального целого. Дело в том, что, начиная с античности, человечество заботилось, главным образом, об улучшении внешних условий своего существования, в результате чего главной функцией творчества стало преобразование природного материала в формы, удобные для нормального бытия человека. Исследуемая нами социальная направленность придает творчеству черты нового типа и наделяет его новыми характеристиками,, подл ежащими систематизации и углубленному изучению. Научная философская проблема здесь состоит в том, что • социальное трг ячество выполняет роль посредника уже не только между человеком и окружающим его природным и социальным миром,- но и в отношениях между социальными группами и общностями, и в отношении человека к самому себе, своему имманентно определяемому духовному миру. Социальная наука сегодня стоит перед необходимостью создания базовой теории социального

творчества. Эта теория создаст дополнительные условия и механизм изучения и прогнозирования жизни и общества.

Степень научной разработанности проблемы определяется уровнем современных представлений о роли и месте, основных функциях и структуре творчества как важного элемента общей теории познания и самоопределения личности. Мы не ставили себе целью дать подробный исторически последовательный анализ всего многообразия взглядов и теорий творчества, накоплен' ных в мировг философии начиная с Античности. Отметим лишь, что разносторонность и широта тематики таких трудов дает основание выделить целый ряд основных направлений в изучении этой проблемы.

Загадки научного и художественного творчества всегда интересовали исследователей. Но лишь в научном активе XX столетия нашлось место для формирования эврологии (П. Энгельмейер) как комплексной, междисциплинарной науки о творче.стве. Наряду с успешно разрабатываемыми отечественными учеными философскими (Арсеньев A.C., Батищев Г.С., Библер B.C., Давыдова. Г.А., Какабадзе З.М., Ильенков Э.В. и др.), психологическими (Бернштейн С.М., Выготслпй Л.С., Грузенберг С.О., Лук А.Н., Пономарев Я.А., Пушкин В.Н., Ярошевский М.Г. и др.), психофизиологическими вопросами творческой деятельности, значительный интерес представляет ее социально-философский аспект.

В отечественной и зарубежной социальной философии наиболее целенаправленно исследовались следующие взаимосвязанные проблемы: сущность собственно творчества и различных сторон и условий его проявления в сознании и деятельности человека и общества; вопросы формирования и развития" творческих способностей человека; особенности производства и воспроизводства, а также та сторон жизни общества, которые связаны с этими процессами. Так, в прямой постановке проблема творчества, как особой формы социально-политической активности и средства социального планирования и прогноза, исследовалась в трудах Беляевой Л.А., Беленького В.Х., Бокань Ю.И., Волко-

вой Л.О., Гори сова В.А., Гаврилец Ю.Д., Заславской Т.И., Левашова В.И., Ли-занчук В.В., Лукова В.А., Лисовского В.Т., Мискевич А.Б., Михайлова С.Г., Пономарева Я.А., Рунина Б.М. и др.

Психология творчества, возможности применения творческих подходов к исследованию социально-психологических настроений, рассмотрены в трудах Гримак Л,П., Маркина В.Н., Пономарева Я.А., Тощенко Ж.Т.

Однако специальных работ, посвященных целостному философскому анализу социального творчества, осмыслению его основных закономерностей, . целей и ценней тно-мотивационной структуры, в социальной философии пока нет. Проведенный диссертантом анализ литературы по данной проблеме показал, что эта тема только становится предметом самостоятельного философского исследования. Недостаточная изученность проблемы социального творчества в общей теорий познания и неактуальность ее в прошлом обусловлены кране ограниченными возможностями для научного экспериментирования по этой теме, стали следствием влияния недемократических систем управления, с характерным для них приоритетом централизма и авторитаризма, исполнительности в противовес условиям свободного творческого развития и самостоя-• тельно мышлс; ;ля. Таким образом, лишь в период 80-90-х годов перед отечественными учеными стал ранее невостребованный вопрос о разработке самостоятельной философской теории социального творчества.

Творчество как моральная ценность, раскрывающая внутренний мир человека, рассматривается в работах Титаренко А.И. Анализ изменения в структуре творчества и ценностных ориентаций современной молодежи осуществлен в трудах Грушина Б.Т., Иконникова С.Н., Кон И.С., Чикина В.Т

В целом же рассмотрение проблемы • творчества до недавнего времени, проводилось лишь попутно, при решении иных социально-философских вопросов. Сразу тметим, что в наибольшей.степени это касается темы социализации молодежи, построения системы правильных взаимоотношений с другими людьми и обществом в целом. Она представлена работами Абульхановой-

Славской К.А., Брушлинского A.B., Барзилова С.И., Бжалава И.Г., Васильевой

• Т.А., Журавлевой И.В., Иванова C.B., Кобылянского В.А., Кондратьева М.Ю., Кон И.С., Ковалевой А.И., Левченко В.В., Лисовского В.Т., Лисовского A.B., Минкина H.A., Парыгина Б.Д., Тощенко Ж.Т,, Харченко C.B. А работы, посвященные теории социального конфликта в социологии опубликовали Бородкин Ф.М., Донченко Е.А., Здравомыслов А.Г., Калашников Д.В., Коряк Н.М., Рас-тов Ю.Е., Трофимов P.A., Фролов С.Ф., Цой Л.Н.

Взаимосвязь и взаимообусловленность в социальном творчестве различных аспектов самосознания, самоорганизации и самоопределения человека,, прежде всего ■ молодого, представлены в трудах Альгина А.П., Бажина Е.Ф., Григорьева C.-L., Дубовской Е.М., Вишневского А.Т., Ищенко Н.П., Куликова Л.Н., Кричевского р.Л., Леонтьева Д.А., Мяло К.Г., рыбкиной р.в., Симагина Ю.А., Соколовой Е.Т., Сухонос С.И., Узнадзе'Д., Шимановского Д.С.

Социальное творчество в свете этнических проблем современности нашло свое специфическое выражение в работах Авксентьева A.B., Авксентьева В.А., Бромлея Ю., Джунусова М.С., Волкова А.Б., Левашова В.К., Маринина В.В., Напсо М.Д., Осипова Г.В., Нодольного Р., Тарасова П.Г., Седова H.H., Хоперской Л.Л., Шаповалова В.А.

Соотно шению творчества и трудовой мотивации, изучению зависимости эффективности труда от социальной активности личности много внимания уделено в работах Абакумова H.H., Бурлацкого Ф.М., Антонова B.C., Григорьева В.И., Дикаревой A.A., Иванова В.Н., Заславской Т.И., Кравченко А.И., Лах-тина В.П., Негодаева И.А., рыбкиной р.В., Степина B.C., Мартынюка И.О., Черкасова Г.Н. и др.

Особое поле исследования социального творчества создают труды отечественных и иностранных ученых, изучающих специфику проявления творчества в морали, искусстве и культуре, в многообразии духовных и эстетических

• ценностей. В их числе мы выделяем Астапова О.Д., Е. Анчел, Э. Берка, А. Бан-фи, Бойко М.Н., Бутенко И.А., Блюмкина В.А., Воскобойникова А.Э., Гусейно-

ва A.A., Дубко Ё.Л., Ершова П.М., Зотова Н.Д., Игнатенко A.A., Ионина Л.Г., Киселева В.П.. Козлова H.H., Мамардашвили М.К., Мещерякова В.Т., Парамо-• нова С.П., Петрова В.М., Симонова П.В., Столовича Л.Н., Соколова К.Б., Шер-дакова В.Н., фомина З.В., Фролова И.Т., Яновского Р.Г.

Актуально и обоснованно в рамках темы выглядит обращение к трудам авторов, раскрывающих творческую направленность личности нашего современника в ее соотнесенности с системой религиозных убеждений и верований. Исследованию соотношения религиозного сознания, поведения и творчества посвящены труды Жданова Н.И., Игнатенко A.A., Ильясова Ф.Н., Кимелева Ю.А., Лебедева A.A., Свеницкой И.С., Угриновича Д.М., Яблокова И.Н.

Соверш^ ствование познания, вопросы активизации деятельности чело' века, прежде всего - молодого, в сфере образования, получения нового знания, рассмотрены 'в работах Анурина В.Ф., Андреевой Г.М., Бердяева H.A., Бран-ского В.П., Емельянова В.В., Коршунова Л.С., Мамардашвили М.К., Метлова В.И., Демина Л.Д., Москвичева Л.Н., Никитина П.С., Пружинина Б.И., Растова Ю.Е., Серикова В.В., Харчева В.Г., Шерета Ф.Э.

Конференция по философско-методологическим аспектам научного твсрчества состоялась в 1973 г. в Дальневосточном научном центре АН СССР. С основным докладом выступил Крушанов А.И. Были заслушаны доклады-Брехмана И.К., Шауб Ю.Б., Кириллина А-Е., Пинчук Л.Е., Радкевич Е.А. и др.

Особый" ряд публикаций и научных трудов, посвященных проблемам человека и общества, пусть и в разной степени, но затрагивает и частично анализирует вопросы социального творчества в системе политической культуры молодежи и государственного устройства (Атамчук Г.В., Каменец A.B., Колтаков К.Г., Клопов Э.В., Гордон Л.А., Мизулин М.Ф., Московичев И.И., Милослав-ский Г.В., Ольшанский Д.В., Онуфриенко Г.Ф., Рыков В.В., Скрыпник В.И., Шубаков А.Г. и др.). Другой важный аспект - творчество в системе бытия личности, ее основных ценностей, интересов, фиксирующих степень удовлетво-. ренности моло ;ежи жизнью (Белицкая Г.Э., Бутенко И.А., Василенко В.Н., Да-

выдов A.A., Котляр З.А., Маркович Д.Ж., Марченко Т.А., Медведев Н.П., Лапин Н.И., Петровский В.А., Мискевич А.Б., Руткевич М.Н., Сарджвеладзе Н.И., Филиппов Л.Р Фомина З.В., Хасаева Г.Р., Чичилимова В.В. и др.).

Таким образом, хотя вопрос о комплексном социально-философском исследовании и осмыслении феномена социального творчества не стал еще предметом направленного монографического исследования, вместе с тем, имеется уже достаточно оснований для его решения. В трудах как отечественных, так и зарубежных ученых осуществляется дальнейшее исследование творчества в его различных аспектах (в том числе и криминальном - Бойко И.Б., Габиани A.A., Гришко А.Я.) и создание системы методов, углубляющих наше познание и повышающих надежность эмпирической, информации и процедуры социального исследования . целом (Аванесов А., Адибекян O.A., Анчел Е., Андреенков В.Г., Асеев Ю.И., Батыгин Г.С., Блинов А.Л., Берк К., Бергсон А., Бурлуцкая М.Г., Вебер М., Гуссерль Э., Докторов Б.З., Дубинский Л.И., Камю А., Лима-ренко A.B., Луцкий А.Л., Моин В.Б., Овсяников В.Г., Ортега-и-Гассет X., Орлов А.И., Паниотто В.И., Саганенко Г.И., Смелзер Дж., Титма М.Х., Тодинг Л.М., Толстова Ю.Н., Хайдеггер М., Хабермас Ю., Ядов В.А. и др.).

Объект и предмет диссертационного исследования.

В качестве объекта исследования в диссертации выступает сознание переходного общества, взятое в его творческом аспекте.

Предметом исследования является социальное творчество молодежи в современных .условиях, его сущностные характеристики и типологические основания, формы, методы и средства его реализации и повышения эффективности в процессе самоопределения и самореализации, последовательной социализации личности.

Цели и задачи диссертации.

Важная цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы выявить и обосновать социально-философские аспекты социального творчества молодежи в современных условиях, с учетом перемен, происходящих в России.'

Это предполагает, с одной стороны, дальнейшее развитие общей теории творчества за счет включения в нее проблемы социального творчества, а с другой, разработку научно обоснованных путей социально-философского анализа социального творчества молодежи путем выделения социальных приоритетов,, отражаемых индивидуальным сознанием.

Следовательно, разработка оснований социально-философской теории социального творчества молодежи - основная цель диссертационного исследования. Данная цель осуществляется путем решения следующих задач:

- обоснование средствами социально-философского исследования содержания и структуры социального творчества в его неразрывном единстве с процессом социального развития, самоорганизации и самореализации в общем комплексе социального познания;

- разраГ ка методологии количественной и качественной характеристики и оценки творческой активности, и на этой основе формулирования рекомендаций по совершенствованию педагогической деятельности и психологической помощи молодежи;

- выявление факторов и условий социального творчества современной молодежи, в том числе и "отрицательно" ориентирующих поведение молодых людей, что ведет к нарушению принятых в конкретном обществе норм и традиций;

- уточнение и конкретизация понятия "социальное творчество" с точки зрения системно-исторического и функционального подходов, принятых в современной науке;

- обоснование системообразующих компонентов современного социального творчества, значения и роли каждого компонента в создании целостной картины представлений человека о самом себе, окружающих людях и обществе в целом;

- конкретная характеристика условий и оснований социального творчества различных групп современной молодежи;

- анализ, социально-философское обоснование и разработка моделей актуальной социализации молодежи на принципах адекватной творческой активности, применительно к требованиям конкретного общества; формирование идей, которые могут быть положены в основу дальнейшего исследования этого

процесса.

Таким о^азом, задача социальной философии в данном контексте - исследование объективно опосредованных отношений социальных субъектов по поводу социального творчества и на его основе. Эта задача и подразумевает объяснить,- в какой степени наука способна помочь людям и обществу понять самих себя на основе анализа объективных явлений, обеспечивающих взаимосвязь с миром субъективного. В этом случае понимание социального творчества в том виде, в каком оно фиксируется в сознании человека, выступает для исследователя показателем состояния социального организма, свидетельством наличия проти воречия, проблемы. Если же мы стремимся познать объективные закономерности жизни общества, то учет и интерпретация состояния социального творчества становится принципиальным методологическим требованием.

Методологическую и теоретическую основу диссертации составляют как общенаучные принципы, методы и способы .познания объекта и предмета исследования, так и специфика проявления и действия общих теоретико-методологических и гносеологических закономерностей в познании социального творчества как специфического вида творчества и типа социального действия.

В работс .предпринята попытка сформулировать основы целостной теоретической концепции социального творчества и построить эмпирическую модель его организации и развития. Постановка и решение этой задачи требует опоры на философскую методологию. В качестве механизма осуществления взаимодействия людей по поводу социального творчества выступает процесс духовно-практического опредмечивания и распредмечивания условий быта, а

также представление о диалектическом единстве общества' как целого, личности как единичного и творческой интенции как особенного.

Следуя известной в отечественной философской литературе концепции (B.C. Готт, Э.П. Семенюк, А.Д. Урсул), автор отстаивает мысль об общенаучной природе феномена социального творчества, который не может быть полностью раскрыт :олько специально-научными или только философскими средствами в отдельности.

Детальный анализ понятия социального творчества приводит к выводу, что основным противоречием творчества является соотнесение общего для всей системы закона с более частными законами ее отдельных подуровней. Моделирование этого отношения для социальных систем рассматривается в диссертации на основе диалектики интуитивно-содержательного и формального аспектов познания.

В рамках исследования использовались три вида выборки информации:

а) пропорциональная случайная бесповторная выборка респондентов из шести регионов России (Краснодарский, Ставропольский и Хабаровский края,

. Московская, Ленинградская область и Приморье). Массив респондентов получил условное .название "Молодежь";

б) квотная районированная выборка экспертов, содержащая единицы отбора из наиболее важных, с точки зрения задач исследования, субъектов системы. В этой выборке пропорционально представлены специалисты-социологи, психологи, педагоги, управленцы. Данный массив опрошенных назван нами "Эксперты",

в) квотная, комбинированная, многоступенчатая выборка основных групп респондентов, принявших участие в массовых опросах. Выборка по' строена как на основе данных, полученных диссертантом самостоятельно, так и

с опорой на публикации периодических и научных изданий/

Обозначенная методология послужила основанием для формулирования частных и общих выводов, касающихся современной оценки социального творчества, путей и перспектив его развития. •

На формирование концепции диссертационного исследования определенное влияние оказали идеи русских философов H.A. Бердяева, А. Белого, Б.Н. Вышеславцева, П.А. Кропоткина, Н.О. Лосского, П.А. Флоренского, СЛ. Франка, Л. Ш; .гова.

Научная новизна. В диссертации' впервые осуществляется системное фи-, лософское исследование социального творчества в его связи с самоопределением в составе механизма самореализации современной молодежи:

- на основе логико-концептуального анализа философских аспектов творчества отработана модель исследования основных свойств, оснований и значений социального творчества;

- исследованы условия социального творчества молодежи; раскрыты и систематизированы основные факторы повышения эффективности и социального значения творчества в современном обществе;

- исследована проблема управления и корректировки творческих способ-' ностей молодых людей со стороны социального окружения, общества в целом;

- установлена закономерность включения социального творчества в общий процесс социализации и социального познания людей;

- дана типологическая характеристика современного социального творчества;

- выявлены формы возможного воздействия со стороны общества на формирование современной системы ценностей молодежи и управление ею через механизм социального творчества. ,

Исходя из указанных пунктов новизны на защиту выносятся следующие основные тезисы.

1. Социальное творчество следует рассматривать как комплексное выра-■ жение активного созидательного характера человеческой деятельности, присущее ей исторически изначально.

2. Проблема социального творчества во. всех ее основных аспектах (научном, культурном, религиозном) должна излучаться в свете теории социальных изменений, как ее особый раздел, связанный со специфической ситуацией субъективно выраженного предпочтения одних элементов деятельности другим.

3. Усложнение социальной структуру современных обществ связано с появлением новых социальных групп и объединений, в том числе и неформальных. В этой ситуации вненаучные фррмы социального творчества часто оказываются "впереди" научно обоснованных и социально признанных, традиционных. Сознание молодых, таким образом, фиксирует новые социальные проблемы раньше общественного сознания в целом.

4. Любые действия субъекта, осуществляемые в общем социально-историческом 'онтексте, в соотнесении их с общественными потребностями и целями, предстают ка ценные, и воспринимаются как творческие, даже если конечный результат имеет отрицательную оценку со стороны общества (криминальное творчество). В последнем случае социальное творчество становится затруднено или даже невозможно.

5 -а—ч ^ <><

. Главное в характеристике творческих способностей и направленности личности - ее ценностные и жизненные ориентиры, степень развития социального познания и ответственности.

6. Переходный характер современной эпохи, объективные условия жизни и социально! , творчества российской молодежи требуют синтеза ряда технократических идеалов и образцов с гуманистическими ценностями, национально-психологическими особенностями и ценностями, адекватными запросам . нашего общества.

Научно-практическая значимость работы. Результаты диссертационного исследования представляют собой новое осмысление роли и значения социального творчества в жизни человека и общества.

Большие возможности для исследоЁания тенденций и направленности развития социального творчества дает анализ сознания молодежи - социальной группы, которая, с одной стороны, олицетворяет будущее общества, а с другой - позволяет ощутить непредвиденные последствия деятельности предшествующих поколений. Мы можем заглянуть в будущее общества, получив ответ на вопрос, что нового молодежь вносит в нашу жизнь, что она меняет в общественных отношениях. Изучение отношения молодежи к существующим формам материально-производственной, социально-политической, культурной, правовой и религиозной активности многое может дать для оценки жизнеспособности и перспектив общества в целом. Таким образом:

- основные положения диссертации содержат рекомендации по воплощению в социальную практику творческой составляющей, которая может стать действительной основой целеполагания масс, только если она пройдет через сознание люд

- открываются новые возможности в исследовании проблем социального творчества молодежи как в общетеоретическом, так и в прикладном отношени-

- теоретико-методологичесике обощения, выводы-рекомендации могут быть основанием для дальнейшего изучения проблемы, для совершенствования социального планирования и управления, а также для разработки спецкурсов и факультативов по теме диссертации.

Апробация работы. Диссертация обсуждена, одобрена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии Ставропольского государственного технического университета. Ее основные положения изложены в 8 публикациях, общим объемом 4 печатных листа.'Они-апробировались в ходе исследования и изложения авторской позиции на двух международных, региональной и

межвузовской научных конференциях, четырех научно-практических семинарах с философами, социологами, представителями духовенства и властных структур. Отдельные вопросы темы диссертации включены в учебные планы по курсам философии, социологии и культурологии для слушателей и аспиран-' тов Ставропольского высшего авиационного инженерного училища.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов и заключения. Общий объем работы 154 страницы. Библиография включает 193 источника, в том числе 4 на иностранных языках.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Горчаков, Николай Владимирович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных условиях молодежь оказывает все более заметное влияние на качественное изменение социальной структуры общества и общественной жизни в целом. В процессе социализации нового поколения осуществляется не только, дере дача традиционных социальных норм, ценностей, способов поведения^ но и происходит процесс их активного обновления, качественной реконструкции на новых, ранее неизвестных уровнях развития. Взаимовлияние молодежи и общества многомерно й многопланово, но одно очевидно - друг без друга их существование невозможно. Следовательно, творческим по своему характеру, является не только процесс социализации и становления молодого поколения самого по себе. Особым социальными творчеством наполнена каждый раз деятельность каждого нового поколения родителей и старших, формирующих сознание тех, кто прийдет им не смену.

Стратегйческие цели развития общества оказывают непосредственное влияние на выбор конкретного набора форм этой деятельности. К сожалению, в качестве одного из итогов исследования мы отмечаем, что последнее десятилетие отмечено известной недооценкой целенаправленного воздействия на становление молодого поколения в качестве субъекта общественного восприятия. Одна из главных причин этого состоит в усиливающемся классовом (экономи-. ческом) расслоении общества и социальном неравенстве людей. Мы наблюдаем своего рода взрывную социальную дифференциацию, которая приводит к девальвации образования, духовных ценностей, культуры в целом.

Происходящее в современной России изменение привычного образа жизни и смена социокультурной парадигмы поведения людей обусловлены не только экономическими неурядицами, но и сменой социокультурной парадигмы поведения людей в целом. Эти изменения затрагивают все стороны социальной действительности: отношение к труду, коллективу, обществу, семье.

Все в большей степени, как отмечают современные исследователи, на смену коллективистской системе ценностей приходит индивидуалистическая. Это ведет к усилению утилитарного подхода к культуре, уходу человека от социальной активности и творчества к потребительству. Основные связи и закономерности, фиксирующие этот процесс, достаточно подробно изложены в диссерта-. ции. На основании проведенного исследования мы сформировали следующее определение. СОЦИАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО - это объективно обусловленный и субъективна фиксируемый процесс создания качественно новых отношений и взаимодействий как между индивидами, так и социальными группами. Его ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ - создание комплекса условий для максимально полного самовыражения и самореализации личности как в системе норм конкретного общества, так и вне этой системы (конструкция и деконструкция).

Многие отечественные и зарубежные философы, социологи, политологи, историки и психологи, представители других отраслей социального знания активно занимаются глубокой проработкой стратегии развития России. Итоги их . деятельности зафиксированы в разнообразных концепциях и программах. Проведенное в диссертации исследование социального творчества молодежи может стать основой одной из таких концепций и заинтересовать не только политиков и социологов, но и разработчиков самых разных видов и проектов социальной политики.'

В этой связи необходимо отметить, что среди факторов социологического определенен "молодежь" исследователи устойчиво выделяют следующие:

- возрастные границы и социально-психологические особенности;

- специфика социального статуса, ролевых функций, социокультурного • поведения;

- процесс социализации, как единство социальной адаптации молодежи и индивидуализации. •

Научная корректировка и обновление аргументации по каждой отмеченной позиции применительно к нынешней российской действительности не меняют общего .вывода. А именно: эти факторы объединяют разных молодых людей в социальную общность и позволяют рассматривать молодежь в единстве ее объективных и субъективных характеристик как целостность в соотнесении с другими социально-демографическими группами. Проблема молодежи, как специфической социально-демографической группы, в конечном итоге связана с тем, что общество может дать молодежи (накопление и развитие ресурса), с одной стороны, и что молодежь должна дать сегодня обществу. Это составило предмет социального анализа в настоящем исследовании. Очевидно, что задумываясь о будущем российского общества, необходимо с вниманием отнестись к концепции'Социального творчества, самоопределения и саморазвития молодежи, учитывать основные его идеи в стратегии развития современного молодого поколения. Однако здесь сразу возникает по меньшей мере два вопроса. Во-первых, насколько применима данная концепция по отношению ко всему обществу, а не только к молодежи? Как и всякая общесоциальная концепция, социальное творчество не ограничивается рамками отдельно взятой общности,. одного поколения. И если интерес к молодежному творчеству определен важи С и «-» Г" О неишеи сущностной характеристикой - особой ролью в воспроизводстве общества, то в самой концепции следует выделять не только "положительное" творчество, но .и те аспекты общего прогресса, которые связаны с необходимостью цельного системного исследования окружающего мира. Речь идет о творчестве "отрицательном"антисоциальном и антигуманном, криминальном, результаты которого не соответствуют (противоречат) принятым в обществе нормам.

Во-вторых, важность исследования связана с тем, насколько актуальна (и корректна) постановка задачи устойчивого развития индивидуального и коллективного социального творчества в условиях кризиса нашего общества?

Очевидно, что развитие молодежи обеспечивает поступательное движение всех общественных структур в направлении выхода из кризиса. В обществе, в котором еще нет достаточного количества носителей новых морально-этических ценностей, а безусловная нормативная сила прежних регулятивов неукоснительно снижается, наиболее восприимчивой к нововведениям является молодежь, -которая формирует свое мировоззрение и способна усвоить новые взгляды. "Самая большая трудность, которая возникает перед человечеством, по мнению современных ученых, состоит в преодолении усиливающегося рассогласования могущества цивилизации и природных задатков человека. Ведь эта диет? щия с каждым новым поколением увеличивается.

Сегодня все больше людей приходят к осознанию неблагополучия своей жизни и ищут выход из сложившегося положения. Движение "зеленых", экологическое движение, поиск новой нравственности, педагогические эксперименты и движения, движение за новую телесность (натуропатическое питание, музыкальные движения, йога, карате, разные 'формы медитации и т. д. и т. п.) - все это ростки.и очаги новой альтернативной культуры", - пишет В. М. Розин. [1]

В общем контексте морального сознания, как отмечает А. Титаренко, человек в межличностных отношениях творит ценности. Творит, воспроизводя привычные, ''старые" каноны поведения, создавая новые. Само творчество моральных ценностей - результат межличностных, коллективных усилий и дел. Оно само - важнейшее "дело". [2] Следуя данному суждению, мы можем заключить, что социальное творчество есть процесс, в котором закрепляются и . создаются ценности социального значения.

Здесь следует оговорить следующее. Под социальным творчеством надо понимать не только выработку и выдвижение новых норм, идеалов, мотивов и оценок. Социальное творчество состоит также в осуществлении, реализации уже существующих норм и правил действия в конкретных ситуациях. Социальный опыт человека (и социальной группы) фиксирует и развивает умение творчески применять нормы в различных ситуациях. Особую актуальность социальное творчество приобретает в ситуациях, когда соединяются общественные потребности и личные интересы субъекта. Следовательно, оформление, ' институализация этого вида творчества срздаст дополнительные условия для развития межличностных отношений.

В числе основных подходов к разработке стратегии социального творчества, молодежной и социальной политики в целом, мы выделяем следующие.

1. Концепция социального творчества молодежи представляет собой составную часть процесса ее социального развития и национальной стратегии. В связи с этим необходимо разработать и принять государственную программу, учитывающую соответствующую систему целей, ресурсов и методов решения задач творческой социализации молодежи.

2. Дальнейшая научно обоснованная разработка концепции социального творчества молодежи в нашей стране должна учитывать в качестве первостепенных условий следующие: •

- тенденцию необоснованного снижения молодежной составляющей во всех звеньях социально-политического и административного аппарата;

- замедление, а в ряде регионов - и прекращение воспроизводства демографической структуры; '

- процесс оттока молодежи из сферы материального производства в сферу потребление и распределения;

- резкое ухудшение материального положения населения страны и связанное с этим расслоение молодежи по уровню жизни;

- отрицательные последствия введения платного образования и социальное расслоение общества в целом.

3. Преемственно-репродуктивная модель развития молодежи все более уступает место инновационно-преобразующей модели. Социальное новаторство и творчество, таким образом, не только стало признаком нашего времени, но и требует нау-шого подхода к их изучению и систематизации.

4. Реальность нашей эпохи - отрицательное, антисоциальное творчество, которое проявляют как отдельные личности, так и целые группы во всех сферах жизни общества. Традиционные виды военной агрессии зачастую "блекнут" перед новыми видами агрессии - экологической, духовно. религиозной, торговой, культурной и т. п.

5. Необходимо повышение управляемости в отношении появляющихся в большом количестве новых видов и форм самоорганизации и социального воспроизводства. Не всякое новаторство, тем более - если оно опровергает традиции, привычные нормы и зависимости, следует принимать безоглядно и безоговорочно, тем более, когда речь идет о российской действительности на исходе XX века.

В социальном творчестве в наибольшей, по нашему мнению степени, проявляется новый компонент все социальной жизни - интересы будущих поколений, во имя которых человек должен, если от него это потребуется, изменять свои привычные установки, нормы, отношения, ценности. Соответственно, корректировке или даже изменению, подвержены и способы организации управления обществом, а также основополагающие представления о функциях воспитания, просвещения и социализации.

Но во имя чего мы формулируем и обосновываем, идею социального творчества? Здесь нельзя не вспомнить. Н. Бердяева, который писал: "Обращение л творческим историческим задачам излечило бы нас от внутренних провинциальных распрей, от мелочной вражды. Мы духовно обязаны осознать место России в мировой борьбе. Постыдно лишь отрицательно определяться волей врага. Необходимо призывать к самостоятельной творческой национальной мысли, которая должна вывести нас на вольный воздух, вширь".

3]

Социальная философия, разрабатывая и предлагая обществу проекты жизнедеятельности, должна дать ответ на вопрос: при каких условиях возможно максимально полное удовлетворение стремления индивида к творчеству, а какие препятствуют ему?

Мы предприняли попытку показать, что творческие способности человека находятся в прямой зависимости от гумманистических, субъективно-операционных и ценностно-мотивационных оснований. Доминирование соци-. ально значимых составляющих в общем объеме условий творчества объектив-' но позволяет считать выделенные основания ведущими принципами социального творчества, а именно - принцип гуманизации социальной среды на всех уровнях и принцип преобладания социально значимых ценностей в мотиваци-. онной сфере личности. ' • .

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Горчаков, Николай Владимирович, 1998 год

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. -М.: ВЛАДОС,

1994.

2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М., 1991.

3. Авксентьев В.А., Шаповалов В.А. Этнические проблемы современной Рос-

сии: социально-философский аспект анализа. - Ставрополь : СГУ, 1997.

4. Адибекян О.А; Философско-методологические проблемы социологии

науки. - Ставрополь: Кн. изд-во, 1990.

5. Акулинин В.И..Философия единства: от B.C. Соловьева к П.А.

Флоренскому. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990.

6. Альгин. А.ГТ. Риск и его роль в общественной жизни. М.: Мысль, 1989.

7. Андреев Г.М.'Психология социального познания: Для вузов. М.: Аспект

Пресс, 1997.

. 8. Андреев Г.М. Социальная психология: Для вузов. М.: Аспект Пресс, 1997. ..

9. Андреев' И. Д. Проблемы логики и методологии познания. Политиздат, М., 1972.

10. Антонов B.C. Человек в зеркале экономической теории. М.: Наука,

1993.

11. Анурйн В.Ф. Интеллект и социум. Введение в социологию интеллекта.

Нижний Новгород: изд. Нижегородского ун-та, 1997.

12. Анчел Е. Мифы потрясенного сознания. М.: Политиздат, 1979.

13. Анчел Е. Этнос и история. /Пер. с венг. - М., 1986.

14. Аристотель. Сочинения: В 4 т. - М., 1979.

15. Бажин Е.Ф., Эткинд A.M. Личностный дифференциал. Методические

рекомендации. Л., 1983.

16. Барзилов С.И. Социальная сфера и самоуправление. Саратов: Приволж.

кн. изд-^?, 1989.

17. Барулин B.C. Диалектика сфер общественной жизни. - М., МГУ, 1982.

18. Батыгин Г.С. Обоснование научного выхода в прикладной социологии.

М.:Наука, 1986.

19. Безработиц га и самозанятость /Новосиб. гос. акад. Экономики и упр.;

H.H. Абакумова и др. Новосибирск, 1997.

20. Белый А. Символизм как миропонимание /Сост., вступ. ст. и прим. JI.A.

Сугай. - М.: Республика, 1994.

21. Бердяев Н,А. Судьба России. Опыты по психологии войны и

национальности. - М.: Мысль, 1990.

22. Бердяев H.A. Новое средневековье. М.: Феникс-ХДС-пресс, 1991.

23. Белицкая Г.Э. О роли субъективности в формировании социально-

политических ориентаций //Психологический журнал, 1994. Т. 15, №4.

24. Беленький В.Х. Активные элементы социальной структуры общества:

социально-философские и социально-политические проблемы /Краснояр. гос. акад. цвет, металлов и золота. Красноярск, 1997.

25. Беляева Л.А. Социальная модернизация в России в конце XX века /Ин-т

философии РАН. М. 1997.

26. Берк Э. Философское исследование о происхождении наших идей

возвышенного и прекрасного. М.: Искусство, 1979.

27. Бернштейн М,С. О природе научного творчества (по зарубежным мате-

риалам"» '/Вопросы философии. 1996. № 6.

28. Бертран Р. Философский словарь разума, материи и морали /пер. с.

англ. -К., 1996.

29. Бжалава И. Воспитание и установка. Тбилиси, 1965.

30. Бирюков Б.В. Феноменология в контексте философии математики : Гус-

серль-Фреге-Беккер-Вейль. //Философ, науки. 1989. № 2.

31. Блюмкин В.А. Нравственная деятельность. М. 1977.

32. Бокань Ю.И. Творчество народных масс как фактор развития социа-

лизма (соцйально-философский анализ). - М.: Высш. школа, 1990.

33. Боголепов'В.А. К вопросу об организации науки в социалистическом

обществе. - В кн.: Эффективность научно-технического творчества. - М.,

Наука, 1968.

34. Бойко И.Б. Самоубийство и его предупреждение. Рязань: Риф "Стиль",

1997.

35. Бромлей Ю., Подольный Р. Человечество - это народы. М.: Мысль,

1990.

36. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. - М.: Респуб-

лика, 1994.

37. Бурлацкий Ф.М. Новое мышление: диалоги и суждения о технол. рево-

люции и наших реформах. 2-е изд., доп. М.: Политиздат, 1989.

38. Васильева Т.Е. Стереотипы в общественном сознании (социально-

филосоФ-жйе аспекты), М.: ИНИОН АН СССР. 1988.

39. Вебер М. Избранные произведения /Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990.

(Социологическая мысль Запада)

40. Вишневский А.Г. Процессы самоорганизации в демографической систе- ме //Системные исследования. Ежегодник 1985. М.: Наука, 1986.

41. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса /Вступ. ст., сост. и

коммен-т. В.В. Сапова. - М.: Республика, 1994.

42. Габиани A.A. Наркомания: горькие плоды, сладкой жизни // Социол. ис-

след. 1987. № 1.

43. Гадамер Г. Истина и метод. - М., 1988.

44. Гаджиев К.С. Политическая наука: Учеб. пособие. - 2-изд. - М.: Между-

нар. отношения, 1995.

45. Гаврилец Ю.Н. Моделирование предпочтений в социальном планиро-

вании//Социол. исслед. 1987. № 5.

46. Гегель. Энциклопедия философских наук. В 3.

47. Гегель В.Г\ Наука логики: Ч. 1. Объективная логика. Ч. 2. Субъективная

логика/Пер. СПб.: Наука, 1997.

4.8. Георгиев Ф.И. Категории материалистической диалектики. - М.: Политиздат, 1960.

49. Гоббс Т. Сочинения в 2-х т. /Пер. с лат., англ. М.: Мысль, 1989.

50. Город: проблемы социального развития /Под ред. A.B. Дмитриева и

Межевииа. Д.: Наука, 1982.

51. Горшков В Искусство педагогического общения. - Ставрополь., 1991.

52. Горшков В.А. Общество и подросток. - Йошкар-Ола, 1971.

53. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. М.: Политиздат, 1989.

54. Григорьев С.И., Демина Л.Д., Ростов Ю.С. Жизненные силы человека.

Барнаул, 1996.

55. Гришко А,Я. О наркомании среди подростков //Социол. исслед. 1990. № 2.

56. Грязнов Б.С. Логика, рациональность, творчество. М.: Наука, 1982.

57. Гулыга А.Ь. Немецкая классическая философия. - М.: Мысль, 1986.

58. Гусейнов A.A. Социальная природа нравственности. М., 1974.

59. Давидюк В.П. Природная социология. Минск, 1979.

60. Давыдов A.A., Бутенко И.А. Удовлетворенность жизнью в прошлом,

настоящем и будущем: прогнозный опрос молодежи / Социологические аспекты исследования социальной сферы. М.: ИС АН, 1988.

61. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и'изречениях знаменитых филосо-

фов АН СССР, Ин-т философии; Общ. ред. и вступит статья А.Ф. Лосева. М.: Мысль, 1979.

62. Докторов Ь 3..0 надежности измерения в социологическом исследова-

нии. Л.: Наука, 1979.

63. Донченко Е.А., Титаренко Т.М. Личность, конфликт, гармония. 2-е

изд., доп. Киев: Политиздат Украины, 1989.

64. Дубко Е.Л., Титов В.А. Идеал, справедливость, счастье. М.: Изд-во

Моск. ун-та, 1989.

65. Ермолин Д.В. Стимулы народного творчества. - Л.: 1969.

66. Ефимов А. Элитные группы, их возникновение и эволюция // Знание-

сила. 1989. № 1.

67. Жизнедеятельность молодежи среднего города России: молодость Та-

ганрога /Под ред. проф. В.В. Чичилимова. Таганрог, 1997.

68. Журавлева И.В. Здоровье подростков и окружающий мир /Ин-т социо-

логии БАК. М, 1997.

69. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Но-

восибирск: Наука. Сиб. отд., 1991.

70. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоле ния

кризиса: Учеб. пособие для студентов ВУЗов. 2-е изд., доп. - М.: Аспект Пресс, 1995. •71. Зотов Н.Д. Нравственное самоопределение личности. - М.: Знание, 1983.

72. Иванов В.-Н. Социология сегодня. Опыт и проблемы социологических

исследований. М., 1989.

73. Иванов С.В Бизнес, здоровье, духовность - поиск истины. М.: ТОО

"Люкс-арт'\ 1997.

74. Идеологическая работа и социальное творчество масс (тенденции и за-

дачи перестройки массового сознания). М.: Мысль, 1989.

75. Ильин В.В. Теория познания. Эпистемология. - М., 1994.

76. Ильясов Ф.Н. Религиозное сознание и поведение //Социол. исслед. 1987.

№ 3. .

77. История китайской философии. Пер. с кит. М.: Прогресс', 1989.

78. Ищенко Н.Л. Социальное становление сов'етской молодежи. Киев: Ви- ща шк., 1989.

79. Каган М.С. Философская теория ценности. - Санкт-Петербург, ТОО

"Петрополис"., 1996.

80. Кимелев Ю.А. Современная западная философия религии. М.: Мысль,

1989. ' •

81. Киселев В.П. Нравственное самовоспитание. М., 1997.

82. Кобелянская Л.С. Смысл жизни: две точки зрения. Киев: Политиздат

Украины, 1989.

83. Кобылянский В.А. Русская идея и возрождение России. Иркутск: Изд-во

Иркут. ун-та, 1997.

84. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонения. М., 1996.

85. Коган Л.Н'. Человек и его судьба. - М.: Мысль, 1988.

86. Кодуа Э.И. Немецкий экзистенциализм о сущности философии. Тбили- си: Изд-во Тбил. ун-та, 1990.

87. Колесников А.С. Философия Бертрана Рассела. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.

88. Колтаков К.Г., Москвичев И.И.,. Рыков В.В. Актуальные проблемы из-

учения политической культуры студенческой молодежи. Моногр. Бийск: НИЦ БиГПИ, 1997. ' •

89. Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988.

90. Кон И.С. Введение в сексологи. М.: Медицина, 1988.

91. Кондраты:» М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения /Акад. пед. и

социальн. н., Моск. психолого-социальн. инт. Воронеж: НПО "МОДЕК",-1997.

92. Кохановский В.П. Диалектико-материалистический метод. - Ростов

н/Д., 1992.

93. Кохановский В.П. Историзм как принцип диалектической логики. Рос-

тов-на-Дону, 1978. . 94. Кравченко А.И. Социология труда в XX веке. Историко-критический очерк. М-: Наука, 1987.

95. Кропоткин П.А. Этика: Избранные труды.. - М.: Политиздат, 1991.

96. Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности. Хабаровск: Изд-во

ХГПУ, 1997.

97. Лазебникова А.Г., Кинкулькин А.Т. Социальная деятельность человека и развитие общества.//Соц.-полит. журнал. 1996. № 1.

98. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. - Полн. собр. соч. Т. 18.-

М. 1961.

99. Леонтьев Д.А. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат.

1975.

100. Лисовский A.B., Лисовский В.Т. В- поисках идеала. Диалог поколений.

Мурманск, 1994.

101. Лосев А. Владимир Соловьев и его время. - М., 1990.

102. Лосский И.О. Бог и мировое зло /Сост. А.П. Поляков, П.В. Алексеев,

A.A. Яковлев. - М.: Республика, 1994. *

103. Луков В.А. Социальное проектирование /Институт социальной работы

Ассоциации работников социальн. служб. М., 1997.

104. Лук А.Н. Научное и художественное творчество - сходство, различия,

взаимодействие //Художественное творчество. 1982. Л.: Наука, 1982.

105. Мамардашвили М.К. Мысль в культуре-//Фил ос. науки. 1989. № 11.

С.75-81.

106. Мамарда1пвили М.К. Стрела познания: Набросок естественноистори-

ческрй гносеологии /Под ред. Ю.П. Сенокосова. М.: Школа "Языки русской культуры", 1997.

107. Маркин В.Н.,Жизненная позиция личности: идеологический и соци-

ально-психологический аспекты. М.: Мысль, 1989.

108. Маркович Д.Ж. Социальная экология. /Пер. с сербск. М.: Изд-во РУДН, 1997.

109. Маркович А. Маркс об отчуждении //Вопр. филос. 1989. № 9.

110. Маркс К. Нищета философии //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4.

111. Мартышек И.О. Инженер в зеркале времени. Киев: Политиздат Ук-

раины, 1989.

112. Мень А. "Смертию смерть поправ". Минск: Эридан, 1990.

113. Мень А., про'тоиерей. Таинство, слово и образ. Л.: Ферро-Логас; Кооп.

"Встречи", 1991.

114. Милославский Г.В. Интеграционные процессы в мусульманском мире:

очерки исламской цивилизации. М.: Наука, 1991.

115. Минкина H.A. Воспитание ответственностью: Учеб. пособ. - М.: Высш.

школа, 1990.

116. Мискевич А.Б. Человек в свободное время: мнение социолога. Минск:

Наука и техника, 1989. •117. Михайлов С. Оптимальное функционирование социального управле- ния /Пер. с болг. М : Прогресс, 1989.

118. Мы живем среди людей. Кодекс поведения. М.: Политиздат, 1989.

119. Мяло К.Г. Время выбора: молодежь и общество в поисках альтерната- вы. М.: Политиздат, 1991.

120. Напсо М.Д. Интернационализация национальной жизни: сущность,

тенденции развития. Ставрополь: Кн. изд-во, 1991.

121. Обсуждение методологических проблем творчества//Вопросы филосо-

фии. 1979. №3.

122. Ольшанский Д.В. Массовые настроения в политике. М., 1995.

123. Опыт моделирования социальных процессов: (вопр. метод ол. и мето-

дики построения моделей) /АН УССР. Ин-т философии. Киев: Науч. думка, 1989.

124. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс //Вопр. филос. 1989. №№ 3-4.

125. Парамонов С.П. Динамика морального сознания. Пермь: Пермский

гос. техн. ун-т, 1997.

126. Петровский В.А. Феномен субъективности в развитии личности

/Междунар. ин-т "Открытое общество", Самар. фил.; Самар. гос. ун-т. Самара, 1997.

127. Пищулин. Н.П., Федоров М.Ю. Социология лидерства /МГЛУ. М.,

1997.

128. Платон. Сочинения: В 3 т. - М., 1968.

129. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.

130. Поппер К. Логика и рост научного знания. - М., 1983.

131. Пригожин И. От существующего к возникающему. М.: Наука. 1985.

132. Пригожин. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М.: Прогресс, 1986.

133. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная /АН

СССР. Ин-т психологии. М.: Наука, 1990.

134. Резник Ю.М. Введение в изучение социальной антропологи (Учебно-

методическое пособ.). - М.: МГСУ "Союз", 1997.

135. Родионов A.A. Социологические исследования и общественная прак-

тика: Учеб. пособие/РГОТУПС. М., 1997.

136. Розанов В.В. Сумерки просвещения /Сост. В.Н. Щербаков. - М.: Педа-

гогика, 1990.

137. Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики

/Под. ред. К.А. Абульхановой-Славской и др.: Ин-т психологии РАН, 1997. .

138. Россия: национальная стратегия и социальные приоритеты. Социаль- ная и социально-практическая ситуация в России в первой половине 1996 года /Под ред. Т-.В. Осипова, В.К. Левашова, В.В. Локосова. М.: Республика, 1997. ' •

139. Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды: Ос-

новы онтологии, логики и психологии. М.: Наука, 1997.

140. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997.

141. Рузавин Г.И. Логика и методология научного поиска. - М., 1986.

142. Рунин Б.М. Творческий процесс в эволюционном аспекте

//Художественное и научное творчество. Л.: Наука, 1972.

143. Руткевич-М.Н. Социология и проблемы социального развития. М.,

1978. СЛО

144. Рывкина Р.В., Симагин Ю.А. Возрастные различия в оценках буду-

щего России. //Социологический журнал. 1996, №3/4.

145. Саганенко Т.И. Надежность результатов социологического исследова-

ния. Л.: Наука, 1983.

146. Седова H.H. Интернационализм. Патриотизм. Личность. Волгоград:

Ниж. Волж.'кн. изд-во, 1989.

147. Современная западная философия: Словарь /Сост.: Малахов B.C., Фи-

латов В.П. - М.: Политиздат, 1991.

148. Современный философский словарь /Под ред. В.Е. Кемерова, - М.:

"Одиссей", 1996.

149. Сознательное и бессознательное в социально-политических процессах

современного российского общества: Сб. науч. ст. /Ин-т молодежи; Ред.-сост. А.Э. Воскобойников. М., 1997.

150. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М.: Изд- во МГУ, 1980.

151. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.-Изд-во МГУ, 1989.

152. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. М.: Политиздат, 1991.

153. Социальная работа и обеспечение занятости как профилактика деви-

антного-поведения молодежи: Тезисы докл. Междунар. науч.-прак. конференции, Волгоград, 21-22 мая 1996 г. Волгоград. Перемена, 1997.

154. Социология молодежи. Учебник. Отв. ред. В.Т. Лисовский. СПб., 1996.

155. Спасибенко С.Г., Дубровина В.В. Творчество в процессе взаимодей-

ствия общества и личности.//Соц.-полит. журнал. 1996. № 3.

156. Степин B.C. Философская антропология и философия науки. - М.,

1992.

157. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстет, аксио-

логии. - М.: Республика, 1994.

158. Столович Л.Н. Жизнь - творчество - человек: функции художественной

деятельности. М., Политиздат, 1985.

159. Сухонос'С.И. Россия в XXI веке: Проблемы национального самосо-

знания. М.: Агар, 1997.

160. Тенденции социокультурного развития России - 1960 - 1990-е гг. (Отв.

ред. И.А. Бутенко, К.Э. Разлогов. Российский институт культурологии МК РФ и РАН. М.: ТОО "Фирма ПАИМС", 1996.

161. Титаренко А.И. Антиидеи. Опыт социально-этического анализа. М.,

Политиздат, 1976. • •

162. Титаренко JI.T. Псевдотехнократизм в современном обществе: соци-

ально-философский анализ//Социол: исслед. 1991. № 1.

163. Токвцль А. Старый порядок и революция. М., 1989.

164. Тощенко Ж.Т., Харченко C.B. Социальное настроение. М.: изд. Ака-

демия, 1996.

165. Тощенко Ж.Т. Постсоветское пространство: суверенизация и интегра-

ция: Эт^ ^социологические очерки. М.: Изд. центр РГГУ, 1997.

166. Тойнби А. Постижение истины. М., 1991.

167. Ткачев П.Н. Сочинения. В 2-х т. - М.: Мысль, 1976.

. 168. Тугаринов П.П. Философия сознания. М., Мысль, 1971.

169. Угринович Д.М. Введение в религоведение. М.: Мысль, 1986.

170. Узнадзе Д. Основные положения теории установки. Тбилиси, 1961.

171. Фейербах Л. Избр. филос. произ.: В 2 т. - М., 1955.

172. Филиппов Ф:Р. От поколения к поколению: социальная подвижность. М.:

Мысль, 1989.

173. Филиппов Л.В. Разумные потребности личности. М.: Академия, 1997.

174. Философский энциклопедический.словарь /Гл. редакция: Л.Ф. Ильи-

чев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, ВТ. Панов - М.: Сов. Энциклопедия, 1983.

175. Философский словарь /Под. ред. И.Т. Фролова. - 5-е изд. - М.: Полит-

издат, 1987.

176. Фомина З.В. Человеческая духовность: бытие и ценности /Под ред.

В.Н. Тасилина. Саратов: СГУ, 1997.

177. Хайдеггер М. Бытие и время /Пер. ВВ. Бйбихина. - М.: 1997.

178. Чернявская Т.К. Личность: проблемы самореализации //Соц.-полит.

журнал. 1996. № 4.

179. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Социализация молодежи в посткоммунисти-

ческой России //Соц.-полит. журнал. 1996. № 6.

180. Шамшурин В.И. Учение Э. Берка о человеке и обществе. Идейные ис-

токи неоконсерватизма. //Социологич. исслед. 1991. № 6.

181. Шердаков В.Н. Добро - истина - красота. М., 1983.

182. Шептулин А.П. Диалектический метод познания. - М.: Политиздат,

1983.

183. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности: Опыт адогматического мышления

/Авт. предисловия Н.Б. Иванов. - Л.: ЛГУ, 1991.

184. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государ-

ства /./Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. 1.85. Эпштейн С.И. Индустриальная социология в США. М.: Политиздат, 1972.

186. Яблоков И.Н. Социология религии. М.: Мысль, 1979.

187. Ядов В.Д. Размышления о предмете социологии//Социол.исслед.1990.№ 2.

188. Ядов В.А. Междисциплинарный подход к изучению соотношения цен-

ностных ориентаций и наблюдаемого поведения. Тбилиси, 1970.

189. Ясперс К Смысл и назначение Истории. M. - М., 1991.

190. Lement Е. М. Human deviance, social problems and social control. New

Gersey, 1967.

191. RokeachM. The Nature of Human Values: N.-Y. - L., 1973.

192. Belle D. The Cultural Contradictions of Capitalism. N.Y., 1976.

193. Berger P.L. Kellner H. Sociology Reinterpreted. An Essay on Method and

Vocation. N.Y., 1981.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.