Содержание и формы воплощения этических концептов в художественном тексте: на материале повестей Ю.В. Трифонова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.01, кандидат филологических наук Стрельченя, Юлия Викторовна
- Специальность ВАК РФ10.02.01
- Количество страниц 175
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Стрельченя, Юлия Викторовна
Специальность 10.02.01 — Русский язык
ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Научный руководитель: канд. филол. наук, доц. И.М.Вознесенская
Санкт - Петербург
ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. Этические концепты в художественном тексте: специфика воплощения и подходы к анализу.
§1. Специфика художественного текста и подходы к его анализу.
§2. Этическая ситуация в художественном дискурсе.
§3. Концепт как базовое понятие в лингвистике и смежных с ней областях знания.
§4. Этические концепты как объект изучения в гуманитарных науках.
§5. Этические концепты в разных типах дискурса.
§6. Этические концепты как элементы художественного дискурса: основы анализа.
Выводы.
Глава 2. Этические концепты в ситуативном воплощении (на материале повестей «московского цикла» Ю.В.Трифонова).
§1. Процедура анализа текстовой этической ситуации (повесть
Предварительные итоги»).
§2. Этическая ситуация «предательство» (повесть «Дом на набережной»)
2.1. Маркеры этической ситуации «предательство».
2.2. Содержание этической ситуации «предательство».
2.3. Особенности композиционно-речевой структуры текста как форма художественного воплощения этической ситуации.
§3. Этическая ситуация «сделка с совестью».
3.1. Этическая ситуация «сделка с совестью» в повести «Дом на набережной».
3.1.1. Маркеры этической ситуации «сделка с совестью».
3.1.2. Содержание этической ситуации «сделка с совестью».
3.1.3. Роль пространственно-временной точки зрения в смысловой структуре текстовой этической ситуации.
3.2. Этическая ситуация «сделка с совестью» в повести «Обмен».
3.2.1. Маркеры этической ситуации «сделка с совестью».
3.2.2. Содержание этической ситуации «сделка с совестью».
3.2.3. Сюжет и мотивная структура как композиционные средства реализации этической ситуации.
3.3. Этическая ситуация «сделка с совестью» в повести «Предварительные итоги».
3.3.1. Маркеры этической ситуации «сделка с совестью».
3.3.2. Содержание этической ситуации «сделка с совестью».
3.3.3. Воплощение этической ситуации в повествовании от 1-го лица.
Выводы.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК
Лингвокогнитивные механизмы формирования художественной картины мира: На материале русской литературы2004 год, доктор филологических наук Миллер, Людмила Владимировна
Прагматика бытования этических концептов в современном публицистическом дискурсе: на материале журнала "Нева"2006 год, кандидат филологических наук Киселева, Ольга Владимировна
Этическое пространство сверхтекста В.М. Гаршина2006 год, кандидат филологических наук Лепехова, Ольга Сергеевна
Дискурсивное пространство поэтического текста: образное слово в русской лирике конца XVIII - начала XXI веков2009 год, доктор филологических наук Чумак-Жунь, Ирина Ивановна
Функциональные особенности языкового знака в языке и речи: На материале современного английского языка2003 год, доктор филологических наук Вишнякова, Ольга Дмитриевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Содержание и формы воплощения этических концептов в художественном тексте: на материале повестей Ю.В. Трифонова»
Современные исследования в области текста определены антропоцентрическим подходом к фактам языка. Изучение текста находится в центре новой лингвистической парадигмы, в русле которой оформился дискурсный подход, направленный на исследование текста в сопровождении тех смыслов, которые актуализируются в сознании читателя при его прочтении. В этой связи особую актуальность приобретает развитие интегративных методов анализа, учитывающих результаты современных психолингвистических и лингвокогнитивных исследований механизмов производства/понимания текста (А.А.Залевская, Н.В.Рафикова, С.А.Чугунова, Т.А.ван Дейк, В.Кинч, А.А.Брудный). Тенденция к сближению научных дисциплин, возникших на стыке с лингвистикой, обусловлена стремлением к всестороннему и многоаспектному рассмотрению явлений языка и речи. При этом сферой преломления междисциплинарных исследований становится именно текст как цельный и связный продукт речевой деятельности, обращение к которому позволяет исследовать особенности языкового взаимодействия с учетом динамических процессов общения.
Необходимость рассматривать текст в тесной связи с действительностью и с воспринимающим сознанием определяет ориентацию исследований, объектом которых является художественный текст, на концептуальный анализ (Л.Г.Бабенко, Н.С.Болотнова, Ю.Н.Караулов, К.А.Рогова, Л.В.Миллер). Применение метода концептуального анализа позволяет исследовать разнообразные художественные смыслы с учетом тех когнитивных структур, которые за ними стоят. Поскольку смысловые комплексы, ассоциируемые с концептом, реализуются в тексте средствами языка, одной из центральных проблем оказывается изучение речевых явлений, маркирующих содержание концепта в структуре художественного текста. Не менее важным является вопрос об особенностях художественных концептов и в плане содержания. Это объясняет исследовательский интерес к структурно-смысловым характеристикам художественного концепта, обусловленным законами развития произведения.
Обращение в настоящем исследовании к этическим концептам и способам воплощения их содержания в смысловой структуре художественного текста определяется тем, что информация, затрагивающая нравственные проблемы, является одной из наиболее существенных, определяющих адекватность и глубину восприятия произведения в целом. Основную художественную нагрузку в воплощении такого рода информации несут этические концепты {добро, зло, долг, честь, совесть, стыд, верность, предательство и др.) Культурная, социальная и психологическая значимость этических концептов в духовной жизни человека обуславливает постоянство обращений писателей к их художественному постижению через постановку в произведениях этических проблем, связанных с коллизиями морального выбора, определяющими судьбу и нравственный мир личности.
Экспликация содержания этических концептов в художественном тексте носит сложный характер ввиду специфики художественного воплощения в литературном произведении этических категорий. Передача этической информации связана с особым способом словесно-образного представления содержания этических концептов в произведении (например, изображение «работы» совести во внутренней речи персонажа, который вспоминает о предательстве своего друга: «Три ночи не спал, колебался и мучился, но постепенно то, о чём нельзя было и подумать, не то что сделать, превратилось в нечто незначительное, миниатюрное, хорошо упакованное, вроде облатки, которую следовало — даже необходимо для здоровья — проглотить, несмотря на гадость, содержащуюся внутри». (Ю.В.Трифонов «Обмен»)). Вербализованной оказывается лишь часть содержания этического концепта, которая активизирует в сознании реципиента определенный когнитивный контекст, инициирующий возникновение совокупности концептных смыслов, связанных с этическими представлениями реципиента при восприятии данной текстовой ситуации. Исходя из этого, мы полагаем, что изучение доступных для рефлексии речевых форм реализации содержания этических художественных концептов в тексте позволит выявить механизмы функционирования этих единиц в художественном дискурсе и выведет на ключевые смыслы целого текста.
Сказанное выше определяет актуальность данной диссертационной работы, направленной на исследование содержания и форм воплощения этических концептов в художественном тексте и выработку процедуры их анализа/интерпретации в аспекте читательского восприятия.
Объект исследования - компоненты содержательной структуры художественного текста, передающие этическую информацию.
Предмет исследования — способы воплощения и механизмы формирования этических концептов в рамках художественной коммуникации.
Материал исследования — повести Ю.В.Трифонова («Обмен», «Предварительные итоги», «Дом на набережной»). В русской литературной традиции художественные произведения отражают и формируют нравственные представления человека. В конце 20 века морально-нравственная тематика ярко проявилась в творчестве Ю.В.Трифонова. Произведения писателя по праву могут считаться той художественной средой, в которой формируются, хранятся и транслируются представления о нравственности и общечеловеческих ценностях. Повести Ю.Трифонова обращены к этическим поискам и коллизиям, проблеме морального выбора и нравственного поступка человека. Выбор этих произведений определяется значимостью в художественном и смысловом отношении морально-этической рефлексии персонажей, разрешающих конфликт идеальных и прагматических ценностей. Актуальность проблематики творчества Ю.В.Трифонова для современного читателя определена интересом писателя к «вечным» категориям добра, совести, правды. Кроме того, в изображении внутреннего мира главных героев проявляется и национально-культурная специфика его произведений, отражающая ценностные представления, значимые для национального мировидения.
Цель работы — выявление специфических для художественного текста форм речевой реализации этических смыслов, определяющих содержание соответствующих концептов в произведениях Ю.В.Трифонова. Поставленная цель определяет необходимость решить следующие задачи:
1) с опорой на существующие научные исследования обосновать представление об этическом концепте как значимой смыслообразующей единице художественного текста;
2) охарактеризовать природу механизмов понимания художественных смыслов, ассоциируемых с этическими концептами;
3) обосновать понятие этической ситуации, в рамках которой реализуются смысловые компоненты этических концептов в художественном тексте;
4) разработать процедуру выявления и анализа этической ситуации как смысловой основы формирования этических концептов в художественном тексте;
5) описать механизмы и формы речевой реализации этических концептов в произведениях Ю.В.Трифонова.
На сегодняшний день один из наиболее разработанных фрагментов языковой картины мира представлен группой этических концептов. Интерес исследователей к проблеме отражения в языке системы этических ценностей не является случайным. Закрепленные в языке наивные представления об этических нормах, с одной стороны, отражают ценностные ориентиры в рамках той или иной культуры, а с другой — детерминируют нравственное сознание носителей языка (Н.К.Рябцева, А.Д.Шмелев). Этические концепты как элементы языковой картины мира достаточно подробно исследованы: проанализированы лексико-семантические поля вина, грех, честь, совесть, стыд, справедливость и др. (Е.В.Падучева, В.Г.Гак, Л.Г.Панова,
Н.Д.Арутюнова, Е.В.Урысон, О.Ю.Богуславская, А.А.Зализняк, И.Б.Левонтина); изучены вопросы, связанные с деонтической модальностью (И.А.Герасимова, А.Д.Кошелев, К.Г.Красухин); описаны различные способы языкового выражения этической оценки: явные/скрытые, грамматические/лексические, вербальные/невербальные (В.И.Постовалова, Ю.П.Князев). Основу указанных исследований составляет разносторонний анализ контекстов употребления слов с этическим компонентом значения. Реализация этических концептов в художественном тексте (в сравнении с другими типами дискурса — публицистическим, религиозным, научным) имеет свою специфику, что делает актуальной задачу поиска возможных подходов к выявлению и представлению содержания данных концептов.
Проблемы, относящиеся к функционированию этических концептов в условиях художественной коммуникации, не подвергались ранее специальному анализу. В этой связи новизна исследования определяется обращением к вопросам специфики формирования этических концептов в художественном тексте, а также введением понятия этическая ситуация в связи с разработкой I процедуры анализа, которая позволяет выявлять концептуально-значимые смыслы текста, обусловленные функционированием этических концептов.
Восприятие художественных смыслов текста относится к особому типу дискурса, в рамках которого воссоздается специфический образ фикционального мира, «принадлежащего» виртуальному художественному пространству текста (Степанов 2000). Механизмы концептуализации в процессе рецепции художественного текста обусловлены универсальными закономерностями смыслового восприятия текста,. важнейшими из которых признаются опора на ситуацию и принципы ассоциативного мышления (Залевская 2005). При этом в процессе художественной коммуникации в воспринимающем сознании формируется совокупность сложных смысловых комплексов (художественных концептов), отличающихся спецификой и в плане выражения, и в плане содержания ввиду их принадлежности к сфере художественного (Миллер 2004). Отталкиваясь от этих положений, а также учитывая существенность в понимании смысла художественного текста информации, затрагивающей нравственные проблемы, мы выдвигаем гипотезу о том, что ситуативный подход к исследованию механизмов текстуализации содержания этических концептов позволит выявить и проанализировать значимые смысловые компоненты текста с учетом 1) художественной специфики воплощения этических концептов и 2) особенностей их формирования в аспекте читательского восприятия.
Теоретическую базу работы составляют исследования в области семантико-когнитивного анализа этических концептов (Н.Д.Арутюнова, А.Д.Шмелев, Т.В.Булыгина, И.Б.Левонтина, Е.С.Яковлева и др.), лингвокогнитивных механизмов понимания текста (Т.А.ван Дейк, В.Кинч, А.А.Залевская, С.А.Чугунова и др.), теории текста и специфики художественной речи (И.Р.Гальперин, К.А.Рогова, Н.С.Болотнова), художественного дискурса (Л.В.Миллер, Т.В.Плеханова).
В работе использованы следующие методы исследования: семантико-стилистический, концептуальный, элементы компонентного анализа, метод экстралингвистической интерпретации языковых фактов.
Теоретическая значимость работы определяется разработкой процедуры анализа, позволяющей исследовать такие дискурсивные сущности, как смысловые составляющие этических концептов, которые реализуются в процессе рецепции художественного текста; в этой • связи настоящее исследование уточняет некоторые вопросы изучения художественного текста с позиций коммуникативно-прагматического и лингвокогнитивного подходов.
Практическая значимость работы связана с возможностью использования результатов данного исследования в анализе смысловой организации художественных текстов в курсах стилистики художественной речи, интерпретации текста, а также при обучении чтению в практике преподавания РКИ. Применение разработанного в диссертации алгоритма анализа, учитывающего механизмы реализации этических концептов на смысловом уровне художественного текста, позволит «организовать» его понимание с учётом этических представлений, заложенных в русской ментальности.
На защиту выносятся следующие положения.
1. Содержание этического концепта находит воплощение в литературном произведении в художественном изображении этической ситуации, репрезентированной разноуровневыми единицами текста, соотносимыми с отдельными смысловыми компонентами, которые могут быть представлены в виде фрейм-структуры.
2. Фрейм-структура этической ситуации отражает сущностные (прототипические) компоненты исследуемых концептов, получающих отражение в художественном тексте.
3. Отдельные компоненты фрейм-структуры этической ситуации, проявленные в тексте специальными словесными маркерами, находят воплощение в повествовании как при изображении внешних событий (поступков), создающих проблему этического характера, так и в рефлексии по поводу этих событий героев произведения. Такие маркеры ситуации стимулируют формирование идеи этического концепта в воспринимающем сознании в процессе художественной коммуникации.
4. В формировании содержания этических концептов в художественном тексте особую значимость имеют компоненты его речевой структуры, представляющие сферы сознания повествователя и персонажей, которые могут выступать в тексте субъектами действия, речи, восприятия и рефлексии-оценки.
5. Анализ структурно-смысловых особенностей и средств художественной реализации этической ситуации, ассоциируемой в тексте с воплощением содержания этического концепта, может быть использован как эффективный прием интерпретации ключевых смыслов художественного текста.
Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены в виде докладов на международных и всероссийских конференциях: XXXVII международная филологическая конференция в СПбГУ (Санкт-Петербург, 2008); XXXVIII международная филологическая конференция в СПбГУ (Санкт-Петербург, 2009); XV международная научно-методическая конференция «Русский язык и литература в современном гуманитарном образовательном пространстве» в Санкт-Петербургском государственном университете технологии и дизайна (Санкт-Петербург, 2010); II Всероссийская научная конференция «Научное творчество XXI века» с международным участием (Красноярск, 2010), а также на аспирантских семинарах в Санкт-Петербургском государственном университете. По материалам диссертации опубликовано 5 статей.
Структура работы определяется последовательностью решения поставленных задач: диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК
Семантическая изотопия "еда" в художественном тексте: На материале малой прозы 60-80-х годов XX века2004 год, кандидат филологических наук Филиппова, Елена Владимировна
Когнитивно-сопоставительное моделирование концептосферы художественного текста (на материале перевода русской прозы на французский и английский языки)2009 год, доктор филологических наук Огнева, Елена Анатольевна
Лексические и структурно-композиционные особенности психологического детектива2005 год, кандидат филологических наук Лесков, Сергей Владимирович
Концепт "дом" в языковой картине мира: На материале повести Л.Н. Толстого "Детство" и рассказа "Утро помещика"2005 год, кандидат филологических наук Ланская, Ольга Владимировна
Дискурсивная образность слова: на материале рассказов и повестей русских писателей XX века2010 год, кандидат филологических наук Беззубикова, Марина Валерьевна
Заключение диссертации по теме «Русский язык», Стрельченя, Юлия Викторовна
Выводы
Итоги проведенного во второй главе исследования позволяют сделать вывод о результативности ситуативного подхода к анализу содержания этических концептов как сложных смысловых единиц, интегрированных в семантическую структуру текста.
2.
Применение процедуры анализа, основанной на моделировании/интерпретации компонентов этической ситуации (представленных композиционно-семантическими фрагментами, которые репрезентируют в тексте различные смысловые аспекты этического концепта), выявляет механизмы (принципы) словесно-образной текстуализации содержания этических концептов в художественном произведении.
3.
Анализ этических ситуаций предательство и сделка с совестью в произведениях Ю.В.Трифонова показал эффективность опоры на фрейм-структуру, которая в свернутом виде отражает логико-смысловую организацию ситуации, ассоциируемой с содержанием соответствующего этического концепта. Результаты проведенного анализа подтверждают, что в художественном текстовом воплощении элементы фрейм-структуры получают содержательное наполнение в сложных комбинациях композиционно-семантических фрагментов текста, представляющих этическую ситуацию в развертывании ее отдельных компонентов, формирующих значимые этические смыслы в структуре произведения.
Основываясь на результатах анализа повестей Ю.В.Трифонова («Обмен», «Дом на набережной», «Предварительные итоги») можно утверждать, что особенности сюжетно-композиционного построения, мотивной структуры, субъектной организации повествования, соотношения ретроспективной и синхронной точек зрения - активно «вовлекаются» в процесс образования смыслов при рецепции элементов текста, репрезентирующих содержание этического концепта, и должны рассматриваться как средства художественного воплощения этической ситуации в тексте.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время понятие художественного концепта находится на стадии научного осмысления, что обуславливает исследовательский интерес к изучению его сущностных свойств, форм воплощения в семантической структуре тексте и средств анализа/интерпретации его содержания в аспекте смыслового восприятия целого текста. Дискурсивная природа таких сложных смысловых единиц, как художественные концепты, обусловливает необходимость их рассмотрения с учетом особенностей лингвокогнитивных механизмов понимания текста, лежащих в основе взаимодействия реципиента с художественным текстом.
В достижении основной цели исследования - выявления смыслообразующих компонентов этических концептов и специфики их воплощения в художественном дискурсе — оказалось необходимым обратиться к ситуативному подходу и обосновать понятие этической ситуации как формы воплощения и инструмента анализа соответствующих концептов. Этическая ситуация рассматривалась как сложный феномен, репрезентированный в тексте разноуровневыми речевыми средствами, которые в условиях художественной коммуникации стимулируют формирование идеи этического концепта в воспринимающем сознании.
Для реконструкции когнитивного контекста, обеспечивающего формирование концептных смыслов этической ситуации, была использована фрейм-структура, компоненты которой а) включены в смысловое пространство текста, б) отражают в виде схемы значимые смысловые аспекты этического концепта и ситуации, в которой реализуется его содержание, в) являются инвариантными для автора и читателя как представителей одной лингвокультуры.
Исследование особенностей реализации содержания этических концептов на материале повестей Ю.В. Трифонова с опорой на разносторонний анализ речевых явлений, воплощающих в тексте компоненты фрейм-структуры, позволило организовать анализ с учетом лингвокогнитивной природы механизмов понимания в связи с рецепцией художественных смыслов, ассоциируемых с этическими представлениями.
Изучение форм художественного воплощения концептов предательство и сделка с совестью в смысловой структуре повестей Ю.В.Трифонова показало, что особенности реализации их содержания обусловлены спецификой проявления различных сфер сознания повествователя и персонажей, которые могут выступать в тексте как действующие, говорящие, воспринимающие и/или размышляющие, оценивающие. Переплетение субъектных сфер находит разнообразное отражение в содержательно-смысловой и композиционно-речевой структуре художественного текста в целом.
Продемонстрированный в работе ситуативный подход, с одной стороны, опирается на константную (статическую) составляющую этического концепта. Это позволяет учитывать в анализе культурно-обусловленные компоненты его содержания, выработанные в рамках данного лингвокультурного сообщества и детерминированные особенностями менталитета его представителей. Константное содержание этического концепта отражено моделью структурно-смыслового прототипа ситуации и представлено в виде фрейм-структуры. С другой стороны, ситуативный подход выявляет и динамическую составляющую концепта. Динамический аспект обусловлен замыслом целого текста, спецификой словесно-образного воплощения содержательных компонентов концепта, особенностями авторского мироощущения и мировидения, временем создания произведения и историко-культурным контекстом в целом. Разработанная процедура анализа этической ситуации объединяет рассмотрение статических и динамических составляющих этических концептов, реализованных в смысловой структуре художественного текста, при этом динамические компоненты могут быть выявлены более объективно с привлечением произведений других писателей, что намечает перспективу исследования.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Стрельченя, Юлия Викторовна, 2010 год
1. Анализ художественного текста (Русская литература XX века: 20-е годы): Учебное пособие для иностранцев / Вознесенская И.М., Гулякова И.Г. и др.; Под ред. К.А.Роговой. - СПб., 1997.
2. Апресян Ю.Д. Избранные труды. Т.Н. Интегральное описание языка и системная лексикография. -М., 1995(6).
3. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика (синонимические средства языка). — М., 1974.
4. Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка // Апресян Ю.Д. Избранные труды, т.2. М., 1995(а).
5. Арнольд И.В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность: Сб.ст. / Науч.ред. П.Е.Бухаркин. Спб., 1999.
6. Арутюнова Н.Д. Дискурс // Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл.ред. В.Н.Ярцева. М., 2000. — С.Т36-137.
7. Арутюнова Н.Д. О стыде и совести // Логический анализ языка: Языки этики / Отв.ред.: Н.Д.Арутюнова, Т.Е.Янко, Н.К.Рябцева. — М.: Языки русской культуры, 2000. С.54-78.
8. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М., 1998.
9. Аскольдов С.А. Концепт и слово// Русская словесность: Антология. — М.: АсасНгша, 1997. С. 267-279
10. Аутлева Ф.Т. Ценностно-нормативные ориентиры русской ментальности: социально-философский анализ.: Автореф.дисс. .канд.философ.наук. — М, 1996.
11. Бабенко Л.Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа: Учебник для вузов. М., 2004 - 464с.
12. Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Филологический анализ текста. Практикум/ Под ред. Л.Г.Бабенко. М., 2003.
13. Бабушкин А.П. Концепты разных типов в лексике и фразеологии и методика их выявления // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Научное издание / Под.ред. И.А.Стернина. Воронежский государственный университет, 2001. - С.52-58.
14. БабушкинА.П. Типы ^концептов в лексико-фразеологической семантикеязыка. Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 1996.
15. Балашова Е.Ю. Концепты любовь и ненависть в русском и американском языковых сознаниях: Автореф. дисс. канд. филол. наук. Саратов, 2004.
16. Белянин В.П. Введение в психолингвистику. — Изд.2-е, испр.и доп., М., 2000. - 128с.
17. Белянин В.П. Психолингвистические аспекты художественного текста. — М., 1988.
18. Беседа К.А.Роговой с учениками // Обретение смысла. Сб.статей, посвященный юбилею докт.филол.наук, проф. К.А.Роговой. — СПб.: Издательство «ОСИПОВ», 2006. С.6-28 (Рогова 2006)
19. Богуславская О.Ю. И нет греха в его вине (виноватый и виновный) // Логический. анализ языка: Языки этики / Отв.ред.: Н.Д.Арутюнова, Т.Е.Янко, Н.К.Рябцева. М.: Языки русской культуры, 2000. - С.79-89.
20. Болдырев H.H. Концепт и значение слова // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Научное издание / Под.ред. И.А.Стернина. — Ворожежский государственный университет, 2001. С.25-36.
21. Болотнова Н.С. Лексическая структура художественного текста в ассоциативном аспекте. Томск, 1994
22. Болотнова Н.С. Поэтичекая картина мира и ее изучение в коммуникативной стилистике текста // Сибирский филологический журнал. 2003. №3-4.
23. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста: учеб.пособие / Н.С.Болотнова. 3-е изд., испр.и доп.— М.: Флинта: Наука, 2007. - 520с.
24. Болотнова Н.С., Бабенко И.И., Васильева A.A. и др. Коммуникативная стилистика художественного текста: лексическая структура и идиостиль. — Томск, 2001
25. Боровская Е.Р. Юрий Валентинович Трифонов. Вступительная статья. / Старик: Роман. Повести. Рассказы. — 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2003. С.5-16.
26. Бочкарев А.Е. Семантический словарь. Н.Новгород, 2003.
27. Брудный A.A. Психологическая герменевтика. — М., 1998.
28. Булыгина A.A. Этика делового общения:(Курс лекций)-Новосибирск, 2005
29. Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. «Возможности» естественного языка и модальная логика // Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. -С.209-231.
30. Валгина Н.С. Теория текста: Учебное пособие. М., 2003.
31. Васильева А.Н. Стилистический анализ языка художественного произведения. М., 1966.
32. Введение в когнитивную лингвистику/ Под ред. М.В.Пименовой. Вып.4. Кемерово, 2004.
33. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков/ Пер.с англ. А.Д.Шмелева под ред. Т.В.Булыгиной. М.: Языки русской культуры, 1999. - 780с.
34. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М., 1959.
35. Виноградов В.В. О языке художественной прозы. Избранные труды. — М., 1980.
36. Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку. — М., 1959.
37. Винокур Г.О. О языке художественной литературы. М., 1991.
38. Вознесенская И.М. Семантическая структура и языковые особенности дневникового текста // Исповедальные тексты культуры: Материалы международной научной конференции. Санкт-Петербург, 18-19 ноября 2006г. / Под ред. М.С.Уварова. СПб., 2007. - 119-125.
39. Воркачев С.Г. Концепт как «зонтиковый термин» // Язык, сознание, коммуникация. Вып.24. -М., 2003. С.5-12
40. Воркачев С.Г. Культурный концепт и значение // Труды Кубанского госуд.технологического университета. Серия Гуманитарные науки. Т. 17, Вып.2. Краснодар, 2003. - С.268-276
41. Воркачев С.Г. Методологические основания лингвоконцептологии // Теоретическая и прикладная лингвистика. Вып.З: Аспекты метакоммуникативной деятельности. — Воронеж, 2002. — С.79-95.
42. Воркачев С.Г. Счастье как лингвокультурный концепт. — М.: Гнозис, 2004 -236с.
43. Воробьев В.В. Лингвокультурология: теория и методы. — М., 1997.
44. Выготский Л.С. Психология искусства. — М., 1968.
45. Гак В.Г. Актантная структура добродетелей // Логический анализ языка: Языки этики / Отв.ред.: Н.Д.Арутюнова, Т.Е.Янко, Н.К.Рябцева. М.: Языки русской культуры, 2000. - С.90-96.
46. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. Изд.З-е, стереотипное. М.: Едиториал УРСС, 2005. — 144с. (Лингвистическое наследие XX века.)
47. Герасимова И.А. Деонтическая логика и когнитивные установки // Логический анализ языка: Языки этики / Отв.ред.: Н.Д.Арутюнова, Т.Е.Янко, Н.К.Рябцева. М.: Языки русской культуры, 2000. - С.7-16.
48. Головина Л.В. Креолизованный текст: закономерности построения // Речевое общение: цели, мотивы, средства. М., 1985.
49. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики: Учебное пособие. — М.: Лабиринт, 2001'. 304с.
50. Григорьев В.П. «Заботясь о смягчении нравов.» // Логический анализ языка: Языки этики / Отв.ред.: Н.Д.Арутюнова, Т.Е.Янко, Н.К.Рябцева. — М.: Языки русской культуры, 2000. С.390-398.
51. Гринева С.В. Ценностные основания менталитета в трансформирующемся российском обществе.: Автореф.дисс. .канд.философ.наук. — Ставрополь, 2002.
52. Грушина Н.Б. Концепт «ВРЕМЯ» в дискурсе современных художественно-публицистических журналов (на материале журнала «Новый мир»): Автореф.дисс. .канд.филол.наук. — СПб.,2002.
53. Дедков И.А. Живое лицо времени. М.: 1986
54. Дейк Т.А. ван., Кинч В. Стратегии понимания связного текста // Новое в зарубежной лингвистике / Пер.с англ. — М.: Прогресс, 1988. Вып.23. Когнитивные аспекты языка. — С. 153-211.
55. Дейк Т.А., ван. Язык. Познание. Коммуникация: пер.с англ/ Сост. В.В.Петров. Под ред. В.И.Герасимова. М.: Изд.группа «Прогресс», 1989
56. Дементьев В.В. Непрямая коммуникация. — М.: Гнозис, 2006.-376с.
57. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. — М.: Политиздат, 1978.
58. Долинин К.А. Интерпретация текста. М., 1985.
59. Долинин К.А. Интерпретация текста. Французский язык: Учебное пособие. Изд.З-е. М.: Изд-во ЛКИ, 2007. - 304с.
60. Дридзе Т.М. Текст как иерархия коммуникативных программ (информативно-целевой подход) // Смысловое восприятие речевого сообщения. М., 1976. С.48-57
61. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность и структура социальной коммуникации: Проблемы сема- и социопсихологии. М., 1984.
62. Дымарский М.Я. Проблемы текстообразования и художественный текст (наматериале русской прозы Х1Х-ХХвв.). СПб, 1999.
63. Жинкин Н.И. Избранные труды. Язык. Речь. Творчество. М., 1998
64. Залевская А. А. Введение в психолингвистику. — М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2000. 382с.
65. Залевская А.А. Национально-культурная специфика картины мира и различные подходы к ее исследованию // Языковое сознание и образ мира: Сб.ст. М.: ИЯ РАН, 2000. - С.39-54.
66. Залевская А.А. Психолингвистические исследования. Слово. Текст: Избранные труды. М., Гнозис, 2005. - 543с.
67. Залевская А.А. Психолингвистический подход к проблеме концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Научное издание / Под.ред. И.А.Стернина. Воронежский государственный университет, 2001.- 182с.-С.36-44
68. Зализняк А.А., Левотина И.Б., Шмелев А.Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира: Сб.ст. М.: Языки славянской культуры, 2005. — 544с.
69. Зализняк Анна А. О семантике сожаления // Прагматика и проблемы интенсиональности. М., 1988.
70. Зализняк Анна А. О семантике щепетильности (обидно, совестно и неудобно на фоне русской языковой картины мира) // Логический анализ языка: Языки этики / Отв.ред.: Н.Д.Арутюнова, Т.Е.Янко, Н.К.Рябцева. — М.: Языки русской культуры, 2000. С.101-118.
71. Зализняк Анна А., Левотина И.Б. Отражение национального характера в лексике русского языка // Russian Linguistics, Vol.20, №2-3, 1996. — С.237-246.
72. Звегинцев В.А. Смысл и значение // Теоретические и экспериментальные исследования в области структурной и прикладной лингвистики. — М., 1973.-С.: 90-115.
73. Зиновьева Е.И. Понятие «концепт» в отечественном языкознании: основные подходы и направления исследования // Вестник СПбГУ. Серия 2. История, языкознание, литературоведение. СПб., 2003, - Вып.2 (№10). -С.35-44.
74. Иванова Н.Б. Проза Юрия Трифонова / Н.Б.Иванова. М.: Сов.писатель, 1984.-294с.
75. Карасик В.И. Культурные доминанты в языке. // Языковая личность: культурные концепты. Волгоград-Архангельск, 1996. - С. 166-205
76. Карасик В.И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональные и персональный дискурс: Сб.науч.тр. Волгоград: Перемена, 2000. - С.5-20.
77. Карасик В.И. Религиозный дискурс // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс. Волгоград, 1999(а). — С.
78. Карасик В.И. Характеристики педагогического дискурса // языковая личность: аспекты лингвистики и лингводидактики. Волгоград, 1999(6). -С.
79. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград, 2002. - 390с.
80. Карасик В.И., Слышкин Г.Г. Лингвокультурный концепт как единица исследования // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Научное издание / Под ред.И.А.Стернина. — Воронежский государственный университет, 2001. С.75-81.
81. Караулов Ю.Н. Ассоциативный анализ: новый подход к интерпретации художественного текста // Материалы IX Конгресса МАПРЯЛ. Братислава, 1999. С.151-186.
82. Караулов Ю.Н., Колшанский Г.В., Комлев Н.Г., Серебренников Т.А., Постовалова В.И. Роль человеческого фактора в языке. — М., 1988
83. Карпенко Л.А. Совесть // Социальная психология. Словарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. A.B. Петровского. -М.: ПЕР СЭ, 2006. 176 с. - С.134-135.
84. Карпенко Л.А. Фрейм // Общая психология. Словарь / Под. ред. A.B. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. A.B. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. 251 с. - С.248.
85. Категоризация мира: пространство и время. М., 1997.
86. Козлова Л.А. Концепт личностного пространства и способы его языкового представления. -М.:Просвещение, 1998. 264с.
87. Колесов В.В. «Жизнь происходит от слова.» / В.В. Колесов.- СПб., 1999 -320с.
88. Колесов В.В. Русская ментальность в языке и тексте. — СПб, 2006
89. Колесов В.В. Язык и ментальность / В.В.Колесов.- СПб.: Петербургское Востоковедение, 2004.- 240 с.
90. Костин A.B. Способы концептуализации обиходно-бытовых понятий в разножанровых произведениях В.И.Даля (на материале концепта «вода»):
91. Автореф. дисс.,канд. филол. наук. Иваново, 2002.- 16с.
92. Кошелев А.Д. О языковом концепте 'долг' // Логический анализ языка: Языки этики / Отв.ред.: Н.Д.Арутюнова, Т.Е.Янко, Н.К.Рябцева. — М.: Языки русской культуры, 2000. С. 119-124.
93. Кравченко А.И. Культурология: Словарь. М., 2000
94. Красавский H.A. Эмоциональные концепты в немецкой и русской лингвокультурах: Монография М.: Гнозис, 2008. - 374с.
95. Красных В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? М.: Гнозис, 2003.-375с.
96. Кристаль С.Ю. Текстовое ассоциативное поле в поэтическом дискурсе акмеизма (на примере макрополя «творчество»): Автореф.дисс. . .канд.филол.наук. — СПб., 2003.
97. Кубрякова Е.С. Концепт // Краткий словарь когнитивных терминов / Кубрякова Е.С. и др.- М.: Филилогический факультет МГУ, 1996. — С.90-93.
98. Кубрякова Е.С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М.: Языки славянской культуры, 2004.
99. Кулибина Н.В. Художественный дискурс как актуализация художественного текста в сознании читателя // «Мир русского слова», № 01,2001
100. Кухаренко В. А. Интерпретация текста. М.: Просвещение, 1988.
101. Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя: Сб.ст. Л., 1974.
102. Левотина И.Б., Шмелев А.Д. За справедливостью пустой // Логический анализ языка: Языки этики / Отв.ред.: Н.Д.Арутюнова, Т.Е.Янко, Н.К.Рябцева. -М.: Языки русской культуры, 2000. С.281-292.
103. Леонтьев A.A. Основы психолингвистики. 3-е изд. - М., 2003.
104. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология. — М.: Academia, 1997. —1. С.280-288.
105. Логический анализ языка: Языки этики / Отв.ред.: Н.Д.Арутюнова, Т.Е.Янко, Н.К.Рябцева. М.: Языки русской культуры, 2000. — 448с.
106. Лотман Ю.М. К современному понятию текста // Уч.зап. Тартус.ун-та. 1981. Вып. 735.
107. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. — М., 1970.
108. Лукин В.А. Художественный текст: Основы лингвистической теории и элементы анализа. — М., 1999.
109. Магд-Соэп К.Де. Юрий Трифонов и драма русской интеллигенции. — Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1997.
110. Максимова И.Ю. Дневник как феномен текстуализации внутреннего мира человека // Исповедальные тексты культуры: Материалы международной научной конференции. Санкт-Петербург, 18-19 ноября 2006г. / Под ред. М.С.Уварова. СПб., 2007. - С.98-106.
111. Маслова В.А. Лингвокультурология: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001- 208с.
112. Мельников Т.П. О типах дуализма языкового знака // Науч.докл.высш.школы. Филол.науки. 1971, №5.- С. 10-17
113. Мечковская Н.Б. Язык и религия: Учеб.пособие. М.: Агенство «Фаир», 1998.
114. Милевская Т.Е. Мемуары исповедь или проповедь? // Исповедальные тексты культуры: Материалы международной научной конференции. Санкт-Петербург, 18-19 ноября 2006г. / Под ред. М.С.Уварова. — СПб., 2007.-126-132.
115. Миллер Л.В. Лингвокогнитивные механизмы формирования художественной картины мира: На материале русской литературы: Автореф.дисс.докт.филол.наук: 10.02.01. — СПб^ 2004
116. Миллер Л.В. Художественный концепт как смысловая и эстетическая категория // Мир русского слова. 2000. №4. С.41-42
117. Можейко М.А. Этика // Новейший философский словарь. Изд. 2-е, пер. и доп. - Минск: Интерпрессервис, Книжный дом, 2003. — 1280 с.
118. Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания. М.: Рефл-бук; Ваклер, 1998
119. Обретение смысла. Сб.статей, посвященный юбилею докт.филол.наук, проф. К.А.Роговой. СПб.: Издательство «ОСИПОВ», 2006. - 548с.
120. Павиленис Р.И. Проблема смысла. Современный логико-философский анализ языка. М., 1986
121. Падучева Е.В. В.В.Виноградов и наука о языке художественной прозы // Известия РАН. Серия литературы и языка. Т.54, №3, 1995. С.39-48
122. Падучева Е.В. Семантические исследования. М.: Языки русской культуры, 1996.
123. Пальцев А.И. Менталитет и ценностные ориентации этнических общностей.: Автореф.дисс. .канд.философ.наук. Новосибирск, 1998.
124. Панова Л.Г. Грех как религиозный концепт (на примере русского слова «грех» и итальянского «peccato» // Логический анализ языка: Языки этики / Отв.ред.: Н.Д.Арутюнова, Т.Е.Янко, Н.К.Рябцева. М.: Языки русскойкультуры, 2000. С. 167-177.
125. Папина А.Ф. Текст: его единицы и глобальные категории: Учебник для студ. журналистов и филологов. - М.: Едиториал УРСС, 2002.
126. Петровский A.B. Стыд // Социальная психология. Словарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. JI.A. Карпенко. Под общ. ред. A.B. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006.-С.125.
127. Петухов В.Б. Письма Ивана Каляева: политическое завещание или исповедь террориста? // Исповедальные тексты культуры: Материалы международной научной конференции. Санкт-Петербург, 18-19 ноября 2006г. / Под ред. М.С.Уварова. СПб., 2007. - 106-115.
128. Пинежанинова Н.П. Основные семантические признаки поэтического концепта «крыло» // Русский язык на рубеже тысячелетий. Материалы Всероссийской конференции 26-27октября 2000г.— СПБ.: 2001. — С.508-512.
129. Пищальникова В.А. Национальная специфика картины мира и ее репрезентация в языке // Языковое сознание: содержание и функционирование. XIII междунар. симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации: Тез. докл. - М.: ИЯ РАН, 2000. - С.189-190
130. Пищальникова В.А. Общее языкознание: Учеб. пособие / Алт. гос. ун-т; Науч. ред. Ф.М. Березин . Барнаул: Изд-во АТУ, 2001. - 239 с.
131. Плеханова Т.Ф. Текст как диалог: Монография / Т.Ф.Плеханова. Мн.: МГЛУ, 2002. - 253с.
132. Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике. — Воронеж: Истоки, 2001 193с.
133. Попова З.Д., Стернин И.А. Семантико-когнитивный анализ языка. — Воронеж: Истоки, 2006. 228с.
134. Попова З.Д., Стернин И.А. Семантико-когнитивный подход как направление когнитивной лингвистики // Vita in lingua: К юбилею профессора С.Г.Воркачева / Отв.ред. В.И.Карасик. Краснодар: Атриум, 2007. - С.171-180.
135. Постовалова В.И. Картина мира в жизнедеятельности человека // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира / Б.А.Серебренников, Е.С.Кубрякова, В.И.Постовалова. -М.: Наука, 1998. С.8-70.
136. Постовалова В.И. Язык как деятельность. Опыт интерпретации концепции1. В.Гумбольдта. М., 1988.
137. Потебня A.A. Мысль и язык. Харьков, 1913.
138. Проскуряков М.Р. Смысл текста как самоорганизующаяся система. — СПб.: 1999.
139. Прохоров Ю.Е. Действительность. Текст. Дискурс: Учеб.пособие / Ю.Е.Прохоров. 2-е изд., испр - М.: Флинта: Наука, 2006. - 224с.
140. Разин A.B. Этика. — М.: Академический проект, 2004. — 623с
141. Рафикова Н.В. Процесс формирования смысловых опор при понимании текста // Залевская A.A., Каминская Э.Е., Медведева И.Л., Рафикова Н.В. Психолингвистические аспекты взаимодействия слова и текста. Тверь: Твер.гос.ун-т, 1998. - С.88-141.
142. Рафикова Н.В. Психолингвистическое исследование процессов понимания текста: Монография. Тверь: Твер.гос.ун-т, 1999. - 144с.
143. Реброва И.В. Концепт ПРОРОК в литературно-критическом дискурсе газеты «Руль» (начала 20-х годов XX столетия): Автореф.дисс. .канд.филол.наук. СПб., 2000.
144. Реброва И.В. Проблемы изучения текста. Концептуальный анализ (20002003гг.) // Обретение смысла. Сб.статей, посвященный юбилею докт.филол.наук, проф. К.А.Роговой. СПб.: Издательство «ОСИПОВ», 2006.-С.: 181-206.
145. Редель А.И. Духовность основа российского менталитета. — М., 2000.
146. Римман Ф. Основные формы страха: Исследования в области глубинной психологии. М.: Алетейа, 1998.
147. Рогова К.А. Введение // Анализ художественного текста (Русская литература XX века: 20-е годы): Учебное пособие для иностранцев / Вознесенская И.М., Гулякова И.Г. и др.; Под ред. К.А.Роговой. СПб., 1997.- С.: 3-11.
148. Рогова К.А. Предисловие // Художественная речь русского зарубежья: 2030-е годы XX века. СПб.: 2002. - С.3-11.
149. Селеменева М.В. Поэтика повседневности в городской прозе Ю.В.Трифонова // Известия Уральского государственного университета.59 (Вып.16 Филология). Екатеринбург, 2008. - С.195-208.
150. Серебренников Б.А. Роль человеческого фактора в языке. Язык и мышление. М.: Наука, 1988.
151. Слышкин Г.Г. Дискурс и концепт (о лингвокультурном подходе к изучению дискурса) // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс. Волгоград, 2000. — С.
152. Слышкин Г.Г. Текстовая концептосфера и ее единицы // Языковая личность: аспекты лингвистики и лингводидактики. Волгоград, 1999. - С.
153. Слюсарева H.A. Проблемы лингвистической семантики // Вопр.языкознания. 1973. №5. — С.
154. Солнцев В.М. К вопросу о семантике или языковом значении // Проблемы семантики. М., 1974.- С.: 10-11
155. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997 - 824с.
156. Степанов Ю.С. Семиотика // Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл.ред.В.Н.Ярцева. 2-е изд. - М., 2000. - С.440-441.
157. Стернин И.А. Методика исследования структуры концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Научное издание / Под.ред. И.А.Стернина. Воронежский государственный университет, 2001.- 182с. -С.58-65.
158. Стернин И.А. Национальная специфика мышления и проблема лакунарности // Связи языковых единиц в системе и реализации. — Тамбов, 1998. — С.26-28.
159. Сулименко Н.Е. Этическое пространство текстового слова // Текст и аспекты его лексического анализа: Учеб.пособие. — СПб.: Изд-во политехнического ун-та, 2007. — 212с. — С.86-93.
160. Суриков В. Юрий Трифонов: Нравственность и революция. 1986. Источник: http://www.proza.ru/2003/04/06-48
161. Токарев Г.В. Концепт как объект лингвокультурологии (На материале репрезентации концепта «труд» в русском языке). Волгоград: Перемена, 2003.-216с.
162. Торсуева И.Г. Интонация и картина мира художественного текста // Текст как отображение картины мира: Сб.науч.тр.Вып.341. — М., 1989.
163. Трифонов Ю.В. Биография. Источник: http://www.krugosvet.ru/enc/ kultura i obrazovanie/literatura/TRIFONOV YURI VALENTINOVICH.html
164. Трифонова O.P., Шкловский E.A. Трифонов Юрий Валентинович -ключевая фигура литературного процесса 1960-х — 1970-х. Источник: http://www.biografli.ru/biogrdop/trifonovu v/trifonov u v.php
165. Урысон E.B. Фундаментальные способности человека и «наивная анатомия» // Вопросы языкознания. 1995. №3. С.3-16.
166. Успенский Б.А. Поэтика композиции. СПб.: Азбука, 2000. - 348 с.
167. Федосюк М.Ю. Неявные способы передачи информации в тексте: Учеб.пособие / М.Ю.Федосюк. М.:МГПУ, 1988. - 83с.
168. Хованская З.И. Анализ литературного произведения в современной французской филологии. -М., 1988.
169. Чернейко JI.O. Гештальтная структура абстрактного имени // НДВШ. Филологические науки, 1995. №4. - С.73-83
170. Чугунова С.А. Образ ситуации как медиатор процесса понимания художественного текста: Автореф.дисс.канд.филол.наук. — Тверь, 2001. -16с
171. Чугунова С.А. Различные подходы к проблеме образа // Психолингвистические исследования: слово, текст. — Тверь: Твер.гос.ун-т, 1999. С.24-31.
172. Шаховский В.И. Эмоциональная картина мира и язык // Лексика, грамматика, текст в свете антропологической лингвистики: Тез.докл.и сообщ.междунар.науч.конф. Екатиринбург: Изд-во УрГУ, 1995.
173. Шмелев А.Д. Определенность-неопределенность в названиях лиц в русском языке.: Автореф.дисс. .канд.филол.наук. — М., 1984.
174. Шмелев А.Д. Плюрализм этических систем в свете языковых данных // Логический анализ языка: Языки этики / Отв.ред.: Н.Д.Арутюнова, Т.Е.Янко, Н.К.Рябцева. -М.: Языки русской культуры, 2000. С.380-390
175. Шмелев А.Д. Функциональная стилистика и моральные концепты // Язык. Культура. Гуманитарное знание: Научное наследие Г.О.Винокура и современность. М., 1999.
176. Шмидт В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003. 312с. (Stadia philologica).
177. Юнг К. Психологические типы. — М.: Университетская книга; ACT, 1996.
178. Яковлева Е.С. К описанию языковой картины мира // Русский язык за рубежом, 1996, №1-3. -С.47-56.
179. Яковлева Е.С. О концепте чистоты в современном русском языковом сознании и в исторической перспективе // Логический анализ языка: Языки этики / Отв.ред.: Н.Д.Арутюнова, Т.Е.Янко, Н.К.Рябцева. М.: Языки русской культуры, 2000. - С.200-215.
180. Яковлева Е.С. О понятии «культурная память» в применении к семантике слова // Вопросы языкознания. 1998. №3.
181. Gardenfors P. Conceptual space: The geometry of thought. Cambrige. MA; London: The MIT Press, 2000. - 308p.
182. Gentner D. & Goldin-Meadow S. (Eds.). Lsnguage in mind: Advances in study of language and thought.- Cambrige. Mass; London: The MIT Press, 2003. -528p.
183. Fauconnier G. & Tturner M. The way of think: Conceptual blending and the mind's hidden complexities. New York: Basic books, 2002.- 464p.
184. Van Dijk & Kinch W. Strategies of discourse comprehention. New York: Academic Press, 1983.- 418p.
185. Wierzbicka Anna Semantics, Culture, and Cognition: Universal Human Concepts in Culture-Specific Configurations. Oxford: Oxford University Press, 19921. СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
186. Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. Словарь-справочник / Автор составитель профессор В.Ф.Пилипенко. Изд.2-е, доп.и перераб. М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2005.
187. Краткий словарь когнитивных терминов / Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. М.: Филилогический ф-т МГУ, 1996. — 245с.
188. Новейший философский словарь. Изд. 2-е, пер. и доп. - Минск: Интерпрессервис, Книжный дом, 2003. - 1280 с
189. Социальная психология. Словарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. 176 с.
190. Общая психология. Словарь / Под. ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. 251 с.
191. Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред.Д. Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940.
192. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл.ред.В.Н.Ярцева. — 2-е изд. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. — 688с.1. ИСТОЧНИКИ:
193. Трифонов Ю.В. Старик: Роман. Повести. Рассказы. 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2003. - 432с. - (Библиотека отечественной классической художественной литературы).
194. Трифонов Ю.В. Избранные произведения: В 2х т. М.: Мир книги, 2005. -834с.
195. Национальный,/ корпус русского языка: Интернет-ресурс: http://www.ruscorpora.ru
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.