Бытие человека как диалектика жизни и смерти: На примере философии всеединства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Тронина, Лариса Анатольевна

  • Тронина, Лариса Анатольевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2002, Ставрополь
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 188
Тронина, Лариса Анатольевна. Бытие человека как диалектика жизни и смерти: На примере философии всеединства: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Ставрополь. 2002. 188 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Тронина, Лариса Анатольевна

Введение.

1. Методологические основы исследования бытия человека на основе философии всеединства.

1.1. Традиционное и современное понимание феноменов бытия человека.

1.2. Онтологическое отношение человека и проявляющегося Абсолюта в философии всеединства.

1.3. Трансцендентные основы жизни и смерти как феноменов бытия человека.

1.4. Метод цельного знания как подход к познанию сущности бытия человека.

2. Общественное бытие как диалектика жизни и смерти эмпирического человека.

2.1. Смысл бытия человека как становящегося абсолютного в философии всеединства.

2.2. Историческая действительность и цель бытия человека.

2.3. Нравственное совершенствование как путь «преодоления» смерти человека.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Бытие человека как диалектика жизни и смерти: На примере философии всеединства»

Актуальность исследования. На протяжении всей истории своего развития философия приобретала различный характер. Онтологизм философской мысли античности сменился в Новое время основными проблемами гносеологии. А со второй половины XIX века философы обращаются к антропологическим вопросам. Основная проблема, вставшая перед философией XX века, - это проблема бытия человека. Философы XX века, в частности экзистенциалисты, характеризовали мир как абсурдный, ибо его потрясли мировые войны, во время которых происходило тотальное истребление человечества, что не поддается рациональному объяснению. С другой стороны, XX век - век невероятных достижений в области физики, биологии, компьютерной технологии и т. д. В связи с этим многие западные философские направления, такие как экзистенциализм, структурализм, прагматизм, феноменология, персонализм и др., пытаются осмыслить и понять сущность различных феноменов человеческого бытия, вообще, что есть человек, какова его сущность, его способность как к созиданию, так и к разрушению. В силу его антиномичности, непредсказуемости, уникальности, неповторимости в мироздании до сих пор в философии не существует единого, общепринятого, полного и точного определения человеческого существа. Поэтому исследования в области философской антропологии являются особенно актуальными на рубеже веков в силу необходимости осмысления и понимания сущности человеческого бытия.

Что касается отечественной философской мысли, то здесь существует своя специфика. Необходимо отметить, что в советский период отечественной истории в гуманитарных науках господствовала марксистско-ленинская идеология. В области философии это выразилось в том, что приоритетное положение в решении тех или иных проблем отдавалось материалистическому подходу как научно доказанному. Огромный пласт русской религиозной философии остался невостребованным. Многие русские философы эмигрировали в послереволюционный период, и их труды практически не издавались в России, в частности труды С. Н. Булгакова. Только в последнее время мы получили возможность ознакомиться с творчеством многих русских философов, особенно религиозного толка. В современных условиях пробуждения внимания к философам, преданным забвению, в том числе философам всеединства, в условиях обостренного интереса к теоретическому и культурному наследию России дооктябрьского периода нам представляется актуальным восстановление заслуженного места философии всеединства в системе философского знания в России.

Обращение к трактовке бытия человека как диалектики жизни и смерти с позиций метафизики всеединства имеет и собственно философскую значимость. Изучение специфики философии, выявление ее предмета и статуса по отношению к другим формам общественного сознания обусловлены важностью в настоящее время метафилософской проблематики. Правильный ответ на вопрос о специфике философии вряд ли возможен без решения вопросов соотношения философии и других форм общественного сознания. В этом отношении конструктивный анализ проблемы специфики философии именно религиозно-философской традиции дает возможность более однозначно оценивать глубину связи и диалектической обусловленности философии, религии, науки и других форм общественного сознания, степень взаимной зависимости теоретико-познавательной и мировоззренческой функций философии, конкретнее понимать ее социальную роль.

Кроме того, «природа философского знания не будет до конца выясненной, если оставить без внимания мировоззренчески-антропологические вопросы о смысле жизни, о назначении человека».1 А именно эти вопросы интересовали русских философов всеединства. «Отсюда с полной ясностью следует, что ныне необходимо вычленить и проанализировать те аспекты концепции «положительного всеединства», которые корреспондируют современному понимал нию проблемы специфики философии» .

Бабушкин В. У. О природе философского знания: Критика современных буржуазных концепций. М., 1978. С.5.

2Акулинин В. Н. Философия всеединства. От В. С. Соловьева к П. А. Флоренскому. Новосибирск, 1990. С. 6.

Незначительная по объему советская философская литература о представителях философии всеединства до недавнего времени пыталась освещать только отдельные аспекты их воззрений. Такая «мозаичность» и декларативность критики повлекли за собой неадекватную интерпретацию религиозной философии в целом и философии всеединства в частности. Поэтому представляется актуальным анализ произведений философов этого направления. Рассмотрение этой философии должно исходить из следующих принципов: соблюдение требований целостного подхода к изучению метафизики и признание существования оригинальной школы, отличной от других философских школ России.

Человек - это вечная проблема философии, связанная с вопросами о цели и смысле его жизни, об отношении к смерти, о понимании смерти и ее оценке, о бессмертии. Данная проблема в нашем обществе на современном этапе приобретает особое значение в связи с тем, что исчезло мировоззренческое основание для трактовки этой проблемы, которое давала марксистско-ленинская философия - философия диалектического и исторического материализма. Научно-естественная трактовка жизни и смерти сегодня не является единственно возможной в нашем обществе. В этом отношении имеет большое значение обращение к отечественной духовной традиции, получившей свое наиболее полное выражение в философии всеединства В. С. Соловьева и С. Н. Булгакова. И хотя их трактовка жизни и смерти базируется на христианской схоластике, она раскрывает новые для нашего сознания грани бытия. В философии Соловьева и Булгакова мы находим глубочайшие мысли, безусловно имеющие право на существование. Взгляды Соловьева и Булгакова на проблему жизни и смерти подтверждают истину, согласно которой как жизнь, так и смерть - это неисповедимые тайны, недоступные для объяснения с позиций одностороннего подхода, будь это наука или философия, материалистическая или идеалистическая. Полнота постижения этих явлений нуждается не только в знании, но и в вере, поскольку вера по своей глубине и значению для человека не уступает, а в чемто даже превосходит научное знание. Пришло время переосмысления вклада в формирование цивилизации как науки, так и веры1. Феномен веры играет исключительно важную роль как фактор духовного единения самых широких слоев населения. «Ни просвещение, ни идеи гуманизма и демократии не могут не только заменять, но даже встать вровень с феноменом веры»2.

На современном этапе развития цивилизации среди глобальных проблем выделяется проблема дегуманизации культуры. В связи с этим перед философами, социологами, политологами, культурологами нашего времени встает вопрос актуализации гуманистических ценностей. Поэтому обращение к необходимости нравственного совершенствования человека, его духовного возрождения представляется сейчас наиболее актуальным. Мудрость русской религиозной философии должна воспрепятствовать росту бездуховности, аморализма, жестокости, разрушению самих основ человеческого существования.

В наше время идет беспрерывный поиск новых методов познания. В частности, поднимается вопрос о необходимости единения науки и веры, которому дали определение - теогногеология3. В связи с этим представляется актуальным обращение к такому принципу познания многогранного мира, который синтезирует эмпиризм, рационализм и веру, получивший название метода цельного знания.

Религия возникла на самых ранних этапах человеческой истории, и с тех пор религиозное мировоззрение не только не ослабло, но даже, наоборот, усилилось во многих странах мира на рубеже веков. И в особенности возрастает его влияние в России в последние годы. В связи с этим возникает необходимость взглянуть на человека с точки зрения религиозной философии. Специфика философского подхода состоит в том, что мир предстает перед ней не отдельными сторонами своего бытия, а она видит его в целом, от первопричины мироздания до прогнозирования будущего, видит все человечество в целом, что особенно актуально в современный период глобализации человечества и его

1 Олдак П. Г. Теогносеология: миропостижение в рамках единения науки и веры. Новосибирск, 1994. С. 83.

2 Там же. С. 83.

3 Там же. проблем. Религиозная философия рассматривает человека в неразрывной связи с абсолютным первоначалом, истинно-сущим, Абсолютом, называемым в русской религиозной традиции - Богом, который определяет сущность всего природного мира. В русской религиозной философии, таким образом, рационально объясняется наличие духовного мира человека, основанного на понятиях «блага», «истины», «красоты». Затруднение исследования религиозной философии порождается диалектичностью взаимодействия философии и религии. Богословие всегда искало путей рационального обоснования догматов во имя усиления их воздействия не только на чувства, но и разум человека. Со своей стороны, философия часто обращалась к идее бога. Существует точка зрения, что философия опирается на разум и опыт, а богословие - на откровение. «Однако это -схематический подход, он только упрощает проблему, но не решает ее. Реальная же действительность противоречит схемам и не дает усомниться в существовании такого феномена, коим является религиозная философия»1.

В конце XX века многие исследователи пришли к идее существования астрального мира - «мира иных измерений»2, находя подтверждение этому в естественных науках3. В связи с этим представляется своевременным актуализация метафизических построений бытия.

Все вышесказанное позволяет рассматривать актуальным в новом веке и в новом тысячелетии обращение к проблеме бытия человека.

Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в осмыслении бытия человека как диалектики жизни и смерти.

Достижение поставленной цели автор предполагает решение следующих задач:

- определение субстанциональной основы бытия человека с опорой на концепцию философии всеединства,

1 Акулини В. Н. Философия всеединства: От В. С. Соловьева к П. А. Флоренскому. Новосибирск, 1990. С. 6.

2 Олдак П. Г. Теогносеология: миропостижение в рамках единения науки и веры. Новосибирск, 1994. С. 79.

3 Там же. С. 79.

- рассмотрение места человека в системе бытия на основе философии всеединства,

- современная интерпретация принципа цельного знания как метода объяснения бытия человека,

- анализ проблемы смысла бытия человека как диалектики жизни и смерти,

- прояснение смысла истории и цели бытия человека,

- рассмотрение нравственного совершенствования как пути преодоления смерти человека.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования человек в его сущностном и эмпирическом выражении.

Предметом исследования является бытие человека как диалектика жизни и смерти.

Методологическая и теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются произведения русских философов конца XIX - начала XX веков.

Так как цель исследования лежит в области учений русских религиозных философов В. С. Соловьева и С. Н. Булгакова, то непосредственной базой работы являются произведения этих мыслителей. К ним относятся такие труды В. С. Соловьева, как «Оправдание добра. Нравственная философия», «Критика отвлеченных начал», «Кризис западной философии», «Три речи в память Достоевского», «Философские начала цельного знания», «На пути к истинной философии», «Об упадке средневекового миросозерцания», «Смысл любви», «Идея сверхчеловека», «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории», «Чтения о Богочеловечестве» и др. А также произведения С. Н. Булгакова: «Труды по социологии и теологии», «Тихие думы», «Свет невечерний. Созерцания и умозрения», «Два града», «Купина неопалимая», «О Богочеловечестве», «Трилогия», «Жизнь за гробом» и др.

Были использованы исследования В. В. Зеньковского и Н. О. Лосского по истории русской философии, а также критические статьи С. Н. Трубецкого, Розанова В. В., Н. А. Бердяева, Л. И. Шестова, А. Меня.

Кроме этого диссертант обращался непосредственно к работам Платона, Эуригены, Декарта, Спинозы, Лейбница, Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, в которых философы обращаются к метафизической сущности и эмпирической действительности бытия человека.

При исследовании поставленной проблемы были использованы принципы системности, историзма, объективности. А основными методами исследования стали диалектический метод, сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение.

Степень разработанности проблемы.

Тема данного исследования позволяет выделить несколько блоков в библиографии рассматриваемой проблемы.

Первый блок носит антропологический характер, включая проблемы жизни и смерти.

Проблеме становления западной философской антропологии с рассмотрением вопросов сущности человека с позиций различных философских направлений посвящены сборники «Буржуазная философская антропология», «Бытие человека в культуре: опыт онтологического подхода», монография Ю. А. Килимова «Современная буржуазная философско-религиозная антропология».

Рассмотрению подхода к человеку как единству природного и социального посвящены труды С. Ф. Денисова, Л. В. Денисовой «Человеческое и животное в человеке», Железова «Сущностные силы человека: философско-мировоззренческий анализ», Р. С. Карпинской «Человек и его жизнедеятельность».

Воросам осмысления бытия человека через проблему его природы и сущности с привлечением первоисточников посвящены работы - «Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии» в трех томах, Б. Н. Бессонов «Назначение человека», К. Я. Вазина «Человек и духовное развитие», У. А. Винокурова «Жизнь - творенье человека», Любутин К. Н. «Человек в философском измерении: от Фейербаха к Фромму», «Философия души. Сверхчувственная материя и диалектика бессознательного» В. В. Семенова, «Человек: энциклопедический словарь» Ю. Г. Волкова, В. С. Поликарпова.

Проблеме богочеловечества как будущей перспективе развития человечества посвящена работа «Размышления о боге, богочеловечестве и новой жизни (новые смыслы бытия)», составитель Г. П. Бизяев.

Отдельно хотелось бы выделить переводные издания. Переводы с английского - М. Кремо «Неизвестная история человечества», в которой затрагиваются вопросы антропосоциогенеза, А. Печчеи «Человеческие качества». Вопросам религии и мистики посвящена работа «Тайны загробной жизни» Ф. Смит, Р. Стемман. Вопрос смысла бытия человека рассматривается английским философом В. Э. Франклом в работах «Воля к смыслу» и «Основы логотера-пии, психотерапии и религия». Вопрос о сущности человека поднимается в работе Э. Фромма «Душа человека».

Вопросы бессмертия поднимаются в работе польского автора А. Токар-чика «Мифы о бессмертии: Потусторонний мир».

Крупная работа посвящена проблеме смерти французского автора В. Янкелевича «Смерть».

В отечественной литературе долгое время, начиная с 20-30 гг. XX века, существовал негласный запрет на исследование проблемы смерти. И только в конце XX века начали появляться публикации на данную тему, в основном представляющие собой научные и научно-публицистические статьи.

В советский период отечественной истории в 70-80 гг. XX века вышли работы П. П. Гайденко, его статья о смерти в философской энциклопедии, и И. Т. Фролова «О человеке и гуманизме».

Значительный вклад в развитие проблемы человека, и в частности проблемы смерти, внес А. Я. Гуревич, который основное внимание уделил вопросу отношения человека к смерти, что является определенной характеристикой той или иной исторической эпохи, особенно он выделил эпоху Средних веков. Именно он поднимает вопрос о необходимости снятия запрета с проблемы смерти. И в связи с этим он обращается к западным мыслителям, которые занимались разработкой танатологии. Им было написано «Предисловие» к знаменитой работе французского философа Ф. Арьеса «Человек перед лицом смерти», переведенной на русский язык в 1992 году.

Анализу феномена смерти, переживанию страха человеком перед лицом смерти посвящены работы российских философов А. А. Гусейнова, Д. И. Дубровского, Н. И. Трубникова, В. С. Малахова, В. Л. Рабиновича, П. С. Гуревича, Б. Г. Юдина.

Значительный вклад в развитие танатологии сделан философом К. Г. Исуповым, который в своей работе «Русская философская танатология», опубликованной в «Вопросах философии» в 1994 году, анализирует этапы развития интереса к танатологии в русском обществе, уделяя большое внимание анализу танатологических идей в русской культуре.

Проблеме индивидуального бессмертия в истории русской философской мысли XIX - XX вв. посвящен сборник И. В. Вишева «Проблемы иммортоло-гии», и его же монография «Проблема личного бессмертия».

Русским Христианским гуманитарным институтом в Санкт-Петербурге издан сборник статей «Идея смерти в российском менталитете», в котором представлены различные подходы к пониманию смерти вообще, показаны пути формирования личностного знания о смерти. Так называемая энциклопедия смерти вышла в Новосибирске под названием «Хроники Харона» автора А. П. Лаврина. Проблемам жизни и смерти посвящена работа Б. М. Полосухина «Феномен вечного бытия». Философские и естественнонаучные подходы к проблеме смерти показаны А. Д. Свердловым в работе «На пороге бессмертия».

Нельзя не отметить монографию «Дискурсы смерти» петербургского философа А. В. Демичева, посвященную анализу статуса проблемы смерти в системе современной культуры в целом, и российской в частности. Ассоциацией танатологов Санкт-Петербурга под общей редакцией А. В. Демичева и М. С. Уварова вышел философский альманах «Фигуры Танатоса: искусство умирания», в котором представлены материалы семинаров и конференций, проведенных ассоциацией танатологов Санкт-Петербурга. Сборник посвящен интерпретациям темы смерти в различных жанрах философского и художественного творчества. Большое место уделено современным техникам работы с «текстом смерти». Особое место занимает раздел, посвященный осмыслению темы в отечественном культурно-историческом пространстве.

Нужно отметить ростовскую школу, которая также затрагивает вопросы жизни и смерти. К ней относятся В. Е. Давидович, Л. В. Жаров, Е. В. Жаров, Е. В. Золотухина-Аболина, Т. П. Матяш и другие.

Анализу феномена смерти посвящена монография «Смерть как эпифеномен ментальности» М. А. Шенкао, вышедшая в Черкесске в 1998 году.

Среди зарубежных авторов хотелось бы выделить в первую очередь профессора Афинского университета Н. Василиадиса. Его книга «Таинство смерти», вышедшая в 1998 году, посвящена анализу проблемы смерти с позиций христианства. Кроме этого среди зарубежных мыслителей, которые занимались проблемой смерти, можно назвать, кроме Ф. Арьеса Т., такие имена, как Вальтер, М. Вовелль, С. Гроф, Р. Кастенбаум, С. Левин, В. Томас, У. Шибл, Е. Шнейдман.

Второй блок посвящен исследованию творческого наследия В. С. Соловьева и С. Н. Булгакова.

Последнее время, точнее последнее десятилетие XX - начало XXI веков, ознаменовано обострением интереса к философским учениям и в целом ко всему культурному наследию России дооктябрьского периода. За это время стали переиздаваться работы Соловьева и переводиться с французского языка труды Булгакова, многие из которых в России не издавались. Поэтому появилась возможность ознакомиться непосредственно с первоисточниками.

В это же время выходят в свет исследовательские работы творчества русских философов. В первую очередь к ним относится опубликование сочинения племянника Владимира Соловьева Сергея Михайловича под названием «Владимир Соловьев: Жизнь и творческая эволюция». К монографиям, посвященным жизни и творчеству Соловьева, относятся трехтомная работа С. М. Лукьянова «О Владимире Соловьеве в его молодые годы», «Книга о Владимире Соловьеве», составители Б. Аверин и Д. Базанов, комплексный труд М. А. Ко-лерова «Не мир, но меч: Русская религиозно-философская печать от «Проблем идеализма» до «Вех». Специфичный вопрос отношения Соловьева к мистике поднимает К. Бурмистров в своей работе «Владимир Соловьев и Каббала». Представляет историко-философский интерес опубликованная работа К. Мо-чульского «Владимир Соловьев. Жизнь и учение», которая входит в общий труд под названием «Гоголь. Соловьев. Достоевский». Переведена с английского работа Н. М. Зернова «Три русских пророка: Хомяков, Достоевский, Соловьев».

И совсем новые работы, изданные уже в 2000 - 2001 годах, посвящены анализу творчества Соловьева как основоположника философии всеединства -это работы К. Фараджева «Владимир Соловьев: мифология образа», А. Ф. Лосева «Владимир Соловьев и его время», Н. Никольского «Русский Ориген XIX века Владимир Соловьев». Нельзя обойти вниманием фундаментальный труд -издательство Русского Христианского гуманитарного института в Санкт-Петербурге под названием «Владимир Соловьев: pro et contra. Личность и творчество Владимира Соловьева в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология». В нем представлены статьи, письма его современников и более поздних исследователей его творчества. Среди этих имен можно назвать Н. И. Кареева, Н. Н. Страхова, А. И. Измайлова, М. М. Ковалевского, П. Г. Черкасова, В. В. Розанова, А. Белого, Е. Н. и С. Н. Трубецких, Л. М. Лопатина, А. А. Блока, архиепископа Николая (Зиорова) и т.д.

Творчество Булгакова менее исследовано, даже опубликованные его работы не содержат вступительных статей исследователей его трудов. Зато стали известны в России многие работы философа благодаря переводам парижских изданий YMCA-PRESS. К наиболее крупным исследовательским работам, посвященным творчеству Булгакова относится монография И. П. Смирнова «От марксизма к идеализму».

Следующий блок библиографии связан с гносеологическими проблемами. Поскольку в данном исследовании автор попытался показать сущность метода цельного знания, разработанного Соловьевым, как основного подхода к изучению бытия человека, который представляет синтез науки, философии и теологии, то представляются весьма интересными в этом отношении следующие работы: «Методологические принципы критики идеалистических и метафизических концепций», под редакцией П. В. Попова, «От дуализма к агонии идеализма. Философия как психология мышления» В. В. Семенова, ВейшаЯ. Я. «Аналитическая философия и религиозная апологетика».

Проблемам разработки новой методологии, вопросам необходимости соединения философии с другими формами общественного сознания посвящены работы Семенова В. В. «Кризис теории познания и его разрешение или критика абстрактной рациональности», его же работа «Глобальный кризис рациональности и крах марксистского диамата», а также «Интуиция, логика, творчество» под редакцией М. И. Панова, А. А. Иващенко, Г. В. Носко «Природа единства философского и конкретно-научного познания».

В работе «Теогносеология: Миропостижение в рамках единения науки и веры» автор П. Г. Олдак с точки зрения не только философии, но и с точки зрения естествознания, находя в нем конкретные доказательства, обосновывает существование астрального мира - мира иных измерений. Автор пишет о том, что нужна вера, которая была бы сопряжена со всем культурным опытом современной эпохи, она должна быть универсальна. И далее автор пишет, что поиск единения науки и веры подготовлен и востребован временем. Это открывает дорогу выхода на новую ступень построения мировоззренческой концепции. Синтез видится автором в принятии гипотезы единого духовно-материального мира. Приняв идею, согласно которой есть две проекции единого духовно-материального мира - физическая и астральная - мы принимаем и две формулировки миропостижения - опытное знание - науку и внеопытное постижение

- веру. Ничто не выше, не ниже. Они принципиально различные, но равнопо-рядковые системы - источники информации человека о внешнем мире и о самом себе. Таким образом, сегодня поднимается вопрос о возможности соединения науки и веры, о чем и писал Соловьев в свое время.

Научная новизна исследования.

1. Делается важный в методологическом отношении вывод о том, что традиционно в философии такие феномены человеческого бытия, как жизнь и смерть рассматривались в отрыве друг от друга. Смерть трактовалась как «естественный конец всякого живого существа», как «завершающий момент человеческой жизни»1. Такая трактовка феноменов жизни и смерти не позволяет четко выделить источник развития человека, который предполагает наличие взаимодействующих противоположностей.

2. Исследовано бытие человека как диалектика жизненного и смертного начал, которые находятся в неразрывном единстве и взаимодействии.

3. Противоположности жизни и смерти в своем единстве являются источником нравственного развития человека, так как в духовном отношении они представляют антиномию добра и зла.

4. Концепция всеединства трактуется автором под углом зрения диалектического взаимодействия жизненного и смертного начал человеческого бытия.

5. Обращение к русской религиозной философии позволило автору осмыслить бытие человека как диалектику жизни и смерти на основе синтеза основных положений христианства, религиозной философии и нравственных принципов человеческого бытия.

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы и результаты диссертации могут быть использованы

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы и результаты диссертации могут быть использованы

1 Философский энциклопедический словарь, М., 1983. С. 617. при дальнейших исследованиях человека, феноменов его бытия, смысла существования, в развитии отечественной философской мысли, в передаче богатого наследия русской философии «серебряного века» новым поколениям, в оценках русской философии в целом, философии конца XIX - начала XX веков и при изучении философского наследия В. С. Соловьева и С. Н. Булгакова, а также в преподавательской деятельности при проведении занятий по курсам общей философии, философской антропологии и религиоведения.

Апробация.

Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на кафедре политологии и социологии Ставропольского государственного университета.

Основные положения и выводы диссертации обсуждались на ряде научно-практических конференций «Россия на пути формирования политических, экономических, социальных отношений нового типа», «Политические, правовые, социальные, экономические проблемы Российского общества», проводимых в Ставропольском институте им. В. Д. Чурсина.

Материалы диссертационного исследования нашли свое отражение в пяти статьях, опубликованных в «Вестнике Ставропольского института имени В. Д. Чурсина», а также в учебном пособии «Феномен бытия человека» по спецкурсу по философской антропологии.

Положения и выводы диссертации использовались автором в лекциях по философии и истории философии, читаемых для студентов института им. В. Д. Чурсина.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Познание глубинных основ жизни и смерти человека на основе субстанционального подхода позволило признать первопричиной всего существующего онтологический Абсолют, как он определялся в философии всеединства. Духовной основой, положительным началом всех явлений, представляющими собой относительные формы феноменального бытия, является сущее,

Абсолют. Метафизический и природный мир соотносятся как сущность и явление. Природный мир, как явление, есть обнаружение, или, проявление сущего. Посредствующим звеном между идеальным и земным миром является идеальное человечество как умопостигаемая сущность эмпирического человека. Таким образом, идея человечества является онтологической причиной такого феномена бытия, как жизнь.

2. Природа смерти имеет метафизическое объяснение, так как человек рождается в мире, где уже доминирует раздельное существование каждого, подверженного неминуемой смерти, над которой человек не имеет власти. Причиной появления смерти является онтологическая свобода идеального человечества, которое является единящим началом всего существующего. Всеединство как цель мирового процесса не было передано человечеству сразу, так как это явилось бы для него внешним фактом, что есть насилием. Соединение с духовным началом должно быть результатом свободного выбора.

3. Антиномичная природа человека требует всесторонний метод познания феноменов его бытия. Для полноты познания бытия человека должен быть применим подход, синтезирующий различные способы, дополняющие друг друга. Таковым является метод цельного знания, синтезирующий эмпирический опыт, умозрительные рассуждения и веру, и соответственно соединяющий науку, философию и теологию. Такой подход к бытию человека позволит проанализировать жизнь и смерть, как феномены природного существования человека и их онтологические основания, а также добро и зло как ценности духовного мира человека.

4. Определение человека как «становящегося абсолютного» или «второго всеединого», данное философией всеединства, позволяет трактовать бытие человека как диалектику жизни и смерти. Это обусловлено его принадлежностью к двум мирам. Абсолютное начало проявляется в нем как самосознание разума, рефлексия. Человек есть сущее, так как он есть субъект и последнее основание всех видов своей деятельности. Но также он включает и природный элемент, имеет материю как свою природу. Поэтому всеединое может действительно существовать в нем как постепенно реализуемое идеальное, он только становится абсолютным. Абсолютная основа бытия человека определяет феномен жизни, проявляющийся в эмпирическом человеке как ценность добра. Понятие «становящегося», то есть не Абсолютное, указывает на феномен смерти как характеристики эмпирического мира, в котором все стремится к хаосу, а в нравственном смысле как ценность, противоположная добру, то есть зло. Противоположность добра и зла как духовных ценностей бытия человека есть источник его нравственного совершенствования.

5. При умозрительном рассмотрении онтологических основ жизни и смерти выясняется, что первичным является феномен жизни, добра. Тогда представляется добро как действительный нравственный порядок, к которому стремится человек. Этот порядок выражает должное и желательное отношение каждого ко всему и всего к каждому, он является окончательной целью всякой деятельности и жизни как высшее благо. Этот действительный порядок является совершенно общим и вместе с тем совершенно личным делом, потому что каждый хочет его для себя и для всех и только со всеми может получить его. Следовательно, нельзя противопоставлять личность и общество, определять среди них, что есть цель и что есть средство. Тогда организация общества на началах равенства и свободы, уничтожение насилия и деспотизма есть предназначение исторического человечества. Следовательно, нравственное совершенствование отдельного человека должно стать главным принципом его социального бытия.

6. Человеку дана свобода выбора между добром и злом. Но нравственный смысл жизни изначально определяется добром, которое доступно человеку внутренне через совесть и разум. Они являются внутренними формами добра и освобождены нравственным подвигом от подчинения страстям и эгоизму. Эти качества являются оценкой внешних форм и явлений. Но выбор нравственного смысла жизни должен быть добровольным. Феномены жизни и смерти в духовном мире проявляются как ценности добра и зла. Свободный выбор между этими ценностями позволит человеку «контролировать», какое из двух начал - жизненное или смертное - будет доминировать. Зло разрушает человеческую личность, а добро возвращает к своей абсолютной, вечной сущности.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Тронина, Лариса Анатольевна

Заключение.

Перед собой мы поставили проблему, согласно которой бытие человека мы рассматривали как диалектику жизни и смерти.

В человеческой жизни есть два самых главных, таинственных и внушающих трепет события - рождение и смерть. Из всех земных существ только человек задумывается над этими явлениями

Своим телом человек принадлежит к природному миру, в котором господствует тлен и смерть. И над ними разумное существо не властно. А наличие духовного начала в человеке заставляет нас предположить присутствие надприродного идеального мира. Тело человека со временем стареет и умирает, а творения его духовного мира продолжают жить из поколения в поколение. Давно нет в живых Платона, Шекспира, Баха, Рафаэля, но все человечество продолжает восхищаться их творчеством.

Если бы человек принадлежал только к природному миру, то он вряд ли отличался бы от животного. Почему человеку дано сознание, способное к рефлексии? Зачем чисто природному существу присуще чувство красоты, добра, любви, стремление к познанию истины? Вопросы на эти ответы мы ищем в сверхчувственном мире, который дает человеку духовность, нравственность, жизненные силы, которые проявляются как желание жить, как гармония души и тела.

Диалектический метод познания, который видит источник всякого развития в наличии противоположностей, находящихся в противоречии, позволил нам представить, что эмпирически в человеке действуют два начала: жизненное и смертное. Жизненное начало проявляется физически как биологическая жизнь тела и духовно как стремление к нравственному совершенствованию, самореализации. Смертное начало проявляется физически как старение и смерть биологического тела и духовно как нравственная деградация личности, стремление к разрушению. В психологии

подтверждением этому является определение Фрейда инстинкта жизни как Эрос, и инстинкта разрушения, который психолог определяет как Танатос.

В различные периоды жизни человека начинает превосходствовать либо одно, либо другое начало. В удачно складывающихся ситуациях для человека » начинает доминировать жизненное начало, которое выражается во всплеске энергии, вдохновения, безграничном желании самореализации. Но только стоит измениться событиям в ином направлении, превосходить начинает смертное начало, проявляющееся в апатии, ненависти ко всему окружающему, в депрессии, доходящей даже до суицида. А ведь «падение» духа влечет за собой и физическое разрушение организма, то есть болезнь и, возможно, в конечном итоге смерть.

В этом отношении у нас возник вопрос - возможно ли контролировать взаимодействие жизненного и смертного начал? Можно ли ослабить действие смертного начала? Для ответа на этот вопрос, с нашей точки зрения, необходимо найти онтологические основы такого представителя живых существ на Земле, как Homo Sapiens.

Итак, бытие человека представляется нам как взаимодействие, или диалектика, двух начал - жизненного и смертного, или жизни и смерти. Чтобы пытаться воздействовать на них, необходимо познать и понять какова их первопричина. Человек не властен над жизнью и смертью, что позволяет предположить, что причина их не в эмпирическом природном мире. Для этого мы использовали субстанциональный подход в определении онтологического места разумного существа в мироздании. В результате исследования данной проблемы мы пришли к следующим выводам.

Так как мы предположили объективное существование надприродного мира, определяющего духовное начало в человеке, то должны признать Абсолют как духовное первоначало всего существующего, которое мыслится как нечто единое, всеобщее, безначальное и бесконечное и противопоставляется всему относительному и обусловленному бытию.

Истинно-сущее есть абсолютная основа всякого феноменального бытия. Но как действительная основа или положительное начало всех явлений оно должно определенным образом заключать в себе все относительные формы и реальности нашего действительного мира.

Между известным нам феноменальным миром и миром метафизическим как его подлинной основой должно быть определенное соответствие, на чем и утверждается возможность метафизического познания. Явление есть явление чего-нибудь, а именно истинно-сущего. Но именно поскольку явление есть не что иное, как обнаружение, или познаваемость, сущего в себе, то, познавая явление, мы тем самым имеем некоторое познание этого сущего, обнаруживающегося в явлении. «Ядро метафизической схемы всеединства составляет учение о сущем. Сущее выше любых признаков и свойств, выше определений, выше множественности и раздельности. Оно - положительное ничто, не сводимое к отдельным, конкретным сущностям, и содержит в себе все в потенциальном единстве.»1

Абсолютное первоначало, или сущее, востребовано нашим разумом как логически необходимое предположение всякой частной истины, оно также требуется волей как необходимое предположение всякой нравственной деятельности как абсолютная цель или благо, и оно требуется чувством как необходимое предположение всякого полного наслаждения, что есть абсолютная и вечная красота. Сущее как триединство Добра, Истины и Красоты востребовано человеческим духом как его субстанциональная основа.

Отношение человека и Абсолюта определяется тем, каково место его в акте творения природного мира. Абсолютное не может действительно существовать иначе как осуществленное в своем другом. Другое же точно так же не может действительно существовать само по себе в отдельности от абсолютного первоначала, как явление не может существовать без сущности.

1 Акулинин В. Н. Философия всеединства: От В. С. Соловьева к П. А. Флоренскому. Новосибирск, 1990. С. 74.

Творение мира представляется как самораздвоение Абсолюта ради относительного.

Между Абсолютом, который проявляясь становится для человека Богом, и миром стоит человечество, понимаемое как идеальная умопостигаемая сущность, лежащая в основе эмпирического человека.

Отпавший от субстанционального единства мир стал совокупностью разрозненных элементов. Непроницаемость их друг для друга создает реальное пространство. Следствием этого отделения является потеря связи человека с целым, что стало причиной возникновения мирового зла, смерти. Таким образом, смерть и зло имеют метафизическое объяснение, причиной которых является отделение мировой души от божественного единства и предоставленная ей онтологическая свобода. Но в то же время мир сохраняет смутное стремление к идеальному всеединству. Его осуществление есть смысл и цель мирового процесса.

С появлением человека начинается новый процесс развития внутреннего всеединства, которое представляется не как внешняя граница, а в форме сознания и свободной деятельности. Человек способен в сознании постигать внутреннюю связь всего существующего. В этом смысле он есть второе всеединое. В человеке природа перерастает сам себя и переходит в сознании в область абсолютного бытия. Человек, таким образом, есть второе абсолютное или становящееся абсолютное.

Процесс соединения божественного начала с мировой душой является причиной рождения вселенского организма, представляющего собой воплощенную божественную идею или Софию, или умопостигаемое идеальное человечество. Отсюда нам представляется естественным вопрос - почему это соединение и это рождение не происходят разом в одном акте божественного творчества? Зачем в мировой жизни необходимы эти труды и усилия, зачем природа должна испытывать муки рождения? Почему, прежде чем произвести

совершенную форму, соответствующую идее, прежде чем породить совершенный и вечный организм, она производит столько безобразных порождений, не выдерживающих жизненной борьбы и бесследно погибающих? Зачем Бог оставляет природу так медленно достигать своей цели и такими дурными средствами? Зачем вообще реализация божественной идеи в мире есть постепенный и сложный процесс, а не один простой акт? Почему бы сразу не создать совершенный мир, где царит безраздельно добро.

Причиной этого является онтологическая свобода. Целью бытия является соединение всего существующего с Божеством, и для полноты своей оно должно быть обоюдным. Мировая душа, не имея этого единства в вечном акте как Бог, должна осуществлять его во времени и постепенно. Если бы это всеединство во всей своей полноте было разом сообщено или передано ей, то это для нее явилось бы только как внешний акт, как что-то насильственное для нее. А для того, чтобы иметь это единство как свободную идею, она должна самостоятельно усваивать и овладевать им. То есть, мировая душа должна свободно выбирать путь соединения с Божеством. В этом и состоит общее основание мирового процесса. Нам представляется, что эта онтологическая возможность свободы проявляется в деятельности эмпирического человека как вечная проблема выбора, а в философской спекуляции как проблема свободы и необходимости.

Исходя из специфики бытия человека, представляющего единство природного начала, души и духовного мира, можно определить и специфический подход к познанию бытия человека. Для познания всей полноты человеческого бытия необходимо синтезировать эмпирический опыт, рационализм и веру.

Вера определяет верховное начало и последнюю цель философского знания как познание Абсолюта. Эмпиризм по своему материальному характеру служит внешним базисом и вместе с тем крайним применением или

реализацией высших начал. Это есть чувственное восприятие бытия и составляет природное начало в человеке.

И рационалистический, собственно философский элемент по своему преимущественно формальному характеру является как посредство или общая связь всей системы. Философская спекуляция, составляющая логическую сферу человеческого бытия, путем умозрения выступает связующим звеном между идеальным первоначалом и природным миром, создает гармонию телесного и духовного начал человеческого бытия.

Человеку дана нравственная свобода выбора, значит, должно существовать для этого наряду с добром и зло. Признание, таким образом, зла относительным, а значит, бессильным основано на вере в окончательное и реальное торжество добра, так как субстанциональную основу имеет только добро. А у кого такой веры нет, зло представляется абсолютным, неискоренимым, уничтожающим своим присутствием бытие. И тогда нам представляется, что человек покоряется злу, давая возможность доминировать смертному началу.

Связь со всем и понимание всего возможны только при восстановлении первоначального божественного единства, когда злу нет места. Следовательно, чтобы устранить это основание зла, а, значит, нивелировать действие смертного начала в нас, необходимо осознать себя частью всеединого, стремиться к воссоединению с Богом, что есть возвращение своей сущности.

Зло, в котором лежит мир, имеет двоякий характер: зло субъективное, или нравственное, что есть грех или порок; и зло объективное, или страдание, причиняемое как враждебными стихиями, так и человеческой глупостью и злобой, испытываемой извне. Поэтому нравственная эсхатология включает в себя два вопроса: о победе добра субъективного и объективного. В первом случае речь идет о человеческой совести, как единственной арене, где встречаются добро и зло в открытой и сознательной борьбе. Победа добра здесь может выразиться в субъективном его признании: положительным образом - в

сознательном ему служении, или отрицательным образом - в муках совести в случае измены добру. Это есть путь нравственного возрождения. Это и есть, по нашему мнению, реальный путь для каждого человека в поставленной нами проблеме контроля над жизненным и смертным началом.

> Реальной ареной для нравственного самоопределения, где человек может

испытать себя в добре и зле, является человеческая жизнь. Естественная форма жизни, состоящая из чувствований, есть удовольствие и неудовольствие, счастье и несчастье. Нравственная природа человека велит ему искать счастье только в добре, определять свою жизнь как руководимую идеей добра, так как это обусловлено метафизически. Между тем в жизни людей на место добра и помимо его являются другие источники счастья. В этом и состоит реальная сила нравственного искушения. Человек может находить удовольствие и во зле и оставаться равнодушным к добру, отдаваясь своей чувственности. Победа добра в индивидуальном сознании значит такое состояние сознания, когда свободное от оков чувственности, оно имеет перед собой только дилемму добра и зла в их чистом виде, причем добро оказывает свое неотразимое действие на душу человека через посредство совести. То есть ценности человека лежат не в сфере материального мира, а в идеальной сфере.

Добро есть действительный нравственный порядок, выражающий безусловно должное и безусловно желательное отношение каждого ко всему и всего к каждому. Этот порядок является окончательной целью всякой деятельности и жизни, как высшее добро, благо и блаженство. Этот действительный нравственный порядок является совершенно общим и вместе с тем совершенно личным делом, потому что каждый хочет его для себя и для всех и только со всеми может получить его. Следовательно, нельзя противопоставлять личность и общество, определять среди них, что есть цель и что есть средство. Отделять личность от взаимоотношений с другими, значит отнимать у него всякое действительное содержание жизни, превращать личность в пустую возможность существования.

Развитие человеческой нравственности возможно только в общественной среде. И с этой точки зрения, общество есть объективно осуществляемое содержание личности.

Таким образом, общество не внешний предел для личности, а, наоборот, ее внутреннее восполнение, неразделимая целостность общей жизни.

Список библиографической литературы.

1. Антология мировой философии. В 4 т. - М., 1969.

2. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти /Пер. с фр. Н. А. Ронина. М., 1992.

3. Авксентьев В. А. Этническая конфликтология: в поисках научной парадигмы.- Ставрополь, 2001.

4. Агамов А. А. Бытие и познание.- Ставрополь, 1994.

5. Акулинин В. Н. Философия всеединства: От В. С. Соловьева к П. А. Флоренскому. - Новосибирск, 1990.

6. Ашшурский Э. Философия + мистика, но без ерундистики. - Киев, 1996.

7. Баландин Р. К. Самые знаменитые философы России. - М., 2001.

8. Бессонов Б. Н. Назначение человека.- М., 1995.

9. Борунков Ю Ф. Структура религиозного сознания.- М., 1971. Ю.Бонецкая Н. К. Русская софиология и антропософия // Вопросы философии.

1995. №7.

П.Борисов С. Б. Символы смерти в русской ментальности // СОЦИС. 1995. № 2.

12.Булгаков С. Н. Автобиографические заметки. Paris: YMKA - PRESS, 1991. 1 З.Булгаков С. Н. Апокалипсис Иоанна (Опыт догматического истолкования). М., 1991.

14.Булгаков С. Н. Жизнь за гробом. - М., 1998.

15.Булгаков С. Н. Купина Неопалимая: опыт догматического истолкования некоторых черт в православном почитании Богоматери. Paris, 1927.

16.Булгаков С. Н. О чудесах Евангельских.- М., 1994.

17.Булгаков С. Н. Первообраз и образ: Соч. в 2-х т.- М., 1999.

18.Т. 1. Свет невечерний.- М., 1999.

19.Т. 2. Философия имени; Икона и иконопочитание.- М., 1999.

20.Булгаков С. Н. Православие: Очерки учения православной церкви. Paris: YMKA-PRESS, 1989.

21.Булгаков С. Н. Слова. Поучения. Беседы. Paris: YMKA - PRESS, 1987.

22.Булгаков С. Н. Философия хозяйства. - Репринт с изд. «Путь»- М., 1912. -New York: Chalidze publications, 1982.

23.Булгаков С. Н. Христианство и еврейский вопрос.- Paris: YMKA - PRESS, 1991.

| 24.Булгаков С. Н. Героизм и подвижничество.- М., 1992.

25.Булгаков С. Н, Два града: исследования о природе человеческих идеалов. -СПб.: Издательство Российского Христианского Гуманитарного иститута. 1997.

26.Булгаков С, Н, Моя Родина.- Орел, 1996.

27.Булгаков С. Н. Тихие думы.- М., 1996.

28.Булгаков С. Н. Труды по социологии и теологии: в 2-х т.- М., 1999.

29.Т. 1. «От марксизма к идеализму».- М., 1999.

30.Т. 2. «Статьи и работы разных лет 1902-1942.».- М., 1999.

31.Бурмистров К. Владимир Соловьев и Каббала. К постановке проблемы // Исследования по истории русской мысли: Ежегодник за 1998.- М., 1998.

32.Булыгин А. В. К истокам идеального: естественнонаучный анализ проблемы. -Л., 1988.

33.Буржуазная философская антропология XX века.- М., 1986.

34.Бытие человека в культуре (опыт онтологического подхода). /Е. К. Быстрицкий и др.- Киев, 1991.

35.Вазина К. Я. Человек и духовное развитие. - Новгород, 1997.

36.Василиадис Н. Таинство смерти. / Пер. с греч. Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1998.

37.Вейш Я. Я. Аналитическая философия и религиозная апологетика.- Рига, 1989.

38.Винокурова У. А. Жизнь - творенье человека.- М., 1995.

39.Вишев И. В. Проблема личного бессмертия.- Новосибирск, 1990.

40.Вишев И. В. Проблемы иммортологии. Кн.1. Проблема индивидуального бессмертия в истории русской философской мысли XIX - XX столетий.-Челябинск, 1993.

41.Вишев И. В. Радикальное продление жизни людей: социальный, естественнонаучный, философский и нравственный аспекты.- Свердловск, 1988.

42.Владимир Соловьев: pro et contra: Личность и творчество В. Соловьева в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология.- СПб., 2000.

43.Волков Ю. Г., Поликарпов В. С. Человек: энциклопедический словарь.- М., 2000.

44.Гегель Г. В. Ф. Наука логики // Энциклопедия философских наук. Т. 1.- М., 1975.

45.Гегель Г. В. Ф. Философия религии.- М., 1975.

46.Грачев В. Д. Негативные характеристики мышления (социально-философский анализ).- Ставрополь, 1998.

47.Грачев В. Д. Философия ума.- Ставрополь, 1999.

48.45.Гиренок Ф. И. Ускользающее бытие.- М., 1994.

49.Григорий Нисский. Об устроении человека. /Св. Григорий Нисский. Пер. В. -М. Мурье.- СПб., 2000.

50.Григорьян Б. Т. Философская антропология.- М., 1984.

51.Григорьян Б. Т. Человек: его положение и призвание в современном мире. -М., 1986.

52.Губанова Н. Д. Представления о смерти как детерминанта социальной практики: автореферат дис. канд. филос. наук,- Ставрополь, 2000.

53.Губин В., Некрасова Е. Философская антропология: учебное пособие для вузов.- М., 2000.

54.Губин В. Д. Человек и его бытие в природе, истории и культуре.- М., 1992.

55.Гуревич П. С. Философская антропология. - М., 1997.

56.Гуревич П. С. О жизни и смерти // Жизнь земная и последующая.- М: Политиздат, 1991.

57.Деидов А. Б. Феномены человеческого бытия.- Минск, 1997.

58.Декарт Р. Избранные произведения.- М., 1950

59.Демерза Г. Н. Свобода как парадигма целостности.- Ставрополь, 2001.

60.Денисов С. Ф., Денисова Л. В. Человеческое и животное в человеке. - Омск, 1995.

61.Железов Е. А. Сущностные силы человека: философско-мировоззренческий анализ.-Казань, 1989.

> 62.Закон единства противоположностей.- Киев, 1991.

бЗ.Зеньковский В. В. История русской философии: В 2 т. -Л., 1969.

64.3ернов Н. М. Три русских пророка: Хомяков, Достоевский, Соловьев. / Пер. с англ.- М., 1995.

65.Иванищенко А. А., Носко Г. В. Природа единства философского и конкретно-научного познания. - Киев, 1989.

66.Иванов А. В. Философско-богословская идея Софии: современный контекст истолкования // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 1996. № 2.

67.Идея смерти в российском менталитете. Под ред. Ю. В. Хен.- СПб.; РХГИ, 1999.

* 68.Интизаров М. М. Глубины материи: трактат.- М., 1993.

69.Интуиция, логика, творчество. Ред. М. И, Панов. -М., 1987.

70.Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. / Пер. А. Бронзова. Реринт. 1992.

71.Исупов К. Г. Русская философская танатология // Вопросы философии. 1994. №3.

72.Каширин В. И. Очерки философии планетарного самосознания.-Ставрополь, 1996.

73.Камю А. Бунтующий человек.- М., 1990.

74.Кант И. Собр. соч. в 6 т.- М., 1965.

75.Ковалев А. М. Философия природы и общества.- М., 1996.

76.Коган Л. А. Жизнь как бессмертие // Вопросы философии. 1994. № 12.

77.Категории «закон» и «хаос».- Киев, 1987.

78.Карпинская Р. С. Человек и его жизнедеятельность. - М., 1988.

79.Кимелев Ю. А. Современная буржуазная философско-религиозная антропология.-М., 1985.

80.Клягин Н. В. Человек в истории.- М., 1999.

81.Книга о Владимире Соловьеве. Сост. Б. Аверин, Д. Базанов. - М., 1991.

82.Колеров М. А. Не мир, но меч: Русская религиозно-философская печать от «Проблем идеализма» до «Вех».- СПб., 1996.

83.Концепции человека в современной западной философии. - М., 1988.

84.Кремо М. Неизвестная история человечества. Пер. с англ. 2001.

85.Крылов Д. А. «Трагедия философии» или к вопросу о соотношении религии и философии в концепции С. Н. Булгакова // Отечественная философия: русская, российская, всемирная.- Н. Новгород, 1998.

86.Кузанский Н. Соч. в 2 т.- М., 1980.

87.Лаврин А. П. Хроники Харона: энциклопедия смерти.- Новосибирск, 1995.

88.Лаврин Л. Тысяча и одна смерть.- М., 1991.

89.Ламонт К. Иллюзия бессмертия.- М., 1984.

90.Лейбниц Г. Соч. в 4 т.- М., 1982.

91.Ливщиц Р. Л. Духовность и бездуховность личности. - Екатеринбург, 1997.

92.Лосев А. Ф. Владимир Соловьев и его время.- М., 2000.

93.Лосский Н. О. История русской философии.- М., 1991.

94.Лукьянов С. М. О Владимире Соловьеве в его молодые годы: В 3 кн.- М., 1990.

95.Любутин К. Н. Человек в философском измерении: от Фейербаха к Фромму. - Псков, 1994.

96.Магомедов А. А. История философии.- Ставрополь, 2000.

97.Майданович Е. Л. Жизнь. Смерть. Воскресение // Человек. 1997.№1.

98.Медведев Н. П. Переоценка ценностей как социальный феномен. -Ставрополь, 1995.

99.Мень А. Перевоплощение и оккультизм // Знание - сила. 1992.

100. Методологические принципы критики идеалистических и метафизических концепций познания. Под ред. П. В. Попова.- М., 1985.

101. Мочульский К. Владимир Соловьев. Жизнь и учение //Мочульский К. Гоголь, Соловьев, Достоевский.- М., 1995.

102. Никольский H. Русский Ориген XIX века Вл. С. Соловьев.- Спб., 2000.

103. Носков О. Научно-практическая конференция «Философия смерти» // Человек.- М., 1999. Вып. 2.

104. Огородников В. П. Играет ли бог в кости? (идея универсальной обусловленности как основа мироздания).- Л., 1991.

105. Олдак П. Г. Теогносеология: Миропостижение в рамках единения науки и веры.- Новосибирск, 1994.

106. О смерти и бессмертии. Сост. П. С. Гуревич.- М., 1991.

107. О человеке. Сост. Г. Г. Кириленко.- М., 1991.

108. Осипов В. И. Проблемы теории познания и методологии науки в естественноисторическом материализме (вторая половина XIX - нач. XX века).- М., 1998.

109. О русской религиозной философии конца XIX - начала XX веков // Философия и общество. 1997. № 4.

110. Печчеи А. Человеческие качества. / Пер. с англ.- M., 1985.

111. Полосухин Б. М. Феномен вечного бытия.- М.,1993.

112. Пржиленский В. И. Онтологические предпосылки познания социальной реальности.- Ставрополь, 1998.

113. Пржиленский В. И. Плюрализм в методологии: от единства к многообразию. -Ставрополь, 1996.

114. Проблема человека в истории науки и философии. -Л., 1990.

115. Проблема человека в западной философии. Сборник философских текстов.- М., 1988.

116. Проблема человека в современной религиозной и мистической литературе.-М., 1988.

117. Размышления о боге, богочеловечестве и новой жизни (новые смыслы бытия). Сост. Г. П. Бизяев.- Киров, 2001.

118. Разум и экзистенция: анализ научных и вненаучных форм мышления. Под ред. И. Т. Касавина, В. Н. Паруса.- СПб: Издательство Русского Христианского Гуманитарного института, 1999.

119. Розин В. М. Личность в религиозном, эзотерическом и научном мире // ОНС. 1994. №5.

120. Семенов В. В. Кризис теории познания и его разрешение или критика абстрактной рациональности.- М., 1997.

121. Сергий, Патриарх Моковский и всея Руси. Вечная жизнь как высшее благо // Альфа и Омега.- М., 1999. № 2.

122. Свердлов А. Д. На пороге бессмертия. Блики.- М., 1993.

123. Смирнов И. П. От марксизма к идеализму.- М., 1995.

124. Соколов Б. Г. Герменевтика метафизики.- СПб., 1998.

125. Соловьев В. С. Оправдание добра. Нравственная философия. Соч. в 2-хт. Т. 1.-М., 1988.

126. Соловьев В. С. Кризис западной философии. Соч. в 2-х. т. Т. 2.- М., 1988.

127. Соловьев В. С. Философские начала цельного знания. Соч. в 2-х т. Т. 2. -М, 1988.

128. Соловьев В. С. Три речи в память Достоевского. Соч. в 2-х т. Т. 2.- М., 1988.

129. Соловьев В. С. На пути к истинной философии. Соч. в 2-х т. Т. 2.- М., 1988.

130. Соловьев В. С. Об упадке средневекового миросозерцания. Соч. в 2-х. т. Т. 2.-М., 1988.

131. Соловьев В. С. Смысл любви.- М., 1990.

132. Соловьев В. С. Идея сверхчеловека. Соч. в 2-х т. Т. 2.- М., 1988.

133. Соловьев В. С. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории. Соч. в 2-х т. Т. 2.- М., 1988.

134. Соловьев В. С. Чтения о Богочеловечестве. С-П., 2000.

135. Соловьев В. С. Догматическое развитие церкви в связи с вопросом о соединении церквей. Paris: Collection SIMVOL № 5, 1994.

136. Соловьев В. С. О христианском единстве. М., 1994.

137. Соловьев В. С. Россия и вселенская церковь. Минск, 1999.

138. Соловьев С. М. Владимир Соловьев: Жизнь и творческая эволюция. М., 1997.

139. Суворов О. В. Сознание и Абсолют. М., 1999.

140. Семенов В. В. От дуализма к агонии идеализма. Философия как психология мышления. Пущино., 1999.

141. Семенов В. В. Философия души. Сверхчувственная материя и диалектика бессознательного. М., 2001.

142. Семенов В. В. Глобальный кризис рациональности и крах марксистского диамата. М., 1996.

143. Сергодеева Е. А. Научная рациональность в контексте философии и культуры. Ставрополь, 1999.

144. Смит Ф., Стеман Р. Тайны загробной жизни. / Пер. с англ. М., 1993.

145. Смысл человеческой жизни. Диалог мировоззрений: материалы симпозиума. Нижний Новгород, 1992.

146. Спенсер Г. Собр. соч. Вып. 7. СПб., 1867.

147. Спиноза Б. Избранные произведения. М., 1957.

148. Стрелков В. Н. Смерть как ценность: К метафизике смерти С. Н, Булгакова и Л. П. Карсавина. // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Философия. М., 1997. № 2.

149. - Трубников Н. Н. Время человеческого бытия. М., 1987.

150. Токарчик А. Мифы о бессмертии: потусторонний мир. / Пер. с польского. М.,1992.

151. Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М., 1986.

152. Трофимов В. К. Душа русского народа. Екатеринбург, 1998.

153. Успенский П. Д. Лекция о сверхчеловеке: психология возможной эволюции человека. М., 1997.

154. Фараджев К. Владимир Соловьев: мифология образа. М., 2000.

155; Федоров Ю. М. Сумма антропологии. Новосибирск, 1995.

156. Фигуры Танатоса: искусство умирания. Под ред. А. В. Демичева, М. С. Уварова. СПб.: Санкт-Петерургский университет, 1998.

157. Философия человека: традиции и современность. М., 1991.

158. Философский словарь Владимира Соловьева. Сост. Г. В. Беляев. Ростов-на-Дону, 2000.

159. Философско-религиозные истоки науки. Отв. ред. П. П. Гайденко. М., 1997.

160. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

161. Франк С. JL Предмет знания: об основах и пределах отвлеченного знания. Петроград, 1915.

162. Франк С. JI. Реальность и человек. М., 1997.

163. Франк С. JL Реальность и человек: Метафизика человеческого бытия. -Paris: YMKA- PRESS, 1956.

164. Франкл В. Э. Воля к смыслу. / Пер. с англ. М., 2000.

165. Франкл В. Э. Основы логотерапии, психотерапии и религия. / Пер. с англ. СПб.: Речь, 2000.

166. Фромм Э. Душа человека. / Пер. с англ. М., 1992.

167. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991.

168. Человек, философия и природа. Ред. Н. Филипповский. М., 1990.

169. Человек - наука - природа. Диалектико-материалистические основы научного миропонимания. Под. Ред. В. Г. Иванова. JL, 19986.

170. Чернов С. А. Субъект и субстанция: трансцендентализм в философии науки. С-П., 1993.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.