Смысловая организация современного религиозного опыта личности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.01, кандидат психологических наук Богдановская, Ирина Марковна

  • Богдановская, Ирина Марковна
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2002, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ19.00.01
  • Количество страниц 213
Богдановская, Ирина Марковна. Смысловая организация современного религиозного опыта личности: дис. кандидат психологических наук: 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии. Санкт-Петербург. 2002. 213 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Богдановская, Ирина Марковна

Введение 3

Глава 1. Проблема исследования смысловой организации 11-61 современного религиозного опыта личности

1.1. Основные теоретические направления в изучении религии. 11

1.2. Проблема религиозного опыта личности в теолого- 15-27 философских концепциях.

1.3. Психологические исследования религиозного опыта 27-42 личности.

1.4. Проблема смысла в гуманитарных науках и психологии. 43

1.5. Личностная обусловленность смысловой организации 58-61 религиозного опыта.

Глава 2. Религиозный опыт личности 62-73 как объект психологического исследования.

2.1. Место и роль религиозного опыта в жизненном опыте 62-73 личности.

2.2.Структура и сущностные характеристики религиозного 62-65 опыта личности.

2.3. Основные структурные компоненты смысловой организации 65-70 религиозного опыта личности

Глава 3. Методология и методы исследования 73-98 смысловой организации религиозного опыта личности.

3.1. Обоснование методологического подхода к исследованию 73-81 современного религиозного опыта личности.

3.2. Методы психологического исследования смысловой 81-85 организации религиозного опыта личности.

3.3. Программа исследования 85

3.4. Характеристика выборки 86

3.5. Описание методов и методик исследования 89

Глава 4. Анализ результатов исследования смысловой организации религиозного опыта личности. 99

4.1. Система современных религиозных представлений 99

4.2. Современные религиозные ориентации 122

4.3. Смысловая организация образа жизненного события- 138

4.1. Система современных религиозных представлений 99

4.2. Современные религиозные ориентации 122

4.3. Смысловая организация образа жизненного события- 138-156 «встречи» с Божественной (Высшей) реальностью.

4.4. Личностная обусловленность смысловой организации 156-161 религиозного опыта личности.

4.4.1. Обсуждение результатов корреляционного анализа. 161

4.5. Системное описание смысловой организации современного 174-177 религиозного опыта личности.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Смысловая организация современного религиозного опыта личности»

Актуальность исследования

Влияние на личность периода быстрых и радикальных социальных изменений ставит проблему психологического анализа современной религиозности. Религиозный опыт особым образом включен в социальную систему и устойчиво существует в ней. Соединение в религиозном опыте иррациональных переживаний, жизненных ценностей и личностных смыслов позволяет рассматривать его как реальный психологический процесс, на основе которого человек целостно познает себя и мир, как особое направление духовного развития человека. В отечественной психологии выделяются следующие направления в исследовании религиозного опыта: Б.С. Братусь, Е.К. Веселова, М.Я. Дворец-кая, В.Х. Манеров и др. изучают его в контексте православного мировоззрения; Е.А. Торчинов - как глубинные переживания и трансперсональные состояния сознания; В.В. Лоскутов и М.Д. Иванов - как когнитивное событие, позволяющее субъекту непосредственно соотносить между собой действительный мир и его субъективную модель, не прибегая к логическим процедурам, посредством религиозной веры. Однако, в настоящее время, отсутствуют исследования личностно-смысловой природы религиозного опыта. Анализ смысловой организации религиозного опыта приобретает особую актуальность, связанную с анализом его функций в целостном жизненном опыте личности, которые позволяли ему на протяжении веков быть одним из главных регуляторов личной и общественной жизни. В этом плане особую проблему представляет системное многоуровневое описание смысловой организации современного религиозного опыта включающей когнитивно-аффективный и регулятивный аспекты, неосознанный и отрефлексированный уровни. Изучение смысловой организации религиозного опыта предполагает обращение к индивидуальному своеобразию личности, ее внутреннему миру, уникальной биографии. Проблема личности в исследовании смысловой организации религиозного опыта - это проблема выявления ее внутренних детерминант, своеобразия представленности ее основных компонентов. Изучение смысловой организации религиозного опыта личности связано с обоснованием и разработкой нового методологического подхода к религиозным явлениям, основанного на принципе дополнительности различных объяснительных схем, синтезирующего методы познания естественных и гуманитарных наук, идеи понимающей психологии, феноменологии, герменевтики.

Теоретические и методологические основания работы: системный подход к представлению изучаемого явления (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов), феноменологический и герменевтический подходы к изучению религиозных явлений (П. Бергер, М. Вебер, В. Дильтей. Э. Дюркгейм, Т. Лукман и др.), классические концепции религиозного опыта личности (У. Джеймс, В. Франкл, 3. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг и др.), концепция смысловой структуры сознания (Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев и др.)

Цель исследования состоит в феноменологическом анализе и системном описании смысловой организации современного религиозного опыта личности.

Объектом исследования является современный религиозный опыт людей зрелого возраста.

Предметом исследования является система религиозно-личностных смыслов субъекта, отражающая его отношение к Божественной (Высшей) реальности

Гипотеза исследования: интегративным образованием религиозного опыта является система религиозно-личностных смыслов, включающая: религиозные представления, религиозные ориентации, переживание события религиозного опыта; система религиозно-личностных смыслов опосредована жизненным опытом человека, его индивидуально-психологическими свойствами.

Цель исследования достигалась решением следующих задач:

1) Систематизация взглядов отечественных и зарубежных исследователей религиозного опыта, разработка на ее основе определения религиозного опыта в качестве объекта психологического исследования, выделение теоретико-понятийных и экспериментальных конструктов исследования 2) Обоснование методологического подхода исследования, выбор адекватных целям исследования методов реконструкции и анализа смысловой организации современного религиозного опыта личности. 3) Выявление характеристик основных компонентов современного религиозного опыта личности и их взаимосвязей с личностными свойствами 4) Системное описание смысловой организации современного религиозного опыта личности.

Научная новизна диссертационного исследования:

Проведена историческая классификация исследовательских подходов к изучению религиозного опыта личности на основании которой религиозный опыт личности рассматривается как целостное психическое образование во взаимосвязи и взаимовлиянии с другими компонентами опыта человека; разработано определение религиозного опыта в контексте психологического исследования. Выделены параметры религиозного опыта благодаря которым он соотносится с жизненным опытом личности Обоснован новый методологический подход к изучению религиозного опыта личности, выявлена структура индивидуального религиозного опыта личности с указанием конкретно-психологических референтов его исследования. Проведены: феноменологический анализ современного религиозного и "атеистического" опыта личности, системное описание его смысловой организации; на эмпирической основе выделены виды смысловой организации современного религиозного опыта личности.

Теоретическая значимость работы состоит в дальнейшей разработке понятия религиозного опыта в контексте личностного подхода к религиозным явлениям; построении системной многоуровневой модели смысловой организации религиозного опыта личности.

Практическая значимость исследования определяется новым методологическим подходом к изучению религиозных явлений, возможностью построения индивидуальных программ психологического консультирования на основе рефлексивного осознания религиозного события. Материалы диссертации используются в лекционном курсе по психологии познания, а также в виде спецкурса для студентов-психологов.

Методы исследования: экспериментальный и психодиагностический методы; опрос, беседа, экспертное оценивание; методы количественного и качественного анализа данных психологического исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Религиозный опыт характеризуется системной многоуровневой организацией, в которой индивидуально-вариативный, концептуально-мировоззренческий и социокультурный аспекты религии интегрируются в системе религиозно-личностных смыслов.

2. Система религиозно-личностных смыслов представлена на неосознанном и отрефлексированном уровнях, включает аффективный и когнитивно-регулятивный аспекты; компоненты системы религиозно-личностных смыслов реализуют определенные механизмы осмысления опыта: религиозные представления - процессы смыслополагания, религиозные ориентации -смыслоосознания и смыслостроительства, переживание события религиозного опыта - трансцендирование и инсайт.

3. Религиозный опыт личности целостно выражается в уникальном жизненном событии-"встрече" с Божественной (Высшей) реальностью; соотнесение религиозного события с жизненным опытом человека осуществляется посредством таких характеристик опыта как трансцендентность-имманентность; событийность-целостность; рациональность-иррациональность; знаковость-символичность; события религиозного опыта выполняют в жизни человека апперцептивные коммуникативные, терапевтические, директивные, экзистенциальные функции.

4. Я-концепция личности, обусловленная индивидуально-психологическими и биографическими характеристиками, реализует взаимосвязь между личностью и религиозным измерением ее жизненного опыта: детский опыт, самооценка семейной ситуации определяет самоотношение, содержание религиозных представлений, степень теологической убежденности верующих людей зрелого возраста; системообразующими компонентами Я-концепции верующих выступают религиозно-нравственные установки, эмоциональная лабильность по отношению к собственному Я в сочетании с внешним самоконтролем.

5. Современный религиозный опыт верующих связан со смыслами и целями их повседневной жизни, преимущественной ориентацией на фундаментальные теистические идеи, определяющие смысловую и временную перспективы личности, но включает также языческие и техногенно-мифологические верования; опыт неверующих включает в себя представления о собственной личности как об источнике саморазвития и активности, элементы естественнонаучного знания о человеке и мире, новейших мифов, теистических верований. Опыт как верующих так и неверующих людей зрелого возраста определяется жизненно-практической направленностью, людей молодого возраста - экзистенциально-мировоззренческой.

6. Системообразующими для современного религиозного опыта являются представления-верования, которые определяют ведущие религиозно-личностные смыслы и виды смысловой организации религиозного опыта: "теистический" (диалогическое личностное отношение к Богу), "языческий" (состояние единства с природой, космосом, другими людьми, Богом, связанное с возможностью тонкого влияния на них), "техногенно-мифологический" (событие познания неизвестных закономерностей мира и свойств собственной личности), "экстремальный религиозный опыт" (взаимодействие с трансцендентным и активное преобразование предельной ситуации).

Апробация диссертации. Материалы исследования докладывались и обсуждались на научно-методических семинарах и заседаниях кафедры методов психологического познания РГПУ им. А.И. Герцена, Покровских педагогических чтениях, VI Всероссийской конференции "Психология в школе". Содержание диссертации использовалось в спецкурсе для студентов психолого-педагогического факультета РГПУ им. А.И. Герцена. По теме исследования опубликовано 11 печатных работ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, выводов, списка литературы и приложения. Основной материал диссертации изложен на 187 страницах, материал иллюстрирован 26-ю таблицами, 6-ю рисунками. Библиография включает 195 наименований, в том числе 15 на иностранном языке.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая психология, психология личности, история психологии», Богдановская, Ирина Марковна

ВЫВОДЫ

1 .Интегративным образованием религиозного опыта выступает система религиозно-личностных смыслов, представленная на неосознанном и отреф-лексированном уровнях, характеризующаяся когнитивным, аффективным и регулятивным аспектами; система религиозно-личностных смыслов отражает отношение человека к Божественной (Высшей) реальности, связанное с мировосприятием личности, опосредованное ее жизненным опытом.

2.Основными компонентами системы религиозно-личностных смыслов, реализующими определенные механизмы его осмысления являются: религиозные представления (процессы смыслополагания), религиозные ориентации (смыслоосознания и смыслостроительства), переживание религиозного события (трансцендирование, инсайт).

3.Системообразующим компонентом смысловой организации религиозного опыта личности выступают религиозные представления; их исходный обыденный уровень образуют представления о "верующем человеке"; в большей степени отрефлексированный уровень образуют представления-верования - знание о Божественной или иначе воспринимаемой Высшей реальности; религиозные представления находят свое концентрированное выражение на более высоком уровне обобщения через понимание и переживание священных религиозных символов

4.Представления как верующих так и неверующих людей зрелого возраста определяются жизненно-практической направленностью, людей молодого возраста - экзистенциально-мировоззренческой направленностью. Теологическая убежденность для молодых верующих связана с преемственностью мировоззренческого развития и осознанной мировоззренческой ориентацией; для верующих зрелого возраста - возможностью пополнения и обретения личностного ресурса преодоления через обращение к религии.

5. Понимание смысла инвариантного для большинства мировых религий понятия "Бог" отражает различные уровни религиозного опыта: для верующих Бог является, символом собственных сил человека, для неверующих - выступает в качестве символа власти.

6. Религиозные ориентации, составляющие внутреннюю, содержательную основу религиозного опыта личности включают основные мотивы обращения к религии в современном обществе, отношение к требованиям культа, рефлексию субъекта по поводу характера и действительного статуса собственной религиозной веры.

7. Для современного человека характерны субъективные религиозные ориентации, сосредоточенные во внутреннем мире личности; его вера неотделима от знания и включает широкий спектр личностных смыслов: экзистенциальное доверие к Богу; единство Бога, человека и природы; неизвестные закономерности мира и свойств собственной личности; вера в свои силы; современные верующие в незначительной степени ориентированы на усвоение концептуальных аспектов вероучения, понятий и образов культовой системы.

8. Выявлены три группы основных мотивов обращения к религии: личностные - "раскаяние", "поиск идеала, заполнение духовной пустоты", "поиск личной религии", характерные в основном для зрелых людей и обусловленные психологическим содержанием кризиса середины жизни; социально-личностные - "восстановление традиций", "возвращение к истинной вере", вызванные потребностью в согласовании личностных изменений и социальных требований, а также потребностью в культурно-исторической самоидентификации; внешне-социальные - "теперь так принято", "политическая игра", вызванные необходимостью согласования внешней стороны деятельности личности с изменяющимися социальными условиями.

9. Событие религиозного опыта представляет собой личный миф, сообщающий объектам верований психологическую достоверность, осмысленность; соотнесение религиозного события с обыденной реальностью осуществляется посредством таких параметров, как трансцендентность-имманентность; событийность-целостность; рациональность-иррациональность; знаковость-символичность; ценность события религиозного опыта определяется для субъекта глубиной экзистенциальной рефлексии.

10. Отрефлексированный уровень события религиозного опыта включает образ трансцендентной реальности, ведущий религиозно-личностный смысл, рефлексивное осознание события, оценку его значимости; неосознаваемый уровень образован архетипическими образами, защитными внутренними и внешними действиями субъекта: идентификация, бездеятельность, регрессия, вытеснение, символизация, отрицание, рационализация.

11. События религиозного опыта выполняют в жизни личности, апперцептивные, терапевтические, коммуникативные, директивные, экзистенциальные функции.

12. На эмпирической основе выделены следующие виды смысловой организации современного религиозного опыта: "теистический" (диалогическое личностное отношение к Богу), "языческий" (состояние единства с природой, космосом, другими людьми, Богом, связанное с возможностью тонкого влияния на них), "техногенно-мифологический" (событие познания неизвестных закономерностей мира и свойств собственной личности), "экстремальный религиозный опыт" (взаимодействие с трансцендентным и активное преобразование предельной ситуации).

13. Смысловая организация религиозного опыта опосредована индивидуально-психологическими и биографическими характеристиками личности, ее Я-концепцией, реализующей механизм обратной связи между личностью и религиозным измерением ее жизненного опыта: детский опыт, самооценка семейной ситуации определяет самоотношение, содержание религиозных представлений, степень теологической убежденности верующих людей зрелого возраста; системообразующими компонентами Я-концепции верующих выступают религиозно-нравственные установки, эмоциональная сфера верующих характеризуется более высоким уровнем нейротизма, диспозицией к соматическим нарушениям при стрессовых нагрузках и ситуациях, в межличностном взаимодействии проявляются самодостаточность и самоконтроль.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная психология характеризуется усилением внимания к проблемам, связанными со спецификой бытия человека в мире, его внутренним закономерностям, уникальности, целостности и ценности личности. Такие вопросы связаны с обращением к религиозному опыту личности, который включен в процесс освоения человеком окружающего мира и порождает особый тип мировосприятия. Религиозный опыт образует особые мировоззренческие конструкции, имеет духовно-практический характер, опосредует цели и смыслы человеческой жизни. Личные, общечеловеческие и религиозные ценности преломляются в религиозном опыте и сосуществуют в нем как взаимодополняющие и рядоположные, воздействуют на мировоззрение, менталитет, систему межличностных отношений, образуют особый контекст для интерпретации отдельных элементов картины мира.

Духовный потенциал религиозного опыта особенно полно раскрывается в период кризисных состояний общества и связан с уникальным явлением возрождения интереса к религии, появлением множества «новых религий», что дает возможность их глубокого и разностороннего исследования. Именно поэтому психологическое исследование современного религиозного опыта приобретает особую актуальность, связанную с анализом его смысловой организации, его функций в целостном жизненном опыте личности, которые позволяли религии на протяжении веков быть одним из главных регуляторов личной и общественной жизни.

В современной психологии представлены исследования религиозного опыта, относящиеся к различным направлениям - духовно-религиозному, трансперсональному, естественно-научному, динамически-энергетическому, в которых, он понимается в основном как религиозные чувства и переживания. Все чаще происходит обращение к изучению религиозного опыта как одной из форм познания. Однако, в теории познания религиозный опыт как непосредственное постижение божественной (Высшей) реальности противопоставляется логически непротиворечивому рациональному знанию. Изучение только аффективного компонента религиозных переживаний, противопоставление их рационального и иррационального аспектов ведет к фрагментарному представлению указанного феномена.

Предложенный в настоящем исследовании подход основан на том, что религиозный опыт, являясь синтезом рационального и иррационального, особой формой знания, свободно соотносится с понятиями «неклассической» рациональности, что связывает его изучение с проблемой возможностей и границ разума в познании, выявлением глубинных оснований самопознания человека. Выявлена историческая классификация подходов к изучению религиозного опыта в философско-теологических и психологических исследованиях, сформулировано его определение в контексте психологического исследования, выявлены его сущностные характеристики, благодаря которым он соотносится с жизненным опытом личности.

Нами предлагается понимание религиозного опыта как системного многоуровневого феномена индивидуально-вариативный, концептуально-мировоззренческий и социокультурный аспекты которого интегрально выражаются в системе религиозно-личностных смыслов субъекта. Обращение к системе религиозно-личностных смыслов предполагает раскрывает сложность изучаемого феномена, представленного на неосознанном и отрефлексирован-ном уровнях, характеризующегося аффективным, когнитивным и регулятивным аспектами.

Исследование смысловой организации религиозного опыта было связано с обоснованием нового методологического подхода, выделением структуры индивидуального религиозного опыта личности, указанием его психологических референтов. Также нами были рассмотрены возможности и ограничения традиционных психологических методов в изучении религиозных явлений, указаны этические принципы их научного исследования. Предложена авторекая методика анализа свободного рассказа-воспоминания о жизненном событии религиозного опыта.

Ключевой проблемой исследования смысловой организации религиозного опыта личности явилось выявление системообразующей роли религиозных представлений как мировоззренческого компонента религии и их личностной обусловленности. Проанализирована структура религиозных переживаний, на основе которых определены ведущие религиозно-личностные смыслы людей зрелого возраста. На эмпирической основе выявлены виды смысловой организации современного религиозного опыта личности и психологические характеристики присущие людям -носителям конкретного опыта.

Практическая значимость исследования связана с анализом сложного соотношения внутренней и внешней стороны современной религиозности, выявлением структуры современной религиозной потребности, возможностей и ограничений, которые появляются у приобщающегося к религии человека. Представляется возможным использование теоретических и практических результатов исследования в специальных учебных курсах по психологии религии, психологии познания, психологии личности, в исследованиях, посвященных изучению ценностно-смысловой сферы личности. Методика анализа глубинных религиозных переживаний, предполагающая обращение к материалу автобиографической памяти, может быть использована в психологическом консультировании.

В качестве перспективных направлений дальнейшей работы можно указать на возможность изучения динамического аспекта предложенной нами системной модели религиозного опыта личности, который связан с обращением к духовным способностям личности, ее активности как субъекта собственного религиозного опыта, которые выступают в качестве «осевых» психологических детерминант, опосредующих его структуру. Духовные способности личности определяются всем контекстом культуры и мироздания, с одной стороны, бесконечным разнообразием связей и отношений человека с другими людьми с другой, включают способность к вере, в том числе и религиозной. В соответствии с концепцией В.Д. Шадрикова важными компонентами духовных способностей являются не только направленность и ценностно-смысловая организация личности, но и ее компетентность. Компетентность отражает общий уровень интеллектуального, нравственного и эстетического развития, включающий опыт порождения смыслов культурно-исторического наследия различных эпох. Изучение динамического аспекта системы религиозно-личностных смыслов позволит выявить закономерности и тенденции эволюции религиозного опыта личности. В этом плане перспективной может выступить организация его исследования как межконфессионального. Интересным представляется отдельное исследование регуляторных аспектов религиозного опыта, хотя проведение экспериментального исследования представляется сложным из-за этических ограничений и потребует особого подхода к его организации. Еще одним направлением в изучении религиозного опыта является сложнейшая проблема его связи с тенденциями в изменении современной научной парадигмы, большую роль в которой могут сыграть исследования в области психологии сознания.

Обратимся к изложению выводов по результатам исследования смысловой организации современного религиозного опыта личности

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Богдановская, Ирина Марковна, 2002 год

1. Абельс X. Интеракция, идентификация, презентация. Введение в интерпретативную социологию. СПб., 1999 - 261 с.

2. Абульханова-Славская К.А. Мировоззренческий смысл и научное значение категории субъекта.// Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М.: Институт психологии РАН, 1997, с.56-74.

3. Абульханова-Славская К.А. Психологические и жизненные потери личности. (К проблеме экологии человека). // Наука и человечество. 1992-1994. М.: Знание, 1994. С.224

4. Августин Аврелий. Исповедь. М. 1992, С.37.

5. Агафонов А.Ю. Человек как смысловая модель мира. Самара, 2000. - 336 с.

6. Аквинский Ф. Фрагменты из «Суммы теологии» // Антология мировой философии: В 4 т., Т.1,4.2. М.: 1967, С.824, 826

7. Аллахвердов В.М. Опыт теоретической психологии. СПб., 1993. 325 с.

8. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. СПб.: «Издательство ДНК». 517 с.

9. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Под редакцией А.А. Бодале-ва М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 384 с.

10. Ю.Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 1997 240 с.11 .Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 1997 - 376 с.

11. Анцыферова Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и техники ее бытия. // Психологический журнал, 1993 №2, С. 3-16.

12. Аринин Е.И. Принципы сущностного анализа в религиоведении. Авторереф.дис . докт.философ.наук. М., 1999. 52 с.

13. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М., 1979. 150 с.

14. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990. 336 с.

15. Белла Р. Основные этапы эволюции религии в истории общества. // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. М., 1996, С. 665.

16. Белла Р. Религия как символическая модель, формирующая человеческий опыт. //Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. М., 1996, С.190-193.

17. Белорусов С.А. Психология духовности, веры и религии. // Консонанс. 1995, №1, с.1-19.

18. Бергер П. Религиозный опыт и традиции // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. М., 1996 - с. 339-375.

19. Бергсон А. Два источника морали и религии. М.: Канон, 1994. - 384 с.

20. Борондуков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. М, 1971 - 176 с.

21. Бохеньский Ю.М. Современная европейская философия. М.: Научный мир, 2000. -256 с.

22. Братусь Б.С. Личностные смыслы по А.Н. Леонтьеву и проблема вертикали сознания. // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. М.: Смысл, 1999, С. 284-298.

23. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности. М., 1985. 64 с.

24. Братусь Б.С. Христианская психология как новое движение в России. / Психология и христианство. М., 1995, С.21.

25. Братченко СЛ. Диагностика личностного потенциала студентов. СПб., 1997 - 127 с.

26. Брудный А.А. Психологическая герменевтика. М.: Лабиринт, 1998. 335 с.

27. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977. 412 с.

28. Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995. 464 с.

29. Булгаков С.Н. Свет невечерний. М., 1994, С.88

30. Булгаков С.Н. Христианский социализм. М., 1991, С.28

31. Василенко Л.И. Краткий религиозно-философский словарь. М., Истина и Жизнь, 2000. 256 с.

32. Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис. Типологический анализ критических ситуаций. // Психологический журнал, 1995 №3, стр 90-102.

33. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984. 200 с.

34. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990, С.366-368.

35. Вебер М. Религиозные идеи и интересы. // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. М., 1996, С. 313.

36. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990. - 285 с.

37. Виноградова JI.H. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян. М.: Издательство «Индрик», 2000. - 432 с.

38. Вичев В. Мораль и социальная психика. М., 1978 - 357 с.

39. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.-Л., 1934.- 324 с.

40. Гаврюшин Н.К. Самопознание как таинство. / Русская религиозная антропология. Антология. Т.1. М., 1994, с.7-43

41. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988. 700с.

42. Гамезо М.В., Герасимова B.C., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. М., 1999 - 272 с.

43. Гараджа В.И. Социология религии. М., 1996.- 238 с.

44. Геворкян А.К. Религия в контексте бессознательного. Авторереф.дис . канд.философ.наук. М., 1998. - 21с.

45. Гегель Г.В.Ф. Философия религии. Т.1., М., 1975, С. 366-371.

46. Гегель Г.В.Ф. Философия религии. Т.2., М., 1977, С. 282, 411-412.

47. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения. // Вопросы психологии, 1994, №3 с. 43-52.

48. Гроф С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. -М„ 1993. 558 с.

49. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М.: Лабиринт, 1994. - 110 с.

50. Даурли Д., Эдингер Э., Зеленский В. К.Г. Юнг и христианство. Спб.: Академический проект, 1999. - 287 с.

51. Джеймс У. Воля к вере. М.: Республика, 1997. 431 с.

52. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1993 432 с.

53. Дильтей В. Описательная психология.//История психологии: Тексты./ под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. 3-е изд. Екатеринбург: Деловая книга, 1999, С.405-422.

54. Донченко Е.А., Титаренко Т.М. Личность: конфликт, гармония. Киев, 1987 - 158 с.

55. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. М., 1997. - 256 с.5 7.Дубровский Д.И. Проблема самообмана. // Российский психологический вестник, 1991, № 1, С. 56-76.

56. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. М., 1994. 303 с.

57. Знаков В.В. Психология понимания правды. СПб., 1999. 280 с.

58. Иванов В.А. Проблема структуризации рабочего опыта (к пониманию механизма старения). // Психология зрелости и старения. 2000, №6, С. 10-19.

59. Игорев М. А все-таки она загадочная // Российская газета, 27.10.2000

60. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993, т. 1-2. Т.1, С.252.

61. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. СПб.: Наука, 1994. - 545 с.

62. Ильин Е.П. Мотивы человека: теория и методы изучения. Киев: Вища школа, 1998. - 292 с.

63. Исаев С.А. Теология смерти. Очерки протестантского модернизма. М.: 1991. 236 с.

64. Кант И. Трактаты и письма. М., 1980, С. 178-180.

65. Кант И. Соч. в 6 т. Т.5, М. 1980, С.522

66. Касавин И.Т. Миграция, креативность, текст. Спб.: РХГИ, 1998. - 408

67. Карсаевская Т.В. Этапы жизненного цикла человека: зрелость, старость. // Психология зрелости и старения. 1997, осень, с. 8-10.

68. Кимелев Ю.А. Философия религии: Систематический очерк. М., 1998 - 442 с.

69. Киссель М.А. Христианская метафизика как фактор становления и прогресса науки нового времени./ Философско-религиозные истоки науки. М., 1997, с.265-318.

70. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 1984 - 335 с.

71. Корнев В.И. «Невидимые» парадоксы религии и культуры. // Культура и религия.-1991,- №3.

72. Корнев В.И. История мировых религий: истоки и природа духовности.- М., 1999.

73. Косарев А. Философия мифа. М., 2000 303 с.

74. Королева Н.Н. Смысловые образования в картине мира личности, автореферат дис.канд.психол.наук. СПб.:, 1998 16 с.

75. Королева Н.Н. Категориальная структура образа жизненного события. тезисы 13 международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. - М., 2000.

76. Кошелева А.Н. Взаимосвязь карьерных ориентаций и стилей семейного воспитания у старших школьников. Дипломная работа. СПб.:СПБГУ, кафедра социальной психологии, 1994. - 62 с.

77. Криппнер С. Сновидения и творческий подход к решению проблем. М.: Изд-во трансперсонального института, 1997. - 256 с.

78. Кузанский Н. О мире веры// Вопросы философии. 1992, №5., С. 30, 34, 50

79. Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1992

80. Леонтьев А.А. Знак и деятельность. // Вопр.филос. 1975.№10, С. 118-125.89Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд., М., 1972 575 с.90Леонтьев А.Н.Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд., М.: Политиздат, 1977 304 с.

81. Леонтьев Д.А. Полипко Н.В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования. // Вопросы психологии, 1995, № 1, с. 97-110.

82. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М., 1999 486 с.

83. Линдере А.Г. Кризис пожилого возраста: гипотеза о его психологическом содержании. // Психология зрелости и старения. 2000, №2, с. 6-11.94Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука,1999.-350 с.

84. Ломов Б.Ф. Проблемы и стратегия психологического исследования. М.: Наука 1999.-204 с.

85. Лоскутов В.В., Иванов М.Д. К проблеме влияния духовно-религиозного опыта на трансформацию личности. // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, J1.A. Коростылевой СПб., 1997, с. 157-166.

86. Лукач Д. Своеобразие эстетического // Религия и общество. М., 1996, с. 382-415.

87. Манеров В.Х Самореализация личности: взгляд с позиции христианской психологии // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А. Крылова,

88. Л.А. Корыстылевой СПб., 1997 - с. 166-174.

89. ЮО.Марцинковская Т.Д. Социальные эмоции и их роль в процессе социализации человека. // Психология зрелости и старения. 1997, осень, с. 13-23.

90. Массен П. Конгор Дж., Каган Дж., Гирвитц Дж. Развитие личности в среднем возрасте. // Психология зрелости и старения. 1997, осень, с. 91-96.

91. Ю2.Мелетинский Е.М. Аналитическая психология и проблема происхождения архети-пических сюжетов. // Вопросы философии.- 1991.- №10

92. ЮЗ.Мень А. История религии. В поисках Пути, Истины и Жизни. По книгам протоиерея Александра Меня. М., 1994. 358 с.

93. Ю4.Мечковская Н.Б. Язык и религия. М., 1998 351 с.

94. Ю5.Минигалиева М.Р. Взрослость: типы и контексты анализа // Психология зрелости и старения, 2000, № 3, с. 5-17.

95. Юб.Мир философии: Книга для чтения. 4.2. Человек.Общество. культура. М.: Политиздат, 1991.- 624 с.

96. Мордвинцева Л.П. Новейшие отечественные публикации по христианской психологии. // Человек: образ и сущность. М., 1997, с. 108-120.

97. Ю8.Мягков И.Ф., Щербицкий Ю.В. Психологический анализ уровня индивидуальной религиозности // Психологический журнал, № 9,1989.

98. Налимов В.В., Дрогалина Ж.А. Вероятностная модель бессознательного. Бессознательное как проявление семантической вселенной. // психологический журнал.- 1984. №6.

99. ПО.Начала христианской психологии. Учебное пособие для вузов. Отв. ред. Б.С. Бра-тусь. М.: Наука, 1995.111 .Некрасова Е.Н. Метафизика человеческого бытия в русской религиозной философии XX века. М.: Мартис, 1997. 160 с.

100. Новиков А.И. Смысл: семь дихотомических признаков./Теория и практика речевых исследований. Материалы конференции. М., 1999, С. 25-30.

101. ПЗ.Нуркова В.В. Свершенное продолжается: Психология автобиографической памяти личности. М.: Изд-во УРАО, 2000. - 320 с.114.0лпорт Гордон В. Личность в психологии «КСП+» - М., СПб., 1998 - 345 с.

102. Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее в человеке. // Вопросы психологии, 1995, № 2, с. 5-18.

103. Орлов Ю. О пользе и вреде фантазии. // Семья и школа, 1993, № 6, с. 15-16.

104. Панферов В.Н. Психология человека. СПб., 1997. - 105 с.

105. Парсонс Т. Современный взгляд на дюркгеймову теорию религии.// Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. М., 1996. 4.1, С. 102-116

106. Парыгин Б.Д., Ерунов Б.А., Букин В.Р. Религиозное настроение и его структура. /

107. Вопросы научного атеизма. Вып.11. Психология и религия. М., 1971, с.58-81.

108. Петренко В.Ф. Основы психосемантики: Учеб. пособие. Смоленск: Изд-во СГУ 1997.-400 с.

109. Петрова С.М. Мотивационная обусловленность Я-концепции личности в юношеском возрасте. Дисс.канд.психол.наук СПб., 1995 191 с.

110. Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития // Вопросы психологии, 1194, №2, с. 61-69.123 .Практическая психодиагностика. Методы и тесты. /Под ред. Д.Я. Райгородского. -Самара, 1998 672 с.

111. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. Сборник. Под ред. А.В.Брушлинского. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997.-576 с.

112. Психология возрастных кризисов/Сост. К.В. Сельченок Мн., 2000 - 560 с.

113. Психология религиозности и мистицизма:хрестоматия. /Сост. К.В. сельченок. -М.:2001. - 544 с.

114. Радугин А.А. Введение в религиоведение. М., 1996 301 с.

115. Религиоведение: Учебное пособие и Учебный словарь-минимум по религиоведению." М.: Гардарика, 1998.-536 с.

116. Религиозная культура и образование. Диалог ученых: теология, философия, история, социология. Курган: КГУ, 1996. 147 с.

117. Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. М.: Аспект пресс, 1996,-775 с.

118. Рикер П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. М.: искусство, 1996. - 270 с.

119. Российское сознание: психология, феноменология, культура: Сб. Межвузовских научных работ. Самара, 1994. - 251 с.

120. Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М.: педагогика, 1973. 424 с.

121. Рубинштейн C.JI. Человек и мир. М.: наука, 1997. 191 с.

122. Рязанова Е.В. Отчуждение, объективные иллюзии и проблема ценностного выбора в религиозном сознании. Автореф. канд. филос. Наук. М., 1992 - 23 с.

123. Самыгин С.И., Нечипуренко В.И., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону, 1996. - с. 177.

124. Сартр Ж.П. Проблемы метода. М.: Прогресс, 1994. 237 с.

125. Семенов В.Е. Метод изучения документов в социально-психологических исследованиях. Л.:Изд-во Ленингр. ун-та, 1983. - 104 с.

126. Сидоренко Е.В. Экспериментальная групповая психология. Комплекс «неполноценности» и анализ ранних воспоминаний в концепции Альфреда Адлера. Учебное пособие. СПб., 1993.- 152 с.

127. ИО.Слободчиков В.И. Реальность субъективного духа // Начала христианской психологии. М.: Наука, 1995, с.122-138.

128. Собольникова Е.Н. Специфика рационального в мистическом опыте. Авторе-реф.дис . канд. психол.наук. Омск, 2000. 20 с.

129. Соколов М.В. Работы советских психологов по истории психологии / Психологическая наука в СССР. Т.». М., 1960, с.566-654.

130. Соколова Е.Т. Психотерапия. М., 2002. - 368 с.

131. Степанова Е.А. Проблема веры в европейской христианской традиции: историко-философский анализ. Авторереф.дис . докт.философ.наук. Екатеринбург, 1999. 51 с.

132. Столин В.В. Самосознание личности М.,1983 - 303 с.

133. Сторчак В.М. Архетип и ментальность в контексте религиоведения. Авторереф.дис

134. ЗАО "Бизнес-школа", 1998.-238 с.

135. Тихонравов Ю.В. Философия. М.: ЗАО "Бизнес-школа", 1998.- 304 с.

136. Томпсон М. Философия религии. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.- 384 с.

137. Торчинов Е.А. Религии мира. Опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. СПб, 1998 - 384 с.

138. Трельч Э. Социальные учения христианских церквей и групп. // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. М.:1996,4.1, С.140-148.

139. Угринович Д.М. Искусство и религия. Теоретический очерк. М. 1982, С. 102.

140. Угринович Д.М. Психология религии. М., 1986 - 352 с.

141. Филимонов Э.Г. Социальное самочувствие и социально-политические ориентации верующих и неверующих: сходство и различие (по материалам социологического исследования 1997 год) // Обновление России: трудный поиск решений. М. 1998, вып.6 -с. 210-219.

142. Флоренский П.А. Культ, религия, философия. Культ и философия. Философия культа. // М., : Московская патриархия, 1977. Сб 17; Столп и утверждение истины. М„ 1990. Т.1,2

143. Франк С. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию./ Русская религиозная антропология. Т.2, М., 1997, с.344-369.

144. Франк СЛ. Смысл жизни // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Куликов JI.B. СПб., 2000, с. 402-410.

145. Франкл В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. СПб.: Речь, 2000. - 286 с.

146. Франки В. Человек в поисках смысла // Религия и общество. М., 1996 - с. 378-381.

147. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Спб., 2001.- 864 с.

148. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Психоанализ. Религия. Культура. М., 1991, С. 17-65.

149. Фромм Э. Иметь или быть? Киев: "Ника-Центр", 1998. - 393 с.

150. Холл Кельвин С., Линдсей Г. Теории личности. М., 1999 - 592 с.

151. Ценности, смыслы, поступки: Философско-психологический семинар (Памяти Г.И.Челпанова). // Человек. 1995, №4, с.5-24.

152. Шадриков В.Д. Происхождение человечности: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательская корпорация "Логос", 1999. - 200 с.

153. Шкуратов В.А. историческая психология. М.: Смысл, 1997.- 505 с.

154. Шлейермахер Ф. Речи о религии к образованным людям, ее презирающим. М., 1994 235 с. - С. 61-63, 80-83, 93-94, 270-273

155. Эдингер Э.Ф. Эго и архетип. М., 2000. - 264 с.

156. Элиаде М. Аспекты мифа. М.: Академический проект, 2000. - 222 с.

157. Это человек: Антология. / Сост. П.С. Гуревич. М.: высш. Шк., 1995. - 320 с.

158. Юнг К. Г. Человек и его символы. СПб., 1996. - 454 с.

159. Юнг К.Г. Алхимия снов. СПб., 1997. - 352 с.

160. Юнг К.Г. О современных мифах. М.: Практика, 1994,252 с.

161. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991 - 304 с.

162. Юнг К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы. Спб., 1994. - 415 с.

163. Ясперс К. Смысл и назначение истории.-М.: Республика, 1994.- 527 с.

164. Allport G. The Individual and his Religion. New York, 1970

165. Berger P. The Heretical Imperative. N.Y., 1979. P. 32-65

166. Berger P. L. Zur Dialektik von Religion und Gesellschaft. Elemente einer soziologischennTheorie. Frankfurt, 1973. S.26.

167. Berger P. L. Auf den Spuren der Engel. Frankfurt, 1981. S.66.

168. Durkheim E. Elementary Forms of the Religions Life. Glencoe, 1954. P. 228-229.

169. Giorgi A. Towards an integrated approach to the study of human problems. Saybrookrewiew.- 1990. vol.8. - P.l 11-126.

170. Good W.J. Religion Among the Primitives. N.Y., 1956. P.33

171. Greely A. Religion. A Cecular Theory. L., 1982. P2.

172. Luckman Th. Das Problem der Religion in der modernen Gesellschaft. Freiburg, 1963. S. 20.

173. Maslow A. Religions, Values and Peak-Experiences. New York, 1970.

174. May R. The cry for myth. N.Y. W.W. Norton, 1991

175. Parsons T. Durkheim on religion revisited: another look at the elementary forms of religion life?// Beyond the classics? Essays in the scientific study of religion/ Ed. C.Glock, P. Hammond. N.Y. P. 156-180.

176. Soeffner H. G. Luteraturbesprechung zu Shutz u. Luckmann: Strukturender Lebenswelt // Kolner Zeitschrift fur Soziologie und Sozialpsychologie. 1987. H4. S.802

177. Waardenburg J. The study of religion in today's world // Religion in today's world from 1945 to the present day/ Ed. By Whaling F. Edinburgh: Clark, 1987. - P.335-364

178. Yinger J.M. Religion Society and the Individual. N.Y., 1957 P. 56-60.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.