Система жанров молдавского песенного фольклора тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Циркунова, Светлана Викторовна
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 200
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Циркунова, Светлана Викторовна
ГЛАВА ПЕРВАЯ. О ПРИНЦИПАХ КЛАССИФИКАЦИИ
ГАНРОВ МОЛДАВСКОГО ПЕСЕННОГО ФОЛЬКЛОРА
ГЛАВА ВТОРАЯ. ФУНКЦИИ, СВЯЗИ И ОТНОШЕНИЯ ЖАНРОВ
МОЛДАВСКОГО ПЕСЕННОГО ФОЛЬКЛОРА
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Вокальное творчество башкирских композиторов 1920-1940-х годов в контексте становления профессионализма2014 год, кандидат наук Идрисова, Лилия Абраровна
Фольклорные материалы в творческом наследии В.А. Гаврилина2011 год, кандидат искусствоведения Демидова, Ирина Алексеевна
Музыкальный фольклор осетинской свадьбы. Проблемы типологии и исторического развития2015 год, кандидат наук Дзлиева, Дзерасса Майрамовна
Типология народных песен литературного происхождения в контексте музыкального фольклора Пензенской области2017 год, кандидат наук Кондратьева, Татьяна Геннадьевна
Удмуртский музыкальный фольклор в коллекциях 1937–1941 годов Фонограммархива Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук2022 год, кандидат наук Софронова Екатерина Анатольевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Система жанров молдавского песенного фольклора»
Настоящая работа посвящена изучению молдавских народных песен, В ней впервые в отечественном музыкознании осуществляется попытка проанализировать систему песенных жанров молдавского фольклора. Рассматривая совокупность всех жанров народно-песенного творчества Молдавии как единый организм, ангор ставит вопрос о предпосылках и основаниях этого единства, формах его проявления, значении отдельных, наиболее показательных жанров. Специально выявляются разнообразные типы связей мевду жанрами и жанровыми группами. Это в свою очередь позволяет охарактеризовать степень дифференцированности жанровой системы, определить меру ее гибкости.
Актуальность проблематики работы обусловлена усиливающийся интересом к фольклору (в том числе музыкальному), к тем его видам,, которые складывались как отражение многовековой истории народа, наиболее ярко воплотили черты национального характера.
Повышенное внимание к фольклору объясняется не только стремлением изучить те грани истории, быта и культуры народа, которые запечатлены в созданных им музыкально-поэтических образцах. В современную эпоху, отмеченную бурной "переоценкой ценностей", музыкальный фольклор воспринимается как одна из "вечных ценностей", неподвластных капризам модр, сиюминутной музыкальной "конъюнктуры"(что особенно сказалось на явлениях "авангардизма").
Без исследования молдавского музыкального фольклора невозможно сколько-нибудь детальное освещение истории музыкальной культуры Молдавии, определение специфически национальных особенностей музыкального мышления, проявляющихся и в фольклоре, и в композиторском (также и исполнительском) творчестве. Вопросы национальной характерности искусства сейчас важны как никогда прежде. ". Даже в эпоху романтизма, этого ренессанса национального в искусстве, исследование . национальной специфики музыки не имело такого жгуче актуального для творчества, такого сугубо практического значения" /202,с.3 /. Небывало расширившиеся "музыкальные контакты" разных народов, стремительное взаимообогащение национальных музыкальных культур приводят к обостренному ощущению проблемы "национальное - интернациональное", "общечеловеческое - узкорегиональное". С другой стороны, приобще-н ние национальных культур, не имевших ранее развитых композиторских традиций, к магистральной линии музыкального профессионализма происходит в Хк веке в кратчайшие исторические сроки, и с невиданной раньше интенсивностью взаимодействия национально-фольклорных и "общеевропейских" элементов.
Поэтому все чаще рассматривают связи между явлениями народного музыкального творчества и композиторского искусства, что не исключает целесообразности оцределения функций каждого из них в целостной организации музыкальной действительности. Это соответствует состоянию и общей ориентации современной науки. Известно, что в XX веке ". на место механического понимания мира, сводящего его к случайным и стихийным изменениям, выдвигает ся осознание мира как множества разнородных и не сводимых одна к другой сфер реальности, связь между которыми проявляется в изоморфизме действующих в них законов%0 7, с.7/.
Избранный автором подход предполагает обязательность учета указанной связи независимо от диапазона исследования: будь то картина музыкального мира в целом или какой-либо конкретный ее элемент. Разумеется, углубленное изучение первого невозможно без всестороннего знания второго. Молдавский песенный фольклор детально не изучен, поэтому он и будет основным объектом нашего внимания, рассматриваемым не изолированно, но в конктексте указанных проблем более общего порядка. Вместе с тем черты общности между молдавским фольклором и фольклором других народов, равно как и между фольклором и композиторским творчеством Молдавии, не должны заслонять специфики изучаемого феномена, В данном случае в окно учитывать диалектику общего и особенного. Осознание общего исключает игнорирование особенностей не только молдавского песенного фольклора в целом /напротив, специфика его познается в сравнении с другими явлениями/, но и к адой конкретной песни:"Судить о достоинствах того или иного конкретного произведения можно, только исходя из законов вида, к которому оно принадлежит" /83, с.430, разрядка наша - С. Ц./. В данном случае под законами вида подразумеваются закономерности жанровой системы молдавского песенного фольклора.
В свою очередь, эти закономерности специфическим образом конкретизируют принцип материалистической диалектики о всеобщей связи между явлениями действительности. Его роль определяется в методсшо-шческом плане прежде всего постановкой проблемы, выдвижением на первый план вопросов, единства системы жанров молдавского фольклора, привлечением внимания к связности и. функциональной зависимости ее элементов. А это отчасти обусловливает научный результат." Изолированное изучение отдельных жанров, давшее свои плоды, не может уже ответить на запросы современной науки. Ставя вопрос об изучении исторического развития музыкально-жанровой системы, мы получаем определенный эффект: вырисовываются закономерности, пф аллели и взаимосвязи, которые до того были от нас скрыты"/ 67, с. 173/.
Попытка анализа фольклорных жанров как системы уже была предпринята в 1960-е годы. Она связана с именем видного советского исследователя фольклора В. Е. Засева, рассмотревшего жанры русского поэтического фольклора с эстетико-социологических позиций./52/. С этого времени все чаде появляются работы, в которых фольклорные жанры изучаются с точки зрения их системности. В числе авторов -Е. Новик, В. Топоров, Л. Салимова/130, 177, 156/. Несмотря на разный национальные материал, аспекты, степень научных обобщений, общее для них направление в освоении жанров представляется чрезвычайно вадным и нуждающимся в дальнейшей разработке.
Ведь в эпоху развитого социализма, когда роль прогнозирован ия, планирования и управления духовными процессами в обществе, вырастает до уровня общегосударственной проблемы, необходимо ясно представлять не только конкретное содержание и форму этих процессов, но и разнообразные типы связей, существующие между духовной и материаль-. ной сферами бытия. А, как известно*, художественные жанры олицетворяют реальную связь искусства с жизнью, С одной стороны, они являются областью формирования разнообразных приемов выразительности, с дру-, гой стороны, они реализуют эстетическое воздействие искусства на человека, / Проблематика, связанная с теорией жанров, как известно, отражена в работах В, А, Цуккермана, А. Н. Сахора, Е. В. Назайкин-ского, 0. Соколова, Т. Ю. Черновой - 191, 165, 126, 164/.
Такое понимание жанра продиктовано содержанием теории отрженил, занимающей взкное место в ночном аппарате марксистско-ленинской эстетики, искусствоведения, являющейся одновременно наукой и методологией, режиссирующей силой, направляющей ход научных рассуждении. Особую роль в формировании, концепции данной работы сыграли те эстетические и искусствоведческие, труды, где теория отражения непосредственно приложена к изучению художественных и в частности фольклорных жанров. Вакное место среди них принадлежит трудам В. Е. 1^сева, И. И. Земцовского, В. Я. Проппа, В. Л. Гошовского, В. И. Елатова/ 72, 52, 68, 143, 47/. В сущности фольклорные жанры различаются между собой именно характером связи с действительностью: индивиду ализалией социальной оункгин жшра, а, вследствие этого - своеобразием жанрово-коммуникашвной ситуации, содержания и формы; единство системы жанров обеспечивается целостностью общественного бытия, тесно:', взаимосвязью всех составляощих его сторон, уровней, компонентов.
На стыке калеченных здесь проблем возник замысел и определились основные аспекты денной работы. Главная ее цель - приблизиться к построению теории жанровой системы молдавского песенного фольклора, создать общее представление о такой системе. Для этого прежде всего необходимо проанализировать современное положение дел в молдавской фольклористике и определить, что уже сделано, и что еще предстоит сделать, чтобы можно было ясно представить молдавским песенные фольклор в единстве всех его жанровых типов, классов, видов и разновидностей с учетом сложной функциональной зависимости и многообразия связей между ними, исходя из состояния молдавской сполькло-ристики на современном этапе возможно сформулировать круг реально выполнимых в настоящее, время задач по созданию теории жанровой системы, а также наметить пути к направления ночных изыск ший в этой области.
Автор ограничил ракурс исоледов ашя вопрос am те еретического порядка. Ведущее место среди них принадлежит анализу существующих классификаций, предложенных составителями сборников молдавских народных песен, авторши разного рода исследований о жанрах молдавского народнопесенного творчества, сложившихся в результате каталогизации молдавских песен в фонотеке кабинета фольклора Государственного института искусств им. Г. Музическу MGCP /КШИ/. Сравнивая между собой эти классификации, автор выявляет их достоинства и недостатки, делает попытку представить многомерную классификацию жанров молдавского песенного фольклора, учитывающую все основные жанроопределяющие критерии. На основании детализации ведущих компонентов социальной функции жшров предпринимается рассмотрение основных, типов связей в данной жанровой системе.
Специальные теоретические размышления в этой области необходимы для преодоления недостатков господствовавшего до сих пор в молдавской фольклористике эмпирического подхода к материалу. Этот подход сказался и на организации фольклорных экспедиций в Мол датвии, и на структуре фольклорных сборников. Недостатки эмпирического подхода особенно видны на планировании ж проведении собирательской деятельности. Как. показал анализ фондов, фольклорного кабинета К1ИИ, некоторые районы МССР /Сорокский, Каларашссий, Оргеевский, Котов-ский, Дулк.анештский/ обследованы, сравнительно тщательно; друте до сих пор не исследованы вовсе /например, Окницкий, Елодянский, Рыб-ницкий/.
Тшим образом, е процессе практической собирательской деятельности фольклористы испытываот большую потребность в нцучной класси-ашации основных свойств жанровой системы молдавского народнопесен-ного творчества. В результате теоретического осмысления функциональных: и структурные особенностей песенно-жанровои системы уже в настоящее время возможна выработка детальных: рекомендаций не только для территориального планирования фольклорных экспедиций, но и для составления четких тестов-вопросников, делаощих беседы с народными музыкантами более нацеленными, а поиски фольклора — планомерными и продуктивными.
В настоящей работе разграничивается онтологический и гносеологически;, подход н жанрово. системе молдавского песенного фольклора, при этом основное внимание уделяется последнему. Специфика гносеологического подхода к системе жанров наиболее рель-еорно выступает при сравнении его с подходом онтологическим. Онтология в данном случае предполагает изучение самих жанров, бытие которых объективно и независимо от исследователя. Гносеология предразу-мевает систему ночных знании, представлений о них, ведь, как известно, "системы знания, предмета к объекта совершенно очевидно не совпадал друг с другом и ни в коем случае не MOiyT отождествляться". /204, с. 23/.
Естественно, что ночные представления о жанровой системе песенного молдавского фольклора отражают реальные ее свойства, однако не идентичны им. Вюсеологический аспект любой проблемы всегда сопряжен с определенным уровнем развития научной мысли и с целым рядом субъективных факторов, которые характеризуют более неучную деятельность, чем ее предмет. В трудах фольклорной тематика /как, впрочем, и во многих других/ сильно сказывается круг ночных интересов и склонностей фольклористов-исследовате-лея. Неадекватность между предметом исследования и результатами его изучения очевидна при сравнении отчетов различных экспедиционных составов, собиравших сходные по жанровой херактерно-сти песни в разных районах республики и оснаценных неодинаковыми техническими средств ши.
Указанные различия не исключал' моментов общности: как бы специфичны ни были те или иные научные работы, но они обрацены к одному предмету /молдавский песенный фольклор/ и: отрэкаот /независимо от воли исследователя/ его реальные черты. Специфика же песенного фольклора, выступ аощего в качестве предмета изучения/огромное количество явлении/ диктует необходимость опираться не только на собственные наблюдения, но и на коллективный опыт многих трудов. Поэтому исследования других авторов становятся одним из компонентов материала настоящей
I Сошлемся на один пример. При рассмотрении жшрового состава молдавских неродных песен, представленных в фонотеке Фольклорного к абинетаМИИ, обращает на себя внимание один удивительным факт. Почти все революционные песни собраны за период 1968-70 гг. в Кишиневе. Значит ли это, что революционные песни бытуют только в столице Молдавии? По-видимому, нет. Если соотнести данный факт с тем, что практически все революционные песни записаны С.МЛобелем, который известен не только как крупнейший молдавский композитор, но и как. один из активных представителей коммунистического подполья Бессарабии, становится ясно, что объективная картина бытования революционных: песен в Молдавии дана в. видении ее одним человеком» работы.
В качестве предмета рассмотрения здесь избраны только песенные жанры молдавской народной музыки. Такое ограничение связано с выявлением ведущего значения песенного фольклора в музыкальной культуре Молдавии. Песенные жанры молдавской народной музыки представляют к тому же более объемный, богатый материал для анализа. Именно они постоянно привлекали к себе внимание фольклористов-исследователей и становились -причиной научных дискуссий. В результате возникло довольно много различных, не совпадающих друг с другом мнений, суждений о границах отдельных жащюв молдавских песен, об их иерархии. В связи с этим возникает дополнительная задача - соотнести их между собой.
За основу взят песенный фольклор последних четырех десятилетий. Регламентация исторических рамок рассматриваемого материала обусловлена объективными факторами. Сорок лет в развитии фольклора - срок вообще-то незначительный. В многовековой истории молдавского народного творчества - это краткий миг. Однако для второй половины ХК века с его научно-технической революцией, фантастически ускорившей все социально-исторические процессы, сорок лет предстают немалым периодом, на протяжении которого заметны существенные сдвиги в общественном бытии и сознании.
Известно, что 1940 г. в истории модцавского народа и государства стал рубежным. Это был год воссоединения ьессарабии с Советским Союзом и образования МЗСР С 1940 года развитие народного хозяйства, культуры и науки Молдавии окончательно встало на социалистические рельсы. Рубежное значение 40-х годов в развитии молдавской музыкальной культуры определяется целым рядом факторов. Именно тогда была организована Молдавская государственная филармония, открыто первое высшее музыкальное учебное заведение - Кишиневская государственная консерватория (ныне Институт искусств), создан Союз композиторов Молдавии. Существенной приметой активного развития национальной музыкальной традиции стал необычайный рост композиторской деятельности, освоение всех ведущих музыкальных жанров профессиональной европейской традиции (симфонических, кантатно-ораториальных, камерных, позднее - театральных), усиление научно-теоретической, в том числе фольклористс кой (собирательской и исследовательской) работы. Сразу же после окончания Великой Отечественной войны при Кишиневской государственной консерватории был образован кабинет фольклора - первый в республике научный центр по собиранию, хранению и изучению народного творчества. В 1956 г. к усилиям фоль к ло рис тов-пре подавателей консерватории присоединилась деятельность организованного в то время Республиканского дома народного творчества ш Отдела этнографии и искусствоведения Ш МССР.
Акцентируя сдвиги в эволюции молдавской фольклористики после 1940 года, нельзя забывать о более скромном опыте освоения фольклора в предшествовавшие времена. Некоторые наблюдения над жанрами молдавского песенного фольклора содержат мемуарная литература, всякого рода литературно-художественные заметки. Ведь известно, что на протяжении столетий в Молдавии побывало большое число иностранных дипломатов, чиновников, военных, писателей. Некоторые из них оставили в мемуарах, путевых заметках и художественных произведениях многочисленные и подробные отзывы, описания и характеристики отдельных жанров. Таковы записи Ж. де Ланнуа, Г.Рейхерсдорфа, Ф.Сивори, П.Алеппского, М.Бандини. В конце ХУШ - начале XIX века в связи с усилением освободительной борьбы народов Дунайских княжеств против турецкого гнета и присоединением Бессарабии к России, а также вследствие возрастания общественного интереса к истории, этнографии и культуре края возникли работы П.Куницкого, П.Свиньина, Р.Сошальского, А.Скальковского, М.Дарагана, А.3ащука и др. /95, 158, 61/. Особый интерес представляет художественное видение жанров молдавского фольклора корифеями русской и советской литературы A.C.Пушкиным, В.Г.Короленко, А.М.Горьким. Имеется обширная литература, посвященная вопросам ассимиляции молдавского поэтического фольклора этими писателями /29, 30/. Однако претворение молдавского музыкального фольклора в творчестве русских писателей и художников до сих пор представляет собой мало исследованную область.
Некоторые сведения о молдавском фольклоре /поэтическом и музыкальной/ можно обнаружить еще в трудах молдавских исследователей прошлых веков. Так, например, разрозненные упоминания о молдавских календарных и семейных праздниках и обрядах встречайся в раЗотах Гр. Уреке, М. и Н. Костиных, И. Некулче. Обстоятельная этногра|ическая характеристика народных молдавских обычаев и традиций дана в капитальном труде Д.Кантешра "Описание Молдавии" /78/. Определенный интерес представляют работы буковинских этнографов С.<Бп. Мериана и TJIaMfà&ie, статьи и исследования, опубликованные на рубеже XIX-XX веков на страницах некоторых русских газет и журналов.
Ощутимый вклад в изучение молдавской народной музыки внесла собирательская деятельность известных представителей культуры Д. Вулпиана, А. Хаздэу, К. Микули, ЧЛорумбеску, Г.Музичес-ку, Т^Бурады и др. В начале и первой половине XX века собиранию и изучению молдавского фольклора отдали много сил Н.Ненев, ЕЛебедева, АЛСорчинский, КЛСвитка, В.Харьков, М.Бырка, В.По-пович и Ю.Симинел. "Полевая" работа этих фольклористов позволила в 1930-е годы подготовить к печати ряд фольклорных сборников. Тогда же на страницах украинского журнала "Радзянснка музика" появились к первые статьи, очерки о музыкальной • стороне молдавского фольклора. Однако к 1940 году молдавская наука о фольклоре сделала в делом лишь первые робкие шаги. Как уже было сказано, только после 1940 года изучение музыкального фольклора разных районов республики стало по-настоящему интенсивным, включая расшифровки, анализ и систематизацию записанных произведений. В результате - публикация ряда фольклорных сборников и появление некоторых научных работ /7,23,3,6 /•
Среди исследований молдавских музыковедов особый интерес представляют труды Я.А.Аксеновой /3,4,5,6,7 /. Они рассматриваются нами как импульс для выявления элементов жанровой системы молдавского песенного фольклора и определения связей между ними. Работы других молдавских музыковедов содержат несколько иную информацию: они проливают свет на отдельные грани:, стороны, детали названной системы. Их авторы анализируют выразительные возможности отдельных конкретных жанров молдавской народной музыки. Среди них - труды П.Ф.Стоянова о ритмике молдавской дойны, Э.П.Флори о функциональных и структурных особенностях молдавских танцев, Л.А.Райляну об инструментальных народных ансамблях (та-рафах) /173,185,146/• Вопросы фольклорных жанров получили отражение и в студенческих научных работах выпускников'Института искусств. Использование сведений из этих работ также способствует исследованию жанровой системы молдавского песенного фольклора.
Важный материал для данной работы представляют сборники молдавских народных песен. Они показательны с точки зрения принятой авторами классификации жанров, их количественного соотношения между собой, а также цредложенной жанровой иерархии* Наиболее показательны следующие издания: "Кынтеше" ("Песни", сост. Д.Гершфельд, 1940), "Молдавская народная песня" (сост. Л.Аксенова, 1958), "Кынтече популаре молдовенешть" ("Молдавские народные песни", сост. В.Галиц и Ф.Згуряну, х964), "Молдавские народные песни" (сост. П.Стоянов, 1967), "Дойне, кынтече ши яо-курь" ("Дойны, песни и танцы", сост. Г.Чайковский, 1972), "Кынтече ши мелодий де жокурь популаре молдовенешть" ("Молдавские народные песни и танцевальные мелодии", сост. Е.Жунгиету и П.Стоянов, 1975).
Очевидно, авторы-составители названных сборников не включали все возможные разновидности песенных жанров молдавского фольклора. Основная цель подобных публикаций состоит в обнародовании наиболее ярких, оригинальных образцов народного молдавского песенного творчества. Авторы специально не выявляли иерархию жанровых уровней, групп, семейств и видов. Жанровая систематизация народных песен была для них способом распределения, упорядочивания публикуемого материала. Следовательно, вопрос о жанровой системе трактовался не как основной и ведущий, но как вспомогательное прикладное средство введения "рабочего" варианта классификации жанров. В таких случаях естественно заметна связь между конкретной задачей классификации и избранным в ней классификационным принципом. Поэтому большинство таких классификаций молдавских народных песен отличается одномерностью.
Дополнительные сведения для анализа жанровой системы молдавского песенного фольклора содержат записи народных песен, собранные в фонотеке фольклорного кабинета КГИМ им. Г.Музичес-ку МССР. Фонды этого кабинета - самые основательные в республике. К началу 1980-х годов они составляли около 8000 образцов народных песен и наигрышей, занионных в разных районах Молдавии. Уже одно перечисление песенно-жанровых названий, представленных здесь, способно показать жанровую номенклатуру,синонимию жанровых названий, иерархичность системы, рассмотрение материалов фольклорного кабинета в дин шике их накопления дает основания для выводов об изменении структуры, жанровой системы, о судьбах отдельных песенных жанров в, MGGP и ее определенных районах. Немздов^-ную роль в формировании данной работы сыграли собственные наблюдения и обобщения автора, явившиеся итогом фольклорных экспедиций и расшисЬровок песен.
Таким образом, материал исследования объемен и разнообразен. Он дает основание для выявления и анализа основных контуров жанровой системы молдавского песенного фольклора. Анализируя современное состояние системы жанров, автор в первую очередь обратился к ее внутренним свойствам, и качествам, что отражено в структуре и содержании диссертации. Определение жанрового состава молдавского песенного фольклора, выявление иерархичности жанров, попытка создания многомерной жанровой классификации молдавских народных песен являются основными вопросами пер в. ой главы. Содержание к т о р о а г л а в. ы призвано на конкретных примерах продемонстрировать обнаруженные ранее свойства системы жанров, молдавских народных песен: определить вааснейшие функции жанров в системе, а тшже выявить основные связи между ними. Для этого, с одной стороны, избирается жанр колядок, один из наиболее древних в рассматриваемой системе. С другой стороны, анализируются любовные песни, представляющие собой самую распространенную область современного народного песне-творчества. Указанные жанры являются наиболее представительными в системе молдавского песенного фольклора и способны раскрыть взлные стороны последнем, тем более, что рассматривался не изолированно, но на фоне всех других жанров.
В заключительном разделе работы изложены основные выводы. Кроме того, привлечено внимание к насущным проблемем дальнейшего исследования системы жанров молдавской народной музыки.
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Восточнославянские песни в Башкортостане: фольклорные процессы в многоэтничном регионе2007 год, доктор филологических наук Ахатова, Фарида Габдулхаевна
Темброво-оркестровое мышление в симфонической музыке композиторов Удмуртии2011 год, кандидат искусствоведения Анисимова, Елена Валерьевна
Русские лирические протяжные песни Забайкалья: региональная традиция: Вторая половина XX века2000 год, кандидат филологических наук Судакова, Оксана Николаевна
Фольклористическая деятельность Н. А. Львова и ее роль в истории русской художественной культуры2001 год, кандидат филологических наук Лебедева, Ольга Евгеньевна
Детский музыкальный фольклор в культуре России (XYIII-XXI вв.)2022 год, кандидат наук Кислова Оксана Николаевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Циркунова, Светлана Викторовна, 1983 год
1. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. Т.1.М.¿Госиздат, 1967-437 с.
2. Ленин? В.И. О литературе и искусстве. 4-е изд. М.; Госполитиздат, 1969.- 379 с.
3. Аксенова Л.А. Революционные песни Молдавии. Советскаямузыка, 1958, № 4. С. 66 - 70.
4. Аксенова Л. А • Молдавское народное музыкальное творчество.Автореферат дис. канд. искусствовед. М., 1960. 19 с.
5. Аксенова Л. А. Молдавская народная песня»: -В кн.: Музыкальная культура Молдавской ССР. М.: Музыка, 1978. с.9.35.
6. Аксьонова Л. А. Дойна. Ниструл, 1557, Л I, с. 142-145.
7. Аксьонова Л.А. Кынтекул папулар молдовенеск. Кишинэу,ЕСМ, 1958. 161 п. ку ноте.
8. Алексеев В.П. Антропогеоценозы: сущность, типология, динамика. Природа, 1975, В 7. - с. 18 - 23.
9. Алексеев 3. О звукорядных вариантах традиционных якутскихпесен в связи с некоторыми особенностями их ладовой организации. В кн.: Проблемы музыкального фольклора народов СССР. М.: Музыка, 1973, - с. 190 - 201.
10. Аникин В.П. Возникновение жанров в фольклоре (К определению понятия жанра и его признаков). Русский фольклор, т.10. М.;Л.-.Наука, 1966, с. 37 - 61.
11. Алпатов М. О задачах истории искусства в наши дни. В кн.:Методологические проблемы современного искусствознания, вып. I. Л.: Наука, 1975^0. 7-18
12. Асафьев Б.В. О направленности формы у Чайковского. Избранные труды, т. II. М.:Госиздат, 1954? с. 37-43.
13. Асафьев Б.В. Речевая интонация. М.;Л.:Музыка, 1965.47 с. с нот.
14. Асафьев Б.В. Симфонические этюды. Л.:Музыка, 1970. 173 с.
15. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л.:Музыка,1971. 375 с. с нот.
16. Афанасьев В.Г. О системном подходе в социальном познаниимира. Вопросы философии, 1976, Л 6? с. 43 - 57.
17. Балашов д.М. О родовой и видовой систематизации фольклора.-Русский фольклор, т. 17. Л.: Наука, 1977, с. 35-47.
18. Барток В. Зачем и как собирать народную музыку. М.: Музыка, 1959. 18 с.
19. Барток Б. Народная музыка Венгрии и соседних народов.М.:Музыка, 1966. 37 с. с нот.
20. Батьянов А. Свадебные обряды в Бессарабии. Записки одесского общества истории и древностей, т. I. Одесса, 1844, с. 88 95.
21. Бахтин М.М. Вопрс.сы литературы и эстетики. М.: Наука, 1976.257 с.
22. Беляев В. Очерки по истории музыки народов СССР, вып. 1,2.М.: Музыка, 1962, 1963. 297 е., нот., 259 Св> нот.
23. Беров Л.С. Молдавские народные музыкальные инструменты.Кишинев.: К:,ртя молдовеняска, 1964. 183 с.
24. Бирюков С. Импровизационноеть в музыке. Советская музыка,1977, № 3, с. 61-64.
25. Блауберг И.В. Проблема целостности в марксистской философии. М.:Наук а, 1964.- 123 с.
26. Блауберг И. В.; Садовский В.Н.; Юдин Э.Г. Системный подход: предпосылки, -проблемы, трудности. М.: Наука, 1963.117 с»
27. Блинова М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности, л.: Прогресс, 1974* 121 с,
28. Бобровский!' В.П. О переменности функции музыкальной формы*М.: Музыка, 1970.- 204 с. с нот.
29. Богач Г. Горький и молдавский фольклор. Кишинев: Картямолдовеняскэ, IS66. 234 с.
30. Богач Г. Пушкин и молдавский фольклор. Кишинев.: Картямолдовеняскэ, 1967. 296 с.
31. Богомольная Р. Русская народная песня в Молдавии. Кишинев: Картя молдовеняскэ, 1968. 37 с.
32. Брудный A.A. К проблеме .«семантических, состояний. В кн.:Сознание и действительность. Фрунзе, 1964, с.27-45.
33. Бэешу П.М. Молдавская народная новогодняя обрядовая поэзия. Кишинев.: Штиинца, 1972. 76 с.
34. Бгахер К. Работа и ритм. Рабочие песни, их происхождение,эстетическое и экономическое значение. СПб, 1899. 34 с. с нот.
35. Ванслов В. Об отражении действительности в музыке. Очерки.М. :Госиздат, 1953. 237 с.
36. Васина-Гроссман В. Музыка и поэтическое слово, ч. 2,3.М.: Музыка, 1978. 368 с. с нот.
37. Веденов М.Ф.; Кремянский В.И. Соотношение структуры ифункции в живой природе. М.: Наука, 1966. 76 с.
38. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. JI. ¿Гослитиздат,1940. 241 с.
39. Зитолинь Я. Фольклор и современность. В кн; Социологические аспекты изучения музыкального фольклора. АлмаАта, изд.-во АН Казахской ССР, 1978, с. 45 48.
40. Вулъфиус П.А. У истоков лирической народной песни. В сб.:Вопросы теории и эстетики музыки, вып. I. Л.:Музыка, 1962, с. 47 58.
41. Ганицкий М. Заметки по поводу вопросов о некоторых похоронных обычаях. Кишиневские епархиальные ведомости, Л 3 от 1889 г.
42. Гацак В. Вое точно-романский цероический эпос. М.: Наука,1967. 379 с.
43. Гацак В. Ъпос и героические коляды. В кн."; Специфика фольклорных жанров. М.: Наука, 1972, с. 7 - 51.
44. Гацак В. Восточно-романский героический (войницкий) эпос.Автореф. дис. доктор, искусствовед. М., 1976* 47 с.
45. Георгиев Ф.И. Проблемы отражения. М.: Наука, 1969. 67 с.
46. Горе Г. О молдавских песнях. Бессарабские Областные ведомости В 3 от 20.01. 1868 г.,с. 25 27.
47. Гошовский В. Многомерная жанровая классификация армянскихпесен. В кн.: Первый всесоюзный семинар по машинным аспектам алгоритмического формализованного анализа музыкальных текстов. Ереван, изд.-во АССР, 1977, с. 202 - 205.
48. Грипа С. Мелос укр&инсько! народно! еп1к1. Ки1в: МузичнаУкраХна, 1979. 189 с. с нот.
49. Гросул Я. С. ; Будак И.Г. Очерки истории народного хозяйстваБессарабии (1812 IS6I). Кишинев: Штиинца, 1967. - 126 с.
50. Грушин Б.А. Очерки логики исторического исследования. Процесс развития и проблеш его научного воспроизведения. М.: Прогресс, I26X. 183 с.
51. Гуров Л.С. Ладовые и метроритмические особенности молдавской народной музыки. Рукопись. Центр, архив МССР, фондИ 3050, опись; 2,ед. хр. 7, 1955.
52. Гусев В.В. Эстетика фольклора. М.: Наука, 1967. 573 с.
53. Гусев В. Комплексное изучение фольклора. В кн.: Проблемымузыкального фольклора, народов СССР. М.: Музыка, 1973, с. 7 16.
54. Елатов В.И. Песни восточно-славянской общности. Минск:Вышэйшая школа, 1977. 131 с. с нот.
55. Емельянов Л.И. Методологические вопросы фольклористики.Л.: Наука, 1978. 204 с.
56. Ефремов Е.В. К вопросу об индивидуальном исполнительскомстиле в фольклоре. В кн.: Актуальные проблемы развития культуры и искусства на современном этапе. Тезисы аспирантской конференции. Л., 1979, с. 41 - 43.
57. Жирмунский В.М. Эпическое творчество славянских народов ипроблемы сравнительного изучения эпоса (1У Международный съезд славистов).- Т:. :- М.: Изд.-во АН СССР, 1958. - 135 с.
58. Защук А. Материалы для географии и статистики России. Бессарабская область .»СПб, 1862. 81 с.
59. Зеленчук B.C. Очерки молдавской народной обрядности.Кишинев: Картя модцовеняскэ, 1959. 89 с.
60. Зеленчук B.C. Население Молдавии (демографические процессы и этнографический состав). Кишинев: Штиннца, 1973. 29 с.
61. Земцовский И. К спорам о жанрах (Народное творчество).Советская музыка, 1968, & 7, с. 56 67.
62. Земцовский И. Ленинские принципы методологии научного исследования и задачи музыкальной фольклористики (К постановке вопроса). В кн.: Учение В.И. Ленина и вопросы музыкознания. Ji.: Наука, 1969, с. 73 - 81.
63. Земповский И. Канр, функция, система. Советская музыка,1.7I, Jfc I, с. 47 53.
64. Земцовский И. О системном исследовании фольклорных жанровв свете марксистско-ленинской методологии. — Проблемы музыкальной науки, вып. I. М.: Музыка, 1973, с. 169 198.
65. Земцовский И. Мелодика календарных песен. Л.: Музыка,1975. 193 с.
66. Земцовский И. К теории жанра в фольклоре. Советская музыка,1983, Л 4, с. 73 84.
67. Зиновьев A.A. К определению понятия связи. Вопросы философии, I960, й 8, с. 58 66.
68. Интернациональное и национальное в искусстве. Сборник статей.М.: Наука, 1974. 195 с.
69. История Молдавии, т. I. Кишинев: Штикнца, X95I. 479 с.
70. История Молдавской ССР, т.2, 2-е изд. Кишинев: Штиинца.1968. 395 с.
71. История музыки народов СССР, тт. 1-6. М.:Жузыка, 1970,1972, 1973, 1974.
72. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Л.:Прогресс,::Х971. 537 с.
73. Каган М.С. Морфология искусства. М.¡Мысль, 1972.- 475 с.
74. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы.Весенние праздники. М.: Наука,?>1977. 597 с.
75. Кантемир д. Дескриеря Модавей. Кишинэу: Литература артистикэ, 1957. 175 с.
76. Кастальский А. Основы народного многоголосья. М.: Музыка,1948. 73.
77. Кац Б. О культурологических аспектах анализа. Советскаямузыка, 1978, & I, с. 47 53.
78. Колесов М. Фольклор и социалистическая культура (опыт социологического подхода). В кн.: Музыка в социалистическом обществе, вып. 2. Л.: Музыка, 1975, с. 43 - 57.
79. Конен В.д.Театр и симфония, М.: Музыка, 1968. 376 с.с нот.
80. Конен В.д. Музыкально-творческие виды XX. века. Зтда озарубежной музыке, 2-е изд. М.: Музыка, 1975, с. 427 469.
81. Конский А. Простонародные праздничные обычаи в Бессарабии. -Кишиневские епархиальные ведомости, 1870, & 301, с. 27 -28.
82. Коргузалов Б. Функциональная система жанров музыкальногофольклора. Б кн.: Первый Всесоюзный семинар по машинным аспектам алгоритмического формализованного анализа музыкальных текстов. Материалы. Ереван.: изд.-во АН АССР,1977, с. 209 210.
83. Корняну Л. Старинная молдавская народная песня. В кн.:Молдавский фольклор. Песни и баллады. М.: Госиздат, 1953,с * 8-13. 146 •
84. Коробан В. Молдавские старинные баллады. Б кн.: Молдавский фольклор. Песни и баллады. М.: Госиздат, 1953, с. 13 24.
85. Королева З.А. Ранние формы танца. Кишинев: Штиинца, 1977,- 75 с.
86. Котляров Б.Я. Лэутарий модцовень ши арта лор. Кишинэу:Картя МОлдовеняскэ, 1965. 138 п. ку ил.
87. Котляров Б.Я. Музыкальная жизнь дореволюционного Кишинева.Кишинев: Картя молдовеняска, 1967. 128 с. с ил.
88. Котляров Б Л. 0 некоторых особенностях исполнительскогостиля молдавского народного скрипичного искусства. В кн.: Проблемы музыкального фольклора народов СССР. М.: Музыка, 1973, с. 285 - 299.
89. Котляров Б.Я. Об одном забытом сборнике и его создателе.о О.П. Киоре). Советская музыка, 1975, № II, с* 88 -91.
90. КреберГ. Философские категории в свете теории систем.Научные доклады высшем школы. Философские науки, 1967, гё 3, с. 17 25.
91. Куницкий П. Краткое статистическое описание Заднепровекой области, присоединенной к России по мирному трактату, заключенному с Портою Оттоманскою в Бухаресте в 18123?.
92. Кушнарев X. Вопросы истории и теории армянской монодическоймузыки. Л.: Наука, 1938. 38 с.
93. Кынтече. Алкэт. Д«Гершфельд. Тираспол, ЕСМ, 1940,п.Ш0.
94. Кынтече народниче молдовенешть, адунате ши орындуате де Л .Барский ши Л.Корнфельд. Тираспол, ЕСМ, 1940, 47 с.
95. Кынтече популаре контемпоране. Алкэт. Г.Чайковский. Кишинэу; Литература артистикэ, 1977, 41 с. с нот.
96. Кынтече популаре молдовенешть. Алкэт. В.Галиц ши Ф.Згу-ряну. Кишинэу: Картя Молдове няскэ, 1964. 176 п.
97. Кынтече ши мелодий де жокурь популаре молдовенешть. Алкэт. П.Стоянов, Е.Нунгиету. Кишинэу: Штиинца, 1975. 258 с.
98. Лазарев A.M. Молдавская советская государственность и бессарабский вопрос. Кишинев: Штиинца, 1974. 156 с.
99. Лазарев И.А. Современная жизнь русских народных песен дооктябрьского периода (на материале воронежской области). Авторе®, дисс. . канд. филологических наук. Киев,1977, 21 с.
100. Лирика русской свадьбы. Л.: Советский композитор, 1973.283 с.
101. Лук А.Н. Эмоции и чувства. M.s Знание, 1972. 81 с.Х08 Мазель Л.; Рыжкин И. Очерки по истории теоретическогомузыкознания, вып. 1,2. М.: Музгиз, 1934 1939. - 73 о.
102. Мазель Л. О мелодии. М. : Музгиз, 1952. 300 с. с нот. НО. Мазель Л., Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. M.s Музыка, 1267. - 752 о. с нот.
103. Мазель Л. Проблемы классической гармонии. М.: Музыка, 1972. 616 с.с нот.
104. Матиевич А* Новый год у молдаван. Кишиневские епархиальные ведомости, X9I5, Je 47.
105. Мациевский И. О программности в инструментальной народной музыке. В кн.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 9. Л.: Музыка, 1969, с. 37 - 51.
106. Медушевский В. Динамические возможности вариационного принципа в современной музыке. В кн.: Вопросы музыкальной формы, вып. I. М.: Музыка, 1967, с. 151- 181.
107. Медушевский Б. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. 254 с, с нот.118. методологические проблемы современной науки. 1 . ; Сборник статей. М.: Наука, 1878. 243 с.
108. Милютина И.Б. Некоторые национальные особенности музыки Советской Молдавии. -Ъ кн.: Мушка и музыканты братских народов Советского Союза. Л.: Музыка, 1972, с. 77 -91.
109. Молдавские народные песни. Сост. П. Стоянов. Кишинев: Картя молдовеняска, 1967. 171 с.
110. Молдавский фольклор. Кишинев: Картя молдовеняскэ, 1976. 208 с.
111. Мохов H.A. Молдавия эпохи феодолизма. Кишинев: Картя молдовеняскэ, 1964. 495 с.
112. Мохов H.A. Формирование молдавского народа и образованиемолдавского государства. Кишинев: Штиинца, 1969. 123 с.
113. Музыкальные культуры народов. Традиции и современность (Доклады. Ред.-сост. Г.Шнеерсон). М.: Музыка, 1973. 134с.
114. Назайкинский Е.В. Речевой опыт и музыкальное восприятие В кн.: Эстетические очерки, вып. 2. М.: Музыка, 1967, с.245-281.
115. Назайкинский Е.В» 0 психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. 383 с.
116. Назайкинский Е.В. О некоторых методах изучения наиболее общих закономерностей в народной музыке. В кн.: Музыкальная фольклористика, вып. 1. М.: Музыка, 1973, с. 174 - 186.
117. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982. 319 с. с нот.
118. Нгуен Тан Фат. Разработка проблемы жанров в советской фольклористике 60-х- 70-х гг. и ее значение для изучения вьетнамского фольклора. Автореф. дис. (канд.) М.,1979.-21 с.
119. Новик-Е. О возможностях системного описания обрядового фольклора. Б кн.: Социологические аспекты изучения музыкального фольклора. Алма-Ата: изд.-во Ан Казахской ССР, 1978, с. 27 - 29.
120. Новинский И.И. Понятие связи в марксистской философии. М.: ГосПолитиздат, 1962. 117 с.
121. Общая теория систем. Сборник статей. М.: Мысль, 1966. -173 с.
122. Общее музыкознание. Формы существования, функции, история языка. М.: Музыка, 1970. 235 с.
123. Овсянников М.Ф. Актуальные направления и методологические основы исследовании в области эстетики. Философские науки, 1973, № 5, с. 18 - 21.
124. Орджоникидзе Г. Фольклор в контексте интернациональных взаимосвязей культур. Б кн.: Музыкальная трибуна Азии. М.: Музыка, 1975, с. 74 - 89.
125. Павлов Т. Марксистско-ленинская философия и системно-структурный анализ Коммунист, 1969, £ 15, с.12 - 35.
126. Переверзев Н. Проблемы музыкального интонирования. М.: Музыка, 1966. 224 с.
127. Пименов В.Б. О некоторых закономерносях в развитии народной культуры. Советская этнография, 1967, & 2, с. 27-41.
128. Попович Ю.В. Молдавские новогодние праздники. Кишинев: Штиинца, 1974. 74 с.
129. Поспелов Г.Н. Лирика. М.: Наука, 1976. 241 с.
130. Проблемы методологии системного исследования. Сборник статей. М.: Наука, 1970. 235 с.
131. Пропп В .Я. Принципы классификации фольклорных жанров. -Советская этнография, 1964, № 4, с. 147 154.
132. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М.: Наука, 1976.273 с.
133. Протопопов В. Вариационные процессы в музыкальной форме. М.: Музыка, 1967. 385 с.
134. Пьянкова С. Некоторые особенности напевов в русской свадьбе. Проблемы музыкального фольклора народов СССР. М.: Музыка, 1973, с. 29 - 35.
135. Райляну Л.А. Тенденции неофольклоризма в молдавской симфонической музыке 70-х гг. В кн.: Интернациональные связи искусства МССР с художественными культурами братских республик. Кишинев: Штиинца, 1982, с. 96 110.
136. Раппопорт G.X. Искусство и эмоции. М.: Прогресс, 1972.137 с.
137. Рикман Ö.A., Раф алович A.A., Хынку И.Г. Очерки истории культуры Молдавии. Кишинев: Штиинца, 1971. 246 с.
138. Розов А.Н. Песни русских зимних календарных праздников (Проблемы классификации колядок). Автореф. дне. (канд.). Л., 1978. 23 с.
139. Рубцов Ф. Интонационные связи в песенном творчестве славянских народов. Опыт исследования. Л.: Музыка, 1962.-115 с.с нот.
140. Рубцов Ф. Основы ладового строения русских народных песен. -В кн.: Ф.^бцов Статьи по музыкальному фольклору. Л. ;М: Советский композитор, 1973, с. 8 82.
141. Ручьевская Е.А. Интонационный кризис и проблема переинтонирования. Советская музыка, 1975 , & 5 с. 73 - 78.
142. Ручьевская Е А. Функции музыкальной темы. Л.: Музыка, 1977.160 с.
143. Савранский И.Л. Коммуникативно-эстетические функции культуры. М.: Наука, 1979.- 73 с.
144. Садовский В.Н. Основания общей теории систем (Логико-методологический анализ). М.: Наука, 1974. 280 с.
145. Салимова Л. О системе жанров узбекской народном музыки. Б кн.: Музыкальное искусство. Общие вопросы теории и эстетики музыки. Проблемы национальных музыкальных культур. Ташкент: изд. литературы и искусства им. Г.Гуляма, 1982, с. 156 - 175.
146. Салимова Л. Песня в системе жанров узбекской музыки. -Б кн.: Вопросы музыковедения Узбекистана. Сборник научных трудов & 692. Ташкент, 1982, с. 51 64.
147. Свиньин П. Описание Бессарабии. В кн.: Записки одесского общества ис тории и древностей, т.6. Одесса, 1876.
148. Седов Л. Фольклор как объект культурологического анализа и материал для изучения национальной психологии.В кн.: Социологические аспекты изучения музыкального фольклора. Алма-Ата: изд.-во Ан Казахской ССР, 1978, с. 30 33.
149. Сельское хозяйство и крестьянство Советской Молдавии. Сборник статей. Кишинев: Штиинца, 1970. 274 с.
150. Синяввер Л.Музыка Советской Молдавии. М$Л.: Музгиз, 1949.51 с.
151. Скребков'-С.С. Художественные цринципы музыкальныл стилей. М.: Музыка, 1973. 447 с.
152. Советская Молдавия за 40 лет. Сборник статей. Кишинев: Литература артистикэ, 1569. 247 с.
153. Соколов 0. К проблеме типологии музыкальных жшров. В кн.: Проблемы музыки XX века. Горький: Волговятское книжноеизд.-во, 1977, с. 12 59.
154. Сохор А. Теория музыкальных жанров: задачи и перспективы. В кн.: Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. Л.: Музыка, 1966, с. 292 * 310.
155. Сохор А. Эстетическая природа жанра в музыке. М.: Музыка, 1968. 63 с.
156. Сохор А. Значение ленинской теории отражения и ученияо партийности искусства для музыкальной науки. В кн.:Учение В.И.Ленина и вопросы музыкознания. Л.: Музыка, 1969. с. 37 51.
157. Сохор А. Музыка как вид искусства . М.: Музыка, 1970. 103с
158. Спиркин А.Г. Теория познания. БСЗ, т.42, М. ,1956,с.236245.
159. Стамати К. Корреспонденция о Бессарабии и ее древних крепостях. Записки одесского общества истории и древностей, т.2. Одесса, 1848.
160. Становление и развитие колхозного строя в Молдавской ССР» Кишинев: Штиинца, 197I. 175 с*
161. Стоянов П. Взаимосвязь между лексическим квалитетом и тоновым квантитетом моддавской народной песни. В кн.: Эстетика молдавского фольклора. Кишинев: Штиинца, 1974,с. 155 171.
162. Стоянов П. Ритмика молдавской дойны. Кишинев: Штиинца, 1980. 171 с. с ил.
163. Стрельченко Г.А. Генезис философии и ее закономерностейв свете ленинской теории отражения, ¿фосладль, 1975.-74 с.
164. Суханов И.Б. Обычаи» традиции и преемственность поколений. M.s Политиздат, 1976. 216 с.
165. Теория речевой деятельности. М.;Л .: Наука, 1968.-174 с.
166. Топоров В.Н. К проблеме жанров в фольклоре. В кн.: Материалы Всесоюзного симпозиума по вторичным моделирующим системам, вып. I (5). Тарту, Х974? ( с. 5 - 16.
167. Труды музыкально-этнографической комиссии, т.1-4. М., 1906 I9II.
168. Труды этнографической-статистической экспедиции в западнорусский край. Пг., 1872, т.3-5. 180. Тюлин Ю. Современная гармония и ее историческое происхождение. В кн.: Вопосы современной музыки. Л.: Музыка, 1963, с. 75 - 89.г
169. Тюхтин B.C. Отражение, системы, кибернетика. М.:Мысль, 1972. 78 е.,
170. Уемов А.И. О диалектико-материалистическом пошшании связей между явлениями. Философские науки, 1958,^ I, с.67 76.
171. Флоря Э.П. Танцевальный фоль лор: функциональные и структурные особенности. В кн.: Музыкальная культура Молдавской ССР. М.: Музыка, 1978, с. 36 - 55.
172. Флоря Э.П. Музыка народных танцев Молдавии. Кишинев: Штиинца, 1983. Ï33 с.
173. Фомин В.П. Музыкальная жизнь как проблема теоретического музыкознания. Автореф. дис. (канд.). M., 1977. 23 с.187. холопов Ю.Н. Мелодия. В кн.: Музыкальная энциклопедия, т.З. М.: Советская энциклопедия, 1976, с.511-529»
174. Холопова В.Н. Вопросы ритма.в творчестве композиторов первой половины XX века. М.: Музыка, X97I. 304 с.189. лолопова В.Н. Русская музыкальная ритмика. М.: Советский композитор, 1983. 281 с. с нот.
175. Хыждэу А. Простонародная воложская песня. 'Молва, 1835, & 36.
176. Дуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. Вариационная форма. М.: Музыка, 1974. 242 с.
177. Чайковский Г. Музыкальная фольклористика (Историко-крити-ческий очерк). В кн.: Музыкальная культура МолдавскойССР. М.: Музыка, 1978. 18 - 24.
178. Чайковский П.И. О народном и национальном элементе в музыке. Избранные отрывки из писем и статей. М.: Музгжз, 1952. - 174 с.
179. Чебан И.Д. Молдавская народная лирическая поэзия. Кишинев: Штиинца, 1973. 359 с.
180. Чернов И. Фольклор фольклорист - фольклористика (Некоторые гноееосоциологические проблемы). - В кн.: Социологические аспекты изучения музыкального фольклора. Алма-Ата: изд.-во АН Казахской ССР, 1978, с. 18 - 26.
181. Чистов К.В. Этническая общность, этническое сознание и некоторые проблемы духовной культуры. Советская этнография, 1972, В 3, с. 78 - 79.
182. Чичеров В.И. Зимний период русского народного земледельческого календаря Ш-Х1Х веков. М.: Наука, 1957.-189 с.
183. Шахназарова Н. Интонационный "словарь" и проблема народности. М. : Музыка,'.'1966. 184 с.
184. Шахназарова Н. О национальном в музыке. М. : Музыка, 1968.83 с.
185. Шемяков Д.Е., Яценко Я.С. Культурная революция в Молдавии. Кишинев: Штиинца, 1969. 113 с.
186. Щедровицкий Г.П. Проблемы методологии системного исследования. M.ï Знание, 1964. 57 с.
187. Звальд З.В. Социальное переосмысление жнивных песен белорусского Полесья. Советская этнография, ÏS34, & 5, с. 15 - 24.
188. Эстетика молдавского фольклора. Сборник статей. Кишинев: Штиинца, 1274. 294 с.
189. Юдин З.Г. Системный подход и принципы деятельности. М.: Наука. 391 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.