Скульптура буддийского монастыря Шуанлиньсы (г.Пинъяо) в период династии Мин (1368 -1644) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат наук Вэй Сяо

  • Вэй Сяо
  • кандидат науккандидат наук
  • 2019, ФГБОУ ВО «Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова»
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 199
Вэй Сяо. Скульптура буддийского монастыря Шуанлиньсы (г.Пинъяо) в период династии Мин (1368 -1644): дис. кандидат наук: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. ФГБОУ ВО «Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова». 2019. 199 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Вэй Сяо

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПОЛИХРОМНАЯ СКУЛЬПТУРА ПИНЪЯОСКОГО

МОНАСТЫРЯ ШУАНЛИНЬСЫ, СОЗДАННАЯ В ПЕРИОД ДИНАСТИИ

МИН (1368-1644):ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ПЛАСТИКА И ЕЕ КУЛЬТУРНО-

ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

Раздел 1.1. Происхождение и развитие китайской полихромной

скульптуры

Раздел 1.2. Известные мастера китайской буддийской полихромной

скульптуры

Раздел 1.3. Социокультурный контекст полихромной скульптуры

пинъяоского монастыря Шуанлиньсы, созданной в эпоху Мин

ГЛАВА 2. СОХРАНИВШАЯСЯ ПОЛИХРОМНАЯ СКУЛЬПТУРА В

ПИНЪЯОСКОМ МОНАСТЫРЕ ШУАНЛИНЬСЫ И ТЕХНИКИ ЕЕ

СОЗДАНИЯ

Раздел 2.1. Современное состояние сохранившейся полихромной

скульптуры в пинъяоском монастыре Шуанлиньсы

Раздел 2.2. Техники создания буддийской полихромной

скульптуры

ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЛИХРОМНОЙ СКУЛЬПТУРЫ ДИНАСТИИ МИН В ПИНЪЯОСКОМ

МОНАСТЫРЕ ШУАНЛИНЬСЫ

Раздел 3.1. Художественные особенности полихромной скульптуры

пинъяоского монастыря Шуанлиньсы, созданной в эпоху Мин

Раздел 3.2. Эстетические особенности барельефов Шуанлиньсы и

скульптуры в подвесном размещении

Раздел 3.3. Эстетическая психология полихромной скульптуры

династии Мин в пинъяоском монастыре Шуанлиньсы

Раздел 3.4. Художественные особенности полихромной скульптуры династии Мин в монастыре Шуанлиньсы как отражение специфики

национального менталитета

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Скульптура буддийского монастыря Шуанлиньсы (г.Пинъяо) в период династии Мин (1368 -1644)»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы диссертационного исследования. Искусству китайской полихромной скульптуры более тысячи лет. Оно занимает важное место в истории китайской цивилизации. Полихромная скульптура пинъяоского монастыря Шуанлиньсы (), созданная в эпоху династии Мин (1368 -1644), является частью богатого культурного наследия обители и имеет своеобразные черты. Скульптура Шуанлиньсы не только является наиболее характерным примером искусства скульптуры периода Мин, но и обладает высокой научно-исследовательской ценностью.

В теоретических трудах, посвященных традиционному художественному и культурному наследию Китая, полихромной скульптуре монастырей уделено мало внимания. Большая часть изданий по полихромной скульптуре монастыря Шуанлиньсы представляет собой путеводители или популярные брошюры с краткими комментариями. Практически отсутствуют системные всесторонние исследования. В этой связи избранная тема имеет большие перспективы для научного изучения, а результаты изыскательской работы расширят представление о культурном и художественном значении всего ансамбля монастыря, привлекут к нему внимание мировой общественности, ученых, любителей истории, культуры и туристов.

Данная работа также имеет большое значение для современной скульптурной практики в Китае, так как описывает и исследует специфику художественных и эстетических воззрений национальной культуры, что принципиально важно для сохранения идентичности в современном пространстве мультикультурализма и глобализации.

Буддийское искусство создания статуй - вершина китайской скульптуры. Оно опирается одновременно на скульптурные и живописные традиции, подчеркивает состояние духа персонажа, использует особенности цвета, демонстрируя свою уникальную эстетическую ценность.

В данном исследовании рассматривается происхождение, развитие, эволюция полихромного скульптурного искусства Китая, а также проявленные в этом контексте философские идеи, национальные особенности, культурное содержание, религиозная концепция, художественная специфика и эстетические представления. Работа показывает, как выражаются культурные особенности Китая в художественном творчестве и каким образом в произведениях искусства отражается духовность.

Кроме исследования скульптуры Шуанлиньсы, данная работа основывается также на исторических и архивных материалах, документах, научных изданиях, альбомах, схемах и других материалах, посвященных проведению и изложению результатов систематического изучения и научного описания полихромной скульптуры династии Мин в пинъяоском монастыре Шуанлиньсы. Полученные результаты могут дополнить историю китайского искусства и историю полихромной скульптуры провинции Шаньси.

Скульптура Шуанлиньсы - это совокупность ценнейших художественн ых произведений, которые не только объективно отражают высокий технолог ический уровень полихромной пластики династии Мин, но и демонстрируют общий художественный облик знаменательной исторической эпохи.

Объективное описание и полноценное историческое исследование упомянутых исторических памятников расширяет имеющуюся о них информацию и призвано усилить меры по их охране.

Изучение данной темы способствует определению места и значения полихромной скульптуры монастыря Шуанлиньсы в городе Пинъяо в пространстве мирового культурного наследия и истории мировой скульптуры.

Степень научной разработанности темы. В настоящее время публикации на китайском языке о полихромной скульптуре монастыря Шуанлиньсы - это в основном художественные альбомы, книги по религии и

археологии, отдельные монографии. Стоит также отметить ряд статей в периодических изданиях.

Среди каталогов и альбомов выделяются следующие:

- подготовленный квалифицированной научной редколлегией (главный редактор Ян Бода) ( Ш № Ш ) полный каталог произведений китайского искусства «Художественные произведения китайского искусства. Сводный каталог скульптуры династий Юань1, Мин и Цин2» (1988), состоящий из трех частей: исторический обзор, иллюстративная часть и описание памятников. Однако в книге размещены только семь примеров интересующих нас объектов полихромной скульптуры династии Мин пинъяоского монастыря Шуанлиньсы с кратким описанием.

- «Полный каталог коллекций монастырской храмовой скульптуры» (редактор Цзинь Вэйно) (^ШШ), состоящий из пяти томов. Один из них, «Минские и цинские статуи в храмах и монастырях» под редакцией Цзинь Вэйно (2005, том 4), также включает небольшое количество репрезентативных произведений полихромной скульптуры, которые сопровождаются краткими пояснениями.

- фотокаталог (по сути, своего рода атлас) Ма Юаньхао (Ц % ^) «Полная коллекция буддийского искусства. Статуи Будды (полихромная скульптура) монастыря Шуанлиньсы» (2009) представляет произведения пластики с точки зрения профессиональной фотографии, подчеркивая красоту полихромной скульптуры монастыря. Каталог содержит также краткий информационный текст об особенностях трактовки полихромных статуй Будды с точки зрения религии.

- составленная Ли Чуном (^ М) и Дин Фэнпином (ТМ^) книга «Художественная жемчужина полихромной скульптуры (монастырь Шуанлиньсы) - всемирное культурное наследие» (2002) включает

1 Династия Юань - (1271—1368)

2 Династия Цин - (1644 - 1912)

полнофигурные изображения скульптур и выразительные фрагменты полихромной скульптуры всех павильонов монастыря. Текст содержит религиоведческий и искусствоведческий комментарий.

- книга «Полихромная скульптура монастыря Шуанлиньсы (избранная коллекция)», подготовленная Цзинь Вэйно (2003), состоит из двух частей: предисловия и альбомной части. В предисловии кратко изложена история создания полихромных скульптур и фресок в монастыре Шуанлиньсы. Альбом включает в себя не только наиболее яркие примеры круглой скульптуры монастыря, но и рассказывает о целом ряде типичных барельефов и скульптур в подвесном размещении. На сегодняшний момент это издание является наиболее полным атласом по полихромной скульптуре интересующего нас периода создания в исследуемом монастыре.

Монографии

Китайское искусство скульптуры имеет долгую историю и высокую научную ценность. Однако первые исследования китайских ученых в этой области появились только в начале прошлого века. Хотя к настоящему моменту достигнуты некоторые результаты, однако, сфера охвата упомянутых исследований все еще недостаточно обширна. Среди подготовленных монографий по истории китайской скульптуры стоит отметить книгу под редакцией Ван Цзыюни (^ ^ ^) «История китайской скульптуры» (три тома, 2012). Книга представляет собой комплексное исследование процесса эволюции древнекитайского искусства скульптуры и форм ее художественного выражения. В книге под редакцией Цзинь Вэйно и Ло Шипина () «История китайского религиозного искусства» (1995) всесторонне рассмотрено развитие религиозного искусства Поднебесной в соответствии с порядком чередования китайских династий и с учетом географических и религиозных особенностей. Вышедшая в Народном художественном издательстве книга «Искусство скульптуры Китая» Чжао Мэна (^ВД) (2013) воссоздает культурный контекст, в котором развивалась

китайская скульптура. В книге говорится о происхождении китайской скульптуры, проводится анализ ее эстетических качеств и определяются тенденции развития. Также упоминается о полихромной скульптуре пинъяоского монастыря Шуанлиньсы в изданной Ван Цзябинем (ЖШШ) и Ван Хэ (Ж Ш) книге «История китайской скульптуры» (2005), труде Лан Тяньюна (^ ШК) и Ли Чжэна (^ ^) «История искусства многоцветной китайской скульптуры» (2000), работе Фань Сяоцзе (^^^), Чжан Ина (Щ Ü) и Чжан Дэлу (Щ Ш М) «Шаньсиская художественная история» (2009) и других монографиях по истории. Однако в них по большей части либо даны краткие и поверхностные трактовки полихромной скульптуры, либо содержатся отдельные упоминания. В то же время стоит отметить, что все перечисленные авторы дали высокую оценку полихромной скульптуре монастыря Шуанлиньсы.

Количество исследователей полихромной скульптуры пинъяоского монастыря из других стран достаточно ограничено. Можно упомянуть вышедшую в США книгу «Китайская скульптура» (2003) авторства Ли Суна (^fé), Анджелы Фалко Говард (Angela Falco Howard), Яна Хуна (ШШ) и У Хуна (ЖЩ). «Древняя китайская скульптура» (перевод - Чэнь Юньцянь (^ ^ ^ ), выпущенная совместно китайским Издательством иностранной литературы и Издательством Йельского университета, была одновременно опубликована на китайском и на английском языках, благодаря чему книга получила распространение по всему миру. Основная ее часть написана китайскими и зарубежными учеными, поэтому работа совместила все последние достижения в изучении древнекитайской скульптуры. В книге приведен краткий обзор полихромной скульптуры монастыря Шуанлиньсы, и не представлены результаты глубокого исследования.

Среди трудов по буддийской полихромной скульптуре наиболее полное введение в тему полихромной скульптуры пинъяоского монастыря Шуанлиньсы содержится в книге «Шаньсиская древняя полихромная

скульптура», написанной Чай Цзэцзюнем (и Чай Юйминем (2008). Данная работа относится к категории художественной археологии, содержит подробные описания данных измерений главных полихромных скульптур Шуанлиньсы; в ней кратко анализируются памятники с точки зрения религиоведения и искусствоведения. Эта книга представляет некоторые важные справочные данные для изучения нашей темы. Лишь книга Ван Юнсяня () и Ли Цзяньпина (^^^) «Любование древней шаньсийской полихромной скульптурой» (2003) дает развернутую оценку памятников. В ней, хотя и кратко, проанализированы художественно-образные качества некоторых полихромных скульптур эпохи Мин монастыря Шуанлиньсы. В книге «Полная коллекция китайской традиционной технологии. Скульптура», написанной Тан Чжаоцзи (ШШШ) (2005), хотя не рассматриваются непосредственно полихромные скульптуры Шуанлиньсы, однако, затронуты вопросы технологии ее создания, которые имеют значение для изучения особенностей такой пластики.

Линь Баояо ( ) в своей книге «Полное собрание сочинений

буддийского искусства - буддийская художественная лекция» (2008) рассуждает о древнекитайской скульптуре с точки зрения религиоведения. Эта работа представляет собой краткое изложение эстетики буддизма, что очень полезно для понимания некоторых базовых принципов и концепций создания буддийских статуй. Написанная Ли Динся () и Бэй Хуавэнь (Й^^) книга «Мудра статуи Будды» (1991) содержит важный материал по изучению иконометрии памятников, их пропорциональных отношений. Труд был переведен на китайский Гун Бучабу (), который работал в должности генерального директора школы для иностранцев во времена правления императора Цяньлуна династии Цин. Это издание имеет справочное значение для изучения буддийских статуй в контексте изучения полихромной скульптуры.

Среди вышеуказанных публикаций не все авторы анализировали полихромную скульптуру Шуанлиньсы. В ряде изданий они ограничивались лишь иллюстрациями, где-то отсутствовали даже упоминания. В целом авторы монографий крайне немногословны в том, что касается анализа полихромной скульптуры, но все сходятся в чрезвычайно высокой оценке этих произведений с точки зрения их места и роли в искусстве Китая, что лишний раз подтверждает актуальность нашего исследования.

Статьи в научных журналах

Среди них можно отметить: «Краткое описание искусства полихромной скульптуры пинъяоского монастыря Шуанлиньсы», автор Ян Лиянь (Ш Ш ^); «Анализ динамичного искусства полихромной скульптуры пинъяоского монастыря Шуанлиньсы» Чжан Фаньжуна ( ^ Ш Ш ); «Полихромная скульптура пинъяоского монастыря Шуанлиньсы -альтернативная красота» Сюй Шупина (ШШ^) и Чжун Вэньцая (); «Линия как основа структуры - анализ эстетической ориентации буддийской статуи в монастыре Шуанлиньсы» Ян Сяоюй (Ш ^ Ш) и др. В отношении журнальных публикаций можно сказать, что каждая из них посвящена изучению какого-либо аспекта памятника, анализу определенной художественной характеристики. Из-за ограниченности объема результаты разбора далеки от всесторонности.

В теоретических исследованиях китайской традиционной скульптуры все большее внимание привлекают фрагменты скульптур в древних каменных пещерах. Подобные изыскания отличаются глубиной и широтой охвата проблематики. Однако специально темой полихромной скульптуры в храмовых памятниках никто не занимается.

Как видно из выше сказанного, на настоящий момент специальных исследований по полихромной скульптуре монастыря Шуанлиньсы крайне мало. Тема недостаточно разработана даже в рамках общей теории и истории

искусства. Как правило, исследование пластики Шуанлиньсы сводится к констатации ее большого значения и краткому описанию памятников. Отсюда возникают трудности в поиске информации и анализе историографии. В то же время сложившаяся ситуация дает большую свободу в выстраивании исследования, выработке концепций и критериев анализа.

Среди трудов на русском языке можно выделить такие фундаментальные работы, как энциклопедия «Духовная культура Китая» в 5 томах с дополнительным 6 томом, вышедшим в 2010 году; двухтомник В.Г. Белозёровой «Традиционное искусство Китая» (2016); учебное пособие М.Е. Кравцовой «История искусства Китая» (2004); «История культуры Китая» того же автора (2003); «Евразия и всемирность» В.В. Малявина (2015); его же «Китайская цивилизация» (2001), «Китайский этос, или Дар покоя» (2016), «Повседневная жизнь Китая в эпоху Мин» (2008), «Средоточия. Избранные эссе, доклады интервью, рецензии» (2011); «Китайская раннебуддийская скульптура IV - VIII вв. в общем пространстве "классической" скульптуры античного типа» И.Ф. Муриан (2005); «Искусство Китая» (альбом) Н.А. Виноградовой (1988) и др.

Чаще всего эти труды отличаются широтой охвата материала, поэтому или совсем не описывают, или кратко упоминают интересующую нас полихромную скульптуру.

Отдельного внимания заслуживают идеи выдающегося китаеведа В.В. Малявина. Например, его мысль о том, что для китайской скульптуры невидимое внутреннее важнее визуального внешнего; что для китайца нет определенной грани, разделяющей земное и небесное, поэтому исследователь говорит о принципе телесной духовности как специфическом признаке китайского менталитета, который, безусловно, находит свое отражение в пластике); что в китайском мышлении нет характерной для запада бинарной оппозиции идея/вещь, и покой (а скульптура неподвижна по определению) выше движения, поскольку последнее возникает из первого, и это, по-видимому, отражает важное отличие китайского мышления от западного:

последнее исходит из бытия как первичного понятия, а первое - из понятия отсутствия, пустоты (начало - в отсутствии).

Однако В.В. Малявин и другие видные исследователи при всей ценности их идей не занимаются конкретным и подробным анализом художественных качеств и культурологических особенностей полихромной скульптуры монастыря Шуанлиньсы.

В своей диссертации, написанной на русском зыке, Сунь Лунбэнь ф) отмечает очень важную особенность китайской скульптуры как части китайской картины мира: целостность, иерархия и гармония важнее самой скульптуры3.

Большую ценность представляют исследования В.Г. Белозёровой. Подытоживая свой материал о художественных принципах китайского искусства, она дает перечень его основных характеристик: «Стержнем художественной традиции стала национальная пластическая парадигма, сохранявшая базовые принципы во всех вариантах своих исторических воплощений. Для нее, прежде всего, характерно:

• понимание художественной формы не как замкнутого объема, а как русла, визуализирующего сквозные циркуляции энергии ци <.. .> ;

• восприятие формы не как массы, а как динамичной конфигурации единого пространственно-временного континуума, в котором граница между фоном и изображением относительна и изменчива;

• гармонизация формы балансировкой полярных визуальных качеств и противоположно направленных векторов движения;

• концентрация энергии в композиции элементов посредством доминанты центра и центростремительных векторов;

3 Сунь Лунбэнь. Китайская средовая скульптура: культурное наследие и религиозно-философская традиция / Лунбэнь Сунь [Электронный ресурс]. - https://cyberlemnka.ш/article/v/kitayskaya-sredovaya-skшlptшra-kultumoe-nasledie-i-religiozno-filosofskaya-traditsiya (дата обращения 23.08.2018).

• единство пластических принципов на макро- и микроуровнях художественной формы.4

Но и эти исследователи не занимаются конкретным и подробным анализом художественных качеств и культурологических особенностей пластики минского времени монастыря Шуанлиньсы.

Объект исследования. Объектом исследования данной работы является глиняная полихромная скульптура монастыря Шуанлиньсы в городе Пинъяо, провинция Шаньси, созданная в период династии Мин.

Монастырь Шуанлиньсы расположен в деревне Цяотоу ( Ш ^ ^ ) провинции Шаньси, в 6 километрах к юго-западу от уездного города Пинъяо. Это древний буддийский монастырь; один из важнейших буддийских монастырей в Ханьских областях (рис.1). В 1988 году он был включен в список национальных культурных реликвий, подлежащих государственной охране. Благодаря буддийским полихромным скульптурным работам эпохи Мин 3-го декабря 1997 года монастырь Шуанлиньсы вместе с древним городом Пинъяо и храмом Чжэньгосы (^ Щ ^) был включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО как культурный комплекс «Один город и два храма» (^ММ^).

Монастырь Шуанлиньсы ранее назывался Чжундунсы ( Ф Ш ^ ), поскольку город Пинъяо в период Вёсны и осени (770 г. до н.э. - 476 г. до н.э.) и период Сражающихся царств (475 г. до н.э. - 221 г. до н.э.) носил название Чжунду. Согласно древнейшему памятнику, сохранившемуся в монастыре, - надгробной надписи «Гугучжибэй» ( ( й й ^ ^ ) ) -относящейся к Дачжунсянфу (четвертый год правления династии Северная

4 Белозёрова В.Г. Художественная традиция / В.Г. Белозёрова [Электронный ресурс]. -

http://www. synologia.ш/a/%D0%A5%D 1 %83%Р0%В4%Р0%ВЕ%Р0%В6%Р0%В5%Р 1 %81 %Р 1 %82%Р0%В 2%Р0%В5%Р0%ВР%Р0%ВР%Р0%В0%Р 1 %^%20%Д 1 %82%Р 1 %80%Р0%В0%Р0%В4%Р0%В8%Р 1 %8

6%Р0%В8%Р 1 (дата обращения 20.05.2018).

Сун5, 1011 г. н.э.), монастырь Чжундунсы перестроили в эпоху династии Северная Ци6 (571 г. н.э.). В связи с этим история монастыря предположительно насчитывает более 1400 лет. Сохранившийся каменный фрагмент бывшего корпуса монастыря диаметром более 1 метра свидетельствуют о том, что первоначально монастырь Чжундунсы был масштабным для своего времени строением и имел величественный облик. Согласно «Мемориальной надписи на стеле отремонтированного монастыря Шуанлиньсы» ( ШШЖШ^ Ш Й ) за годы Даогуан династии Цинь7, в монастыре Чжундунсы постоянно курился фимиам и беспрерывным потоком шли посетители. Чжундунсы был уникальным местом паломничества, пока не погиб в пожаре. В период правления династии Сун8 монастырь был обновлен. Изменилось и название. За основу взяли одну из буддийских сутр, а именно «Шуанлиньжуме»9(" Ж ^ А Ж "). Так монастырь Чжундунсы был переименован в монастырь Шуанлиньсы, причем новое название у буддистов ассоциировалось со святым местом. На протяжении веков монастырь не раз претерпевал утраты от военных действий, от ветровой и водной эрозий. К концу династии Юань он пришел в плачевное состояние. Согласно записям на сохранившихся стелах, балках и глазури, с первого года Цзинтай династии Мин (1450 г.) монастырь начали перестраивать. Перестройка длилась при императорах Тяньшунь (ЖШ), Чэнхуа Хунчжи (ЗЛ^и), Чжэндэ (ХШ),

Цзяцин (^^) и Ваньли (^ М) и завершившись через три года после начала правления последнего в 1575 г. В монастыре полностью обновили дворец Будды, настенную живопись и статуи. Нынешние сооружения и полихромные скульптуры преимущественно являются произведениями эпохи Мин и Цин.

5 Династия Северная Сун - (960—1127гг.)

6 Династия Северная Ци - (550—577гг.)

7 Династия Цинь (221 г. до н. э. - 206 г. до н. э)

8 Династия Сун (960 — 1279гг.)

9«Шуанлинь» означает «двойная роща». Это место считается святым, поскольку буддисты верят, что в таком умер, т.е. погрузился в нирвану, Будда Шакьямуни. Этим объясняется название сутры - «Шуанлиньжуме» -дословно «две рощи входят в нирвану».

Монастырь Шуанлиньсы ориентирован по сторонам света, главные ворота выходят на юг. Общая территория обители - 15630 квадратных метров. Монастырь разделен на две части, восточную и западную. Буддийский храм находится на востоке (храм первоначально был местом жизни монахов), а монастырь расположен на западе. По линии центральной оси с юга на север по порядку размещены крепостные ворота ( М П ), павильон Небесного владыки (^^Ж), павильон Шакья (), павильон Махавира (^ Ш ^ Ж), павильон бодхисаттвы Чунди (Щ Щ Ж) и боковые павильоны. Всего В Шуанлиньсы 10 павильонов, образующих 3 двора. В целом архитектурный ансамбль монастыря очень стройный, симметричный и гармоничный (рис.2).

Самое заметное художественное достижение монастыря Шуанлиньсы - полихромная скульптура. Она унаследовала метод лепки китайской традиционной полихромной скульптуры, в то же время соединив ее с местными особенностями и буддийским каноном, несколько «китаизировав» последний. Полихромная пластика монастыря Шуанлиньсы включает в себя круглую скульптуру и барельефы. Существует также такие варианты бытования скульптуры как пристенная и подвесная (^Ш). Мастера не только продолжили изобразительный стиль полихромной скульптуры династий Сун и Юань, но и выразили особенности своего времени; их работы детализированы и носят реалистический характер. Скульпторы нашли также и новые формы выразительности, способы выразить темперамент и духовные качества персонажей. Для скульптуры Шуанлиньсы характерны жизненность, а также единство формы и духа. Изображения демонстрируют отточенную технику и талант древнекитайских мастеров.

Хотя полихромная скульптура Шуанлиньсы в целом носит буддийский характер, однако, учитывая влияние исторической среды и сочетания в Китае трех религиозных учений - конфуцианства, буддизма и даосизма - эта

пластика транслирует общие культурные ценности китайцев, их менталитет в целом.

Предмет исследования. Предметом данного исследования являются художественные особенности, технологии создания, иконографические особенности, а также типология, религиозное и культурное значение полихромной скульптуры эпохи Мин пинъяоского монастыря Шуанлиньсы.

Являясь основой традиционной китайской пластики, полихромная скульптура имеет уникальный художественный характер. Пластика минского времени из монастыря Шуанлиньсы обладает уникальной художественной ценностью.

Буддийское искусство полихромной скульптуры - пластическое искусство, которое тесно связано с изображением фигуры. В аспекте моделирования оно ограничивалось буддийскими канонами и в то же время находилось под влиянием образов реальных людей, что сформировало неповторимый стиль моделирования. Поэтому исследование полихромной скульптуры с точки зрения портрета дает возможность глубоко проанализировать характеристики изображения, а затем проследить коренные причины формирования уникального художественного образа скульптур монастыря Шуанлиньсы.

Буддийская полихромная скульптура относится к категории религиозного искусства и является идеальным сочетанием религии и искусства. Культовый характер - это ее наиболее существенная характеристика. Религиозное искусство как важная часть человеческой цивилизации выполняет не только собственно религиозные функции, но и отражает особенности национальной культуры. Поэтому полихромная скульптура династии Мин в пинъяоском монастыре Шуанлиньсы не только транслирует буддийские догматы и доктрины, но также воплощает философскую концепцию мирного сосуществования конфуцианства, буддизма и даосизма в Китае, а также демонстрирует уникальный

художественный дух китайской нации. Путем пошагового исследования выясняется, что мастера вложили в свои творения и религиозные, и собственно чувства; дальнейшее изучение религиозно-культурного синкретизма может в полной мере подчеркнуть всеобъемлющую ценность полихромной скульптуры династии Мин пинъяоского монастыря Шуанлиньсы.

Цель исследования

Цель исследования - показать своеобразие полихромной скульптуры буддийского монастыря Шуанлиньсы в период династии Мин на основе искусствоведческого, историко-культурологического и религиоведческого анализа; исследовать технологию создания скульптуры данного периода и ее художественные особенности.

Задачи исследования:

1. собрать, упорядочить и на основе искусствоведческих и религиоведческих методов проанализировать, провести всестороннее и полное исследование состояния сохранившейся полихромной скульптуры монастыря Шуанлиньсы; определить количество, видовые и тематические группы, типологию статуй, а также зафиксировать и описать наличие повреждений;

2. выяснить социальные, исторические, культурные и религиозные условия и исторический контекст создания полихромной скульптуры в пинъяоском монастыре Шуанлиньсы;

3. рассмотреть техники и материалы, используемые в полихромной скульптуре Шуанлиньсы в период династии Мин, проанализировать их художественные и физические возможности;

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Вэй Сяо, 2019 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ На русском языке

1. Авалокитешвара//Буддийская энциклопедия [Электронный ресурс].

http://vbuddisme.ru/wiki/%D0%90%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%BE

%D0%BA%D0%B8%D 1 %82%D0%B5%D 1 %88%D0%B2%D0%B0%D 1 %80% D0%B0 (дата обращения 20.05.2018).

2. Белозёрова В.Г. Традиционное искусство Китая / В.Г. Белозёрова. В 2-х т. Том 1. Неолит - IX век. - М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2016. -648 с., ил. C.326.327.328.340.341.

3. Белозёрова В.Г. Художественная традиция / В.Г. Белозёрова [Электронный ресурс].

http://ww.symlogia.rn/a/%D0%A5%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B 6%D0%B5%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0 %D 1 %8F%20%D 1 %82%D 1 %80%D0%B0%D0%B4%D0%B 8%D 1 %86%D0%B 8%D1%8F (дата обращения 20.05.2018).

4. Виноградова Н.А. Искусство Китая. - М.: Изобразительное искусство, 1988. -250 с.

5. Вышивка, батик, цветы из шёлка // Энциклопедия Китая [Электронный ресурс].

http://www.abirus.rU/content/564/623/625/645/656/863.html#3

(дата обращения 20.05.2018).

6. Вэй Сяо. Анализ преимуществ и недостатков китайского традиционного художественного воспитательного метода «передача знаний от учителя к ученику» / Сяо Вэй // Дом Бурганова. Пространство культуры. -2017. -№3. - С. 148-156.

7. Вэй Сяо. Исследование полихромной скульптуры пинъяоского монастыря Шуанлиньсы, созданной в период династии Мин / Сяо Вэй. Международный форум молодых исследователей искусства «Научная весна» 9-18 апреля 2018. - Москва: Министерство культуры Российской Федерации. Государственный институт искусствознания, 2018.

8. Вэй Сяо. К вопросу исследования полихромной скульптуры пинъяоского монастыря Шуанлиньсы, созданной в период в династии Мин / Сяо Вэй // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА /Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова. - 2018. - № 2. - Часть 1. -С.199-205.

9. Вэй Сяо. К вопросу об экологической ценности жилых пещер в западной части провинции Хэнань / Сяо Вэй // Дом Бурганова. Пространство культуры. - 2017. - № 2. - С. 120-127.

10. Вэй Сяо. Китайская полихромная скульптура буддийского монастыря Шуанлиньсы (г. Пинъяо) в период династии Мин» / Сяо Вэй // Тезисы научных работ. Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова, 2016. - С. 27-28.

11. Вэй Сяо. Художественные особенности полихромной статуи «Сканда» из монастыря Шуанлиньсы в Пинъяо / Сяо Вэй // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. - 2017. -№4.-С. 189-196.

12. Вэй Сяо. Художественные особенности полихромной статуи «Сканда» из монастыря Шуанлиньсы в Пинъяо / Сяо Вэй // Дом Бурганова. Пространство культуры. - 2018. - № 1. - С. 101-114.

13. Вэй Сяо. Эстетические особенности китайской традиционной буддийской полихромной скульптуры / Сяо Вэй // Строгановские чтения 2018. Материалы международной научной конференции «Материал -технология -форма как универсальная триада в дизайне, архитектуре, изобразительном и декоративном искусстве».18.05.2018. - Москва: МГХПА им.С.Г. Строганова, 2018. С. 260-264.

14. Вэй Сяо. Искусство скульптуры в пристенном и подвесном размещении пинъяоского монастыря Шуанлиньсы / Сяо Вэй// Дом Бурганова. Пространство культуры - 2018. - № 4. - С. 168-177.

15. Вэй Сяо. Буддийский характер полихромной скульптуры династии

Мин в пинъяоском монастыре Шуанлиньсы/ Сяо Вэй // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. - 2018. -№ 4. -ч. 2. С. 125-137.

16. Духовная культура Китая: энциклопедия в 6 т. Гл. ред. М.Л. Титаренко. - Москва: Восточная литература, 2006-2010. - 5504 с.

17. Китайское искусство. Принципы. Школы. Мастера. Сост., пер., вступит. ст. и коммент. В.В. Малявина. - Москва: Астрель-АСТ, 2004. - 432 с.

18. Кобзев А.И. Неоконфуцианство / А.И. Кобзев [Электронный ресурс].https://ipЫib.ru/greenstone3/librarv/collection/newphilenc/document/HAS H01beef84c672acb5a62e9dbe

(дата обращения 26.06.2018)

19. Кравцова М.Е. История искусства Китая. Учебное пособие / М.Е. Кравцова. - СПб.: Лань; ТРИАБА, 2004. - 960 с.: + вклейка (32 с.).

20. Кравцова М.Е. История культуры Китая / М.Е. Кравцова. - СПб.: Лань, 2003.-415 с.

21. Малявин В.В. О Китае. Путешествия / В.В. Малявин // Снова лёсс. Часть пятая. Скульптура Шаньси [Электронный ресурс].

http: //www. sredotochie. ru/snova-lyoss-chast-pvatava/ (дата обращения 22.08.2018).

22. Малявин В.В. Евразия и всемирность. Новый взгляд на природу Евразии / В.В. Малявин. -М.: Рипол-Классик, 2015. - 352 с.

23. Малявин В. В. Китайская цивилизация / В.В. Малявин. - М.: АСТ, Астрель, Дизайн. Информация. Картография, 2001. - 632 с.

24. Малявин В. В. Китайский этос, или Дар покоя /В.В. Малявин. -Иваново: Роща, 2016. - 522 с.

25. Малявин В. В. Повседневная жизнь Китая в эпоху Мин / В.В. Малявин. - М.: Молодая гвардия, 2008. - 496 с.

26. Малявин В.В. Средоточия. Избранные эссе, доклады интервью, рецензии /В.В. Малявин. - Иваново: Роща Академии, 2011. - 623 с.

27. Монахиня Иулиания (Соколова). Труд иконописца. - Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. - 352 с.

28. Муриан Инна. Китайская раннебуддийская скульптура 1У-УШ вв. в общем пространстве «классической» скульптуры античного типа. - М.: КомКнига, 2005. - 200 с.

29. Сунь Лунбэнь. Китайская средовая скульптура: культурное наследие и религиозно-философская традиция / Лунбэнь Сунь [Электронный ресурс].https://cyberleninka.ru/article/v/kitayskaya-sredovaya-skulptura-kulturme-msledie-i-reПgюzm-fflosofskaya-traditsiya

(дата обращения 23.08.2018).

30. Хабдаева А.К. История развития взаимоотношений буддизма и даосизма [Электронный ресурс].

https://cyberlemnka.щ/article/v/istoriya-razvitiya-vzaimootmshemy-buddizma-i-daosizma

(дата обращения 20.05.2018).

31. Целань-шэнь // Мифы народов мира. Цит. по: Энциклопедия мифологии. Целань-шэнь [Электронный ресурс].

https://dic.academic.ru/dic.nsf7enc_myphology/4373/%D0%A6%D0%95% Р0%9В%Р0%90%Р0%9Р%Р0%АС-%Р0%А8%Р0%АР%Р0%9Р%Р0%АС (дата обращения 20.05.2018).

32. Чебунин А.В. Философия и религия китайского буддизма. - Улан-Удэ, 2011 [Электронный ресурс].

http://docplayer.ru/39958577-Filosofiya-i-religiya-kitayskogobuddizma.html

(дата обращения 20.08.2018).

33. Ченнини Ченино. Книга об искусстве, или трактат о живописи. -СПБ: Библиополис, 2016. - 272 с.

34. Чжо Госэнь. Современная китайская скульптура в свете национальных философско-эстетических традиций. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата искусствоведения / Госэнь Чжо. - Спб, 2009 [Электронный ресурс].

https://dlib.rsl.ru/viewer/01003489703#?page=1

(дата обращения 20.07.2018).

35. Шевченко М.Ю. Строительные нормы династии Цин XVII-XX вв. и их интерпретация на примере главного павильона храма Вэньмяо в Куньмине// Вопросы всеобщей истории архитектуры. Вып. 8 1/2017/ Гл. ред. и сост. А.Ю. Казарян. — М.-СПб.: Нестор- История, 2017. - с.190-205

36. Шевченко М.Ю. Структура традиционного деревянного каркаса времен династий Сун и Цин// Архитектура Китая: два взгляда. - М., СПб, 2013. -С.257-269

На английском языке

37. Howard Angela Falco, Li Song, Wu Hung, Yang Hong. Chinese Sculpture. - New Haven, London, and Beijing: Yale University Press, 2003. -Pp. 536.

38. Jr Benjamin Rowland. Notes on the Dated Statues of the Northern Wei Dynasty and the Beginnings of Buddhist Sculpture in China // The Art Bulletin. 1937. - Mar. - Vol. 19. -No. 1. - Pp. 92-107 [Электронный ресурс].

https://www.jstor.org/stable/3045664D0I: 10.2307/3045664

(дата обращения 20.03.2018).

39. Judy Chungwa Ho. Early Chinese Buddhist Sculpture. - New York: Throckmorton Fine Art, 2007. - 68 pp. +25 ill.

40. Wei Xiao. Technique of Creation of the Polychrome Statue Skanda from Shuangling-Sy Monastery // Art and Literature Scientific and Analytical Journal TEXTS. -2017. - No 4. -Pp.17-24.

На китайском языке

41.ШШ : ША • » . Бань Гу. Ханьшу. Биография Цзюань

Буи. Восточная династия Хань. [Электронный ресурс]. http://wyw.5156edu.com/html/z9927m1097j4054.html.

(дата обращения 21.03.2018).

42. ш, ш^ш^жшшттттт^шш

АЖШ. «ФШ^^ЙГ» .2017.05 т, Ш 40-50 Ж. Бао Юаньди, Чэнь Чэнь, Чжэн Юй. Практика использования цифровых методов в изысканиях с целью сохранения полихромной скульптуры и стенных росписей в монастыре Шуанлиньсы и открытия с ними связанные // Культурное наследие Китая. - 2017. - № 5. - С. 40-50.

43. «ФШАЙШЙШЯ». ФШЙ#АМЮА 2007. Ж Ш : 285. Бянь Цзинъи. Роспись маслом древнекитайских архитектурных сооружений. - Пекин: Издательство «Китайские строительные материалы», 2007. - 285 с.

44. А^А: ^«шшммш^. шхн^а.2009.ш 4 т. Ш

13-17 Ж. Ван Душэн. Краткий обзор национального стиля статуй Будды // Чжэцзянское прикладное искусство. - 2009. - № 4. - С. 13-17.

45. ААА: .1989. Ш 2 т. Ш

116-131 Ж .Ван Кэпин. Эстетические характеристики китайской традиционной скульптуры // Литературные и художественные исследования. - 1989. -№ 2. - С. 116-131.

46. «ФША^А^АШ. ШЛЙШЮ±.2002.ЖШ: 134. Ван Цзинлинь. Жизнь древнекитайского храма. - Сиань: Народное издательство Шэньси, 2002. - 134 с.

47. ААА: «ФШШШ2АА (АНШ » . ай^ашю±.2012.ж Ш: 903. Ван Цзыюнь (ред.). История китайской скульптуры. Т. 1, 2, 3. -Пекин: Народное художественное издательство, 2012. - 903 с.

48. ААА: «ФША^ШША®». Ай^АШЮА1981.ЖШ: 200. Ван Цзыюнь. Древнекитайская скульптура. Сто изображений. - Пекин: Народное художественное издательство, 1981. - 200 с.

49. АШ, АЙ: «ФШШША» . А^А^ШЮ±.2005.ИШ: 246. Ван Цзябинь , Ван Хэ. История китайской скульптуры. - Тяньцзинь: Тяньцзиньское народное издательство, 2005. - 246 с.

50. АЙА: [М]. 2005. И Ш : 392. Ван Юэчуань. Онтология искусства. - Пекин: издательство «Китайская социология», 2005. - 392 с.

51. А/Ж^, «ШЩА1ШШПИПЖ». ЖМ.

^ . 2003. И Ш : 121. Ван Юнсянь, Ли Цзяньпин. Любование древней шаньсийской полихромной скульптурой. - Тайюань: Шаньсийское научно-техническое издательство, 2003. - 121 с.

52. АЙШША.1988.% 3 . % 20-22 И . Ван Юнсянь, Фэн Дунцин. Традиционные техники изготовления и реставрации полихромной скульптуры // Древние техники создания образцов садово-паркового искусства. - 1988. - № 3. - С. 20-22.

53. Аж^: А^ШШ^ШЙА. £^^.1992. %3$.% 77-79 И.

Ван Юнсянь. Техники древней полихромной скульптуры и росписи // Ежеквартальное издание «Культурная реликвия». - 1992. - № 3. - С. 77-79.

54. Вэй Сяо : Исследование эстетического воздействия полихромной скульптуры эпохи Мин пинъяоского монастыря Шуанлиньсы (АЖЖ^-^Щ ^ Ш ЙЙ А Ш ^ Ш Щ %). «Китай - научная трибуна молодых докторов общегосударственных художественных вузов». --

. - Наньтун: Наньтунский университет, 2018.

55. ^А^: 2А«.2012.%1Ш. % 36-37 И. Вэй Сяоцзе. Анализ методов создания полихромной скульптуры в древних храмах провинции Шаньси // Художественное образование. -2012.-№ 11.-С. 36-37.

56. Ш^: «ФША^ШШ^А» . ЖШ: 159. Вэнь Хуэйфэнь. Китайское древнее скульптурное искусство. - Пекин: Пекинское научно-техническое издательство, 2006. - 159 с.

57. АШФ: 2АНЖ.2008.Ш8т. Ш 323-326 Ж. Вэнь Юаньчжун. Об отношениях между искусством и религией // Ишу Байцзя. - 2008. - № 8. - С. 323-326.

58. ш

32-39 Ж . Гао Синхай. Красота китайского искусства: передача духа посредством формы // Журнал Харбинского института. - 2003. - № 3. - С. 32-39.

59. й^ж: фш^афш^а. шмж^т .1982.Ш3т. Ш9-

25 Ж . Гао Эртай. Китайская философия и китайское искусство // Журнал Северо-западного педагогического университета. -1982.-№3.-С. 9-25.

60. ША: ШАМ^Ш» [М] . 2006. ЖШ:

139. Гу Пин. Введение в художественную педагогику - Наньцзин: Художественное издательство Цзянсу, 2006. - 139 с.

61. ЮВД: «ФШЗДА^Ш». 1999.ЖШ: 464. Дуань Юймин. О культуре китайского храма. - Чанчунь: Цзилиньское издательство образования, 1999. -464 с.

62. ЖА^: ФШ^А^^^.2005. Дун Лицзюнь. Тезисы по истории китайской скульптуры: диссертация на соискание ученой степени доктора искусствоведения/ Лицзюнь Дун. - Пекин: Институт исследований китайского искусства, 2005. - 129 с. [Электронный ресурс].

http://cdmd.cnki.com.cn/Article/CDMD-84201-2005088478.htm (дата обращения 10.04.2018).

63. «SA^^ii» [M]. 2006. JÄ Ш : 249. Дун Чжаньцзюнь. Тезисы об искусстве и филологии. - Пекин: Издательство Университета Цинхуа, 2006. - 249 с.

64. аШФША^ШШШт ШШ .1998. Ж 5 ад. m 46-49 ^ . И Лэпин. Краткий экскурс в искусство росписи древнекитайской скульптуры // Мэйюань. - 1998. - № 5. - С. 46-49.

65. «ШАД^М» [М] . 1995. Ш : 329 И Шаочунь. Искусство и художественное образование. - Чанша:

Хунаньское художественное издательство, 1995. - 329 с.

66. «А^ФШШШ^АА». АЖА^ШЮ±.2000.^

Ш : 338. Лан Тяньюн, Ли Чжэн. История искусства многоцветной китайской скульптуры. - Иньчуань: Народное издательство Нинся, 2000. -338 с.

67. АШ: ШШ.2015.ЖШ. ж 69-71

^ . Лань Мэй. Краткий анализ размещения в пространстве полихромной скульптуры пинъяоского монастыря Шуанлиньсы // Мэйюань. - 2015. -№ 1.-С. 69-71.

68. Ш»ША£Р». АЖ^ШШШ±.1991.^Ш:

237. Ли Динся, Бэй Хуавэнь. Мудры статуи Будды. - Пекин: Пекин Яншань,1991. -237 с.

69. ^Вд: Ш^&^Ш^Я» . 407. Ли Лукэ. Исследование цветной росписи в «Образцах строительства». -Наньцзин: издательство университета Дуннань, 2011. - 407 с.

70. ^fè, (Ш)^А^ • • (AngelaFalcoHoward) , MA,

»4: «ФША^ШШ» . ^

Ш: 513. Ли Сун, Анджела Фалко Ховард (Angela Falco Howard, США), Ян Хун, У Хун. Древняя китайская скульптура. - Пекин: Издательство

иностранной литературы, издательство Йельского университета, 2003. - 513 с.

71. ^М: Шй&З; (АА) » .А^. ФША^ШШ?±.2006. ЖШ:

1124. Ли Цзе. Правила архитектуры. Т. 1, 2. Династия Сун. - Пекин: Издательство «Книжный магазин», 2006. - 1124 с.

72. Ш1Ш® [М].т АЖ±А#^ШШ?А 2001. ЖШ: 350. Ли Цзэхоу. Красота как процесс. - Тяньцзинь: издательство

Тяньцзиньской академии общественных наук, 2001. - 350 с.

73. ^м, тм#: Шш^а^Шж^а)—

А Ш Ш . 2002. Ж Ш : 154. Ли Чунь , Дин Фэнпин. Художественная жемчужина полихромной скульптуры (монастырь Шуанлиньсы) - всемирное культурное наследие. - Шицзячжуан: Хэбэйское художественное издательство, 2002. - 154 с.

74. «ФШ^А«^» [М] . ША: ГШ^АШШ^. 2002. Ж Ш : 197. Ли Юнлинь. Программа китайского художественного образования. - Наньнин: Гуансиское художественное издательство, 2002. -197 а

75. 2--А^ШШ^. 2008.

ЖШ: 199. Линь Баояо. Полное собрание сочинений буддийского искусства. Т. 2. - Лекции по буддийскому изобразительному искуссту. - Пекин: Памятники культуры, 2008. - 199 с.

76. ^Щ^ШШ^Ш^А^Я. . 2015. Ш 8 т.Ш 40-44 Ж . Лэй Линь. Изучение буддийской полихромной скульптуры в храме Гуаньиньтан города Чанчжи // Фаинь. - 2015. - № 8. - С. 40-44.

77. Ш^ФШ^^А^Я. ФШ^А^^^т.2015.Ш3 т. Ш 94-117 Ж . Лю Вэйдун. Иконология и китайские исследования на религиозно-художественные темы// Журнал китайской академии искусств. -2015. -№3. - С. 94-117.

78. £|Щ: ±ШХ2ША.2008.%3ад. % 62-63 И. Лю Лэй. Исследования по скульптуре в подвесном размещении храма Гуаньиньтан в городе Чанчжи, провинция Шаньси // Шанхайское прикладное искусство. - 2008. - № 3. - С. 62-63.

79. Ж^: АЙ в .2011. % 4 ад . % 118-119 И . Лю Нин, Ся Янь. Культурный фон и художественные характеристики фольклористики в середине и конце эпохи Мин // Большая сцена. - 2011. - № 4. - С. 118-119.

80. 14 % 2 ад. % 58-61 И. Лю Сюфан. Исследование буддийской культуры в

провинции Шаньси // Журнал Шаньсиского финансового и налогового колледжа. - 2012. - Том 14. - № 2. - С. 58-61.

81.2Ш.Й: «АФЙШШ2А». ШМтШЮ±.2009.ИШ:310.

Лю Фэнцзюнь. Искусство скульптуры и археология. - Цзинань: Шаньдунское журнальное издательство, 2009. - 310 с.

82. Ш«ШЙЙ№@Ж. Щ. 2003. % 1 ад. % 29-31 и. Лю Юйтин. Краткий разговор о цвете в скульптуре // Декор. - 2003. - № 1. - С. 29-31.

83. «ФШШША» . А^£2ШЮ±.1998. ИШ: 172. Лян Сычэн. История китайской скульптуры. - Тяньцзинь: Издательство литературы и искусства Байхуа, 1998. - 172 с.

84. «ФШШШЙЙда» . ШМтШЮ±.2008. ИШ: 299. Ма Даюн. Рассказы о китайской скульптуре. - Цзинань: Шаньдунское журнальное издательство, 2008. - 299 с.

85. ^А: ФШШ^. 1997. % 3 ад . % 95-101 И . Ма Сюэжэнь. Основное содержание и история перевода «Сутры о пропорциях буддийских статуй» // Китайская тибетология. - 1997. - № 3 - С. 95-101.

86. МШ. - 3 Ш^А^ШМ» . А^ Ш Ш ^ . 2009. Ж Ш : 191. Ма Юаньхао. Фильм. Полная коллекция буддийского искусства. №3 Статуи Будды в полихромной скульптуре монастыря Шуанлиньсы. - Пекин: Памятники культуры, 2009. - 191 с.

87. т, АА, ЙШ^&М.

2012. ЖШ: 312. Михеер, В. Дж. Т. Иконология: изображение, текст, идеология. Пер. Чэнь Юнго. - Пекин: издательство Пекинского университета, 2012.-312с.

88. ^А^: ША^

2007. Ш9 1. Ш 2 т. Ш 62-64 Ж. Хoу Чжикунь, Су Хуэйцзе. Язык цвета в китайской традиционной скульптуре, традиция и развитие // Журнал Хэншуйского института. - 2007. - Том 9. - № 2. - С. 62-64.

89. ШВ^ВД: . А^2АШШ?±.2004.ЖШ: 291. Оуян Цимин. Буддийские статуи. - Пекин: Издательство «Культура и искусство», 2004.-291 с.

90. ША »ШАА--ФШ1Ш2А#ШШ.

т. Ш 61 - 64 Ж. Пэн Жун. В сиянии Будды - исследование характеристик китайского буддийского искусства// Журнал исследований в области социальных наук. - 2002. - № 6. - С. 61-64.

91. ШШ: «АА^^» . А^ШШ^.2008. ЖШ: 415. Пэн Сюинь. Восточная эстетика. - Пекин: Народное издательство, 2008. - 415 с.

92. ^А^: ((ААША^В» АА Сыма Цянь. Исторические записки. Книги Циньской династии. Хань [Электронный ресурс].

https://www.gushiwen.org/GuShiWen_c75d3ce4bd.aspx (дата обращения 12.04.2018).

93. ШЙ: «ФШАША^Я» . А^ШШ?±. 1996. ЖШ: 481. Су Бай. Изучение китайских пещерных храмов. - Пекин: Памятники культуры, 1996. -481 с.

94. АЖ: «ИМ» Сун Лянь. ХуаЮань [Электронный ресурс]. https://zh.wikisource.org/zh/%E7%95%AB%E5%8E%9F

(дата обращения 2018.03.20).

95. . £^ШМ±.2004. ИШ: 335. Сунь Чанчу. Первичное исследование археологии китайского искусства. -Пекин: Памятники культуры, 2004. - 335 с.

% 85-86 И . Сунь Юаньго. Обзор происхождения и развития китайской глиняной скульптуры // Журнал Университета Ляочэн. - 2011. - № 2. - С. 8586.

97. МШ: АЖ. 2012. ИШ: 145. Сюй Цзяньго. Китайское искусство полихромной скульптуры. - Пекин: издательство Цинхуаского университета, 2012. - 145 с.

98. гш,

Ш. 2017. % 6 ад. % 62-67 И. Сюй Чан, Ли Лин. Гендерные изменения и эстетика художественного изображения бодхисаттв // Журнал Цзилиньского художественного колледжа. - 2017. - № 6. - С. 62-67.

99. таж^^Ш--Я^Й^Ш. ФШ^^ШХ

^^^^Ш.2011. % 21 % 3 ад. % 86-88 И. Сюй Шупин, Чжун Вэньцай. Полихромная скульптура пинъяоского монастыря Шуанлиньсы -альтернативная красота // Научный журнал Института подготовки управленческих кадров в сфере экологии. - 2011. - 21том. - № 3. - С. 86-88.

100. ^Ш:

Ш. 2005. % 12 ад . % 364-366 И . Сяо Пин. Об обмирщении искусства буддийских статуй в Китае // Журнал Юго-западного национального университета. - 2005. - № 12. - С. 364-366.

101. ШШ: ША А&ШШ&. 2005. Ж Ш : 481. Тан Чжаоцзи. Полная коллекция китайских художественных промыслов. Скульптура. - Чжэнчжоу: Издательство Дасян, 2005. -481 с.

102. ШШ .2012. Ш 6 т. Ш 68-69 ж. у

Сяошань. Характер росписи полихромной скульптуры в павильонах Дуньхуана // Скульптура. - 2012. - № 6. - С. 68-69.

103. та?±А#^.2016.Ш 2 т. Ш 5558 Ж. У Шаочжэнь. Философский дух искусства Дуньхуана // Общественные науки. - 2016. - № 2. - С. 55-58.

104. ААА: ФША^А^ШШ?±.2002.ЖШ: 1269. Фан Литянь. Основное содержание китайской буддийской философии. - Пекин: Издательство Китайского народного университета, 2002. - 245с.

105. Ш!^: «Шй^АА» . ай^ашш^.2009. ЖШ: 478. Фань Сяоцзе, Чжан Ин, Чжан Дэлу. Шаньсиская художественная история. - Пекин: Народное художественное издательство, 2009. -478 с.

106. «ШФШШ» [N]. ^ ВДВ Ш.2005-07-16. Фэн Тяньцэ. Краткий комментарий о вере // Гуанмин жибао. - 2005. - 16 июля.

107. ЖА: «ФШ^ША» [М]. ^А: 4кАА^ШШ?±.2013.ЖШ: 340. Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. - Пекин: Издательство Пекинского университета, 2013. - 340 с.

108. --ЖА^АА^ЯШ^. А2ШЖ.2013.Ш11

т. Ш 132-135 Ж.Хан Ди. Смена ориентиров в семиотике с точки зрения истории искусства // Сборник статей по литературе и искусству. - 2013. - № 11.-С. 132-135.

109. ЙА^, МАВД: ШШШШШШШШШЪШШШ.ШШ. 2017. Ш 2 т. Ш 30-32 Ж. Хуан Вэньчжи, Оуян Нинмин. Анализ формовки одежд

Будды в полихромной скульптуре провинции Шаньси // Скульптура. -2017.-№2.-С. 30-32.

110. Й'Ф: «ФШ1ША». 2013. ИШ: 245. Хуан Чаньхуа. История китайского буддизма. - Чанчунь: Цзилинское народное издательство, 2013. -245 с.

111.йжй: «фшшааЖ».м^. шттаж^шю±.1995.и

Ш : 146. Хуан Цзунсянь. Основные положения китайской истории искусств. - Чунцин: Издательство Сианьского педагогического университета, 1995. - 146 с.

112. «: ^АЙАШПШ^ЙЙЙШ^. А^^.2012.

% 11 ад. % 300 И . Цао Чуньшэн, Пань Тянь. О сходствах и различиях статуй Юньганских каменных пещер и монастыря Шуанлиньсы // Популярная литература и искусство. - 2012. - № 11. - С. 300.

113. ^ШШ «ФШ^ШИ^ЖЖА - 15 да» [М]. ЖМ. ШШАЙШ Ш ^ , 2004. И Ш : 240. Цзинь Вэйно. Книжная серия «Жемчужины китайской полихромной скульптуры». Т. 15. - Тайюань: Шаньсиское народное издательство, 2004. - 240 с.

114. ^ШШ: «ФШША^А^ - • Ш^ЭДЙ Ш М^^ШАШШ^. 2005. ИШ: 94. Цзинь Вэйно. Полный каталог коллекций монастырской храмовой скульптуры. Полное собрание произведений китайских храмовых скульптур, Том 4. Статуи храма Мин и Цин. - Харбин: Хэйлунцзянское художественное издательство, 2005. - 94 с.

115. ^АА: «ФШж^ШАА». ^ШШАШШ^.1995 А. И Ш : 258. Цзинь Вэйно, Ло Шипин (ред.). История китайского религиозного искусства -Наньчан: Цзянсиское художественное издательство, 1995.-258 с.

116. Ш^^Ш» 2003.И

Ш : 84. Цзинь Вэйно. Полихромная скульптура монастыря Шуанлиньсы

(избранная коллекция). - Тяньцзинь: Тяньцзиньское народное художественное издательство, 2003. - 84 с.

117. АШШ: Ш^А^.1991. I3i. Ш 61-66 ж. Цзинь Вэйно. О буддийской полихромной скульптуре провинции Шаньси // Буддийская культура. - 1991. - № 3. - С. 61-66.

118. ААВД: ШШ«А^т.2006. Ш5

# , ш 2 1. ш 208-210 Ж .Цзинь Сяомин. Отчет об исследовании культурного наследия провинции Шаньси // Журнал Шаньсиского аграрного университета. - 2006. - Том 5. - № 2. - С. 208-210.

119. тШ:

301. Цзэн Цзуинь. Китайский буддизм и эстетика. - Ухань: Издательство Педагогического университета центрального Китая, 1991.-301 с.

120. т^А: ФШ^А^.2016. Цзэн Цибао. О концепте «единства лепки и росписи» в традиционной китайской скульптуре. - Китайская академия искусств, 2016. — 131 с. [Электронный ресурс].

http://cdmd. cnki. com. cn/Article/CDMD-10355-1016262906.htm (дата обращения 20.03.2018).

121. «ФИША». ±Ш-ИШЮ±.2004. Ж^: 327. Цзян Вэйцяо. История китайского буддизма. - Шанхай: Шанхайское издательство древних книг, 2004. - 327 с.

122. ЗД: —А^Щ#.2012.Ш6 1. ш

48-49 Ж . Цзян Тао. Размышления о методах реставрации древних полихромных скульптур // Мир памятников культуры. - 2012. - № 6 - С. 4849.

123. «ШШ—ШШ». АМЮ±.2008.Ш: 437. Чай Цзэцзюнь , Чай Юйминь. Шаньсиская древняя полихромная скульптура. - Пекин: Памятники культуры, 2008. - 437 с.

124. мжМ^шшшЖшфйШШ^. шаша.2016.%

1 ад.% 79-83 И. Чжан Линь. Выражение идей конфуцианства в Шаньсиской буддийской скульптуре // Северо-западное искусство. - 2016. - № 1. - С. 7983.

125. Ш^^Шад^АШЯ.

Ш. 2007. 06 05 ад. % 114-116 И. Чжан Фаньжун. Анализ динамичного искусства полихромной скульптуры пинъяоского монастыря Шуанлиньсы // Научный журнал Цзяннаньского университета, издание гуманитарных и социальных наук. - 2007. - 6 том. - № 5. - С. 114-116.

126. шш: ^ш^адод^йш—^вд^ад^Ш, аш

Ф ШША^^.2009. % 5 ад. % 76-79 И.Чжан Хэнсян. Религиозные статуи в эпохи Юань, Мин и Цин: художественное любование полихромной скульптурой, резьбой по камню и резьбой по дереву в период династий Юань, Мин и Цин // Китайское художественное образование. -2009. - № 5. - С. 76-79.

127. «АШ^МШ--

ИШ . ШНЖ^Ш.2018. % 35 #% 2 ад. % 5-14 И. Чжан Цзэ. Восточная улыбка и медитация — интерпретация эволюции в иконологии головы Будды в китайском буддизме // Журнал Шэньчжэньского университета. - 2018. - Том 35. - № 2. - С. 5-14.

128. ШШФ, ^Ш: £^А#.2016.%6

ад. % 17-19 И. Чжан Цзяньхуа, Ли Сяося. Исследование скрытых смыслов различных изображений Сканды // Мир памятников культуры. - 2016. - № 6.-С. 17-19.

129. Ш1: ФШ^ШШОДШ^йШ. Ш« . 2002. Й% 115 ад. % 67 И . Чжан Чан. Традиции и новации в китайской полихромной скульптуре // Декорирование. - 2002. - № 115. - С. 67.

130.»: а^а.2015. Ш6т.

Ш 3-4 Ж . Чжан Яо. Творческие характеристики полихромной скульптуры меценатов в пинъяоском монастыре Шуанлиньсы // Большая сцена. - 2015. -№ 6. - С. 3-4.

131. АШ^ШЙ^ШНА^ШЯ^Я. ФША«4^ ^ Я. 2014. Ш 4 т. Ш 61-63+78 Ж. Чжан Ясюй, Ван Лицинь. Исследование процесса производства и защиты полихромной скульптуры в буддийских и даосских монастырях и храмах // Исследование памятников культуры Китая. - 2014. - № 4. - С. 61-63 + 78.

132. ^Вд: «ФШШШ2А» . Ай^АШШ?±.2013.ЖШ: 140.Чжао Мэн. Искусство скульптуры Китая. - Пекин: Народное художественное издательство, 2013. - 140 с.

133. Ш^таАА^Фй^ШШШ. ШШй&А^ Ш . 2011. Ш 11 т . Ш 51-54 Ж . Чжо Моцо. Исследование традиции изустной передачи знаний в искусстве тибетского буддизма // Журнал Юго-западного национального университета. - 2011. - № 11. - С. 51-54.

134. 4ЬЖ: А&ШШ&. 2005. ЖШ: 292. Чжоу Ци. Буддизм и политическая культура династии Мин. - Пекин: Народное издательство, 2005. - 292 с.

135. ШШ'М^» [М]. ^А: А^А^ШШ^.1983.ЖШ: 261. Чжу Гуанцянь. Психология трагедии. - Пекин: Издательство народной литературы, 1983. -261 а

136.шм^: фш^шшй^шш. шШ.1998.Ш4т. Ш8-11

Ж . Чжу Чжуншоу. Традиция росписи древней китайской скульптуры // Скульптура. - 1998. - № 4. - С. 8-11.

137. АА^: «Ф ВДШШШШ» Чжу Юаньчжан. Сборник разъяснений о буддизме. [Электронный ресурс].

http://www.360doc.com7content/18/0328/15/20230023_740896724.shtml.

(дата обращения 25.03.2018).

138.1МШ1: ШЖ: ШЖ

2007. Чэн Цзядэ. Исследование художественных особенностей и исторического культурного значения полихромной скульптуры монастыря Шуанлиньсы. - Нанкин: Нанкинский художественный институт. 2007. - 9 с. [Электронный ресурс].

http://cdmd.cnki.com.cn/Article/CDMD-10331-2008033564.htm (дата обращения 18.02.2018).

139. ш, . лй

£ ^ Ш Ш .2012. И Ш : 337. Чэнь Янь, Чжао Юй, Ли Линь. Знания об окружающей среде и художественные призывы конфуцианства, буддизма и даосизма. - Пекин: Народное литературное издательство, 2012. - 337 с.

140. ^А: «АШ^Ш» . ЖЯА^ШШ^.2010. ИШ: 145. Чэнь Лай. Теория конфуцианства в период династий Сун и Мин. - Шанхай: издательство университета Фу Дань, 2010. - 145 с.

141. ^А: ААМ.2004.% 1 ад. %

62-67 И . Чэнь Пин. Основные художественные особенности статуй тибетского буддизма // Дунфан Бову. - 2004. - № 1. - С. 62-67.

142. ^АА: . АЖА^ШШ?±.2011.ИШ: 434. Чэнь Юйнюй. Буддизм и общество в эпоху Мин. - Пекин: издательство Пекинского университета, 2011. - 434 с.

143. УААМЬ ФША^МВДШШ^ЙОДЖМ^М^. ШАА^й А .2013. % 15 ад. % 223 И . Шэнь Чжие. Развитие и эволюция форм скульптуры в Китае: от династий Сун и Юань до династий Мин и Цин // Шаньдунская промышленная технология. - 2013. - № 15. - С. 223.

144. Щ^А^Ш» . АЖА^ШШ?±.2016.ИШ: 292. Юй Лунюй. Теория индийской культуры. - Пекин: издательство Пекинского университета, 2016. -292 с.

145. А#Ш#: «15». А^ААШШ^.2006. ЖШ: 292. И цзин (перевод - Юй Чуньхай) -Чанчунь: Цзилинь Вэньши, 2006. - 292 с.

146. ШШ: «ФШ^АА* - ШШШ - АВДШШШ» Ай^АШШ^. 1988. ЖШ: 190. Ян Бода (ред.). Художественные произведения китайского искусства. Сводный каталог скульптуры династий Юань, Мин и Цин. -Пекин: Народное художественное издательство, 1988. - 190 с.

147. ШШ^: Ж^А^ШААШ«. «А№#» 2001.02 т. Ш 6970+122 Ж. Ян Лиянь. Краткое описание искусства полихромной скульптуры пинъяоского монастыря Шуанлиньсы // Мир реликвий. - 2001. - № 2. - С. 69-70, 122.

148. ВДШ±АШШАА. ВД0М^.2015.Ш6т. Ш 90-93 Ж.

Ян Сянминь. Искусство скульптуры в династиях Мин и Цин // Минжи Фэншан. - 2015. - № 6. - С. 90-93.

149. ШАМ: --«АА^

|| » .2014.09 т. Ш 138 Ж . Ян Сяоюй. Линия как основа структуры -анализ эстетической ориентации буддийских статуй в монастыре Шуанлиньсы // Художественное образование. - 2014. - № 9. - С. 138.

150. А4Ш: ШШЙЙ^М. Ж0^Ш.1981.Ш3т. Ш 41-51 Ж. Янь Беймин. Об эстетике буддизма // Журнал университета Фудань. - 1981. -№3.-С. 41-51.

151. МЮ: АЙШША.2006. Ш 1 т . Ш 27-29 Ж . Яо Ясинь. Наука об искусстве древней полихромной скульптуры в провинции Шаньси Китая // Древняя архитектурная садовая техника. - 2006. - № 1. - С. 27-29.

152. Шевченко М.Ю. Ш&МАШ^ЙШЖШЯ.

А^А^^^^^А*. 2009. Ш 63-74 Ж . Графическая реконструкция храмового комплекса в районе Юньтан династия Западная Чжоу, провинция Шэньси, Китай // Сборник лучших

статей молодых ученых в области истории архитектуры Китая/ 2009. - С. 6374.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.