Соотношение морали и права в философии П. И. Новгородцева тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.05, кандидат философских наук Кацапова, Ирина Анатольевна
- Специальность ВАК РФ09.00.05
- Количество страниц 218
Оглавление диссертации кандидат философских наук Кацапова, Ирина Анатольевна
ВВЕДЕНИЕ (3-17).
ГЛАВА ПЕРВАЯ. Общефилософские и методологические основания философии П.И. Новгородцева.
§ 1. Идейные источники, основные темы и общая характеристика философии П.И. Новгородцева (18-44).
§ 2. Методологические проблемы социального познания (45-71).
ГЛАВА ВТОРАЯ. Философия права П.И. Новгородцева: ценностно-нормативный аспект.
§ 1. Концепция естественного права (72-113).
§ 2. Нравственное начало общественной жизни: его выражение в морали и праве (114-158).
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Общественный идеал как нравственный критерий общественного развития (159-202).
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК
Концепция нравственной личности в философском наследии П.И. Новгородцева2010 год, кандидат философских наук Матросова, Елена Юрьевна
"Система нравственного идеализма" П. И. Новгородцева1999 год, кандидат философских наук Абубакирова, Малика Идрисовна
Общественно-политические взгляды и научная деятельность П.И. Новгородцева конца XIX - начала XX вв.2006 год, кандидат исторических наук Крохин, Игорь Николаевич
Нравственный идеал И. Канта и русская религиозная философия конца XIX - начала XX века2001 год, кандидат философских наук Булгакова, Ирина Яковлевна
Вопросы права в работах русских религиозных философов конца XIX - первой половины XX2010 год, кандидат юридических наук Жданов, Павел Сергеевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Соотношение морали и права в философии П. И. Новгородцева»
Актуальность исследования. Развитие моральной и правовой культуры общества требует постоянного осмысления, а в критические эпохи и переосмысления, сложившейся системы ценностей, в частности, нравственно-правовых идеалов. Один из важных моментов этого процесса - изучение ценностно-нормативного сознания, национальной правовой культуры в том виде, в каком они получили осмысление в философии и других гуманитарных науках, воплотились в оригинальные теории, вобравшие национальную специфику. Особый интерес в данной связи представляет философия права, в рамках которой проблема соотношения морали и права, общих принципов и исторически-конкретных форм их взаимодействия является центральной.
Теоретический уровень русской философии права во многом определялся ее отношением к классической философско-правовой традиции, Тем не менее это не было простым заимствованием, лишавшим ее оригинальности и самостоятельного значения. Сложившееся в западноевропейской философско-юридической мысли XVIII - XIX веков понимание права как самоограничения государственной власти в пользу гражданина (Г.В. Гегель, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо и др.), раскрывающее позитивное содержание правовых норм, не стало основой русской философской мысли в данном вопросе.
Особенностью русской философии права является то, что она в существенной мере сосредоточена на нравственно-правовых принципах, являющихся (или долженствующих стать) основаниями правотворчества и правоприменения в отличие от философии права в странах Запада, которая к концу XIX - началу XX веков была по сути сведена к правоведческим наукам. Другой особенностью русской философии права этого периода можно считать ее связь с религиозной традицией. Русская соборность предполагала коллективный поиск истины, полновластие большинства, исключала существование автономной личности. Соответственно, с одной стороны, размышления на темы, подобные проблеме соотношения морали и права, оказывались в контексте христианской аксиологии, а, с другой, новая аксиология личности и ее неотъемлемых прав, выработанная Европой, не имела почвы в России. Эта ситуация и определила сложное переплетение общеевропейского и национального элементов в русской духовной культуре конца XIX - начала XX вв.
Своеобразный культ права, свойственный народам протестантской и католической ветвей христианства, получивший выражение и закрепление в теориях юридического позитивизма, не был присущ исторической культуре русского народа. Формирование православного правосознания основано не на установлении норм и запретов, а на основе перспективы духовного совершенствования личности. Основную задачу православной христианской философии можно свести к нравственному совершенствованию личности, путем установления этических норм, а также к формированию мировоззрения, определяющего пути дальнейшего развития личности на основе сопоставления идеала и реальности. Отличительной чертой русской философии этого периода был специфический панморализм, видящий в нравственности духовное обновление человека и общества, и возможность созидания нового образа жизни. Как следствие этого русская философия права стала развиваться в направлении конституирования синтезированного проекта философии «бытия, веры и нравственности»1, и таким образом она заявила себя как особая философия ценностей.
Одно из самых развернутых и ярких воплощений русская философия права получила в трудах видного теоретика права и философа Павла Ивановича Новгородцева. В основе философско-правовой концепции мыслителя лежит естественно-правовая доктрина, теснейшим образом увязывающая право и нравственность. По Новгородцеву, основной вопрос права - вопрос о праве будущего в реализации которого огромную роль играет нравственность, определяющая содержание и смысл естественного права. В обосновании Новгородцевым нравственного воздействия на положительное право (закон) отчетливо проявилась связь рефлексии Новгородцева с русской идейной традицией утверждения известного примата нравственности над правом.
Актуальность избранной темы прежде всего определяется потребностями более углубленного и соответствующего новым демократическим идеалам решения проблемы соотношения морали и права. Превалирующая в данном вопросе отечественная исследовательская программа состояла в интерпретации права как вторичного и по своему аксиологическому весу как нечто менее существенное по сравнению с моралью. Такое понимание было задано еще в XIX веке историко-культурным феноменом русской философии этого периода, когда дефицит правосознания получал адекватное выражение в традиционно-моральной интерпретации права, непосредственно связанной с этикоцентризмом. Феномен права превращается в своеобразное дополнение этической проблематики. Типичным, доведенным до крайности случаем такого понимания является взгляд, отождествляющий нравственность с непротивлением злу насилием как важнейшей и единственной моральной максимой. Показательно здесь то, что будучи выражением специфически русского религиозно-морализирующего мировоззрения, этика ненасилия выросла в феномен мирового значения. Принижение роли права коррелировало и в известном смысле опиралось на нигилистические установки в оценке роли и статуса права в массовом сознании. Повышение уровня правовой культуры и выработка адекватных
1 Русская философия права: философия веры и нравственности. Антология. СПб., 1997. С. 8. представлений о соотношении понятий морали и права как социальных явлений и норм обще-жития - два взаимосвязанных процесса.
В советской марксистской литературе превалирующим оказалось общее представление о праве как форме общественного сознания, свойственной исторически преходящей эпохе классово-антагонистических формаций. Сложившаяся практика российского государства как системы с жесткой ориентацией на приоритет социального целого перед индивидом как его частью, предопределила развитие тоталитаризма с его практикой отрицания права и заменой его нравственными принципами (в условиях не правового государства вырабатываются компенсаторные механизмы законопослушности и в качестве правовых норм начинают выступать нормы морали). Поэтому, постулировав примат государства и общества (целого) над индивидом (частью), право трактовалось в русле российской социально-философской традиции (ранние славянофилы: К.С. Аксаков. А.С. Хомяков, И.В. Киреевский) исключительно как система принудительно-репрессивных законов. В настоящее время такая позиция в целом преодолена в теории права, о чем свидетельствуют труды В.Н. Кудрявцева, B.C. Нерсесянца, Е.А. Лукашевой, И.Д. Осипова, Б.Н. Топорнина и других известных правоведов.
Однако, нельзя сказать, что новые подходы и решения проблемы соотношения морали и права стали общераспространенными. Все еще не преодолено предубеждение, будто наметившийся в XX веке кризис западной традиции права свидетельствует о том, что право вообще становится более субъективным, фрагментарным и направленным на разрешение сегодняшних вопросов без прочной увязанности с исторически сложившимися традициями, как и без широкой перспективы на будущее. Излишняя политизация права приводит к тому, что общественное сознание воспринимает право как совокупность норм и правил, обеспечивающих интересы какой-то социальной группы. Поэтому остается актуальной проблема изучения той основы права, которая базируется на принципах морали, и имеет фундаментальное и непреходящее значение разумно организованного человеческого обще-жития. Историческая ретроспектива позволяет утверждать, что изучение творчества П.И. Новгородцева в аспекте соотношения морали и права призвано, с одной стороны, обогатить понимание этой проблематики, а, с другой стороны, показать, что взгляд на право как феномен, аксиологически соразмерный морали, имеет также и отечественные корни. Положения и идеи, содержащиеся в наследии П.И. Новгородцева, не утратили своей актуальности и представляют собой все еще работающую теоретико-методологическую базу для исследования правосознания, силу которого мыслитель находил в синтезе разума (правового) и нравственности.
Из всего сказанного вытекает актуальность целостной реконструкции философии Новгородцева на базе соотношения морали и права, во взаимосвязи важнейших учений мыслителя: концепций естественного права, нравственного идеализма, общественного идеала, этико-нормативного принципа осуществления общественной правовой организации и др., что и составляет предмет данного диссертационного исследования.
Степень разработанности темы. В свое время публикации первых крупных работ П.И. Новгородцева стали заметным явлением отечественной философии. Их центральной идеей была идея возрождения естественно-правового мышления в юриспруденции, которая, в свою очередь, была поддержана Н.А. Бердяевым, С.Н. Булгаковым, Б.А Кистяковским и др. Важнейшие исследования П.И. Новгородцева и в дальнейшем неизменно оказывались событием, привлекавшим внимание современников.
В конце XIX - начале XX вв. возрожденное естественное право стало одним из наиболее влиятельных направлений русской правовой мысли, наряду с юридическим позитивизмом, социологической школой и психологической теорией права. Возрождение естественно-правовой идеологии связывалось с различными методологическими подходами. В отечественной традиции осмысления значимости естественно-правовой парадигмы отчетливо выделяются два направления: неокантианство и неогегельянство. К идеям «гегелевской» философии права обращались: П.Г. Редкин, И. Максимович, А.Д. Градовский, Б.Н. Чичерин и др2. С неокантианских позиций естественно-правовую проблематику трактовали: Е.Н. Трубецкой, И.В. Михайловский3 и др.; центральной фигурой в ряду русских неокантианцев был П.И. Новгородцев, хотя относительно него следует сказать, что он продуктивно использовал также и гегелевские идеи конкретной нравственности.
Наряду с этими направлениями, также имели существенное развитие и направления позитивизма: «юридический позитивизм» (Г.Ф. Шершеневич)4 и «социологический позитивизм», рассматривающий право как разграничение и упорядочение интересов (Н.М. Коркунов, С.А. Муромцев, М.М. Ковалевский).
Также стоит отметить оригинальную психологическую теорию права, разработанную Л.И. Петражицким5. Согласно его естественно-правовой концепции, право есть психический фактор общественной жизни, «этические переживания, эмоции которых имеют атрибутивный характер», т. е. связаны с притязанием - сознание «своего права».
Оригинальные философско-правовые идеи с религиозно-нравственных позиций были развиты B.C. Соловьевым, Н.А. Бердяевым6. В том числе стоит назвать сборник
2 Редким П.Г. «Энциклопедия юридических и политических наук» (1872-1873), «Из лекций по истории философии права в связи с историей философии вообще» (1889); Чичерин Б.Н. «Философия права» (1900), «Вопросы политики» (1903).
3 Трубецкой Е.Н Лекции по философии права. 1893-1899; Лекции по энциклопедии права. 1917; Михайловский И.В. Очерки философии права. 1914.
4 Шершененвич Г.Ф. Общая теория права. Вып. 1. 1910.
5 Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. 1909.
6 Соловьев B.C. Значение государства. 1895; Право и нравственность. 1897; Оправдание добра. 1899; Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого.//0 назначении человека. 1993; О рабстве статей известных философов и публицистов о русской интеллигенции «Вехи» - в котором, отстаивая нравственные и правовые ценности свободной личности, провозглашалась идея «первенства духовной жизни над внешними формами общежития»7.
Первые исследовательские работы, посвященные непосредственно творчеству Новгородцева, появились уже при его жизни. Следует указать на статьи С.Н. Трубецкого, Л.И. Петражицкого, И.В. Гессена, Г.Д. Гурвича, в которых анализировались существенные стороны воззрений П.И. Новгородцева, на которые последний отвечал на страницах периодических изданий8.
Ценные сведения о жизни и творчестве философа опубликованы его учениками9. О последнем периоде жизни и творчества П.И. Новгородцева содержатся важные сведения в мемуарах профессора Н.Н. Алексеева10.
Исследовательские работы, написанные философами и учеными русского зарубежья и зарубежными специалистами содержат обширный аналитический и обзорный материал, позволяющий раскрыть наиболее существенные аспекты жизни и деятельности П.И. Новгородцева. Особое место здесь принадлежит работам Г.Д. Гурвича, В.В. Зеньковского, Н.О. Лосского, Д. Левицкого, А.В. Валицкого11. и свободе человека. Опыт персоналистической философии.//Царство духа и царство Кесаря. 1995; Государство//Власть и право. Из истории русской правовой мысли. 1990.
7 См. Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. 1990. (Статьи: Бердяеваа Н.А., Булгакова С.Н., Гершензона М.О., Изгоева А.С., Кистяковского Б.А., Струве П.Б., Франка C.J1.).
8 См.: Трубецкой С.Н. Новое исследование о философии права Канта и Гегеля.//Вопросы философии и психологии, 1902. Кн. 62; Петражицкий Л.И. О социальном идеале и возрождении естественного права.//Юридический вестник, 1913. Т. 2; Гессен И.В. Искание общественного идеала. Петроград, 1918; Гурвич Г.Д. Руссо и Декларация прав. Петроград, 1918.
9 См.: Ильин И.А. Памяти П.И. Новгородцева.//Русская мысль. Кн. 9-12. Прага, 1923- 1924; Гурвич Г.Д. Проф. Новгородцев как философ права.//Современные записки. Вып. XX. Париж, 1924; Флоровский Г.В. Памяти П.И. Новгородцева.//Россия и славянство. Париж, 27 апреля 1929.
10 Алексеев Н.Н. Из Царьграда в Прагу. Русский юридический факультет.//Пашуто В.Т. Русские историки эмигранты в Европе. М., 1992. Гурвич Г.Д. «Два величайших русских философа права - Борис Чичерин и Владимир Соловьев».//Философия и право. Приложение: «Русская философия права». Кн. 2. 1922-1923; «Обзор новейшей литературы по философии права в России» - в том же журнале; Gurtwitsch G. Ubersicht der neueren rechts philosophischen Literatur in Russland // Philosophie und Recht. II Jahrg - Heft2. 1922. S.l 19.; Зеньковский
В 1991 году в советской исследовательской литературе было предпринято первое (и последнее) посмертное переиздание сочинений П.И. Новгородцева. В нем главное место было отведено самому крупному произведению П.И. Новгородцева - книге «Об общественном идеале»12. Издание сопровождалось аналитической статьей А.В. Соболева.
В отношении современной историографии, посвященной творчеству П.И. Новгородцева в первую очередь необходимо отметить первые исследовательские работы о творчестве русского мыслителя: В.А. Савельева, И.А. Голосенко и А.В. Полякова13. Особого упоминания заслуживает коллективная монография «Социологическая мысль в России» (1978 г.), в которой есть раздел (автор И.А. Голосенко), посвященный концепции общественной жизни П.И. Новгородцева14.
Философско-правовые воззрения П.И. Новгородцева в контексте отечественной естественно-правовой и юридической мысли рассматриваются в работах: B.C. Нерсесянца15, Э.В. Кузнецова16, B.JI. Сандригайлова17, Н.С. Плотникова, М.А. Колерова18, И.Д. Осипова19, А.Ф. Замалеева20 и др.
Глубокий анализ философии права П.И. Новгородцева дан в монографии Э.В.
В.В. История русской философии. Гл. XXII. Юристы-философы. 1951(1991); Лосский И.О. История русской философии. 1991 \ Левицкий Д. П.И. Новгородцев.//Русская религиозно-философская мысль XX в. Питтсбург, 1975; Валицкий А.В. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX - начала XX века.//Вопросы философии. 1991. № 8; Walicki A. Legal Philosophies of Russian Liberalism. Notre Dame; I, 1992.
12 Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991.
13 См.: Савельев В.А. Теория возрождения естественного права в учении П.И. Новгородцева.//Вопросы государства и права в общественной мысли России XVI- XIX веков. 1979; Поляков А.В. «Возрожденное естественное право» в России (критический анализ основных концепций). 1987.
14 Голосенко И.А. Субъективно-нормативная концепция П.И. Новгородцева и В.М. Хвостова.//Социологическая мысль в России. Л., 1978. С. 265.
15 Нерсесянц B.C. Философия права. 2001.
16 Кузнецов Э.В. Философия права в России. 1989.
17 Сандригайлов В.Л. Проблема общественного идеала в работах П.И. Новгородцева // Социология и социализм. 1990.
18 Плотников Н.С., Колеров М.А. Павел Иванович Новгородцев.//Новгородцев П.И. Сочинения. 1995.
19 Осипов И.Д. Новгородцев Павел Иванович .//Русская философия. Малый энциклопедический словарь. 1995.
20 Замалеев АФ., Осипов ИД. Русская политология. Обзор основных направлений. СПб., 1994.
Кузнецова «Философия права в России»21. Достоинством книги является рассмотрение философско-правовых воззрений П.И. Новгородцева в широком контексте отечественной естественно-правовой и юридической мысли, что открывает путь для определения своеобразия естественно-правовых воззрений русского философа.
В 1995 году вышел в свет сборник сочинений П.И. Новгородцева, дополняющий первое издание его монографии «Об общественном идеале». Во вступительной статье к сборнику его составители Н.С. Плотников и М.А. Колеров не только дали ценный очерк биографии П.И. Новгородцева, но и представили общую картину его творчества. Показана важная роль идеи возрождения естественного права в творчестве мыслителя, отмечено, что он стремился к «синтезу начал объективной этики общества с субъективной этикой личности».
В помещенной в Малом энциклопедическом словаре: «Русская философия» (М., Наука, 1995) статье И.Д. Осипова о П.И. Новгородцеве содержатся новые биографические подробности, а также вычленяются различные аспекты творчества философа (речь, в частности, идет о методологических, этических, философско-правовых, социально-философских воззрениях мыслителя). В 1994 году в соавторстве с А.Ф. Замалеевым Осипов опубликовал монографию «Русская политология. Обзор основных направлений», в которой рассматривается и творчество П.И. Новгородцева22.
Среди произведений о творчестве П.И. Новгородцева самого последнего времени следует также сказать и о работах А.П. Альбова. В работе «Проблемы права и нравственности в классической немецкой и русской философии права конца XIX - начала
21 Кузнецов Э.В. Философия права в России. 1989.
22 Замалеев А.Ф., Осипов И.Д. Русская политология. Обзор основных направлений. СПб., 1994.
XX века»23 А.П. Альбов анализирует проблему соотношения права и нравственности в трактовке П.И. Новгородцевым. Он исходит из правильного тезиса, что эта проблема является одной из важнейших для русского философа, оставляя в стороне вопрос о том. какое конкретно место она занимает во всем его творчестве. Во вступительной статье к первому переизданию докторской монографии П.И. Новгородцева «Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве» А.П. Альбов излагает биографию философа и его идейную эволюцию, а также сводит воедино многие высказанные в новейшей литературе характеристики творчества П.И. Новгородцева.
Исследователями проделана большая работа по изучению жизни и творчества П.И. Новгородцева. Вместе с тем, знакомство с имеющейся исследовательской литературой демонстрирует дефицит понимания системного единства многопланового и многообразного творчества П.И. Новгородцева. А это, в свою очередь, связано с тем, что специально не исследована проблема соотношения морали и права, которая пронизывает все творчество П.И. Новгородцева, придавая ему единство и целостность.
Цели и задачи исследования. Основной целью работы является анализ проблемы соотношения морали и права в творчестве видного русского мыслителя начала XX века П.И. Новгородцева. Проблема соотношения морали и права в творчестве П.И. Новгородцева рассматривается в двух аспектах: 1) соотношение морали и права в естественном праве и в общественной философии; 2) сравнительная характеристика морали и права как двух нормативных систем. Ведущим в анализе Новгородцевым проблемы соотношения морали и права является первый аспект.
Реализация цели диссертации предполагает решение следующих исследовательских
23 Альбов А.П. Проблемы права и нравственности в классической немецкой и русской философии права конца XIX - начала XX века. СПб., 1999. задач: реконструкция принципа системной целостности идейного творчества Новгородцева в первый период его творческой деятельности, когда были написаны все наиболее крупные работы мыслителя; анализ предпосылок, сущности, особенностей и эволюции этико-философских. философско-правовых и общественно-философских воззрений философа; определение понятия естественно-правовой парадигмы в творчестве Новгородцева; анализ соотношения понятий морали и права в общем контексте естественно-правовой концепции Новгородцева; вычленение существенных принципов общественной философии мыслителя.
Теоретико-методологические основания исследования. Исследование выполнено в междисциплинарном ключе, что обусловлено своеобразием творчества П.И. Новгородцева, в котором, сочетается этико-теоретический анализ с историко-философским. Во-вторых, учитывается тот факт, что философия права является междисциплинарной дисциплиной, объединяющей начала двух наук: философии и юридической науки.
В решении методологических проблем, возникающих в процессе реализации намеченной программы диссертационного исследования, автор опиралась на теоретико-методологические и философско-научные исследования: Лекторского В.А., Гайденко П.П., Давыдова Ю.Н., Доброхотова А.Л., Никифорова А.Л., Губина В.Д., Журавлева Л.А. и многих других авторов. При оценке существующих теорий и исследований, возникающих в процессе подготовки материала и работы были использованы исследовательские проекты: Гусейнова А.А., Бородая Ю.М., Соловьева Э.Ю., Апресяна Р.Г., Дробницкого
О.Г., Ганжина В.Т., Мотрошиловой Н.В., Соболева А.В., Абрамова М.А., Лазарева В.В., Малинина В.А. и многих других авторов, теоретические разработки которых совпали с проблемами, затрагиваемыми в диссертации непосредственно.
В диссертационном проекте использованы также теоретические исследования в области юриспруденции: Нерсесянца B.C., Осипова И.Д., Керимова Д.А., Альбова А.П., Кузнецова Э.В., Полякова А.В и других юристов. Прежде всего речь идет об анализе философско-правовой проблематики в контексте философии права соответствующей исторической эпохи, а также общеметодологической установки на использование терминологии и основных результатов естественно-правовой философии немецкого классического идеализма.
Научная новизна диссертации определяется тем, что впервые проблема соотношения морали и права рассматривается в качестве центральной проблемы в творчестве П.И. Новгородцева. Особенностью решения П.И. Новгородцевым проблемы соотношения морали и права является обоснование им аксиологического принципа философии права, который заключается в нормативной идее права.
Кратко научная новизна исследования может быть резюмирована в следующих положениях. В диссертации: дана характеристика общефилософской позиции П.И. Новгородцева как философии идеализма, особенностью которой является утверждение идеала абсолютного добра; выявляется своеобразие этической позиции П.И. Новгородцева, которая исходит из понимания естественного права как этического критицизма, и завершается общественным идеалом, основанным на идее абсолютного добра; раскрывается и обосновывается тезис о том, что в качестве принципа системного единства идейного творчества П.И. Новгородцева первого периода выступала естественно-правовая парадигма; определяется своеобразие философии права П.И. Новгородцева, в которой центральной является проблема соотношения морали и права как социальных институтов; раскрывается основной замысел философии права П.И. Новгородцева, характеризуемый возможностью расширения понимания права путем перехода к этико-онтологической проблеме формирования общественного идеала за пределами формально-юридических норм, а также выявляется ее философско-методологическая установка на синтез между этико-нормативным и социально-философским подходами к анализу права.
Таким образом, впервые философско-правовые воззрения П.И. Новгородцева рассматриваются в системном единстве с его общефилософскими, методологическими, этическими и социально-философскими идеями.
На защиту выносятся следующие положения:
Философское мировоззрение Новгородцева в целом определяется как доктрина нравственного идеализма, которая имеет объективно-идеалистический, дуалистический, положительный и этико-персоналистический характер.
Новгородцев обращался к общефилософской проблематике опосредовано, через призму естественно-правовой парадигмы.
Идея в представлении Новгородцева не выступает в качестве существующего в мире идей прообраза вещи видимого мира, а является идеалом, в свете которого рассматривается и оценивается действительность. В этой связи теоретическим интересом Новгородцева был вопрос о нравственном и общественном идеалах.
Важным и определяющим методологическим моментом философии Новгородцева является попытка найти синтез между этико-нормативным принципом и социально-философским анализом права.
Новгородцев рассматривает право не в историческом аспекте, а, подчеркивая важность философского анализа права, стремится определить сущность права, как нормы и принципа личности. И, соответственно, рассматривает право прежде всего как нормативную идею права, которая представляет собой диалектический синтез идей свободы человека, безопасности и целесообразности его жизни.
Право Новгородцев понимает как выражение индивидуального: автономии личности, личного интереса (принципа), «обеспечивающего только каждому свое», а нравственность, с его точки зрения, является выражением общего и сверхиндивидуального.
Новгородцев связь (соотношение) права с нравственностью понимает как основной принцип права, это дает основание утверждать, что право не является абстрактной категорией, а представляет собой конкретное определение, соответствующее социальной норме обще-жития.
Новгородцев, стремясь «расшифровать» содержание естественно-правовой идеи, разработал синтетическое этико-правовое учение (прежде всего, основанное на объединении взаимодополнительных положений этико-правовой философии Канта и Гегеля, а также Вл. Соловьева). В естественно-правовой идее Новгородцев выделяет два существенных момента:Потребность в нравственной оценке положительных учреждений и стремление к философскому исследованию основ права.
Научно-практическое значение исследования. Материал диссертации может быть использован для подготовки лекций и семинаров, а также соответствующих разделов учебных пособий по курсу этики, философии права и истории философии в России конца XIX - начала XX веков. Результаты исследования позволяют конкретизировать соотношение морали и права как комплексную проблему, всесторонний анализ которой требует синтеза философских, правовых и социальных знаний.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования были опубликованы в виде статей и тезисов в журналах (Философские науки, №2, 2001; Вестник славянских культур № 5-6, 2002; История философии № 9, ИФ РАН, 2002; Вопросы философии, № 4, 2003; тезисы: VII Российский симпозиум историков русской философии. М., 2001; III Российский философский конгресс, Т.2, Ростов, 2002), а также представлены в докладе на заседании отдела социальной философии Института философии РАН (май, 2001) и обсуждены на заседании сектора этики 6 марта 2003г.
Основное содержание работы обосновывается актуальностью темы исследования, новизной постановки проблем, а также определяется целью исследования. Диссертация изложена на 218 страницах и состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК
Гносеологические основания учений о правовом государстве2010 год, кандидат философских наук Поваляев, Василий Александрович
П. И. Новгородцев как философ1999 год, кандидат философских наук Новичихина, Татьяна Васильевна
Этика права Н.Н. Алексеева2007 год, кандидат философских наук Стукалов, Андрей Викторович
Неокантианство в русской философии права во второй половине XIX - первой половине XX века2013 год, кандидат наук Фролова, Елизавета Александровна
Философско-правовая концепция В.С. Соловьева: Историко-философский анализ2003 год, кандидат философских наук Пепеляев, Александр Викторович
Заключение диссертации по теме «Этика», Кацапова, Ирина Анатольевна
Заключение.
На основании проделанного исследования можно сказать, что важным теоретическим аспектом мировоззрения Новгородцева является идея возрождения естественного права как методологической необходимости изучения правосознания во всем многообразии его развития. Естественно-правовая концепция философа вывела изучение права в область общефилософских проблем, рассматривая этико-онтологические основы права. Занимаясь обстоятельно изучением происхождения и генезиса естественного права, философ утвердился во мнении, что естественно-правовая проблематика лежит в основе социально-культурной сферы, и что философское исследование правоотношений и правопонимания составляет существенную основу исследования общественных отношений.
По существу, Новгородцев раскрыл теоретические возможности понимания права не только с точки зрения его формально-юридической нормы, но и как ценностно-нормативного принципа, формирующего общественные право-отношения. Подчеркивая диалектическую сущность соотношения права и нравственности, Новгородцев таким образом, определил содержание права не только как декларативного принципа нормативного поведения, но и как критерий обязательного их исполнения.
Собственно, любая философская рефлексия по поводу закона (действующего права) с необходимостью ведет к осмыслению правовой сущности закона как правового явления, и, соответственно, к проблеме соотношения положительного права (закона) и естественного права. Новгородцев, в свою очередь, не соглашаясь с формализмом и догматизмом юридического позитивизма, отождествлявшего философию права с теорией познания, и сводившего задачу исследования права к основным понятиям юридической науки, акцентировал внимание на существе самого понятия «философия права», настаивая на оппозиции положительного права и естественного права как двух составляющих философии права. Существенным положением было утверждение, согласно которому позитивный правопорядок приобретает ценность только в соответствии с нормами высшего порядка, какими, по определению мыслителя, являются нормы естественного права. Решение онтологических, гносеологических и аксиологических проблем права в рамках философии права являются основополагающими, раскрывающими предмет исследования - право - во всем многообразии его проявлений.
Новгородцев для осуществления основной задачи: возрождения в юридической науке нравственных идеалов, отстаивал идею возрождения естественного права как идеальной сущности права. В его естественно-правовой концепции, естественное право выступает в качестве цели и критерия оценки по отношению к положительному праву, для определения его ценности и значимости. В этой связи философ определяет сущность естественного права как этического критицизма по отношению к положительному праву, т. е. возможность критики действующего права с позиций идеальных стремлений.
Таким образом, приоритет естественного права по отношению к положительному праву является для Новгородцева конкретной формой, устанавливающей определенную роль нравственности по отношению к праву. Анализ философско-правовых воззрений Новгородцева первого периода его творчества показывает, что в обосновании естественного права у него преобладала аргументация в духе нравственного идеализма. В соответствии с такими принципами Новгородцев трактовал и вопрос о соотношении права и государства, утверждая, что по отношению к высшим нормам естественного права государство выступает лишь органом, а не творцом.
В диссертации содержится материал, позволяющий проследить эволюцию в творчестве Новгородцева. В первую очередь, необходимо отметить, что, рассматривая генезис теоретических представлений философа в области философии права, как исходной области теоретических интересов мыслителя, следует исходить из посылки о том, что вопрос о судьбе естественного права был для Новгородцева исходным в плане теоретического самоопределения.
Следует также сказать, что, учитывая особую сложность при изучении творчества Новгородцева, которая сопряжена с многоплановостью его философско-теоретического мышления, основной целью диссертационного исследования было: во-первых, реконструкция в единую комплексную систему философско-теоретических (философско-правовых, этико-философских, социально-философских) воззрений Новгородцева, во-вторых, выявление ценностно-нормативной (прежде всего моральной) сущности права в рамках философии права мыслителя.
В процессе исследования удалось определить, что этический аспект воззрений Новгородцева с необходимостью содержит два важных момента. Первый можно назвать функциональным и он состоит в понимании естественного права как этического критицизма. Второй момент связан с трактовкой самой этической системы в ее нацеленности на абсолютное добро. Стоит подчеркнуть, что указанные аспекты философско-этической рефлексии Новгородцева, хотя они и тесно связаны между собой, необходимо различать и не смешивать.
В исследовании этико-философской проблематики Новгородцева, было установлено: так как этика основывается на идее абсолютного добра, то этический анализ логически переходит в философско-онтологический. Для самого Новгородцева связь естественно-правовой и общественно-философской проблематики была самоочевидной, поэтому он и включал общественную философию в состав философии права. Общая теоретическая структура общественной философии мыслителя, ее основоположение, представляет собой оппозицию абсолютного идеала и эмпирической общественно-исторической действительности.
Анализируя общественную философию Новгородцева было установлено, что, с одной стороны, философ настаивает на необходимости «вычесть» понятие абсолюта из списка социально-философских и философско-исторических понятий, а, с другой стороны, Новгородцев в принципе не отказывается от идеи совмещения в социальной философии и философии истории имманентного (земного) и трансцендентного (божественного) планов.
Критикуя «абсолютистские» устремления философов XVIII и XIX вв., Новгородцев тем не менее признает принципиальную необходимость для социально-философской мысли сохранения связи с трансцендентным абсолютным идеалом. При этом он выбирает вариант непротиворечивого совмещения этих положений. Речь здесь идет об утверждении нравственно-социального императива воплощения в мире относительных общественно-исторических форм абсолютного трансцендентного идеала, как воплощение непосредственного источника совершенствования общества. Между тем, следует отметить, что обсуждая в книге «Об общественном идеале» проблему опасности поисков земного воплощения Абсолюта, Новгородцев прежде всего защищал концепцию «вертикального» отношения человека к миру абсолютных ценностей, отвергая всякие формы увлечения идеей спасения в ходе истории.
Отсюда - следует, что Новгородцев в теоретических поисках, связанных с проблемой общественного идеала, исходит из того, что абсолютное добро существует в форме общественного идеала. Сам общественный идеал философ рассматривает как один из необходимых и важнейших компонентов общественной жизни. Таким образом, многообразие и динамику интеллектуальных интересов Новгородцева можно рассматривать как стороны или аспекты органически развивающегося творческого замысла философа, или, точнее можно сказать, как принцип единства этого замысла.
П.И. Новгородцев пережил философско-мировоззренческую эволюцию. Во второй период творческой деятельности радикально пересмотрел свои воззрения. И на первый план вышли интересы религиозно-мировоззренческого характера, но не только в самостоятельной и обособленной форме, айв связи с поисками синтеза христианских и либерально-правовых начал. Эта эволюция осталась за пределами диссертации и не только из-за необходимости разумного ограничения предмета исследования, но и по той причине, что П.И. Новгородцев не успел теоретически развернуть и обосновать свои новые взгляды.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Кацапова, Ирина Анатольевна, 2003 год
1. Новгородцев П.И. «Право естественное».//Словарь Брокгауза и Ефрона. Т. XXIV.
2. Новгородцев П.И. Историческая школа юристов, ее происхождение и судьба. М., 1897.
3. Новгородцев П.И. Историческая школа юристов. СПб., 1999.
4. Новгородцев П.И. История философии права. М., 1897.
5. Новгородцев П.И. История новой философии права (немецкие учения XIX в.). М., 1898.
6. Новгородцев П.И. Право и нравственность.//Сборник по общественно-юридическим наукам. Выпуск 1. СПб., 1899.
7. Новгородцев П.И. Об историческом и философском изучении идей.//Вопросы философии и психологии. 1900 г. Кн. IV (54).
8. Новгородцев П. И. Сократ и Платон. М., 1901.
9. Новгородцев П.И. Нравственная проблема в философии Канта.//Вопросы философии и психологии. М., 1901 (март-апрель). Кн. 57.
10. Новгородцев П.И. О задачах современной философии права. СПб., 1902.
11. Новгородцев П.И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. Два типических построения в области философии права. М., 1903. (Новгородцев П. И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. СПб., 2000).
12. Новгородцев П.И. Из лекций по общей теории права. Часть методологическая. М., 1904.
13. Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания.//Вопросы философии и психологии. М., 1906. Кн. 84.
14. Новгородцев П.И. Кризис современного правосознания. М., 1909.
15. Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. М., 1996.
16. Новгородцев П.И. Лекции по истории философии права. Учения нового времени. XVI-XVIII и XIX вв. М., 1912.
17. Новгородцев П.И. Политические идеалы древнего и нового мира. М., 1913-1914. Вып. 1-11.
18. Новгородцев П.И. Ответ JI. И. Петражицкому.//Вопросы философии и психологии. 1902. Кн. 66.
19. Новгородцев П.И. Существо русского православного сознания .//Православие и культура. Под. ред. В. В. Зеньковского. Берлин, 1923. (Новгородцев П. И. Существо русского православного сознания.//Сочинения. М., 1995).
20. Новгородцев П.И Идея права в философии Вл. Соловьева.//Вопросы философии и психологии. М., 1901 (январь-февраль). Кн. I (56).
21. Новгородцев П. И. Темы по истории философии и права для практических занятий юридического факультета. М., 1901.
22. Новгородцев П.И. Учение Канта о праве и государстве.//Вопросы философии и психологии. М., 1901 (май-июнь). Кн. III (58).
23. Новгородцев П.И. О задачах современной философии и права. СПб., 1902.
24. Новгородцев П.И. Мораль и познание.//Вопросы философии и психологии. 1902. Кн. 64.
25. Новгородцев П.И. Нравственный идеализм в философии права.//Проблемы идеализма. Под. Ред. П. И. Новгородцева. М., 1902.
26. Новгородцев П.И. Государство и право.//Вопросы философии и психологии. 1903. Кн. 74-75.
27. Новгородцев П.И. Этический идеализм в правовой философии. М., 1903.
28. Новгородцев П.И. «Платон» по книге В. Виндельбанда. Ответы на два первых билета программы по истории философии профессора Новгородцева. М., 1909.
29. Новгородцев П.И. Психологическая теория права и философия естественного права.//Ж-л Юридический вестник. М., 1913. Кн. 3.
30. Новгородцев П.И Науки общественные и естественные.//Вопросы философии и психологии. 1913. Кн. 120.
31. Новгородцев П.И. Русский последователь Германа Когена.//Вопросы философии и психологии. 1909. Кн. 99.
32. Новгородцев П.И. Современное положение проблемы естественного права. М., б.г.
33. Новгородцев П.И Церковный вопрос. Пг., 1918.
34. Новгородцев П.И. О путях и задачах русской интеллигенции .//Из глубины. М,, 1918. (Новгородцев П.И. О путях и задачах русской интеллигенции .//П.И. Новгородцев. Сочинения. М., 1995).
35. Новгородцев П.И. Православная Церковь в ее отношении к духовной жизни новой России.//Русская Мысль. 1922. № 1-2.
36. Новгородцев П.И. Восстановление святынь. «Путь», 1926. (Новгородцев П. И. Восстановление святынь.//П. И. Новгородцев. Сочинения. М., 1995).
37. Новгородцев П.И. Идеалы партии народной свободы и социализм. М., 1917. (Новгородцев П.И. Идеалы партии народной свободы и социализм .//Опыт русского либерализма. Антология. М., 1997).
38. Новгородцев П.И, Покровский ИА. О праве на существование. Социально-философские этюды. М., 1911.
39. Новгородцев П.И. Политическая теория марксизма.//Труды русских ученых за границей. Берлин, 1922. Кн. 1.
40. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991.
41. Новгородцев П.И. О своеобразных элементах русской философии права.//Русская философия права: философия веры и нравственности. Антология. СПб., 1997.
42. Адорно Т.В. Проблемы философии морали. М., 2000.
43. Алексеев Н.Н. Из Царьграда в Прагу. Русский юридический факультет.//Пашуто В. Т. Русские историки эмигранты в Европе. М., 1992.
44. Аничков Е.В. На грани.//Православие и культура. Берлин, 1923.
45. Апресян Р.Г. Постижение добра. М., 1986.
46. Апресян Р.Г. Идея морали. М., 1995.
47. Апресян Р.Г. Мораль.// Новая философская энциклопедия. М., 2001.
48. Альбов А.П. Павел Иванович Новгородцев.//Новгородцев П.И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. СПб., 2000.
49. Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание и общественность. СПб., 1907.
50. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX начала XX века.//0 России и русской философской культуре. М., Наука, 1990.
51. Булгаков С.Н. Два града. Т. 1,2. М., 1911.
52. Бентам И. Введение в основания нравственности законодательства. М., 1998.
53. Брентано Ф. О происхождении нравственного познания. СПб., 2000.
54. Бородой Ю.М. Теологические истоки категорического императива И. Канта.// Этика Канта и современность. Рига, 1989.
55. Баскин Ю.Я. Павел Иванович Нобгородцев.//П.И. Новгородцев. Историческая школа юристов. СПб., 1999.
56. Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX начала XX века.//Вопросы философии. № 8. 1991.
57. Виндельбанд В. Платон. С.-Петербург, 1900.//Киев, 1993.
58. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. Проблемы Закона и Благодати. М., 1994.
59. Вышеславцев Б.П. Мораль и закон.//Русская философия права: философия веры и нравственности. СПб., 1908.
60. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., Мысль, 1990.61 .Гессен И.В. Искания общественного идеала. Петроград, 1918.
61. ГурвичГ.Д. Новгородцев как философ права.//Современные записки. 1924. Т. XX.
62. Гурвич Г.Д. Руссо и декларация прав. Петроград, 1918.
63. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. М., 1991.
64. Гайденко П.П. Вл. Соловьев и философия Серебряного века. М., 2001.
65. Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. М.,1970.
66. Гайденко П.П. Монадология Лейбница и кантовское понятие «вещи в себе».// Этика Канта и современность. Рига, 1989.
67. Голосенко И.А. Субъективно-нормативная концепция П. И. Новгородцева и В. М. Хвостова.//Социологическая мысль в России. Л., 1978.
68. Гусейнов А.А. Этика доброй воли.//И. Кант. Лекции по этике. М., 2000.
69. Гусейнов А.А. Философия. Мораль. Политика. М., 2002.
70. Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М., Мысль. 1987.
71. Гусейнов А.А., Апресян Р. Г. Этика. Учебник. М., 1998.
72. Гусейнов А.А. Этика.// Новая философская энциклопедия. М., 2001.
73. ГулыгаА.В. Философия любви.// Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., Мысль, 1988.
74. Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии. М., 1998.
75. Доброхотов A.JI. Категория бытия в классической западноевропейской философии. МГУ, 1986.
76. Дробницкий О.Г. Понятие морали. М., Наука, 1974.
77. Думнова Н. Кадетская партия в период первой мировой войны и февральской революции. М., 1988.
78. Деншъханов А.Х. Политическая философия П. И. Новгородцева. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. М., 1997.
79. Журавлев JI.A. Позитивизм и проблема исторических законов. МГУ, 1980.
80. Замалеев А.Ф., Осипов И.Д. Русская политология: Обзор основных направлений. СПб., 1994.
81. Зенъковский В.В. История русской философии. Введение.//0 России и русской философской культуре. М., 1990.
82. Звонарев А.В. Общественно-политические взгляды и деятельность П.И. Новгородцева. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 1996.
83. Ильин ИА. Памяти Новгородцева.//Русская мысль. Берлин, 1923-1924.
84. Ильин ИА. О правосознании. Полн. собр. соч. в 10 т. Т. 1. М., 1993.
85. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности бога и человека. В 2-х тт. М., 1918-СПб, Наука, 1994.
86. Исаев И.А. История государства и права России. М., 1996.
87. История русской философии. М., ИФ РАН, 1998.
88. Кант И. Лекции по этике. М., 2000.
89. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1894.
90. Кистяковский Б. А. Методологическая наука о праве.//Радбрух Г. Введение в науку о праве. М., 1915.
91. Коплстон Ф. Ч. Аквинат. Введение в философию великого средневекового мыслителя. «Вестком», 1999.
92. Кристи Н. Пределы наказания. М., Прогресс. !985.
93. Кузнецов Э.В. Философия права в России. М., 1989.
94. Кацапова И.А. Идея естественного права в философии права П.И. Новгородцева // Философские науки. № 2. 2001.
95. Кацапова И.А. Философия права П.И. Новгородцева // Русская философия: многообразие в единстве. Тезисы. М., 2001.
96. Кацапова И.А. Философия права П.И. Новгородцева //История философии, № 9. М., ИФ РАН, 2002.
97. Кацапова И А. Философско-правовые идеи П.И. Новгородцева //Вестник славянских культур, № 5-6. М., 2002.
98. Кацапова И.А. Павел Иванович Новгородцев //Философский энциклопедический словарь. М., Гардарики, 2003.
99. Кацапова И.А. Основные темы и философские основы творчества П. И. Новгородцева //III Российский философский конгресс. Тезисы. Ростов-на-Дону, 2002.
100. Кацапова И.А. Русская школа права: П.И. Новгородцев о необходимости этико-нормативного анализа права//Вопросы философии, № 4. М., 2003.
101. Лосский Н. О. Юристы-философы //История русской философии. М., 1991.
102. Лосский Н.О. Учение о перевоплощении. М., 1992.
103. Левицкий С. А. Очерки по истории русской философии. М., 1996.
104. Леонтович В.В. История либерализма в России 1762-1914. Париж, 1980.
105. Лосев А. Ф. Творческий путь Владимира Соловьева.// Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., Мысль, 1988.
106. Лазарев В.В. Этическая мысль в Германии и России. М., 2000.
107. Либерализм в России. М., ИФ РАН, 1996.
108. МилльД.-С. Опост Конт и позитивизм. М., 1897.
109. Михайловский И.В. Очерки философии права. Т. 1. Томск, 1914.
110. Малинин В.А. Диалектика Гегеля и анти-гегельянство. М., Мысль, 1983.
111. Медушевский А.Н. История русской социологии. М., 1993.
112. МурДж. Э. Природа моральной философии. М., 1999.
113. Набоков В.Д. Временное правительство. Воспоминания. М., 1991.
114. Нерсесянц B.C. Гегелевская философия права. М., Наука, 1974.
115. Нерсесянц В. С. Философия права. М., 2001.
116. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.
117. Осипов ИД. Новгородцев Павел Иванович.//Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995.
118. Осипов ИД Философия русского либерализма XIX начала XX в. СПб., 1996.
119. Петражицкий Л.И Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Т. 1.СП6., 1909.
120. Покровский И.А., Новгородцев П.И. О праве на существование М., 1911.
121. Поппер К. Эволюционная эпистемология.//Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. Карл Поппер и его критики. М., 2000.
122. Поппер К Естественный отбор и возникновение разума. Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. Карл Поппер и его критики. М., 2000.
123. Плотников Н.С., Колеров М.А. Павел Иванович Новгородцев.//Новгородцев П.И. Сочинения. М., 1995.
124. Поляков А.В. «Возрождённое естественное право» в России (критический анализ основных концепций). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. JL, 1987.
125. Попов С.И. Кант и кантианство. МГУ, 1961.
126. Русская религиозно-философская мысль XX в. Питтсбург, 1975.
127. Спенсер Г. О причинах моего несогласия с Огюстом Контом. М., 1897.
128. Соловьев B.C. Право и нравственность. Минск-Москва, 2001.
129. Соловьев B.C. Оправдание добра.//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., Мысль, 1988.
130. Соловьев Э.Ю. И. Кант: взаимодополнительность морали и права. М., Наука, 1992.
131. Соловьев Э.Ю. Категорический императив и политико-юридическое мышление эпохи ранних буржуазных революций.// Этика Канта и современность. Рига, 1989.
132. Сандригайло B.JI. Проблема общественного идеала в работах П.И. Новгородцева.//Социология и социализм. М., 1990.
133. Соболев А.В. Новгородцев Павел Иванович.//Сто русских философов. Биографический словарь. М., 1995.
134. Соболев А.В. Павел Иванович Новгородцев.//Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991.
135. Струве П.В. Отрывки о государстве. СПб., 1911.
136. Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. М., 1908.
137. Трубецкой Е.Н. Новое исследование о философии права Канта и Гегеля.//Вопросы философии и психологии. Кн. 61., 1901.
138. Трубецкой Е.Н. Труды по философии права. СПб., 2001.
139. Тарнас Р. История западного мышления. М., 1995.
140. Трайнин А.Н. Воспоминания о МГУ//Вестник московского университета. Серия право. № 2.1991.
141. Франк С. JI. На юридическом факультете в 90-х годах.
142. Флоровский Г.В. Памяти П. И. Новгородцева.//Россия и славянство. № 22. Париж. 27 апреля 1929.
143. Филиппов М.М. Эм. Кант. Его жизнь и философская деятельность.//Жизнь замечательных людей. СПб., 1893.
144. Философия Канта и современность. М., Мысль, 1974.
145. Чичерин Б.Н. О началах этики.//Вопросы философии и психологии. 1897. Кн. 39.
146. Чичерин Б.Н Философия права. М., 1890.
147. Чичерин Б.Н История политических учений. Ч. 3. М., 1874.
148. Чичерин Б.Н. Вопросы политики. М., 1903.
149. Чичерин Л>.Н. Наука и религия. М., 1979.
150. Чухина JI.A. Проблемы человека в философии Иммануила Канта.// Этика Канта и современность. Рига, 1989.
151. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Вып. 1. М., 1910.
152. Шкоринов В.П. Этика «всеединства» Вл. Соловьева./Ючерки истории русской этической мысли. М., 1976.
153. Щапов А. Сочинения. Т. 3. СПб., 1908.
154. Этика. Под общ. Ред. А.А. Гусейнова и E.J1. Дубко. М. 1999.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.