Смыслообразующие функции смерти в культурогенезе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Черкозьянова, Татьяна Владимировна
- Специальность ВАК РФ09.00.13
- Количество страниц 142
Оглавление диссертации кандидат философских наук Черкозьянова, Татьяна Владимировна
Введение.
1 Феноменальное и символическое бытие смерти в истории философии.
1.1 Первые представления о смерти.
1.2 Осмысление феномена смерти в истории философии.
1.3 Понимание смерти в современной философии.
2 Смыслообразующие функции смерти в кльтурогенезе.
2.1 Представления о «начале» и «вечном».
2.2 Начало всего как субъектная и объектная форма.
2.3 Субъект как отношение творческого и смертного.
3 Идея бессмертия как смыслообразующая функция смерти.
3.1 Идея бессмертия в онтогенезе.
3.2 Идея бессмертия в филогенезе.
3.3 Человек как мера смерти и бессмертия.
3.4 Смерть и бессмертие в процессе культурного порождения.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Трансформация феномена культа в контексте отечественной танатологии2004 год, доктор культурологии Мордовцева, Татьяна Васильевна
Человеческая смерть: Социально-философский анализ1999 год, доктор философских наук Мухамедьянов, Самат Абдрахимович
Смерть как проблема нравственной философии: На материале русской философской культуры XIX-XX веков2005 год, доктор философских наук Варава, Владимир Владимирович
Социальные аспекты смерти: Философско-антропологический анализ2004 год, доктор философских наук Минеев, Валерий Валерьевич
Осмысление представлений о бессмертии в русской религиозной философии конца XIX века: Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьев, Л.Н. Толстой2007 год, кандидат философских наук Шовина, Елена Николаевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Смыслообразующие функции смерти в культурогенезе»
Актуальность теми исследования.
Социокультурогенез обусловлен одним существенным фактором: в сознании индивида формируется принцип видения бездны небытия, детерминированный смертностью родового. Род как культурно обусловленная система решает данную проблему посредством порождения нового смысла В этой связи наиболее важным становится вопрос об объективном характере смысла. Необходимо выделить доминанты смыслообразующих структур, участвующих в процессе смыслопорождения. Обозначенные доминанты модифицируют направление антропологических исследований в системе понимания человеком окружающего мира и определения наиболее адекватного места в этом мире.
Смыслообразующие доминанты выделяют в различных социокультурных парадигмах одно из приоритетных начал: жизнь или смерть. Относительно данного выбора выстраивается система формирования религиозного сознания общества» которое, в свою очередь, формирует социально-политическую идеологему. Так, ценностное отношение к феномену смерти надстраивается над самим феноменом и становится принципом управления. Характер управления понятие смерти обретает в специфическом ноуменальном бытии, где происходит опредмечивание объективных знаний о природе смерти и их переинтерпретация в соответствии с ценностными установками общества. Природа смерти становится отчужденной, виртуальной. Исходя из этого, смерть бытийствует в качестве прижизненного, культурно обусловленного психического феномена. И изучение данного феномена не может оставаться вне сферы философско-антропологической проблематики.
Сложный, противоречивый характер познания феномена смерти связан с тем, что человек, в отличие от животных, осознает свои внутренние состояния. Непонимание самого процесса смерти дополняется различным ее восприятием в различных культурах. Смерть - это воздействие внешней среды, а человека отличает осознанное, целенаправленное отношение к такого рода воздействиям. Смерть - одно из тех жизненных явлений, которое формировало представления человечества о том, что помимо чувственно воспринимаемых предметов, данных в непосредственной практике, определяются силы, которые существуют в неявной форме. Существование смерти как надприродного явления приводило к убеждению в недоступности «невидимого мира» для человеческого разума. Возникает культурно обусловленное представление о существовании «скрытых сущностей», влияющих на все, происходящее в мире людей, самобытие которых ограничено рамками «иного мира». Становится все более ясным, что образ действительности у людей с необходимостью ограничен и фрагментарен.
Смерть стала той точкой в процессе познания, которая завершала систему и вела к новому состоянию. Смерть играла роль хаоса и бытийствовала в качестве хаоса. Но именно этот хаос порождал необходимость порядка через смыслопорождение. Именно деструктивная сила смерти, положенная в основание кулыурогенеза, является принципом управления в процессе смыслообразования. Определение функций смерти играет в этом процессе первостепенную роль. Понимая, каким образом функционирует механизм смысл ообразования, можно определить:
- какова антропологическая природа биосоциальных связей;
- каким образом функционирует механизм смыслообразования как механизм жизнеобеспечения;
- существуют ли способы управления на уровне процессов энтропийного и негэнтропийного характера.
Степень разработанности проблемы.
Изучение проблемы смерти и ее деятельностных смыслообразующих функций составляет золотое ядро всей человеческой культуры. Предтечей философии смерти можно с уверенностью назвать древнеегипетскую государственную идеологию, фундируемую на гипертрофированном культе смерти. Книга Тота - метафорический памятник человеческой веры в способность проникать за пределы ограниченного жизнью пространства.
Символическую роль в европейской традиции философии смерти сыграла смерть Сократа. Движимый любовью к учителю Платон, впервые выходит на уровень предельного трансцендирования человеческого бытия. Разделяя объективную реальность на подлинную и неподлинную, Платон подготавливает богатейшую почву для исследования духовной природы смерти. На современном этапе эти идеи получают новую интерпретацию.
Ж.Делез выступает с антиплатоновской программой, пытаясь освободить идеи от привязанности к моделям и включить их в чисто дифференциальную игру. Р.Барт объясняет принцип мифологизации мира, которая осуществляется благодаря включению первичных культурных знаков в коннативную знаковую систему вторичного порядка. Ж.Бодрийяр методологически близок Р.Барту, он продолжает рассматривать идею неподлинности мира в традициях постмодерна. Возникает образ мира, искаженный реальностью смерти. Миф пытается прикрыть ее циничную «наготу».
Под давлеющим натиском смерти рушится сама идея бытия. Этот факт ложится в основание философии Ф.Ницше, М.Хайдеггера, А. Камю. В итоге жизнь сводиться к смерти, бытие - к небытию. Это направление получает свое развитие в ряде работ В.А.Кутырева, А. И. Селиванова, А Н.Чанышева.
Идея смерти как бытия «в себе» становится новой отправной точкой в развитии осмысления феномена смерти. Ж.П. Сартр преодолевает философский пессимизм предшественников. Аналогичные подходы в отношении к смерти выявляются в работах С.Грофа, КИзон, МКМамардашвили, Н.Ю.Никольской, В.Рабиновича, Ф.Хуземана. JI. К. Балашов ставит проблему преодоления смерти как внутреннего психического состояния, - в основание практической философии.
Смерть как культуросообразное допущение в рамках общественно-исторического сознания, рассматривается в трудах Ю.М.Бородая,
И.В.Вишева, М.С.Когана, В.Б.Мейстера, В.Ш.Сабирова, этнографов АДемичева, ККлемена, Э.Б.Тайлора, В.Тэрнера. Смерть как символ и архетип рассмотрена в работах Ж.Бодрийяра, Я.С. Дубековской, А.Кирилюка, Д.В.Матяша. Роль культуры как способа духовного преодоления смерти определена в исследованиях В.Ю.Антонова, О.Л.Абышко, Ж.Батая, С.Булгакова, С.С.Воронкова, А.Б.Гришина, К.М.Долгова, Л.И.Моревой, Б.Режабека, П.Д.Тищенко.
По мнению русского космиста Н. Федорова, смерть является космическим злом, предопределяющим всеобщее сиротство человечества. Смерть как объективно присущее вселенской жизни качество, изучается современной философией и наукой. Здесь можно выделить ряд работ И.А.Аршавского, Э.М.Галимова, Е.А.Жигаловой, В.П.Мещерякова, Г.Е.Михайловского, А.П.Трофименко. Смерть здесь рассматривается как состояние энтропии вселенной. В этих исследованиях жизнь и смерть показаны с точки зрения общего и соотносятся с организацией систем.
Но философия смерти подходит к осмыслению феномена с точки зрения смертности человеческого. Поэтому, антропологический анализ проблемы смерти является наиболее полным. Это работы Ф.Арьеса, И.В.Вишева, ЕХаддини, Г.Г.Ершова, Л.Н.Когана, АС.Ососкова, Н.М.Ососковой, А. М.Положенцева, В.Руднева, А.К.Секацкого, В.ИСенайского, П.Д.Тшценко, И.Т.Фролова, Ю.В.Хен, В.Янкелевича. Антропологическая проблематика очерчивает внутри себя более узкие вопросы, связанные с околосмертными явлениями. С психологической точки зрения проблема смерти рассмотрена Г.Г.Ершовым, И.В.Журавлевой, Д Н.Исаевой, М.Моссом. Религиозно-антропологический аспект смерти доминирует в работах А.К.Горского, Дж Кларка, А. Д. Доронина, И.А.Крывелева, КЛамонта, М.Ю.Келигова, В.АКушелева, Г.Д.Левина, Л.И.Перовой, В.Н.Поруса, В.В.Погорелова, С.Роуза, Р.Фрилинга.
Развитие медицинских технологий в области реаниматологии становится новой вехой в истории осмысления смерти. Возможности постмортального существования рассматриваются Р.Моуди, П.С.Гуревичем, Э.Кюблер-Росс, Ч.Ледбиттером, Ш.Лефевром, Р.У.Переттом, В.В.Потаповым, И.С.Потаповой, Л.В.Тома, Д.Хайатом, Р.Элдемером.
Уникальный вклад в понимание смерти вносит тибетская традиция культуры смерти. Огромное значение имеют работы Ш.Ауробиндо, Т.Лири, Д.Мамфорда, Р.Метценера^ Р.Олперта, Сатпрема, Н.Н.Ринпоче, А.КЧагме, М.А.Шенкао.
Возникает необходимость в переработке и систематизации многочисленного материала на стыке восточной и западной традиций. Учитывая, что феномен смерти носит объективный характер, можно определить, что разница в его понимании - проблема смыслопорождения. Определяя общие корни рефлексии на смерть, возможно определить и сам механизм смыслопорождения.
Объектом исследования в работе выступает ноэматическая структура смерти, которая на предметном уровне исследуется как смыслообразующая функция смерти в культурогенезе.
Соответственно, целью диссертации является определение детерминанты смерти в процессе смысяообразования и онтологических оснований идеи бессмертия как структурного содержания культуры.
Исходя их этого, выделяются следующие основные задачи исследования:
1. Определение способа вербализации понятия «смерть» в акте мышления.
2. Определение аналогий, согласно которым понятие «смерть» становится феноменом понимания.
3. Реконструкция герметического и эзотерического знания о смерти посредством выводных данных, основанных на анализе объекта исследования и синтезе его предметного выражения.
4. Рассмотрение и сравнительный анализ природы смертного и творческого оснований человека.
5. Рассмотрение феномена культурогенеза.
Научная новизна работы.
1. Среди различных типов знания выделяются два полюса: научное знание и сакральное знание. Бели научное знание строится в предположении однородности поля сознания, то сакральное знание предполагает неоднородность полей сознания, между которыми осуществляется связь по правилам связи внутреннего и внешнего. Элементы новизны содержатся в определении оснований сакрального знания.
2. В результате анализа вопроса о генезисе смерти делается вывод о смерти как символе дискретности времени, который лежит в основании антропологической деятельности.
3. Проводится деконструкция понятия «смерть» на серию смыслов, а именно: смертное, изначально неживое, не тождественное живому, нуль и ничто, - что позволяет рассмотреть феномен смерти в различных аспектах.
4. Рассматривается способ переноса характеристик смерти в онтологические основания творческих процессов. Установлено, что рассуждениями о смерти иногда расширяется феномен жизни.
5. Показано, что феномен смерти может быть помещен как в событийный порядок жизни, так и в смысловой. В той мере, в которой событие противостоит смыслу, можно говорить о разрывах в понимании феномена смерти. В диссертации выявляется аналогия между универсальным характером смыслопорождения и становлением сакрального смысла.
6. В результате анализа различных представлений о смерти делается вывод о важности отхода от дуалистического понимания жизни и смерти, а также о важности рассмотрения культурно обусловленного бытия человека в качестве промежуточного между жизнью и смертью состояния.
Методическая и теоретическая основа исследования.
Учитывая проблематизацию исследования феномена смерти и его сравнения с процессами порождения в кулътурогенезе, методологический остов анализа составили принципы аналогии и теоретического эксперимента
Особое внимание уделялось синтезу подходов к смерти в западной и восточной традициях. В работе использованы эмпирические данные медицинской науки. Гипотетическим основанием работы становятся космологические модели различных кулыур.
Работа выполнена с опорой на представления о смерти и бытии крупнейших философов современности, а также на ряд инновационных характеристик феномена смерти.
Использовались также стандартные методы философского анализа и истолкования источников.
Теоретическая и практическая значимость работы.
Полученные в диссертации результаты имеют важное концептуальное эвристическое значение, позволяют моделировать новый подход к смерти и бессмертию. Данные диссертации могут быть использованы в теологии при обосновании проблем бессмертия, в культурологии - при рассмотрении онтологических оснований культуры. В вышей школе материалы исследования могут быть использованы при составлении учебных пособий, разработке и чтении лекционных и специальных курсов по биоэтике и медицинской психологии.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Процесс познания смерти связан с рядом трудностей, обусловленных спецификой рефлексивной природы человека: пытаясь понять что-либо в смерти, человек понимает не смерть, а более глубоко проникает в восприятие феномена жизни. Мышление как сущность человеческого, не низводит в «ничто» собственно человеческое как смертное, находя разумные обоснования переноса сущностных свойств смерти в «иное».
2. «Иное» мыслится как иное относительно жизни, но понимается как иное относительно смерти. Разница между мышлением и пониманием создает в сознании фрустрацию, отсылающую мышление о смерти к изначальной точке акта мышления.
Возникает замкнутый круг, внутри которого жизнь и смерть становятся неразличимыми.
3. Принцип фрустрации детерминирует схематизм мышления: смертное обусловлено возникновением живого. Онтологически, в генезисе живое и смертное совпадают. Смерть становится дискретной структурой. Бе дискретность обусловлена жизнью, также как дискретность жизни обусловлена смертью.
4. Принцип смертности полагается в основание генезиса жизни и затем, посредством переинерпретации, переносится в основание культуры.
5. В структуре познания феномена смерти большую роль играет творческое воображение как принцип до-определения. Творческое представление о смерти и отраженная в психическом деструктивная природа смерти, вступают во взаимодействие. Вербализуется культурно допустимый образ смерти.
6. Образы смерти рассматриваются в терминах онтогенеза, филогенеза и культурогенеза.
Апробация диссертационного исследования.
Различные аспекты исследования раскрывались диссертантом на методическом заседании кафедры антропологии в МГУ, на третьей межрегиональной научно-практической конференции оренбургского филиала МГУК (Оренбург, май, 2002 г), на итоговой учебно-методической конференции ОГМА (Оренбург, май, 2002 г), на межкафедральном методологическом семинаре кафедр философии, культурологии, политологи и психологии ОГМА, на методическом заседании кафедры философии ОГАУ.
Материал исследования использовался при подготовке и чтении специальных лекционных курсов по биоэтике, а также в работе студенческих научных исследований педагогического университета и медицинской академии. Различные фрагменты исследования опубликованы в научных сборниках г.Оренбурга и г. Уфы.
Структура диссертации обусловлена ее задачами и соответствующими способами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Метафизика бессмертия в русской романтической лирике2007 год, доктор филологических наук Косяков, Геннадий Викторович
Бытие человека как диалектика жизни и смерти: На примере философии всеединства2002 год, кандидат философских наук Тронина, Лариса Анатольевна
Проблема смерти в классическом психоанализе: На примере работ З. Фрейда2005 год, кандидат философских наук Малыгина, Анна Михайловна
Экзистенциалы человеческого бытия - одиночество, смерть, страх: От античности до Нового времени, историко-философский аспект2002 год, доктор философских наук Гагарин, Анатолий Станиславович
Экзистенциалы человеческого бытия: одиночество, смерть, страх (от античности до Нового времени). Историко-философский аспект2002 год, доктор философских наук Гагарин, Анатолий Станиславович
Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Черкозьянова, Татьяна Владимировна
Заключение
Согласно проведенному теоретическому исследованию бытийственных характеристик смерти, можно сделать рад соответствующих выводов. Бытийственный, а значит, - целостный образ смерти воссоздать не удается в силу того, что смерть есть не-смысл и не-образ-себя. Смерть всегда представляется человеку в «снятом» виде. Человек может понимать, анализировать смерть только в силу понимания последствий смерти. Но они уже не есть смерть, - они есть жизнь другого. Это попытка осмысления феномена с точки зрения живого. И только живущий может наделить смерть смыслом, соответствующим конкретной жизни. Таким образом, смерть, с одной стороны феноменальна, с другой стороны - только часть феномена, которая показывается сознанию живого. Так, живое и мертвое совмещены взаимной необходимостью существования в едином общем.
Пытаясь познать смерть посредством рационализированной логической или метафизической схемы, мы не можем определить ни ее причину, ни ее начало, ни ее конец. В силу этого смерть представляется парадигмальной сущностью живого. Небытие получает приоритет над бытием, подрывая онтологические основания. Логика смерти как объекта исследования не выстраивается. Да и сама природа смерти представляется человеку нелогичной. Далеко не всегда с достоверной точностью удается предсказать ее приход.
Смерть приходит тайно, незаметно вкрадываясь в жизнь. На конкретных примерах было рассмотрено, что зачастую, перед лицом неминуемой и неизбежной смерти человек в полной мере не осознавал ее присутствия. Смерть становится зримой в результате длительного соприкосновения с ней. Но и в этом случае человек не может постичь ее сути, доходя до состояния умопомрачения и крайнего невротического расстройства
В то же время, можно определить ряд закономерностей сознания: люди, соотносящиеся с определенным субъектом культуры, создающим необходимость соприкосновения со смертью, практически не испытывают того дискомфорта от соприкосновения со смертью, как иные. Можно предположить, что существует определенного рода пространство, в котором отношения со смертью выстраиваются достаточно гармонично. Поэтому точкой соприкосновения со смертью является культура, имеющая характер внеприродной деятельности. Культурные смыслы наделяют бессмыслие смерти сакральным значением. Поэтому конструктивной силой, способной к преодолению деструктивного начала природы, нами была определена культура.
Соприкасаясь с фактами смерти через культуру, казалось невозможным обойти исследования в области медицины. На сегодняшний день существует достаточно свидетельств того, что смерть тела не является пределом как бытия, так и восприятия. Но что есть иное того, что общепризнанно жизнью? На этот вопрос на данном этапе исследования ответа не возникает. Можно только определить некое начало индивида, соотносящееся со смертью, причем определить это начало как активное, движущее индивидом в процессе познания смерти. Таким образом, смерть кажется внутренне знаема, но не осмысляема, не понимаема. Не понимается смерть именно в силу своей алогичности, десгруктивносги. Исходя из этого, смерть представляется чем-то иным относительно природы сознания. Значит, сознание имеет только позитивную природу, способность к мышлению целостными, непротиворечивыми образами. Смерть же не только характеризуется отсутствие собственного образа, она есть причина деструкции любого образа
Так, в начале исследования, была поставлена задача определения интегрального смысла смерти на основании фундаментальных исследований в данной области. Но в результате исследования данная задача не была решена по ряду причин. Во-первых, было определено, что каждая из задач, поставленная конкретным исследователем, оказывалась узкой частью проблемы в общем, на фоне которой она, собственно, и решилась. Пытаясь интегрировать общее, мы с неизбежностью обращаемся к обезличиванию и банальному пересмотру «избитых истин» о смерти. Поэтому, был сделан вывод о том, что смерть в действительности можно рассмотреть в соотношении только с каким-либо феноменом жизни, ибо она имеет отношение практически к любой проблеме, которую традиционно принято соотносить с жизнью. Поэтому, смерть невозможно противопоставлять ни жизни как таковой, ни идее бытия, ни сравнивать ее с небытием.
В силу данных причин, данное исследование пришлось повести по общепринятому, традиционно пути. А поэтому феномен смерти в онтологическом значении, пришлось соотнести с феноменом культуры, которая, на наш взгляд, служит и наиболее общим пределом, как жизни, так и смерти человека. Так, совмещение понятий смерти и творчества как основы культурной деятельности, приводит к неким общим отношениям. Смерть определяется бытийсгвующей, но только посредством вербализации творческого образа - понятия. Данное понятие, в свою очередь, соотносится с пределами субъектного, вне которых наличествует Объект - Вещь. Вещное бытие было определено промежуточным звеном существования индивида, своего род придатком его жизни. Так возникает понятие общего жизни. И именно в этом общем наличествует смерть.
Но общее жизни есть и структура порождения вещного бытия, придатка субъектной жизни. Соотношение субъектного и вещного приводит к понятию порождения как кулыурогенеза. В соответствии с выводами исследования феномена смерти, обозначенными в данной части, - как смерть, так и вещное бытие, имеет общую природу порождения. В процессе исследования она была определена понятием генезиса культуры. Основанием для этого становится понимание порождения чего-то внеприродного, а значит - противопоставленного природе. Поэтому основной вывод всего исследования таков: СМЕРТЬ И КУЛЬТУРОПОРОЖДЕНИЕ - ЕСТЬ НЕЧТО
ОБЩЕЕ В СВОИХ ОНТОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЯХ. Естественно, данный вывод предельно неортодоксален. Подтверждение ему можно было найти только в эзотерических источниках, ибо именно здесь отношение к смерти совершенно иное. Именно здесь смерть не рассматривается предельным злом, именно здесь идет поиск преодоления этого зла путем подавления психического восприятия смерти.
Аналогичное во всех сакральных культурах приобщение к вечному -это некая сонастроенность универсальному общему, которое есть «начало всего». От данного начала проистекают соотношения порождения природного и внеприродного. Поэтому, на наш взгляд, противопоставление происходит не путем сравнения жизни и смерти, а путем сравнения природного и внеприродного. Что касается смерти, то ее факт сам по себе не имел бы столь серьезного значения, если бы не существовали противопоставления природного и внеприродного, которое мы можем рассматривать как культурное в человеке и общем.
Но культурное как таковое имеет иные тенденции развития, нежели смертное. Поэтому есть основания предполагать, что смертное подлежит самоуправлению через культурные основания человека. В то же время, вне самоуправления, противопоставление природного и внеприродного детерминирует процесс самоуничтожения наиболее полно. Так, внеприродное, как противопоставленное природному есть нечто обратное биологическим процессам, обеспечивающим жизнедеятельность. Жизнь в теле обрывается посредством чего-то иного, не соотносящего с тем, что данную жизнь детерминировало. Несомненно, это иное присутствует тем или иным образом в индивиде в процессе его жизнедеятельности. Связь жизни со смертью в данном исследовании определялась на различных примерах. Это значит, что жизнь и смерть не противопоставляются без соответствующей на это причины. Момент противопоставления и есть сам процесс умирания как таковой. Но предзадан он иным, которое, по нашему представлению, детерминирует противопоставление. И это иное может быть как самосознанием, определившим в процессе собственного культуропорождения в рамках смерти - бессмертия, - так и общим для всех живых существ законом, согласно которому живое умирает.
Но переходя в культурное бытие, смерть одновременно становится внебиологпческим, внетелесным, а значит, - духовным феноменом. Закон смерти, направленный на телесное, становится принятым и осознаваемым. Индивидуальное сознание отчуждается в общее предельно полно не после смерти индивида, но при его жизни, а значит - внетелесное, общее соотносится с телесно обусловленным. Только таким образом смерть преодолевается как предельная конечность человеческого бытия и совершается переход к более стабильному существованию. Человек познает бытие за пределами телесного бытия.
Так, бессмертие определяется не уходом от смерти, но проникновением за пределы смерти. В данном исследовании показано, что смерть, как и жизнь, не может быть чем-то абсолютным. Предполагается и наличие определенного механизма «остановки смерти». То есть с необходимостью должно существовать нечто, подавляющее развитие активизации смерти. Данное нечто может быть положенным только за пределы жизни и смерти. Сущность данного механизма может определятся только как источник негэнтропии вселенной.
Негэнтропия вселенной - объективное качество мира, фундамент вечного бытия. Поэтому человек как субъект герметической культуры сонастраивает себя восприятию этого информационного потока Он проходит «сквозь» смерть в объективно-бесконечное, бессмертное. Бессмертное поэтому можно рассматривать только как способность субъекта «размыкаться» на негэнтропию вселенной. А поэтому бессмертие не столько миф, сколько труднейший духовный путь преобразования человека в процессе смыслопорождения. Только рожденный человеком адекватный смысл, наполняет зияющие пустоты смерти, преодолевая ее насилие над творческим началом.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Черкозьянова, Татьяна Владимировна, 2003 год
1. Абаев Н.В. Буддизм и культурно - психологические традиции народов Востока. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990.-216 с.
2. Абаев Н.В. Психологические аспекты буддизма. 2-е изд. Новосибирск; Наука. Сиб. отд-ние. 1991.-181 с.
3. Абышко О. Л. Человек: смерть экзистенции как рождение самости. Опыт онтологического анализа вхождения в неизвестное //Тема смерти в духовном опыте человечества. СПб., 1993.- С. 16-18.
4. Алексеенко А.П., Карпенко Б. И. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека//Медицина сегодня и завтра. Харьков, 1999.- 1.- С. 102-107.
5. Андрос М. "Чистое" сознание как атрибут смерти //Филос. и социол. мысль. Киев, 1996.- № 1/2.- С. 208-219.
6. Андрусенко В. А. Социальный страх (опыт философского анализа). Оренбург: ОГУ. 1995.-174 с.
7. Антонов В.Ю. Метафизика страха и этика бессмертия. Саратов: ТООО "Печат. двор". 1994.-63 с.
8. Анциферова Л И. Человек перед лицом жизни и смерти //Российский менталитет. М., 1997,- С. 44- 55.
9. Апокрифы древних христиан; исследование текстов, комментарии." М.: Мысль, 1989.- 336 с.
10. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти: Пер. с фр. М.: Изд. группа "Прогресс- Академия",1992. - 528 с.
11. Баландин Р.К. Жизнь, смерть, бессмертие?. М.: Знание,1992.- 64с.
12. Балашов Л.Е. Практическая философия. М.: МЗ- Пресс, 2001 .-320с.
13. Батай Ж. Внутренний опыт: Пер. с фр.- СПб.: Мифрил, 1997.-334 с.
14. Батшцев Г.С. Введение в диалектику творчества СПб.: Изд-во РХГИ, 1997- 464 с.
15. Беленький М.С. Что такое талмуд. М.: Изд-во РАН, 1963.-144 с.
16. Бердяев Н.А. О самоубийстве. М.: Изд-во МГУ, 1992,- 24 с.
17. Библер В.С. Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1975.399 с.
18. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. - М.: Политиздат, 1990,- 413 с.
19. Бланшо М. Мгновение моей смерти //Митин журн. СПб., 1996-№ 53,- С. 248-250.
20. Братусь Б.С. Смысловая вертикаль сознания личности //Вопр. философии. М., 1999.- № 11 - С. 81-89.
21. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства или конец социального: Пер. с фр. Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2000.- 96 с.
22. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла: Пер. с фр. М.: Добросвет, 2000258 с.
23. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть: Пер. с фр. М.: Добровает, 2000.- 258 с.
24. БородаЙ Ю.М. Эротика смерть - табу: трагедия человеческого сознания. - М.: Гнозис, 1996.- 413 с.
25. Брусиловский А.И. Жизнь до рождения. М.: Знание, 1991.-224 с.
26. Булгаков С. Жизнь за гробом. М.: ТБРРА, 1993,- 21с.
27. Вальверде К Философская антропология: Пер. с итал. М.: Христианская Россия, 2000.- 411 с.
28. Великие мыслители о великих вопросах: Современная западная философия: Пер. с англ. М.: Фаир" ПРЕСС, 2000.- 400 с.
29. Вивекананда С. Практическая веданта: Пер. с англ. М.: Ладомир, 1993,- 560 с.
30. Вио Т. де. О бессмертии души дли смерть Сократа: Пер. с фр. -СПб.: Алтейя. 2001,- 224 с.
31. Вишев И.В. Некоторые философские аспекты проблемы смерти и бессмертия человеческого индивида //Новые идеи в философии. Пермь, 1992.- Вып. I. С. 27-31.
32. Вишев И.В. Проблема смерти и бессмертия человека: становление, эволюция, перспективы решения: Дис. . д-ра филос. наук в форме науч. докл. / Урал. Гос. ун-т им. А.М. Горького.-Свердловск, 1990,- 48 с.
33. Вишев И.В. Современная постановка проблемы смерти и бессмертия человека: (Некоторые социол. филос. и естественнонауч. аспекты) /Челяб. политехи, ин-т им. Ленинского комсомола. -Челябинск, 1984.- 25 с.
34. Вишев И.В. Философская проблема человеческого бессмертия. -Челябинск; Изд-во ЮурГУ, 1997.- 173 с.
35. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Интегральная природа человека: естественнонаучный и гуманитарный аспекты. Ростов н/Д: Изд-во Рост, унта, 1993.- 228 с.
36. Воронков С.С. Трактат о жизни и смерти. М: Грааль, 1998.-207 с.
37. Гаддини Е. По ту сторону инстинкта смерти: проблемы психоаналитического исследования агрессии //Психоанализ в развитии: Сб. переводов. Екатеринбург, 1998.- С. 108-127.
38. Галимов Э.М. Феномен жизни: между равновесием и нелинейностью. Происхождение и принципы эволюции. М.: Едиториал УРСС, 2001 -256 с.
39. Гегель. Сочинения. Т.2. Философия природы. М.: Соцэкгиз, 1934.- 683 с.
40. Гегель. Сочинения. Т.З. 4.3. Философия духа М.: РАН, 372с.
41. Гиренок Ф.И. Пато-логия русского ума Картография дословности. М.: "Аграф", 1998.-416 с.
42. Гиренок Ф.И. Русские космисты. М.: Знание, 1990.-64с.
43. Голубчик В.М., Тверская Н.М. Человек и смерть: поиски смысла- М.: Наука, 1994.- 303 с.
44. Горелкин M B. Смерть как философская проблема //Истина и ценности в научном познании. М., 1991.- С. 120-138.
45. Горский А. К. Смертобожничесгво //Путь. М., 1992.- № 2.-С. 254332.
46. Гришин А. Б Проблема смерти, варианты ее решения в различных мировоззренческих концепциях //"Новые" и "вечные" проблемы философии. Новосибирск, 1998. - С. 25-33.
47. Гроф С. За пределами мозга: рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. М.: ООО "Издательство ACT", 2001.-504 с.
48. Гроф С. Человек перед лицом смерти. М.: Изд. ин- та трансперсональной психологии, 2002.- 239 с.
49. Гуревич П С. Нетрадиционные религии на Западе и Восточные религиозные культы. М. : Знание, 1985 - 63 с.
50. Демидов Д. Б. Феномены человеческого бытия. Минск: ЗАО Изд. центр "Экономпресс", 1999.- 180 с.
51. Джиоев О. И. О некоторых типических постановках проблемы смысла жизни в истории философии //Вопр. философии. М., 1981.- № 6.- С. 152-163.
52. Долгов КМ. Софиология смерти // Альм. Центра обществ, наук. -М„ 1997.-№1.-С. 46-54.
53. Древнеегипетская книга мертвых. Слово устремленного к свету. -М.: Изд-во ЭКСМ Пресс, 2002.- 434 с.
54. Дроздов В.Н., Беридзе М.З., Разин П.С. Медицинские, социально-психологические и религиозные аспекты смерти человека: В помощь лектору /Киров, фил. мед. ин-та- Киров, 1992.- 31 с.
55. Дышловой В. Д. Проблемы выживания человечества //Филос. вопр. медицины и биологии. Киев, 1990.- Вып. 22.- С. 39-46.
56. Дюльдин В. А. Григоревский Б. А. Насильственная смерть как медицинская и социальная проблема //Совр, проблемы медицины ибиологии. Материалы ХПХ областной научно- практической конференции.-Курган, 1997,- С. 29-30.
57. Ершов Г.Г. О содержании понятия "отношение к смерти" //Проблема человека: гуманитарные аспекты: Материалы науч.- метод, конф. преподавателей Академии, май 1998.- СПб., 1998.- 4.1.-С. 38-41.
58. Ершов Г.Г. Своя смерть //Проблема человека: гуманитарные аспекты: Материалы науч.- метод, конф. преподавателей Академии, май 1998,-СПб., 1998.- 4.1.-С. 44-47.
59. Жизнь после смерти: Сборник /Под ред. П.С. Гуревича.- М.: Советский писатель, 1990.- 320 с.
60. Зелинский Ф.Ф. Соперники христианства. М.: Школа- Пресс, 1996.- 416 с.
61. Зорза Р., Зорза В. Путь к смерти: Жить до конца: Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1990,- 248 с.
62. Иванова А.Е. Проблема преждевременной смертности при психических заболеваниях //Проблемы демографического развития СССР.- М., 1988.-С. 119-127.
63. Ивашев В.В. Как формулировать "смертный" диагноз //Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. М., 1998 - № 4.- С. 71-76.
64. Ильин В. Идеи палигенессии, сиграции душ и метемпсихозы // Вести. Рус. Христиан. Гуманит. ин-та- СПб., 1997.- № 1.-С. 105-124.
65. Исаев Д.Н, Реакция детей и подростков на процесс умирания близких //Медицина. Культура. Философия.- СПб., 1994.- С. 47-58.
66. Исаев С.А. Теология смерти: очерки протестанского модернизма. -М.: Политиздат, 1991,- 236 с.
67. И супов КГ. Русская философская танатология //Вопр. философии. -М„ 1994.-№3- С. 106-114.
68. Каган М.С, Метаморфозы бытия и небытия //Вопр, философии. -М., 2001.- №6.- С. 52-68.
69. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1996.-416 с.
70. Кандалинцев В. Параллели христианства и буддизма //Вопр. философии, М., 2001.- №3,- С. 168-180.
71. Карпов М М. Смысл жизни человека. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ин-та, 1994.-109 с.
72. Карякин Ю.Ф. Культура как единственный способ одоления смерти //Россия и соврем, мир. М., 1997.- №2,- С. 64- 70.
73. Категории человеческого существования. Вып. 2. Смерть и бессмертие: Рефераты. М.: ИНИОН, 1990.- 68 с.
74. Келигов М.Ю. Смерть как жизнеорганизующий феномен (о духовной ценности смерти) //Изд. вузов Сев.- Кавк. регион. Обществ, науки. -Ростов н/Д. 1993.- № 4,- С. 162-164.
75. Кирилюк А. Архетип мандалы как универсалия культуры: преодоление смерти //Филос. и социол. мысль.- Киев, 1994.- № 11/12.-С. 227245.
76. Кларк Дж. Мистицизм и парадокс жизни после смерти: как некоторые современные авторы представляют жизнь человека после его смерти // Знание за пределами науки.- М., 1990.- С. 182-199.
77. Клемен КХ. Жизнь мертвых в религиях человечества.- М.: Интрада, 2002.- 223 с.7 8. Книга Иуды: Антология. СПб.: Амфора, 2001. - 310 с.
78. Коган Л. А. Жизнь как бессмертие //Вопр. философии. М., 1994.-Х®12.- С. 39-50.
79. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984.-254с.
80. Коган Л.Н. Быть или не быть? (Проблемы жизни и смерти человека в антропологии У. Шекспира) //Философская антропология. -Нижневартовск, 1997.- С. 21-41.
81. Кокин А. В. Жизненно необходимая смерть //Жизнь. Смерть. Бессмертие. СПб., 1993.- С. 105-107.
82. Коновалова Л. Этические проблемы жизни и смерти //Обществ, науки.- М., 1989.- №1.- С. 212-217.
83. Коссак Б. Экзистенциализм в философии и литературе: Пер. с польск,- М.: Политиздат, 1980,- 360 с.
84. Красиков В.И. Сознание смертности //Кредо.- Оренбург, 1999.-№ 5.- С. 5-24.
85. Красиков В.И. Явь беспокойства (предельные значения человеческого существования) //Кемер. гос. ун-т.- Кемерово: Кузбасс-вувиздат, 1998.- 161 с.
86. Крывелев И.А. Критика религиозного учения о бессмертии. -М: Наука, 1979,- 176 с.
87. Кучинский С.А. Некоторые аспекты проблемы жизни и смерти в религиозном и научном осмыслении //Научно- атеистические исследования в музеях.- Л., 1984.- С. 13-34.
88. Кушелев В. А. Смерть и бессмертие как информационная проблема //Жизнь. Смерть. Бессмертие.- СПб., 1993.- С. 108-109.
89. Кьеркегор С. Болезнь к смерти: Изложение христианской психологии ради наставления и пробуждения //Этическая мысль М., 1990.- С. 361-470.
90. Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика 1993.- 383 с.
91. Лаврентьева Е.В. К вопросу о проблеме смерти и бессмертия в истории культуры //Жизнь. Смерть. Бессмертие.- СПб., 1993.-С. 113-114.
92. Лаврин А.П. Хроники Харона- М.: Моск. рабочий. 1993.-511 с.
93. Лаврикова И.Н. Молодежь: отношение к смерти //Социс- М., 2001.-№4,-С. 134-136.
94. Ламберт Д. Доисторический человек: Пер. с англ.- Л.: Недра, 1991.-256 с.
95. Ламонт К Иллюзия бессмертия. М.: Политиздат, 1984.- 286 с.
96. Лаэртский Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.- М.: Мысль, 1979.- 620 с.
97. Лебедев Г. С. Тул в топохроне: (Правила поведения на границе пространства живых и мертвых) //Канун: Альманах. СПб., 1999. Вып. 5.- С. 18-46.
98. Левин Г. Д. Куда гонит человека "болезнь смерти"? //Свобода и справедливость.-Ниж Новгород, 1993.- С. 75-78.
99. Левченко И.Б. Феномен социальной смерти //Социс. М., 2001.-№ 6.-С. 22-31.
100. Левченко И.Б. Проблема жизни и смерти //Современные проблемы гуманитарных и естественных наук.- Новосибирск, 1996.-Ч.1.- С. 74.
101. Ледбитер Ч. По ту сторону смерти: Пер. с англ. М.: Эддар, 2000.320 с.
102. Лоренц К Оборотная сторона зеркала: Пер. с нем.- М.: Республика, 1998.- 393 с.
103. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Кулыура- М.: Политиздат, 1991.-525 с.
104. Любутин КН., Пивоваров Д.В. Диалектика субъекта и объекта. -Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1993.- 416 с.
105. Малышев М.А. Проблема смерти в философии "несчастного сознания" //Филос. науки.- М. 1989.- № 5.- С. 51-59.
106. Мамардашвили М.К Необходимость себя. М.: Лабиринт, 1996.462 с.
107. Мамардашвили М.К Как я понимаю философию.- М.: Прогресс, 1990.-366 с.
108. Марков Б. В. Философия после «смерти человека» //Вести. С-Петерб. ун-та,- СПб., 1995,- Вып. 3.- С. 13-23.
109. Марков Б.В. Философская антропология "после смерти человека" в России и на Западе //Вече, СПб., 1997.- Вып. 9.-С. 155-172.
110. Ш.Матяш Д.В. Архетип смерти в культуре //Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Обществ, науки. Ростов н/Д.- 1998.-№ З.-С. 99-104,
111. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия: Пер. с фр. -СПб.: "Ювента" "Наука", 1999.- 605 с.
112. Мечников И.И. Этюды оптимизма. М.: Наука, 1987,- 328 с.
113. Морозов А. "Мементо мори" //Твое здоровье. М., 1990.№ 9.- С.19.30.
114. Москаленко А.Г., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность. -Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989.- 205 с.
115. Мосс М. Физическое воздействие на индивида коллективно внушенной мысли о смерти //Человек.- М., 1992.- Вып. 6.- С.53-63
116. Моуди Р. А. Дальнейшие размышления о жизни после жизни: Пер. с англ.- Киев: "София", 1996.- 224 с.
117. Моуди Р.А. Жизнь после жизни: Пер. с англ.- М.: ООО Изд-во Аст. Вече, 1999.- 144 с.
118. Моуди Р. А. Жизнь после смерти: Исслед. феномена продолжения жизни после смерти тела: Пер. с англ.- М.: Йнтерконтакт, 1991.- 99 с.
119. Мухамедьянов С.М. Феномен смерти как социально- педагогическая проблема. Уфа: Творчество, 1998,-160 с.
120. Мысли и размышления о жизни и смерти. М.: Дубль Эверест, 1998.- 143 с.
121. Мысли о душе: Рус. метафизика ХУШ века. СПб.: Наука, 1996. -314 с.
122. Назарова О.Н. О смысле жизни, его утрате и творении. -М.: Знание, 1989.- 64 с.
123. Неговский В. А. Критика некоторых концепций о существовании так называемого потустороннего мира//Медицина и валеология. М., 1985.-С. 127-139.
124. Неговский В. А. Об одной идеалистической концепции клинической смерти //Науч. докл. высш. школы науки,- М., 1981.- № 4.-С. 50-55.
125. Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока,- М.: Просвещение, 1994.- 368 с.
126. Никольская Н.Ю. Традиции и современное значение учения о перевоплощении: социально-философский анализ: Автореф. дис. канд. филос. наук /Нижегор. гос. архит.- строит, акад. Ниж. Новгород, 1995.- 16 с.
127. Никулихин В.Г. Смерть: (Фрагм. из работы "Метафизика бреда") //Тема смерти в духовном опыте человечества.- СПб., 1993,- С. 25-27.
128. Ницше Ф. Избранные произведения.- М.: Просвещение. 1993.-573с.
129. Носков 0. Научно-практическая конференция "Философия смерти" //Человек- М.,1999.- Вып.2.-С.185- 186.
130. О любви к жизни, о смерти и о "тайнах иного бытия": Сб./ Сосг. Кириленко Г.Г.- М.: Знание, 1992.- 64 с.
131. Орлова Н.А. Встреча с Иным как встреча с самим собой // Вопросы психологии .- М.,2000.- № 3.- С. 82-93.
132. Орфино Д. Практики смерти и умирания: Пер. с тибетск,-М.: Ин-т общегуманит. исследований, 2001.- 224 с.
133. Ососков А.С., Ососкова Н.М. Меонтология человеческой конечности. Пролегомены к проекту философской танатологии // Философия и миф сегодня Саратов, 1998.- С. 18-26.
134. Отношение человека к иррациональному: Сб. статей Под ред. ДВ.Пивоварова Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1989.-Вып. 1 320 с.
135. Павленко А.Н. Бытие у своего порога //Человек.- М., 1993.-Вып. в.- С. 85-95.
136. Парве В. В. К критике идеалистической трактовки исчезновения сознания индивида //Социальная детерминация познания: Тез. докл. науч. конф. Посвящается 350- летаю Тарт. гос. ун-та -Тарту, 1982.- С. 68- 70.
137. Парнюк М.А., Кирилюк А. С. Проблема смерти и бессмертия как предельное основание мировоззрения //Гуманистические аспекты биологического познания: (В помощь методол. семинарам).- Киев, 1991- С. 115-135.
138. Пермяков А.В., Давыдова JI.A. Касимова ЭХ. Динамика скоропостижной и нескоропостижной смерти //Актуальные аспекты судебной медицины: Сб. научных работ, Ижевск, 1999.- С. 33-39.
139. Перова JI.H. Преодоление смерти в религиозном сознании // Жизнь. Смерть. Бессмертие. СПб., 1993,- С. 107-108.
140. Переселение душ: Сб.- М.: Ассоц. духов, единения "Золотой век" 1994,- 426 с.
141. Петров Б.А. Смерть и смысл смерти как феномен философского осмысления //Духовные ценности и национальные интересы России. -Тюмень, 1998.- С. 37-39.
142. Петров В.И., Седова Н.Н. Проблема качества жизни в биоэтике.-Волгоград: "Издатель", 2001.- 96 с.
143. Петров Ю.А." Захаров А. А. Методологические принципы теории. Озерск: ОТИ МИФИ, 2000,- 35 с.
144. Платон. Диалоги: Пер. с древнегреч. М.: Изд- во "Мысль", 2000.607 с.
145. Платон. Законы: Пер. с древнегреч.- М.: Изд-во "Мысль", 1999.832 с.
146. Платон. Федон, Пир, Федр, Парменид: Пер. с древнегреч.-М.: Иэд-во "Мысль", 1999.- 528 с.
147. Погорелов В В. Проблема посмертного существования и современная наука//Жизнь. Смерть. Бессмертие.- СПб. 1993.-С. 111-113.
148. Положенцев A M. Страх человеческого бытия //Конференция "Социальное бытие, человеческое бытие",- СПб., 1993.- С. 33-35.
149. Попович М.В. Мировоззрение древних славян." Клев: Наук, думка, 1985,- 167 с.
150. Порус В.Н. Как говорить о бессмертии: (Коммент. к статье Дж. Кларка "Мистицизм и парадокс жизни после смерти") // Знание за пределами науки. М., 1990,- С. 176-181.
151. Потапов В.В., Потапова И.С. По ту сторону смерти. Есть ли жизнь после смерти? М.: Книга, 1991.- 103 с.
152. Радищев А.Н. О человеке, его смертности и бессмертии.-СПб.: Питер, 2001.-192 с.
153. Райх В. Харакгероанализ: Пер. с нем.- М.: Республика, 1999. 461с.
154. Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства- М.: Политиздат, 1990.-479 с.
155. Режабек Б. Смертобожничесгво в спектре современных мировоззрений //Философия бессмертия и воскрешения.- М., 1996.-Вып. 1.- С. 2234.
156. Робинсон Дж А.Т. Быть честным перед Богом: Пер. с англ.-М.: Высшая школа, 1993,- 160 с.
157. Розин В.М. Смерть как феномен философского осмысления //ОНС; Обществ, науки и современность. М., 1997.- №2.-С. 170-180.
158. Роуз С. Душа после смерти //Наука и религия. М., 1991.- №6.- С.27.29.
159. Руднев В. Язык и смерть: (Психоанализ и "картезианская" философия языка XX века) //Логос. М., 2000 - Вып. 1- С. 111-137
160. Рязанцев С. Танаталогия наука о смерти //Радуга - Киев, 1993 -№6,- С. 120-148.
161. Рязанцев С. Философия смерти. СПб.: АО СПИКС, 1994.- 319 с.
162. Разумов В. И. Влияние развития медицины и философии на формирование понятий умирание и смерть //Проблемы взаимодействия философии и медицины в процессе их развития. Омск, 1983.- С. 78-93.
163. Сабиров В.Ш. Жизнь и смерть как мировоззрение и морально-этическая проблема //Этика: методология, история, критика -М, 1982.- С. 168-185.
164. Сабиров В.Ш. Жизнь и смерть как мировоззренческая и морально-этическая проблема //Теория и практика формирования коммунистического сознания. Уфа, 1986.- С. 40-50.
165. Сабиров В.Ш. Этический анализ проблемы жизни и смерти.-М.: Знание, 1987.- 64 с.
166. Сабиров В.Ш. Социокультурная обусловленность отношения человека к смерти //Философия, политика, культура: (Тез. к конф.) М, 1984,- Вып. 4.-С. 75-77.
167. Сабиров В.Ш. Критический анализ философских основ современной танатологии //Нравственное воспитание в системе формирования нового человека Свердловск, 1985.- С. 139-150.
168. Сабиров В.Ш. Критический анализ философско- этических оснований современной танатологии //Науч. докл. высш. шк. Филос. науки.-М., 1985.-№3-С. 100-107.
169. Сапожников В.Р. Нравственно- философские аспекты смерти и бессмертия человека//Смысл человеческой жизни: Диалог мировоззрений. -Нюк. Новгород, 1992.- С. 69- 74.
170. Сартр Ж. П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии: Пер. с фр.- М.: Республика, 2000 639 с.
171. Сатпрем. Мать, или мутация смерти -СПб.: Изд-во "МИРРА", 2002.-253с.
172. Саух П.Ю. Место и роль категорий "смысл жизни" и "смерть" в научном атеизме /Укр. ин-т инженеров вод. хоз-ва Ровно, 1983.- 17 с.
173. Свенцицкий В. Диалоги. М.: Православный Свято- Тихоновский Богословский ин-т, 1995.- 224 с.
174. Сержантов В.Ф., Гречаный В.В. Человек как предмет философского и естественнонаучного познания. JL: Изд-во ЛГУ, 1980.-216 с.
175. Серяков М.Л. Гермес- внук Атланта- СПб. 1998.- 135 с.
176. Сиверцев Е.Ю., Тимерманис Е.Б. Мартин Хайдеггер и Карл Ранер: бытие -к- смерти как открывание божества СПб.: Изд-во СПбГУ, 1991,-11 с.
177. Сифер О. О. Объективный смысл жизни в набросках новой философии.- Киев: АртЭК, 2001.- 244 с.
178. Сикорский И. Эволюция души //Гонец.- Саратов, 1992,- №5.-С. 29.
179. Сковородцев Л. В. Проблема страха: Искусство жизни в "век смерти" //Человек: образ и сущность. Ежегодник. - М., 1991.-С. 9-38.
180. Социально-политическое измерение христианства: Избранные теологические тексты XX в. М.: Наука, 1994.-406 с.
181. Стовбчатый П. Судьба Фатализм. Смерть: последнее утешение.-Минск: МСТ- ПРЕСС, 2001.- 423 с.
182. Субботин Ю.К. Проблема ценности в неотомизме. М.: Мысль, 1980. -125 с.
183. Сухов А. Д. Естествоиспытатели и религия. М.: Наука, 1975. -160с.
184. Сычева С.Г. Мераб Мамардашвили и Марсель Пруст (вопрос о символе) //Методология науки. Томск, 1997.- Вып. 2.-С. 271-275.
185. Тайлор Э.Б. Первобытная культура: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1989.- 573 с.
186. Тейяр де Шарден П. Феномен человека: Пер. с фр. М.: Наука 1987.- 240 с.
187. Тибетская книга мертвых: Пер. с тибетск.- СПб.: Изд-во Шанг-Шулг. 2001.- 136 с.
188. Тибетская книга мертвых: Пер.с англ.-2-е изд., испр.-М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.-384 с.
189. Тишук Б. А. Преждевременная смертность в трудоспособном возрасте населения России //Пробл. соц. гигиены и история медицины.- М., 1994,-№ 6.-С. 20-23.
190. Тихоненко В. А. Жизненный смысл выбора смерти //Человек. -М, 1992.- Вып. 6.- С. 19-29.
191. Тищенко П. Д. Самость и смерть //Достижение культуры: концепции, дискус. диалоги.- М., 1996.- Вып. 5-6.- С. 285-311.
192. Тищенко П. Д. Смерть: событие и смысл (наброски) //События и смысл. М., 1999.- С. 203- 256.
193. Трубников Н.Н. О смысле жизни и смерти: Фрагм. из произвед. //Социум, М., 1994,- № 1,- С. 94-100.
194. Трубников Н.Н. Проспект книги о смысле жизни //Квинтессенция. М„ 1990.- С. 425-447.
195. Тэрнер В. Символ и ритуал: Пер. с англ. М.: Наука, 1983.-277 с.
196. Унамуно М. де. О трагическом чувстве жизни у людей и народов //Филос. науки. М., 1991.- № Ю.- С. 117-130.
197. Урланис Б.Ц. Избранное. М.: Мысль, 1985.- 255 с.
198. Фигуры Танатоса: Искусство умирания: Сб. ст. СПб.: Изд-во СПбУ, 1998.- 220 с.
199. Федоров И.А. Гипотеза "аксиальной некрофилии" (по следам произведений Э.Фромма) //Весгн. Тамбов, ун-та. Тамбов, 1998.-Вып. 2.- С. 11-19.
200. Франкл В.Э. Человек в поисках смысла: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990.- 367 с.
201. Фромм Э. Адольф Гитлер: клинический случай некрофилии: Пер. с англ.- М.: Высш. шк., 1992.- 143 с.
202. Фрилинг Р. Христианство и перевоплощение: Пер. с нем.- М.: Энгима, 1997.-128 с.
203. Фролов И. Т. О человеке и гуманизме: работы разных лет.-М.: Политиздат, 1989.- 559 с.
204. Фролов И.Т. О смысле жизни, о смерти, и бессмертии человека. -М.: Знание, 1985,- 63 с.
205. Фролов И.Т. О жизни, смерти и бессмертии: Этюды нового (реального) гуманизма//Вопр. Философии. М., 1983,- №1.-С. 83-98.
206. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет: Пер. с нем. М.: Гнозис, 1993.- 464 с.
207. Хайат Д. Жизнь и любовь после смерти: Пер. с англ.- Киев: Окгопус, 1997.- 200 с.
208. ХагуроваН.И. Смысл жизни личности. М.: Изд-во МПГУ, 1994.15 с.
209. Хайрулин P.M. Этика науки постмортального человека: (Проект "Анатомический кодекс-2000") // Любшцевские чтения. Ульяновск, 1999-С. 171-174.
210. Хальзова Б. В. Смерть и бессмертие //Вестн. Башкире, гос. пед. унта.-Уфа, 1996.- С. 70-73.
211. Хен Ю.В. Биофилия и проблема смерти //Биофилософия. М., 1991.-С. 241-250.
212. Хуземан Ф. Об образе и смысле смерти: История, физиология и психология проблемы смерти: Пер. с нем. М.: Энгима, 1997,- 137 с.
213. Церен Э. Лунный бог: Пер. с нем. М.: Наука, 1976.- 382 с.
214. Чагме А.К Путь через Врата Смерти: Наставления к "Тибетской Книге мертвых". Улан- Удэ, 1999.-136 с.
215. Чанышев А.Н. Трактат о небытии. Бостонские тезисы. М.: авт. изд-е, 2000.-16 с.
216. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира М.: Высш. шк, 2001703с.
217. Черкозьянова Т.В. Диалектика творческого процесса //Аспекты развития. Оренбург, 1996.- С. 15-18.
218. Черкозьянова ТВ. Жизнь и смерть как объект рыночных отношений: опыт философского анализа //Традиции подготовки и модернизация, актуальные проблемы деятельности торгово-экономических кадров в России. Оренбург, 2002.- С. 173-177.
219. Черкозьянова Т. В. Идея творческого процесса в философии Н. Бердяева //Материалы XX преподавательской и ХХХУШ студенческой научно- практической конференции 8-11 апреля 1996 г, Оренбург, 1996. С. 182-183.
220. Черкозьянова Т. В. Историческое развитие культуры //Весгник ОГПУ. Оренбург. 2000.- № I,- С. 61-67.
221. Черкозьянова Т. В. Коран и явление пророческих откровений //Татары в Оренбургском крае. Оренбург, 1996,- С. 192-195.
222. Черкозьянова Т.В. Любовь в понимании Платона и Фихте //Идея метакритики чистой любви. Уфа, 2001,- С. 134-140.
223. Черкозьянова Т.В. Специфика трудностей в изучении проблем смерти и умирания //Принципы и опыт практической подготовки специалистов в медицинском вузе. Оренбург: ОША. 2002.-С. 91-93.
224. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир- эпоха Просвещения: Сб. / Под ред. Фролова И.Т.- М.: Политиздат, 1991,- 463 с.
225. Шнайдер И.В. В преддверии ухода //Человек М., 1996,- №6.-С. 108-122.
226. Экхарт М. Духовные проповеди и рассуждения. СПб.: Азбука, 2000.- 217 с.
227. Это человек: Антология /Под ред. Гуревича И.О.- М.: Высш. шк., 1995.- 320 с.
228. Юнг К Дух и жизнь: Пер. с нем.- М.: Практика, 1996,- 552 с
229. Янкелевич В. Смерть: Пер. с фр,- М.: Изд-во Литературного ин-та, 1999.- 448 с.
230. Sashj, Т. Smeirc w symbolu i jezyku // Symbol a rzeczywistosc. S. 177-200.
231. Borst A. Zwei mittelalterliehe Sterbefalle// Mereur. 1980. Bd.34.S. 1081-1098.
232. Constantelos D.J. Physician Priests in the Medieval Greek Chureh // Greek Orthodox Theological Review. 1966-67. Winter. -P 141-153.
233. E.von Weizsacer, A.B.Lovins, L.H.Lovins. Factor Four: Doublng Wealth Halving Resource Use. The New Report to the Clyub of Rome. London. Earthscan Publications Ltd. 1997. - 322 p.
234. Gedax T.T., Adler J., Pedersen D. The Boys Behind the Ambush // Newsweek. -N14. 1998. - P. 10-16.
235. Hancock Emily. The Girl Within. A Radical New Approach to Female Identity. Pandora, London Sydney Wellington. - 406 p.
236. Rachels J. Active and Passive Euthanasia. From: Moral Issues. Ed. By J.Narveson. Oxford University Press, 1983. P. 1-6.
237. Schweitzer A. Epilogue. In: Se-r A. My Life and Thought. An Autobiography. Lodon, G.Allen and Unwin, 1933. - P. 254-283.
238. Vovelle M. Encore la mort: un peu plus qu une mode? // Araiales, E.S.C. 1982. Vol. 37, N2. P. 276-287.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.