Человеческое измерение универсальной эволюции тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Седов, Илья Николаевич

  • Седов, Илья Николаевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2004, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 156
Седов, Илья Николаевич. Человеческое измерение универсальной эволюции: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Москва. 2004. 156 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Седов, Илья Николаевич

Введение.

Глава 1. Теоретические и методологические основания концепции универсального эволюционизма.

§1.1. Теоретико-методологические основания исследования проблемы универсальной эволюции.

§1.2. Жизнь, её развитие и специфические свойства.

§1.3. Эволюция биосферы и генезис ноосферы в учении В.И.

Вернадского.

Глава 2» Антропологические аспекты универсального эволюционизма.

§2.1. Становление Homo sapiens и духовно-психическая эволюция человека.

§2,2. Социокультурное развитие общества и гипотеза техногуманитарного баланса.

Глава 3. Социально-философские аспекты универсального эволюционизма.

§3.1. Современные тенденции и ориентиры общественного развития.

§3.2. Россия в меняющемся мире. Основные тенденции развития.

§3.3. Универсальный эволюционизм, как философия и мировоззрение.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Человеческое измерение универсальной эволюции»

Актуальность темы исследования.

Вторая половина XX века стала во многом поворотным пунктом в истории человечества. В этот период произошли существенные трансформации в социально-экономической, политической и культурной сферах. Возник целый комплекс новых проблем и противоречий. Воздействие человечества на нашу планету стало соизмеримо по мощи с космическими факторами. При преобладании отрицательных общественно-исторических процессов над положительными, появляется опасность, как для окружающего мира, так и для самого человека. Индивидуальная «пограничная ситуация» переросла в XX веке в общечеловеческую. Перспективы развития человека следует рассматривать в широком контексте биосферных, ноосферных и космических взаимодействий.

Необходимость осмысления происходящих процессов и решения возникших проблем обусловило появление целого спектра своеобразных духовных явлений, новых направлений философского поиска и научного исследования, а также учебных дисциплин (например, биофилософия, биополитика, экология и др.).

Одним из таких духовных явлений стали идеи коэволюции и универсального эволюционизма.

В общем виде, идея универсального эволюционизма представляет собой комплекс общенаучных, специальнонаучных и философских обобщений конкретизирующих принципы развития и всеобщей связи. В концепции универсального эволюционизма изучаются различные уровни природного мира, как целостной системы, где общая коэволюция включает коэволюцию физических и биологических систем, генно-культурную коэволюцию, коэволюцию человеческой психики и духовно психической жизни социокультурных сообществ, коэволюцию природы и общества, коэволюцию различных учений и концепций и т.д.1

Универсальный эволюционизм обращен одновременно к естественнонаучному знанию и к философии, не совпадая ни с тем, ни с другим.

Особенность концепции универсального эволюционизма состоит в том, что она формулируется на языке ряда конкретных наук и использует междисциплинарный подход. Поэтому, по степени охвата проблем и обобщений, выходит далеко за рамки этих наук. По мнению ряда учёных, концепция универсального эволюционизма может быть отнесена к уровню современной научной картины мира, а на этом уровне объектом познания становятся принципы, категории и закономерности, объединяющие разные уровни природного бытия в единую многоуровневую систему. Внимание исследователя направленно на поиск и изучение общесистемных законов эволюционного процесса, проявляющихся на всех уровнях природной действительности.

Попытки построения единой теоретической картины мира предпринимались в истории человеческой мысли неоднократно. Результаты усилий выразились в появлении своеобразных синтетических систем способствовавших, как развитию отдельных наук, так и мысли в целом. Концепцию универсального эволюционизма, претендующую на статус современной научной картины мира, можно отнести к категории подобного рода явлений обладающих собственной уникальностью.

Концепция универсального эволюционизма основывается на фундаментальных положениях современной науки, которые образуют её основное научно-теоретическое ядро. Очевидно, что в этом отношении

1 См.: Чисталёв Л.П. Здоровье как социально философская проблема: Дис. . канд. философ, н. М.: Институт Молодёжи, 1998, С. 65, Воскобойников А.Э. Концепции современного естествознания. М.: Изд-во МГСА, 2002., теоретические основания универсального эволюционизма будут уточняться по мере развития естественных и гуманитарных наук.

Необходимо отметить, что идея универсального эволюционизма имеет конкретно-историческую социальную природу. Это своеобразное духовное явление времени, имеющее вполне определённые исторические предпосылки. В мировоззренческом качестве современный эволюционизм в полной мере обнаруживает свою историческую обусловленность и уникальность. По выражению Н.Н. Моисеева, за множеством идей и интерпретаций современных проблем, возникает определённая «голографическая картина», которая активно формирует мировоззрение и определяет настоящее и будущее развитие общества. Эта «голографическая картина», формирующаяся и активно воздействующая через мировоззренческие установки на направление общественного процесса, на выбор теоретических и практических приоритетов, представляет собой важнейшую грань идеи современного эволюционизма. В этом его мировоззренческий феномен.

Мировоззренческий феномен универсального эволюционизма состоит не только в том, что здесь получают осмысление проблемы развития, времени, случайности, всеобщей связи, особое внимание уделяется переходным фазам развития, применяется целый ряд методов и междисциплинарный подход к проблемам. Феномен универсального эволюционизма состоит в том, что он пронизан гуманистическими представлениями. От естественнонаучных понятий и принципов осуществляется переход к этическим, нравственным категориям, таким как ответственность, свобода, идеал, вера, смысл и др. В универсальном эволюционизме онтологические представления тесно переплетаются с этическими представлениями. Глубокое научное и нравственное содержание идеи универсальной эволюции подчёркивал академик Н.Н. Моисеев. Универсальный эволюционизм представляет собой органическое слияние науки и этики в единую научно-теоретическую концепцию, которая даёт представление о мире как о целостности, позволяет мыслить законы бытия в их единстве. Человек, мысля законы и уровни бытия в их единстве, неизбежно соотносит необходимое с должным и желаемым. Такие ценностные ориентации современной культуры как сотрудничество, кооперация, ненасилие оказываются органично связанными с концепцией коэволюционного развития общества и природы. Универсум становится «соразмерным» Человеку, и одновременно человек и человеческое соразмерным универсальному эволюционному процессу. Мир предстаёт в человеческом измерении.

Актуальность рассмотрения теоретических и методологических оснований концепции универсального эволюционизма определяется не только познавательной ценностью содержания, но и необходимостью понимания современного эволюционизма, как духовного явления времени, отражающего комплекс современных экологических, естественнонаучных и гуманитарных проблем. Такой подход позволяет, во-первых, систематизировать теоретические и методологические основания идеи универсального эволюционизма; во-вторых, определить научно-теоретическое ядро и связанное с ним ценностное содержание, имеющее в современном эволюционизме существенное значение. Это будет способствовать, с одной стороны, критической оценке познавательных, ценностных и практических пределов идеи универсального эволюционизма, а с другой - отграничению и критике псевдонаучных учений, идей и спекуляций, которые возникают на почве современных эволюционных представлений, связанных с развитием и проблемами науки и мировоззрения в XX в.

Конструктивные положения современного эволюционизма уже входят в содержание современной научной картины мира и составляют неотъемлемую часть современного образования. Разработка идей универсальной эволюции послужила мощным импульсом к развитию ряда экологических, социальных, антропологических учебных дисциплин и направлений исследования. Идея универсального эволюционизма имеет тесную связь с развитием естественных и гуманитарных наук в зарубежных странах и в нашей стране, при этом развитии эволюционизма в нашей стране имеет своим духовным истоком традиции и идеи отечественной философской мысли. Возникновение идеи универсального эволюционизма и превращение её в научную концепцию, представляет собой самостоятельную область научного и философского поиска, познания и творчества, имеющую духовные основы в отечественной науке и философии.

Всем вышесказанным обусловлена актуальность исследования теоретических, содержательных и мировоззренческих аспектов концепции универсального эволюционизма.

Степень научной разработанности темы.

Проблема, которую мы исследуем, достаточно велика. Существует обширная философская и научная литература, в которой, в том или ином аспекте, анализируются проблемы универсальности природных процессов. Обобщения современного эволюционизма столь обширны, что охватывают основные четыре измерения бытия человека (космологическое, физическое, биологическое, социальное и духовное).

Следует отметить, что важнейшей теоретической основой универсального эволюционизма являются современные космологические представления, и этим проблемам посвящено значительное место в работах учёных. В то же время, недостаточно внимания уделяется антропологическим и общественно-историческим аспектам современного эволюционизма. В данной работе космологическая составляющая эволюционизма специально не анализируется, а основное внимание обращается на антропологические, общественно исторические и в целом гуманитарные аспекты идеи эволюционизма. Таким образом, используемые научные источники могут быть сгруппированы в несколько предметных блоков.

В первой главе рассматриваются философско-методологические проблемы междисциплинарного синтеза на основе эволюционно-синергетической парадигмы. Эти проблемы успешно разрабатываются российскими учёными В.И. Аршиновым, С.П. Курдюмовым, Г.Г. Малинецким, Д.С. Чернавским, Е.Н. Князевой.

Также, в первой главе анализируются методологические и теоретические представления естествознания о сущности и значении жизни. Они базируются на работах Ф. Ауэрбаха, JI. Берталанфи, JI. Больцмана, Н. Винера, И. Пригожина, Г. Хакена Э. Шредингера, М.

Эйгена, У. Эшби и других.2

В этих работах жизнь рассматривается, как физический процесс особого рода, а живой организм, как высокоорганизованная система, в которой физические, химические и информационные процессы структурированы так, что система приобретает качественно новые свойства взаимодействия и особенности развития. Исследования жизни в такой плоскости позволило не только включить жизнь и активность живых организмов в физическую картину мира, но и моделировать жизнь, а также применять в изучении процессов жизнедеятельности математические средства.

К исследованиям физиков примыкают работы посвящённые изучению закономерностей развития и функционирования живого вещества и разумной жизни, как планетарного и даже космического явления. Такой подход представлен в работах Г. Спенсера, П. Тейяра де Шардена, Э. Янча и других. Представление о едином, последовательном процессе эволюции развивается в работах В.И. Вернадского, И.С.

2 См., например: Эшби У.Р. Введение в кибернетику. М.: Изд.-во иностр. Лит., 1959., Шредингер Э. Что такое жизнь? С точки зрения физика. М., 1972., Пригожим И., Сменгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М,: Эдиториал УРСС, 2001., Хакен Г. Синергетика. М.: Мир, 1980., Ковалёв A.M. Целостность и многообразие мира. Т 1. М., 1996., Ковалев A.M. Изменяющийся и самоорганизующийся мир. Т 2. Идеи, размышления, гипотезы. М. 1999.

Шкловского, A.M. Ковалёва, Н.Н. Моисеева, М. Гинделиса, А.П. Назаретяна, В. В. Казютинского, представителей философии космизма Н.Д. Умова, Н.Ф. Фёдорова, К.Э. Циолковского и других.

В данных работах жизнь и разум предстают, как активная творческая сила, преобразующая не только природную среду на нашей планете, но и способная изменять направления планетарной эволюции. Кроме того, поставлена проблема универсального проявления фундаментальных природных процессов, особого положения и роли разумной жизни в процессе эволюции природы.3

Особое место занимают работы Н.Н. Моисеева, в которых проблемы универсального эволюционизма и коэволюции рассматриваются в контексте становления связи Человек - Природа - Общество, условием существования и развития которой, является последовательное становление и реализация экологических и нравственных императивов на каждой высшей ступени развития социоприродных взаимодействий.

Представленные подходы дополняют друг друга. Слияние и взаимообогащение этих направлений привело к формированию эволюционно-синергетической парадигмы. В последние десятилетия обозначилась тенденция расширения области применения этой парадигмы в ряде гуманитарных наук. С одной стороны, это позволило расширить общенаучный и отраслевой методологический и эмпирический базис, с другой - способствовало построению целостной, синтетической картины мира, которая объединяет фундаментальные

2 См., например: Тейяр де Шардеи П. Феномен человека. М,: «Издательство ACT», 2002., Спенсер Г. Синтетическая философия: Пер. с англ. - К.: Ника-центр, 1997., Фёдоров Н.Ф. Философия общего дела. // Сочинения. М., 1982., Циолковский К.Э. Монизм Вселенной. // Научно-фантастические произведения. Тула, 1986.,

Вернадский В.И. Биосфера. М., Наука, 1975., Шкловский И.С. Вселенная. Жизнь. Разум. М.: Наука, 1977., Моисеев. Н.Н. Расставание простотой. М.: «Аграф», 1998., ' Железное Ю.Д., Абрамян Э.А., Новикова С.Т. Человек в природе и обществе. Введение в эколого-философскую антропологию: Материалы по курсу. М.: Нзд-во МНЭПУ, 1998.

-законы физического и биологического мира и общественно-исторических процессов.

В целом, эволюционно-синергетический подход имеет хорошие перспективы развития, но пока его применение в некоторых гуманитарных науках даёт ограниченные результаты.

Во второй главе «Антропологические аспекты универсального эволюционизма» раскрываются некоторые аспекты генно-культурной эволюции человека, эволюции человеческой психики и развитие духовно- психической жизни социокультурных сообществ.

Большой вклад в разработку данной проблемы сделан антропологами, психологами и культурологами JI. Леви-Брюлем, К. Леви-Строссом, Р. Лики и Л. Лики, К. Лоренцом, Э. Тейлором, 3. Фрейдом, Э. Фроммом, Г. Чайлдом, М. Шелером, К.Г. Юнгом и другими, а также В.П. Алексеевым, М.А. Дерягиной, А.А. Зубовым, Н.В. Клягиным, Й.А. Першицом и многими другими этнографами, палеонтологами, физиологами.4

Особое место среди этих работ занимают труды М. Шелера, в которых намечены основные принципы исследовательской антропологической программы изучения отдельных сфер бытия человека и построение единого, синтетического антропологического учения.

Важное значение для изучения проблем антропологии, имеют теории и идеи Ч. Дарвина и Ф. Энгельса, а также отечественных учёных, представителей культурно-исторической школы психологии А. Г.

4 См., например: Тэйлор Э. Первобытная культура. М.: Соцэкгиз, 1939., Уайт Э., Браун Д. Первые люди. М.: Прогресс, 1978., Леви-Стросс К. структурная антропология. М., 1983., Алексеев В.П. Становление человечества. М.: Политиздат, 1984., Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М.: «Высшая школа», 2001., Зубов А.А. Возникновение и эволюция Homo erectus. // Итоги науки и техники. Сер. Антропология. Т.2. Становление и эволюция человека. М., 1978. у

Асмолова, Л.С. Выготского, НС. Кока, А.Н. .Леонтьева, Б.Ф. .Ломова,

А.П. Лурии, Б.Ф. Поршневз, С.Л. Рубинштейна и других.

В - работах посвященных непосредственно антропогенезу исследуются этапы, особенности, пути эволюции человеческого предка и Homo sapiens. В работах по общей психологи и психоанализу исследуются закономерности, структура, факторы, механизмы психических и духовных явлений в филогенетическом и онтогенетическом аспектах, а также в индивидуальном и коллективном. Синтез этих двух пластов знания позволяет увидеть связи между биологической эволюцией и социокультурным развитием человека.

Одна из общих задач данной работы состоит в том, чтобы включить в проблематику современного эволюционизма глобальные общественно-исторические процессы.

В третьей главе «Социально-философские аспекты универсального эволюционизма», рассматривается развитие универсальных закономерностей во взаимодействии природы и общества на современном этапе.

Для понимания процессов современности большое значение имеют работы Д. Белла, А. Тоффлера, М. Кастельса, С. Хантингтона, Т. Фридмана, У. Бека, и других. Кроме того, работы отечественных исследователей В.Л. Иноземцева, С.П. Капицы, Н.Н. Моисеева, И.М. Ильинского, А. С. Панарина, А. И. Уткина, и материалы междисциплинарного семинара Клуба учёных «Глобальный мир».6

В этих исследованиях, посвященных анализу современных социально-экономических, политических, культурных процессов и

5 Фромм Э. Величие и ограниченность теории Фрейда. М.: «Издательство ACT», 2000., Адлер А.Теория и теория индивидуальной психологии. М.,1995., Адлер А. Наука жить. Киев, 1977., Выготский JI.C. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000., Зарубежный психоанализ. / Сост. И общая редакция. В.М. Лейбяна. СПб.: Питер, 2001., Воскобойников А.Э. Бессознательное и сознательное в человеке. М.: Институт Молодёжи, 1997.

6 С.: Материалы междисциплинарного семинара клуба учёных «Глобальный мир». М.: «Издательский Дом "НОВЫЙ ВЕК"». Институт микроэкономики, 2002. тенденций, представлены достаточно разные оценки современности. Однако, при различии взглядов и теоретических оснований, в этих работах показаны существенные трансформации в социально-экономической, политической и других сферах. Обращается внимание на наиболее опасные процессы в этих сферах, а также в экологической и гуманитарной. Особое внимание учёные обращают на то, что во второй половине XX века: 1) существенно возросло значение науки и информации и в целом духовной деятельности, как фактора общественного развития; 2) обнаружились острые проблемы в гуманитарной сфере, происходит трансформация иерархии и систем I ценностей, смыслов; 3) возник целый комплекс новых проблем во взаимоотношении человека с окружающей средой. Основываясь на анализе современных процессов и тенденций, большинство учёных приходит к выводу о том, что мир развивается по направлению к коренной трансформации основ своего бытия. Должны быть изменены принципы, ориентиры и само направление развития цивилизации. Подобные преобразования не только неизбежны, но и должны быть осуществлены, иначе человека ожидает серия экономических, политических, экологических и гуманитарная катастрофа, последствия которых будут необратимы. По вопросу же о том, на какие цели должно ориентироваться человечество в целом и отдельные страны, каковы должны быть приоритеты и принципы современного развития, какие должны быть использованы средства и т.д., по этим стратегическим вопросам существуют разногласия.

Одна из главных причин разногласий связана с различным представлением о смысле исторического процесса, его закономерностях, тенденциях и их генезисе.

Исследовательская гипотеза автора.

Концепция универсальной эволюции представляет собой дальнейшее развитие философско-диалектических принципов всеобщей связи и развития, на основе осмысления положений современной науки и основных принципов и понятий теории самоорганизации. При этом, основные положения универсального эволюционизма отражают качественную векторную трансформацию в системе связей Человек -Общество - Природа, Универсальный эволюционизм является научно-теоретической концепцией, изучающей закономерности и механизмы универсальных эволюционных процессов.

Универсальный эволюционизм синтезирует положения естественных и гуманитарных наук на единой методологической и теоретической основе.

Концепция универсального эволюционизма направлена также на теоретическое и практическое развитие экологической культуры и социоприродного взаимодействия.

Концепция универсального эволюционизма тесно соприкасается с положениями философской антропологии и социальной философии, в которых раскрывается развитие связи человека, общества и культуры с окружающей природной средой. Поэтому, универсальный эволюционизм необходимо вовлекает в своё содержание такие гуманитарные понятия, как «ответственность», «свобода», «экологический и нравственный императивы», «разум», «целенаправленная деятельность» и т.д. Это превращает универсальный эволюционизм в научно-этическую концепцию.

Объектом диссертационного исследования являются методологические, теоретические и философские аспекты концепции универсального эволюционизма, синтезирующей положения физики и теории самоорганизации с положениями философской антропологии и социальной философии.

Цель исследования состоит в том, чтобы изучить научно-теоретические и философские принципы концепции универсального эволюционизма, и на этой основе развить философские представления о генезисе, факторах и перспективах эволюции человека.

В соответствии с целью исследования необходимо решить следующие задачи:

• проанализировать современные естественнонаучные методологические и теоретические основания идеи универсальной эволюции, раскрыть методологические принципы и систематизировать основные понятия;

• рассмотреть вытекающие из естественнонаучных положений представления о жизни; раскрыть целостную и функциональную специфику живого организма; проанализировать причины эволюционных кризисов; раскрыть основные векторы эволюции биосферы;

• проанализировать содержание и факторы антропо- и социогенеза; раскрыть целостные и функциональные аспекты психо-физиологической и духовно-психической эволюции человека;

• систематизировать взаимосвязи духовно-психической эволюции человека, трансформации форм жизнедеятельности, структуры отношений между индивидами и характером социоприродного взаимодействия; выявить основные причины и последствия антропогенных кризисов;

• проанализировать системные процессы современного цивилизационного развития, раскрыть некоторые основные противоречия глобализации; соотнести тенденции общемирового, постиндустриального развития с тенденциями и приоритетами развития России;

• охарактеризовать философские истоки и современные культурно-исторические предпосылки актуализации проблемы «человеческого измерения».

Теоретико-методологическая основа исследования.

В основу методологии исследования были положены основные принципы диалектики (принцип развития, всеобщей взаимосвязи,

15 историзма, единства исторического и логического), а также основные принципы и идеи теории самоорганизации.

Диссертация построена как эволюционно-историческое исследование, в котором эволюционно-синергетические представления теоретически реализованы на универсальном уровне.

В исследовании поставленной проблемы, автор опирался на монографические исследования и статьи отечественных и зарубежных авторов по проблемам синергетики, эволюции, антропо- и социогенеза, биофилософии, философской антропологии и социальной философии. На формирование авторской позиции и выводов, существенное влияние оказали труды В.И. Вернадского, А.Э. Воскобойникова, П.С. Гуревича, Ю.Д. Железнова, Г.М. Идлиса, A.M. Ковалёва, В.В. Казютинского, Н.Н. Моисеева, А.П. Назаретяна, а также Аристотеля, Лейбница, Гегеля, М. Шелера, П. Тейяра де Шардена, И. Пригожина.

Основные результаты» полученные соискателем, и их научная новизна.

Проанализированы некоторые предпосылки и проблемы междисциплинарных синтетических исследований. Охарактеризованы основные синергетические школы и направления исследования. Раскрыты особенности постнеклассического подхода к проблеме развития. Проанализированы основные идеи и принципы постнеклассической науки, а также их новизна по отношению к положениям классической науки. Эксплицированы и систематизированы некоторые основные понятия синергетики. С позиции постнеклассической науки проанализированы основные свойства живого вещества.

В диссертации осуществлён комплексный историко-эволюционный подход к проблеме антропо- и социогенеза. Исследованы содержание, факторы и направления антропогенеза. Выделен духовно-психический вектор эволюции. Осуществлён целостный подход к анализу взаимосвязи духовно-психической эволюции человека, трансформации форм жизнедеятельности, структуры отношений между индивидами, и характером социоприродного взаимодействия. Раскрыты основные функции зарождающейся культуры, Проанализированы причины и последствия антропогенных кризисов.

На основе принципов постнеклассической науки исследованы системные процессы современного цивилизационного развития; охарактеризованы основные тенденции развития постиндустриальных стран; раскрыты основные противоречия глобализации; проанализированы причины и последствия неравномерности цивилизационного развития; соотнесены тенденции общемирового, постиндустриального развития с тенденциями и приоритетами развития России; охарактеризованы основные философские истоки и современные культурно-исторические предпосылки актуализации проблемы «человеческого измерения».

Теоретическое и практическое значение диссертационного исследования состоит в том, что конкретизация некоторых основных принципов и понятий, методологической базы универсального эволюционизма, целостный анализ антропо- и социогенеза, способствует синтезу знаний о человеке и построению синтетической концепции человека, опирающейся на фундаментальный естественнонаучный базис, социально-исторические исследования и философско-антропологические учения.

Основные положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы для дополнения отдельных положений курсов философской антропологии и философии истории, в части касающейся проблем антропо- и социогенеза, антропогенных кризисов, построения синергетической модели планетарной эволюции, разработки методологических проблем междисциплинарного синтеза.

Апробация диссертационного исследования.

Основные положения, идеи и выводы диссертационной работы обсуждены на Второй научной конференции аспирантов и докторантов Московской гуманитарно-социальной академии состоявшейся 23 декабря 2002 года, и Третьей научной конференции аспирантов и докторантов Московского гуманитарного университета проведённой 28 ноября 2003 года, а также на секционном заседании кафедры социальной и политической философии Московского гуманитарного университета.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

Седов И.Н. Духовная культура: от кризиса к развитию // Научные труды аспирантов и докторантов / ФНПК Московской гуманитарно-социальной академии. Вып. 19. М.: Социум, 2003. 0,3 п.л.

Седов И.Н. Нравственное ядро культуры с точки зрения универсального эволюционизма Н Научные труды аспирантов и докторантов / ФНПК МосГУ, Вып. 21. М,: Социум, 2003. 0,6 п,л.

Седов И.Н. История человечества, как фаза универсальной эволюции // Научные труды аспирантов и докторантов / ФНПК МосГУ. Вып. 25. М.г Социум, 2004. 0,5 п.л.

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ УНИВЕРСАЛЬНОЙ

ЭВОЛЮЦИИ

Всякая попытка полностью исключить человеческую перспективу из нашей картины мира неминуемо ведет к бессмыслице.

М. Полани

Физика в том виде, как она существует в настоящее время, не способна описать жизнь как явление. Она не полна. В ней не хватает для этого некоего "элемента X", который, по сути, был бы равносилен самой жизни.

Н. Бор

Истинная физика только та, которая включит сознание в целостную картину мира.

П. Тейяр де Шарден

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Седов, Илья Николаевич

Заключение

В заключение следует отметить, что направленность развития мирового целого на повышение структурной организации, является существенной чертой идеи универсального эволюционизма. Вся история Вселенной от Большого взрыва до возникновения человечества, с этой точки зрения, предстает как единый процесс, который характеризуется генетической и структурной преемственностью четырех типов эволюции -космической, химической, биологической и социальной

При этом, характерной чертой эволюционизма по мнению JI.M. Гинделнса является то, что элемент гипотетического при включении в универсальный эволюционизм высших форм движения материи последовательно возрастает.81

Это отмечают и философы естествознания. Так, Р.С.Карпинская пишет: «При использовании биологического эволюционизма за пределами живого, неизбежно встает вопрос о содержательности аналогий, достоверность аналогий вообще падает по мере движения обобщающей мысли от природы к культуре. Точнее говорить о такой цепочке объектов, все менее поддающихся изучению с помощью аналогий, идущих от биологического эволюционизма: природа, природа-общество, человек, его познание (сфера духа). Если «начало» цепочки демонстрирует плодотворность даже поверхностных аналогий в процессах развития (химическая эволюция, биологическая эволюция, геохимическая, геологическая, может быть в каких-то отношениях и космогоническая), то далее всегда усложняется, требуется конкретизация сравниваемых областей знания и понятий, используемых в аналогиях».62

81См.: Глобальный эволюционизм (философский анализ). Отв. ред. Л.В. Фесенкова. М„ 1994.

82 Карпинская Р.С. Глобальный эволюционизм и диалектика // О современном статусе глобального эволюционизма. М., 1986. С. 8.

Но тогда возникает вопрос о том, почему эта идея получила распространение в общественном сознании и включена в мировоззренческие обобщения современного естествознания. Что же является причиной убежденности в однонаправленности течения универсального мирового процесса от космогенеза к социогенезу? И как разрешить парадокс, который состоит в явной недостаточности естественнонаучного обоснования.

Ответ на этот вопрос состоит в том, что идею универсального эволюционизма актуализируют не только тенденции к «эволюционизации» физики, но и то необходимое обстоятельство, что человек должен быть включен в универсум науки. Поэтому универсальный эволюционизм необходимо оценивать не только с гносеологической точки зрения, но и с точки зрения значения, смысла, ценности идеи универсального эволюционизма для познающего субъекта. И здесь обращает на себя внимание та роль, которую приобретает сам человек в системе универсального эволюционизма.

Известно, что понятия «человека» и «мира» взаимосвязаны. Любые представления о мире содержат в себе так же взгляды на человеческую природу, поскольку образ человека строится на основании тех же принципов, что и образ мира. Самые общие представления об универсуме являются одновременно и способом человеческого самопознания и восприятия себя в мире. Решение «проблемы человека», прежде всего, связано с тем, каким ему представляется бытие, взятое в его целостности. Мировоззренческие вопросы, которые стоят перед человеком: что я такое? что я должен делать? во что должен верить и на что полагаться? - всегда решаются с учетом онтологических представлений о бытии в целом. Традиционные философские и мировоззренческие проблемы - смысла жизни, назначения человека несут и точку зрения на позицию человека в природных процессах, а значит, имеют свое основание в принятии определенной картины мира.

Каково же положение человека в той картине мира, которая дается универсальным эволюционизмом?

Этапы прогрессивного развития мирового процесса предстают в качестве моментов собственного развития человека. Он не может отделить себя от этой эволюции, поскольку она приводит, в конечном счете, к появлению самого высшего и самого сложного продукта материи, в котором материя познает самое себя - появлению самого человека. Человек - высший и наиболее совершенный из известных продукт природы. В картине универсального эволюционизма человек приобретает «онтологические преимущества» по сравнению с другими объектами природы, а значит и возможность ретроспективного рассмотрения всего мирового движения с точки зрения его высшего пункта - наиболее высоко организованного объекта природы. Такое представление о положении человека в универсальном направленном движении определяет специфику его восприятия через систему значимостей и оценок.

Известно, что понятие прогресса включает оценку, которая составляет внешнюю нравственно-осмысленную форму понимания его содержания. Закономерности объективного развития природы получают в понятии прогресса не только отражение, но и оценку познающим субъектом. С точки зрения эволюционизма эти закономерности неизбежно оцениваются как прогрессивные не только потому, что ведут к усложнению материальных объектов, но и потому, что их результаты совпадают с интересами человека.

Концепция универсального эволюционизма, доведённая до своего логического завершения, дает объективные основания для рассмотрения человека в качестве наивысшего продукта природы.

Кроме того, провозглашение человека высшей ценностью определяет позицию субъекта, характерную для концепции универсального эволюционизма, в которой человек не просто отражает мир, но и осмысливает свое бытие в нём. Тем самым концепция универсального эволюционизма вносит «человеческое измерение» в природу, являясь определенным способом осмысления природных закономерностей. Поэтому идея личной ответственности перед эволюцией, понимание природы, акцент на природном измерении человека, но не как животного, а как духовного средоточия природы, является центральным положением универсального эволюционизма. И они, безусловно, находят отзыв в обществе, вставшем перед лицом иррациональной, безудержной эксплуатации среды обитания и самого человека.

К этому следует добавить, что эволюционизм, существует в виде различных вариантов, которые характеризуются различной степенью концептуальной проработанности - от религиозно-философского учения П. Тейяра де Шардена до научной теории Э. Янча. При этом, для эволюционизма характерен переход от точного естественнонаучного знания к иному типу, включающему веру, надежду, идеалы. Тем самым идея универсального эволюционизма обеспечивает рационально-оптимистическое, жизнеутверждающее мироощущение. Человек чувствует себя «спокойно» в огромном, наполненном неожиданностями и отклонениями мире, поскольку универсальный эволюционизм несет идею и чувство устроенности мира. Здесь этические ожидания подкрепляются онтологическими представлениями.

Идея универсального эволюционизма - регулятивная идея, построенная на представлении о мире как о целостности.

Современный эволюционизм - это не только некоторая совокупность специально-научных концепций и их обобщений, но и определенное умонастроение. В нем, с одной стороны, выразилась потребность современной науки осмысливать мир в терминах процесса, истории и становления, т.е. фундаментальных категорий, необходимых для понимания мирового бытия в его движении, от простых и низших форм к высшим, со все более сложной структурной организацией. С другой стороны, эволюционистское мышление стало одним из характерных духовных явлений современности. Его появление во многом обусловлено общественно-историческими процессами XX в., и вместе с тем пониманием того, что не только социальные преобразования, развитие науки и техники, а прежде всего духовное совершенство человека будут снимать препятствия прогрессу. Цивилизация подходит к черте, за которой уже недостаточны, не только современные знания, но и распространённые ныне моральные нормы и системы ценностей. Развиваться дальше станет возможным лишь на новом витке равновесия между жизнью общества и биосферой, восстановив их коэволюцию. Вступление человечества в фазу экологического кризиса становится следствием глубинного кризиса культуры и цивилизации, свидетельствующей об исчерпании возможностей тех принципов, на основе которых они сформировались. Выход из кризиса видится в освоении новых ценностно-нормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от природы, выработать новое мировоззрение и экологические императивы взаимодействия человека, общества и природы.

Идеи универсальной эволюции призваны стать составляющей рациональной основы для общепланетарных действий, приводящих к общей цели - дальнейшему развитию культуры. В универсальном эволюционизме общество, политика отступают в некотором смысле на второй план. Главное - это способ существования Homo sapiens sapiens, как единого биологического вида, при котором социальное целеполагание не вступает в роковое противоречие с природной целесообразностью.

146

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Седов, Илья Николаевич, 2004 год

1. Адлер ^.Теория и теория индивидуальной психологии. М.,1995.

2. Адлер А. Наука жить. Киев, 1977.

3. Алексеев В.П. Становление человечества. М.: Политиздат, 1984.

4. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М.: «Высшая школа», 2001.

5. Аршинов В.И., Буданов В.Г. Синергетика: эволюционный аспект // Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М., 1994.

6. Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. -М., 1999.

7. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990.

8. Астрономия и современная картина мира. Ответственный редактор В.В. Казютинский, М: ИФРАН, 1996 Библиотека института философии: www.philosophy.ru

9. Барулин В.С. Социальная философия. Ч. 1 и 2 : Учебник. М.: МГУ, 1993.

10. Бек У. Что такое глобализация? / Пер. с нем. М.: Прогресс-Традиция, 2001.

11. Белл. Д. Грядущее постиндустриальное общество. М.: Academia, 1999.

12. Брызгалова Н.В. Концептуальные аспекты социально-экологической ответственности (философско-методологический анализ). Дис. . канд. философ, н. М.: Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2003.

13. Будыко М.И. Человек и бисфера. В кн.: Методологические аспекты исследования биосферы. М.: Наука, 1975.

14. Василъкова В.В. Порядок из хаоса в развитии социальных систем: Синергетика и теория социальной самоорганизации. СПб.: «Лань», 1999.

15. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2ч. / Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г.С. и др. М.: Политиздат, 1990.

16. Вернадский В.К Химическое строение биосферы Земли и её окружения. М.: Наука, 1987.

17. Вернадский В.И. Биосфера. М., Наука, 1975.

18. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Кн.2. Научная мысль как планетарное явление. М., 1977.

19. Вернадский В.И. Живое вещество. М.: Наука, 1978.

20. Волъкенштейн М.В. Энтропия и информация. М.: Наука, 1986.

21. Воскобойников А.Э. А.Адлер: "стремление к превосходству" или "социальное чувство"? // Культура. Политика. Молодежь: Сб. науч. работ. Вып 2. М.: ИМ, 1996.

22. Воскобойников А.Э. Бессознательное и сознательное в человеке. М.: Институт Молодёжи, 1997.

23. Воскобойников А.Э. Концепции современного естествознания. М.: Изд-во МГСА, 2002.

24. Выготский JI.C. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

25. Гелен А. О систематике антропологии II Проблема человека в западной философии: Переводы. М.: Прогресс, 1988.

26. Глобализация в человеческом измерении. Материалы междисциплинарного семинара клуба учёных «Глобальный мир». Выпуск 6. М.: «Издательский Дом "НОВЫЙ ВЕК'5». Институт микроэкономики, 2002.

27. Голубев B.C. Эволюция: от геохимических систем до ноосферы. М.: Наука, 1992.

28. Гомаюнов С.А. От истории синергетики к синергетике истории // Общественные науки и современность. 1994. № 2.

29. Горелов А.А. Экология. М.: Юрайт-М, 2002.

30. Грант В. Эволюционный процесс. Критический обзор эволюционнойтеории. М.: Мир. 1991.

31. Григорьев А,А, Экологические уроки прошлого и современности. Л.: Наука, 1991.

32. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: «Издательство ACT», 2001.

33. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. М.: Изд-во Экскмо, 2004.

34. Данилов-Данильян В.И. Наука и гуманизм versus фантастика и техницизм. // Общественные науки и современность. 1998.№ 4.

35. Дерягина М.А. Эволюционная антропология: биологические и культурные аспекты. М.: УРАО, 2003.

36. Железное Ю.Д. Природа человека и общества. Введение в эколого-философскую антропологию: Учебное пособие. М.: Изд-во МНЭПУ, 1996.

37. Железное Ю.Д., Абрамян Э.А., Новикова С.Т. Человек в природе и обществе. Введение в эколого-философскую антропологию: Материалы по курсу. М.: Изд-во МНЭПУ, 1998.

38. Зарубежный психоанализ. / Сост. И общая редакция. В.М. Лейбина. СПб.: Питер, 2001.

39. Зенков Л.Р. Бессознательное и сознание в аспекте межполушарного взаимодействия // Б. Т.4, 1985.

40. Зиновьев А.А. Глобальное сверхобщество и Россия. М.; «Издательство ACT», 2000.

41. Зотов А.Ф. Современная западная философия: Учебн. М.: Высш. Шк., 2001.

42. Зубов А.А. Возникновение и эволюция Homo erectus. // Итоги науки и техники. Сер. Антропология. Т.2. Становление и эволюция человека, М., 1978.

43. Зубов ВЛ. Аристотель. М., 1963.

44. Ильинский И.М. Образовательная революция. М.: МГСА, 2002.

45. Иванов А.В. Сознание и мышление. М.: Изд-во МГУ, 1994.

46. Иноземцев ВЖ На рубеже эпох. Экономические тенденции и их неэкономические следствия. М., 2003.

47. Ионов И.Н. Теория цивилизаций и эволюция научного знания. // Общественные науки и современность. №3, 1997.

48. Ионов И.Н., Хачатурян В.М. Теория цивилизаций от античности до конца XIX века. СПб.: Алетейя, 2002.

49. Иорданский Н.Н. Эволюция жизни. М,: Academia. 2001.

50. Казаринов М.Ю. Судьба идей: тектология А.А.Богданова в контексте философии, науки и культуры // Человек в контексте культуры: Сб. науч. тр. / Под ред. О.Ю.Марковой; СПбГЭТУ (ЛЭТИ). СПб. 1998.

51. Казютинский В,В, "Космическая философия" К.Э.Циолковского и современная научная картина мира // Труды XV1II-XX чтений, посвещ. разработке науч. наследия и развитию идей К.Э.Циолковского. М., 1988.

52. Казютинский В.В. Концепция глобального эволюционизма в научной картине мира // О современном статусе идеи глобального эволюционизма М-, 1986. С. 76.

53. Казютинский В.В. Антропный принцип в неклассической и постнеклассической науке / Проблемы методологии постнеклассической науки. М.,1992

54. Казютинский В.В. Проблема структуры антропного принципа / Антропный принцип в структуре научной картины мира: История и современность. Л., 1989

55. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги XX столетия. М.: Логос, 2000.

56. Капица СМ., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. М.: Эдиториал УРСС, 2001.

57. Кассирер Э. Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в западной философии: Переводы. М.: Прогресс, 1988.

58. Кафырин Е.А. Глобализация: взаимосвязь общечеловеческого и национального. Глобальный гуманизм. М,: БФРГТЗ «СЛОВО», 2003.

59. Кебина Н. А. Смыслообразующие основы формирования и самореализации личности: Дис. . докт. философ, н. М.: Московский гуманитарный университет, 2004.

60. Клягин Н.В. Человек в истории. М.:ИФАН, 1999.

61. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры. СПб,: Алетейя. 2002.

62. Ковалёв A.M. Целостность и многообразие мира. Т 1. М., 1996.

63. Ковалев AM Изменяющийся и самоорганизующийся мир. Т 2. Идеи, размышления, гипотезы. М. 1999.

64. Коротаев А.В., Бондаренко Д.Н. Политогенез, «гомогенические ряды» и нелинейные модели социальной эволюции. // Общественные науки и современность. 1995, № 5.

65. Коротаев А.В. Тенденции социальной эволюции.// Общественные науки и современность, 1999, № 4.

66. Красин А.Н. Социально-философские проблемы становления личности. М.: Высшая школа, 1981.

67. Коул М.> Скрибнер С. Культура и мышление. М.: Прогресс, 1977.

68. Культура. Политика. Молодёжь: Сборник научных статей. М.: Изд-во МГСА.

69. Ласло Э. Век бифуркаций. Постижение меняющегося мира. // Путь, 1995, № 7.

70. Jleeu-Cmpocc К. структурная антропология. М., 1983.

71. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность, М.: Политиздат, 1975.

72. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). М.: Прогресс-Универс, 1994.

73. Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории, СПб.: «Лань», 1997.

74. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. М.: Политиздат, 1988.

75. Маркс К. Социология. Сборник / Пер. с нем. М.: «КНОН-пресс-Ц», 2000.

76. Медведев В.А. Перед вызовами постиндустриализма: Взгляд на прошлое, настоящее и будущее экономики России. М.: Альпина Паблишер, 2003.

77. Межуев В.М. Философия культуры. Эпоха классики: Курс лекций. М.: Издательство МосГу, 2003.

78. Метафизика глобализации. От утопии к антиутопии. Материалы междисциплинарного семинара клуба учёных «Глобальный мир». Выпуск 11. М.: «Издательский Дом "НОВЫЙ ВЕК"». Институт микроэкономики, 2002.

79. Митина О.В., Петренко В.П. Синергетическая модель динамики политического сознания 11 Синергетика и психология. Тексты. Выпуск 1. Методологические вопросы / Ред. И.Н. Трофимова, В.Г. Буданов. -М.,1999.

80. Моисеев #.#., Александров В.В., Тарко A.M. Человек и биосфера. М.: Наука, 1985.

81. Моисеев Н.Н. Универсальный эволюционизм. (Позиция и следствия). // Вопросы философии, 1991, № 3.

82. Моисеев Н.Н. Природный фактор и кризисы цивилизации. // Общественные науки и современность, 1992, №5.

83. Моисеев Н.Н. Современный антропогенез. Эколого-политологическиЙ анализ. / Вопросы философии. 1995. № 1.

84. Моисеев. Н.Н. Расставание простотой. М.: «Аграф», 1998.

85. Назаретян А.П. Совесть в пространстве культурно-исторического бытия. // Общественные науки и современность, 1994, № 5.

86. Назаретян А.П. От будущего к прошлому (Размышление о методе) // Общественные науки и современность. 2000, №3. С. 148.

87. Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории: Синергетика, психология и футурология. М.:, ПЕР СЭ, 2001.

88. Овсянников М.Ф. Философия Гегеля. М.: Изд-во социально-экономической литературы, 1959.

89. ПеччеиА. Человеческие качества М.: Прогресс, 1980.

90. Полани М. Личностное знание. М., 1986.

91. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. (Проблемы палеопсихологии). М.: Мысль, 1974.

92. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. 2-е изд. М.: Наука, 1979.

93. Пределы глобализации (культура в контексте глобализационных процессов). Материалы междисциплинарного семинара клуба учёных «Глобальный мир». Выпуск 5. М.: «Издательский Дом "НОВЫЙ ВЕК"». Институт микроэкономики, 2002.

94. Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М.: Эдиториал УРСС, 2001.

95. Проблема человека в западной философии: Переводы/Сост. и послесл. П. С. Гуревича; Общ. ред. Ю.Н. Попова. М.: Прогресс, 1988.

96. Репина Л.П. "Новая историческая наука" и социальная история". М., 1998.

97. Риккерт Г. Философия жизни: Сборник / Пер. с нем. К.: Ника-Центр, 1998.

98. Рубинштейн С.Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии. М., 1973.

99. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989.

100. Руткевич М.Н. Диалектический материализм. Курс лекций для филос. Факультетов. М.: Мысль, 1973.

101. Семёнова С.Г. Николай Фёдоров: творчество жизни. М., Советский писатель, 1990.

102. Семёнов Ю.И. Н заре человеческой истории. М.: Мысль, 1989.

103. Смирнов И.Н. Материалистическая диалектика и современная теория эволюции. М.: Наука, 1978.

104. Современная западная философия: Словарь /Сост. и отв. ред.: В.С.Малахов, В.П.Филатов. М.: ТОН— Остожье, 1998.

105. Социальное положение учёных России, М., 1995.

106. Спенсер Г. Синтетическая философия: Пер. с англ. К.: Ника-центр, 1997.

107. Степин B.C. Теоретическое знание. М., 2000.

108. Степин B.C. Саморазвивающиеся системы и перспективы техногенной цивилизации. В кн.: Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М.: Прогресс-Традиция, 2000.

109. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: «Издательство ACT», 2002.

110. Тойнби А. Дж. Постижении истории. Сборник / Пер. С. Англ. Е.Д. Жаркова. М.: Айрис-ресс, 2002.

111. Топольский Е. Дискуссии о применении теории хаоса к истории И Исторические записки. 2(120) / Ред. Г.Н. Севостьянов. М., 1999.

112. Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс. М.: Юрайт-Издат, 2003.

113. Тоффлер А. Третья волна: Пер. с англ./ А. Тоффлер. М.: «Издательство ACT», 2002.

114. Тэйлор Э. Первобытная культура. М.: Соцэкгиз, 1939.

115. Уайт Э., Браун Д. Первые люди. М.: Прогресс, 1978.

116. Уткин А.И. Глобализация; процесс и осмысление. М.: «Логос», 2002.

117. Фёдоров Н.Ф. Философия общего дела. // Сочинения. М., 1982.

118. Философский энциклопедический словарь. М. 1983.

119. Философский энциклопедический словарь, М,: ИНФРА - М, 1997.

120. Фоллмер Г. Эволюционная теория познания. М.: Русский Двор, 1998.

121. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. И нем. М.: Прогресс, 1990.

122. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989.

123. Фролов И.Т. Философия и история генетики поиски и дискуссии. М.; Наука, 1988.

124. Фролов И.Т. философия и история генетики поиски и дискуссии. М.: Наука, 1998.

125. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

126. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993.

127. Фромм Э. Величие и ограниченность теории Фрейда. М.: «Издательство ACT», 2000.

128. Хакен Г. Синергетика. Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. М.: Мир, 1985.

129. Хакен Г. Информация и самоорганизация: Макроскопический подход к сложным системам. М.: Мир, 1991.

130. Хакен Г. Синергетика. М.: Мир, 1980.

131. Хантингтон С, Столкновение цивилизаций. М.: ООО «Издательство ACT», 2003.

132. Хомутов А.Е. Антропология. Ростов н/Д: «Феникс», 2002.

133. Хрисафнова Е.Н. Мажу га П.М. Очерки эволюции человека. Киев, 1985.

134. Циолковский К.Э. Монизм Вселенной. // Научно-фантастические произведения. Тула, 1986.

135. Чагин Б.А. Структура и закономерности общественного сознания. Л.: Наука, 1982,

136. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. / Ред-кол.: И.Т. Фролов (отв. ред.) и др. М.: Республика, 1995.

137. Чисталёв Л.Л. Здоровье как социально философская проблема: Дис. . канд. философ, н. М.: Институт Молодёжи, 1998.

138. Швейцер А. Благоговение перед жизнью: Пер. с нем. / Сост. и поел. А.А. Гусейнова; Общ. ред. А.А. Гусейнова и М.Г. Селезнёва. М.: Прогресс, 1992.

139. Шкловский И.С. Вселенная. Жизнь. Разум. М.: Наука, 1977.

140. Шредингер Э. Что такое жизнь? С точки зрения физика. М., 1972.

141. Экология: Учеб. для вузов / Н.И. Николайкин, Н.Е. Николайкина, О.П. Мелехова. М.: Дрофа, 2003.

142. Эшби У.Р. Введение в кибернетику. М.: Изд.-во иностр. Лит., 1959.

143. Юнг К. Проблемы души нашего времени. СПб.: Питер, 2002.

144. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М,: Политиздат, 1991.

145. Christian D. The case for " Big Hiatory". // Journal of World History, 1991, Vol. 2, #2.

146. Davis J. Toward a theory of revolution. In: Studies in social movements. A social psychological perspective. N-Y: Free press, 1969.

147. Diamond J. Guns, germs, and steel. The fates of human sosieties. N-Y., London: W.W. Norton & Company, 1999.

148. Ember C.A., Ember M, Cultural antropology. New Jersey: Plentice hall, 1999.

149. Hays D.G. Evolution of tecnology through four cognitive ranks. White plains, N-Y.: Connected education Inc., 1993.

150. Jantsch E. The self-organizing Universe. Scientific and human implications of the emerging paradigm of evolution. N.Y.: pergamon press, 1980.

151. Naiaretyan A. Civilization's precarious path. // The Moscow times. International weekly edition, 1994, vol. 1, #31.

152. Nazaretyan A. Civilization Crises withing Context of Universal History. Self-Organization, Psychology and futurology. Moscaw., 2001.

153. Pilbeam D, The evolution of man. London: Thames & Hudson, 1970.Sanderson S.K. Sotial evolutionism: A critical history. Oxford: 120. Basil Blackwell, 1990.

154. Spier F. The structure of Big History. From the Big Bang until today. Amsterdam; Amsterdam Univ. press, 1996.

155. Toffler Ah The third wawe. N.Y.: William Morrow and со., 1980.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.