Романы Г.Флобера "Мадам Бовари" и Л.Н. Толстого "Анна Каренина": Философско-эстетическое осмысление проблемы самоубийства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Решетов, Дмитрий Викторович

  • Решетов, Дмитрий Викторович
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2005, Магнитогорск
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 198
Решетов, Дмитрий Викторович. Романы Г.Флобера "Мадам Бовари" и Л.Н. Толстого "Анна Каренина": Философско-эстетическое осмысление проблемы самоубийства: дис. кандидат филологических наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Магнитогорск. 2005. 198 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Решетов, Дмитрий Викторович

Введение.

Глава I. Проблема самоубийства в философии и литературе.

§1. Трактовка самоубийства в литературе от эпохи античности до

XIX в.

§2. Осмысление самоубийства писателями и философами XIX в.

§3. Суицид во французской литературе XIX в.: от романтиков до натуралистов.

Глава И. Творческая индивидуальность автора в романе Г. Флобера «Мадам Бовари»: осмысление и трактовка проблемы самоубийства.^

§1. «Мадам Бовари»: эстетические позиции автора.

§2. «Боваризм» и суицид.

Глава III. «Мадам Бовари» Г. Флобера и «Анна Каренина»

JI.H. Толстого: две трактовки гибели главной героини.

§1. Интерпретация Флобером и Толстым добровольного ухода из жизни.

§2. Смысловая нагрузка суицида у Толстого.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Романы Г.Флобера "Мадам Бовари" и Л.Н. Толстого "Анна Каренина": Философско-эстетическое осмысление проблемы самоубийства»

Самоубийство, как ни странно, по сей день остается одним из самых загадочных явлений человеческого бытия. И это несмотря на уже многовековую полемику по этому вопросу, которую очно и заочно ведут философы, богословы, социологи, юристы, психологи. Собственно, проблема суицида многими исследователями признается неразрешимой. Ирина Паперно в книге «Самоубийство как культурный институт» приводит высказывание психоаналитика Грегори Зилбурга, организовавшего в 1936 году в Нью-Йорке Комитет по изучению самоубийства: «Ясно, что с научной точки зрения проблема самоубийства остается неразрешенной. Ни житейская мудрость, ни клиническая психопатология не нашли ни причины, ни эмпирического решения этого вопроса».1

Помимо реальности, с которой мы сталкиваемся регулярно, самоубийство подстерегает человека на страницах литературных произведений, поскольку с давних пор писателей привлекает этот феномен. Наиболее емко, пожалуй, проблему сформулировал Шекспир: «То be or not to be». Он же, кстати, создал прекрасный образ женщины самоубийцы. Это нежная Офелия, возлюбленная Гамлета, трагически пораженная тихим помешательством и очернившая себя желанием украсить цветами иву. Утопленница, украсившая все наряды невидимой любовью или душераздирающим отчаянием, в современную эпоху окружена, по большей части в литературе Запада, ореолом нежного и мрачного лиризма, которого мужское самоубийство будет почти всегда лишено. Офелия пленила воображение множества значительных поэтов.

Самоубийство совершается в трагедиях и эпопеях, поэмах и романах. Более того, множество произведений построено авторами именно на теме суицида, и без этой темы не существует. Возможно, существует больше книг о самоубийстве, чем об убийстве, которое, к сожалению, также является неотъемлемой частью человеческого бытия.

Суицид является неотъемлемой частью многих космогоний и вероучений. X. J1. Борхес писал, что историй, составляющих литературу, всего Л четыре, и одна из них рассказывает о самоубийстве бога. Верховное божество скандинавской мифологии Один приносит сам себя в жертву, когда, пронзенный собственным копьем, девять дней висит на мировом дереве Иггдрасиль. Аттис, бог фригийского происхождения в греческой мифологии, впадает в безумие, оскопляет и убивает себя. Христа распинают римские легионеры, но кто скажет, что это произошло не по его собственной воле. Прероргатива самому распоряжаться собственной жизнью - это удел бога, так же как и Творение. Григорий Чхартишвили, говоря о людях творческих профессий, прежде всего о писателях, создающих свой собственный космос, сближает их с Творцом, с высшим существом, и одновременно относит к так называемой группе высокого суицидального риска. «Всякий человек, живущий не только телесной, но и умственной жизнью, рано или поздно примеряет на себя возможность самоубийства. Но человеку творческому, и прежде всего литератору, эта идея особенно близка, она всегда витает где-то рядом. Более того, она соблазнительна. Возможно, дело в том, что истинно творческому человеку трудно мириться с мыслью, что он — тварь, то есть кем-то сотворен; если ты не смог себя создать, то, по крайней мере, можешь себя уничтожить».3 Самоубийство, таким образом, есть лазейка в существовании тварного мира, вполне доступная возможность узурпировать хоть в чем-то власть Всемогущего Творца, возможность самому почувствовать себя богом. Позицию «логического самоубийцы» приводит в «Дневнике писателя» Ф. М. Достоевский: «Так как на вопросы мои о счастье я через мое же сознание получаю от природы лишь ответ, что могу быть счастлив не иначе как в гармонии целого, которой я не понимаю, и очевидно для меня и понять никогда не в силах.».

Так как, наконец, при таком порядке я принимаю на себя в одно и то же время роль истца и ответчика, подсудимого и судьи и нахожу эту комедию, со стороны природы, совершенно глупою, а переносить эту комедию с моей стороны считаю даже унизительным.

То в моем несомненном качестве истца и ответчика, судьи и подсудимого, я присуждаю эту природу, которая так бесцеремонно и нагло произвела меня на страдания, вместе со мною к уничтожению».4

С гораздо большим размахом идея «логического самоубийства» была воплощена Достоевским в образе «человекобога», Кириллова, в известном романе «Бесы». Сам герой, и тем более его идеи, обрисовываются автором весьма иронично, как известно, Достоевский был яростным противником атеизма и позитивизма, завоевывавших в то время Россию, но сам ход мыслей человека, покусившегося на божественную власть, он передает довольно точно: «Теперь человек еще не тот человек. Будет новый человек, счастливый и гордый. Кому будет все равно, жить или не жить, тот будет новый человек. Кто победит боль и страх, тот сам Бог будет. А тот Бог не будет. .Бог есть боль страха смерти. Кто победит боль и страх, тот сам станет Бог. .Всякий, кто хочет главной свободы, тот должен сметь убить себя. Кто смеет убить себя, тот тайну обмана узнал. Дальше нет свободы; тут все, а дальше нет ничего. Кто смеет убить себя, тот Бог. Теперь всякий может сделать, что Бога не будет и ничего не будет».5

Судьбы самоубийц становятся материалом литературных произведений, делаются попытки научного изучения проблемы суицида; феномен самоубийства рассматривают с различных сторон, классифицируют, пытаются поместить в строгие рамки определений: «Самоубийством называется каждый смертный случай, который непосредственно или опосредованно является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах. Покушение на самоубийство - это вполне однородное действие, но только не доведенное до конца» (Э. Дюркгейм)6 Современный суицидолог Морис Фабер более лаконичен в определении: «Самоубийство - это сознательное, намеренное, и быстрое лишение себя жизни».7

В дореволюционной России проблема суицида затрагивалась только художественной литературой (собственно, рассматривался только религиозно-нравственный аспект). После 1917 года вопрос о самоубийстве исчез с горизонтов отечественной науки, поскольку само существование данного феномена в советское время полностью отрицалось. Сегодня интерес к суициду возрождается, но, видимо, постсоветский период еще слишком недолог, чтобы могло появиться фундаментальное исследование столь сложного предмета.

Обзор исследовательских трудов, непосредственно посвященных проблеме самоубийства, следует начать с упоминавшегося выше классического труда Эмиля Дюркгейма «Самоубийство. Социологический этюд». Французский социолог подошел к проблеме суицида иначе, чем его предшественники: философы и богословы искали причины добровольного ухода из жизни в душе человека, медики исследовали тело, то есть, и те и другие замыкались на индивиде. Дюркгейм вводит понятие «коллективного существования». Самоубийство, по его мнению, непосредственно связано с бытием общества как «социального тела». Индивиды уподобляются клеткам существа, стоящего на вершине эволюционной лестницы, это - чувствующий и мыслящий «социальный организм». Самоубийство происходит в тот момент, когда общество становится недостаточно сплоченным и позволяет индивиду сбежать от него (эгоистическое и аномическое самоубийство по классификации Дюрк-гейма), либо наоборот, держит индивида в состоянии слишком большой зависимости (альтруистическое самоубийство). Таким образом, по утверждению Дюркгейма, самоубийство - это следствие нарушения целостности общественного тела.

Исследованию самоубийства не только как жизненного и исторического явления, но и как факта культуры, посвящена книга Ирины Па-перно «Самоубийство как культурный институт». Вработе анализируются медицинские и исторические источники, газетные хроники и журнальные дискуссии, предсмертные записки самоубийц и произведения художественной литературы (романы Достоевского и его «Дневник писателя»). Хронологические рамки охватывают Россию 19-го и начала 20-го века, время, когда по стране одна за другой прокатились массовые эпидемии самоубийств.

Группа высокого суицидального риска» - литераторы, является предметом исследования книги Г. Чхартишвили «Писатель и самоубийство». Сам автор поясняет выбор объекта изучения не только особой предрасположенностью пишущего человека к добровольному уходу из жизни, но и тем, что писатель представляется наиболее ярким и удобным для изучения носителем видовых черт homo sapiens. «От обычного человека писатель отличается тем, что в силу своей эксгибиционистской профессии выставляет душу на всеобщее обозрение, мы знаем, что у него внутри. .Он лучше понимает мотивы своих поступков и, уж во всяком случае, лучше их вербализирует. Если литератор покончил с собой, обычно не приходится ломать голову, из-за чего он совершил этот поступок: писатель заранее дает ответ или напрямую (письмом, дневниковой записью, прощальным стихотворением), или косвенно - своим творчеством, даже самой своей жизнью».8 В первой части книги рассматриваются исторический, юридический, религиозный, этический, философский и иные аспекты «худшего из грехов», прослеживается развитие взглядов на самоубийство от доклассового сообщества, через античность и средневековье до современности. Особое внимание уделено восприятию суицида представителями различных религиозных конфессий и философских учений. Во второй части предпринята попытка классификации самоубийств по мотивам. Завершает книгу «Энциклопедия лите-ратурицида», содержащая более 350 биографических справок о писателях, добровольно ушедших из жизни.

Повышенное внимание к суициду, «эпидемия» самоубийств среди сверстников Г. Флобера, собственный пессимистический взгляд на жизнь обусловили постоянный интерес молодого писателя к возможности добровольного ухода из жизни. Проблема суицида тем или иным образом находит отражение практически во всех произведениях Флобера. Вслед за убившей себя Эммой Бовари, близки к самоубийству и герои флоберовских романов «Воспитание чувств» и «Бувар и Пекюше».

Мадам Бовари» педантично, вплоть до мельчайших деталей, рассматривается в «Лекциях по зарубежной литературе» В. Набокова. Прежде всего, исследуются стиль и структура произведения, так как по убеждению В. Набокова, именно форма является главной целью литературы. Говоря о первом романе Флобера, Набоков признает, что, несмотря на утверждение этой книги в качестве эталона реалистического искусства, «Мадам Бовари» прежде всего - романтическая сказка.

Роман Г. Флобера привлекал внимание писателей А. Франса, Ги де Мопассана, Э. Золя, братьев Гонкур, А. Моруа, С. Моэма, литературных критиков - В. Бромберта, Р. Дюмениля, Ж. Готье, Э. Фаге и др. В русском литературоведении к изучению романа не раз обращались такие исследователи, как А. Ф. Иващенко, Б. Г. Реизов, Е. Н. Купреянова, Т. Перимова, А. И. Пузиков.

Из первых зарубежных откликов на роман, по большей части негативных, следует отметить статью Шарля Сент-Бева. Критик в целом положительно отзывается о книге, прежде всего он отмечает отточенный стиль Флобера-писателя. Вместе с тем Сент-Бев не преминул мягко упрекнуть автора за отсутствие какого бы то ни было позитивного начала в его произведении. Начиная с самых первых статей о «Мадам Бовари», в литературоведении формируется традиция рассматривать флоберовский роман как книгу-отрицание, «антироман», «антиромантический» роман.

Исследованию проблемы суицида на протяжении всей истории человеческой цивилизации посвящена фундаментальная работа Монферье «Самоубийство». В отдельной главе рассматривается изображение добровольной гибели в произведениях французских писателей 19-го столетия, а также различные причины, пробудившие небывалый до тех пор интерес к суицидальной тематике. Упоминается и «Мадам Бовари». Автор приписывает Флоберу романтический пессимизм, который постепенно сменяется тотальной безнадежностью. Именно этим чувством пропитан роман, являющийся одним из наиболее известных литературных картин добровольной смерти. Причину произошедшей трагедии Монферье видит в том разрыве, который существует между реальным бытием и миром мечты, в котором обитает героиня. Как только реальность разрушает хрупкие иллюзии Эммы Бовари, она тотчас же уходит из жизни.

Английский писатель Сомерсет Моэм в своем эссе о «Мадам Бовари» приводит историю возникновения замысла романа. Флобер пригласил к себе двух близких друзей, чтобы они составили впечатление о написанной им мистерии «Искушение Святого Антония». После прочтения драмы был вынесен неутешительный вердикт: она никуда не годится. Товарищи предложили Флоберу написать роман на сюжет из современности. С этого момента началась работа над «Мадам Бовари». Моэм, вслед за Сент-Бевом, обращает внимание на отсутствие в книге положительных персонажей, что дает повод обвинить Флобера в предвзятости и отступлении от принципов реализма.

История развития французского романа в девятнадцатом столетии и творчество Флобера как часть этого процесса рассматривается в книге Б. Г. Реизова «Французский роман XIX века». Эстетика и творчество французского писателя определяются здесь через его мировоззрение, основой которого является «пантеизм в его спинозистской форме».

Литература о Толстом, созданная в дореволюционный, советский и постсоветский периоды огромна. В нашем исследовании мы использовали прежде всего работы, посвященные анализу творческого метода Толстого и воплощению его этических и эстетических воззрений в определенных характерах.

Пониманию Толстым человека, принципам его художественного воплощения, посвящены исследования таких выдающихся толстоведов, как В. И. Бурсов, Б. М. Эйхенбаум, Н. К. Гудзий, И. Н. Арденс, Я. С. Би-линкис, М. Б. Храпченко, JI. М. Мышковская, Е. Н. Купреянова, Г. Я. Галаган, В. Д. Днепров и др.

В работах этих исследователей раскрывается своеобразие художественного метода писателя, традиции и новаторство в его творчестве, мастерство психологического анализа Толстого и многие другие проблемы, связанные с изучением творческого наследия русского писателя.

Становлению мировоззрения Толстого в молодые годы, влиянию идей Ж. Ж. Руссо, Э. Канта, А. Шопенгауэра на духовное становление писателя посвящена работа Е. Н. Рачина «Философские искания Льва Толстого».

Проблеме нравственно-философских исканий Толстого и связи этих исканий с художественным творчеством посвящена также глубокая работа Г. Я. Галаган. Исследовательница раскрывает эволюцию философских взглядов писателя, используя различные источники: дневники, публицистические и художественные произведения. Она прослеживает, как воплощаются в художественном творчестве те или иные философские концепции Толстого, раскрывает связь творческого метода писателя с эстетикой сентименталистов, в частности, с творчеством JI. Стерна. Г. Я. Галаган изучает систему философских мотивов, составляющих подтекст романа «Анна Каренина»: мотивы «двоения», «открытия» и «закрытия» дверей, мотив ночного мрака и снежной бури, мотив темноты и приемы их символического выражения в контексте романа.

Исследованию творчества JI. Н. Толстого в 70-е годы девятнадцатого века посвящена книга Б. М. Эйхенбаума «Лев Толстой. Семидесятые годы». В ней содержится богатый материал о формировании художественного замысла романа «Анна Каренина», основанный на сопоставлении первоначальной идеи и канонического текста произведения. В работе анализируется художественный метод в связи с идейными исканиями Толстого в 70-е годы.

Е. Н. Купреянова в исследовании романа «Анна Каренина» рассматривает жанр, проблематику, сопоставляет две главные сюжетные линии. Заслуга этой исследовательницы, прежде всего, в том, что она впервые в советском толстоведении прочитала роман как философское произведение, в котором нашли свое отражение морально-этические представления автора. Судьбы Константина Левина и Анны Карениной, двух главных героев романа, Е. Н. Купреянова осмысляет как частное воплощение общефилософской проблемы соотношения духовного и плотского в человеке, и доказывает, что трагедия Анны вызвана бунтом ее совести против эгоизма собственного существования. Благо же Левина состоит в том, что он, приобщившись к народной вере и нравственности, сумел этот эгоизм преодолеть.

Фундаментальный характер имеет работа М. Б. Храпченко «Лев Толстой как художник», в которой специальная глава отведена роману «Анна Каренина». Храпченко считает, что источником кризиса семейных отношений в романе Толстого является не пагубная страсть, а «обстоятельства жизни», общие противоречия. В том, что Толстой показал, как эгоистическая страсть обособила Анну от других людей, исследователь находит слабость Толстого-художника, проявившуюся в нарушении логики развития образа главной героини: глубокая, цельная и чистая натура Анны по логике своего характера не способна совершать эгоистические поступки. Отсюда следует весьма спорное мнение М. Б. Храпченко о том, что Толстому не удалось убедительно раскрыть причины трагедии Анны Карениной.

Опыт целостного анализа исторического, нравственного и художественного смысла романа «Анна Каренина» содержится в книге Э. Г. Бабаева. Исследуются сюжет, композиция, отдельная глава посвящена основным характерам романа и высказывается мысль, что у Толстого и жизнь, и характеры представлены в бесконечном изменении, так что ни одно положение не может быть названо «окончательным». «Характеры раскрываются с разных сторон благодаря динамически изменяющимся обстоятельствам, так что один и тот же человек бывает совершенно непохожим на самого себя».9 Бабаев также говорит о том, что характеры Толстого нельзя определять каким-либо одним статичным понятием, поскольку они полны динамики, противоречий, изменчивости. Но вместе с тем характеры у Толстого остаются типическими.

Интересная информация исторического характера содержится в книге Б. Я. Бухштаба «Литературоведческие расследования». В ней мы находим, среди прочего, анализ самых первых откликов на роман «Анна Каренина», отзывы, не всегда благоприятные, известных писателей и критиков того времени, реакцию широкой публики на книгу Толстого. На фоне широкого успеха у читающей публики, о чем автору сообщали многочисленные корреспонденты, контрастно выглядят приводимые Бухштабом негативные отзывы о толстовском романе Н. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. А. Некрасова, революционной критики того времени. Чтобы оценить «Анну Каренину» по достоинству, потребовалось определенное время.

Интересный анализ личности Льва Толстого и его творчества мы находим в «Лекциях по русской литературе» уже упоминавшегося В. Набокова. Анализируя прозу Толстого, Набоков обращает внимание на тот факт, что его попытка привнести в собственные книги некую «идейность», элемент назидательности, терпит крах в столкновении с творческой индивидуальностью писателя: «Поначалу может показаться, что проза Толстого насквозь пронизана его учением. На самом же деле его проповедь, вялая и расплывчатая, не имела ничего общего с политикой, а творчество отличает такая могучая, хищная сила, оригинальность и общечеловеческий смысл, что оно попросту вытеснило его учение».10

Рассматривая линию главной героини в романе «Анна Каренина», Набоков постоянно проводит интересное для нашего исследования сравнение с флоберовской Эммой Бовари. Подробно анализируется структура книги, язык Толстого, образность, формальные приемы построения повествования, тщательно разобраны практически все основные сцены романа. Тщательно прослеживая линию главных героев, Вронского и Анны Карениной, Набоков сравнивает их путь с историей другой пары -Левина и Кити и делает вывод: Толстой намеренно ставит рядом и противопоставляет друг другу физическую любовь Вронского и Анны, обреченную и бездуховную, и подлинную, истинно христианскую любовь Левина и Кити, «тоже чувственную, но при этом исполненную гармонии, чистоты, самоотверженности и семейного согласия».11 Что касается непосредственно темы нашего исследования, то Набоков уделяет самоубийству в романе Толстого достаточно много внимания. Рассматривается не только гибель Анны, но и неудачная попытка Вронского застрелиться, а также его суицидальное поведение в конце романа.

Актуальность работы определяется уже самим обращением к проблеме самоубийства, ее художественного и философско-эстетического осмысления в литературе, в частности в романе XIX века, так как убедительного разрешения данный вопрос до сих пор не получил. Исследование с точки зрения проблемы самоубийства позволяет не только более полно рассмотреть характерные черты творчества Г. Флобера и Л.Н. Толстого, но и раскрыть новые грани творчества французского и русского писателей, их миропонимания, отношения к окружающей действительности.

Научная новизна диссертации состоит в том, что она является первым в отечественном литературоведении исследованием, посвященным непосредственному изучению феномена самоубийства в романах «Анна Каренина» и «Мадам Бовари» с психологической, философской, медицинской и эстетической точек зрения. Новизна работы заключается в рассмотрении творческого метода Гюстава Флобера и Льва Николаевича Толстого через призму общечеловеческой проблемы суицида, которую каждый из писателей разрешает по-своему в своих произведениях. Такой подход сделал возможным рассмотрение образов Эммы Бовари и Анны Карениной в контексте малоизученной проблемы самоубийства в художественной литературе. Рассмотрение актов самоубийства и сопутствующих им обстоятельств в романах «Мадам Бовари» и «Анна Каренина» позволил увидеть, как на примере судеб конкретных героев Флобера и Толстого по-разному решаются вечные вопросы человеческого бытия: проблемы свободы, нравственного выбора, соотношения поэтического и пошлого, прекрасного и банального. Все это способствует более глубокому пониманию эстетических взглядов и выявлению специфики творческой индивидуальности писателей.

Теоретико-методологической основой данного диссертационного исследования стали труды отечественных и зарубежных исследователей по теории романа-М.М. Бахтина, Н. К. Гей, В. Д. Днепрова, Я. Фрида, В. В. Виноградова, В. Е.Хализева, М. Б. Храпченко, JI. Я. Гинзбург и др., творчеству Г. Флобера и Л. Н. Толстого - Д. В. Затонского, А. Ф. Ива-щенко, Н. К. Гудзия, И. J1. Холодовой, Э. Г. Бабаева, А. М. Буланова, В. И. Бурсова, а также работы ученых, касающиеся вопросов жизни и смерти, в том числе в биологии, психологии и социологии - М. Бланшо, Э. Дюрк-гейма, Ч. Ломброзо и др. Анализ произведений строится на принципах сравнительно-типологического, структурного и историко-литературного методов.

Цель исследования - выявить особенности художественного и фи-лософско-эстетического осмысления проблемы самоубийства в романах Г. Флобера «Мадам Бовари» и Л. Толстого «Анна Каренина».

Цель работы определила задачи исследования: проследить историю развития взглядов на самоубийство и связанных с этим феноменом культурно-исторических парадигм с древнейших времен по сегодняшний день; исследовать творческую манеру Г. Флобера и JI. Н. Толстого на материале дневниковых записей, переписки, высказываний, воспоминаний современников, фактов биографии, собственно литературного творчества; провести подробный анализ изображения актов самоубийства в романах французского и русского писателей, выявить на этой основе специфические особенности мировоззрения и творческого метода Флобера и Толстого.

Объектом исследования является романное творчество Г. Флобера и Л. Н. Толстого в контексте европейского романа XIX века.

Предметом исследования стала проблема самоубийства и ее художественное и философско-эстетическое осмысление в романах «Мадам Бовари» Г. Флобера и «Анна Каренина» Л. Толстого в контексте развития темы суицида в европейской литературе.

Материалом исследования, определившим историко-литературный контекст, стали не только другие произведения названных авторов, но также литературные произведения, тем или иным образом связанные с феноменом самоубийства: (Данте «Божественная комедия», Гете «Страдания молодого Вертера», Ф. М. Достоевский «Бесы»); философские исследования самоубийства Д. Юма «О самоубийстве», Д. Донна «Биатана-тос», А. Камю «Миф о Сизифе»; социологические исследования Э. Дюрк-гейма «Этюд о самоубийстве», философские и теологические трактаты

Платона, Аристотеля, М. Монтеня, Августина Блаженного, Фомы Аквин-ского, М. Штирнера, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше.

Положения, выносимые на защиту:

1. Самоубийство и литература в XIX веке, как никогда прежде, были явлениями взаимосвязанными и взаимовлияющими.

2. Г. Флобер и JI.H. Толстой, опираясь на общий исходный момент (самоубийство главной героини), создают совершенно непохожие произведения, что позволяет говорить об индивидуальном фило-софско-эстетическом осмыслении проблемы суицида у каждого из писателей.

3.Обращаясь к типично романтическому сюжету супружеской неверности и вечной теме всепоглощающей любовной страсти, Толстой и Флобер развенчивают устойчивую традицию мировой романтики - поэтизацию любовного чувства. Однако, если в романе Толстого проблема самоубийства напрямую связана с нравственным выбором автора и его героев, то у Флобера гибель главной героини яв-< ляется результатом освобождения автора от романтического мировосприятия. Суицид в «Мадам Бовари» является разновидностью «литературного» самоубийства.

4. Особенности творческого метода Г. Флобера и Л.Н. Толстого -находят яркое отражение в сценах самоубийства главных героинь.

Структура работы определяется поставленными задачами и исследуемым материалом. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 224 наименования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Решетов, Дмитрий Викторович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По сей день в проблеме самоубийства, как таковой, нет никакой ясности. С некоторой натяжкой то же самое можно сказать и о феномене суицида в рассматриваемых нами произведениях. Однако, проанализировав романы «Мадам Бовари» и «Анна Каренина» на идейном и сюжетно-композиционном уровнях, мы можем отметить ряд особенностей, определяющих своеобразие художественного мира французского и русского писателей.

Оба романа объединены девятнадцатым веком - веком нигилизма, временем, когда тематика добровольной смерти была сильна, как никогда прежде. Хотелось бы, прежде всего, отметить то обстоятельство, что и французский и русский писатели в создании образов своих героинь идут от факта произошедщего в реальной действительности: и Эмма Бовари и Анна Каренина умирают по собственной инициативе. Опираясь на этот исходный момент, Флобер и Толстой создают совершенно непохожие друг на друга произведения.

Интерпретаторы предлагают множество возможных решений вопроса о самоубийстве Эммы Бовари: начиная с Моэма, который видит в смерти флоберовской героини творческий тупик автора, незнающего, что ему делать с Эммой дальше, и поэтому умерщвляющего ее, до идеи На-оми Шор, полагающей, что добровольный уход из жизни супруги Шарля Бовари связан с литературными амбициями Эммы. Здесь подразумевается, что все поступки флоберовской героини, навеянные романтической литературой, имеют целью не только и не столько уподобление романным образам, сколько превращение самой Эммы в романиста. И жизнь героини, начиная от выхода из монастыря и заканчивая глотанием мышьяка, не что иное, как литературное ученичество, которое может вести только к смерти, но к смерти образцовой. В романе умереть естественной смертью (belle mort) значит совершить самоубийство, потому что самоубийство является тем актом, который связывает наступление писательского будущего с отречением жизни.

Но в целом все они сходятся в одном: самоубийство для Эммы Бовари является избавлением, спасением, удачным выходом из затруднительной ситуации (в случае, о котором говорит Моэм, это удачный выход для самого Флобера).

У Толстого истолкование самоубийства главной героини упирается в трагический дуализм писателя, в его противопоставление материального и идеального, души и тела. Решение проблемы самоубийства в толстовском романе двояко. Исходя из одной точки зрения, самоубийство Анны Карениной - это прежде всего наказание за неправедную жизнь, вина Анны здесь усугубляется еще и неправедной смертью, она казнит тело, а заодно и душу, обрекая ее на вечные муки. По другому мнению, самоубийство Анны символизирует рождение души, представляя, таким образом, параллель гибели Христа. Добровольный уход из жизни представляется здесь как акт духовного освобождения из оков тела для жизни вечной. У Флобера подобного противопоставления не существует; иногда вообще неясно, относится ли Эмма к материальному миру, настолько сильно производимое ею впечатление бесплотного духа. Так же, как Флобер отбрасывает свои романтические заблуждения, Эмма просто вычеркивается из мира живых.

Различный подход к трактовке образов неверных жен у французского и русского писателей обусловлен множеством разнообразных причин, но прежде всего отношением к искусству: в глазах Толстого литература была теснейшим образом связана с жизнью, у Флобера это единство распадается на две непримиримые противоположности, жизнь - не литература, а литература - не жизнь. Эмме Бовари, как воплощению романтических иллюзий, нет места в реальности. Она уходит из жизни, чтобы стать литературой (интересно, что и в самом романе смерть Эммы становится поводом для изысканий в области изящной словесности - аптекарь Оме, после определенных усилий, рождает следующую надгробную надпись: «Sta viator. Amabilem conjugem calcas!» - «Стой, путник. Ты попираешь останки любимой жены!»). У Толстого отрицание жизни Анной Карениной оттеняет жизнеутверждающий путь Константина Левина. Реальность не отбрасывается Толстым как нечто уродливое и чуждое.

Также нужно принимать во внимание индивидуальный творческий метод Г. Флобера и Л. Н. Толстого. Пристальное внимание Флобера прежде всего к изысканной форме, стилю, подчинение, зачастую, материала требованиям внешней эстетики в сочетании с «объективностью», обусловливают растянутое на несколько страниц описание агонии Эммы, сдобренное многочисленными физиологическими подробностями. Трагизм ситуации «снижают» сознательно вводимые автором бытовые детали (метод «контрапункта»). Толстого, в свою очередь, мало волнует внешняя благозвучность, изобразительная сторона произведения имеет у него подчиненную роль. Описание гибели Анны Карениной занимает совсем немного места. Главное для Толстого - показать, как под влиянием внешних обстоятельств и смутных внутренних порывов в душе главной героини вызревает решение добровольно уйти из жизни, а затем передать обрывочные мысли и ощущения гибнущей Анны.

Национальная принадлежность авторов, несомненно, также играет свою роль в интерпретации актов самоубийства Эммы Бовари и Анны Карениной. Здесь можно сослаться на социолога Эмиля Дюркгейма, усматривавшего в свойственных как русской, так и французской нациям болезненной утонченности и отсутствии умственного и морального равновесия совершенно различные социальные последствия. «Тоска французской литературы выражает только чувство глубочайшего отчаяния и отражает беспокойное состояние упадка», единственным выходом из беспросветной действительности для Эммы становится самоубийство. Свойственная русской литературе «меланхоличность» является «здоровой тоской, возбуждающей веру и призывающей к деятельности», что и находит отражение в романе Толстого: гибели Анны противопоставляется жизненный путь Левина, преодолевшего навязчивые мысли о самоубийстве и заново обретающего смысл бытия.

Различные культурные эпохи, в которые создавались романы «Мадам Бовари» и «Анна Каренина», также наложили свой отпечаток на изображение и внутренний смысл суицидальных актов героинь Флобера и Толстого. Следует также отметить, что философия позитивизма, столь сильно (хотя и неоднозначно) повлиявшая на творчество Флобера и завоевывавшая Россию во второй половине девятнадцатого века, на творческий метод Толстого существенного влияния не оказала.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Решетов, Дмитрий Викторович, 2005 год

1. Августин, Аврелий (Блаженный). О Граде Божьем. // Августин, Аврелий (Блаженный). Творения. В 4 т. - СПб.: Але-тейя, 1998.-Т. 3.-594 с.

2. Азбукин В. Н. «Анна Каренина» Л. Н. Толстого в критической интерпретации Ф. М. Достоевского // Л.Н. Толстой и проблемы современной филологии. М.: Наука, 1991. - 390 с.

3. Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. Лев Толстой. В 2 т. М.: Республика, 1998.

4. Андреев Л. Утраченные иллюзии Гюстава Флобера. // Флобер Г. Воспитание чувсв. М.: «Художественная литература», 1977.-С. 5-12.

5. Апостолов Н. Н. Живой Толстой. СПб.: Лениздат, 1995.-686 с.

6. Арденс И. Н. Творческий путь Л. Н. Толстого. М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1962. - 680 с.

7. Аристотель. Собр. соч. в 4 т. М.: Мысль, 1984. - Т. 4. -830 с.

8. Бабаев Э. Г. Лев Толстой и его роман «Анна Каренина». // Толстой. Л. Н. Анна Каренина. М.: «Художественная литература», 1977. С. 5-24.

9. Бабаев Э. Г. Очерки эстетики и творчества Л. Н. Толстого. -М.: Изд-во МГУ, 1981. 198 с.

10. Бабаев Э. Г. Роман и время. Тула: Приокское кн. изд-во, 1975.-232 с.

11. Бабаев Э. Г. Роман Л. Н. Толстого "Анна Каренина". -Тула: Приокское кн. изд-во, 1968. 131 с.

12. Бабаев Э. Г. Три курсива в «Анне Карениной». // «Русская речь». 1987. - №5. - С. 47-49.

13. Бахтин М. О Флобере. // Бахтин М. Эпос и роман. -СПб.: Азбука, 2000. 301 с.

14. Бейсон Э. М. Анна Каренина и зависимость от наркотиков. // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 1997.-№4.-С. 142-158.

15. Берс С. А. Воспоминания о графе Л. Н. Толстом. Смоленск, 1898.- 192 с.

16. Билинкис Я. С. О творчестве Л. Н. Толстого. Л.: «Сов. писатель», 1959. - 414 с.

17. Билинкис Я. С. Л. Н. Толстой // История русской литературы XIX века. Вторая половина. М.: Наука, 1987. С. 522550.

18. Бланшо М. Смерть как возможность. // Вопросы литературы. 1994. - №3. - С. 214-226.

19. Богданов В. Человек и мир в романах Толстого.// Сб. «В мире Толстого». М., 1978.

20. Бодлер Ш. Цветы зла. М.: ЭКСМО-Пресс, 1998. -336с.

21. Борель П. Безнравственные рассказы. М.: «Наука», 1993.-208 с.

22. Борхес X. Л. Три версии предательства Иуды. // X. J1. Борхес. Оправдание вечности. М.: ДИ-ДИК, 1994. - С. 109114.

23. Борхес X. JI. Четыре цикла. // Борхес X. JI. Оправдание вечности. М.: ДИ-ДИК, 1994. - С. 251-252.

24. Борхес X. JI. От аллегорий к романам. // Х.Л.Борхес. Оправдание вечности. М.: ДИ-ДИК, 1994. - С.421-424.

25. Борхес X. Л. «Божественная комедия». // Борхес X. Л. Собрание сочинений: В 3 т. М., 1998. - Т. 2. - С. 321-337.

26. Борхес X. Л. «Биатанатос». // Борхес X. Л. Собрание сочинений: В 3 т. М.: Полярис, 1998. - Т. 2. - С. 79-82.

27. Борхес X. Л. Флобер как образец писательского удела. // Борхес X. Л. Собрание сочинений: В 3 т. М., 1998. - Т. 1. -С. 107-110.

28. Борхес X. Л. Оправдание «Бувара и Лекюше». //Борхес X. Л. Собрание сочинений: В 3 т.-М., 1998.-Т. 1.-С. 102-106.

29. Борхес X. Л. Натаниел Готорн. // Борхес X. Л. Собрание сочинений: В 3 т. М.: Полярис, 1998. - Т. 2. - С. 45-63.

30. Брахман С. Роман о несостоявшейся жизни. // Флобер Г. Воспитание чувств. М.: Художественная литература, 1989. 399

31. Буланов А. М. Логика сердца в романе "Анна Каренина". // Русская литература. 1991. - №3. - С. 64-83.

32. Буланов А. М. Философско-этические искания в русской литературе второй половины девятнадцатого века. («Ум» и «сердце» в творчестве Ф. М. Достоевскогог и Л.Н. Толстого). -Волгоград, 1991. 152 с.

33. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Харьков, 1900.

34. Буркина М. М. Эстетические искания Л. Н. Толстого в 70-е годы и роман «Анна Каренина». // Толстовский сборник. -Вып. 5.-Тула, 1975.-С. 44-50.

35. Бурсов В. И. Лев Толстой. Идейные искания и творческий метод. М.: Гослитиздат, 1960. - 407 с.

36. Бухштаб Б. Я. Литературоведческие расследования. -М.: Книга, 1982.-206 с.

37. Валери П. Искушение (святого) Флобера. // Валери П. Об искусстве. М.: «Искусство», 1993. - С. 391-398.

38. Вересаев В. Живая жизнь. М.: Политиздат, 1991. -336с.

39. Виноградов В. К спорам о слове и образе. // Вопросы литературы. 1960. - №5. С. 16-29.

40. Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. -М.: Гослитиздат, 1961. 614 с.

41. Виньи А. де. Чаттертон. // Виньи А. де. Избранное. М.: «Искусство», 1987. - 603 с.

42. Гарин И. И. Неизвестный Толстой. Харьков: СП «Фолио», 1993.-238 с.

43. Галаган Г. Я. Jl. Н. Толстой. Художественно-эстетические искания. JL: Наука, 1981. - 174 с.

44. Гете И. Страдания юного Вертера // Гете И. Собр. соч.: в 10 т. М.: «Худ. Литература», 1978. - Т. 3. - 718 с.

45. Гей И. К. О поэтике романа. // Серия литературы и языка. М., 1978.-Т. 37.-№2. С. 121-132.

46. Гонкур Эдмон де и Гонкур Жюль де. Дневник. Запискио литературной жизни: В 2 т. М.: «Худ. литература», 1964.

47. Гинзбург Л. О психологической прозе. Л.: «Худ. литература, 1977. -443 с.

48. Горная В. 3. Мир читает «Анну Каренину». М.: Книга, 1979.- 128 с.

49. Горький М. История русской литературы. М.: Гослитиздат, 1939.-340 с.

50. Громов П.П. О стиле Л. Толстого. Становление «диалектики души». М.: «Худ. литература», 1971. - 390 с.

51. Гудзий Н. К. Лев Николаевич Толстой. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1952. - 112 с.

52. Гюго В. Анджело, тиран Падуанский. // Гюго В. Собр. сочинений. В 15 т.-М.: Гослитиздат, 1954.-Т. 4.-464 с.

53. Гюго В. Рюи Блаз. // Гюго В. Собр. сочинений. В 15т.-М.: Гослитиздат, 1954. Т. 4. - 464 с.

54. Гюго В. Марьон Делорм. // Гюго В. Собр. сочинений. В 15 т. -М.: Гослитиздат, 1953. Т. 3. - 551 с.

55. Гюго В. Эрнани. // Гюго В. Собр. сочинений. В 15т.-М.: Гослитиздат, 1953. Т. 3.-551 с.

56. Данте Алигьери. Божественная комедия. М.: Наука, 1967.-627 с.

57. Дмитриева М. Изображение и слово. // Вопросы эстетики. М.: «Искусство», 1960. - Вып. 3. - 476 с.

58. Днепров В. Д. Проблемы реализма. JL: «Советский писатель», 1960.-371с.

59. Днепров В. Д. Изобразительная сила толстовской прозы. // Идеи времени и формы времени. JL: «Сов. писатель», 1980.-314 с.

60. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: В 30 т. -Л.: Наука, 1970-1990.

61. Достоевский Ф. М. Собр. соч.: В 15 т. Л.: Наука, 1990.

62. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. -М.: Мысль, 1994.-399 с.

63. Дюшен Н. Нехрестоматийный Флобер // Иностранная литература. М., 1987. - №3. - С. 157.

64. Жданов В. А. От «Анны Карениной» к «Воскресению». -М.: Книга, 1967.-280 с.

65. Жданов В. А. Творческая история "Анны Карениной". — М.: «Сов. писатель», 1957. 262 с.

66. Затонский Д. В. Искусство романа и XX век. М.: «Худ. литература», 1973. - 535 с.

67. Затонский Д. В. Эстетика и поэтика Гюстава Флобера. // Флобер Г. О литературе, Искусстве, писательском труде: В 2 т. — М.: «Худ. литература», 1984. Т. 1. - С. 3-20.

68. Зенкин С.Н. Работы по французской литературе. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1999. - 399 с.

69. Золя Э. Гюстав Флобер. // Золя. Э. Собрание сочинений: В 26 т. М.: «Худ. литература» 1966. - Т. 25. - 767 с.

70. Золя Э. Тереза Ракен. // Золя Э. Собрание сочинений: В 26-ти т. М.: «Худ. литература» 1966. - Т. 1. - 692 с.

71. Иващенко А. Ф. Гюстав Флобер. Из истории реализма во Франции. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1955. - 491 с.

72. История зарубежной литературы XIX века. М.: Просвещение, 1991. - 256 с.

73. История зарубежной литературы XIX века. М.: Высшая школа, 2000. - 559 с.

74. Камю А. Миф о Сизифе. // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1990.-398 с.

75. Ковалев В. А. О стиле художественной прозы JI.H. Толстого. М.: Изд-во Моск. у-та, 1960. - 63 с.

76. Ковалев В. А. Поэтика JI. Толстого. Истоки. Традиции- М.: Изд-во МГУ, 1983. 176 с.

77. Козлов Н. С. Лев Толстой как мыслитель и гуманист. — М.: Изд-во МГУ, 1985. 136 с.

78. Куликовский Д. Самоубийство и нирвана. // Слово. — №11.- 1880.

79. Купреянова Е. Н. История русскогоромана: В 2 т. Л.: Наука, 1964.

80. Купреянова Е. Роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина».- Тула: Обл. кн. изд-во, 1953. 40с.

81. Купреянова Е. Молодой Толстой. Тула: Обл. кн. изд-во, 1956.-216 с.

82. Купреянова Е. Выражение эстетических воззрений и нравственных исканий Л. Толстого в романе «Анна Каренина». // Русская литература, 1960. №3. - С. 117-136.

83. Купреянова Е. Н. Макогоненко Г. П. Национальное своеобразие русской литературы. Л.: Наука, 1976. - 415 с.

84. Купреянова Е. Н. Эстетика Л. Н. Толстого. М.-Л.: Наука, 1966.-324 с.

85. Ладария М. Г. И. С. Тургенев и классики французской литературы. Сухуми: Алашара, 1970. - 156 с.

86. Лакшин В. Я. Толстой и Чехов. М.: «Советский писатель», 1963. - 570 с.

87. Лизин К. Самоубийство и цивилизация. // Дело. 1882. -№7.-С. 265-285.

88. Ломброзо Ч. Ферреро Г. Женщина преступница и проститутка. Ставрополь: Издательство А.А. Торбы, 1992. - 224с.

89. Ломунов К. Н. Лев Толстой в современном мире. М.: «Современник», 1975.-493 с.

90. Ломунов К. Н. Эстетика Л. Толстого. М.: «Современник», 1972.-479 с.

91. Луначарский А. В. О Толстом // Сборник статей. М.-Л.: Гос. изд-во, 1928. - 389 с.

92. Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила -СПб., 1903.

93. Минаев Е. Обеды пяти. // В мире книг. — 1968. №10.

94. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 т. М.: НИ «Большая российская энциклопедия», 1997.

95. Михайловский Н. К. Литратурно-критические статьи. -М., 1957.

96. Монтень. Опыты: В 2 т. М.: Рипол-Классик, 1997.

97. Мопассан Г. де. Гюстав Флобер (1), (2), (3). // Г. де Мопассан. Полное собрание сочинений: В 12 т. М.: Правда, 1958. -Т. 11.-С. 5-11, 199-247,376-385.

98. Моруа А. Три Дюма. Литературные портреты- М.: Правда, 1986.-672 с.

99. Моэм С. Искусство слова. М.: «Худ. литература», 1989.-398 с.

100. Мышковская JL М. Мастерство Jl. Н. Толстого. — М.: «Сов. писатель», 1958. 435 с.

101. Мюссе А. де. Исповедь сына века. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.-288 с.

102. Набоков В. Лекции по зарубежной литертуре. М.: Издательство Независимая Газета, 1998. - 512 с.

103. Набоков В. Лекции по русской литературе. М.: Издательство Независимая Газета, 1999. - 440 с.

104. Науман М. Литературное произведение и история литературы. М.: Радуга, 1984. - 424 с.

105. Ницше Ф. Песни Заратустры. Веселая наука. СПб.: Азбука, 1997.- 1056 с.

106. Паперно И. Самоубийство как культурный институт. -М.: Новое литературное обозрение, 1999. 256 с.

107. Партэ К. Метаморфоза смерти у Толстого. // Русская литература. 1990. -№3.-С. 108-112.

108. Перимова Т. Творчество Флобера. М.: ГИХЛ, 1934. -142 с.

109. Перимова Т. П. Вехи творческого пути Флобера. // Из истории реализма XIX века на Западе. М.: Гос. изд-во, 1934. -С. 45-71.

110. Писарев Д. И. Полное собрание сочинений. В 6 т. -СПб., 1900- 1901.

111. Писарев Д. И. Три смерти Рассказы графа Jl. Н. Толстого. // Сочинения: В 4 т. -М.: Гослитиздат, 1955. Т. 1. - 391с.

112. Платон. Государство. Законы. Политик. М.: Мысль, 1998.-798с.

113. Плеханов Г. В. Искусство и литература. М.: Гослитиздат, 1948.-887 с.

114. Проскурнин Б. М. Яшенькина Р. Ф. Западноевропейский реализм после 1848 года. Пермь, 1996.

115. Прянишников Н. Е. Проза Толстого. Оренбург: Кн. изд-во, 1959.- 136 с.

116. Пузиков А. И. Гюстав Флобер. // Г. Флобер. Собр. соч.: В 4 т. -М.: Правда, 1971. Т. 1. - С. 3-48.

117. Пузиков А. И. Госпожа Бовари и Три повести Гюстава Флобера. // Мадам Бовари. М.: Правда, 1978. - 444с.

118. Пузиков А. И. Идейные и художественные искания Флобера. // Пузиков А. И. Портреты французских писателей. -М.: «Худ. литература», 1976. 524 с.

119. Пузиков А. И. Пять портретов. М.: «Худ. литература», 1972.-463 с.

120. Раскин Б. Гюстав Флобер. // Писатели Франции. JL: «Просвещение», 1964. - 699 с.

121. Реизов Б. Г. Творчество Флобера. М.: Гослитиздат, 1955.-524 с.

122. Реизов Б. Г. Французский роман 19-го века. М.: Издательство «Высшая школа», 1969. - 312 с.

123. Ремизов В. В. Л. Толстой и Сократ. // Современность классики. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1986. - 127с.

124. Сабуров А. А. «Война и мир» и русская литература 2050гг. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1959. - 216 с.

125. Саррот Н. Флобер наш предшественник. // Вопросы литературы. - 1997. -№5-6. С. 225-243 с.

126. Сартр Ж. П. Идиот в семье. Гюстав Флобер от 1821 до 1857. СПб.: Алетейя, 1998. - 647 с.

127. Сато Ю. «Внутренняя связь» в романе «Анна Каренина» (Образы «красного мешочка» и «мужика»). // Толстой и о Толстом. Вып. 1. -М.: Наследие, 1998. - 312 с.

128. Сент-Бев Ш. Литературные портреты. Критические очерки. М.: «Худ. литература», 1970. - 582 с.

129. Сергеенко П. А. Рассказы о Л.Н. Толстом. М.: «Сов. писатель», 1978. - 263 с.

130. Серых Е. Л. Н. Толстой: взгляд со стороны // Вопросы литературы. 1993. - Вып. 3. - С. 25-41.

131. Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писателей. М.: «Худ. литература», 1972. - 543 с.

132. Скворцова Г. Некоторые вопросы мастерства JI. Н. Толстого. Истории создания образа Анны Карениной // JI. Н. Толстой. Сборник статей о творчестве. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1959.-99-112 с.

133. Сливицкая О. В. О многозначности восприятия «Анны Карениной». // Русская литература. 1990. - №3. - С. 34-47.

134. Спивак Ю. Принципы художественной конкретизации. Деталь. // Ученые записки Пермского университета. 1968. -№193.-С. 46-55.

135. Спиноза Б. Об усовершенствовании разума. М.: ЭКС-МО-Пресс, 1998.-864 с.

136. Сталь Ж. де. О литературе, рассмотренной в связи с общественными установлениями. М.: Искусство, 1989. - 476с.

137. Стовбчатый П. Судьба. Фатализм. Смерть. М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.-432 с.

138. Страхов Н. Критические статьи о И. С. Тургеневе и JL Н. Толстом. М.: «Худ. литература», 1984. - 302 с.

139. Сучков Б. Исторические судьбы реализма. М.: «Сов. писатель», 1967. - 463 с.

140. Толстая A. JI. Отец: жизнь JI. Толстого. В 2-х т. М.: Книга, 1989.-Т. 1.-502 с.

141. Толстая С. А. Дневники: В 2 т., 1862-1900. М.: «Худ. литература», 1978. - Т. 1. - 606 с.

142. Толстая С. А. Толстой в жизни. Тула: Приокское кн. изд-во, 1982.-269 с.

143. Толстой JI. Н. Полное собрание сочинений: В 90 т. // Юбилейное издание. - М.: Терра, 1992.

144. Трегубов JI. Вагин Ю. Эстетика самоубийства. Пермь, 1995.-388 с.

145. Труммал А. Ю. Роман Флобера "Бувар и Пекюше" в зарубежной и русской критике. (Автореферат кандидатской диссертации-Тарту, 1964.

146. Флобер Г. О литературе, Искусстве, писательском труде: В 2 т. М.: «Художественная литература», 1984.

147. Флобер Г. Собр. соч.: В 5 т. М.: Правда, 1956.

148. Флобер Г. Собр. соч.: В 4 т. -М.: Правда, 1971.

149. Фортунатов Н. М. Творческая лаборатория JI. Толстого. Наблюдения и раздумья. М.: «Сов. писатель», 1983. - 319 с.

150. Франс А. Идеи Гюстава Флобера // Франс А. Собрание сочинений: В 8 т. М., 1960. - Т. 8. - С. 228-235.

151. Фрейд 3. Я и Оно: В 2 т. Тбилиси: Мерани, 1991.

152. Фрид Я. Гюстав Флобер. // Флобер Г. Собрание сочинений: В 3 т.-М., 1983. -Т.1. С. 5-29.

153. Фрид Я. Письма Флобера Тургеневу. // Новый мир. -1955.-№6.

154. Хализев В. Своеобразие художественной пластики в романе "Война и мир" // В мире Толстого. М.: «Сов. писатель», 1978.-528 с.

155. Хварцкия Е. В. Критика JI. Н. Толстым эстетики модернизма. -М.: «Сов. писатель», 1982. -432 с.

156. Хохулина JI. Н. Тургенев и Флобер (характер романа и литературного стиля). Канд. дисс. Тбилиси, 1987.

157. Храпченко М. Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М.: «Художественная литература», 1977.-446 с.

158. Храпченко М. Б. Лев Толстой как художник. М.: «Художественная литература», 1978. - 580 с.

159. Храпченко М. Б. Художественное творчество, действительность, человек. М.: «Сов. писатель», 1982. - 416с.

160. Черневич М. И. Штейн А. Л. Яхонтова М. А. История французской литературы. М,: Просвещение, 1965. - 639 с.

161. Чернец Э. Эволюция образа Анны Карениной в связи с творческой историей романа. // Вестник МГУ. 1961. - №1. - С. 61-69.

162. Чернышевский Н. Г. Военные рассказы графа Л. Н. Толстого. // Полное собрание сочинений. — М.: Гослитиздат, 1952. -Т.3.- 884 с.

163. Чичерин А. В. Возникновение романа-эпопеи. М.: «Сов. писатель», 1958. - 372 с.

164. Чичерин А. В. Проблемы мастерства Толстого // Вопросы литературы. 1959. -№1. - С. 36- 59.

165. Чичерин А. В. Идеи и стиль. О природе поэтического слова. М.: «Сов. писатель», 1968. - 299 с.

166. Чичерин А. В. Ритм образа. Стилистические проблемы.- М.: «Сов. писатель», 1973. 278 с.

167. Чудаков А. Антиномии Jl. Н. Толстого // Чудаков А. Слово вещь - мир. От Пушкина до Толстого. — М.: Совр. писатель, 1992.-317 с.

168. Чхартишвили Г. Писатель и самоубийство. М.: Новое литературное обозрение, 2000. - 576с.

169. Шекспир В. Комедии, хроники, трагедии, сонеты: В 2 т.- М.: РИПОЛ ИНТЕРДИАЛЕКТ, 1994.

170. Шкерин М. О мастерстве писателей. М.: Моск. рабочий, 1965. -260 с.

171. Шкловский В. Б. Лев Толстой. // Избранные произведения: В 2 т. М.: Молодая гвардия, 1967. - 655 с.

172. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление: В 2 т. -Минск: ООО Попурри, 1999.

173. Штирнер М. Единственный и его собственность.-Харьков: Основа, 1994. 560 с.

174. Эйхенбаум Б. М. Лев Толстой. 70-е годы. Л.: «Художественная литература», 1974. - 359 с.

175. Эйхенбаум Б. М. О прозе. Сборник статей. Л.: «Художественная литература», 1969. — 503 с.

176. Эйхенбаум Б. М. Толстой и Шопенгауэр. // Литературный современник, 1935. № 11. - С. 20-42.

177. Эйхенгольц М. Д. Поэтика Флобера. // Флобер Г. Избранные произведения. М.-Л., 1928. С. 3-18.

178. Эйхенгольц М. Д. Творчество Флобера. // Флобер Г. Избранные сочинения. М.: Гослитиздат, 1947. - 3-23 с.

179. Эйхенгольц М. Д. Флобер и французский реализм 50-х г.г. // Литературная учеба. 1936. - №3. - С. 51-60.

180. Эльсберг Я. Е. О художественном мастерстве писателя-реалиста. // Мастерство русских классиков. М.: Гослитиздат, 1959.-511 с.

181. Эльсберг Я. Е. Стили реализма и русская литература второй половины XIX века. // Типология стилевого развития XIX века. М.: Наука, 1977. - 496 с.

182. Юм Д. Малые произведения. М.: Канон, 1996. - 459 с.

183. Albalet A. Gustave Flaubert et ses amis. Paris, 1927.

184. Barbey d'Aureville J. Gustave Flaubert // Le roman contemporain. Paris, 1902.

185. Bardeche M. L'oeuvre de Flaubert. Le sept couleurs, 1974.

186. Baudelaire Ch. Oeuvres completes. Paris, 1968.

187. Bloom A. L'agonie de l'homme moderne ou l'amour dans "Madame Bovary". 11 Commentaire. Paris, 1992/93. - Vol. 15. -№60.-P. 785-797.

188. Brombert V. The Novels of Flaubert. New Jork, 1966.

189. Brombert V. Flaubert par lui-meme. Paris, 1971.

190. Brombert V. Flaubert, (ecrivains de toujours). Paris, 1973.

191. Carlut C. Essais sur Flaubert. Paris, 1979.

192. Canu J. Flaubert auteur dramatique. Paris, 1946.

193. Czyba L. Mythes et ideologie de la femme dans les romans de Flaubert. Lion, 1983.

194. Danger P. Sensations et objets dans le roman de Flaubert. -Paris, 1973.

195. Dedeyan C. Le nouveau mal du siecle de Baudelaire a nos jours. Paris, 1968.

196. Deshaies G. Psychologie du suiside. Paris, 1947.

197. Douchen J. L. Le sentiment de l'absurde chez Gustave Flaubert. Paris, 1970.

198. Dumesnill R. En marge de Flaubert. Paris, 1928.

199. Dumesnill R. Gustave Flaubert. L'homme et l'oeuvre avec des documents inedits. Paris, 1932.

200. Dumesnill R. La vocation de Gustave Flaubert. Paris, 1961.

201. Dumont. Fr. Naissance de romantisme contemporain. — Paris, 1942.

202. Faguet E. Flaubert. Paris, 1899.

203. Flaubert G. Madame Bovary. M., 1957.

204. Gaultier J. de. Le Bovarisme. Paris, 1907.

205. Gerrard L. The Romantic Woman in Ninetheeth Century Fiction: A Comparative Study of Madame Bovary, La Regenta, The Mill of the Floss, and The Awakening. Dissertation. — University of California, 1979.

206. Girard R. Mensonge romantique et verite romanesque. — Grasset, 1961.

207. Jost F. Litterature et suicide. // Revue de Litterature comparee. Paris, 1968.-№2.-P. 161-198.

208. Lambros Anna V. Proxemics as a Reflection of Psychological Terror in Madame Bovary. // Orbis Literarum 50: 214222. Copenhagen, 1995.

209. Maigron L. Le Romantisme et les moeurs. Essai d'etude historique et sociale. Paris, 1910.

210. Monferier J. Le suicide. Paris, 1970.

211. Moussa S. Le Souffle de Flaubert. // Litterature. Paris,1995.-№99.-P. 97-111.

212. Moussa S. Flaubert et les piramides. // Poetique. Paris,1996.-№107.

213. Nadeau M. G. Flaubert ecrivain. Paris, 1969.

214. Nadeau M. Monsieur Bovary. // Quinzaine literature. -Paris, 1995.-№673.-P. 13-14.

215. Proal L. Le Crime et le Suicide Passionnels. Paris, 1900.

216. Richard J. P. Stendal et Flaubert. Paris, 1954.

217. Schor N. Breaking the chain: Women, theory, authors. N. Y., 1985.

218. Tanner T. Adultery in Novel. Baltimore, 1979.

219. Tillett M. G. On reading Flaubert. L., 1961.

220. Valette B. Esthetique du roman moderne: Le roman en France: XlXe-XXe siecles. Paris, 1985.

221. Varende J. La. Flaubert par lui-meme. Paris, 1958.

222. Vargas L. M. The Perpetual Orgy. N. J., 1986.

223. Wetherill P. M. Flaubert et la Creation litteraire. Paris, 1969.

224. Williams D. A. Psychological determinism in "Madame Bovary". Hull, Univ. of Hull publ., 1973.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.