Социалистические семейные обычаи и традиции как средство идейно-нравственного воспитания детей тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук : 13.00.01 Мирзоев, Назим Ханджан оглы

  • Мирзоев, Назим Ханджан оглы
  • кандидат педагогических наук : 13.00.01кандидат педагогических наук : 13.00.01
  • 1982, Баку
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 178
Мирзоев, Назим Ханджан оглы. Социалистические семейные обычаи и традиции как средство идейно-нравственного воспитания детей: дис. кандидат педагогических наук : 13.00.01: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Баку. 1982. 178 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук : 13.00.01 Мирзоев, Назим Ханджан оглы

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА. I. СОШ1Ш^О-Ш1ЩАТО1ЖЕСШЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ОБЫЧАЕВ И ТРАДИЦИЙ В ИДЕЙНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ.

§ I. Сущность и особенности семейных обычаев и традиций 20 •

§ 2. Социалистические семейные обычаи и традиции как эффективное средство воспитания детей в духе социалистического гуманизма и патриотизма, пролетарского интернационализма.

§ 3. Социалистические семейные обычаи и традиции и их функции в подготовке сознательных и активных строителей коммунистического общества.

Выводы по первой главе.

ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СЕМЕЙНЫХ ОБЫЧАЕВ И ТРАДИЦИЙ В ИДЕЙНО-НРАВСТВЕННОМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПОДРАСТАЮЩИХ ПОКОЛЕНИИ

§ I. Характеристика основных принципов использования социалистических, семейных обычаев и традиций в идейнонравственном воспитании детей.

§ 2. Пути внедрения социалистических семейных обычаев и традиций в практику идейно-нравственного воспитания подростков, юношей и девушек.

Выводы по второй главе.

ЗАКДШЕНИЕ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социалистические семейные обычаи и традиции как средство идейно-нравственного воспитания детей»

По мере развития социалистического общества Коммунистическая партия Советского Союза и Советское государство уделяют все более пристальное внимание идейно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. Целеустремленно выполняется указание В.И.Ленина о том, "чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали", которая "служит делу построения коммунизма"(10, с.313 и 316).

Серьезная общественно-политическая значимость повышения эффективности идейно-нравственного воспитания детей и молодежи подчеркивалась в Программе КПСС, в решениях партийных и комсомольских съездов, в материалах пленумов ЦК КПСС, постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР, в государственных документах по народному образованию и коммунистическому воспитанию молодого поколения.

С особой силой подчеркнуто значение идейно-нравственного воспитания Ш съездом КПСС, творчески развившим учение В.И.Ленина в условиях развитого социалистического общества. Основой решения этой актуальной проблемы съезд провозгласил комплексный подход к постановке всего дела воспитания, сущность которого заключается в тесном единстве идейно-политического, трудового и нравственного воспитания. Определена также конкретная задача нравственного воспитания, выполнение которой является объективной необходимостью на современном этапе развития нашего общества.

Осуществление коммунистического идеала по воспитанию советских лвдей, в том числе и подрастающего поколения, является одной из главных задач партии: ". добросовестный труд, высокая гражданственность, идейно-нравственные качества - вот чем определяется положение и престиж человека в нашей стране"(18, с.581).

Предметом первостепенной заботы партии, - говорится в передовой газеты "Правда", - была и остается политическая, идейно-нравственная закалка трудящихся, молодой смены (107,с.I). "Стало быть, нужно усиливать воспитательную работу, - подчеркивает Л.И.Брежнев в отчетном докладе ХХУТ съезду КПСС, - я имею в виду и воспитание трудовое, и воспитание нравственное, и воспитание идейно-политическое." (45, с.67).

Конкретное воплощение идей В.И.Ленина, КПСС в жизнь совершается повсеместно с учетом особенностей союзных и автономных республик, областей, краев и национальных округов. В отчетном докладе XXX съезду КП Азербайджана кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС, первый секретарь ЦК КП Азербайджана тов. Г.А.Алиев сказал: "Главные усилия в идеологической сфере были сосредоточены, можно сказать, на возрождении нравственного воспитания. КП Азербайджана осуществила действенные меры, направленные на резкое усиление роли идейно-нравственных факторов во всех сферах жизни республики. Укрепился и значительно обогатился духовный, нравственный потенциал трудящихся, усилилась идейно-политическая направленность воспитательной работы, сложилась стройная система нравственного воспитания"(34, с.181 и 198).

Организуя практическую деятельность по идейно-нравственному воспитанию различных групп населения, наша партия исходит из того, что коммунистическое воспитание в современных условиях представляет собой необычайно сложный, многогранный и много-каналовый процесс, включающий в себя "широкий круг взаимосвязанных проблем семейного воспитания, быта, отдыха, использование свободного времени, правильного понимания личностью своего места в обществе" (46, с.97), Практическая реализация процесса воспитания возможна только при условии "объединения усилий учебных заведений, трудовых коллективов, общественности и семьи" (26, с.272). Таким образом, в осуществлении величественной программы построения коммунистического общества наша партия наряду с другими общественными институтами важное место отводит советской семье, которая является естественной первичной ячейкой общества, где "реализуется прелесть человеческой жизни, куда приходят отдыхать победные силы человека, где растут и живут дети - главная радость жизни"(133, с.35).

Почетная и ответственная роль семьи, законодательно закрепленная в Конституции СССР, объясняется прежде всего тем, что ребенок свой первый жизненный опыт получает именно в семье: психологами доказано, что в первые годы жизни ребенка под воздействием его эмоциональных и речевых контактов с родителями и старшими закладываются основы умственного и духовного созревания сознательного и активного строителя коммунистического общества. Если учесть, что основы характера ребенка закладываются в значительной мере к 5 годам жизни, то как раз в семье и получают свое первичное оформление ведущие качества личности, приобретают более или менее устойчивые очертания основные принципы и нормы поведения будущего гражданина. Отсщца закономерно следует, что развитие ребенка, его будущее место в жизни, в строительстве нового, самого совершенного общества на земле во многом зависит от тех идейно-нравственных уроков, которые он получил в семье.

Эти выводы советской психолого-педагогической науки получили еще одно конкретное подтверждение в материалах секции "Семья в системе нравственного воспитания" Всесоюзной научнопрактической конференции "Формирование активной жизненной позиции: опыт и актуальные проблемы нравственного воспитания", состоявшейся по решению ЦК КПСС 25-27 апреля 1979 года в Баку. В Постановлении ЦК КП Азербайджана по итогам Всесоюзной научно-практической конференции ввдвинуто теоретически обоснованное требование ко всем организациям и учреждениям "вести постоянную, вдумчивую и тактическую работу по укреплению советской семьи; уделять больше внимания повышению ее высокой роли в укреплении морального здоровья общества, воспитать в сознании лвдей ответственность за прочность семьи,." (39, статья 6),

Практика коммунистического строительства неоспоримо свидетельствует о том, что в процессе постепенного перерастания социалистических общественных отношений в коммунистические семья не только не теряет своей социально-политической и воспитательной значимости, как это пытаются "доказать" буржуазные идеологи, а наоборот, превращается в мощный фактор коммунистического воспитания молодого поколения Страны Советов.

Вместе с тем, объективные условия существования развитого социалистического общества требуют не только признания важной роли семьи в общественной жизни, но и все более эффективного использования всех имеющихся средств идейно-нравственного воспитания детей в семье. "Могучим средством закрепления идейно-нравственных высот в практике повседневной жизни, - отмечает XXX съезд КП Азербайджана, - являются социалистические традиции и обычаи. Пропаганда революционных, боевых и трудовых традиций, воспитание на них трудящихся, особенно подрастающего поколения, - одно из главных направлений идеологической работы Компартии Азербайджана. Лучшие из сложившихся у нас гражданских традиций и обрядов вобрали в себя важнейшие ценности реального социализма, отразили прогрессивные достижения истории и культуры азербайджанского народа, они отвечают высоким идейно-политическим , нравственным и художественно-эстетическим критерием" (47, с. 128).

Факты показывают, что в азербайджанской семье, как и во всех национальных семьях других республик нашей страны, в ходе многовековой истории сложились различные обычаи и традиции, которые, передаваясь от поколения к поколению и со временем все более совершенствуясь, оказали огромное влияние на весь уклад ее жизни, на развитие идейно-нравственных качеств подрастающей смены. Вместе с тем "требуется большое терпение, такт, настойчивость, чтобы внедрять в быть социалистическую обрядность, чтобы прочно воши в жизнь новые семейно-бытовые традиции и обычаи. Необходима серьезная научно-атеистическая, агитационно-пропагандистская работа, а главное - вовлечение широкой общественности в борьбу за укрепление, развитие и совершенствование социалистических традиций и обычаев" (46, с. 129). В этом "и сама наука должна быть постоянным "возмутителем спокойствия", показывая, на каких участках наметились застой и отставание, где современный уровень знаний дает возможность двигаться вперед быстрей, успешней" (45, с.43).

Анализ соответствующей философской, социологической, ис-торико-этнографической и педагогической литературы свидетельствует, что социалистические семейные обычаи и традиции как фактор идейно-нравственного воспитания детей мало исследованы. в исследованиях советских философов и социологов Н.С.Сар-сенбаева (168,169), М.М.Саттарова (170,171), А.К.Алиева (56 -57), Ф.и.мирзаханова (143), О.Д.Умурзаковой (184), Л.П.Буевой (87) и других рассматриваются природа и закономерности развития народных и общесоветских обычаев и традиций, их роль в формировании нового человека, анализируются причины существования пережитков прошлого в обычаях и традициях.

Историки и этнографы А.С.Мамедов (137), Г.А.Гулиев (103), А.Кязимов (124) и другие акцентируют внимание на происхождении, развитии ш видоизменении отдельных ритуалов, обрядов,обычаев и традиций в быту.

Однако и первые и вторые группы ученых, указанные выше, затрагивают только национальные и общесоветские обычаи и традиции.

В плане нашего исследования среди философов, социологов, историков и этнографов особый интерес представляют работы И.В. Суханова, Л.Д.Суслопаровой и А.Рахмановой,

И.В.Суханов рассматривает обычаи и традиции как социальный механизм, осуществляющий передачу общественных ценностей от поколения к поколению и тем самым формирующий внутреннее единство и национальное своеобразие культуры народа, рассказывает о прогрессивных и реакционных обычаях и традициях, прослеживает становление новых, нравственно ценных обычаев и традиций, их положительную роль в утверждении морали социалистического общества, в становлении советского образа жизни. Хотя семейным обычаям и обрядам, а также традициям в работах И.В. Суханова отводится незначительное место, весьма существенно здесь то, что автор заостряет вопрос о необходимости их неотложного изучения и целенаправленного применения (176-178).

Л.Д.Суслопарова подчеркивает, что Великая Октябрьская социалистическая революция радикально преобразила социальные отношения, внесла коренные изменения и в семье. Возникли новые, свойственные только советской семье, революционные, патриотические и трудовые традиции. Однако автор, фрагментарно освещает опыт применения таких традиций и перспективы их использования. Но работы Л.Д.Суслопаровой носят не научный, а публицистаческий характер.

А.Рахманова в своей диссертационной работе по философии "Возникновение и развитие традиций и обычаев в советской семье" в историко-логическом плане освещает вопросы происхождения семейных обычаев и традиций, делает попытку раскрыть механизм их формирования и развития, правильно, на наш взгляд, подчеркивает их классовую сущность в антоганистических общественно-экономических формациях. Используя большой фактический материал из жизни киргизской семьи, исследователь раскрывает процесс борьбы нового со старым, показывает объективную основу и субъективные предпосылки рождения новых социалистических семейных обычаев и традиций, стремится проанализировать практику их внедрения в жизнь современной киргизской семьи. Примечательно, что в создании этих обычаев и традиций автор значительное место отводит новой, более серьезной роли женщины в жизни семьи, в воспитании детей. Вместе с тем мы не можем согласиться с А.Рахмановой в отождествлении семейных обычаев и традиций. Автор не раскрывает системы обычаев и традиций, поверхностно, расплывчато обрисовывает их роль и значение в воспитании детей. С162;•

Опубликовано немало работ, посвященных проблемам анализа обычаев и традиций и непосредственно в педагогическом аспекте. Однако один из них характеризуют только школьные традиции С58, 12ь,141), другие - революционные и боевые традиции v49,b0, 110,149,197), третьи - национальные и общесоветские i62,67, 153, 155, 163).

Есть работы {в основном отдельные журнальные и газетные статьи), в которых в той или иной мере затрагивается опыт совместной работы школы, семьи и общественности в воспитании детей Сби,9ь,1иО,14У и др.). Но ни в одной из них социалистические семейные обычаи и традиции не освещаются должным образом, хотя для изучения данной проблемы они небезинтересны.

Среди очень малочисленных педагогических исследований, прямо или косвенно посвященных семейным обычаям и традициям (147, 148, 150, 166, 173, 180, 182), наибольший интерес представляют три кандидатские диссертации: С.Р.Рыгзенова ("Воспитание подростков в семье и школе на народных трудовых традициях", 166), Г.И.Скретнева ("Проблема влияния советских народных традиций на формирование нравственных качеств личности младшего школьника в семье", 173) и С.С.Танхасаевой ("Прогрессивные народные традиции в современной практике воспитания в семье и сельской школе Бурятии", 180). В этих диссертациях характеризуются национальные обычаи и традиции каждой республики, ставится вопрос о необходимости использования прогрессивных народных обычаев и традиций в нравственном воспитании детей в семье и школе. Но в этих работах смешиваются семейные, национальные (народные), общесоветские обычаи и традиции, нет целостного подхода к проблеме, не учитываются особенности этих обычаев и традиций, отождествляются семейные "обычаи" и "традиции", нет конкретных советов и рекомендаций о принципах, путях и формах использования этих обычаев и традиций в воспитании.

Что же касается исследования социалистических семейных обычаев и традиций в Азербайджанской ССР, то следует отметить, что в нашей республике эта проблема в педагогическом аспекте пока еще никем специально не разрабатывалась. Поэтому полагаем, что результаты нашего исследования в какой-то мере восполнят этот пробел.

Таким образом, предпринятый нами анализ соответствующей литературы и конкретная практика использования социалистических семейных обычаев и традиций в идейно-нравственном воспитании детей и молодежи в Азербайджанской ССР свидетельствует, что педагогическая наука еще недостаточно глубоко вникла в суть семейных обычаев и традиций, в особенности методики целенаправленного внедрения и реализации их, а значит и не оказывает серьезного влияния на повышение эффективности их воспитательного воздействия на детей и молодежь в условиях жизнедеятельности современной социалистической семьи. Между тем глубокое изучение, систематизация социалистических семейных обычаев и традиций, разработка принципов и путей их применения в конкретно- исторической обстановке, подготовка научно обоснованных, действенных рекомендаций по их позитивному совершенствованию - все это оказало бы очень большую реальную помощь родителям и воспитателям в процессе идейно-нравственного воспитания детей в семье.

Необходимость практического решения этой проблемы в условиях нашей республики неоднократно отмечалась в различных партийных и государственных документах. А после Октябрьского (1971 года) Пленума ЦК КП Азербайджана эта проблема занимает особое место и постоянно находится в центре внимания всех партийных, комсомольских и других общественных организаций Азербайджанской ССР.

Следовательно, актуальность данной проблемы заключается, во-первых, в ее педагогической неразработанности в специфических условиях Азербайджанской ССР, во-вторых, в ее жизненной необходимости, по причине чего она включена в план координационных исследований НШ ПН Азербайджанской ССР и согласована с Советом по координации педагогических исследований в СССР (181, с. 154).

Исходя из вышеизложенного и с учетом того, что высшим эталоном развития прогрессивных семейных обычаев и традиций являются социалистические семейные обычаи и традиции, мы определили тему исследования: "Социалистические семейные обычаи и традиции как средство идейно-нравственного воспитания детей", В работе особое внимание уделяется идейной стороне нравственности, ее методологическому обоснованию. Мы считаем, что идейно-нравственное воспитание - это то же самое нравственное воспитание, но с акцентом на его идейную сторону. Как справедливо отмечает А.В.Иващенко, понятие "идейно-нравственное воспитание" не позволяет ограничить процесс воспитания только формированием общечеловеческих добродетелей (честность, доброта, отзывчивость, чуткость, порядочность и др.). Оно синтезирует наиболее существенные, закономерные качества личности общества развитого социализма (коммунистическая идейность, советский патриотизм, пролетарский интернационализм, коммунистическое отношение к труду, социалистический гуманизм, коллективизм, социальная активность) (109, с. 11-12)•

Объектом нашего исследования является социалистическая семья, ее деятельность по идейно-нравственному воспитанию подростков, юношей и девушек посредством прогрессивных семейных обычаев и традиций.

Предмет исследования - процесс использования социалистических семейных обычаев и традиций в вдейно-нравственном воспитании подрастающего поколения.

Цель исследования предполагает раскрытие сущности и воспитательных возможностей социалистических семейных обычаев и традиций в условиях жизнедеятельности азербайджанской семьи, выявление и характеристика основных принципов использования их идейно-нравственного потенциала в коммунистическом воспитании подростков, юношей и девушек, освещение путей внедрения социалистических обычаев и традиций в практику идейно-нравственного воопитания детей в семье, а также разработка научно-обоснованных практических рекомендаций по использованию обычаев и традиций в идейно-нравственном воспитании.

Данная цель определила конкретные задачи исследования:

- раскрыть сущность социалистических семейных обычаев и традиций, показать их особенности;

- проанализировать воспитательные возможности использования азербайджанских социалистических семейных обычаев и традиций для совершенствования идейно-нравственного воспитания подростков, юношей и девушек;

- вскрыть и охарактеризовать основные принципы использования социалистических семейных обычаев и традиций в идейно-нравственном воспитании подрастающего поколения;

- выявить актуальные пути внедрения социалистических обычаев и традиций в практику идейно-нравственного воспитания подростков, юношей и девушек в азербайджанской семье и дать РЯД соответствующих практических рекомендаций.

При достижении поставленной цели и решении намеченных задач мы руководствовались следующей гипотезой: в обществе развитого социализма, где коммунистическое воспитание детей стало поистине всенародным делом, внедрение и применение социалистических семейных обычаев и традиций в практике идейно-нравственного воспитания детей и юношества будет достаточно эффективным при соблюдении ряда социально-педагогических условий:

-если воспитание осуществляется с учетом сущности и специфических особенностей социалистических семейных обычаев и традиций;

- если рационально используется идейно-нравственный потенциал прогрессивных обычаев и традиций;

- если практика идейно-нравственного воспитания подростков, юношей и девушек в семье осуществляется в соответствии с социально обусловленными принципами построения процесса коммунистического воспитания;

- если используется совокупность различных путей внедрения позитивных народных обрядов, обычаев, традиций и ритуалов в семейную практику идейно-нравственного совершенствования подрастающей смены.

Методологической основой исследования явилось марксистско-ленинское учение о коммунистическом воспитании, о взаимосвязи - взаимообусловленности общественной и семейной жизни, о сущности брачно-семейных отношений и ее особенностях на разных исторических этапах развития общества, о сущности и особенностях обычаев и традиций.

Для достижения цели и решения поставленных задач была использована адекватная им методика изучения проблемы. Она включила в себя педагогически целесообразную систему методов исследования:

I. Наблюдение. Успешному выполнению работы во многом способствовал наш многолетний опыт занятий с учащимися и контактов с их родителями, постоянное общение с сельскими жителями Азербайджанской ССР, знание конкретных условий их быта и образа жизни.

Непосредственные многолетние наблюдения за воспитанием детей через посредство прогрессивных семейных обычаев и традиций осуществлялись с 1965 года. Выполнение обязанностей учителя и классного руководителя средних школ № I и № 2 Исмаиллинского района, посещение семей школьников, общение со всеми членами семей, участие в мероприятиях, организуемых представителями общественности и семейными коллективами, позволили автору основательно изучить состояние взаимоотношений в наблвдаемых семьях, сделать выводы о том, какими обычаями и традициями пользуется каждая семья, как к ним относятся члены семейного коллектива и как родители применяют их в процессе идейно-нравственного воспитания детей,

2. В процессе исследования важное место занимало изучение и анализ следующих необходимых материальных источников: а) трудов классиков марксизма-ленинизма, раскрывающие вопросы нравственного воспитания подрастающей смены, роль семьи в развитии общества, сущность обычаев и традиций (I-I3); б) Программы КПСС, материалов ХХУ и ХХУТ съездов КПСС, XXIX и XXX съездов КП Азербайджана, решений комсомольских съездов и пленумов, законов и постановлений партии и правительства, указаний общественно-политических и государственных деятелей нашей страны по вопросам идейно-нравственного воспитания детей и молодежи (14-48); в) трудов выдающихся педагогов - К.Д.Ушинского,Н.К.Крупской, А.С.Макаренко о воспитательной роли прогрессивных обычаев и традиций (185-187, II8-I2I, 128-135); г) философской, этнографической, исторической, научно-популярной, художественной литературы, газетных и журнальных статей (см.: список использованной литературы); д) методологических трудов современных советских ученых-педагогов О.С.Богдановой (80-82), Н.И.Болдырева (83-85), А.Ю.Гордина (99), И.В.Гребенникова (100-102), А.В.Иващенко (138), Н.М.Кязимова (122-123), И.С.Марьенко (138-149),Н.Е.Мой-сеш (144-145), М.А.Мураджанова (146), А.М.Низовой(151-152), И.Ф.Харламова (188) и многих других о нравственном воспитании подрастающего поколения; е) этнопедагогики азербайджанского народа, рассматривавмой в научных трудах А.Ш.Гашимова, М.А.Мурадханова, Ю.Р.Талы-бова, А.А.Тагиева и других (94, 95, 146, 179 и др.).

3. В выборном исследовании с охватом 95 семей широко использовались беседы, интервью и анкетные опросы.

Данные для исследования были собраны в двух городах (Баку, Кировабад) и 27 населенных пунктах из 7 сельских районов, центрами которых являются Ахсу, Геокчай, Закатали, йсмаиллы, Куткашен, Лачин, Шемаха.

Диссертант имел 540 зафиксированных личных бесед с родителями и другими членами семей, организовал 194 интервью с родителями учащихся, классными руководителями, подростками и старшеклассниками, представителями общественности, провел анкетный опрос 300 родителей. Для определения количественно-качественных оценок результативности использования отдельных социалистических семейных обычаев и традиций применялась статистическая обработка полученных данных.

4. Анализ и обобщение собранного материала. С помощью анкетных данных, результатов наблюдений, бесед, изучения материалов республиканской периодической печати, анализировался и обобщался широкий эмпирический материал из опыта использования прогрессивных семейных обычаев и традиций в идейно-нравственном воспитании подрастающей смены. Наиболее значимымв в этом плане мы считаем монографическое изучение соответствующего положительного опыта 9 семей (из них - 5 сельских). Все это дало нам возможность выявить основные принципы использования социалистических семейных обычаев и традиций в идейно-нравственном воспитании детей, выделить и охарактеризовать конкретные пути реализации выявленных принципов в практике семейного воспитания в условиях Азербайджанской ССР.

Полученные сведения еще более выросли и дополнились в процессе обсуждений и диспутов на теш семейных обычаев и традиций, организованных нами для студентов очного и заочного отделений АПИШиЛ им, М.Ф.Ахундова и для старшеклассников школы № 44 Насиминского района г. Баку. Ряд вопросов обсуждался в ходе научно-педагогических конференций, организованных нами в АПИРЯиЛ им. М.Ф.Ахувдова и в сельских районах по линии Педоб-щества республики и республиканского общества "Знание".

В результате обобщения собранного фактического материала нами был сделан ряд выводов как общего, так и специфического характера.

Новизна исследования заключается:

- в выявлении и систематизации новых социалистических семейных обычаев и традиций, обусловленных советским образом жизни, а также в определении обычаев и традиций, утративших свою положительную социально-педагогическую значимость;

- в осуществлении первой попытки систематизации и обобщения положительного опыта идейно-нравственного воспитания детей в азербайджанской семье через посредство социалистических семейных обычаев и традиций;

- в раскрытии сущности и особенностей социалистических семейных обычаев и традиций применительно к условиям Азербайджанской GGP;

- в анализе идейно-нравственного потенциала социалистических семейных обычаев и традиций современной азербайджанской семьи для коммунистического воспитания детей; в в определении и характеристике основных принципов использования социалистических семейных обычаев и традиций в идейно-нравственном воспитании подростков, юношей и девушек;

- в выявлении актуальных путей внедрения социалистических семейных обычаев и традиций в практику идейно-нравственного

- 18 воопитания детей и молодежи в современной азербайджанской семье.

Практическая значимость исследования заключается в выявлении потенциальных возможностей и положительного опыта идейно-нравственного воспитания детей и юношества в современных азербайджанских семьях посредством социалистических семейных обычаев и традиций, в выявлении и характеристике сущности принципов использования прогрессивных семейных обычаев и традиций в развитом социалистическом обществе, в показе путей внедрения семейных обычаев и традиций в семейную воспитательную практику, в разработке научно обоснованных рекомендаций по эффективному внедрению и использованию социалистических семейных обычаев и традиций для идейно-нравственного воспитания подростков, юношей и девушек в условиях Азербайджанской ССР.

Достоверность проведенного исследования определяется исходными методологическими и теоретическими позициями, документами об апробации результатов работы, количественным и качественным анализом массовых данных, а также представительной базой и методикой, адекватной целям и задачам исследования.

Апробация результатов исследования осуществлялась на за-нятияз родительских университетов и лекториев в гг. Баку, Кировабаде, на родительских собраниях городских и сельских школ; на районных конференциях по проблемам семейного воспитания,на республиканской научной конференции по теме "Актуальные проблемы коммунистического воспитания в свете решений ХХУ съезда КПСС" (Баку, 1978); на совместных заседаниях кафедр и научно-теоретических конференциях профессорско-преподавательского состава АПИРЯиЛ им. М.Ф.Ахудцова по итогам научно-исследовательских работ за 1974, 1975, 1976, 1977 годы; в сообщениях в отделе взаимодействия школы, семьи и общественности НИИ педагогиче

- 19 ских наук Азербайджанской ССР, на конференциях молодых ученых этого института (Баку, I975-I98I). Результаты исследования пропагандировались также в процессе лекционных и лабораторно-практических занятий по педагогике в АПИРЯиЛ им. М.Ф.Ахундова.

Внедрение результатов исследования в практику осуществлялось посредством разработки научно обоснованных советов и рекомендаций по использованию социалистических семейных обычаев и традиций и внедрение их в быт, в жизнь азербайджанских семей через республиканские и районные газеты, через журналы ("Женщина Азербайджана", "Начальная школа и дошкольное воспитание", "Азербайджанская школа", "Культурно-просветительная работа"), через руководство соответствующими секциями научно-практических конференций в Исмаиллинском, Лачинском, Шемахин-ском и других районах Азербайджанской ССР, проводившихся республиканским обществом "Знание" и педагогическим обществом, районными отделами народного образования, кафедрой педагогики АПИРЯиЛ им. М.Ф.Ахувдова, через организацию и проведение конференций и диспутов, посвященных семейным обычаям и традициям, со студентами дневного и заочного отделений АШРЯиЛ им.М.Ф. Ахундова, со старшеклассниками из вышеуказанных районов, а также в школе № 44 Насиминского района г. Баку.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Мирзоев, Назим Ханджан оглы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В свете материалов ХХУТ съезда Коммунистической партии Советского Союза, "Основных направлений экономического и социального развития СССР на I98I-I985 годы и на период до 1990 года", а также материалов XXX съезда Коммунистической партии Азербайджана исключительную актуальность приобретает изучение идейно-нравственного воспитания подрастающих поколений. Коммунистическая партия рассматривает успешное решение задачи воспитания детей и молодежи в духе высокой коммунистической сознательности, готовности, воли и умения строить коммунизм как важнейшее условие окончательного построения и завершения коммунистического общества, а потому придает столь серьезное значение исследованию вопросов, связанных с использованием воспитательного потенциала реальной деяствительности развитого социалистического общества в подготовке сознательных и активных участников процесса созидания самого совершенного общества на земле. "Партийные работники, - указывает Г.А.Алиев, - ждут от ученых глубокого теоретического осмысления опыта и проблем нравственного воспитания, всестороннего раскрытия закономерностей морального развития личности в условиях зрелого социалистического общества, исследований причин и путей преодоления антиобщественных явлений. Необходима организация комплексных научных исследований наиболее эффективных форм и методов нравственного воспитания, координация усилий специалистов различных отраслей общественной науки и практики" (32, с. 59).

Конкретное социально-педагогическое исследование, организованное и проведенное диссертантом, дает возможность подойти к рассмотрению сущности семейных обычаев и традиций как к специфическим общественным явлениям, которые вызываются семейными отношениями, по своей сути и содержанию являются исторически сложившимися принципами, нормами и правилами коллективного поведения людей в семье, характеризующиеся относительной устойчивостью и обобщенностью, преемственно передающиеся от старших поколений к младшим и позволяющие интенсивно формировать духовные качества детей и молодежи на революционных, боевых и трудовых традициях старших поколений.

Исходя из методологической основы марксистско-ленинского учения о семье как первичной ячейки общества в виде отношений между мужем и женой, родителями и детьми, выполняющей различные функции, включая природно-биологическую, социальную, экономическую и духовную, мы определяем характер семейных обычаев и традиций как исторический, социально-классовый и глубоко диалектичный, а механизм зарождения, образования и закрепления семейных обычаев и традиций в виде групповых действий, вложившихся на основе многократного удовлетворения потребностей семейного коллектива, рассматриваем как близкий к механизму зарождения, образования и закрепления индивидуальных человеческих привычек.

Вскрыта диалектическая взаимосвязь семейных обычаев и традиций с национальными и общечеловеческими. При видимом сходстве между собой семейные обычаи и семейные традиции не тождественны, они имеют свои специфические отличия, характеристика которых дается наш на страницах диссертации.

Среди специфических особенностей социалистических семейных обычаев и традиций мы выделяем в качестве наиболее присущих им детерминированность конкретно-историческими условиями, современной практикой коммунистического созидания, тенденцией постоянно обогащать свое содержание наиболее прогрессивными элементами из духовной жизни социалистического общества, соответствующими коммунистической идеологии и морали, относительной унификацией с прогрессивными национальными и межнациональными обычаями и традициями под их воздействием, исключительной заинтересованностью социалистического общества в культивировании самых актуальных социально ценных и идейно-нравственно воспитывающих семейных обычаев и традиций, тенденцией к расширению сферы действия, участием представителей разных возрастных групп в их создании, внедрении и совершенствовании.

Проведенное исследование дает возможность оценивать использование социалистических обычаев и традиций как эффективное средство воспитания подростков, юношей и девушек в семье прежде всего в духе социалистического гуманизма и патриотизма, пролетарского интернационализма. При этом воспитание у детей и молодежи социалистического гуманизма мы понимаем и характеризуем в качестве объективной необходимости, одного из условий построения коммунистического общества, а сам социалистический гуманизм рассматриваем как качество личности нового типа, как производное от всей воспитательной деятельности нового общественного строя, его идеологии и мировоззрения. С помощью конкретных примеров из практики семейного воспитания характеризуется зависимость успеха воспитания социалистического гуманизма у детей и юношества в семье от формирования глубокого чувства уважения к женщине, к старшим людям, выработки чувства гостеприимства и заботы о малышах, а кроме того раскрывается такая особенность диалектики возникновения и упрочения гуманистических обычаев и традиций, как борьба с вредными, отрицательными обычаями и традициями, унаследованными от прошлого.

Большое внимание на страницах диссертационной работы уделено характеристике социалистических семейных обычаев и традиций как эффективного средства подготовки сознательных и активных строителей коммунистического общества.

Отмечая новый, социалистический характер советской семьи в качестве одной из решающих социально-педагогических основ использования социалистических семейных обычаев и традиций в процессе подготовки сознательных и активных строителей коммунизма, мы считаем исходным моментом в организации этой области воспитательной работы элементарное приучение детей к осознанному соблюдению социалистической дисциплины и выработки у них коммунистического отношения к выполению своих трудовых и общественных обязанностей.

Как существенное звено и одна из социально-педагогических основ в решении названных актуальных педагогических задач подробно, с анализом разнообразных конкретных фактов характеризуется выработка у подростков, юношей и девушек сознательной дисциплины и трудолюбия.

Теореическое осмысление эмпирического материала, полученного в результате проведенного исследования, позволили выявить и кратко охарактеризовать основные принципы использования социалистических семейных обычаев и традиций в идейно-нравственном воспитании детей, рассматриваемые нами как исходные положения, которыми родители и общество в целом руководствуются при организации воспитательного процесса в семье. Сюда входят: коммунистическая общественная направленность семейных обычаев и традиций, связь социалистических семейных обычаев и традиций с конкретной практикой коммунистического строительства, учет реальных условий их использования, систематичность и всеобщий характер использования, добровольный характер соблюдения обычаев, внедрения, закрепления, сохранения традиций, учет возрастных особенностей детей при осуществлении идейно-нравственного воспитания их через посредство социалистических обычаев и традиций семьи. Конкретную реализацию данных принципов мы рекомендуем осуществлять с позиции требований комплексного подхода к организации и проведению воспитательной работы, а также предлагаем учитывать их диалектический характер, отрицающий догматичность и незыблемость их положений, предполагающий творческое осмысление и применение в реальных условиях.

Неразработанность анализируемой проблемы побудила автора к определению путей целеустремленного внедрения социалистических обычаев и традиций в практику идейно-нравственного воспитания подростков, юношей и девушек в семье при организующем и направляющем участии КПСС, ВЛКСМ, профсоюзов через специализированные советы и комисии, общеобразовательные и специальные учебные заведения, общественность, лекционную пропаганду общества "Знание", с помощью научно-педагогических газет и журналов, периодической печати, радио, телевидения, художественной литературы, театра, кино.

Проведенное исследование дает возможность сформулировать ряд практических рекомендаций по повышению эффективности использования социалистических обычаев и традиций в семье с целью идейно-нравственного воспитания подростков, юношей и девушек.

1. В местных советах и комиссиях по пропаганде и внедрению социалистических обычаев и традиций целесообразно создать специализированную секцию, которая способна решить квалифицированно и на высоком уровне конкретные задачи пропаганды и внедрения социалистических обычаев и традиций в практику семейного воспитания; эту секцию могут составить аксакалы-сторонники прогрессивных обычаев и традиций, пенсионеры-активисты, самые авторитетные труженики промышленных и сельскохозяйственных предприятий, представители передовой интеллигенции.

2. Школам, республиканскому обществу "Знание" и его местным отделениям через систему работы с родительской общественностью и через сеть родительских лекториев, университетов с отделениями

- 161 будущего родителя, молодой семьи, семейного воспитания шире и настойчивее пропагандировать положительный опыт использования социалистических семейных обычаев и традиций для идейно-нравственного воспитания подростков, юношей и девушек.

3. Эффективности работы по внедрению социалистических семейных обычаев и традиций с целью идейно-нравственного воспитания детей в значительной мере будет способствовать организация широкого изучения прогрессивных народных обычаев, традиций, обрядов и ритуалов для последующего внесения в создаваемые актуальные обычаи и традиции наиболее ценных в воспитательном отношении элементов быта и фольклора той или иной национальности.

4. Для значительного повышения эффективности проводимых социально-педагогических и психологических исследований по рассматриваемой проблеме к изучению, анализу и обобщению позитивного опыта использования социалистических обычаев и традиций в семейной практике идейно-нравственного воспитания подростков, юношей и девушек следует шире привлекать учителей школ, классных руководителей 5-10 классов как лвдей, наиболее подготовленных в области педагогической теории и имеющих особенно тесную связь с семьями учащихся.

5. Необходима специальная подготовка квалифицированных инструкторов-консультантов по пропаганде и внедрению в жизнь со-веской семьи социалистических обычаев, традиций, обрядов и ритуалов (подобно тому, как это осуществляется в деятельности отделений ритуалистики институтов культпросветработников Народной Республики Болгарии).

6. С целью подготовки старшеклассников к умелому осуществлению идейно-нравственного воспитания детей в условиях их будущих семей через использование социалистических обычаев и традиций в средних общеобразовательных и специальных учебных заве

- 162 дениях целесообразна организация чтения цикла лекций о научных основах, содержания и методике этой деятельности.

7. Для подготовки будущих учителей к квалифицированному проведению пропаганды среди родителей прогрессивных элементов народных обрядов, обычаев и традиций и внедрения их в семейную практику идейно-нравственного воспитания детей в программы педагогических учебных заведений необходимо включить специальный курс по использованию социалистических семейных обрядов, традиций и ритуалов в коммунистическом воспитании подрастающей смены»

8. Назрела необходимость организовать выпуск специализированного республиканского журнала, посвященного вопросам организации семейного воспитания, или создать специальный отдел в редакции журнала "Азербайджан мектеби"("Школа Азербайджана"), в котором бы наряду с освещением вопросов рациональной организации труда, быта и отдыха в семье квалифицированно раскрывались вопросы использования социалистических семейных обычаев и традиций с целью коммунистического воспитания детей и молодежи.

9. Необходимо через серии очерков, репортажей, интервью в центральных, республиканских и местных периодических изданиях отражать и пропагандировать деятельность родителей в области идейно-нравственного воспитания детей через умелое, продуманное использование прогрессивных национальных и общечеловеческих обрядов, обычаев, традиций и ритуалов во всем ее многообразии.

10. Следует актуализировать и сделать более конкретным со-држание радиожурнала Азербайджанского радио "семья и школа"; при подготовке передач упор делать на обстоятельный анализ и объективную оценку фактов использования родителями социалистических семейных обычаев и традиций в идейно-нравственном воспитании детей и молодежи, показывать лучший в республике опыт проведения традиционных семейных мероприятий.

11. О целью убеждения родительской массы в огромной социальной ценности и серьезной воспитательной значимости применения в практике идейно-нравственного совершенствования детей в семье прогрессивных народных обычаев и традиций необходимы тщательно продуманная подготовка и регулярный показ по телевидению оперативных репортажей непосредственно из примерных семей о поучительных фактах использования таких обычаев и традиций, наглядная демонстрация лучших образцов проведения коммунистически выдержанных, идейно воспитывающих семейных обрядов и ритуалов.

12. Азербайджанским писателям, поэтам, драматургам, деятелям киноискусства смелее и шире изображать жизнь, быт, отдых современной советской семьи, через документальное и художественное изображение конкретных фактов использования революционных, боевых и трудовых традиций с целью коммунистического воспитания детей в семье показывать отличительные черты советского образа жизни.

13. Мы считаем объективно необходимой!: и социально-педагогически целесообразной работу по подготовке и широкому опубликованию адресуемых семье сценариев подготовки и проведении различных праздников революционного, военно-патриотического, трудового, бытового характера с рекомендациями по методике их проведения.

14. С целью усиления художественно-эстетической стороны проведения социалистических семейных обычаев и традиций, придания им эмоциональной торжественности и романтической окрашенности композиторам, поэтам, художникам, артистам и другим работникам искусства следует создать отвечающие высокому художественному вкусу образцы традиционной ритуалистики (свадебные, застольные песни, частушки, музыку, плакаты и т.п.).

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук : 13.00.01 Мирзоев, Назим Ханджан оглы, 1982 год

1. Маркс К. Проект закона о разводе. Маркс., Энгельс Ф.- Соч., 2-е изд., т. I, с. I6I-I64.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 16, с. 1-250.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, 2-е изд., т. 27, с. 1-402.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч., 2-е изд., т. 3, с. 3-52.

5. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии. -Соч., 2-е изд., т.4, с. 419-459.

6. Маркс К., Энгельс Ф. О воспитании и образовании: Сборник.- М.: АПН РСФСР, 1957. 397 с.

7. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс К., Энгельс Ф. - Соч., 2-е изд., т.21, с. 23-178.

8. Ленин В.И. От какого наследства мы отказываемся? Полн. собр. соч., т.2, с. 505-550.

9. Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 40, с. 1-40.

10. Ленин В.И. Задачи союзов молодежи. Соч., 5-е изд., т.41, с. 298-518.

11. Ленин В.И. Полн. собр. соч., 5-е изд., т. 16, с. 1-26.

12. Ленин В.И. Полн. собр. соч., изд. 5-е, т.29, с. 318-320.

13. Ленин В.И. Полн. собр. соч., 5-е изд., т.36, с. I-I78.

14. Брежнев Л.И. 50 лет Советскому Азербайджану. Баку: Азер-нешр, 1975, с. I-I4.

15. Брежнев Л.И. Отчет ЦК КПСС и очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики: Докл. ХХУ съезду КПСС. 24 февраля 1976 г. М.: Политиздат, 1976. - III с.

16. Брежнев Л.й. Ленинским курсом. М.: Политиздат, т.2, 1970, с. 20-38.17

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.