Концепция нравственной личности в философском наследии П.И. Новгородцева тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Матросова, Елена Юрьевна

  • Матросова, Елена Юрьевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2010, Мурманск
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 172
Матросова, Елена Юрьевна. Концепция нравственной личности в философском наследии П.И. Новгородцева: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Мурманск. 2010. 172 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Матросова, Елена Юрьевна

Введение.

Глава 1. Социально-философские предпосылки формирования взглядов П.И. Новгородцева на проблему личности.

1.1. Становление нравственного идеализма в философии

П.И. Новгородцева.

1.2. Эволюция философских взглядов П.И. Новгородцева и формирование персоналистического подхода к трактовке проблемы личности.

1.3. Формирование философско-правовых взглядов

П.И. Новгородцева.

Глава 2. Основные элементы концепции нравственной личности

П.И. Новгородцева.

2.1. Обоснование П.И. Новгородцевым абсолютной ценности нравственной личности.

2.2. Нравственная личность как источник норм естественного права.

2.3. Принцип свободного универсализма как идеальное условие существования и развития личности.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Концепция нравственной личности в философском наследии П.И. Новгородцева»

Актуальность темы исследования.

Павел Иванович Новгородцев - один из блестящих русских философов, благодаря которым в конце XIX века и в дооктябрьские годы XX века российская философская мысль достигла уровня, позволяющего назвать обозначенный период эпохальным в истории отечественной философии, и стала неотъемлемой частью культурного подъёма, получившего название «Серебряный век». Данная работа посвящена раскрытию и анализу одной из главных проблем философии П.И. Новгородцева — проблеме личности как уникальной и абсолютной ценности.

Актуальность диссертационного исследования определяется, в первую очередь, тем, что проблема личности актуализируется в настоящее время бурными преобразованиями Российского государства. В такие переломные, кризисные эпохи развития общества, сопровождающиеся острыми социальными противоречиями и стремительным ростом научно-технических достижений, особую остроту приобретает проблема поиска человеком своего места в новых социокультурных условиях, его самоутверждения как личности. Главное направление в решении этих вопросов — построение гуманистического общества, основанного на такой общенациональной системе социальных целей и духовных ценностей, в которой личность приобрела бы исключительную значимость.

Необходимость переосмысления сложившейся системы ценностей, в частности нравственных идеалов, в соответствии с изменениями в общественной среде обосновывает актуальность обращения к истории русской философии. Изучение русского духовно-интеллектуального наследия играет существенную роль в этом процессе, поскольку осознанно подходить к решению современных проблем личности можно лишь на основе исторических уроков. Особенно близкой современным запросам является русская философская мысль второй половины XIX — начала XX века, в развитии которой большую роль сыграл Павел Иванович Новгородцев.

Творчество П.И. Новгородцева с одной стороны, показательно, а с другой - специфично для отечественной мысли. В нем присутствует философское обоснование не только усиления роли правового государства, его норм и законов, но и достоинства и индивидуальности личности, интересы которой рассматриваются как главный приоритет в решении социальных проблем. Фундаментом для принятия абсолютного значения личности у П.И. Новгородцева является отношение личности к Богу. В ранний период творчества религиозность философа была скрыта под понятиями Абсолюта, нравственного совершенствования, однако позднее она раскрылась в виде прямого призыва к возвращению православных святынь для возрождения русского национального сознания. Такой путь развития взглядов П.И. Новгородцева утверждает направление для будущего развития философии в России, и поэтому их изучение является актуальным и сегодня. Религиозно-нравственная проблематика также соответствует интересам современной интеллектуальной общественности.

Потребность в изучении идейного наследия П.И. Новгородцева объясняется помимо прочего и созвучием проблем, рассматриваемых в его произведениях, с теми проблемами, которые вновь, спустя столетие, с особой остротой обсуждаются в современной науке и философии. Это проблемное созвучие определяется существенным сходством общественно-политических и духовно-культурных ситуаций конца XIX — начала XX века и нашего времени. И тогда, и сегодня налицо явный кризис коренных общественных структур, культуры, мировоззрения. П.И. Новгородцев был одним из первых отечественных мыслителей, которые почувствовали и попытались осмыслить и оценить это кризисное состояние, более того, он, в отличие от своих коллег, анализировал это явление глубоко и систематически. Выход из данного положения П.И. Новгородцев видел в обращении к личности как конкретной и своеобразной абсолютной ценности, смыслу и цели прогресса. Под личностью он понимал не ее случайное эмпирическое, а универсальное духовное содержание, многообразно и индивидуально проявляющееся в каждом человеке и представляющее собой самостоятельную ценность.

Для российского общества особенно актуальна сегодня проблема нравственности, а П.И. Новгородцев обращался именно к нравственной личности, т. е. призванной собственными усилиями развить в себе духовное начало, которое заложено в каждом человеке, как и стремление к его осуществлению. В нравственности философ видел тот источник неограниченного совершенствования, который способен приблизить человека к Абсолюту, и тот отличительный признак, благодаря которому каждый осознает себя уникальной и неповторимой личностью. Каким образом связаны между собой нравственное сознание отдельной личности и развитие целого общества — основной вопрос, который занимал П.И. Новгородцева. Путем к достижению общественного идеала он считал нравственное совершенствование всего человечества.

К настоящему времени в трудах современных русских историков философии сделаны значительные шаги в обобщении взглядов этого выдающегося русского мыслителя, что подтверждает анализ степени разработанности проблемы.

Степень разработанности проблемы.

Изученность философского наследия П.И. Новгородцева определяется совокупностью трудов его исследователей, при обращении к которым можно проследить идеологически обусловленные изменения в отношении к философии мыслителя, а также наблюдать различия в восприятии его учения в России и за рубежом.

Современники П.И. Новгородцева, такие как О.Д. Одинец, П.Е. Михайлов,1 Е.Н. Трубецкой и др., по достоинству оценивали значение его философских трудов, их масштабность и глубину. Издание его произведений вызывало большой интерес среди мыслящей интеллигенции. Так, Е.Н. Трубецкой в своей аналитической статье, посвященной докторской диссертации П.И. Новгородцева «Кант и Гегель в их учениях о праве и

1 См.: Михайлов П.Е. П.И. Новгородцев, Политические идеалы древнего и нового мира // Вестник Европы: журнал науки, политики и литературы. 1914. № 6; Одинец Д.М. Современный либерализм (П. Новгородцев - Кризис современного правосознания) // Русское богатство. 1909. № 5. государстве», приветствовал появление нового серьезного труда.1 Л.И. Петражицкий, разработавший оригинальную концепцию естественного права на основе главенства психологического фактора, анализировал существенные стороны воззрений П.И. Новгородцева и развивал полемику с философом на страницах научных журналов. Публикация фундаментального труда П.И. Новгородцева «Об общественном идеале» стала крупным событием для интеллектуальных кругов России и привлекла внимание многих известных мыслителей того времени: Е.В. Аничкова, И.В. Гессена, Г.Д. Гурвича,

•з

Ю: Делевского, Н.А. Сетницкого и др. И.В. Гессен, в частности, отметил справедливость основного положения П.И. Новгородцева, согласно которому искания общественного идеала раскрывают не гармонию, а антиномию личного и общественного.

После революции и вынужденной эмиграции многих отечественных философов, в том числе и П.И. Новгородцева, о нем писали преимущественно в зарубежных изданиях. Начало исследованиям творчества мыслителя было положено трудами П.Н. Милюкова; о жизни П.И Новгородцева в эмиграции свидетельствуют мемуары Н.Н. Алексеева.4 В середине XX века за рубежом появляются одни из первых работ по истории русской философии, в частности, исследования В.В. Зеньковского и Н.О. Лосского, в которых кратко характеризуются труды П.И. Новгородцева и даётся довольно высокая оценка его творчеству.5 Более подробно воззрения философа освещены в сборниках,

1 См.: Трубецкой Е.Н. Новое исследование в философии права Канта и Гегеля // Вопросы философии и психологии. 1902. Кн. 61 (1). С. 581-605.

2 См.: Петражицкий Л.И. К вопросу о социальном идеале и возрождении естественного права// Юридический вестник. 1913. Кн. 2. С. 10-48.

3 См.: Аничков Е.В. На грани // Православие и культура: сб. религиозно-философских статей / Под ред. проф. В.В. Зеньковского. Берлин, 1923. С. 131-162; Гессен И.В. Искания общественного идеала. Петроград, 1918; Гурвич Г.Д. П.И. Новгородцев. Об общественном идеале // Русская книга. Берлин. 1921. № 9. С. 7-8; Делевский Ю. В поисках общественного идеала // Современные записки. Париж. 1922. № 11. С. 247-258; Сетницкий Н.А. О конечном идеале. Харбин, 1932.

4 См.: Милюков П.Н. История второй русской революции. Т. 1. Вып. 1-3. София, 19211923; Он же. Россия на переломе. Париж, 1927; Алексеев Н.Н. Из Царьграда в Прагу. Русский юридический факультет // Пашуто В.Т. Русские историки эмигранты в Европе. М., 1992. С. 210-224.

5 См.: Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. Париж, 1948-1950. 2 Т.; Лосский Н.О. История русской философии. Нью-Йорк, 1951. статей под редакцией Н.П. Полторацкого, вышедших также за границей.1 Зарубежные исследователи особенно интересовались либерально-политическими воззрениями П.И. Новгородцева. А. Валицкий считал мыслителя теоретиком русского неолиберализма, повлиявшего и на западный либерализм. На родине П.И. Новгородцева после революции либо его имя замалчивалось, либо вклад философа в отечественную науку искажался. Причиной предвзятого отношения явилось то, что Павел Иванович был одним из первых критиков марксизма и непримиримых противников большевизма.

С 80-х годов XX века, когда в России происходило переосмысление трудов многих русских мыслителей, стали появляться краткие и односторонние, но вполне справедливые оценки философии П.И. Новгородцева. Например, М.Э. Казмер рассматривал мыслителя как видного представителя этического нормативизма и неокантианства.3 Первым шагом на пути всестороннего и объективного анализа творчества П.И. Новгородцева явились историко-правовые работы по русской философии А.В. Полякова, И.А. Исаева4 и др., в которых дана обобщающая характеристика проблематики исследований мыслителя и достойно оценены его научные достижения в области философии.

Новым толчком, объективно обусловившим активное обращение к творчеству П.И. Новгородцева, стало переиздание в середине 90-х годов основных его работ. Главный труд — «Об общественном идеале» -сопровождался аналитической статьей А.В. Соболева, а сборник сочинений философа открывала вступительная статья Н.С. Плотникова и М.А. Колерова, в

1 См.: Полторацкий Н.П. Сборник «Из глубины» и его значение // Из глубины: сб. статей о русской революции / Под ред. Н.П. Полторацкого. Париж, 1967. С. 2-10; Левицкий Д. П.И. Новгородцев // Русская религиозно-философская мысль XX века: сб. статей / Под ред. Н.П. Полторацкого. Питтсбург, 1975. С. 298-305.

2 См.: Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX — начала XX веков // Вопросы философии. 1991. № 8. С. 25 - 40.

3 См.: Казмер М.Э. Социологическое направление в русской дореволюционной правовой мысли. Рига, 1983.

4 См.: Поляков А.В. К критике методологических основ школы «возрожденного естественного права» в России (П.И. Новгородцев) // Вестник ЛГУ. 1986. Серия 6. Вып. 2. С. 101-103; Исаев И.А. Политико-правовая утопия в России (конец XIX — начало XX в.). М., 1991. которой был дан очерк биографии русского мыслителя, а также представлена общая картина его творчества.1

Широта философских, правовых, социологических, этических вопросов, рассматриваемых Новгородцевым, обусловила интерес к нему со стороны исследователей различных направлений науки. Обзорно философские воззрения П.И. Новгородцева изложены в работах А.Ф. Замалеева, И.Д. Осипова, B.C. Нерсесянца, Э.В. Кузнецова, В.И. Шамшурина, А.С. Джанумова. Общее осмысление философского наследия о

П.И. Новгородцева представлено в диссертации Т.В. Новичихиной.

Следует отметить, что большинство авторов занимается исследованием отдельных аспектов философии П.И. Новгородцева. Изучение политико-правовых взглядов П.И. Новгородцева отразилось в исследованиях таких авторов, как Е.А. Фролова, А.В. Звонарев, А.Х. Денильханов, И.Н. Крохин.4 Нравственные воззрения П.И. Новгородцева анализировали М.И. Абубакирова, А.П. Альбов, И.А. Кацапова.5 Философско-правовым проблемам в философии П.И. Новгородцева посвящены научные работы В.В. Князева, В.Н. Жукова,

См.: Соболев А.В. Павел Иванович Новгородцев // Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991. С. 3-10; Плотников Н.С., Колеров М.А. Павел Иванович Новгородцев // Новгородцев П.И. Сочинения. М., 1995. С. 5-14.

2 См.: Замалеев А.Ф., Осипов И.Д. Русская политология. Обзор основных направлений. СПб., 1994; Нерсесянц B.C. Философия права. М, 2001; Кузнецов Э.В. Философия права в России. М., 1989; Шамшурин В.И. Идея права в социальной теории П.И. Новгородцева // Социологические исследования. 1993. № 4. С. 97-105; Джанумов А.С. П.И. Новгородцев о роли личности в гражданском обществе // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 2. С. 201-210.

3 См.: Новичихина Т.В. П.И. Новгородцев как философ: дис. . канд. филос. наук. Нижневартовск, 1999.

4 См.: Фролова Е.А. Политическое и правовое учение П.И. Новгородцева: дис. . канд. юрид. наук. М., 1996; Она же. П.И. Новгородцев о праве и государстве. М., 2001; Звонарев А.В. Общественно-политические взгляды и деятельность П.И. Новгородцева: дис. . канд. юрид. наук. М., 1996; Денильханов А.Х. Политическая философия Павла Ивановича Новгородцева: дис. . канд. полит, наук. М., 1997; Крохин И.Н. Общественно-политические взгляды и научная деятельность П.И. Новгородцева конца XIX - начала XX вв.: дис. . канд. истор. наук. М., 2006.

5 См.: Абубакирова М.И. Система нравственного идеализма П.И. Новгородцева: дис. . канд. филос. наук. М., 1999; Альбов А.П. Проблемы права и нравственности в классической немецкой и русской философии права конца XIX - начала XX века. СПб., 1999; Кацапова И.А. Соотношение морали и права в философии П.И. Новгородцева: дис. . канд. филос. наук. М., 2003.

А.Р. Яхиной, Ю.Я и Д.А. Баскиных.1 Ю.Ф. Широков анализировал историософские аспекты правового нигилизма в философии права л

П.И. Новгородцева. Социально-философские воззрения П.И. Новгородцева 1 были исследованы в диссертации Т.Б. Ивановой. К изучению культурологических аспектов философии права П.И. Новгородцева обращался С.В. Крамарук.4

Таким образом, философские исследования ряда отечественных специалистов существенно раздвинули круг представлений о научном наследии П.И. Новгородцева. Российские учёные провели исторический анализ, рассматривающий его идеи в совокупности с политической и общественной деятельностью, а также проследили основные этапы жизненного и творческого пути философа. Это свидетельствует об огромном интересе к наследию этого выдающегося мыслителя. Однако концепция личности в учении П.И. Новгородцева еще не была отдельным предметом анализа, что также определяет актуальность данного диссертационного исследования. Объект и предмет исследования.

Объектом диссертационного исследования является творческое наследие известного русского философа Павла Ивановича Новгородцева и аналитическая литература о нем.

Предмет исследования составляют философские взгляды . П.И. Новгородцева на проблему нравственной личности.

1 См.: Князев В.В. Философско-правовые воззрения П.И. Новгородцева: социально-философский анализ: дис. . канд. филос. наук. М., 2001; Князев В.В. Философско-правовая концепция П.И. Новгородцева: монография. Белгород, 2004; Жуков В.Н. Философия права П.И. Новгородцева. М., 2004; Яхина А.Р. Учение П.И. Новгородцева о праве и государстве: дис. . канд. юрид. наук. Уфа, 2007; Баскин Ю.Я., Баскин Д.А. Павел Иванович Новгородцев / из истории русского либерализма. СПб., 1997.

2 См.: Широков Ю.Ф. Историософские аспекты правового нигилизма в философии права П.И. Новгородцева: дис. . канд. филос. наук. М., 2002.

3 См.: Иванова Т.Б. Общественный идеал в русской социальной мысли начала XX века: Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.И. Новгородцев, C.JI. Франк: дис. . канд. социол. наук. СПб., 1998.

4 См.: Крамарук С.В. Право и правовая культура в русской культурологической мысли — П.И. Новгородцев и Б.А. Кистяковский: дис. . канд. культурологии. Нижневартовск, 2008.

Цель и задачи исследования.

Цель работы заключается в том, чтобы, проведя анализ философских воззрений П.И. Новгородцева, раскрыть и систематизировать его взгляды на проблему личности и представить их в виде концепции нравственной личности.

Достижение цели диссертации требует решения следующих задач:

1. Выявить предпосылки формирования философских воззрений П.И. Новгородцева на проблему личности в свете культурно-исторической ситуации конца XIX — начала XX веков.

2. Раскрыть взаимное влияние философско-правовых воззрений П.И. Новгородцева и его взглядов на проблему личности в процессе их формирования.

3. Проанализировать взгляды П.И. Новгородцева на проблему личности и нравственности, а также определить философские основы и своеобразие его понимания нравственной личности.

4. Провести анализ соотношения концепции возрожденного естественного права П.И. Новгородцева с идеей нравственной личности.

5. Выяснить сущность общественного идеала П.И. Новгородцева с позиции нравственной личности.

6. Определить и раскрыть основные аспекты концепции нравственной личности П.И. Новгородцева и их взаимосвязь.

Методологические основы исследования.

В диссертационной работе использовался ряд методов философского исследования: исторический метод, предусматривающий изучение предпосылок формирования взглядов П.И. Новгородцева на проблему личности во взаимосвязи с социально-историческими процессами; сравнительно-исторический метод, применяемый для сопоставления воззрений П.И. Новгородцева с идеями других отечественных и зарубежных философов; метод философской реконструкции, обеспечивающий выявление и более глубокое теоретическое осмысление основополагающих идей в разработке П.И. Новгородцевым проблемы личности; метод системного анализа, позволяющий выявить не только особенности отдельных компонентов концепции нравственной личности П.И. Новгородцева, но и их взаимосвязь.

Научная новизна исследования:

1. В данной работе предпринята попытка философского обоснования концепции нравственной личности в творческом наследии П.И. Новгородцева.

2. Обоснован тезис о персоналистической направленности взглядов П.И. Новгородцева на проблему личности.

3. Выявлены основополагающие мировоззренческие и методологические идеи, являющиеся принципиальным базисом для понимания нравственной личности в философии П.И. Новгородцева.

4. Определены основные положения, составляющие концепцию нравственной личности в творчестве П.И. Новгородцева. Во-первых, это тезис об абсолютной ценности нравственной личности. Во-вторых, нравственная личность выступает источником естественно-правовых норм. И, в-третьих, нравственная личность по П.И. Новгородцеву является идеалом и целью общественного развития.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Взгляды П.И. Новгородцева на личность обуславливаются «преодолением» индивидуализма И. Канта и представляют собой попытку синтеза субъективной рациональной этики с объективным абсолютным началом в формировании и развитии нравственной личности.

2. Основополагающими идеями в концепции нравственной личности П.И. Новгородцева являются: дуализм равенства и свободы, отражающий двойственное положение личности в обществе; дуализм нравственности и права, который проявляет себя в противопоставлении норм естественного права и положительного; а также дуализм общественного идеала и действительности, * в котором личность выступает критерием степени достижения этого идеала.

3. Концепцию нравственной личности П.И. Новгородцева составляют следующие основные положения:

- нравственная личность в философии П.И. Новгородцева является абсолютной ценностью;

- в теории возрожденного естественного права П.И. Новгородцева нравственная личность представляет собой источник норм естественного права;

- нравственная личность служит единственной целью прогресса общества и указывает путь к осуществлению абсолютного общественного идеала.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическая значимость диссертации определяется систематизацией и концептуализацией философских воззрений выдающегося русского мыслителя П.И. Новгородцева. Представленная в работе концепция нравственной личности П.И. Новгородцева, позволяет систематизировать взгляды философа на проблему личности и нравственности. Результаты диссертации в целом развивают и дополняют исследования философского наследия П.И. Новгородцева.

Практическая значимость диссертации определятся потребностью более углубленного изучения истории философии, а также целями преподавания курса истории философии в вузах. Положения и материалы диссертации могут быть использованы для разработки лекционных курсов, при проведении практических занятий, в составлении методических пособий по истории философии.

Апробация результатов исследования.

Основные идеи и положения диссертации докладывались на научно-практических конференциях: «Современная демократия: личность, общество, государство» (Международная научно-практическая конференция, Астрахань, 2009); «Молодежь и наука: реальность и будущее» (Третья международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых, Невинномысск, 2009). Основные положения диссертации были представлены в научных статьях, в том числе в журнале, рекомендованном ВАК (Вестник МГТУ). Результаты исследования обсуждались на кафедре философии МГТУ, а также использовались для разработки и проведения курса лекций и практических занятий по философии.

Структура исследования.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Матросова, Елена Юрьевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование творческого пути философа показало, что, изучив и переработав античную философскую классику, немецкую философию, современную философию права, Павел Иванович Новгородцев оставил потомкам богатейший научный материал по многочисленным философским проблемам, одна из главных среди которых - проблема нравственной личности. В ряду русских этических идеалистов, к которым причислял себя сам мыслитель, его выделяла убежденность в безусловном господстве принципа личности как фундаментальной моральной основы для общества и государства.

Своеобразие нормативно-этической концепции П.И. Новгородцева в том, что он обращает усиленное внимание на внутренний мир личности, рассматривает нравственно-правовые императивы как посредники между личностью и обществом. Но, в то же время, он не согласен с упрощенной интерпретацией личности как части социальной среды. Личность у него выступает как единственный источник сознательных решений, поэтому общество есть не что иное, как сознание отдельных лиц.

По П.И. Новгородцеву, между обществом и личностью, которая вечно связана с обществом и вне его не существует, имеются вместе с тем неустранимые антиномические противоречия, а это значит, что никогда нельзя достичь их гармонии. Не от общества к личность, но от личности к обществу — вот реальный путь прогресса. Именно личность определяет жизнь общества, его изменения и совершенствование.

Для П.И. Новгородцева исходным началом философии является понятие нравственной личности — носительницы объективного нравственного закона, индивидуально проявляющегося и развивающегося в каждом человеке, поскольку в каждом заложено стремление к его осуществлению и претворению в жизнь. При этом содержание нравственности черпается из общества, из исторических условий его развития.

Вся философия П.И. Новгородцева построена на дуализме. Любое понятие, анализируемое им, всегда исследуется в совокупности с противоположным понятием, причем поиск истины ведется философом не только путем сравнения, но в направлении отыскания взаимоисключающих и взаимно обусловливающих их качеств. Мораль и право, естественные и положительные нормы, равенство и свобода, основы правового государства и либеральные ценности, идеал и действительность, - цель его философских исканий простирается далеко за пределы этих понятий.

Изучение философских трудов П.И. Новгородцева позволяет сделать важный вывод о том, что основополагающим в его теории личности является дуализм понятий равенства и свободы. Эти два, на первый взгляд противоположных понятия, проявляются в соотношении морали и права, которые служат идейными основаниями всей философии мыслителя. Ведь для П.И. Новгородцева свобода личности — это, прежде всего, свобода его нравственных устремлений, а правовые нормы — это уравнивающие всех членов общества условия проявления нравственной свободы. Дуализм этих понятий проявляется в том, что нравственность — это не только область неограниченной свободы человека, но сама система норм, служащая, по утверждению П.И. Новгородцева, наряду с правом, средством «к обузданию противоречивых стремлений людей». Право же, составляющее «минимум требований», предъявляемых к личности со стороны государства, обеспечивает возможность человеческого общежития, предоставляет лицу известную свободу за пределами этих требований, охраняет эту свободу и гарантирует ее каждому члену общества.

Дуализм морали и права перерастает у П.И. Новгородцева в убеждение неразрывной внутренней связи этих понятий, заключающееся в том, что «ни право без нравственности, ни нравственность без права не могут рассчитывать на прочное существование и развитие». В правовой теории П.И. Новгородцева абсолютная ценность нравственности не отвергает права как абсолютной идеи. В их основе - человеческая личность — носитель идеи должного. Право и нравственность представляют собой единый процесс отыскания разумного сосуществования личности с обществом, равенства и свободы на основе единой цели — общего блага. Путь к этой цели — взаимное развитие, которое для П.И. Новгородцева заключается в таком укреплении взаимодействия права и нравственности, при котором положительные нормы будут полнее отражать требования морали, а их внешнее исполнение будет проникнуто нравственным сознанием.

Дуализм равенства и свободы раскрывается в учении П.И. Новгородцева не только в соотношении понятий морали и права, но также и путем сравнения идеалов правового государства и либеральных ценностей. Правовое государство, по мнению философа, высшей своей целью должно ставить защиту человеческой свободы. Только в таком государстве достигается «противоречивая гармония» личности и общества, создаются условия правовой свободы личности.

Новгородцев критически относится к идеалу правового государства Ж.-Ж. Руссо, поскольку тот считал возможным полное слияние личного начала с государственным. В его учении П.И. Новгородцев обращает внимание на то, что свобода есть право лица на участие в народном суверенитете, а равенство обозначает, что это право принадлежит всем в одинаковой мере. При этом Ж.-Ж. Руссо не признает никаких неотчуждаемых прав личности, он исходит из мысли о необходимости полного отчуждения всех естественных прав в пользу государства. Глубочайшим мотивом этого взгляда, по мнению П.И. Новгородцева, служит убеждение, что в государстве человек получает полный эквивалент того, что он теряет, отказываясь от своей естественной свободы.

Расширение понятия личности выразилось в либерально-правовой доктрине конца XVIII века, которая, в отличие от требования все отдать государству, обращенного к человеку, предъявила противоположное требование, чтобы государство все предоставило человеку, в уверенности, что из его свободных усилий создастся наилучший общественный строй. Здесь получили преобладание взгляды, выдвигавшие на первый план личную свободу и сводившие к минимальным пределам государственную власть.

Но преувеличенное значение свободы для личности и недооценка равных возможностей, сведенных к чисто юридическим, как отмечает П.И. Новгородцев, не привело и не могло привести к гармонии государства и личности. П.И. Новгородцев показывает тем самым, как ошибочно недооценивать истинное соотношение равенства и свободы, чем чреваты перекосы в ту или другую сторону. Новое понимание свободы, которой защита государства необходима не только для устранения юридических препятствий, но и для предоставления материальной возможности для наилучшего ее проявления, возникло в самом либерализме вследствие его развития и привело к расширенному пониманию принципа равенства как равенства не только перед законом, но и равенства материальных условий осуществления свободы, т.е. равенства возможностей.

Таким образом, теория либерализма, возникшая в качестве защитницы свободы личности от вмешательства государства, была в некоторой степени противоположностью идее правового государства, главным принципом которого на начальных этапах развития этой идеи был тезис о равных политических правах для всех граждан. Но для П.И. Новгородцева главной целью философских исканий стало преодоление этого противоречия. Государство, по его глубокому убеждению, должно поддерживать либеральные ценности на правовой основе. В учении нового либерализма, центральным пунктом которого П.И. Новгородцев определил принцип автономии человеческой личности, русский мыслитель показал всю широту и неисчерпаемость идеи правового государства.

Другой не менее важный основополагающий элемент философских исследований П.И. Новгородцева заключается в дуализме идеала и действительности, который проходит через всю историю философии как соотношение сущего и должного. Философский идеализм П.И. Новгородцева основывается на онтологическом представлении о двух мирах - преходящем материальном и вечном идеальном, а предметом научного поиска мыслителя является двойственный характер человеческих устремлений, противоречие между идеальными основами и земным несовершенством.

Как продукт противопоставления индивидуального сознания, ищущего идеальные нравственные нормы, и господствующими установлениями, возникает, согласно учению П.И. Новгородцева, естественное право, которое философ рассматривает как совокупность идеальных, нравственных представлений о праве с позиции не природного установления, как это было принято раньше, а с точки зрения идеального нравственного закона. Тем самым философия естественного права П.И. Новгородцева утверждала связь доступных научному анализу областей с миром абсолютных ценностей и начал. При этом мыслитель утверждал, что источник естественного права заключается в нравственном сознании личности. Такой подход П.И. Новгородцев объяснял тем, что личность сама является основанием морали. Для него важно, что без автономии (свободы) личности нет, и не может быть нравственности, следовательно, и естественного права. В этом проявляется характеристика сущности естественного права как проявления свободы, присущей нравственной личности.

В итоге П.И. Новгородцев приходит к определению естественного права как идеального построения будущего и нравственного критерия для оценки действительности, существующего независимо от фактических условий правообразования.

В контексте соотношения должного (идеального) и сущего рассматривается у П.И. Новгородцева и проблема общественного идеала, имеющая, по мнению философа, огромное значение для личности.

Идеал в учении П.И. Новгородцева — это «трансцендентный абсолютный идеал», который всегда остается самим собой, наполняет смыслом жизнь человека и общества. Он не зависит от исторического момента, но стремление людей воплотить этот идеал в жизнь определяет направленность прогресса развития. И сам смысл истории П.И. Новгородцев выражает не фактической связью отдельных эпох, а трансцендентальным единством абсолютного идеала и одинаковым стремлением к нему. Однако мыслитель категорически заявляет, что нельзя представлять этот идеал осуществимым в реальной жизни, необходимо отвергнуть даже мысль о достижении человеком предела развития, поскольку такой предел находится за рамками материального существования человечества, сущность которого состоит в неизменном стремлении к лучшему, искании и критическом сравнении своего бытия с идеальным.

Содержание общественного идеала П.И. Новгородцев видит в соблюдении условия, согласно которому в каждом и во всех одинаково признаются права на равенство и свободу, а определение общественного идеала, следовательно, соответствует принципу всеобщего объединения на началах равенства и свободы.

Связь отдельных лиц между собой можно установить благодаря стремлению личности к общему и сверхиндивидуальному, что П.И. Новгородцев с очевидностью обнаруживает, поскольку рассматривает личность в полноте ее нравственных определений. Человек созревает в обществе и из общества черпает содержание нравственных представлений, но критерий нравственности он вырабатывает хоть и под влиянием общественных норм, но в автономном нравственном сознании. Личность может находить в обществе поддержку, но она также обладает способностью подвергать критике существующие общественные правила с позиции более высокого нравственного идеала. Общество необходимо для личности как средство ее развития, но оно может стать и препятствием на пути ее нравственного совершенствования. По глубокому убеждению философа, именно в нравственном законе для личности раскрывается ее идеальная связь с обществом. П.И. Новгородцев пытается на основе органического синтеза решить сложный теоретический вопрос о соотношении личности и общества, представляя их как синтез обусловленного интереса, при этом совпадение личности и общества мыслится в горизонте бесконечной перспективы, как и достижение общественного идеала.

П.И. Новгородцев придает личности абсолютную ценность, безусловное значение как отправной точке и смыслу его теории общественного устройства. Личность, которая не есть средство, а всегда — цель существования общества, которая соединяется с другими в свободном универсализме и тем самым обретает подлинную свободу и равенство, - вот общественный идеал П.И. Новгородцева.

Проведенный анализ взглядов П.И. Новгородцева на личность позволяет сделать утверждение о наличии определенной концепции нравственной личности в его философии. Эта концепция состоит из следующих основных положений:

1. Нравственная личность, которая в философии П.И. Новгородцева определяется стремлением к развитию своего нравственного начала, является абсолютной ценностью.

2. Нравственная личность, как носитель объективного нравственного закона, служит источником естественно-правовых норм.

3. Нравственная личность является абсолютной целью общественного прогресса и идеалом общественного развития. Через личность общество и государство получают свое конкретное нравственное содержание, оправдывают свое существование в свете Абсолюта.

Эти положения соответствуют персоналистическому направлению в философии и составляют концепцию нравственного персонализма П.И. Новгородцева. Детальное обоснование концепции нравственного персонализма П.И. Новгородцева представляет собой направление для дальнейшего исследования творческого наследия этого выдающегося мыслителя.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Матросова, Елена Юрьевна, 2010 год

1. Алексеев, Н.Н. В бурные годы. Наш академический мир / Н.Н. Алексеев // Новый журнал. 1958. - Кн. 54. - С. 149-150.

2. Алексеев, Н.Н. Основы философии права / Н.Н. Алексеев. — СПб. : Издательство «Лань», 1999. — 256 с.

3. Алексеев, П.В. Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды / П.В. Алексеев. — М. : Академический проект, 2002. — 1152 с.

4. Альбов, А.П. Проблемы права и нравственности в классической немецкой и русской философии права конца XIX начала XX века / А.П. Альбов. -СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского университета МВД РФ, 1999. — 396 с.

5. Антология мировой политической мысли : в 5 т. / отв. ред. Б.Н. Бессонов М. : Мысль, 1997. - Т. 4. Политическая мысль в России: 2-я половина XIX-XX в. - 829 с.

6. Баскин, Ю.Я. Павел Иванович Новгородцев / из истории русского либерализма / Ю.Я. Баскин, Д.А. Баскин. СПб. : ООО «Алмаз», 1997. -95 с.

7. Бачинин, В.А. Философия права. Краткий словарь / В.А. Бачинин,

8. B.П. Сальников. СПб. : Изд-во «Лань», 2000. - 400 с.

9. Бердяев, Н. А. Русская идея / Н.А. Бердяев. — СПб. : Издательский Дом «Азбука классика», 2008. 320 с.

10. Бердяев, Н.А. Новгородцев П.И. Об общественном идеале (Рецензия) / Н.А. Бердяев // Русская мысль. 1918. - Март-июнь. — С. 4-7.

11. Бердяев, Н.А. Смысл истории / Н.А. Бердяев. М. : Мысль, 1990. - 175 с.

12. Бердяев, Н.А. Философия свободного духа / Н.А. Бердяев. М. : Республика, 1994. - 480 с.

13. Булгаков, С.Н. Без плана / С.Н. Булгаков // Новый путь. — 1904. — № 10. —1. C. 260-277.

14. Булгаков, С.Н. Сочинения : в 2 т. / С.Н. Булгаков. — М. : Наука, 1993. — Т.2. 750 с.

15. Булгаков, С.Н. Труды по социологии и теологии : в 2 т. / С.Н. Булгаков. -М. : Наука, 1997. Т. 2. - 825 с.

16. Валицкий, А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX начала XX века / А. Валицкий // Вопросы философии. - 1991. -№8.-С. 25-37.

17. Вершины творчества (О научной деятельности П.И. Новгородцева) : сб. науч. ст. / под. ред. С.Я. Харченко, О.О. Левченко. — Луганск : Изд-во Луганского гос. пед. ун-та, 1999. 172 с.

18. Власкин, А.Г. Социально-политическая философия П.И. Новгородцева (аксиологический аспект) / А.Г. Власкин. — СПб. : Издательство СПбГУЭФ, 2007.-17 с.

19. Власть и право. Из истории русской правовой мысли / сост. А.В. Поляков, И.Ю. Козлихин. Л. : Лениздат, 1990. - 319 с.

20. Вышеславцев, Б.П. Этика преображенного Эроса / Б.П. Вышеславцев. — М. : Республика, 1994. 368 с.

21. Гайденко, П.П. «Вехи»: неуслышанное предостережение / П.П. Гайденко // Вопросы философии. 1992. - № 2. - С. 103-122.

22. Гайденко, П.П. Владимир соловьев и философия Серебряного века / П.П. Гайденко. М. : Прогресс-Традиция, 2001. — 472 с.

23. Гессен, И.В. Искания общественного идеала / И.В. Гессен. Берлин : Слово, 1922.-62 с.

24. Гессен, И.В. П.И. Новгородцев / И.В. Гессен // Русская школа за рубежом. -Прага.-1924.-Кн. 8.-С. 121-123.

25. Горский, А.К. Сочинения / А.К. Горский, Н.А. Сетницкий. М. : Раритет, 1995.-448 с.

26. Графский, В.Г. Дореволюционная политико-правовая мысль / В.Г. Графский // История политических и правовых учений. XX в. / отв. ред. B.C. Нерсесянц. М. : Наука, 1995. - 347 с.

27. Гурвич, Г.Д. П.И. Новгородцев. Об общественном идеале / Г.Д. Гурвич // Русская книга. — Берлин. 1921. — № 9. — С. 7-8.

28. Делевский, Ю. В поисках общественного идеала / Ю. Делевский // Современные записки. Париж. - 1922. - № 11. - С. 247-258.

29. Денильханов, А.Х. П. И. Новгородцев о правовом государстве и демократии / А.Х. Денильханов // Социально-политический журнал. — 1996.-№4.-С. 201-205.

30. Денильханов, А.Х. Право на достойное существование (политическая философия П.И. Новгородцева / А.Х. Денильханов. — М. : Воробьев А.В., 2000.- 175 с.

31. Джанумов, А.С. П.И. Новгородцев о роли личности в гражданском обществе / А.С. Джанумов // Социально-гуманитарные знания. 2007. -№2.-С. 201-210.

32. Думова, Н.Г. Кадетская партия в период первой мировой войны и Февральской революции / Н.Г. Думова. М. : Наука, 1988. - 247 с.

33. Жизненный мир философа «Серебряного века» : межвуз. сб. науч. тр. / под ред. проф. В.Б. Устьянцева. — Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2003. — 431 с.

34. Жуков, В.Н. Русская философия права: Естественно-правовая школа первой половины XX века / В.Н. Жуков. — М. : Российское гуманистическое общество, 2001. — 327 с.

35. Жуков, В.Н. Философия права П.И. Новгородцева / В.Н. Жуков. М. : Юрид. ин-т МИИТа, 2004. - 134 с.

36. Законодательные проекты и предложения партии народной свободы. 1905-1907 гг. / под ред. Н.И. Астрова, Ф.Ф. Кокошкина, С.А. Муромцева, П.И. Новгородцева и др.. СПб. : Тип. т-ва «Общественная польза», 1907.-386 с.

37. Замалеев, А.Ф. Лекции по истории русской философии (XI — XX вв.) / А.Ф. Замалеев. — СПб. : Издательско-торговый дом «Летний сад», 2001. — 398 с.

38. Замалеев, А.Ф. Русская политология. Обзор основных направлений / А.Ф. Замалеев, И.Д. Осипов. СПб. : Мысль, 1994. - 482 с.

39. Зеньковский, В.В. Б.П. Вышеславцев как философ / В.В. Зеньковский // Новый журнал. Нью-Йорк. - 1955. - № 40. - С. 249-261.

40. Зеньковский, В.В. История русской философии : в 2 т. / В.В. Зеньковский. -Л. : «ЭГО», 1991.-2 Т.

41. Из глубины : Сборник статей о русской революции / С.А. Аскольдов, Н.А. Бердяев, С.А. Булгаков и др. М. : Издательство Московского университетата, 1990. - 298 с.

42. Ильин, И.А. Памяти П.И. Новгородцева / И.А. Ильин // Русская мысль. -Прага-Берлин. 1923-1924. - Кн. IX-XII. - С. 370-371.

43. Ильин, И.А. Родина и мы / И.А. Ильин. — Смоленск : Изд-во «Посох», 1995.-512 с.

44. Ильин, И.А. Собрание сочинений : в Ют. / И.А. Ильин. — М. : Русская книга, 1994-1996.- ЮТ.

45. Исаев, И.А. История политических и правовых учений России XI XX вв. / И.А. Исаев, Н.М. Золотухина. - М. : Юристъ, 1995. - 378 с.

46. Исаев, И.А. Политико-правовая утопия в России (конец XIX-начало XX в.) / И.А. Исаев. М. : Наука, 1991.-266 с.

47. Исследования по истории русской мысли : Ежегодник за 2001-2002 годы / под ред. М.А. Колерова. М. : Модест Колеров и «Три квадрата», 2002. -848 с.

48. История политических и правовых учений / Под ред. B.C. Нерсесянца. — М. : Юридическая литература, 1983. 720 с.

49. История теоретической социологии : в 4 т. / отв. ред. и сост. Ю.Н. Давыдов. М.: «Канон +», 1998. - Т. 2. - 560 с.

50. История философии: Запад-Россия-Восток (книга третья: Философия XIX XX в.) / под ред. Н.В. Мотрошиловой и A.M. Руткевича. - М. : «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 1999. — 448 с.

51. Казмер, М.Э. Социологическое направление в русской дореволюционной правовой мысли / М.Э. Казмер. Рига : «Знание», 1983. — 130 с.

52. Кант и кантианцы : критические очерки одной философской традиции / отв. ред. А.С. Богомолов. М. : Наука, 1978. - 359 с.

53. Кант и философия в России / отв. ред. З.А. Каменский, В.А. Жучков. М. : Наука, 1994.-265 с.

54. Кант, И. Сочинения : в 6 т. / И. Кант. М. : Мысль, 1965. - Т. 4. Ч. I. -544 с.

55. Карсавин, Л.П. Религиозно-философские сочинения : в 2 т.- М. : «Ренессанс», 1992. Т. 1. — 326 с.

56. Кацапова, И.А. Идея естественного права в философии права П.И. Новгородцева / И.А. Кацапова // Философские науки. 2001. — № 2. -С. 101-111.

57. Кацапова, И.А. Русская школа права: П.И. Новгородцев о необходимости этико-нормативного анализа права / И.А. Кацапова // Вопросы философии. 2003. -№ 4. - С. 152-162.

58. Кацапова, И.А. Философия права П.И. Новгородцева / И.А. Кацапова — М. : ИФ РАН, 2005. 186 с.

59. Кириленко, Г.Г. Краткий философский словарь / Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов. М.: Филологическое общество «СЛОВО» : ООО «Издательство ACT», 2002. - 480 с.

60. Кистяковский, Б.А. Философия и социология права / Б.А. Кистяковский. — СПб. : Изд-во Русского Христианского института, 1998. 800 с.

61. Князев, В.В. Философско-правовая концепция П.И. Новгородцева : монография /В.В. Князев Белгород : Белгородский юрид. Ин-т МВД России, 2004. - 101 с.

62. Колеров, М.А. Индустрия идей. Русские общественно-политические и религиозно-философские сборники. 1887-1947 / М.А. Колеров. — М. : Модест Колеров и «Три квадрата», 2000. 478 с.

63. Кузнецов, Э.В. Философия права в России / Э.В. Кузнецов. М. : Юридическая литература, 1989. — 208 с.

64. Леонтович, В.В. История либерализма в России (1762-1914) / В.В. Леонтович. М.: РУССКИЙ ПУТЬ-ПОЛИГРАФРЕСУРСЫ, 1995. -550 с.

65. Либерализм в России : сб. статей / РАН. Ин-т философии; ред. В.Ф. Пустарнаков, И.Ф. Худушина. М. : ИФ РАН, 1996. - 451 с.

66. Лосский, Н.О. Избранное / Н.О. Лосский. М. : Изд-во «Правда», 1991. -622 с.

67. Лосский, Н.О. История русской философии : пер. с англ. / Н.О. Лосский. М. : Советский писатель, 1991. - 480 с.

68. Медушевская, Н.Ф. Идеи естественного права в западноевропейской и русской философии права второй половины XIX века (сравнительный анализ) / Н.Ф. Медушевская. — М. : Московская академия МВД России, 2002. 30 с.

69. Мелих, Ю.Б. Персонализм Л.П. Карсавина и европейская философия / Ю.Б. Мелих. М. : Прогресс-Традиция, 2003. - 272 с.

70. Мережковский, Д.С. Атлантида Европа: Тайна Запада / Д.С. Мережковский. - М. : Русская книга, 1992. - 416 с.

71. Милюков, П.Н. История второй русской революции : в 2 т. / П.Н. Милюков. София : Российско-болгарское книгоиздательство, 1921-1923.-Т. 1. Вып. 1-3.

72. Милюков, П.Н. Россия на переломе. Большевистский период русской революции : в 2 т. / П.Н. Милюков. Париж, 1927. - 2 Т.

73. Мистическое богословие : сборник. Киев : «Путь к истине», 1991. -392 с.

74. Михайлов, П.Е. П.И. Новгородцев, Политические идеалы древнего и нового мира / П.Е. Михайлов // Вестник Европы. — 1914. — № 6. — С. 6-13.

75. Михайловский, И.В. Очерки философии права : в 2 т. / И.В. Михайловский — Томск : Изд. кн. маг. В.М. Посохина, 1914. — Т. 1. — 604 с.

76. Мунье, Э. Манифест персонализма: пер. с фр. / Э. Мунье. М. : Республика, 1999. - 559 с.

77. Нерсесянц, B.C. Философия права / B.C. Нерсесянц. — М. : Издательство «Норма», 2001.-256 с.

78. Новгородцев П.И. Сочинения / П.И. Новгородцев. — М. : Раритет, 1995. — 450 с.

79. Новгородцев, П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания / П.И. Новгородцев СПб. : Издательство «Лань», Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000. — 352 с.

80. Новгородцев, П.И. Государство и право / П.И. Новгородцев // Вопросы философии и психологии. — 1904. — Кн. 74. С. 397-450.

81. Новгородцев, П.И. Государство и право / П.И. Новгородцев // Вопросы философии и психологии. 1904. — Кн. 75. — С. 508-538.

82. Новгородцев, П.И. Два правовых идеала. Публичная лекция, читаемая в Москве 6 ноября / П.И. Новгородцев // Научное слово. 1904. - Кн. X. -С. 112-127.

83. Новгородцев, П.И. Значение философии / П.И. Новгородцев // Научное слово.-1903.-Кн. IV.-С. 110-117.

84. Новгородцев, П.И. Из лекций по общей теории права. Часть методологическая / П.И. Новгородцев. М. : Типография Вильде, 1904. -109 с.

85. Новгородцев, П.И. Историческая школа юристов / П.И. Новгородцев. — СПб. : Издательство «Лань», 1999. 192 с.

86. Новгородцев, П.И. К вопросу о современных философских исканиях (Ответ Л.И. Петражицкому) / П.И. Новгородцев // Вопросы философии и психологии. 1903. - Кн. 66 (1). - С. 121-145.

87. Новгородцев, П.И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве: Два типических построения в области философии права / П.И. Новгородцев. -СПб.: Алетейя, 2000. 368 с.

88. Новгородцев, П.И. Кант, как моралист / П.И. Новгородцев // Вопросы философии и психологии. 1904. - Кн. 76. - С. 19-36.

89. Новгородцев, П.И. Кризис правового государства и кризис культуры / П.И. Новгородцев // Руль. 1921. - (30 января). - С. 57-118.

90. Новгородцев, П.И. Лекции по истории философии права. Учения нового времени XVI XVIII вв. и XIX в. / П.И. Новгородцев. - М. : Товарищество «Печатня С.П. Яковлева», 1912. — 345 с.

91. Новгородцев, П.И. Мораль и познание / П.И. Новгородцев // Вопросы философии и психологии. 1902. - Кн. 64. - С. 824-838.

92. Новгородцев, П.И. Нравственная проблема в философии Канта / П.И. Новгородцев // Вопросы философии. 1901. — Кн. 57. - С. 279-314.

93. Новгородцев, П.И. О праве на существование. Социально-философские этюды / П.И. Новгородцев, И.А. Покровский. — СПб. : Издание товарищества М.О. Вольф, 1911. 47 с.

94. Новгородцев, П.И. О философском движении наших дней / П.И. Новгородцев // Новый путь. 1904. - № 10. - С. 59-67.

95. Новгородцев, П.И. Об историческом и философском изучении идей / П.И. Новгородцев // Вопросы философии и психологии. 1900. - Кн. 54. -С. 658-685.

96. Новгородцев, П.И. Об общественном идеале / П.И. Новгородцев. М. : Издательство «Пресса», 1991. - 639 с.

97. Новгородцев, П.И. Политические идеалы древнего и нового мира / П.И. Новгородцев. — М. : Московское научное издание при Московском научном университете, 1919.-213 с.

98. Новгородцев, П.И. Право и нравственность / П.И. Новгородцев // Правоведение. 1995. - № 6. - С. 103-113.

99. Новгородцев, П.И. Православная Церковь в ее отношении к духовной жизни новой России / П.И. Новгородцев // Русская Мысль. 1922. - Кн. I-II.-С. 16-21.

100. Новгородцев, П.И. Психологическая теория права и философия естественного права / П.И. Новгородцев // Юридический вестник. 1913. - Кн. III. - С. 5-34.

101. Новгородцев, П.И. Религия и культура / П.И. Новгородцев // Руль. 1921 (6 августа).

102. Новгородцев, П.И. Современное положение проблемы естественного права / П.И. Новгородцев // Юридический вестник. 1913. - Кн. 1. -С. 18-24.

103. Новгородцев, П.И. Существо русского православного сознания / П.И. Новгородцев // Православие и культура : сборник религиозно-философских статей / под ред. В.В. Зеньковского. Берлин : Изд-во «Русская книга», 1923. - 435 с.

104. Новгородцев, П.И. Учение Канта о праве и государстве / П.И. Новгородцев // Вопросы философии и психологии. — 1901. — Кн. 3 (58)-С. 315- 361.

105. Новейший философский словарь / сост. А.А. Грицанов. Минск : Издательство В.М. Скакун, 1998. - 896 с.

106. Одинец, Д.М. Современный либерализм (П. Новгородцев Кризис современного правосознания) / Д.М. Одинец // Русское богатство. - 1909. -№5.-С. 24-35.

107. Опыт русского либерализма. Антология / отв. ред. М.А. Абрамов. М. : Канон, 1997.-478 с.

108. Осипов, И.Д. Философия русского либерализма XIX начала XX в. / И.Д. Осипов. - СПб. : Издательство Санкт-Петербургского университета, 1996. - 192 с.

109. Пашуто, В.Т. Русские историки эмигранты в Европе / В.Т. Пашуто. — М. : Наука, 1992.-400 с.

110. Первая Государственная дума. Вып. II: Законодательная работа : сб. статей / Н.А. Гредескул, Г.Б. Иоллос, А.И. Каминка и др. — СПб. : А.А. Муханов и В.Д. Набоков, 1907. -229 с.

111. Петражицкий, Л.И. К вопросу о социальном идеале и возрождении естественного права / Л.И. Петражицкий // Юридический вестник. 1913. -Кн. 2.-С. 10-48.

112. Петражицкий, Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности / Л.И. Петражицкий. СПб. : Издательство «Лань», 2000. - 607 с.

113. Покровский, И.А. Основные проблемы гражданского права / И.А. Покровский. М. : Статут, 1998. - 353 с.

114. Поляков, А.В. К критике методологических основ школы «возрожденного естественного права» в России (П.И. Новгородцев) / А.В. Поляков // Вестник ЛГУ. Серия 6. - 1986. - Вып. 2. - С. 101-103.

115. Православие и культура : сб. религиозно-философских статей / под ред. проф. В.В. Зеньковского. Берлин : Русская книга, 1923. — 235 с.

116. Проблемы идеализма : сб. статей / под ред. П.И. Новгородцева. М. : Московское психологическое общество, 1903. — С. 236-296.

117. Проблемы философии и права: сборник статей: к 140-летию со дня рождения Павла Ивановича Новгородцева / под ред. А.Н. Литвинова. — Луганск : РИО ЛГУВД, 2006. 383 с.

118. Пяткина, С.А. Идеи естественного права в методологии русской философско-правовой мысли (конец XIX начало XX века) / С.А. Пяткина // Труды ВЮЗИ. - 1975. - Т. 44. - С. 192-232.

119. Русская политическая и правовая мысль XI — XIX вв. : реферативный сборник / отв. ред. Н.Н. Разумович. — М., 1987. — 208 с.

120. Русская религиозно-философская мысль XX века : сб. статей / науч. ред. Н.П. Полторацкий. Питтсбург : Издание Отд. славянск. яз. и лит. Питтсбург. ун-та, 1975. - 413 с.

121. Русская философия : Словарь / под общ. ред. М.А. Маслина. М. : ТЕРРА-Книжный клуб : Республика, 1999. - 656 с.

122. Русская философия. Малый энциклопедический словарь / отв. ред.

123. A.И. Алешин. М.: Наука, 1995. - 624 с.

124. Русский либерализм: исторические судьбы и перспективы. Материалы международной научной конференции. Москва, 27-29 мая 1998 г. / отв. ред. В.В. Шелохаев. М. : «Российская политическая энциклопедия (РОСПЭН), 1999.-567 с.

125. Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века: Энциклопедический биографический словарь / под общ. ред.

126. B.В. Шелохаева. -М. : РОССПЭН, 1997. 748 с.

127. Савельев, В.А. Теория «возрожденного естественного права в учении П. Новгородцева / В.А. Савельев // Вопросы государства и права в общественной мысли России XVI-XIX вв. / Труды ВЮЗИ. 1979. - Т. 48. -С. 110-128.

128. Сидорина, Т.Ю. Кризис XX века: прогнозы русских мыслителей / Т.Ю. Сидорина. М. : ГУ ВШЭ, 2001. - 181 с.

129. Сидорина, Т.Ю. Философия кризиса / Т.Ю. Сидорина. — М. : Флинта: Наука, 2003. 455 с.

130. Соболев, А.В. На путях к правовому государству / А.В. Соболев // Новый мир. 1991. - № 12. - С. 202-206.

131. Современный философский словарь / под общ. ред. В.Е. Кемерова. М. : Академический проект, 2004. — 864 с.

132. Соловьев, B.C. Оправдание добра : Нравственная философия / B.C. Соловьев. -М.: Республика, 1996. 479 с.

133. Соловьев, B.C. Сочинения : в 2 т. / B.C. Соловьев. М. : Мысль, 1988. -Т. 2. - 824 с.

134. Социальное правовое государство: вопросы теории и практики: Материалы межвузовской научно-практической конференции (СПб., 21 июня 2003 г.) СПб. : Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 2003. - С. 133-138.

135. Социология и социализм. (Социальный идеал и исторический процесс). — М. : АН СССР Институт социологии, 1990. 165 с.

136. Струве, П.Б. Памяти П.И. Новгородцева / П.Б. Струве // Русская мысль. — Прага-Берлин. 1923-1924. - Кн. IX-XII, - С. 368-369.

137. Трубецкой, Е.Н. Новое исследование о философии права Канта и Гегеля / Е.Н. Трубецкой // Вопросы философии и психологии. — 1902. — Кн. I (61). -С. 581-605.

138. Трубецкой, Е.Н. Энциклопедия права / Е.Н. Трубецкой. — СПб. : Лань, 1999.-224 с.

139. Ударцев, С. Ф. Политическая и правовая теория анархизма в России / С.Ф. Ударцев. М. : Форум-М, 1994. - 382 с.

140. Философия права как учебная и научная дисциплины : Материалы Всероссийской научной конференции. Ростов-на-Дону : РЮИ МВД России, 1999.-С. 169-170.

141. Философский век : Альманах : вып. 10. Философия как судьба : Российский философ как социокультурный тип / отв. редакторы Т.В. Артемьева, М.И. Микешин. СПб. : Санкт-Петербургский Центр истории идей, 1999. - 283 с.

142. Флоровский, Г.В. Памяти П.И. Новгородцева / Г.В. Флоровский // Новый мир. 1991. -№ 12. - С. 217-218.

143. Франк, С.Л. Духовные основы общества / С.Л. Франк. М. : Республика, 1992.-511 с.

144. Фролова, Е.А. П.И. Новгородцев о праве и государстве Е.А. Фролова. -М. : МАКС Пресс, 2001. 138 с.

145. Чичерин, Б. Н. Философия права / Б.Н. Чичерин. — М. : Типо-литография Товарищества И. Н. Кушнерев и К, 1900. 339 с.

146. Шамшурин, В.И. Идея права в социальной теории П.И. Новгородцева / В.И. Шамшурин // Социологические исследования. 1993. - № 4. - С. 97105.

147. Шкоринов, В.П. Этический иррационализм в России / В.П. Шкоринов. -Ростов-на-Дону : Изд-во Ростовского университета, 1973. 225 с.

148. Штаммлер, Р. Хозяйство и право : в 2 т. / Р. Штаммлер — СПб. : Начало, 1907.-Т. 1.-408 с.

149. Ященко, А.С. Философия права Владимира Соловьева. Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства / А.С. Ященко. СПб. : Ун-т МВД России : Алетейя, 1999. - 252 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.