"Система нравственного идеализма" П. И. Новгородцева тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Абубакирова, Малика Идрисовна
- Специальность ВАК РФ09.00.03
- Количество страниц 163
Оглавление диссертации кандидат философских наук Абубакирова, Малика Идрисовна
ВВЕДЕНИЕ 2- 14.
I. Сущнь «нравенного идеализма» как филого кредо П.И. Новгородцева 15- 44.
II.Приоритетность нравственных устремлений личности перед политико-правовыми нормами и законами. Философские основания и общественная значимость концепции «возрожденного» естественного правас. 45-73.
III. Концепция общвенного програ вциальной филфии Новгородцева. Критика утопизма и рационализма 74-105.
IV. Взаимязь идейно-теоретичого творчва и политичой деятельни П.И. Новгородцева. Перотр Новгородцевым концепции «нравенного идеализма» 106-138.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Соотношение морали и права в философии П. И. Новгородцева2003 год, кандидат философских наук Кацапова, Ирина Анатольевна
Общественно-политические взгляды и научная деятельность П.И. Новгородцева конца XIX - начала XX вв.2006 год, кандидат исторических наук Крохин, Игорь Николаевич
Концепция нравственной личности в философском наследии П.И. Новгородцева2010 год, кандидат философских наук Матросова, Елена Юрьевна
П. И. Новгородцев как философ1999 год, кандидат философских наук Новичихина, Татьяна Васильевна
Нравственный идеал И. Канта и русская религиозная философия конца XIX - начала XX века2001 год, кандидат философских наук Булгакова, Ирина Яковлевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «"Система нравственного идеализма" П. И. Новгородцева»
Актуальность исследования
Настоятельная потребность изучения идейного наследия выдающегося русского мыслителя Павла Ивановича Новгородцева (1866 - 1924), внесшего весомый вклад в разработку философских оснований целого ряда направлений общественного и гуманитарного знания (право, мораль, социология, политология и т.д.), объясняется, в первую очередь, созвучием проблем, рассматриваемых в его произведениях, с теми проблемами, которые вновь, столетие спустя, с особой остротой обсуждаются в современной науке и философии. Это проблемное созвучие определяется существенным сходством общественно-политических и духовно-культурных ситуаций конца XIX -начала XX века и нашего времени. И тогда, и сегодня налицо явный кризис коренных общественных структур, культуры, мировоззрения. П.И. Новгородцев был одним из первых отечественных мыслителей, которые почувствовали и попытались осмыслить и оценить это кризисное состояние.
Сначала Новгородцев относил его лишь к сфере правосознания1. Затем он осознал истинные масштабы кризиса «общественности», охватившего, по сути, все сферы человеческого бытия и сознания. Следствием многолетних размышлений и научных разработок Новгородцева явились постановка и поиски решения им ряда кардинальных проблем, таких как: соотношение морали, права и политики, сущность демократии и правового государства, народного
1 Новгородцев П.И. Кризис современного правосознания // Вопросы философии и психологии. 1906. Кн. 84. суверенитета и парламентаризма как лишь относительно прогрессивных форм государственной жизни, индивидуализм и коллективизм, личность и общество как выражение противоречий исторического процесса. В сфере собственно-философской важнейшей для Новгородцева была проблема свободы личности как нравственно-субстанционального, деятельного и вместе с тем идеального начала в истории.
Несмотря на очевидную значимость всех этих проблем в их осмыслении и содержательной трактовке Новгородцевым, в современной философской, социальной и общественно-политической мысли выдвинутые и разработанные Новгородцевым идеи оказались в значительной степени невостребованными, что, со своей стороны, определяет актуальность их исследования.
Тот факт, что к анализу указанных выше проблем Новгородцев подходил не столько с точки зрения идеологической конъюнктурное™ и сиюминутности, сколько с позиций научности и даже академичности, делает его наследие как бы неинтересным для большинства современных идеологических течений в России. Его идеи оказались в общем и целом вне поля зрения современных демократов скорее всего потому, что утверждая, что жизнь личности шире и глубже политики, и тем самым указывая на приоритетность, первичность нравственных критериев по отношению к праву и политике, он подчеркивал релятивность, относительную ценность всех демократических форм. Не находит отклика идейное наследие Новгородцева и у тех, кто пытается обосновать как единственно возможный путь «спасения» и «возрождения» России через обращение к истокам православия, ибо Новгородцев настойчиво и принципиально отвергал «язык религиозного сознания» в философии. По его мнению, попытки таких мыслителей, как
С.Н. Булгаков и Н.А. Бердяев, внести в философию «религиозное сознание» есть не что иное, как измена науке и философии, что в результате выводит проблему свободы личности, спасения страны и человечества за пределы реальной истории. Современные сторонники самобытничества, идеологи национал-патриотизма и мессианизма также не могут найти в творчестве Новгородцева источников, которыми могли бы питаться их идеи, так как он упорно отстаивал идею общности путей истории и универсальности проблем (и их решений) личности и общества.
Правда, в последний период своей жизни Новгородцев высказывал идеи, которые, по сути, противоречили основным положениям его учения «нравственного идеализма»; они-то и дают возможность некоторым современным авторам, как, впрочем, и современникам самого мыслителя, причислить его к числу возродителей русской самобытно-религиозной философии. Такой подход к творчеству Новгородцева является пристрастно-односторонним и не позволяет оценить его реальный вклад в философскую культуру. Поэтому, на взгляд диссертанта, представляется актуальным сопоставить такой подход к наследию Новгородцева с рассмотрением его идей, разрабатывавшихся до периода его духовного кризиса, и более точно определить подлинное место Новгородцева в истории российской мысли.
Обращение Новгородцева в рамках сформированной им «системы нравственного идеализма» к трактовке проблемы личности и общества, хотя он и не дал ее законченного решения, но лишь обозначил «гармонию» личного и общественного как идеальную задачу, актуально и сегодня, как одна из ценных и оригинальных попыток осмысления важнейшей философской проблемы. У Новгородцева мы находим аргументы против скоропалительных опытов, будто бы доказывающих возможность социальной гармонии, осуществления «земного рая». Его учение - серьезное предостережение от подобных решений. И поскольку в обществе существует тенденция к абсолютизации тех или иных политических, национальных или духовных форм общественного устройства, постольку особую актуальность приобретает многофронтальная критика Новгородцевым разных форм социального утопизма.
Нам представляется также, что с учетом общего поворота современной философии от идеи узко понятой научной рациональности к анализу роли иных форм освоения действительности (нравственной, художественной, религиозной) к поиску их синтетического единства, обращение к философии «нравственного идеализма» Новгородцева приобретает особую значимость, ибо, никак не преуменьшая роли научного анализа, мыслитель вместе с тем на первый план выдвигал нравственную, моральную оценку человеком исторического процесса как некий критерий прогресса человечества.
Степень изученности проблемы
Творчество Новгородцева вряд ли можно назвать понятым и осмысленным до конца, хотя значение его социально-философских и философско-правовых взглядов осознавалось еще его современниками. При жизни Новгородцева и до конца 2о-х гг. XX века внимание к его творчеству было особенно большим.2 Главный интерес вызывала его фундаментальная работа «Об общественном идеале», которая стала предметом обсуждения многих известных мыслителей3. В отдельную группу можно выделить работы, которые появились как некрологи; в них была сделана попытка дать некую общую характеристику жизненного и творческого пути Новгородцева4.
С конца 20-х гг. и до конца 60-х гг. о Новгородцеве практически ничего не писали; те оценочные характеристики, данные Новгородцеву в эмигрантской литературе (Н.О. Лосский, В.В. Зеньковский), являются весьма лапидарными. Лишь с конца 60-х годов имя мыслителя стало появляться в советской философско-правовой, политико-правовой и социологической литературе. В этот период в отечественной философии предпринимаются попытки дать общие оценки жизни и творчеству Новгородцева в некоторых учебных и энциклопедических изданиях5.
Широта спектра философских, правовых, юридических, социологических, этических вопросов, рассматриваемых
Новгородцевым, обусловила интерес к ним со стороны исследователей различных направлений науки и общественной мысли и различные подходы к его идеям. Однако характер многих работ о Новгородцеве 2
Трубецкой E.H. Новое исследование о философии права Канта и Гегеля // Вопросы философии и психологии, 1902.; Аксельрод Л. Новейшие русские идеалисты. (О «Проблемах идеализма»). Одесса, 1905.; Гурвич Г.Д. Профессор П.И. Новгородцев как философ права // Современные записки, 1924, №20.
3 Гессеи И.В. Искания общественного идеала. Петроград, 1918; Аничков Е.В. На грани // Православие и культура. Берлин, 1923; Sergius. Обзор русской философской литературы за время революции. (1917 -1921) // Новая русская книга. Берлин, 1923, № 3-4.; Бердяев H.A. Рец.: Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1917 // Русская мысль, 1918, март-июнь;
Сетницкий H.A. О конечном идеале // Горский А.К., Сетницкий H.A. Сочинения. М., 1995. А Струве П.Б. Памяти Новгородцева // Русская мысль. Прага -Берлин, 1923 -1924. Кн. 1Х-ХП; Ильин И. А. Памяти Новгородцева // Русская мысль. Берлин, 1924, № 9-12; Флоровский Г.В. Памяти Новгородцева // Россия и славянство. Париж, 27 апреля 1929, № 22.
5 Философская энциклопедия в 5-ти томах. Т. 4. М.,1967 г.; Очерки истории русской этической мысли. М., 1976.; Туманов В. Буржуазная правовая идеология. М., 1971.; Шкоринов В.П. Этический иррационализм в России. Ростов-на-Дону. 1973. таков, что они в основном говорят о нем как философе права, стороннике «возрожденного» естественного права. К тому же некоторые из них рассматривают его идеи в системе идей других авторов или направлений мысли6. Лишь работы A.B. Полякова и В.А. Савельева посвящены непосредственно анализу концепции естественного права Новгородцева7. Существует ряд работ, включающих характеристики о социологических и философско-политических взглядов Новгородцева . Интересны работы, в которых анализируются политические взгляды и политическая деятельность Новгородцева9.
Необходимо специально отметить, что только в последнее десятилетие творчество этого мыслителя получило вторую жизнь. Многие работы его переизданы. Первый после смерти Новгородцева сборник его сочинений, в который вошел наиболее известный его труд «Об общественном идеале» и некоторые другие работы, вышел в 1991г. В 1995 г. вышел второй сборник произведений Новгородцева («Сочинения»). Вступительные статьи к этим двум сборникам (авторы:
A.B. Соболев - 1991г., Н.С. Плотников, М.А. Колеров - 1995г.)
6 Кузнецов Э. Русская философия права конца 19 - нач. 20 в. М., 1989; Кузнецов Э. Русская философия права конца 19 - начала 20 века. М., 1989. Кузнецов Э.В. Философия права в русском дореволюционном правоведении // Правоведение. 1984, № 2; Пяткина С. А. Идея естественного права в методологии русской философско-правовой мысли (конец 19 - начало 20 в. // Труды ВЮЗИ, 1975, т. 44.; Пяткина С.А. Русская буржуазная правовая идеология. М., 1980; она же. Школа «возрожденного естественного права» в России. // Правоведение. 1969, № 6.
7 Поляков A.B. К критике методологических основ школы «Возрожденного естественного права» в России ( П.И. Новгородцев). // Вестник ЛГУ. 1986. серия 6, выпуск 2. Также см. его работу: «Возрожденное естественное право» в России: Критический анализ его концепций. Л., 1987; Савельев
B.А. Теория возрожденного естественного права в учении П И. Новгородцева // Вопросы государства и права в общественной мысли России 16-19 вв. М., 1979.
8 Голосенко И. А. Субъективно-нормативная концепция П.И. Новгородцева и В.М. Хвостова. // Социологическая мысль в России. Л.1978.; История буржуазной социологии 19- начала 20 в. М,1979; Замалеев А.Ф., Осипов И.Д. Русская политология: обзор основных направлений. СПб, 1994.; Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России 11-20 вв. М., 1995г.; Исаев И. А. Политико-правовая утопия в России, конец 19 - начало 20 вв. М, 1991г.; История политических и правовых учений. М., 1995г.
9 Думова Н.Г. Из истории кадетской партии в 1917 году.// Ист. зап. 1972. Т. 90; Думова Н.Г. Кадетская контрреволюция и ее разгром. (Октябрь 1917-1920гг.)М., 1982; Думова Н.Г. Кадетская представляют собой попытки систематизировать учение Новгородцева, познакомить читателя с его биографией. В 1996г. отдельной книгой вышла работа Новгородцева «Введение в философию права. Кризис современного правосознания». Переизданы также отдельные статьи Новгородцева: «О путях и задачах современной интеллигенции», «О своеобразных элементах русской философии права»10 и другие. Все эти издания в целом явились большим подспорьем в изучении творчества Новгородцева. Как следствие, появились работы исследовательского характера, в которых авторы так или иначе апеллируют к Новгородцеву.
Материалы, посвященные творчеству Новгородцева, содержатся почти во всех изданных в этот период справочно-энциклопедических и учебных изданиях11. Среди них особо отметим статьи В.Н. Жукова (Русская философия. Словарь. Под общей редакцией М.А. Маслина. М., 1995) и И. Осипова (Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995.), а также статью А.П. Альбова, Д.В. Масленникова и В.П. Сальникова «Русская философия права - философия бытия, веры и нравственности» (Русская философия права: философия веры и нравственности. Антология. Спб, 1997.). Некоторые из публикаций, посвящены непосредственно философскому наследию автора в целом или отдельным моментам его творчества: проблеме общественного идеала (Сандригайло В. Проблема общественного идеала в работах П.И. Новгородцева // Социология и социализм. М., 1990), интерпретации им партия в период первой мировой войны и Февральской революции. М., 1988; Думова Н.Г. Кончилось ваше время. М., 1990.
10 Новгородцев П.И. О путях и задачах русской интеллигенции // Интеллигенция. Власть. Народ. М., 1993; Новгородцев П.И. О своеобразных элементах русской философии права // Русская философия права: философия веры и нравственности. Антология. СПб., 1997.
Краткая философская энциклопедия. М.,1994; Политические деятели России. 1917.Биографический словарь. М., 1993; Философы России 19-20вв.: Биографии, идеи. М.,1995; Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995; Русская философия: Словарь // Под общ. ред. М.А. Маслина. М., 1995; Русские философы, конец 19 - начало 20 вв. Биографические очерки. М.,1993; Русские философы: конец 19 - начало 20 вв.: Биографические очерки. М.,1993. теории естественного права (Лебедева Т.П. Роль школы естественного права в формировании западной политико-правовой традиции // ПОЛИС, 1998, № 6), осмыслению проблемы правового государства (Соболев A.B. П И. Новгородцев. На путях к правовому государству. // Новый мир. 1991, № 12).
Определенный интерес к наследию Новгородцева проявляют и западные авторы: американские ученые Г.Ф. Патман (он видит в учении Новгородцева некую альтернативу для развития России в начале XX века, которой не воспользовались русские политики) и Р.Э. Пул, польско-американский историк А. Валицкий12.
Названные работы не исчерпывают, однако, всех проблем, рассматривавшихся Новгородцевым. Предметом внимательного анализа не стали до сих пор общефилософские исходные основания философии права, его концепции общественного прогресса, вследствие чего, естественно, не прослеживается связь этих общефилософских установок с его деятельностью в различных сферах. Получается, будто правовые взгляды Новгородцева представляют собой как бы отдельное учение, политическая деятельность рассматривается зачастую в отрыве от философско-теоретической, социологические взгляды характеризуются абстрагированно от общего характера его учения.
Подобная фрагментарность наблюдается и в историко-философской литературе. Здесь авторы, по общему правилу, приводя отдельные, вырванные из общего контекста, высказывания
12 Putman G.F. Russian Alternatives to Marxism.: Christian Socialism and Idealistic Liberalism in Twentieth-century // Knoxvill, 1977; Пул Р.Э. Русская диалектика между неоидеализмом и утопизмом (Ответы Вл. Соловьеву) // Вопросы философии, 1995, № 1;Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца Х!Х - нач. XX веков // Вопросы философии. 1991, № 8; Валицктй А.: Философия права в русском либерализме // Философские основания теорий международных отношений. М.,1990. Вып.З.; Валицкий А. Коммунистическая утопия: судьба социалистического эксперимента в России // Вопросы философии. 1998, № 8.
Новгородцева, ограничиваются при характеристике его общефилософской позиции, его метафизического кредо слишком общими суждениями и характеристиками («трансцендентальный идеализм», «неокантианец баденской школы», «самый последовательный из русских неоидеалистов» и т.п.), не раскрывая философских воззрений Новгородцева по существу, во всей их сложности и оригинальности. В итоге - оценочные моменты превалируют над исследовательскими интересами, во всяком случае, не получают достаточного научно-беспристрастного обоснования. Самое же существенное состоит в том, что так или иначе затушевывается, глубоко не раскрывается то, что в основе всего учения Новгородцева -некая собственная «метафизическая» концепция, в центре которой находилась, по его многократным указаниям, идея «нравственного идеализма», требующая специального анализа и оценки.
Такой подход сказался, в частности, на том, что некоторые значимые именно в философском отношении работы Новгородцева остаются доныне непереизданными: «Об историческом и философском изучении идей», «Мораль и познание», «Науки естественные и исторические», «Значение философии» и др. Практически не изученными остаются до сих пор архивные материалы, связанные с философским творчеством Новгородцева.
Предмет исследования
Предметом диссертационного исследования является концепция «нравственного идеализма» П.И. Новгородцева и ее выражение во всех основных его произведениях, посвященных проблемам права, социальной философии, политики.
Цель и задачи исследования:
Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы, не претендуя на воссоздание во всей сложности, противоречивости и динамике идейного творчества Новгородцева в целом, его теоретической деятельности в различных областях, на основе детального анализа совокупности работ и выступлений Новгородцева 1896 - 1917 гг., архивных материалов, воспоминаний современников и работ о Новгородцеве более поздних авторов определить общефилософскую платформу его учения (сам Новгородцев еще в 1902г. обозначил ее как «систему нравственного идеализма») и рассмотреть его работы, посвященные более частным проблемам философии права, социальной и политической философии как опыт «приложения» данной «системы» к различным отраслям духовно-практической деятельности.
Реализация цели предполагает последовательное решение следующих задач:
• исследование общетеоретических истоков и научно-философских влияний, оказавших воздействие на формирование философской концепции Новгородцева, конкретное определение содержания его «метафизики», то есть общефилософской позиции как системы (или учения) «нравственного идеализма», онтологическим основанием которого являлась свободная личность, определение места Новгородцева в истории отечественной философии начала XX века;
• анализ философских оснований теории «возрожденного» естественного права, определение особенностей трактовки Новгородцевым данной теории, в отличие от других ее приверженцев, как теории, выполняющей социально-критическую функцию;
• выявление основных положений социальной философии Новгородцева, в особенности его концепции общественного прогресса, характеристика его отношения к «историзму» и «социологизму», позитивизму и марксизму, школе русской субъективной социологии и религиозно-теологическим трактовкам сути исторического процесса; анализ трактовки Новгородцевым проблемы общественного идеала, его критики догматизма и утопизма;
• изучение и описание историко-культурного и, в особенности, политического контекста творчества Новгородцева, что позволяет выявить взаимосвязь идейно-философских взглядов мыслителя с его конкретной практической деятельностью, своеобразие его либерализма по сравнению с идеями «классического либерализма» и социализма; выявление принципиального различия тех позиций, которыми характеризуется эмигрантский период творчества Новгоодцева от тех, что он придерживался ранее, проповедуя свою философию «нравственного идеализма».
Методологическая основа исследования
Главным методом, которым диссертант руководствовался в данном исследовании, является метод системно-структурного анализа, который предполагает выявление как составных частей его учения и их взаимосвязи, так и его внутреннего «ядра», некоей базовой идеи (особым образом понимаемая нравственная личность) в ее проявлении в различных сферах социально-исторического бытия. Использованы также традиционные методы историко-философского исследования: описания, демонстрации, реконструкции, сравнительно-исторического анализа, принцип историзма. В своем исследовании диссертант опирался на определенные методологические историко-философские идеи и конкретные положения как классиков отечественной и зарубежной мысли, так и ряда современных историков философии. При написании диссертации учтены методологические идеи самого Новгородцева, особенно выраженные им в статье «Об историческом и философском изучении идей»13. Кроме того, разумеется, автор использовал все доступные труды самого Новгородцева, работы, посвященные исследованию его наследия, преподавательской и политической деятельности.
Научная новизна исследования
Новизна работы заключается в том, что в ней впервые:
• раскрыта целостность философии «нравственного идеализма» Новгородцева, разрабатывавшаяся им на протяжении двух десятилетий (1896-1917 гг.) как в ее сущности, так и применительно к различным проблемам права, этики, социологии, политической теории;
• дан детальный анализ Абсолютного (личность как субстанциональное начало в истории) в социальной философии П.И. Новгородцева, где проблема личности раскрыта во взаимоотношении с особым образом понимаемым обществом;
• конкретно раскрыто понимание Новгородцевым сути общественного прогресса, социального идеала, различных форм социального утопизма; ь Новгородцев П.И. Об историческом и философском изучении идей // Вопросы философии и психологии. М., 1900.
• произведен сопоставительный анализ философии «нравственного идеализма» Новгородцева с идеями религиозно-философского характера, содержавшимися в его работах 1918-1923гг.
Научно-практическая значимость работы
Научно-практическая значимость диссертации определяется как потребностью дальнейшего изучения истории отечественной философии, так и целями преподавания курса истории философии в учебных заведениях России. Положения и материалы диссертации могут быть использованы для разработки лекционных курсов по истории русской философии, а также социальной философии, философии права и политической философии в России, при проведении практических занятий, в составлении методических пособий по истории отечественной философии и общественно-политической мысли.
Апробация работы
По мере написания диссертации некоторые ее разделы были обсуждены на итоговых учебных семинарах по курсам истории философии (1997г. -доклад «П.И. Новгородцев как историк социальной философии») и социальной философии (1998г. - доклад «Проблемы социальной философии П.И. Новгородцева»). Диссертация была обсуждена 29 апреля 1999г. на заседании проблемной группы по истории отечественной философии кафедры истории российской государственности и общественно-философской мысли Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Основные идеи и выводы диссертационного исследования отражены в трех статьях автора.
Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Идея правового государства в российской либеральной мысли: Конец XIX - начало XX веков2005 год, кандидат юридических наук Багоян, Елена Гриневна
Неокантианство в русской философии права во второй половине XIX - первой половине XX века2013 год, кандидат наук Фролова, Елизавета Александровна
Проблемы либерального социализма в российской общественно-политической мысли: 1890-е - 1917 гг.2003 год, доктор исторических наук Кисельникова, Татьяна Валентиновна
Гносеологические основания учений о правовом государстве2010 год, кандидат философских наук Поваляев, Василий Александрович
Вопросы права в работах русских религиозных философов конца XIX - первой половины XX2010 год, кандидат юридических наук Жданов, Павел Сергеевич
Заключение диссертации по теме «История философии», Абубакирова, Малика Идрисовна
Заключение
Подводя общий итог предпринятого нами исследования по теме диссертации необходимо отметить следующее.
Творчество и жизнь Новгородцева - яркое событие в общественно-политической жизни России конца XIX - начала XX вв., привлекающее читателя ясностью мысли, простотой слога и яркой образностью. При изучении его философского и социального наследия поражает объем захваченного для исследования исторического и философского материала, широта и многообразие поднятых им проблем и глубина их решения. Творчество Новгородцева является достоянием всей общественно-философской мысли России и представляет сегодня интерес не только для философии, но и для социологии, правоведения, политологии, этики, т.е. для всех общественных наук в целом.
Новгородцев в своих философских исканиях обращался к проблемам права, этики, социологии, политической и социальной философии. Правовая проблематика, на первый взгляд, являлась определяющей в его творчестве. В этом отношении во многом говорят за себя сами названия его работ: «Историческая школа юристов. Ее происхождение и судьба», «Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве», «Кризис современного правосознания», «Лекции по истории философии права», «Идея права в философии Вл. Соловьева», «О задачах современной философии права», «Право на достойное человеческое существование» и другие. Однако, на наш взгляд, во всем его творчестве прослеживается одна характерная закономерность. По мере погружения в тексты Новгородцева, при более внимательном, предметном анализе его идей, обнаруживается, что , какие бы проблемы ни стояли в центре внимания мыслителя, методология их изучения оставалась неизменной. Для Новгородцева прежде всего важно было определить моральные основы исследуемой проблемы, которые, на взгляд мыслителя, и являются доминантой для любой теоретической проблемы. Все изучаемые вопросы должны рассматриваться сквозь призму Личности и ее нравственного сознания, которое осознается как безусловное веление разума. Во всяком случае, мы можем утверждать это говоря о периоде вплоть до 1917 года. Поставив себе задачу найти общие основания изучаемых им проблем, Новгородцев пытался определить основы самого бытия человека.
Обращение Новгородцева к философским основаниям права, политики, демократии, правового государства, общественного прогресса и других проблем, возникающих всегда с особой остротой в кризисные периоды истории объяснялось, на наш взгляд, попыткой постичь суть происходивших^ во всех сферах человеческой деятельности кардинальных перемен и в то же время стремлением к подлинно научному анализу. Раскрытие тайны человека представлялось ему также ключом к пониманию истории, ее иррациональности. Неповторимая индивидуальность философского стиля мыслителя во многом объясняется именно этим.
Сведение взглядов в некую стройную, логичную систему, вероятно, является самым сложным как для самого мыслителя, так и для исследователей его творчества, так как ни одним философом система не создается сразу, а формируется в течение всей его жизни, так как и сам мыслитель зачастую претерпевает изменения во взглядах и жизненных принципах. Сам факт, что творчество Новгородцева осуществлялось в эпоху грандиозных социальных потрясений, говорит о том, что они не могли не отразиться на формировании и определенной эволюции его взглядов. «Для нас, переживших неслыханные, катастрофические события, - писал он сам, - многое теперь открывается и уясняется из
ЛГП того, что ранее было неясно, к чему относились мы невнимательно» . В этом смысле становится важным не только изучение теоретического наследия философа, но и осознание его трагичного (и во многом типичного для современников) жизненного опыта.
Однако нам представляется, что относительно учения Новгородцева правомерно говорить о существовании достаточно стройной системы взглядов. Во всяком случае, мы можем утверждать это относительно периода до 1917 года. Определив в 1902 г. свои научные интересы как «переход к системе нравственного идеализма», Новгородцев во всем дальнейшем творчестве исходил из посылок этой системы. Очевидно, что в указанный период можно говорить о формировании у Новгородцева цельного и самостоятельного мировоззрения, в основании которого -единая и неизменная метафизическая платформа.
Новгородцев был не их тех мыслителей, которые быстро и радикально меняют свои взгляды. Напротив, относительно указанного периода мы имеем основания говорить об определенном постоянстве его воззрений, которое ни в коем случае объясняется догматизмом или консерватизмом. Для нас это постоянство является свидетельством продуманности взглядов и убежденности в них. Философ при рассмотрении любых вопросов права, социологии, этики, социальной философии апеллирует к своей «системе нравственного идеализма», поверяя ею решение любой проблемы. Тем более очевидным и в некоторой степени неожиданным становится тот поворот в его взглядах, который происходит в период
250 Новгородцев П.И. Существо русского православного сознания. В кн.: Новгородцев П.И. Сочинения. М.,1995. С. 422. после Февральской революции. Зачастую исследователи теоретического наследия Новгородцева, особенно его современники, причисляют его к религиозным философам. Следующие суждения подтверждают это. «Религия стала для него основой и единственным абсолютно ценным содержанием жизни»251. «Павел Иванович не за последние годы «стал» религиозным человеком, но всегда был им» . «Общественный идеал открылся для него в церковной соборности. <.> Может быть, с еще большей силой он почувствовал ограниченность всякого мирского делания»253. Подобные оценки творчества являются безусловно ценными для понимания наследия Новгородцева, однако, на наш взгляд, являются заблуждением и попыткой по последнему периоду его творчества судить обо всем наследии, которое не исчерпывается религиозной тематикой. В рассматриваемый нами период (1896-1917гг.) мыслитель должен рассматриваться прежде всего как светский философ. Это тем более закономерно, что сам Новгородцев настойчиво боролся против проникновения религиозного сознания в научное познание. Однако это не означает, что Новгородцев выступал против религии вообще. Он считал необходимым разграничить сферу науки и религии в самостоятельные области. Религиозная тематика приобретает особое и самостоятельное звучание только в период после Февральской революции. Такая смена взглядов не представляется нам одним из этапов плавной эволюции взглядов философов, а оценивается как достаточно резкий перелом в сознании, определенный прежде всего трагическими событиями 1917 -1918гг. С этого периода в его работах все отчетливее проявляются и получают свое обоснование религиозные
251 СтрувеП. . Памяти Новгородцева // Русская мысль. Прага - Берлин. 1923-1924. Кн. 1Х-ХИ.
С. 369.
2,2 Ильин И. А. Памяти Новгородцева // там же, с. 372.
253 Флоровский Г.В. Памяти Новгородцева // Новый мир. 1991, №12. С. 218. взгляды. Однако в данном диссертационном исследовании мы не ставили задачи исчерпывающего анализа этого периода творчества Новгородцева. Нами сделан лишь первый шаг на пути к всестороннему, целостному осмыслению всего его философского наследия.
За пределами данного диссертационного исследования остались многие аспекты творчества Новгородцева, которые требуют самостоятельного научного анализа, что обусловливает необходимость дальнейшего изучения наследия этого философа. Не введены в оборот некоторые архивные материалы, которые помогли бы более полно представить деятельность Новгородцева как политика, дали бы представление об эмигрантском периоде жизни. Дальнейшего серьезного анализа требует проблема метода философствования Новгородцева. Особого анализа требует вопрос о воздействии на его философские взгляды философии славянофильства.
На наш взгляд, важным представляется изучение его историко-философского наследия, преподавательской и академической деятельности философа. Все это тем более необходимо, что на сегодняшний день нет ни одного серьезного исследования, посвященного непосредственно анализу его творчества. В существующей литературе Новгородцев предстает либо как философ права, либо как религиозный философ, либо как философ-юрист. Все это определяет необходимость дальнейшего изучения наследия Новгородцева.
Тем не менее, представляется, что проведенный анализ его работ до 1917 г. позволяет нам судить о нем как об оригинальном мыслителе начала XX века, творчество которого является большим вкладом в отечественную философскую мысль.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Абубакирова, Малика Идрисовна, 1999 год
1. Новгородцев П.И. Введение в философию права: Кризис современного правосознания. М.,1996. - 269с.
2. Новгородцев П.И. Восстановление святынь. В кн.: Новгородцев П.И. Сочинения. М.,1995. С. 424-443.
3. Новгородцев П.И. Гоголь в его «Переписке с друзьями» // Россия и славянство. 1929. 27 апреля.
4. Новгородцев П.И. Государство и право // Вопросы философии и психологии. 1904. Кн. 74-75.
5. Новгородцев П.И. Демократия на распутье. В кн.: Новгородцев П.И. Сочинения. М.,1995. С. 388-406.
6. Новгородцев П.И. Законопроект о неприкосновенности личности. В кн.: Первая Государственная Дума. СПб, 1907. Вып.2.
7. Новгородцев П.И. Значение философии. М., 1903. 8с.
8. Новгородцев П.И. Идеалы партии народной свободы и социализм. М.,1917.
9. Новгородцев П.И. Идея права в философии Вл. С. Соловьева. В кн.: Новгородцев П.И. Сочинения. М.,1995. С. 285-299.
10. Новгородцев П.И. История философии права. Лекции, читанные доцентом Новгородцевым в 1897-1898 гг. М.,1897. -278с.
11. Новгородцев П.И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. Два типических построения в области философии. М., 1901. 245с.
12. Новгородцев П.И. Кант как моралист. В кн.: Новгородцев П.И. Сочинения. М.,1995. С. 306-320.
13. Новгородцев П.И. Конспект к лекциям по истории философии права. (Издание для студентов). М.,1909. 246с.
14. Новгородцев П.И. Конспект по истории философии права. М.,1913.
15. Новгородцев П.И. Кризис правового государства и кризис культуры // Руль. 1921. 30 января.
16. Новгородцев П.И. Кризис современного правосознания. Введение. В кн.: Новгородцев П.И. Сочинения. М.,1995.С. 328-339.
17. Новгородцев П.И. Лекции по истории философии права. В кн. Новгородцев П.И. Сочинения. М., 1995. С. 15-234.
18. Новгородцев П.И. Лекции по истории философии права. Учения нового времени ХУ1 XIX вв. М., 1918.
19. Новгородцев П.И. Мораль и познание // Вопросы философии и психологии. 1902. Кн. 64 .
20. Новгородцев П.И. Нравственная проблема в философии Канта. М.,1903. 29с.
21. Новгородцев П.И. Нравственный идеализм в философии права. В кн.: Проблемы идеализма. М., б.г. С. 236-296.24 .Новгородцев П.И. Об историческом и философском изучении идей //
22. Вопросы философии и психологии. 1900г., кн. 54. С. 658-685. 25.Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М.,1991. - 640с.
23. Новгородцев П.И. О задачах современной философии права. В кн.: Новгородцев П.И. Сочинения. М.,1995. С. 300-306.
24. Новгородцев П.И. Общественный идеал в свете современных исканий. В кн.: Новгородцев П.И. Сочинения. М.,1995. С. 340-348.
25. Новгородцев П.И. О путях и задачах русской интеллигенции. В кн.: Интеллигенция. Власть. Народ. М., 1993. С. 225-240.
26. Новгородцев П.И. О своеобразных элементах русской философии права. В кн.: Новгородцев П.И. Сочинения. М.,1995. С. 367-388.
27. Новгородцев П.И. Ответ Л.И. Петражицкому. // Вопросы философии и психологии. 1902. Кн. 66.
28. Новгородцев П.И. Политические идеалы древнего и нового мира. М.,1919. -214с.
29. Новгородцев П.И. Право на достойное человеческое существование. В кн.: Новгородцев П.И. Сочинения. М.Д995.С. 321-327. С. У11-1Х.
30. Новгородцев П.И. Правовые устои новой жизни // Русская свобода. (Петроград-Москва), 1917, № 14-15.
31. Новгородцев П.И. Православная церковь в ее отношении к духовной жизни новой России // Русская мысль. Кн. 1-2. Прага, 1922.
32. Новгородцев П.И. Проблемы идеализма. М., б.г. 521с.
33. Новгородцев П.И. Психологическая теория права и философия естественного права // Юридический вестник. 1913. Т.З.
34. Новгородцев П.И. Религия и культура // Руль. 1921. 6 августа.
35. Новгородцев П.И. Сократ и Платон. В кн.: Новгородцев П.И. Сочинения. М.,1995. С. 235-284.
36. Новгородцев П.И. Сократ и Платон. Из лекций по истории философии права, читанных на Высших женских курсах в Московском университете. М.,1901. 72с.
37. Новгородцев П.И. Сочинения. М.,1995. 448с.
38. Новгородцев П.И. Существо русского православного сознания. В кн.: Новгородцев П.И. Сочинения. М.,1995. С. 407-423.
39. Список иной литературы, использованной в диссертации:
40. Абрамов А. И. Кантианство в русской университетской философии // ВФ, 1998, № 1. С.58-69.
41. Аксельрод Л. Новейшие русские идеалисты. (О «Проблемах идеализма»). Одесса, 1905. 48 с.
42. Алексеев С.С. Философия права. М., 1997. 336с.
43. Алтухов В. Цель исканий человеческого духа. // ОНС, 1991, № 4. С.181-192.
44. Амелина Е.М. Понятие общественного идеала и его структура. В кн.: Диалектика социального познания. М., 1979г. 126 с.
45. Аничков Е.В. На грани // Православие и культура. Берлин, 1923. С.131-162.
46. Арипов М.К. Социальный идеал ислама. Ташкент, 1988г. -117 с.
47. Асмус В.Ф. Диалектика Канта. М., 1930. 170 с.
48. Асмус В.Ф. Иммануил Кант (1724 1974. К двухсотпятидесятилетию со дня рождения). М., 1973. - 534 с.
49. Асмус В.Ф. Философия Иммануила Канта. М., 1957. 80 с.
50. Бердяев H.A. Духовный кризис интеллигенции. М., 1998. 398с.
51. Бердяев H.A. История и смысл русского коммунизма. М., 1990. -220с.
52. Бердяев H.A. Новое религиозное сознание и общественность. СПб., 1907.-233с.
53. Бердяев H.A. Рец.: Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1917. //Русская мысль, 1918, март-июнь.
54. Бердяев H.A. «Русская религиозная мысль и революция»(«Версты» (Берлин), 1928,№ 3.
55. Бердяев H.A. Царство Духа и царство Кесаря. Судьба России. М., 1990.
56. Биографии г.г. членов Государственной Думы. СПб, 1906. 104 с.
57. Бонч-Осмоловский И. Работы первой Государственной Думы. СПб, 1906.-494 с.63 .Боровой А. Общественные идеалы современного человечества. Либерализм. Социализм. Анархизм. М., 1917. 64с.
58. Бородин H.A. Идеалы и действительность. Берлин; Париж, 1930.
59. Брусянин В.В. Судьба первых депутатов. СПб, 1906. 83 с.
60. Булгаков С.Н. Два града. Исследования о природе общественных идеалов. СПб., 1997. 589 с.
61. Булгаков С.Н. От марксизма к идеализму. СПб, 1903.
62. Булгаков С.Н. Православная эсхатология // Православие. Очерки учения. С. 380- 390.
63. Булгаков С.Н. Сочинения. В 2-х т. Т. 2. М., 1993.
64. Буржуазия и помещики в 1917 году: Частные совещания членов Государственной думы: Сб. документов. М,- Л., 1932. 328 с.
65. Валицкий А. Коммунистическая утопия судьба социалистического эксперимента в России // ВФ. 1998, № 8. С. 68-85.
66. Валицкий А. Россия // Вопросы философии. 1990. № 12.
67. Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца Х!Х нач. XX веков // Вопросы философии. 1991, № 8. С.25-32.
68. Валицкий А. Философия права в русском либерализме //Философские основания теорий международных отношений. Вып. 3. М., 1990. -214с.
69. Волков Ю.Г. Идеал и идеальное. В кн.: Ноосфера и человек. М.,1991. 363 с.
70. Волков Ю.Г. Личность и гуманизм. Челябинск. 1995. 221 с.
71. Володин А.И. Утопия и история. Некоторые проблемы изучения домарксистского социализма. М., 1976. 271с.
72. Вольфсон С. Современные критики марксизма // «Под знаменем марксизма. М., 1924, №№ 8, 9;
73. Воровский В. Кадеты в Думе. Возникновение рабочего класса. СПб, 1906. 30 с.
74. Воровский В. К истории марксизма в России. М., 1923. 44с.
75. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М.,1977. 703с.
76. Герок К. Иллюзии и идеалы. СПб., 1898. 37с.
77. Герье В. Первая русская государственная дума. Политические воззрения и тактика ее членов. М., 1906. 120с.
78. Гершензон М.О. Тройственный образ совершенства. М., 1918. 100с.
79. Гессен И.В. «Искания общественного идеала». Петроград, 1918 г.
80. Гессен С.И. Крушение утопизма // Современные записки. Париж, 1924. Вып. 19. С. 277-295.
81. Грот Н.Я. Основания нравственного долга // Вопросы философии и психологии. 1892г. Кн. 15. С. 71 111.
82. Грот Н.Я. Нравственные идеалы нашего времени. Ницше и Толстой. // ВФ и Пс. 1893, кн. 16.С. 129 154.
83. Гроций Гуго. О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права. М., 1994. 868с.
84. Гурвич Г.Д. Новгородцев как философ права // Современные записки, 1924г., №. 20. С.389-393.
85. Гурвич Г.Д. Руссо и декларация прав. Идея неотъемлемых прав индивида в политической доктрине Руссо. Петроград, 1918. 100с.
86. Гуревич А. Идеалы и действительность // Вопросы философии и психологии. 1900 г. Кн. 55. С. 34 49.
87. Давидович В.Е. Общество и личность. М., 1962. 52с.
88. Данишевская. Россия между традиционализмом и модернизмом: проблема нравственного идеала // Вестник МГУ, серия 12: Социально-политические исследования, 1994г., № 1.
89. Дебольский Н.П. Об эстетическом идеале // Вопросы философии и психологии. 1900 г. Кн.55. С. 759 816.
90. Де-Роберти Е. Новая постановка основного вопроса социологии. М., 1909.-291с.
91. Де-Роберти Е. Нравственность и политика. В кн.: Социальная мораль. СПб., 1901.-241с.
92. Долгоруков П.Д. Великая разруха. Мадрид, 1964.
93. Дробницкий О. Критика современных буржуазных этических концепций. М., 1967. 383с.
94. ЮО.Дробницкий О. Понятие морали. М., 1974. 388с.101 .Дробницкий О. Проблемы нравственности. М., 1977. 333с.
95. Ю2.Думова Н.Г. Из истории кадетской партии в 1917 году // Исторические записки. 1972. Т. 90. 390с.
96. ЮЗ.Думова Н. Кадетская партия в период первой мировой войны и Февральской революции. М., 1988. 244с.
97. Ю4.Думова Н.Г. Кадетская контрреволюция и ее разгром. (Октябрь 1917-1920гг.) М, 1982. -416с.
98. Ю5.Думова Н.Г. Кончилось ваше время. М., 1990. 334с.
99. ПО.Замалеев А.Ф., Осипов И.Д. Русская политология: обзор основных направлений. СПб, 1995. 338с.111 .Зеньковский В.В. История русской философии в 2-х т. Л.,1991г. Т.2. Ч. 2. 268с.112.3омбарт В. Идеалы социальной политики. СПб., 1900г.- 74с.
100. ПЗ.Идеал, утопия и критическая рефлексия. М., 1996г.- 302 с.
101. Из глубины: сборник статей о русской революции. М., 1991. 339с.
102. Из лекций П.Г. Редкина по истории философии права в связи с историей философии вообще, т.1, СПб., 1889.
103. Ильенков Э.И. Об идолах и идеалах. М., 1968. 319с.
104. Ильин И.А. Памяти П.И. Новгородцева // Русская Мысль. Берлин, 1924. №9 -12. С.369-374.
105. Ильинский И.М. Постигая идеал. М.,1981. 63с.
106. Интеллигенция. Власть. Народ. М., 1993. 336с.
107. Иоффе Г.З. Крах российской монархической контрреволюции. М., 1977.-320с.
108. Исаев И.А. История государства и права в России: курс лекций. М., 1994.-246с.
109. Исаев И.А. Политико-правовая утопия в России, конец XIX начало XX вв. М.,1991. - 266с.
110. Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России XI-XX вв. М.,1995. 378с.
111. История Национального центра. Речь Алтая, 1919,4 августа.
112. История политических и правовых учений. М.,1995. 728с.
113. Кантор В.К. Личность и власть в России: сотворение катастрофы // Вопросы философии. 1998, № 7. С. 14-22.
114. Капустин Б.Г. «Свобода от государства» и «свобода через государство»: о нелиберальности посткоммунистической России и ответственности либералов // Вопросы философии. 1998, № 7. С. 6675.
115. Кизеветтер А. Партия народной свободы и ее идеология. М.,1917. -30с.
116. Козулин А. Права личности для взрослого человечества // ОНС, 1991. № 6. С.31-42.
117. Плотников Н.С., Колеров М.А. Павел Иванович Новгородцев. В кн.: Новгородцев П.И. Сочинения. М., 1995. С. 5-14.131 .Кистяковский Б. Категория необходимости и справедливости при исследовании социальных явлений // Жизнь. 1900, т.5-6.
118. Константинова JI.B. Место и роль общественного идеала в системе социальной детерминации. Саратов, 1994. 182с.
119. Краткая философская энциклопедия. М.,1994. 576с.
120. Кропоткин П.А. Анархия, ее философия, ее идеал. Кронштадт, 1917. -64с.
121. Кузнецов К.А. Очерки по теории права. Одесса, 1915. 65с.
122. Кузнецов Э. Русская философия права конца 19 начала 20 века. М., 1989.
123. Кузнецов Э.В. Философия права в России. М.,1989. 205с.
124. Кузнецов Э.В. Философия права в русском дореволюционном правоведении. Правоведение, 1984, № 2.
125. Кузьмина A.B. Нравственные аспекты либеральной концепции справедливого общества. М., 1995. 134с.
126. Лебедева Т.П. Роль школы естественного права в формировании западной политико-правовой традиции // ПОЛИС. 1998, № 6. С. 5563.
127. Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762 1914. Париж, 1980. 2-ое изд.: М.,1995. - 549с.
128. Либерализм в России. М., 1996. 451с.
129. Лисица Ю.Т. И.А. Ильин как правовед и государствовед // Вопросы философии, 1991, № 5.
130. Лифшиц М.А. К. Маркс: Искусство и общественный идеал. М.,1979. -471с.
131. Лосский Н. Вл. Соловьев и его преемники в русской религиозной философии // Путь. Париж, 1926, №2.
132. Лосский Н.О. История русской философии. М.,1991. 559с.
133. Лосский Н.О. Учение о перевоплощении. М., 1992. 207с.
134. Лосский Н.О. Нравственная личность Толстого. Логос, 1911. Кн. 1. -179с.
135. Мансырев С.П. Мои воспоминания о Государственной думе // Историк и современность. Берлин, 1922, № 2.
136. Матвеева С. Консервативный либерализм в современной России // Общественные науки и современность, 1993г., № 2.
137. Медушевский А.Н. Демократия и авторитаризм: российский конституционализм в сравнительной перспективе. М., 1998. 655с.
138. Медушевский А.Н. История русской социологии. М., 1993г.
139. Медушевский А.Н. Французская революция и политическая философия русского конституционализма /У Вопросы философии, 1989, № 10.
140. Мельгунов С. Как большевики захватили власть: октябрьский переворот 1917 года. Париж, 1984. 391с.
141. Милюков П.Н. Воспоминания. М., 1991. 525с.
142. Непролетарские партии России в трех революциях. М., 1989. 245с.
143. Непролетарские партии России: Урок истории. М., 1984. -566с.
144. Никитин Е.П., Никитина А.Г. О системе идеалов (на примере схематизирующего историзма О. Конта). В кн.: Идеал, утопия и критическая рефлексия. М., 1996. 302с.
145. Никитина H.H. Духовно-практическая природа идеала личности. Екатеринбург, 1992. 115с.
146. Очерки истории русской этической мысли. М., 1976. 400с.
147. Павлов В.Л. Природа и сущность общественного идеала. В кн.: Проблемы философии. Выпуск 41. Киев, 1977г. 142с.
148. Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993. 420с.
149. Первая российская государственная Дума. СПб, 1906.
150. Петражицкий Л.И. Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология. СПб., 1905.
151. Петражицкий Л.И. Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии. СПб., 1908. 265с.
152. Петражицкий Л.И. О мотивах человеческих поступков, в особенности о этических мотивах и их разновидностях. СПб., 1904. -75с.
153. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. В 2-х т. СПб, 1910.171 .Петражицкий Л.И. Что такое право? // Вестник права. 1899 г. № 1.
154. Печенев В.А. Социалистический идеал, реальный социализм и идеологическая борьба// Общественные науки. 1980, №2.
155. Покровский И. А. Естественно-правовые течения в истории гражданского права. СПб., 1913.
156. Политическая история России в партиях и лицах. М., 1993. 363с.
157. Политическая история российского государства. М., 1998. 487с.
158. Политические деятели России.1917: Биографический словарь. М., 1993.-432с.
159. Поляков A.B. «Возрожденное естественное право» в России: Критический анализ основных концепций. Д., 1987.
160. Поляков A.B. К критике методологических основ школы «Возрожденного естественного права» в России (П.И. Новгородцев) // Вестник ЛГУ, серия 6, выпуск 2, 1986.
161. Попова A.B. Социально-философские взгляды П.Н. Милюкова. М., 1995. 152с.
162. Последние новости, 1924, 13 апреля, (некролог П.Н. Милюкова о П.И. Новгородцева).
163. Проблемы идеализма. М., б.г. 521с.
164. Проблемы изучения русской философии и культуры. Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 1988, № 9, с. 92 -161.
165. Против новейшей критики марксизма. М., 1929. 275с.
166. Пул Р.Э. Русская диалектика между неоидеализмом и утопизмом (ответы Вл. С. Соловьеву) // Вопросы философии. 1995. № 1. С. 70-94.
167. Пяткина С.А. Идея естественного права в методологии русской философско-правовой мысли (конец 19 начало 20 в.). // Труды ВЮЗИ, 1975, т. 44.
168. Пяткина С.А. Русская буржуазная правовая идеология. М.,1980.
169. Пяткина С.А. Школа «возрожденного естественного права» в России. Правоведение, 1969, № 6.
170. Радлов Э. Мистицизм в современной философии // Новые идеи в философии. СПб., 1913, № 5. С. 46-59.
171. Романов Ю.И. О категориальном статусе идеального // Философские науки, 1992г., № 3.
172. Романовская Е.В. Идеал и развитие личности. Саратов, 1992. 119с.
173. Россия. Государственная дума, 1-ая. Сессия 1-я. Полный стенографический отчет. Спб, 1906. 47с.
174. Рудаш Л. Против новейшей ревизии марксизма. М., 1925. 176с.
175. Русская философия: конец XIX начало XX века. Антология. СПб., 1993.-592с.
176. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М.,1995. -624с.
177. Русская философия права: философия веры и нравственности. Антология. СПб., 1997. 398с.
178. Русская философия: Словарь. Под общ. ред. М.А. Маслина. М., 1995.- 655с.
179. Русские философы: конец XIX середина XX вв.: Биографические очерки. Библиография. Тексты. Сочинения. М.,1993. - 368с.
180. Русская философия: зарубежные исследования. Реферативный сборник. М., 1994.
181. Русская философия XIX нач. XX в. Критика буржуазных интерпретаций. М., 1987.
182. Рябова Т.П. Российские либералы послереволюционного периода о духовных ориентациях развития страны // Общественные науки и современность. 1999. № 1. С. 95-105.
183. Савельев В.А. Теория возрожденного естественного права в учении П.И. Новгородцева // Вопросы государства и права в общественной мысли России ХУ1 XIX вв. М., 1979. С.110-128.
184. Савальский В.А. Основы философии права в научном идеализме. Марбургская школа философии Когена, Наторпа, Штаммлера. М., 1909.
185. Самуэль Т. Русские традиции. Лондон, 1974.
186. Сандригайло В. Проблема общественного идеала в работах Новгородцева. В кн.: Социология и социализм. М.Д990.
187. Сафронов Ф.В. Механика общественных идеалов // Вопросы философии и психологии. Кн.54. 1901г. С.301-341.
188. Сборник по общественно-юридическим наукам. Под. ред. Ю.С. Гамбарова. СПб., 1899.
189. Свентоховский А. История утопий. М., 1910. 426с.
190. Сиземская И., Новикова JI. Новый либерализм в России // Общественные науки и современность, 1993г., № 5.
191. Секиринский С.С., Шелохаев В.В. Либерализм в России: очерки истории (середина XIX начало XX в.). М., 1995. - 286с.2Ю.Сетницкий H.A. О конечном идеале // Горский А.К., Сетницкий H.A.
192. Сочинения. М., 1995,- 448с. 211 .Соболев A.B. Павел Иванович Новгородцев. В кн.: Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991. С. 3-10.
193. Соболев A.B. П.И. Новгородцев. На путях к правовому государству // Новый мир. 1991, № 12.
194. Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия. Т. YII. СПб, 1903.
195. Соловьев Э.Ю. Дефицит правопонимания как примета русской философиии // Вопросы философии. 1988, № 9.
196. Социологическая мысль в России: очерки истории немарксистской социологии последней трети XIX начала XX века. Л., 1978. - 416с.
197. Sergius. Обзор русской философской литературы за время революции (1917 1921)// Новая русская книга. Берлин, 1923, № 3-4. С. 3 -7.
198. Спирин Л.M. Крушение помещичьих и буржуазных партий в России (начало XX в. 1920 г.). М., 1977,- 366с.
199. Струве П. Памяти Новгородцева // Русская мысль. Прага Берлин, 1923-1924. Кн. IX-XÏÏ.
200. Суд над первой Государственной думой, 12-18 декабря. СПб, 1908. -82с.
201. Татаринцев В.Г. Об идеализации и идеале. В кн.: Социальная психология и философия. Выпуск 3. Л., 1975. 178с.
202. Токмакова Г.П. Проблема человека в философии С.Л. Франка. М., 1991,- 148с.
203. Трубецкой С.Н. Энциклопедия права. М.,1907.
204. Туманов В. Буржуазная правовая идеология. К критике учений о праве. М., 1971.-381с.
205. Туманов C.B. Общественный идеал: диалектика развития. М.,1986. -197с.
206. Трайнин А.Н. Воспоминания о Московском университете // Вестник Московского университета. Серия право. 1991. № 2.
207. Угрюмов П. Шопенгауэр на русской почве. Б.м., б.г. 44с.
208. Утопия и утопическое мышление. Антология зарубежной литературы. М., 1991. 405с.
209. Утро России. 1910. 23 июня
210. Философский словарь. М.,1961. 717с.
211. Философский словарь. М., 1991. 559с.
212. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. 839с.
213. Философский энциклопедический словарь. М.,1989. 815с.
214. Философский энциклопедический словарь. М.,1997. 575с.
215. Философская энциклопедия в 5-ти томах. Т. 4. М.,1967 . 591с.
216. Философские основания теорий международных отношений. Вып. 3. М., 1990. 172с.
217. Философы России XIX XX столетий. Биографии, идеи, труды. М.,1995. - 750с.
218. Флоровский Г.В. Метафизические предпосылки утопизма // Вопросы философии. 1990. № 10. С. 78-98.
219. Флоровский Г.В. Памяти Новгороцева // Новый мир, 1991, № 12. С.217-218.
220. Флоровский Г.В. Памяти П.И. Новгородцева // Россия и Славянство. Париж, 27 апреля 1929. № 22.
221. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. 601с.
222. Франк СЛ. Духовные основы общества. М., 1992. 510с.
223. Франк СЛ. Кризис современной философии // Русская мысль. 1916, № 10.
224. Франк СЛ. На юридическом факультете в 90-х годах // Россия и Славянство. 25 января 1930 . № 61.
225. Франк СЛ. Нравственный идеал и действительность // Русская мысль. 1913, №1.
226. Франк СЛ. О критическом идеализме // Мир Божий, 1904, № 12.
227. Франк СЛ. Основы марксизма. Берлин, 1926.
228. Франк СЛ. Теория ценности Маркса и ее значение. Критический этюд. СПб., 1900. 370с.
229. Франк СЛ. Философия и жизнь. Этюды и наброски по философии культуры. СПб., 1910.
230. Хайек Ф. Дорога к рабству // Вопросы философии. 1990, № 12.
231. Худякова Г.П. Проблема мировоззренческого поступка в русской философии Х1Х-ХХ вв. Тюмень, 1995. 156с.
232. Чекрыгин Е.Д. Феномен революции в русской общественной мысли рубежа Х1Х-ХХ вв.: марксизм и его самокритика. Ростов -на Дону,1995. -209с.
233. Члены 1- ой Государственной думы. М., 1906. 79с.
234. Чичерин Б. Психологическая теория права // Вопросы философии ипсихологии. 1900. Кн. 54. 254.Чичерин Б.Н. Философия права. М., 1900.
235. Шамшурин В.И. Человек и государство в русской философии естественного права // Вопросы философии. 1990, № 6. С. 132-141.
236. Шелохаев В.В. Кадеты главная партия либеральной буржуазии в борьбе с революцией 1905-1907 гг. М., 1983. - 327с.
237. Шелохаев В.В. Либеральная модель переустройства России. М.,1996.-279с.
238. Шершеневич Г.В. История философии права. СПб, 1907.
239. Шершеневич Г.В. Конституционная монархия. М., 1906. 38с.
240. Шершеневич Г.В. Общая теория права. Философия права. Т.1. Часть теоретическая. М., 1910. 320с.261 .Шершеневич Г.В. Общее учение о праве и государстве. М., 1911. -163с.
241. Шершеневич Г.В. Программа партии Народной свободы (конституционно-демократической). М., 1906. 48с.
242. Шестаков В.П. Эсхатология и утопия: очерки русской философии и культуры. М., 1995. 207с.
243. Шестакова И.С. Социальная утопия как превращенная форма общественного идеала Екатеринбург, 1995. 129с.
244. Шкоринов В.П. Этический иррационализм в России. (Критический анализ). Ростов-на-Дону, 1973. 225с.
245. Шопенгауэр А. Свобода воли и основа морали. СПб., 1896. 354с.
246. Штаммлер Р. Сущность и задачи права и правоведения. М., 1908. -144с.
247. Штаммлер Р. Теоретические основы анархизма. М., 1906. 70с.
248. Штаммлер Р. Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории. Социально-философское исследование Р. Штаммлера. СПб., 1899. 310с.
249. Штанге К. Ход мыслей в «Критике чистого разума». Руководство для чтения. М., 1906. 27с.271 .Яценко А.И. Целеполагание и идеалы. Киев, 1977. 275с.
250. Pipes R. Struve. Liberal on the Right, 1905-1944. Cambr., Mass., L.,1980.
251. Putman G.F. Russian Alternatives to Marxism: Christian Socialism and Idealistic Liberalism in Twentieth-century. Knoxvill, 1977.
252. Материалы Г АРФ. Фонды 5765, on. 1-3; 5776, on. 1-2.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.