Герменевтика Х. Г. Гадамера как методология социокультурного действия тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Филимонова, Инна Валерьевна

  • Филимонова, Инна Валерьевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2003, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 159
Филимонова, Инна Валерьевна. Герменевтика Х. Г. Гадамера как методология социокультурного действия: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Ростов-на-Дону. 2003. 159 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Филимонова, Инна Валерьевна

Введение.

Глава 1. Сущность и генезис социокультурных явлений в свете философской герменевтики Х.Г.Гадамера.

1.1. Фундаментальный экзистенциал «понимание» и другие методологически значимые антропологические категории герменевтики Гадамера.

1.2. Некоторые социокультурные явления и способы их регуляции в контексте герменевтики.

Глава 2. Герменевтические детерминанты принятия социокультурных и политических решений в кризисном обществе.

2.1. Многообразие социально - аппликативных позиций как вариативность действий.

2.2. Диалог как способ разрешения культурно - политических конфликтов.

2.3 Тенденции развития философии с позиций герменевтики.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Герменевтика Х. Г. Гадамера как методология социокультурного действия»

Актуальность темы исследования. В философскую мысль нового тысячелетия греческое слово «герменевтика» (Ьегшепе1а), означающее «толкование, истолкование, интерпретация», вошло как название влиятельного философского направления XX века, в котором понимание рассматривается как условие осмысления социального бытия. Современная герменевтика противостоит таким подходам как структурализм и постструктурализм, вызывая собой значительный интерес в философском знании, а также многочисленные споры среди ученых относительно претензии герменевтики занять одну из главных ниш в области современной культуры и философской науки.

К числу таких мыслителей принадлежит современный немецкий философ Х.Г.Гадамер, имя которого мировая философия поставила в один ряд с такими видными представителями научной философской мысли XX столетия, как М.Хайдеггер, К.Ясперс, Э.Юнгер, Т.Манн, Г.Рильке и Кафка. Это произошло ввиду того, что, несмотря на очевидный кризис научных открытий в области философской науки, философия Гадамера показала, что приписывание признака герменевтичности любым философским парадигмам несостоятельно. Согласно Гадамеру, лишь та философия по праву может считаться герменевтической, в которой понимание и интерпретация имеют значение самостоятельных конституентов. В принципиальной герменевтической позиции Гадамера доминирует онтологическое прочтение субъекта познания, что позволяет преодолеть односторонне гносеологическую ориентацию, включив в проблематику герменевтики вопросы мироощущения и смысла жизни. Отсутствие какого-нибудь метода познания истины обогатило современную герменевтику характеристикой плюрализма в проблеме понимания.

Однако основной проблемой данной диссертации является не анализ герменевтической философии Гадамера, как это может показаться на первый взгляд, а рассмотрение перспектив герменевтики Гадамера как возможной методологии принятия решений и действия в сфере культуры и общества.

Актуальность проблемы данного исследования состоит в том, что

1. рассмотрение герменевтики Гадамера как философии действия и разрешения социокультурных проблем выступает одним из факторов развития современной философско-культурологической мысли в контексте увеличения числа вариативных решений и приложению философских идей к решению практических задач;

2. выявление возможных способов принятия общественно - значимых решений в сфере культуры, политики, образования и коммуникации, предложенных Гадамером, способствуют развитию современной философской науки в ее методологическом, прагматическом и футурологическом аспектах;

3. раскрытие указанной философской проблемы позволяет выявить тенденции развития герменевтики в ближайшем будущем, возможности влияние герменевтической философской школы на европейскую культуру;

4. рассмотрение ведущих идей и категорий философской герменевтики Гадамера в едином контексте со взглядами иных крупных представителей философской герменевтической мысли позволяет выявить специфику идей философа, в свете которых представляется возможным вести речь о «новой» герменевтике;

5. также следует отметить, что лишь немногие главные труды философа переведены на русский язык. Данный недостаток восполняется в некоторой степени автором исследования.

Степень разработанности проблемы. Рассмотрение герменевтики как философии действия или как методологии принятия общественно-значимых решений представляется малоизученной проблемой в контексте современной философско-культурологической мысли.

Не случайно то, что традиции герменевтики были заложены еще в средние века при разъяснении и истолковании библейских текстов. Теологическая герменевтика, заключенная в жесткие рамки Ветхого и Нового заветов, стремилась приблизиться к смыслу божественного слова.

В эпоху нового времени герменевтика выходит на абсолютно новый виток развития, постепенно освобождаясь от преимущественной ориентации на теологию. На данном этапе развития герменевтики все больше внимания уделяется филологии, истории, юриспруденции.

В работах Й.Даннауера, относящихся к середине XVII века, для освобождения от неясностей текстов предлагались, наряду с другими, такие принципы, как согласованность суждений, исследование предпосылок и выводов, выделение аналогий, целевой направленности текста, знание особенностей используемых автором лингвистических приемов, недопущение путаницы при переводах.

В первой половине XIX века значительных успехов в разработке юридической герменевтики добился Ф.К.Савиньи. Им было рассмотрено четыре типа интерпретации: грамматическая, как рассмотрение смысла слов и предложений; систематическая, как понимание данного закона, исходя из горизонта всех законов как единого целого; историческая, как расстановка акцента на том, что уже было и что имеет место быть в сфере права и телеологическая, как выявление смысла и цели рассматриваемого закона. Исследованием работ по герменевтике Савиньи занимался Шрайтер.

Область применения герменевтических методик постепенно расширялась, и современная герменевтика возникла в начале прошлого века как универсальная методология гуманитарных наук, "наук о духе". В этом плане герменевтика сегодня противостоит таким подходам как структурализм и постструктурализм.

Однако первым претендентом на систематическую разработку герменевтики как философского метода считается Ф.Шлейермахер, которому успешно удалось вовлечь в сферу своего анализа все основные проблемы герменевтического метода. Герменевтический метод Шлейермахера предполагает диалогичность гуманитарного мышления, единство грамматической и психологической интерпретаций, принцип взаимосопряженности части и целого при понимании текстов (подобная проблема плодотворно развивалась В.Гумбольдтом), зависимость понимания от знания автора, понимание бессознательного в творчестве автора, построение гипотез, основывающихся на предварительном понимании. Среди работ отечественных ученых, освещающих проблематику идей Шлейермахера, следует выделить книгу В.Г.Кузнецова «Герменевтика и гуманитарное познание» (1991).

В традиции историзма применительно к проблемному полю Г.Дильтей настаивал на дополнении герменевтического метода Шлейермахера исторической реконструкцией ситуации возникновения текста как выражения события жизни. Герменевтический метод у Дильтея имеет общие черты и различия и с естественно-научным познанием, и с непосредственной художественной интуицией. Кроме того, Дильтей выдвинул идею понимания как метода наук о духе, в отличие от присущего наукам о природе объяснения. До Дильтея герменевтика рассматривалась как вспомогательная дисциплина, набор техник оперирования текстом, после - как философская, цель которой -создать возможность гуманитарного исследования. В отечественном журнале «Вопросы философии» (№10, 1995) опубликована переписка Вильгельма Дильтея с Эдмундом Гуссерлем, а также отрывки из работы философа «Категории жизни».

В герменевтическом подходе М.Хайдеггера понимание рассматривается как характеристика бытия. Бытие Хайдеггера феноменологично. Следуя за Э.Гуссерлем, Хайдеггер поднимает вопрос о «кризисе оснований» наук.

Т Г V 1 и V

Критикуя современный неподлинныи язык как формализованный, связанный логикой и грамматикой, Хайдеггер отмечает его прикладную задачу поставлять информацию. «Язык», в котором покоится бытие, это, прежде всего, язык поэзии, искусства. Идеи Хайдеггера в отечественной науке широко рассматривались В.В.Бибихиным, A.B. Михайловым, И.Михайловым, Т.В. Васильевой, З.Н.Зайцевой, которыми были сделаны некоторое число переводов работ философа на русский язык. Книги издаваемой "Обществом Мартина Хайдеггера" серии относятся к числу библиографических редкостей.

Развитие герменевтики в XX веке во многом определяется идеями X. Г. Гадамера и Э. Д. Хирша, созвучное отношение к интерпретации текста содержится и в работах М. М. Бахтина. Во многом современная философская герменевтика представляет собой реакцию на сведение неопозитивизмом теории познания к методологии. Истинным создателем подобной герменевтики считается Х.Г.Гадамер. Он, вслед за Хайдеггером, открыто выступает против подобного сведения. В своей главной книге "Истина и метод" (1960) Гадамер противопоставил научному опыту, целерациональной практике и техническому мышлению практические умения и навыки жизни, здравый смысл, язык, эстетический вкус, игру, сообразительность и образованность. "Рациональной теории решений", которая претендовала на абсолютную истинность, Гадамер противопоставил традицию практической философии, сохранявшуюся от Аристотеля до Канта. Отдельных книг у Гадамера немного, среди прочих: «Диалектическая этика Платона» (1931), «К понятию мира у досократиков» (1968), «Вернер Штольц» (1968), «Кто я и кто ты? Комментарий к Кристаллу дыхания Пауля Целана». Другие сочинения Гадамера - это либо собрание его статей, либо публикации лекций. Перечислим лишь некоторые из них: «Диалектика Гегеля. Пять лекций по герменевтике» (1971), «»Разум и век науки» (1976), «Годы философского обучения» (1977), «Поэтика. Избранные эссе» (1977), «Актуальность прекрасного. Искусство как игра, символ, праздник» (1977), «Идея блага» (1978), «Малые сочинения» (I-IV, 1967-77), «Пути Хайдеггера» (1983), «Хвала теории» (1983), «Наследие Европы» (1989), «Поэзия и разговор» (1990).

Работы Гадамера, а также герменевтические проблемы в своих научных работах рассматривают следующие современные авторы: В.Бибихин,

A.Михайлов, И.Михайлов, Т.Васильева, З.Зайцева, П. Гайденко, Ю.Давыдов, П.Гуревич, А.Зотов, К.Скрипник, В.Поликарпов, В.Кохановский, В.Канке,

B.Кузнецов, А.Ракитов, Г.Нуждин,, Н.Плотников, В.Малахов, Е. Борисов, Б.Марков, А.Суворова, В.Ильин Л.Ионин и др. - в России, Г.Фигаль,, Х.Ямме Х.Томас, Э.Фур, Р.Ляйхт, Д.Хайнрих - в Германии, М.Фреши - в Италии, Э.Макита - в Японии.

Поструктурализм устами Р.Барта констатирует "смерть автора", трактуя последнего как ретранслятора культурного бессознательного, герменевтика рассматривает авторское намерение как ядро, которое организует систему значений произведения, являющуюся в многочисленных интерпретациях. Современная герменевтика вовсе не занимается поисками универсальной "отмычки", не пытается создать метод понимания, она исследует и выявляет условия, при которых происходит понимание. В результате подобного исследования современная герменевтика могла бы выступить философией действия.

Представитель философии коммуникативного дискурса, Ю.Хабермас, видит герменевтику как рефлексивное средство критики и преодоление традиционной «извращенной коммуникации», приводящей к современному уродливому сознанию. Опираясь на теорию речевых актов Остина и Р.Серля, он, ставя своей задачей исследование и реконструкцию универсальных условий возможности понимания, разрабатывает концепцию «дискурса» как специальной формы речевой коммуникации, основанной на многоуровневом рефлексивном диалоге, акцентирующем все значимые для его участников аспекты, как обсуждаемой предметности, так и самой ситуации диалога. Ценным трудом, на наш взгляд, является работа Хабермаса «Теория коммуникативного действия» (1981). В Российской печати вышел ряд статей философа, переведенных на русский язык, наиболее интересными в отношении проблематики нашей диссертации, являются: «Модерн - незавершенный проект» («Вопросы Философии», №. 4, 1992), книга «Демократия. Разум. Нравственность» (1991), а также статья Хабермаса "Герменевтика как наука интерпретациии" (Social science as moral inquiry. Columbia University Press, 1983).

Французский философ П.Рикер рассматривает гноссеологическую сторону герменевтики в семантическом, рефлексивном и экзистенциальном аспектах, где семантика - это изучение смысла, скрытого за очевидным, а также коррелирует с психоанализом, структурализмом, аналитической философией и экзегетикой. С точки зрения Рикера рефлексия как самопознание должна опровергнуть иллюзию «чистоты» рефлексирующего и обосновать необходимость познания рефлексирующего через его субъективации. Что касается экзистенционального плана, то он подразумевает познание за различными образами интерпретации разные способы бытия при проблематичности нахождения их единства. Таким образом, для Рикера герменевтика необходимо связана с философией и должна ограничить сферы применимости каждого из этого методов.

В противоположность герменевтическому подходу Рикера Э.Бетти выступает за сохранение герменевтики как независимого от философии метода гуманитарных наук. Для Бетти герменевтика выглядит как общая теория плюс метод интерпретации, что вызвало открытый спор философских позиций Бетти и Гадамера. Для Гадамера герменевтика есть философия. Бетти хотел методически строго установить значение интерпретатора и текста в герменевтическом опыте, на что Гадамер возразил в одном из своих писем к Бетти: «В сущности, я не предлагаю никакого метода, а описываю то, что есть». По Гадамеру, методы современных наук имеют ограниченное право. В какой степени они находят свое место, устанавливается в герменевтическом опыте. На наш взгляд, интерес в плане полемики Гадамера и Бетти вызывает статья Евгения Борисова «Аппликативность и объективность истолкования в герменевтике Х.-Г. Гадамера», появившаяся в Интернете.

Социально - политические аспекты герменевтики, на которых опирается автор диссертации, представлены Бурдье П. («Социология политики», 1993), Ионининым Л.Г. («Социология культуры», 1996.), а также - в англоязычной научной литературе печатными работами следующих авторов: С. Хекман («Социологическая наука и герменевтика», «Гадамер и Риккер о герменевтике»), З.Бауман («Герменевтика и социальная наука»), С.Розен («Герменевтика как политика»), М.Томас («Исследование потребительского рынка: имеет ли он ценность? Некоторые мысли постмодерна»), Р. Бокок («Потребление») и др.

Кроме того, о возможностях герменевтики применительно к произведениям искусства рассуждает Г. Боэм ("Герменевтика абстракции"). Вновь к уже упоминавшейся нами проблеме "Герменевтики фактичности" обращается М. Ридель ("По ту сторону сознания"), Ж. Грондин,чей доклад посвящен зарождению герменевтики в раннем средневековье и месте Августина в философии Хайдеггера и Гадамера. В качестве своеобразного продолжения актуального в последние десятилетия спора между сторонниками герменевтической философии и французского пост-структурализма может рассматриваться статья О. Пеггелера "Герменевтика и Деконструкция".

Согласно архивно-библиографическим данным, схожую проблематику рассматривали авторы следующих диссертационных исследований: Основин Ю.А. Генезис и сущность понимания. Спец. 09.00.01 - диалектика и теория познания. - Самара, 1992 г; Кузнецов В.Г. Герменевтика и методология гуманитарного познанияю. Спец. 09.00.01. - М., 1992; Бекбосынова Ж.Б. Проблема интерпретации и понимания в культурно - исторической коммуникации. Спец. 09.00.01. - диалектика и теория познания. - М., 1993; Авраменко В.М. Философско - методологические аспекты теории принятия решений. Спец. 09.00.01. - М., 1992; Шевченко О.М. Концепция объективности в философской герменевтике (методологический аспект). Спец. 09.00.01. -диалектика и теория познания. - Ростов - на - Дону, 1994; Черненькая C.B. Философская герменевтика Г.Г.Шпета. Спец. 09.00.03/МГУ. -М., 2000; Саврей

В.Я. Философские основания герменевтики и экзегетики Филона, Климента и Оригена. Спец. 09.00.03/ МГУ. - М., 1999; Воронцов Е.А. Основные положения герменевтики Г.С.Сковороды. Спец. 09.00.03 - История философии. -М., 1996; Фалев Е.В. Герменевтика Мартина Хайдеггера. Спец. 09.00.03 - История философии. - М., 1999; Медведев Н.В.Л.Витгенштейн и философская герменевтика. Спец. 09.00.03 - История философии. - М., 1999; Санаиа М.Г. Критика герменевтического метода В.Дильтея. Спец. 09.00.03 - История философии. - Тбилиси, 1985; Миронов А.Ю. Герменевтические предпосылки Р.Бультмана. Спец. 24.00.01 - теория культуры. - М., 1998; Петров Н.И. Герменевтические игровые феномены. Спец. 24.00.01 - теория культуры. -Самара, 1996.

Изучение сущности и генезиса некоторых социокультурных явлений является объектом нашего научного исследования.

Рассмотрение общественно - значимых социально - культурологических аспектов в срезе герменевтики Гадамера является предметом нашего диссертационного проекта.

Рассмотрение герменевтики Гадамера как возможной методологии принятия решений и действия в сфере социума является основной целью нашего диссертационного исследования.

Реализация данной цели предполагает постановку и осуществление следующих задач:

1) Проанализировать сущность и генезис социокультурных явлений, опираясь на фундаментальный экзистенциал «понимание» как основание для выявления социально - политических феноменов, в свете философской герменевтики Х.Г.Гадамера, наметив потенциальные пути их дальнейшего формирования с позиций герменевтического опыта мира.

2) Осветить смысловое наполнение и соотношение ведущих методологически значимых категорий философской герменевтики Х.Г.Гадамера таких, как «образование», «диалог», «миф», «конфликт поколений», «социальное неравенство», «общественные праздники и песни», «социальное конструирование идентичности», «монологизация мышления и поведения», «аппликативность».

3) Рассмотреть вероятные пути принятия социально - культурологических решений в кризисном обществе, исследуя практики «герменевтической ситуации» в коммуникативной среде как критерия философии действия.

4) Выделить возможные совместные способы преодоление социально -культурных кризисов с позиций философской герменевтики Х.Г.Гадамера, представив «диалог» как способ разрешения социально -политических конфликтов.

Новизна диссертационного исследования состоит в том, что:

1) Проанализирована концепция философской герменевтики Х.Г.Гадамера и выделена ее значимость с точки зрения потенциальной методологии социокультурного действия.

2) Проведено исследование основных герменевтически значимых компонентов философского проекта Х.Г.Гадамера с целью сведения их к возможной методологии принятия общественно -значимых решений.

3) Осуществлено детальное рассмотрение герменевтических идей Х.Г.Гадамера с позиций социальной практики в контексте современной , философии, культурологии, социологии, и философской антропологии.

4) Показаны некоторые пути преодоления вероятных социокультурных кризисов с помощью «диалога» как метода социокультурного действия.

Тезисы, выносимые на защиту.

1. Герменевтика Гадамера могла бы являться методологией принятия решений в сфере культуры, а также - решений, направленных на социокультурные преобразования, при наличии осуществления понимания, способного перевести герменевтику из сугубо философской в культурно -политическую плоскость, придав, ей, таким образом, не только философски -теоретический, но и социально - практический статус. Наделенный правом действия, каждый индивидуум способен стать активным гражданином государства, способным принести пользу обществу, в котором, благодаря диалогу, развиты плюралистичные отношения между семьями, малыми объединениями, политическими партиями и классами.

2. Наличие таких общественно - значимых явлений, как «социальное неравенство», «конфликт поколений», «деградация общественного языка и мышления» «монологизация мышления и поведения», могут способствовать стремительному развитию герменевтики, выводя ее за рамки философии и культурологии, благодаря пониманию, что может способствовать установлению прогноза тенденций развития общества с позиций герменевтического опыта мира.

3. Отличия новой концепции герменевтической категории «понимания» от традиционного «познавательного понимания» потенциально превращает герменевтику Гадамера в практически значимую философию «действия», детерминантой которой является «ситуация» как активно применяемое понятие, выражающее суть нового подхода в процессе выявления тех или иных социально - политических феноменов. При этом понимание может рассматриваться в качестве способа существования человека, живущего по принципам диалогического сотрудничества, что может являться одним из оснований целостной антропологии, культурологии. социологии и политологии, не сводимой к эпистемологическим интерпретациям.

4. Межчеловеческая общность строится в диалоге, главной герменевтической составляющей. С помощью централизованной системы коммуникации конфликтующие стороны могут укреплять сложившийся общественный порядок и находить способы разрешения социокультурных и политических противоречий. Для того чтобы стать участником диалога, необходимо овладеть умением вести переговоры как одной из форм социальной практики, где герменевтика могла бы предложить свои пути преодоления коммуникационных барьеров, такие, как попытка установления «слияния горизонтов понимания», применения «герменевтического опыта», осуществление «вербальности понимания» и др.

Научно - практическая значимость. Глубокое изучение герменевтической концепции Х.Г.Гадамера имеет значение для становления философской герменевтики как самостоятельной дисциплины, для уточнения ее предмета и методов исследования, для создания целостной картины развития отечественной и мировой культурологической и философской мысли. В силу междисциплинарного характера данного диссертационного исследования, его результаты могут быть использованы как в области философии и теории культуры, так и в социологии. Практическое применение диссертации является методологически значимым при решении конкретных социокультурных проблем общества, возможно при преподавании дисциплин, при разработке спецкурсов по проблемам взаимосвязи философии с дисциплинами культурологической и социологической направленности, а также посвященных творчеству Х.Г.Гадамера.

Теоретико-методологическая основа исследования. Решение поставленных задач и достижение цели исследования предполагает использование методов герменевтического, сравнительно-исторического, социально-философского, логико-гносеологического анализа, а также антропологического и гносеологического подходов. Исходными методологическими принципами исследования являются принципы объективности и системности.

Апробация работы. Тезисы и положения данной диссертации выносились на доклады в теоретических семинарах факультета философии и культурологи СКНЦ (ноябрь 2001 г.), содержатся в трех опубликованных автором статьях в научных журналах общим объемом на 3 п.л.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Филимонова, Инна Валерьевна

Заключение

Рассмотрение герменевтики Х.Г.Гадамера как методологии социокультурного действия позволяет сделать следующие выводы:

Как мы уже выяснили, центральной категорией герменевтики как искусства интерпретации "текстов" является категория понимания. Философская теория интерпретации бытия в целом и мира гуманитарной культуры в частности предоставляет средства для понимания гуманитарных явлений, для проникновения в их смысл. Гадамер рассматривает методы изучения письменных текстов и для понимания социокультурных действий, которые могут быть рассмотрены сами как тексты, т.к. герменевтика обнимает культуру, коммуникацию, политику и является методологией принятия общественно-политических решений.

Проблематика понимания сближает герменевтику с философией культуры и с философией языка, открывает возможность для создания философской герменевтики, которая предполагает новое измерение человека. В ней ставится вопрос о человеке понимающем. Понимающим себя, свое место в мире, окружающую реальность и другого человека. Понимание также, как и способность к труду, способность к разумной деятельности, языку, вере, также, как социальность, является сущностным свойством человека. Век компьютерной и научно-технической революции, нарастающие информационно-коммуникативные связи, крушение и создание цивилизаций еще более обостряют актуальность проблемы понимания и всех, связанных с ней герменевтических моментов. Историческое нарастание значимости герменевтической проблематики от античности до наших дней подобно кумулятивному процессу. Герменевтика всегда была вплетена в живую ткань социальной деятельности людей, никогда не была абстрактной теорией, а являлась техникой, искусством интерпретации и применялась для решения задач, актуальных для жизни и нормального функционирования общественных институтов. Важнейшие переломные моменты развития герменевтического метода совпадали по времени и были существенно связаны с крупнейшими историческими событиями, определялись, в конечном счете, практическими потребностями жизни людей.

Среди практических и теоретических потребностей, повлиявших на развитие герменевтики, можно выделить запросы греческой педагогики в античности, позднее превращение христианства в религию широких народных масс, переводы и истолкования библейских и более поздних христианских источников. Далее еще можно отметить Реформацию и связанную с ней критику католической доктрины, Возрождение, переводы с классических древних языков на живые национальные языки литературных, философских и исторических памятников и их комментарии, превращение Библии в литературный памятник, интерес к истории, языкознанию, спасение авторитета гуманитарного знания от уничижительной критики философов позитивистской направленности. И, наконец, XX век — век коммуникации, необходимости установления понимания, диалога. Герменевтика занимается анализом политики, права, проблемами межконфессионального понимания, она используется в медицинской практике, понимание рассматривается как проблема бытия человека, возникает философская герменевтика.

Герменевтика Гадамера не проводит разделения социокультурных действий на виды по содержанию в виду того, что дерменирующим фактором в содержательном аспекте того или иного действия является герменевтическая ситуация, а многообразие аппликативных позиций и возможных воздействий феномена обусловливает бесконечное многообразие его равноправных истолкований — равноправных в смысле обоснованности их притязаний на истину. Понимание традиции имеет онтологический характер в том смысле, что оно, будучи аппликативным, опосредует само ее существование, т.е. выступает в качестве механизма культурно-исторической трансляции смыслов. Предмет исторического познания — не просто нечто, что имеет место в истории, но момент самой истории. Историческое бытие не может быть фактом в смысле данности, оно может быть только актуальным "свершением" в современности, при чем традиционная герменевтика разворачивается в контексте интерсубъективной коммуникации; герменевтика Гадамера — в контексте становления культурно-исторического самосознания.

Гадамер рассматривает правомерность упорядочения повседневных социокультурных практик посредством совокупности признанных норм и ценностей, правил и ролей и т.п. Отношения, устанавливаемые действием, могут поддерживать этот символический фон, актуализируя установленные системы ориентаций, или могут вступать с ними в противоречие. Фоновое согласие, обеспечивающее рутинное нормативное регулирование жизненного мира, определяется системой приобретенных диспозиций действия, являющейся, с одной стороны, продуктом исторических условий, а с другой -интернализированной сознанием действующих лиц. Методологическим, по мнению Гадамера, следует считать действие, осуществляющееся на фоне позитивного (в гегелевском смысле - как фактически наличного, не проясненного свободным применением разума) порядка, задающего практически достаточную рациональность данной жизненной формы, от предельного случая (герменевтической ситуации) культурно-кризисного действия, направленного на поиск и анализ новых целей и на достижение согласия по поводу нормативных границ.

Гадамер говорит о том, что в условиях стереотипов культуры производство знаков не является уже более производством смыслов и значений, а акты коммуникации перестают быть передачей содержания. Кризис современного типа коммуникации, по мнению Гадамера, состоит в перерождении ее в пустую внешнюю аппликативную форму социокультурного взаимодействия, в торжестве ее безразличия к собственному содержанию. Катастрофа, согласно взглядам Гадамера, порождается переизбытком информационного характера современного общества, которая неразумно пользуется такого рода информацией, однако, исключая коммуникационный акт как таковой. Принципами организации благополучного общества, как считает Гадамер, являются свобода коммуникации и информации.

Как считает Гадамер, подход к решению эпистемологических и практических проблем с позиции человеческой речи предполагает введение понятия диалогической мета - рациональности, значимого для любого символического мира и любого типа действия. Это понятие определяется в терминах универсальных прагматических условий «диалога», в котором осуществляется разрыв с повседневным контекстом взаимодействий и попытка прийти к рационально мотивированному согласию по поводу проблематизированных характеристик социокультурной реальности. Тем самым проводится различие между культурно детерминированными рациональностями социальных групп, представляющими собой системы правил, регулирующих целесообразную деятельность в пределах различных форм жизни, и мета - рациональностями как совокупностью условий для самой возможности диалога. Эти универсалии диалога не связаны с контингентными особенностями партикулярных действий и институтов, предоставляя участникам коммуникации пространство для не обусловленной контекстуально-публичной рефлексии.

В интерактивном использовании речи предполагаемые отношения и их нормативное подкрепление артикулируются в регулятивных речевых актах. В повседневном контексте действия проблемы нормативного соответствия могут быть решены посредством указания на релевантные нормы, прояснения непонимания в отношении принятых конвенций, оправдания действия в существующих нормативных границах. Однако в том случае, если в кризисной ситуации под вопросом оказывается легитимность самих норм, возникает необходимость более глубокого «критического диалога», направляемого идеей рационального согласия, «критика» - это единственная разумная альтернатива использованию некоммуникативных, средств, где предметом согласия в «диалоге» является оправдание предлагаемых способов регуляции таких возможностей.

У Гадамера суть политики состоит развитие цивилизованного общества, это борьба за утверждение новых форм обмена, т.е. новых более нравственных общественных отношений, поддержание которых возможно за счет налаживание «диалога». Залог успешной и долгосрочной политики Гадамер видел как социально ориентированной политики под влиянием утверждения в стране более справедливых общественных отношений, определяющих культурный, социальный и экономический прогресс. В отношении социально-культурологических наук задача Гадамера - выявить четкий исторически -герменевтический контекст, способный сам по себе подсказать предстоящий культурно-политический прогноз.

Проблема современной философии рассматривается Гадамером и многими современными исследователями в области философской герменевтики как проблема языка, наряду с тем, что культура высказывания мысли изжила себя. Проблема современной культуры и философии - это проблема языка и методологии, где язык одновременно является и производной культуры, потому что создается человеком не только для самого себя, чтобы отличать одно от другого, но и для того, чтобы эти отличия стали общепринятыми, чтобы воспринимались как объективное в сознании и культуре. Герменевтика Гадамера свидетельствует о том, что нам нужен другой язык, который был бы мостом между нами и бытием, не отгораживал, а воссоединял. Решением к данному воссоединению является «диалог», с помощью которого представляется возможным вывести философскую герменевтику Гадамера в ранг методологии принятия общественнозначимых решений.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Филимонова, Инна Валерьевна, 2003 год

1. Александров Г.Ф. История западно-европейской философии / Г.Ф. Александров. И-Л, 1946. - С. И4-119.

2. Афанасьев Ю. Н. Может ли образование быть негуманитарным? / Ю. Н. Афанасьев // Вопросы философии . 2000.- № 7. - С. 37-43.

3. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Р.Барт. М., 1989.

4. Бахтин М.М. Диалектика диалога versus метафизика постмодернизма / М.М.Бахтин // Вопросы философии . 2000. - № 1. - С. 119131.

5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества /М.М.Бахтин. М.,1979.

6. Бачинин В.А. Философия права. Краткий словарь / В.А.Бачинин, В.П.Сальников. СПб., 2000. - С.234-235.

7. Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания: Пер. с англ. Е.Д. Руткевич / П.Бергер, Т.Лукман. М.: Academia-центр, Медиум, 1995. - С. 302.

8. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла / Ж.Бодрийяр. М., 2000. - С. 157.

9. Бурдье П. Социология политики / П.Бурдье. М., 1993.

10. Буржуазная социология на исходе XX века. Критика новейших тенденций. М.: Наука, 1986. - 218 с.

11. И. Быстрицкий Е.К., Филатов В.П. Теория познания и проблема понимания / Е.К.Быстрицкий, В.П.Филатов // Гносеология в системе философского мировоззрения. М., 1983.

12. Вайзе П. THESIS: Теория и история экономических и социальных институтов и систем /П.Вайзе. 1993. - Т. 1. - С. 117.

13. Вальденфельс Б. Своя культура и чужая культура. Парадокс науки о "Чужом" / Б.Вальденфельс // Логос, М., 1994.- N6.

14. Вебер М. Избранные произведения / М.Вебер. М.: Прогресс, 1990. -С. 28.

15. Вебер М. "Объективность" социально-научного и социально-политического познания: Пер. с нем. М.И. Левиной / М.Вебер. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.

16. Винер Н. Право и коммуникация / Н.Винер. Человек управляющий. -СПб., 2001. С. 103, 109.

17. Всемирная энциклопедия: Философия/ Главн. науч. ред. и сост. A.A. Грицанов. М.: ACT. МН.: Харвест, Современный литератор, 2000 г. -1312 с. ISB № 5 - 17 - 007278 - 3. С. 799 - 780, 915 - 916.

18. Второй конгресс российских философов: некоторые итоги // Вопросы философии. 2000. - №5. - С. 154.

19. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного /Г.-Г. Гадамер. М.: Искусство, 1991.

20. Гадамер Г.-Г. Диалектическая этика Платона (феноменологическая интерпретация «Филеба») /Г.-Г.Гадамер. СПб.: Санкт - Петербургское философское общество, 2000. - 256 с.

21. Гадамер Г.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики /Г.-Г.Гадамер. М.: Прогресс, 1988. - С. 55-56.

22. Гадамер Х.-Г. Философия и литература / Х.-Г.Гадамер // Философские науки. 1989. - №2.

23. Гадамер Х.-Г. Хайдеггер и греки / Х.-Г. Гадамер // Логос, М., 1991.-№ 2. С.56-68.

24. Гайденко П.П. История и рациональность: Социология М. Вебера и веберовский ренессанс /П.П.Гайденко, Ю.Н.Давыдов. М.: Политиздат, 1991. -С. 40.

25. Гегель В.Ф. Работы разных лет / В.Ф. Гегель.- М., 1972.- Т.1. С.407.

26. Гегель В.Ф. Феноменология духа / В.Ф.Гегель . М., 1959. - Т. IV. -С. 118.

27. Герменевтика: история и современность (Критические очерки). -М., 1985.

28. Герменевтическая и риторическая готовность как вершинная ориентация в методике обучения иностранному языку. Опубл. под назв.: Герменевтически и риторически ориентированная методика обучения // Русский язык за рубежом. - М.,2000. - С. 72-82 .

29. Глой К. Проблема последнего обоснования динамических систем / К.Глой // Вопросы философии. 1994. - №3. - С.97.

30. Громов И.А. Западная социология / И.А.Громов, А.Ю.Мацкевич, В.А.Семенов. СПб.: Ольга, 1997. - 372 с.

31. Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры /В. Фон. Гумбольдт. М., 1985.

32. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия / Э.Гуссерль // Культурология. XX век: Антология. М., 1995. - С.322.

33. Гуц А.К. Глобальная этносоциология / А.К.Гуц. Омск: ОмГУ, 1997.-212 с.

34. Диалог и коммуникация философские проблемы. Материалы круглого стола // Вопросы философии . - 1989. - № 7. - С. 3-26.

35. Дильтей В. Категории жизни / В.Дильтей // Вопросы философии . -1995.-№ 10. С.129-143.

36. Дильтей В. Наброски к критике исторического разума / В.Дильтей // Вопросы философии. 1988. - №4.

37. Доброхотов А. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.

38. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент /А.Б.Зверинцев. -СПб., 1997 г.

39. Игровое начало при понимании текста. Опубл. под назв.: Тексты, возникшие в ходе языковой игры // Филология, 1998, 14. - Краснодар.

40. Ильин И. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм /И.Ильин. М., 1996. -С.27.

41. Индивидуация как одна из техник понимания. Опубл. под назв.: Жанр и индивидуация // Герменевтика в России, 1998. - №2

42. Ионин Л.Г. Социология культуры /Л.Г.Ионин. М., 1996.

43. История диалектики: немецкая классическая философия. М., 1978. - С.10-14.

44. Источники непонимания в общении политика с населением // Герменевтика в России, 1998. №3.

45. Источники неявной динамики текста // Герменевтика в России, 1998. №4. Опубл. также под назв.: Источники неявной динамики текста // Англистика / Ап§Пз1лса. - Тверь: ТвГУ, 1999. - С. 9-23.

46. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги XX столетия /В.А.Канке. М.: Логос, 2000. - С. 57.

47. Кант И. Сочинения / И.Кант. М., 1966. -Т. 6. - С. 71.

48. Кормер В.Ф. О карнавализации как генезисе двойного сознания / В.Ф.Кормер//Вопросы философии. 1991. - N1. - С.168-180.

49. Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание /В.Г.Кузнецов.-М.: МГУ, 1991.

50. Кузнецов В. Герменевтика и ее путь от конкретной методики до философского направления / В.Кузнецов // Логос, 1999. № 10. - С.88.

51. Кутырев В.А. Оправдание бытия (явление нигитологии и его критика) / В.А.Кутырев // Вопросы философии. 2000. - № 5. - С.21.

52. Лапин Н.И. Проблема социокультурной трансформации / Н.И.Лапин // Вопросы философии. 2000. - №6. - С.6.

53. Леонтьев К.Н. Цветущая сложность /К.Н.Леонтьев. М., 1992. - С.149.

54. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство /А.Ф.Лосев. М., 1976. - С.134.

55. Лосев А.Ф. Философия имени /А.Ф.Лосев. М.: МГУ, 1990.

56. Лукман Т. О социологическом видении нравственности и нравственной коммуникации /Т.О.Лукман // Социология на пороге XXI века: Новые направления исследования. М.: Интеллект, 1998. - С. 56.

57. Малахов В. Возможна ли философия по-русски? / В. Малахов // Логос: философско-литературный журнал. М., 1997. - № 8. - С. 117-131.

58. Американская социологическая мысль / Р.Мертон, Дж.Мид, Т.Парсонс, А.Шюц. М.: МГУ, 1994. - 560 с.

59. Михайлов A.A. Современная философская герменевтика /А.А.Михайлов. Мн., 1984.

60. Моррис. Ч.У. Значение и означивание. Знаки и действия / Ч.У. Моррис. Семиотика. М., 1983. - С. 119.

61. Новые направления в социологической теории: Пер. с англ. Л.Г. Ионина. М.: Прогресс, 1978. - С. 37.

62. Объяснение и понимание в научном познании. М., 1983.

63. Ойзерман Т.Н. Главные философские направления (Теоретический анализ историко философского процесса) /Т.И.Ойзерман. - М., 1971. -С. 357.

64. Ортега-и-Гассет X. О спортивно-праздничном чувстве жизни / Х.Ортега-и-Гассет // Философские науки. 1991.- № 12. - С.137-152.

65. Павлов Н.В. Германия на пути в третье тысячелетие /Н.В.Павлов. -Москва: Высшая школа, 2001.

66. Парсонс Т. О структуре социального действия /Т.Парсонс. М.: Академический Проект, 2000. - 880 с.

67. Переписка Вильгельма Дильтея с Эдмундом Гуссерлем // Вопросы философии . 1995. - № 10. - С. 144-150.

68. Пиплз Дж., Бейли Г. Язык (речь). Культуральная антропология: Учебное пособие / Дж.Пиплз, Г. Бейли; Под ред. докт. психол. наук Ю.Н.Емельянова, канд. философ, наук Н.Г.Скворцова. СПб., изд-во С.-Петербургского университета, 1996.

69. Платон. Государство / Платон. М., 1971. - Т. 3. Ч. 1.

70. Понимание как логико-гносеологическая проблема. М., 1982.

71. Потебня A.A. Мысль и язык /А.А.Потебня. Киев, Синто, 1993.

72. Проницаемость инокультурных смыслов // Герменевтика в России. 1997. -№1.

73. Пугачев В.П. Введение в политологию: учебник для студентов высш. учеб. заведений / В.П.Пугачев, А.И.Соловьев. М.: Аспект Пресс, 1997.

74. Ракитов А.И. Опыт реконструкции герменевтики Ф. Шлейермахера / А.И.Ракитов // Историко-философский ежегодник'88. М., 1988.

75. Рассел Б. Мудрость Запада /Б.Рассел. М., 1998г.

76. Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Т.4. От романтизма до наших дней / Дж.Реале, Д.Антисери.- СПб.'.Петрополис, 1997.-С.423-431.

77. Режабек Е.Я. Становление понятия организация. Очерки развития философских и естественнонаучных представлений /Е.Я.Режабек. Изд-во Ростовского Университета, 1991.

78. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике /П.Рикер.-М., 1995.

79. Руссо. Ж. Ж. Трактаты /Ж.-Ж.Руссо. - М., 1969. - С.45.

80. Смыслообразование как переживаемый процесс // Герменевтика в России, 1998. -№3

81. Современная западная философия: Словарь.- М.: ИПЛ, 1991.- С.6769.

82. Современные зарубежные концепции диалектики. М., 1987. -С.202-209.

83. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество /П.А.Сорокин. -СПб., 1992.

84. Социально-педагогический смысл филологической герменевтики // Герменевтика в России. 1997.- №3

85. Справочное пособие по истории немарксистской западной социологии / Отв. ред. Ю.Н. Давыдов и Г.В. Осипов. М., 1986.

86. Тарнас Р. История западного мышления /Р.Тарнас. М., 1995. -С.14-17.

87. Текстообразующие средства постмодернизма: их зависимость от художественной традиции // Герменевтика в России, 1998. №4.

88. Тулмин Ст. Человеческое понимание /Ст.Тулмин. М.,1984.

89. Федорова М. Классическая политическая философия /М.Федорова. -М., 2001.

90. Философская герменевтика // Вопросы философии . 1985. - № 4. -С.103-110.

91. Франк СЛ. Духовные основы общества. Введение в социальную философию / С.Л.Франк // Русское зарубежье: Из истории социальной и правовой мысли. Л., 1991.

92. Хайдеггер М. Бытие и время: статьи и выступления /М.Хайдеггер. -М.: Республика, 1993.

93. Хайдеггер М. Бытие и время: Пер. с нем. В.В. Бибихина /М.Хайдеггер. М.: Ad Marginem, 1997.

94. Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма /Ф.А.Хайек. М., 1992.

95. Цуладзе A.M. Политические манипуляции, или покорение толпы /А.М.Цуладзе. М., 1999 г. ■

96. Шибутани Т. Социальная психология /Т.Шибутани. М., 1969.

97. Шичалин Ю. Истина и история / Ю.Шичалин // Логос, M.,1996.-N 7.

98. Шли Г. Проницаемость границ в теории конфликта / Г.Шли // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Т.Н. №1.

99. Шпет Г.Г. Герменевтика и ее проблемы. Архив Шпета, ОРГБЛ ф. 718.1. II, л. 58.

100. Шпет Г.Г. Что такое методология наук? Архив Шпета, ОР ГБЛ ф. 718.22.14.

101. Шюц А. Структура повседневного мышления: Пер. с англ. Е.Д. Руткевич / А.Шюц // Социологические исследования. 1988. - N 2. - С. 134.

102. Шюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках. // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова.-М.: Изд-во Московского университета, 1994.

103. Щедровицкий Г.П. Проблема исторического развития мышления / Г.П.Щедровицкий. М., 1995. - С. 496-514., 510.

104. Юнг К.-Г. Подход к бессознательному /К.-Г.Юнг // Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. - С.73.

105. Язык как ассоциативная система и как система с рефлексией // Филология на рубеже тысячелетий: Материалы междунар. конф. Вып. 1. -Ростов-на-Дону, 2000. С. 3-4.

106. Ясперс К. Введение в философию /К.Ясперс. Минск, 2000. - С. 2628.

107. Яусс X. Р. К проблеме диалогического понимания / Х.Р.Яусс // Вопросы философии. 1993.

108. Adams J.S. Inequity in social exchange / Berkowitz L. (ed.), Advances in experimental social psychology. V. 2. N.Y.: Acad. Press, 1965. - P. 267—299.

109. Apel Karl-Otto. Analytic Philosophy of Language and the Geisteswissenschaften /Karl-Otto Apel. New York: Humanities Press, 1967.

110. Asch S.E. Social psychology / S.E.Asch. N.Y.: Prentice-Hall, 1952.

111. Axel Honneth. Neugier / A.Honneth, I.Fetscher // Frankfurter Rundschau vom 14.03.2002.

112. Baudrillard J. Selected Writings. Ed. by Mark Poster.- Cambridge, 1996.

113. Bauman Zygmunt. Hermeneutics and Social Science / Z.Bauman. -New York: Columbia University Press, 1978.

114. Berkowitz L. Equity theory: Towards a general theory of social interaction / L.Berkowitz, E.Walster (eds). Advances in experimental social psychology. V. 9. N.Y.: Acad. Press, 1976.

115. Bernstein Richard J. Beyond objectivism and relativism: science, hermeneutics, and praxis / J. Richard Bernstein. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1983.

116. Betti E. Hermeneutik als allgemeine Methodik der Geisteswissenschaften / E.Betti Tuebingen, 1960.

117. Biere Bernd Ulrich. Verstandlich-machen: hermeneutische Tradition, historische Praxis / Biere Bernd Ulrich. Tubingen: M. Niemeyer, cl989.

118. Bleicher Josef. Contemporary Hermeneutics: Hermeneutics as Method, Philosophy and Critique / J. Bleicher. London: Routledge & Kegan Paul, 1980.

119. Bocock R. Consumption / R.Bocock. L., 1993.

120. Boltanski L. Finding One's Way in Social Space: A Study Based on Games / L.Boltanski, L.Thevenot // Social Science Information. 1983. N 4-5.

121. Brenkman John. Culture and domination / J.Brenkman. Ithaca: Cornell University Press, 1987. HM 101 .B74 1987.

122. Broadbeck May, ed. Readings in the Philosophy of the Social Sciences / M.Broadbeck. New York: Macmillan, 1968.

123. Bubner Rudiger, et al., eds., Hermeneutik und Dialektik 2 vols / R.Bubner.- Tubingen: J. C. B. Möhr, 1970.

124. Bubner Rüdiger. "Theory and Practice in the Light of the Hermeneutic-Criticist Controversy," in Cultural Hermeneutics (1975) 2:337-377.

125. Buker Eloise A. Politics through a looking-glass: understanding political cultures through a structuralist interpretation of narratives / Eloise A.Buker. New York:n Greenwood Press, 1987.

126. Bultmann R. "The Problem of Hermeneutics" Essays, Philosophical and Theological. -London: SCM 1955, 234-61.

127. Chomsky Noam. Language and Mind / N.Chomsky. -New York: Harcourt, Brace, Janovich, 1968.

128. Christian Thomas. Der Bote aus der Ferne / Th.Christian // Frankfurter Rundschau vom 14.03.2002.

129. Cicourel A. Notes on the Integration of Micro- and Macro-Levels of Analysis // Advances in Social Theory and Methodology / Ed. by K. Knorr-Cetine and A. Cicourel. New York: Methuen, 1981. - P. 51-79.

130. Corrington, Robert S. "A Comparison of Royce's Key Idea of the Community of Interpretation with the Hermeneutics of Gadamer and Heidegger," Transactions of the C. S. Peirce Society 20:3 (Summer 1984).

131. Davis F. Fashion. Culture and Identity / Davis F. Fashion. Chicago,1992.

132. Dialogue and deconstruction: the Gadamer-Derrida encounter.- Albany: State University of New York Press, cl989.

133. Diekmann K.A. et al. Self-interest and fairness in problems of resource allocation. Unpubl. manuscript. Northwestern Univ., Evanston, IL, 1994.

134. Dilthey W. Der Aufbau der geistigen Welt / Gesammelte Schriften, Bd. VII. B, 1982.

135. Dilworth, David A. Philosophy in world perspective: a comparative hermeneutic of the major theories / A.David Dilworth. New Haven: Yale University Press, cl989.

136. Dreyfus, H. (1984). Beyond hermeneutics: Interpretation in late Heidegger and recent Foucault. In G. Shapiro & A. Sica (Eds.), Hermeneutics: Question and prospects. Amherst: University of Massachusetts Press.

137. Edelman M. The Symbolic Uses of Politics / M.Edelman. Chicago.1967.

138. Elster J. Rational Choice Theory / J. Elster // The Polity Reader in Social Theory. -Cambridge, 1995.

139. Festivals of interpretation: essays on Hans-Georg Gadamer's work. -Albany, N.Y.: State University of New York Press, cl990.

140. Figal G. Die Entwicklung der Frankfurter Schule / G.Figal // A. Huegli, P. Luebcke (Hg.) Philosophie im 20. Jahrhundert. Hamburg, 1994. - Bd. 1. - S. 311-404.

141. Floistad Guttorm. "Understanding Hermeneutics," Inquiry (1973) 16:445-465.

142. Fuhr Eckhard. Gelassen und frei // Welt vom 15.3.2002,-http://www.welt.de/daten.

143. Gadamer Hans-Georg. Dialogue and Dialectic: Eight Hermeneutical Studies on Plato translated with an introduction by P. Christopher Smith / H.-G. Gadamer.- New Haven and London: Yale University Press, 1980.

144. Gadamer H.-G. Gesämmelte Werke. Bd. 1, 2 / H.-G.Gadamer. -Tubingen, 1990.

145. Gadamer Hans-Georg. "Hermeneutik als praktische Philosophie," in M. Riedel (ed.) Zur Rehabilitierung der praktischen Philosophie / H.-G.Gadamer. -Freiburg: Rombach, 1972.

146. Gadamer Hans-Georg. "Hermeneutics and Social Science," Cultural Hermeneutics (1975) 2:307-336.

147. Gadamer Hans-Georg. Philosophical Hermeneutics. translated and edited by David E. Linge / H.-G.Gadamer.- Berkeley, Los Angeles, London: University of California Press, 1976.

148. Gauld Alan. Human action and its psychological investigation / A. Gauld.- London, Boston: Routledge and Kegan Paul, 1977.

149. Habermas Jürgen. Knowledge and Human Interests translated by Jeremy J. Shapiro / J.Habermas. Boston: Beacon Press, 1971.

150. Habermas Jürgen. The theory of Communicative Action / J.Habermas. -Boston, 1984.

151. Hans-Georg Gadamer ist tot // Tageszeitung. Nr. 6701 vom 15.3.2002. - Berlin., 2002. - S.2.

152. Heinrich Dieter. Das Geschpraech der Welt // Sueddeutsche Zeitung vom 15.3.2002. Marino Freschi, Lothar Mueller. Der Philosoph an der Uferstrasse in Neapel. http://szonnet.diz

153. Hekmann S. Gadamer and Ricoeur on Hermeneutics / S.Hekmann .- The Polity Reader in Social Theory: Cambridge, 1995. 52 P.

154. Hekman Susan J. Hermeneutics and the sociology of knowledge / Susan J.Hekman . Notre Dame, Ind.: University of Notre Dame Press, 1986.

155. Hermeneutics and Praxis edited with an introduction by Robert Hollinger. Notre Dame, Indiana: University of Notre Dame Press, 1985.

156. Hermeneutische Posizionen: Schleiermacher — Dilthey — Heidegger — Gadamer. Goettingen, 1982.

157. Hermeneutics: Questions and Prospects edited by Gary Shapiro and Alan Sica (Amherst: University of Massachusetts Press, 1984). essays by Betti, Gadamer, Paul de Man, and others.

158. Hermeneutics versus science?: three German views essays.- Notre Dame, Ind.: University of Notre Dame Press, cl988.

159. Hirsch E. D. Jr. Validity in Interpretation / Jr. E. D. Hirsch.- New Haven and London: Yale University Press, 1967.

160. Hirsch E. D. The Aims of Interpretation / E. D.Hirsch. Chicago, 1978.

161. Homans B.C. Social behavior: Its elementary forms / B.C.Homans . -N.Y.: Harcourt Brace Jovanovich, 1961.

162. Honigswald R. Vom Wesen des Rhytmus / R.Honigswald. In: Die Grundlagen der Denkpsychologie. Studien und Analysen. - Leipzig - Berlin, 1985.

163. Howard Roy J. Three Faces of Hermeneutics. An Introduction to Currentm Theories of Understanding / J.Roy Howard. Berkeley: University of California Press, 1982.

164. Hoy David Couzens. The Critical Circle: Literature, History, and Philosophical Hermeneutics / Hoy David Couzens. Berkely, Los Angeles, London: University of California Press, 1978.

165. Hoy Terry. Praxis, Truth, and Liberation: Essays on Gadamer, Taylor, Polanyi, Habermas, Gutierrez, and Ricoeur / Hoy Terry. Lanham: University Press of America, 1988.

166. Humboldt W. v. Gesammelte Schriften / W. v. Humboldt. Akademie -Ausgabe, Bd. VII, 1,S. 30.

167. Jameson Fredric. The political unconscious / narrative as a socially symbolic act. / F.Jameson. Ithaca, N.Y.: Cornell University Press, 1981.

168. Jarvie I. C. Die Logik der Gesellschaft /1. C.Jarvie. München, 1974.

169. Kerenyi K. Vom Wesen des Festes / K.Kerenyi. Gesammelte Werke, Bd. 7: Antike Region. Muenchen, 1971.

170. Kisiel Theodore. "The Hermeneutics of Gadamer and Heidegger," Man and World 2 (August 1969) 358-85.

171. Koselleck R. Einleitung // Geschichlliche Grundbegriffe. Historisches Lexikon zur politischsozialen Sprache in Deutschland. (Hrsg.). O.Brunner, W.Conze, R.Koselleck. Bd.l, S.XIII-XXVII. Stuttgart: Klett, 1972.

172. Koselleck R. Vergangene Zukunfl: Zur Semanlik geschichtlichen Zeiten / R.Koselleck.- Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1979.

173. Kusch M. Language as Calculus v/s Language as Universal Medium. A Study in Husserl, Heidegger and Gadamer / M.Kusch. Dordrecht, 1992.

174. Leicht Robert. Wahrheit und Methode. Zum Tod von Hans-Georg Gadamer: ein kleine unmassgebliche Erinnerung / R.Leicht // Die Zeit vom 12.02.2002.

175. Linge David E. "Dilthey and Gadamer: Two Theories of Historical Understanding," Journal of American Academy of Religion (1973) 41:536- 553.

176. Lonergan Bernard. Insight: A Study in Human Understanding / B.Lonergan. London: Longmans, 1964.

177. Madison G. B. The Hermeneutics of Postmodernity: Figures and Themes Series Studies in Phenomenology and Existential Philosophy /G. B. Madison. -Bloomington and Indianapolis: Indiana University Press, 1988.

178. Manninen Juha and Raimo Tuomela (eds.), Essays on Explanation and Understanding: Studies in the Foundations of Humanities and Social Sciences. -Dordrecht and Boston: D. Reidel, 1976.

179. Mead G.H. Mind, Self and Society: From the Standpoint of a Social Behaviorist / G.H. Mead. Chicago: University of Chicago Press, 1962. - P. 177.

180. Mead G.H. Self// George Herbert Mead on Social Psychology. Selected Papers/ Ed. by A. Strauss. Chicago and London: University of Chicago Press, 1964.

181. Mead G.H. The Philosophy of the Act / G.H. Mead. Chicago, 1938.

182. Misgeld Dieter. "Critical Theory and Hermeneutics: The Debate between Habermas and Gadamer," in John O'Neill (ed.), On Critical Theory / D.Misgeld. -New York: Seabury Press, 1976.-PP. 164-183.

183. Nietzsche F. Unzeitgemaesse Betrachtungen. 2. Stueck. Vom Nutzen und Nachteil der Historie fuer das Leben, 1.

184. Nisbett R.E. Human inference: Strategies and shortcomings of social judgement / R.E.Nisbett, L.D.Ross . New Jersey: Prentice-Hall, Inc., 1980.

185. Otto W. F. Dyonysos: Mythos und Kultur / W. F. Otto. Frankfurt am M., 1983.

186. Outhwaite William. New philosophies of social science: realism, hermeneutics, and critical theory / W.Outhwaite. New York: St. Martin's Press, 1987.

187. Palmer Richard E. Hermeneutics: Interpretation Theory in Schleiermacher, Dilthey, Heidegger, and Gadamer / Richard E. Palmer. Evanston, 111., Northwestern University Press, 1969.

188. Palmer Richard E. "Phenomenology as Foundation for a Post-Modern Philosophy of Literary Interpretation," / Richard E. Palmer. //Cultural Hermeneutics (1973) 1:207-223.

189. Panikkar Raimundo. Myth, faith and hermeneutics: cross-cultural studies/ R.Panikkar. New York: Paulist Press, cl979.

190. Parret Herman. Contexts of understanding / H.Parret. Amsterdam: Benjamins, 1980.

191. Reflectivity: The Road to the Truth // International Journal for the Semiotics of Law. Chicago, in press.

192. Riedel Manfred. Verstehen oder Erklaren: zur Theorie und Geschichte der hermeneutischen Wissenschaften / M.Riedel. Stuttgart: Klett-Cotta, 1978.

193. Ricoeur Paul. "Ethics and Culture: Habermas and Gadamer in Dialogue," Philosophy Today (1973) 17:153-165.

194. Ricoeur Paul. "Structure, Word, Event" / P.Ricoeur // Philosophy Today (1968) 12:114-129.

195. Ricoeur Paul. "The Hermeneutics of Symbols and Philosophical Reflection," trans, by D. Savage International Philosophical Quarterly 2 (1962).

196. Risser J. Hermeneutics and the Voice of the Other. Rereading Gadamer's Philosophical hermeneutics / J. Risser. N.-Y., 1997. - P. 185-208.

197. Robinson James M. The New Hermeneutic / James M.Robinson, John B. Cobb, jr. New York: Harper & Row, 1964.

198. Rosen Stanley. 1929- Hermeneutics as politics / S.Rosen. New York: Oxford University Press, 1987.

199. Ross L. The false consensus effect: An egocentric bias in social perception and attribution processes / L.Ross , D.Greene , P. House // J. Exp. Soc. Psychol. 1977. V. 13. P. 279—301.

200. Ross L., Lepper M.R. The perseverance of beliefs: Empirical and normative considerations // Shweder R.A., Fiske D.W. (eds). New directions for methodology of behavioral science: Fallible.

201. Schräg Calvin O. Communicative praxis and the space of subjectivity / Calvin O. Schräg.-Bloomington: Indiana University Press, cl986.

202. Schreieter J. Hermeneutik / J.Schreieter // Enzyklopedie zur buergerlichen Philosophie im 19 und 20 Jahrhundert. Leipzig, 1988. - S. 411-438.

203. Smith N. Strong Hermeutics. Contingency and Moral Identity / N.Smith. -London, 1997.

204. Stillinger C. The reactive devaluation barrier to conflict resolution. Unpubl. Manuscript / C.Stillinger, M.Epelbaum, L.Ross. Stanford Univ., Palo Alto, CA, 1990.

205. Sullivan, Robert R. Political hermeneutics: the early thinking of HansGeorg Gadamer / Robert R.Sullivan,. University Park: Pennsylvania State University Press, cl989.

206. Symmetry of reflective fixations as a principle of translating // Translation and Meaning. Lodz, 22-24 Sept. Lodz, 2000. - P. 28-31.

207. Taylor Charles. "Interpretation and the Sciences of Man, Review of Metaphysics (1971).

208. The Meaning of Historical Terms and Concepts. New Studies on Begriffsgeschichle, German Historical Institute. / Ed. by H.Lehmann, M.Richter. -Washington. Occasional Paper N.I 5, 1996.

209. Thiselton Anthony C. The two horizons: New Testament hermeneutics and philosophical description with special reference to Heidegger, Bultmann, Gadamer, and Wittgenstein / Anthony C.Thiselton. Exeter, England: Paternoster Press, c 1980.

210. Thomas M.J. Consumer market research: does it have validity? Some postmedern thoughts / M.J. Thomas // Marketing Intelligence & Planning. Vol.15. 1997.-N2.-P.54 59.

211. Tiryakian E. Introduction // The Phenomenon of Sociology: Reader in the Sociology of Sociology / Ed. by E. Tiryakian. New York: Meredith Corp., 1971. - P. 27.

212. Understanding as Freedom, as Culture, as Techniques // RSCI Journal of Systematic Philosophy. Vol. 3. N1.

213. Vattimo Gianni. The end of modernity: nihilism and hermeneutics in postmodern culture / G.Vattimo. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1988.

214. Wachterhauser Brice R. "Introduction: History and Language in Understanding," in Hermeneutics and Modern Philosophy ed. B. Wachterhauser. -Albany: State University of New York Press, 1986. PP. 5-61.

215. Walster E. New directions in equity research / E.Walster , E.Berscheid , G.W.Walster // J. Pers. and Soc. Psychol. 1973. V. 25. P. 151—176.

216. Warnke Georgia. Gadamer: hermeneutics, tradition, and reason / G. Warnke.- Stanford, Calif.: Stanford University Press, 1987.

217. Wax M. L. "On Misunderstanding Verstehen: A Reply to Abel" / M. L. Wax // Sociology and Social Research, 1967.

218. Weber M. Class, Status, Party / M.Weber // Social Stratification: Class, Race, and Gender in Sociological Perspective / Ed. D. Grusky. Boulder: Westview Press, 1994. - PP. 113-121.

219. Weber M. Status Groups and Classes / M. Weber // Social Stratification: Class, Race, and Gender in Sociological Perspective / Ed. D.Grusky. Boulder: Westview Press, 1994. PP. 122-126.

220. Weinsheimer J. Gadamer's hermeneutics: a reading of Truth and method / J. Weinsheimer. -New Haven: Yale University Press, cl985.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.