Смысл в герменевтике: опыт семиотического анализа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Шаев, Юрий Михайлович

  • Шаев, Юрий Михайлович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2009, Волгоград
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 139
Шаев, Юрий Михайлович. Смысл в герменевтике: опыт семиотического анализа: дис. кандидат философских наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Волгоград. 2009. 139 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Шаев, Юрий Михайлович

Введение

Глава 1. Генезис и развитие проблемы смысла в герменевтике

1.1. Герменевтические идеи в античности: имманентность смысла и действительности

1.2. От экзегезиса к субъективации смысла

1.3. Смысл в философской герменевтике 53 Выводы по главе

Глава 2. Герменевтика и семиотика

2.1. Герменевтика и семиотика: анализ методологических оснований

2.2. Круговой герменевтический семиозис как модель репрезентации смысла

2.3. Эффекты герменевтического смысла 102 Выводы по главе

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Смысл в герменевтике: опыт семиотического анализа»

Актуальность темы исследования. Смысл в герменевтике, необходимость его семиотического анализа и рассмотрения с позиций философии знака обусловлены, с одной стороны, развитием самой герменевтики, возвысившейся до уровня философской рефлексии и вбирающей в свою орбиту многие направления гуманитарного знания, естественнонаучного знания и когнитивных наук, и, с другой, — качественными сдвигами в самом гуманитарном знании.

С философским преобразованием герменевтики стало возможным рассматривать с позиций смыслопорождения, актуализации смысловых . перспектив, смысловой насыщенности широкий спектр явлений человеческой культуры. Такого рода универсалистская трактовка герменевтики, с одной стороны, позволила осуществлять исследования, важной частью которых была смысловая валентность тех или иных явлений познания, эстетической теории и практики, а с другой, - привела к тому, что смысл стал пониматься либо как жесткое структурное явление, либо в качестве некоего таинственного феномена, непосредственное исследование которого затруднительно в силу его особой природы. Семиотическое исследование репрезентации смысла в рамках герменевтических подходов позволяет прояснить его природу и механизм функционирования.

Семиотика, так же как и герменевтика, в настоящее время покинула тесные рамки лингвистической области исследования (а некоторые ее версии, например, прагматистские подходы, изначально не были ориентированы на рассмотрение языка и процессов, происходящих в нем в качестве эталонных моделей, объяснительных схем семиозиса, и имели в первую очередь онтологические философские основания). Это дает возможность рассматривать и применять семиотические подходы в деле анализа создания, а также функционирования знания, процессов творчества, эстетической рецепции, процесса и результатов практической деятельности человека.

Семиотика во многом дополняет герменевтический подход, ибо позволяет наряду с герменевтической репрезентацией смысла в рамках различных явлений в ходе интерпретативных и рецептивных процедур и процессов показать механизм этой репрезентации.

Важность сотрудничества подходов герменевтики и семиотики проявляется в том, что не только есть возможность показать как «сделаны» смыслы в теоретическом знании, эстетической практике, теории, но сложность, а зачастую невозможность выхода за рамки механизмов смыслопорождения и репрезентации, обусловленности ими человеческого мышления и деятельности.

Герменевтика, не претендуя, особенно в настоящее время, на роль объяснительной метафизической схемы, своего рода «науки всех наук», вырабатывает и реализует скорее универсалистский (по аналогии с универсализмом языка) интерпретативный подход, в рамках которого проявляется, с одной стороны, фиксация множественности культурных смыслов, а с другой, реализация диалогической модели, делающей возможными их взаимодействие и взаимообогащение.

Степень разработанности проблемы.

Проблема смысла в рамках герменевтических концепций является достаточно сложной, многоаспектной и многогранной. Философы рассматривали проблему смысла (смысла высказываний, тех или иных явлений действительности, продуктов деятельности мышления, феноменов искусства и других явлений), однако как специфическая предметная область. проблематика смысла — этого вечно ускользающего феномена - оказалась представленной в рамках герменевтических концепций.

Анализ проблемы смысла в экзегетических и герменевтических теориях (включая концепцию философской герменевтики как логическое продолжение и результат рефлексии над выводами, подходами и историей развития герменевтики классической) в их закономерном развитии помогает понять сложный, неоднозначный и многоаспектный характер смысла, пронизанность смысловыми отношениями различных явлений и граней мышления и действительности, а не только ограниченной области продуктов устного и письменного типов дискурса.

Пройдя путь в герменевтических исследованиях от психологического содержания высказывания до точки пересечения традиции и конкретного исторического момента, своеобразного «фокуса схождения» интерпретативных перспектив, определяемых культурой и историей (в том числе культурой и историей мышления) проблема смысла, покинув тесные рамки областей экзегетической практики и филологической герменевтики, обрела подлинно философское звучание. Этот выход на качественно иной уровень осмысления репрезентации смысла стал возможен в рамках концепций философской герменевтики.

Подходы к проблематике смысла содержатся в трудах античных философов: Платона, Аристотеля, Пифагора и пифагорейцев, Секста Эмпирика, стоиков (Зенон, Клеанф, Хрисипп). Существенный вклад в проблематику смысла внесли экзегеты и средневековые философы: Филон Александрийский, Климент Александрийский, Ориген. Следует особо отметить работы Аврелия Августина, в которых большое внимание уделено проблемам смысла и знака (они впервые были определены как составляющие особую предметную область). Подходы к проблематике смысла мы находим у Дунса Скота, Фомы Аквинского, Бонавентуры, Матиаса Флация.

Смысл как своеобразный психологический феномен был представлен в работах мыслителей, оказавших наиболее серьезное воздействие на развитие герменевтических идей - Ф. Шлейермахера и В. Дильтея.

Большой вклад в разработку проблемы смысла в рамках герменевтических исследований внесли: Ф. Аст, И. Андерег, Р. Бернштейн, Э. Бетти, О.Ф. Больнов, А. Бюлер, Д. Ваттимо, М. Вишке, К. Гирц, Ж. Гронден, И.Г. Дройзен, Г. Кёглер Э. Корет, автор концепции «герменевтической логики» Г. Липпс, Г.-Ф. Майер, Г. Миш, В. Панненберг, Л. Парейсон, О.

Пёгглер, Ф. Роди, Г. Фигаль, Ф.-В. фон Херрманн, Э. Хирш, И.-М. Хладениус, Г. Шольц, О.Р. Шольц, Э. Штайгер, В. Штегмайер, Г. Эбелинг.

В рамках феноменологического направления философии, оказавшего решающее влияние на развитие герменевтической мысли смысл предстает в качестве «интенционального коррелята» того или иного объекта действительности (Э. Гуссерль), однако в рамках даже поздней феноменологии такое понимание подвергается критике, и смысл предстает в качестве возможной интерпретативной перспективы (А. Шюц). Следует отметить зарубежных и отечественных исследователей, касавшихся проблемы смысла в феноменологических исследованиях: Х.Р. Зеппа, Р. Ингардена, И.Н. Инишева, В.А. Куренного, Д.Н. Разеева, К.А. Свасьяна, Э. Тугендхадта, А.Г. Чернякова и других.

Попытки переосмысления экзегетического символизма с выявлением и фиксацией экзистенциальных смыслов, преодоление недостатков структурализма и феноменологии в отношении понимания смыслов, а также понимание герменевтики как практики прояснения смыслов, определяемых теми или иными интерпретационными моделями, принадлежат П. Рикёру.

Большое влияние на развитие герменевтики оказали онтолого-герменевтические работы М. Хайдеггера. Философская герменевтика Х.-Г. Гадамера, сохранив онтологический статус, приданный ей Хайдеггером, пытается рассматривать с этих позиций широкий спектр явлений философии, искусства и культуры в целом и представляет собой одну из наиболее значимых концепций, в рамках которой было осуществлено целостное философское переосмысление герменевтики.

Концепция трансцендентальной прагматики, интегрирующая некоторые выводы герменевтики и семиотики, представлена у К.-О. Апеля. Теория коммуникативного действия, представляющая вариант критической герменевтики, разработана Ю. Хабермасом.

Проблема смысла была затронута в трудах М. Даммита, Д. Дэвидсона У. Куайна, Ф. Рамсея, Г. Фреге.

Проблему смысла в применении к феноменам рецепции произведений искусства исследовали представители рецептивной эстетики: X. Вайнрих, Г. Гримм В. Изер, Н. Мекленбург Х.Р. Яусс. Эта предметная область так или иначе тесно связана с герменевтической философией и методологией.

Особый интерес в контексте диссертационной темы представляют взгляды теоретиков так называемой «новейшей эстетики». В. Велып, М. Зеель и близкий к ним Х.У. Гумбрехт рассматривают подходы философской герменевтики к смыслу в критическом аспекте.

Серьезный вклад в разработку проблемы смысла в русле герменевтики и в применении к гуманитарному знанию внесли отечественные мыслители: С.Р. Абрамов, A.B. Арапов, Е.В. Афонасин, Б.И. Бессонов, В.В. Бибихин, Г.И. Богин, A.A. Брудный, П.П. Гайденко, Х.С. Гафаров, Е.С. Громов, Н.О. Гучинская, С.И. Земляной, А .Я. Зись, Э.В. Ильенков, Л.Г. Ионин, В.Г. Кузнецов, B.C. Малахов, Б.В. Марков, JI.A. Микешина, A.A. Михайлов, A.B. Михайлов, В.И. Молчанов, Н.В. Мотрошилова, С.С. Неретина, А.П. Огурцов,

A.И. Пигалев, В.А. Подорога, A.A. Потебня, Е.Б. Рашковский, A.M. Руткевич,

B.Я. Саврей, Б.Г. Соколов, Э.Ю. Соловьев, М.П. Стафецкая, Г.Г. Шпет, E.H. Шульга, В.В. Янцен и ряд других.

Объект исследования - смысл, понимаемый как сложный поливалентный феномен, реализующийся в широком спектре измерений познания и деятельности человека.

Предмет исследования — герменевтический смысл, особенности смыслопорождения и смыслопроявления в рецептивных и интерпретативных процессах.

Цель диссертационного исследования - семиотический анализ специфики, закономерностей и особенностей проявления смысла в различных концепциях герменевтики.

Для достижения цели предполагается решение следующих исследовательских задач: проанализировать генезис и развитие основополагающих герменевтических идей, содержащих подходы к проблеме смысла;

- раскрыть специфику развития проблемы смысла в ходе ее эволюции от экзегетической теории и практики к герменевтическим концепциям Ф. Шлейермахера и В. Дильтея;

- выявить предпосылки и особенности онтологического видения смысла в рамках концепции философской герменевтики;

- провести анализ основных подходов семиотики и герменевтики как важнейших стратегий изучения культуры, раскрыть и проанализировать с позиций семиотики и философии знака особенности репрезентационной природы конституирования смысла в рамках герменевтики;

- выявить и охарактеризовать возможные эффекты герменевтического смысла.

Теоретико-методологическая база исследования.

Методологической основой исследования являются методы: компаративного анализа, логико-исторической реконструкции, системный, логического анализа, философской рефлексии. Большое значение для исследования имеют методы феноменологического анализа, герменевтического круга. Особо следует отметить методы семиотического анализа (получившие развитие как в концепции семиологии соссюровского образца, так и в рамках прагматистской семиотики). Применяется категориальный аппарат, а также методологические подходы, выработанные в рамках доктрин Х.-Г. Гадамера, Э. Гуссерля, В. Дильтея, М. Хайдеггера, Ф. Шлейермахера, и других. При проведении семиотического анализа были использованы методологические семиотические подходы, получившие разработку в концепциях Д.В. Анкина, Р. Барта, Ж. Бодрийяра, В.В. Кирющенко, Ю.М. Лотмана, Ч.У. Морриса, Ч.С. Пирса, A.M. Пятигорского, О.Л. Резникова, Ю.А. Степанова, Ц. Тодорова, Б.А. Успенского, И.А. Хабарова, У. Эко и других.

Основные результаты диссертационного исследования и их научная новизна.

1. Осуществлен анализ значения феномена смысла в рамках различных герменевтических концепций. Обосновывается интенция смысла -выход в невербальную, внетекстовую и «трансцендентальную» области в системах мировоззрения, начиная с античной и средневековой.

2. Раскрыта специфика развития проблемы смысла в ходе ее эволюции от экзегетической теории и практики к герменевтическим концепциям Ф. Шлейермахера и В. Дильтея.

3. Выявлены особенности онтологического видения смысла в рамках концепции философской герменевтики.

4. Проведен анализ сходства и различия семиотической и герменевтической исследовательских стратегий, их взаимообусловленный и взаимодополнительный характер.

5. Предложена и обоснована семиотическая модель смысла в рамках философской герменевтики (на основе подходов прагматистской семиотики), выявлены и описаны возможные эффекты герменевтического смысла.

Положения, выносимые на защиту:

1. Смысл, одновременно воплощая структурные отношения и динамическую репрезентацию, не только отражает процессы интеллектуальной, эстетической рецепции, традиционно составляющие предмет герменевтических исследований, но и образует широкую область философской рефлексии.

2. Специфика становления и развития проблемы смысла предполагает диалог его онтологической «значимости» и онтологической «незначимости».

3. Смысл в рамках концепции философской герменевтики имеет онтологический статус, фиксирующий один из модусов бытия человека.

4. Герменевтическая и семиотическая стратегии исследования являются взаимообусловленными и взаимодополнительными. Подходы, выработанные в ходе сотрудничества данных направлений, являются плодотворными в деле анализа явлений современного философского знания, гуманитарных наук и культуры в целом.

5. Изменчивый характер и динамические особенности репрезентации герменевтического смысла коррелируют со сложностью современного культурного и информационного пространства, в связи с чем актуализируются эффекты «обогащения», «оскудевания» и «перенасыщения» сущности герменевтического смысла.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

•Теоретическая значимость исследования определяется, главным образом, его методологической направленностью и состоит в переосмыслении подходов герменевтики и феномена герменевтического смысла с позиций семиотики и философии знака. Семиотический подход и герменевтическая рефлексия над проявлением смысла в рамках различных явлений познавательной и практической деятельности человека позволяют наметить пути исследования процессов познания, мышления и устройства культуры в целом. Рассмотрение процесса семиозиса как присутствующего во всех этих явлениях позволяет на основе семиотико-герменевтической методологии проводить анализ достаточно сложных явлений духовной культуры.

Этот комплексный подход весьма актуален в связи с оживлением интереса к онтологическим проблемам эстетики и расширению ее предметной области. Использование различных направлений семиотики и герменевтической рефлексии позволяет наметить пути к сближению предметных областей эстетики, семиотики, философии знака и герменевтики в междисциплинарном и неэклектическом планах.

Положения и выводы, сформулированные в исследовании, могут использоваться в ходе разработки общих и специальных курсов по философии знака, культуры, семиотическим проблемам герменевтики и гуманитарного знания.

Апробация работы.

Основные положения и выводы диссертационного исследования обсуждались на: Всероссийской научно-практической конференции «Экономика, экология и общество в XXI столетии» (Пятигорск, ИНЭУ, 2006), ежегодных межвузовских конференциях профессорско-преподавательского состава и молодых ученых ПГЛУ «Университетские чтения», ежегодных конференциях молодых ученых ПГЛУ «Молодая наука». Основные результаты исследования были представлены к обсуждению на V Международном конгрессе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование и культуру» (Пятигорск, ПГЛУ, 2007 г.), на Международной герменевтической конференции «Понимание и рефлексия в коммуникации, культуре и образовании» (Тверь, ТвГУ 2007 г.). По итогам конгресса и конференций опубликованы тезисы и статьи. Основные идеи и положения диссертации изложены в 9 научных публикациях, в том числе в двух изданиях, рекомендованных ВАК.

Структура диссертационного исследования.

Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Шаев, Юрий Михайлович

Выводы по главе 2 Герменевтическая и семиотическая исследовательские стратегии являются взаимодополнительными. Их сотрудничество нам представляется перспективным в современном гуманитарном знании, отличающимся большой плюралистичностью исследовательских позиций. Имея дело со сходными феноменами (язык, текст, коммуникация, дискурс, смысл) герменевтика (в особенности в философских ее вариантах) и семиотика предлагают фиксацию ризличных аспектов, однако, для понимания всей глубины и сложности современного знания, процессов рецепции тех или иных эстетических феноменов и явлений актуализации смыслов, смыслопорождения данные исследовательские направления пересекаются, и точки их соприкосновения являют собой наглядный пример взаимодействия механизма функционирования культуры в целом, отдельных культурных универсалий и философской рефлексии.

Использование подходов прагматистской семиотики в деле анализа феноменологии герменевтического смысла позволило установить, что функционирование смысла является процессом семиотическим, основанным на соозначивании различных элементов. В этом плане, существование смысла предстает в качестве одного из значимых измерений семиозиса. Семиотический анализ этико-эстетических категорий, традиционно занимающих особое место в герменевтических концепциях, позволяет продемонстрировать, что смысл этих категорий трудноуловим в силу их коннотативной перенасыщенности, являющейся следствием того исторического и культурно интеллектуально-исторического пути, который прошли эти философские категории. Исследование и прояснение этих категорий есть путь герменевтический, предполагающий их непрерывное взаимное соотнесение и взаимодействие, в результате которого можно постичь их смысл.

Анализ эффектов герменевтического смысла сделал возможным определение смысла как феномена подвижного и изменчивого не только в плане синхроническом, но и в плане диахроническом. Как нам представляется, использование предлагаемой нами модели «герменевтической петли смысла» является перспективным в деле анализа функционирования смысла важнейших философских универсалий и концептов.

Так же мы определили, что те или иные смыслы настолько глубоко пронизывают культуру и мышление человека, что сама рефлексия в модусе автоинтерпретации с неизбежностью наталкивается на огромные трудности в построении своей собственной феноменологии в попытках «снятия» семиотической каузальности.

Автономизация смысловой сферы, имеющая место в условиях постмодернистского мышления с его «усталостью от семиозиса» зачастую ведет к попыткам «преодоления», упразднения культуры. В этом пункте, герменевтическое мышление способно, отдавая отчет в смысловой перенасыщенности определенных элементов культуры, фиксировать их универсальную значимость и не ограничиваться притязаниями не демифологизацию через объяснение механизма функционирования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Резюмируя основные результаты нашего исследования можно сказать следующее. Герменевтика, выступающая в настоящее время в качестве философского направления и особой мировоззренческой основы, покинув тесные рамки инструментально окрашенных теории и практики толкования, привнесла в область гуманитарного знания специфическое понимание смысла различных проявлений и результатов человеческой деятельности. В герменевтических исследованиях, даже до появления философских версий, смысл стремился к расширению в нетекстовую область (например в средневековом символизме).

Тот импульс, который герменевтика получила, главным образом от феноменологии в различных ее вариантах позволил строить различные феноменологии смысла, применительно к различным областям человеческого освоения и преобразования действительности.

Отметим, что преобразование герменевтического подхода, которое было осуществлено в рамках концепций М. Хайдеггера и Х.-Г. Гадамера позволило рассматривать смысл как явление онтологического порядка. Следует сказать, что и концепция П. Рикёра имеет большую важность, так как переосмысляет процессы актуализации экзистенциального смысла в аспектах понимания сакрального, художественного символизма и вывод смысла в область интеракции.

В рамках герменевтического подхода, который приобрел философский парадигмальный характер было значительно углублено и универсализировано само понимание смысла. В условиях бурного развития всех сфер современного общества ускоряются и усложняются трансформации самого гуманитарного знания. В условиях плюрализма и динамической смены подходов важна не только фиксация феномена смысла как устойчивого структурного явления, но и внимание к динамике его репрезентации. На наш взгляд, герменевтика позволяет проследить эту феноменологию смысла с одной стороны, фиксируя смысл отдельного явления и соотнося его с той или иной областью смыслового универсума, а с другой - признавая смысловую динамику как необходимое условие существования культуры во взаимосвязанных аспектах создания и рецепции тех или иных артефактов, обусловленных традицией и историей, в этом плане выступая в качестве своеобразной методологической основы, в рамках которой разворачивается репрезентация различных смыслов. Это делает герменевтический подход перспективным в плане неэклектического синтеза различных видов и направлений знания.

Подход с позиций репрезентации смысла к различным явлениям развития современного общества и культуры обусловлен еще и тем обстоятельством, что в современном обществе происходят очень бурные процессы циркуляции информации и информационного обмена.

Нами были проанализированы в целом подходы герменевтики и в особенности, философские ее варианты с применением методологии современной семиотики. Подводя итоги, хотелось бы сказать, что необходимо избегать некоторых крайностей в трактовке семиотики как особого методологического явления, и, соответственно, в понимании задач и методологии исследований.

• С одной стороны, не следует сводить семиотику исключительно к структуралистскому ее пониманию, семиотика должна учитывать динамику культуры, быстроту и специфический характер трансформаций в. современном глобализирующемся мире — эти изменения не могут не отражаться на состоянии и перспективах гуманитарного знания. С другой же стороны, необходимо оценивать те тупики, в которые может завести постструктуралистский пансемиотический деконструктивизм с его размыванием онтолого-гносеологических основ гуманитарного и не только гуманитарного типов знания. Во многом указанные крайности обусловлены тем ' обстоятельством, что семиотика в западноевропейском интеллектуальном пространстве либо отождествляется с семиологией соссюровского типа, либо особым образом «преодолевает» ее — как, например в постструктуралистской критике. Так или иначе, в большинстве случаев в таких исследованиях преобладает взгляд на язык как на основную образцовую семиотическую систему, особенности и принципы функционирования которой распространяются и на другие знаковые системы. Такая ситуация, в свою очередь, связана с тем обстоятельством, что американская прагматистская семиотика Ч. С. Пирса, несмотря на основательность подхода и детальную проработку нюансов, исходящая из других принципов, нежели лингвистический семиологический проект, практически не оказала заметного влияния на западноевропейскую мысль в этой области.

Отнюдь не противопоставляя эти семиотические традиции, мы в нашем исследовании попытались показать возможности и семиологической методологии, и прагматистской семиотики (в особенности ее потенциала в области изучения герменевтической феноменологии смысла).

Исследования в данном направлении представляются перспективными в силу того, что современные версии герменевтики вышли за рамки концепций, работающих исключительно с проявлениями вербального дискурса. Тот онтологический импульс, который был дан герменевтической мысли Хайдеггером и Гадамером, открыл широкие возможности рассмотрения гносеологических, эстетических и других проблем в свете герменевтического подхода. И даже если в рамках самой философской герменевтики говорится о среде языка как некоем универсуме, охватывающем собой все стороны человеческого бытия, то очевидно, что сам язык мыслится специфически - онтологически и событийно, и не в последнюю очередь как поле реализации смысла.

Перспективность использования герменевтико-семиотической методологии нам видится в следующих направлениях.

1. В сравнительно-историческом изучении философского категориального аппарата, терминосистем и философскокультурологических универсалий, в анализе динамики и семиотических особенностей фиксации смысла и с использованием методологии «герменевтической петли смысла».

2. В эстетике. В связи с формированием новых направлений в эстетическом знании на первый план выходят идеи о новых измерениях семиозиса не связанных вербальной фиксацией эстетического смысла или стремящихся преодолеть ее. В этом плане сотрудничество герменевтики и семиотики позволяет прояснить и успешно анализировать притязания «новейшей эстетики» в вопросах, связанных с онтологическим измерением произведения искусства.

3. В историко-философских исследованиях. В настоящее время актуализировались различные «финалистские», «вырожденческие» течения и постметафизические направления, связанные с попытками радикальной переоценки исторического пути философии, так или иначе отрицающих традицию или достаточно произвольно ее эксплуатирующих. В условиях методологического и теоретического плюрализма, на наш взгляд, необходимо стремиться к сохранению преемственности и целостности философского проекта.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Шаев, Юрий Михайлович, 2009 год

1. Абрамов, С. Р. Герменевтика: история и теория метода / С. Р. Абрамов.- Майкоп : Адыг. гос. ун-т, 2001. 319 с.

2. Алексеев, А. П. Философский текст: идеи, аргументация, образы А. П. Алексеев. М. : Прогресс-Традиция, 2006. - 328 с.

3. Анкин, Д. В. Пролегомены к семиотике философии / Д. В. Анкин. — Екатеринбург : Изд-во УрГУ, 2003. 294 с.

4. Апель, К.-О. Трансформация философии : пер. с нем. / К.-О. Апель. — М. : Логос, 2001.-344 с.

5. Арапов, А. В. Герменевтика сакрального текста / А. В. Арапов. -Воронеж : Изд-во Воронежского государственного университета, 2005.- 179 с.

6. Аристотель. Метафизика // Аристотель. Сочинения в четырех томах. . ТЛ : пер. с древнегреч. / Аристотель. М. : Мысль, 1975. — С. 63-367.

7. Аристотель. Об истолковании // Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 2 : пер. с древнегреч. / Аристотель. М. : Мысль, 1978. - С. 91-116.

8. Аристотель. Этика : пер. с древнегреч. / Аристотель. М.: ACT, 2006.- 492 с.

9. П.Афонасин, Е. В. Философия Климента Александрийского / Е. В. Афонасин. Новосибирск : Изд-во НИИ мат.-информ. основ обучения, 1997. — 126 с. 12. Барт, Р. Избранные работы : Семиотика. Поэтика : пер. с франц. / Р. Барт. - М. : Прогресс, 1989. - 616 с.

10. Барт, Р. Мифологии : пер. с франц. / Р. Барт. М. : Академический Проект, 2008.-351 с.

11. Барт, Р. Основы семиологии / Р. Барт // Французская семиотика : от структурализма к постструктурализму : пер. с франц. М. : Прогресс, 2000.-536 с.

12. Барт, Р. Нулевая степень письма : пер. с франц. / Р. Барт. М. : Академический проект, 2008. - 431 с.

13. Бахтин, М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. М. : Искусство, 1979.-С. 7-180.

14. Бахтин, М. М. К методологии гуманитарных наук // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. — М. : Художественная литература, 1979. — С. 361-373.

15. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики / М. М. Бахтин. М. : Художественная литература, 1975. — 504 с.

16. Бибихин, В. В. Внутренняя форма слова / В. В. Бибихин. СПб. : Наука, 2008. - 420 с.

17. Бибихин, В. В. Язык философии / В. В. Бибихин. СПб. : Наука, 2007. -389 с.

18. Богин, Г. И. Филологическая герменевтика / Г. И. Богин. Калинин : Калининский гос. ун-т, 1982. - 87 с.

19. Борхес, X. Л. История вечности // Борхес X. Л. Письмена Бога / X. Л. Борхес. М. : Республика, 1992. - С. 76-92.

20. Брудный, А. А. Психологическая герменевтика / А. А. Брудный. М. : Лабиринт, 2005. - 336 с.

21. Бультман, Р. Избранное. Вера и понимание. Том I—II : пер. с нем. / Р. Бультман. М. : РОССПЭН, 2004. - 752 с.25. «Бытие и время» М. Хайдеггера в философии XX века : материалы обсуждения // Вопросы философии. 1998. - № 1. - С. 110-121.

22. Бычков, B.B. Эстетика поздней античности (II-III вв.) / В. В. Бычков. -М. : Наука, 1981.-325 с.

23. Бычков, В. В. Эстетика Аврелия Августина / В. В. Бычков. М. : Искусство, 1984. - 264 с.

24. Бюлер, К. Теория языка. Репрезентативная функция языка : пер. с нем. / К. Бюлер. М. : Прогресс, 2001. - 528 с.

25. Габитова, Р. М. «Универсальная» герменевтика Фридриха Шлейермахера / Р. М. Габитова // Герменевтика: история и современность. М. : Мысль, 1985. - С. 61-96.

26. Гадамер, Г.-Г. Актуальность прекрасного : пер. с нем. / Г.-Г. Гадамер. М. : Искусство, 1991. - 367 с.

27. Гадамер, Г.-Г. Диалектическая этика Платона (феноменологическая интерпретация «Филеба») / Г.-Г. Гадамер. СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - 256 с.

28. Гадамер, Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики : пер. с нем. / Х.-Г. Гадамер. М. : Прогресс, 1988. - 704 с.

29. Гадамер, Х.-Г Путь к повороту // Гадамер Х.-Г. Пути Хайдеггера: ' исследования позднего творчества : пер. с нем. / Х.Г. Гадамер. Минск

30. Пропилеи, 2007. С. 139-158.

31. Гайденко, П. П. Научная рациональность и философский разум в интерпретации Эдмунда Гуссерля / П. П. Гайденко // Вопросы философии. 1992. - № 7. - С. 116-135.

32. Гайденко, П. П. От исторической герменевтики к «герменевтике бытия» : критический анализ эволюции М. Хайдеггера / П. П. Гайденко // Вопросы философии. 1987. - № 10. - С. 124-133.

33. Гомперц. Т. Греческие мыслители. Т.1 : пер. с нем. / Т. Гомперц. — СПб. : Алетейя, 1999. -270 с.

34. Громов, Е. С. Искусство и герменевтика в ее эстетических и социологических измерениях / Е. С. Громов. СПб. : Алетейя, 2004. — 335 с.

35. Гумбрехт, X. У. В 1926 году: на острие времени : пер. с англ. / X. У. Гумбрехт. — М. : Новое литературное обозрение, 2005. — 568 с.

36. Гумбрехт, X. У. Похвала красоте спорта : пер. с англ. / X. У. Гумбрехт. М. : Новое литературное обозрение, 2009. - 176 с.

37. Гумбрехт, X. У. Производство присутствия. Чего не может передать ' значение : пер. с англ. / X. У. Гумбрехт. М. : Новое литературноеобозрение, 2006. 184 с.

38. Гуревич, А. Я. Категории средневековой культуры / А. Я. Гуревич. -М. : Искусство, 1984. 318 с.

39. Гуссерль, Э. Избранные работы : пер. с нем. / Э. Гуссерль. М. : Территория будущего, 2005. - 464 с.

40. Гуссерль, Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии / Э. Гуссерль. М. : Дом интеллектуальной книги, 1999. — 336 с.

41. Гуссерль, Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология / Э. Гуссерль. СПб. : Владимир Даль, 2004.

42. Гуссерль, Э. Феноменология* внутреннего сознания времени / Э. Гуссерль. М. : Логос, 1994. - 102 с.

43. Гуссерль, Э. Картезианские размышления : пер. с нем. / Э. Гуссерль. СПб. : Наука, 2006. - 320 с.

44. Данте, А. Малые произведения : пер. с ит. / А. Данте. М. : Наука, 1968.-651 с.48'. Данто, А. Ницше как философ / А. Данто. М. : Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. - 280 с.

45. Делез, Ж. Логика смысла : пер. с фр. / Ж. Делез. М. : Издат. Центр «Академия», 1995. -299 с.

46. Делез, Ж. Ризома : пер. с фр. / Ж. Делез, Ф. Гваттари // Философия ■ эпохи постмодерна. — Минск : Красико-принт, 1996. С. 6-31.

47. Деррида, Ж. Голос и Феномен : введение в проблему знаков в феноменологии Гуссерля // Деррида Ж. Голос и феномен и другиеработы по теории знака Гуссерля : пер. с фр. / Ж. Деррида. СПб. : Алетейя, 1999. - С. 9-116.

48. Деррида, Ж. О Грамматологии : пер. с фр. / Ж. Деррида. М. : Ad Marginem, 2000. - 511 с.

49. Деррида, Ж. Позиции : беседы с Анри Ронсом, Юлией Кристевой, Жаном-Луи Удбином, Ги Скарпетта / Жак Деррида ; пер. с фр. В. В. Бибихина. М. : Академический Проект, 2007. - 160 с.

50. Дильтей, В. Описательная психология : пер. с нем. / В. Дильтей. — СПб. : Алетейя, 1996. 160 с.

51. Дильтей, В. Сущность философии / В. Дильтей. М. : Интрада, 2001. -159 с.

52. Дильтей, В. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 1. Введение в науки о духе : пер. с нем. / В. Дильтей. М. : Дом интеллектуальной книги, 2000. -763 с.

53. Дильтей, В. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 3. Построение исторического мира в науках о духе : пер. с нем. / В. Дильтей. — М. : Три квадрата, 2004. 426 с.

54. Дильтей, В. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 4. Герменевтика и теория литературы : пер. с нем. — М.: Три квадрата, 2004. — 538 с.

55. Дильтей, В. Категории жизни / В. Дильтей // Вопросы философии. — 1995.-№ 10.- С. 129-143.

56. Дройзен, И. Г. Историка : лекции об энциклопедии и методологии истории : пер. с нем. / И. Г. Дройзен. СПб. : Владимир Даль, 2004. -584 с.

57. Дэвидсон, Д. Истина и интерпретация. Исследования истины и интерпретации : пер. с англ. / Д. Дэвидсон. М. : Праксис, 2003. - 448 с.

58. Зедльмайр, Г. Искусство и истина : Теория и метод истории искусства : пер. с нем. / Г. Зедльмайр. СПб. : Axioma, 2000. - 272 с.

59. Зись, А. Я. Методологические искания в западном искусствознании : критический анализ современных герменевтических концепций / А. Я. Зись, М. П. Стафецкая. М. : Искусство, 1984. - 238 с.

60. Ильин, И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм / И. П. Ильин. М. : Интрада, 1996. - 256 с.

61. Инишев, И. Н. Медиалистская трактовка языка в философской герменевтике X. Липпса и Х.-Г. Гадамера / И. Н. Инишев // Вопросы философии. 2009. - № 4. - С. 168-175.

62. Инишев, И. Н. Чтение и дискурс: трансформации герменевтики / И. Н. Инишев. Вильнюс : ЕГУ, 2007. - 168 с.

63. Ионин, Л. Г. Понимающая социология : историко-критический анализ / Л. Г. Ионин. М. : Наука, 1979. - 207 с.

64. Исследования по феноменологии и философской герменевтике. — Минск : ЕГУ, 2001.- 156 с.

65. Истина и благо: универсальное и сингулярное. — М. : Изд-во ИФРАН, 2002. 367 с.

66. Кант, И. Критика способности суждения / И. Кант. СПб. : Наука, 1995.-512 с.

67. Карасев, Л. В. Онтология и поэтика / Л. В. Карасев // Вопросы философии. 1996. - № 7. - С. 55-82.

68. Кирющенко, В. В. Язык и знак в прагматизме / В. В. Кирющенко. — СПб. : Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2008. — 199 с.

69. Климент Александрийский. Строматы. Т. 1. Кн. 1-3 / Климент Александрийский. СПб. : Библиополис, 2003. — 544, 1. с.

70. Климент Александрийский. Строматы. Т. 2. Кн. 4-5 / Климент Александрийский. СПб. : Библиополис, 2003. - 334, 1. с.

71. Кузнецов, В. Г. Герменевтика и гуманитарное познание / В. Г. Кузнецов. М. : Изд-во МГУ, 1991. - 192 с.

72. Лёзов, С. В. Теология Рудольфа Бультмана / С. В. Лёзов // Вопросы философии. 1992.-№ 11.-С. 71-85.

73. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна : пер. с фр. / Ж.-Ф. Лиотар. — М. : Алетейя, 1998.-160 с.

74. Лосев, А. Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм / А. Ф. Лосев. М. : Искусство, 1979. - 815 с.

75. Лосев, А. Ф. Очерки Античного символизма и мифологии / А. Ф. Лосев. М. : Мысль 1993. - 960 с.

76. Лотман, Ю. М. Внутри мыслящих миров // Лотман Ю. М. Семиосфера / Ю. М. Лотман. СПб. : Искусство-СПБ, 2004. - С. 150-390.

77. Лотман, Ю. М. Текст и полиглотизм культуры // Лотман Ю. М. Избранные статьи. Т. 1. Статьи по семиотике и топологии культуры / Ю. М. Лотман. Таллинн : Александра, 1992. - С. 142-148.

78. Майоров, Г. Г. Формирование средневековой философии (латинская патристика) / Г. Г. Майоров. М. : Мысль, 1979. - 431 с.

79. Медушевская, О. М. Теория и методология когнитивной истории / О. М. Медушевская. М. : РГГУ, 2008. - 358 с.

80. Мельвиль, Ю. К. Чарлз Пирс и прагматизм / Ю. К. Мельвиль. М. : Изд-во МГУ, 1968. - 499 с.

81. Микешина, Л. А. Философия познания. Полемические главы / Л. А. Микешина. -М. : Прогресс-Традиция, 2002. 624 с.

82. Микешина, Л. А. Эпистемология ценностей / Л. А. Микешина. М. : РОССПЭН, 2007. - 439 с.

83. Михайлов, А. А. Современная философская герменевтика : критический анализ / А. А. Михайлов. Минск : Изд-во университетское, 1984. - 191 с.

84. Михайлов, А. В. Избранное. Историческая поэтика и герменевтика / А. В. Михайлов. СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2006. -560 с.

85. Моррис, Ч. У. Основания теории знаков / Ч. У. Моррис // Семиотика. . М. : Радуга, 1983. - С. 37-89.

86. Муратова, К. М. Мастера французской готики XII-XIII веков : проблемы теории и практики художественного творчества / К. М. Муратова. М. : Искусство, 1988. - 349, 2. с.

87. Неретина, С. С. К истории средневековой философии / С. С. Неретина. Архангельск : Изд-во Поморского педагогического ун-та, 2008.-368 с.

88. Неретина, С. С. Пути к универсалиям / С. С. Неретина, А. П. Огурцов.- СПб. : Изд-во Русской Христианской гуманитарной академии, 2006. -1000 с.

89. Нильссон, М. Греческая народная религия : пер. с англ. / М. Нильссон.- СПб. : Алетейя, 1998. 218 с.

90. Ницше, Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей : пер. с нем. / Ф. Ницше. М. : REFL-book, 1994. - 352 с.

91. Ницше, Ф. Ессе Homo // Ницше Ф. Сочинения : в 2 т. Т. 2 : пер. с нем. / Ф. Ницше. М. : Мысль, 1990. - С. 693-769.

92. Общая риторика : пер. с фр. / Ж. Дюбуа, Ф. Пир, А. Тринон и др.. -М. : Прогресс, 1986. 392 с.

93. Ориген. О началах : пер. с лат. / Ориген. СПб. : Амфора, 2000. - 380, 2. с.

94. Ортега-и-Гассет, X. Идеи и верования // Ортега-и-Гассет X. Запах культуры : пер. с исп. / X. Ортега-и-Гассет. М. : Алгоритм : Эксмо, 2006. - С. 227-267.

95. Панофский, Э. Готическая архитектура и схоластика // Панофский Э. Перспектива как «символическая форма» : пер. с англ. / Э. Панофский.- СПб. : Азбука-классика, 2004. С. 213-325.

96. Панофский, Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада : пер. с англ. / Э. Панофский. СПб.: Азбука-классика, 2006. - 544 с.

97. Панофский, Э. Смысл и толкование изобразительного искусства /

98. Панофский. СПб. : Академический проект, 1999. - 400 с.

99. Панофски, Э. Idea : К истории понятия в теориях искусства от ' античности до классицизма : пер. с нем. / Э. Панофский. СПб. :

100. Аксиома, 1999. 228 с. ■103. Переписка Вильгельма Дильтея с Эдмундом Гуссерлем // Вопросы философии. - 1995. - № 10. - С. 144-150.

101. Пигалев, А. И. Рене Жирар и Мартин Хайдеггер : о смысле «преодоления метафизики» / А. И. Пигалев // Вопросы философии. -2001.-№ 10.-С. 152-168.

102. Пирс, Ч. С. Начала прагматизма / Ч. С. Пирс ; пер. с англ. М. В. Колопотина. СПб. : Алетейя, 2000. - 318 с.

103. Пирс, Ч. С. Логические основания теории знаков : пер. с англ. /

104. С. Пирс. СПб. : Алетейя, 2000. - 352 с.

105. Пирс, Ч. С. Принципы философии. Т.1 : пер. с англ. / Ч. С. Пирс. СПб. : Изд-во Санкт-Петербургское философское общество, 2001.224 с.

106. Пирс, Ч. С. Принципы философии. Т.2 : пер. с англ. СПб. : Изд-во Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - 320 с.

107. Пирс, Ч. С. Избранные философские произведения : пер. с англ. / Ч. С. Пирс. М. : Логос, 2000. - 448 с.

108. Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Т. 1 : пер. с древнегреч. / Платон. М. : Мысль, 1990. - 860 с.

109. Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Т. 2 : пер. с древнегреч. / Платон. — М. : Мысль, 1993. 528 с.

110. Платон. Сочинения в трех томах. Т. 3. Ч . 2 : пер. с древнегреч. / Платон. М. : Мысль, 1972. - 678 с.

111. Пятигорский, А. М. Непрекращаемый разговор / А. М. Пятигорский. СПб. : Азбука-классика, 2004. — 432 с.

112. Разеев, Д. Н. В сетях феноменологии / Д. Н. Разеев. Гуссерль Э. Основные проблемы феноменологии / Э. Гуссерль ; пер. с нем. А. А. Анипко. Спб. : Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2004. -367 с.

113. Рамсей, Ф. П. Философские работы : пер. с англ. / Ф. П. Рамсей. -Томск : Изд-во ТГУ, 2003. 216 с.

114. Рашковский, Е. Б. Смыслы в истории : исследования по истории веры, познания, культуры / Е. Б. Рашковский. — М. : Прогресс-Традиция, 2008. 367 с.

115. Резников JI. О. Гносеологические вопросы семиотики / JI. О. Резников. JI. : Издательство Ленинградского университета, 1964. — 304 с.

116. Рикёр, П. Время и рассказ. Т. 1 : пер. с франц. / П. Рикёр. М ; СПб. : Университетская книга, 1998. - 313 с.

117. Рикёр, П. Время и рассказ. Т. 2 : пер. с франц. / П. Рикёр. М ; СПб. : Университетская книга, 2000. - 218 с.

118. Рикёр, П. Герменевтика. Этика. Политика : пер. с франц. / . П. Рикёр. М. : Academia, 1995. - 160 с.

119. Рикёр, П. История и истина : пер. с франц. / П. Рикёр. СПб. : Алетейя, 2002. - 399 с.

120. Рикёр, П. Кант и Гуссерль : пер. с франц. / П. Рикёр // Интенциональность и текстуальность. — Томск, 1998. — С. 162—193.

121. Рикёр, П. Конфликт интерпретаций : очерки о герменевтике : пер. с фр. / П. Рикёр. М. : КАНОН-пресс-ц : Кучково поле, 2002. - 624 с.

122. Рикёр, П. Память, история, забвение : пер. с франц. / П. Рикёр. -М. : Издательство гуманитарной литературы, 2004. 728 с.

123. Роди, Ф. Жизненные корни гуманитарных наук : по поводу отношения «психологии» и «герменевтики» в позднем творчестве Дильтея : пер. с нем. / Ф. Роди // Герменевтика. Психология. История.

124. Вильгельм Дильтей и современная философия. М. : Три квадрата,2002. -С. 11-30.

125. Романенко, Ю. М. Бытие и естество : Онтология и метафизика как типы философского знания / Ю. М. Романенко. СПб. : Алетейя,2003.-779 с.

126. Саврей, В. Я. Александрийская школа в истории философско-богословской мысли / В. Я. Саврей. М. : КомКнига, 2006. - 1005, 1. с.

127. Святой Фома Аквинский. Сумма теологии. Ч. 1. Вопросы 1-64 / Свт. Фома Аквинский ; пер. А. В. Апполонова. М. : Издатель Савин С. А., 2006.-814, 2. с.

128. Секст Эмпирик. Сочинения в двух томах. Т.1 : пер. с древнегреч. / Секст Эмпирик. М. : Мысль, 1976. - 400 с.

129. Семушкин, А. В. У истоков европейской рациональности : (начало древнегреческой философии) / А. В. Семушкин. М. : Интерпракс, 1996. - 192 с.

130. Соколов, Б. Г. Герменевтика метафизики / Б. Г. Соколов. СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1998. - 224 с.

131. Соколов, В. В. Средневековая философия / В. В. Соколов. М. : Высшая школа, 1979. - 448 с.

132. Соловьев, Э. Ю. Судьбическая историософия Мартина Хайдеггера // Соловьев Э. Ю. Прошлое толкует нас : очерки по истории философии и культуры. М. : Политиздат, 1991. — С. 346-388.

133. Соломоник, А. Позитивная семиотика : (о знаках, знаковых системах и семиотической деятельности) / А. Соломоник. Минск : МЕТ, 2004.-191 с.

134. Соссюр, Ф. Курс общей лингвистики : пер. с фр. / Ф. Соссюр. -Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 1999. 432 с.

135. Ставцев, С. Н. Введение в философию Хайдеггера / С. Н. Ставцев. СПб. : Лань, 2000. - 192 с.

136. Степанов, Ю. С. Семиотика / Ю. С. Степанов. М. : Наука, 1971. -167 с.

137. Сухачев, Н. Л. О семиотике Ч.С. Пирса. Тройственный знак в универсуме репрезентаций / Н. Л. Сухачев. М. : Наука, 2003. — 106 с.

138. Тодоров, Ц. Теории символа : пер. с фр. / Ц. тодоров. М. : Дом интеллектуальной книги : Русское феноменологическое общество, 1998.-408 с.

139. Успенский, Б. А. Семиотика искусства / Б. А. Успенский. М. : Школа «Языки русской культуры», 1995. - 360 с.

140. Фалев, Е. В. Герменевтика Мартина Хайдеггера / Е. В. Фалев. -СПб. : Алетейя, 2008. 224 с.

141. Философия, логика, язык : пер. с англ. и нем. М. : Прогресс, 1987.-336 с.

142. Фрагменты ранних греческих философов : пер. с древнегреч. М. : Наука, 1989.-576 с.

143. Фрагменты ранних стоиков. Т. 1. Зенон и его ученики : пер. с древнегреч. М. : «Греко-латиский кабинет» Ю. А Шичалина, 1998. -230 с.

144. Фреге, Г. Логика и логическая семантика : сборник трудов : пер. с нем. / Г. Фреге. М. : Аспект Пресс, 2000. - 512 с.

145. Хабаров, И. А. Философские проблемы семиотики / И. А. Хабаров. М. : Высшая школа, 1978. - 160 с.

146. Хабермас, Ю. Будущее человеческой природы : пер. с нем. / Хабермас. М. : Весь Мир, 2002. - 143 с.

147. Хабермас, Ю. Модерн незавершенный проект // Хабермас Ю. Политические работы : пер. с нем. / Ю. Хабермас. — М. : Праксис, 2005. -С. 7-31.

148. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие : пер. с нем. / Ю. Хабермас. СПб. : Наука, 2006. - 384 с.

149. Хабермас, Ю. Познание и интерес // Хабермас Ю. Техника и наука как «идеология» : пер. с нем. / Ю. Хабермас. М. : Праксис, 2007.-С. 167-191.

150. Хабермас, Ю. Философский дискурс о модерне : двенадцать лекций : пер. с нем. / Ю. Хабермас. М. : Весь Мир, 2008. - 416 с.

151. Хайдеггер, М. Бытие и время : пер. с нем. / М. Хайдеггер. СПб. : Наука, 2002. - X, 1., 450, 1. с.

152. Хайдеггер, М. Бытие и время. Избранные параграфы // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет : пер. с нем. / М. Хайдеггер. М. : Гнозис, 1993.-С. 1-45.

153. Хайдеггер, М. Письмо о гуманизме // Хайдеггер М. Время и бытие : статьи и выступления : пер. с нем. / М. Хайдеггер.' М. : Республика, 1993.-С. 192-220.

154. Хайдеггер, М. Гёльдерлин и сущность поэзии / М. Хайдеггер // Разъяснения к поэзии Гёльдерлина : пер. с нем. СПб. : Академический проект, 2003. - С. 63-98.

155. Хайдеггер, М. Исследовательская работа Вильгельма Дильтея и борьба за историческое мировоззрение в наши дни : десять докладов, прочитанных в Касселе (1925) / М. Хайдеггер // Вопросы философии. — 1995. -№ 11.-С. 119-145.

156. Хайдеггер, М. Исток художественного творения // Хайдеггер М. . Работы и размышления разных лет : пер. с нем. / М. Хайдеггер. — М. :1. Гнозис, 1993. С. 280-292.

157. Хайдеггер, М. Мой путь в феноменологию. / М. Хайдеггер // Бимель В. Мартин Хайдеггер сам свидетельствующий о себе и о своей жизни / В. Бимель. Челябинск : Урал LTD, 1998. - С. 38-51.

158. Хайдеггер, М. Положение об основании : статьи и фрагменты : пер. с нем. / М. Хайдеггер. СПб. : Алетейя, 2000. - 290 с.

159. Хайдеггер, М. Пролегомены к истории понятия времени / М. Хайдеггер. Томск : Водолей, 1998. - 384 с.

160. Хайдеггер, М. Разговор на проселочной дороге : сборник : пер. с нем. / М. Хайдеггер. М. : Высшая школа, 1991. — 192 с.

161. Хайдеггер, М. Что зовется мышлением : пер. с нем. / М. Хайдеггер. М. : Издательский дом «Территория будущего», 2006. -320 с.

162. Хайдеггер, М. Что такое метафизика? : пер. с нем. / М. Хайдеггер.- М. : Академический проект, 2007. 303 с.

163. Хейзинга, Й. Осень Средневековья : (исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах) : пер. с нидерланд. / Й. Хейзинга. М. : Наука, 1988. -543 с.

164. Херрманн, Ф.-В. фон. Понятие феноменологии у Хайдеггера и Гуссерля : пер. с нем. / Ф.-В. фон Херрман. Минск : Пропилеи, 2000.- 192 с.

165. Херрманн, Ф.-В. фон. Фундаментальная онтология языка : пер. с нем. / Ф.-В. фон Херрман. Минск : Пропилеи, 2001. - 168 с.

166. Шлейермахер, Ф. Герменевтика : пер. с нем. / Ф. Шлейермахер. -СПб. : Европейский дом, 2004. 242 с.

167. Шлейермахер, Ф. Речи о религии к образованным людям ее презирающим. Монологи / Ф. Шлейермахер. — М. : Алетейя, 1994. — 336 с.

168. Шлегель, Ф. Эстетика. Философия. Критика : в 2-х т. Т. 2 : пер. с нем. / Ф. Шлегель. М. : Искусство, 1983. - 447 с.

169. Шпет, Г. Г. Герменевтика и ее проблемы / Г. Г. Шпет // Контекст-1989.-М. : Наука, 1989. С. 231-268.

170. Шпет, Г. Г. Мысль и слово : избранные труды / Г. Г. Шпет. М. : РОССПЭН, 2005. - 688 с.

171. Шульга, Е. Н. Когнитивная герменевтика / Е. Н. Шульга. М. : ИФРАН, 2002.-235 с.

172. Шульга, Е. Н. Проблематика предпонимания в герменевтике, феноменологии и социологии / Е. Н. Шульга. М. : Изд-во ИФРАН,2004. 173 с.

173. Шюц, А. Размышления о проблеме релевантности // Шюц, А. Избранное : Мир, светящийся смыслом : пер. с нем. / А. Шюц. М : РОССПЭН, 2004. - С. 235-397.

174. Эко, У. Эволюция средневековой эстетики : пер. с ит. / У. Эко. — СПб. : Азбука-классика. 2004. 288 с.

175. Эко, У. Роль читателя : исследования по семиотике текста : пер. с англ. и итал. / У. Эко. СПб.: Симпозиум, 2005. - 502 с.

176. Эко, У. Отсутствующая структура : Введение в семиологию / пер. с ит. / У. Эко. — СПб. : Симпозиум, 2006. 432 с.

177. Эко, У. Сказать почти то же самое : Опыты о переводе : пер. с ит. / У. Эко. СПб. : Симпозиум, 2006. - 574 с.

178. Abbot Suger on the Abbey Church of St.-Denis and its art Treasures, . edited, translated and annotated by Erwin Panofsky. Princeton : Princeton

179. University press, 1946. 250 p.

180. Bernstein, R. J. Beyond objectivism and relativism : Science, Hermeneutics and Praxis / R. J. Bernstein. Philadelphia : University of Pennsylvania Press, 1983. - 284 p.

181. Caputo, J. D. Radical hermeneutics. Repetition, deconstruction, and the hermeneutic project / J. D. Caputo. Indiana University Press, 1987. — 319 p.

182. Corliss, R. L. Schleiermacher's hermeneutics and its critics / R. L. Corliss // Religious Studies. Vol. 29, Issue 03, 1993. - P. 363-379.

183. Danielou, J. Gospel Message and hellenistic culture. London, London: Darton, Longman, and Todd; Philadelphia : Westminster Press, 1973. 5401. P

184. Dialogue and deconstruction. The Gadamer Derrida encounter / hrsg. von D. Michelfelder und R. E. Palmer. - Albany : SUNY Press, 1989. -352 p.

185. Iser, W. The act of reading : a theory of aesthetic response / W. Iser. — Baltimore : John Hopkins University Press, 1978. 239 p.

186. Iser, W. Der implizite Leser : Kommunikationsformen des Romans von Bunyan bis Beckett/ W. Iser. Munchen : W. Fink, 1972. - 420 p.

187. Frankl, P. The Gothic. Literary sources and interpretations through Eight Centures / P. Frankl. Princeton : Princeton University Press, 1960. -916 p.

188. Gardavsky, V. Jacob // Gardavsky V. God is not yet dead / V. Gardavsky. Harmonsworth, 1973. - P. 21-33.

189. Geertz, C. The interpretation of cultures : selected essays / C. Geerts. New York : Basic Books, 1973. - 470 p.

190. Gjesdal, K. Hermeneutics and philology: a reconsideration of Gadamer's critique of Schleiermacher / K. Gjesdal // British Journal for The

191. History of Philosophy. Vol. 14, Issue 01, 2006. - P. 133-156.

192. Maclntyre, A. Contexts of interpretation. Reflections on Hans-Georg Gadamer's Truth and Method / A. Maclntyre // Boston University Journal. -№24, 1976.-P. 41-46.

193. Hirsch, E. D., Jr. Validity in interpretation / E. D. Hirsch. New Haven: Yale University Press, 1967. - 275 p.

194. Kogler, H. H. The power of dialogue : Critical hermeneutics after Gadamer and Focault / H. H. Kogler. Cambridge, MA. : MIT Press, 1996. -334 p.

195. Leach, E. The legitimacy of Solomon // Leach E. Genesis as myth and other Essays / E. Leach. London, 1969. - P. 25-83.

196. Niehoff, M. R. Homeric scholarship and Bible exegesis in Ancient Alexandria : Evidence from Philo's "quarrelsome" colleagues /

197. M. R. Niehoff // Classical Quarterly. Vol. 57, Issue 01, 2007. - P. 166182.

198. Ocker, C. Medieval exegesis and the origin of hermeneutics / C. Ocker // Scottish Journal of Theology. Vol. 52, Issue 03, 1999. - P. 382345.

199. Palmer, R. E. Hermeneutics : Interpretation theory in Schleiermacher, Dilthey, Heidegger and Gadamer / R. E. Palmer. Evanston : Northwestern University Press, 1969. - 283 p.

200. Ricoeur, P. From text to action. Essays in hermeneutics, II / • P. Ricoeur. Evanston : Northwestern University Press, 1991. - 346 p.

201. Ricoeur, P. Hermeneutics and the human sciences : essays on language, action, and interpretation / P. Ricoeur. Cambridge : Cambridge University Press, 1981. - 314 p.

202. Risser, J. Hermeneutics and the voice of the Other Rereading : Gadamer's Philosophical hermeneutics / J. Risser. — Albany : SUNY Press 1997.-278 p.

203. Scalise, C. J. The "sensus literalis" : a hermeneutical key to biblical exegesis / C. J. Scalise // Scottish Journal of Theology. Vol. 42, Issue 01, 1989.-P. 45-65.

204. Seel, M. Aesthetics of appearing / M. Seel. Stanford : Stanford University Press, 2004. - 256 p.

205. Taylor, C. Philosophical papers. Vol. 1. Human agency and language / C. Taylor. New York : Cambridge University Press, 1985. - 304 p.

206. Torrance, T. Divine meaning. Studies in patristic hermeneutics / T. Torrance. Edinburgh : T&T Clark Publishers, 1995.-439 p.

207. Welsch, W. Undoing aesthetics / W. Welsch. London : Sage Publications, 1998. - 224 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.