Смысл жизни человека как социокультурный феномен тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Емалетдинов, Булат Маратович
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 169
Оглавление диссертации кандидат философских наук Емалетдинов, Булат Маратович
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАССМОТРЕНИЯ СМЫСЛА ЖИЗНИ.
1.1. Эволюция представлений о «смысле» жизни.
1.2. Анализ концепций «смысла жизни» человека.
ГЛАВА 2. ДИНАМИКА СМЫСЛА ЖИЗНИ И ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА.
2.1 Изменения смысла жизни в индивидуальном развитии человека
2.2 Проблема обретения смысла жизни в ходе социализации.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Роль смысла жизни в развитии личности2008 год, кандидат философских наук Максютова, Зульфия Гильмановна
Роль духовного опыта в осознании человеком смысла жизни2011 год, кандидат философских наук Челнокова, Елена Викторовна
Смысл существования как взаимодействие социального и экзистенциального в человеке2002 год, кандидат философских наук Инговатов, Владимир Юрьевич
Смысл жизни человека: гносеологический анализ0 год, кандидат философских наук Хасанов, Гаяз Ахмадуллович
Концепция смысла жизни в русской религиозной философии (конец XIX - первая половина ХХ века)2012 год, доктор философских наук Алёхина, Евгения Викторовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Смысл жизни человека как социокультурный феномен»
Актуальность темы исследования. Первый аспект актуальности связан с тем, что вопрос о смысле и цели жизни находится в центре социального и индивидуального сознания здравомыслящих людей на протяжении многих веков. Потребность находить, понимать и переживать смысл своего бытия в ряду других существ является основой духовного бытия человека. Он может надолго забыть о смысле своей жизни, погрузившись в заботы о богатстве, карьере, удовольствиях, но отмахнуться от него не может, поскольку неустраним факт приближения смерти и ее предвестников - старения и болезней. При этом проблема не ограничена обретением смысла жизни, человек еще должен его осуществить: общество требует осуществления идеала нравственности от каждого своего члена, мало заботясь о том, насколько трудно это дается.
Еще один аспект актуальности темы связан с тем, что в XX в. произошло множество катастроф - антропогенные (войны, политические перевороты, аварии на атомных электростанциях, воздушном, водном, железнодорожном и автомобильном транспорте) и естественные (землетрясения, пожары, извержения вулканов, ураганы, наводнения). Они привели к переоценке ценности жизни, смене оптимизма пессимизмом в разрешении глобальных проблем, неуверенности в самоопределении, утрате взаимопонимания поколений и смысла жизни. Иногда возникает идея о том, что человечество подошло к порогу гибели (пророчества о «конце света»), как в «Апокалипсисе» Иоанна Богослова (69 г. н. э.), отражавшего бунтарские настроения населения восточных провинций, угнетенных Римским государством. Как и в эпоху средневековья, ныне в еретических религиозных учениях эпизодически оживляется в религиозной форме протест против социальной несправедливости. В современной России у людей снижены доверие к государственным структурам, мотивация труда и деторождаемости, повысилась частота проявлений духа эгоизма, морального равнодушия к другим людям, число легкомысленных браков и разводов, нежеланных и брошенных детей, преступлений против собственности, жизни и здоровья. Возросло и число людей, для которых цель жизни свелась к достижению любыми способами вершин славы и успеха в профессии, должностного повышения, материального благополучия. Тоталитарные секты имитируют религиозные вероучения, формируя ложный смысл жизни у потерявших его или не нашедших его в культуре общества. Часть молодежи легко попадает во власть потребительства, воспринимая идеи, поведение и образ жизни криминальных субкультур. В условиях кризиса ценностей и крушения кумиров встала задача перестройки мировоззрения — переосмысления жизни, наполнения ее новым смыслом.
Третий аспект актуальности темы в том, что исследование смысла жизни человека важно и для понимания задач воспитания, которое не может сформировать заранее все будущие особенности поведения человека, а создает лишь основные мотивы, которые движут, руководят поведением человека. При этом опасны крайности: смысл жизни человека бесполезен или вреден для общества; или общество навязывает человеку смысл, коверкающий его жизнь. Исследование проблемы смысла жизни и смерти человека, их интеграции в систему знаний способствует и построению единой теории личности.
Наконец, противоречия между смыслом жизни и знанием о нем (как сущностью и явлением), между потребностью в смысле жизни и объектами, условиями ее удовлетворения, трудности их поиска в период социальной трансформации также актуализируют данную проблему.
Степень научной разработанности проблемы. Смысл своего существования, вероятно, волновал уже пра-людей с момента появления у них проблесков самосознания. Проблема смысла жизни исторически возникла в ходе самопознания и связана с пониманием природы человека и его жизни как части биосоциосистемы. Смысл жизни - абсолютное и безусловное начало, охватывающее бытие человека в целом. Его по-разному истолковывали в разные исторические эпохи и в различных учениях, школах и направлениях в западной, восточной и российской философии.
Ведущие смыслы жизни людей зависят от эпохи: Античность — Благо, Средневековье - служение Богу, Возрождение - постижение Красоты, Новое время - Знание, Новейшая история - Деньги, XXI век — Информация1.
Многообразны точки зрения на смысл жизни человека — от его отрицания до утверждения о ненужности жизни без признания в ней смысла . Одно из современных понимании смысла жизни (существования) исходит из определения: «смысл - внеположенная сущность явления, оправдывающая его существование, связывая его с более широким пластом реальности.» . На языке синергетики «смысл — поликонтекстное одеяние события, его история и прогноз, точнее, возможные их варианты, его сопричастность миру»4. Тогда смысл существования обретают и не наделенные сознанием живые существа, и неживые объекты. В космической эволюции материи смысл существования протонов и нейтронов — образование ядер атомов водорода и гелия, смысл существования этих ядер - формирование звезд в галактиках. Смысл существования растений - обеспечение условий для существования животных, смысл жизни животных — реализация появления человека и обеспечение его витальных потребностей. Сходно толковал смысл жизни на религиозной основе Вл. Соловьев5. Стремление к всеединству сначала в неорганическом царстве действует как слепая сила, затем через царства растительное, животное и человеческое приобретает все более осмысленный характер и приводит к царству Божьему. Отсюда смысл существования каждого царства — стремление реализовать вышестоящее царство, а в конечном плане - достижение
1 Перекопский М.А. Общественный взгляд на понятия цели и смысла жизни в различные исторические эпохи // Россия и Европейский Север в начале XXI века. Архангельск: Междунар. "Ин-тупр.", 2000. С. 262.
2 См.: Смысл жизни: опыт философского исследования. М.: Изд-во Росс. акад. управления, 1992.
3 Имянитов Н.С. Объективные смыслы жизни и существования // Вопросы философии. 2006, № 7. С. 84-94.
4 Аршинов В.И., Буданов В.Т. Когнитивные основания синергетики // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. М.: Прогресс-Традиция, 2002. С. 80-83
5 Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия / Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. 2-е изд. Т.1 — М.: Мысль, 1990.-Гл. 9. абсолютности бытия, единства с Творцом. Но при таком широком понимании теряется специфика смысла жизни человека как социокультурного феномена.
Кроме B.C. Соловьева, в российской дореволюционной философии проблему смысла жизни исследовали Л.Н.Толстой, Е.Н.Трубецкой, С.Л.Франк, М.М.Рубинштейн, Н.А.Бердяев, В.В. Розанов6 и др.
В советской философии к этой проблеме обращались А.И.Введенский, С.Л. Рубинштейн, В.И.Тугаринов, С.Ф.Анисимов, П.С.Гуревич, Г.А.Гурев, Г.Т.Ершов, Л.Н.Коган, И.Т.Фролов, В.Н.Садовников, В.Ф.Сержантов и др.7
Проблему смысла жизни затрагивали в своих трудах современные российские философы Д.М.Азаматов, Б.Г.Акчурин, Б.С.Галимов, П.С.Гуревич, С.М.Поздяева, А.Ф.Кудряшев, В.Н.Финогентов, А.В.Лукьянов, С.А.Мухамедьянов, П.А.Сухоплюев, А.Я.Фаткуллина, К.Ш.Ахияров, З.Я.Рахматуллина, Е.В.Грунт и др.8 •
Несмотря на обилие исследований проблемы смысла жизни, не раскрытым остается влияние познавательной деятельности субъекта на смысложизненные установки индивида в обыденном и научно-теоретическом познании. Неясно также, каким образом «смысл жизни» отражается на процессе социализации человека и зависит от нее. .,
Объект исследования — жизнь человека в обществе. Предмет исследования — смысл жизни человека в обществе. Цель исследования - социально-философский анализ смысла жизни человека как социокультурного феномена.
Достижению этой цели служит решение следующих взаимосвязанных задач исследования:
6 См.: Смысл жизни в русской философии (конец XIX - начало XX в.) / Отв. ред. А.Ф. Замалеев. - СПБ.: Наука, 1995.-382 с.
7 См., напр.: Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. Л.: ЛГУ, 1990. - 360 с.
8 См., напр.: Смысл жизни: поиск и созидание (тематич. сб.) / Под ред. В.Н. Финогентова, И.Я. Лойфмана, Ф.У. Мухаметлатыпова, С.М. Поздяевой. Уфа: Уфимск. технол. ин-т сервиса, 1997. — 112 е.;
Сухоплюев П.А. Смысл жизни человека: философско-концептуальный анализ / Автореф. диссер. канд. философ, наук. Уфа: БашГУ, 2000. - 22 е.;
Вильданов У.С., Вильданов Х.С., Вильданова Г.Б., Хасанов Г.А. Смысл жизни человека: ценности и смысложизненные ориентации: Монография. - Уфа: РИО ГУНМЦ МО РБ, 2007. - 204 с.
• рассмотреть эволюцию представлений о смысле жизни;
• проанализировать концепции смысла жизни человека;
• проследить изменения смысла жизни в индивидуальном развитии человека;
• исследовать проблему обретения «смысла жизни» в ходе социализации.
Методологической основой' исследования выступают системный (структурно-функциональный анализ) и деятельностный подходы. Индивидуальная жизнь человека рассматривается как подсистема социальной жизни людей, динамическая система деятельностей, которая и порождает смысл его жизни - центральную его духовную потребность. В исследовании использованы объяснительные принципы — детерминизма и развития, а также общенаучные методы - анализ и синтез, сравнение, конкретизация и абстракция, классификация, моделирование, дедукция, индукция и аналогия.
Научная новизна исследования состоит в следующем: ,
1. Обосновано, что поиск смысла жизни человека есть глубинная его потребность, компонент мировоззрения, возникающий вследствие осознания им своей смертности, начиная с подросткового возраста. Эта потребность может находить удовлетворение разными способами. Их неадекватность образует расстройство «духовного» (личностно-смыслового) уровня;здоровья человека, проявляющееся в разных типах девиантного поведения.
2. Обнаружено, что объективный аспект смысла жизни человека заключен в контексте природного и социального мира, а субъективная сторона смысла его жизни заключена в иерархии мотивов, ценностных ориентациях, потребности в осмыслении жизни и самореализации, и возникает в детстве, становясь в подростковом возрасте функцией самосознания.
3. Выявлено, что смысл жизни человека — продукт избирательной интериоризации социальных ценностей в процессе его социализации. Роли родителей, воспитателей и учителей, их отношение к ребенку, степень заботы о нем, образование ими референтных для него групп, а затем и мотивы его деятельности — факторы формирования концепции смысла жизни у человека.
4. Установлено, что просоциальная, асоциальная и антисоциальная направленности (установки) личности основаны на формировании разных субъективных ценностей. Социальное бытие, как и бытие личности, отчасти дисгармоничны и иррациональны, содержат негативные и позитивные отклонения. Способ взаимодействия личности (Я) человека с социальной реальностью (способ адаптации ■ личности к реальности) — результат формирования его смысловых установок в семье, и их последующей трансформации в учебной, трудовой и общественной деятельности. Два таких способа - противодействие и «уход» от реальности, - лежат в основе девиантного поведения. В обоих случаях причинная цепь поведения упирается в систему ценностных ориентации человека. Противодействие (сознательное или подсознательное) социальной реальности обуславливает криминальное и делинквентное поведение. Его истоки - искаженное усвоение норм социальной жизни уже на стадии первичной социализации, когда формируется нравственный «стержень» личности. «Уход» (или «бегство») от социальной реальности определяет асоциальное поведение - аддиктивное поведение (включая наркотизацию) и социальное аутсайдерство (и его крайнюю форму -бродяжничество).
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что его результаты расширяют наши представления о содержательных и процессуальных аспектах феномена «смысла жизни» человека, его свойствах и функциях, социально-психологических факторах и механизмах формирования. Конкретизация содержания понятия «смысл жизни человека» позволяет определить его место в системе философских и научных категорий.
Практическая значимость диссертации состоит в использования ее результатов в духовной коррекции и логотерапии социальных девиации, обусловленных утратой или искажением смысла жизни, профилактике формирования и выбора ложных смыслов жизни, экзистенциальных «неврозов» и «фобий», содействии в осознании человеком своей жизненной роли, адекватной его возможностям. Результаты исследования применимы в просвещении учителей, служб социального и психологического консультирования для профилактики смысложизненных девиации молодежи.
Апробация работы. Идеи исследования обсуждались и получили одобрение на научно-практических конференциях: «Практическая психология республики на защите психического здоровья гражданина нового Башкортостана» (Уфа, 1999), «Человек, природа, общество: условия формирования позиции ненасилия» (Уфа, 1999), «Башкортостан в стратегии Великой Отечественной войны: взгляд через 60 лет. Современные требования к образованию и патриотическому воспитанию подрастающего поколения» (Уфа, 2004), «Психологическая служба: направления, содержание, тенденции развития» (Уфа, 2004), «Исторический опыт, современное состояние и перспективы сотрудничества народов России и Башкортостана», посвященной 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав Русского государства (Уфа, 2006), «Образование как институт социально-психологической защиты детства» (Москва, 2006), а также в 10 публикациях автора общим объемом 14,25 печ. л.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (по два параграфа в каждой), заключения и списка использованной литературы, включающего 209 наименований. Общий объем диссертации — 170 стр.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Философский анализ проблемы социализации личности2007 год, кандидат философских наук Зелянина, Валерия Анатольевна
Философия любви: основания самореализации человека2007 год, доктор философских наук Сабекия, Раушана Бейсеновна
Смысл человеческой жизни и проблема суицида: Опыт филос.-психол. исслед.1993 год, кандидат философских наук Гаджинская, 3. Г.
Социально-философский анализ становления смысла жизни человека2002 год, кандидат философских наук Порошина, Татьяна Юрьевна
Духовная основа социализации студенческой молодёжи2006 год, кандидат философских наук Каратеева, Наталия Александровна
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Емалетдинов, Булат Маратович
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предельными основаниями смысла человеческой жизни в истории его познания выступали природа, Бог, общество и человеческий индивид. По этим основаниям, трактовке сущности и смысла человеческого бытия, философские течения разделяются на натурализм, теоцентризм, социоцентризм и антропоцентризм. Каждое из них порождает частично истинные концепции смысла жизни человека. Они ограничивают и дополняют друг друга на пути утверждения гуманизма как парадигмы бытия людей, смысл которого оформляется как Истина, Добро и Красота. Сущность, смысл человеческой жизни и истории складываются в условиях культурного и социального творчества людей.
Вопрос о смысле жизни в современную эпоху из индивидуальной проблемы вырос в социально-историческую, превратившись в проблему смысла жизни всего человеческого рода, поскольку «вторая природа» стала угрожать жизни ее создателя. Люди оказались в плену неразумности своей \ деятельности (хозяйственной, политической, военной и др.). Одна из причин бедствий людей - ориентация на материальные, прагматические ценности, гипертрофия «иметь» в ущерб «быть». Россия с 1991 г. отказалась от продолжения начатого в социалистической революции 1917 г. ленинско-сталинского воплощения в жизнь марксистского идеала общества и человека, приведшего к построению тоталитарного закрытого общества и формированию конформных людей с группоцентрической ценностной ориентацией. В истории XX в. было две формы тоталитаризма - фашизм и коммунизм. Идеи центризма нации (фашизм) и центризма социального класса (коммунизм) выросли из одного общего корня - идеи отъединения от общего и гордости за частное (Люцифер). В России началось резкое падение уровня жизни, социальное расслоение, основанное на злоупотреблениях, коррупции и хищениях, криминализация правящей элиты, стремительный рост и «омоложение» социальной «патологии», заполнение духовного вакуума религией, магией, мистикой и оккультизмом, вызванные сменой социальной системы. Противоречия индивидуальных потребностей людей и социальных условий их жизни, которые не могут обеспечить их удовлетворения, - причина девиации смысла жизни человека и его поведения. В России умирает старое и рождается новое общество. Это — общество краха, слома одной (советской) идеологии и культуры (группоцентрической), и несформированной еще культуры другой — переходная культура без доминирующего стремления (модуса обладания или бытия). Привнесение в ее жизнь культуры индивидуализма и культа потребительства социальных стандартов Запада углубляет социальный и духовный кризис, поскольку ценности и смысл личного и общественного бытия в истории России задавали традиции соборности, коллективного труда, общинности. Поэтому сегодня происходит упадок культуры и разложение духовности, кризис семьи, экономический спад, социальные конфликты, раскол общества на богатых и бедных. Многие люди озабочены лишь материальными г i потребностями, отчуждаются от духовных, нравственных ориентиров. i Расцветает стремление к обогащению и власти любыми средствами.
Неудачи в самореализации у молодежи принимает формы самовыражения, самоутверждения и саморазвития в виде метапатологии и аддикции по образцам западной культуры (стриптиз и эксгибиционизм, ночные и бойцовские клубы и др.). В их основе лежит «философия свободы» - в «другой жизни» происходит разрядка жизненной энергии, не нашедшей социально адекватных форм самореализации. Но все это - симптомы поисков и зарождения новых форм и смыслов социальной, групповой и индивидуальной деятельности.
В социальном сознании доминирует стереотип, что первоначально нужно сделать Россию материально богатой, чтобы население «выжило», а потом уже развивать духовную культуру. Но идея о приоритете политико-экономической сферы, которую духовная сфера лишь сопровождает, ограждает от крайностей, окультуривает, - ложная идея. Мы воспринимаем Запад с его высоким уровнем жизни и правопорядком, и стремимся к «превращению камней в хлеба». Это «искушает» враг человека — через очевидные, реальные и понятные потребности и видимость правды. Но «Не хлебом единым будет жив человек, а всяким словом, исходящим из уст Божьих», т. е. труд и терпение к лишениям, труд для сбалансированного развития духовного, душевного и телесного в структуре личности людей. Духовность нельзя отрывать от повседневной жизни, созидательной деятельности.
Жизнь" человека - это динамическая система деятельностей, а «смысл жизни» - функция глубинных мотивов, "семантики" (подтекста) поведения. Личность человека раскрывается в1 том, что для него наиболее важно, значимо, к чему он сильно и настойчиво стремится. Номинальные (знаемые) мотивы лишены функции побуждения и смыслообразования, используются в функции мотивировок, могут быть стереотипом идеалов без личностного смысла. Смыслообразующие мотивы, в отличие от, стимулирующих, - ведущие мотивы в жизни человека, хотя часто остаются для него "за занавесом" сознания. В центре и глубине иерархии мотивов в процессе социализации формируется потребность в смысле жизни. Если смыслообразующие мотивы выделяются по отношению к видам деятельности, то "смысл" жизни как динамической системы деятельностей правильнее обозначать как "мотив" жизни. Смысл жизни человека имеет объективную (предпосылка социализации) и субъективную (результат социализации) стороны. Объективный аспект смысла жизни человека заключен в контексте природного и социального мира, который существует «до» и «вне» человеческого индивида, и обычно не осознается. Он кристаллизован в материальной * и духовной культуре, созданной предшествующими поколениями людей. И он продолжает создаваться современным поколением взрослых людей. Его наличие и выступает предпосылкой (условием) социализации человека, в процессе которого формируется смысл его жизни как феномен его личности - субъективный аспект смысла жизни. Субъективный аспект смысла жизни человека (чувство и представление смысла) формируется в процессе первичной социализации и появляется в подростковом возрасте как феномен и функция самосознания человека, когда он способен стать субъектом своей социализации.
Смысл жизни человека — интегратор динамических смысловых систем индивидуального сознания личности, выражающий единство аффективного и интеллектуального отношения к своей жизни. Цель жизни человека - не столько адаптация к среде, сколько постоянная устремленность в будущее, направленность на решение отдаленной, общественно значимой задачи, выступающей смыслом жизни человека.
Смысло-жизненные ориентации трех модельных социальных групп — просоциальных, криминально осужденных (изолированных от общества) и социально отверженных людей — различны. Бродяжничество - крайняя форма социального аутсайдерства, результат двойного внутреннего конфликта — неудач в стремлении достичь целей жизни законными средствами и неспособности прибегнуть к незаконным способам вследствие внутреннего запрета и социальных барьеров. Смысл их жизни концентрируется на удовлетворении витальных потребностей. Поэтому они дистанцируются от конкурентного порядка жизни, что приводит к «бегству» от требований общества, пораженчеству, смирению. Жизнь этих людей начинает терять свою ценность и приобретает оттенок биологического существования, - мотив жизни нивелируется до поиска предметов, условий и способов удовлетворения физиологических потребностей.
Исследование наметило один из путей изучения проблемы смысла жизни и смерти на 3-х модельных группах: просоциальных, аутсайдеров и преступников. Перспективный путь разработки проблемы - выявление роли религии, искусства и типа культуры (в частности, Запада и Востока) в формировании смысла жизни современных поколений. В исследовании нуждается и взаимодействие ноуменальной и феноменальной сфер личности, ее свободы, когда человек пытается реализовать свой смысл жизни. Необходим также анализ связи смысла жизни с антиномиями «добра-зла», «любви-ненависти» в деятельности, мотивах индивидов и социальных групп.
Итак, в результате исследования можно сделать следующие выводы:
1. Понимание смысла жизни человека в истории религиозной, философской и научной мысли — следствие и часть концепции сущности человека, его взаимодействия с другими людьми, природой и Богом.
2. Наиболее приемлемой для реализации смысла жизни человека является «модель мира» Бергсона, которая предполагает возможности осуществления человеком многообразных, соизмеримых с человеком смыслов. Творческий характер процессуальности мира Бергсона выступает как предпосылка созидания человеком смыслов.
3. Смысл жизни, как ценностное понятие, связано с такими универсалиями как «счастье», «идеал», «ответственность» перед природой, обществом, собой и Богом. При этом потребность в смысле жизни находит удовлетворение в различных «предметах» и разными способами.
4. Одним из критериев «зрелости» личности является наличие в ее структуре личностного смысла жизни, а условием его усвоения является концепция бессмертия, основанная на чувстве бессмертия человечества. В этом проявляется ноуменальное измерение «смысла жизни» или трансцендентальное отношение человека к миру и самому себе.
5. Антисоциальная и асоциальная направленность смысловой установки человека основана на игнорировании абсолютного измерения «смысла жизни», обусловленного духовно-нравственными целями. При этом девиантная социальная адаптация преступников — продукт искаженного усвоения норм социальной жизни уже на стадии первичной социализации, когда формируется духовный, нравственный «стержень» человека.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Емалетдинов, Булат Маратович, 2008 год
1. Аббаньяно Н. Структура экзистенции. Введение в экзистенциализм. Позитивный экзистенциализм. / Пёр. с италь. СПб.: Алетейя, 1998. - 506 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Диалектика человеческой жизни (Соотношение философского, методологического и конкретно-научного подходов к проблеме индивида). М.: Мысль, 1977. - 224 с.
3. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. С. 19-44.
4. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 301 с.
5. Адлер А. Наука жить: Пер. с англ. и нем. Киев: Port-Royal, 1997. - 288 с.
6. Адлер А. Понять природу человека: Пер. с нем. — СПб.: Академ^,, проект, 1997.-256 с.
7. Алишев Б.С. Психологическая теория ценности (системно-функциональный подход) / Автореф. диссерт. на соиск. уч. степени д-ра психологич. наук. -Казань, 2002. 33 с.
8. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1969. 338 с. •
9. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1998. 376 с. Ю.Анисимов О.С. Смысл жизни и опыт самоопределения в игромоделировании
10. Мир психологии. 2000. № 4. С. 121-126. П.Анисимов С. Ф., Гурев Г. А. Проблема смысла жизни в религии и атеизме. М., 1981.
11. Антология мировой философии. В 4-х т / Ред. колл. В.Ф. Асмус, И.С. Нарский, В .В. Соколов и др. -М.: Мысль, 1969-1972.
12. Анцыферова Л. И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. С. 3-19.
13. Аргайл М. Психология счастья: Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1990. 336 с.
14. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч. в 4-х т. Т. 4. М.: Мысль,11984. С. 53-293. i
15. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. 367 с.
16. Ахияров К.Ш. Трудовая социализация школьников: Избранныепедагогические труды. — Уфа: Гилем, 2005. 400 с.
17. Бергер П.Л., Бергер Б., Коллинз Р.'Личностно-ориентированная социология. Пер. с англ. — М.: Академич. Проект, 2004. 608 с.
18. Бердяев Н.А. О назначении человека. — М.: Республика, 1993.- 383 с.
19. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Московская Патриархия, 1988.- 1371 с.
20. Бодалев А.А., Вайзер Г.А. и др. Исследование проблем смысла жизни и акме (возрастной, профессиональный и социореабилитационный аспекты) // Психологич. журн., 2004, №1. С. 129-135.
21. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. 464 с.
22. Бохеньский Ю.М. Сто суеверий: Краткий философский словарь предрассудков / Пер. с поль. М.: Прргресс-VIA, 1993. - 187 с.
23. Бочаров В.В. Антропология возраста. СПб.: СПбГУ, 2001. - 196 с.
24. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 301 с.
25. Братусь Б.С. Психология нравственного сознания в контексте культуры. — М.: Менеджер, Роспедагентсво, 1994. 60 с.
26. Брудный А.А. Психологическая герменевтика. М.: Лабиринт, 1998. 336 с.
27. Вайзер Г.А. Смысл жизни и двойной кризис в жизни человека / Психологич. журн. 1998, №5.
28. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: МГУ, 1984. - 200 с.
29. Вебер М. Избранные произведения / Пер. с нем.М.: Прогресс, 1990.- 808 с.
30. Ведин И.Ф. Бытие человека: деятельность и смысл. — Рига: Зинатне, 1987. — 212 с.
31. Вильданов У.С., Вильданов Х.С., Вильданова Г.Б., Хасанов Г.А. Смысл жизни человека: ценности и смысложизненные ориентации: Монография. — Уфа: РИО ГУНМЦ МО РБ, 2007. 204 с.
32. Вильчек Be. М. Прощание с Марксом (Алгоритмы истории). — М.: Прогресс-Культура, 1993.-224 с. ;
33. Вичев В. Потребность в смысле жизни / Вичев В. Мораль и социальная психика. Пер. с болг. -М.: Прогресс, 1978. С. 189-202.
34. Вишев И.В. Проблема личного бессмертия. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990.-248 с.
35. Волков А.Н. В поисках смысла. — М.: Прометей, 1993.
36. Всемирное писание: Сравнительная антология священных текстов / Под ред. П.С.Гуревича: Пер. с англ. — М.: Республика, 1995. 591 с.
37. Выготский JI.C. Вопросы детской (возрастной) психологии // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология. М.: Педагогика, 1984. -С. 243-385.
38. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. М.: Республика, 1994. - ) 368 с.
39. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. М.: ИФРАН, 1997.
40. Галимов Б. С., Мусин Г. X. Биосоциосистема: Опыт потребностного подхода. Уфа: БашГУ, 2000. 284 с.
41. Галяутдинова С.И., Емалетдинов Б.М. Расстройства личности: спецкурс по клинической психологии. В 2-х кн. — Уфа: БИРО, 2005. — 361 с.
42. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: ACT; Астрель, 2008. 352 с.
43. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: Пер. с англ. и франц. / Сост. Л.И. Василенко и В.Е. Ермолаевой; вводи, ст. Ю.А. Шрейдера. М.: Прогресс, 1990.-495 с.
44. Гольбах П.А. Система природы или о законах мира физического и мира духовного. Пер. с франц. -М.: Соцэкгиз, 1940. 456 с.
45. Грановская P.M. Психология веры. — СПб.: Речь, 2004. 576 с.
46. Гурев Г.А. О смысле жизни. М.: Знание, 1958. - 39 с.
47. Гуревич П.С. Природа человека и смысл его существования // Гуревич П.С. Философия. -М.: Юнити-Дана, 2005. С. 224-253.
48. Гуревич П.С. Смысл жизни и ее ценности // Гуревич П.С. Психология. М.: «Старик Ватулин», 2005. С. 548-574.
49. Гусейнов А.А. Л.Н.Толстой: Непротивление злу насилием // Гусейнов А.А. Великие моралисты. М.: Республика, 1995. - С. 196-231.
50. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М.: Гардарика, 1998. 472 с.
51. Джемс В. О человеческом бессмертии: Пер. с англ. — М., 1901. — 56 с.
52. Диалоги: Полемические статьи о возможных последствиях развития современной науки / Под ред. Б.М.Кедрова. М.: Политиздат, 1979. 397 с.
53. Древнекитайская философия. Собрание текстов в 2-х т. Сост. Ян Хин Шун. Вступит, ст. В.Г.Бурова, М.Л.Титаренко. М.: Мысль, 1972-1973. Т.1-364 е., Т. 2-384 с.
54. Древнеиндийская философия. Начальный период. 2-е изд. Пер. с санскрита. Вступит, ст. и коммент. В.В.Бродова. М.: Мысль, 1972. 272 с.
55. Евангелие Толстого: Избранные религиозно-философские произведения Л.Н.Толстого. -М.: Новости, 1992. 448 с.
56. Емалетдинов Б.М. От издательства // Хюбшер А. Мыслители нашего времени (62 портрета): Справочник по философии Запада XX века / Пер. с нем. М.: ЦТР МГП ВОС, 1994. С. 5-6.
57. Емалетдинов Б.М. «Смысл жизни» и вера человека // Психологические чтения. «Психологическая служба: направления, содержание, тенденции развития»: Мат-лы конференции. Вып. 1. Уфа: БашГПУ, 2004. - С. 58-63.
58. Емалетдинов Б.М. История изучения и определения смысла жизни человека // Молодые учёные БГПУ: вклад в современную науку: Сб. науч. статей / Уфа: БГПУ, 2004. С. 40-48.
59. Изард К.Э. Психология эмоций / Пер.с англ. СПб.: Питер, 1999. - 460 с.
60. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. - 464 с.
61. Имянитов Н.С. Объективные смыслы жизни и существования // Вопросы философии. 2006, № 7. с. 84-94.
62. Иншаков C.M. Зарубежная криминология. М.: Инфра М-Норма, 1997.-3 83 с.
63. Камю А. Миф о Сизифе: Эссе об абсурде // Камю А. Бунтующий человек. -М.: Политиздат, 1990. 416 с.
64. Кант И. Метафизика нравов // Кант И. Соч. в 6 т. Т. 4 (2). М.: Мысль, 1965.
65. Карпов А.В. Метасистемная организация уровневых структур психики. М.: Ин-т психологии РАН, 2004.
66. Кемеров В.Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл — М.: Политиздат, 1977. 256 с.
67. Кемпински А. Психопатология неврозов / Пер. с поль. Варшава: Польское медиц. изд-во, 1975. -400 с.
68. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. М.: Сфера, Юрайт-М, 2001.-160 с.
69. Коган JI.H. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984.
70. Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. Пер. с англ. М.: Наука, 1980.-486 с.
71. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М.: Педагогика, 1984. -335 с.
72. Кон И.С. Ребенок и общество: Историко-этнографическая перспектива. — М.: Наука, 1988.-270 с.
73. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире. Новосибирск: Наука, 1990. - 224 с.
74. Крайг Г. Психология развития / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000. 992 с.
75. Крейн У. Теории развития: Секреты формирования личности / Пер. с англ. -СПб.: прайм-Евразия, 2002. 512 с.
76. Кропоткин П.А. Этика: Избранные труды. — М.: Политиздат, 1991. — 496 с.
77. Кудрявцев В.Н. и др. Социальные отклонения. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрид. лит., 1989.-368 с.
78. Куликов Л.В. Пути и смыслы жизни // Маничев С.А., Куликов Л.В. и др. Социальная компетентность. СПб.: Дет. кризисный фонд Гумерова,-1999. -С. 21-30.
79. Кьеркегор С. Страх и трепет / Пер. с дат. М.: Республика, 1993. - 383 с.
80. Лаврин А.П. Хроники Харона: Энциклопедия смерти. — Новосибирск: Наука, 1995.-768 с.
81. Ламонт К. Иллюзия бессмертия /Пер. с англ. М.: Иностр. лит-ра,1961.- 292 с.
82. Лебон Г. Психология социализма /Пер. с франц. СПб.: Макет, 1996.-544 с.
83. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. -304 с.
84. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2001. - 511 с.
85. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999. 486 с.
86. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / Ред.- сост. В.С.Мухина. М.: Просвещение, 1991. 223 с.
87. Логинов А.А. Гомеостаз: философские и общебиологические аспекты. — М.: 1979. !
88. Ломброзо Ч. Преступление / Пер. с италь. М.: Спарк, 1994. - 188 с.
89. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М.: Республика, 1991.-368 с.
90. Лукьянов А.В. И.Г.Фихте о. .проблеме критериев духовного «Я» // Философские науки. 2002. - № 6. - с. 81-89.
91. Лурье С.В. Психологическая антропология: история, современное состояние, перспектива. М.: Академич. Проект: Альма Матер, 2005. - 624 с.
92. Лэнгле А. Жизнь, наполненная смыслом: Прикладная логотерапия / Пер. с нем. 2-е изд. — М.: Генезис, 2004. 128 с.
93. Малкина-Пых ИГ. Возрастные кризисы. — М.: Эксмо, 2005. — 896 с.
94. Малкина-Пых ИГ. Экстремальные ситуации. М.: Эксмо, 2005. 960 с.
95. Марсель Г. Быть и иметь: Пер. с франц. Новочеркасск: Сагуна, 1994. -160 с.
96. Маслоу А. Психология бытия / Пер! с англ. М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1997.-304 с.
97. Маслоу А.Г. Мотивация и личность: Пер. с англ. СПб.: Евразия, 1999. -476 с.
98. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: Практическое руководство. — М.: МЕДпресс, 1998. 592 с.
99. Мечников И.И. Этюды о природе человека // Мечников И.И. Академич. собр. соч. Т. XI. -М.: Госмедиздат, 1956. 267 с.
100. Мечников И.И. Этюды оптимизма. М.: Наука, 1964. - 340 с.
101. Миллер А. В начале было воспитание / Пер. с англ. М.: Академич. Проект, 2003. - 464 с.
102. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. / Сост. П.С.Гуревич, В.И.Столяров. М.: Политиздат, 1991.
103. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность. Новосибирск: Наука, 1989. 205 с. !
104. Мудрик А.В. Социализация человека. М.: Академия, 2004 - 304 с.
105. Мудрик А.В. Социализация вчера и сегодня. — М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 2006. — 432 с.
106. Мунье Э. Персонализм / Пер. с франц. М.: Искусство, 1992. - 143 с.
107. Мухамедьянов С.А. Человеческая смерть: социально-философский анализ / Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. д-ра филос. наук. Уфа, 1999. 34 с.
108. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. 3-е изд., стереотип. М.: Академия, 1998. - 456 с.
109. Насиновская Е.Е. Методы изучения мотивации личности. Опыт исследования личностно-смыслового аспекта мотивации. М.: МГУ, 1988. -80 с.
110. Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Пер. с нем. Сост., ред. и авт. примеч. К.А. Свасьян. -М.: Мысль, 1990. -Т. 1, 832 е.; Т. 2, 832 с.
111. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию: Размышления священника-психолога. М.: Школа-Пресс, 1994. — 192 с.
112. Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука. М.: ИП РАН, 1998.-393 с.
113. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. Пер. с англ. СПб.: Питер, 2002. - 640 с.
114. Обуховский К. Галактика потребностей. Психология влечений человека / Пер. с польск. СПб.: Речь, 2003. - 296 с.
115. Оллпорт Г.В. Личность в психологии. Пер. с англ. М.: КСП+, СПб.: Ювента, 1998.-345 с.
116. Ортега-и-Гассет X. Восстание.масс // Вопросы философии. 1989. № 3. -С. 119-154; №4.-С. 114-169.
117. Осинский И.И., Хабаева И.М., Балдаева И.Б. Бездомные социальное дно общества//СОИС. - 2003.-№ 1. С. 53-58.
118. Паркинсон С.Н. Цели и задачи / Закон миссис Паркинсон // Паркинсон С.Н. Законы Паркинсона: Сборник. Пер. с англ.М.: Прогресс, 1989. 448 с.
119. Пауэлл Дж. Полнота человеческой жизни // Психология человеческих проблем: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. — Минск, 1998. С. 34 42.
120. Пивоваров Д.В. Смысл жизни человека // Современный философский словарь / Под ред. В.Е.Кемерова. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академич. Проект, 2004. - С. 637-641.
121. Поликанова Е.П. Социализация личности // Философия и общество. 2003, №2. С. 84-106.
122. Полонская JI.P. Махатма Ганди: Смысл жизни // Новая и новейшая история. 1991. - № 4.
123. Проблема человека в западной философии: Переводы / Сост. и послесл. П. С. Гуревича; Общ. ред. Ю. Н. Попова. М.: Прогресс, 1988. 552 с.
124. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В.Куликов. СПб.: Питер, 2000.-480 с.
125. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997.-336 с.
126. Радхакришнан С. Индийская философия. В 2-х т. Пер. с англ. М.: Иностр. лит-ра, 1956-1957. Т. 1. 624 е., Т. 2 - 732 с.
127. Рассел Б. История западной философии. Сокр. пер. с англ. М.: Иностр. лит-ра, 1959.-936 с.
128. Римашевская Н.М. Бедность и маргинализация населения // СОИС. -2004.-№4. с. 33-44.
129. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий / Вступит, ст., сост., подгот. текста В.В.Сапова. М.: Республика, 1995. - 463 с.
130. Розин В.М. Проблема целостного изучения человека // О человеческом в человеке / Под общ. ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991. С.80-99.
131. Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека. СПб.: Речь, 2006. - 365 с.
132. Рубинштейн М.М. О смысле жизни. Ч. 1. Историко-критические очерки; Ч. 2. Философия человека. Изд. авт., 1927.
133. Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. Изд. 2. М.: Педагогика, 1976.-416 с.
134. Садовников В.Н. Смысл жизни и мировоззрение: Автореф. дис. канд. филос. наук. Л., 1985.
135. Салихова Н.Р. Типы смыслообразования в контексте личностных ценностей. — Казань: Казанский госуниверситет, 2005. — 228 с.
136. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. Л.: ЛГУ, 1990. — 360 с.
137. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-пресс, 1995. — 384 с.
138. Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. -М.: Феникс, 1994. 688 с. i
139. Смысл жизни: Антология. М.: Прогресс-Культура, 1994. - 592 с.
140. Смысл жизни в русской философии (конец XIX начало XX в.) / Отв. ред. А.Ф. Замалеев. - СПБ.: Наука, 1995. - 382 с.
141. Смысл жизни: поиск и созидание (тематич. сб.) / Под ред. В.Н. Финогентова, И.Я. Лойфмана, Ф.У. Мухаметлатыпова, С.М. Поздяевой. Уфа: Уфимск. технол. ин-т сервиса, 1997. 112 с.
142. Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. 2-е изд. М.: Мысль, 1990. - 892 с. (Т.1); 822 с. (Т.2).
143. Социология преступности / Под ред. Б.С. Никифорова. Сб. ст. Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1966.-С. 299-313.
144. Стевенсон Л. Десять теорий о природе человека / Пер. с англ. — М.: Слово, 2004. 240 с.
145. Стрелец Ю.Ш. Смысл жизни // Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г.Апресяна, А.А.Гусейнова. -М.: Гардарики, 2001. С. 445-446.
146. Суицидология: прошлое и настоящее. / Сост. А.Н.Моховиков. Пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2001. 569 с.
147. Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А.А.Яковлева: Переводы. М.: Политиздат, 1989. - 398 с.
148. Сухоплюев П.А. Смысл жизни человека: философско-концептуальный анализ / Автореф. диссер. канд. философ, наук. Уфа: БашГУ, 2000. — 22 с.
149. Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. Пер. с польск. — М.: Прогресс, 1981.-368 с.
150. Тейяр де Шарден П. Феномен человека: Пер. с франц. М.: Наука, 1987. - 240 с.
151. Токарчик А. Мифы о бессмертии: Пер. с польск. — М.: Прогресс; Прогресс-Академия, 1992. 240 с.
152. Толстой JI.H. Избранные философские произведения. М.: Просвещение, 1992.-525 с.
153. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. — М.: Республика, 1994. 432 с.• 166. Трубников Н.Н. О смысле жизни и смерти. М.: Россиэн, 1996. - 382 с.
154. Тугаринов В.П. О смысле жизни. JL, 1961. - 149 с.
155. Тульчинский Г.Л. Смысл и гуманитарное знание // Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла). Материалы международной конференции (Москва, 19-21 мая 2005 г.). М.: Смысл, 2005. - С. 7-26.
156. Фаткуллина А.Я. Смысложизненные ориентации человека в башкирской мифологии / Автореф. диссерт. на соиск. уч. степ. канд. философ, наук. — Уфа: БашГУ, 2003.
157. Фаткуллина А.Я. Смысложизненные ценности в мифологии башкир и их значение для современного общества // Соотечественник (Ватандаш), № 1, 2004. С. 128-147.
158. Фатыхова P.M., Емалетдинов Б.М. Смысл жизни человека: анализ онтогенеза // Профессиональная педагогика: Категории, понятия, дефиниции / Сб. науч. трудов. Отв. ред. Г. Д. Бухарова. Вып. 4. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2006. С. 322-335.
159. Фатыхова P.M., Емалетдинов Б.М. Смысл жизни человека: феноменология и этапы развития / Вестник БашГПУ им. М. Акмуллы. № 2-3 (10-11), 2006.-С. 24-28.
160. Феномен человека: Антология / Сост., вступит, ст. П.С. Гуревича. — М.: Высш. шк, 1993. 349 с.
161. Фейербах JI. Вопрос о бессмертии с точки зрения антропологии // Фейербах JI. Избранные философские произведения. В 2-х т. Пер. с нем. — М.: Госполитиздат, 1956. -Т.1. -С. 275-441.
162. Философия в XXI веке. Онтология, творчество и гуманизм: Материалы международной научной конференции (16 ноября 2006 г.). В 2-х т. Уфа: РИЦ БашГУ, 2008. Т. 1 - 247 е.; Т.2 - 267 с.
163. Философия истории: Антология / Сост., ред. и вступ. ст. Ю.А.Кимелева. -М.: Аспект Пресс, 1995.-351с.
164. Философская энциклопедия. В 5 т. Гл. ред. Ф.В. Константинов. -М.: Сов. Энцикл., 1960-1970.
165. Финогентов В.Н. «.И ропщет мыслящий тростник» (О бессмысленности и смысле жизни человека. .). Уфа: Уфим. технол. ин-т сервиса, 2000. — 182 с.
166. Франк C.JI. Смысл жизни // Франк C.JI. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. - С. 147-216.
167. Франкл В.Е. Психотерапия на практике / Пер. с нем. СПб.: Ювента, 1999.-256 с.
168. Франкл В.Е. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. и нем. М.: Прогресс, 1990.-368 с.
169. Францов Г.П. Научный атеизм. М.: Наука, 1972. - 628 с.
170. Фрейд 3. «Я» и «Оно»: Труды разных лет. В 2-х кн.: Пер. с нем. -Тбилиси: Мерани, 1991. Кн.1. ^ 398 е.; Кн.2. - 428 с.
171. Фролов И.Т. О смысле жизни. О смерти и бессмертии человека. М., 1985.-324 с.
172. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. Пер. с англ. М.: Республика, 1994. 447 с.
173. Фромм Э. Иметь или быть? / Пер.* с англ. 2-е изд., доп. - М.: Прогресс, 1990.-336 с.
174. Фромм Э. Душа человека: Перевод. М.: Республика, 1992. - 430 с.
175. Фромм Э. Психоанализ и этика / Пер. с англ. М.: Республика, 1993. 415 с.
176. Харчева В.Г. Ценностные ориентации в процессе становления и жизнедеятельности личности / Автореф. дисс. д-ра философ, наук. — М., 1983.
177. Хасанов Г.А. Смысл жизни человека: гносеологический анализ / Автореферат дисс. кандид. философ, наук. Магнитогорск, 2005. - 21 с.
178. Холл К., Линдсей Г. Теории личности / Пер. с англ. М.: Эксмо-пресс, 1999.-592 с.
179. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения / Ред-кол.: И.Т.Фролов ц др. - М.: Политиздат, 1991.- 464 с.
180. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX в. / Ред.-кол.: -И.Т.Фролов и др. М.: Республика, 1995. -528 с.
181. Чудновский В. Э. О некоторых прикладных аспектах проблемы смысла жизни // Мир психологии. 2001. - № 2.
182. Чудновский В.Э. К проблеме адекватности смысла жизни // Мир психологии. -1999. № 2.
183. Швейцер А. Благоговение перед жизнью / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1992.
184. Эммонс Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности / Пер. с англ. М.: Смысл, 2004. - 416 с.
185. Эриксон Э.Г. Детство и общество. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Пер. с англ. -СПб.: Речь, 2002.-416 с.
186. Эриксон Э.Г. Идентичность: Юность и кризис: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1996. - 506 с.
187. Это человек: Антология / Сост. П.С.Гуревич. — М.: Высшая школа, 1995.
188. Юнг К.Г. Архетип и символ / Сост. и вступ. ст. А.М.Руткевича. М.: Ренессанс, 1991.-304 с.
189. Ярошевский Т.М. Личность и общество (Проблемы личности в современной философии марксизм, экзистенциализм, структурализм, христианский персонализм). Пер. с польск. - М.: Прогресс, 1973. - 544 с.
190. Ясперс К. Общая психопатология. Пер. с нем. М.:Практика, 1997.1056 с.
191. Ясперс К. Смысл и назначение истории / Пер. с нем. М.: Политиздат, 1991.-527 с.
192. Adler A. Der Sinn des Lebens. Frankfurt a. M., 1947.
193. Korner U. Von Sinn und Wert Menschlichen Lebens. Berlin, 1986.
194. Greening T. Existential challenges and responces // The Humanistic Psychologist. 1992. Vol. 20. № 1.
195. Bronfenbrenner U. The ecology of human development: Experiments by nature and design. Cambridge MA: Harvard University Press. 1979.
196. Langle A. Sinnspuren. Dem Leben antworten. St. Polten: NP-Buchverlag,-320 c.2000.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.