Словесный и телесный дискурсы в романах Г. Флобера "Мадам Бовари" и Л.Н. Толстого "Анна Каренина" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.08, кандидат филологических наук Завершинская, Елена Александровна

  • Завершинская, Елена Александровна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2011, Новосибирск
  • Специальность ВАК РФ10.01.08
  • Количество страниц 187
Завершинская, Елена Александровна. Словесный и телесный дискурсы в романах Г. Флобера "Мадам Бовари" и Л.Н. Толстого "Анна Каренина": дис. кандидат филологических наук: 10.01.08 - Теория литературы, текстология. Новосибирск. 2011. 187 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Завершинская, Елена Александровна

Введение

Глава I. Семиотика вербального и телесного языка

1.1. Тело как семиотическая проблема

1.2. Слово как теоретическая проблема

1.3. Слово и тело в свете тендерного разделения общества

Глава II. Словесное оформление телесности Г. Флобера в контексте ситуации адюльтера («Мадам Бовари»)

2.1. Метамотив как структурный элемент сюжета

2.2. Работа со словом и описание телесного языка в поэтике Флобера

2.3. Словесный и телесный аспект метамотива адюльтера в романе «Мадам Бовари»

Глава III. Трансформация телесного и словесного в «Анне Карениной»

JT.H. Толстого

3.1. «Ясновидение плоти» в произведениях JI.H. Толстого

3.2. Тендерные предпочтения JT.H. Толстого в свете телесного дискурса

3.3. Слово и тело в романе «Анна Каренина»

3.4. Пространственная организация метамотива адюльтера в романе

JI.H. Толстого «Анна Каренина»

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория литературы, текстология», 10.01.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Словесный и телесный дискурсы в романах Г. Флобера "Мадам Бовари" и Л.Н. Толстого "Анна Каренина"»

В семиотических исследованиях постструктуралистов проблема телесности стала одной из центральных.

Одним из первых на связь телесности и дискурсивности указал М. Мерло-Понти в работе «Феноменология ощущений»1 (1999). Введя понятие «феноменологического тела», он определил его как специфический вид «бытия третьего рода», который, по мнению философа, обеспечивает, постоянный диалог сознания с миром. Тело образует некое «коррелятивное единство» с одухотворенными мирами и обуславливает процесс смыслообразования.

Проблему телесности в ее семиотическом аспекте продолжил М. Фуко. В работе «Надзирать и наказывать» (1975) он поставил задачу «исследовать метаморфозу карательных методов на основе политической технологии тела, которая может рассматриваться как общая история отношений власти и объектных отношений» . Пытаясь соединить телесность и дискурсивность, М. Фуко одним из первых указал на принципиальную асимметрию телесности и дискурсивности, поскольку «технология тела диффузна, редко выражается в связном систематическом дискурсе, часто она лишена целостности, предлагает разрозненные инструменты и методы»3.

Для нас в этом плане очень важно, что подобная асимметрия ведет к разрыву дискурса, поскольку именно невозможность уложить телесность в рамки системного и связного дискурса ведет к мифологизации телесности, понимаемой как сакральность, с одной стороны, и профанность, с другой. Так, еще в 1959 году Э. Канторович указал на возможность двойной интерпретации»

1 Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия [Текст] / М. Мерло-Понти. - СПб. : Ювента, Наука, 1999. - 569с.

2 Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / М. Фуко ; пер. с фр. Владимира Наумова. -М.: Ас1 Ма^тет, 1999. - С. 37.

3 Там же, С. 40. телесности персоны власти: «Король заключает в себе два тела: тело природное и тело политическое. Природное тело есть тело смертное, подверженное всем бедам, доставляемым природой- или случаем, физическим слабостям младенчества или старости и прочим напастям, что приключается с природными телами остальных людей. Но его политическое тело - это тело, которое не может быть видимо или осязаемо, состоящее из власти и правления,' предназначенное для того, чтобы повелевать людьми и рачительно управлять общественным достоянием, совершенно избавленное от инфантильности, дряхлости или других физических недостатков и слабостей, которым подвержено тело природное»1.

Такая мифологизация способствовала, образованию устойчивой связи между телесностью и конкретным дискурсом - дискурсом власти. Работа над телом другого рассчитывается с целью-манипуляции, его элементами, жестами, поступками. «Человеческое тело вступает в механизмы власти,- которые тщательно обрабатывают его, разрушают его порядок и собирают заново. Рождается «политическая анатомия», являющаяся одновременно «механикой власти»2.

Наряду с дискурсом власти телесность образует не менее устойчивую, связь с другим дискурсом - сексуальности. Согласно теории М. Фуко, возникновение дискурса сексуальности относится к эпохе Реформации и Контрреформации, когда священники стали исповедовать своих прихожан не только в» делах, но и в помыслах. В результате чего сексуальность стала определяться в терминах не только тела, но и ума. Возникший дискурс о греховных помыслах помог сформировать как само представление о сексуальности, так и способствовал развитию интроспекции - способности

1 Kantorowitz Е. The Ring s two bodies: A Studyin Mediactal Political Theoloqy" N.Y. 1959. p.7.

2 Фуко M. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / М. Фуко ; пер. с фр. Владимира Наумова. - М. : Ad Marginem, 1999. - С. 201. субъекта к наблюдению за содержанием и актами собственного сознания. Формирования аппарата самосознания и самоконтроля личности способствовало повышению уровня его субъективности, самоактуализации «Я

- концепции индивида»1. Именно через дискурсы власти и сексуальности осуществляется семиотическая связь тела с проблемой текстообразования и текстоположения; Формируя тезис о тексте как анаграмме человеческого тела, Р. Барт пишет: «Рассуждая о тексте, арабские эрудиты употребляли замечательное выражение: достоверное тело. Что же это за тело? Ведь у нас их несколько; прежде всего это тело, с которым имеют дело анатомы и физиологи,

- тело, исследуемое и описываемое наукой; такое тело есть не что иное, как текст, каким он предстает взору грамматиков, критиков, комментаторов, филологов (это фено-текст). Между тем у нас есть и другое тело - тело как источник наслаждения, образованное исключительно эротическими функциями не имеющее никакого отношения к нашему филологическому телу: оно есть продукт иного типа номинации; то же и текст: это всего лишь пространство, где вспыхивают языковые огни»2. Показательно, что идея прерывности текстового пространства, приписывается Р. Бартом Г. Флоберу: «Флобер - вот писатель, нашедший способ прорывать дискурс, не лишая его осмысленности»3.

При всей глубине и высокой степени разработанности соотношения тела и слова в современной литературной теории один из ее аспектов остается практически даже не затронутым. Мы имеем в виду тендерный аспект. Рассматривая дискурсы власти и сексуальности, французские

1 Цит. по: Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм / И.П. Ильин. -М.: Интрада, 1996. - С. 309.

2 Барт Р. Избранные работы. Семиотика: Поэтика / Р. Барт ; пер с фр сост., общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова. - М.: Прогресс, 1989. - С. 475-476.

3 Барт Р. Избранные работы. Семиотика: Поэтика / Р. Барт ; пер с фр сост., общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова. - М.: Прогресс, 1989. - С. 467. постструктуралисты чаще всего игнорировали простую и очевидную вещь: адресат и адресант дискурса в классической парадигме культуры всегда принадлежат противоположным тендерам. При переходе к конкретным анализам литературных образцов особую роль приобретают два обстоятельства: во-первых, кто является создателем дискурса —мужчина или женщина, и, во-вторых, как изображаются отношения мужчины и женщины. Особую роль здесь играет специфический мотив, связанный с нарушением семейного порядка и нарушением брачных обязательств одним из супругов. Вот почему наибольший интерес для нас будут представлять произведения, связанные с мотивом адюльтера.

В мировой литературе изображение супружеской измены-: не является чем-то новым. Так, например, еще в Античности существовали мифы и легенды, в которых адюльтерстановился; причиной множества несчастий. Один из распространенных мифов об'этом - миф о похищении- Елены Прекрасной, ставшей причиной Троянской войны.

В западноевропейской средневековой литературе ситуация - адюльтера становится одним из повторяющихся элементов сюжета. Так, например, объектом изображения рыцарской- литературы могла быть только внебрачная любовь, между куртуазными: партнерами- Сформировавшийся в рыцарской? литературе в эпоху средневековья культ Прекрасной Дамы,, а также отрицание любви в браке, по мнению А.Н. Веселовского, есть противостояние тому, что было в V действительности: полное бесправие, забитость и т.п. Е.М; Мелетинский связывает обилие адюльтерных сюжетов в литературе данного периода с «эмансипированием сексуальности, с ее своеобразной легализацией, шире - с эмансипацией индивидуальной самодеятельности»1.

1 Мелетинский Е.М. О литературных архетипах / Е.М. Мелетинский. - М. : Российский государственный гуманитарный университет, 1994. - С. 67.

Возникшая на юге Франции, в Провансе, рыцарская или куртуазная литература была одной из причин того, что именно французский роман впоследствии стал называться адюльтерным.

По отношению к русской литературе сложилась традиция представлять отечественный классический роман как «нечто, не имеющее почти ничего общего с западноевропейской романистикой»1. Одной из причин такой особенности национальной культуры Ю. Степанов считает отсутствие на Руси чего-либо «подобного любовным подвигам трубадуров, труверов, миннезингеров»2. По-видимому, это явилось одной из причин того, что русская литература надолго сохранила нравственное начало.

Только к началу XIX века русская литература приближается к изображению греховной страсти, появляется интерес к плотскому началу. Одним из проявлений подобного интереса становится обращение к мотиву адюльтера. В конце 20-х годов XIX века к изображению супружеской измены обратился A.C. Пушкин.

В своих произведениях A.C. Пушкин предложил разные варианты развития данного мотива. Так, например, мотив супружеской измены возникает в незаконченном романе «Арап Петра Великого» (1827). Хотя^ здесь это всего лишь эпизод (любовь Ибрагима к графине Д.), однако он выявил^ новаторское' отношение к данной теме автора, который отказывается от дидактизма и изображает любовь вне брака как высокое и чистое чувство.

Мотив супружеской измены разрабатывался и в последних главах «Евгения Онегина» (1823-1831), где был предложен «идеальный» вариант в развитии данного мотива - «несостоявшийся» адюльтер: жена не любит своего

1 Пискунова С. И. Русский роман как сюжет исторической поэтики / С.И. Пискунова // Вести. Моск. ун-та. Серия 9. Филология. - 2004. - № 6. - С. 129.

2 Степанов Ю. Константы: Словарь русской культуры / Ю. Степанов. - М. : Академический проект, 2004. - С. 413. мужа, но остается ему верна. Впоследствии именно такой вариант становится особенно популярным в русской светской прозе: в произведениях

A.A. Марлинского, Н.Ф. Павлова, В.А. Сологуба, Е.А. Ган, М.С. Жуковой,

B.Ф. Одоевского, Н. Дуровой.

В дальнейшем мотив адюльтера находит свое развитие в творчестве JI.H. Толстого. Сам писатель отмечал то воздействие, которое оказал на него A.C. Пушкин. 25 марта 1873 года JI.H. Толстой пишет H.H. Страхову, что толчком к новому роману послужило чтение отрывка Пушкина «Гости съезжались на дачу графини»: «Я как-то взял этот том Пушкина и, как всегда <.> как будто вновь читал. И там есть отрывок Тости собирались на дачу. Я невольно, нечаянно, сам не зная, зачем и что будет, задумал лица и события, стал продолжать, потом; разумеется, изменил,- и вдруг завязалось так красиво и круто, что вышел романсе. > очень живой и горячий <.> и который ничего общего не имеет со всем тем, над чем я бился целый год»1. Речь шла о романе «Анна Каренина».

Следует отметить, что произведения A.C. Пушкина - это не единственный литературный источник творчества JI.H. Толстого в целом и романа «Анна Каренина» в частности. Западноевропейская литература также оказала определенное влияние на писателя. Философия А. Шопенгауэра, изложенная в «Метафизике половой любви» (1812), книга А. Дюма-сына «Мужчина - женщина», пьеса Мейлока и Галеви «Frou- frou» (1870) - весь этот материал нашел свое выражение в тексте. Особенно тесной оказалась связь с романом Г. Флобера «Мадам Бовари». На это указывали некоторые критики.

1 Толстой JI.H. Собрание сочинений: в 22-х т. Т. 17-18 : Письма. 1842-1881 / коммент. С. Розановой. - М.: Худож. лит., 1984. - С. 728.

Так, например, Б.М. Эйхенбаум заметил, что в «Анне Карениной» видны следы изучения Л.Н Толстым Ф. Стендаля; Г. Флобера1.

Однако существуют и противоположные точки зрения. Так, например, А. Труайя считает, что выход «Мадам Бовари» остался незамеченным писателем: «Толстой не заметил, что в начале этого, 1857 года появились «Новые необыкновенные истории» Э. По в переводе IIL Бодлера, волнение, вызванное публикацией ; «Мадам Бовари», совершенно его не коснулось. Он даже не знал о существовании этих писателей»2. Но мнению- автора, наибольшую неприязнь у JI.H. Толстого вызывала французская литература, и не только потому, что много внимания уделяет изучению! любовных страстей, но и потому, что французы с их утонченным языком превращают каждое свое сочинение в ребус. ■

Несмотря'на достаточное количество наблюдений по данному вопросу, работы, подробно изучающей связи между этими романами*, еще: не; было: Кроме: того, неоднозначным остается вопрос об отношении критиков к заглавной героине романа JLH. Толстого «Анна Каренина»;

Так, например/. Б.И. Бурсов, Я.С. Билинкис, И.Н. Егорова и другие склонны абсолютизировать- страсть Анны, не только оправдывая: ее, но и утверждая. несомненное нравственное превосходство главной героини романа • над окружающими людьми. По их мнению, Анна, поднялась на бунт против лжи, лицемерия и безнравственности' светского общества; отстаивая истинные человеческие ценности подлинной любви; искренности, жертвенности:

1 Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой. Семидесятые годы: монография / Б.М.Эйхенбаум. - Л. Худож. лит., 1974. - С. 123.

2 Труайя А. Гюстав Флобер. М., 2005. / А. Труайя ; пер. с фр. -М:: Эксмо, 2005. - С. 22.

А.Г. Гродецкая в исследовании «Ответы предания: жития святых в духовном поиске Льва Толстого» (2000) христианизирует образ Анны Карениной, сближая ее с житийными образами кающихся блудниц и мучениц1.

А.Б. Тарасов в работе «Что есть истина?» (2001), посвященной праведникам Л.Н." Толстого, спорит с А.Г. Гродецкой, подвергая сомнению возможность соотнести Анну с житийными образами кающихся блудниц (например, Марии Египетской). «Для таких выводов нет никаких оснований ни в толстовском тексте, ни в житиях святых. Толстой неоднократно подчеркивал в романе, что с Анной произошло нравственное падение, что она сама чувствовала свою вину»2. Разрешению полемики по данному вопросу может помочь и трактовка ситуации адюльтера в романе Л.Н. Толстого:

Ситуация адюльтера до недавнего времени интересовала исследователей только с психологической точки зрения. Так, например, об адюльтере во французской литературе XIX века пишет А. Моруа, но только как об элементе, характеризующем не произведение, а позицию, чаще всего общественную, самих писателей: Ж. Санд, А. Дюма-сына, О. де Бальзака, Г. Де-Мопассана и других.

В'данном исследовании предполагается рассмотреть сюжетологический аспект изучения ситуации адюльтера. Представлен семиотический подход к анализу художественных текстов с точки зрения оппозиции слово - тело.

Таким образом, научная новизна работы определяется комплексом основных задач, очерчивающих проблемную сферу диссертации. В работе представлен новый угол видения проблемы: связь произведений Л.Н. Толстого с романом Г. Флобера «Мадам Бовари» выявляется не с позиции сравнительно

1 Гродецкая А.Г. Ответы предания: жития г святых в духовном поиске Льва Толстого / А.Г. Гродецкая. - СПб.: Наука, 2000. - 264 с.

2 Тарасов А.Б. Что есть истина? Праведники Льва Толстого / А.Б. Тарасов. - М. : Языки славянской культуры, 2001. - С. 57. исторического подхода, а как инвариант проблемы, новый взгляд на которую формируется в постструктуралистскую эпоху. В работе выделяется метамотив адюльтера, объединяющий несколько произведений в одну тематическую группу; впервые рассматривается влияние оппозиции слово - тело на интерпретацию ситуации адюльтера. В представленном проекте предпринята t попытка дискурсного анализа романов «Мадам Бовари» Г. Флобера и «Анна Каренина» JI.H. Толстого в тендерном аспекте этого дискурса.

Актуальность исследования связана с выдвижением проблем дискурсного анализа в центр филологических изысканий, как с возможностями расширения дискурсного поля- за счет привлечения средств телесного языка (body - language), так и за счет того, что само Тело становится предметом словесного дискурса.

Материалом исследования в диссертации являются романы Г. Флобера «Мадам Бовари» и JI.H. Толстого «Анна Каренина», представляющие ситуацию супружеской измены, в свете словесного и телесного дискурса.

В качестве объекта диссертационного исследования выбрана художественная специфика романов Г. Флобера и JI.H. Толстого, своеобразие воплощения ситуации адюльтера с учетом телесного и вербального дискурсов.

Предметом исследования являются важнейшие аспекты поэтики романов Г. Флобера и JI.H. Толстого: анализ оппозиции слово - тело, тендерный аспект ситуации адюльтера.

Цель работы - выявить специфику словесного и телесного дискурсов через ситуацию адюльтера, представленную в романах Г. Флобера «Мадам Бовари» и «Анна Каренина» JI.H. Толстого.

Для достижения цели работы необходимо решение следующих задач:

- рассмотреть слово и тело как теоретическую проблему;

- показать, как ситуация адюльтера выражается через определенный алфавит мотивов, понимаемых как набор функциональных единиц, обуславливающих действие внутри текста; выявить соотношение вербального и телесного языка в поэтике Г. Флобера; исследовать механизм борьбы и взаимодействие слова и тела в творчестве Л.Н. Толстого; проанализировать телесный и тендерный аспект мотива адюльтера и сопоставить его функционирование в структуре повествования романов «Мадам Бовари» Г. Флобера и «Анна Каренина» Л.Н. Толстого.

Теоретическая значимость работы обусловлена системным подходом к анализу ситуации адюльтера, который позволяет рассматривать словесный и телесный дискурс в системе знаковых отличий. При этом слово и тело рассматриваются как теоретические категории, выходящие за рамки чисто филологических операций и имеющие философский и культурологический смысл.

Практическую значимость исследования представляют результаты, которые позволяют уточнить позицию Л.Н. Толстого в так называемом «женском вопросе» и вскрыть противоречия, заключенные в структуре художественных текстов. Полученные данные могут быть использованы на семинарах по произведениям Г. Флобера и Л.Н. Толстого, а также в разработке-спецкурса по семиотике вербального и телесного языка.

Методологическую базу диссертации составляют труды зарубежных и отечественных исследователей: М. Фуко, Ж. Старобинского;

П.А. Флоренского, Б.М. Эйхенбаума, Е.Г. Эткинда, И.В. Силантьева, С.Н. Зенкина и других. Ведущими методами анализа являются компаративный и структурно-семиотический, который позволяет сравнить принцип художественной структуры романов Г. Флобера и Л.Н. Толстого.

Положения, выносимые на защиту:

1. Существующая в культуре оппозиция слово - тело является теснейшим образом связанной с дискурсом власти и, в свою очередь, с тендерным разделением общества. В тендерной теории слово является

12 доминантным и определяется принадлежностью маскулинного; тело, соответственно, подчиняющаяся часть оппозиции и принадлежит феминному, что обуславливает неизбывную виновность женщины.

2. В мировоззрении Г. Флобера и Л.Н. Толстого слово и тело оказываются в непримиримой оппозиции. Творчество рассматриваемых авторов отражает данную борьбу, при этом подчеркивается, что и для писателей и в современном им мире доминантным является именно слово.

3. Ситуация адюльтера, используемая Г. Флобером и Л.Н. Толстым, разворачивается в метамотив, реализующийся в ряде текстов. В романе русского писателя метамотив адюльтера осложняется появлением мотива вины, которая полностью перекладывается, на женщину. Обозначение неизбывной женской виновности становится репликой Л.Н. Толстого в споре его современников по «женскому вопросу».

4. Особая точка зрения на тендер формирует авторскую позицию, распространяемую за пределы романа «Анна Каренина». В этом плане «Крейцерова соната» выстраивается как мужской текст и рассматривает ситуацию адюльтера, как результат тендерной оппозиции, существующей в, обществе.

5. Вклад Флобера и Толстого в развитие телесного и словесного мира произведения оказывается возможным лишь при учете основных положений дискурсного анализа. Наблюдения над текстом произведений писателей позволяет утверждать, что, не ставя задач собственно семиотического исследования, и французский и русский романисты подготовили почву для понимания слова и тела как определенных культурных знаков. Без создания этих текстов проблемы общей и прикладной семиотики выглядели бы не столь значимыми и глубокими.

Представленное диссертационное исследование имеет следующую структуру: введение, три главы, заключение и список литературы. В первой главе представлен обзор теоретической проблемы, связанной с семиотикой

13 вербального и телесного языка; во второй главе предпринято изучение влияния слова и тела на жизнь и творчество Г. Флобера, дано описание метамотива адюльтера. В третьей главе анализируются повесть «Крейцерова соната» и роман «Анна Каренина» в свете словесного и телесного дискурсов.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория литературы, текстология», 10.01.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория литературы, текстология», Завершинская, Елена Александровна

Заключение

Анализируя культурную ситуацию, связанную с созданием французских и русских произведений, убеждаемся, что Г. Флобер и Л.Н. Толстой являются участниками широко обсуждаемого «женского вопроса». Важным пунктом данной проблемы становятся рассуждения о супружеской измене. В связи с этим, рассмотрев ситуацию адюльтера во французской литературе и в творчестве Л.Н. Толстого, мы определили, что в. произведениях находит свое выражение нарушение супружеской верности только со стороны женщины.

Оппозиция слово - тело организует жизнь писателей и определяет их творчество. И для Г. Флобера и для Л.Н: Толстого конфликт слова и тела завершается победой слова, что проявляется, например, уже на формальном уровне работы над текстом: оба писателя тщательно редактировали свои произведения.

В романах носителями слова оказываются, как правило, мужчины, своей властью подавляющие телесные желания женщины. Тело является менее значимым и более подавляемым. Если для Л:Н. Толстого важно разрушить женское тело каю источник греха, то для Г. Флобера обязательным становится лишение тела ореола возвышенного и романтического:

Анализ жизни и-творчества Г. Флобера и Л.Н. Толстого с точки зрения оппозиции слово - тело позволяет говорить о заглавных героинях как об автопсихологических персонажах, что является причиной появления в них маскулинного начала., Мужское начало в героинях свидетельствует еще об одном уровне внутреннего конфликта. В тендерном плане маскулинное обозначается через разумное, логическое, это- ориентация- на верхнюю часть тела. Феминное познает мир через интуицию, ориентируется на нижнюю часть тела. Таким образом, женское и мужское являются основой внутреннего конфликта в Эмме Бовари и Анне Карениной, что становится еще одной причиной трагического финала их жизни.

Тендерное прочтение изучаемых произведений позволяет выйти на один из существенных мотивов,/связанных с ситуацией адюльтера, — мотив вины. Следует отметить, что данный мотив отсутствует в. текстах французского автора; но является обязательным в произведениях Л:Н. Толстого. Вина; в произведениях русского- писателя, в соответствии с тендерными предпочтениями оказывается присущей женщине a priori, в силу ее чувственной природы.

Однако с другой* стороны, писатели через торжество» слова изображают процесс омертвения; современного , им. мира, в котором все естественное обречено- на гибель. Кроме того, разрушение тела в произведениях Л.Н. Толстого позволяет говорить о бессмертии; души, о ее воскресении*. В произведениях. французского автора «осилить» смерть герои пытаются на других уровнях. Так; образ еды; связанный с Шарлем, традиционно- означает преодоление смерти,новоерождение:,Не случайно;-'Е. Флобер выбирает для. своей героини смерть; связанную с поеданием. В случае с Эммой<Бовари такая; смерть, наряду с ее сексуальными- похождениями, является неудачной попыткой.преодоления омертвелости окружающего её бесполого мира: . Г. Флобер становится создателем особой философии жизни, получившей название «боваризм» и нашедшей отражение в определенном типе женщины, воплощенном в Эмме Бовари и повторенном в Анне Карениной.

Мотив1 чтения романов играет немаловажную роль в обоих произведениях. В «Мадам Бовари» чтение; романтических романов; формирует Эмму, развивая ее чувственность. В «Анне Карениной» романы читают и Анна и- Вронский! Карению тоже читает, но в круг его чтения входят только деловые бумаги. Героини Г. Флобера и Л.Н. Толстого строят свою жизнь по литературным романным образцам; что становится: еще: одной причиной нежизнеспособности Эммы и Анны и предвосхищает появление таких же героинь в «литературе XX века.

И Г. Флобер, и Л.Н. Толстой, описывая одну и ту же ситуацию адюльтера, один и тот же тип женщины, приходят к разному пониманию проблемы. Для французского писателя важно показать пошлость окружающей действительности, заражающую любое проявление живой души, какой была Эмма. У русского писателя образ героини становится многогранным, приобретает глубину и многозначность, а сама ситуация осложняется появлением в ней мотива вины.

Ситуация супружеской измены в романах Г. Флобера и Л.Н. Толстого разворачивается в метамотив. Данный метамотив в романах обоих писателей органично соединяется с парижским топосом, который обладает набором константных значений. Однако в текстах русского писателя этот набор значений дополняется еще одним важным значением: все французское ассоциируется с фальшью.

Предложенное исследование можно рассматривать в качестве одного из этапов изучения ситуации адюльтера как сюжетоформирующего элемента. В качестве перспективного развития данной темы предлагается дальнейшее изучение специфики функционирования мотива супружеской измены в сюжете произведений русской литературы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Завершинская, Елена Александровна, 2011 год

1. Абашев, В. В. Пермь как текст. Пермь в русской культуре и литературе XX века Текст. / В. В. Абашеев. Пермь, 2000.

2. Александров, В. Другость: герменевтические указатели и границы интерпретации Текст. / В. Александров // Вопросы литературы. 2002. - № 6. -С. 78-102.

3. Антология литературного авангарда XX века Текст. / пер. В. Лапицкого ; под ред. Б. Останина. СПб. : Амфора, 2000. - 294 с.

4. Анциферов, Н. П. «Непостижимый город.» Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Петербург Пушкина Текст. / Н. П. Анцифиров ; сост. М. Б. Вербловская. Спб. : Лениздат, 1991. - 335 с.

5. Аристотель. Сочинения Текст. : в 4 т. Т. 4 / пер. с древнегреч. ; общ. ред. А. И. Доватура. М. : Мысль, 1983. - 830 с.

6. Бабенко, Л. Г. Лингвистический анализ художественного текста: теория и практика Текст. : учебник. Практикум / Л. Г. Бабенко, Ю. В. Казарин. М.: Флинта : Наука, 2003. - 496 с.

7. Балашова, Т. В. Поток сознания Текст. / Т. В. Балашова // Художественные ориентиры зарубежной литературы XX века. М. : ИМЛИ РАН, 2002.-С. 158-193.

8. Барт, Р. Избранные работы. Семиотика: Поэтика Текст. / Р. Барт ; пер с фр сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М. : Прогресс, 1989. - 616 с.

9. Бахмутский, Вл. Пороги культуры Текст. / Вл. Бахмутский. М. : Geleos Publisching House, 2005. - 349 с.

10. Бахтин, М. М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук Текст. / М. М. Бахтин. СПб.: Азбука, 2000. - 336 с.

11. Бахтин, М. М. Записи лекций по истории русской литературы. Лев Толстой Текст. / М. М. Бахтин // Собрание сочинений. М. , 2000. - Т. 2. - С. 238-265.

12. Бахтин, М. М. Эпос и роман Текст. / М. М. Бахтин. СПб. : Азбука, 2000. - 304 с.

13. Белянин, М. Ю. Художественная антропология позднего JI.H. Толстого Текст. : автореф. дис. . канд. филол. наук: 10.01.01 /М. Ю. Белянин ; Литературный институт им. А. М. Горького. М. : [б. и.], 1998. - 20 с.

14. Бем, А. Л. Исследования. Письма о литературе Текст. / А. Л. Бем ; сост. С. Бочарова ; предисл. и ком. И. 3. Сурат. М. : Языки славянской культуры, 2001.-448 с.

15. Берн, Ш. Тендерная психология Текст. / Ш. Берн. СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. - 320 с.

16. Билинкис, Я. С. О творчестве Л.Н. Толстого Текст. : очерки / Я. С. Билинкис. Л. : Сов. писатель, 1959. - 414 с.

17. Бодрийяр, Ж. Соблазн Текст. / Ж. Бодрийяр ; пер. с фр. М. : Ad Marginem, 2000. - 318 с.

18. Бочаров, С. Г. О возможном сюжете: «Евгений Онегин» Текст. / С. Г. Бочаров П Сюжеты русской литературы. — М. : Языки русской культуры, 1999.-С. 17-46.

19. Бочаров, С. Г. Французский эпиграф к «Евгению Онегину»: Онегин и Ставрогин Текст. / С. Г. Бочаров // Сюжеты русской литературы. М. : Языки русской культуры, 1999. - С. 152-168.

20. Бочаров, С. Г. Холод, стыд и свобода. История литературы sub specie Священной истории / С. Г. Бочаров // Сюжеты русской литературы. М.1 4

21. Языки русской культуры, 1999. С. 121-152.

22. Буланов, А. М. Художественная феноменология стыда в романах Ф. М. Достоевского и Л.Н. Толстого («Идиот» и «Анна Каренина») Текст. / А. М. Буланов // Русская литература. 2001. - № 1. - С. 93-106.

23. Бурсов, Б. И. Лев Толстой. Идейные искания и творческий метод. 1847-1862 Текст. / Б. И. Бурсов. М. : Худож. лит-ра, 1960. - 406 с.

24. Бурсов, Б. И. Национальное своеобразие русской' литературы Текст. / Б. И. Бурсов. Л.: Советский писатель, 1967. - 394 с.

25. Бухштаб, Б. Я. От пародии, к сатирической сказке Текст. / Б. Я. Бухштаб // Фет и другие. Избранные работы. СПб. : Академический проект, 2000. - С. 219-238. .

26. Веселовский, А. Н. Историческая поэтика Текст. / А! Н. Веселовский. М. : Высшая школа, 1940. - 406 с.

27. Ветловская, В. Е. Анализ эпического произведения. Проблемы, поэтики. Текст. / В. Е. Ветловская ; Российская АН , Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом). СПб. : Наука, 2002. - 214 с.

28. Вольперт, Л. И.' От «верной» жены к «неверной» (Пушкин,

29. Лермонтов: французская психологическая традиция) Текст. / Л. И. Вольперт // Труды по русской и славянской филологии. Литературоведение, I / ред. П; Рейфман. Тарту, 1994. с. 67-84.

30. Вольперт, Л. И. Пушкин в роли Пушкина. Творческая игра по моделям французской литературы. Пушкин и Стендаль Текст. / Л. И. Вольперт. М.: Языки,русской культуры, 1998. - 328 с.

31. Выготский, Л. С. Мышление и речь Текст. / Л. С Выготский. М. : Лабиринт, 1996 - 416 с.

32. Гарднер, К. Речь и дух Текст. / К. Гарднер // Гарднер К. МеждуI

33. Востоком и Западом: Возрождение даров русской души / пер. с англ. А*. Кавтаскина ; под ред. В. Малявина, Л. Махлина. М. : 1993. — С. 64-65.

34. Гей, Н. К. Метахудожественность литературы Текст. / Н. К. Гей // Теория литературы. Том 1: Литература. М. : ИМЛИ им. А.М.Горького РАН, 2005.-С. 96-141.

35. Гинзбург, Л. Я. О психологической прозе Текст.,/ Л. Я. Гинзбург -М.: ЖгаАБА, 1999. 416 с.

36. Гречнев, В. Я. О прозе XIX XX вв. Текст. / В. Я. Гречнев. - СПб. : Санкт-Петербургский гос-ый универ-т культуры и искусства, 2000. - 287 с.

37. Гринблатт, С. Формирование «Я» в эпоху Ренессанса Текст. / С. Гринблатт // Новое литературное обозрение. 1999. - № 35. - С. 34-77.

38. Гродецкая, А. Г. Ответы предания: жития святых в духовном поиске Льва Толстого Текст. / А. Г. Гродецкая. СПб. : Наука, 2000. - 264 с.

39. Гроссман, Л. П. Натурализм Чехова Текст. /Л. П. Гроссман // Цех пера: Эссеистика. -М. : Аграф, 2000. с. 181-210.

40. Гроссман, Л. П. Стендаль и Толстой Текст. / Л. П. Гроссман // Цех пера: Эссеистика. М. : Аграф, 2000. - с. 92-113.

41. Густафсон, Р. Ф. Обитатель и Чужак. Теология и художественное-творчество Льва Толстого Текст. / Ричард Ф: Густафсон ; пер. с англ. СПб. г Академический проект, 2003. -480 с.

42. Данилин, Ю. Мопассан Текст. : критико-биографический очерк / Ю. Данилин. М.: Худож. лит., 1951. - 235 с.

43. Дворкин, А. ГИноцид, или.китайское бинтование ног Текст. / А. Дворкин // Антология тендерных исследований. Сб. пер. / сост. и комментарии-Е. И. Гаповой, А.Р. Усмановой. Мн. : Пропилеи, 2000. - С. 12-28.'

44. Деррида, Жак. О грамматологии- Текст. / Жак Деррида ; перевод с фр. и вступит. ст. Наталии Автономовой. М. : Ас! Ма^тет, 2000. - 511 с.

45. Долженков, П. Н. «Дама-с собачкой» А. П. Чехова и «Крейцерова соната» Л.Н. Толстого: два взгляда на любовь Текст. / П. Н. Долженков // Филологические науки. 1996. - № 2. - С. 10-16.

46. Доманский, Ю. В. Смыслообразующая роль архетипических значений в литературном тексте Текст. : пособие" по спецкурсу / Ю. В. Доманский. Тверь : Твер. гос. ун-т, 1999. - 93 с.

47. Донгак, С. Языковая игра и обманутое ожидание Текст. / С. Донгак // Критика и семиотика. /Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2001. - Вып. 3/4. -с. 78-84.

48. Достоевский, Ф. М. Преступление и наказание Текст. : роман / вступ. статья К. Тюнькина. Л. : Худож. лит., 1978. - 560 с.

49. Женетт, Ж. Фигуры Текст. : в 2-х томах. Том 1 / Ж. Женетт М50. .: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. 472 с.

50. Жданов, В. А. Любовь в жизни Льва Толстого Текст. / В. А. Жданов. М. : Захаров, 2005. - 448 с.

51. Западное литературоведение XX века Текст. : энциклопедия ; гл. научн. ред. Цурганова Е. А. М. : Шгаба, 2004. - 560 с.

52. Зенкин, С. Н. Работы по французской литературе Текст. / С. Н. Зенкин Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 1999. - 320 с.

53. Зеньковский, В. В. Русские мыслители и Европа Текст. / В. В. Зеньковский ; сост. П. В. Алексеева ; подгот. текста и примеч. Р. К. Медведевой ; вступ. ст. В. Н. Жукова и М. А. Маслина. М. : Республика, 1997. - 368 с.

54. Иващенко, А. Ф. Гюстав Флобер: из истории реализма во Франции Текст. / А. Ф. Иващенко. М. : Изд-во АН СССР, 1955. - 490 с. ,

55. Кабо, Л. «Я мужчина, и я знаю.» Текст. /,Л: Кабо// Аврора. -1982; — №2'. С. 147-153; ' . • '61: Кантор, Вл. «Вечно*женственное»-ифусская:культура{Текст. / Вл. Кантор;// Октябрь. 2003; -№ 11. - С.Л53-176.

56. Киреева, Н. В. Постмодернизм в зарубежной литературе Текст. : учебн. комплекс для студентов-филологов / Н. В. Киреева. М. : Флинта : Наука, 2004. - 216 с.

57. Кирсанов, Н. О. Мифологические основы поэтики Л.Н. Толстого Текст. : автореф. дис. . канд. филол. наук: 10.01.01 / Н. О. Кирсанов : Том. гос. ун-т. Томск : [б. и.], 1998. - 18 с.

58. Козлов, А. С. Литературоведение Англии и США XX века Текст. / А. С. Козлов. М. : Московский Лицей, 2004. - 256 с.

59. Коллинз, Р. Введение в неочевидную социологию, Текст. / Р. Коллинз // Антология тендерных исследований / сост. и комментарии Е. И. Гаповой, А. Р. Усмановой. -Мн.: Пропилеи, 2000. С. 114-140.

60. Колобаева, Л. А. Русский Эрос: философия и поэтика любви в романе начала и конца XX века Текст. / Л. А. Колобаева // Вестник Моск. унта. Серия 9. Филология. 2001. - № 6. - С. 43-60.

61. Константинова, С. Л. «Итальянский текст» В. Ф. Одоевского Текст. / С. Л. Константинова // Текст в гуманитарном сознании : материалы межвузовской научной конференции 22-24.04.1997. М., 1997. - С. 113-127.

62. Крейдлин, Г. Е. Мужчины и женщины в невербальной коммуникации Текст. / Г. Е. Крейдлин. М. : Языки славянской культуры, 2005. - 224 с.

63. Крейдлин, Г. Е. Невербальная семиотика: язык тела и естественный язык Текст. / Г. Е. Крейдлин. М. : Новое литературное обозрение, 2004. - 544 с.

64. Кучина Т. Г. Поэтика русской прозы конца XX начала XXI в.: перволичные повествовательные формы: Текст. : дис. . д-ра филол. наук / Т. I \ Кучина. - М. : [б. и.], 2009. - 42 с.

65. Лакан, Ж. Семинары Текст. : кн. 1 : Работы Фрейда по технике психоанализа (1953 1954) / Ж. Лакан. - М. : Гнозйс : Логос, 1998. - 432 с.

66. Ламетри, Ж. О. Сочинения Текст. / Ж. Ламетри ; общ. ред. предисл. и примеч. В. М. Богусловского. М. : Мысль, 1983. - 509 с.• 81. Ланщиков, А. П. Н. Р. Чернышевский Текст. / А. П. Ланщиков. — М. : Современник, 1987.-384 с.

67. Левинтов,, А. Е. Роль предлога «с» в:создании империи зла Текст.1/ А. Е. Левинтов // Понимание менталитета и текста : сб. научн. трудов. Тверь, 1995.-С. 26-29. ' . .

68. ЛеТофф; Ж. Цивилизация средневекового Запада Текст.' / Ж; Ле Гофф ; пер. с фр. Е. И: Лебедева, Ю: П. Малинин, В. И. Райпес, П. ГО. Уваров. -М.: Прогресс : Прогресс-академия, 1992. 202 с.

69. Линков, В. Я. Лев Толстой. Жизнь и творчество Текст. / В. Я. Линков, А. А. Саакянц. -М. : Русский язык, 1979: 272 с.

70. Ломакина, С. А. Поэтика поздней прозы Л.Н. Толстого (Повести и рассказы 1885 1902 г.г.) Текст. : автореф. дис. . канд. филол. наук: 10.01.01 / С. А. Ломакина : Елец. гос. ун-т им. И. А. Бунина. - Елец : [б. и.], 2000. - 20 с.

71. Лосев, А. Ф. Философия имени Текст. / А. Ф. Лосев. М;.: Изд-во Моск. ун-та; 1990. - 269 с.

72. Лотман, Ю. М. О русской литературе: статьи и исследования (1958 1993). Историяфусской.прозы. Теория литературы Текст. / Ю. М. Лотман. -СПб.: Искусство, 1997. - 848 с.

73. Лотман, Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства Текст. / Ю. М. Лотман ; сост. Р. Г. Григорьева:; предисл. С. М. Даниэля. СПб. : Академический проект, 2002. - 544 с.

74. Лоуэн, А. Язык тела Текст. / А. Лоуэн ; пер. с ангЛ.Н. Б. Буравовой. СПб. : Академический.проект,.1997.- 383 с.

75. Мароши, В. В. Имя автора (историко-типологические аспекты экспрессивности) Текст. / В. В. Мароши. Новосибирск, Издательство Новосибирского университета; 2000. - 348 с.

76. Марр, Н. Я. Этапы развития яфетической теории Текст. / Н; Я. Марр // Избранные работы. Л.: изд-воГАИМК, 1933.

77. Мартынова, И. Нить «Ариадны» Текст. / И; Мартынова // Литературная учеба. 1984. -№ 5. —С. 197-202.

78. Меднис, Н. Е. Венеция в русской литературе Текст. / Н. Е. Меднис. -Новосибирск, Издательство Новосибирского университета, 1999.

79. Мейер, Мартен. Проблемы семьи в творчестве JI.H. Толстого (1850 70-е годы) Текст. : автореф. дис. . канд. филол. наук: 10.01.01 / Мартен Мейер : Моск. гос. ун-т. - М.: [б. и.], 2000. - 18 с.

80. Мелетинский, Е. М. О литературных архетипах Текст. / Е. М. Мелетинский. М. : Российский государственный гуманитарный университет, 1994. - 136 с.

81. Мережковский, Д. JI. Толстой и Достоевский. Вечные спутники Текст. / Д. JL Мережковский. М.: Республика, 1995. - 623 с.

82. Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия Текст. / М. Мерло-Понти. СПб.: Ювента, Наука, 1999. - 569 с.

83. Михайлов, А. В. Методы и стили литературы Текст. / А. В. Михайлов // Теория литературы : в 2 т. / . М., 2005. - Том 1. - С. 142-282.

84. Михальская, Н. П. Лев Толстой, переводчик Мопассана Текст. / Н. П. Михальская // Филологические науки. - 2004. - № 1. - С. 88-94.

85. Монин, М. А. Толстой и Фет. Два прочтения Шопенгауэра Текст. / М. А. Монин // Вопросы философии. 2001. - № 3. - С. 111-127.

86. Моруа, А. Письма незнакомки Текст. / А. Моруа // Сенека и др. Если хочешь быть свободным / Сенека, Честерфшгд, Моруа. М. : Политиздат, 1992. - С. 223-308.

87. Моруа, А. Сочинения Текст. : в 5 т. Т. 2 : Лелия, или жизнь Жорж Санд / А. Моруа ; пер. с фр. М. : Лексика, 1993. - 352 с.

88. Моруа, А. Сочинения Текст. : в 5 т. Т. 4 : Три Дюма / А. Моруа ; пер. с фр. М. : Лексика, 1993. - 349 с.

89. Моруа, А. Сочинения Текст. : в 5 т. Т. 5 : Прометей, или жизнь Бальзака / А. Моруа ; пер. с фр. М.: Лексика, 1993. - 491 с.

90. Набоков, В. В. Лекции по зарубежной литературе Текст. / В. В. Набоков ; пер. с англ. ; под. ред. Харитонова В. А. ; предисл. к русск. изд. Битова А. Г. -М.: Независимая газета, 1998. 512 с.

91. Набоков, В. В. Лекции по русской литературе Текст. / В. В. Набоков. -М. : Независимая газета, 1998. -440 с.

92. Назиров, Р. Г. Пародии Чехова и французская литература Текст. /I

93. Р. Г. Назиров // Назиров Р. Г. Русская классическая литература: сравнительно-исторический подход. Исследования разных лет : сборник статей / Р. Г. Назиров. Уфа : РИО БашГУ, 2005. - С. 150-158.

94. Нанси, Ж. Л. Corpus Текст. / Ж. Л. Нанси. '- M. : Ad Marginem, 1999. 255 с.

95. Опульская, Л. Д. Материалы к биографии с 1886 по 1892 год Текст. / Л. Д. Опульская. М. : Наука, 1979. - 288 с.

96. Ортега-и-Гассет, X. Бесхребетная Испания Текст. : сборник / Г. Ортега-и-Гассет ; пер. с исп. М. : ACT, 2003. - 269 с.

97. Орлов, О. А. Мифический топос телесности в эпоху модерна Текст. / О. А. Орлов // Логос живого и герменевтика телесности. Постижение культуры: ежегодник. Вып. 13-14. М. : Академический проект ; РИК, 2005. -С. 329-336.

98. Охотникова, С. Генднрные исследования в литературоведении: Тендерные исследования и тендерное образование в высшей школе Текст. / С. Охотникова // Иваново, 2002. Ч. 2. - С. 273-279.

99. Пави, Патрис. Словарь театра Текст. / Патрис Пави. М. : Прогресс, 1991.-504 с.

100. Паперно, И. «Если бы можно было рассказать себя.»: дневники Л.Н. Толстого Текст. / И. Паперно // НЛО 2003. - № 61. - С. 296-317.

101. Переверзева, Н. А. Художественная функция символа в повестях позднего » периода творчества Л.Н. Толстого Текст. : автореф. дис. . канд. филол. наук: 10.01.01 / Н. А. Переверзева ; Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. -М., [б. и.], 1986. 16 с.

102. Пискунова, С. И. Русский роман как сюжет исторической поэтики Текст. / С. И. Пискунова // Вестн. Моск. ун-та. Серия 9. Филология. 2004. -№6.-С. 129-140.

103. Платон. Пир Текст. / Платон // Собрание сочинений [Текст] : в 4 т. Т. 2. / под общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. М. : Мысль, 1993.-С. 81-134.

104. Полякова, Е. А. Поэтика драмы и эстетика театра в романе «Идиот» и «Анна Каренина» Текст. / Е. А. Полякова. М. : Российск. гос. гум. ун-т, 2002.-З28'с.

105. Постмодернизм Текст. : энциклопедия / составители и научные редакторы А. А. Грицанов, М. А. Можейко. Мн. : Интерпрессервис ; Книжный дом, 2001. - 1040 с.

106. Пропп, В. Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки'Текст. / комментарии^. М. Мелетинского, А. В. Рафаевой ; составление, научная редакция, текстологический комментарий И. В. Пешкова. М. : Лабиринт, 1998. - 512 с.

107. Проскурнина, Г. Д. Семейные отношения в романах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и Л.Н. Толстого «Анна Каренина» в контексте времени Текст. / Г. Д. Проскурнина // Филологические науки. 2000. - № 2. - С. 93-98.

108. Пруцков, Н. И. Историко-сравнительный анализ произведений художественной литературы Текст. / Н. И. Пруцков. Л. : Наука, 1974. - 203 с.

109. Пузиков, А. Гюстав Флобер Текст. / А. Пузиков // Флобер Г. Собр. соч. [Текст] : в 4 т. Т. 1 / под общ. ред. Н. М. Любимого. М. : Огонек : Правда, 1971.-С. 3-49.

110. Пушкин, А. С. Сочинения Текст. : в 3-х т. Т. 3 : Проза / А. С. Пушкин. М.: Худож. лит., 1987. - 528 с.

111. Реизов, Б. Французский роман XIX века Текст. : учебное пособие для студентов филолог, спец-й и унив-в / Б. Реизов. 2-е изд. - М. : Высшая школа, 1977. - 74 с.

112. Рингельхайм, Дж. Женщины и холокоет: переосмысление исследований Текст. / Дж. Рингельхайм // Антология тендерных исследований. Сб. пер. / сост. и комментарии Е. И. Гаповой, А. Р. Усмановой. М. : Пропилеи, 2000. - С. 254- 279.

113. Ржанская, JI. П. Интертекстуальность Текст. / Л. П. Ржанская // Художественные ориентиры зарубежной литературы XX века. М. : ИМЛИ РАН, 2002. - 568 с.

114. Рубин, Г. Обмен женщинами: заметки по политэкономии пола Текст. / Г. Рубин // Антология тендерных исследований. Сб. пер. / сост. и комментарии Е. И. Гаповой, А. Р. Усмановой. Мн. : Пропилеи, 2000. - С. 99113.

115. Руднев, В. П. Словарь культуры XX века Текст. / В. Руднев. М. : Агриф, 1997. - 384 с.

116. Рюткёнен, М. Тендер и литература: проблема «женского письма» и «женского чтения» Текст. / М. Рюткёнен // Филологические науки. 2000. - № З.-С. 5-17.

117. Савкина, И. Провинциалки русской литературы (женская проза 30 -40-х годов XIX века) Текст. / И. Савкина. Wilhelmshorst : Verlag F. К. Gopferst, 1998. - 223 с.

118. Салманова, И. Ф. Толстой художник и мыслитель в религиознофилософском трактате «О жизни» Текст. / И. Ф. Салманова // XXIV

119. Международные Толстовские чтения: Материалы пленарных заседаний науч.сессии, науч.-практ. конф. «Содружество поколений», Всероссийского семинара «Изучение наследия Л.Н. Толстого в школе и вузе». Тула, 1998. - С. 21-24.

120. Силантьев, И. В. Поэтика мотива Текст. / отв. ред. Е. К. Ромодановская. М. : Языки славянской культуры, 2004. — 296 с.

121. Скафтымов, А. Нравственные искания русских писателей: Статьи и исследования о русских классиках Текст. / А. Скафтымов. М. : Худ. лит., 1972.-543 с."

122. Сливицкая, О. В. Об эффекте жизнеподобия в «Анне Карениной»: ритм композиции Текст. / О. В. Сливицкая // Русская литература. 2002. - № 2.-С. 28-40.

123. Словарь тендерных терминов Текст. / М. : Информация XXI век, 2002. - 256 с.

124. Сохряков, Ю. И. Феминизм, антифеминизм или «галантерейная» эмансипация Текст. / Ю. И. Сохряков // Литературная учеба. — 1984. С. 164170.

125. Старобинский, Ж. Шкала температур: язык тела в «Госпоже Бовари» Текст. / Ж. Старобинский // Поэзия и знание: История литературы и культуры : в 2 т. Т. 1. М. : Языки славянской культуры, 2002. - С. 432-463.

126. Степанов, А. Д. Проблемы коммуникации у Чехова Текст. / А. Д. Степанов. М. : Языки славянской культуры, 2005. - 400 с.

127. Степанов, Ю. Константы: Словарь русской культуры Текст. / Ю. Степанов. М. : Академический проект, 2004. - 990 с.

128. Степанян, К. Юродство и безумие, смерть и воскресение, бытие и небытие в романе «Идиот» Текст. / К. Степанян // Роман Ф. М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения / под ред. Т. А. Касаткиной. М. : Наследие, 2001. - С. 137-162.

129. Стоянова, С. И. Христианские мотивы в позднем творчестве Л. Толстого Текст. / С. И. Стоянова // Русская литература и христианство. М. : Изд-во МГУ, 1997. - С. 191-196.

130. Строганова, Е. Н."Заветный вензель" Ж и 3: Жорж Санд в русском литературном каноне Текст. / E.H. Строганова // Пол. Тендер. Культура. Немецкие и русские исследования / Под ред. Элизабет Шоре и Каролин Хайдер. М., 2000. Вып. 2 -. С. 155-170.

131. Такаюки, Ёкота-Мураками. Религиозные взгляды Л.Н. Толстого на проблему сексуальности Текст. / Т. Екота-Мураками // Русская литература и христианство. МГ : Изд-во МГУ, 1997. - С. 303-311.

132. Тарасов, А. Б. Что есть истина? Праведники Льва Толстого Текст. / А. Б. Тарасов. М. : Языки славянской культуры, 2001. - 176 с.

133. Татьянин, А. Г. «Семейное счастье» Л.Н. Толстого и английский женский роман XIX века Текст. / А. Г. Татьянина // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 2002. - № 4. - С. 48-58.

134. Теория литературы Текст. : учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: в 2 т. Т. 2 : Бройтман С. Н. Историческая поэтика / под ред. Н. Д. Тамарченко. — М. : Академия, 2004. 368 с.

135. Тиме, Г. А. О «метафизике» любви: А. Шопенгауэр и Вл. Соловьев1

136. Текст. / Г. А. Тиме // Русская литература. 2002. - № 2. - С. 58-68.

137. Тищенко, П. Д. О технологиях разбиения человеческого существа на душу и тело1 Текст. / П. Д. Тищенко // Логос живого и герменевтика телесности. Постижение культуры : ежегодник. Вып. 13-14. М. : Академический проект ; РИК, 2005. - С. 269-289.

138. Толстовский сборник: (изучение художественного наследия Л.Н. Толстого в пед. институте и школе) Текст. : сб. научн. трудов (межвуз.) / Тул. гос. пед. ин-т им. Л.Н. Толстого. — Тула, 1991. — 199 с.

139. Толстой, JI.H. Анна Каренина Текст. : роман / редкол. Л. Андреев, Г. Бердников, Г. Гоц и др. ; вступ. статья Э. Бабаева. М. : Худож. лит., 1988. -767 с.

140. Толстой, Л. Записные книжки Текст. / Л. Толстой. М. : Вагриус, 2000. - 190 с.

141. Толстой, Л.Н. Литература, искусство Текст. / сост. О. Михайлов. -М. : Современник, 1978. 272 с.

142. Толстой, Л.Н. Полн. Собр. соч. Текст. : в 90 т. Т. 27 / под общ. ред. В. Г. Черткова. М.-Л. : Худож. лит., 1953.

143. Толстой, Л.Н. Полн. собр. соч. Текст. : в 90 т. Т. 50 / под. общ. ред. В. Г. Черткова. М.-Л. : Худож. лит., 1953.

144. Толстой, Л.Н. Полн. собр. соч. Текст. : в 90 т. Т. 58 / под. общ. ред. В. Г. Черкова. М.-Л. : Худож. лит., 1934. - 676 с.

145. Толстой, Л.Н. Полн. собр. соч. Текст. : в 90 т. Т. 62 М.: Гослитиздат, 1953.

146. Толстой, Л.Н. Собр. сочинений Текст. : в 22-х т. Т. 3 : Повести и рассказы. 1857-1863 / коммент. В. Я. Линкова. М. : Худож. лит., 1979. - 478с.

147. Толстой, Л.Н. Собрание сочинений Текст. : в 22-х т. Т. 12 : Повести и рассказы. 1885-1902 / коммент. В. Я. Линкова. М. : Худож/лит., 1982.-478 с. ;

148. Толстой, Л.Н. Собрание сочинений Текст. : в 22-х т. Т. 17-18 : Письма. 1842-1881 / коммент. С. Розановой. М. : Худож. лит., 1984.-911 с.

149. Толстой, Л.Н. Собрание сочинений Текст. : в 22-х т. Т. 19-20 : Письма. 1882-1910 / сост. и коммент. О. А. Голиненко, 3. И. Ивановой, С. А. Розановой, Б. М. Шумовой. М. : Худож. лит., 1984. - 879 с.

150. Толстой, Л.Н. Собрание сочинений Текст. : в 22-х т. Т. 21 : Дневники. 1847-1894 / сост и коммент. А. И. Шифмана. М. : Худож. лит., 1985.-575 с.

151. Толстой, Л.Н. Собрание сочинений Текст. : в 22-х т. Т. 22 : Дневники. 1895-1910 / сост. и коммент. А. И. Шифмана. М. : Худож. лит., 1985. - 559 с.

152. Толстой Л.Н. Pro et contra. Личность и творчество Л. Толстого в оценке русских мыслителей и исследователей Текст. : антология / СПб. : РХГИ, 2000. - 984 с. (Русский путь).

153. Толстая, С. А. Дневники Текст. : в 2-х т. / С. А-. Толстая. М. : Художественная литература, 1978.

154. Топоров, В. Н. Пространство и текст Текст. / В. Н. Топоров // Текст: Семантика и CTpyKTypá. М. : Наука, 1983. - С. 227-284.

155. Труайя, А. Гюстав Флобер Текст. / А. Труайя ; пер. с фр. М: : Эксмо, 2005. - 448 с.

156. Труайя, А. Лев Толстой Текст. / А. Труайя ; пер. с фр. М. : Эксмо, 2005. - 896 с.

157. Успенский, Н. В. Из прошлого (воспоминания) Текст. / Н. В. Успенский // Среди великих: Литературные встречи / сост., предисл., коммент. М. М. Одесский. -М.: Российский гос. гуманит. ун-т, 2001. С.' 17-68.

158. Уэллек Р. Теория литературы Текст. / Р. Уэллек, О. Уоррен ; пер. с англ. М. : Прогресс, 1978. - 326 с.

159. Федоров, В. В. Поэтический мир Текст. / В. В. Федоров // Теория литературы. М.: ИМЛИ им. А. М. Горького РАН, 2005. - С. 28-95.

160. Фейербах, Л. Сущность христианства Текст. / Л. Фейербах. М. : Директмедиа Паблишинг, 2002. - 751 с.

161. Философия Текст. : учебник / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной, В. П. Филатова. М.: Русское слово, 1997. - 432 с.

162. Флобер, Гюстав. Собрание' сочинений Текст.: в 4 т. Т. 1. / Г. Флобер ; пер. с фр. под ред. H. М. Любимова. М. : Правда, 1971. - 560 с.

163. Флобер, Гюстав. Собрание сочинений Текст. : в 5 т. Т. 5 : Письма / Г. Флрбер ; пер. с фр. под ред. H. М. Любимова. М. : Правда, 1956. - 500 с.

164. Флоренский, П. А. Тайна имени Текст. / П. А. Флоренский. М. , Тверь : Мартин, 2006. - 376 с.

165. Флоренский, П. А. У водоразделов мысли Текст. : в 2 т. Т. 2 / П. А. Флоренский. М. : Правда, 1990. - 447 с.

166. Фрейденберг, О. М. Поэтика сюжета и жанра Текст. / О. М. Фрейденберг ; подготовка текста, справочно-научный аппарат, предварение, предисловие Н. В. Брагинской. М.: Лабиринт, 1997. - 448 с.

167. Фуко, М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы Текст. / М. Фуко ; пер. с фр. Владимира Наумова. M. :, Ad Marginem, 1999. - 478 с.

168. Фуко, М. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности Текст. / М. Фуко ; пер. с фр., сост., коммент. и послесл. С. Табачниковой. М. : Касталь. - 1996. - 448 с.

169. Цвейг, Ст. Три певца своей жизни: Казанова, Стендаль, Толстой Текст. / Ст. Цвейг ; пер. с нем. П. С. Бернштейн, В. А. Зоргенфрей. М. : Республика, 1992. - 367 с.

170. Чебанов, С. В. Интерпретация тела и постижение жизни / С. В. Чебанов // Логос живого и герменевтика телесности. Постижение культуры: Ежегодник. Вып. 13-14. М. : Академический проект; РИК, 2005. - С. 338-406.

171. Чертов, Л. Ф. От герменевтики телесности к семиотике визуально-пространственных кодов Текст. / Л. Ф. Чертов // Логос живого и герменевтикателесности. Постижение культуры: Ежегодник. Вып. 13-14. М. : Академический проект; РИК, 2005. - С. 623-662.

172. Чехов, А. П. Сочинения Текст. : в 4 т. Т. 2 : Рассказы и повести 1888 1895 / А. П. Чехов ; под ред. Г. П. Бердникова ; сост. 3. С. Паперного; коммент. Е. М. Сахаровой. - М.: Правда, 1984. - 544 с.

173. Чья вина? По поводу Крейцеровой сонаты. Написан женой Льва Толстого Текст. / С. А. Толстая //.Октябрь. 1994. - № 10. - С. 6-60.

174. Шеманов; А. Ю. Проблема символичности живого тела, и самоидентификации человека Текст. / А. Ю. Шеманов // Логос живого и герменевтика телесности. Постижение культуры : Ежегодник. Вып.Л 3-14. — М. : Академический проект ; РИК, 2005. С. 174-188.

175. Шорэ, Э. По поводу «Крейцеровой сонаты». Тендерный дискурс и конструкт женственности у Л.Н. Толстого и С. А. Толстой Текст. / Э. Шорэ //186

176. Пол, тендер, культура: немецкие и русские исследования / пер. с нем. ; под ред. Шоре Э„ Хайдер К. -М., 1999. С. 193-211.

177. Щукин, В. Г. Блеск и нищета позитивной эротологии (к концепции любви у Н. Г. Чернышевского) Текст. / В. Г. Щукин // Вопросы философии. -2002. -№ 1.-С. 140-150.

178. Эйхенбаум, Б. М. Лев Толстой. Семидесятые годы Текст. : монография / Б. М. Эйхенбаум. Л. : Худож. лит., 1974. - 360 с. -v

179. Эйхенбаум, Б. М. Пушкин и Толстой Текст. / Б. М. Эйхенбаум // О прозе. О поэзии / сост. О. Эйхенбаум ; вступ. ст. Г. Бялого. Л. : Худож. лит. , 1986.-С. 77-94.

180. Эйхенбаум, Б. М. Творческие стимулы Л. Толстого Текст. / Б. М. Эйхенбаум // О прозе. О поэзии / сост. О. Эйхенбаум ; вступ. ст. Г. Бялого. Л. : Худож. лит., 1986. - С. 64-77.

181. Эткинд, Е. Г. «Внутренний человек» и внешняя речь. Очерки психопоэтики русской литературы XVIII XIX в. в. Текст. / Е. Г. Эткинд. - М. : Языки русской культуры, 1999. - 448 с.

182. Ямпольский, М. Демон и лабиринт (Диаграммы, деформации, мимесис) Текст. / М. Ямпольский. М. : Новое литературное обозрение. - 336 с.

183. Ярхо Б. И. Методология точного литературоведения. Избранные труды по теории литературы Текст. / под общ. ред. Н. И. Шапира. М. : Языки славянских культур, 2006. - 920 с.

184. Kantorowitz, Е. The Ring s two bodies : A Study in Mediactal Political Theoloqy / E. Kantorowitz N.Y. 1959.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.