Со-бытие мужчины и женщины: формообразования интимности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Закирова Гульнара Фазыловна

  • Закирова Гульнара Фазыловна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2023, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 190
Закирова Гульнара Фазыловна. Со-бытие мужчины и женщины: формообразования интимности: дис. кандидат наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет». 2023. 190 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Закирова Гульнара Фазыловна

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................С

ГЛАВА 1 СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭВОЛЮЦИИ

СЕКСУАЛЬНЫХ, ЛЮБОВНЫХ И СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ................С

§ 1.1 Сравнительно-исторический анализ эволюции сексуальных отношений и их

отражение в философской мысли......................................................С

§ 1.2 Сравнительно-исторический анализ эволюции любовных отношений и их

отражение в философской мысли......................................................С

§ 1.3 Сравнительно-исторический анализ эволюции семейных отношений и их отражение в философской мысли......................................................С

ГЛАВА 2 СО-БЫТИЕ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ.................................С

§ 2.1 Со-бытие мужчины и женщины: метафизический аспект..................С

§ 2.2 Со-бытие мужчины и женщины: социальный аспект........................С

§ 2.3 Со-бытие мужчины и женщины: психологический аспект.................С

ГЛАВА 3 ДИАЛЕКТИКА СЕКСУАЛЬНЫХ, ЛЮБОВНЫХ И СЕМЕЙНЫХ

ОТНОШЕНИЙ КАК ФОРМ ИНТИМНОСТИ.......................................С

§ 3.1 Корпоральность как базовый элемент со-бытия мужчины и

женщины....................................................................................С

§ 3.2 Любовь как смысловое со-бытие мужчины и женщины..................С

§ 3.3 Формы скрепления любви в со-бытии мужчины и женщины............С

§3.4 Семья как социальное измерение со-бытия мужчины и женщины......С

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................С

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...............................................................С

Введение

Актуальность обращения к проблеме со-бытия мужчины и женщины продиктована кардинально трансформировавшимися к концу XX века гендерными отношениями, полностью изменившими традиционный взгляд на триаду семья/любовь/секс, что служит основанием для осмысления феномена интимности и использования новой «оптики» в исследовании проблематики взаимоотношения полов. И это при том, что интимное со-бытие - один из ключевых экзистенциалов бытия-в-мире человека, и связано это не только с тем, что половое измерение его бытия идет сразу за видовым. В своем со-бытии мужчина и женщина способны преодолеть экзистенциальное отчуждение и выйти за границы привычного, тем самым обретая устойчивость своего местоположения в бытии-в-мире. Здесь единичное, выходя за положенные себе пределы, перестраиваясь, обнаруживает всеобщее, а личное смыкается с общественным, какие бы формы последнее ни приобретало в истории.

В современном прогрессивном мире с развитием техногенной цивилизации, ростом благосостояния и развитием правовой системы традиционная патриархальная цивилизация уступила место либеральному обществу, выровнявшему положение мужчины и женщины, предоставившему последней экономическую и правовую свободы. Однако выравнивание гендерных отношений ведет к взаимозаменяемости гендерных ролей, и некоторые мыслители (Ж. Бодрийяр, Ж. Лакан) констатируют стирание границ маскулинности и феминности, распространение социальных групп с нетрадиционными формами отношений. Другие (В. Райх, Г. Маркузе), напротив, считают эти тенденции благоприятной средой для развития отношений мужчины и женщины, поскольку на современном этапе развитое постиндустриальное общество не ведет борьбу за требующее огромных физических и моральных затрат выживание; более того, эмансипация дает реальную основу для развития нового нерепрессивного общества.

В этой связи сексуальная революция - феномен, кардинально трансформировавший взгляды общества на интимную жизнь, преобразовавший патриархальные нормы и ценности в этой области и существенно изменивший статус интимных отношений: утвердились новые моральные, правовые, эстетические регулятивы в этой сфере: изменились возрастные пределы сексуальной активности благодаря фармакологии, получили распространение внебрачные связи, поменялось отношение к сексуальному просвещению и детской и подростковой сексуальности, ставших более автономными на фоне повышения интереса к эротике и масштабирования секс-индустрии.

Как бы то ни было, с одной стороны, значительно расширились границы допустимости проявления сексуальности, секс стал открытой темой в общественной жизни при обсуждении природной фундированности со-бытия мужчины и женщины. С другой стороны, вырвавшись на свободу после тысячелетий пуританской морали, он приобрел гипертрофированную и превращенную форму. По меткому выражению Ж. Бодрийяра, сейчас мы наблюдаем секс везде, начиная с рекламы нижнего белья и заканчивая рекламой средства для мытья посуды.

В этой связи секс зашел и на территорию любви, девальвировав ее ценность в обществе. По замечаниям критиков общества потребления, в результате произошедшей переоценки ценностей ее классический романтический образ подлек на фоне утилитарных хозяйственно-договорных отношений между людьми: сегодня у них есть средства, но порой «нет времени» на формирование глубины отношений и мотивации к выработке навыков осуществления и поддержания интимного взаимопонимания, без чего любовные отношения просто не могут состояться в должной мере. Все это не только накладывает отпечаток на переживание этого чувства людьми, но и трансформирует философский взгляд на сам феномен.

Это, в свою очередь, сказывается и на положении института семьи в обществе: семья во многом уже не является ключевым способом приобщения новых поколений к культурным традициям и местом образования ценностно-

мировоззренческих установок, что в качестве следствия спровоцировало кризис рождаемости, проблемы воспитания и образования, нестабильность брачных отношений, меркантилизм, нарушение преемственности поколений, всевозможные психические заболевания, рост преступности, алкоголизма и т.д. Кризис «священных» семейных ценностей меняет характер семьи, ее структуру, функции и способ взаимодействия с другими социальными институтами. Авторитет и патриархальная субординация уступили место потребительству, конвенциональности и автономности во взаимоотношениях. Сегодня в европейском обществе этот, казалось, незыблемый базовый элемент общества, через который дистиллируются экономические, политические и культурные процессы, деградировал, создавая угрозу «здоровью» так называемого постсемейного общества.

Между тем лишь современное общество предоставило возможность триаде секс/любовь/семья приобрести правильный вид: человеку в полной мере дано испытать чувство любви, основанное на взаимном сексуальном влечении, что является залогом свободных и надежных семейных отношений, не случайно межличностный психоэмоциональный аспект семейных уз сегодня является во многом залогом их успешности, а значит - притягательности, востребованности, что отвечает интересам общества в целом. Именно в этом мы видим потенциал для формирования полноценных интимных отношений - сексуально насыщенных, чувственно глубоких и семейно крепких. Если в прежнем патриархальном обществе (и в некоторых современных обществах с традиционным укладом жизни) существовали угрозы и непреодолимые препятствия для полноценного интимного со-бытия мужчины и женщины, то сегодня мы можем говорить, скорее, лишь о соблазнах для них.

Состояние изученности проблемы. Тема со-бытия мужчины и женщины является традиционной в философской литературе. В античной философии проблематике любви, семьи и секса уделялось значительное внимание в работах Ксенофонта, Эмпедокла, Платона, Клеанфа, Плутарха, Лукиана, Светония, Мусония, Плутарха. Спецификой классического античного подхода было особое

внимание к проблемам однополой сексуальной любви мужчины и юноши, между тем со-бытие мужчины и женщины рассматривалось как подчиненное преимущественно интересам семейным - связанным с воспроизводством и наследием. Так, Платон воспевает бескорыстность такой любви, а Аристотель в своих исследованиях не использовал термин «любовь», а оперировал понятием «рЫНа», подразумевавшим главным образом любовь-дружбу между мужчинами.

В эпоху средневековья философы-теологи И. Златоуст, Августин, Ф. Аквинский, Г. Нисский, К. Александрийский рассматривали феномен любви сквозь призму любви к богу. В целом, несмотря на принижение любви между мужчиной и женщиной, эти мыслители не могли оставить без внимания телесно-половые вопросы: интерпретация сексуальных отношений сводилась к утверждению об их греховности, неизбежности и к правилам относительно половых отношений в браке. Институт семьи рассматривался как необходимое условие для деторождения и воспитания потомства. Юлиан Экланский был одним из немногих, кто выступил с доктриной значимости брака и сексуальных отношений, кардинально отличной от традиционной.

Западноевропейская мысль Возрождения ознаменовала собой этап исследования самоценности интимности применительно к отношениям между мужчиной и женщиной. Особое значение имеют работы, посвященные любви, Л. Валлы, Дж. Бруно, М. Монтеня, Б. Челлини. Теме сексуальных отношений уделяет большое внимание М. Монтень, призывавший трансформировать взгляд общества на проблему половых отношений и реабилитировать половой акт как природную основу существования человека. Социальная ценность моногамной семьи как основной формы семейной жизни и аксиологический подход к ней отражены в работах Т. Мора, М. Монтеня, Т. Кампанеллы.

Темой любви в эпоху Нового времени занималась целая плеяда мыслителей: Т. Гоббс, Р. Декарт, И. Кант, И.Г. Фихте, Г.В.Ф. Гегель, Ф.В.Й. Шеллинг, А. Шопенгауэр, Л. Фейербах. Общей тенденцией, в особенности к концу XIX века, стал отказ от рассмотрения проблематики любви с точки зрения «патриархальной теории» (Дж. Ф. Мак-Леннан, Л.Г. Морган, И.Я. Бахофен, Э.

Вестермак и др.). Этот подход к изучению семьи в свете модернизации отношений углубился в XX веке в ряде теоретических исследований (К. Циммерман, Э. Берджесс, У. Гуд, У. Огборн и др.)

Проблематика пола и сексуальности рассматривалась в работах И. Канта, А. Шопенгауэра, однако глубокое предметное изучение сексуальности связано с именем З. Фрейда. С сексологических и сексопатологических позиций эротическую составляющую со-бытия мужчины и женщины исследуют также И. Блох, А. Адлер, К.-Г. Юнг, Ш. Ференци, П. Мантегацца, М. Хиршфельд, Р. Крафт-Эбинг. О. Вейнингер анализирует психическую подоплеку сексуальности.

Этические и сравнительно-исторические подходы к семье и браку отражены в работах Д. Юма, Г.В.Ф. Гегеля, Г. Спенсера, М. Хоркхаймера, Ф. Энгельса. Сторонниками эволюционизма применительно к семейной проблематике были И. Унгер, Дж.Ф. Мак-Леннан, И.Я. Бахофен, Л.Г. Морган, Э.Б. Тэйлор. Представителями функционального подхода являются Э. Дюркгейм, А.Р. Радклифф-Браун, Б. Малиновский. У истоков сциентистского подхода к исследованию семейно-брачных отношений стоят Ж. Пиаже, У. Томас, У. Джемс. И. Кант высказывает идею о семье как о договоре между людьми противоположного пола, его предметом являются физиологические особенности партнеров, необходимые для сексуальной жизни. О ценности семьи с точки зрения экономических отношений пишет Ф. Энгельс. Позиция О. Конта относительно семейных отношений весьма противоречива: с одной стороны, исследователь считает, что брак должен базироваться на чувстве любви, с другой, он является противником равноправия полов и сторонником патриархального уклада жизни. Консервативный взгляд на устройство семейных отношений высказывает Э. Дюркгейм, полагая их основой разделение труда по женскому и мужскому типу. Дж.С. Милль является сторонником прогрессивного подхода, считая основой брака интеллектуально-нравственное равенство.

Современные исследования сексуальности, семьи и любви предоставляют большое разнообразие походов и интерпретаций. В западной научной литературе сексуальная проблематика оказалась в фокусе исследовательской

мысли значительно раньше отечественной, подхватившей этот тренд лишь в последние десятилетия. Труды об истории сексуальности представили М. Фуко, Ж. Ле Гофф, Н. Трюон. Аналитика сексуальных отношений представлена в работах В. Райха, Г. Маркузе, Ж. Бодрийяра, М. Мерло-Понти, Ж. Лакана, А. Бадью, Ж.-Л. Нанси, Б. Рассела, Д. Кейрси, Н. Бажо, А. Бежен, Л. Джемисон, В. Фридриха, Д. Бергоффен, У. Мастерса. Проблематика сексуальной эмансипации исследуется в трудах Дж. Батлер, Р. Брайдотти, К. Миллет, С. Бем, Н. Блюстоун, Дж. Бенжамин, Э. Дойч, Б. Фридан, Э. Голдман. Идеолог сексуальной революции В. Райх и теоретик нерепрессивного общества Г. Маркузе утверждают идею первоосновы сексуального в человеке, призывая отказаться от моральных установок в этой области. Б. Рассел, наоборот, придерживается идеи контроля половых отношений моральными принципами. Ж. Бодрийяр постулирует мысль о переизбытке сексуального в «обществе потребления» и искажении его реальной сути. Ж. Лакан настаивает на эгоистичности сексуальных отношений, оппозицию ему составляет А. Бадью, считающий сексуальные отношения одним из главных компонентов любви.

Философскую оценку любовным отношениям в условиях постиндустриального общества дают Х. Ортега-и-Гассет, Г. Маркузе, Ж. Бодрийяр, Б. Рассел, Э. Фромм, К. Льюис, Г. Мадинье. Любовь как феномен ролевых межличностных отношений анализируется в трудах А. Бадью, Ю. Эволы, М. Бубера, Э. Левинаса, Ф. Альберони, Р. Дилтса, О. Крегер, М. Долара, Р. Мея, Дж. Тьюсон. М. Шелер видит основу для любви между мужчиной и женщиной традиционно в любви к Богу. Концепция Э. Фромма наиболее гуманистична, поскольку подразумевает отношения, построенные на взаимоуважении, ответственности, бескорыстии. Для Ж.-П. Сартра любовь основывается не на обладании, а на свободе, праве выбора и ответственности. С. де Бовуар дифференцирует мужскую и женскую любовь, полагая, что для мужчин это чувство не играет столь фундаментальной роли в жизни, как для женщин.

Исследованию семьи как социального феномена посвящают свои работы Э. Гидденс, Т. Парсонс, Б. Рассел, Ф. К. Мюллер-Лайер. Вопросы, связанные с проблематикой межличностной жизни супругов и удовлетворенности браком поднимаются в трудах Т. Парсонса, У.Бека, Н. Лумана, Р. Скиннер, В. Сатир.

В русской философской мысли XIX - начала XX веков проблематикой взаимоотношений полов предметно занимались классики религиозной философии - Н.О. Лосский, Н. А. Бердяев, В. В. Розанов, В. А. Соловьев, Б.П. Вышеславцев, С.Л. Франк, а также С.Я. Вольфсон, М.М. Рубинштейн. В их трудах она раскрывается преимущественно в высоконравственном ключе.

В современной отечественной литературе проблемы пола и его социальные аспекты исследуются Е.В. Ануфриевой, Л.М. Богатовой, О.М. Ломако, Т.А. Николаевой, Ю.А. Разиновым, Е.Н. Фетисовой; различные модели и паттерны сексуальности исследуются в трудах А. Аугустинавичюте, И. Голосенко, Е.В. Ильина, О.А. Пырьяновой; онтологическая, нравственная и общекультурная составляющая гендерных и сексуальных отношений затрагивается в работах Я. Астафьева, А. Башмаковой, О.Н. Бушмакиной, А. Быковой, Е. Бутенко, В. Виноградского; в свете модернизации общественных процессов сексуальная составляющая жизни супругов исследуется в работах М. Арутюнян, А. Антонова, О. Здравомысловой, Р. Зйдера, А. Харчева; с социологических позиций сексуальная проблематика исследуется И.С. Андреевой, Ю.Р. Вишневским, Л.П. Репиной, Б.С. Павловым, и др.

Значительный вклад в проблематику любви в отечественной философии с экзистенциальной и психологической точки зрения внесли В.П. Барышков, Д.А. Леонтьев, Е.А. Петухова, С.Л Рубинштейн, И.А. Рыльникова, М.В. Шамардина; как социальный феномен любовь исследуется Р.Г. Апресяном, А.Б. Демидовым, Т.А. Кузьминой, В.Т. Лисовским, М.А. Пушкаревой, и др.; как культурно-историческое и нравственное явление любовь подвергается анализу в трудах Г.Д. Гачева, А.Ю. Дмитрийчук, О.П. Зубец, С.В. Климова, В.Л. Рыбакова, В.А.Малахова.

В современный период в России мы наблюдаем реставрацию традиционалистского подхода к семье на фоне ее глубокого кризиса -проблематика упадка семейных отношений находится в фокусе исследований Т.В. Андреевой, А.И. Антонова, С.И. Голода, А.А. Клецина и др.; история семьи в различные эпохи исследуется Н.Н. Равочкиным, О.И. Рубан, А.К. Судаковым, М.Ю. Удальцовым; трансформации семейных ориентаций в современную эпоху получили теоретическое осмысление в работах А.Н. Елизарова, О.М. Здравомыслова, Г.В. Мелихова, Н.Н. Мелиховой, Н.Л. Марковской, Л.И. Савинова, Т.В. Свадьбиной, Н.В. Семеновой, А.А. Чуприной, Т.Ф. Шубиной, К.С. Шарова, З.А. Янкова, и др.; вопросам роли семейных ценностей, традиций и бытовой стороне супружества посвящены работы Л.Н. Боровых, В.В. Гаврилюк; А.И. Левина, Л.В. Левиной, Л.М. Панковой, В.А. Сысенко, экономические и демографические вопросы в свете семейных отношений исследуются А.И. Антоновым, В.А. Борисовым, А.Б. Синельниковым, А.Г. Харчевым,; семейные педагогические новации являются предметом изучения Л.А. Башариной, С.Г. Вершловского, О.Е. Лебедева.

Объектом исследования является совместное бытие мужчины и женщины в условиях современного общества.

Предметом исследования являются формообразования интимности как дефинитивной характеристики со-бытия мужчины и женщины, к которым мы относим сексуальные, любовные и семейные отношения.

Цель и задачи исследования. Цель исследования заключается в определении конститутивных элементов со-бытия мужчины и женщины в условиях постиндустриального общества. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. Показать эволюцию взаимоотношений мужчины и женщины, и отражающих её философских взглядов относительно феноменов любви, сексуальности и института семьи.

2. Провести сравнительный анализ семейных ценностей традиционного патриархального общества и современного неолиберального.

3. Провести феноменологический анализ со-бытия как ключевого экзистенциала бытия-в-мире мужчины и женщины.

4. Раскрыть влияние современных социокультурных процессов на

гендерные отношения.

5. Проанализировать понятие корпоральности как базового элемента со-бытия мужчины и женщины и определить ее роль в со-бытии мужчины и женщины.

6. Определить базовые факторы и условия психологической совместимости, влияющие на успешность интимных взаимоотношений мужчины и женщины.

7. Выявить основные принципы глубоких и целостных любовных отношений, лежащих в основе искусства любви.

8. Определить роль и место института семьи в современных постсемейных реалиях.

Методологические основы исследования. Сравнительно-исторический метод позволил выявить основные специфические черты феноменов любви, секса и семьи на разных этапах человеческой истории, проследить эволюцию взглядов на любовь, сексуальность, семью в истории философской мысли; диалектический метод способствовал раскрытию логических и исторических взаимосвязей и переходов в развитии интимных взаимоотношений; феноменологический метод задействован при анализе ключевых экзистенциалов со-бытия и определении интимности как одного из наиболее важных, исходящих из глубин естества моментов бытия-с-другим. Теоретический и концептуальный анализ философско-антропологической, психологической, социально-философской литературы явился важным средством диссертационного исследования, позволившим эксплицировать содержание понятий любви, секса и семьи в зависимости от подходов с античности до постмодерна.

Научная новизна проведенного исследования заключается в следующем:

1. Предпринята попытка применения хайдеггеровского анализа со-бытия на пространстве исследования динамики отношений мужчины и женщины в

современном социуме, что позволило определить основные векторы становления подлинного со-бытия мужчины и женщины в процессе формообразования интимности. Установлено, что обретение самости достижимо не в экзистировании к смерти, а в интериоризации межличностных отношений, наиболее глубокой формой которых являются интимные отношения, поскольку опора на самость и соприсутствие в экзистенциальной аналитике не позволяет до конца раскрыть подлинное со-бытие людей: связка между бытийствующими субъектами в данном дискурсе представлена в качестве лишь внешней (хранящей дистанцию), а сам человек мыслится как обезличенный и усредненный в других.

2. Определен статус со-бытия мужчины и женщины как наиболее значимой основы для выхода за пределы повседневного бытия-в-мире и восполнения экзистенциальной неполноты со-бытия: интимность отношений мужчины и женщины вырывает людей из привычной отстраненности и рутины существования и представляет собой результат взаимного сближения обоих и достижения диалектического тождества в различии как подлинной полноты события. Данное сближение противоположных полов как стремление к стиранию границ, до конца недостижимое, придает взаимодействию крайнюю степень насыщенности и напряженности, обусловливающих трансцендирование из привычного модуса существования в преображенное неповседневное бытие.

3. Обосновывается идея о том, что способом решения проблемы конечности собственного существования является прорыв к другому, в лице которого представлены все другие, что знаменует восстановление изначально конститутивного для человека со-бытия. Формообразования интимности (любовь, секс, семья), создающие многомерное единство со-бытия мужчины и женщины, превращают человека в достояние другого во всей его целостности.

4. Выявлено, что тенденции развития современного общества (либерализация отношений, инертность масс, рост материального комфорта, развитие технологий в области экспериментов с полом и т.д.) создают условия не только для сексуального раскрепощения, но и для освобождения индивидов

от собственной гендерной идентичности. Строй социальных соблазнов в сфере интимной жизни начинает препятствовать строю социального воспроизводства и выживанию человеческого рода.

5. Продемонстрирована зависимость интимных отношений в современном социуме не столько от угроз, сколько от соблазнов потребительского общества, в котором власть соблазна распространяется из сферы товарно-денежных отношений в область отношений интимных: игровая симулятивная среда, в которой существует соблазн, не только выхолащивает традиционную бинарность мужского и женского, но и создает почву для процессов стирания границ половой самоидентификации (транссексуальность, трансгендерность, бисексуальность и т.д.), что приобретает значимость для будущих поколений; утрата половой самоидентификации превращает соблазн в угрозу для возможности осуществления интимного со-бытия мужчины и женщины.

Положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Секс, любовь и семья являются ключевыми диалектически взаимосвязанными формами, образующими интимное со-бытие: секс выступает природной основой интимности; любовь как духовное чувство является сублимацией либидо и диалектическим снятием присущего сексуальности противоречия между воспламенением и остыванием полового влечения; семья оказывается объективацией и материализацией любви, представленной в институциональном, правовом и имущественном измерениях совместной жизни и представляющей собой диалектическое снятие присущего любви противоречия между стремлением к единению себя с другим и желанием сохранить свою индивидуальность и самостоятельность.

2. Формообразования интимности являются отличительным признаком со-бытия мужчины и женщины, поскольку позволяют им состояться в гендерно-половом отношении при условии «правильной» (последовательной логически и исторически) выстроенности, предполагающей развитие отношений от сексуального влечения к взаимной глубокой любви и, далее, надежным и долгосрочным семейным узам. В современном развитом либеральном обществе

созданы условия для того, чтобы логика развития форм интимности совпала с их историческим развитием и тем самым реализовалась в практике интимного взаимодействия полов.

3. Гармоничность совместной интимной жизни проходит по линии сексуальной, психологической и социокультурной совместимости. Сексуальной основой успешных отношений является схожесть в сексуальном темпераменте; социальной основой гармоничных и долгосрочных интимных отношений являются экономическая независимость женщины в современном обществе, правовая симметричность полов и равный доступ к профессиональной самореализации; психологической основой - противоположность, но комплементарность типов темпераментов (слабый тип меланхолика взаимодополняется сильным типом сангвиника, а слабый тип холерика -сильным типом флегматика), при этом в волевых качествах должно существовать различие, с тем чтобы один был ведущим, а другой - ведомым; ментальной основой является сходство в жизненных принципах, привычках и образе жизни.

4. Любовь представляет собой не столько природное влечение, сколько искусство, овладение которым предполагает ментальную зрелость (готовность брать ответственность, предоставлять свободу и право на самоопределение, установку на дарение, терпеливость и принятие человека таким, каков он есть, решительность и готовность действовать и бороться за любимого человека), развитие эстетического отношения к людям, выработку полезных привычек (концентрация на человеке в момент общения, готовность выслушивать другого до конца, выделять время на осмысленную неформальную коммуникацию как с другим человеком, так и с самим собой, чтобы лучше понять другого и самого себя), способных придать глубину, целостность и длительность взаимоотношениям мужчины и женщины.

5. Кризис семьи как социального института свидетельствует не об упразднении, а о трансформации семьи: в современных реалиях построение долгосрочных отношений носит отложенный характер, и запрос на семью

возрастает по мере взросления людей, обретения экономической независимости, роста правового самосознания и гражданской ответственности. Это создает почву для более зрелых и глубоких отношений, основанных на взаимном влечении, свободе выбора, самостоятельности и осознанности решений, что в условиях возрастающего благосостояния людей является одним из надежных путей выхода из кризиса постсемейного общества.

Научно-практическая значимость исследования.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в возможности использовать результаты работы в преподавании учебных курсов по социальной философии, философской антропологии, а также психологии. Выводы относительно проблематики со-бытия мужчины и женщины, сделанные в процессе исследования, могут послужить базой для дальнейшей работы в данной области.

Апробация полученных результатов исследования. Основные положения, разрабатываемые в диссертационном исследовании, были представлены в научных докладах и выступлениях на следующих конференциях:

1. Международная междисциплинарная научно-образовательная конференция «VIII Садыковские чтения» (18-20 ноября 2021г., г. Казань). Доклад: «Социально-философский анализ семьи в античной философии».

2. XXV Всероссийский аспирантско-магистерский научный семинар (78 декабря 2021 г., г. Казань). Доклад: «Этика любовных и семейных отношений в «Опытах» М. Монтеня».

3. Международная молодежная научная конференция «Тинчуринские чтения - 2022: энергетика и цифровая трансформация» ( 27-29 апреля 2022 г., г. Казань). Доклад: «Сексуальность в эпоху Нового времени».

4. V-я научно-практическая конференция «Практическая философия: состояние и перспективы» (19-20 мая 2022 г., г. Симферополь). Доклад: «Проблематика любви в философии Нового времени».

5. 18 международная научная конференция «Социально-гуманитарные науки и практики в 21 веке: человек и общество перед глобальными вызовами

современности». ( 12 мая 2022 г., г. Йошкар- Ола). Доклад: «Гендерный аспект категории «со-бытие» в экзистенциальной аналитике».

6. Международная междисциплинарная научно-образовательная конференция «IX Садыковские чтения. Зияющие высоты. Памяти А.А. Зиновьева» (21-22 октября 2022 г., г. Казань). Доклад: «Со-бытие мужчины и женщины: психологический аспект».

7. I Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Человек в измерении рекламы и PR» (23-25 марта 2022 г., г. Казань). Доклад: «Культ корпоральности и тело как рекламный продукт».

Основные результаты диссертационного исследования отражены в 12 научных публикациях общим объемом 3,31 п. л., 3 из них опубликованы в изданиях, включенных в Перечень российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Со-бытие мужчины и женщины: формообразования интимности»

Структура работы

Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 129 источников.

ГЛАВА 1. СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭВОЛЮЦИИ

СЕКСУАЛЬНЫХ, ЛЮБОВНЫХ И СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ 1.1 Сравнительно-исторический анализ эволюции сексуальных отношений и их отражение в философской мысли

История секса берет свое начало с момента появления человека. Однако о характере сексуальных отношений на данном этапе человеческой истории можно только строить предположения. Очевидно, что на заре человеческой истории интимные отношения людей и инстинкт размножения не разграничивались в сознании людей и, тем более, не подвергались философскому анализу.

О периоде античности у современного исследователя существует довольно большой пласт материала, позволяющий составить представление о сексе в ту эпоху. Древние греки слыли людьми, искушенными и раскрепощенными в интимных отношениях. Отличительная черта периода античности заключается в том, что греки не противопоставляли гомосексуальные и гетеросексуальные отношения. Один и тот же человек мог иметь сексуальные отношения и с женщинами, и с юношами. М. Фуко задается вопросом о бисексуальности греков и отвечает на него положительно, однако оговариваясь, что сами греки не рассматривали свою ориентацию как бисексуальность в том смысле, в каком понимаем ее мы. «Можно говорить о «бисексуальности» греков, имея в виду свободу выбора, которую они предоставляли себе в отношении обоих полов, но эта возможность не была для них отсылкой к некой двойной, амбивалентной и «бисексуальной» структуре желания»1.

Рассматривая здесь гетеро- и гомосексуальную направленность отношений древних греков, мы говорим только о мужчинах, поскольку женщина в ту эпоху имела мало прав и свобод. Мужчина, будучи связан узами брака и имея, соответственно, отношения с супругой, мог также иметь отношения вне

1 Фуко М. Использование удовольствий // История сексуальности. Сочинения в 4 т. Т.2. - Спб.: Академический проект, 2004. С. 317.

брака, как с женщинами, так и с мужчинами. Законодательство и общественное мнение в этом вопросе всегда были на стороне мужчин. Замужней женщине было позволено иметь только одного партнера - законного супруга.

Что касается сексуальных связей с юношами, то им придавалась большая значимость, нежели отношениям с женщинами. Это было не просто удовлетворение сексуальных желаний, а духовная и глубокая связь между взрослым мужчиной и юношей. Осуждение в этом вопросе вызывал не сексуальный вопрос, а корысть и неискренность, которые могли сопутствовать этой связи. Не могло быть и речи о принуждении к подобным отношениям, это всегда был свободный выбор. Следует отметить, что общественное мнение негативно относилось к связям между взрослыми мужчинами.

Философский взгляд античных мыслителей на секс отражал традиционные воззрения той эпохи. Устами Аристофана Платон утверждает, что мужчины, любящие мальчиков, - лучшие, поскольку благодаря своей природе их влечет ко всему мужскому, а все мужское - это высокое, благородное, достойное уважения. Платон полагает заблуждением считать бесстыдными юношей, проявляющих сексуальный интерес к людям одного с ними пола, аргументируя это тем, что в зрелом возрасте они, как правило, добиваются успехов в государственной и иных видах благородной деятельности. Кроме того, мыслитель заявляет, что у подобных мужчин «нет природной склонности к

Л

деторождению и браку» , и они вполне могут обходиться без женщин. Важно также отметить следующую мысль древнегреческого философа: мужчины и женщины, вступающие в разнополую связь, по его мнению, наиболее развращены и распутны. Такой взгляд выражает Платон в «Пире», однако в конце жизненного пути, в реакционный период творчества философ изменил свое мнение относительно половых отношений, заявив, что влечение, возникающее между мужчиной и женщиной, дано человеку природой для

2 Там же.

продолжения рода, и вступление в гетеросексуальные отношения -

3

противоестественно .

Философские размышления Ксенофонта, касающиеся сферы сексуальных отношений, отражены в труде «Пир» и представлены в виде размышлений героев о любви. Свою точку зрения Ксенофонт передает через Сократа, отделяя любовь к телу от любви к душе. Под любовью к телу мыслитель понимает любовь низшую, под любовью души - любовь настоящую, истинную, и применительно к мужчинам он называет ее philia. Ксенофонт старается дать понять, что именно этот тип любви должен существовать между двумя мужчинами: «Я хочу доказать ему, что любовь к душе и гораздо выше любви к телу»4. Телесную связь между мужчинами философ практически отвергает, каждый раз подчеркивая значимость отношений, называемых philia. Таким образом, взгляды Ксенофонта в этой области значительно отличаются от позиции Платона.

Поскольку Аристотель не высказывает, подобно Платону или Ксенофонту, свою позицию относительно половой или телесной любви, Фуко предполагает, что и он придерживается похожего мнения5, имея в виду отсутствие препятствий в половых отношениях с упомянутыми выше объектами, с юношами в том числе. Подобное предположение кажется нам допустимым, так как Аристотель действительно не высказывается прямо и негативно относительно телесной любви между мужчинами.

Таким образом, размышления древнегреческих философов классической эпохи касательно половой любви фокусировались главным образом на отношениях между мужчинами и юношами. Большинство мыслителей того периода, за некоторыми исключениями, считали эту связь приемлемой, высокой и благородной. Однако в эллинистический период появляются предпосылки, указывающие на будущие кардинальные изменения и переоценку ценностей в

3 Платон. Законы // Платон. Сочинения в 4 т. Т. 4. - М.: Мысль, 1994. С. 99.

4 Ксенофонт. Пир. URL: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1348107000#8 (дата обращения: 29.10.21).

5 Фуко М. Использование удовольствий // История сексуальности. Сочинения в 4 т. Т. 2. - Спб.: Академический проект, 2004. С. 360.

исследуемой нами области. Сказанное выше не отменяет существование в период античности сексуальных отношений между мужчиной и женщиной: древний эпос наряду с гомосексуальными союзами описывает и традиционные отношения между мужчиной и женщиной. Гомеровские «Илиада» и «Одиссея» пронизаны описаниями сексуальных связей, романов между героями противоположных полов. Однако философская мысль того времени, вне сомнения, больше обращена в сторону гомосексуальности.

Несмотря на тот факт, что наша работа посвящена изучению события мужчины и женщины, феномен гомосексуальных отношений не представляется возможным обойти стороной, поскольку, во-первых, он являет собой целую эпоху в истории сексуальности, во-вторых, внушительный пласт античной философской мысли посвящен этой теме. Также необходимо упомянуть, что гомосексуальность приобрела новый статус в современном мире: если в эпоху античности мужчины, вступившие в сексуальную связь друг с другом, не имели цели создать семью, то сейчас в современной Европе, например, им предоставлена не только эта возможность, но и также возможность иметь детей, то есть эти отношения имеют, если не идентичное гетеросексуальным продолжение, то весьма похожее. Эпоха средневековья, пришедшая на смену античности в Европе, внесла свои коррективы в теорию и практику сексуальности. Очевидно, неверно утверждать, что сексуальное поведение людей и взгляды на этот вопрос были неизменными и единообразными в течение всего тысячелетия. Тем не менее, существуют общие характерные особенности того времени.

Катализатором изменений взглядов на секс и сексуальное поведение стало, безусловно, христианство, в лице Церкви навязывавшее определенные паттерны поведения. «В темные века религия и наследие варварства способствовали деградации сексуальной жизни» 6, как справедливо утверждает Б. Рассел. Поворотным пунктом в идеологии христианства, послужившим основой для трансформаций в этом вопросе, стало изменение отношения к первородному

6 Рассел Б. Брак и мораль. — Москва: Издательство АСТ, 2020. С. 62.

греху, который стали ассоциировать с сексуальным грехом и, фактически, было подменено одно понятие другим. Идеологическая борьба и навязывание правил поведения в сексуальной жизни привело к формированию в XII веке системы контроля над этой сферой.

Поскольку сексуальные отношения с точки зрения христианской морали являлись грехом, то «праведное соитие» допускалось только в браке и с целью зачатия. Однако даже супружеские отношения были настолько регламентированы, что было строго ограничено количество дней в году, когда позволительно было вступать в сексуальный контакт, дни эти приходились на

7

время вне постов, в течение которых предписывалось полное воздержание. Использование во время секса иных поз, кроме миссионерской, также возбранялось. Более того, нарушения упомянутых выше правил каралось наложением наказаний. Стоит ли говорить, что такие спорные, с точки зрения морали, явления, сопровождающие человеческие сексуальные отношения, как супружеская измена, сексуальные связи до брака, гомосексуализм и проституция являлись преступлениями, зачастую каравшимися смертью.

Однако сказанное выше вовсе не значит, что средневековое население Европы слепо и покорно следовало всем предписаниям христианской церкви. Жак ле Гофф и Николя Трюон справедливо утверждают: «Люди Средневековья жили между «постом» и «карнавалом»... С одной стороны - голод и

о

воздержание, с другой - кутеж и обжорство» . Священнослужители не отказывали себе в плотских утехах: помимо жен и сожительниц служители церкви также могли иметь гомосексуальные связи, которые нередко практиковались в мужских монастырях. Для аристократического общества внебрачные связи были в порядке вещей, тогда как бедное население все же больше придерживалось предписываемых правил. Преступления, совершаемые на сексуальной почве, а также такое явление, как проституция, не были редкими явлениями.

7 Ле Гофф Ж., Трюон Н. История тела в средние века: Пер. с фр. Е. Лебедевой. - М.: Текст, 2008. С. 41.

8 Ле Гофф Ж., Трюон Н. История тела в средние века: Пер. с фр. Е. Лебедевой. М.: Текст, 2008. С. 31.

На первый взгляд создается впечатление, что Средневековье и Античность в плане сексуальности и сексуальных отношений являются полными антиподами. В период античности процветал культ тела и секса, для средневековья, наоборот, характерны гонения на все, что связано с понятием «половые отношения». Однако М. Фуко считает такое представление неточным, указывая «на наличие легко констатируемых прямых заимствований и тесных родственных связей между первыми христианскими доктринами и моральной философией античности»9. В качестве подтверждения своей позиции М. Фуко приводит главу из книги «Педагог» Климента Александрийского, которая являлась первым серьезным христианским текстом, диктовавшим правила относительно половых отношений в браке. Данный труд основывается и на принципах, изложенных в Священном писании, и на положениях греко-римской философии. Кроме этого, исследователь приводит ряд требований и тем, характерных для христианской этики, но также присутствовавших в языческой философской мысли.

Философ и один из столпов христианской Церкви Августин Аврелий ассоциирует сексуальные отношения с грехом, что не удивительно. Однако под «делами плоти» Августин подразумевает не только грехи, связанные с телом, но и грехи душевные. «Между делами плоти, ... мы находим не только такие, которые относятся к удовольствиям плоти, каковые суть: блуд, нечистота, прелюбодеяние, непотребство, бесчинство, но и такие, которые вызывают пороки души, чуждые плотского удовольствия . вражда, ссоры, зависть, гнев, распри» 10 . Более того, философ полагает заблуждением считать, что тело является источником греховности, наоборот, по его мнению, душа повинна в том, что допускает греховное поведение. Действительно, сначала появляется мысль, а потом дело или поступок, в этом мыслитель совершенно прав. К телесным грехам относится также акт соития между мужчиной и женщиной.

9 Фуко М. Использование удовольствий // История сексуальности. Сочинения в 4 т. Т. 2. Спб.: Академический проект, 2004. С. 23.

10 Аврелий А. О супружестве и похоти. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Avrelij Avgustin/o-supruzhestve-i-pohoti/# (дата обращения 1.11.21).

Поскольку процесс деторождения непосредственно связан с половыми отношениями и, следовательно, избежать грехопадения невозможно, то единственным средством смягчить или оправдать этот грех является брак. И даже в браке, человеку не следует злоупотреблять сексуальными отношениями, а рекомендуется стремиться умерить свой пыл, так как основное назначение этих отношений - деторождение. И человеку это должно быть подвластно так же, например, как мера в еде, считает Августин.

Главным оппонентом Августина в вопросе первородного греха и греховности половых отношений был Юлиан Экланский. Юлиан настаивал на том, что потребность в сексе не может быть греховной, поскольку является творением бога, как и сам человек. Эта точка зрения кажется нам логичной, обоснованной и весьма прогрессивной для средневековья. Кроме того, он утверждает, что потребность эта, практикуемая в браке и совершаемая с обоюдного согласия, абсолютно лишена греховности. Только при совершении насильственных действий в данной сфере можно говорить о грехе.

Несомненным сторонником и последователем взглядов Августина Аврелия в этом отношении является Фома Аквинский. Объясняя суть сексуальных отношений, мыслитель говорит: «Хотя распутные удовольствия связаны со многими материями, тем не менее, как замечает Августин, имя похоти принято прилагать к половым удовольствиям, в отношении которых обыкновенно сказывается и распутство» 11 . Фома Аквинский утверждает, что «половое общение» имеет свойство затуманивать разум, но только поэтому нельзя считать секс грехом, поскольку сон, например, также выключает сознание. Секс, по мнению философа, не столько является грехом, сколько имеет прямую связь с первородным грехом. Кроме того, Фома заявляет, что, так как мужское семя имеет своей основной целью деторождение, то и использоваться последнее должно только ради этой самой цели. Иными словами, по мнению мыслителя,

11 Аквинский Ф. Сумма теологии. URL: Вопрос 153. О похоти, Сумма теологии. Том IX - Фома Аквинский (azbyka.ru) (дата обращения 2.11.21).

сексуальные отношения должны быть ограничены рамками брака и в браке самом тоже.

Эпоха Нового времени является, на наш взгляд, самой прогрессивной эпохой истории человечества. Она принесла не только Великие географические открытия, печатный станок Гуттенберга, выдающиеся открытия в науке и технике, но и кардинально изменила взгляды людей на важные экзистенциальные проблемы. Важным моментом оказалось то, что средневековое мировоззрение, ключевыми элементами которого являлись аскетизм и вера в Бога, пришло в упадок, что дало возможность по-другому взглянуть на мир. Центром вселенной становится человек с его желаниями, стремлениями, слабостями и недостатками. Женщины стали активно отвоевывать себе пространство в столь несправедливо построенном для них мужчинами мире. И, естественно, претерпевают изменения отношения между мужчиной и женщиной. В это время возникает интерес к половым различиям, появляется культ женского тела, сексуальное желание объясняется биологической необходимостью. С одной стороны, создается впечатление, что женщинам предоставляется большая сексуальная свобода или, по крайней мере, преследований на этой почве становится меньше. С другой стороны, сохраняется диаметрально противоположное отношение к мужской и женской измене. Последняя, как и прежде, считается серьезным преступлением. Помимо этого, церковь продолжает контролировать женскую сексуальность и навязывать идеал девственности. Количество преступлений, совершаемых на сексуальной почве довольно высоко, но к середине XIX века проблему насилия над женщинами начинают решать на юридическом уровне.

Мишель Монтень, пожалуй, один из ранних философов того времени, оказался в числе первых, посмевших говорить о половом акте открыто. « В чем повинен перед людьми половой акт - столь естественный, столь насущный и столь оправданный, - что все как один не решаются говорить о нем ... в

12

серьезной и благопристойной беседе?» . Монтень считает подобное намеренное уклонение от упоминания секса в разговорах не только высшей мерой ханжества, но и, что важно, причиной роста преступлений на сексуальной почве. Философ утверждает, что женщины, равно как и мужчины, наделены сексуальностью и сексуальным желанием, которое так же требует удовлетворения, как и желание мужчин. Тем не менее, по мнению мыслителя, в браке супругу не следует распалять пыл супруги, так как это грозит тем, что супруга может тоже начать искать удовлетворения на стороне. Данная мысль кажется нам большим заблуждением с позиции нашего времени и равенства

13

мужчин и женщин в этом вопросе .

И. Кант подходит к вопросу о сексе до неприличия практически, лишая его (секс), как нам видится, всякой романтики и возвышенности и сводя к чисто физиологическим свойствам организмов. «Половое общение - это взаимное использование одним человеком половых органов и половой способности другого.»14, утверждает философ. Кроме того, мыслитель убежден, что не рождение детей, а наслаждение, приносимое сексом, является самой целью брака, в противном случае брак бы распадался после рождения детей.

Теория родоначальника психоанализа З. Фрейда, связанная с психологией бессознательного, перевернула представления о человеке, способствовала разоблачению многих иллюзий относительно человеческого поведения. До него считалось, что бессознательное - это низшая форма психики, исчезающая благодаря развитию сознания, тогда как З. Фрейд показал, что это исходная и непреодолимая часть человеческой личности. Поскольку для большинства людей удовлетворение в половой любови ассоциируется со счастьем, то, по мнению З. Фрейда, они инстинктивно ставят сексуальные отношения в приоритет жизненных ценностей, поэтому вытеснить их из сознания

12

Монтень М. О стихах Вергилия // Опыты. Книга третья. - М.: Рипол Классик, 1997. С. 82. Здесь заканчивается изложение фрагмента из статьи автора «Этика любовных и семейных отношений в «Опытах» М. Монтеня» / Г.Ф. Закирова // XXV Всероссийский аспирантско-магистерский научный семинар. 2021. Т. 3. С. 421-423.

14 Кант И. Метафизика нравов // Кант И. Сочинения в 8 т. Т. 6. М.: Чоро, 1994. С. 304.

практически невозможно. З. Фрейд полагает, что ряд комплексов выстраивается вокруг влечений, вытесненных в область бессознательного. Среди них Эдипов комплекс является ведущим, избавиться от которого возможно посредством переключения энергии с социально недопустимых, низменных целей на социально приемлемые, например, творческую деятельность в искусстве, литературе, науке. Лишь таким образом можно привести мир в соответствие с стремлениями бессознательного. Согласно З. Фрейду, начала искусства, нравственности, и даже религии совпадают в эдиповом комплексе. Сексуальность - определяющий фактор культуры. Иными словами, все выдающиеся произведения мировой культуры были, по мысли З. Фрейда, созданы в результате переориентации сексуальной энергии на пользу обществу. Все люди невротичны, поскольку живут в мире культуры, подавляющей природную агрессивность и сексуальность.

В «Метафизике половой любви» А. Шопенгауэр анализирует такие явления как брак, любовь, пол. Философ полагает, что такие чувства, как любовь, влюбленность являются манифестацией полового инстинкта. Влюбленность «имеет свои корни исключительно в половом инстинкте; да в сущности она и не что иное, как точно определенный, специализированный, в строжайшем смысле слова индивидуализированный половой инстинкт»15. «Воля к жизни» в смысле продолжения рода является той силой, которая влечет людей друг к другу.

Таким образом, эпоха Нового времени не только изменила представление о сексуальности в социуме и отношение к ней, но трансформировала философскую точку зрения на данный вопрос. Если философия сексуальности эпохи Средневековья характеризуется относительным единством, то в эпоху Нового времени взгляды мыслителей относительно сексуальности отличались пестротой, доходящей до противоположности. Кроме того, именно эта эпоха

15 Шопенгауэр А. Метафизика половой любви // Избранные произведения. - М.: Просвещение, 1992. С. 373.

дала миру теорию З. Фрейда, которая произвела революцию в философском понимании этого явления16.

С переходом в новейшее время тема гендерного равенства уже не представляется новой проблемой, однако этот факт совсем не лишает ее актуальности. Наоборот - именно на данном этапе борьба за права женщин во всех сферах жизненного пространства набирает обороты и дает самые большие плоды, в том числе в плане половых отношений.

Сексуальная революция, произошедшая во второй половине XX века, кардинально изменила точку зрения общества на секс, семейные отношения и, в общем и целом, на отношения между мужчиной и женщиной. Секс перестает быть запрещенной темой в обществе, что способствует прогрессивным нововведениям: внедряется сексуальное просвещение с целью профилактики сексуальных проблем и венерических заболеваний, распространяются средства контрацепции, отменяются запреты на аборты, разрешаются разводы, наказываются преступления, совершаемые на сексуальной почве. Также признается естественным факт, что женщина, как и мужчина, может испытывать сексуальное влечение и, более того, женщина имеет право получать удовольствие от половых отношений и не подвергаться осуждению со стороны общества.

Термин «сексуальная революция» впервые был упомянут австрийским психологом-неофрейдистом В. Райхом. Являясь учеником З. Фрейда, В. Райх идет дальше своего учителя в постулировании идеи первоначала сексуального в человеке и в социуме. В. Райх выступает против морали в сексуальных отношениях, полагая, что именно моральные установки, придуманные людьми и являющиеся инструментом подавления сексуальности, приводят к трагедиям в личных судьбах и в человеческом обществе. В труде «Сексуальная революция» В. Райх пишет: «Всякое моральное регулирование само по себе неизбежно

16 Здесь заканчивается изложение фрагмента из статьи автора «Сексуальность в эпоху Нового времени / Г.Ф. Закирова // Международная молодежная научная конференция «Тинчуринские чтения - 2022: энергетика и цифровая трансформация». 2022. Т. 3. С.333-335.

отвергает сексуальность, отвергает потребность» 17 . Более того, психолог утверждает, что капиталистическому обществу выгодно устанавливать правила и регулировать сексуальные отношения, поскольку в таком случае управление дается легко. В этом плане капиталистическому обществу он противопоставляет социальную революцию, которая, сотворив хаос, сметет лживые установки и одновременно проведет сексуальную революцию. Концепция В. Райха, конечно же, логична и объяснима с точки зрения биологии, но, на наш взгляд, ее практически нереально воплотить в рамках человеческого общества, поскольку иначе общество рискует впасть в хаос.

И, если В. Райх рассматривает половую любовь в тесной взаимосвязи с социальными явлениями, то немецкий философ, один из основателей неофрейдизма, Эрих Фромм подходит в интерпретации этого явления более индивидуалистически, биологически и психологически. Э. Фромм утверждает, что желание удовлетворить половой инстинкт может быть связано не только с любовью или влюбленностью, как традиционно принято считать, но и с другими

сильными эмоциями, таким как одиночество, тщеславие, желание унизить и

18

причинить боль другому человеку. И, что важно, по словам философа, у людей, вступивших в половую связь, на секунду возникает иллюзия, что это любовь, а после сексуального удовлетворения они понимают, что чужие друг для друга. Э. Фромм высказал очень важную и нетривиальную мысль: половая любовь - не всегда следствие любви.

Близок В. Райху своими идеями Г. Маркузе, утверждающий полевую любовь, эрос, как базовую, главную потребность человека, над которой довлеет авторитарное, репрессивное общество со своими канонами, нормами, призванными подавить эрос в человеке. Если уничтожить эти нормы, то в человеке освободится то природное, что ему свойственно и что нельзя давлять, так как это противно природе человека.

17 Райх В. Сексуальная революция. URL: Читать "Сексуальная революция." - Райх Вильгельм - Страница 13 - ЛитМир (litmir.me) (дата обращения 5.11.21).

18 Фромм Э. Искусство любить. / Э.Фромм.- М.: АСТ, 2009. С. 105.

Теоретик общества потребления Ж. Бодрийяр много пишет о сексуальности в современном обществе. О настоящей эпохе он говорит как об эпохе культа сексуальности и эротизма, которая наступила после тысячелетия пуританства. Бодрийяр связывает наступивший век культа тела с эмансипацией женщины и ее тела, находившимися в рабстве на протяжении всей истории человечества. «Сексуальность находится на «переднем» плане общества потребления...», 19 утверждает современный философ. По мнению Ж.Бодрийяра, современная сексуальность не существует в ее нормальной, естественной форме, а присутствует в некоем навязанном, гипертрофированном виде. Она окружает нас везде: начиная с самих сексуальных отношений между полами и заканчивая рекламой бытовых приборов. И, если для предыдущих эпох был характерен культ души со всеми вытекающими отнюдь не безобидными последствиями, то культ тела является, по сути, прямым наследником культа души.

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Закирова Гульнара Фазыловна, 2023 год

Список литературы

1. Абышева Х, Закутняя В. Исследование психологической совместимости в контексте личностно-семейных отношений (на материалах ЮКО) // Гендерная теория и историческое знание: Материалы второй международной научно-практической конференции / Отв. ред. А.А. Павлов, В.А. Семенов. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2005. -72 с.

2. Айзенк Г.Ю. Психология: польза вред. Смысл или бессмыслица. Факты и вымысел / Г. Ю. Айзенк . Пер В. В. Гуриновича. - М н.: Харвест, 2003. С. 912.

3. Андреева Т.В. Психология современной семьи: монография / Т.В. Андреева. - СПб.: Речь, 2005. - 244 с.

4. Аугустинавичюте А. О дуальной природе человека / А. Аугустинавичюте - К.: Издательство Международного института соционики, 1992. - 40 с.

5. Аристотель. Политика / Аристотель // Соч. в 4 т. Т.4. - М.: Мысль, 1983. С. 830.

6. Аристотель. Никомахова этика / Аристотель // Соч. в 4 т. Т.4. - М.: Мысль, 1983. - 830 с.

7. Аврелий А. О супружестве и похоти / А. О Аврелий [Электронный ресурс]. URL: О супружестве и похоти - блаженный Аврелий Августин -читать, скачать (azbyka.ru)

8. Аквинский Ф. Сумма теологии / Ф. Аквинский [Электронный ресурс]. URL: Вопрос 92. О создании женщины, Сумма теологии. Том III - Фома Аквинский (azbyka.ru)

9. Апресян Р.Г. Этика героического энтузиазма Джордано Бруно / Р. Г. Апресян // Этическая мысль. 2009. № 9. С. 43-64.

10.Бем С. Трансформация дебатов о половом неравенстве / С. Бем [Электронный ресурс]. URL: https://ihtik.lib.ru

11.Бердяев Н.А. Метафизика пола и любви / Н.А. Бердяев. - М.: Бертельсманн Медиа Москау, 2014. - 397 с.

12.Библия. Быт.1:27-28; Быт.:18,22,24.

13.Библия. Мф. 19:5-6,8-9.

14.Бовуар С. Отношения отчуждения / Ж.-П. Сартр., С. де Бовуар. Аллюзия любви. - М.: Алгоритм, 2007. - 240 с.

15.Богатова Л.М. Культура как андрогин: гендерные ландшафты и их типология / Л.М. Богатова // Вестник ТГУ. 2008. Выпуск 11 (67). С.359-363.

16.Богатова Л.М. «Мужчина» и «женщина» на подиуме постмодерна / Л.М. Богатова // Изв. Сарат. ун-та. Нов. серия. Сер. Философия, Психология, Педагогика. 2017. Т. 17, вып. 3. С. 251 - 257.

17. Богатова Л.М. «Гендерные страсти» у Notre -Dame de Paris: опыт социально-философского обобщения / Л.М. Богатова // Ученые записки Казанского университета. Т.156. Кн.1. С. 31-42.

18.Бодрияр Ж. Общество потребления / Ж. Бодрийяр. Перевод с французского Е. А. Самарской. - М.: АСТ, 2021. - 384 с.

19.Бодрийяр Ж. О любви / Ж. Бодрийяр [Электронный ресурс] URL: ttps://fïnbahn.com/жан-бодрийяр-о-любви/

20. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства или конец социального / Ж. Бодрийяр [Электронный ресурс] URL: https://gtmarket.ru/library/articles/125

21.Бодрийяр Ж. Общество потребления / Ж. Бодрийяр. - М.: АСТ, 2021. -384 с.

22.Бодрийяр Ж. Соблазн / Ж. Бодрийяр. - М.: Ad marginem, 2000. - 317 с.

23. Бубер М. Проблема человека: Пер. с нем. - К.:Ника-Центр, 1998. - 96 с.

24. Бубер М. Я и ты / М. Бубер. Два образа веры: Перевод В. В. Рынкевича. -М.: Республика, 1995. - 462 с.

25.Бушмакина О.Н. Со-бытие пола / О. Н. Бушмакина [Электронный ресурс]. URL : http://protestirui.ru/2012-12-19-17-24-52/41

26.Бэкон Ф. О браке и безбрачии // Бэкон Ф. // Сочинения в 2-х томах. Т. 2. -М.: Мысль, 1978. - 575 с.

27.Вейнингер О. Пол и характер / О. Вейнингер. Последние слова. Пол и характер: Сборник / Пер. с нем. - Мн.: ООО «Попурри», 1997. - 416с.

28. Власова О. Феноменологическая психиатрия и экзитенциальный анализ: история, мыслители, проблемы / Власова О. Феноменологическая психиатрия и экзитенциальный анализ: история, мыслители, проблемы. -М.: Издательский дои «Территория будущего», 2010. - 460 с.

29.Вышеславцев Б.П. «Этика преображенного эроса. - М.: Республика, 1994. - 367 с.

30.Гартман Н. Этика / Н. Гартман. - СПб.: Владимир Даль, 2002. - 708 с.

31.Гегель Г.В.Ф. Философия духа / Энциклопедия философских наук в 3 -х т. Т. 3. М.: Мысль, 1974. - 471 с.

32.Гегель Г.В.Ф. Философия права / Г. В. Гегель URL: [Электронный ресурс]. https://bookscafe.net/read/gegel_georg_vilgelm_fridrih-filosofiya_prava-230127.html#p74

33.Гегель Г.В.Ф. Пер. с нем.: Ред. и сост. Д. А. Керимов и В. С. Нерсесянц. -М: Мысль, 1990. - 524 с.

34.Гис Ф., Гис Дж. Брак и семья в Средние века / Ф. Гис., Дж. Гис. Пер. с англ. Е. А. Мельниковой. - М.: «Российская политеская энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. -384 с.

35.Глушкова А.Е. Концепция семейно-брачных отношений в творчестве Н. А. Бердяева / А. Е. Глушкова [Электронный ресурс]. URL: Концепция семейно-брачных отношений в творчестве Н. А. Бердяева - тема научной статьи по философии, этике, религиоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка (cyberleninka.ru)

36.Гоббс Т. Человеческая природа // Гобс Т. Сочинения в 2т. Т. - М.: Мысль, 1989. - 622 с.

37. Гуревич П.С. Экзистенциализм Бубера / П. С. Гуревич // Квинтэссенция: философский альманах / Сост. В. И. Мудагей, В. И. Усанов. - М.: Политиздат, - 400 с. - С. 371-377.

38.Гурьянов А.С. Аналитика присутствия в горизонте неповседневного обращения / А.С. Гурьянов // Научный журнал КубГАУ, №71(07), 2011 http://ej.kubagro.ru/2011/07/pdf/22.pdf

39.Гурьянов А.С. Дело Dageist в бытии-в-мире: природа, сущность и проявления человеческого духа // А. С. Гурьянов. Дисс. на соиск. уч. степени д.филос.н. - 2018. - 377 с.

40. Декарт Р. Страсти души / Декарт Р. Сочинения в 2 т. Т.1. - М.: Мысль, 1989. - 654 с.

41.Дмитрийчук А.Ю.: К вопросу о трансформации семьи в современном Российском обществе / А.Ю. Дмитрийчук //Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2018.Т.43. №2. С. 332-339.

42.Дмитрийчук А.Ю. Образ семьи в дискурсе европейской и российской культурной традиции / А.Ю. Дмитрийчук // Образование XXI века: факторы и предикторы успешности освоения образовательной прграммы школниками. Материалы международной научной конференции. Липецк, 2022. С. 192.

43.Долар М. С первого взгляда // М. С. Долар. Любовная машина; Лакан и Спиноза; Комедия любви. - СПб.: Алетейя, 2020. - 106 с.

44.Дорофей Ю.О. Гендерные стереотипы в Античности / Ю.О. Дорофей // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Том 22 (61). №2. 2009. - С. 105-112.

45.Дюркгейм Э. О разделении общественного труда / Э. О. Дюркгейм [Электронный ресурс]. URL: Microsoft Word -Djurkgejm_E,mil'_O_razdelenii_obschestvennogo_truda_forLit.txt (nethouse.ru)

46.Жижек С. Гегель о браке / С. Жижек // Логос. №3. 2014. - С. 1-20.

47.Закирова Г.Ф. Гендерные взаимоотношения: история и перспективы / Г.Ф.

Закирова // Alma mater (Вестник высшей школы). 2022. № 3. - С. 98.

48.Закирова Г.Ф., Гурьянов А.С. Социокультурный аспект корпоральности в гендерных отношениях / Г.Ф. Закирова, А.С. Гурьянов // Общество: философия, история, культура . 2022. №3. - С. 208.

49.Закирова Г.Ф. Гендерный аспект категории «со-бытие» в экзистенциальной аналитике / Г.Ф. Закирова // Socio Time Социальное время. 2022. № 1. - С. 124.

50.Закирова Г.Ф Социально-философский анализ семьи в античной философии / Г.Ф. Закирова // VIII Садыковские чтения». Статьи и материалы. 2021. - С.246.

51.Закирова Г.Ф. Этика любовных и семейных отношений в «Опытах» М. Монтеня / Г.Ф. Закирова // XXV Всероссийский аспирантско-магистерский научный семинар, посвященный Дню Энергетика. Материалы конференции. Т. 3. 2021. - С. 603.

52.Закирова Г.Ф. Сексуальность в эпоху Нового времени / Г.Ф. Закирова // Международная молодежная научная конференция «Энергетика и цифровая трансформация». Электронный сборник статей по материалам конференции. Т. 3. 2022. - С. 605.

53.Закирова Г.Ф. Проблематика любви в философии Нового времени / Г.Ф. Закирова // V научная конференция «Практическая философия: состояние и перспективы». Сборник материалов. 2022. - С. 284.

54.Закирова Г.Ф. Со-бытие мужчины и женщины: психологический аспект / Г.Ф. Закирова // Международная междисциплинарная научно-образовательная конференция чтения «Зияющие высоты. Памяти А. А. Зиновьева. IX Садыковские чтения». Статьи и материалы. 2022. - С. 193.

55. Лифинцева Т.П. Философия диалога Мартина Бубера / Т. П. Лифинцева. - М.: Ифран, 1999. - 133 с.

56.Лукиан из Самосаты. Две любви / Лукиан из Самосаты [Электронный ресурс]. URL: Лукиан из Самосаты. Две любви. Перевод: С. Ошеров. (annales.info)

57.Ильин Е.В. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е. В. Ильин. - Спб.: Питер, 2003. - 365 с.

58.Кант И. Метафизика нравов // Кант И. Сочинения в 8 т. Т. 6. - М.: Чоро, 1994. -613 с.

59.Кипервар Е.А., Севелова М.А. Предпосылки зарождения представлений о гендере в античной философии / Е. А. Кипервар., М. А. Севелова // Омский научный вестник. 2012. №3. С. 82-84.

60. Ключников С.Ю. Метафизика Эроса Юлиуса Эволы / Эвола. Метафизика пола. Пер. с франц. - М.: Беловодье,1996. - 448 с.

61.Кокарева М., Котовская М. Зеркало души //М. Кокарева., М. Котовская // Женщина и свобода. М., 1994. С. 326-327

62.Ксенофонт. Пир / Ксенофонт [Электронный ресурс]. URL: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1348107000#8

63.Кудрявцев И.Ю. Гендерные особенности волевой сферы личности в юношеском возрасте / И.Ю. Кудрявцев // Актуальные проблемы формирования психолого-педагогической культуры будущих специалистов: межвуз. сб.науч. ст. с междунар. участием. Вып. 5 / М-во образования Респ. Беларусь, Баранович. гос. ун-т. - Барановичи : БарГУ, 2015. С. 60-65.

64.Кузнецова Т.В., Оруджев З.М. Историческое в природе человека / Т. В. Кузнецова., З. М. Оруджиев // Вопросы философии. 2012. № 4. С. 22.

65.Ле Гофф Ж., Трюон Н. История тела в средние века: Пер. с фр. Е. Лебедевой. - М.: Текст, 2008. - 185 с.

66.Ли Ж. Инь и Ян как со-бытие различного / Национальный технический университет Украины «КПИ» // «Наука. Релтя. Суспшьство» № 2'2010. С. 94.

67.Шаров К.С. Экстимность как разновидность символического обмена в постсемейных неолиберальных обществах: особенность социального феномена и специфика его форм // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2019, № 49. С. 141.

68.Маркузе Г. Марксизм и феминизм / Г. Маркузе [Электронный ресурс]. URL: http://ignorik.ru/docs/marksizm-i-feminizm.html

69.Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества / Г. Маркузе - М.: Издательство АСТ, 2003. С. 528.

70.Мелихова Н.Н., Мелихов Г.В. Отложенный запрос: дискурсивные основания восприятия семейно-брачных ценностей девушками 18-24 лет / Н. Н. Мелихова, Г. В. Мелихов // Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 12. C. 202

71.Милль Дж. О подчинении женщины / Дж. Милль [Электронный ресурс]. URL: Читать "О подчинении женщины" - Милль Джон - Страница 1 -ЛитМир (litmir.me)

72.Монтень М. О стихах Вергилия // Опыты. Книга третья. - М.: Рипол Классик, 1997. - 672 с.

73.Нанси Ж.-Л. Бытие единичное множественное / Ж.-Л. Нанси // Пер. с фр. В. В. Фуре под ред. Т. В. Щитцовой. - Мн.: Логвинов, 2004. - 272 с.

74.Нанси Ж.-Л. Сексуальные отношения? / Ж.-Л. Нанси // Пер. с фр. А. Черноглазова; под ред. В. Мазина, А. Юран. СПб.: Алетейя, 2011. - 128 с.

75.Олешкова А. М. Феномен «гендера» в историко-философской ретроспективе Античности и Средних веков: между констукционизмом и реализмом / А. М. Олешкова // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. №1А, 2018. С. 58- 63.

76.Ортега-и-Гассет Х. Этюды любви / Х. Ортега-и-Гассет [ Электронный ресурс]. URL: *ortega-i-gasset-hose-etjudy-o-ljubvi-filosoff.org_.pdf

77. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс / Х. Ортега-и-Гассет [ Электронный ресурс]. URL: https://mir-knigi.net/books/nauchno-obrazovatelnaya/filosofiya/page-10-79215-vosstanie-mass-sbornik.html

78.Платон. Федон / Платон // Сочинения в 3 т. Т. 2. - М.: Мысль, 1970. - 609 с.

79.Платон. Пир // Платон // Сочинения в 3 т. Т. 2. - М.: Мысль, 1970. - 609 с.

80.Платон. Сочинения в 4 т. Т. 3. - М.: Мысль, 1994. - 654.

81.Платон. Законы // Платон. Сочинения в 4 т. Т. 4. - М.: Мысль, 1994. - 830 с.

82.Платон. Пир / Платон [Электронный ресурс]. URL: https: //www.booksite.ru/fulltext/pla/ton/platon/pir2 .htm

83. Платон. Государство / Платон [Электронный ресурс]. URL: https: //classics. nsu.ru/bibliotheca/plato01 /gos02. htm

84. Плутарх. Об Эроте / Плутарх [Электронный ресурс]. URL: http://www.simposium.ru/ru/node/1174

85.Равочкин Н.Н. Осмысление семьи в истории социальной философии / Н. Н. Равочкин // Научно-методический электронный журнал «Концепт». №1. 2018. - С. 1-9.

86.Разинов Ю.А. От Эдипа к Нарциссу: по краям общества потребления / Ю.А. Разинов // Вестник Самарской государственной академии. Серия: Философия. Филология. 2019. №1 (25). С. 3-14.

87.Разинов Ю.А. Любовный треугольник / Ю.А. Разинов // Mixtura Verborum' 2018: воля к смыслу. Философский ежегодник. Под общей редакцией С.А. Лишаева. Самара, 2018. С. 104-118.

88.Райх В. Сексуальная революция / В. Райх [Электронный ресурс]. URL: Читать "Сексуальная революция." - Райх Вильгельм - Страница 5 -ЛитМир (litmir.me)

89.Райх В. Секс - путь к свободе / В. Райх. - М.: Родина, 2021. - 256 с.

90.Рассел Б. Брак и мораль / Б. Рассел. — Москва: Издательство АСТ, 2020. -288 с.

91. Рассел Б. Брак и мораль / Б. Рассел [Электронный ресурс]. URL: Читать Брак и мораль онлайн (полностью и бесплатно) страница 21 (mir-knig.com)

92.Ростовская Т.К., Заярская Г.В. Семейные установки и семейные практики в современной российской студенческой среде // Женщина в российском обществе. 2017. № 1. С. 75-85.

93. Розанов В.В. Семья как религия / В. В. Розанов. В мире неясного и нерешенного. Собрание сочинений. Из восточных мотивов. М.: Республика, 1995. - 462 с.

94.Рубан О.И. Античный базис изучения феномена семьи / О. И. Рубан // Идеи и идеалы. №2. 2011. С. 55-61.

95.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - Спб.: Питер, 2002. - 781 с.

96. Сартр Ж.-П. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм / Ж.-П. Сартр. Проблема человека в западной философии. - М.: Прогресс, 1988. - 552 с.

97. Сартр Ж.-П. Любовные поражения / Ж.-П. Сартр., С. де Бовуар. Аллюзия любви. - М.: Алгоритм, 2007. - 240 с.

98. Соколов Б.Г. Метафизические исследования. Выпуск 1. Понимание // Альманах Лаборатории Метафизических Исследований при философском факультете Санкт-Петербургского государственного университета / Б.Г. Соколов. - СПб., 1997. - 298 с.

99. Спенсер Г. Основания науки нравственности. Синтетическая философия. - К.: Ника-Центр, 1997. - 513 с.

100. Судаков А.К. Философия любви и этика семьи в кантовских «Лекциях по этике» / А.К. Судаков // Кантовский сборник. Том 36 №2. 2017. - С.10-23.

101. Судаков А.К. Триединый союз: семейное право Фихте на фоне кантовской практической философии / А. К. Судаков // Кантовский сборник. Том 4 (54). 2015. С.17-33.

102. Удальцов М.Ю. Семья и любовь в философии Платона: их противоречия, место и роль в контексте построения идеальной модели общества / М. Ю. Удальцов // Омский научный вестник. № 2 (116). 2013. -С. 122-124.

103. Фетисова Е.Н. Паттерны «мужское» / «женское» в науке / Е.Н. Фетисова // Образовательная система: структурные преобразования и

перспективные направления развития научной мысли. Сборник статей. Казань, 2019. С. 184-193.

104. Фетисова Е.Н. Экзистенция любви в текстах «русского» рока (экзиценциально-аксиологический анализ) / Е.Н. Фетисова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2021. №1. С. 106- 107.

105.

106. Фуко М. Использование удовольствий // М. Фуко. История сексуальности. Сочинения в 4 т. Т.2. - Спб.: Академический проект, 2004.

- 432 с.

107. Фуко М. Забота о себе // М. Фуко. История сексуальности. Сочинения в 4 т. Т. 3. [Электронный ресурс]. URL: Читать История сексуальности III Забота о себе онлайн (полностью и бесплатно) страница 43 (mir-knig.com)

108. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. - М.: Касталь, 1996. - 448 с.

109. Фромм Э. Искусство любить. / Э.Фромм. - М.: АСТ, 2009. - 64 с.

110. Фихте И.Г. Наставление к блаженной жизни или также учение о религии // Фихте И. Г. - М: Канон +, 1997. - 400 с.

111. Фрейд З. Три очерка по теории сексуальности // Психология бессознательного: Сб. произведений. - М.: Просвещение, 1989. - 447 с.

112. Фрейд З. Об унижении любовной жизни // Очерки по психологии сексуальности (сборник). - М.: Эксмо, 2017. - 310 с.

113. Фрейд З. Введение в психоанализ // Очерки по психологии сексуальности (сборник). - М.: Эксмо, 2017. - 310 с.

114. Фрейд З. Об унижении любовной жизни // Очерки по психологии сексуальности (сборник). - М.: Эксмо, 2017. - 310 с.

115. Хайдеггер М. Бытие и время / М. Хайдеггер. М.: Ad Marginem, 1997.

- 503 с.

116. Шамардина М.В., Рыльникова И.А., Петухова Е.А. Психология характера: учебное пособие / М.В. Шамардина, И. А. Рыльникова , Е. А. Петухова. - Барнаул: АлтГУ, 2020. С. 9.

117. Шелер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Под ред. Денежкина А. В. М. : Издательство «Гнозис», 1994. - 490 с.

118. Шнейдер Л.Б. Семейная психология / Л. Б. Шнейдер. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. - 768 с.

119. Шопенгауэр А. Метафизика половой любви // Избранные произведения. - М.: Просвещение, 1992. - 219 с.

120. Шопенгауэр А. О свободе воли / А. Шопенгауэр. Хрестоматия по Западной философии: учебное пособие /сост. Н. И. Фокина. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 544 с.

121. Эвола Ю. Метафизика пола / Ю. Эвола. Метафизика пола. Пер. с франц. - М.: Беловодье,1996. - 448 с.

122. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения. В. 9-ти т. Т. 6. - М.: Политиздат, 1987. - 82 с.

123. Юм Д. О многоженстве и разводах \ Д. Юм. [Электронный ресурс]. URL: https://www.liveinternet.ru/community/2281209/post125348626/

124. Ясперс К. Духовная ситуация времени [Электронный ресурс]. URL: https://www.psyoffice.ru/9/yaspk01/txt01.html

125. Badiou A. In Praise of Love / A. Badiou. Translated by Peter Bush. -London: Serpaint's Tail, 2012. - 104 p.

126. Bergoffen D. The Body of Rights: The Right to the Body // Dialogue and Universalism. No. 3/2021. P.29.

127. Franklin S., Lury C., Stacey J. Global Nature, Global Culture / S. Franklin., C. Lury., J. Stacey. - Sage Publications (CA), 2000. - 256 p.

128. Horkheimer M. Critical Theory. Selected Essays. New York.: Continuum Publishing Company, 1982. - 128 p.

129. Keirsey D. Please understand me II. Temperament. Character. Intelligence. Printed in the United States. First Edition. Prometheus Nemesis book Company, 1998. - 352 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.