Вокальное творчество башкирских композиторов 1920-1940-х годов в контексте становления профессионализма тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Идрисова, Лилия Абраровна

  • Идрисова, Лилия Абраровна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Магнитогорск
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 238
Идрисова, Лилия Абраровна. Вокальное творчество башкирских композиторов 1920-1940-х годов в контексте становления профессионализма: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Магнитогорск. 2014. 238 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Идрисова, Лилия Абраровна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА ПЕРВАЯ. Феномен профессионализма в башкирской музыкальной культуре устной традиции

1.1. Становление профессионализма в башкирской музыке устной традиции с древнейших времён до присоединения к Российскому государству (вторая половина XVI в.)

1.2. Становление профессионализма в жанрах башкирского фольклора с середины XVI до рубежа Х1Х-ХХ веков

1.3. Башкирское песенное творчество устной традиции в начале

XX века

ГЛАВА ВТОРАЯ. На подступах к профессиональному композиторскому творчеству

2.1. Проблемы профессионализма в литературно-эстетических работах Газиза Альмухаметова и Ивана Салтыкова

2.2. Роль жанра обработки в процессе становления композиторского творчества Башкортостана

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Становление и развитие профессионализма в башкирской песенно-романсовой культуре 1920-1940-х годов

3.1. Жанр песни в творчестве первых башкирских композиторов

3.2. Жанр романса в творчестве первых башкирских композиторов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ!

ПРИЛОЖЕНИЕ II ПРИЛОЖЕНИЕ III

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Вокальное творчество башкирских композиторов 1920-1940-х годов в контексте становления профессионализма»

ВВЕДЕНИЕ

Период формирования профессионализма европейского типа является одним из важнейших в истории музыкальной и шире - художественной культуры каждого этноса. Для народов бывшего СССР (Средней Азии, Поволжья, Урала и др.) с монодийным типом мышления, у которых до XX века развивались лишь устные музыкально-поэтические традиции, данный этап, обозначающий переход на качественно новый уровень, имеет особое значение.

С этих позиций показательна история башкирской музыкальной культуры, в которой окончательное сложение академической традиции относится приблизительно к концу 1940-х-началу 1950-х годов. Непосредственной предтечей данного этапа так же, как и в татарской культуре, наиболее близкой и исторически, и географически, и в других соседних республиках Поволжья, оказывается период 1920-1940-х годов, изучению которого посвящено диссертационное исследование.

Выделение обозначенного двадцатилетия в самостоятельный период может показаться традиционным, свойственным советской историографии с принятым в те годы формально-хронологическим принципом периодизации, при котором главной «единицей измерения» было десятилетие1.

В настоящем исследовании предпринимается попытка по-новому взглянуть на 1920-1940-е годы с позиции современной научной мысли и прежде всего, теории стадиальности, как на целостный, самоценный этап, сыгравший особую роль в истории культуры. Принимаются во внимание и сложившиеся в последние десятилетия другие подходы к феномену национальной культуры: как к тексту, являющемуся, в свою очередь, «феноменом

'Например, выделяются, периоды 1920-х, 30-х годов, годы войны и послевоенный период, 50-е, 60-е, 70-е, 80-е годы [80].Этот принцип сохраняется, к примеру, и в появившихся в конце 1990-х годов «Очерках по истории башкирской музыки» [122].

всемирного Текста культуры, его структурообразующей единицей» [58], как этнически-неповторимый, самобытный феномен [44,13] и т. д.

Названный А. Маклыгиным по отношению к татарской культуре «временем "первого знакомства" <...> романтически ярко-красочной первопро-ходческой деятельности великих национальных музыкантов» [108, 5], этот этап во многом определил в обеих республиках пути дальнейшего развития национальной музыкальной культуры. Причем, и в Башкортостане, и в Татарстане у истоков академической культуры стояли такие крупные личности, как Ш. Бабич, Г. Тукай, Г. Альмухаметов, С. Габяши. В этом же ряду - первые башкирские композиторы: М. Валеев, X. Ибрагимов, Т. Каримов, К. Рахимов и др. Именно на данном этапе были осуществлены первые опыты «соединения двух разных художественных систем, двух разных представлений о музыкальном времени и пространстве, восходящих к глубинным основам самого мировосприятия» [181, 22].

Степень изученности проблемы.

Обозначенный выше исторический период находит отражение в отдельных работах музыковедов, что позволяет составить представление об общих тенденциях развития национального музыкального искусства, культуры. В частности, о связи композиторского творчества с академической традицией европейского типа на ранней «предпрофессиональной» (по терминологии Е. Скурко) стадии истории башкирской музыки пишут музыковеды в очерках, посвященных отдельным творческим личностям: М. Валееву [89, 54-56], Г. Альмухаметову [89, 27-30], К. Рахимову [89, 173176] и другим, которых называют «первопроходцами», «композиторами-любителями», «пионерами». Таковы работы JI. Атановой [9; 10], Э.Давыдовой [51], Л. Лебединского [100], С. Махней [110], Ш. Месягутова [112], Н. Шумской [176; 177] и др.

В обзорном виде данная проблема рассматривается в монографии Е. Скурко сквозь призму дихотомии композитор-фольклор и теории стадиальности [142]. Проблемы становления профессионализма в фортепианном и

баянном искусстве башкирских композиторов прослеживаются в работах Н Гариповой [42; 43] и Р. Шайхутдинова [171], соответственно. Краткий обзор событий музыкальной культуры, композиторского творчества представлен в коллективных исследованиях и учебных пособиях по истории музыки народов СССР [80; 120].

Кроме того, в работах Л. Атановой [12;13], 3. Имамутдиновой [76; 77], Л.Лебединского [99], Р. Сулейманова [154], а также в трудах по истории и философии башкирского народа [105; 127; 129] затрагивается вопрос о традиции устного профессионализма в башкирской культуре (в том числе и музыкальной).

При этом обращает на себя внимание отсутствие системного взгляда на проблему становления профессионализма в башкирской музыке в целом и в вокальном творчестве первых композиторов, в частности. Между тем изучение данной проблематики позволяет выявить предпосылки возникновения профессионализма восточного и европейского типа в недрах башкирской культуры устной традиции и проследить особенности его преломления в вокальных опусах обозначенного периода.

Цель работы - изучение вокальной музыки башкирских композиторов первой генерации как целостного явления через призму истории формирования профессионализма в национальной культуре устной традиции.

Исходя из данной цели, возникает необходимость постановки и решения следующих задач:

- проследить в башкирской художественной культуре предпосылки становления профессионализма устного и письменного типов;

- осмыслить эстетические воззрения первых башкирских композиторов, послужившие импульсом к музыкальному творчеству;

- выявить принципы взаимодействия монодии и многоголосия на примере обработок башкирских народных мелодий;

- систематизировать жанры песенно-романсового творчества композиторов первой генерации;

- проанализировать избранные вокальные произведения в контексте проблемы композитор и фольклор.

Объектом данного исследования является башкирская художественная культура устной и письменной традиций в хронологических границах от древних времён до середины XX столетия.

Предмет исследования - вокальное творчество башкирских композиторов 1920-1940-х годов в контексте становления профессионализма в национальной культуре.

В качестве материала исследования избираются вокальные сочинения башкирских композиторов первой генерации, а также отдельные образцы музыкальных жанров устного народного творчества. В аналитическое поле включены хоровые и инструментальные обработки башкирских народных песен и наигрышей, наиболее наглядно отражающие процесс «перевода» устной монодии в многоголосие европейской традиции, освоения классической гармонии, принципов фактуры и др., характерных для данной стадии башкирской музыкальной культуры. По этой же причине изучаются некоторые произведения, созданные композиторами в последующие годы, но выдержанные в стилистике и эстетике раннего периода истории башкирской профессиональной музыки.

Вводятся в научный оборот десятки текстов вокальных произведений и обработок, которые никогда прежде не становились предметом музыковедческого исследования. В ряде случаев - при отсутствии зафиксированных записей народных музыкально-поэтических текстов - автор расшифровал аудиозаписи, хранящиеся в фондах радио Государственной телерадиокомпании «Башкортостан», и затем включил их в круг анализируемых произведений.

Изучены экспонаты отделов рукописей, периодики и редких книг, нот-но-музыкального отдела Национальной библиотеки Республики Башкортостан им. А. Валиди, Научного архива Уфимского научного центра Российской академии наук, Центрального государственного исторического архива РБ, Центрального государственного архива общественных организаций РБ,

Фольклорного кабинета Уфимской государственной академии искусств им. 3. Исмагилова, архивных фондов Оренбурга и Казани. Выявлены и исследованы опубликованные и рукописные материалы, обнаруженные в личных семейных архивах потомков первых композиторов.

Методологической основой исследования стал системный подход, который объединяет стадиальный метод, разработанный в области исторических наук и актуализированный отечественными музыковедами, в совокупности с разнообразными теоретическими методами анализа - стилевого, целостного, сравнительного, интонационного. Рассмотрение творчества композиторов первой генерации в контексте истории отечественной и, в частности, национальной культуры потребовало привлечения культурологического метода. Особое значение в данной работе имеет метод историзма, позволяющий проследить основные тенденции становления и развития башкирского музыкального искусства в широком историко-стилевом контексте.

Источниковедческой базой работы являются труды отечественных и зарубежных учёных, посвященные изучению вопросов теории и истории разных областей знания: музыковедения, фольклористики, литературоведения, краеведения, истории, философии.

Исследование процесса развития академических традиций в Башкортостане потребовало обращения к фундаментальным трудам Н. Бердяева, [22] Г. Гачева [44], J1. Гумилёва [49], А. Доннелли [56], и др., а также башкирских учёных: А. Валиди [16], И. Галяутдинова [41], А. Инана [192], Р. Кузеева [95; 96], Б. Юлдашбаева [178], где рассматриваются вопросы становления этносов, языка, религии, художественной и, в частности, музыкальной культуры.

Проблема формирования национального стиля, жанровой системы башкирской музыки прослеживается на базе работ по теории стиля и жанра М. Арановского [6], Г. Григорьевой [47], М. Лобановой [103], Е. Назайкин-ского [117], Г. Орджоникидзе [121], О. Соколова [147], А. Сохора [148; 150;

153], В. Цуккермана [168], а также трудов на английском языке -

G. W. Marquis [213], L. В. Meyer [214], P. Young [215].

Рассматривая вопросы синтеза академических и фольклорных традиций, автор опирался на труды Г. Головинского [46], И. Земцовского [66], разрабатывающих актуальную для всех национальных культур проблему композитор-фольклор и фольклор-композитор.

Большое значение в процессе работы над темой диссертации имели труды, в которых рассматриваются принципы сопряжения национальных и инонациональных традиций в музыке композиторов XIX-XX веков: Ф. Абу-ковой [2], И. Вызго-Ивановой [28], В. Дулат-Алеева [58], Т. Гафурбекова [40], С. Закржевской [63], А. Маклыгина [108], Н. Шахназаровой [172; 173; 174; 175], Б. Хавторина [162] и др.

Изучение проблем профессионализма осуществляется с учётом разработок М. Кондратьева [90], И. Мациевского [111], М. Сапонова [139],

H. Шахназаровой [172]. Особенно методологически важную роль для диссертанта имел труд А. Маклыгина, в котором на примере татарской, марийской и чувашской музыки рассматривается теория и история становления музыкального профессионализма европейского типа в Поволжском регионе [108].

Обращаясь к жанру массовой песни в творчестве башкирских композиторов, автор опирался на основные положения труда В. Зака [62]: классификацию песенных жанров, анализ интонационного словаря и др. Также широко использовались научные разработки 3. Сайдашевой [131; 132; 133], А. Сохора [149; 151; 152] и ряда других исследователей.

Решение поставленных задач стало возможным благодаря достижениям исследователей Башкортостана, представленным, например, в работах о композиторском творчестве Г. Ахмадеевой [14], Н. Гариповой [42; 43], Г.Галиной [35; 36; 37; 38], Э. Давыдовой [50; 51], С. Каримовой [84], Е. Карповой [85], В. Ланге [98], С. Махней [110], М. Фоменкова [160; 161], и др.

Одним из наиболее важных в методологическом отношении для данной работы стал фундаментальный труд Е. Скурко [142] и, в частности, применённые в нём система канонов, терминологический аппарат, подходы к анализу.

Значительной областью методологии диссертационного исследования стал обширный корпус статей и исследований, посвященных различным проблемам башкирского фольклора: Н. Ахметжановой [15], Р. Галимуллиной [33], Ф. Камаева [83], Р. Рахимова [124; 125], С.Рыбакова [129; 130] и др., где, в частности, затрагиваются вопросы жанров, стилистики музыкально-поэтического творчества, исполнительских приёмов и др.

Составляя периодизацию истории формирования профессионализма письменного типа в Башкортостане, автор, прежде всего, опирался на труды башкирских учёных-историков: А. Валиди [26], Р. Кузеева [95; 96], Н. Мажитова [105] и др. Принимаются во внимание периодизации: В. Дулат-Алеева - татарской музыкальной культуры как текста («текст национальной культуры», ТНК), включающая несколько парадигматически различных блоков [58] 3. Имамутдиновой - с позиций проникновения ислама в Башкортостан [76; 77]. Особое значение имели труды Ф. Абуковой [2], Э. Алексеева [3; 4], Г. Григорьевой [47], Е. Скурко [142; 143; 144; 145], в которых проблема периодизации как народного, так и композиторского творчества решается на основе стадиального подхода.

Научная новнзна исследования заключается в применении комплексного подхода к исследованию вокального творчества первых башкирских композиторов и шире - процесса становления профессионализма европейского типа в контексте историко-культурной ситуации, сложившейся в России и в частности, в Башкортостане в первой половине XX века.

Особенно важной с этих позиций оказывается не получившая вплоть до наших дней последовательного освещения и впервые рассматриваемая в данной работе проблема взаимодействия традиций европейской музыкальной

культуры и национальной в творчестве башкирских композиторов-«первопроходцев».

Впервые предметом исследования становится значительный корпус вокальных сочинений 1920-1940-х годов как целостное явление, отражающее процесс осмысления европейских форм и жанров на национальном тематическом материале.

Впервые с обозначенных позиций предпринят анализ обработок башкирских народных напевов и наигрышей для разных исполнительских составов, что позволяет проследить особенности соотношения национального и вненационального (общеевропейского), характерные для данной стадии башкирской музыкальной культуры.

Впервые изучены десятки рукописных и опубликованных нотных текстов, созданных в исследуемый период и охватывающих все ведущие жанры песенно-романсового творчества. Также установлены имена забытых до последнего времени авторов поэтических текстов таких сочинений композитора, как «Пишу песни», «На смерть Поэта» и др.

Самостоятельную научно-практическую ценность представляют собранные и отредактированные автором диссертации неопубликованные сочинения Г. Альмухаметова, К. Рахимова, Т. Каримова, X. Ибрагимова, благодаря чему многие рукописи введены в исполнительскую практику. Таковы, в частности, впервые опубликованные автором диссертации 15 вокальных произведений Г. Альмухаметова2.

Впервые реставрирован (переведён из латиницы на кириллицу), изучен и опубликован очерк «В борьбе за создание башкирской советской музыки» Г. Альмухаметова3, раскрывающий эстетические взгляды композитора и его современников.

2 Газиз Альмухаметов. Статьи. Воспоминания. Документы» / авт.-сост. М. Идрисова. -Уфа: Китап, 2008. - С. 130-205 [30].

3Там же.-С. 107-120.

Осуществлённое впервые исследование неизвестных рукописных научных и музыкальных текстов И. Салтыкова, представляющих историческую и художественную ценность, расширяет представление о состоянии музыкальной культуры Башкортостана довоенного времени.

Положения, выносимые на защиту:

1. Становление музыкального профессионализма европейского типа есть системный процесс, корни которого - в искусстве устной традиции.

2. Период 1920-1940-х годов в башкирской музыкальной культуре представляет собой целостный, самоценный этап, сыгравший особую роль в истории культуры.

3. Формы профессионализма, сложившиеся в башкирской культуре с древнейших времён, являются фундаментом для развития академической музыки в первой половине XX века, что находит последовательное воплощение в вокальном творчестве рассматриваемого периода.

4. Освоение жанров, принципов письма, связанных с европейской музыкальной традицией (жанры, формы, темо- и формообразование), происходит на основе взаимодействия с жанрами, интонационно-ладовыми, ритмическими закономерностями, сложившимися в национальном фольклоре.

5. Жанр обработки башкирской народной песни наглядно раскрывает «механизмы» сопряжения устного (народного) и письменного (академического) типов музыкального мышления.

В процессе работы над темой исследования возникла необходимость уточнения понятийно-терминологнческого словаря. Одним из ключевых в представленной работе является термин профессионализм, который по-разному трактуется разными учеными. Автором диссертации принимается во внимание традиционное толкование термина как «высокое мастерство, глубокое овладение профессией, качественное, профессиональное исполнение» [108, 160]. Данное понятие также содержит признаки, которые подчёркиваются И. Мациевским в инструментальном исполнительстве: игра на слушателя, выход за пределы локальных традиций, создание исполнительских

школ, музицирование как средство существования [111]. Этот ряд дополняется рядом признаков, сложившихся в менестрельном искусстве средневековой Европы и систематизированных М. Сапоновым [139, 35].

В работе широко применяется введенные Н. Шахназаровой понятия музыкальный профессионализм восточного типа (устной традиции) и европейский профессионализм (письменной традиции) [173]4. Последнее понятие и профессиональное искусство академической традиции трактуются как синонимы.

Кроме того, используется категориальный аппарат, разработанный в научных трудах Е. Скурко: фольклорный канон, общеевропейский музыкально-стилевой канон, фольклорный тип мышления. Под фольклорным каноном (ФК) имеется в виду «система типологических свойств, сформировавшихся в народной культуре» [142, 13]. Общеевропейский музыкально-стилевой канон (ОЕМСК) включает жанры, формы, систему музыкально-выразительных средств, сформировавшиеся в условиях русской и западноевропейской музыки (от раннего средневековья до наших дней) [Там же]. Определение понятий «фольклорный тип мышления» и связанные с ним «фольклорное направление» (синонимы «фольклоризм», или этнографизм) даётся в статье «Феномен канона как методологическая основа изучения национальных музыкальных культур» [145, 176-185]. Понятие «нового времени» относится к периоду 1970-начала 2000-х годов истории башкирской музыки [142, 43].

В определении жанрово-стилистических признаков песни и романса приняты во внимание дефиниции, разработанные в трудах В. Цуккермана, А. Сохора, О. Соколова [147;148;149;168].

Обозначенными целью и задачами определяется структура представленной работы, состоящей из Введения, трёх глав, Заключения, Списка литературы и трёх Приложений.

4Х. Кушнарёв, исследуя армянскую монодию, предлагает термин «народно-профессиональная» музыка [Цит. по: 173], подчёркивая тем самым способность традиционного искусства аккумулировать свойства разной направленности.

Во Введении даётся обоснование темы, подчёркивается её актуальность, определяются объект и предмет исследования, раскрывается научная новизна, формулируются цель и задачи.

В Первой главе прослеживаются «знаки» устного профессионализма в недрах башкирского фольклора - в хронологических границах от древнейших времён до начала 1910-х годов.

Вторая глава посвящена изучению эстетических воззрений «первопроходцев» башкирской профессиональной музыки на примере работ Г. Альмухаметова и И. Салтыкова. Также исследуется жанр обработки, в своем роде индикатор процесса осмысления первыми композиторами принципов европейского многоголосия в сопряжении с башкирской монодией.

В Третьей главе рассматриваются процессы становления и развития башкирской академической песенно-романсовой культуры первой половины XX века, выявляются стилистические черты, характерные для сочинений данного периода.

В Заключении подводятся основные итоги по материалу исследования.

Список литературы включает 215 наименований, из которых 3 на английском, 19 на башкирском и 10 на татарском языках.

Содержание текста работы обусловило особенность введения нотных примеров. По ходу изложения приводятся фрагменты как народных, так и авторских образцов. В то же время обращение к рукописям музыкальных произведений башкирских композиторов повлекло за собой необходимость включения в Приложении их полных текстов.

Три приложения дополняют основной текст диссертационного исследования различными фактологическими материалами. Первое (сс. 168-196) включает неопубликованные сочинения и обработки башкирских композиторов. Второе приложение (сс. 197-227) содержит копии двух фрагментов из экспедиционных отчётов (1929-1931 гг.) и тезисы доклада, прочитанного И. Салтыковым в Государственном институте музыкальной науки (ГИМН,

Москва, 1930 г.); фрагменты «Дела И. Салтыкова» из архива Управления ФСБ по Республике Башкортостан (1938 г.) и отрывок заявления И. Салтыкова, адресованного Генеральному прокурору СССР с ходатайством о реабилитации (1956 г.)5. Кроме того - подготовленную к публикации статью диссертанта «Фольклорист Иван Салтыков. Штрихи к портрету» и фрагменты переписки Салтыкова с коллегами из Уфимского училища искусств. В третьем приложении (сс. 228-235) приведена фильмография (автор сценариев -М. Идрисова).

Практическая значимость диссертации определяется её результатами: впервые вводимыми в научный оборот данными о формировании башкирского композиторского творчества, материалами, расширяющими представления об общей панораме российского музыкального искусства, а также - о путях развития башкирской вокальной музыки устной и письменной традиций. Разработанные в диссертации положения могут быть использованы в лекционных курсах Истории отечественной музыки, Истории художественной культуры Башкортостана, Истории башкирской музыки, Анализа музыкальных произведений и др.

Апробация диссертации. Основные идеи исследования, его аналитические материалы и выводы на протяжении многих лет апробировались автором в научно-популярных фильмах и просветительских программах радио и телевидения ГТРК «Башкортостан», а также в педагогической деятельности в образовательных учреждениях Башкортостана.

Ряд положений диссертационной работы послужил основой для научных докладов на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях: Теория и практика музыкального образования на современном этапе. Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции (Уфа, 2010); Современное музыкальное образо-

5 Архивные материалы, связанные с деятельностью Г. Альмухаметова, обнаруженные автором диссертации, опубликованы в монографическом сборнике «Газиз Альмухаметов. Статьи. Воспоминания. Документы» / авт.- сост. М. Идрисова. - Уфа: Китап, 2008. - 208 с. [30].

вание в полиэтническом культурном пространстве. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (Сибай, 2011); «Урал-батыр» и духовное наследие народов мира. Материалы II Международной научно-практической конференции, посвящённой Году укрепления межнационального согласия в Республике Башкортостан (Сибай, 2011); Традиционное музыкальное искусство: проблемы и перспективы. Материалы Республиканской научно-практической конференции, посвящённой 100-летию со дня рождения Гаты Сулейманова (Уфа, 2013).

Работа неоднократно обсуждалась на кафедре теории музыки Уфимской государственной академии искусств им. Загира Исмагилова и была рекомендована к защите.

По теме диссертации опубликовано: монографический сборник «Газиз Альмухаметов. Статьи. Воспоминания. Документы» [30], 11 научных статей (из них три - в изданиях, рекомендованных ВАК РФ). Кроме того, автору принадлежат сценарии более 10 документальных фильмов, посвящённых творчеству композиторов Башкортостана (см. Приложение III), около 1000 радио- и телевизионных программ разных жанров, а также публикации в республиканских СМИ, освещающие различные стороны музыкальной жизни республики.

ГЛАВА ПЕРВАЯ ФЕНОМЕН ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В БАШКИРСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ УСТНОЙ ТРАДИЦИИ

Одной из существенных предпосылок возникновения профессионального композиторского творчества, как известно, является наличие и степень развития традиций устного профессионализма. Процесс формирования и накопления различных знаков и форм профессионализма в башкирском фольклоре теснейшим образом связан с основными этапами истории этноса. В соответствии с проблематикой работы определяется три основных этапа исторического процесса, внутренняя периодизация которой в целом хронологически совпадает с общепринятой [80; 122].

Первый этап - с древнейших времён до середины XVI века -обусловлен формированием элементов профессионализма в русле доисламской и исламской культурных традиций устного типа:

- накопление знаков профессионализма в синкретическом искусстве (древнейший, доисламский период - до X века);

- привнесение в духовный мир башкир мусульманской культурной традиции (исламский период: Х-начало XIII в.);

- подавление традиций профессионализма восточного типа (эпоха средневековья - Золотой Орды и последующего её распада: ХШ-середина XVI в.).

Второй этап связан с последовательным развитием элементов и форм культуры европейского типа в условиях устной традиции:

- приобщение к референтной1 (русской) культуре (период феодализма: середина ХУ1-середина XVIII в.);

1 Референтной называется культура суперэтноса, принятая за эталон [58,146].

- активная европеизация через русскую культурную традицию (период раннего капитализма: вторая половина ХУШ-1910-е гг.).

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Идрисова, Лилия Абраровна, 2014 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абасова, Э. Узеир Гаджибеков - музыкант-публицист / Э. Абасо-ва, К. Касимов // Музыка народов Азии и Африки.- М., 1973. - Вып. 2. - С. 56-75.

2. Абукова, Ф. Современное творчество композиторов Туркменистана в контексте культуры наций: исследование / Ф. Абукова. - М.: Честь, 1994.-270 с.

3. Алексеев, Э. О межнациональном взаимодействии в музыкальном фольклоре / Э. Алексеев // Сохранение и возрождение фольклорных традиций: сб. научн. тр. Гос. респ. центра русского фольклора. Русский фольклор в инокультурном окружении. - М.,1995. - Вып. 6. - С. 51-69.

4. Алексеев, Э. Раннефольклорное интонирование. Звуковысотный аспект / Э. Алексеев. - М.: Сов. композитор, 1986,- 238 с.

5. Анализ вокальных произведений: учеб. пособие. - Л.: Музыка, 1988.-352 с.

6. Арановский, М. Музыкальный текст: структура и свойства / М. Арановский. -М.: Композитор, 1998. - 344 с.

7. Асафьев, Б. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1-2 / Б. Асафьев - Л.: Музыка, 1963. - 379 с.

8. Асафьев, Б. Пути развития советской музыки / Б. Асафьев // Избранные труды.- М., 1957. -Т. 5. - 288 с.

9. Атанова, Л. Жизнь как песня: творческий портрет Газиза Альму-хаметова / Л. Атанова - Уфа: Башк. кн. изд-во, 1973. - 24 с.

10. Атанова, Л. Масалим Валеев / Л.Атанова. - Уфа: Башк. кн. изд-во, 1970.-28 с.

11. Атанова, Л. Мухаметша Бурангулов и башкирская опера / Л. Атанова // Сказительское и литературное творчество Мухаметши Бурангу-лова: сб. ст. - Уфа, 1992. - С. 81-87.

12. Атанова, Л. Роль народных музыкантов в сохранении и развитии традиционных черт башкирского музыкального фольклора / Л. Атанова // Народное творчество башкир / БФАН СССР - Уфа:, 1976. - С. 5-25.

13. Атанова, Л. Собиратели и исследователи башкирского музыкального фольклора / Л. Атанова. - Уфа: Йэшлек, 1992. - 191 с.

14. Ахмадеева, Г. Ранний период творчества Н. Сабитова / Г. Ахма-деева // Вопросы истории башкирской музыкальной культуры. - Уфа, 1990. -С. 96-107.

15. Ахметжанова, Н. Башкирская этномузыкология: исследование / Н. Ахметжанова. - Уфа: Вагант, 2008. - Ч. 1.-160.

16. Ахметзаки Валиди / сост. Г.Хисамов, Т. Сагитов, Г. Галимова. -Уфа: Китап, 2010.-200 с.

17. Барсова, И. Контуры столетия. Из истории русской музыки XX века / И. Барсова. - СПб.: Композитор * Санкт-Петербург, 2007. - 240 с.

18. Баширов, М. Камиль Рахимов / М. Баширов. - Уфа: Башк. кн. изд-во, 1967.-20 с.

19. Башкирия в русской литературе. В 6 т.Т. 1. - Уфа: Башк. кн. изд-во, 1989.-512 с.

20. Башкирские народные песни. Сб. 2. / сост. И. Салтыков. - Рукопись хранится в ФК УГАИ им. 3. Исмагилова. - Уфа. - 35 с.

21. Башкортостан: краткая энциклопедия / отв. ред. Р. Шакуров -Уфа: Башк. энциклопедия, 1996. - 670 с.

22. Бердяев, Н. Смысл истории / Н. Бердяев. - М.: Мысль, 1990. -269 с.

23. Башкирское народное творчество. Песни советского периода / отв. ред. С. Галин. - Уфа: Китап, 1996 - Т. 9. - 400 с.

24. Бобровский, В. Тематизм как фактор музыкального мышления: очерки. / В.Бобровский. - М.: Либроком, 2010. - Вып. 2. - 272 с.

25. Бородин, А. Формирование понятия «Фортепианная школа» у музыкантов-исполнителей в процессе профессионального вузовского образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2007. -25 с.

26. Валиди Тоган, А. История башкир / А. Валиди Тоган. - Уфа: Ки-тап, 2010.-352 с.

27. Варламов, Д. Становление академической традиции в русском народно-инструментальном искусстве XIX столетия / Д. Варламов. - Саратов: СГК, 2010. - 48 с.

28. Вызго-Иванова, И. Симфоническое творчество композиторов Средней Азии и Казахстана (1917-1967) / И. Вызго-Иванова. - М.; Л.: Сов. композитор, 1974. - 190 с.

29. Газиев, И. Формирование и развитие профессионализма в вокальной культуре волго-уральских мусульман: автореф. дис. ... канд. иск. -Казань, 2009. - 24 с.

30. Газиз Альмухаметов. Статьи. Воспоминания. Документы / авт.-сост. М. Идрисова. - Уфа: Китап, 2008. - 208 с.

31. Газиз Альмухаметов и музыкальная культура Башкортостана: сб. ст. / сост. Н. Ахметжанова, В.Шуранов - Уфа: УГАИ им. 3. Исмагилова, 2006.- 134 с.

32. Газиз Альмухаметов и Султан Габяши в Казани: материалы и документы / вступ. ст., сост., коммент. Ю. Исанбет. - Уфа: Каданс, 1995. -175 с.

33. Галимуллина, Р. Башкирская протяжная песня (юго-восточная традиция): автореф. дис. ... канд. иск. - Магнитогорск, 2002. - 25 с.

34. Галин, С. Народной мудрости источник. Толковый словарь башкирского фольклора / С. Галин. - Уфа: Китап, 2007. - 304 с.

35. Галина, Г. Башкирские байты и мунажаты: тематика, поэтика, мелодика: монография. - Уфа: Изд-во БИРО,2006. - 186 с.

36. Галина, Г. Загир Исмагилов / Г. Галина - Уфа: Китап, 1997. - 212

с.

37. Галина, Г. О башкирских эпических напевах / Г. Галина // Традиционное музыкальное искусство: история, современность и перспективы: материалы междунар. науч.-практ. конф. 14-15 декабря 2001 г. - Уфа, 2002. -С. 100-103.

38. Галина, Г. Хусаин Ахметов / Г. Галина. - Уфа: Китап, 1994. -128

с.

39. Галицкая, С. Теоретические вопросы монодии / С. Галицкая. -Ташкент: Фан, 1981.- 92 с.

40. Галяутдинов, И. Два века башкирского литературного языка / И. Галяутдинов. - Уфа: Гилем, 2000. - 448 с.

41. Гафурбеков, Т. Фольклорные истоки узбекского профессионального музыкального творчества / Т. Гафурбеков. - Ташкент: Укитувчи, 1984. -116 с.

42. Гарипова, Н. Башкирская фортепианная музыка: язык, стиль, национальные традиции / Н.Гарипова. - Уфа: РУМЦ МКРБ, 1997. - 196 с.

43. Гарипова, Н. Интонационная лексика и стилистика фортепианных произведений башкирских композиторов: научное издание / Н. Гарипова. - Уфа: Лаборатория музыкальной семантики, 2002. - 104 с.

44. Гачев, Г. Национальные образы мира: курс лекций / Г. Гачев. -М.: Academia, 1998.-369 с.

45. Гойови, Д. Новая советская музыка 20-х годов / Д. Гойови. - М.: Композитор, 2006. - 367 с.

46. Головинский, Г. Композитор и фольклор. Из опыта мастеров XIX-XX веков: очерки / Г. Головинский. - М: Музыка, 1981. - 279 с.

47. Григорьева, Г. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века / Г. Григорьева. - М.: Сов. композитор, 1989. - 208 с.

48. Губайдуллина, Г. Плюс потребность души // Советская музыка. -1989. -№ 11.-67-77.

49. Гумилёв, Л. Этногенез и биосфера земли / Л. Гумилёв. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 560 с.

50. Давыдова, Э. Народно-песенные истоки вокальной лирики 3. Исмагилова / Э Давыдова // Вопросы башкирской фольклористики. - Уфа: ИИЯЛ БФАН СССР, 1978.-С. 101-115.

51. Давыдова, Э. Я песней возвращусь... Посвящается Газизу Аль-мухаметову / Э.Давыдова. - Уфа: РУМЦ МКНП РБ, 2009. - 79 с.

52. Даль, В. Башкирская русалка / В. Даль // Башкирия в русской литературе. В 2 т. Т. 1.-Уфа: Башк. кн. изд-во, 1961. - С. 216.

53. Джани-заде, Т. Художественный канон искусства «макамат» как отражение эстетического опыта народов Ближнего и Среднего Востока / Т. Джани-заде // Внеевропейские музыкальные культуры: вопросы изучения традиций / ГМПИ им. Гнесиных. - М.:, 1988. - С. 6-21.

54. Джумаев, А. Макомы в Узбекистане: динамика политико-идеологических оценок и научных подходов / А. Джумаев // Музыкальная фольклористика: проблемы истории и методологии / Всесоюзный науч.- ис-следоват. институт искусствознания. - М.:, 1990. - С. 5-24.

55. Демченко, А. Жанр фольклорной обработки в музыкальном искусстве России начала XX века / А. Демченко // Развитие народных традиций в музыкальном исполнительстве, творчестве и педагогике: опыт коллектив, исслед.: межвуз. сб. науч. тр. - Екатеринбург, 2000. - 62 с.

56. Доннелли, А. Завоевание Башкирии Россией. 1552-1740 (Страницы истории империализма). / А. Доннелли. - Уфа: Ватан, 1995. - 288 с.

57. Дрожжина, М. Композиторский тип профессионализма как элемент современной музыкальной культуры Ирана / М. Дрожжина // Музыка народов мира: проблемы изучения: материалы междунар. науч. конф - М.: Московская консерватория, 2008. -Вып. 1. - С.202-215.

58. Дулат-Алеев, В. Национальная музыкальная культура как текст: татарская музыка XX века / В. Дулат-Алеев. - М.: Композитор, 1999. - 297 с.

59. Еловская, Н. Истоки и основные этапы развития башкирской симфонической музыки / Н. Еловская // Научно-методические записки УГИИ-Уфа, 1973.-Вып. 1.-С. 56-65.

60. Ергин, Ю. И.В.Салтыков - первый директор Уфимского музыкального техникума: к 120-летию со дня рождения / Ю. Ергин // Педагогический журнал Башкортостана. - 2013 - № 5 (48). - С. 97-111.

61. Живая память / сост. М. Рахимкулов, В. Скачилов - Уфа: Ки-тап,1997.-352 с.

62. Зак, В. О мелодике массовой песни / В. Зак. - М.: Сов. композитор,1979. - 358 с.

63. Закржевская, С. Гармония в творчестве композиторов Узбекистана, Таджикистана и Туркмении / С. Закржевская. - Ташкент: Фан, 1979. — 120 с.

64. Зелинский, Р. Башкирское народное музыкально искусство. Инструментальная музыка / Р. Зелинский. - Уфа: Гилем, 2003. - Т 4. - 235 с.

65. Зелинский, Р. О программности в башкирской народной инструментальной музыке / Р. Зелинский // Вопросы музыковедения - Уфа, 1977. -Вып. 2.-С. 6-41.

66. Земцовский, И. Фольклор и композитор. Теоретические этюды о русской советской музыке / И. Земцовский. - М., Л.: Сов. композитор, 1978. -172 с.

67. Зинатшина, Н. К вопросу о многовариантности народной песни «Тевкелев» / Н. Зинатшина // Вопросы истории музыкального искусства Башкирии: сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных. - М., 1984. - Вып. 71- С. 53-59.

68. Игнатьев, Р. Башкир Салават Юлаев, пугачевский бригадир, певец и импровизатор / Р.Игнатьев // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете - Казань, 1893. - Т. 9. - Вып. 2. - С. 54-90.

69. Идрисова, M. Башкирская народная песня в творчестве Камиля Рахимова: к проблеме интерпретации фольклора / М. Идрисова // Проблемы музыкальной науки. -2013, -№1 (12). - С. 59-65.

70. Идрисова, М. Масалим Валеев / М. Идрисова // Современное музыкальное образование в полиэтническом культурном пространстве: сб. материалов Всеросс. науч.-практ.конф. (24-26 марта 2011г.). - Сибай: СГТ, 2011.-С. 62-68.

71. Идрисова, М. Некоторые аспекты обращения с фольклорным материалом в творчестве башкирских композиторов первого поколения (на примере обработок) / М. Идрисова // Традиционное музыкальное искусство: проблемы и перспективы: материалы Республиканской науч.-практ. конф., поев. 100-летию со дня рождения Гаты Сулейманова (29 ноября - 1 декабря 2012 г.). - Уфа: УГАИ, 2013. - С.38^14.

72. Идрисова, М. О некоторых аспектах профессионализма в башкирской музыкальной культуре устной традиции / М. Идрисова // «Урал-батыр» и духовное наследие народов мира: материалы II Междунар. науч.-практ. конф., поев. Году укрепления межнационального согласия в Республике Башкортостан (Сибай, 10-11 июня 2011 г.). - Сибай, 2011. - С.64-71.

73. Идрисова, М. К проблеме зарождения башкирской национальной композиторской школы / М. Идрисова // Актуальные проблемы культуры, искусства и художественного образования: сб. науч. тр. ОГИИ - Оренбург, 2013.-Вып. 13.-С. 54-61.

74. Идрисова, М. К проблеме становления профессионализма в башкирской музыкальной культуре / М. Идрисова // Вестник Башкирского университета.-2011.-№ 4.-Т. 16.-С. 1268-1273.

75. Идрисова, М. Музыкально-эстетические воззрения башкирских композиторов первой генерации / М. Идрисова // Теория и практика музыкального образования на современном этапе: материалы Всеросс. заочной науч.-практ. конф. (Сибай, 29-30 марта 2010 г.).- Уфа, 2010. - С. 46-56.

76. Имамутдинова, 3. Культура башкир. Устная музыкальная традиция («Чтение» Корана, фольклор) / 3. Имамутдинова - М.: Гос. ин-т искусствознания, 2000 - 212 с.

77. Имамутдинова, 3. Музыкальные традиции в устной культуре башкир. Опыт обобщения / 3. Имамутдинова // Музыка: исследовательский сборник. - М., 1995. - С. 50 -73.

78. История башкирского народа. В 7 т. Т. 1. - М.: Наука, 2009. - 400

с.

79. История музыки народов СССР. В 7 т. Т. 1. - М., 1970. - 435 е.; Т. 2. - 1970. - 523 е.; Т. 3. - 1972. - 534 е.; Т. 4. - 1973. - 784 е.; Т. 5,ч. 1.1974. - 615 е.; Ч. 2. - 383 е.; Т. 6,ч. 1. - 1996. - 399 е.; Ч. 2. - 358 е.; Т. 7, вып.

1.- 1997:- 240 е.; Вып. 2. - 236 е.; Вып. 3. - 253 с.

80. История русской музыки: в 10 т.: Т. 6: 50-60-е годы XIX века. -М., 1989. - 383 е.; Т. 7: 70-80-е годы XIX века. - М., 1994. - Ч. 1. - 478 е.; Ч.

2. - 533 е.; Т. 9: конец XIX - начало XX века. - М., 1994. - 452 е.; Т. 10: 1880 -1917.-М., 1997.-542 с.

81. История современной отечественной музыки: в 3 вып.: вып. 1 (1917-1941). - М, 1995. - 480 е.; вып. 2 (1946-1958). - М., 1999. - 477 е.; вып. 3 (1960-1990). - М., 2001. - 656 с.

82. Ихтисамов, X. К проблеме сравнительного изучения двухголосного гортанного пения и инструментальной музыки у тюркских и монгольских народов / X. Ихтисамов // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка: сб. ст. и материалов / ред.-сост. И. Мациевский. Ч. 2. -М., 1988.-С. 197-216.

83. Камаев, Ф. Стилевые и жанровые особенности башкирского музыкального фольклора / Ф. Камаев // Научно-методические записки УГИИ. Вып. 1.- Уфа, 1973.-С. 14-30.

84. Каримова, С. Камерно-вокальный цикл в творчестве башкирских композиторов / С. Каримова. - Уфа: Гилем, 2010.- 136 с.

85. Карпова, Е. О формировании музыкознания в Среднем Поволжье и Приуралье до 1917 года / Е. Карпова // Вопросы истории башкирской музыкальной культуры. - Уфа: Башк. кн. изд-во, 1990. - Вып. 1. - С. 20-32.

86. Керимова, Т. Узеир Гаджибеков: знакомый и непознанный / Т. Керимова // Музыкальная фольклористика: проблемы истории и методологии / Всесоюз. науч.-исслед. ин-т искусствознания. - М., 1990. - С. 25-40.

87. Кильдебаки, Хади. Музыка и ислам / пер. Л. Бородовской и В. Дулат-Алеева // Из истории татарской музыкальной культуры: науч. тр. Казанской консерватории. - Казань, 2010. - Вып. 2 - С. 100-125.

88. Киреев, А. Фольклорные записи И.В.Салтыкова / А. Киреев // Материалы и исследования по фольклору Башкирии и Урала — Уфа, 1974. -Вып. 1.-С. 252-257.

89. Композиторы и музыковеды Башкортостана: Очерки жизни и творчества / науч. ред.-сост. Е. Скурко. - Уфа: Китап, 2002. - 240 с.

90. Кондратьев, М. Чувашская музыка: от мифологических времен до становления современного профессионализма / М. Кондратьев. - М.: Пер Сэ, 2007.-288 с.

91. Коновалова, И. Ал-Идриси о странах и народах Восточной Европы / И. Коновалова. - М.: Вост. лит., 2006. - 329 с.

92. Конрад, Н. Запад и Восток. / Н. Конрад. - М.: Наука, 1972. - 520

с.

93. Коробова, А. Г. Теория жанров в музыкальной науке: история и современность / А. Коробова. -М.: Московская консерватория, 2007. - 173 с.

94. Крашенинников, Н. К земле обетованной: рассказы / Н. Крашенинников. - Уфа: Башк. кн. изд-во, 1963. - 79 с.

95. Кузеев, Р. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения / Р. Кузеев. - М.:Наука,1974. - 572 с.

96. Кузеев, Р. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала: этноге-нетический взгляд на историю / Р. Кузеев. - М.: Наука, 1992. - 347 с.

97. Кунанбаева, А. Феномен музыкальной эпической традиции в казахском фольклоре / А. Кунанбаева // Казахская музыка: традиции и современность: сб. тр. - Алма-Ата, 1992. - С. 34-43.

98. Ланге, В. Из истории музыкальной жизни дореволюционной Уфы / В. Ланге // Вопросы музыковедения. - Уфа, 1977. - Вып. 3. - С. 56-68.

99. Лебединский, Л. Башкирские народные песни и наигрыши / Л. Лебединский. - М.: Музыка, 1965. - 247 с.

100. Лебединский, Л. Композиторы Башкирии / Л. Лебединский. - М.: Музыка, 1955.-42 с.

101. Левая, Т. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи: исследование / Т. Левая. - М.: Музыка, 1991 - 166 с.

102. Лепёхин, И. Дневные запискипутешествия доктора и Академии наук адъюнкта Ивана Лепёхина по разным провинциям Российского государства в 1768 и 1769 году / И. Лепёхин.- СПб., 1802. - Ч. 2. - 465 с.

103. Лобанова, М. Музыкальный стиль и жанр: история и современность /М. Лобанова. - М.: Сов. композитор, 1990. - 312 с.

104. Магауин, М. Кобыз и копьё: повествование о казахских акынах и жырау ХУ-ХУШ веков / М. Магауин. - Алма-Ата: Жазушы, 2009.

105. Мажитов, Н., Султанова, А. История Башкортостана. Древность. Средневековье / Н. Мажитов, А. Султанова. - Уфа: Китап, 2009. - 496с.

106. Мазель, Л. Вопросы анализа музыки: опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики/ Л. Мазель. - М.: Сов. композитор, 1978. -352 с.

107. Мазель, Л.Строение музыкальных произведений: учеб. пособие / Л. Мазель. -М: Музыка, 1979. - 536 с.

108. Маклыгин, А. Музыкальные культуры Среднего Поволжья. Становление профессионализма / А. Маклыгин. - Казань: КГК им. И. Жиганова, 2000.-311 с.

109. Мамин-Сибиряк, Д. Байгуш (из путешествий по Южному Уралу). // Повесть и рассказы / Д. Мамин-Сибиряк. - Уфа, 1978. - С.57-68.

110. Махней, С. Русские композиторы и Башкирия (к проблеме взаимодействия двух культур / С. Махней. - Уфа: Гилем, 2008. - 168 с.

111. Мациевский, И. Основные проблемы и аспекты изучения народных музыкальных инструментов и инструментальной музыки / И. Мациевский // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. -М., 1987.-Ч. 1.-С. 6-38.

112. Месягутов, Ш. Загир Исмагилов: От курая до оперы / Ш. Меся-гутов. - Уфа: Башк. кн. изд-во, 1967. - 52 с.

113. Мельникас, J1. Экология музыкальной культуры / J1. Мельникас. -М.: Композитор, 2000. - 328 с.

114. Мухамбетова, А. Проблема древнетюркского субстрата в культурах западноказахстанского кюя и среднеазиатского макома / А. Мухамбетова // Музыкальная фольклористика: проблемы истории и методологии. - М., 1990.-С. 90-98.

115. Нагаева, JI. Башкирская народная хореография / JI. Нагаева. -Уфа: Китап, 1995.- 144 с.

116. Нагаева, JL Башкирские народные праздники, обряды и обычаи / Л. Нагаева. - Уфа: Китап, 1999.- 160 с.

117. Назайкинский, Е. Стиль и жанр в музыке: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Назайкинский. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 248 с.

118. Нигмедзянов, М. Народные песни волжских татар: исследование / М. Нигмедзянов. -М.: Сов. композитор, 1982. -136 с.

119. Нигмедзянов, М. Татарская народная песня в обработке композиторов / М. Нигмедзянов. - Казань, 1964. - 140 с.

120. Никитина, Л. Советская музыка. История и современность / Л. Никитина. - М.: Музыка, 1991.-278 с.

121. Орджоникидзе. Г. О национальном стиле / Г. Орджоникидзе // Музыкальный современник. -М., 1973.-Вып. 1.-С. 144-181.

122. Очерки по истории башкирской музыки. Вып.1. - Уфа: РИЦ УГИИ, 2001. - 132 е.; Вып. 2. -2006. - 153 е.; Вып. 3. - 2012. - 268 с.

123. Протокол обсуждения оперы А. Эйхенвальда «Степь» // ЦГАОО РБ. Ф.122, оп. 23, д. 375. - Л. 20.

124. Рахимов Р. Напевы тальянки / Р. Рахимов. - Уфа: Башк. кн. изд-во, 1985.-56 с.

125. Рахимов, Р. Фактура башкирской инструментальной монодии. Фольклорное исследование / Р. Рахимов - Уфа: Узорица, 2001. - 128 с.

126. Рахимкулова, М. Медресе «Хусаиния» в Оренбурге / М. Рахим-кулова. - Оренбург: Яна вакыт, 1997. - 102 с.

127. Рахматуллина, 3. Башкирский национальный дух (социально-философский очерк) / 3. Рахматуллина. - Уфа: Изд. Баш. ун-та, 2002. - 154 с.

128. Руденко, С. Башкиры: историко-этнографические очерки / С. Руденко. - Уфа: Китап, 2006 - 376 с.

129. Рыбаков, С. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта / С. Рыбаков. - СПб, 1897. - 330 с.

130. Рыбаков, С. Песни татар и башкир в гармонизациях. Записал и гармонизовал С. Г. Рыбаков / С. Рыбаков. - М.: Музгиз, 1922. - 37 с.

131. Сайдашева, 3. В мире татарской музыки: сб. ст. / 3. Сайдашева. -Казань: КГК, 1995.-220 с.

132. Сайдашева, 3. Песенная культура татар Волго-Камья: эволюция жанрово-стилевых норм в контексте национальной истории /3. Сайдашева. -Казань: Матбугатйорты, 2002. - 164с.

133. Сайдашева, 3. Проблемы переинтонирования и татарская песенная лирика // Из истории татарской музыкальной культуры: науч. тр. Казанской консерватории - Казань, 2010. - Вып. 2., - С.48-54.

134. Салтыков, И. Башкирские народные песни / И. Салтыков // Материалы и исследования по фольклору Башкирии и Урала — Уфа: Изд-во Баш. гос. ун-та, 1974. - Вып. 1. - С. 258-282.

135. Салтыков, И. Песни башкир Аргаяшского кантона (по результатам экспедиции 1929 г.): рукопись / И. Салтыков // Научный архив УНЦ РАН. Ф. 100, оп. 1, ед. хр. 91. - 15 л.

136. Салтыков, И. Отчет о деятельности экспедиции 1931 г.: рукопись / И. Салтыков // Научный архив УНЦ РАН. Ф. 100, оп.1, ед. хр. 93. - 6 л.

137. Салтыков, И. История и анализ башкирских песен: рукопись / И. Салтыков // Научный архив УНЦ РАН. Ф.109, оп. 1, ед.хр. 2. - 12 л.

138. Сальманова, Л. И.В. Салтыков / Л. Сальманова// Башкортостан в XX столетии: исторические портреты - Уфа,2010. - Вып. 2. - С.79 - 85.

139. Салонов, М. Менестрели. Книга о музыке средневековой Европы: монография / М. Салонов. - М.: Классика-ХХ1, 2004. - 405 с.

140. Сборник башкирских и татарских народных песен / сост. И. Салтыков: рукопись // НА УНЦ РАН, Ф. 109, оп. 1, ед. хр. 17.-30 л.

141. Скребков, С. Художественные принципы музыкальных стилей / С. Скребков. - М.: Музыка, 1973. - 448 с.

142. Скурко, Е. Башкирская академическая музыка. Традиции и современность: исследование / Е. Скурко. - Уфа: Гилем, 2005. - 320 с.

143. Скурко, Е. Музыкальная культура Республики Башкортостан конца 70-80-х годов / Е. Скурко // История музыки народов СССР. - М., 1997.-Т. 7,ч. 2.-С. 151-164.

144. Скурко, Е. О стилевых взаимодействиях в башкирской современной музыке / Е. Скурко // Традиционное музыкальное искусство: история, современность и перспективы: материалы междунар. науч.-практ. конф. - Уфа, 2001.-С. 167-170.

145. Скурко, Е. Феномен канона как методологическая основа изучения национальных музыкальных культур / Е. Скурко // Музыка народов мира: проблемы изучения: материалы междунар. науч. конф - М.: Московская консерватория, 2008. -Вып 1. - С. 176-185.

146. Смирнова, Е. Ритмический строй музыкально-поэтического фольклора татар-мусульман Волго-Уралья / Е. Смирнова. - Казань: КГК, 2008.-580 с.

147. Соколов, О. Морфологическая система музыки / О. Соколов. -Нижний Новгород: изд-во Нижегородского ун-та, 1994. - 214 с.

148. Сохор, А. Наше оружие - наши песни / А. Сохор // Вопросы социологии и эстетики музыки: ст. и исследования - JL, 1983 - Вып. 3. - С. 180-190.

149. Сохор, А. Романс и песня / А. Сохор //Вопросы социологии и эстетики музыки: ст. и исследования - Д., 1983. - Вып. 3. - С. 192-196.

150. Сохор, А. Музыка как вид искусства / А. Сохор. - М.: Музыка, 1970.- 192 с.

151. Сохор, А. Русская советская песня / А. Сохор. - М.: Музгиз, 1959. -507 с.

152. Сохор, А. Советская песня сегодня / А. Сохор // Вопросы теории и эстетики музыки - М., 1963. - Вып. 2. - С.53-83.

153. Сохор, А. Теория музыкальных жанров: задачи и перспективы / А. Сохор // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. - М.: Музыка, 1971. - С.292-309.

154. Сулейманов, Р. Жемчужины народного творчества Урала / Р. Сулейманов. - Уфа: Китап, 1995. - 248 с.

155. Султан Габяши: материалы и исследования / авт.-сост. Г. Губай-дуллина - Казань: Фикер, 2000. - 237с.

156. Татарские и башкирские песни. Гармонизация А. Гречанинова, соч. 25. - Лейпциг: Изд-во Беляева, 1901. - 48 с.

157. Трембовельский, Е. Гетерофония: типология фактур - эволюция ткани / Е. Трембовельский // Музыкальная академия. - 2001. - №4. - С. 165175.

158. Трепавлов, В. Ногаи в Башкирии XV-XVII вв. Княжеские роды ногайского происхождения / В. Трепавлов. - Уфа: Урал. науч. центр РАН, 1997.-72 с.

159. Фарзутдинова, Л. Драматургия М. Бурангулова и становление башкирского сценического искусства / Л. Фарзутдинова // Сказительское и литературное творчество Мухаметши Бурангулова. - Уфа: Башк. кн. изд-во, 1992.-С. 70-80.

160. Фоменков, М. Башкирская народная песня / М. Фоменков. - Уфа: Башк. кн. изд-во,1976. - 204 с.

161. Фоменков, М. Очерки исторического развития хорового искусства Башкортостана / М.Фоменков. - Уфа: Китап, 2001. - 192 с.

162. Хавторин, Б. Музыкальная культура Оренбуржья: история и современность (архивные изыскания). -М.: Композитор, 2006. - 304 с.

163. Хайруллина, 3. Из музыкального прошлого: обзор материалов тат периодической печати 1905-1917 гг./ 3. Хайруллина, Я. Гиршман // Вопросы татарской музыки: сб. науч. работ. - Казань, 1967. - С. 192-247.

164. Харисов, А. Литературное наследие башкирского народа (XVIII-XIX вв.). - 2-е изд., доп. - Уфа: Китап, 2007.- 344 с.

165. Хусаинов, Г. Литература и наука: избранные труды / Г. Хусаинов. -Уфа: Гилем,1998. - 613 с.

166. Царёва, Е. Иоганнес Брамс / Е. Царёва. - М.: Музыка,1986. -

384с.

167. Цуккерман, В. О музыке / В. Цуккерман // Проблемы анализа / сост. В. Бобровский, Г. Головинский. -М., 1974. - 391 с.

168. Цуккерман, В. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм /В. Цуккерман. -М.: Музыка, 1964.-159 с.

169. Шаймухаметова, Л. Мигрирующая интонационная формула и семантический контекст музыкальной темы: исследование / Л. Шаймухаметова. - М.: Гос. институт искусствознания, 1999. - 311 с.

170. Шайхзада Бабич / авт.-сост. Р. Бикбаев. - Уфа: Китап, 1995. - 112

с.

171. Шайхутдинов, Р. Академическое баянное искусство Башкортостана: научное издание. - Уфа: РИС УГАИ им. 3. Исмагилова, 2013. - 224 с.

172. Шахназарова, Н. История советской музыки как эстетико-идеологический парадокс / И. Шахназарова // Музыкальная академия. - 1992. -№ 4.-С. 71-74.

173. Шахназарова, Н. Музыка Востока и музыка Запада. Типы музыкального профессионализма: исследование / Н. Шахназарова. - М: Сов. композитор, 1983. - 153 с.

174. Шахназарова, Н. Проблемы национального и интернационального / Н. Шахназарова // Советская музыка. -1979. - № 5.- С. 5-12.

175. Шахназарова, Н. Современность как традиция / Н. Шахназарова // Музыкальная академия - 1997. - № 2. - С. 3-14.

176. Шумская, Н. Хусаин Ахметов / Н. Шумская. - Уфа: Башк. кн. изд-во, 1968.-32 с.

177. Шумская, Н. Музыкальная культура Башкирской АССР / Н. Шумская // Музыкальная культура автономных республик РСФСР. - М., 1957.-С. 46-69.

178. Юлдашбаев, Б. История формирования башкирской нации: дооктябрьский период. - Уфа: Башк. кн. изд-во, 1972. - 334 с.

179. Юнусова, В. Ислам - музыкальная культура и современное образование в России: монография / В. Юнусова. - М.:Хронограф; ИНПО; ИБП, 1997. - 152 с.

180. Юсфин, А. Некоторые нерешенные вопросы изучения музыки эпоса / А. Юсфин // Музыка эпоса: статьи и материалы. - Йошкар-Ола, 1989,-С. 34-43.

181. Янов-Яновская, Н. Одна культура - две традиции / Н. Янов-Яновская // Музыкальная академия. - 1999. - № 3. - С. 21-27.

182. Янов-Яновская, Н. XX век меняет музыкальную карту мира / Н. Янов-Яновская // Актуальные проблемы современного музыкознания: композиторское творчество, исполнительство, образование: сб. науч. статей. -Уфа, 2008.-С. 107-114.

183. 250 башкирских песен. Рукопись / сост. И. В. Салтыков // НА УНЦ РАН. Ф. 109, on. 1, ед. хр.13.-258л.

184. Бангкорт халтс йыр?ары. - Офе: Башкортостан китап изд-Ьы, 1954.-326 бит.

185. Баигкорт э?эбиэте антологияЬы. 2 томда, 1 т. (ХШ-ХУШ быуаттар). - ©фе: Китап, 1999. - 464 бит; 2 том (XIX быуат). - 0фе: Китап, 2007.-388 бит.

186. Булэков, И. Я?ыусы, композитор Хэбибулла ИбраЬимов Иэм уньщ пьесалары / И. Булэков // Хэбибулла ИбраЬимов. Башмагым. - 0фе, 1990.-С.З-7.

187. Галин, С. Баштсорт халтсынын, йыр поэзияИы: йыр жанрыныц кайЬы бер мэсьэлэлэре / С. Галин. - 0фе: Баипс. кит. нэшр.,1979. - 256

бит.

188. Гэйнетдинов, Ю. Йомабай тсурайсы / Ю. Гэйнетдинов // Ватандаш. -2001.-№ 4.-С. 45-56.

189. И?рисова, М. Мехэббэт йондо?логонда / М. И?рисова // Ватандаш. - 200№. - № 8. - С. 70-78.

190. И?рисова, М. Туцгэуер иленэ сэйэхэт / М. И?рисова // Ватандаш. -

2001.-№5.-С. 126-146.

191. И?рисова, М. Эш одтэлендэ - курай / М. И?рисова // Ватандаш. -

2002.-№5.-С. 67-75.

192. Инан, А. Шаманизм тарихта Ьэм беген / А. Инан. - бфо: Китап, 1998.-224 бит.

193. ТСудаш, С. Ике талант / С. ТСудаш // Аги?ел. - 1965. - № 8. - 7991 бит.

194. Марат, М. Тере тарихтар, йэнле архивтар/ М. Марат // Уктэбер. -1931.-№6.-7 бит.

195. Рэхимов, Р. Т<урай/ Р.Рэхимов. - бфе: Китап, 1999. - 448 бит.

196. Солтангэрэева, Р. Баштсорт хальгк ижады музыка тсоралдарынын, сыгышы тураИында / Р. Солтангэрэева // Ватандаш. - 2009. - № 4 - 107 бит.

197. Солэймэнов, Р. Бороцго баштсорт скрипкаЬы - тсыл-тсумы?. -0фе: Китап, 2001 - 45 бит.

198. Хальпс сэсэне // Аги?ел. - 1977. - № 1. - 34 бит.

199. Хесэйенов, F. Ил азаматтары / F. Хесэйенов- бфе: Китап, 1998. -158 бит.

200. Шэкур Р. ТСурайсы аманаты / Р. Шэкур // Кэрим Дияров. Сал Уралдын, моцдары. - бфе, 1988. - 5-8 бит.

201. "Эшсе" операЬы ни хэлдэ? Татарстан башланы, Башкортостан дауам итэ // Яналиф. - 1928. - № 17.-7 бит.

202. Юлан, А. Гэзиз Элмехэмэтов - йырсы Ьэм яугир/ А. Юлан // Йэшлек. - 2005. - 29 окт.

203. Илялов, И. Башкорт халык жырчысы Газиз Салих улы Элмехэммэдовныц татар Ьэм башкорт музыкасын устерудэ булган хезмэтлэре турында / И. Илялов. - Научный архив УНЦ РАН. Ф. 8,оп.4, ед.хр. 90.

204. Кудаш, С. Ш. Бабичныц ижад юллары / С. Кудаш // Уктэбер. -1930.-№3,4.

205. Сеендек. Татар концерты / Сеендек // Яца авыл. - 1928. - 2 июнь.

206. Тукай Г. Сайланма эсэрлэр: шигырьлэр, поэмалар Ьэм чэчмэ эсэрлэр. - Казан: Тат. кит. нэшр., 2003. - 480 бит.

207. Элмехэммэдов F. Безнец музыка мэсъэлэлэре // «Кызыл Татарстан». - 1929, -24 март.

208. Элмехэммэдов, F. «Сания» операсын куйганда / F. Элмехэммэдов // «Кызыл Татарстан». - 1930, 30 гыйнвар.

209. Элмехэммэдов, Г.«Эшче» операсыязылып бетте / F. Элмехэммэдов // Тамашачы, 1930, № 2-3.

210. Элмехэммэдов, F. «Эшче» операсыныц социаль Ьэм музыкаль мэгнэсе/ F. Элмехэммэдов // Кызыл Татарстан, 1930 г., 21 февраль.

211. Gabashi, S. Tatar muzbjkasb turnda: Janalif ankiitasb //Janalif,1931, № 3-6. 58-72 bit.

212. «Xalbq шоппагь». G.01mex3mm9def tarafnnan yze jrlaganca jazlgan V.l. Vinafradbf tarafnnan garmuni9l9Sterelg9n. - Qazan: Tatizdat. -1928-1929.

213. Marquis, G.W. Twentith Century Music Idioms - New-Jersey: USA, 1976.-269 p.

214. Meyer, L.B. Style and music: Theory, History and Ideology / University of Chicago Press, 1986. - 376 p.

215. Young, P. Zoltan Kodaly. A Hungarian musician. - London, 1964. -

231 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.