Духовно-практический потенциал трансперсонализма XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Махевская, Елена Васильевна

  • Махевская, Елена Васильевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2009, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 149
Махевская, Елена Васильевна. Духовно-практический потенциал трансперсонализма XX века: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Ростов-на-Дону. 2009. 149 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Махевская, Елена Васильевна

Введение

Глава I. Духовность человека в экзистенциалистском и транспер-соналистском подходах

1.1. Духовный кризис человека и его отражение в экзистенциалистском и трансперсоналистском подходах

1.2. Отношение к сознанию человека в экзистенциализме и трансперсональной психологии

1.3. Историко-культурные основания трансперсонализма (в сравнении с экзистенциализмом) и их отражение в трансперсональной психологии

Глава II. Сравнительный анализ жизни и смерти в экзистенциалистском и трансперсоналистском подходах

2.1. Подход к смыслу жизни человека в трансперсональной психологии в сравнении с экзистенциализмом

2.2. «Жизнь<г+смертъ» как схема духовного самоопределения человека в экзистенциализме и трансперсональной психологии

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Духовно-практический потенциал трансперсонализма XX века»

Актуальность исследования. Продолжающийся глобальный кризис культуры ставит на первый план проблему возрождения человеческой духовности, которая не может быть уже разрешена традиционными средствами религии или идеологии. Для этого требуется глубокий анализ человеческого сознания и форм его самопознания, которые либо дают человеку ощущение гармоничности с миром, либо нет. Из этого вытекает фундаментальное различие понимания духовности как феномена человеческой субъективности: одни направления в философии и культуре считают, что духовность сводится к осознанию человеком факта собственной дисгармоничности с миром, как например, экзистенциализм, другие же, как например, трансперсональная психология (предтечей которой является гуманистическая психология1), полагают, что духовность проявляется в деятельности сознания по преодолению этой дисгармоничности.

Тот факт, что эти два направления имеют общие гуманитарные основания, сходный категориальный аппарат и методы исследования человеческого сознания, дает возможность выявить между ними принципиальное различие, касающееся активности человеческого самопознания. Так, направление экзистенциализма, которое сложилось в философии начала XX века, оперирует такими понятиями, как: смысложизненные позиции, ценностные ориентации, и исследует переживания, которые человек ощущает в своём внутреннем мире, испытывая экзистенциальный кризис, т.е. крах личных смысложизненных установок.

Трансперсональная психология изучает сознание человека в более широком спектре его проявлений, исследуя: множественность состояний сознания, трансперсональные и околосмертные переживания, феномены ин

1 См.: Фромм Э. Гуманистический психоанализ / Сост. и общая редакция В.М. Лейбина. СПб., 2002; Фромм Э. Дзен-буддизм и психоанализ/ Фромм Э. Кризис психоанализа. Дзен-буддизм и психоанализ. Под ред. П. С. Гуревича, перевод с англ. Э.А. Гроссмана. М.: Айрис-пресс, 2004. туиции, творчества, высшие состояния сознания, личностные ресурсы, па-рапсихологические феномены. Поэтому кризисные проявления в человеческом сознании рассматриваются в рамках трансперсональной психологии не только в индивидуально-личностном, но еще и в историко-культурном, межкультурном, религиозно-мистическом и научном контекстах, стремясь к их методологическому соединению, исходя из одной цели - реальной помощи человеку в преодолении духовного кризиса.

Таким образом, понятие экзистенциального кризиса оказывается частным случаем духовного кризиса, что и позволяет говорить о трансперсональной психологии как форме трансперсонализма XX века и о большем ее духовно-практическом1 потенциале, нежели у экзистенциализма. И актуальность данной работы вытекает из необходимости определить основные характеристики этого потенциала трансперсональной психологии (что проще сделать в сравнении с экзистенциализмом).

Степень научной разработанности проблемы Экзистенциальный кризис как явление саморазрушения сознания показано в произведениях А. Камю, Ж.-П. Сартра и исследовалось в произведениях П. Тиллиха, Г. Марселя, М. Хайдеггера, К. Ясперса, Л. Шестова, О.Ф. Болльнова, Э. Фромма, Р. Мэй. Проблема преодоления экзистенциального кризиса рассматривается в работах Т. Денисенко, А.Г. Зарубина, В.П. Лега, Л.Н. Мусхелишвили, Ю.А. Шрейдера, Р. Тарнаса, И.М. Шлыковой. Методологический анализ экзистенциалистской позиции по отношению к этому вопросу сделал М.К. Мамардашвили. Взгляд экзистенциализма на проблему смерти рассматривал О. Бордуков.

Определяющее значение для становления трансперсональной психологии как самостоятельной дисциплины имели работы У. Джеймса, А. Маслоу, Э. Сутича. Тема духовного кризиса, духовного самораскрытия и саморазвития представлена в трудах Р. Ассаджиоли, С. Грофа, К. Гроф, В. Козлова, С.

1 Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. М.: Наука, 1991.

Копонева, С.А. Кукушкина, В. Майкова, Н. Друри, Э. Ласло, П. Рассела, Дж. Пери, J1.H. Юрьевой, для которых духовный кризис проявляется в конкретных критических ситуациях, возникающих в развитии сознания человека и способствующих его духовной трансформации и обновлению.

Наиболее важный вклад в понимание измененных состояний сознания и создание их системной иерархии (картографии) вносят труды С. Грофа, О. Ранка, К. Уилбера, 3. Фрейда, К.-Г. Юнга, В.В. Налимова, Ж.А. Дрогалиной. Анализ переживаний смерти и возрождения, околосмертных переживаний, клинической смерти проведен в работах С. Грофа, Дж. Халифакс, К.-Г. Юнга, P.A. Моуди, К. Ринга, Н.П. Бехтеревой, В.В Абрамченко, К. Вистренда, С.Г. Данько, Л.И. Спивака. Философским исследованием смерти в рамках танатологии занимались A.B. Калюжин, H.A. Кебина, С. Рязанцев, М.А. Шенкао, Д.В. Матяш,

Историко-культурные и межкультурные исследования феномена духовности как основы сохранения самоидентичности сознания (в том числе, в его измененных формах) проводили А. ван Геннеп, С.А. Нижников, Д. Нурбахш, Л. Спенс, Е.А. Торчинов, Д. Уайт, К. Уилбер, Д. Фейдимен, Э. Фромм, Д. Судзуки, Р. де Мартино, Р. Штейнер, М. Элиаде. Исследованиями психоделического воздействия на сознание занимались А. Хоффман, С.Р. Петросян. Коммуникативным аспектом духовности занимался X. Феррер. Анализ форм «паранаучного», «донаучного», «псевдонаучного», «антинаучного», «сверхнаучного», «альтернативного» знания проводили И.Т. Касавин и Н.И. Мар-тишина.

Несмотря на обширность и многообразие исследований в поле деятельности трансперсональной психологии, ее духовный потенциал еще не до конца исследован и осознан как в рамках традиционных представлений о духовности, так и в рамках науки, противопоставляющей себя традиционным, древним и практичным, но ненаучным знаниям. Поэтому выявление культурной специфики, структуры и масштаба смысложизненных установок трансперсональной психологии имеет значение для анализа проблемы духовности.

Объектом диссертационного исследования является феномен духовности как интеллектуально-психологической мировоззренческой установки человеческого сознания на достижение и сохранение гармоничности с миром.

Предметом диссертационного исследования является духовный потенциал трансперсональной психологии в сравнении с экзистенциалистским.

Цель работы состоит в определении основных характеристик духовного потенциала трансперсональной психологии. Данная цель раскрывается в следующих задачах:

1. Рассмотреть основные черты духовного кризиса в современной культуре и специфику его представленности в экзистенциализме и трансперсональной психологии;

2. Рассмотреть и сравнить подходы к человеческому сознанию в экзистенциализме и трансперсональной психологии;

3. Исследовать историко-культурные основания трансперсонализма (в сравнении с экзистенциалистскими) и их отражение в концепциях трансперсональной психологии;

4. Сравнить трактовку смысла жизни в экзистенциализме и трансперсональной психологии;

5. Проанализировать отношение к смыслу смерти в экзистенциализме.

6. Сравнить трансперсоналистский смысл смерти с экзистенциалистским.

Методологические и теоретические основы исследования.

Основным в данной работе является метод системного сравнения, применяемый к двум философско-гуманитарным концепциям в их главных структурных элементах: социально-антропологическому основанию, ценностным установкам, категориальному аппарату, мировоззренческим выводам, практической ориентации. В связи с этим, для системного анализа применяется междисциплинарный подход, позволяющий наиболее полно и объективно выявить методологические и духовно-практические преимущества трансперсональной психологии в деле преодоления духовного кризиса.

Научная новизна диссертации состоит в следующем:

- показано, что трансперсональная психология, ставящая перед собой практически значимую и духовную цель, в плане восстановления и сохранения гармоничности человеческого сознания, является духовно-практической формой человеческой культуры;

- рассмотрена структура духовности, включающая взаимосвязь духовно-теоретических и практически-духовных моментов в определенном соотношении и масштабе; показано, что гармоничный синтез этих моментов порождает духовно-практические формы культуры;

- выявлены системные различия экзистенциализма и трансперсональной психологии по антропологическим, психологическим, культурологическим и духовным качествам;

- выявлена структура духовного потенциала трансперсональной психологии, включающая историко- и межкультурный, философский, психологический и научный контексты;

- показано, что в экзистенциализме соотношение жизни и смерти рассматривается как взаимоисключающее;

- показано, что в трансперсональной психологии это соотношение рассматривается как диада взаимодействующих моментов единого сознания.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Из системного сравнения экзистенциализма и трансперсональной психологии вытекает, что больший синтетический - философский, методологический, онтологический, практический, научный - эффект наблюдается у трансперсональной психологии, стремящейся использовать любые практически-духовные и духовно-теоретические формы человеческой культуры для достижения одной цели: восстановления и сохранения гармоничности человеческого сознания. Тем самым, трансперсональную психологию, ставящую перед собой эту практически значимую и духовную цель и стремящуюся реализовать ее всеми способами, очевидно, можно назвать духовно-практической формой человеческой культуры, т.е. такой, для которой духовные цели предшествуют и определяют практические.

2. Трансперсональная психология обладает определенным перспективным потенциалом для полномерного анализа явления духовного кризиса, проявляющегося как в мировой, так и в российской культуре. В этом плане она превосходит не только экзистенциализм, сводящий духовный кризис к индивидуально-экзистенциальному, но и примитивные концепции прямой обусловленности духовного кризиса социальными, экономическими, политическими проблемами, разрешение которых якобы должно автоматически уничтожить и духовный кризис. Но понятно, что преодоление таких проблем недостижимо без уверенности человека в том, что это возможно. А эта уверенность не может опираться ни на традицию, ни на богатство, ни на власть, ни на идеологию, а только на духовные силы человека. Поэтому познание человеком собственных духовных сил, овладение и освоение их является важным условием выживания его самого и всего человечества в современных условиях. И на первый план выходит исследование человеческого сознания именно с этой стороны.

3. Сравнение экзистенциализма с трансперсональной психологией по антропологическим, психологическим, культурологическим и духовным качествам показывает, что для экзистенциализма: единственным источником знаний является самонаблюдение как объяснительно-переживательная (эгоцентрическая) установка исследования «несчастного сознания»; суть практического отношения к переживаниям: отргщание имеющихся проблем за счет расширения масштаба сознания; в результате формируется рефлексивная установка сознания на самоотрицание собственных проблем, которая, не имея материальной (социальной и организационной) поддержки, опирается только на волю человека, что порождает у него постоянные сомнения в устойчивости собственного существования, постоянный поиск собственной сущности, постоянное разочарование в его результатах и конечный крах из-за неизбежного истощения силы воли; отношение к культуре, социуму и миру вообще - предельно критическое, хотя и пассивное: признается, с одной стороны, неизбежность экзистенциальных проблем, а с другой - полная невозможность не только их разрешения, но и понимания; для такого типа сознания свойствен пессимизм, вытекающий из благородного трагизма человека, вынужденного терпеть все бедствия жизни, но отрицающего самоубийство; для трансперсонализма: в качестве источника знаний, кроме самонаблюдения, привлекаются любые науки, имеющие отношение к исследованию сознания; исследовательская установка: расширение поля исследования за счет анализа всех возможных форм «измененного сознания»; целевая установка, определяющая суть лечебных методик: разрешение личностных проблем за счет расширения масштаба сознания; отношение к социуму - активное: развитие сознания человека до такой степени, когда он становится способен сам решать все свои проблемы, - как чисто психологические - за счет самоанализа и самоуглубления, так и практические - за счет воздействия на социум; такое отношение является принципиально оптимистичным.

4. Экзистенциализм, в поисках историко-культурных прецедентов, чаще всего обращался к таким двум известным культурным фактам, как история праведника Иова из Ветхого Завета (религиозное направление) и история древнегреческого царя Сизифа (нерелигиозное направление), смысл которых - в принципиальной неразрешимости человеческих проблем, невозможности их осмысления и вытекающей из этого абсурдности человеческого бытия. Трансперсональная психология есть современный вариант трансперсонализма вообще как древней культурной традиции и практики познания человеческого сознания и самопознания человеческого Я. Это направление не ограничивается искусственной самогармонизацией сознания, предлагаемой экзистенциализмом. Опора на понятие «измененных состояний сознания» позволяет этому направлению преодолеть теоретические и практические границы профессионалистских концепций сознания и, не отвергая ни одну из них, использовать как всех их, так и богатейший культурно-исторический опыт всего человечества, связанный с самопознанием и самоуправлением (в психическом смысле). Сосредотачивая свое внимание не на различиях культур, а на том общем, что все они дают людям в плане духовности, трансперсональная психология фактически демонстрирует общечеловеческий и глобальный культурный и духовный потенциал, способствуя, тем самым, будущему культурному объединению всего человечества.

5. В современной западноевропейской культуре понятие смысла жизни уже не рассматривается как статичное и нормативное (как это свойственно для экзистенциализма), но как развивающееся и саморазвивающееся (как это рассматривается в транперсональной психологии). Экзистенциализм не оправдывает страданий, но и принципиально не ищет путей к избавлению от них, считая их неизбежными; фактически он призывает людей приучаться жить в ситуации постоянного духовного кризиса, как естественной и неизбежной, то есть постоянно метаться между состояниями жизни (бытия) и смерти (ничто). Такое состояние вполне можно назвать состоянием духовной (интеллектуальной) смерти. В трансперсональной психологии состояние духовной смерти не есть последнее и окончательное, а исходный момент последующего развития сознания и человека. Поэтому это состояние духовной смерти становится в трансперсональной психологии относительным, а понятие жизни, возрождающейся через смерть - абсолютным.

6. В связи с такой переориентацией в ценностях меняется отношение к другим людям, к природе, Богу и всему сущему, пересматриваются жизненные ориентиры и мировоззренческие установки, иначе понимается природа человеческого сознания. Его сущность теперь понимается в терминах принципиальной и абсолютной целостности, не разрушаемой никакими внешними воздействиями. Осознание этого факта дает человеку абсолютную уверенность в себе, позволяющую ему разрешать эти проблемы с предельной эффективностью, а не погружаться в непреодолимое состояние вселенского, онтологического отчаяния. Это и значит, что духовный потенциал такого сознания неизмеримо выше, чем экзистенциалистского, т.к. онтология последнего нецелостна: она признает существование чего-то вне себя и независимо от себя, т.е. отрыв своей сущности от существования и их противопоставление. Поэтому для трансперсональной психологии, и в целом трансперсонализма, диада «жизнь<->смерть» выражает не просто отношение двух позиций, характеризующееся случайным переходом от одной к другой, как в экзистенциализме, а их ценностным взаимодействием: каждая из этих позиций придает смысл другой, в рамках единого мировоззрения. Такая диада является подлинной культурно-онтологической ценностью, отражающей естественную биологическую, социальную и индивидуальную динамику развития и саморазвития человека, не оставляющей вне себя ничего существующего независимо от нее; в ней сущность и существование едины.

Научно-практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшей разработки проблемы духовности, при чтении учебных курсов по философии, культурологии, психологии, а также спецкурсов по философским проблемам современной психологии.

Апробация исследования. Основные результаты диссертационного исследования обсуждались в отделе послевузовской подготовки и социальных, гуманитарных наук СКНЦ ВШ ЮФУ.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы (166 наименования). Общий объем диссертации составил 149 страниц машинописного текста.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Махевская, Елена Васильевна

Заключение

Таким образом, трансперсональная психология XX века является одним из немногих направлений человеческой мысли, в котором осуществляется попытка формирования новой философско-антропологической парадигмы на основе синтеза знаний, накопленных человечеством в рамках классической науки, восточных духовных практик, религии и эзотерики. В отличие от концепции биосоциальной природы человека трансперсональная психология формирует новый взгляд на проблему человека, акцентируя внимание на сложную структуру человеческого сознания, включающую не осознаваемые при обычных условиях доэгоистический (перинатальный), эгоистический и трансэгоистический (трансперсональный) уровни. В результате изучения необычных человеческих проявлений психики в условиях «измененного состояния» сознания возникает новая картина бытия человека как сложного феномена «круговорота души» в «энергетическом поле пространства-времени» Вселенной.

В отличие от этого экзистенциализм акцентирует внимание на сознание в социуме, как оно существует и изменяется под воздействием социальных тенденций, массовости, духовно нравственных, этических и эстетических производных, принятой системы мыслей, идеологии, моральных, юридических норм и т.д. Преодолевая различные этапы своего существования, человек неизбежно сталкивается с проблемой духовного кризиса. Понятие духовного кризиса в трансперсональной психологии раскрывается в особенностях характеристики переживаний человека на перинатальном и над-личностом уровнях психики, обусловливающих ситуацию, отражающую имманентное состояние человека в современном обществе вследствие отрицания ценностного, духовного содержания основ бытия.

Человек, отдаляясь от своей сущности, переживает духовный кризис, который трансперсональная психология в связи с новым подходом и пониманием характеризует как стадию перехода к целостному духовному состоянию. В целом, духовный кризис понимается, во-первых, как утрата смысла жизни и нравственных позиций; во-вторых, как процесс перехода к спонтанному исцелению различных эмоциональных и психосоматических расстройств, обусловленных рядом факторов инициирующих кризисное состояние; в-третьих, как состояние человека, находящегося на стадиях глубокой трансформации, духовного роста и обновления.

Классификация духовных кризисов включает в себя следующие категории: биографическая (личностная), перинатальная (околородовая), надличностная (трансперсональная). Первая категория - переживания, связанные с историей жизни индивидуума. Вторая - переживания смерти и возрождения во взаимосвязи с травмой биологического рождения. Переживания третьей категории, выходящие за пределы обычных границ личности, представляют собой трансцендирование или выход за рамки обычного человеческого опыта и включают переживания, названные духовными, мистическими, религиозными, магическими, оккультными или паранормальными.

Формы трансперсональных переживаний, ранее однозначно трактовавшиеся как психические отклонения, приобретают статус основных движущих факторов в процессе духовной трансформации человека, разрешая эмоциональные и психологические проблемы; проявляя новые творческие способности и таланты; позволяя обрести смысложизненные ориентиры и приблизиться к пониманию ценности самой жизни.

Категории и формы духовного кризиса в трансперсональных исследованиях понимаются и классифицируются как кризисы личной трансформации и представляют собой передовой рубеж области исследований в данном направлении.

Духовный кризис можно понимать как «феномен» присущий человеку. Человек, находящийся на различных этапах своего существования может быть подвержен духовному кризису, который является сущностной характеристикой такого переживания, отражающей имманентное конкретного индивида. Правильное понимание, изучение и исследование духовного кризиса может оказаться, безусловно, важным в помощи, поддержке и лечении людей, испытывающих подобные переживания.

Духовные кризисы приводят человека к глубинному переживанию тайны смысла жизни. Преодолев духовный кризис, справившись с трудностями, сопровождающими это состояние, жизнь человека приобретает новый смысл. Особенности смысложизненных и ценностных ориентаций обусловлены универсальными и духовно-нравственными устремлениями, отражающими внутреннее содержание душевной жизни, выражающиеся в наиболее значимой для человека цели, самой главной идее, которая характеризует его жизнедеятельность и поведение. Ценности, которые человек определяет для себя в качестве смысложизненных, отражаются в оценке силы нравственных устремлений и конкретных потребностей и являются абсолютно-прочной основой его бытия. Категории, принципы, нормы и правила, а также мотивы и чувства людей, не имеющие автоцентрический характер, а направленные на осмысление духовной сущности и осознание свободы, являются результатом преобразования смысложизненных и ценностных ориентаций современного человека.

Рассматривая духовный кризис как переходный момент, его следует считать естественным состоянием современного общества и личности, необходимым этапом в их развитии, позволяющим обрести смысложизненные ориентиры, осознать ценности самой жизни.

Проблема смысла жизни теснейшим образом связана с проблемой сущности человека, они во многом переплетаются и совпадают. Смысл жизни человека, бесспорно, является основой его существования. Всё, что может быть отнесено к смысложизненным ценностям, отражается в сути смысла конкретного человека. Смысл, который человек вкладывает в свои поступки, действия, намерения для достижения поставленной цели, служит единой и неизменной основой его бытия. Важно понять, что постижение смысла жизни заключается в самой экзистенции, в проживании жизни, в осмыслении того, что смысл приходит не извне, а от внутреннего духовного переживания. Смысл жизни - это и есть духовная её сущность. Эта мысль в полной мере отражает понимание смысла жизни в трансперсональной психологии. Во-первых, именно духовные кризисы приводят человека к глубинному переживанию тайны смысла жизни, во-вторых, в постижении смысла бытия отражается процесс духовного раскрытия, и, наконец, в-третьих, собственно стремление к духовности является абсолютом смысла жизни.

Духовный кризис не только приближает человека к пониманию смыс-ложизненных ориентиров, но и позволяет по-новому осмыслить смерть как ценностный феномен.

Смерть рассматривается в более широком контексте, в духовной перспективе. В трансперсональной психологии смерть и возрождение переживается символически во внутреннем самоисследовании. Процесс возрождения находится вне чувственного восприятия индивида и понимается, как чисто психическая реальность, которая даётся косвенно, посредством личных сообщений. Аспектом возрождения является сущностная трансформация, то есть полное обновление человека, изменение его сущностной природы. Ценность «такой смерти» очевидна в связи с тем, что осуществляется смена отношения человека к биологической смерти вследствие освобождения от страха смерти. В то же время исчезновение страха смерти преображает также и способ человека жить в мире, влияя на качество жизни и основную стратегию существования. Безусловно, тот факт, что смерть и возрождение в понимании трансперсональной психологии коренным образом меняет человека по отношению к самому себе вследствие ослабления нашего отождествления с телом и «Я» и к воссоединению с надличностной областью. Очевидно, что меняется отношение к другим людям, к природе, Богу и сущему вообще в связи с тем, что происходит переориентация в ценностях, пересмотр жизненных ориентиров и мировоззренческих установок.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Махевская, Елена Васильевна, 2009 год

1. Адлер, А. Смысл жизни Текст. /А. Адлер// Философские науки. 1998. №1.

2. Ассаджиоли, Р. Психосинтез: теория и практика от душевного кризиса к высшему «Я» Текст. /Р. Ассаджиоли. М., 1994.

3. Ассаджиоли, Р. Типология психосинтеза: семь основных типов личности. Духовное развитие и нервные расстройства Текст. /Р. Ассаджиоли. -М., 1995.

4. Бердяев, H.A. О назначении человека Текст. /H.A. Бердяев. М., 1993.

5. Бескова, И.А. О природе трансперсонального опыта Текст. /И.А. Бескова. -// Вопросы философии. 1994. №2.

6. Бехтерева Н.П. О мозге человека: Размышления о главном Текст. /Н.П. Бехтерева. СПб., 1994.

7. Бехтерева, Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни Текст. /Н.П. Бехтерева. Санкт-Петербург, 1999.

8. Бехтерева, Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека Текст. /Н.П. Бехтерева. Ленинград, 1971.

9. Бехтерева, Н.П. О мозге человека: XX век и его последняя декада в науке о мозге человека Текст. /Н.П. Бехтерева. СПб., 1997.

10. Ю.Блюменкранц, М. Глобальные проблемы современного культурного процесса Текст. /М. Блюменкранц// Вопросы философии. 2006. № 5.

11. П.Болльнов, О.Ф. Введение в экзистенциальную философию Текст. /О.Ф. Болльнов. М., 2002.

12. Бордуков, О. Что такое смерть в экзистенциальной философии и психологии? Эл. ресурс./0. Бордуков. Режим доступа: http://www.institut. smysl.ru/article/bordukov.php, свободный.

13. Брэй, У. Ацтеки: быт, религия, культура Текст. /У. Брэй. -М., 2005.

14. Н.Бубер, М. Проблема человека //Я и Ты / Пер. с нем. Ю.С. Терентье-ва, Н. Файнгольда; Послесл. П.С. Гуревича Текст. /М. Бубер. М.: Высш. шк., 1993.

15. Васильев, Л.С. История религий Востока Текст. /Л.С. Васильев. -М., 1988.

16. Вахромов, Е.Е. Проблема человека: самость и «Я» в психологии. Эл. ресурс./Е.Е. Вахромов. Режим доступа: http://www.hpsy.ru/public /х995. Мш, свободный.

17. Википедия. Свободная энциклопедия Эл. ресурс./ Режим доступа: http://www.ru.wikipedia.org/wiki/, свободный.

18. Владимиров, А. Кумран и Христос Текст. /А. Владимиров. М., 2002.

19. Власова, Т.И. Духовно ориентированная парадигма воспитания в отечественной педагогике Текст. /Т.И. Власова// Педагогика 2006. № 10.

20. Геннеп, ван А. Обряды перехода Текст. /А. ван Геннеп. М., 2002.

21. Горюнов, И.А. Символический аспект духовного кризиса техногенной цивилизации Текст. /И.А. Горюнов // Философские исследования. 1999. №10.

22. Гроф, С. Психология будущего Текст. /С. Гроф. М., 2001.

23. Гроф, С., Гроф, К. Неистовый поиск себя Текст. /С. Гроф, К. Гроф. М., 1996.

24. Гроф, К. Жажда целостности: Наркомания и духовный путь Текст. /К. Гроф. М., 2003.

25. Гроф, К., Гроф, С. Духовный кризис: Когда преобразование личности становится кризисом Текст. /К. Гроф, С. Гроф. М., 2003.

26. Гроф, С. За пределами мозга: рождение, смерть и трансценденция в психотерапии Текст. /С. Гроф. М., 1994.

27. Гроф, С. Космическая игра: исследование рубежей сознания Текст. /С. Гроф. М., 1997.

28. Гроф, С. Надличностное видение: Целительные возможности необычайных состояний сознания Текст. /С. Гроф. М., 2004.

29. Гроф, С. Области бессознательного: данные исследований ЛСД Текст. /С. Гроф. М., 1994.

30. Гроф, С. Психика и космос: холотропные состояния сознания, архе-типическая психология и транзитная астрология Эл. ресурс./С. Гроф. Режим доступа: http://www.oculus.ru/stat.php? ¡(1=5, свободный.

31. Гроф, С. Психология будущего Эл. ресурс./С. Гроф. Режим доступа: http://www.hippocrat.ru/, свободный.

32. Гроф, С. Путешествие в поисках себя: измерения сознания и новые перспективы психотерапии и внутреннего исследования Текст. /С. Гроф. — М., 1995.

33. Гроф, С. Трансперсональные опыты Текст. /С. Гроф// Человек. М., 1991, №5.

34. Гроф, С. Холотропное сознание Текст. /С. Гроф. -М., 1996.

35. Гроф, С. Целительные возможности необычных состояний сознания. Практика холотропного дыхания Текст. /С. Гроф. М., 2000.

36. Гроф, С., Ласло, Э., Рассел, П. Революция сознания: Трансатлантический диалог Текст. /С. Гроф, Э. Ласло, П. Рассел. М., 2004.

37. Гроф, С., Уилбер, К., Веховски, А., Тарт, Ч. Практика холотропного дыхания Текст. /С. Гроф, К. Уилбер, А. Веховски, Ч. Тарт. М., 2004.

38. Гроф, С., Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти Текст. /С. Гроф, Дж. Хэлифакс. М., 1996.

39. Губин, А. Принципы холотропной психотерапии Эл. ресурс./А. Гу-бин. Режим доступа: http://www.samopo-znanie.com/printarticle.php?id=267, свободный.

40. Гуманистическая и трансперсональная психология Текст. М., 2000.

41. Гуревич, П.С. Кармические интуиции Станислава Грофа Текст. /П. Гуревич// Наука и религия. 1992. № 10.

42. Гуревич, П.С. Философская антропология Текст. /П.С. Гуревич. -М., 2001.

43. Денисенко, Т. Смысловая аутентичность как онтологическая мера душевного здоровья личности: опыт экзистенциально-аналитической экспликации Эл. ресурс./Т. Денисенко. Режим доступа: http://www.phenomen.ru/public/ journal.php?article=64, свободный.

44. Джеймс, У. Многообразие религиозного опыта Текст. /У. Джеймс. -М, 1993.

45. Дройзен, И. История эллинизма. В 3 т. Текст. /Н. Дройзен. Ростов-на-Дону, 1995.

46. Друри, Н. Трансперсональная психология Текст. /Н. Друри. -Львов, 2001.

47. Дубова, Е.Т. Духовный кризис в современной России и практическая психология Текст. /Е.Т. Дубова// Журнал прикладной психологии. 2000. №1.

48. Дубова, Е.Т. Духовный кризис в современной России как религиозная и психологическая проблема Текст. /Е.Т. Дубова // Журнал прикладной психологии. 1999. № 3, 4.

49. Духовность // Современный философский словарь / Под общ. ред. Кемерова В.Е. Текст. / Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск, 1998.

50. Евстигнеева, Л.П., Евстигнеев, Р.Н. Экономическая глобализация и постмодерн Текст. /Л.П. Евстигнеев, Р.Н. Евстигнеев// ОНС, 2000, № 1.

51. Ермаков, В.Ф. Демократическая организация социально-экономической и духовной солидарности людей Текст. /В.Ф. Ермаков// Вестник Московского университета. Сер. 12, Политические науки. 2004. № 2.

52. Зайцев, Е. Учение Владимира Лосского о теозисе Текст. /Е. Зайцев. -М., 2007.

53. Залыгин, С.П. О смысле жизни Текст./С.П.Залыгин//Человек. 2001.

54. Зарубин, А.Г. Философия экзистенциализма (проблема времени) Эл. ресурс./А.Г. Зарубин. Режим доступа: http://www.chronos.msu.ru /RRE-PORTS /zarubinphiloseczisten.htm, свободный.

55. Зарубина, H.H., Панарин, A.C. Гражданское и методологическое кредо исследователя Текст. /H.H. Зарубина, A.C. Панарин// Вестник Российского философского общества. 2005. №1.

56. Калюжин, A.B. Осознание смерти как ключевой момент существования Текст. /A.B. Калюжин// Гуманитарные и социально-экономические науки. 2006. № 2.

57. Камю, А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство Текст. /А. Камю. М., 1990.

58. Камю, А. Избранное: Пер. с фр. / Вступ. ст. С. Великовского; Ил. А. Еремина Текст. /А. Камю. М.: Издательство. 1990.

59. Камю, А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде Текст. /А. Камю. М.: Политиздат, 1990.

60. Карельский, Г. Эстетические переживания в измененных состояниях сознания Эл. ресурс./Г. Карельский. Режим доступа: http://www.hippo-crat.ru/, свободный.

61. Касавин, И.Т. Миграция. Креативность. Текст. Проблемы неклассической теории познания Текст. /И.Т. Касавин. — СПб.: РХГИ, 1998.

62. Кебина, H.A. «Рождение» смысла жизни через постижение смысла смерти Текст. /H.A. Кебина// Социально-гуманитарные знания. 2004. №2.

63. Кеннон, Д. Иисус и ессеи Текст. /Д. Кеннон. М., 2006.

64. Коваль, Б. Смысл жизни / мнения и со-мнения Текст. /Б. Коваль. -М., 2001

65. Козлов, В. Психология смысла Текст. /В. Козлов. М. 1999.

66. Козлов, В., Майков, В. Основы трансперсональной психологии Текст. /В. Козлов, В. Майков. Изд-во Трансперсонального института. М., 2000.

67. Козлов, В., Майков, В. Основы трансперсональной психологии Эл. ресурс./В. Козлов, В. Майков. Режим доступа: http: //www.dino32.narod.ru/ TranspersR.htm, свободный.

68. Козлов, В.В. Духовный кризис структура и динамика Эл. ре-сурс./В.В. Козлов. - Режим доступа: http://www.mapn.info, свободный.

69. Козлов, В.В. Социальная и психологическая работа с кризисной личностью Эл. ресурс./В.В. Козлов. Режим доступа: http://www.psyinst.ru/ library.php?part=article&id=614, свободный.

70. Копонев, С. Стресс подкрался незаметно Текст. /С. Копонев // Природа и человек. 2002, № 4.

71. Кукушкин, С.А. Современный духовный кризис Запада в оценке отечественных философов Эл. ресурс./С.А. Кукушкин. Режим доступа: http:// www.humanities.edu.ru/db/msg/18847, свободный.

72. Куртц, П. Мужество стать: добродетели гуманизма Текст. /П. Куртц// Здравый смысл. Журнал скептиков, оптимистов и гуманистов. М. 2000.

73. Кьеркегор, С. Страх и трепет: Пер. с дат. Текст. /С. Кьеркегор. -М.: Республика, 1993.

74. JIera, В.П. Лекции по истории западной философии. Современная западная философия. Экзистенциализм Эл. ресурс./В.П. Лега. Режим доступа: http://www.sedmitza.ru/text/431838.html, свободный.

75. Леонтьев, Д.А. Психология смысла Текст. /Д.А. Леонтьев. М. 1999.

76. Личность, культура, этнос. Современная психологическая антропология Текст. -М., 2001.

77. Лойола, Св. Игнатий. Духовные упражнения. Духовный дневник Текст. /Св. Игнатий Лойола. М., 2002.

78. Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Т. VII Текст. /А.Ф. Лосев. -М., 1988.

79. Лосский, В.Н. Боговидение Текст. /В.Н. Лосский. -М., 2006.

80. Мамардашвили, М. К. Категория социального бытия и метод его анализа в экзистенциализме Сартра Эл. ресурс./М.К. Мамардашвили. -Режим доступа: http://www.orel.rsl.ru/nettext/russian/mamardashvili/mamarda-shvili/sartre.html/, свободный.

81. Марсель, Г. Быть и иметь Текст. /Г. Марсель. Новочеркасск. 1994.

82. Марсель, Г. Трагическая мудрость философии. Избраннъе работы / Пер. с франц., сост., вступ. ст. и примеч. Г.М. Тавризян Текст. /Г. Марсель. -М.: Издательство гуманитарной литературы, 1994.

83. Мартишина, Н.И. Наука и паранаука в духовной жизни современного человека Текст. /Н.И. Мартишина. Омск, 1997.

84. Маслихин, A.B. «Размышления о.» Текст. /A.B. Маслихин // Философский альманах. М., 2000.

85. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы Текст. /А. Мас-лоу.-М., 1999.

86. Маслоу, А. Религии, ценности и пиковые переживания Текст. /А. Маслоу. -М., 1990.

87. Матяш, Д.В. Танатология: социокультурный контекст. Дис. . канд. филос. наук Текст. /Д.В. Матяш. Ростов н/Д, 1997.

88. Моуди, P.A. Жизнь после жизни Текст. /P.A. Моуди. Киев, 1994.

89. Мусхелишвили, H.JL, Шрейдер, Ю.А. Иов-ситуация: искушение абсурдом Текст. /H.J1. Мусхелишвили, Ю.А. Шрейдер /Философская и социологическая мысль, 1991, № 8.

90. Мэй, Р. Экзистенциальная психология Текст. /Р. Мэй. М., 2005.

91. Налимов, В.В. В поисках иных смыслов Текст. /В.В. Налимов. -М.: Прогресс, 1993.

92. Налимов, В.В. Дрогалина, Ж.А. Вероятностная модель бессознательного. Бессознательное как проявление Семантической вселенной Текст./В.В. Налимов, Ж.А. Дрогалина // Психологический журнал. Том 5. №6. 1984.

93. Налимов, B.B. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности Текст. /В.В. Налимов. М., 1989.

94. Нижников, С.А. Проблема духовного в западной и восточной культуре и философии Текст. /С.А. Нижников. -М., 1995.

95. Новейший философский словарь Эл. ресурс. Режим доступа: http: //www.slovari.yandex.ru/dict/phildict/article/filo/filo-319.htm?text, свободный.

96. Нурбахш, Д. Путь. Духовная практика суфизма Текст. /Д. Нурбахш. -М., 2007.

97. Панарин, A.C. Духовные катастрофы нашей эпохи в свете философского знания Текст./А.С. Панарин // Москва. 2004. № 1; 3.

98. Пастухов, В.Б. Русский неомарксизм Текст./В.Б. Пастухов // Общественные науки и современность. 2004, № 4.

99. Петросян, С.Р. Культурная психоделическая традиция наука внутренних перемен Эл. ресурс./С.Р. Петросян. - Режим доступа: http://www. peterlife. ru/download%20free%20online/extasy%20adam/extasy%20adam%201 47.htm, свободный.

100. Понд, Д. Запад в поисках Востока Текст. /Д. Понд. М., 2004.

101. Пути за пределы «эго»: трансперсональная перспектива. Под ред. Роджера Уолша и Френсис Воон Текст. М. 1996.

102. Разумный, В.А. Драматизм бытия, или обретение смысла Текст. /В.А. Разумный. М., 2000.

103. ЮЗ.Ранк, О. Травма рождения и ее значение для психоанализа Текст. /О. Ранк. М.: Аграф, 2004.

104. Ю4.Режабек, С.Е. Концепт измененных состояний сознания в антропологических теориях культуры и его реализация в научной психологии Текст. / С.Е. Режабек//Гуманитарные и социально-экономические науки, 2006, № 6.

105. Ринг, К. Проект ОМЕГА: предсмертные переживания, НЛО и мировой разум Текст. /К. Ринг. М., 1998.

106. Русакова, H.A. Защита духовной сферы как фактор национальной безопасности России Текст. / H.A. Русакова // Власть. 2006. №7.

107. Рязанцев, С. Танатология наука о смерти Текст. /С. Рязанцев. -СПб, 1994.

108. Сартр, Ж. П. Тошнота Текст. /Ж.-П. Сартр. М, 1992.

109. Сартр, Ж.-П. Проблемы метода / Пер. с фр.; примеч. В.П. Гайдамаки Текст. /Ж.-П. Сартр. -М.: Прогресс, 1994.

110. Сартр, Ж.-П. Стена: Избранные произведения Текст. /Ж.-П. Сартр, М.: Политиздат, 1992.

111. Сартр, Ж.П. Экзистенциализм — это гуманизм / Сумерки богов / Сост. и общ. ред. A.A. Яковлева Текст. /Ж.-П. Сартр. М.: Политиздат, 1989.

112. Семёнов, B.C. О путях прогрессивного развития российского общества и цивилизации в XXI веке Текст./В.С. Семенов // Вопросы философии. 2007, №4.

113. Сердюков, Ю.М. Теоретические изъяны трансперсональной методологии оккультизма Текст./Ю.М. Сердюков // Мир психологии. 2003. №3.

114. Спенс, Л. Таинства Египта. Обряды, традиции, ритуалы Текст./Л. Спенс. М, 2007.

115. Спивак, Л.И, Бехтерева, Н.П., Данько, С.Г. и др. Электрическая активность мозга как коррелят психических состояний роженицы Текст./ Л.И. Спивак, Н.П. Бехтерева, Н.П. Данько // Физиология человека. 1997. Вып. 23, № 5.

116. Спивак, Л.И, Вистренд, К, Абрамченко, В.В. и др. Необычные психические феномены, связанные с родами // Труды ИАГ РАМН Текст. /Л.И. Спивак, К. Вистренд, В.В. Абрамченко. СПб, 1993.

117. Сутич, Э. Возникновение трансперсонального направления: личный отчет Эл. ресурс./Э. Сутич. Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/vsr0290/txt02.htm, свободный.

118. Тареев, М.М. Цель и смысл жизни // Смысл жизни Текст. /М.М. Тареев.-М., 1994.

119. Тарнас, Р. История западного мышления ("страсти западного ума"). Экзистенциализм и нигилизм Эл. ресурс./Р. Тарнас. Режим доступа: hйp://\vww.society.polbu.ru/tarnasthinkinghistory/ch62i.html, свободный.

120. Тиллих, П. Мужество быть // Избранное. Теологи культуры Текст. /П. Тиллих.-М., 1995.

121. Торчинов, Е.А. Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния Текст. /Е.А. Торчинов. СПб., 2005.

122. Уайт, Д. Что такое просветление? Исследование цели духовного пути Текст. /Д. Уайт. М., 1996.

123. Уилбер, К. Никаких границ: восточные и западные пути личностного роста Текст. /К. Уилбер. М., 2003.

124. Уилбер, К. Проект Атман: трансперсональный взгляд на человеческое развитие Текст. /К. Уилбер. М., 1999.

125. Уолш, Р. Основания духовности. Семь главных практик для пробуждения сердца и ума Текст. /Р. Уолш. М., 2004.

126. Федотова, В.Г. Практическое и духовное освоение действительности Текст. /В.Г. Федотова. М.: Наука, 1991.и

127. Фейдимен, Д. Религиозные теории личности. Йога. Дзэн. Суфизм Текст. / Д. Фейдимен. М., 2007.

128. Феномен человека: Антология / Сост. П. С. Гуревич Текст. М.: Высш. шк., 1993.

129. Феррер, X. Новый взгляд на трансперсональную теорию. Человеческая духовность с точки зрения соучастия Текст. /X. Феррер. М., 2004.

130. Философский энциклопедический словарь Текст. М., 2001.

131. Философский энциклопедический словарь Текст. М.: ИНФРА-М, 2000.

132. Франк, С. Смысл жизни (Самоанализ) Текст. /С. Франк // Городское управление. 2004. № 6-9.

133. Франк, С.Л. Духовные основы общества Текст. /С.Л. Франк // Русское зарубежье. Л., 1991.

134. Франкл, В. Человек в поисках смысла Текст. /В. Франкл. М., 1990.

135. Фрезер, Д.Д. Золотая ветвь. Исследование магии и религии Текст. /Д.Д. Фрезер. М., Политиздат, 1980.

136. Фрейд, 3. «Я» и «Оно»: Сборник: Пер. с нем.; Авт. вступ. ст. М.А. Блюменкранц. Текст. /3. Фрейд. М.: ЭКСМО-пресс; Харьков: Фолио, 1998.

137. Фрейд, 3. Введение в психоанализ: Лекции. Пер. с нем. Г.В Барышниковой. Текст. /3. Фрейд. СПб.: Азбука: Кн. Клуб «Терра», 1997.

138. Фрейд, 3. По ту сторону принципа удовольствия: Сборник: Пер. с нем.; Сост., послесл. и коммент. А.А Гугнина; Биогр. очерк С. Цвейга. Текст. /3. Фрейд. -М.: Прогресс: Литера, 1992.

139. Фромм Э. Гуманистический психоанализ / Сост. и общая редакция В.М. Лейбина Текст. /Э. Фромм,- СПб., 2002.

140. Фромм, Э. Дзен-буддизм и психоанализ/Фромм Э. Кризис психоанализа. Дзен-буддизм и психоанализ. Под ред. П. С. Гуревича, перевод с англ. Э.А. Гроссмана Текст. /Э. Фромм. М.: Айрис-пресс, 2004.

141. Фромм, Э. Душа человека. Ее способность к добру и злу/Фромм Э. Душа человека Текст. /Э. Фромм.- М.: Республика, 1992.

142. Фромм, Э. Здоровое общество/Психоанализ и культура. Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма Текст. /Э. Фромм. М., 1995.

143. Фромм, Э. Иметь или быть? / Пер. с англ. Н.И. Войскунской, И.И. Каменкович; Общ. ред. и вступ. ст. В.И. Добренькова Текст. /Э. Фромм. -М.: Прогресс, 1986.

144. Фромм, Э., Судзуки, Д., де Мартино, Р. Дзен-буддизм и психоанализ Текст. /Э. Фромм, Д. Судзуки, Р. де Мартино. М., 1997.

145. Хайдеггер, М. Бытие и время Текст. /М. Хайдеггер. М., 1997.

146. Хайдеггер, М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. Текст. /М. Хайдеггер. -М.: Республика, 1993.

147. Хёйзинга, Й. В тени завтрашнего дня Текст. /И. Хейзинга. М., 1992.

148. Хофманн, А. ЛСД мой трудный ребенок Эл. ресурс./А. Хофф-ман. - Режим доступа: //http://www.fictionbook.ru/author/hofmannalbert/lsd moyi trudniyyirebienok/hofmannlsdmoyitrudniyyirebienok.html, свободный.

149. Хрусталёв, Ю.В. Философия экзистенциализма как возвращение к проблеме человека: европейская и японская версии Эл. ресурс./Ю.В. Хрусталёв. Режим доступа: http://www.anthropology.ru/ru/texts/khrustaleva yv/commnat0235.html, свободный.

150. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии Текст. -М., 1990.

151. Чернокозова, В.Н., Чернокозов, И.И. Этика молодого человека Текст. /В.Н. Чернокозов, И.И. Чернокозов. Ростов-на-Дону, 1985.

152. Чудновский, В.Э. Исследование проблем смысла жизни и акме Текст. /В.Э. Чудновский// Психологический журнал. 2004. Том 25. №1.

153. Шафии, Мохаммад. Свобода от себя: суфизм, медитация и психотерапия Текст. /Мохаммад Шафии. М., 2007.

154. Шелер, М. Положение человека в космосе// Проблема человека в западной философии: Переводы / Сост. и послесл. П.С. Гуревича; Общ. ред. Ю.Н. Попова Текст. /М. Шелер. М.: Прогресс, 1988.

155. Шенкао, М.А. Основы философской танатологии Эл. ре-сурс./М.А. Шенкао. Режим доступа: http://www.filosof.historic.ru/books /item/f00/s00/z0000948/st000.shtml, свободный.ь

156. Шестов, Л. Киркегард и экзистенциальная философия Текст. /Л. Шестов.-М., 1992.

157. Шлыкова, И.М. Экзистенциальная философия как фактор управления процессами становления личности Эл. ресурс./И.М. Шлыкова. Режим доступа: http://www.egpu.ru/lib/elib/Data/Contentyi28278285618609876/ Default.aspx, свободный.

158. Шредер, Ю. Смысл // Новая философская энциклопедия. Т. 3 Текст.-М., 2001.

159. Штейнер, Р. Мистерии востока и христианства Текст. /Р. Штей-нер.-М,, 2006.

160. Элиаде, М. Шаманизм: архаические техники экстаза Текст. /М. Элиаде. М., 2000.

161. Юнг, К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов Текст. /К.Г. Юнг. М., 1997.

162. Юнг, К.Г. Ответ Иову/Собр. соч. Т. 3 Текст. /К.Г. Юнг. М., 1995.

163. Юнг, К.Г. Работы по психиатрии: Психогенез умственных расстройств: Пер. с нем. и англ.; Под общ. ред. В. Зеленского. Текст. /К.Г. Юнг. СПб.: Академический проект, 2000.

164. Юрьева, Л.Н. Кризисные состояния Текст. /Л.Н. Юрьева. Днепропетровск, 1998.

165. Яковлев, В.А., Суркова, Л.В. Философия жизни на пороге XXI века: новые смыслы Текст./В.А. Яковлев, Л.В. Суркова // Вестник московского института. Серия 7- Философия. 2000, № 6.

166. Ясперс, К. Смысл и назначение истории Текст. /К. Ясперс. М.: Республика, 1994.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.