Роман Л.Н. Толстого "Анна Каренина". Библейские цитаты как средство выражения авторской идеи тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Кириченко, Оксана Алексеевна

  • Кириченко, Оксана Алексеевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2008, Ульяновск
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 205
Кириченко, Оксана Алексеевна. Роман Л.Н. Толстого "Анна Каренина". Библейские цитаты как средство выражения авторской идеи: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Ульяновск. 2008. 205 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Кириченко, Оксана Алексеевна

Введение.

Глава 1. «Мне отмщение, и Аз воздам»: семантика эпиграфа к роману «Анна Каренина».

1.1. Семантика эпиграфа в литературной критике дореволюционного периода.

1.2. Семантика эпиграфа в литературоведении советского периода.

1.3. Семантика эпиграфа в современном толстоведении.

1.4. Семантика эпиграфа в контексте религиозных воззрений JI.H. Толстого 70-х годов XIX века.

Глава 2. «Скрыл от премудрых и открыл детям и неразумным»: проблема Богопознания и Богообщения в романе «Анна Каренина».

2.1. Константин Левин, Долли Облонская и Кити Щербацкая: истории «возвращения» к Богу.

2.2. Варенька, Николай Левин, Кознышев, Каренин: пребывание во «внешнем христианстве».

2.3. Стива Облонский, Алексей Вронский, Анна Каренина: путь Богоотступничества.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роман Л.Н. Толстого "Анна Каренина". Библейские цитаты как средство выражения авторской идеи»

В творческой биографии JI.H. Толстого роман «Анна Каренина» занимает особое место. Его создание приходится на 70-е годы XIX века — период, который писатель назвал своим «духовным рождением»1. В трактате «Исповедь» он указал, что это время ознаменовалось сознательным «возвращением» к религиозным началам, заложенным в него воспитанием в христианской православной вере . Переживания этих лет, итоги духовных исканий нашли отражение на страницах созданного в эти годы романа. Своему другу философу H.H. Страхову J1.H. Толстой сообщал: «.во всем, почти во всем, что я писал, мною руководила потребность собрания мыслей, сцепленных между собою, для выражения себя.» .

В период создания романа «Анна Каренина» в религиозной жизни России происходили существенные изменения. Под влиянием либеральной политики государства отмечалось снижение авторитета церкви, русская интеллигенция все более удалялась от религии, увлекалась нигилистическими, порой радикальными идеями. Происходили перемены и внутри самой церкви, которая ощущала все большую зависимость от государства, становясь более «бюрократической». В связи с этим возникла своеобразная оппозиция между «официальной» религиозностью и монашествующим старчеством, сохраняющим церковное предание. Как отмечает протоиерей Г. Флоровский, «вновь оживает в России созерцательное монашество, всего больше под влиянием учеников великого старца Паисия, расселяющихся теперь по различным русским обителям и скитам. Восстанавливается умное делание и старчество. И это отвечало какой-то глубокой потребности. Искание духовной я£изни захватывает очень

1 В 1903 году во второй части «Введения» к своим «Воспоминаниям» J1.H. Толстой писал, что его «жизнь распадается на четыре периода: 1) тот чудный <.> невинный, радостный, поэтический период детства до 14 лет; потом второй ужасный 20-летний период грубой распущенности, служения честолюбию, тщеславию и, главное, похоти; потом третий, 18-летний период от женитьбы до <.> духовного рождения (выделено нами. — O.K.), который, с мирской точки зрения, можно бы назвать нравственным, <.> и наконец последний период <„.> пробуждения к истине.» (Толстой J1.H. Полное собрание сочинений. В 90 т. Т. 34. - М., 1992. - С. 347-348).

2 Подробно этот вопрос освещен в первой главе данной работы.

3 Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. В 90 т. Т. 62. - М., 1992. - С. 268. многих, и в самых разных пластах русского общества и народа. Очень остро и резко ставится вопрос о личном пути (курсив наш. - O.K.), о христианской личности»4.

Особенно злободневными вопросы религиозной жизни человека стали в 70-е годы XIX столетия, отмеченные полифоническим звучанием: усилением сектантского движения, возрождением мистического христианства, активным распространением протестантских идей. В обществе нарастали ощущения «духовной» тоски, «метафизического» отчаяния.

В истории изучения романа «Анна Каренина», насчитывающей уже более 130 лет, религиозная проблематика произведения долгое время находилась не периферии исследовательских интересов. Первыми христианский характер положенной в основу романа идеи отметили современники JT.H. Толстого, в основном писатели и философы — Ф.М. Достоевский, М.С. Громека, H.H. Страхов, Д.С. Мережковский5, но их работы носили общий, подчас тезисный характер и требовали продолжения исследований в данном направлении. Однако в литературоведении советского периода изучение этого произведения в контексте христианской религии прекратилось. В результате была создана концепция прочтения романа, игнорирующая его религиозное содержание. «Анну Каренину» предлагалось рассматривать либо как социальный роман, обличающий устои дворянско-помещичьего класса и пророчащий крестьянскую революцию6,

4 Флоровский Г. Пути русского богословия. - Вильнюс, 1991. - С. 390-391.

5 Достоевский Ф.М. Дневник писателя за 1877 год. «Опять обособление. Восьмая часть "Анны Карениной"», «"Анна Каренина" как факт особого значения», «Помещик, добывающий веру от мужика», «Раздражительность самолюбия», «Сотрясение Левина. Вопрос: имеет ли расстояние влияние на человеколюбие? Можно ли согласиться с мнением одного пленного турка о гуманности некоторых наших дам? Чему же, наконец, нас учат наши учителя?» // Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. В 30 т. Т. 25. — Л., 1983. - С. 51-63, 101-103; С. 172-175; С. 193-209, 218-223; Громека М.С. О Л.Н. Толстом (критический этюд по поводу «Анны Карениной»). — М., 1893; Страхов H.H. Критические статьи об И.С. Тургеневе и Л.Н. Толстом. - СПб., 1887. - С. 419-457; Мережковский Д.С. Толстой и Достоевский. Жизнь и творчество. - СПб., 1909.

6 Данный подход был реализован в следующих работах: Купреянова E.H. Роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина». - Тула, 1953; Билинкис Я.С. О творчестве Л. Толстого. - Л., 1959; Ермилов В.В. Роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина». - М., 1963; либо как философский, разрешающий вопросы «человеческого бытия» с философских позиций7.

В современном толстоведении мы можем наблюдать возрождение интереса к религиозному смыслу романа «Анна Каренина», хотя число работ по данной проблеме сравнительно мало. Среди наиболее заметных следует указать на многотомный труд М.М. Дунаева, отдельная часть которого посвящена жизни и творчеству Л.Н. Толстого и, в частности, анализу романа «Анна Каренина» с точки зрения соответствия его содержания положениям православия, на работу А.Г. Гродецкой, в отдельной главе которой рассматривается отражение агиографической традиции в романе «Анна Каренина» (на уровне стилизации, цитат, упоминания житийных героев и повторения житийных ситуаций), на исследование А.Б. Тарасова, посвященное проблеме праведничества в творчестве Л.Н. Толстого, в том числе в романе «Анна Каренина»8. Элементы анализа религиозной проблематики романа «Анна Каренина» можно найти в статьях И.Б. Мардова, A.M. Буланова, В.Б. Ремизова, В.И. Габдуллиной, М. Яхиапур9 и др. Среди зарубежных работ следует отметить труд американского исследователя Р.Ф. Густафсона, в котором предпринята попытка реконструкции духовного пути Л.Н. Толстого на материале его дневниковых

Храпченко М.Б. JI. Толстой как художник. - М., 1963; Одиноков В.Г. Поэтика романов Л.Н. Толстого. - Новосибирск, 1978.

7 См., например, работы: Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой. Семидесятые годы. -Л., 1974; Бабаев Э.Г. «Анна Каренина» Л.Н. Толстого. - М., 1978; Чуприна И.В. Нравственно-философские искания Л. Толстого в 60-е и 70-е гг. - Саратов, 1974.

8 Дунаев М.М. Лев Николаевич Толстой (1828-1910) // Православие и русская литература. - В 6-ти ч. Ч. IV. - М., 1998. - С. 141-186; Гродецкая А.Г. Роль предания в «Анне Карениной» // Гродецкая А.Г. Ответы предания: жития святых в духовном поиске Льва Толстого. - СПб., 2000. - С. 98-206; Тарасов А.Б. Что есть истина? (Праведники Льва Толстого).-М., 2001.

9 Мардов И.Б. «Отмщение и воздаяние» // Вопросы литературы. - 1998. - №4. -С. 144-169; Буланов A.M. Логика сердца в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина» // Русская литература. - 1991. - № 3. - С. 25-35; Ремизов В.Б. Муки и прозрения семьдесят пятого года (Л.Н. Толстой на пути к финалу «Анны Карениной») // Толстой и о Толстом: материалы и исследования. - М., 2002. - Вып. 2. - С. 223-245; Габдуллина В.И. Интерпретация евангельского мотива в романе Л. Толстого «Анна Каренина» // Литература и общественное сознание: варианты интерпретации художественного текста. -Бийск, 2002. - Вып. 7. - Ч. 1. - С. 50-52; Яхиапур М. «Анна Каренина» Л. Толстого и проблема морали в христианстве и исламе // Русская литература 19 в. и христианство. -М., 1997.-С. 336-339. записей, черновых набросков, художественного творчества и публицистики. Отдельную главу исследователь посвящает анализу романа «Анна Каренина», отмечая, что в этом произведении отразилось своеобразное понимание JI.H. Толстым христианской религии10. Связь романа «Анна Каренина» с христианством обозначена в статьях американских славистов JI. Кнапп (исследовательница обращает внимание на символичность названий имений, в которых живут герои романа, — Покровское (от Покров Пресвятой Богородицы) и Воздвиженское (от Воздвижение Креста Господня), Д. Коварски и Э. Манделкер (обе исследовательницы считают, что сцена в мастерской художника Михайлова перед картиной на сюжет из Евангелия от Иоанна служит ключом к пониманию судьбы заглавной героини романа)11 и др.

Общим для всех перечисленных работ является указание на отдельные христианские компоненты, присутствующие в романе, но в целом они не дают полного представления о его идейном содержании, на основе которого можно было бы предложить новую, отличную от устоявшейся в литературоведении советского периода, концепцию прочтения.

В нашем исследовании мы обращаем внимание на приведенные в тексте романа библейские цитаты. Подобный подход к изучению его религиозного смысла является новым, поэтому необходимо сказать о том, как он возник.

До сих пор приведенные в «Анне Карениной» библейские цитаты редко попадали в поле зрения исследователей. Исключением является эпиграф к роману - библейское изречение «Мне отмщение, и Аз воздам». Вопрос о его семантике и связи с содержанием романа в дореволюционное время поднимался в работах уже упомянутых нами Ф.М. Достоевского,

10 Густафсон Р.Ф. Обитель и Чужак: Теология и художественное творчество Льва Толстого. - СПб., 2003. Кнапп JI. Имения Покровское и Воздвиженское: «Лабиринт сцеплений» в «Анне Карениной» Л.Н. Толстого // Tolstoy Studies Journal. Vol. VIII. - New-York; Toronto, 1995. - C. 95; Коварски Д. Мимезис и моральное образование в «Анне Карениной» // Там же. — С. 61; Манделкер Э. Показать как пример и осудить: феноменология зрения в «Анне Карениной» // Там же. - С. 57.

М.С. Громеки, Д.С. Мережковского, в литературоведении советского периода - в трудах известных толстоведов E.H. Купреяновой, В.В. Ермилова, М.Б. Храпченко, В.Г. Одинокова, Б.М. Эйхенбаума, Э.Г. Бабаева, H.H. Гусева12, в современном литературоведении - в исследованиях М.М. Дунаева, А.Г. Гродецкой, И.Б. Мардова, Р.Ф. Густафсона и др.

При определении семантики эпиграфа исследователи совмещали различные подходы: рассматривали его в библейском контексте; в контексте религиозных взглядов JI.H. Толстого, при этом используя возможность личного общения с писателем (как, например, М.С. Громека) или опираясь на его дневники, переписку и религиозные трактаты, созданные в последние тридцать лет жизни; в контексте философии немецкого мыслителя Артура Шопенгауэра (автор этой версии - Б.М. Эйхенбаум). При этом, согласно существующей на сегодняшний день точке зрения, принято считать, что эпиграф не покрывает всего смысла романа и соотносится лишь с отдельными сюжетными линиями.

В данной работе для определения семантики эпиграфа мы использовали комплексный подход, рассматривая изречение «Мне отмщение, и Аз воздам» и в контексте Библии, и в контексте религиозных воззрений JI.H. Толстого, опираясь на его трактат «Исповедь», повествующий о религиозных взглядах писателя в 70-е годы XIX века, т.е. в период создания «Анны Карениной». В ходе дальнейшего исследования, сопоставляя полученное значение с содержанием всего романа, мы пришли к выводу, что эпиграф выражает собой общий идейный замысел произведения, позволяющий связать все его сюжетные линии в одну картину, и, кроме того, «опирается» на ряд других приведенных в тексте библейских цитат, анализ которых обогащает его смысл.

12 Купреянова E.H. Роман J1.H. Толстого «Анна Каренина». - Тула, 1953; Ермилов В.В. Роман J1.H. Толстого «Анна Каренина». - М., 1963; Храпченко М.Б. J1. Толстой как художник. — М., 1963; Одиноков В.Г. Поэтика романов J1.H. Толстого. - Новосибирск, 1978; Чуприна И.В. Нравственно-философские искания J1. Толстого в 60-е и 70-е гг. - Саратов, 1974; Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой. Семидесятые годы. - JL, 1974; Бабаев Э.Г «Анна Каренина» J1.H. Толстого. - М., 1978; Гусев H.H. Л.Н. Толстой. Материалы к биографии с 1870 по 1881 г. -М., 1963.

Это, в свою очередь, побудило нас обратить более пристальное внимание на использованные в романе библейские цитаты. Нашей предшественницей следует считать А.Г. Гродецкую, которая, анализируя использование Л.Н. Толстым житийных канонов, мимоходом отметила присутствие в романе скрытых опор на новозаветные тексты, а также «моменты буквального воплощения евангельских заповедей»13. Но исследовательница указала, лишь несколько параллелей, при более пристальном изучении их оказалось гораздо больше. В результате нашего исследования стало очевидно, что библейские цитаты использованы автором намеренно и представляют собой многоуровневую систему (возможно, тот самый «лабиринт сцеплений»14), изучение которой позволяет понять идейное содержание романа и особенности соотношения его сюжетных линий.

В данном случае нам представляется удачным следующее сравнение. Еще при жизни Л.Н. Толстого среди его современников существовала точка зрения, согласно которой считалось, что, написав «Анну Каренину», писатель вместо одного создал два романа - историю Анны Карениной и историю Константина Левина15. В ответ на одно из писем, автор которого считал, что в «Анне Карениной» «нет архитектуры и развиваются рядом две темы, ничем не связанные»16, Л.Н. Толстой заметил: «Напротив, я горжусь архитектурой — своды сведены так, что нельзя и заметить, где замок. И об этом я более всего старался. Связь постройки сделана не на фабуле и не на отношениях (знакомстве) лиц, а на внутренней связи. .Боюсь, что,

13 Гродецкая А.Г. Роль предания в «Анне Карениной» // Гродецкая А.Г. Ответы предания: жития святых в духовном поиске Льва Толстого. — СПб., 2000. -С. 13-14,152, 171.

14 В одном из своих писем к H.H. Страхову Л.Н. Толстой заметил, что при изучении романа «Анна Каренина», как и вообще при изучении любого произведения искусства, «нужны люди, которые бы показывали бессмыслицу отыскивания отдельных мыслей в художественном произведении и постоянно руководили бы читателей в том бесконечном лабиринте сцеплений (выделено нами. - O.K.), в котором и состоит сущность искусства, и к тем законам, которые служат основанием этих сцеплений» (Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. В 90 т. Т. 62. - М., 1992. - С. 269).

15 См., например: Станкевич A.B. Каренина и Левин // Вестник Европы. - 1878. -№4. - С. 784-820; №5. - С. 172-193.

16 Автором этого письма был ботаник и педагог С.А. Рачинский. Письма Толстого и к Толстому. - М.-Л., 1928. - С. 223. пробежав роман, Вы не заметили его внутреннего содержания»17. Если воспользоваться приведенными Л.Н. Толстым метафорами по отношению к библейским цитатам в «Анне Карениной», то они могут быть названы «замком», отыскав который, можно разомкнуть «своды» романа, постигнуть его скрытый для невооруженного глаза смысл и понять, каким образом держится вся его «конструкция».

Таким образом, положенная в основу нашего исследования тема, несмотря на кажущийся на первый взгляд частный характер, приобрела необходимые объем и глубину.

Недостаточная разработанность диссертационной темы, широкие возможности, которые предоставляет ее изучение для- понимания идейного содержания романа «Анна Каренина» и своеобразия его сюжетных сцеплений, а также возрастающий в последнее время литературоведческий интерес к изучению «библейского текста» русской классической литературы, ее религиозного смысла обусловили актуальность представленной работы. Вместе с тем анализ библейских цитат в романе дает материал, на основе которого можно делать выводы о том, как Л.Н. Толстой на момент своего «духовного рождения» понимал христианскую религию, позволяет обозначить векторы его дальнейшего духовного развития, тем самым вносит вклад в изучение религиозных воззрений писателя, его отношения к христианству.

Цель данной работы - раскрыть авторскую идею и своеобразие сюжетных сцеплений в романе «Анна Каренина» посредством анализа библейских цитат; определить семантику библейских цитат в романе и их связь с идейным замыслом Л.Н. Толстого.

В ходе достижения поставленной цели были реализованы следующие задачи: изучены религиозные воззрения Л.Н. Толстого периода

70-х годов XIX века на основе трактата «Исповедь», черновых вариантов религиозно-философских произведений, переписки писателя, а также свидетельств его родственников и ближайшего окружения;

- изучены работы, посвященные анализу идейного содержания романа «Анна Каренина», в частности о роли библейских цитат в произведении;-выявлены и систематизированы цитаты, заимствованные из Библии, в число которых входят точные, «закавыченные», «скрытые» цитаты, реминисценции; проведен текстологический анализ библейских цитат и реминисценций, присутствующих в романе;

- проанализированы наиболее известные на сегодняшний момент интерпретации эпиграфа к роману, определена семантика эпиграфа и других имеющихся в произведении библейских цитат в контексте религиозных исканий Л.Н. Толстого периода создания романа «Анна Каренина»;

- установлена идейно-художественная роль библейских цитат и реминисценций как средства выражения авторской идеи.

Объект исследования - роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина» в контексте религиозных воззрений автора.

Предмет исследования - библейские, цитаты, раскрывающие авторскую идею и своеобразие сюжетных сцеплений в романе «Анна Каренина».

Методологической основой диссертации являются исследования теоретико-литературного характера по проблеме цитирования в литературных текстах (И.В. Арнольд, Р. Барт, М.М. Бахтин, В.М. Жирмунский, А.К. Жолковский, В.А. Западов, А.П. Квятковский, Г.К. Косиков, Ю. Кристева, Г.А. Левинтон, М.Ю. Лотман, З.Г. Минц, И.П. Смирнов, Р.Д. Тименчик, В.Б. Томашевский, В.Н. Топоров, Г.Х. Тороп, И.В. Фоменко, Т.В. Цивьян и др.). Учитывались также практические разработки современных литературоведов, обращающихся к изучению религиозного смысла русской классической литературы, вопросов функционирования библейского текста в литературных произведениях (П.Е. Бухаркин, И.И. Виноградов, В.А. Воропаев, М.М. Дунаев,

И.А. Есаулов, В.Н. Захаров, В.А. Котельников, A.M. Любомудров, A.B. Моторин, Б.Н. Тарасов18 и др.).

В ходе исследования были использованы историко-типологический, биографический, интертекстуальный, структурно-семантический, герменевтический, аксиологический методы.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые библейские цитаты в романе «Анна Каренина» рассматриваются как средство выражения авторской идеи; с учетом религиозных воззрений JI.H. Толстого периода создания романа дается новая интерпретация эпиграфа к произведению; предлагается новое понимание идейного содержания романа и своеобразия соотношения его сюжетных линий.

Практическая значимость работы - результаты исследования могут быть использованы при составлении специальных курсов по изучению творчества JI.H. Толстого, при подготовке комментариев и примечаний к роману «Анна Каренина».

Положения, выносимые на защиту:

1. Роман «Анна Каренина» следует рассматривать в контексте религиозных воззрений JI.H. Толстого периода 70-х годов XIX века. Это позволяет занять более объективную позицию, более глубоко осмыслить авторскую идею.

2. В художественную ткань романа включены библейские цитаты и реминисценции как средство выражения авторской идеи; они концентрируют в себе идейное содержание произведения, определяют своеобразие его

18 Работа И.И. Виноградова «По живому следу: Духовные искания русской классики» (1987), диссертация П.Е. Бухаркина «Русская литература XVIII-XIX веков в контексте православной культуры» (1997) и его книга «Православная Церковь и русская литература в XVIII-XIX веках: Проблемы культурного диалога» (1996); диссертация И.А. Есаулова «Категория соборности в русской литературе XIX-XX веков» (1996) и книга с тем же названием, вышедшая в 1995 году; его же книга «Пасхальность русской словесности» (2004), диссертация В.А. Котельникова «Православие в творчестве русских писателей XIX века» (1994) и его книга «Православная аскетика и русская литература (на пути к Оптиной) (1994); работы A.B. Моторина «Духовные направления в русской словесности первой половины XIX века (1998) и И.П. Щеблыкина «Грани великих дарований (Новые подходы в изучении литературы)» (2001), объемный шеститомный труд М.М. Дунаева «Православие и русская литература» (начал печататься еще в 60-е гг. XX века и закончен в 2000-е) и др. сюжетных сцеплений, поддерживают смысловое напряжение внутри текста, т.е. представляют собой единое структурно-семантическое целое, своего рода «кристаллическую решетку» произведения.

3. С учетом религиозных воззрений писателя следует по-новому интерпретировать семантику эпиграфа «Мне отмщение, и Аз воздам»: жизнь, подчиненная удовлетворению собственных желаний и страстей, и, как следствие, утрата связи с Богом, отход от православия приводит к тому, что человек ослабевает, перестает ощущать «возможность жизни», «возможность и радость бытия», чувствует бессмысленность своего существования и разрушает собственную жизнь.

4. Библейские цитаты и реминисценции помогают раскрыть идею, воплотившуюся в образе того или иного героя, и определить его место в художественной системе произведения.

Апробация исследования - основные положения" работы представлены на Научных чтениях «Образ жизни и образ мыслей» (Ульяновск, 2005), Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, МГУ, 2006), Международной конференции молодых филологов (Эстония, Тартуский университет, 2006), Международной конференции «Бенджамин Франклин и Россия: к 300-летию со дня рождения» (Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И. Герцена, Институт международных связей, 2006), Всероссийской конференции «Многоликий Толстой» (Самарская государственная академия культуры и искусства, 2006), Международной научной конференции «Духовные начала русского искусства и образования. Никитские чтения» (Великий Новгород, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, 2007), Международном научном симпозиуме «Русская словесность в поисках национальной идеи» (Волгоград, Волгоградская академия государственной службы, 2007).

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, включающего 240 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Кириченко, Оксана Алексеевна

Заключение

Роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина» привлекал внимание исследователей достаточно часто, однако его религиозное содержание, отражение в произведении духовного опыта писателя остаются малоизученными проблемами. Данная работа показала, что роман следует рассматривать в контексте религиозных воззрений Л.Н. Толстого периода 70-х годов XIX века. Это позволяет раскрыть идейное содержание произведения на более глубоком уровне, приблизиться к пониманию авторского замысла. Для изучения религиозных исканий писателя в период создания романа существует достаточное количество источников — трактат «Исповедь», который, как показало исследование, может рассматриваться в качестве авторского комментария к «Анне Карениной», незаконченные работы религиозно-философского характера, переписка, воспоминания ближайших родственников и др.

В ходе изучения религиозного смысла романа было обнаружено, что в его художественную ткань включены библейские цитаты в различных вариациях: точные, «закавыченные», «скрытые» цитаты, реминисценции. Проведенное исследование показало, что библейские цитаты в романе представляют собой единое целое, определяют особенности его строения, концентрируют в себе его идейное содержание, могут быть названы своего рода «кристаллической решеткой» произведения. В данном случае можно говорить о том, что библейские цитаты используются писателем в качестве своеобразного кода, «расшифровка» которого помогает читателю понять скрытую на первый взгляд авторскую идею и особенности соотношения сюжетных линий романа. Автор посредством цитат незримо «присутствует» в тексте, «подсказывая» читателю, в каком русле следует понимать читаемое произведение, «снимая» возможность противоречивых и неоднозначных оценок.

Анализ библейских цитат и реминисценций в романе «Анна Каренина» позволил нам по-новому сформулировать идейное содержание произведения: подавление душевной жизни, доверие рационалистическому мышлению, подчинение собственным страстям и желаниям, стремление к чувственному, телесному удовольствию приводит к утрате связи с Богом, отпадению от православия и губительно как для самого человека, так и в целом для человечества, открывает дорогу злому, разрушительному началу. В процессе исследования были выделены следующие группы персонажей: герои, которые «возвращаются» к Богу, герои, которые пребывают во «внешнем христианстве», и герои, которые идут по пути Богоотступничества. К первой группе отнесены персонажи, периодически чувствующие на себе влияние «какой-то внешней силы», начинающие верить в Бога, понимать положения христианского православного вероучения, развивающиеся в направлении постижения Божьей воли. В рамках второй группы нами рассмотрены герои, которые считают себя христианами и признаются таковыми обществом, но духовно не развиваются. К третьей группе отнесены персонажи, которые идут на поводу у своих желаний и страстей, и перестают чувствовать Бога, верить в Него, понимать христианское православное вероучение. Опираясь на результаты исследования, можно интерпретировать роман «Анна Каренина» не только как гениальное произведение художественной литературы, но и как духовный феномен, в котором ставится вопрос о высших «вечных истинах», понимаемых в России как христианские ценности, и отношение к которым определило жизненные пути героев Л.Н. Толстого, их нравственные взлеты и падения.

Исследование библейских цитат в романе позволило по-новому взглянуть и на соотношение сюжетных линий в произведении. Ключевую роль для понимания идейного содержания играет образ Константина Левина, который «иллюстрирует» возможность для человека Богопознания и Богоообщения. Только на основе его изучения может быть понято значение сюжетных линий других героев, которое определяется следующим образом: отсутствие связи с Богом, ее утрата ведет к «горьким» последствиям.

Имеющиеся в тексте библейские цитаты и реминисценции помогают понять идейную сущность того или иного персонажа и определить его место в художественной системе произведения. Библейский текст служит Л.Н. Толстому своеобразным «инструментом», которым поверяется жизненная позиция персонажа, степень его религиозности. Оценка уровня духовного развития дается автором как непосредственно, через «наложение» библейского текста на образ героя, так и опосредованно, через отношение к нему персонажа. При этом для писателя важна не точность цитирования, но узнаваемость цитаты, возможность идентифицировать ее как библейскую.

На основе изучения религиозных воззрений Л.Н. Толстого периода создания романа «Анна Каренина» в работе сформулирована новая семантика эпиграфа «Мне отмщение, и Аз воздам»: жизнь, подчиненная удовлетворению собственных желаний и страстей, и, как следствие, утрата связи с Богом, отход от православия проводит к тому, что человек ослабевает, перестает ощущать «возможность жизни», «возможность и радость бытия», чувствует бессмысленность своего существования и разрушает собственную жизнь. Установленное значение предпосланного роману изречения позволяет связать его со всеми сюжетными линиями романа. В процессе приложения к тому или иному персонажу эпиграф раскрывается различными смысловыми гранями. Так, в истории Константина Левина, Долли Облонской, Кити Щербацкой имеет место «возвращение» к Богу, в то время как другие персонажи идут по пути «оставления» Его, навлекая на себя страшный нечеловеческий суд. В контексте романа его следует понимать как невозможность «возвращения» к Богу вследствие полной подчиненности своим страстям и наслаждению, доверия рационалистическому мышлению, игнорирования душевной жизни.

Проведенное исследование раскрывает особенности религиозных воззрений Л.Н. Толстого и его отношения к христианскому православному вероучению. В работе мы пришли к выводу, что в основе религиозного мировоззрения писателя лежит отказ от исключительного рационалистического мышления, опыт чувствования Бога и процесс его осмысления. Указанный гносеологической метод имеет много общего с существующей в православии практикой Богосозерцания. Анализ библейских цитат в романе показал, что для Л.Н. Толстого истинный путь к Богу и истинное христианство должны основываться на личном религиозном опыте. Другие пути - через признание существования Бога и необходимость делать добро разумом, через формальное исполнение церковных обрядов, наложение внешних ограничений на свою жизнь без преображения души, через получение удовольствия от собственной добродетельности, через исповедание вероучения на словах, без «дел веры» - называются ложными.

В ходе исследования в поле нашего зрения попали не все использованные в романе «Анна Каренина» библейские цитаты. Учитывая результаты данной работы, в дальнейшем представляется перспективным продолжить изучение библейского текста в названном произведении, а также применить использованную методологию в процессе анализа религиозного содержания других произведений Л.Н. Толстого. Полученные выводы о религиозных взглядах писателя, его отношении к православию, Священному Писанию в 70-е годы XIX века могут быть дополнены изучением духовной эволюции Л.Н. Толстого на протяжении всей его жизни, могут послужить опорным материалом для исследования произведений позднего периода.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Кириченко, Оксана Алексеевна, 2008 год

1. Тексты, дневники, письма и воспоминания

2. Апостолов Н.Н. Живой Толстой: жизнь Льва Николаевича Толстого в воспоминаниях и переписке. М., 2001.

3. Бирюков П.И. Биография Л.Н. Толстого: в 2-х кн. М., 2000. -Кн. 1,2.

4. Гусев Н.Н. Л.Н. Толстой. Материалы к биографии с 1870 по 1881 г. -М., 1968.

5. Дневники С.А. Толстой. 1860-1891.-М., 1928.

6. Л.Н. Толстой в воспоминаниях современников: в 2-х т. М., 1960. -Т. 1,2.

7. Л.Н. Толстой Н.Н. Страхов. Полное собрание переписки. Т. I. — Ottawa-Moscow. - 2003.

8. Переписка Л.Н. Толстого с А. Фетом // Литературное наследство. -Т. 37-38. -М., 1939.

9. Письма Толстого и к Толстому. М.-Л., 1928.

10. Русанов Г.А. Поездка в Ясную Поляну (24-25 августа 1883 г.) // Толстовский ежегодник 1912 г. М., 1912.

11. Толстой Л.Н. Анна Каренина // Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. В 90 т. Т. 18, 19. -М., 1992.

12. Толстой Л.Н. Анна Каренина. Черновые варианты // Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. В 90 т. Т. 20. М., 1992.

13. Толстой Л.Н. Дневники и записные книжки 1858-1880 // Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. В 90 т. Т. 48-49. М., 1992.

14. Толстой Л.Н. Произведения 1879-1884 гг. // Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. В 90 т. Т. 23. М., 1992.

15. Н.Толстой Л.Н. Письма 1873-1879 // Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. В 90 т. Т. 62. М., 1992.

16. Толстой Л.Н. Сказка. Житие Юстина Философа. Прения о вере в Кремле. О будущей жизни вне времени и пространства. О душе и жизни ее вне известной и понятной нам жизни. О значении христианской религии.

17. Определение религии-веры. Христианский катехизис // Толстой JI.H. Полное собрание сочинений. В 90 т. Т. 17. М., 1992.

18. Толстой C.JI. Об отражении жизни в «Анне Карениной» // Литературное наследство. Т. 37-38. - М., 1939.

19. Толстой С.М. Древо жизни. Толстой и Толстые. — М., 2002.

20. Фет A.A. Улыбка красоты: Избранная лирика и проза. М., 1995.

21. Чевский В.Р. У гр. Л.Н. Толстого в Ясной Поляне. Тула, 1908.

22. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. — Мн., 2005.1. Религиозная литература

23. Библейский словарь / сост. Э. Нюрстрем. — СПб., 2004.

24. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета / перепечатано с Синодального издания. -М., 1994.

25. Жития византийских святых. СПб., 1995.

26. Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия. Опыт построения христианского миросозерцания: в 2-х т. — СПб.: Сатисъ, 2002.-Т. 1,2.

27. Полный церковно-славянский словарь / сост. Прот. Григорий Дьяченко. М., 1993.

28. Святитель Николай Сербский. Миссионерские письма. Электронный ресурс. Режим доступа-http://www.psaltyr.ru/nikolai-serbskii.html.

29. Святого отца нашего Исаака Сирина, епископа бывшаго Ниневийского, слова духовно подвижнические. М., 1854.

30. Творения Святого Отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского. Толкование на Святого Матфея Евангелиста., Электронный ресурс. Режим доступа -http://www.pravoslavie.u^ib^oarmZl.htm.

31. Толковая Библия, или комментарий на все книги Св. Писания Ветхаго и Новаго Завета: в 3-х т. / под редакцией А. Лопухина. Петербург, 1904-1913. Репринт: Второе издание Института перевода Библии. -Стокгольм, 1987.

32. Флоровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991.

33. Научно-критическая литература3¡.Авсеенко В.Г. Очерки текущей литературы // Русский мир. 1875. -№ 34, 69.

34. Авсеенко В.Г. По поводу нового романа графа Толстого // Русский вестник. 1875. - № 5.

35. Алданов М. Толстой и Роллан. Т. 1. -Пг., 1915.

36. Анастасьева И.Л. Л. Толстой: духовная трагедия или «рождение от зверя к ангелу?» // Вестник московского университета. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2001. — № 4. — С. 155-165.

37. Андерсон Р. Блаженность и знание в творчестве Л. Толстого // Христианство и русская литература. СПб., 1999. - С. 289-297.

38. Андреев (Фейн) Г. Чему учил граф Лев Толстой. — М., 2004.

39. Анкутдинов К. К вопросу о пощечине: Л. Толстой и православие. Попытка анализа // Литературная Россия. М., 2004. - № 5. - С. 10-11.

40. Апостолов H.H. Л. Толстой, его жизнь и жизнепонимание. — Киев, 1920.

41. Архимандрит Антоний (А.П. Храповицкий). Нравственное содержание догмата о Святом Духе (Против Л. Толстого) (1896) // Л.Н. Толстой: pro et contra. СПб., 2000.

42. Асмус В.Ф. Религиозно-философские трактаты Л.Н. Толстого // Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. В 90 т. Т. 23. М., 1992.

43. Арнольд И.В. Проблема диалогизма, интертекстуальности и герменевтики (в интерпретации художественного текста). — СПб., 1995.

44. Бабаев Э.Г. «Анна Каренина» Л.Н. Толстого. М., 1978.

45. Бабаев Э.Г. Роман из современной жизни («Анна Каренина») // Лев Толстой и русская журналистика его эпохи. М., 1978. — С. 125-214.

46. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. -М., 1994.

47. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

48. Бахтин М.М. Конспекты лекций // Прометей. — Т. 12. М., 1980. -С. 262-264.

49. Белая И.А. Влияние христианства на учение Л. Толстого о сознании жизни // Христианство в мировой литературе: межвуз. сб. науч. ст. — Н. Новгород, 2000. С. 191-300.

50. Белоусова E.B. Библия в восприятии JI. Толстого // Литературная учеба.-2000.-№2.-С. 124-158.

51. Бердяев H.A. Ветхий и Новый завет в религиозном сознании Л. Толстого // Русские мыслители о Льве Толстом. Тула, 2002. — С. 362-382.

52. Бердяев H.A. О религиозном значении Л. Толстого // Вопросы литературы. М., 1989. - № 4. - С. 269-274.

53. Бердяев H.A. О характере русской религиозной мысли XIX века // Бердяев H.A. Собрание сочинений. Т. 3. Типы религиозной мысли в России. Париж, 1989. - С. 10-49.

54. Билинкис Я.С. О творчестве Л. Толстого. — Л., 1959.

55. Богомазова Н.Л. Религиозно-этические основания любви в учении Л.Н. Толстого // Л.Н. Толстой это целый мир: мат. XXXI Междунар. Толстовских чтений: в 2 ч. Ч. 2. - Тула, 2008. — С. 164-165.

56. Бочаров С.Г. О религиозной филологии // Литературоведение как проблема. М., 2001. - С. 483-498.

57. Буланов A.M. Логика сердца в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина» // Русская литература. 1991. - № 3. - С. 25-35.

58. Буланов A.M. Философско-этические искания в русской литературе вт. пол. 19 в. («ум» и «сердце»). Волгоград, 1991.

59. Булгаков С .Я. Л.Н. Толстой (1911) // Л. Н. Толстой: pro et contra. -СПб., 2000.

60. Буренин В. Литературные очерки // Новое время. 1877. - № 323.

61. Бурсов Б. Л. Толстой. Идейные искания и творческий метод. 1847-1862.-М., 1960.

62. Бухаркин П.Е. Православная церковь и русская литература в XVIII-XIX веках: проблемы культурного диалога. СПб., 1996.61." Вениамин (митрополит) Л.Н. Толстой // Духовный собеседник. -Самара, 2001.-№1/2.-С. 182-195.

63. Вера и неверие Льва Толстого. Беседа писателя Вячеслава Репина с епископом Вашингтонским и Сан-Францискским Василием (Родзянко) // Новый мир. 1998.-№7.-С. 150-163.

64. Вересаев В.В. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 3. Живая жизнь (О Достоевском и Льве Толстом). М., 1985.

65. Ветловская В.Е. Поэтика «Анны Карениной». Система неоднозначных мотивов // Русская литература. 1979. - № 4. - С. 17-37.

66. Виноградов И.И. Критический анализ религиозно-философских взглядов JI. Толстого. — М., 1981.

67. Виноградов И.И. По живому , следу: духовные искания русской классики: литературно-критические статьи. — М., 1987.

68. Габдуллина В.И. Интерпретация евангельского мотива в романе J1. Толстого «Анна Каренина» // Литература и общественное сознание: варианты интерпретации художественного текста. Бийск, 2002. - Вып. 7. -Ч. 1.-С. 50-52.

69. Гагаев А. Идущий быть правым: о споре Л. Толстого с Русской православной церковью // Литературная Россия. — М., 2003. — № 39. С. 5.

70. Галаган Г.Я. Л. Толстой. Художественно-этические искания. -Л., 1981.

71. Галактионова В. Одиночество, вместившее кривды России: (О духовных исканиях Л. Толстого) // Молодая гвардия. 2002. - № 2. -С. 108-120.

72. Гвоздев A.B. Святоотеческие корни антропологии и гносеологии И.В. Киреевского // Вестник Православного Свято-Тихвинского гуманитарного университета. Сер. 1. - 2006. - № 15.

73. Глаголев B.C. Л. Толстой как христианский мыслитель // Идейное наследие русской философии. СПб., 2000. - С. 73-79.

74. Гродецкая А.Г. «Семейное» и «хрестьянское» в «Анне Карениной» // Мир филологии. М., 2000. - С. 212-226.

75. Гродецкая А.Г. Роль предания в «Анне Карениной» // Гродецкая А.Г. Ответы предания: жития святых в духовном поиске Льва Толстого. СПб., 2000. - С. 98-206.

76. Громека М.С. О Л. Н. Толстом (критический этюд по поводу «Анны Карениной»). М., 1893.

77. Грот Н.Я. Нравственные идеалы нашего времени // Вопросы философии и психологии. — 1893. — №. 16. — С. 129-154.

78. Гудзий Н.К. История писания и печатания «Анны Карениной» // Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. В 90 т. Т. 20. — М., 1992.

79. Гулюк J1.A. Липич Т.И. Л.Н. Толстой о смысле жизни и современность // Духовное возрождение. Белгород, 2002. - Вып. 11, 12. -С. 10-13.

80. Гуреева Н.В. Прюфанное и сакральное время в романе «Анна Каренина» // 7-я Нижегородская сессия молодых ученых (гуманитарные науки): тезисы. Н. Новгород. - 2002. - С. 170-172.

81. Гусев H.H. «Исповедь». История писания и печатания // Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. В 90 т. Т. 23. -М., 1992. С. 515-524.

82. Гусейнов A.A. Вера, Бог и ненасилие // Свободная мысль. 1997. — №7.-С. 46-55.

83. Густафсон Р.Ф. Обитель и Чужак. Теология и художественное творчество Л. Толстого. — СПб., 2003.

84. Денисова Э.И. Образы «света» и «тьмы» в романе «АннаКаренина» //Яснополянский сборник, 1980. — Тула, 1981. С. 95-105.

85. Дистерло P.A. Граф Л.Н. Толстой как художник и моралист. СПб., 1887.

86. Дробат Л.С. «И зажжется их огнями сердца дремлющая мгла» (Л.Н. Толстой и A.C. Хомяков) // Толстой это целый мир: статьи и исследования. — М.: Пашков дом, 2004.

87. Дунаев М.М. Лев Николаевич Толстой // Православие и русская литература. В 6 ч. Ч. IV. М.: Христианская литература, 1998. - С. 3-347.

88. Дыханова Б.С. Образ Стивы Облонского в системе нравственно-философского содержания романа «Анна Каренина» // Литература и философия: сб. науч. трудов. Свердловск. - 1984. — С. 111-121.

89. Евангельский текст в русской литературе XVIII—XX веков. Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр: сб. научных трудов. Вып. 5. — Петрозаводск, 1994-2005.

90. Евнин Ф.И. «Мысль народная» в «Анне Карениной» («Анна Каренина» и окончательный переход Толстого на позиции патриархального крестьянства) // Известия Академии Наук СССР. Отделение Литературы и языка. М., 1954. - Т. 13. - Вып. 1. - С. 66-68.

91. Есаулов И.А. Пасхальность русской словесности. М., 2004.

92. Есаулов И.А. Христианское основание русской литературы: соборность // Литературная учеба. 1998. - Кн. 1. - С. 105-123.

93. Жданов В.А. Творческая история «Анны Карениной». М., 1957.

94. Жданов В.А., Зайденшнур Э.Е. История создания романа «Анна Каренина» // Толстой Л.Н. Анна Каренина. М., 1970.

95. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977.-С. 327-340.

96. Жолковский А.К. Чужое как свое // Жолковский А.К. Блуждающие сны и другие работы. М. ,1994.

97. Зайцев К.И. Толстой как явление религиозное // Русские мыслители о Льве Толстом. — Тула, 2002. С. 520-551.

98. Западов В.А. Функции цитат в художественной системе «Горя от ума» // A.C. Грибоедов. Творчество. Биография. Традиции. М., 1986.

99. Захаров В.Н. Христианский реализм в русской литературе // Проблема исторической поэтики. 2001. - Вып. 6. — С. 5-20.

100. Зеньковский В.В. Проблема бессмертия у Л.Н. Толстого // Русские мыслители о Льве Толстом. Тула, 2002. - С. 333-361.

101. Иванова Н.В. Мотив вины и ответственности в романе «Анна Каренина» // Русская философия: новые исследования и материалы: проблемы методологии и методики. — СПб., 2001. — С. 284-291.

102. Ильин В.Н. Загадка религиозной и художественной природы Льва Толстого // Русские мыслители о Льве Толстом. — Тула, 2002. С. 573-586.

103. Ильин В.Н. Миросозерцание гр. Л. Н. Толстого. СПб., 2000.

104. Ильин И.А. Мировоззрение Льва Толстого // Русские мыслители о Льве Толстом. Тула, 2002. - С. 552-572.

105. Иоанн архиепископ Сан-Франциский Д.А. К истории русской интеллигенции (революция JL Толстого). М., 2003.

106. Касаткина Т.А. О литературоведении, научности и религиозном мышлении // Литературоведение как проблема. — М., 2001. С. 461-468.

107. Касаткина Т.А. Философия пола и проблема женской эмансипации в «Крейцеровой сонате» Л. Толстого // Вопросы литературы. — 2001. — №4. — С. 209-222.

108. Квятковский А.П. Аллюзия; Пародия; Реминисценция; Центон // Квятковский А.П. Поэтический словарь. М., 1966.

109. Климова С.М. «Женское тело» и проблема жизни и смерти в романе «Анна Каренина» // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук. 2000. - Вып. 23. - С. 61-63.

110. Климова С.М. От кризиса семьи в произведениях Л. Толстого к «религии семьи» в творчестве В. Розанова // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук. 2000. — Вып. 20. - С. 67-69.

111. Клюзова М.М. Метафизические основы нравственно-религиозного жизнепонимания Л. Толстого // Этическая модель. М., 2002. - Вып. 3. -С. 211-235.

112. Кнапп Л. Имения Покровское и Воздвиженское: «Лабиринт сцеплений» в «Анне Карениной» Л.Н. Толстого // Tolstoy Studies Journal. Vol. VIII. New-York; Toronto, 1995.

113. Коварски Д. Мимезис и моральное образование в «Анне Карениной» // Tolstoy Studies Journal. Vol. VIII. New-York; Toronto, 1995.

114. Козлов H.C. Интеллектуальные, философские и социальные искания Л. Толстого // Философия и общество. М., 2003. - №4. -С. 131-145.

115. Кондратьев A.C. Религиозно-философский аспект художественной антропологии Толстого // Русская литература и философия: постижение человека. Липецк, 2002. - С. 83-85.

116. Коровин В.И. Стихотворение Ф. Тютчева "Близнецы": Русские классики Ф. Тютчев, И. Тургенев, Л. Толстой и философия А. Шопенгауэра. М., 2007.

117. Косиков Г.К. Поэтика и герменевтика. // Вопросы литературы. -1993.-Вып. З.-С. 42.

118. Котельников В.А. Оптина пустынь и русская литература // Русская литература. Л., 1989. - №4. - С. 3-27.

119. Котельников В.А. Христианский текст русской литературы // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. — 2000. №3. -С. 154-162.

120. Котельников В.А. Православные подвижники и русская литература. М., 2002.

121. Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1993. - № 4.

122. Кройчик Л.Е. Свительский В.А. Русская литература 19 в.: Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов. — Воронеж,,1996.

123. Кудрявая Н.В. Религиозно-нравственное учение Л. Толстого: философские аспекты // Педагогика. М., 1993. — №1. - С. 82-87.

124. Кузин М. Толстой в Оптиной пустыни // Подьем. 2003. - №8. -С. 176-186.

125. Купреянова E.H. Роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина». -Тула, 1953.

126. Купреянова E.H. Эстетика Л.Н. Толстого. М.; Л., 1966.

127. Левинтон Г. К проблеме литературной цитации // Материалы XXVI научной студенческой конференции. Литературоведение. Лингвистика. -Тарту, 1971.

128. Леннквист Б. Славянский вопрос в романе «Анна Каренина» // Яснополянский сборник-2006. Тула, 2006. - С. 81-88.

129. Леонтьев К. О романах гр. Л.Н. Толстого. Анализ, стиль и веяния (критический этюд). М., 1911.

130. Листрова-Правда Ю.Т. Библейские и иные текстовые реминисценции в русской литературной речи // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. — Воронеж, 2004. № 2. - С. 79.

131. Лихачев Д.С. Лев Толстой и традиции древней русской литературы // Лихачев Д.С. Литература-реальность-литература. — Л., 1981.

132. Личутин В. Последний Евангелист // Москва. 1999. - №12. -С. 176-182.

133. Лозовская Е.Л. Бесспорное и спорное в изучении романа «Анна Каренина» // Проблемы метода и стиля. Челябинск, 1976. - С. 160-166.

134. Ломунов К.Н. Жизнь Л. Толстого. М., 1981.

135. Ломунов К.Н. Новые темы в современном толстоведении // Яснополянский сборник. Тула, 1992.— Вып. 18.— С. 8-15.

136. Лосский Н.О. Нравственная личность Толстого // Русские мыслители о Льве Толстом. Тула, 2002. - С. 244-258.

137. Лотман Ю.М. Текст в тексте // Труды по знаковым системам: Текст в тексте. Тарту, 1991. - Вып. XIV (567).

138. Лурье Я.С. После Льва Толстого. Исторические воззрения Толстого и проблемы 20 в. СПб., 1993.

139. Любомудров А. Церковность как критерий православности явлений культуры // Литературная учеба. 2000. - Кн. 5\6. - С. 120-144.

140. Маймин Е.А. Лев Толстой: Путь писателя. — М., 1980.

141. Манделкер Э. Показать как пример и осудить: феноменология зрения в «Анне Карениной» // Tolstoy Studies Journal. Vol. VIII. New-York; Toronto, 1995.

142. Мардов И.Б. Путь восхождения. M., 1993.

143. Мардов И.Б. Лев Толстой: прозрение и мнимодушевность // Вопросы литературы. 2000. -№1. - С. 161-172.

144. Мардов И.Б. «Отмщение и воздаяние» // Вопросы литературы. — 1998.-№4.-С. 144-169.

145. Мардов И.Б. Лев Толстой на вершинах жизни. — М., 2003.

146. Мелешко Е.Д. Философия непротивления Л. Толстого: систематическое учение и духовный опыт. Тула, 1999.

147. Мень А. Библия и русская литература // Наука и религия. -М., 1994.-№2.-С. 16-19.

148. Мережковский Д.С. Толстой и Достоевский. Жизнь и творчество. -СПб., 1909.

149. Минц З.Г. «Забытая цитата» в поэтике русского постсимволизма // Семиотика и история: Тр. по знаковым системам. Вып. XXV (936). Тарту, 1992. - С.123-136.

150. Минц З.Г. Функции реминисценций в поэтике Ал. Блока // Тр. по знаковым системам. Тарту, 1973. - Вып. VI (308).

151. Минц З.Г., Лотман Ю.М. Индивидуальный творческий путь и типология культурных кодов // Сб. ст. по вторичным моделирующим системам. Тарту, 1973.

152. Моисеева H.A. Русская философия Толстого: учения о человеке, религии, обществе. М., 2000.

153. Моторин A.B. Духовные направления в русской словесности первой половины XIX века. — Новгород, 1998.

154. Назаров В.Н. Метафоры непонимания: Л.Н. Толстой и Русская церковь в современном мире // Вопросы философии. М., 1991. - №8. -С. 155-156.

155. Немировская Л.З. Религия в духовном поиске Толстого. М., 1992.

156. Немцева В.И. К спорам о смысле эпиграфа к роману «Анна Каренина» // Яснополянский сборник, 1988. Тула, 1988. - С. 93-104.

157. Никитина Н. Л. Толстой между Ветхим и Новым Заветом // Корни. Саратов, Н. Новгород, 2003. - № 19. с. 86-91.

158. Николаев O.P. Тихомиров Б.Н. Этическое православие и русская литература // Христианство и русская литература. СПб, 1994. - С. 5-49.

159. Николаева Е.В. Духовный климат эпохи и художественный мир позднего Толстого // Литература в школе. 1997. — № 5. - С. 61-71.

160. Николаева Е.В. Константин Левин и пути русской интеллигенции // Мир филологии. -М., 2000. С. 227-234.

161. Овсянико-Куликовский Д.Н. Собрание сочинений. Т. 3. Л.Н. Толстой. М-Пг., 1923.

162. Овсянико-Куликовский Д.Н. Л.Н. Толстой. Очерк его деятельности, характеристика его гения и призвания. СПб., 1908.

163. Одиноков В.Г. Поэтика романов Л.Н. Толстого. — Новосибирск, 1978.

164. Опульская Л.Д. Мировоззрение Л. Толстого // История филологии. T. 4.-М., 1959.-С. 50-61.

165. Освобождение от догм. История русской литературы: Состояние и пути изучения: в 2 т. М.: Наследие, 1997.

166. Осмоловский О.Н. «Анна Каренина» как новый тип философско-психологического романа // Проблемы литературных жанров. — Томск, 2002. Ч. 1. - С. 286-291.

167. О. Иоанн Кронштадтский (И.И. Сергеев). Ответ на обращение гр. JI.H. Толстого к духовенству (1903) // JI.H. Толстой: pro et contra. — СПб., 2000.

168. От редакции. Что случилось по смерти Анны Карениной // Русский вестник. 1877. -№ 7. - С. 448-462.

169. Палишева Г.М. В поисках гармонии: (О линии Левина в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина» // Проблемы художественного метода и жанра. Л., 1978. - С. 46-52.

170. Петровская Е. В. Мечта и молитва в поэтическом мире Л. Толстого (1850-1860-е гг.) // Русская классика: между архаикой и модерном. -СПб., 2002. С. 76-87.

171. Плетнев Р. О духах зла и дьяволе у Достоевского и Толстого // Новый журнал. Нью-Йорк. - 1975. - № 119. - С. Ю6.

172. Порудоминский В.И. «Помоги, Отец!» Молитва в ' жизни Л. Толстого // Человек. 1999. - Вып. 2. - С. 162-180.

173. Проскурина Т.Д. Роман «Анна Каренина» — пролог к «Исповеди» Л. Толстого // Писатель, творчество:' современное восприятие. -Курск, 1999.-С. 27-38.

174. Проскурина Т.Д. Семейные отношения в романах A.C. Пушкина «Евгений Онегин» и Л. Толстого «Анна Каренина» в контексте времени // Филологические науки. 2000. - № 2. - С. 93-98.

175. Рачин Е.И. Философские искания Л. Толстого. М., 1993.

176. Ремизов В.Б. Обретение своего пути (Л. Толстой читает И. Канта и А. Шопенгауэра) // Философские записки. Воронеж, 2001. - Вып. 15. -С. 50-60.

177. Ремизов В.Б. Муки и прозрения семьдесят пятого года (Л.Н. Толстой на пути к финалу «Анны Карениной») // Толстой и о Толстом: материалы и исследования. М., 2002. - Вып. 2. — С. 223-245.

178. Ремпель Е.А. Библейские речения, сюжеты, мотивы в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города», «Господа Головлевы»,

179. Пошехонская старина»: Автореф. дис. . к. филол. н.: 10. 01. 01. -Саратов, 2004.

180. Розанов B.B. JI. Толстой и русская церковь // Розанов В. Сочинения. Т. 1. Религия и культура. М., 1990. - С. 355-368.

181. Розанов В.В. Об отлучении гр. JI.H. Толстого от Церкви (1902 -1906) // Л.Н. Толстой: pro et contra. СПб., 2000.

182. Свинцов В. Вера и неверие: Достоевский, Толстой, Чехов и др. // Вопросы литературы. 1998. - № 5. - С. 176-207.

183. Свительский В.А. Логика авторской оценки в романе Л. Толстого «Анна Каренина» // Толстовский сборник. Тула, 1975. — Вып. 5. - С. 57-68.

184. Скабичёвский A.M. Мысли по поводу текущей литературы // Биржевые ведомости. 1875. - № 42.

185. Сливицкая О.В. «Движение жизни» в «Анне Карениной»: характер-решение-поступок-событие-сюжет // Толстовский ежегодник — 2002. — Тула, 2003.-С. 362-397.

186. Сливицкая О.В. О многозначности восприятия «Анны Карениной» // Русская литература. — 1990. — № 3. — С. 34-47.

187. Смирнов И.П. Порождение интертекста: Элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества Б.Л. Пастернака. — СПб, 1995.

188. Сохряков Ю.Л. Мировоззрение русских классиков 19 в. и Православие // Отечество. М, 2002. - Вып. 10. - С. 15-19.

189. Станкевич A.B. Каренина и Левин // Вестник Европы. 1878. -№4. - С. 784-820; №5. - С. 172-193.

190. Стасов В.В. По поводу гр. Льва Толстого (письмо в редакцию) // Новое время. — 1877. № 434.

191. Страхов H.H. Критические статьи об И.С. Тургеневе и Л.Н. Толстом. СПб, 1887. - С. 419-457.

192. Страхов H.H. Толки о Л.Н. Толстом // Русские мыслители о Льве Толстом. Тула, 2002. - С. 67-94.

193. Суворин A.C. «Анна Каренина» // Русские ведомости. 1876. -№43.

194. Суворин A.C. Литературные очерки // Новое время. 1877. -№ 432.

195. Сухов А.Д. Философ ли Л.Н. Толстой? // История философии. -М., 1999.-№4.-С. 185-198.

196. Сухов А.Д. Л. Толстой и религия // Философия и общество. -2001.-№ 1.-С. 115-129.

197. Сухов А.Д. Яснополянский мудрец: традиции русского философствования в творчестве Л. Толстого. — М., 2001.

198. Сушков Б. Альтернативный Толстой // Сушков Б. Пророк в своем отечестве. Пушкин. Гоголь. Толстой (О невостребованных идеях и идеалах русских гениев). Тула, 2003. - С. 323-568.

199. Такаюки Е.М. Религиозные взгляды Л.Н. Толстого на проблему сексуальности // Русская литература 19 в. и христианство. М., 1997. -С. 303-311.

200. Тамарченко Н.Д. Идея непротивления у Л. Толстого: религиозно-философские версии и художественные трактовки // Известия Академии наук. Сер. лит. и яз. М., 2003. - Т. 63. - № 1. - С. 3-13.

201. Тамарченко Н.Д. Русский роман и проблема теодеции // Slavia orientalis-Warzawa. 1994. - Rocz. 43. - №3. - S. 311 -324.

202. Тарасов А.Б. Проблема праведничества в «Войне и мире» // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. — 2001. — № 4. — С. 17-22.

203. Тарасов А.Б. Христианские и нехристианские основы «народных рассказов» Толстого // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. М., 2000. - № 3. - С. 137-144.

204. Тарасов А.Б. Хронологические рамки «духовного перелома» Л.Н. Толстого // Литературоведческий журнал. 2001. - № 15. - С. 280-286.

205. Тарасов А.Б. Что есть истина? Праведники Л. Толстого. М., 2001.

206. Тарасов А.Б. «Путаница понятий» и «свет любви» в нравственных исканиях Константина Левина // Литературная учеба. — № 1. — 1996.

207. Тарасов А.Б. В поисках высшей правды: Л. Толстой и православие как духовная и научная проблема // Литературная учеба. М., 2001. - № 6. -С. 74-82.

208. Тарасов А.Б. Духовный путь Льва Толстого // Глагол. 2001. - № 6.

209. Тарасов Б.Н. Лев Толстой читатель Блеза Паскаля // Вопросы литературы. - 1997. - № 6. - С. 86-101.

210. Тарасов Б.Н. Куда движется история? Метаморфозы людей и идей в свете христианской традиции. — СПб, 2002.

211. Гносеологические и онтологические основы религиозного учения Л.Н.Толстого // Вопросы философии. 2001. - № 8.

212. Тименчик Р.Д. Принципы цитирования у Ахматовой в сопоставлении с Блоком // Тезисы I Всесоюзной (III) конференции «Творчество А. Блока и русская культура XX века». — Тарту, 1975. -С. 124-125.

213. Тименчик Р.Д. Текст в тексте у акмеистов // Труды по знаковым системам. Тарту, 1981. - Вып. XIV (567). - С. 65-75.

214. Тихомиров Б.Н. Достоевский цитирует Евангелие: Заметки текстолога // Достоевский: Материалы и исследования. СПб., 1996. — Т. 13.-С. 189-194.

215. Тихомиров Б.М. Гаршин, Достоевский, Толстой: к вопросу о соотношении евангельского и народного христианства в творчестве писателя // Статьи о Достоевском 1971 2001. - СПб., 2001. - С. 89-107.

216. Ткачев П.Н. Критический фельетон // Дело. 1875. - № 5.

217. Ткачев П.Н. Салонное художество // Дело. 1878. - № 2, 4.

218. Томашевский Б.В. Пушкин читатель французских поэтов // Пушкинский сборник памяти С.А. Венгерова. — М.; Пг., 1923. - С. 210-213.

219. Топоров В.Н. Об одном случае соотношения текста с его литературным претекстом: «El desdichado» и его параллели в русском акмеизме // Структура текста-81: Тез. симпозиума. М., 1981. - С. 154-157.

220. Тороп Г.Х. Проблема интекста // Труды по знаковым системам: Текст в тексте. Тарту, 1981. - Вып. XIV (567). - С. 33-44.

221. Успенский И.Н. Роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина». М., 1954.

222. Фет А.А. Что случилось по смерти Анны Карениной в «Русском вестнике»? // Литературное наследство. М., 1939. - Т. 37/38.

223. Флоровский Г.В. У истоков // Русские мыслители о Льве Толстом. -Тула, 2002.-С. 511-519.

224. Фоменко И.В. Цитата // Русская словесность. 1998. - № 1. — С. 73-78.

225. Фоменко И.В. Цитата // Введение в литературоведение: Литературное произведение: основные понятия и термины. М., 1999. -С. 496-506.

226. Функции эпиграфа // Давыдова Т.Т., Пронин В.А. Теория литературы. М., 2003. - С. 209-213.

227. Хализев В.Е., Шешунова C.B. Литературные реминисценции // Хализев В.Е., Шешунова C.B. Цикл A.C. Пушкина «Повести Белкина». — М., 1989.

228. Храпченко М.Б. Л. Толстой как художник. М., 1963.

229. Христианские истоки русской литературы: сб. научных трудов / отв. редактор В.Н. Аношкина. -М., 2001.

230. Христианство и русская литература / отв. редактор

231. B.А. Котельников. Вып. 1-4. - СПб., 1994-2002.

232. Цивьян Т.В. Материалы к поэтике А.Ахматовой // Труды по знаковым системам. — Тарту, 1967. Вып. III.

233. Чуйко В.В. Очерки литературы. Роман гр. Л. Толстого: «Анна Каренина» // Голос. 1875. - № 37, 72, 105.

234. Чуприна И.В. Нравственно-философские искания Л. Толстого в 60-е и 70-е гг. Саратов, 1974.

235. Шестов Л.И. Разрушающий и созидающий миры // Русские мыслители о Льве Толстом. Тула, 2002. - С. 168-210.

236. Шкловский В. Л. Толстой. -М., 1963.

237. Щеблыкин И.П. Грани великих дарований (Новые подходы в изучении литературы). Пенза, 2001.

238. Щеблыкин И.П. Классика и современность: Нравственные проблемы русской литературы XVIII-XX вв. — Пенза, 1991.

239. Эйхенбаум Б.М. Толстой и Шопенгауэр // Литературный современник. 1935. -№ 11. - С. 134-149.

240. Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой. Семидесятые годы. Л., 1974.

241. Эпиграф // Квятковский А. Поэтический словарь. М., 1966.1. C. 356.

242. Яхиапур М. «Анна Каренина» Л. Толстого и проблема морали в христианстве и исламе // Русская литература 19 в. и христианство. -М., 1997.-С. 336-339.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.