Проблемы влияния православия на духовно-нравственные процессы в российском обществе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, кандидат социологических наук Козлова, Юлия Борисовна

  • Козлова, Юлия Борисовна
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2000, Уфа
  • Специальность ВАК РФ22.00.06
  • Количество страниц 161
Козлова, Юлия Борисовна. Проблемы влияния православия на духовно-нравственные процессы в российском обществе: дис. кандидат социологических наук: 22.00.06 - Социология культуры, духовной жизни. Уфа. 2000. 161 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Козлова, Юлия Борисовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ АКТИВИЗАЦИИ ПРАВОСЛАВИЯ В

РОССИИ.

1.1. Атеизм и религия в современной России: социологический аспект.,.

1.2. Социально-гуманистические функции православия на пороге третьего тысячелетия.

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ ПРАВОСЛАВИЯ НА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА.

2.1. Православная этика: возможности социально-нравственного влияния.

2.2 Православное образование и просвещение в духовнонравственном обновлении российского общества.

2.3. Специфика духовно-нравственного влияния таинств и ритуалов православной церкви на личность.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблемы влияния православия на духовно-нравственные процессы в российском обществе»

Актуальность темы исследования. В последнее десятилетие наша страна переживает глубокий кризис, охвативший все сферы общественной жизни. В поисках путей выхода из этого кризиса в массовом сознании укореняется идея, что возможным средством преодоления его последствий является совершенствование духовно-нравственного мира человека. На этом фоне взоры политиков, деятелей культуры, широкой общественности все чаще обращаются в сторону социальных институтов, в частности, институтов религии и церкви, имеющих исторический опыт духовно-нравственного влияния в России. Актуальность темы предопределена прежде всего изменением социальных и мировоззренческих реалий в российском обществе, трансформацией статуса и возможностей влияния различных религиозных конфессий на общественное сознание и социально-психический климат в России. К настоящему моменту сложилась ситуация, требующая социологического изучения воздействия религии, в том числе, Русской Православной Церкви (РПЦ), на духовно-нравственные процессы в российском обществе. Почему же православие требует сейчас пристального внимания со стороны ученых? Во-первых, сегодня в России к православным причисляют себя 53% населения1, что не может не укреплять социальные позиции православия, превращая его в реальный фактор духовно-нравственной жизни общества. Во-вторых, сама РПЦ, наряду со многими другими социальными институтами, настойчиво и целеустремленно пытается заполнить наблюдаемый в стране идеологический и духовно-нравственный вакуум. В период коренного реформирования усиливается необходимость духовно-нравственного возвышения общества и отдельной личности. В-третьих, реставрацию православной религиозности в России периода 90-х стимулирует возникшая потребность общества в возвращении в русло исторической преемственности развития и национальной

1 Библия опережает науку на тысячу лет./Сб. под ред. Г убанова В.А.- М.: Лествица, 1998. - С.5. самоидентификации. В-четвертых, процесс деатеизации общества идет крайне противоречиво, воспринимается в обществе далеко неоднозначно, что обуславливает необходимость минимизировать конфликты, упредить возможные катастрофы. Православие активно вторгается в сферу духовно-нравственной жизни и стремится влиять как на общественное, так и на индивидуальное сознание, что актуализирует проблему выявления духовно-нравственного потенциала РПЦ и возможностей ее реального воздействия на социум. Наконец, исследование роли Православия в духовно-нравственной жизни современного общества важно еще и в связи с необходимостью прогнозирования будущего России. Будет ли и далее происходить активизация воздействия РПЦ на духовно-нравственный мир, и если будет, то по каким каналам - общественным, политическим, или индивидуально-личностным? Как будет протекать этот процесс, и как он скажется на жизни россиян? Сколь оправданны претензии РПЦ на роль в духовно-нравственном обновлении общества? Изучение современного состояния проблемы и накопленного опыта деятельности РПЦ в социуме открывает путь к формулированию четких ответов на поставленные вопросы.

Состояние научной разработанности проблемы. Исследования ароблемы воздействия православия на духовно-нравственный мир человека появились, видимо, с того момента, как эта религия сформировалась, и первой книгой о духовности была Библия. До нас дошло множество работ Святых Отцов и богословов, в частности Димитрия Ростовского2, Серафима Саровского, Феофана Затворника и других. Разумеется, это были чисто эогословские труды. Социальные мотивы начинают проникать в богословие к концу XIX века. К числу характерных в этом отношении принадлежат учебники то нравственному богословию И.Л.Янышева, М.А.Олесницкого, А.А.Бронзова. Это были труды, имеющие своей задачей усиление влияния религии и церкви за общественную жизнь.

Алфавит духовный Святителя Димитрия Ростовского в русском переводе Епископа Иустина - М, 1991.

В целом все исследования в области религии и духовно-нравственного развития можно разделить на несколько групп. Проблемы религии как формы общественного сознания освещаются в работах М.Вебера, Э.Дюркгейма, П.Бергера, Лукмана, И. Ваха, М.Элиаде, Р.Отто, Ф.Хайлера, Г.Ван дер Леу а также В.Лосского, В.Соловьева, Н.Струве, А.Хомякова, Г.В. Плеханова ,П. Сорокина и др.

Проблемы духовного обновления общества изучаются в трудах Н.А.Бердяева3, Г.А.Кулыгиной4, Д.Ж.Валеева5, Б.В.Нечипорова6, И.М.Орешникова 1, В.Н.Шердакова 8.

Проблемы православия как социального института освещены Н.Смелзером 9, Р.Уитноу10, В.А.Алексеевым11, В.И.Гараджой12, Н.С.Гордиенко13, Н.П.Красниковым 14, М.Н.Бессоновым 15.

Проблемы влияния православия на духовно-нравственное развитие российского общества в историческом контексте изучаются в работах И.А.Ильина, Л.Морозова, П.К.Курочкина, С.Л.Волгиной, В.С.Полосина, В.Н.Бондаренко, Д.В.Поспеловского, С.И.Самыгина, Ф.Г.Овсиенко, И.Н.Яблокова, Е.П.Пьяных, С.А.Романовой, И.В.Симонова, П.Н.Ульянова.

Проблемы влияния православия на современное российское общество

I / 1 7 наиболее полно представлены в монографиях М.М.Копаницы , В.В .Бойко ,

3 Бердяев H.A. О назначении человека. - М.,1993.

4 Кулыгина Г.А. Критика социальной концепции современного русского православия. Дисс. . канд. фил. наук. -М.,1980.

5 Валеев Д.Ж. Происхождение морали. - Саратов: Изд-во Саратов. Ун-та, 1981.

6 Нечипоров Б.В. Введение в христианскую психологию. - М.: Школа-пресс, 1994.

7 Орешников И.М. Гуманитарная культура и инженер. - Уфа.Уфимский Нефтяной институт, 1992.

8 Шердаков В.Н. Евангельская нравственность и гуманизм. - Л.,1967.

9 Смелзер Н. Социология. - М.,1994.

10 Уитноу Р. Религия и политика в контексте концепций общественного развития. Т.З. -М.:Дедалус,1991.

11 Алексеев В.А. Государственно-церковные отношения: содержание, характер, тенденции, эволюция. (На материале отечественной истории послеоктябрьского периода XX века). Автореф. Дисс. . д-ра филос.наук. -М., 1994.

12 Гараджа В.И. Социология религии. Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. - М.:Аспект Пресс, 1996.

13 Гордиенко Н.С. Современное русское православие. - Лениздат, 1987.

14 Красников Н.П. Эволюция социально-этических воззрений Русского православия. - М.,1986.

15 Бессонов М.Н. Православие в наши дни. -М.,1980.

16 Копаница М.М. Современные социальные концепции русского православия. - Харьков, 1988.

17 Бойко В.В. Социально-культурная деятельность РПЦ в современном российском обществе(1988-1997). Автореф. Дисс. канд.фил.наук. -М.,1997.

И.М.Бочаровой18, А.Кураева19, И.Т. Каргиной 20, В.И.Гараджи 21, Б.В.Дубина 22, М.П.Мчедлова .23

Возможности церкви в духовном образовании и воспитании исследовались

A.П.Афиногентовой, Р.А.Лопаткиным, Н.П.Андриановым, Е.Арнаут,

B.В.Павлюком, В.В. Королевым, В.А.Басенко.

Социологическим анализом религиозности населения современной России занимались А.А.Нуруллаев, A.A. Малиева, Э.П.Филимонов, Е.С.Элбакян, В.М.Мальцева, И.Е.Задорожнюк, А.И.Иванов.

Обращение к духовно-нравственному потенциалу Русской Православной Церкви можно найти в классических и современных богословских трудах А. Сурожского, Вл. Глиндского, И. Поповича, И. Мейендорфа, А.Гармаева, Х.Яннараса, И.Сан-Францисского, П.Игумнова, Г. Каледы, А.Меня, И.Экономцева, а также в публикациях Журнала Московской Патриархии. Все эти работы имеют, в основном, апологетический характер. В монографиях и статьях православных деятелей дается также описание деятельности Православной Церкви в области образования и просвещения.

В то же время, очень мало теоретико-социологических исследований на эту тему. Кроме того, в научной литературе слабо раскрывается реальное воздействие церковных ритуалов на индивидуальное сознание россиян. В целом, несмотря на достаточно большой багаж публикаций, посвященных изучению современного православия, проблематика воздействия русской православной церкви на духовно-нравственную жизнь России сохраняет «белые пятна». К сожалению, практически отсутствуют обобщающие работы, посвященные особенностям, проблемам и противоречиям духовно-нравственной деятельности православия в современной России.

18 Бочарова И.М. Церковь как институт духовного образования и воспитания. Дисс. . канд.фил.наук-Воронеж,1998.

19 Кураев А. Православие и право . Церковь в советском государстве-М., 1997.

20 Каргина И.Т. Динамика социальной деятельности христианских объединений России в 90-х годах XX века: сравнительно-социологический анализ. Автореф. Дисс. . канд.социол.наук.-М.,1998.

21 ГараджаВ.И. Социология религии. -М., 1995; Религиоведение. -М.,1995, 2-е изд.

22 Дубин Б.В. Православие в социальном контексте.// Инф. Бюллетень ВЦИОМ - М.,1996. - № 6.

23 Мчедлов М.П. О религиозности российской молодежи // Социологические исследования. - М.,1998. - № 6.

Что представляет собой в настоящее время духовно-нравственный потенциал Русской Православной Церкви? Существуют ли социально-демографические условия для реализации данного потенциала? В каких сферах общества и на каких направлениях возможно воздействие института церкви и какова природа этого воздействия? Какие тенденции обозначились в данном процессе? Актуальность вышеуказанных проблем, их теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность определили выбор темы диссертационного исследования.

Объект исследования - русское православие в духовном развитии общества.

Предмет исследования - влияние православия на духовно-нравственное развитие реформирующегося российского общества.

Цель и задачи исследования. Цель диссертации заключается в исследовании противоречивого процесса влияния православия на духовно-нравственную жизнь современной России.

Цель работы определила исследовательские задачи:

• показать социальные предпосылки деятельности православия в современных условиях, соотношение религии и атеизма в Российском обществе;

• выделить приоритетные направления гуманизирующей деятельности Русской Православной Церкви в духовно-нравственной области;

• выявить социальные механизмы воздействия православной этики на современное российское общество;

• изучить духовно-нравственный потенциал православия в области образования и просвещения;

• исследовать социальные функции и механизмы действия таинств и ритуалов Русской Православной Церкви в духовной жизни России.

Методологической основой исследования послужили принципы целостного подхода к анализу исследуемого явления, объективности, диалектического развития, единства логического и исторического, логический принцип непротиворечивости выдвигаемых положений. В работе использован также интерпретационный метод, элементы контент-анализа, системного подхода.

Теоретической базой диссертации послужили концептуальные положения основных социологических учений, особенно феноменологии религии, понимающей социологии, марксистской социологии, структурного функционализма, символического интеракционизма.

Эмпирической базой исследования являются материалы периодики, государственные документы, церковные документы, материалы религиозных конференций. В качестве эмпирического источника использованы: сведения о регистрации религиозных объединений, предоставляемые правительством Российской Федерации и Республики Башкортостан; данные прикладных социологических исследований, проведенных учеными в регионах РФ; данные опроса диссертантом жителей города Уфы различных вероисповеданий, возраста, уровня образования и профессий - 1998 г.(986 анкет), 1999 г. (584 анкеты).

Научная новизна исследования.

• Выявлены основные факторы (перестройка политической системы; утверждение демократии и свободы в обществе; резкое ухудшение социального положения россиян; экологический, идеологический и духовно-нравственный кризисы), повлиявшие в последнее десятилетие на изменения соотношение религии и атеизма в России, отмечено, что религия отчасти заполнила духовно-нравственный вакуум, образовавшийся в результате ослабления влияния марксистской идеологии и атеизма.

• Представлена характеристика феномена «неортодоксального верующего» в России, появившегося в результате стирания четкой границы между религиозным и атеистическим сознанием - человека, не проявляющего основных религиозных показателей поведения, но считающего себя верующим.

• Выделены такие направления гуманизирующего влияния Русской Православной Церкви на общество, как миротворческая деятельность, экологическое воспитание, благотворительность, этическое воспитание, укрепление духовного здоровья и достоинства человека.

• Определены основные механизмы (православное образование и просвещение, православные ритуалы и таинства) духовно-нравственного проникновения православной этики в социум; обозначены и обоснованы функции православных ритуалов и таинств в духовно-нравственной жизни общества, функции, которые заключаются: в адаптации духовного облика и психики человека, попавшего в критическую ситуацию, путем дозирования мистического опыта; уменьшении стресса; формировании модели социальных отношений, обеспечивающих духовно-нравственное единство и стабильность общества; укреплении социальной значимости отношений между людьми.

• Раскрыта социальная проблемность активизации Русской Православной Церкви в духовно-нравственной сфере, состоящая в определенной тенденции к слиянию православия и государственной власти, некотором снижении социальной активности населения, укреплении в обществе ненаучного мировоззрения.

Теоретическое и практическое значение исследования.

Теоретические обобщения и выводы, сделанные диссертантом в работе, дополняют существующие концепции и подходы в исследовании проблемы влияния православия на современное российское общество, являются теоретической базой для дальнейших исследований.

Материалы диссертации и содержащиеся в ней выводы могут способствовать дальнейшей разработке круга проблем, связанных с изучением влияния православия на духовно-нравственную жизнь общества, а также углубленному, более детальному осмыслению процессов, связанных с меняющейся религиозностью российского общества.

Теоретический, фактологический, эмпирический материал может быть полезен в процессе преподавания курсов по политологии, социологии, религиоведению, прикладной социологии.

Материалы диссертации могут быть использованы в качестве информационно-справочного источника как для теоретиков-религиоведов, так и для всех тех, кто соприкасается с деятельностью Русской Православной Церкви.

Апробация работы. Основные положения диссертации были обсуждены на заседании кафедры политологии, социологии и связей с общественностью

УГНТУ 19 февраля 2000 года, изложены в шести публикациях, а также представлены: в 1997 г. на 48-й научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых в докладе «Религиозное сознание и современная Россия», в 1998 г. на конференции «Актуальные проблемы современного социального гуманитарного образования» в докладе «Нетрадиционные религии в России на пороге XXI века», в 1998 г. на 2-й международной научно-технической конференции в докладе «Социальные условия и факторы усиления роли православия в современной России», в 1998 г. на научно-краеведческой конференции «Религиозная жизнь в Башкортостане: прошлое и современность» в докладе «Роль православной социальной этики в современном российском обществе».

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социология культуры, духовной жизни», Козлова, Юлия Борисовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Проведенное исследование актуальных проблем влияния православия на духовно-нравственное обновление современного российского социума позволяет сделать следующие основные выводы:

Социальные взаимодействия между религией и атеизмом развивались в России крайне противоречиво. До революции 1917 года государственная власть и господствующая религия были нераздельно слиты, однако идиллии в межэтнических и межконфессиональных отношениях не было. Было социальное и правовое неравенство граждан в связи с их отношением к тому или иному вероисповеданию. После 1917 года православная религиозность стала рассматриваться как разновидность гражданской неблагонадежности и социальной неполноценности. Традиционную религию заменяет так называемая «марксистская светская религия», более удобная для органичного слияния с новой государственностью. При этом атеизм в общепринятом смысле не получил укорененности в СССР. Периодически на верующих обрушивались волны репрессий, аресты, отправки в лагеря. В результате отделения от государства РПЦ приобрела столь желанную внутреннюю духовную свободу, но ее внешнему социально-институциональному проявлению угрожало разрушение. Все аспекты церковной реформы отступили на задний план перед главным вопросом: удастся ли церкви выжить как социальному институту. Начало Великой Отечественной Войны открыло новый этап (1941-1959 гг.) в советской истории церковно-государственных отношений. Правительство пересмотрело свою антицерковную политику, а РПЦ вступила в период существенного восстановления. Однако эпоха умеренного ослабления напряжения в отношениях между государством и церковью окончилась с развертыванием Хрущевым в 1959 году антирелигиозной компании, которая длилась до конца 1964 года. Следующий этап (1964-1985 гг.) характеризуется дальнейшим снижением институционального проявления религиозности.

2. С середины 80-х годов соотношение религии и атеизма в российском социуме существенно меняется. Совершается переход от положения "ни религии, ни атеизма" к положению "возрождение и религии и атеизма». Новая ситуация была обусловлена идеологическим вакуумом, возникшим в результате отказа от господствующей атеистической идеологии, отказа от монополии одной партии на формирование духовно-нравственных устоев эбщества, укрепления демократических свобод, создания условий для духовного самоопределения личности. Тем самым складывалась питательная среда для воспроизводства и расширения социального влияния религиозных представлений, в том числе, духовно-нравственных устоев православия. Одновременно восстанавливается институциональная база РПЦ, укрепляется ее материальная база, растет число верующих в России.

Активизация и усиление религиозного вектора в общественном сознании обусловлено определенными социальными причинами, в том числе, резким ухудшением социального положения большинства россиян. Люди повернулись к религии, имея в виду, что она окажется способной изменить их жизнь к лучшему. Однако, существует множество проблем, сопровождающих активизацию РПЦ в обществе. Растет число тех, кто считает, что налицо стремление возродить институт государственной церкви, навязать взамен ушедшей коммунистической идеологии новую, теперь уже религиозно-православную. Нерелигиозная часть общества, а она и сейчас остается преобладающей в количественном отношении, испытывает дискомфорт. Можно также говорить о вовлечении религии в межэтнические конфликты в республиках Поволжья и Кавказа. Поэтому налицо необходимость выработать государственную политику в области религии, ставящую в равные условия традиционные для России конфессии ( православие,ислам, буддизм), а также уравновешивающую религиозное и атеистическое сознание, исключающую антитезу между ними.

С другой стороны, в современной России можно говорить о некоем размягчении границы между верующими и атеистами. Можно даже сформулировать новое понятие -«неортодоксальный верующий», то есть, человек, который верует в Бога, в некий высший разум, но не признает церковь посредником между собой и Богом. Современное православие способно сыграть существенную роль в уманизации общества, ибо традиции православия, его религиозный опыт выгодно отличают его от повсеместно распространившихся в стране сектантских объединений. В современной России проблема гуманизации общества и частной жизни особенно актуализировалась в виду духовно-здеологического кризиса, неуверенности людей в завтрашнем дне, их растерянности в силу утраты прежних социальных идеалов и духовно-нравственных принципов. В то же время, основной фокус религиозной штивности - отдельная личность, ее внутреннее духовное совершенствование н нравственное воспитание. Столь важные социальные функции позволяют религиозным институтам органично войти в современный процесс уманизации российского общества. О потенциальной роли РПЦ говорит тот факт, что православие является доминирующей религией на общероссийском пространстве, так как оно стояло у истоков российской государственности, ямеет общие корни с российской историей и культурой, тесно связано с народными традициями. К тому же, согласно исследованиям российских /ченых, причисляет себя к православным 53 % населения России.

Признавая, что психотерапия в стране находится в зачаточном состоянии, а дерковь активно претендует на роль духовного наставника человека, вполне можно допустить, что религия примет на себя и поможет решить проблемы отдельной личности. Кроме того, важными факторами гуманизирующего воздействия РПЦ на современный социум могут стать миротворческая деятельность, участие в урегулировании межгосударственных отношений, воспитание бережного отношения к природе, дела благотворительности и илосердия, этическое воспитание населения, укрепление духовного здоровья [ подлинного достоинства каждого отдельного человека.

Вместе с тем представляется, что при всей активизации и больших амбициях ¡ряд ли оправданы претензии РПЦ на приоритетные роли в духовно-[равственной жизни современного общества. В деятельности РПЦ существует шожество противоречий и проблем, да и сама РПЦ, как социальный институт, ге имеет сегодня реальных возможностей для выполнения взятых на себя юциальных обязательств. Не обоснованы и требования РПЦ на особое фивилегированное положение. Следует учитывать многоконфессиональность юссийского общества, необходимость равного положения традиционных )елигий. По нашему мнению, РПЦ вправе заниматься духовно-нравственным )азвитием личности наряду с другими религиозными организациями и ;ветским воспитанием.

Современное православие обладает достаточными возможностями духовно-фавственного влияния. Православная этика требует от человека личного ювершенствования и последующего воздействия на социум, на окружающий лир с целью его совершенствования. Православная социальная этика воздействует на духовно-нравственную область социума по нескольким вправлениям - на законотворчество в области прав и свобод личности, на федпринимательскую и хозяйственную деятельность, на семейную жизнь. Эсуществляется это воздействие не непосредственно, а через православно-этическое воспитание российских граждан. В то же время, православная этика з какой-то мере тормозит развитие предпринимательства в России, так как в замках православия, в отличие от протестантизма и иудаизма, не возникло точвы для формирования предпринимательской этики.

Важное направление влияния православной этики - семья. Современная семья из трудовой единицы превратилась в единицу потребительскую, она может быть удержана в своей целостности уже не силами внешней связанности, а посредством внутреннего, духовного тяготения. Именно здесь юле деятельности для православной этики — здесь она вполне сможет продуктивно воздействовать на духовно-нравственное сознание отдельной шчности, а также участвовать в воспитании молодежи.

Воздействие РПЦ на духовно-нравственный мир современного человека происходит, прежде всего, по двум основным каналам - образовательному и социально-психологическому. Первый - это преподавание основ православной этики и других ценностей православия в различных учебных заведениях. Второй — воздействие на сознание людей через православные таинства и эитуалы.

5.Деятельность РПЦ в области образования и духовного просвещения включает в себя: религиозное образование в воскресных школах всех типов, возникающих при приходах Русской Православной Церкви; дошкольное 1равославное воспитание в детских садах и группах; образование в 1равославных гимназиях и лицеях; образование в православных высших учебных заведениях, занимающихся подготовкой православных педагогов и сатехизаторов, а также православных специалистов в области фундаментальных наук и культуры; взаимодействие РПЦ с государственной ;истемой образования; религиозное просвещение в учебных заведениях всех тшов; противодействие тоталитарным сектам и новым религиям, гредставляющим опасность для нравственного здоровья общества, )елигиозное просвещение через средства массовой информации, радио, -елевидение; работа РПЦ с учреждениями российской культуры; международное сотрудничество в области религиозного образования; :адровое, методическое и информационное обеспечение православных »бразовательных учреждений и координация их деятельности; правовое и эинансовое обеспечение системы православного религиозного образования; тссионерская деятельность РПЦ. Сейчас мы наблюдаем рост количества юскресных школ, православных учебных заведений, увеличивается оличество православных программ на телевидении, издается много равославной литературы.

В процессе православного образования речь идет, по мнению РПЦ, не олько о научении православной вере, но, в первую очередь, о научении ;изни через веру. Процесс воспитания характеризуется как процесс ырабатывания благотворных социальных реакций, создание в человеке армонической системы отношений с миром. Итогом христианского оспитания РПЦ считает не вышколенность, а обретение внутренней системы енностей, которая станет основой всей жизни человека. Система ценностей тражается не в перечне дозволенного и недозволенного, а во внутренней бращенности и приверженности, и, наконец, в любви к истине.

Представляется, что РПЦ может добиться намеченных ею целей только в ом случае, если основными принципами христианской педагогики станут: [енасилие, своевременность, единство педагогических влияний, личностности, нтропологичности, ответственности и любви. Проведение этих принципов в [едагогике может дать положительный результат. Задача школы состоит не олько в том, чтобы дать ребенку определенный набор знаний, но и в том, :тобы воспитать человека, который мог бы использовать эти знания во благо. $ то же время у РПЦ нет устоявшихся программ обучения в воскресных 1колах и детских садах, учебники часто являются ротапринтными :ереизданиями дореволюционных, ощущается значительный недостаток гетодического обеспечения, сами преподаватели не имеют педагогического бразования. Для положительного влияния православного образования на бщество необходимо скорейшее решение этих задач.

Особо следует выделить сотрудничество РПЦ с государственной системой образования, в первую очередь, со светскими педагогами средних школ, педагогических вузов и университетов. Данное сотрудничество актуально и важно с учетом массового нашествия на Россию религиозных сект, многие из которых целенаправленно и агрессивно работают именно с

144 педагогами, пытаясь обратить их в свою веру и через них захватить молодое поколение в сферу своего влияния. Это должно побуждать епархии более активно и глубоко взаимодействовать с педагогами государственных учебных заведений.

Чрезвычайно важна деятельность РПЦ в местах заключения. Православная церковь оказывает благотворное влияние на нравственно-психологическую атмосферу в среде заключенных, а также на обслуживающий персонал тюрьмы.

Православные церкви в меньшей степени ориентированы на проведение нешних евангелизаций. РПЦ основным видом деятельности выбирает [роведение ритуалов. Если отмеченная нами тенденция к усилению :нституционализации Церкви и увеличению активных прихожан, окажется табильной, то ритуалы и таинства РПЦ станут источниками весьма сильного оздействия на духовно-нравственный мир россиян.

К основным функциям православных ритуалов и таинств в духовно -равственной жизни общества относятся следующие: во-первых, ритуалы РПЦ утем дозирования мистического опыта уберегают человека, попавшего в ритическую ситуацию, от полного погружения в потусторонний мир; во-торых, они успокоительно влияют на личность, уменьшая стресс; в третьих, аинства и ритуалы служат моделью социальных отношений и религиозного оведения, снабжая каждого человека ясной инструкцией о том, как ему себя ести, обеспечивая единство и нормальное функционирование всего оциального организма; в четвертых, ритуалы укрепляют и устанавливают оциальную значимость отношений между людьми. Важно отметить чевидность некоторой модернизации православного богослужения, озможно, за счет частичного перехода с церковно-славянского языка к усскому. Важен отказ РПЦ от категоричности в ряде требований (например, к внешнему виду женщин). В некоторых храмах церковно-и священнослужители отталкивают прихожан своей категоричностью, грубостью.

7. Сохранение духовно-нравственных традиций православия при некоторой их модернизации вполне может привнести положительные моменты в оздоровление морального климата современной России. Один из вопросов реализации этого потенциала - человеческий фактор, недостаточная образованность и воспитанность церковно- и священнослужителей, недопонимание некоторыми из них своей роли в обществе, а также неподготовленность паствы. Именно эта проблема может стать одной из основных в дальнейшем исследовании данной темы. Необходимо уделить внимание наблюдающейся сегодня экспансии православия во все области общественной жизни страны, которая является раздражающим фактором для определенной части населения, а также существующему сращиванию православия и государственной власти.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Козлова, Юлия Борисовна, 2000 год

1. Абросимов B.C. Критика современных социально-реформаторских воззрений на религию и церковь (по материалам ФРГ и Австрии). Дисс. . канд. фил. наук.-Л., 1977.

2. Авдеев Д.А. Православная психиатрия. Очерки и размышления. М.,1997.

3. Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. -М.,1991.

4. Алексеев С.С. Теория права. М.: Бек, 1995.

5. Алфавит духовный Святителя Димитрия Ростовского в русском переводе Епископа Иустина. М. :Паломник, 1991.

6. Андреев Г.П. Христианство и проблемы свободы. М.,1965.

7. Андреевская С.Х.,Васильев С. Православная школа покидает столицу. //НГ -религии. 1998. -№3.

8. Андрианов Н.П.,Лопаткин Р.А,Павлюк В.В. Особенности современного религиозного сознания. М.Мысль, 1976.

9. Ардашева H.A. Проблемы гражданско-правового обеспечения прав личности. -Тюмень, 1996.

10. Арнаут Е. Социологический анализ религиозности молодежи ( по материалам конкретно-социологических исследований на территории Молдавской ССР). Автореф. Дисс. . канд. фил. наук. -М.,1968.

11. Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской). Беседы с русским народом. -М.: Лодья,1998.

12. Архиепископ Иоанн Сан-Францисский.Избранное Петрозаводск, 1992.

13. Архиерейский Собор РПЦ. 29 ноября-2 декабря 1994 года. М.,1995.

14. Архимандрит Илларион. Христианства нет без церкви. М.: Издательство Сретенского монастыря, 1995.

15. Архимандрит Иустин (Попович). Православная церковь и экуменизм. -М.,1993.

16. Архимандрит Платон (Игумнов). Миссия церкви в прошлом, настоящем и будущем.// ЖМП. 1956. - №6 - С.35-45.

17. Афанасьев Э.В. Из выступления на конференции «Рождественские образовательные чтения»- Москва, МГУ,25-30/1,1993.//Подворье. 1993. - №3.

18. Афиногентова А.П. Социальная активность РПЦ. Дисс. . канд.филос.наук. -М.,1993.

19. Баженов В.В. Критика христианской концепции справедливости. Автореф. Дисс. . Канд. фил. наук. -М.,1976.

20. Бердяев H.A. О назначении человека. М.,1993.

21. Бердяев H.A. Опыт эсхатологической метафизики / Царство духа и царство кесаря. -М., 1995.

22. Беседы о религии и знании. Популярный учебник п/р Францева Ю.П. -М.,1967.

23. Бессонов М.Н. Православие в наши дни. М.:Политиздат,1990.

24. Библия и возрождение духовной культуры русского и других славянских народов. П/р Дмитриева П.А.- СПб.,1995.

25. Библия опережает науку на тысячу лет./Сборник п/р Губанова В.А. -М.:Лествица,1998.26.Библия.-М.,1993.

26. Бич E.H. Теплое плечо власти. // Известия. 2000,3 февраля.

27. Блаватская Е.П. Избранные статьи : Пер. с англ. М.: Новый акрополь, 1994.4.1. - 1994. - 102 с.

28. Блаватская Е.П. Ключ к теософии. Ясное изложение в форме вопросов и ответов Этики, Науки, и Философии для изучения которых было основано теософское общество. ( 2-е изд.).- М. : Сферы, 1996. - 416 с.

29. Бойко В.В. Социально-культурная деятельность РПЦ в современном российском обществе (1988-1997 г.). Автореф. Дисс. . канд.фил.наук-М.,1997.

30. Бондаренко В.Н. Марксистская светская религия. Уфа: БГУ, 1994.

31. Боидаренко В.Н. Методологические принципы гносеологической концепции марксизма. Уфа: БГУ,1997 - 106 с.

32. Боровой В. Новый аскетизм. Журнал Московской Патриархии- 1976.-№3.-С.50.

33. Бочарова И.М. Церковь как институт духовного образования и воспитания. Дисс. . канд.фил.наук-Воронеж, 1998 .

34. Бронзов A.A. Из лекций по нравственному богословию. СПб., 1898.

35. Валеев Д.Ж. Введение в этику. О нравственном потенциале культуры. Уфа:БГУ,1998. -148 с.

36. Валеев Д.Ж. Происхождение морали. Саратов: Изд-во Саратов. Ун-та, 1981. -168 с.

37. Волгина С.Л. Критика социологической концепции религии Питирима Сорокина. Дис. .канд. фил. наук. ЛГУ, 1984.

38. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н.,Попов A.B., Самыгин С.И. Социология. Курс лекций. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999 - 512 с.

39. Волобаев А. Как выжить православному предпринимателю в современном российском бизнесе М.,1997.

40. Вопросы православной педагогики. 1 вып. М.,1992.

41. Гараджа В.И. Социология религии. Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. М.:Аспект Пресс, 1996.

42. Гармаев А. Этапы нравственного развития ребенка. Вып.43.- Изд. Макариев-Региемской Обители, 1998.

43. Гвоздев A.B. Святоотеческие корни концепции цельного духа И.В.Кириевского. Автореф. . канд.фил.наук. -М.,1999.

44. Гидденс Энтони. Социология: учебник 80-х годов.(реферированное издание) -Челябинск, 1991.

45. Гиппократ. Избранные книги. М.,1936.

46. Голубчик В.М., Тверская Н.М. Человек и смерть. Поиски смысла. (Этические аспекты явления). М.,1994.

47. Гордиенко Н.С. Атеизм и религия в современной борьбе идей: критика клерикального антикоммунизма. Л.: Лениздат,1982. - 175с.

48. Гордиенко Н.С. Современное русское православие. Лениздат,1987.

49. Горький М. Собр.Соч. в 30 томах./Т.8. -М.,1975.

50. Государственно-церковные отношения : содержание, характер, тенденции,эволюция. ( На материале послеоктябрьского периода XX века). Автореф. Дисс. . Д-ра филос.наук.- М.,1994.

51. Государственно-церковные отношения в России. Курс лекций. ч.2./отв.ред. Овсиенко Ф.Г., Трофимчук H.A. - М.,1995.

52. Грандо A.A. Врачебная этика и медицинская деонтология. Киев, 1992.

53. Дашкова В. Выбери себе Бога!//Российская газета. 1999. - №30.

54. Джейн Э. Русская православная церковь: согласие и инакомыслие. -Лондон,1990.

55. Дорожкин Ю.Н.,Гареев Э.О". Молодежь республики Башкортостан: ориентации в условиях политических и социально-экономических реформ. Уфа, 1995.

56. Дорожкин Ю.Н.,Козлова Ю.Б. Социальные условия и факторы усиления роли Православия в современной России.// Материалы 2 Международной научно-технической конференции — УГНТУ, Уфа, 1998, С. 113-114.

57. Дубин Б.В. Православие в социальном контексте.// Информационный бюллетень ВЦИОМ, М.,1996. - № 6.

58. Духовность: традиции, проблемы./Межвузовский сборник научных статей БГУ п/р А.В.Лукьянова. Уфа ,БГУ. -1991.

59. Дюркгейм Э. Самоубийство.Социологический этюд. М.,1994.

60. Дюркгейм Э. Религия и общество: хрестоматия по социологии религии. ч.1.1. М.,1994

61. Епископ Бронницкий Тихон. Издательская деятельность РПЦ на современном этапе. ЖМП - 1998.- №3.

62. Епископ Михаил. Нужны ли обряды.//Родина. 1990. - №9. - С. 19-20.

63. Ждут ли Россию религиозные разборки?// Российская газета. 1997.- №12-18.

64. Житенева Е. Вы-наша радость. -ЖМП. 1998. - №8. - С .29

65. Житие и писание молдавского старца Паисия Величковского. 1-е изд. -М.,1847.

66. Журавский A.B. Христианство и ислам. М.,1990.

67. Заболотский И. Диакония и социальная ответственность.// ЖМП. 1966. -№10. - С.10-18.69.3адорожнюк И.Е. Типология религиозных объединений в США. Дисс. . канд. фил.наук- Л., 1977.

68. Закон РБ о свободе совести и вероисповедания в Республике Башкортостан.

69. Записки Петербургских религиозно-философских собраний 1902-1903. -Спб.,1911. С.161.

70. Заявление Межрелигиозного Совета России./ Православная Москва. 1999. -№ 13 (187).73 .Иванов А.И. Социологический анализ религиозности в трудовом коллективе и задачи атеистического воспитания. Дисс. . канд. соц. наук. МГУ, 1988.

71. Игумен Иоанн (Экономцев). Принципы православного образования и деятельность Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата.// Вестник духовного просвещения М.,1995, - C.I-XLVI.

72. Из обращения членов Архиерейского Собора 9 июня 1988 года к М.С.Горбачеву. // Религия в СССР.Ежем. Бюллетень АПН под редакцией И.А.Трояновского.- 1998. №7.

73. Ильин И.А. Наши задачи. Париж ,1956.

74. Ильин И.А. Соч. в 2-х томах.- Т.2. М., 1994.

75. Иоанн, митрополит Санкт-Петербуржский и Ладожский. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. СПб., 1994.

76. Итоговые документы Архиерейского Собора РПЦ. Москва,18-23 февраля 1997 года.Свято-Данилов монастырь. М.,1997. - С.1-17.

77. Казак В. Терпимость это начало любви.// Иностранная литература. -1991.-№8 - С.251-265.

78. Казин А. Последнее царство(русская православная цивилизация). СПб., 1998.

79. Каледа Глеб. Остановитесь на путях ваших. М.,1997.83 .Калинаускас И. Духовное сообщество Спб., 1996.

80. Камю А. Бунтующий человек. -М.,1990.

81. Капица Ф.С., Колядич Т.М. Из истории религиозных верований. Курс лекций. -М.:Планетариум. 1997.

82. Каргина И.Т. Динамика социальной деятельности христианских объединений России в 90-х годах XX века: сравнительно-социологический анализ. Автореф. Дисс. . канд.социол.наук. -М., 1998.

83. Кацнельсон В. На атеиста смотрят как на идиота. //Известия. -1998 .- 10 октября.

84. Кидакоев М.М., Кидакоев А.М.,Напсо М.Д., Хубиева З.К. Наука и религия на пороге 21 века.// Человек и общество, М., 1998, - С.214-220

85. Киреевский И.В. собр.соч. в 2 томах. Т.2. -М.,1911.

86. Кичин В. Приказано верить«// Известия. 2000,15 февраля. - № 7.

87. Козлова Ю.Б. Нетрадиционные религии в России на пороге 21 века.//Актуальные проблемы современного социального гуманитарного образования /Сб.тезисов. УГНТУ, Уфа,1998. - С.36-38.

88. Козлова Ю.Б. Религиозное сознание и современная Россия.// Материалы 48 научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. -Угнту,У фа, 1997, С.45-46.

89. Козлова Ю.Б. Роль православия в духовно-нравственном развитии общества.// Мировое сообщество. Проблемы и путирешения-1999. -№3. С.40-57.

90. Кокорев В.А. Экономические провалы. -М.,1997.

91. Копаница М.М. Современные социальные концепции русского православия. -Харьков, 1988.

92. Красников И.П. Православная этика: прошлое и настоящее. -М.,1981.

93. Красников Н.П. Эволюция социально-этических воззрений русского православия. М. :3нание, 1986.

94. Кулыгина Г.А. Критика социальной концепции современного русского православия. Дисс. . канд. фил. наук.-М., 1980.99.Культурология. М., 1993.

95. Кураев А. Не все ли равно как верить? //Уфимские Епархиальные ведомости, 1997 . №6 (64).

96. Кураев А. Православие и право . Церковь в советском государстве-М.,1997.

97. Курочкин П.К. Эволюция современного русского православия.- М., 1971.

98. Кьеркегор С. Страх и трепет М., 1993.

99. Ласковая М. Богоискательство и богостроительство прежде и теперь. -М.,1967.

100. Ленин В.И Социализм и религия./ПСС. -Т. 10.

101. Лившиц Г.М. Религия и церковь в прошлом и настоящем. Минск, 1961.

102. Лосский Н.О. Бог и мировое зло.-М., 1994.

103. Лосский Н.О. История русской философии.- М.,1991.

104. Лосский Н.О. Очерк мистического богословия восточной церкви. Догматическое богословие. -М.,1991.

105. Луначарский A.B. Религия и социализм, т.2, СПб, 1909.

106. Любимов С. Воспитание в духовной школе./ Сб.Духовная школа-М.,1906-С.135.

107. Малиева A.A. Сравнительный анализ проведения социологического исследования религиозности в СССР и ЧССР. Автореф. Дисс. . канд. соц. наук. -МГУ, 1987.

108. Мальцева В.М. Заметки православного педагога // Педагогика. -1995. №4 -С.56.

109. Мануйлова Д.Е. Социальные функции религии. М., 1975.

110. Маслов А. Когда на танках крест святой. // Известия.- 2000,3 февраля.

111. Материалы парламентских слушаний «Проблемы отношений государства и религиозных объединений, пути их совершенствования» 26 февраля 1998 г.

112. Мень А. Быть христианином. Интервью и последняя лекция. М., 1997.

113. Мень A.B. Православное богослужение: таинство, слово, образ.- М.,1991.

114. Миссия Церкви. Свобода совести. Гражданское общество. // ЖМП. -1998. -№9. С.30-34.

115. Митрополит Антоний Сурожский. Беседы о вере и церкви. М., 1991.

116. Митрополит Иерофей (Влахос). Православная духовность. М., 1998.

117. Митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов). Пространный христианский катихизис. М.:Синодальная типография, 1996.

118. Морозова Л. Роль православия в отечественной истории.// Общественные науки. 1988. - № 6 - С.217-227.

119. Мохов М., Зимина И.П.,Васильева И.П.,Густовская С.М. Православие и музей. -М., 1995.

120. Мчедлов М.П. Политика и религия. М.: Современная Россия, 1987, - 256 с.

121. Мчедлов М.П., Нуруллаев A.A., Филимонов Э.П.,Элбакян Е.С. Религия i зеркале общественного мнения.//Социологические исследования. М.,1994. —J4fi 5.-С.46.

122. Мысли о религии. Сост. Галицкая И.А. М.,1962.

123. Настольная книга священнослужителя.- Т.4. СПб., 1968.

124. Наука, философия, религия.// Наука, технология, человек. Восьмая международная конференция. Дубна, Россия, 2 окт. 1997г.

125. Нечипоров Б.В. Введение в христианскую психологию. М.: Школа-пресс, 1994,

126. Ницше Ф. Веселая наука./ Стихотворения и философская проза. — СПб., 1993.

127. Обращение Патриарха к законодателям.// ЖМП. 1995. - №5. - С.23.

128. Оганянц Б.Г. Современные тенденции эволюции христианского мировоззрения. Автореф. дисс. . канд. фил. наук. -М. 1973.

129. Одинцов М.Н. Государство и церковь. 1917 1938. - М, 1998.

130. Олесницкий М.А. Из системы христианского нравоучения. Киев, 1896.

131. Орешников И.М. Гуманитарная культура и инженер. Уфа: Уфимский Нефтяной институт. - 1992.

132. Отношение христианства к науке, государству и культуре по взгляду православного христианина. М.:Синтагма,1997.

133. Отчет о религиозной обстановке в РБ и соблюдении Закона Баш.ССР от 20.06.91г. «О свободе совести и религиозных организаций в БаССР в 1989 и 1993 году».

134. Отчет о религиозной обстановке в РБ и соблюдении Законов о свободе совести в 1996 г.(Председатель Совета по делам религии при кабинете Министров РБ А.Н.Муратшин).

135. Патриарх Алексий 2. Выступление в Европейском отделении ООН 3 июля1995 г. // ЖМП. 1995. - № 6-8. - С.32-35.

136. Патриарх Алексий II. Доклад на общем Епархиальном собрании г.Москвы. -ЖМП. 1998. - №12. - С. 19-43.

137. Патриарх Алексий II. Слово на седьмых рождественских чтениях. -Издательство Московской патриархии, 1999.

138. Патриарх Тихон. Россия в проказе. М.:Лодья,1998.

139. Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия. Книга 4. -СПб.,1996.

140. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1985.

141. Плеханов Г.В. О религии и церкви. Избр. произв. М.,1957.

142. Поместный Собор РПЦ. Троице-Сергиева Лавра. 6-9 июня 1988 года. Материалы. Издательство Московской Патриархии, 1990.

143. Послания Святителя Тихона-М., 1990.

144. Постановления Кабинета Министров РБ от 21.07.95г.№250 «О передаче культовых зданий религиозным организациям».

145. Православие и современность./Философско-социологический анализ. П/р Лобовик Б.А. Киев: Наукова Думка, 1988.

146. Православное образование в России: традиции и развитие, уроки и перспективы./Доклад игумена Иоанна ( Экономцева) на седьмых рождественских чтениях. М., 1999.

147. Православные телепрограммы/НГ-религия. 1998. - № 3(19).

148. Православный толковый молитвослов. Спб., 1907.

149. Православный церковный календарь. Издание Московской Патриархии, 1991.

150. Прокофьев В.И. Мораль и догматы религии. М.,1971.

151. Протоиерей Владимир (Глиндский). Основы христианской православной веры. -М., 1994.

152. Протоиерей Иоанн Мейендорф. Православие и современный мир. -Минск:Лучи Софии, 1995.

153. Протоиерей Михаил Чельцов. Христианское миросозерцание. M., 1997.

154. Протоиерей Петр Лебедев. Руководство к пониманию православного богослужения. Изд.Сретенского монастыря, 1998.

155. Протопресвитер Иоанн Мейендорф. Об изменяемости и неизменности Православного богослужения. // ЖМП. -1998. №8. - С.62-73.

156. Пучков П.И. Современная география религий. M., 1975.

157. Религии мира./ Пособие для учителя. П/р Щапова Я.Н. M., 1994.

158. Религиозные объединения в современной России// Аналитическое обозрение комплексных социальных исследований и маркетинга./Серия 6-Социология. -М.,1996. вып.№ 4(18).

159. Религия в СССР.// Ежемесячный бюллетень АПН п/р И.А.Трояновского,-1987 . №4. -С.27-29.

160. Религия и духовность.п/р Валеева Д.Ж. Уфа: Академия наук РБД995.

161. Религия и общество: хрестоматия по социологии религии. Ч. 1. M., 1994.

162. Религия, национальное согласие и возрождение России.//РАН.Гуманистический центр,Ноосферно-экологический институт,п/р Трофимчук А.Н. М., 1993.

163. Рождественские чтения -96. Московский Патриархат. Отдел религиозного образования и катехизации. 1996.

164. Рождественские чтения —94. Московский Патриархат , 1994.

165. Русское православие. Вехи истории./ Науч.ред.А.Н.Клибанов. -М.:Политиздат, 1989. 719 с.

166. Руткевич Е.Д. Религиозность русского населения: сдвиги и тенденции. // Масовое сознание и массовые действия./ РАН, Институт социологии, М.,1994. - С.49-67.

167. Савицкий В. Такая ускользающая справедливость. Иностранная литература. 1992. - №2. -С .227.

168. Самыгин С.И.,Нечипуренко В.Н.,Полонская И.Н. Религиоведение:социология и психология религии. Ростов-на-Дону,1996.

169. Сборник докладов 5 международных рождественских чтений. Московский Патриархат. Отдел религиозного образования и катехизации, 1997.

170. Святитель Николай Кавасила. Семь слов о жизни во Христе. Репринт. -М.,1998.

171. Сидякин В., протоиерей. Учение Священного писания Ветхого Завета о человеке. Курсовое сочинение. Загорск,1975.

172. Силуянова И.В. Современная медицина и православие. М.,1998.

173. Слово Свят. Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II на седьмых Рождественских чтениях М.,1999.

174. Смелзер Н. Социология. М.,1994.

175. Создание страницы Издательства Московской Патриархии в' компьютерной сети Интернет. -ЖМП. -1998. №12. - С. 78.

176. Соловьев С.М. Сочинения. В 18 кн. Кн. 1,т. 1-2, М.,1998.

177. Сорок Бесед о том, как удовлетворить нашу душу. Цензор О.Гр.Дьяченко.-М.,1996.

178. Сорокин П. Социологическая теория религии .//Заветы. СПб, 1914 - № 3.

179. Сосунцов Е.Ф.Методика и конспекты уроков по Священной истории. -Казань, 1910.

180. Социология. Ред. Литвинов А. СПб., 1993.

181. Степанов (Русак) В.Свидетельство обвинения.в 3-т. Т. 1. М.,1993.

182. Струве Никита. Русская Православная Церковь в XX веке. М.,1995.

183. Суворина Е.А. Денисенко О.О. Дорога на Родину. Изд-во Тверской Епархии, 1999.

184. Судьба и вера. Беседы с учеными, священниками и творческой интеллигенцией.- изд-во Московского подворья Свято-троицкой Сергиевой лавры, 1999.

185. Сурия Пракаш Синха. Юриспруденция. Философия права.- М.,1987.

186. Сурова JI.B. Православная школа сегодня. Издательство Владимирской патриархии, 1996.

187. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. М., 1994.

188. Трубецкой E.H. Лекции по энциклопедии права. М.,1913.

189. Уитноу Р. Религия и политика в контексте концепций общественного развития. Т.З. -М.:Дедалус,1991.

190. Указ Президента РБ Рахимова М.Г.от 10.06.1994 г.№УП -264 «О создании историко-культурных центров в Краснокамском и Баймакском районах и мерах по более полному удовлетворению культурных и религиозных потребностей народов Башкортостана».

191. Усов В.В. Русский народный православный календарь. В 2 томах. М.,1997.

192. Учитель и общество. Сост. А.И. Леонтьева.- М.: Московский департамент образования, 1995.

193. Ушакова В. Категория дома в марксистской и христианской этике. Автореф. Дисс. канд. фил. наук. -М.,1972.

194. Файзуллин P.M. Влияние общественного мнения на ценностные ориентации личности в сфере национального развития и межнациональных отношений. Автореф. Дисс. . доктора соц. наук. Уфа,1999.

195. Филатов С. Преодолеем ли предрассудки? // Свободная мысль. 1993. - №3. С.65.

196. Флоренский П.А. Антоний романа и Антоний предания. Сергиев Посад Д 907.

197. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.,1993.

198. Хомяков A.C. ПСС в 8 т. МД 904, -т.8.

199. Христианство и Русь //сборник статей. П/р Белова А. М. :Наука, 1988.

200. ХудовековС. Свет Христов просвещает всех.//ЖМП.-1997.-№12. -С.19-23.

201. Чаплин В. Ради мира в церкви и обществе.//ЖМП, 1997 г. - №12. - С.58-59.

202. Человек и общество: тенденции социальных изменений, (материалы конференций)./Вып.З .//Теория общества и политическая социология п/р Волкова Ю.Т.- СПб.Д 997.

203. Честертон Т.К. Вечный человек. -М.,1991.

204. Шафаревич И. Русофобия.- Л., 1990.

205. Шердаков В.Н. Евангельская нравственность и гуманизм. Л., 1967.

206. Шердаков В.Н. Иллюзия добра: моральные ценности и религиозная вера. -М.,1982.

207. Шердаков В.Н. Социально-психологический анализ христианской морали. -М.Д986.

208. Шишкин A.A. Сущность и критическая оценка «обновленческого раскола» русской православной церкви. М.,1967.

209. Штайнер, Рудольф. Духовное обновление педагогики. (Пер. с нем. Из полн. Изд. Тр.). -М.: Парсифаль, 1995 .-251 с.

210. Штейнер, Рудольф. Семинарские обсуждения и лекции по учебному плану:(Пер. с нем.).-М.: ПарсифальД995. 208 с.

211. Шубарт В. Европа и душа Востока./ АУМ.Синтез мистических учений

212. Запада и Востока. Нью-Йорк,1990.

213. Юнг К.Г.,Сэмюэлси Э. и др. Аналитическая психология: прошлое и настоящее. -М.: Мартис,1995.

214. Яблоков И.Н. Социология религии. М.,1979.

215. Яннарас X. Вера Церкви. Центр по изучению религий. М.,1992.

216. Янышев И.П. Православное христианское учение о нравственности. -СПб., 1906.

217. Baudrillard J.Simulations.New York, Semiotext, 1984.

218. Bercken W.van den.Ideology and atheism in the Soviet Union.-Berlin,N.Y.,1989.

219. Geerts C. From the native point of view: On the nature of anthropological understanding. In: Interpretive, Social Sciences: A reader ( Ed. By Rabinov P. And Sullivan W.,1979.).

220. Habermas J.Die neu Unubersichtlichkeit.Frankfurt/M. 1985.

221. Kehler Henning. Der Rote garten. Berlin, 1921.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.