Социально-антропологический аспект в древней и средневековой китайской философии, до X в. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Чебунин, Александр Васильевич
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 134
Оглавление диссертации кандидат философских наук Чебунин, Александр Васильевич
Введение.
1. Проблема человека и общества в философии раннего конфуцианства.
2. Природа человека и социальный подход в философии раннего даосизма
3. Специфика разработки социального подхода и проблемы человека в философии китайского буддизма в сравнение с традиционной китайской философией.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Личность в философских традициях Китая2010 год, кандидат философских наук Степанова, Лейла Мамедовна
Человек и общество в китайском буддизме2010 год, доктор философских наук Чебунин, Александр Васильевич
Социоантропные константы в религиозной культуре Китая2011 год, кандидат философских наук Чэ Тунбо
Философско-антропологические аспекты древнекитайских учений2008 год, кандидат философских наук Лиан Лиюй
Социальные аспекты сотериологии китайского буддизма2004 год, кандидат философских наук Батоин, Валентина Баировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-антропологический аспект в древней и средневековой китайской философии, до X в.»
Актуальность исследования. Китайская культура является одной из самых древних и богатых культур мира. Уходя своими корнями в глубь тысячелетий, она характеризуется устойчивостью традиции и консерватизмом. Духовные ценности, заложенные в древности, продолжают влиять на мировоззрение китайцев, определяя их отношение к жизни. В настоящее время, в период бурного экономического развития Китая, традиционные ценности не только не исчезают, а напротив, получают новое развитие в контексте современных рыночных ценностей. Интерес к традиционным учениям все более возрастает, издается множество литературы, как первоисточников, так и комментарии к ним. Можно сказать, что мудрецы древности продолжают учить, своими учениями, во многом, определяя мировоззрение современных китайцев.
С древности мировоззрение китайцев характеризовалось социальной направленностью. Общество, его устройство, структура и функционирование - вот главные направления китайской мысли древности. Начиная с Конфуция, именно общество и человек в обществе были основной темой китайской философии. Заложенные им социальные нормы и принципы явились тем стержнем, вокруг которого вращались основные теоретические разработки китайских философов. В свою очередь, социальные принципы разрабатывались на основе анализа человека. Исходя из своего понимания человека и потенции его развития, мыслители строили свои социальные теории, которые во многом определяли общую систему их разработок. В результате, абсолютное большинство философских школ Древнего Китая были социально ориентированы, а те школы, которые «специализировались» на разработке онтологических и космологических проблем создавали и свои социальные теории, зачастую именно своей онтологией полемизируя с социологией оппонентов. Поэтому социальный аспект, как основной стержень древнекитайской философии, во многом определял и лицо этой философии.
Из китайских учений особое положение занимает конфуцианство, чей социальный аспект начиная с эпохи Хань (II в. до н.э.) лег в основу традиционной социальной организации Китая, а также даосизм, живучесть которого во многом объясняется его оппозицией официальной социальной организации. Смягчая и сглаживая острые углы конфуцианства, порой противопоставлениями, даосизм явился тем противовесом, который определил устойчивость всей китайской культуры. В середине I тысячелетия Китай осваивает социальные принципы буддизма, который с одной стороны усиливает конфуцианскую модель в плане добродетельного социального поведения, а с другой даосскую в плане снятия рационального и эмоционального отчуждения личности. В конечном итоге, эти три аспекта легли в основу социальной культуры Китая, обусловившей дальнейшее развитие китайской культуры в целом. Поэтому традиционную китайскую культуру невозможно правильно понять и охарактеризовать не зная те социальные принципы, которые легли в ее основу. Познав же основу, можно познать и современные тенденции и состояние китайского общества, в котором традиционные социальные ценности продолжают играть ведущее значение.
Соответственно, объектом нашего исследования является социально-антропологический аспект в философских учениях конфуцианства, даосизма и буддизма, а предметом - социально-философские концепции этих учений.
Степень изученности темы. В настоящее время наблюдается расцвет востоковедных исследований, расширяется их источниковедческая база. Наряду с ранее опубликованными источниками выпускаются новые [см. 74,91,113,138]. Уже стало традицией сопровождать исследования переводами источников [см. 55,62,98,103,106,113,125,129,138].
Из синологических исследований выделяются работы как по отдельным персоналиям, так и обобщающие. Все наиболее крупные представители древнекитайской философии подверглись тщательному исследованию со стороны таких авторов как Переломов JI.C. [см. 18,112], Лукьянов А.Е. [см. 100], Малявин В.В. [см. 103], Титаренко M.JI. [см. 125] и Феоктистов В.Ф. [см. 129], Буров В.Г., Торчинов Е.А.[см. 126] и др. Наряду с общефилософскими проблемами эти авторы рассматривают и социальные аспекты в контексте общественных и политических взглядов философов. Выделяется работа Переломова JI.C. [см. 112] где особо представлены конфуцианские концепции человека, общества и государства, что, впрочем, и составляет ядро философии Конфуция. Из обобщающих работ выделяются такие авторы, как Ян Юн-го [см. 143] и Ян Хиншун [см. 142], чьи позиции по отношению к социальному аспекту носят явно выраженный классовый подход. Особо выделяя консерватизм конфуцианства, эти авторы видят в даосизме, имеющего, по их мнению, материалистическую направленность, прогрессивные элементы, как учения выражающего взгляды простого народа. Из этого контекста выделяется работа Васильева JI.C. [см. 69] где автор предлагает всесторонний подход, связав теорию и практику. Мартынов A.C. в своей работе [см. 105] анализирует соотношение государственного и этического, что является важным для исследования социальной практики традиционного Китая. Хочется отметить работу Иванова В.Г. [см. 78], в который автор затрагивает социальный аспект в контексте этических учений.
Если в изучении китайской философии, в силу ее «социализации», проблема человека и социальный аспект освещены довольно подробно, то в отношении буддологических исследований такого сказать нельзя. Несмотря на обилие буддологических исследований, в них продолжает доминировать «онтологический» аспект вне связи его с социальным аспектом.
Из работ, в которых социальный аспект более или менее отражен, следует выделить работы Янгутова Л.Е. [см. 138], где характеризуется становление и развитие китайского буддизма в контексте социальной практики буддийской сангхи в Китае. Лепехов С.Ю. в своей работе [см. 98] затрагивает социальный аспект в контексте цивилизационного подхода, отмечая его единство и общность для всего буддийского мира. Лысенко В.Г. в своем анализе ранней буддийской философии [см. 101] касается социально-антропологических моментов. В работе Островской Е.П. и Рудого В.И. [см. 62,с. 119-133], авторы рассматривают социальный аспект в идеальном теоретическом содержании, оторванным от практической направленности. Ермаков М.Е. [см. 76], в своей работе анализирует влияние буддийских идей на эмоциональную жизнь простого народа. Абаев Н.В. в своих работах [см. 54,55] затрагивает социально-антропологический аспект в контексте психической жизни индивида и его жизнедеятельности. В методологическом плане автор рассматривает основу деятельности индивида в различных учениях, что имеет важное значение для изучения социального поведения людей. Из иностранных авторов хочется отметить Конзе Э. [ см. 148, 149], который в контексте онтологического аспекта частично затрагивает и социальный аспект. Из собственно китайских исследований следует отметить фундаментальный четырехтомный труд "Китайский буддизм" [см. 147], в котором приняли участие такие авторы, как Хуан Чаньхуа, Линь Цзыцин, Гао Гуаньжу и многие другие. Несмотря на свою фундаментальность социальный аспект в этом исследовании также рассматривается сквозь призму практического содержания.
В общем, оценивая степень изученности социального аспекта нужно сказать, что до настоящего времени не было специальных исследований социального аспекта именно в философских учениях Китая. Представленные исследования в абсолютном большинстве оперируют абстрактными теориями и практическим содержанием. То есть в их основе лежат социальные аспекты имеющие практическое содержание, а также абстрактно-утопические теории теоретического содержания, но оторванные от практической направленности жизнедеятельности. Это имеет большую теоретическую ценность, но вне общего контекста жизнедеятельности лишается практического значения. Ведь главной задачей науки является не только объяснение определенных явлений, но и изучение средств активного воздействия на них с целью изменения их в нужную сторону.
Цель работы. Целью данной работы является исследование социально-антропологического аспекта в философии древнего и средневекового Китая. Эта цель требует решение следующих задач:
- Анализ природы человека в философии раннего конфуцианства, раннего даосизма, раннего буддизма и китайского буддизма.
- Рассмотрение социального подхода в философии этих учений через характеристику их ценностных ориентиров.
- Сопоставительный анализ этих аспектов.
Новизна исследования. Впервые объектом специального изучения становятся социально-антропологический аспект в философских учениях древнего и средневекового Китая. Рассматриваемые в сравнительно-историческом контексте, эти аспекты позволяют охарактеризовать общую мировоззренческую направленность китайской философии, а также точки их соприкосновения и противоречия.
Методологическая база исследования. Методологической базой исследования послужили общенаучные методы познания в их применении к анализу духовной культуры Китая. Использованы принципы системности, структурности и целостности, а также методы анализа, синтеза, сравнения, аналогии и другие.
Апробация работы. Основные идеи диссертации докладывались дважды на Республиканских научно-практических конференциях "Школа молодого буддолога" (в 1999, 2000 гг.). Диссертация обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии Бурятского государственного университета и экспертной группой диссертационного совета Д 212.022.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук в Бурятском государственном университете.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения и библиографии.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Философские основания этики устойчивого развития Китая2004 год, кандидат философских наук Цыденова, Ирина Родионовна
Система образов романа Л.Н. Толстого "Война и мир" в свете идей китайской философии2013 год, кандидат филологических наук Ван Ланьцзюй
Природа человека: Восток - Запад. Опыт компаративист. анализа1998 год, кандидат философских наук Ковальзон, Мария Матвеевна
Конфуцианское учение в политической теории и практике КНР: 60-90-е гг. XX в.2004 год, кандидат исторических наук Мартынов, Дмитрий Евгеньевич
Антропологическая стратегия социальной метафизики буддизма2008 год, кандидат философских наук Мариничева, Екатерина Викторовна
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Чебунин, Александр Васильевич
Заключение
Китайская философия уже в средние века, а точнее к УП-1Х векам, выдвинула и обосновала три ценностных ориентира в социальном плане -благородного мужа, совершенномудрого и бодхисаттву. Первоначально, официальному образу идеальной личности благородного мужа, характеризующемуся определенным социально-политическим положением и соответствующему ему поведением в рамках ритуала, регламентирующим все социальные связи, был противопоставлен неофициальный социальный образ совершенномудрого. Совершенному дрый характеризовался уменьшением до предела социальных связей, сохраняя их в естественном проявлении человеческого существования. Китай не воспринял образ архата, являющегося крайне асоциальным, исключающим традиционные социальные связи, а воспринял социальный образ бодхисаттвы, приближенного к традиционным ориентирам - в психическом плане к совершенномудрому, в социальном - к благородному мужу.
В свою очередь, все три системы основной упор делали на совершенствование сознания адептов, что и должно было привести к изменению и совершенствованию социальной жизни. Этот психический аспект совершенствования личности определялся глубоким теоретическим обоснованием, обусловившим основу философии конфуцианства, даосизма и китайского буддизма, предложившей различные виды социальной практики. Активная социальная позиция благородного мужа, не мыслившего себя вне социальных связей, а слитых с ними посредством этических норм и правил в форме ритуала, стала официальным социальным ориентиром Китая как по времени, так и по статусу. Как ответом на это явилась социальная позиция совершенномудрого, отрицавшего этические нормы и правила как основу социального мировосприятия. Высшей ценностью провозглашалась простая физиологическая жизнь, определявшая естественные социальные связи и никоем образом не зависящая от них. И как результатом взаимодействия буддизма с китайской традицией явился социальный образ бодхисаттвы, который с одной стороны был независим от социально-этических норм и правил, а с другой - был социально активной личностью в своей добродетельности вне каких-либо определенных социальных норм и форм.
В конечном итоге, все ниши в социальной жизни были заполнены. Каждый человек мог найти смысл жизни и ориентир в самореализации от полного освобождения от социальных норм и правил до полного слияния с ними, и от слияния с естественностью в индивидуальном существовании до активной социальной практики. Все это заложило прочный фундамент в основу китайской культуры, способной к самореализации и развитию в различных исторических условиях, что мы и можем наблюдать в настоящий момент.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Чебунин, Александр Васильевич, 2001 год
1. Источники. На китайском языке.
2. Тексты традиционной китайской философии:
3. Лао-цзы цюань и (Полный перевод Лао-цзы). Гуйян, 1993.
4. Лунь Юй (Суждения и беседы). Шэньян, 1996.
5. Мэн-цзы. Пекин, 1999. Тексты китайского буддизма:
6. Бо-жо синь цзин (Сутра сердца праджняпарамиты)//Фодянь цзинсюань (Буддийский канон. Избранное). Пекин, 1998, - С. 574-576.
7. Гуаньинь цзин (Сутра бодхисаттвы Милосердия)//Фодянь цзинсюань (Буддийский канон. Избранное). Пекин, 1998. - С. 290-300.
8. Лю цзу тань цзин (Сутра помоста шестого патриарха)//Фодянь цзинсюань (Буддийский канон. Избранное). Пекин, 1998. - С. 13-152.
9. Цзинган цзин (Алмазная сутра)//Фодянь цзинсюань (Буддийский канон. Избранное). -Пекин, 1998.-С. 153-186.
10. Фодянь цзинсюань (Буддийский канон. Избранное). Пекин, 1998. На русском языке.
11. Тексты традиционной китайской философии:
12. Антология даосской философии. М., 1994.
13. Антология мировой философии в 4 т. М., 1969 - т.1.
14. Великое учение. пер. Кобзева А.И. //Историко-философский ежегодник 1986. -М., 1987.-С. 234-240.
15. Гуань Инь-цзы (фрагменты). пер. Торчинов Е.А. // Торчинов Е.А. Даосизм. -СПб., 1998.-С. 350-356.
16. Древнекитайская философия в 2 т. М., 1994.
17. Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1988.
18. Дун Чжуншу (фрагменты) // Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1988. -С. 112-117.
19. Из книг мудрецов. Проза Древнего Китая. М., 1987.
20. Иньфу цзин (Книга о единении сокрытого). пер. Торчинов Е.А. // Торчинов Е.А. Даосизм. - СПб., 1998. - С. 335-337.
21. Книга правителя области Шан. пер. Переломов Л.С. - М., 1993.
22. Ле-цзы. пер. Малявин В.В. // Чжуан-цзы. Ле-цзы. - М., 1995. - С. 287-392.
23. Ли цзи. Гл. 9, 36, 37, 52, 53, 59 // Древнекитайская философия в 2 т. М., 1994. - т. 2.-С. 100-140.
24. Мо-цзы (фрагменты) // Мудрецы Поднебесной. Симферополь, 1998. - С. 161-202.
25. Мудрецы поднебесной. Симферополь, 1998.
26. Сюнь-цзы (фрагменты). пер. Феоктистов В.Ф. // Феоктистов В.Ф. Философские и общественно-политические взгляды Сюнь-цзы. - М., 1976. - С. 175-266.
27. Тай пин цзин (Канон великого равновесия) (фрагменты). пер. Торчинов Е.А., Лейкин С.Ф. // Народы Азии и Африки. - 1989. - №5. - С. 95-100.
28. Фань Чжэн. Шень ме лунь (О смертности духа). пер. Петров A.A. // Вопросы философии. - 1955. - №6. - С. 145-148.
29. Хань Фэй-цзы (фрагменты) //Древнекитайская философия в 2 т. М., 1994. - т. 2. -С. 224-283.
30. Хань Юй. Юань дао (Истоки пути). пер. Гусаров В.Ф. // Письменные памятники Востока 1972. - М„ 1976. - С. 202-223.
31. Чжуан-цзы. пер. Малявин В.В. // Чжуан-цзы. Ле-цзы. - М., 1995. - С. 59-284.
32. Тексты раннего и китайского буддизма:
33. Васубандху. Абхидхармакоша. Разд. 1,2. пер. Рудой В.И., Островская Е.П. - М., 1998.
34. Вопросы Милинды. пер. Парибка A.B. - М.,. 1989.
35. Дхаммапада. пер. Топоров В.Н. - СПб., 1993.
36. Линьцзи лу (фрагменты). пер. Абаев Н.В. // Абаев Н.В. Чань - буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. - Новосибирск, 1989. - С. 229-242.
37. Малая сутра о Малункье // Вопросы Милинды. М., 1989. - С. 461-462.
38. Нагарджуна. Доказательства в шестидесяти строфах. пер. Лепехов С.Ю. // Лепехов С.Ю. Философия мадхьямиков и генезис буддийской цивилизации. - Улан-Удэ, 1999.-С. 205-212.
39. Нагарджуна. Рассмотрение разногласий. пер. Андросов В.П. // Историко-философский ежегодник 1990. -М., - С. 163-187.
40. Нагарджуна. О пустоте в семидесяти строфах. пер. Лепехов С.Ю. Философия мадхьямиков и генезис буддийской цивилизации. - Улан-Удэ, 1999. - С. 212-221.
41. Праджняпарамита в стихах о накоплении драгоценных качеств. пер. Лепехов С.Ю. // Лепехов С.Ю. Философия мадхьямиков и генезис буддийской цивилизации. -Улан-Удэ, 1999. - С. 184-197.
42. Сутра запуска колеса проповеди // Вопросы Милинды. М., 1989. - С. 445-450.
43. Сутра о бесчисленных значениях // Сутра о бесчисленных значениях. Сутра о цветке лотоса чудесной дхармы. Сутра о постижении деяний дхармы бодхисаттвы Всеобъемлющая Мудрость. пер. Игнатович А.Н. - М., 1998.
44. Сутра о постижении деяний дхармы бодхисаттвы Всеобъемлющая Мудрость // Сутра о бесчисленных значениях. Сутра о цветке лотоса чудесной дхармы. Сутра о постижении деяний дхармы бодхисаттвы Всеобъемлющая Мудрость. пер. Игнатович А.Н. - М„ 1998.
45. Сутра о цветке лотоса чудесной дхармы // Сутра о бесчисленных значениях. Сутра о цветке лотоса чудесной дхармы. Сутра о постижении деяний дхармы бодхисаттвы Всеобъемлющая мудрость. пер. Игнатович А.Н. - М., 1998.
46. Сутра Праджняпарамиты, изложенная Каушике. пер. Лепехов С.Ю. // Лепехов С.Ю. Философия мадхьямиков и генезис буддийской цивилизации. - Улан-Удэ, 1999. - С. 203-205.
47. Сюань Цзан. Чэн вэй ши лунь (Трактат об установлении только сознания) (фрагменты). пер. Янгутов Л.Е. // Янгутов Л.Е. Китайский буддизм: тексты, исследования, словарь. - Улан-Удэ, 1998. - С. 79.
48. Трактат о пробуждении веры в Махаяну. пер. Торчинов Е.А. - СПб., 1997.
49. Фа Цзан. Хуаянь цзин и хай бай мэнь (Сто врат в море идей сутры хуаянь цзин) (фрагменты). пер. Янгутов Л.Е. // Янгутов Л.Е. Китайский буддизм: тексты, исследования, словарь. - Улан-Удэ, 1998. - С. 71-77.
50. Хун Жэнь. Трактат об основах совершенствования сознания. пер. Торчинов Е.А. -СПб., 1994.
51. Цзун Ми. О началах человека. пер. Торчинов Е.А. // Степанянц М.Т. Восточная философия. - М., 1997. - С. 316-321.
52. Чжи И. Фацзе цы ди чу мэнь (Первоначальные врата ступеней мира дхарм) (фрагменты). пер. Янгутов Л.Е. // Янгутов Л.Е. Китайский буддизм: тексты, исследования, словарь. - Улан-Удэ, 1998. - С. 39-58.1.. Справочная литература.
53. Большой китайско-русский словарь / Под ред. Ошанина И.М. М., 1983-1984,-т. 1-4.
54. Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994.
55. Философский энциклопедический словарь. -М., 1989.
56. Фоцзяо да цыдянь (Большой буддийский словарь) / Под ред. У Жуцзюнь. Пекин, 1995.
57. I. Исследования. На русском языке:
58. Абаев Н.В. Концепция «просветления» в «Махаяна шрадцхотпада - шастре» // Психологические аспекты буддизма. - Новосибирск, 1986. - С. 47-68.
59. Абаев Н.В. Чань-будцизм и культура психической деятельности в средневековом Китае. Новосибирск, 1983.
60. Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. Новосибирск, 1989.
61. Андросов В.П. Нагарджуна и его учение. М., 1990.
62. Антонова К.А. История Индии. М., 1979.
63. Барулин B.C. Социальная философия в 2 ч. М., 1993.
64. Бог Человек - Общество в традиционных культурах Востока. - М., 1993.
65. Бонгард Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. - М., 1993.
66. Бонгард Левин Г.М. Индия в древности. - М., 1985.
67. Буддийский взгляд на мир. СПб., 1994.
68. Буланже П.А. Будда. Конфуций. Жизнь и учение. М., 1995.
69. Васильев В.П. Буддизм. Его догматы, история и литература // Соч. Гумилева Л.Н. в 15 т. М., 1996. - т. 5 - С. 360-388.
70. Васильев К.В. Истоки китайской цивилизации. М., 1998.
71. Васильев Л.С. История Востока в 2 т. М., 1994.
72. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1983.
73. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайского государства. М., 1983.
74. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской мысли. М.,1989.
75. Всемирная история в 24 т. Минск, 1998. - т. 3, 5, 7.
76. Введение в буддизм. СПб., 1999.
77. Васильев Л.С. Этика и ритуал в трактате «Ли-цзи» // Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988. - С. 173-201.
78. Григорьян Б.Т. Философия о сущности человека. М., 1973.
79. Дао. Гармония мира. М., 1999.
80. Дюмулен Г. История Дзэн буддизма. Индия и Китай. - СПб., 1994.
81. Ермаков М.Е. Мир китайского буддизма. СПб., 1994.
82. Жизнь Будды. Новосибирск, 1994.
83. Иванов В.Г. История этики Древнего мира. СПб., 1997.
84. Иванов В.Г. История этики средних веков. Л., 1984.
85. Игнатович А.Н.«Десять ступеней бодхисаттвы»(на материале сутры «Цзиньгуанмин цзуйшеван цзин»)//Психологические аспекты буддизма.-Новосибирск, 1986.-с.69-89.
86. Из истории философской и общественно-политической мысли стран Центральной и Восточной Азии. Улан-Удэ, 1995.82. История Китая. М., 1998.
87. История Китая с древнейших времен до наших дней. М., 1974.
88. История китайской философии. М., 1989.
89. История народов Восточной и Центральной Азии. М., 1986.
90. Китай: Общество и государство. М., 1989.
91. Классическая буддийская философия. СПб., 1999.
92. Кобзев А.И. Проблема природы человека в конфуцианстве // Проблема человека в традиционных китайских учениях. М., 1983. - С. 207-229.
93. Кожевников В.А. Повести о перевоплощениях Готамы Будды и их значение в истории развития буддизма // Вопросы философии. - 1997. - № 2. - С. 119-145.
94. Кон И.С. Открытие Я. -М., 1978.
95. Конфуций. Уроки мудрости. М., 1999.
96. Концепция человека в традиционной китайской культуре. М., 1991.
97. Кравцова М.Е. История культуры Китая. СПб., 1999.
98. Крюков М.В., Малявин В.В., Софронов М.В. Китайский этнос на пороге средних веков. -М., 1979.
99. Крюков М.В., Переломов JI.C., Софронов М.В., Чебоксаров H.H. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. М., 1983.
100. Лепехов С.Ю. Влияние праджняпарамитских идей на философию буддизма Махаяны // Из истории философской и общественно-политической мысли стран Центральной и Восточной Азии. Улан-Удэ, 1995. - С. 5-22.
101. Лепехов С.Ю. Психологические проблемы в «Хридая-сутре» // Психологические аспекты буддизма. Новосибирск, 1986. - С. 90-103.
102. Лепехов С.Ю. Философия мадхьямиков и генезис буддийской цивилизации. -Улан-Удэ, 1999.
103. Личность в традиционном Китае. М., 1992.
104. Лукьянов А.Е. Лао цзы. М., 1991.
105. Лысенко В.Г. Ранняя буддийская философия // Лысенко В.Г., Терентьев A.A., Шохин В.К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. М., 1994.
106. Малявин B.B. Буддизм и китайская традиция (к проблеме формирования идеологического синкретизма в Китае) // Этика и ритуал в традиционном Китае. -М., 1998.-С. 256-273.
107. Малявин В.В. Чжуан -цзы. М., 1985.
108. Малюгин B.C. Природа человека. Красноярск, 1989.
109. Мартынов A.C. Государственное и этическое в императорском Китае // Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988. - С. 274-298.
110. Маслов A.A. Мистерия Дао. М., 1996.
111. Материалистическая диалектика в 5 т. М., 1984. - т. 5. Диалектика общественного развития.
112. Мечковская Н.Б. Язык и религия. М., 1998.
113. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность. Новосибирск, 1989. Ю.Никифоров В.Н. Восток и Всемирная история. - М., 1977.
114. Очерки по диалектическому материализму. М., 1985.
115. Переломов JI.C. Конфуций. Жизнь, учение, судьба. М., 1993.
116. Переломов Л.С. Конфуций : Лунь Юй. М., 1998.
117. Н.Попов П.С. Китайский философ Мэн цзы. Репринт, изд. - М., 1998.
118. Проблема человека в традиционных китайских учениях. М., 1983.
119. Психологические аспекты буддизма. Новосибирск, 1986.
120. Радхакришнан С. Индийская философия в 2 т. СПб., 1994. - т.1.
121. Рассел Б. История западной философии. Новосибирск, 1994.
122. Роджер Т. Эймс. Индивид как «фокус-поле» в классическом конфуцианстве // Это человек. Антология. М., 1995. - С. 295-317.
123. Розенберг О.О. Избранные труды по буддизму. М., 1988.
124. Розенберг О.О. О миросозерцании современного буддизма на Дальнем Востоке // Соч. Гумилева Л.Н. в 15 т. М., 1996 - т. 5. - С. 472-502.
125. Степанянц М.Т. Восточная философия. М., 1997.
126. Судзуки Д. Основы Дзэн Буддизма. Бишкек, 1993.
127. Терентьев A.A. «Сутра сердца праджняпарамиты» и ее место в истории буддийской философии // Буддизм: История и культура. М., 1989.
128. Титаренко М.Л. Древнекитайский философ Мо ди, его школа и учение. М., 1985.
129. Торчинов Е.А. Даосизм. СПб., 1998.
130. Уотс А. Путь Дзэн. Киев, 1993.
131. Фань Вэй-Лань. Древняя история Китая. М., 1958.
132. Феоктистов В.Ф. Философские и общественно-политические взгляды Сюнь-цзы. -М., 1976.
133. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1998.
134. Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии. СПб., 1998.
135. Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия. Л., 1971.
136. Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М., 1988.
137. Щербатской Ф.И. Философское учение буддизма// Соч. Гумилева Л.Н. в 15 т. М., 1996.-т. 5.-С. 453-471.
138. Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988.
139. Это человек. Антология. М., 1995.
140. Янгутов Л.Е. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма. -Новосибирск, 1995.
141. Янгутов Л.Е. Китайский буддизм: тексты, исследования, словарь Улан-Удэ, 1998.
142. Янгутов Л.Е. Проблема истинного в китайском буддизме // Из истории философской и общественно-политической мысли стран Центральной и Восточной Азии. Улан-Удэ, 1995. - С. 39-53.
143. Янгутов Л.Е. Психологические аспекты учения о «спасении» в китайском буддизме//Психологические аспекты буддизма. Новосибирск, 1986. - С. 11-22.
144. Янгутов Л.Е, Трактат «Лихолунь» как источник по истории китайского буддизма // Источниковедение и историография истории буддизма стран Центральной Азии. -Новосибирск, 1986.-С. 110-116.
145. Ян Хиншун. Материалистическая мысль в древнем Китае. М., 1984.
146. Ян Юн-го. История древнекитайской идеологии. М., 1957.1. На китайском языке:
147. Сюфу цзидэ цзаомин фа. Ляо Фань сы сюньцзян цзи (Закон о совершенствовании счастья, накопления добродетели и построения своей судьбы. Четыре наставления Ляо Фаня). - Чэнду, 1996.
148. Фосюе цяньши (Буддизм в простом изложении). Издание монастыря Гуанхуа.
149. Цзюе хай цы хан (Спасение в прозрении). Сыпин, 1995.
150. Чжунго фоцзяо (Китайский буддизм) в 4 т. Шанхай, 1996.1. На английском языке:
151. Conze Е. Buddhist Wisdom Books. L., 1958.
152. Conze E. The Prajnaparamita Literature. The Hague, 1960.
153. Creel H. G. Chinese Thought from Confucius to Mao Tse-tung. Chicago, 1964.
154. Murti T.R.V. The Central Philosophy of Buddhism. L., 1960.1. РОССИЙСКАЯ
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.