Мифологические и фольклорные мотивы в романах Якуба Занкиева тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Ташкеева, Гульсина Халиловна
- Специальность ВАК РФ10.01.02
- Количество страниц 180
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Ташкеева, Гульсина Халиловна
Введение.
Глава I Влияние фольклора на развитие письменной литературы
1.1. Традиции творческого освоения писателями элементов устного народного творчества.
1.2. Отражение мифологических и фольклорных мотивов, в татарской литературе.
Глава II Национальный образ мира в романах Якуба Занкиева 2.1 Роль легенд, преданий и сказок в раскрытии истории края.
2.2. Опыт использования примет, народных обычаев и обрядов для раскрытия национального менталитета народа.
2.3. Использование песенного фольклора в раскрытии душевного состояния героев романа.
2.4. Роль народных пословиц, поговорок в выявлении идейного замысла произведения.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Татарская литература Тюменского региона: история и современность2007 год, доктор филологических наук Сайфулина, Флера Сагитовна
Система женских образов в романах Якуба Занкиева2010 год, кандидат филологических наук Хуснутдинова, Муниря Сирачтдиновна
Историческая основа и прототипы героев романа Якуба Занкиева "Зори Иртыша"2012 год, кандидат филологических наук Аминов, Кашшаф Туктасынович
Принципы семантической идентификации лексических и фразеологических единиц при переводе художественных произведений с татарского языка на русский: на материале романа Я.К. Занкиева "Любовь, объятая пламенем"2009 год, кандидат филологических наук Имаметдинова, Гузель Фаридовна
Художественная концепция личности в прозе сибирско-татарских писателей XX века: Занкиев Я.К., Сулейманов Б.В.2009 год, кандидат филологических наук Бабшанова, Гульнур Нургалиевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Мифологические и фольклорные мотивы в романах Якуба Занкиева»
Актуальность работы. Проблема взаимоотношений художественной литературы и устного народного творчества не нова, она всегда была и до сих пор остается актуальным вопросом отечественного литературоведения.
К неиссякаемому источнику фольклора не раз обращались как русские, так и татарские писатели и поэты. Мифология и фольклор, творчески переработанные и использованные в сюжетной канве произведений, являются неотъемлемой частью лучших произведений многих писателей. Глубокое и органичное освоение разных форм устного народного творчества всегда было свойством подлинного таланта. Но особенно актуальным оно становится в последние десятилетия в связи с переоценкой духовных и культурных ценностей народа. Изучение практики освоения устных источников писателями позволяет выявить некоторые типологические особенности литературного процесса: его динамику, углубление художественного мастерства прозаиков, некоторые закономерности развития литературных жанров. Многолетний опыт ведущих писателей показывает, что творчески осмысленный фольклор является образным отражением реальной жизни, лучших духовных черт народа, его эстетического своеобразия.
В современных условиях появилась потребность осознать все многообразие культурного наследия народа. Пришло время глубокого осознания того, что от овладения своим этническим культурным достоянием зависит нравственное здоровье любого человеческого общества, его духовное благосостояние в будущем. Изменения в обществе, которые произошли за последние десятилетия, дали надежду на восстановление утраченных национальных культурных ценностей, многовековых традиций воспитания уважительного отношения к историческому прошлому, литературному и культурному наследию своего народа. Общество, помимо социально-экономических и политических аспектов, выдвигает задачу по деятельному воспитанию многонационального населения на основе богатой духовной культуры и традиций.
Данная проблема актуализируется в связи с тем, что в последние десятилетия, особенно с первой половины 90-х годов XX столетия уделяется пристальное внимание к реалиям региональной действительности, о чем свидетельствуют исследования, направленные на изучение истории, традиций, языка и литературы народов, населяющих различные регионы, в нашем случае Тюменскую область.
В последние годы в отечественном литературоведении усилилось внимание к проблемам литературного краеведения, в том числе к изучению и анализу литературы народов, населяющих Тюменский регион. Интерес к этой проблематике обусловлен тем, что история развития литературы каждого региона представляет собой взаимодействие общечеловеческого и национального в духовном, материальном и морально-этическом плане.
Необходимость изучения, анализа и выявления особенностей татарской литературы Тюменского края обусловила проведение Всероссийских научно-практических конференций, ставших уже традиционными в регионе: «Сулеймановские чтения», связанные с именем известного сибирско-татарского поэта и общественного деятеля, возглавлявшего национальное движение в конце 80-х годов XX столетия; «Занкиевские чтения», направленные на решение проблем, связанных с изучением истории, литературы, языка и культуры татарского населения региона, анализом состояния национального образования, что является показателем актуальности рассматриваемых и анализируемых нами проблем. Особо пристальное внимание в последние десятилетия направлены также на изучение истории и этнографии народов, населяющих край, выявлению этнокультурных связей.
История народа, региона находит отражение в исторических памятниках, достоверных документах, летописях, на основе которых восстанавливаются отдельные события, реалии, в конечном итоге, история народа. Тем не менее, не ослабевает у ученых интерес к мифологии народов, их устному народному творчеству, где находит отражение образное, поэтическое представление человека об окружающем его мире, об исторических событиях и личностях, о быте народа, его мировоззрение и верованиях. Эти сведения так же важны для восстановления истинной истории, выявления духовного и культурного богатства народа. В связи с этим актуализируется вопрос, поднятый нами в данном исследовании, касающийся изучения и анализа романов Я.Занкиева с позиции использования в них мифологических и фольклорных мотивов.
Проблема изучения мифологических и фольклорных мотивов в творчестве сибирско-татарского писателя Якуба Занкиева является одной из составляющих комплексного исследования татарской литературы Тюменского края. Актуальность исследования объясняется и тем, что оно связано с проблемой сохранения родного (татарского) языка, возрождения национальной культуры в регионе.
Степень изученности темы.
Проблема исторических взаимоотношений фольклора и художественной литературы интересовала многих ученых-литературоведов, так как эти близкие друг другу области искусства находились в тесной творческой связи на протяжении веков и развивались в общем русле единой национальной культуры.
В золотой фонд научных представлений о народности литературы вошла мысль В.Г.Белинского о том, что истинно народным произведение может быть при условии полного выражения в нем его эпохи. Русский критик, отмечал, что «.под народностью должно разуметь верность изображения нравов, обычаев и характера того или другого народа, той или другой страны» [Белинский 1953:295]. О народности как об особенности литературных произведений писал и Н.А.Добролюбов: «Там видна жизнь своего времени и рисуется мир души человеческой с теми особенностями, какие производит в нем жизнь народа в известную эпоху» [Добролюбов 1952: 29].
Проблеме взаимовлияния литературы и фольклора в татарской литературе посвящены труды Габдуллы Тукая [Тукай 1985: 186], Хамита Ярмухаметова [Ярми 1967: 308], Фатиха Урманчеева [Урманче 1999: 222], Сибгата Хакимова [Хаким 1969: 224], Суфияна Поварисова [Поварисов 1997: 224] и др. Некоторые аспекты влияния фольклора на творчество изучаемого нами писателя Я.Занкиева рассматриваются в трудах Ф.Сайфулиной [Сайфулина 2004: 198], которая посвятила монографические исследования изучению истории формирования и развития татарской литературы Тюменского региона.
В изучении данной проблемы сделано уже немало, но необходимо продолжить её разработку, расширяя круг рассматриваемых авторов, выясняя истоки их творчества, показывая их мастерство и неповторимость творческого осмысления и использования народной мудрости. Творчество изучаемого нами писателя Я.Занкиева с точки зрения использования мифологических и фольклорных мотивов фундаментально не исследовалось.
Цель и задачи исследования. Основной целью диссертационного исследования является анализ мифологических и фольклорных мотивов в романах Якуба Занкиева, выявление их роли в раскрытии идейного замысла произведений.
Для достижения поставленной цели, в ходе исследования были определены и решены следующие задачи:
• прослежены теоретические основы взаимосвязи фольклора и художественной литературы;
• изучены биография и творческий путь исследуемого прозаика, выходца из сибирских татар, по первоисточникам (семейный архив Занкиевых) и другим публикациям;
• исследованы романы Я.Занкиева «Зори Иртыша» и «Любовь, объятая пламенем» с позиции выявления в них мифологических и фольклорных мотивов;
• проведена жанровая классификация фольклорного материала внедренного в сюжетную канву произведений изучаемого автора;
• сделан анализ фольклорно-мифологического материала, творчески освоенного автором, с целью выявления его роли в раскрытии идейного замысла романов.
Объектом исследования данной диссертации являются роман-дилогия Якуба Занкиева «Зори Иртыша» и роман «Любовь, объятая пламенем».
Предметом исследования является фольклорно-мифологический материал, творчески освоенный автором в данных произведениях. В ходе исследования нами выявлено более 300 единиц фольклора в дилогии «Зори Иртыша» и порядка 150 единиц в романе «Любовь, объятая пламенем».
Методологическую основу работы составляет объективное изучение литературного наследия, рассмотрение явлений литературы на основе системного, сравнительного, исторического, аналитического, структурного, биографического, текстологического методов исследования.
Научно-теоретической базой работы послужили работы отечественных литературоведов: В.П.Аникина, Г.Л.Абрамович, В.К.Топорова, Б.В.Томашевского, В.Е. Хализева, Ф.М.Хатипова, в трудах, которых затрагиваются вопросы теории литературы; а также работы Н.А.Добролюбова,
B.Г.Белинского, К.Насыйри, Г.Тукая, Х.Ярмухаметова, Ф.Урманчеева,
C.Поварисова, И.Башировой, посвященных проблеме взаимодействия литературы и фольклора. Нами также изучены материалы, касающиеся истории развития татарской литературы, в том числе региональной.
Научная новизна работы определяется постановкой главной цели: впервые романы Я.Занкиева изучаются с позиции выявления мифологических и фольклорных мотивов и их роли в идейном замысле произведений. В работе впервые систематизируются по жанрам фольклорные материалы, творчески освоенные в романах, определяются особенности репрезентации фольклорных мотивов в текст литературного произведения. Новизной исследования также является литературно-эстетический анализ влияния фольклора на литературу на примере произведений писателя, вышедшего из Сибири.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы литературоведами при дальнейшем изучении истории татарской литературы, составлении учебно-методических пособий, а также при дальнейшем изучении татарской литературы Тюменского региона.
Практическая ценность работы. Материалы и научные результаты исследования могут быть востребованы- преподавателями и студентами национальных отделений высших учебных заведений, также учителями школ региона с этнокультурным компонентом образования; использованы при чтении лекций по курсам «История татарской литературы», «Литературное краеведение», проведении спецкурса по теме «Литература Тюменского региона»; написании методических пособий.
Фольклорный материал, выделенный из текста романа (например, народная драма, песенный фольклор и т.д.), может быть использован также работниками культуры.
Положения, выносимые на защиту:
1. Романы «Зори Иртыша» и «Любовь, объятая пламенем» Якуба Занкиева, признанного сибирско-татарского прозаика, созданы на основе жизненного опыта писателя и являются интересными образцами плодотворного влияния татарского устного народного творчества на содержание литературного произведения.
2. В исследуемых романах писателя творчески переработаны и освоены многие жанры татарского фольклора: эпические (мифы, легенды, предания, сказки); лирический (народные песни); лиро-эпический байты); малый жанр (пословицы, поговорки, приметы); народная драма (обряды, обычаи, традиции, народные игры) и др.
3. Мифологические и фольклорные мотивы в романах Я.Занкиева использованы с целью отражения истории края, выявления национального менталитета, характера сибирских татар и создания ярких, неповторимых образов, событий и явлений.
4. Различные жанры устного творчества татарского народа, широко представленные в произведениях Якуба Занкиева, помогают образному изображению быта сибирской глубинки, представить мировоззрение сибирско-татарского народа, тем самым помогая в раскрытии идейного замысла произведения.
Апробация работы:
Основные положения диссертационного исследования изложены в публикациях, изданных в журнале «Вестник ЧелГУ» (Челябинск, 2009) и «Искусство и образование» (Москва, 2009). Результаты исследования так же докладывались на Всероссийских научно-практических конференциях: «Сулеймановские чтения» (Тобольск, 2005, 2007, 2009); «Занкиевские чтения» (Тобольск, 2007, 2009); «Гуманитарные проблемы современности» (Тюмень, 2009); «Менделеевские чтения» (Тобольск, 2007, 2008). Структура диссертационного исследования:
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Семантико-стилистическое пространство антропонимии в художественной прозе Я.К. Занкиева2005 год, кандидат филологических наук Мирхайдарова, Альфия Хакимовна
Литературно-публицистическая деятельность Якуба Занкиева2009 год, кандидат филологических наук Кирамова, Халида Халидулловна
Роль фольклора в эволюции чеченской прозы XX века2010 год, доктор филологических наук Джамбекова, Тамара Белаловна
Роль фольклорных традиций в формировании художественно-стилевых особенностей лезгинской прозы второй половины XX в.2013 год, кандидат филологических наук Джавадова, Людмила Джавадмирзоевна
Этносоциальная история и культура барабинских татар второй половины XIX - начала XXI в.: по материалам фольклора2009 год, кандидат исторических наук Лукманова, Динара Маликовна
Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Ташкеева, Гульсина Халиловна
Заключение
Анализ романов Якуба Занкиева, потребовавший привлечения знаний из области истории, фольклора, краеведения, этнографии, лингвистики, этнопедагогики и этнопсихологии, помог выявить важные качества индивидуального стиля писателя. В романах привлекает внимание особое отношение автора к истории Сибири, ее природе, языку, психологии и миропониманию своих земляков. Выраженная психологическая функция пейзажа, сибирский колорит в портретных и речевых характеристиках персонажей, реминисценции к мотивам культов и обрядового фольклора сибирских татар - все это, по нашему мнению, является стилевой доминантой прозы Я.Занкиева. Необходимо подчеркнуть, что события, легшие в сюжетную основу романа-дилогии «Зори Иртыша» и романа «Любовь, объятая пламенем», отличаются масштабностью и перекликаются с судьбами всей страны.
Культура народа - это не только материальный бытовой уклад жизни, фольклорные песни, танцы, с чем обычно связывают процесс возрождения этносов, но к ней еще относится традиционное и духовное мировоззрение, включающие в себя мифы о происхождении вселенной, человека, всего живого в этом мире; это понимание жизни и смерти; концепция человека, времени, пространства, это и родословные предания, народные традиции, обряды и обычаи, бытовавшие в народе. Автор в своих произведениях подводит читателя к понятию той истины, что у народа, не знающего своей истории, нет будущего, он обречен на исчезновение.
Романы "Зори Иртыша" и "Любовь объятая пламенем" можно отнести к так называемой "деревенской прозе". Все исторические события, которые имели место в масштабах страны, автор показывает на примере таежной деревеньки Ялан в романе "Зори Иртыша" и Комешлесу - в романе "Любовь, объятая пламенем". Соответственно, как и вся "деревенская литература", романы Я.К.Занкиева многокрасочны и многоплановы. Они вбирают в себя социальные, экономические, нравственные и политические коллизии и мотивы.
Рассмотрев вопросы исторического взаимоотношения между фольклором и литературой в данном исследовании, мы пришли к выводу о том, что многие известные писатели и поэты при создании своих литературных произведений в той или иной степени опирались на устное народное творчество. Более того, анализ литературных произведений показывает, что и татарская, и русская литература развивались под плодотворным влиянием фольклора. Вбирая в себя народную мудрость, выраженную в разнообразных жанрах устного творчества, литература становится более реалистичной, жизненной, народной.
Опираясь на литературный анализ, произведений изучаемого автора по праву можно назвать подлинно народными, так как в них отражаются легенды и предания, обычаи и нравы, пословицы и поговорки сибирско-татарского народа. Автор, с одной стороны, желая сохранить и передать молодому поколению произведения народного творчества, а с другой стороны, разносторонне раскрывая характеры своих персонажей, умело вводит в свое произведение многочисленные примеры из народного словесного поэтического богатства. Внедрение в романах «Зори Иртыша» и «Любовь, объятая пламенем» фольклорных мотивов, несомненно, обогащает содержание романов, делает их интересными, основательными и реалистичными.
В романах нашли отражение многочисленные исторические события, которые знакомят читателя с историей Тюменского края. В связи с этим, в композиции романов автором введены легенды и предания об исторических событиях и личностях, которые, так или иначе, оставили свой след в истории края. Таким образом, в своих романах Якуб Занкиев заставил читателей еще раз задуматься о своей непростой истории, о судьбе целого поколения людей, которые жили и творили во имя будущего, свято верили в силу добра.
Поразительно описание природы Сибирского края, созданное автором, а также примет, обычаев и обрядов, которые сформировались в течение многих веков под влиянием природных и бытовых условий Сибири и сохранились в каждодневной жизни народа до настоящего времени. Вместе с тем, Я.Занкиев поднимает большую и острую проблему — проблему сохранения народных обычаев, праздников, преданий и легенд, пословиц и поговорок, показывая их значение в повседневном быту народа. Знакомя читателя с жизнью сибирской глубинки в первой половине XX столетия, писатель показывает процесс формирования целого поколения людей. В его произведениях прослеживаются многочисленные события и явления, которые на протяжении многих лет влияли на бытовое устройство народа, вместе с которым менялся и облик татарского села, народа в целом, их взгляды и нравы. При этом автор бережно относится к фольклорному наследию, повсеместно показывая его место в быту и роль в формировании характеров своих героев, их внутренней красоты. Автору удалось раскрыть в своих произведениях характер народа, показать душу, внутреннюю натуру сибирского человека.
Фольклорные мотивы, заметно обогатившие литературные тексты, имеют влияние и на проблематику и на идейно-художественное содержание романов, позволяя автору сделать серьезные нравственно-этические и философские обобщения. Интерес Я.Занкиева к фольклору продиктован потребностью проникнуть в самую душу народа, к жизни и судьбе которого писатель относится с глубоким уважением и мучительным беспокойством.
Цель использования фольклорных материалов в Занкиевских романах чрезвычайно многообразна. Нередко фольклорный текст или упоминание о нем, играют в романах роль детали, дополняющей пейзаж, создающей настроение, уточняющей характер героев, раскрывающей бытовую обстановку. Занкиев мастерски использует народное слово в своих произведениях, так как он его прекрасно знает и владеет им в совершенстве. Знание жизни народа, приобретенное в постоянном общении с ним, определяет исключительную достоверность Занкиевских описаний во всем, что касается народного быта, обрядов и обычаев, легенд и преданий, пословиц и поговорок. На страницах его прозы мы видим не только искусство крупного художника слова, но и ценные наблюдения фольклориста и этнографа.
В романах Я.Занкиева особое место занимает песенный фольклор татарского народа, который по сути своей направлен на раскрытие духовного мира лирического героя. Введенные автором в сюжетную канву романов песни помогают автору раскрыть те или иные переживания своих героев, их душевное состояние. Убеждаемся, что как быстрые частушки, так и лирические, протяжные песни находят свое достойное место в содержании изучаемых и анализируемых романов. Каждое событие, праздник или обряд, проводимый в деревне, исполняется под определенную песню, мелодию. Таким образом, в песне, вводимой в произведении, отражается душа народа.
Романы Я.Занкиева «Зори Иртыша» и «Любовь, объятая пламенем» посвящены жизни сибирских татар, разностороннему и глубокому раскрытию которой способствуют народные обычаи и традиции, отличающие их от соплеменников, проживающих в других регионах страны. Лаконичные и точные описания народных примет и традиций, неповторимых обрядов, поверий татарского народа, проживающего в Сибири, широко включены в роман. Они подчеркивают особенность, неповторимость условий, при которых сформировались характеры героев произведения. Основной чертой романов писателя, которая делает их поистине народными, увлекательными для чтения, является неповторимый национальный колорит. Умелое использование данных истории, этнографии и народной педагогики делают произведение особенно интересным и уникальным.
Характеры и поступки образов-персонажей соотнесены с требованиями народности и подчинены особенностям национальной психологии. Можно с уверенностью утверждать, что Я.Занкиев постиг художественное мышление народа и усвоил духовно-нравственные и эстетические ценности сибирских татар. Произведение напоминает читателям о высоких чувствах, преданности близким, родной земле, по-новому поднимает и решает извечные проблемы любви и ненависти, борьбы добра и зла. Автор старается отразить жизнь своих современников с позиций нравственности и справедливости.
В произведениях Я.К.Занкиева связь с фольклором идет не только по линии усвоения содержания и формы, но и в направлении ознакомления читателя с жизнью народа. В жизни национальной деревни, особое место занимает фольклор, передававшийся из поколения в поколение, сопровождавший крестьянина от колыбели до последних дней жизни. Традиционные обрядовые жанры на протяжении столетий срастались с трудом и бытом деревни и постепенно стали неотделимы от психологии героев романа.
Фольклорную традицию в творчестве Я.Занкиева следует рассматривать не только как систему художественных приемов, но и как философско-этическую, мировоззренческую позицию. Ориентация на фольклорные традиции непременно влияет на формирование писательской концепции мира и человека, на его понимание принципа народности литературы и специфических черт национального характера.
В своих романах, через осмысление фольклорных мотивов, автор демонстрирует языковую картину мира, выраженную с помощью языковых средств, системы знаний человека о действительности, формирующейся в результате его контактов с окружающей реальностью и имеющая национальный характер. Язык — важнейший фактор развития культуры, где закрепляется исторический опыт народа, отражается его внутренний мир. Герои романов Занкиева выступают как языковые личности, неразрывно связанные с культурой своего времени — первой половиной XX века.
Фольклорный материал органично и мотивированно вливается в систему языковых средств текста романов, участвует в создании общей образности произведений, тем самым автор ярко рисует понараму окружающей действительности. Все это говорит о высокой степени компетенции автора, широком круге интересов, масштабности философского миросозерцания. Выбирая определенный фольклорный материал для построения своих текстов, автор воплощает особую этническую картину мира.
Бережное отношение автора ко всему, что принадлежит истории народа, его прошлому, изучение этих материалов определяет стилевую особенность произведений изучаемого писателя. Работа Я.К.Занкиева над фольклором говорит о его жизненной важности и о том, что он обращается к нему не как к этнографическому материалу, а как к живым и актуальным образам, обладающим большой действенной силой, черпая из этих образцов не только отдельные элементы, но порой темы и сюжеты. Используя фольклорный материал, писатель обогатил свое творчество, причем, осваивая из фольклорного наследия то, что ему близко идейно и эстетически, то, что соответствует его творческим замыслам.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Ташкеева, Гульсина Халиловна, 2009 год
1. Список произведений Якуба Занкиева1. Книги
2. Иртеш тацнары: роман /Я.К.Зэнкиев. Казан: Тат.кит.нэшр., 1988.
3. Иртеш тацнары: роман / Я.К.Зэнкиев. Казан: Тат.кит.нэшр., 1994. - 671 б.
4. Кайчыколак /Я.К.Зэнкиев — Темэн., 1994.-61 б.
5. Зори Иртыша /Я.К.Занкиев. Кн. первая,- Тюмень: СофтДизайн, 1996. -272с.
6. Луноликая красавица Сузге: лит.-крит. сб., посвящ. 80-летию Я.К.Занкиева / автор-сост. Алишина Х.Ч. Тюмень: ТюмГУ, 1997. - 100 с.
7. Зори Иртыша/Я.К.Занкиев. Кн. вторая.- Тюмень: СофтДизайн, 1998 232 с.
8. Ялкында ©телгэн мэхэббэт: роман / Я.К.Зэнкиев. Темэн: Вектор Бук., 1999.-312 6.
9. Любовь, объятая пламенем: роман / Я.К.Занкиев. Тюмень: ТюмГУ, 2001.2. Публицистика
10. Картиналар буенча сочинение язу // Совет мэктэбе. 1949. — №7.
11. Кешелэр гузэл булсын // Ленин юлы. 1962. - №26. - 28 фев.
12. Хатын // Азат хатын. 1963. - № 4. - Б.22.
13. Жить для людей // Советская Сибирь. 1970. - 21 марта.
14. Добрые зерна сильные всходы // Тюменская правда. - 1972. - 29 июня.
15. Мысли о воспитании // Советская Сибирь. — 1975. — июнь.
16. Алдыгызда баш иям // Азат хатын. — 1977. — №3. — Б. 1.
17. Хэрби-патриотик тэрбия эшендэ кайбер тэжрибэлэр // Совет мэктэбе. -Казан. 1978.-№ 5.
18. Ник елыйсыц, карт ана // Азат хатын. — 1978. №7. - Б.20-21.
19. Микроклимат в школе и молодой учитель // Тобольская правда.-1978.-15 авг.
20. Ь.эрвакыт булсын кояш! // Азат хатын. 1979. - №7.
21. Учитесь добывать знания // Тюменский комсомолец. 1980. - 1 июня.
22. Дэфтэрдэге ике хикэят // Татарстан яшьлэре. 1980. - 13 май.
23. Ана йорэге // Азат хатын. 1980. - №8. - Б.18.
24. Рэйхэнэ алмагачлары // Татарстан яшьлэре. 1980. - 13 окт.
25. Сукыр мэхэббэт // Соц. Татарстан. 1981. - 1 апр.
26. Берелэр уянганда // Татарстан яшьлэре. 1982. — 2 окт.
27. Кайчыколак // Ялкын. 1982. -№11. -Б.28-30.
28. Через всю жизнь // Советская Сибирь. 1983. - 1 сент. 20.Аккошлы кул//Ялкын. - 1983. - №11. - Б.21-25. 21 .Туган ж;ир туфрагы // Азат хатын. — 1984. - №5.
29. Кан кардэшлэр // Яшь ленинчы. — 1985. — 8 май.
30. Кылый куз // Ялкын. 1985. - № 6. - Б.26-27.
31. Булэккэ мэктэп // Татарстан яшьлэре. — 1986. - 1 май. 25. Беренче карлыгачыбыз // Яцарыш. - 1988. - 5 май.
32. Елмаюыцны сагынам, укытучым // Яцарыш. 1990. - 22 сент.
33. Иртеш ага да ага // Яцарыш. 1990. - 20, 27 окт.
34. Мэктэп бетсэ авыл бетэ // Яцарыш. - 1991 - 2 март.
35. Тынгысыз ж;ан // Яцарыш. 1991. - 30 сент.
36. Кансызлык // Яцарыш. 1992. - 23 март.31 .Оныкларыбыз кем булыр? // Яцарыш. 1992. - №18-19.
37. Калмыклар Себердэ соргендэ // Яцарыш. 1992. - №43.
38. Телебезнец сафлыгы ечен керэшик //Яцарыш. 1992. - №52; 1993. - №1.
39. Кукрэнде куллэр иле // Яцарыш. - 1993. - 27 янв.
40. Кешене яхшылык бизи // Яцарыш. 1993. - 5 июнь.
41. Ана каргышы // Яцарыш. 1993. - 1 окт.
42. Мин дэ ©чтеллекне яклыйм // Яцарыш. 1993. - 17 дек.
43. Ещё раз о трехъязычии // Яцарыш. 1994. - № 10.
44. Иртеш буйларында туды уйларым // Яцарыш. 1994. - 29 апр.
45. Болар да булдымыни патриотлар // Яцарыш. 1994. - № 18.
46. Тормыш иптэшем Рэшидэгэ гомергэ рэхмэтлемен // Яцарыш. 1994. - 3 июнь.
47. Ицгэ ицне терэп // Яцарыш. 1994. - 24 июнь.
48. Икмэк изге нэрсэ // Яцарыш. - 1994. - 24 июнь.
49. Камалган авылдагы сугыш // Яцарыш. 1995. - 6 янв.
50. Рэхмэт, туганнар // Яцарыш. 1995. - 11 авг.
51. Зори Иртыша (отрывок из романа) // Татарские края. — Казань. 1995. — №16. '
52. Килэчэгебезне кайгыртып // Яцарыш. 1996. - 2 янв.48."Кайчыколак" мэктэптэ // Яцарыш. 1996. - 10 февр.
53. Шомлы хэбэрлэр туйдырды // Яцарыш. 1996. - 16 фев.
54. Усаллыкларныц анасы // Яцарыш. 1996. - №35-36.51 .Шэехлэрнец икенче торкеме Себер ж;ирендэ // Яцарыш. 1996. - 8 авг.
55. Укытучы булып туган // Яцарыш. 1996. - 15 окт.
56. Ана васыяте //Яцарыш. 1996. -№80.
57. Луноликая красавица Сузге // Татарские края. 1996. - №13.
58. Ул авыр елларда //Яцарыш. 1997. - 4 март.
59. Вызываю огонь на себя // Советская Сибирь. 1997. - №№53, 54.
60. Борчуларым //Яцарыш. 1999. -№84.
61. Огонь на себя // Тобольская правда. 2000. — 11 мая.1.. Научная и научно-критическая литература:
62. Абрамович, Г.Л. Введение в литературоведение: учебник для студентов филол. специальностей пед. институтов / Г.Л.Абрамович. изд. 6-е, испр. и доп. - М.: Просвещение, 1975. - 352 с.
63. Азисова, М.С. Себер татарларыныц мифлары, ышанулары / М.С.Азисова, И.Бэширова // Сулеймановские чтения: тез. докл. и сообщ. науч.-практ. конф. Тюмень, 2002. - С.4.
64. Айвазян, С. Указатель сюжетов русских быличек и бывалыиин о мифологических персонажах / С.Айвазян // Померанцева, Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М.: Высшая школа, 1975. - С.14-34.
65. Акимова, Т.М., Архангельская, В.К., Бахтина, В.А /Русское народное творчество (пособие к семинарским занятиям) / Т.М.Акимова, В.К.Архангельская, В.А.Бахтина. М.: Высш. Школа, 1983. - С. 20.
66. Алишина, Х.Ч. Безнец горурлыгыбыз / Х.Алишина, И.Гарифуллин, Х.Хабибуллин // Яцарыш. 1997. - 7 февр.
67. Алишина, Х.Ч.Туган як эдэбияты / Х.Алишина // Мэгариф. 2003. - №5. -Б.17-18.
68. Алишина, Х.Ч. Хермэтле Якуб абый / Х.Алишина // Яцарыш. 1996. - 5 апр.
69. Алишина, Х.Ч. Халкыбызныц беек шэхесе / X. Ч. Алишина // Яцарыш. -1998.-7 апр.
70. Алишина, Х.Ч. Язучы керэшче ул / Х.Алишина // Яцарыш. - 1995. - 7 апр.
71. Алишина, Х.Ч. Мы гордимся вами, Якуб абый / Х.Ч.Алишина // Сибирская панорама. 1998. - 20 мая.
72. Алишина, Х.Ч. Тоболо-Иртышский диалект языка сибирских татар: Монография / Х.Ч.Алишина. Казань: Казанский пед. ин-т, 1994. — 119 с.
73. Алишина, Х.Ч. Энциклопедия жизни сибирских татар / Х.Ч.Алишина // Яцарыш. 1996. - 30 апр.
74. Аникин, В.П. Русское устное народное творчество: Учеб./В.П.Аникин. -М.: Высш.шк., 2001. 726 с.
75. М.Афанасьев, А. Происхождение мифа: статьи по фольклору, этнографии и мифологии / А.Афанасьев. М., 1996. - С.289-306.
76. Ахметова, Ф.В. По следам В.В.Радлова // Сибирские татары. Сборник статей. Казань: Институт истории АН РТ, 2002. - 240с.
77. Эдэбият теориясе / Тез. Х.Госман, З.Мэж;итов. Казан: Тат. кит. нэшр., 1980. - Б.144.
78. Эдэбият теориясенэ кереш. Казан: Тат. кит. нэшр., 1987. - Б.203.
79. Эдэбият чыганаклары Ьэм текстология. Казан: ТФА Г.ИбраЬимов ис. ТЭТИ,- 1992.- 111 б.
80. Базанов В. От фольклора к народной книге. JL: Худож.лит, 1973. - 360 с.
81. Бакиева, Р.К. Роль произведений Якуба Занкиева в воспитании личности учащихся / Р.К.Бакиева // Жизнь и творчество педагога и писателя Я.К.Занкиева: материалы обл. науч.-практ. конф.- Тобольск, 1998. С.44-47.
82. Барсукова, Р. Мифологическая лексика заболотного говора тоболо-иртышского диалекта сибирских татар / Р.Барсукова // Сулеймановские чтения: тез. докл. и сообщ. науч.-практ. конф. Тюмень, 2004. - С.22-24.
83. Бахрушин, С.В. Сибирские служилые татары в XVII в. / С.В.Бахрушин // Исторические записки. -М.: 1937. Т. 1. - С.77.
84. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики / М.М.Бахтин. М.: 1975. -235 с.
85. Баширова, И.Б. Изображение словом. Казань: Тат.кн.изд.,1974. - 176 с. *
86. Баязитов, Ф. «Зори Иртыша» Якуба Занкиева / Ф.Баязитов // Тюм. правда. — 1995.- 1 дек.
87. Баязитов, Ф. Вся моя жизнь в зорях Иртыша / Ф.Баязитов // Яцарыш. -1993.- 11 апр.
88. Баязитов, Ф. Под зорями Иртыша / Ф.Баязитов // Тюм. правда. 1995. - 6 июня.
89. Баязитов, Ф. Рожденные зорями Иртыша / Ф.Баязитов // Яцарыш. 1996. -23 апр.
90. Баязитов, Ф. У нас в гостях — тобольский писатель и очеркист Якуб Занкиев / Ф.Баязитов // Татарские края. — 1995. — № 16.
91. Баязитов, Ф. Это роман о моей родной земле, моих соплеменниках / Ф.Баязитов // Яцарыш. 1995. — 7 апр.
92. Баязитов, Ф. Это роман о моей родной земле, моих соплеменниках / Ф.Баязитов // Тобольская правда. 1995. - 18 апр.
93. Баязитова, Ф.С. Себер татарлары. Рухи мирас: Гаилэ-кенкуреш, йола терминологиясе Ьэм фольклор / Ф.С.Баязитова Казан: Фикер, 2001.- 309 б.
94. Безертинов, Р.Н. Тэнгрианство религия тюрков и монголов. Наб.Челны: Мирас, 1999.-362 с.
95. Бэширова, И. Суз белэн сурэт ясау / И.Бэширов. Казан: Тат. кит. нэшр., 1994.- 176 б.
96. Бекшенёв, 3. Якын, туган кеше / 3. Бекшенев // Ленин юлы. 1957. - 7 окт.
97. Белинский, В.Г. Полное собрание сочинений в 13 томах, т.,1./ В.Г. Белинский. М., 1953. - 295 с.
98. Белинский, В.Г. Полное собрание сочинений / В.Г.Белинский. Т. 10. - М.: Изд-во АН СССР, 1956. - 474 с.
99. Белинский, В.Г. Собрание сочинений / В.Г.Белинский. В 3-х т. Т.З. - М.: Гослитиздат, 1948.-375 с.
100. Белич, И.В. «О религиозных войнах учеников шейха Багауддина против инородцев Западной Сибири» (К 100-летию публикации Н.Ф.Катановым рукописей Тобольского музея) / И.В.Белич //Проблемы истории Казани: современный взгляд. Казань, 2004. - С. 480-502.
101. Белич, И.В. Ханское кладбище / И.В.Белич // Сибирская столица. -Тобольск. 1997. - №1. - С.55-73.
102. Беспалова, Л.Г. Тюменский край и писатели XYII-XIX веков / Л.Г.Беспалова. Екатеринбург: Средне-Уральское кн. изд., 1998. - 198с.
103. Бондарев, Ю.В. Хранители ценностей: Сборник. -М.: Правда, 1987. -383с.
104. Большой справочник по литературе. М.: Из-во Астрель, «Олимп», «Фирма», «Из-во ACT», 2000. -304 с.
105. Борко, Т.И. Миф как способ установления идентичности / Т.И.Борко // Филологический дискурс. Тюмень: ТюмГУ, 2007. - №5. - С.36-41.
106. Бороздунова, Л.В. Я частушку на частушку как на ниточку вяжу. .//Уроки литерат, 2004. -№10. С. 14-15.
107. Бороноев, А.О. Сибирский роман как проявление региональной ментальности и советской культуры / А.О.Бороноев // http: //www.ibci.nl/ konferencia/page /statya к 17.htm. C.l.
108. Борынгы татар эдэбияты / Тез. Х.Мехэммэтов, Х.Хисмэтуллин, Ш.Абилов, У.Беляева, С.Исэнбаев. Казан: Тат. Кит. нэшр., 1963. — С.428.
109. Буслаев, Ф.И. О литературе: исследования, статьи. М.,1990. - 312 с.
110. Бухштаб, Б.Я. Литературоведческие расследования. М.: Современник, -1982.- 176с.
111. Валгина, Н.С. Теория текста: учеб. пособие / Н.С.Валгина. М.: Логос, 2004. - 280 с.
112. Валеев, Ф.Т. Сибирские татары: культура и быт / Ф.Т.Валеев. Казань: Тат. кн. изд-во, 1993. - С.149-150.52.3энкиев, Я. Иртеш тацнары. Автордан. Казан: Тат.кит.нэшр., 1994. -Б.671-672.
113. Вафеев, Р.А. Миссионеры ислама в сибирско-татарском фольклоре / Р.А.Вафеев, Ф.С.Сайфулина // Влияние ислама на культуру народов Сибири: материалы науч.-практ. конф., посвящ. 600-летию ислама в Сибири. Тюмень, 1998. - СЛА-А1.
114. Веселовский, А.Н. Историческая поэтика / Вст.ст. И.К.Горского; Сост., коммент.В.В.Мочаловой. М.: Высш. шк., 1989. - 406 с.
115. Волшебные сказки. Абдулла Алиш, Амина Бикчантаева. Казань: «Хэтер», 2003.-431 с.
116. Война и школа // Материалы Тюмен. обл. науч.-практ. конф. в Тобольске, посвящ. 50-летию Победы над фашизмом. Тобольск, 1995. - 176 с.
117. Габитова, Р.К. Этнопедагогический аспект башкирского фольклора //Педагогика. 2002. -№1. - С.45-50.
118. Галиуллин,Т. Дэгъвэ: хикэялэр, публицистика, эдэби тэнкыйт/ Т. Галиуллин. Казан: Тат.кит.нэшр., 1995. - 256 б.
119. Гайнуллин, М. Деньяви эсэрлэр эзеннэн / М.Гайнуллин // Казан утлары. -1968. -№10. -Б.159.
120. Галямова, Г.С. Отражение темы Сибири в татарской прозе второй половины XX века / Г.С.Галямова // Автореф. дис. . канд. фил. наук. — Тобольск, 2006.- 18 с.
121. Галямова, Г.С. Татар эдэбиятында Себер темасын ейрэну / Г.С.Галямова // Сулеймановские чтения: материалы VIII межрегион, конф. — Тюмень: «Экспресс», 2005. С.58.
122. Гарифуллин, И.Б. Очерки истории татарского населения Тюменской области. Тюмень, 2000. - 219 с.
123. Гарифуллин, И.Б. Мухаммед. Ислам в Сибири. Кучум и Сузге в народных преданиях. По страницам истории сибирских татар. Тюмень, 1993.
124. Гарифуллин, И. Зори Иртыша / И.Гарифуллин // Тюм. правда. 1988. - 6 авг.
125. Горбачёв, В.В. Заветное слово: о народности литературы. М.: Современник, 1986. - 399с.
126. Гордеева, Н.А. Указатель сюжетов быличек и бывалыцин Омской области / Н.А.Гордеева // Актуальные проблемы сибирской фольклористики: межвуз. сб. науч. трудов. Иркутск, 1991. - С.99-112.
127. Горький, A.M. Собр. соч.: в 30 т. т.24. М.: 1953. - С.92
128. Гунн, Г.Очарованная Русь. М.: Искусство, 1990. - 288 с.
129. Даль, В.И. «Пословицы русского народа»: М., 1957. - С.З.
130. Даль, В.И. Толковый словарь великорусского языка. Т.1-4. -М., 1955
131. Денисов, Н. Рождён Иртышом / Н.Денисов // Тюм. известия. 1996. - 20 мая.
132. Добролюбов, Н.А. Собр. соч.: В 3 т. / Н.А.Добролюбов.- М., 1952.- Т.З. -С.29.
133. Енишерлов, В.П. Времен прослеживая связь. М.: Современник, 1985. -287с.
134. Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учеб. пособие / А.Б.Есин. М.: Флинта; Наука, 1998. - С.80.
135. Жизнь коротка, искусство бесконечно.:(Из истории английских афоризмов) /Вступ. Заметка и перевод Л.Ливергайте//Вопр. Лит.-1993.- Вып.Ш.- с. 171.
136. Зиновьев, В.П. Указатель сюжетов сибирских быличек и бывалыпин / В.П.Зиновьев. Новосибирск, 1985. - С.37-38.77.3олкэрнэев, Ф. Чакма чакмый ут чыкмый / Ф.Зелкэрнэев. Казан: Тат. кит. нэшр., 1991.-Б.183.
137. Ибрагимов, Г. Эдэбият кануннары / Г.Ибрагимов. Казан: Тат. гос. издат, 1919. -Б.81.
138. Ибра1шмов, Г. Эсэрлэр. 8 томда/ Галимж;ан ИбраЬимов. Казан: Тат.кит.нэшр., 1978. - 5 том. - 1776.
139. Ибра1шмов, Ш. Данлы юбилей алдыннан / Ш.ИбраИимов // Яцарыш. -1997.-25 февр.81 .ИбраЬимов, Ш. Куптэн кетеп алынган китап / Ш.ИбраЬимов // Яцарыш. -1995.-25 июль.
140. Иртешкэ сэяхэт: экиятлэр, ж;ырлар / М.Садри кереш сузе. Казан: Тат. кит. нэшр., 1989.-159 б.
141. Ислам в истории и культуре тюменского края: (в документах и материалах) / Автор-сост. И.Б.Гарифуллин. Тюмень: ИПЦ «Экспресс», 2004. - 173 с.
142. История татарской литературы нового времени: (XIX-начало XX в.). -Казань: Фикер, 2003. 427 с.
143. Исэнбэт, Н.С. Татар теленец фразеологик сузлеге. Ике томда. I том. -Казан, Тат, кит. нэшр., 1989. 495 б.
144. Исэнбэт, Н.С. Татар теленец фразеологик сузлеге. Ике томда. II том. -Казан, Тат, кит. нэшр., 1990. 365 б.
145. Исхакый, Г.Г. Зиндан. Избранные прозаические и сценические произведения/ Сост., Л.Гайнанова. — Казань: Тат.кн.изд-во, 1991. — 671 с.
146. Ихсанов, Н.Г. Татар совет эдэбиятыныц соцгы классик урнэге (Якуб Зэнкиевньщ «Иртеш тацнары» буенча / Н.Г.Ихсанов // Занкиевские чтения: материалы Всероссийской науч.-практ. конф. Тобольск: ТГПИ им.Д.И.Менделеева, 2007. - С.57-59.
147. Катанов, Н.Ф. Предания тобольских татар о Кучуме и Ермаке / Н.Ф.Катанов //Ежегодник Тобольского губернского музея. Вып.5. — Тобольск, 1895. С. 234 - 238;
148. Катанов, Н. Ф. Предания тобольских татар о Кучуме и Ермаке / Н.Ф.Катанов Тобольск, 1896.
149. Катанов, Н.Ф. О религиозных войнах учеников шейха Багауддина против иноземцев Западной Сибири /Н.Ф.Катанов //Ученые записки Казанского университета. 1903. Кн. 12. - С. 133-146.
150. Катанов, Н.Ф. Предания тобольских татар о прибытии в 1572 г. мухаммеданских проповедников в Искер /Н.Ф.Катанов //Ежегодник Тобольского губернского музея. Вып. 7. Тобольск, 1897. — С.51- 61.
151. Кожинов, В.В. Теория литературы / В.В.Кожинов. М.: Наука, 1964. -С.123.
152. Комина, Р.В.Современная советская литература: (Худ.тенденции и стилевые многообразия.) Учебное пособие для студентов вузов 2е изд., перераб. И доп. М.: Высшая школа.- 1984. - 232 с.
153. Корман, Б.О. Изучение текста художественного произведения / Б.О.Корман. М.: Просвещение, 1972. - 110 с.
154. Корман, Б.О. Целостность литературного произведения и экспериментальный словарь литературоведческих терминов / Б.О.Корман // Проблемы истории критики и поэтики реализма. Ижевск: УдГУ, 1992. -С.39-54.
155. Кожинов, В.В. Теория литературы / В.В.Кожинов. М.: Наука, 1964. -С.123.
156. Кравчик Василевская, В. В защиту фольклора, или диалог между традицией и современностью //Живая старина. — 1996. — №4. — с.42-43.
157. Криничная, Н.А. Северные предания. Беломорско-обонежский регион/ Н.А. Криничная. Ленинград: Наука, 1978. - С. 14
158. Круглов, Ю. Г. Русские обрядовые песни: Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец «рус. яз. и лит.». 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк. 1989. -320 с.
159. Толстой, Л. Н. Былины/ Переизд. Предисл. В. П. Аникина; М.: Дет. Лит., 1984.-32 с.
160. Лагунов, К.Я. Портреты без ретуши / К.Я.Лагунов. Тюмень: ИЛИ Тюмень, 1994.-С. 76.
161. Лагунова, O.K., Рогачев, В.А., Эртнер, Е.Н. Социокультурные противоречия литературного взаимодействия на Тюменском Севере // Роль полярных университетов в развитии северных территорий: материалы II междунар. конф. Тюмень; Лейкхед, 1992. - С.64-67.
162. Литература Тюменского края: хрестоматия: в 3-х т. / Сост. Г.И.Данилина, Н.А.Рогачева, Е. Н. Эртнер. Тюмень: СофтДизайн, 1996. Кн. 1: 5-7 кл. - 1996. - 303 е.; Кн. 2: 8-9 кл. - 1996. - 240 е.; Кн. 3:10-11 кл.- 1996.- 351 с.
163. Литературный энциклопедический словарь./ Под ред.В .М.Кожевникова.- М.: Олма-Пресс. 2001. - 319 с.
164. Лихачев, Д.С. Прошлое будущее.статьи и очерки. - Л.: Наука. - 1985. - 576 с.
165. Миллер, Г.Ф. История Сибири. Т.1. - М.- Л., 1937.
166. Минасьян, Г.П. Алеют "Зори Иртыша" / Г.П.Минасьян // Сов. Сибирь. -1997.-5 апр.
167. Минасьян, Г.П. Размышления о романе «Зори Иртыша» и его авторе / Г.П.Минасьян // Жизнь и творчество педагога и писателя Я.К.Занкиева: материалы обл. науч.-практ. конф. — Тобольск, 1998. С.29-33.
168. Мирхайдарова, А.Х. Антропонимия в произведениях Я.К.Занкиева / А.Х.Мирхайдарова // Сулеймановские чтения: материалы науч.-практ. конф. Тюмень, 2001. - С.39-40.
169. Миф, фольклор, литература. Л.: Наука. - 1978. - 250 с.
170. Морохин, В.И. Хрестоматия по истории русской фольклористики. — М.: Высш.шк. 1973. - 316 с.
171. Москвина, И.И. Поэтика легенд и притч: поэтика жанров русской и советской литературы / И.И.Москвина. Вологда, 1988. - С.86-103.
172. Муллачанова, Г. Художественный мир татарской поэзии Сибирского региона (1990-2005) / Г.Муллачанова. Автореф. дис. канд. фил. наук. -Казань: Каз. гос. универ-т, 2006. 27 с.
173. Насыйри, К. Избранные произведения. Казань, 1977. - 263 с.
174. Насыйри, К. Книга о воспитании. /Сост., В.С.Шакирова. Казань: тат.кн.издат., 1994. - 144 с.
175. Николаев, П.А. Советское литературоведение и современный литературный процесс. М.: Худож. Лит, 1987. - 334с.
176. Николина, Н.А. Филологический анализ текста: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.А.Николина. М.: Академия, 2003. - 256 с.
177. Новикова, A.M. и Александрова Е.А. Фольклор и литература. — М.: Просвещение, 1978. -144 с.
178. О писательском труде. Сборник статей и выступлений советских писателей. Изд.2-е,доп. -М.: «Советский писатель», 1955. 136 с.
179. Образцы народной литературы тюркских племен, живущих в Южной Сибири и Дзунгарской степи, собраны В.В.Радловымъ. Часть IV. Наречия барабинцевъ, тарскихъ, тобольскихъ и тюменскихъ татаръ. -Санктпетербургъ, 1872. —411с.
180. Ожегов, С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка /Российская АН.; Российский фонд культуры; М.: АЗЪ, 1996. - 928с.
181. Предания тобольских татар о прибытии в 1572 г. мухаммеданских проповедников в Искер // Ежегодник Тобольского губернского музея. Вып. 7. Тобольск, 1897. -С. 51-61; 50.
182. О религиозных войнах учеников шейха Багауддина против иноверцев Западной Сибири // Ежегодник Тобольского Губернского музея 1904г., выпуск 14. Тобольск: Типография Епарх. Братства, 1905г.
183. Пропп, В.Я. Фольклор и действительность. — М, 1978. 149с.
184. Прибыльский, Ю. Уроки гуманизма / Ю.Прибыльский // Жизнь и творчество педагога и писателя Я.К.Занкиева: материалы обл. науч.-практ. конф. Тобольск, 1998. - С.10-13.
185. Прокопова, М.В. Легенда о Сузге в романе Я.К.Занкиева «Зори Иртыша» / М.В.Прокопова // Занкиевские чтения: сб. материалов Всероссийской науч.-практ. конф. Тобольск: ТГПИ им.Д.И.Менделеева, 2007. - с.40-41.
186. Прокушев, Ю.Л. Даль памяти народной.-2-е изд. М.: Сов.Россия, 1983. -272 с.
187. Пушкин, А.С. Полное собрание сочинений, т.11. М:, 1957. - С.40
188. Радлов, В.В. Образцы народной литературы тюркских племен, живущих в Южной Сибири и Дзунгарской степи: ксерокопия / В.В.Радлов. СПб.: Тип. Императ. Акад. Наук, 1872. - 411 с.
189. Радлов, В.В. Этнографический обзор турецких племен Сибири и Монголии / В .В. Радлов. Иркутск, 1923. - С.23.
190. Рамазанова, Д. Б. Себер диалектларыннан материаллар / Д.Б.Рамазанова. -Казан: Фикер, 2001. 141 б.
191. Рахимов, Р.Х. Астана в истории сибирских татар / Р.Х.Рахимов. -Тюмень: Печатник, 2006. 76с.
192. Рахимова, А. Лексика диалектов сибирских татар / А.Рахимова. -Казань: Мастер Лайн, 2001. 128 с.
193. Речебакиева, X. Тормыш идеалым / Х.Речебакиева // Яцарыш. 1994. -16 сент.
194. Речебакиева, X. Я.К.Занкиев наш учитель / Х.Речебакиева // Жизнь и творчество педагога и писателя Я.К.Занкиева: материалы обл. науч.-практ. конф. - Тобольск, 1998. - С. 13-16.
195. Речебикиева, X. Учитель солдат / Х.Речебакиева // Тюм. правда. -1989.-24 февр.
196. Рогачев, В. В ожидании рассвета / В.В.Рогачев // Занкиев, Я. Зори Иртыша. Тюмень: СофтДизайн, 1998. - С.8
197. Русский советский фольклор. Антология/ под ред. К. Н. Феноменова. — Л., Изд во «Наука», 1968. - С. 10
198. Русский фольклор / Под ред. В. П. Аникина. М.: Худ.лит., 1985. - 367 с.
199. Русское народное поэтическое творчество. Учебное пособие для пед.ин-тов /М.А.Вавилова, В.А.Василенко, Б.А.Рыбаков и др.; Под ред. А.М.Новиковой.- 2е изд. М.: Высш.школа, 1978. - 440 с.
200. Садыков, К.С. Некоторые обряды и обычаи сибирских татар/ К.С.Садыков//Сибирские татары: материалы 1-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири».- Омск, 1998 — С.145-147.
201. Садыков, К.С. От Тюмени до Праги / К.С.Садыков // Жертвенный подвиг: материалы историко-мемориальной конф., посвящ. 55-й годовщине Победы над фашизмом. Тобольск, 2000.
202. Садыков, К.С. Отражение обычаев, обрядов, традиций сибирских татар в романе Я.Занкиева «Зори Иртыша» / К.С.Садыков // Жизнь и творчество педагога и писателя Я.К.Занкиева: материалы обл. науч.-практ. конф. -Тобольск, 1998. С.33-37.
203. Садыков, С.А. Тропы жизни / С.А.Садыков // Жизнь и творчество педагога и писателя Я.К.Занкиева: материалы обл. науч.-практ. конф. -Тобольск, 1998.-С.5-10.
204. Сайфулина, Ф.С. Формирование и развитие татарской литературы Тюменского региона. Тюмень: Изд., «Вектор Бук», 2007. — 296с.
205. Сайфулина, Ф.С. Отражение особенностей региональной литературы в творчестве Якуба Занкиева /Ф.С. Сайфулина //Вестник Тюменского государственного университета. 2006. - №2. - С.247-254.
206. Сайфулина, Ф.С. Роль легенд и преданий в раскрытии концепции исторического романа «Зори Иртыша» Я. Занкиева /Ф.С. Сайфулина //Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э.Баумана. 2006. - Т. 186. - С.404-412.
207. Сайфулина, Ф.С. Особенности творчества Якуба Занкиева /Ф.С. Сайфулина //Вестник Тюменского государственного университета. 2006. -№4.-С. 182-189.
208. Сайфулина, Ф.С. История формирования и развития татарской литературы Тюменского региона /Ф.С. Сайфулина //Вестник Московского государственного университета МВД России. — 2007. № 7. - С. 152-154.
209. Сайфулина, Ф.С. Ислам в сибирско-татарском фольклоре (к 600-летию принятия Ислама в Сибири) /Ф.С.Сайфулина //Аргамак. 1995. - № 10-11. - С.132-135.
210. Сайфулина, Ф.С. Региональная литература: вклад Я.Занкиева в развитие татарской литературы Тюменского края /Ф.С.Сайфулина //Вестник ТГПИ имени Д.И.Менделеева. 2004. - № 4. С.200-209.
211. Сайфулина, Ф.С. Из истории формирования татарской региональной литературы Тюменского края: сибирско-татарский фольклор /Ф.С.Сайфулина //Современные гуманитарные исследования. 2006. - № 4 (11). - С.70-73.
212. Сайфулина, Ф.С. Литературное краеведение: Отражение татарского фольклора Тюменского края в литературных произведениях (на примере романа-дилогии Я.Занкиева «Зори Иртыша» /Ф.С.Сайфулина //Вопросы филологических наук. 2006. - №5 (22). - С.35-39.
213. Сайфулина, Ф.С. Исторический характер романа Якуба Занкиева «Любовь, объятая пламенем» /Ф.С.Сайфулина //Актуальные проблемы филологии: теретический и методический аспекты. Сборник научных работ. Тобольск: ТГПИ им.Д.И.Менделеева, 2006. - С.73-77.
214. Сайфулина, Ф.С. Во имя будущих рассветов (по творчеству Якуба Занкиева) /Ф.С.Сайфулина. Тобольск: ТГПИ им. Д.И.Менделева, 2004. -108с.
215. Соболев, А.Н. Мифология славян. С.П.-б.: Лань, 1987. - 278с.
216. Словарь литературоведческих терминов, /сост. Л.И. Тимофеев и С.В.Тураев. М.: «Просвещение», 1974. - 509 с.
217. Сурметова, JI.P. Жанровое своеобразие песенно-музыкальных традиций татар Тюменской области / Л.Р.Сурметова // Автореф. дис. . канд. филол. наук. Казань, 2007. - 27 с.
218. Талипова, Г.М. Я.К.Зэнкиевныц «Ялкында отелгэн мэхэббэт» романында халык авыз иж;аты чагылышы / Г.М.Талипова // Сулеймановские чтения: материалы науч.-практ. конф. — Тюмень, 2001.
219. Татарские народные поговорки и пословицы /сост.А.Г.Курамшин. -Омск, 2004.
220. Татарская детская литература. Стихи и пьессы. Казань: «Хэтер», 2003. -463 с.
221. Типология и взаимосвязи фольклора народов СССР М.: Просвещение, 1980.- 153 с.
222. Теракопян, Л. Пафос преобразования. Заметки о современной деревенской прозе. М., 1974. - 392 с.
223. Теория литературы: учеб. пособие для студентов филол. фак. высш. учеб. заведений: в 2 т. Т. 1. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика / Н.Д.Тамарченко, В.И.Тюпа, С.Н.Бройтман; под ред. Н.Д.Тамарченко. М.: Академия, 2004. - 512 с.
224. Тимофеев, Л.И. Основы теории литературы. М.: Просвещение, 1976. - С.237.
225. Типология народного эпоса. М.: Просвещение, 1975. - 202 с.
226. Толстова, Л.С. Использование фольклора при изучении этногенеза и этнокультурных связей народов / Л.С.Толстова // Фольклор и историческая этнография. -М.: Просвещение, 1983. С.214-272.
227. Толстой, А.Н. «Свод русского фольклора. (Публикация А.А.Горелова) //Из истории русской Советской фольклористики. Л., 1981. — с.3-6.
228. Томашевский, Б.В. Теория литературы. Поэтика. Стилистика и стихосложение / Б.В.Томашевский. Л., 1959; Стилистика. 2-е изд., испр. и доп. Л., 1983.
229. Тумашева, Д.Г. Диалекты сибирских татар: опыт сравнительного исследования / Д.Г.Тумашева. Казань: Изд-во КГУ, 1977. - 296 с.
230. Тумашева, Д.Г. Язык сибирских татар / Д.Г.Тумашева. В 2-х ч. Казань: Изд-во КГУ, 1968.- 183 с.
231. Тукай, Г. Халык моцнары. Халык Эдэбияты // Сайланма эсэрлэр: 5Т.: т.4.-Казан, 1985.- 186 б.
232. Тукай, Г. Сочинения в 4-х томах. Т.2. Казань: Тат. кн. изд-во, 1976. -С.137
233. Уразова Н.М. Х.Ярми о влиянии фольклора на формирование татарской литературы./автореферат диссер. на соискание уч.ст. к.ф.н. — Тобольск, 2008.-24 с.
234. Урманче, Ф.И. Татар халык ижаты / Ф.Урманче. Казан: Мэгариф, 2005.-383 б.
235. Урманчеев, Ф.И. Эпоха, достойная сказаний. Литературоведение. -Казань: Тат.кн.изд., 1990. 222 с.
236. Урманчеев, Ф.И. Дастаннарга лаек замана: эдэбият белеме / Ф.И.Урманчеев. Казан: Тат. кит.нэшр., 1990. - 222 б.
237. Урманчеев, Ф.Г. Тукай и татарская фольклористика начала XX века // Габдулла Тукай. Казань, 1968. - 258 с.
238. Файзрахманов, Г.Л. История сибирских татар (с древнейших времен до начала XX века) / Г.Л.Файзрахманов. Казань: Фэн, 2002. — 488 с.
239. Файзрахманов, Г.Л. О литературной жизни сибирских татар в XVII-XIX веках / Г.Л.Файзрахманов // Сулеймановские чтения 2004: материалы VII межрегион, науч.-практ. конф. - Тюмень, 2004. - С.86-88.
240. Файзи, А.С. Сочинения в 5-ти томах. Т.5: Статьи, очерки, воспоминания, письма. Казань: Тат. кн. изд-во, 1987. - 452 с.
241. Федь, Н.М. Путешествие в мир образов. М.: Моск.рабочий, 1978. -288с.
242. Хабибуллина, Л.Б. Литература родного края / Л.Б.Хабибуллина. В 2 ч. Ч. 1. — Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2002. 260 с.
243. Хабибуллина, Л.Б. Литература родного края / Л.Б.Хабибуллина. В 2 ч. Ч. II. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2002. - 260 с.
244. Хабибуллин, X. Нэрсэ ул мэхэббэт? Бармы ул? / Л.Б.Хабибуллина. В 2 ч. Ч. II. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2002. - 98 с.
245. Хатипов, Ф.М. Эдэбият теориясе Текст : югары уку йортлары, педагогия училищелары, колледж студентлары очен кулланма. Казан: Раннур, 2002. -352 б.
246. Хаким, С. Уз тавышыц белэн. Казан: Тат.кит. нэшр., 1969. - 224 б.
247. Хайруллина, В.И. Фольклор сибирских татар: изучение / В.И.Хайруллина // Сулеймановские чтения 2003: тез. докл. и сообщ. науч.-пркт. конф. - Тюмень, 2004. - С.83-85.
248. Хализев, В.Е. Теория литературы: учебник / В.Е.Хализев. М.: Высш. шк, 2002. - С.68-69.
249. Харченко, В.К. Эстетика народной приметы:// Русс.яз. в шк.- 1997.-июль-авг.(№4). С.25.
250. Хафизова, Г.Г. Югары уку йортларында себер татарларыныц фольклорын, ж;ирле шагыйрьлэрнец ижатларын ейрэнудэ "Туган як эдэбияты"ныц эЬэмияте / Г.Г.Хафизова // Сулеймановские чтения 2003: тез. докл. и сообщ. науч.-практ. конф. - Тюмень, 2004. - С.86-88.
251. Хэбибуллина, Л.Б. Якуб Зэнкиевныц "Иртеш тацнары" романыныц идея-сэнгать кече / Л.Б.Хэбибуллина // Яцарыш. 1997. - 1 апр.
252. Храпченко, М.Б. Горизонты художественного образа: 2-е изд., доп. М.: Худож. Лит., 1986. - 439 с.
253. Эдуард Бернетт Тайлор. Миф и обряд в первобытной культуре. -Смоленск: Русич, 2000. С.36.
254. Энциклопедия. Литература./ автор-сост.С.П.Останина. М.: Олма-Пресс.-2001.-319 с.
255. Якименко, Л. Избранные работы: В 2-х т. Т.2 Творчество Шолохова.-М.: Худ.лит, 1982.-308 с.
256. Ярми, X. Татар халкыныц поэтик иж;аты / Х.Ярми. Казан: Тат. кит. нэшр., 1967.-308 б.
257. Яхин, А. Халык ижаты эсэрлэрен системалы итеп тикшеру тэжрибэсе / А.Яхин, М.Мэ1тдиев. Казан: Тат. кит. нэшр., 1982. - 119 б.
258. Яхин, Ф.З. Литературно-художественные особенности романа Якуба Занкиева «Зори Иртыша»./ Ф.З. Яхин // Сулеймановские чтения 2008: Мат. Всерос. науч.-практ. конф. - Тобольск, 2008. - С.90.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.