Смысл жизни человека: философско-концептуальный анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Сухоплюев, Павел Александрович

  • Сухоплюев, Павел Александрович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2000, Уфа
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 167
Сухоплюев, Павел Александрович. Смысл жизни человека: философско-концептуальный анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Уфа. 2000. 167 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Сухоплюев, Павел Александрович

Введение.

Глава I. Специфика человеческого существования.

§1. Смысл жизни человека в современном мире: постановка проблемы.

§2. Научный подход к человеку в контексте проблемы смысла жизни.

§3. Философское измерение жизни человека.

Глава II. Смысл жизни: типология основных философских подходов.

§ 1. Онтология смысла.

§2. Решение проблемы смысла жизни в контексте реализма.

§3. Решение проблемы смысла жизни в контексте номинализма.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Смысл жизни человека: философско-концептуальный анализ»

Современную эпоху часто называют эпохой мировоззренческих поисков, и это действительно так. Если говорить о ситуации российского человека, то в недалеком прошлом - в советские времена - смысл жизни задавался человеку коммунистической идеологией, пронизывающей все сферы как социальной, так и индивидуальной жизни. Но после распада Советского Союза наше общество охватил глубокий мировоззренческий кризис: прежние ценности утратили свое былое значение, также оказался потерянным и смысл жизни. Человек оказался в трагической ситуации потери смысложизненных ориентиров. С другой стороны, эта ситуация есть в то же время еще и ситуация выбора, поиска человеком новых ценностей и новых смыслов, открывающая новые возможности и перспективы. Более того, мировоззренческий кризис охватил в настоящее время не только Россию, но и весь мир. Видимо, ни одно из уже имеющихся мировоззрений не соответствует масштабам вставших в XX веке перед человеком проблем. Поэтому в наше время особенно актуальной становится проблема смысла жизни, как одна из центральных мировоззренческих проблем, а вследствие этого и поиск онтологических оснований смысла жизни.

Ставя перед собой проблему смысла жизни, человек обнаруживает тем самым способность сомневаться в значимости собственного существования. И это, на наш взгляд, значительно больше выделяет его из природного мира, чем что бы то ни было другое. Мы полагаем, что вопрос о смысле жизни искони присущ человеку как мыслящему, сознательному существу, что он глубоко укоренен в самой структуре человеческого бытия.

Вопросы «Для чего живет человек?», «Как он должен жить?», «Каково его предназначение в мире?» можно считать основополагающими, первостепенными вопросами человеческого существования. Как справедливо пишет

А.Камю: «Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии. <.> Поэтому вопрос о смысле жизни я считаю самым неотложным из всех вопросов» \

И проблема эта, действительно, очень серьезная. Мы не можем заниматься ею «просто так», «ради того, чтобы доставить себе удовольствие, свои способности испытать, свои силы потешить». Как справедливо пишет В.Тендряков: «Помнишь, что были распятые на крестах, сожженные на кострах, погибшие на баррикадах, растрелянные в застенках ради решения этих проклятых вопросов? Ну так они и теперь висят над нами проклятием» 2. Простая честность ума или даже просто мужество и чувство чести не позволяют нам забывать об этом.

Проблема смысла жизни человека созвучна по своему содержанию известным кантовским вопросам: 1) Что я могу знать? 2) Что мне надлежит делать? 3) На что я смею надеяться? 4) Что такое человек? . От ее решения зависит поведение человека, его отношение к окружающим, к обществу, к миру в целом. Содержание, вкладываемое в понятие смысл жизни, во многом влияет и на формирование личности.

Надо сказать, что сама постановка данного вопроса оказывается возможной лишь в том случае, когда в человеке пробуждается осознание собственного Я, когда в процессе своего существования он начинает понимать объективную значимость своей жизни. Недостаточное самосознание приводит, на наш взгляд, к тому, что человек оказывается не в силах надлежащим образом постичь всю сложность и многогранность собственного существования, а это в свою очередь уменьшает вероятность принятия им верного решения в складывающихся жизненных ситуациях. Другим важным условием постижения чело

1 Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде. // Сумерки богов. - М.,1989. С.223.

2 Тендряков В. Покушение на миражи. - М.Д987. С. 154.

3 Кант И. Трактаты и письма. - М.,1980. С.332. веком смысла своей жизни в современных условиях - условиях падения внутреннего авторитета религии для очень большого количества людей - является овладение существующим культурно-философским наследием, которым, однако, большинство людей в достаточной мере не владеют.

Проблема смысла человеческой жизни занимала и волновала умы людей на протяжении всей известной нам истории человечества, но в настоящее время она приобрела особенную остроту.

Дело в том, что проблема смысла жизни человека возникает постольку, поскольку речь идет о высшем смысле жизни человека, о предельных основаниях человеческой жизни, об Истине с большой буквы. Поэтому характерной особенностью смысла жизни как такового является то, что он охватывает бытие человека в целом. Тем самым смысл жизни выступает в качестве абсолютного и безусловного начала. Иначе говоря, он для понимания самого себя не нуждается ни в чем другом, что может быть понято само через себя. Наоборот, каждое отдельное содержание человеческой жизни оказывается исходя из него понятым и осмысленным.

В настоящую же эпоху метафизические структуры, объяснявшие мир и человека на протяжении почти двух тысячелетий, рухнули, не выдержав испытания временем. Европейская христианская метафизика в форме потусторонней трансцендентности, или Бога, разрушилась. Она утратила в человеческом сознании свое безусловное значение, ее исторический, преходящий характер стал очевиден. Тем самым современный человек оказывается в трагической ситуации, которая, по Ф.Ницше, заключается в том, что мы сами «убили Бога».

С утратой смысла жизни единство мира и человека, укорененность человека в бытии разрушается. Человек «выпадает» из мира, становится в нем «посторонним» (А.Камю), а потому особую актуальность в современной ситуации приобретает, на наш взгляд, исследование именно онтологических оснований проблемы смысла жизни.

Сама проблема смысла жизни касается, на наш взгляд, каждого человека. Как тонко замечает У.Джеймс: «В глубине души каждого из нас есть уголок, в котором находят себе печальный отзвук неразрешимые мировые тайны» \ Однако лишь философскому дискурсу под силу попытаться найти причины появления смысложизненной проблематики, вскрыть механизмы его (смысла жизни) возникновения и функционирования, а также его предназначение в жизни личности и культуры.

Объект исследования: проблема человека в смысложизненных ориентирах.

Предмет исследования: философско-концептуальное осмысление проблемы смысла жизни человека и ее онтологические основания.

Степень разработанности проблемы.

Тема человека и его «пребывания» в мире, являясь одной из важнейших философских проблем, так или иначе затрагивается всеми философскими школами и направлениями. В истории философии предлагались различные схемы осмысления человеческой жизни.

В античной философии, носившей в целом космоцентричный характер и направленной на постижение высшей гармонии космоса, человек рассматривался как часть этого целого, а отдельный человек воспринимался в контексте причастности этому целому (в качестве которого выступали, например, общество, разум и др.) Это определило реалистический (в плане противопоставления реализма и номинализма) подход античных философов к проблеме смысла и назначения человеческой жизни. Так, с реалистических позиций, т.е. с точки зрения общего, «человека вообще», определяют смысл человеческой жизни Аристотель, Платон, Сократ, Эпикур, Сенека, Марк Аврелий и др.

С переходом от античности к христианству происходит пересмотр воззрений на сущность и предназначение человека. Так, средневековая европейская

1 Джеймс У. Воля к вере. - М.: Республика, 1997. С.28. философия, рассматривая человека как «образ и подобие Божие», видела смысл человеческой жизни в служении Богу. Здесь можно выделить таких мыслителей как Августин Аврелий, отцы церкви, Фома Аквинский, Бонавентура и др. В рамках данного подхода обширный материал для размышлений и обобщений дает также русская религиозная философия второй половины XIX - начала XX веков. Отметим в этой связи таких философов как Н.А.Бердяев, А.И.Введенский, Н.Я.Грот, Н.И.Кареев, И.В.Киреевский, Л.М.Лопатин, Н.О.Лосский, В.В.Розанов, В.С.Соловьев, Е.Н.Трубецкой, С.Л.Франк.

В Новое время философы, отказавшись от религиозной ортодоксии начинают искать смысл жизни либо в мире абстрактных идей - как это происходит в рационализме, например, у Р.Декарта, Г.В.Лейбница, Б.Спинозы, либо в мире, открываемом человеку опытом - И.Кант, метафизический материализм, диалектический материализм К.Маркса и Ф.Энгельса и др.

Однако универсалистский подход, доминирующий до XX века не позволял в должной мере учесть экзистенциальный, личностный аспект смысложиз-ненной проблематики. Поэтому закономерно, что XX век принес с собой антропоцентризм и расцвет таких философских направлений как экзистенциализм, философская антропология и др. Это дало толчок развитию номиналистического подхода к проблеме смысла жизни человека, в котором он есть нечто экзистенциальное, вырабатываемое самим индивидом. Из экзистенциалистов нами выделяются прежде всего такие философы как Н.А.Бердяев, М.Бубер, А.Камю, С.Кьеркегор, Ж.П.Сартр, М.Хайдеггер, Л.Шестов, К.Ясперс. Нельзя не отметить также их предшественников, таких представителей «философии жизни» как А.Бергсон, В.Дильтей, Г.Зиммель, Ф.Ницше. Однако экзистенциальный подход, в свою очередь, страдает, на наш взгляд, определенной философской поверхностностью, как в отношении эмпиризма в своей методологической ориентации, так и в отношении онтологической глубины поставленной проблемы.

Разнообразие существующих традиций закономерно ставит вопрос об их классификации, поиске и анализе онтологических оснований различных подходов. Разработку онтологических аспектов проблемы смысла жизни можно найти в работах таких современных отечественных философов как

A.П.Андреев, Б.С.Галимов, В.А.Кутырёв, Д.А.Нуриев, А.И.Селиванов, Н.М.Солодухо, Н.Н.Трубников, В.Н.Финогентов, Н.Б.Хидиятов.

Некоротые методологические аспекты проблемы присутствуют в работах

B.Н.Бондаренко, Э.Гуссерля, К.Х.Делокарова, А.Ф.Кудряшева, М.К.Мамарда-швили, К.Поппера.

По отдельным вопросам мы обращались к работам таких ученых как В.И.Гольданский, В.В.Кузьмин, Л.Л.Морозов, И.Пригожин, М.Эйген и др.

Цели и основные задачи диссертационного исследования. Целью работы является проведение философско-концептуального анализа проблемы смысла жизни человека. В соответствии с указанной целью в диссертации ставятся и решаются следующие задачи:

- проанализировать специфику бытия человека в современном мире;

- раскрыть особенности научного и философского подходов к изучению смысла жизни человека;

- выявить онтологические аспекты проблемы смысла жизни человека;

- исследовать зависимость наличествующих концепций смысла человеческой жизни от того или иного подхода к решению проблемы онтологии смысла как такового.

Методология и источники исследования. В качестве концептуальной основы рассмотрения проблемы смысла жизни человека в диссертации выступает категориальная и содержательная проработка данной проблемы в «философии жизни» и экзистенциализме. Также проблема смысла жизни осмысливается нами в контексте диалектики номинализма и реализма, с одной стороны, и имманентного и трансцендентного, с другой стороны. Различая научный и философский подходы к проблеме смысла человеческой жизни, мы опирались на разработку понятия «жизненный мир» у Э.Гуссерля. Смысл жизни охватывает бытие человека в целом: он относится к человеку как субъекту в его целостности, охватывая не только его ratio, но и область личных, экзистенциальных чувств и переживаний, не сводимых к рациональным формам познания. Этим и обусловлен определенный упор в нашем исследовании на иррацио-налистическое направление философской мысли.

Источники исследования разнообразны — это различные философские концепции, современные научные знания, работы таких отечественных философов как К.А.Абульханова-Славская, С.Ф.Анисимов, М.М.Бахтин, Э.В.Ильенков, М.М.Карпов, Л.Н.Коган, В.К.Комаров, В.А.Кувакин, К.Н.Любу-тин, Б.В.Марков, А.Т.Москаленко, Л.А.Мясникова, Б.Н.Попов, В.Ф.Сержантов, Ю.В.Согомонов, В.П.Тугаринов, И.Т.Фролов и др. Также в ряде случаев использовались художественные произведения таких авторов как В.Высоцкий, И.В.Гёте, Ф.М.Достоевский, А.Тарковский, Э.Хемингуэй, Ст.Цвейг.

Научная новизна диссертационного исследования:

1. Раскрыта специфика современного положения человека как ситуация «фактичного», т.е. неукорененного, существования и как ситуация поиска новых онтологических оснований для решения проблемы смысла жизни.

2 Установлена связь между самотрансценденцией человеческого бытия -установлением человеком самому себе определенных границ (содержательных, эмоциональных, психологических и т.д.) и постоянным их преодолением - и обретением смысла жизни.

3. Выявлены два подхода, наличествующие в историко-философской традиции изучения и решения проблемы онтологии смысла. Последняя может быть рассматриваема или как заданная онтологическая схема, определяющая смысл жизни человека из некой изначально данной сущности человека («образ Божий», «природа человека», «совокупность общественных отношений» и т.д.), или как онтологическая задача, решаемая каждым отдельным человеком самостоятельно.

4. Предложена новая типология подходов к проблеме смысла жизни человека, выделяющая трансцендентно-реалистический, имманентно-реалистический, трансцендентно-номиналистический и имманентно-номиналистический подходы.

Теоретическое и практическое значение работы определяется возможностями использования разработанных теоретических и методологических положений в дальнейшей разработке проблемы смысла жизни в философии, а также при решении смысложизненных задач, стоящих как перед обществом в целом, так и перед отдельным человеком. Материалы работы могут быть использованы в исследованиях в области философской антропологии, в лекциях и на семинарских занятиях по курсу «Философия», в соответствующих спецкурсах по проблемам онтологии и гносеологии.

Апробация работы: Основные положения диссертации обсуждались на Всероссийской научной конференции «Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI века» (Уфа, 1997); на втором Российском философском конгрессе (Екатеринбург, 1999). Автор принимал участие в постоянно действующем семинаре проф. В.Н.Финогентова «Мировоззренческие поиски современности» (|997-1999г.г.). Результаты исследования были апробированы также на семинарских занятиях по философии на различных факультетах Башкирского государственного университета. Диссертация обсуждена на кафедре философии Башкирского госуниверситета (май 1999г., ноябрь 1999г.) и рекомендована к защите.

Структура и объем диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы. Объем диссертации 167 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Сухоплюев, Павел Александрович

Заключение

Полагаем, что именно наличие в человеке сознания «вытаскивает» его из причинно-следственного ряда физических событий мира и заставляет ставить вопросы о смысле как бытия, так и собственного существования. Человек пытается постичь бытие в его целостности, и делает это путем построения определенных онтологических конструкций (или метафизических структур) выходящих за рамки налично-эмпирического уровня бытия, и в которых также находится место и для него самого. Метафизические структуры, дополняя налично-эмпирический уровень человеческого существования, делают тем самым бытие человека полным, придают ему единство и целостность, посредством их человек обретает укорененность в бытии, единство с ним.

В настоящую же эпоху метафизические структуры, объяснявшие мир и человека на протяжении почти двух тысячелетий, рухнули. Европейская христианская метафизика в форме потусторонней трансцендентности оказалась разрушенной. Она утратила в человеческом сознании свое безусловное значение. Теперь, со «смертью Бога» (Ф.Ницше) происходит отчуждение человека от мира - человек становится в нем «посторонним» (А.Камю). При этом поиск человеком взамен идеи Бога нового начала, которое отвечало бы требованию безусловности, и потому могло бы стать смыслом жизни, не привел к желаемому результату. Происходила лишь абсолютизация каких-либо частных начал человеческой жизни, которые при этом становились кумирами, и их последующее крушение. Поэтому характерной чертой, отличающей положение современного человека от положения человека прошлых времен, является ситуация его «фактичного», т.е. неукорененного в бытии, существования. При этом эмпирическим доказательством данного утверждения является, на наш взгляд, возникновение массы, как весьма распространенной формы жизни современного человека.

На наш взгляд, проблема смысла жизни человека рационально (точнее, </ только рационально) не может быть решена. И тому есть ряд причин. Дело в том, что научное познание человека носит частный характер, который, на наш взгляд, заключается в следующем. Во-первых, научное рассмотрение человека ограничено уровнем его налично-эмпирического существования. Поэтому, несмотря на то, что посредством науки можно достаточно четко и ясно устаноить, что необходимо человеку как живому существу для поддержания своего наличного физического существования, и определить его потребности как витального существа, научное познание тем не менее не дает знания о человеке в целом. Во-вторых, частный характер научного знания о человеке заключается в том, что оно не затрагивает человека как экзистенцию. Дело в том, что экзистенция -истинное внутриличностное бытие человека, поток его переживаний, не сводимый ни к каким внешним объективированным формам - не может быть полностью выражена в форме научного, рационального знания, а потому наука опять-таки не может превратить человека в целом в предмет исследования. Кроме того, наука по своей интенции направлена на познание предметов и явлений внешнего мира, но не человека. Поэтому, видя в нем только объект для исследования, она не может понять человека, который, тем что он развивает отношение к самому себе, выделяется из мира природы, и, следовательно, требует иного к себе отношения. Таким образом, научное знание о человеке, строго говоря, никогда не сможет охватить человеческое бытие полностью и стать знанием о человеке в целом, а отсюда следует, что смысл жизни, поскольку он есть такое начало, которое охватывает бытие человека в целом, не может быть найден посредством науки. Поэтому проблему смысла жизни человека следует решать на философском уровне постижения мира и человека как проблему метафизическую.

Понятие «жизнь» рассматривается нами с позиции «философии жизни», где ей приписывается изначально присущая активность, а в трансцендировании - постоянном выходе за собственные пределы - видится ее главная, сущностная особенность. На уровне человеческого бытия также происходит трансцендиро-вание жизни самой себя. Это проявляется в постоянном расширении человеком границ собственного мира - того мира, который Э.Гуссерль называет жизненным миром человека. При этом самотрансценденция - прорыв человеком своей конечности на духовном уровне собственного бытия - становится важнейшей характеристикой человеческого бытия, поскольку она является тем механизмом, посредством которого человек расширяет горизонты своего жизненного мира, которые в пределе стремятся к границам бытия, к тому, чтобы охватить бытие в целом. Само бытие становится, таким образом, жизненным миром человека. По сути, понятия «жизнь» и «бытие» становятся для нас тождественными. Жизнь есть бытие, есть то, что бытийствует, а бытие есть жизнь.

Рассматривая смысл как таковой, предлагается выделить две его составляющие - объективную и экзистенциальную, - причем каждая из них, взятая по отдельности, сама по себе смыслом не является, но несет в себе некоторую часть его характеристик. Так, объективная составляющая смысла выступает в виде объективного и универсального значения и реализуется в мире в форме всеобщего взаимодействия, экзистенциальная же составляющая включает в себя чувства, переживания человека, т.е. все то в человеке, что не может быть выражено в рациональной форме.

Расширение горизонтов жизненного мира человека приводит к включению объектов и явлений внешнего мира в сферу жизненного мира человека. Тем самым происходит соединение указанных составляющих, а, следовательно, и возникновение смысла как такового. Тогда смысл можно определить, например, как то, что связывает жизненный мир человека с бытием как таковым. При этом наличие у смысла экзистенциальной составляющей не делает его субъективным, поскольку ее наличие означает лишь принадлежность смысла субъекту, но никак не субъективистское его истолкование. Экзистенциальная составляющая не позволяет редуцировать смысл к логике или знанию, а потому смысл как таковой в своей целостности не может быть постигнут одним только разумом, и можно утверждать, что чисто теоретическое обретение человеком смысла жизни невозможно. Отметим также, что смысл является трансцендентальным понятием, поскольку человек как сознающее, понимающее и осмысляющее существо реализует себя в смысловом поле, будучи в него погружен. Смысл, таким образом, не сводим к знанию, наоборот, само знание становится возможным и постоянно прирастает внутри уже допущенного поля смысла.

Наличествующие в историко-философской традиции варианты осмысления проблемы смысла как такового реализуют, на наш взгляд, два принципиально различных подхода к ней, в первом из которых онтология смысла понимается как заданная онтологическая схема, а во втором - как онтологическая задача, решаемая каждым отдельным человеком самостоятельно. На основе первого подхода возникают реалистические концепции смысла жизни человека, а на основе второго - номиналистические.

На основе данного различения, с учетом традиционного (для отечественной философии) разделения на имманентные и трансцендентные концепции смысла человеческой жизни, а также того, что и реалистические, и номиналистические концепции могут быть как имманентными, так и трансцендентными, предлагается следующая их типология: это - трансцендентно-реалистические, имманентно-реалистические, трансцендентно-номиналистические и имманентно-номиналистические концепции смысла жизни человека.

Смысл жизни человека в контексте реализма есть некое общеобязательное для всех людей начало, независимое от каких-либо субъективных, личностных факторов. При этом объективность смысла жизни видится здесь в его независимости от индивидуальных черт и особенностей отдельного человека.

В трансцендентно-реалистических концепциях возможность существования смысла жизни человека принципиально связывается с наличием потусторонней, божественной сферы бытия. При всем разнообразии воззрений и концепций, принадлежащих данному подходу, смысл жизни определяется здесь через Бога и заключается в служении ему как высшему, безусловному началу. Однако опасным следствием трансцендентно-реалистического подхода является, на наш взгляд, его притязание на ислючительность. Дело в том, что человек объявляется здесь существом полностью познанным, а смысл жизни как безусловное и общезначимое начало считается найденным, и, следовательно, здесь даются ответы на все вопросы. Но проблема заключается в том, что смысл жизни в трансцендентно-реалистических концепциях является предметом веры, а потому смысл жизни, его содержание оказываются по сути неуязвимыми для критики со стороны разума. В то же время, поскольку Истина уже известна, разнообразие взглядов и мнений становится просто ненужным, и особую опасность это может представлять в политической сфере общественной жизни.

Смысл жизни при имманентно-реалистическом подходе, также является общезначимым и задан человеку жестко и однозначно, как и при трансцендент-но-реалистическом подходе. Но в отличии от последнего он находится в посюстороннем, земном мире, и потому, не являясь предметом веры, допускает критическое обсуждение самого себя, своего содержания. Но здесь возникают трудности связаные, с одной стороны, с определением человеческой сущности как таковой, а, с другой стороны, с поиском безусловного начала как такого начала, которое охватывало бы человеческую жизнь в целом.

В обоих же номиналистических подходах подчеркивается реальная (онтологическая) значимость отдельного человека, а мир, когда онтология смысла рассматривается как онтологическая задача, становится гораздо более вариативным, ярким и красочным. При этом несомненным достоинством номиналистических подходов к проблеме смысла жизни является то, на наш взгляд, что они открывают перед человеком, допускают в его судьбе все пути - ненужных путей здесь просто нет. И если сторонники реалистических подходов, например, трансцендентно-реалистического, говорят: «Зачем нужна эта дорога, если она не ведет в храм?», то с точки зрения номиналистических подходов главное в судьбе человека - «Быть на этом (своем!) пути».

Трансцендентно-номиналистический подход к решению проблемы смысла жизни человека исходит из признания реальности трансценденции (сверхбытия) - безусловного начала, стоящего «над» или «за» миром. Смысл жизни носит здесь безусловный характер, и в то же время считается, что трансцен-денция (сверхбытие) и идущее от нее безусловное требование всегда предстает перед человеком как исторически безусловное, а потому в каждой конкретной ситуации оно является уникальным и незаменимым. А это, в свою очередь, делает смысл жизни каждого отдельного человека индивидуально-неповторимым, отличным от смысла жизни любого другого человека и придает каждой человеческой жизни особую, неповторимую ценность. Поэтому в трансцен-дентно-номиналистических концепциях смысл жизни является безусловным, но не общезначимым. В то же время безусловное начало, благодаря которому в трансцендентно-номиналистических концепциях жизнь человека обретает смысл, является предметом веры. И, таким образом, смысл жизни человека здесь не является обоснованным посредством разума, в чем нам видится проблематичность данного решения. Ведь из нашего знания пределов разума еще не следует, что существует нечто по отношению к нему высшее.

В имманентно-номиналистических концепциях смысл жизни также является индивидуальным и у каждого конкретного человека своеобразно-неповторимым. Однако из видения границ разума, а в этом и его слабости, здесь не допускается, что есть нечто выше, сверх разума. Но имманентно-номиналистический подход к проблеме смысла человеческой жизни испытывает трудности другого рода, которые связаны с тем, что здесь не удается найти смысл жизни как безусловное начало, которое охватывало бы бытие человека в целом. Дело в том, что присущая миру бесконечность и связанное с ней его постоянное становление разрушают всякую законченную форму и установившуюся метафизическую страктуру, и потому ни одно начало не может оставаться здесь вечным и неизменным.

Дальнейшее исследование проблемы предполагает, на наш взгляд, сосредоточение усилий в следующих направлениях:

Углубление и дальнейшее развитие проблемы онтологии смысла, так как здесь сама онтология смысла большей частью намечена, но де-тальная разработка предстоит еще впереди.

Дальнейшая разработка проблемы смысла жизни человека через разведение объективной и экзистенциальной составляющих смысла: в человеке органично сочетаются его родовые, объективные характеристики и экзистенциальные, уникальные. Мы предполагаем, что в этом направлении далеко не все еще прояснено.

Исследование в диссертации решения проблемы смысла жизни через сопоставление реализма и номинализма как методологических подходов, с одной стороны, и имманентного и трансцендентного, с другой стороны, также, на наш взгляд, заслуживает дальнейшего изучения и развития, так как содержит в себе достаточно перспективную эвристическую ценность.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Сухоплюев, Павел Александрович, 2000 год

1. Аббаньяно Н. Мудрость жизни. - СПб.: Алетейя, 1996. - 319с.

2. Аббаньяно Н. Структура экзистенции. Введение в экзистенциализм. Позитивный экзистенциализм. СПб.: Алетейя, 1998. - 505с.

3. Абульханова-Славская К.А. Диалектика человеческой жизни (Соотношение философского, методологического и конкретно-научного подходов к проблеме индивида). М.: Мысль, 1977. - 224с.

4. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. - 299с.

5. Абульханова-Славская К.А. Психологические и жизненные потери личности (К проблеме экологии человека). // Наука и человечество. 1992-1994: Доступно и точно о главном в мировой науке. Междунар. ежегод-ник. М.: Знание, 1994. - 288с. С.222-227.

6. Альпаино Баррос Г. Спокойствие в центре вихря: Когда вы в последний раз задумывались о своей жизни?. М.: Космосинформ, 1997. - 104с.

7. Анисимов С.Ф. Наука и религия о смысле жизни. М.: Мысль, 1964.

8. Анисимов С.Ф. Ценности реальные и мнимые (Критика христианского истолкования и использования ценностей жизни и культуры). М.: Мысль, 1970. - 183с.

9. Антология мировой философии. В 4т. М., 1969.

10. Ю.Балашов А.Е. Жизнь, смерть, бессмертие. М.: Academia, 1996. - 96с.

11. Батай Ж. Внутренний опыт. СПб.: Аксиома: МИФРИЛ, 1997. - 333с.

12. Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. // Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. - 511с. С.449-452.

13. И.Башляр Г. Вода и грезы: Опыт о воображении материи. М.: Изд-во гуманитар. лит., 1998. - 268с. - (Французская философия XX века).

14. Н.Безант А. Сила мысли: Момент истины от тех, кто знает. М.: Эддар, 1998. - 190с.

15. Белоус В .В., Щебетенко A.M. Человек как интегральная индивидуальность. -Пятигорский гос. лингвист, ун-т, 1996. 203с.

16. Бергсон А. Творческая эволюция. М.: Канон-пресс: Кучково поле, 1998. -382с.

17. Бердяев H.A. О назначении человека. М.: Терра - Книжный клуб: Республика, 1998. - 382с.

18. Бердяев H.A. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. - 480с. -(Мыслители XX века).

19. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. М.: Искусство, 1994. - (Серия «Русские философы XX века»).

20. Берков В.Ф. Структура и генезис научной проблемы. Минск, 1983. - 240с.

21. Бессонов Б.Н. Назначение человека. М.: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ, 1995. - 103с.

22. Бимель В. Мартин Хайдеггер сам свидетельствующий о себе и о своей жизни. Челябинск: Урал LTD, 1998. - 286с.23 .Блаватская Е.П. Смерть и бессмертие. М.: Сфера, 1997. - 471с.

23. Боженков Ю.Г. Помни о смерти, но постарайся жить долго. Омск: Омская гос. мед. акад., 1997. - 230с.

24. Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995. - 464с. - (Мыслители XX века).

25. XXI век: будущее России в философском измерении: Материалы второго Российского философского конгресса (7-11 июня 1999г.): В 4 т. Т. 1: Онтология, гносеология и методология науки, логика. 4.2. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1999. - 309с.

26. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994. - 415с. - (Мыслители XX века).

27. Вишев И.В. Проблема личного бессмертия. Новосибирск: Наука, 1990. -248с.

28. В мире причин и следствий. Смысл жизни: диалог мировоззрений. М., 1991. - (Серия «Философия и жизнь», № 11).

29. Вогралик В.Г. О сущности, смысле и цели жизни. Н.Новгород, 1996. - 31с.31 .Воскобойников А.Э. Бессознательное и сознательное в человеке. / Институт молодежи. М.: ИМ, 1997. - 202с.

30. Время и бытие человека. Сб. ст. / АН СССР, Ин-т филос. М.: ИФРАН, 1991. - 163с.

31. Высоцкий B.C. Я не люблю. : Песни, стихотворения. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998.-480с.

32. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум в интепрета-ции Эдмунда Гуссерля. // Вопросы философии. 1992, №7. С. 116-135.

33. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX в. М.: Республика, 1997. - 494с. - (Философия на пороге нового тысячелетия).

34. Гайсин Ф.А., Попов В.Д. Духовность сущность человека. - Уфа: Изд-во «Башк-н», 1995. - 119с.

35. Галимов Б.С. Принцип развития в основаниях научной картины природы. -Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1981. 246с.

36. Гармонический человек. Сб. ст. М.: Искусство, 1965. - 322с.

37. Гёте И.В. Избр. произв.: В 2т. Т.1. Фауст. СПб.: Кристалл, Респекс, 1997.

38. Гиренок Ф.И. Ускользающее бытие. М.: ИФРАН, 1994. - 218с.

39. Гольданский В.И., Кузьмин В.В., Морозов JI.JI. Нарушение зеркальной симметрии и возникновения жизни. // Наука и человечество, 1986: Дос-тупно и точно о главном в мировой науке. Междунар. ежегодник. М.: Знание, 1986. -400с. С.139-151.

40. Голубчик В.М., Тверская Н.М. Человек и смерть: Поиски смысла: (Этические аспекты явления). М.: Наука, 1994. - 302с.

41. Григорьян Б.Т. Философия о сущности человека. М.: Политиздат, 1973. -320с.

42. Гуманизм на рубеже тысячелетий: идея, судьба, перспектива: Мат-лы меж-дунар. конференции, 14-15 нояб. 1996г. М.,1997. - 223с.

43. Гумилев JI.H. От Руси к России: Очерки этнической истории. М.: Экопресс, 1992.

44. Гумницкий Г.Н. Смысл жизни, счастье, мораль. М., 1981.

45. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в феноменологическую философию (главы из книги). // Вопросы философии. 1992 №7. С. 136-176.

46. Делез Ж. Логика смысла. М.: Издат. центр «Академия», 1995. - 297с.

47. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.: Ин-т эксперим. социологии; СПб.: Алетейя, 1998. - 286с.

48. Джеймс У. Воля к вере. М.: Республика, 1997. - 431с. - (Мыслители XX века).

49. Долгов K.M. От Киркегора до Камю. Философия. Эстетика. Культура. М.: Искусство, 1990. - 398с.

50. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Элиста, 1993. - 672с.

51. Дубровский Д.И. Обман. Философско-психологический анализ. М.: Изд-во «РЭЙ», 1994. - 120с.

52. Егидес П.М. Марксистская концепция смысла жизни. М.: Знание, 1966. -48с.

53. Жизненное пространство человека и общества: Сб. науч. тр. / Под ред. В.Б.Устьянцева. Саратов, 1996. - 136с.

54. Жизнь и смерть: загадки и противоречия. М.,1990. (Сер. «Этика», № 1).

55. Иванов В.Г. История этики древнего мира. СПб.: «Лань», 1997. - 256с.

56. Иванова Н.Я. Философский анализ проблемы смысла бытия человека. -Киев, 1980.

57. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. М.: Политиздат, 1968. - 320с.

58. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. - 464с. -(Мыслители XX века).

59. Кайдаков C.B. Человек: тайны онтологии субъективности: (Философия Нового времени через призму современного знания). М.: МГАГТБ, 1995. -139с.

60. Камю А. Изнанка и лицо: Сочинения. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во «Фолио», 1998. - 864с. - (Серия «Антология мысли»),

61. Кант И. Соч.: В 6т. М.,1964-1966.

62. Капранов В.А. Марксистская концепция смысла жизни. Дис. канд. филос. наук. Пермь, 1965.

63. Карпов М.М. Смысл жизни человека. Ростов-на-Дону, 1994. - 97с.

64. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М.: Фирма «Гардарика», 1998. -779с.

65. Кафка Ф. Реальность абсурда: Сб. произведений. Симферополь: «Реноме», 1998.- 512с.

66. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. - 252с.

67. Коган Л.Н. Человек и его судьба. М.: Мысль, 1988. - 283с.

68. Комаров В.К. О счастье и смысле жизни. Волгоград, 1966.

69. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.- 335с.

70. Кон И.С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. - 367с.

71. Кувакин В.А. Разговор с собой о смысле, духе, бытии и ничто и о возможности заглянуть за первоначала. // Вестник МГУ, сер.7, философия. 1991, №2. С.43-51.

72. Кувакин В.А. Твой рай и ад: человечность и бесчеловечность человека: (Философия, психология и стиль мышления гуманизма). М.: Логос; СПб.: Алетейя, 1998. - 353с.

73. Кузнецов А.И. Внутренний мир человека. Екатеринбург: УрОРАН, 1994. -289с.

74. Кутырёв В.А. Разум против человека (Философия выживания в эпоху постмодернизма). М.: ЧеРо, 1999. - 230с.

75. Кууси П. Этот человеческий мир. М., 1988.

76. Кьеркегор С. Страх и терпет. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, Республика, 1998.- 384с. (Б-ка филос. мысли).

77. Лоренц К. Агрессия. М.: Прогресс, 1994. - 250с.

78. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М.: Республика, 1998. - 393с. -(Мыслители XX века).

79. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа. М.: Политиздат, 1991. - 368с. - (Б-ка этич. мысли).

80. Любутин К.Н. Критика современной философской антропологии. М., 1970.

81. Лямцев П.П. Формирование человека как личности. Социально-философский аспект. Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1984. - 120с.

82. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. М.: Изд-во «Лабиринт», 1994. - 90с.

83. Мамардашвили М.К. Необходимость себя: Введение в философию. М.: Лабиринт, 1996. - 430с.

84. Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. СПб.: Изд-во «Лань», 1997. - 384с.

85. Маркс К. Рукописи 1854 года. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.42. -М., 1974.

86. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.З. -М.,1955.

87. Марсель Г. Трагическая мудрость философии: Избр. раб. М.: Изд-во гуманитар. лит., 1995. - 215с.

88. Марцинковский В.Ф. Смысл жизни. Сб. Новосибирск: Посох; М.: Либрис, 1996. - 270с.

89. Маслеев А.Г. Человеческое измерение Вселенной: космизм и антропоцентризм. -Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1996. 109с.

90. Маслоу А. Мотивация и личность. // Вестник МГУ, сер. 7, философия. 1991, №3. С.66-75.

91. Мейен C.B. Кто бросит камень первым. // Химия и жизнь. 1990, №3.

92. Миголатьев А.А. Философия человека: (Некоторые проблемы теории и методологии). М.: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ, 1995. - 99с.

93. Мировоззренческие поиски современности (тематический сборник). / Отв. ред. В.Н.Финогентов. Уфа, 1998. - 128с.

94. Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике. М.: Наука, 1977. - 192с.

95. Монтень М. Опыты: В 3 кн. СПб.: Кристалл, Респекс, 1998.

96. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Личность как предмет философского познания. Философская теория личности и ее психологические и биологические основания. Новосибирск: Наука, 1984. - 320с.

97. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность. Новосибирск: Наука, 1989.

98. Муслимов С.Ш. Природа человека и смысл его существования: Учебная лекция. Махачкала: ДГУ, 1995. - 33с.

99. Мухамедьянов С.А. Феномен смерти как социально-педагогическая проблема. Уфа: «Творчество», 1998. - 160с.

100. Мясникова JI.A. Тайна и смысл индивидуального бытия. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1993. - 218с.

101. Мясникова JI.A., Начевигене В .Я. Опыт: обретение открытости и откровения. -Екатеринбург: УрАГС, 1997. 95с.

102. Налимов В.В. В поисках иных смыслов. М.: Изд. группа «Прогресс», 1993.- 280с.

103. Неганов Ф.М. Рациональное и иррациональное: человек и бытие. Уфа, 1996. - 260с.

104. Нескрябина О.Ф. Смысл и ценность человеческой индивидуальности: Автореф. дис. д-ра филос. наук / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И.Герцена СПб., 1996. - 32с.

105. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла: Сочинения. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во «Фолио», 1997. - 1056с. - (Серия «Антология мысли»).

106. Ницше Ф. Странник и его тень. М., 1994.

107. Ницше Ф. Утренняя заря. Свердловск: Изд-во «Воля», 1991. - 304с.

108. Огородников В.П. Цель, смысл, истина и свобода в жизни человека: Учеб. пособие. -СПб., 1997.- 41с.1140 любви к жизни, о смерти и о «тайнах иного бытия»: Сб. Сост. Г.Г.Кириленко. М.: Знание, 1992. - 63с.

109. Ортега-и-Гассет . Что такое философия? М.: Наука, 1991. - 405с.

110. Основы онтологии. Учебное пособие. СПб.: Изд-во С.-Пб. ун-та, 1997. -280с.

111. Панков В.Д. Пространственность человеческого бытия. Тамбов: Изд-во Тамбов, гос. ун-та, 1996. - 101с.

112. Панцхава И.Д. Человек, его жизнь и бессмертие. М., 1967.

113. Паскаль Б. Мысли. // Де Ларошфуко Ф. Максимы. Паскаль Б. Мысли. Де Лабрюйер Ж. Характеры. М.: Худож. лит., 1974.

114. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985. - 312с.

115. Платон. Сочинения: В Зт.- М.: Мысль, 1970.

116. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. - 256с.

117. Подорога В.А. Выражение и смысл: Ландшафтные миры философии: С.Киркегор, Ф.Ницше, М.Хайдеггер, М.Прусг, Ф.Кафка. М.: Издат. фирма «Ad Marginem», 1995. - 426с.

118. Пономарев Л.И. Под знаком кванта. М.: Наука, 1989. - 368с.

119. Попов Б.Н. Взаимосвязь категорий счастья и смысла жизни. М.: Наука, 1986.-94с.

120. Поппер K.P. Открытое общество и его враги. В 2т. М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992.

121. Потемкин В.К., Симанов А.Л. Пространство в структуре мира. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990. - 176с.

122. Пригожин И. Мы только начинаем понимать природу. // Краткий миг торжества. О том, как делаются научные открытия. («Б-ка журнала «Химия и жизнь»). М.: Наука, 1989. С.310-315.

123. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. М.: Изд. группа «Прогресс», 1994. - 272с.

124. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1989.

125. Проблема человека в западной философии. Сб. М., 1988. - 544с.

126. Проблема человека: опыт системного осмысления. Владивосток: Дальнаука, 1997. - 145с.

127. Прокофьев П.В. Коммунистическая и религиозная этика о смысле жизни. -М., 1973. 89с.

128. Рассел Б. Почему я не христианин. М.: Изд-во иностр. лит., 1958. - 31с.

129. Рорти Р. Философия и зеркало природы. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1997. - 296с.

130. Рязанов Г.В. Путь к новым смыслам. М.: Гнозис, 1993. - 367с.

131. Рязанцев С. Философия смерти. СПб.: СПИКС, 1994. - 317с.

132. Селиванов А.И. Бытие и постижение развивающихся миров. Уфа: Изд-е Башкирск. ун-та, 1998. 360с.

133. Селиванов А.И. Концепция множественности развивающихся миров (онтологический и логико-гносеологический аспекты). Автореф. д-ра филос. наук. Уфа, 1999. - 41с.

134. Смысл жизни: Антология (Общ. ред. и сост. Н.К.Гаврюшина). М.: Прогресс-Культура, 1994. - 591с.

135. Смысл жизни в русской философии: Конец XIX начало XX века. Отв. ред. А.Ф.Замалеев. - СПб.: Наука, 1995. - 382с.

136. Смысл жизни. Диалог мировоззрений: мат-лы симпоз., май 1991г. -Н.Новгород, 1992. 107с.

137. Смысл жизни: Опыт философского исследования: Сб. ст.. М.: Изд-во РАУ, 1992. - 146с.

138. Смысл жизни: Поиск и созидание (тематичекий сборник). / Отв. ред. В.Н.Финогентов. Уфа, 1997. - 112с.

139. Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону, 1995. -511с.

140. Согомонов Ю.В. О смысле жизни. Баку, 1964.

141. Согомонов Ю.В. Смысл жизни, идеал, счастье. Марксистская этика. М., 1976.

142. Солодин А.И. Жизнь как онтологическая игра и путь спасения. СПб.: Новый журн., 1997. - 128с.

143. Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. - 398с. - (Б-ка атеистической мысли).

144. Тарковский А. Белый день: Стихотворения и поэмы. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, ЯУЗА, 1997. - 384с.

145. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987. - 239с.

146. Тиллих П. Избранное: Теология культуры. М.: Юрист, 1995. - 479с. -(Лики культуры).

147. Трубецкой E.H. Смысл жизни. М.: Республика, 1994. - 432с. - (Мыслители XX века).

148. Трубников H.H. Время человеческого бытия. М., 1987.

149. Трубников H.H. О смысле жизни и смерти. М.: Россиэн, 1996. - 382с.

150. Трубников H.H. Проблема смерти, времени и цели человеческой жизни. // Философские науки. 1990, №2.

151. Тугаринов В.П. О смысле жизни. Л., 1961.

152. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. Л., 1960.

153. Тугаринов В.П. Природа. Цивилизация. Человек. Л., 1978.

154. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. Л.: Изд-во Ленинград, унта, 1968. - 125с.

155. Унамуно М. де. Туман. М.: Худож. лит., 1973.

156. Феномен человека: Антология сост. П.С.Гуревич. М.: Высшая школа, 1993. -347с.

157. Философская антропология: критический очерк. М.,1982.

158. Философская энциклопедия. В 6т. Т.2. М.: «Советская энциклопедия», 1962. - 576с.

159. Философский космос России. Памяти Н.А.Бердяева (1874-1948) / Материалы научной конференции. Уфа: Изд-е Башк. ун-та, 1998. - 254с.

160. Финогентов В.Н. Время, бытие, человек. Уфа, 1992.

161. Финогентов В.Н. Лекции по философии: Учебное пособие. Уфа: Изд-е УТИС, 1998. - 205с.

162. Фомина З.В. Человеческая духовность: бытие и ценности. Саратов: Изд-во Саратов, гос. ун-та, 1997. - 250с.

163. Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. - 511с. -(Мыслители XX века).

164. Франк С.Л. Реальность и человек. М.: Республика, 1997. - 479с. - (Мыслители XX века).

165. Франк С.Л. Сочинения. М.: Изд-во «Правда», 1990. - 608с.

166. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

167. Фрейд 3. Ввдение в психоанализ. Лекции. В 2т. СПб.: Алетейя, 1999.

168. Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет. В 2 кн. Тбилиси, 1991.

169. Фролов В.В. Смысл жизни человека в философии Н.А.Бердяева и П.А.Флоренского: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та леса, 1996. -53с.

170. Фролов Й.Т. О смысле жизни. О смерти и бессмертии человека. М., 1985. -35с.

171. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. М.: Политиздат, 1989. - 559с.

172. Фролов И.Т. Перспективы человека. М.: Политиздат, 1979. - 336с.

173. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994. - (Мыслители XX века).

174. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992 - (Мыслители XX века).

175. Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Изд. фирма "Ad Marginem", 1997. - 45 lc.

176. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: Избр. статьи позднего периода творчества. М.: Высшая школа, 1991. - 192с.

177. Хакен Г. Синергетика: Иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. М., 1985.

178. Хаксли О. Вечная философия. М.: РЕФЛ-бук; Киев: Ваклер, 1997. - 330с.

179. Хемингуэй Э. Собр. соч. В 6т. Т.З. По ком звонит колокол. М., 1968.

180. Хемингуэй Э. Фиеста (И восходит солнце). Прощай оружие! Романы; Старик и море: Повесть; Рассказы. М., 1988.

181. Хидиятов Н.Б. Метафизика смысла. // (в рукописи).

182. Хидиятов Н.Б. Философское исследование человека: проблема исходных допущений. //Вестник БашГУ. 1998, №1 (II). С.20-24.

183. Хидиятов Н.Б. Экзистенциализм как направление философской мысли: Лекция. Уфа, 1994. -48с.

184. Холтон Дж. Тематический анализ науки. М.: Прогресс, 1981, - 480с.

185. Цвейг С. Бальзак; Новеллы.- М.: Дружба народов; Léxica, 1992.

186. Цвейг С. Борьба с демоном: Гёльдерлин. Клейст. Ницше. М.: Республика, 1992. - 304с.

187. Цвейг С. Нетерпение сердца: Роман; Новеллы. М.: Дружба народов; Léxica, 1992. - 480с.

188. Цоколов С.А. Единая наука о человеке: иллюзия и реальность. // Человек. 1996, №5. С.5-20.

189. Человек в научной картине мира: (Тез. докл.) Уфа: Изд-во БГУ, 1989. -123с.

190. Человек и современый мир: методологические и методические вопросы: Сб. ст. СПб.: Ин-т им. И.Е.Репина, 1997. - 83с.

191. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии.197а. Древний мир эпоха Просвещения. - М., 1991. 1976. XIX-М., 1995.

192. Человек: образ и сущность: (Гуманитар, аспекты): О душе Сборник. М.: ИНИОН, 1997. -247с.

193. Человек сам себе непонятный: Сб. ст. - Новгород: НовГУ, 1997. - 182с.

194. Чупров A.C. Родовая сущность человека в философии Шопенгауэра и Фейербаха. Екатеринбург: Изд-во УГУ, 1996. - 231с.

195. Шалютин Б.С. Душа и тело. Курган: Изд-во Курган, гос. ун-та, 1997. -230с.

196. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М.: Прогресс, 1992. - 573с.

197. Швейцер А. Жизнь и мысли. Сб. М.: Республика, 1993. - 527с,- (Мыслители XX века).

198. Шелер М. Избранные сочинения. М., 1994. - 480с.

199. Шестов Л. Соч.: В 2т. М.: Наука, 1993.

200. Шимин Н.Д. Целостность как феномен бытия человека: (Аксиоматика единства мужского и женского начала в человеке): Монография. -Н.Новгород, 1995. 164с.

201. Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум. М.: Наука, 1973.

202. Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы: Сочинения. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во «Фолио», 1998. - 736с. - (Серия «Антология мысли»).

203. Эйген М. Самоорганизация материи и эволюция биологических макромолекул. М., 1973.

204. Эйген М., Винклер Р. Игра жизни. М.: Наука, 1979. - 96с.

205. Эйген М., Шустер П. Гиперцикл: Принципы организации макромолекул. -М., 1982.

206. Экзистенциальные концепции М.Хайдеггера и Ж.-П.Сартра: Методические рекомендации к изучению современной философии. СПб.: Образование, 1992. - 51с.

207. Это человек: Антология сост. П.С.Гуревич. М.: Высшая школа, 1995. -320с.

208. Юм Д. Соч. В 2т. М., 1965.

209. Ясперс К. Ницше и христианство. М.: «Медиум», 1994. - 115с.

210. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. - 527с. -(Мыслители XX века).

211. Adler А. Der Sinn des Lebenes. Frankfurt a.M., 1947.

212. Britton K. Philosophy and the Meaning of Life. Cambrige, 1969.

213. Hessen J. Der Sinn des Lebens. Munster, 1955.

214. Korner U. Von Sinn und Wert Menschlichen Lebens. Berlen, 1986.

215. Kosing A. Wozu lebe ich? Vom Sinn des Lebens im Sozialismus. Berlin, 1983.

216. Lotar P. Vom Sinn des Lebens. München, 1961.

217. Reiner H. Der Sinn unseres Daseins. Tübingen, 1960.

218. Taylor R. Good and evil.- London, 1970.

219. The Meaning of Life. New Jersy, 1980.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.