Соотношение риторики и философии в культурах античной Греции и Древнего Рима тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Поручевская, Ариана Федоровна

  • Поручевская, Ариана Федоровна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 147
Поручевская, Ариана Федоровна. Соотношение риторики и философии в культурах античной Греции и Древнего Рима: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Ростов-на-Дону. 2014. 147 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Поручевская, Ариана Федоровна

Введение

Глава 1. Феномен древнегреческого полиса как предпосылка формирования риторической дисциплины

1.1. Социальная бытийность античного полиса

1.2. Духовное становление греческой философии

Глава 2. Древнегреческие риторики: от ораторского мастерства до философского статуса

2.1. Первые риторические школы (Горгий, Исократ)

2.2. Философские риторики в Древней Греции

2.2.1. Платон о философах, риторах и роли божественной инспирации в творчестве и научном познании

2.2.2. Аристотелевская риторика как классический канон

ораторского мастерства

Глава 3. Древнеримская теория и практика красноречия

3.1. Специфические особенности учения в контексте

социальных детерминант

3.2. Виднейшие представители римской риторической

традиции

3.2.1. Крупнейший оратор-теоретик и классификатор

Римских риторических фигур Марк Тулий Цицерон

3.2.2. Декламации Луция Аннея Сенеки Старшего как литературные формы бытия красноречия

3.2.3. Создатель канона стилистической риторики Марк Фабий Квинтиллиан. Историк риторики Публий

Корнелий Тацит

Заключение

Список использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Соотношение риторики и философии в культурах античной Греции и Древнего Рима»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Современная российская духовная бытийность продолжает поиск культурных детерминант. В её составе отчётливо проявляется интенсивная тенденция рассматривать отечественную культурную традицию сквозь призму восточной цивилизации. Между тем современные реалии таковы, что Россия во всех сферах общества развивает европейские формы жизни. А в европейской цивилизации античное наследие занимает особое место. Важнейшие достижения европейских народов в духовном и социальном развитии, такие как демократия, ценность личной свободы, достоинство личности берут свое начало в полисной культуре. Для преодоления восточных цивилизационных стереотипов в российском обществознании необходимо использовать гуманитарные научные дискурсы античности. Именно в культуре античности были заложены базисные составляющие современной западной цивилизации. Встает задача поиска корней также и русской культуры в лоне античности. Античный полис по своим сущностным характеристикам, в своей базовой демократической основе гораздо точнее характеризует становление новейшей русской государственности и может стать теоретической основой исследования российской цивилизации. В рамках жизни полиса - феномена древнегреческой цивилизации - шло становление демократии, находившее научно-практическое обоснование и апробацию в многочисленных школах риторики и софистики. В их деятельности было показано, что осуществление речевого воздействия выступает как конституирующий фактор, позволяющий объединить в рамках риторики изучение различных видов текста: в письменной и устной форме, повседневной коммуникации, художественных произведений, как поэтических, так и прозаических. Такое понимание риторики восходит к

знаменитому определению её Аристотелем: риторика есть «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета».1

Особо стоит выделить следующие моменты:

• Язык гражданина античного полиса в ораторских выступлениях находит более яркое и непосредственное отражение, чем в исторической литературе того же периода, т.к. включает в себя психологические характеристики говорящего индивида, ставящего перед собой конкретные политические или научные задачи.

• Изучение текстов античных риторик для понимания речи и культуры граждан античного полиса может способствовать дальнейшему выявлению социальных, психологических и культурологических характеристик античного оратора как типа языковой личности.

• Исследование текстов ораторских выступлений вызывает интерес и в том плане, что они представляют собой определенную научную систему, компоненты которой могут приобретать специфический смысл.

• Совершенствование общей риторической культуры, языковых норм, овладение стилистикой деловой сферы общения, способов воздействия на адресата, формирование навыков публичного выступления относятся к числу актуальных проблем современного делового человека.

Теоретически выросшая из трудов Аристотеля и Платона, риторика в

качестве философской дисциплины тесно переплелась с античной поэтикой. И эта предпосылка с течением веков была развита настолько, что постепенно увела теорию красноречия из поля зрения философии, сделав, большей частью, наукой филологической, склонной к догматизации и формализму. Развившаяся специализация риторики (риторика судебная,

1 Аристотель. Риторика, книга 2, 1355а25 // Античные риторики. М., 1978, стр. 19.

политическая, лекторская и т.д.) лишь усилила теоретическое расслоение науки о красноречии. И постепенно привела к истощению самого предмета исследования риторики. Пышно расцветали лишь филологические изыскания, имевшие узкопрофессиональные рамки: составлялись длинные каталоги троп, фигур, развивался понятийный аппарат. Риторика утратила свою общекультурную привлекательность, переродившись из части классического образования в вид изысканий литературоведческого свойства.

Вместе с тем, деформация риторики не отразилась, по сути, на ее философском статусе. То значение, которое имела риторика во времена расцвета древнегреческого полиса, ту ее теоретическую наполненность, которую сформулировал Аристотель, риторика, отнюдь, не потеряла. Просто ее роль и ее достижения стали приписывать другим наукам; а исследования, суть риторические, называть другими терминами. Что, в принципе, вполне закономерно, учитывая степень теоретической девальвации, которой подверглась риторика усилиями догматиков от педагогики и религии.

Степень научной разработанности темы. Существует разнообразие концептуальных вариантов исследования риторики, представленных философами, психологами, педагогами и филологами. Изначальным и фундаментальным из них является филологический подход, отраженный в трудах Ю.В. Рождественского, X. Перельмана, Ж. Дюбуа.

Традиционно риторику считали также искусством, сравнивали с поэзией, актерской игрой на основе важности творчества, импровизации в речи, эстетического наслаждения, которое доставляет публичное «размышление вслух». Такие взгляды характерны для Аристотеля, Платона, Цицерона, Квинтиллиана, средневековых схоластов (составителей учебников по риторическим фигурам), позднее, во второй половине XIX

века, о риторике как искусстве сродни актерству говорили специалисты в области юридической риторики (ярчайший - А. Ф. Кони).

Единого, однозначного определения риторики в науке до сих пор не существует. Возможно, это объясняется древним происхождением дисциплины, долгим путем ее развития, а также изначальной неоднородностью предмета ее изучения. В современных исследованиях риторика определяется:

1) как «направление междисциплинарных исследований языка в действии»;2

2) как наука, предметом изучения которой являются разновидности речевой коммуникации, целенаправленно воздействующие на получателя сообщения;

л

3) как «наука об условиях и формах эффективной коммуникации». Большинство исследователей (Аверинцев С.С.,4 Гринцер Н.П. и

Гринцер П.А.,5 Лосев А.Ф.6) определяют риторику как основополагающую гуманитарную науку античности и средних веков. По их мнению, риторика взаимодействовала с философией, и включала: основы стилистики, грамматики, семантики, логики, литературной критики, поэтики. Она не ограничивалась изучением ораторского мастерства или структурным анализом текста. А.К. Авеличев полагает, что античную риторику в ее

2 Авеличев А.К. Возвращение риторики // Общая риторика. М., 1986.

3 Гиндин Л.А., Цымбурский В.Л. Гомер и история Восточного Средиземноморья. М., 1996.

4 Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской культурной традиции. М.,1996

5 Гринцер Н.П., Гринцер П.А. Становление литературной теории в Древней Греции и Индии. М., РГГУ, 2000

6 Лосев А.Ф. История античной эстетики в 8 томах. М., 2000.

концептуальной завершенности следует рассматривать как неотъемлемую часть целостного античного миропонимания с присущим последнему «содержательно-формалистическим» характером постижения и отражения

п

сущего» . На две основы античного гуманитарного знания - риторику и философию, - определившие дальнейшее развитие европейской культуры в средневековый период, указывает С.С. Аверинцев: «...у них общий корень в архаической мыслительно-словесной культуре, еще в феномене софистики они являли неразделимое единство. Каждая из них стремилась восстановить нераздельность мысли и слова, истины и убедительности на своей собственной основе, т.е. поглотить свою соперницу и вобрать ее в себя».8

Исследователи Лотман Ю.М.,9 Ж. Дюбуа, Ф. Эделин, Ж.-М. Клинкенберг, Ф. Мэнге, Ф. Пир, А. Тринон10 противопоставляют риторику поэтике. - Предметом риторики служили прозаические тексты, а предметом поэтики - поэтические. Другие исследователи полагают, что в античном восприятии не было принципиальных различий между ораторской прозой и произведениями эпоса, лирики, драмы; не было грани между прозаическими и поэтическими стилями. Вся словесность падала под «родовое понятие»11 речи. При рассмотрении риторики как науки о порождении убедительной речи, противопоставление прозаической и поэтической форм теряет свою значимость. «Два вида искусства - поэзия и ораторская речь - представлялись античным теоретикам родственными именно в силу своей адресованности не предмету, как таковому (что

7 Авеличев А.К. Возвращение риторики // Общая риторика, с.9.

8 Аверинцев С.С., Риторика и истоки европейской культурной традиции. М.,1996 с. 352.

9 Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. СПб, 1996

10 Ж.Дюбуа, Ф.Эделин, Ж.-М.Клинкенберг, Ф.Мэнге, Ф.Пир, А.Тринон. Общая риторика. М., 1986

1' Гринцер Н.П., Гринцер П.А. Становление литературной теории в Древней Греции и Индии. М., РГГУ, 2000, с.77.

характерно для философии), а слушателю, и потому нацеленными на непосредственное воздействие на аудиторию»12.

Гринцер П.А. указывает: «Риторика составляла одну из главных опор античной и всей европейской духовной культуры вплоть до нового времени. В качестве теории речи риторика была основой политической и правовой практики. В качестве теории доказательства - была родственна логике и диалектике. А в качестве теории прозаического письма - тесно связана с поэтической и литературной критикой»13.

Подтверждение этим оценкам можно найти в «Риторике» Аристотеля: «Риторика - искусство, соответствующее диалектике, так как обе они касаются таких предметов, знакомство с которыми может некоторым образом считаться общим достоянием всех и каждого и которые не относятся к области какой-либо отдельной науки»14. Таким образом, можно констатировать, что риторика вообще, и античная риторика в частности, изучаются весьма интенсивно. Наблюдается достаточно широкий спектр интересов и подходов к исследованию античной риторики. Но все они объединены тем, что риторика рассматривается преимущественно в филологическом ключе и в общеисторическом аспекте. В научной литературе присутствуют различные сопоставления риторики и философии в культурах античности. Тем не менее, потребность специального и обобщающего исследования данной проблематики явно прослеживается. Попытка решения этой задачи представлена в диссертации.

12 Гринцер Н.П., Гринцер П.А. Становление литературной теории в Древней Греции и Индии. М., РГГУ, 2000, с. 125.

13 Гринцер П.А. Эпос древнего мира // Типология и взаимосвязи литератур древнего мира. М., 1971, с.101.

14 Аристотель. Риторика, книга 1, 1 1354а. // Античные риторики. М., 1978., с.15.

Объектом исследования является античная риторика, представленная совокупностью текстов ораторских выступлений и социально-политический контекст ее становления.

В качестве предмета исследования рассматривается риторика античного периода в ее системном функционировании, изменении, становлении и взаимодействии с философией. Исследование предмета необходимо влечет характеристику текстов ораторских выступлений античной эпохи, прослеживание того, как в недрах существующих в античности научных школ происходит выработка философских оснований риторики.

Целью исследования является анализ риторики в контексте культуры как специфического проявления античной философской мысли; выделение позитивного ценностного содержания этого феномена; выявление его сущности, границ и закономерностей существования; специфики и особенностей развития риторики, в том числе на примере древнеримской школы, а также установить характеристики речи античного оратора на материале текстов античных риторик.

Для выполнения поставленной цели были решены следующие задачи:

1. Охарактеризовать античный полис в историографическом аспекте; рассмотреть концептуальное становление гражданского общества и духовного бытия гражданина полиса как единый процесс.

2. Установить специфические особенности ораторского мастерства в различные периоды развития античности.

3. Определить основные характеристики риторических школ античности.

4. Раскрыть и описать зависимость основных характеристик текстов ораторских выступлений от культурологических, социально-исторических и психологических условий жизни античного полиса.

5. Рассмотреть и описать духовное становление греческой науки, в недрах которой впервые в европейской традиции сформировалось понимание того, что красноречие оратора не только влияет на слушателей, но и по-новому раскрывает предмет исследования.

6. Классифицировать и выявить специфику первых риторических школ Древней Греции (Горгий, Исократ).

7. Исследовать взаимосвязь философских риторик в учениях Платона и Аристотеля; показать, что «отрицание» риторики Платоном привело к развитию учения Аристотеля, раскрыв в нем роль эмоционального состояния оратора.

8. Проанализировать специфические особенности древнеримской теории и практики красноречия в их соотношении с философией.

Теоретические и методологические основания диссертационного исследования определены сформулированными задачами. Изучение риторики в контексте античной культуры на материале текстов ораторских выступлений предполагает рассмотрение широкого круга вопросов, связанных как со спецификой исторического периода и особенностями класса гражданина античного полиса, так и с развитием риторики в целом. Текст ораторской речи выступает как семиотическая система, отражающая социокультурные процессы, характерные для развития общества в определенный исторический период. Такие критерии публичной речи, как унифицированная и нормированная композиция, основанная на риторическом каноне Аристотеля, социальная, политическая и научная тематика, средства языковой изобразительности, предполагающие невозможность изменения жанровой и стилистической структуры ораторской речи, делают текст публичного выступления важным источником информации о традициях общения и языковых особенностях античного полиса. Класс гражданина полиса представляет собой явление,

интересное как с культурологической, так и с социолингвистической точки зрения. Гражданин античного полиса всегда ассоциировался с высоким уровнем образованности, со знаниями в области литературы, науки, политики и искусства, и поэтому, целесообразно учитывать вклад, который внесло искусство риторики в развитие античной культуры. Методы, использованные в диссертационном исследовании, включают в себя как традиционные способы диалектического анализа, так и специфические методы культурологии, в частности, текстуальный и контекстуальный анализ. Исторический метод, предполагающий изучение информации, связанной с контекстом эпохи. В основу исследования были положены труды Кнабе Г.С.,15 раскрывающие культурологический смысл становления античной цивилизации. В работе использованы: метод интерпретации, обуславливающий углубленное сущностное понимание феномена античной риторики; метод сравнительного анализа античных концепций; аксиологический метод, выявляющий смысл и связи риторических школ античности. Основой исследования послужили тексты античных риторов, в особенности Платона, Аристотеля, Цицерона, Квинтиллина. А также работы отечественных и зарубежных философов, в первую очередь, А.Ф.Лосева, М.Л.Гаспарова, С.С.Аверинцева, Драча Г.В.,16 Кессиди Ф.Х., внесших неоценимый вклад в фундаментальные исследования античности. В книге Т.И.Кузнецовой и И.П.Стрельниковой

1 »7

«Ораторское искусство в Древнем Риме» представлено глубокое и всестороннее изучение римской риторической школы, не имеющее аналогов в отечественной науке. В теоретических разработках Ю.В. Рождественского, A.A. Волкова, E.H. Зарецкой указывается, что риторика

15 Кнабе Г.С. (в соавторстве с Т. Ф. Кузнецовой и И. В. Кондаковым). Культурология. История мировой культуры. М., 2003.

16 Драч Г.В. Рождение античной философии и начало антропологической проблематики. Ростов-на-Дону. 2003.

17 Кузнецова Т. И., Стрельникова И.П. Ораторское искусство в Древнем Риме. М., 1976.

как искусство и наука имеет прочный фундамент в античности. По утверждению исследователей Е. А. Ножина, Н. Н. Кохтева, Ю. В.

Рождественского и других, в каждом человеке заложен «ген» риторических способностей, которые можно и нужно развивать.

Проблематика работы соответствует шифру специальности 24.00.01 «Теория и история культуры», пункты: 1.6. Культура и цивилизация в их историческом развитии. 1.8. Генезис культуры и эволюция культурных форм. 2.7. Представления о культуре в Древности, Античности и Средневековье.

Научная новизна диссертационного исследования.

1. Античная риторика рассмотрена в контексте становления античной культуры и философии. Прослежено, как в ходе появления нового феномена гражданского коллектива, сопровождающегося бурными общественными дебатами, вызревает и оформляется особый вид речевого воздействия граждан друг на друга - ораторское искусство.

2. Выявлены особенности полисной культуры в применении к речевому поведению и вклад античных философов в развитие ораторского искусства, а также философского его осмысления - риторики.

3. Выделены этапы развития ораторского искусства. Предложено обобщение различных концепций античной риторики в соответствии со спецификой той или иной философской школы и соответствующие им взаимосвязи с философией.

4. Проведено сравнение структуры и речевой специфики риторических практик с понятийным аппаратом различных философских школ.

5. Рассмотрены социокультурные характеристики античных ораторов в их сопоставлении с философской образованностью и культурными традициями, к которым они относятся.

18 Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 1999.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Становление полисной демократии было оформлением такой модели социума, в которой действует принципиально новый феномен -гражданский коллектив. Политическое оформление его динамического равновесия осуществляется через общественные дебаты, что выдвигает на первый план общественной жизни полиса ораторское искусство.

2. Полисная культура своей важнейшей особенностью имеет все возрастающую любовь граждан к мудрости. Стремление к знаниям, образованию становится всеобщим характерным как для элиты, так и для простых людей. Способность владеть мыслью и способность придавать ей форму слова обеспечивает власть в полисе, достойную жизнь индивиду и в тенденции - власть над миром. Таким образом, умение мыслить (философия) и умение убеждать (риторика) имеют один исток - публичную жизнь полиса.

3. Сравнение древнегреческой и древнеримской риторики показывает, что они представляют собой два периода в развитии одного и того же культурного явления - античной риторики. И в единой истории античной риторики с достаточной определенностью можно выделить следующие периоды:

1) Возникновение: конец VII века до н.э. - VI век до н.э. Ораторское искусство проявляется как индивидуальная одаренность политиков, философов, поэтов. При этом осознается его особое значение, потребность целенаправленного овладения им, и специального обучения ему.

2) Оформление риторики как специальной дисциплины, появление первых школ Горгия и Исократа в V век до н.э. Оппозиция философии в отношении риторики в трудах Сократа и Платона.

3) Придание Аристотелем риторике статуса специальной философской дисциплины. Разработка развернутой философской теории риторики - IV век до н.э. Создание на базе аристотелевского учения о риторике различных практически ориентированных руководств по риторике.

4) Расцвет риторики в республиканском Риме в Ш-1 веках до н.э. (Катон Старший, братья Гракхи, Плутарх, Цицерон). Ораторское искусство поднимается на высший пьедестал почета. Риторика превращается в важнейшую дисциплину, всё образование подчиняется цели обучить красноречию. Философия и диалектика подчинены этой же цели.

5) Трансформация риторики в эпоху империи от важнейшего политически значимого вида деятельности и главной (наряду с философией) дисциплины в образовании в сферу обслуживания досуга, в развлечение сродни театру и поэзии. Вместе с тем, происходит усиление роли и значения риторики в образовании, придание ей статуса высшей дисциплины (Сенека Старший, Квинтиллиан, Тацит) - 1-Ш века н.э.

4. Соотнесение структуры и речевой специфики риторики с понятийным аппаратом философии свидетельствует об общем научно-практическом истоке данных дисциплин и об их смыслообразующем единстве.

5. Основные социокультурные характеристики античного оратора (высокий уровень образованности, социально-политическая активность, интерес к внутреннему миру человека, умение философски мыслить, критически оценивать события и качества людей) в языковом плане находят отражение в наличии большого количества абстрактных существительных, формальной лексики, оценочных прилагательных и наречий, коммуникативных стратегий недооценки и переоценки. Такая культурная

традиция сложилась во времена античного полиса и просуществовала в практическом и теоретическом благоденствии до сегодняшнего дня.

Теоретическую значимость работы можно рассматривать в попытке целостного анализа риторических теорий в культурологическом и философском аспекте. В работе осуществлена, также, систематизация и обобщение риторических школ античности в контексте их влияния на формирование теории красноречия.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты работы могут быть включены в теоретические курсы по культурологии, истории философии, спецкурсы по формированию культуры и лингвистики текста. Выводы данной работы могут использоваться в педагогике, юриспруденции и философии, а также в вузовском курсе по теории и практики речевой коммуникации, с целью её переосмысления на духовно-нравственной основе.

Апробация работы. Основные результаты и частные положения изложены в опубликованных статьях и тезисах:

1. Поручевская А.Ф. Социальная бытийность античного полиса // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2011, №4, с. 49-52. 0,4 п.л.

2. Поручевская А.Ф. Духовное становление греческой науки // Гуманитарные и социальные науки. 2011, №4, с. 276-283. [электронный ресурс] //www.hses-online.ru 0,4 п.л.

3. Поручевская А.Ф. Первые риторические школы античности: социально-политический аспект // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2007, №2, с. 48-52. 0,4 п.л.

4. Поручевская А.Ф. Ренессанс античной риторики // Морально-этические аспекты знаний. Ставрополь, 31.01.2014. 0,4 пл.

5. Поручевская А.Ф. Риторика в философии Платона // Этика и история философии. Тамбов, ноябрь 2010, с. 134-137. 0,4 п.л.

6. Поручевская А.Ф. Классическая риторическая дисциплина в системе современного гуманитарного образования // Дни науки философского факультета - 2008. Киев, апрель 2008 г. 0,2 п.л.

7. Поручевская А.Ф. Истоки нравственного нигилизма в трудах античных риторов // Материалы IV Философского конгресса, Москва, май 2005 г. 0,2 п.л.

8. Поручевская А.Ф. Риторика как фактор социального менеджмента // Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру. Пятигорск, сентябрь 2004, с.57-58. 0,2 п.л.

9. Поручевская А.Ф. Риторика в контексте основного вопроса философии // Современная логика: проблемы теории, истории и применения в науке. Санкт-Петербург, июнь 2004, с. 192-194. 0,2 пл.

10. Поручевская А.Ф. Риторика как способ ретрансляции знаний // Система управления качеством образования в Ростовском государственном университете Ростов-на-Дону, декабрь 2003г., с. 127-129. 0,2 п.л.

11. Поручевская А.Ф. Терроризм как крайняя форма социокультурного диалога // Материалы III Российского философского конгресса, Ростов-на-Дону, сентябрь 2002г., том 3, с. 215. 0,2 п.л.

Диссертант принимал участие в конференциях и философских конгрессах:

• IV Философский конгресс «Философия и будущее цивилизации», Москва, май 2005 г.

• III Российский философский конгресс «Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия», Ростов-на-Дону, сентябрь 2002 г.

• Международная конференция «Морально-этические аспекты и темпорально-экологические императивы инвенционного процесса генерации новых научно-технических знаний», Ставрополь, Институт Дружбы народов Кавказа, январь 2014 г.

• Конференция «Аристотелевские чтения. Античное наследие и современные гуманитарные науки», Ростов-на-Дону, факультет философии и культурологии Южного федерального университета (ЮФУ), 20-21 октября 2011 г.

• Международная научная конференция «Этика и история философии», Тамбов, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, 20 ноября 2010 года.

• Международная научная конференция «Дни науки философского факультета - 2008», Киев, Национальный Университет Имени Тараса Шевченко, апрель 2008 г.

• IV Международный конгресс «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру», г.Пятигорск, сентябрь 2004 г.

• VIII Общероссийская конференция «Современная логика: проблемы теории, истории и применения в науке», Санкт-Петербург, июнь 2004г.

• Научно-практическая конференция «Система управления качеством образования в Ростовском государственном университете». Ростов-на-Дону, декабрь 2003 г.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы. В список литературы включены цитируемые и упоминаемые труды; а также научные работы,

которые повлияли на создание концепции исследования. Всего 155 названий, из них 147 - на русском языке, 8 - на немецком языке.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Поручевская, Ариана Федоровна, 2014 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авеличев А.К. Возвращение риторики // Общая риторика. М., 1986.

2. Аверинцев С.С. Авторство и авторитет // Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994.

3. Аверинцев С.С. Античная риторика и судьбы античного рационализма. М., 1991.

4. Аверинцев С.С. Древнегреческая поэтика и мировая литература // Поэтика древнегреческой литературы. М., 1981. С.3-14.

5. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы.

Санкт-Петербург, Азбука-Классика, 2004.

6. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996.

7. Аверинцев С.С., Андреев М.Л., Гаспаров М.Л., Гринцер М.Л., Михайлов A.B. Категории поэтики в смене литературных эпох // Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994. С.3-38.

8. Адо Пьер. Философия как способ жить: Беседы с Жанни Карлие и Арнольдом И. Дэвидсоном / Пер. с франц.В. А. Воробьева. - М.; СПб.: Изд-во Степной Ветер; изд-во Коло, 2005.

9. Адо Пьер. Что такое античная философия? / Пер. с французского: В. П. Гайдамака, М., Изд-во гуманитарной литературы, 1999.

10. Александров Д.Н. Риторика. М., 1999.

11. Андреев В. И. Деловая риторика. М., 1995.

12. Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии. Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации. СПб., 1990.

13. Аннушкин В.А. Риторика. Хрестоматия. М., 1998.

14. Аннушкин В. И. Русская риторика: исторический аспект. М.: Высшая школа, 2003.

15. Античная литература. М.: Че Ро, 1997.

16. Античная поэтика. М., Наука, 1991.

17. Античные риторики. Под ред. А. А. Тахо-Годи. М., 1978.

18. Античные теории языка и стиля (антология текстов) / под ред. О.М. Фрейденберг, И.М.Троицкого и С.В.Меликовой-Толстой. СПб.: Алетейя, 1996 (переиздание издания 1936 года)

19. Апресян Г. 3. Ораторское искусство. М., 1978.

20. Аристотель. Афинская полития. Государственное устройство афинян. М.: Флинта, МПСИ, 2007.

21. Аристотель и античная литература / Под. ред. М. Гаспарова. М.: Наука, 1978.

22. Аристотель. Метафизика // Аристотель. Сочинения в четырех томах. Том 1. М.: Мысль, 1976.

23. Аристотель. Поэтика / Пер. М.Л.Гаспарова // Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т.4. М., 1984.

24. Аристотель. Риторика // Античные риторики. М., 1978.

25. Аристотель. Топика // Сочинения: в 4 т. Т.2. М., 1978.

26. Асмус В.Ф. Античная философия. М., Высшая школа. 2005.

27. Баумгартен Ф., Поланд Ф., Вагнер Р. Эллинская культура. Минск, Харвест, М., АСТ, 2000.

28. Бахтин М.М. Эпос и роман // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

29. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

30. Бахтин М.М. От философии поступка к риторике поступка. М., 1996.

31. Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках // Бахтин М.М. Литературно - критические статьи. М., 1986, с. 473-500.

32. Бахтин М.М. Слово в романе/ЛЗопросы литературы и эстетики. М. 1975

33. Башев И.Л Принципы риторики. Москва, 1987.

34. Безменова Н. А. Очерки по теории и истории риторики. М., 1991.

35. Безменова Н. А. Теория и история риторики. М.: Наука, 1991.

36. Береговская Э.М., Верже Ж.-М. Занятная риторика. М., 2000.

37. Богомолов A.C. Античная философия. М. :Изд-во МГУ, 1985.

38. Боннар Андре. Греческая цивилизация / пер.с фр. Волкова О.В. т. 1-3. М.: Искусство, 1992, Том 1: От Илиады до Парфенона. Том 2: От Антигоны до Сократа. Том 3: От Еврипида до Александра.

39. Брынская О.П. Систематизация основных понятий риторики, данных в трактате Аристотеля "Риторика". М., 1987.

40. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Ростов - на -Дону, 1996.

41. Введенская Л.А. Деловая риторика. Ростов н/Д, 2000.

42. Виноградов В. В. Поэтика и риторика // О языке художественной прозы: Избр. тр. М., 1980.

43. Гаспаров М.Л. Цицерон и античная риторика// Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972.

44. Гаспаров М.Л. Поэзия и проза - поэтика и риторика// Гаспаров М.Л. Избранные труды: В 2 т. М., 1997. Т. 1. С. 524-556.

45. Гаспаров М.Л. Античная риторика как система// Там же. С. 556-586.

46. Гиляров А.Н. Источники о софистах. Платон как исторический свидетель. Либроком, 2011.

47. Гиндин С.И. Риторика и проблемы структуры текста// Общая риторика. М., 1986.

48. Гиро Поль. Частная и общественная жизнь греков. СПб., 1995.

49. Гоготишвили JI.A. Философия языка М.М. Бахтина и проблема ценностного релятивизма // Бахтин как философ. М., 1992.

50. Гольдин В. Е. Этикет и речь. Саратов, 1978.

51. Горгий. Похвала Елене // Ораторы Греции. М., 1985.

52. Граудина JI.K., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. М., 1989.

53. Гринцер Н.П. (совм. с П.А. Гринцером). Становление литературной теории в Древней Греции и Индии. М., РГГУ, 2000.

54. Гринцер П.А. Эпос древнего мира // Типология и взаимосвязи литератур древнего мира. М., 1971. С.134-205.

55. Гуревич С. С., Погорелко В. Ф., Герман М. А. Основы риторики. Киев, 1988.

56. Гуревич Я.Г. История Древней Греции и Рима. Озон, 2012.

57. Дейк ван Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989.

58. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1979,

59. Джохадзе Д.В. Философия античного диалога. М.: Диалог-МГУ, 1997.

60. Драгунский Д.В., Цымбурский В.Л. Генотип Европейской цивилизации. // «Полис» («Политические исследования») 1991-№1.

61. Драч Г.В. Рождение античной философии и начало антропологической проблематики. Ростов-на-Дону. 2003.

62. Дюбуа Ж. и др. Общая риторика. М., 1986.

63. Зарецкая E.H. Риторика: теория и практика речевой коммуникации. М., 1998.

64. Зарифьян Н. А. Теория словесности. Библиография и комментарий. М., 1990.

65. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры / Ред. и прим. С.П.Заикина. 2-е изд. СПб.; Марс, 1995.

66. Исаева В.И. Политическая программа Исократа в речи "Филипп" // Вопросы древней истории. М., 1974. N2.

67. Исократ. Панегирик // Ораторы Греции. М., 1985.

68. Историческая поэтика: Итоги и перспективы изучения. М., 1986.

69. Квинтиллиан Марк Фабий. Двенадцать книг риторических наставлений. Ч. 1-2. СПб.: Императорская Российская Академия, 1834.

70. Кессиди Ф. X. От мифа к логосу (Становление греческой философии). М., Мысль, 1972.

71. Кессиди Ф. X. Сократ. СПб.: Алетейя, 2001.

72. Клеванов A.C. Обозрение философской деятельности Платона и Сократа. Либроком, 2012.

73. Клюев Е.В. Риторика. М., 1999.

74. Кнабе Г.С. Быт и история в античности. Озон, 2012 .

75. Кнабе Г.С. Древо познания и древо жизни. М., РГТУ, 2006.

76. Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима: Учебное пособие. М., 1993.

77. Кнабе Г.С. (в соавторстве с Т.Ф.Кузнецовой и И.В.Кондаковым). Культурология. История мировой культуры. М., 2003.

78. Кон И.С. Открытие «Я». М., Политиздат, 1978.

79. Корнилова E.H. Риторика - искусство убеждать. Своеобразие публицистики античной эпохи.2 изд., испр.и доп. М.: Изд-воМГУ,2002.

80. Кохтев Н. Н. Риторика. М.: Просвещение, 1994.

81. Кохтев H.H. Основы ораторской речи.Московский университет, 1992.

82. Кузнецова Т. И. Практическое красноречие и парадное красноречие. Сенека Старший.// Кузнецова Т.И., Стрельникова И.П. Ораторское искусство в Древнем Риме. М., 1976.

83. Кузнецова Т. И., Стрельникова И.П. Ораторское искусство в Древнем Риме. М., 1976.

84. Культура Древнего Рима. В 2-х т. М.: Наука, 1995.

85. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990.

86. Лапенна И. Риторика (пер. с эсперанто). Ростов н/Д, 2000.

87. Лахманн Р. Демонтаж красноречия. Риторическая традиция и понятие поэтического. СПб.: Академический Проект, 2001.

88. Лебедев А.В. Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М.: Наука, 1989.

89. Леммерман X. Учебник риторики. М., 1997.

90. Логика и риторика. Учебник. Минск: ТетраСистемс. 1997.

91. Логика и риторика. Хрестоматия. Минск: ТетраСистемс. 1997.

92. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. В 2-х кн. М., ФОЛИО, 2000.

93. Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. М.: Мысль, 1996.

94. Лосев А.Ф. Специфика языкового знака в связи с пониманием языка как непосредственной деятельности мысли // Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М., 1982.

95. Лосев А.Ф. Эллинистически-римская эстетика 1-П вв. н.э. - М.: Московский университет, 1979.

96. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера -история. М., 1999.

97. Лотман Ю.М. Риторика// Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Таллин, 1992. Т.1. С. 167-184.

98. Лотман Ю.М. Риторика - механизм смыслопорождения (раздел книги "Внутри мыслящих миров") В кн. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб,2000.

99. Лурия А. Р. Язык и сознание. Ростов н/Д, Феникс, 1998.

100. Марченко О.И. Риторика как норма гуманитарной культуры. М.,1994.

101. Миллер Т.А. Аристотель и античная литературная теория // Аристотель и античная литература. М., 1978.

102. Миллер Т.А. От поэзии к прозе (Риторическая проза Горгия и Исократа) // Античная поэтика: Риторическая теория и литературная практика. М., 1991.

103. Миронов В. Древний Рим М.: Вече, 2007.

104. Михайличенко Н. А. Риторика. М., 1994.

105. Михальская А.К. Русский Сократ. Лекции по сравнительно-исторической риторике. М., Academia, 1996.

106. Нахов И. М. Философия киников. Либроком, 2010.

107. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. / Пер. и прим. М. Л. Гаспарова. Общ. ред. и вступ. ст. А. Ф. Лосева. (Серия «Философское наследие»). М., Мысль, 2009.

108. Об ораторском искусстве. М., 1973.

109. Общая риторика. М., 1986.

110. Ораторы Греции. М., 1985.

111. Платон. Собрание сочинений. В 4 т. / Под ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, A.A. Тахо-Годи. М., 1990-1994 г.

112. Платон. Федр // Собрание сочинений в 4 томах, Т. 2, М., 1993.

113. Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах. Том 1. М.: Наука, 1994.

114. Предмет риторики и проблемы ее преподавания: Материалы Первой Всероссийской конференции по риторике: Москва 28-30 января 1997.

115. Римские стоики. Сенека, Эпиктет, МаркАврелий. М.: Республика, 1995.

116. Риторика и перспективы ее изучения в школе и вузе. Р/Д, 1990.

117. Риторика и синтаксические структуры. Красноярск, 1988.

118. Риторика поступка М. Бахтина: воспоминание о будущем или предсказание прошлого? М., 1991.

119. Рождественский Н. С. Риторика публичной речи. М., 1989.

120. Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 1999.

121. Рыклин М.К. Сознание и речь в концепции М.М. Бахтина // М.М. Бахтин как философ. М., 1992.

122. Семиотика. М., 1983.

123. Сергеич П. Искусство речи на суде. М, 1988.

124. СоперП.Л. Основы искусства речи. М., 1992.

125. Тацит Публий Корнелий.. Сочинения в двух томах. Том 1. Анналы. Малые произведения. Л.: Наука, 1969.

126. Теория метафоры. М., 1990.

127. Тахо-Годи A.A., Лосев А.Ф. Греческая культура в мифах, символах и терминах. СПб., 1999.

128. Топоров В. Н. Риторика // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. С. 416-417.

129. Трубецкой С. Н. Исследования в области античной философии и религии. Либроком, 2011.

130. Фолькманн Р. Риторика греков и римлян. Таллинн, 1981.

131. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978.

132. Фролов Э.Д. Тема полиса в новейшей историографии античности (к постановке вопроса) // Античный полис / Отв. ред. Э.Д. Фролов. Л. 1979.

133. Фролов Э.Д. Русская наука об античности: историографические очерки. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999.

134. Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика. Ростов н/Д, 1994.

135. Хрестоматия по истории древней Греции / Сост.: Н.Н.Трухина, А.Л.Смышляев. М.:Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 2000.

136. Хрестоматия по истории философии. Ч. I. От JIao-Цзы до Фейербаха. М., 1997.

137. Хрестоматия по ранней римской литературе / Сост.: К.П.Полонская, Л.П.Поняева. М.: "Греко-латинский кабинет" Ю.А.Шичалина, 2000.

138. Целлер Э. Очерк истории греческой философии /Пер. С.Л.Франка. СПб.: Алетейя, 1996.

139. Цицерон. О наилучшем виде оратора // Цицерон. Эстетика: Трактаты. Речи. Письма. М., 1994.

140. Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. М.: Наука, 1972.

141. Чайковский Ю. В. Лекции о доплатоновом знании. Издательство КМК; 2012.

142. Чанышев А. Н. Философия древнего мира. М.: Высшая школа, 1999.

143. Чернышев Б. С. Софисты. КомКнига, 2010.

144. Шейнов В .П. Риторика. Минск, 2000.

145. Шестаков С. История греческого красноречия // Ученые записки Императорского Казанского университета,. 1911. № 8.

146. Шустер Ч. Михаил Бахтин как теоретик риторики // Риторика1(4).1997.

147. Язык и моделирование социальных взаимодействий. М., Составители: В. М. Сергеев, П. Б. Паршин. М.: Прогресс, 1987.

148. Antikes Griechenland: Die Erfindung eines neuen Typs von Verstandeskultur © Norbert Froese. Stand: 29.03.2012. http://www.antike-griechische.de.

149. Aristoteles: Logik und Methodik in der Antike © Logische Grundprinzipien, der Syllogismus und antike Wissenschaftsphilosophie. Norbert Froese. Stand: 13.03.2012. http://www.antike-griechische.de.

150. Fuhrmann Manfred: Die antike Rhetorik: eine Einfuhrung. Zürich 4 1995.

151. Knape Joachim: Was ist Rhetorik? Stuttgart 2000.

152. Rhetorica I: Reden mit Vernunft: Aristoteles. Cicero. Augustinus. Stuttgart; Bad Cannstatt: Frommann-Holzboog, 1987. 383 S.

153. Rhetorica II: Spiegelungen des Geistes. Sprachfiguren bei Vico und Lévi-Strauss. Stuttgart; Bad Cannstatt: Frommann-Holzboog, 1988. 336 S.

154. Rhetorik zwischen der Wissenschaften: Geschichte, System, Praxis als Probleme des Historischen Woerterbeuch der Rhetorik. Tuebingen, 1991.

155. Üding Gert: Klassische Rhetorik, München, 2000.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.