Социализация: Структурно-компонентный анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, доктор философских наук Ловецкий, Геннадий Иванович

  • Ловецкий, Геннадий Иванович
  • доктор философских наукдоктор философских наук
  • 2001, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 320
Ловецкий, Геннадий Иванович. Социализация: Структурно-компонентный анализ: дис. доктор философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Москва. 2001. 320 с.

Оглавление диссертации доктор философских наук Ловецкий, Геннадий Иванович

Введение

Глава 1. Становление человека

Глава 2. Человеческие общности

Глава 3. Человек - индивид - личность

Глава 4. Социальные институты

Глава 5. Самоидентификация

Глава 6. Личность в группе

Глава 7. Познание - практика - общество

Глава 8. Образование как развертывание первичной социализации

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социализация: Структурно-компонентный анализ»

Актуальность диссертации обусловливается необходимостью понимания, что становление личности в социализации подчиняется определенному порядку законов. Контакт с миром начинается со слова, которое первично (при соблюдении биологической нормы) в формировании субъекта-носителя общественных отношений. Последнему всецело подчинено и видовое различие, противопоставляющее филогению человека филогении животных. Суть в том, что на стадии человека биологическое сращивается с социальным, эволюционное становится общественно обусловленным. С позиций диссертанта представляется крайне важным выяснить, как дочеловеческое (органически человеческое) превращается в человеческое (социально-разумно-целесообразно человеческое), как перекрывается расстояние, которое для животного царства оказывается непреодолимой пропастью, как складывается специфический капитал мысли и трудолюбия (возможно на особом фоне восприятия явления: за счет выхода из пределов семантического пространства модели «непосредственного» появления человека). Это одна - диахроническая сторона вопроса. Другая - синхроническая сторона, заключается в следующем. Не существует личности вне и помимо ее роли в системе конкретных социальных ценностей, начиная от стыда и кончая национальным государством. Личность поэтому есть общественный статус, обусловленный местом, функцией, ролью индивида в групповом целом. Личность есть «сверхчувственное» качество, возникающее вследствие вовлечения индивида в контекст общественных связей. Личность - индивид социальный, социализированный. Личностное предполагает диалогическое общение. Когда диалог кончается, отмечает М. М. Бахтин, кончается социальное, кончается и личность [Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972. С. 434]. Место человека вообще - всегда «открыто». Место же конкретного человеческого лица - всегда «занято», потому что, реализуя себя в пространстве пересечения социальных последовательностей, оно оказывается опосредованным [Шкуратов В.А. Историческая психология. М., 1997. С. 357] столь мощным коллективным потоком, как социализация.

Базовым концептом, с которым приходится работать при построении гуманитарных (психология, антропология, социология, социальная философия) теорий, является в данном случае социальная общность. Социальная общность, социализирование - доподлинно фундаментальное, первоисточное, дальше чего в осмыслении коллективной природы Homo sapiens идти невозможно. Оно видоопределяет человека как существо общно-общинное, общающееся.

Человек порожден средой социального межиндивидуального взаимодействия в социальном воспроизводственном контексте деятельностного обмена. Если бы люди не стали жить бы общественной жизнью, утверждает Д. Грей, то их поколения едва ли чем-либо отличалось от положения других живых существ. Все их занятия состояли бы в том, чтобы удовлетворять элементарные потребности. И так как каждый индивид мог бы иметь лишь то, что он приобрел благодаря своему собственному трудолюбию, то он был бы лишь чрезвычайно скудно снабжен даже тем, что безусловно необходимо для жизни. Но сложность труда и взаимный обмен трудом, свойственные только человеку, являются причиной, которая дает ему возможность превзойти неразумные создания [Грей Д. Сочинения. М., 1955. С. 20].

Общно-общинный способ существования архаичного предка человека обусловил складывание надындивидуального механизма переработки и хранения коллективного опыта, являющегося достоянием всех и устойчивого относительно перипетий судьбы каждого. Главное, что гибель индивида перестала вызывать гибель результатов его усилий. Исходная синкретичность самоутверждения расслоилась на собственно активность и наследие. Последнее, приобретая относительно автономное существование, стало чисто самостоятельной, отчужденной от его созидателя жизнью. Оно накапливается, закрепляется, умножается и передается. Сознательность, следовательно, стоит у истоков совершенно особого модуса бытия - коллективно производимой духовно-поведенческой формации, обусловливающей тип взаимообработки особями друг друга.

Степень научной разработки проблемы. Обозначенные выше пласты и грани измерения проблемы обусловливают ее междисциплинарный характер в формировании, становлении человека, поскольку, с одной стороны, мы наблюдаем процессы общно-общинных отношений, а с другой - физиологических изменений. Причем все эти модификации существенно влияют на психическую компоненту эволюционной продвинутости, в то же время имеются основания утверждать, что развитие психики автономно до известных пределов. Особенно на ранних стадиях антропогенеза существует параллелизм морфофизиологического и психического развития. Необходимая детализация данных явлений ресурсами гуманитарного инструментария невозможна, потому что он представляет собой предмет заботы и компетенцию антропологов. Для исследования достаточно, на наш взгляд, подчеркнуть резонансный характер эволюционных взаимодействий. С таким уровнем языка, сознания сцеплен некий уровень общения и общности, детерминирующий воспроизведенное жизнеобеспечение: прогрессивно изменясь в коллективе, одно взаимообусловливает рост другого. Междисциплинарность проблемы требует обращения к исследованиям в области психологии, антропологии, медицины, культурологии, социологии, социальной философии. Сама по себе проблематика сознательной природы человека привлекла внимание крупных ученых, философов, педагогов, психологов. На разных тематических аспектах проблемы сосредоточивалась деятельность Б.Ф. Поршнева, Ю.И. Семенова, В.И. Арсентьева, И.Т. Фролова, В.В. Ильина, А.Н. Кочергина, С.Р. Микулинского, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, JI.C. Выготского, C.JI. Рубинштейна.

Работы, относящиеся к данной проблематике, разделяются на две большие группы. Первая группа - это тексты по мифологии, социальной философии, социологии. Здесь важное значение имеет вклад в науку таких ученых, как Э.В. Ильенков, Г.П. Щедровицкий, Т. Парсонс, П. Сорокин, Э. Дюркгейм, М. Вебер. Вторая группа исследований - работы по психологии, психоанализу, медицине, антропологии. В разной степени те или иные стороны проблемы социализации представлены в творчестве 3. Фрейда, Э. Фромма, К. Хорни, В. Райха, С. Грофа, Г. Маркузе, М. Хоркхаймера, Т. Адорно, В.В. Давыдова, А.А. Леонтьева, Н.Ф. Талызиной. Однако различные стороны обсуждаемой многогранной темы проанализированы неодинаково глубоко и не в равной мере. Весьма недостаточно изучены, например, вопросы аккультурации, индивидуации, компенсаторных механизмов самооценки, взаимоиндукции биологического, мыслительного и социального в эволюционном и так далее. В определенном смысле восполнить этот пробел и стимулировало поисковые усилия диссертанта.

Объектом исследования является эволюционное формирование человеческого существа, нагруженного атрибутикой гуманитарного.

Предметом анализа служит социализация как перспективный ресурс, обеспечивающий возможность генотипическому существу стать личностью.

Цель работы состоит в том, чтобы на основе прослеживания тенденций в становлении сапиента выяснить, как антропологическое, трансцендентальное и сознание включаются друг в друга, взаимотрансформируются и взаимопреобразуются.

Достижению данной цели способствуют решение множества взаимосвязанных задач:

-показать последовательность органического развития человека социальными связями;

- доказать наличие зависимости кристаллизации психического субстрата от перманентного приобщения человека к совокупному социальному;

- установить взаимосвязь прогресса адаптирующих телесных действий от приобщения к социализирующему языку;

- смоделировать механизм очеловечения через социализацию в историческом развитии когнитивного знаково-символического опыта.

Основная гипотеза исследования состоит в идее косубстанциальности движущих причин антропологического прогресса: труд, социальность, язык, сознание не выводятся друг из друга - они равноценны, равновелики, возникают и развиваются вместе через прогресс непрерывного упорядочения, прогрессивного усложнения некоего элементарного целого. Адекватная антропологическая доктрина, следовательно, возможна лишь как теория биологического, сознательного и гуманитарного одновременно.

Методологической основой диссертации являются принципы, способы, методы социально-философского анализа гуманитарной сферы, базирующиеся на современном понимании реалий, которые обогащают представления о закономерностях, особенностях становления и развития продвинутых психических структур. В их числе методы исторического и логического, синхронического и диахронического, функционального и структурного. Важную эвристическую роль играют концептуальные положения теорий развития, катастроф, синергетики, позволяющие адекватно воссоздавать картину возникновения и изменения органических обществ. В систему методов, положенных в основу диссертации, вошли также историко-описательный, историко-сравнительный методы, специфические приемы социокультурной рефлексии.

Теоретической основой работы являются труды отечественных и зарубежных ученых, представителей естественнонаучного и гуманитарного сообщества, внесших заметный вклад в осмысление природы человека как социального существа. Здесь представлены идеи:

- Ю.И. Семенова о сращивании биологического и социального;

JI.C. Васильева о выделении норм и правил саморазвития первых сообществ в качестве важнейших оснований социальных институтов;

Б.Ф. Поршнева о выделении речи и речевых знаков из общих биологических и физиологических основ высшей нервной деятельности;

П. Жане и JT.C. Выготского о формировании специфических психических функций человека в ответ на усложняющиеся межсубъектвные отношения; Ш. Эйзенштадта о проявлении социального через культурные модели;

А.А. Нейфаха о важнейшей роли эмоционального канала связи между людьми, который существует параллельно с логическими фильтрами сознания; идеи просветителей о том, что воспитание состоит в целенаправленной социализации; М. Вебера о государстве как форме дисциплинарной структуризации пространства социальных взаимодействий;

А.Н. Леонтьева о важнейшей роли языковой деятельности для процессов сигнификации, номинации, экспликации, генерализации и категоризации;

М.М. Бахтина о коллективном бытии, диалоговом мышлении как побудительных условиях жизнедеятельности личности;

Ж. Пиаже о формировании интеллекта в ответ на адаптационные стимулы среды;

А.Ф. Малышевского о важнейшей роли смысловых начал языкового пространства личности; Р. Стренберга и Р. Зиглера о трехкомпонентной теории когнитивного интеллекта;

B.C. Мухиной и М. Хоффмана об универсальных этапах морального развития человека; Ж. Делеза о сбалансированности отношений в триаде «договор - закон - институт», о бытийном происхождении смыслов;

В.В. Ильина о ценностной организации социальных институтов путем интернализации в их формах морально-волевого пласта субъектов социального действия;

Л.П. Буевой об общественной значимости личности через осознание слияния личных интересов других людей;

В. Куайна о пластической предрасположенности языка к тому, чтобы каждый раз описывать новую реальность;

Ю. Хабермаса и К.-О. Апеля о том, что ценностное, в том числе нормативное, формируется в дискурсе, достигающем рефлексивной зрелости; Р. Хэара об универсальных прескрипциях; В. Франкла о том, что быть социализированным -означает быть сознательным и ответственным; В. А. Канке о том, что будущее определяется оптимальной оценкой ценностей и совершаемых во имя их реализации поступков. Научная новизна исследования характеризуется следующими параметрами. Во-первых, на базе значительного фактического материала показано, что органическое развитие человека изначально опосредованно, причем не только генетически закрепленным набором признаков, но и социальными связями. На ранних ступенях онтогенетики это речь. На последующих стадиях это - межиндивидуальное взаимодействие, обмен деятельностью, формирующий чувственность, а также весь комплекс психических процессов и реакций. Подчеркивается, что в момент рождения анализаторы ребенка запрограммированы на протопатическую чувствительность (зрение различает контраст света и тьмы). Лишь спустя некоторое время по развитии тактильных, данных в коммуникации и через коммуникацию ощущений, активизируется эпикритическая чувствительность.

Во-вторых, доказывается, что кристаллизация психического субстрата соответствует надорганической эволюционной форме, детерминируется социальным контекстом общения, а именно, подключением индивида к общечеловеческому богатству деятельности и знаний. Объективным и концентрированным проявлением этого выступает речь. Появляющийся на свет обладатель телесности, человек, поддерживает свое существование некоторым ресурсом моторики - совокупностью элементарных приспособительных реакций, которые:

- связаны с биологическими мотивами;

- подчинены наглядным впечатлениям от воздействий среды.

Обосновывается тезис, по которому на завершающей стадии перинатального периода реализуются фигуры так называемой перцептивной психики, дистанцированной, в свою очередь, от собственно человеческой (сознательной) психики по показателю приобщенности к совокупному общечеловеческому опыту (знания, умения, навыки).

В-третьих, утверждается, что адаптирующие телесные действия становятся социализируемыми, получая непременную и естественную языковую обработку, производящую:

- сигнификацию - знаковое кодирование действительности;

- номинацию - приведение в соответствие объектов мира и словесных комплексов;

- экспликацию - введение смыслов, значений предметов, состояний безотносительно к вещной практике;

- генерализацию - абстрагирование и экстрагирование существенных, необходимых признаков, связей, имеющих отчужденный от предметности статус;

- категоризацию - понятийное членение действительности на базе информационных структур, идеальных универсалий.

Словесное выделение предметов как упорядочивающая мера, рычаг социализации, активизируя познавательные способности, обусловливает каскад бифуркаций от чувственного к рациональному, от предметно-вещного к информационно-идеальному, от осязательного к смысловому, от частного к общему, от непосредственного к опосредованному, от инстинктивного к целесообразному.

В-четвертых, показывается, что механизм очеловечивания через социализацию, понимаемый как накопление в историческом развитии коллективного знаково-символического, понятийно-информационного опыта моделируется следующим образом.

Соматическая плоскость: нервные узлы (ганглии) - ствол головного мозга, подкорковые узлы (таламо-стриальная система), лимбическая кора - новая кора больших полушарий.

Поведенческая плоскость: инстинкты - рефлексы -лабильные рефлексы - экстраполяционные рефлексы -антиципирующее интеллектуальное поведение -ориентировочная деятельность - ручное мышление -символическая репрезентация - идеальное распредмечивание целеполагание - саморегулирующая деятельность гарантированное индивидуально-изменчивое поведение.

Глотгогенетическая плоскость: дословность (имитация, суггестия) - артикуляция, номинация, категоризация -монологическая речь - диалогическая речь.

Психическая плоскость: сенсорная психика - перцептивная психика - сознательная психика.

Коммуникативная плоскость: дописьменность (устно-слуховая коммуникация) - раннеписьменность - письменность (визуально-графическая коммуникация) - послеписьменность.

Теоретическая значимость исследования

Полученные в диссертации результаты имеют важное концептуальное и методологическое значение, позволяют формировать адекватную картину генезиса и статуса подлинно человеческого фактора, уяснить векторы его инкорпорирования в структуры социума.

В анализе протекания социализации важно выделять два I уровня развития процесса: социализация есть формирование предпосылок включения лица в круг межсубъектных отношений и одновременно условий выключения лицом себя из этого круга (собственная стратегия участия, вменяемость, неподопечность). В первом случае имеет место аккультурация, во втором -индивидуация. При полноценной реализации стратегии как регуляции самопроявлений личности в зависимости от приобщенности к социокультурному опыту, так и поддержания единства личности, внутренней устойчивости, самосогласованности проявлений Я, достигается полнота интеграции лица с обществом, повышается адаптация, прогрессируют вовлечение, участие.

Выполненная работа имеет теоретическую ценность для оценки социальных перспектив и последствий развития гражданской поведенческой культуры.

Практическая ценность исследования

Полученные результаты диссертационного исследования, касающиеся вопросов концептуализации феномена социализации, могут быть эффективно использованы при составлении учебников, учебных пособий, разработке, чтении общих и специальных курсов по социальной философии, социологии, психологии, истории науки.

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены автором в процессе преподавания философии в Калужском филиале Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана, выступлениях на межвузовских, всероссийских семинарах, коллоквиумах, семинарах, конференциях. В том числе на Третьей всероссийской научной конференции «Российская провинция» в 1995 году в Пензе, на Втором съезде психологов России в 1998 году в Ярославле, на Первой всероссийской конференции «Психология и экономика» в 1999 году в Калуге, на XXXII, XXXIII, XXXIV международных чтениях, посвященных разработке наследия К.Э. Циолковского в 1997 - 2000 годах в Калуге, на Первой международной научной конференции «Актуальные проблемы современного естествознания. Интернас-1997», на VI Российской научной конференции «Образование и здоровье» в 2001 году в Калуге, на I и III региональных научных конференциях «Наука в регионе» в 1999 и 2001 годах.

Структура диссертации обусловлена ее задачами и принятым способом исследования. Работа состоит из введения, восьми глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Ловецкий, Геннадий Иванович

Заключение.

О направленности и будущем социализации.

Социальность - это состояние, которое реализуется в процессе социализации. Но всякий процесс имеет определенную, причем не обязательно линейную, направленность, он постоянно уходит в будущее. В этой связи возникает следующий проблемный вопрос: а каково же будущее социализации? Что следует ожидать и чего необходимо опасаться, говоря о таком противоречивом явлении, как социализация.

Отметим особо, что социализация очень тесно связана с временной проблематикой. В естествознании предсказывается будущее природных объектов, но акцент всегда делается на настоящем. В этой связи критерий подтверждаемости всегда «замыкается» на настоящее. Будущее можно зафиксировать лишь постольку, поскольку оно, реализовавшись, облекшись в зримую форму, стало настоящим.

Социальное не фиксируется подобно природному. При его изучении акцент делается на будущем. Исследователя интересует не момент настоящего и даже не будущее в локальном, ограниченном смысле, а процессуальность от настоящего к будущему.

Процесс социализации, по нашему убеждению, оценивается с позиции его эффективности: насколько он успешен и отвечает критериям благоприятного, оптимального существования людей, природа социального в таком случае наиболее органично проявляется именно в его процессуальности и в направленности этой процессуальности. Такой животрепещущий вопрос, куда идет человечество, является при характеристике социального отнюдь не второстепенным, не банальным и не расхожим вопросом для салонных разговоров, а наиболее актуальным по своей значимости.

Исследователь социального по необходимости вынужден не констатировать наличное, а проектировать будущее. Именно в этой связи выясняется, что наука о социальном непременно должна быть потенциирована в этическом отношении. Ведь именно этика определяет то, каким должно быть потребное будущее.

Не без сожаления приходится отмечать, что до сих пор в социальных науках доминирует акцент на существующем положении вещей. Слишком часто исследователи социального ориентируются на идеалы естествознания, которое само по себе, вне вовлеченности в исторические дела человечества, в этическом отношении нейтрально. Что же касается науки о социальном, то она в этическом плане в принципе не может быть этически индифферентной. Чем более яркой в этическом отношении является социальная теория, тем она более научна.

Итак, необходимо с этических позиций оценить социализацию как процесс, устремленный в будущее. Рассуждая несколько схематично, можно выделить три этапа социализации в соответствии с характером его культивирования и понимания.

Вплоть до установления нуминозного опыта, образа жизни, основанного на монотеистических религиях типа христианства, господствовало мифологическое понимание социального, а также мифологический образ жизни. Нуминозный опыт не уничтожил мифологию, но оттеснил ее в сторону, лишил ее главенствующих позиций. Однако и сам этот опыт оказался, в свою очередь, под давлением чуждых ему сил в связи с концентрацией жизни людей вокруг научного опыта.

Считается, что развитая наука ровесница Галилея и Ньютона. Но приходится учитывать, что социальные науки набрали силу значительно более позднее, чем физика и математика, или же приходится признать, что природа социального значительно сложнее, многослойнее, чем физическая природа. Тем не менее, научная постановка социальных наук приходится на XX век, и именно в этот период сформировался и соответствующий образ жизни, иначе говоря опыт, основанный на наполнении жизни ценностным содержанием. И вот здесь-то и проступает одно важное обстоятельство, которое имеет для понимания социальности принципиальное значение.

Верно, что развитие в XX веке разнообразных социальных наук привело к небывало разветвленной систематике экономических, политических, правовых, экологических и других ценностей. Но к большому сожалению, этот плодотворный процесс весьма амбивалентен. С одной стороны, социализация в большей степени переводится в научную плоскость, что, естественно, должно оцениваться как весьма позитивное явление. Достаточно очевидно, что научный опыт жизни выше мифологического и нуминозного опыта. С другой стороны, в том виде, в каком человечество культивирует научный социальный опыт жизни, он далеко не во всем позитивен. Суть ситуации видится в следующем.

Во-первых, этическое как таковое редко теряет в эффективности, если ценности должным образом не соизмеряются друг с другом и не оптимизируются. Возможен достаточно простой пример: прибыль, достигаемая во что бы то ни стало, в том числе и с использованием людей в качестве средства, в принципе и по существу своему аморальна. Задача состоит в том, чтобы сочетать ценности друг с другом. В этой связи особую значимость приобретает неклассическая концепция ответственности, получившая развитие в работах В.А. Канке. «В неклассической концепции ответственности особо проблемный характер имеет вопрос о согласовании интересов людей, о соотношении личностного и общественного, в том числе в рамках демократического общества. Множество проблем возникает в связи с с необходимостью учета природы случайных, вероятностных и неопределенных соотношений, в которые включен человек». Она задает ориентир - лучшее будущее для человека, социальных общностей и общества в целом. Но что такое лучшее будущее? То самое, которое определяется оптимальной оценкой ценностей и совершаемых во имя их реализации поступков. [Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги XX столетия. - М.: Наука, 2000. С. 302, 309].

Во-вторых, социально-этическая деятельность разрушается тем, что его ценностное бытие то и дело размывается мифологическими и нуминозными представлениями. Последние, по своей природе, не дотягивают до социальной науки и в силу этого, как правило, морально амбивалентны. Далеко не всегда мифологические и нуминозные представления можно согласовать с положениями социальных наук. Научному знанию нет альтернативы.

В-третьих, социально-этической деятельности вредит преувеличение положительной значимости обыденных представлений, якобы олицетворяющих так называемую повседневность. Нет никаких оснований для рядоположенности повседневности и научно-организованного опыта социальной жизни. В конечном счете, и повседневность достойна лучшей доли, а именно полновесной этической устремленности.

Таким образом, социализация развивается по направлению к ценностно-этическому опыту жизни. В этом деле имеют место многочисленные трудности, которые призвана разрешить этика ответственности. На наш взгляд, проведенный выше анализ оснований социальности и социализации свидетельствует в пользу вполне определенного вывода: назрела настоятельная необходимость в четком осознании этической направленности социализации. Последняя понимается в таком случае как целостный феномен, который содержит наряду с поступками людей, их деяниями и теорию социального. Социализация понимается нами не как нуждающаяся в нравственном обновлении извне, а как имманентно насыщенная этическим началом. Задача состоит в том, чтобы это начало понять теоретически и в соответствии с этим пониманием наметить ориентиры будущего.

В нашу задачу не входит анализ конкретных путей этизации жизнедеятельности людей. Такого рода анализ потребовал бы дополнительного исследования. Но в одно обстоятельство, в полном соответствии с направленность нашей работы заслуживает того, чтобы о нем сказать. На наш взгляд, в многотрудном деле преодоления забвения социально-этического начала решающее значение имеет образование. Крайне важно, что образование охватывает большие массы людей. Именно благодаря образованию социально-этическое начало становится той самой глобальной силой, которая способна добиться решающего культурного эффекта в деле обеспечения человечеством своего будущего. Чем больше в мире новаций, творчества, тем актуальнее тщательно продуманная регуляция социализации людей.

Результатом исследования являются следующие положения: социальная природа личности есть совокупность многообразных черт и качеств, незапрограммированных генетически и формирующихся с ранних стадий онтогенеза в ходе межиндивидной коммуникации и интеракции;

- в творческой эволюции общественной организации человечества вследствие прогресса системы вовлечения и участия кристаллизуются различные формы, виды социализации, интегрирующие индивида в сообщество;

- история становления, существования человека - это, с одной стороны, история окультуривания среды его обитания, а с другой, - саморазвития личности как агента социальной жизни;

- обмен деятельностью, взаимообработка людьми друг друга является локомотивом социального развития. Животное царство не ведает прогрессирующего существования, - в нем заложен лишь один видовой и организменный ресурс - биологический, регулирующий адаптивность, выживание;

- смысл человеческого существования - социализация плодов партикулярного творчества; созидание в системе экспектации на общественное удостоверение, признание. Нет непродуктивных бесталанных людей, есть люди с неполностью раскрытыми в межиндивидной коммуникации талантами, предрасположенностями, задатками.

Полученные в диссертации результаты имеют важное концептуальное и методологическое значение, позволяют формировать адекватную картину генезиса и статуса подлинно человеческого фактора, уяснить векторы его инкорпорирования в структуры социума.

Список литературы диссертационного исследования доктор философских наук Ловецкий, Геннадий Иванович, 2001 год

1. Авоян Р.Г. Значение в языке. Философский анализ. - М.: Наука, 1985.- 208с.

2. Алексеев В.П. Историческая антропология. М.: Высшая школа, 1979.-216с.

3. Алексеев В.П. Першиц А.И. История первобытного общества,-М.: Высшая школа, 1999.- 324с.

4. Американская социологическая мысль. Тексты. М.: Универсум. Бизнес. Управление, 1996.- 560с.

5. Аналитическая философия. Избранные тексты. М.: МГУ, 1993. - 560с.

6. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 1. -М.: Наука, 1980.-326с.

7. Андреев Ю.П., Коржевская Н.М., Костина Н.П. Социальные институты: содержание, функции, структура. Свердловск, 1989.- 292с.

8. Антология исследований культуры. Том 1: Интерпретации культуры. СПб.: Университетская книга, 1997.- 728с.

9. Антология мировой философии в 4 т. М.: Мысль, 1969 - 1972.

10. Антонова Е.В. Месопотамия на пути к первым государствам. -М.: Мысль, 1998.-326с.

11. Антропология. Хрестоматия. Москва - Воронеж.: НПО МОДЭК, 1998. -416с.

12. Аристотель. Политика// Соч. в 4 т. Т. 4. М., 1983.

13. Аристотель. Афинская политая. М.: Госиздат, 1936. - 289с.

14. Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. Л.: ЛГУ, 1967. - 248с.

15. Артемьева О.Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине. М.: Наука, 1987. - 192с.

16. Архаическое общество: узловые вопросы социального развития. -М.: Высшая школа, 1991.- 382с.

17. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. Москва-Воронеж.: НПО МОДЭК, 1996.-768с.

18. Бандура А. Теория социального научения. СПб.: Евразия, 2000. - 320с.

19. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994,- 616с.

20. Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000. - 336с.

21. Бахтин М.М. К философии поступка// Философия и социология науки и техники: Ежегодник, 1984 1985. - М., 1986.

22. Бейтсон Г. Экология разума. М.: Смысл, 2000. - 476с.

23. Бекешкина И.Э. Структура личности (методологический анализ). Киев.: Наука, 1988. -218с.

24. Бердяев Н.А. Философия неравенства. М.: Правда, 1990. -510с.

25. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений. -Москва Воронеж.: Институт практической психологии, 1997.-608с.

26. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995,-324с.

27. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.-422с.

28. Биофилософия. М.: Прогресс, 1997. - 480с.

29. Блумер Г. Коллективное поведение //Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1996. - 560с.

30. Боас Ф. Ум первобытного человека. М.: Госиздат, 1926. -326с.

31. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000.- 387с.

32. Бондаренко JI.И. У истоков логического мышления. М.: Высшая школа, 1985. — 216с.

33. Бочаров В.В. Антропология возраста. Учебное пособие. -СпбГУ, 2000. 196с.

34. Брунер Дж. Психология познания: за пределами непосредственной информации. М.: Прогресс, 1977. - 412с.

35. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. Москва-Воронеж.: НПО МОДЭК, 1996.- 476с.

36. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: Наука, 1968.-312с.

37. Бурдье П. Начала. М.: Логос, 1996. - 396с.

38. Бхаскар Р. Общества //Социо-Логос. Социология. Антропология. Метафизика. Вып. 1. М., 1991.

39. Вальверде К. Философская антропология. М.: Христианская Россия, 2000.-412с.

40. Васильев Л.С. История Востока. М.: Наука, 1993. -424с.

41. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984. - 373с.

42. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. -642с.

43. Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. II. М.: Смысл, 1994.- 421с.

44. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Человек.//Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 1999. - 520с.

45. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1996.- 536с.

46. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Соч., Т. 3., М.: Педагогика, 1983,- 459с.

47. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка. Соч., Т. 6. М.: Педагогика, 1984. - 621с.

48. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991.- 367с.

49. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. Книга вторая. -СПб.: Наука, 1994.- 424с.

50. Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 704с.

51. Гшъдебранд Д. фон. Метафизика коммуникации. СПб.: Алетейя, 2000.-373с.

52. Гоббс Т. Сочинения в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1991,- 731с.

53. Гобозов И.А. Социальное познание //Философия и общество. 1999. - № 2. - С. 98 - 127.

54. Грановская P.M. Элементы практической психологии. М.: Просвещение, 1985.-386с.

55. Грегори P.JI. Разумный глаз. М.: Мир, 1972. - 454с.

56. Гроф С. За пределами мозга. М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1993. 504с.

57. Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера Земли. Л.: ЛГУ, 1990. -327с.

58. Гуссерль Э. Собрание сочинений. Т. 1: Феноменология внутреннего сознания времени. М.: Гнозис, 1994. - 192с.

59. Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб.: Наука, 1998.- 315с.

60. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972.- 424с.

61. Декомб В. Современная французская философия. М.: Гнозис, 2000.-429с.

62. Декарт Р. Собрание сочинений в 2 т., Т. 1. М.: Мысль, 1989,-654с.

63. Делез Ж. Различие и повторение. СПб.: Петрополис, 1998.-384с.

64. Делез Ж. Логика смысла. М.: Центр Академия, 1998.- 304с.

65. Деррида Ж. О грамматологии. М.: Дом интеллектуальной книги, 2000,- 321с.

66. Дерягина М.А. Эволюционная антропология: биологические и культурные аспекты. М.: Алетейя, 1999.- 192с.

67. Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир: методологические и теоретические проблемы. М.: Смысл, 1993. - 456с.

68. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод в социологии. М.: Мысль, 1991. - 356с.

69. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. -М.: Канон, 1995.-352с.

70. Ефимов Ю.И. Философские проблемы теории антропосоциогенеза. JL: Наука, 1981.- 192с.

71. Забелин И. Человек и человечество. М.: Мысль, 1970. - 249с.

72. Зилъберман Д.Б. Традиция как коммуникация: трансляция ценностей, письменность // Вопросы философии. 1996. № 4.

73. Зиммелъ Г. Конфликт современной культуры// Культурология. XX век. Антология. М.: Логос, 1995. - 623с.

74. Иванов А.В. Сознание и мышление. МГУ, 1994. - 192с.

75. Ильин В.В. Философия. М.: Мысль, 1999. - 586с.

76. Ильин В.В. Политология. М.: Изд-во МГУ, 1995,- 254с.

77. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. -М.: Логос, 2000.-432с.

78. История древнего мира. Расцвет древних обществ. М.: Высшая школа, 1989. - 596с.

79. История древнего мира. Упадок древних обществ. М.: Высшая школа, 1989.- 632с.

80. История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. М.: Высшая школа, 1986.- 612с.

81. История первобытного общества. Эпоха классообразования. -М.: Высшая школа, 1988. 702с.

82. История теоретической социологии. В 4-х т. Т.З. М.: Канон, 1997. -448с.

83. Исхаков Р.Л. Система предельных катастроф в философии. -М.: Аспект Пресс, 1999.- 256с.

84. Ичас М. О природе живого: механизмы и смыслы. М.: Мир, 1994.-412с.

85. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1998. -416с.

86. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека. Проблемы комплексного изучения. Новосибирск.: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. - 304с.

87. Каше В. А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги XX столетия. М.: Логос, 2000. - 320с.

88. Кант И. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. М.: Мысль, 1973.-654с.

89. Кастелъс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М.: ТУ ВШЭ, 2000. - 608с.

90. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. М.: Прогресс, 1972. - 352с.

91. Кларк Дж. Доисторическая Европа: Экономический очерк. М.: Изд-во Иностранная литература, 1953. - 503с.

92. Клике Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. М.: Прогресс, 1983. -412с.

93. Кожев А. Введение в чтение Гегеля/7 Метафизические исследования. Вып. 10. СПб., 1999.

94. Козловски П. Культура постмодерна. М.: Республика, 1997. -240с.

95. Кон КС. В поисках себя. М.: Просвещение, 1984. - 386с.

96. Концепция самоорганизации в исторической перспективе. -М.: Высшая школа, 1994,- 373с.

97. Корогодин В.К, Корогодина B.JI. Информация как основа жизни. Дубна.: Феникс, 2000. - 208с.

98. Коул М. Культурно-историческая психология. М.: Когито-Центр, 1997,-432с.

99. Краткая философская энциклопедия. М.: Издат. группа Прогресс, Энциклопедия, 1994. - 576с.

100. Куайн В. Онтологическая относительность/У Современная философия науки: знание, рациональность, ценности. М.: Смысл, 1996,-439с.

101. Культурологический подход в образовании /Под ред. Г.И. Ловецкого. Калуга.: Гриф, 1998. - 156с.

102. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1975.-326с.

103. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. М.: Гнозис, 1995.- 102с.

104. Леви-Брюллъ Л. Первобытное мышление. М.: Гослитиздат, 1993.-429с.

105. Левинас Э. Время и другой. Гуманизм другого человека. -СПб.: НОУ Высшая религиозная школа, 1998.- 272с.

106. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1995,- 314с.

107. Лейбниц Г.В. Сочинения: в 4 т. Т.2. М.: Мысль, 1983.-686с.

108. Лекторский В.А. Субъект, объект и познание. М.: Мысль, 1980.-356с.

109. Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов н/Д.: изд-во Феникс, 1997. - 544с.

110. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. - 192с.

111. Леонтьев А.Н. Мышление// Философская энциклопедия. Т. 3. М.: Энциклопедия, 1964. - с. 219.

112. Линден Ю. Обезьяны, человек и язык. М.: Мир, 1981. -192с.

113. Ллойд С. Археология Месопотамии. М.: Прогресс, 1984.-451с.

114. ЛоккДж. Избранные философские произведения. В 2-х т. Т. 2.-М., 1960.-560с.

115. Лоренц. Оборотная сторона зеркала. М.: Республика, 1998. -393с.

116. Лотман Ю.М. Культура как коллективный интеллект и проблема искусственного разума. М.: Высшая школа, 1977. -294с.

117. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке. (Древний Китай и Индия). М.: ИНСАН, 1992. - 208с.

118. Лурия А.Р. Язык и сознание. Ростов н/Д.: Феникс, 1998. -416с.

119. Лурье С.В. Историческая этнология. М.: Аспект Пресс,1997.- 448с.

120. Любищев А.А. Проблемы формы, систематики и эволюции организмов. -М.: Мысль, 1982.- 386с.

121. Малиновский Б. Магия, наука и религия. М.: Рефл-бук,1998. 304с.

122. Мальшевский А.Ф. Философия детства. Человек в предлагаемых обстоятельствах культуры. Детство. СПб.: Иван Федоров, 2001.-304с.

123. Марков Б.В. Философская антропология. СПб.: Лань, 1997. -384с.

124. Марков В.А. Феномен случайности: Методологический анализ. Рига.: Знание, 1988. - 352с.

125. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999.-384с.

126. Мегрелидзе К.Р. Основные проблемы социологии мышления. -Тбилиси, 1965.-421с.

127. Ментальная репрезентация: динамика и структура. М.: Логос, 1998.-429с.

128. Меркулов И.П. Когнитивная эволюция. М.: РОССПЭИ,1999.-310с.

129. Mud М. Культура и мир детства. М.: Прогресс, 1988.- 482с.

130. Мозг и сознание. Философские и теоретические аспекты проблемы. М.: Философское общество, 1990. - 192с.

131. Монтескье Ш. О духе законов. СПб., 1900.- 359с.

132. Морозов Е.И. Методология и методы анализа социальных систем. МГУ, 1995. - 192с.

133. Морфология человека. М.: Знание, 1990.- 412с.

134. Мостовая И.В. Социальное расслоение: символический мир метаигры. М.: Гнозис, 1997. - 294с.

135. Мунъе Э. Манифест персонализма. М.: Республика, 1999. -559с.

136. Мухина B.C. Возрастная психология. М.: Педагогика, 1997.-227с.

137. Мухина B.C. Таинство детства. В 2-х т. т. 2. М.: Изд-во Экономическая газета, 1998.336с.

138. Наука в культуре. М.: Эдиториал УРСС, 1998.- 384с.

139. Ницше Ф. Сочинения: в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1990. - 692с.

140. Нойман Э. Происхождение и развитие сознания. М.: Релф-бук, 1998.-464с.

141. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Просвещение, 1995. - 396с.

142. Огурцов А.П. От натурфилософии к теории науки. М.: б/и, 1995.- 337с.

143. Огурцов А.П. Институт социальный // Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

144. Остин Дж. Избранное: Как производить действия при помощи слов. Смысл и сенсибилии. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999.- 192с.

145. Очерки социальной философии. СпбГУ, 1998. - 292с.

146. Парсонс Т. Структура социального действия. М.: Академия Пресс, 2000.-880с.

147. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект Пресс, 1997.-270с.

148. Перспективы метафизики. Классическая и неклассическая механика на рубеже веков. СПб.: Алетейя, 2000. - 415с.

149. Пасмор Дж. Сто лет философии. М.: Прогресс-Традиция, 1998.- 496с.

150. Патнэм X. Философия сознания. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999,- 240с.

151. Педагогическая антропология: Учебное пособие./Автор-составитель Б.М. Бим-Бад. М.: УРАО, 1998,- 576с.

152. Первин Л., Джон О. Психология личности. Теория и исследования. М.: Аспект Пресс, 2000. - 607с.

153. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М.: Высшая школа, 1988.-294с.

154. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Просвещение, 1982.-302с.

155. Петровский В.Л. Психология неадаптивной активности. -Ростов н/Д.: Феникс, 1992,- 259с.

156. Печчеи А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1980. -302с.

157. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-Пресс, 1997.-528с.

158. Пиаже Ж. Психология интеллекта. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. - 415с.

159. Пирс Ч. Начала прагматизма: В 2 т. Т. 1. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - 224с.

160. Платон. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 1966. -614с.

161. Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. М.: Логос, 1998. - 280с.

162. Подорога В.А. Выражение и смысл. М. Логос, 1995. - 426с.

163. Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М.: БГК им. И.А. Бодуэна де Куртене, 1998. - 344с.

164. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М.: Мысль, 1974. - 596с.

165. Потестарность. Генезис и эволюция. СПб.: МАЭ РАН, 1997.- 214с.

166. Представление и использование знаний. М.: Прогресс,1987.- 289с.

167. Прибрам К. Языки мозга. М.: Прогресс, 1974.- 356с.

168. Пригожин И. Стенгерс И. Время, хаос, квант. М.: Издат. группа Прогресс, 1995. - 272с.

169. Приобретение знаний. М.: Прогресс, 1990. - 302с.

170. Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс,1988. 620с.

171. Прист С. Теории сознания. М.: Дом интеллектуальной книги, 2000. - 192с.

172. Равич-Щербо И.В., Малютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика. М., 1999. - 429с.

173. Рикер П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. -М. Медиум, 1995.-415с.

174. Розин В.М. Природа и генезис игры// Вопросы философии. -1999. №6. с. 98-112.

175. Росс Л., Несбитт Р. Человек и ситуация. М.: Аспект Пресс, 1999.-429с.

176. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во Ан СССР, 1957,- 596с.

177. Руткевич М.Н. Социальная структура. Теория. Эволюция. Трансформации. М.: Логос, 1999. - 356с.

178. РъюзМ. Философия биологии. М.: Прогресс, 1977. -412с.

179. Саломатин Н.М. Информационно-семантические системы. -М.: Высшая школа, 1989.- 256с.

180. Северцов А.Н. Главные направления эволюционного процесса. М.: Мысль, 1967. - 312с.

181. Семенов Ю.И. Философия истории. М.: Старый сад, 1999.-380с.

182. Семенов Ю.И. Как возникло человечество. М.: Мысль, 1966.- 456с.

183. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.: Издат. группа Прогресс, 1993,- 656с.

184. Сержантов В.Ф. Природа человека и его судьба. Философская антропология. Донецк.: б/и, 1994. - 429с.

185. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М.: Высшая школа, 1985.- 321с.

186. Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994. - 604с.

187. Современная западная социология. Словарь. М.: Наука, 1990.- 456с.

188. Современная наука: познание человека. М.: Мысль, 1988.-296с.

189. Современная философия науки. М.: Логос, 1996. - 400с.

190. Солбриг О., Солбриг Д. Популяционная биология и эволюция. М.: Мир, 1982. -412с.

191. Сорокин П. Система социологии. Социальная аналитика. -М.: Наука, 1993. -447с.

192. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. М.: Логос, 1998.-296с.

193. Спенсер Г. Основания социологии/ /Западно-европейская социология XIX века. М.: Аспект Пресс, 1996. - 468с.

194. Спиноза Б. Собрание сочинений: В 2т. Т.1. М.: Мысль, 1987.- 421с.

195. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Мысль, 1972,-324с.

196. Степанов Ю.С. Альтернативный мир, дискурс, факт и принцип причинности// Язык и наука конца 20 века. М.: Рос. Гос. Гуманит. Ун-т., 1995,- 432с., с. 35 - 73.

197. Структура и развитие науки. Сб. пер. М.: Прогресс, 1975,-356с.

198. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Прогресс, 1989.-624с.

199. Тегако Л.И. На пути к человеку. Критика идеалистических концепций антропогенеза. Минск.: Наука и техника, 1986. -104с.

200. Теория общества. Фундаментальные проблемы. М.: Канон-пресс, 1999.-416с.

201. Тернер Дж. Структура социологической теории. М.: Прогресс, 1985.-472с.

202. Тимофеев-Ресовский Избранные труды. Генетика. Эволюция. Биосфера. М.: Медицина, 1996.- 480с.

203. Тулмин С. Человеческое понимание. М.: Прогресс, 1984.-412с.

204. Тернер Дж. Структура социологической теории. М.: Прогресс, 1985.- 394с.

205. Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии. М.: Научный мир, 1998. - 204с.

206. Узнадзе Д. Н. Теория установки. Москва-Воронеж.: Изд-во Институт практической психологии, 1997.- 448с.

207. Уинстон П. Искусственный интеллект. М.: Прогресс, 1980. - 504с.

208. Уорнер У. Живые и мертвые. Москва - СПб.: Университетская книга, 2000. - 671с.

209. Файнберг Л.А. У истоков социогенеза: От обезьян к общине древних людей. М.: Мысль, 1980. - 212с.

210. Фанти С. Микролсихоанализ. М.: Институт практической психологии, 1995.- 396с.

211. Фарман И.П. Социально-культурные проекты Ю.Хабермаса. -М.: 1999.- 356с.

212. Фейербах Л. Собрание сочинений: В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1976.-566с.

213. Фестингер Jl. Теория когнитивного диссонанса. СПб.: Ювента, 1999.-318с.

214. Философия биологии: вчера, сегодня, завтра. М., 1996.-312с.

215. Философия и методология науки. М.: Аспект Пресс, 1996. -551с.

216. Философия истории. Антология. М.: Аспект Пресс, 1995. -351с.

217. Философия, наука, цивилизация. М.: Эдиториал УРСС, 1999.-368с.

218. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. - 815с.

219. Франк СЛ. Реальность и человек. М.: Республика, 1997.-479с.

220. Франка В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368с.

221. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989.-456с.

222. Фромм Э. Человек для себя. Минск.: Коллегиум, 1992.-257с.

223. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М.: Прогресс, 1997.-406с.

224. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1992.-348с.

225. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. М., 2000. - 256с.

226. Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. -447с.

227. Хрестоматия по истории Древнего Востока. М.: Высшая школа, 1980.-569с.

228. Чаадаев П.Я. Сочинения. М.: Правда, 1989. - 604с.

229. Чайльд Г. Археологические документы по предыстории науки //Вестник истории мировой культуры. М., 1957.

230. Чайлд Г. У. У истоков европейской цивилизации. М.: Изд-во иностранной литературы, 1952,- 512с.

231. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М.: Высшая школа, 1991. - 512с.

232. Человек. Словарь. М.: Гардарики, 1999. - 520 с.

233. Чижевский A.JI. Земное эхо солнечных бурь. М.: Мысль, 1973.- 349с.

234. Чижевский A.JI. На берегу Вселенной. М.: Мысль, 1997. -608с.

235. Чижевский A.JI. Структурный анализ движущейся крови. -М.: Мысль, 1973.-452с.

236. Чижевский A.JI. Физические факторы исторического процесса. Калуга.: б/и, 1924. - 102с.

237. Шадриков 5.Д. Происхождение человечности. М.: Логос, 2001.-296с.

238. Шеллинг Ф. Собрание сочинений: В 2 т. Т. 2,- М.: Мысль,1996.-498с.

239. Шибутани Т. Социальная психология М.: Прогресс, 1995.-412с.

240. Шкуратов В.А. Историческая психология. М.: Смысл,1997. 505с.

241. Шмальгаузен И.И. Пути и закономерности эволюционного процесса. М.: Мысль, 1983. - 486с.

242. Шнирельман В.А. Возникновение производящего хозяйства. -М., 1989.-423с.

243. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М.: Наука, 1993.- 672с.

244. Шпет Г.Г. Философские этюды. М.: Логос, 1994.- 308с.

245. Штомпка П. Социология социальных изменений. М.: Аспект Пресс, 1996. - 496с.

246. Шютц А. Здравый смысл и научная интерпретация человеческих действий// Вестник СПбГУ. 1994. Вып. 6.

247. Эволюция, культура, познание. -М.: Логос, 1996.- 329с.

248. Эйзенштадт Ш. Революции и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций. М.: Аспект Пресс, 1999.-416с.

249. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. -М., 1998.-272с.

250. Эльконин ДБ. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. - 560с.

251. Эриксон Э. Детство и общество. М.: Фонд Универс книга, 1992.- 592с.

252. Этнокультурная специфика языкового сознания. М.: Мысль, 1996.-208с.

253. Юм Д. Собрание сочинений. М.: Мысль, 1987. - 498с.

254. Языковое сознание: формирование и функционирование. -М.: Высшая школа, 1998. 329с.

255. Язык и сознание: парадоксальная рациональность. М.: Высшая школа, 1993,- 272с.

256. Якунин В. А. Обучение как процесс управления: психологические аспекты. М.: Просвещение, 1997. - 322с.

257. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991.- 527с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.