С.И. Танеев и Серебряный век тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Штейнер, Ольга Александровна
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 236
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Штейнер, Ольга Александровна
Введение
Глава I Философско-религиозные и эстетические тенденции времени в жизни и творчестве С.И.Танеева.
Глава II С.И.Танеев и поэтический мир Серебряного века.
Глава III Русский театр конца XIX — начала XX века и творчество С.И.Танеева
Опера.
Балет.
Драма.
Глава IV С.И.Танеев в его связях с изобразительным искусством эпохи.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Духовная тема в творчестве С.И. Танеева и ее воплощение в кантате "По прочтении псалма"2005 год, кандидат искусствоведения Коваленко, Надежда Дмитриевна
Типология музыкального мышления С. И. Танеева: На прим. камер, инструмент, ансамблей1994 год, кандидат искусствоведения Цахер, Изольда Оскаровна
Музыкальная аллегория в хоровом творчестве С.И. Танеева2015 год, кандидат наук Терещенко, Владимир Петрович
Идеи космизма в музыкальной культуре серебряного века2004 год, кандидат культурологии Савельева, Ирина Петровна
Идеи и интонационный строй музыки С.И. Танеева2014 год, кандидат наук Лукина, Галима Ураловна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «С.И. Танеев и Серебряный век»
Сложная и многообразная художественная культура Серебряного века на протяжении многих лет продолжает оставаться актуальной областью исследования. С одной стороны, и сегодня существует множество недостаточно изученных страниц этого этапа развития русского искусства. С другой, — переосмысления требуют многие известные факты и явления культуры данной эпохи. В их ряду — наследие С.И.Танеева.
Относящееся к числу «хрестоматийных» явлений русской музыкальной культуры, оно и поныне оставляет впечатление «недоосмысленного», «недораскрытого». Избранный в диссертации культурологический ракурс рассмотрения творчества Танеева позволяет восполнить существующие здесь пробелы представлений, по-новому ^ взглянуть как на хорошо известные сочинения и факты биографии одного из значительнейших композиторов рубежа XIX — XX столетий, так и ввести в научный обиход малоизученные материалы, относящиеся к художественной, научной, педагогической деятельности музыканта.
Судьба распорядилась так, что Танеев, начавший свой творческий путь в эпоху «золотого века» истории национальной музыки, подводил итоги своего личностного и художественного развития в «век серебряный», в период зарождения, расцвета (1904—1908) и кризиса русского символизма (1910-е годы).
Ученика П.И.Чайковского и учителя А.Н.Скрябина, С.В.Рахманинова, Н.К.Метнера, А.Т.Гречанинова, С.Н.Василенко, А.В.Станчинского многие современники и ближайшие потомки долгое время считали «ретроградом», консерватором, только хранителем академических традиций. Именно в этом ключе воспринимали античный сюжет танеевской «Орестеи», моцартианские стилизации камерно-инструментальной музыки, практическое освоение строгого стиля и многое другое.
Однако в процессе изучения музыкального творчества композитора стало ясно: за «ретроградностью» Мастера стояло поразительное разнообразие художественных интересов, прочная укорененность в мире художественных исканий культурной эпохи рубежа веков, способность к этическому и эстетическому консонированию идеям и настроениям fin de siecle. Попытка понять и объяснить «совместимость несовместимого», проследить путь, по которому шел композитор, выступая хранителем традиций и, одновременно, — провозвестником и сторонником радикальных новаций, должна, как представляется, дать новые аргументы для разрешения во многом «вечной» проблемы: роли художника в эпоху перемен и страстных исканий нового.
Музыка Танеева не раз становилась объектом исследования. Ряд работ монографического плана (Г.Б.Бернандта, 1983; Л.З.Корабельниковой, 1986; С.И.Савенко, 1985) дополнялись многочисленными статьями, посвященными отдельным аспектам творчества композитора (Б.В.Асафьев, 1915; В.Г.Каратыгин, 1916; С.В.Попов, 1947; Н.В.Туманина, 1947; Вл.В.Протопопов, 1962; Г.А.Савоскина, 1966, 1973; С.С.Богатырев, 1972; А.Г.Михайленко, 1977; А.И.Тихонова, 1978, 1986; Ф.Г.Арзаманов, 1984; Н.Г.Баннова, 1992; Т.А.Гайдамович, 2005 и др.).
Обширные музыковедческие материалы о Танееве вошли в памятные сборники (Сергей Иванович Танеев: Личность, творчество и документы его жизни. К 10-летию со дня его смерти. — М.-Л., 1925; Памяти Сергея Ивановича Танеева, 1856—1946: Сб. статей и материалов/Под ред. Вл. Протопопова. — М., 1947). Более углубленному изучению творческого наследия композитора способствовала публикация воспоминаний учеников и коллег, а также большой части писем композитора (Особое значение здесь приобрел выход в свет дневников С.И.Танеева, изданных в 1985 году под редакцией Л.З.Корабельниковой и снабженных богатым справочным аппаратом).
Однако вплоть до начала 1990-х годов, проблема культурно-исторического контекста деятельности Танеева практически не ставилась. Тому были свои причины. Развернутые описания личных и творческих контактов композитора с религиозными философами и общественными деятелями, поэтами-символистами многие десятилетия не могли фигурировать в текстах музыковедческих работ по идеологическим причинам, вызванным особой общественно-политической обстановкой в России. Имена авторов поэтических текстов многих танеевских хоров и романсов иной раз упоминались лишь вскользь, вне связи с художественной культурой русского символизма, представителями которого они являлись. В работах известных музыковедов, изданных в 1970-80 годы, не мог идти разговор и о роли религиозного сознания в творчестве Танеева. Именно потому Литургия и ряд хоровых произведений Танеева на церковные тексты долгое время оставались попросту неизданными. (Только в конце 1980-х, в 1990-е годы удалось опубликовать духовные сочинения С.И.Танеева: Хоры без сопровождения. Вып. 1. М, 1989; Хоры без сопровождения. Вып. 2. М., 1991; Духовная музыка. М.,1999 [Составитель Н.Ю.Плотникова]).
• Переломной в этом смысле можно считать книгу Т.Н.Левой «Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи» (1991г.). Едва ли не впервые автор предложила рассматривать отечественное музыкальное искусство рубежа столетий в определенном ракурсе, учитывая влияние на русских композиторов как символизма, так и новой эстетики «прекрасной ясности». И хотя обобщающий характер работы не дал возможности составить целостную картину музыкально-эстетической позиции Танеева, (его творчество упоминается в данной работе лишь эпизодически), общее направление исследовательских поисков определилось здесь вполне отчетливо.
Аналогичный историко-культурологический подход лежит в основе кандидатской диссертации И.В.Кривошеевой (2000 год) «Античность в музыкальной культуре Серебряного века», где в сочинениях А.Н.Скрябина,
Н.К.Метнера, А.С.Аренского, С.И.Танеева (опера «Орестея», ряд «антологических» романсов) акцентируется симптоматичность античных замыслов в период расцвета русской символистской школы (И.Ф.Анненский, ВЛ.Брюсов, Вяч.И.Иванов, Ф.К.Сологуб, Н.С.Гумилев).
Большое внимание типологии музыкального мышления С.И.Танеева (на примере камерных инструментальных ансамблей) уделяется в кандидатской диссертации И.О.Цахер (М., 1994); а в книге Г.У.Аминовой «Идея соборности в хоровом и симфоническом творчестве С.И.Танеева» (Красноярск, 2004) музыка композитора рассматривается в контексте духовных традиций отечественной культуры.
Книги Л.А.Рапацкой («История русской музыки: От Древней Руси до «Серебряного века» — М., 2001); А.И.Демченко («Отечественная музыка начала XX века» — Саратов, 1990); Л.В.Белякаевой-Казанской («Эхо Серебряного века. Малоизвестные страницы петербургской культуры первой трети XX века» — СПб., 1999); статьи 10-А тома «Истории русской музыки» (М., 1997) и ряд других работ доказали необходимость дальнейшей разработки данной проблематики и возможность экстраполяции ее основных позиций на отношение и осмысление характерных особенностей деятельности С.И.Танеева.
В этом же убеждает и все более крепнущий в последние десятилетия интерес к эпохе Серебряного века среди представителей разных художественных направлений.
Факты, открытия, суждения, представленные в трудах С.П.Бавиной, И.В.Семибратовой («Судьбы поэтов Серебряного века» — М., 1993); В.М. Акимова («Сто лет русской литературы /от «Серебряного века» до наших дней»/ — СПб., 1995); Е.А.Борисовой («Архитектура Серебряного века. Эстетизация жизненной среды» — М., 1999); Омри Ронена («Серебряный век как умысел и вымысел» — М., 2000); П.П.Гайденко («Владимир Соловьев и философия Серебряного века» — М., 2001); Л.С.Алешиной, Г.Ю.Стернина («Образы и люди Серебряного века» — М., 2002); Е.А.Сайко («Образ культуры Серебряного века: культур-диалог, феноменология, риски, эффект напоминания» — М., 2005) убедили: есть все основания по-новому подойти к интерпретации феномена танеевского творчества, к оценке тех историко-культурных явлений эпохи, которые повлияли (как прямо, так и косвенно) на художественный мир и художественное наследие композитора.
Автор отдает себе отчет в спорности и даже дискуссионности словосочетания «Серебряный век», широко распространенного в современном искусствознании. Трудно согласиться с мнением Омри Ронена, который утверждает, что термин полностью лишен «.всякого исторического, хронологического и даже ценностного содержания.» (96, 30). Однако слова Н.А.Бердяева о «втором русском ренессансе» в качестве характеристики русской духовной жизни конца XIX — начала XX века кажутся более предпочтительными, тем более что это выражение действительно принадлежит Бердяеву, в отличие от распространенного и неверно ему приписываемого словосочетания Серебряный век1. Знаменитый русский мыслитель писал: «Я называю русским ренессансом тот творческий подъем, который у нас был в начале века. <.> Это прежде всего религиозное беспокойство и религиозное искание, это — постоянный переход в философии за границы философского познания, в поэзии — за границы искусства, в политике — за границы политики в направлении эсхатологической перспективы» (цит. по: 96, 43). В душах русских художников того времени романтизм отношений, творческих заданий и мировосприятия в целом сочетается с особым возрожденческим типом мышления, выражавшимся в широте охвата различных сторон художественной действительности, интересе к многочисленным историческим эпохам и культурным формациям, в стремлении к уничтожению узконациональных, узкоконфессиональных границ. Знаменитые творческие личности Серебряного века, в том числе и Танеев, Автором был поэт и критик Н.А.Оцуп. напоминают гуманистов эпохи итальянского Возрождения, владевших обширными знаниями в различных областях науки и искусства.
Автор исходит из положения, что личность и творчество композитора — понятия нерасторжимые и взаимообусловленные. Поэтому, в отличие от традиционных музыковедческих трудов, в данной диссертации одинаково важную роль играют как конечные результаты художественной деятельности (созданные сочинения), так и неосуществленные замыслы (оперные и балетные), а также внемузыкальные интересы Танеева, касающиеся философии, истории, поэзии, живописи, архитектуры, драматического театра, филологии, лингвистики и др.
Подобный подход к поставленной проблеме потребовал объединения в диссертации принципов музыкально-исторического, источниковедческого и культурологического методов исследования. Именно это сочетание явилось в работе важнейшим и определяющим. Оно позволило, учитывая особенности музыкального творчества композитора, систему его философско-эстетических взглядов, взглянуть на личность Танеева «глазами современников», опираясь на большое количество мемуарной литературы. Это сочетание обеспечило возможность с наибольшей полнотой проанализировать тот историко-культурный фон, на котором происходило формирование творческой личности Танеева как целостности, обладающей имманентными свойствами, особыми законами существования и развития. Автор привлекает многочисленные факты (посещение Танеевым концертов, художественных выставок, театральных постановок; встречи с людьми; чтение периодических изданий; покупка книг, картин и др.) для воссоздания объективной картины культурной жизни эпохи . Разнообразная информация проецируется на конкретные музыкальные сочинения, и ряд произведений Танеева получает историко-контекстную интерпретацию.
2 Именной указатель содержит большое количество имен не связанных с музыкальным искусством.
Обращение к историко-культурологическому методу сделало естественным и закономерным использование источниковедческого метода исследования. Его определяющие принципы позволили тщательно изучить, проанализировать и обобщить данные по объемному корпусу высказываний композиторов, музыковедов, критиков «танеевского времени», опубликованным дневникам и письмам самого композитора, библиотеке Танеева, а также различным архивным материалы из его личной коллекции (хранящейся в Отделе редких изданий и рукописей Научной музыкальной библиотеки Московской государственной консерватории и Государственного Дома-музея П.И.Чайковского в Клину).
На основе детального изучения библиотеки Танеева (маргиналий, графем, проблематики круга чтения) осуществляется попытка реконструкции особенностей художественного мышления композитора, его философско-религиозных и эстетических взглядов.
В диссертации учитывается специфический стиль изложения писем, помет на полях книг, дневниковых записей композитора — информативный; сдержанный, скупой на оценки и эмоциональные реакции. В связи с этим возникает необходимость внимательного прочтения, умения читать между строк и улавливать малейшие изменения в манере изложения текста. Хорошо известно, что высказывания Танеева в кругу друзей и знакомых могли приобретать различную окраску, в зависимости от того, какие люди его окружали. С наиболее близкими друзьями и учениками композитор был более категоричен и нетерпим к новаторским и не всегда оправданным сторонам «декадентского» искусства. При людях менее близких, например, на его знаменитых вторниках или в яснополянском кругу, где собиралась довольно разнообразная публика, оценки Танеева были более сдержанными.
Кроме того, представляется важным учитывать не только психологические особенности личности композитора, но и общепринятые в то время слова и выражения. Например, термин «декадентское искусство» почти не употребляется в современном искусствознании, а во времена
Танеева это выражение не только широко использовалось, но и обладало разнообразной семантикой. Слово «декадентский» могло использоваться в качестве негативной оценки художественного произведения, подразумевая синонимы «пустой», «поверхностный» или звучать своеобразным комплиментом; «декадентские» определения могли означать «необычные», «новаторские», «современные» тенденции в искусстве или презрительно-снисходительное отношение к подобным явлениям. Неоднократно употребляя в диссертации данный термин, а также многие другие, автор ориентируется на специфику их бытования и использования в эпоху Танеева, считая исторический подход к данному вопросу определяющим.
Переходная функция исследуемого периода позволяет увидеть разнообразие и преемственность художественных явлений русского искусства «переломной эпохи» рубежа столетий.
Пользуясь терминологией А.Белого, Танеев скорее принадлежит к поколению «отцов», чем к «детям рубежа». И в то же время, являясь ярчайшим представителем «профессорской среды», «интеллигентской элиты», композитор проявляет большой интерес к новым стилевым направлениям (символизму, импрессионизму), отдавая предпочтение классическому искусству, он внимательно следит за художественными процессами своего времени. Его творчество в целом, еще принадлежащее XIX веку, во многом соприкасается и с новыми художественными тенденциями, а также предвосхищает развитие музыкальной культуры XX столетия (философский концептуализм и историзм; неоклассицизм; творческое мышление, опирающееся на особую роль технического мастерства и др.). «Переходный» характер эпохи глубоко отражается в особенностях мировосприятия Танеева, его творческого мировоззрения.
Исходя из вышеизложенного, цель диссертации — раскрыть особенности личности и творческой деятельности Танеева в контексте
3 Можно почувствовать самоиронию в словах Н.А.Римского-Корсакова, подарившего Танееву клавир оперы «Кащей Бессмертный» с надписью «мое декадентство». культурных тенденций Серебряного века; выявить точки соприкосновения музыкальных сочинений и мировоззрения композитора с философско-религиозными и эстетическими представлениями времени.
В связи с этим в работе решаются следующие задачи:
1. Выявление и осмысление по-возможности наиболее полного количества фактов, касающихся личных контактов Танеева с философами, поэтами, писателями, театральными деятелями (режиссерами, актерами), художниками Серебряного века.
2. Анализ прочитанных Танеевым книг, журналов и газет; впечатлений, полученных композитором от посещения театров, музеев, выставок и художественных собраний.
3. Исследование характерных психологических особенностей личности Танеева; оценка философских, научных и эстетических высказываний композитора на основе е^о дневников, писем, книжных помет, а также мемуаров и эпистолярного наследия друзей, коллег и учеников.
4. Выделение в многообразном танеевском наследии жанров, наиболее характерных для музыкального искусства Серебряного века («концепционная» кантата, «стихотворение с музыкой», инструментальная миниатюра — прелюдия Танеева, опера, замыслы балета, светские хоры а cappella, камерно-инструментальное творчество).
5. Выявление специфических стилевых особенностей музыки Танеева, перекликающихся со стилевыми экспериментами музыкального искусства рубежа веков (классицистские стилизации или сочинения стилевой многосоставности);
6. Определение характерных особенностей комплекса выразительных средств в ряде произведений Танеева, позволяющих говорить об их связи с эстетикой символизма и импрессионизма.
7. Исследование проблемы сопряжения слова и музыки в вокально-инструментальных произведениях Танеева на слова современных авторов.
8. Рассмотрение внемузыкальных пристрастий композитора (сочинение стихов, литературоведческая и переводческая деятельность; математические занятия; собственные живописные опыты и др.) и их связь с общехудожественными устремлениями эпохи.
Объектом исследования является творческое наследие Танеева во всем многообразии его проявлений, с наибольшим вниманием к 1890-м — 1900-м годам, а предметом, — связь мировоззренческих и творческих установок Танеева означенного выше периода с философско-религиозными и художественными тенденциями времени и ее отражение в произведениях композитора.
Новизна исследования состоит в том, что впервые творчество Танеева рассматривается в соотнесении с идеями русской религиозной философии Серебряного века; впервые в музыкознании с необходимой полнотой освещаются внемузыкальные театральные, поэтические, литературные, живописные интересы Танеева; привлекаются новые источники (книги Танеева с его пометами, позволяющие с большой степенью достоверности судить об особенностях творческой личности композитора); анализируются малоизученные вокальные сочинения Танеева на слова современных ему поэтов-символистов; существенно расширяются принятые в отечественном музыкознании границы рассмотрения балетных замыслов Танеева.
Практическая значимость диссертации заключается в возможности ее использования для дальнейшего исследования творчества Танеева, а также музыкальной и, в целом, художественной культуры Серебряного века.
Материалы диссертации могут быть применены в курсах истории русской музыки, мировой художественной культуры, культурологии в гуманитарных вузах и колледжах.
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании Отдела музыки Государственного института искусствознания. Отдельные положения работы излагались в докладе, прочитанном на научной конференции к 150-летию со дня рождения С.И.Танеева в Государственном центральном музее музыкальной культуры имени М.И.Глинки («С.И.Танеев в его связях с изобразительным искусством эпохи», 2005); в докладах на Вторых и Четвертых Танеевских чтениях в Калужском областном музыкальном колледже им. С.И.Танеева: («Влияние философии Серебряного века на формирование художественного мировоззрения С.И.Танеева», 2003 и «Творчество С.И.Танеева в контексте художественной культуры Серебряного века», 2006).
Данное исследование состоит из Введения, четырех глав и Заключения; содержит именной указатель (более 500 персоналий) и список литературы (162 наименования). Главы расположены в следующем порядке: «Философско-религиозные и эстетические тенденции времени в жизни и творчестве С.И.Танеева», «С.И.Танеев и поэтический мир Серебряного века», «Русский театр конца XIX — начала XX века и творчество С.И.Танеева» («Опера», «Балет», «Драма»), «С.И.Танеев в его связях с изобразительным искусством эпохи». Такая последовательность объясняется той ролью, которую играла философия в творческом мировоззрении композитора. Содержание первоначального текста определяет проблематику всех последующих глав, намечая «сквозные линии» — философско-религиозные и эстетические тенденции, характерные для творчества Танеева и всей художественной культуры Серебряного века в целом4.
Целостность мышления, вбирающего в себя творческое, научное и философское начала; «расширенное религиозное сознание»; историзм — все это и многое другое получают отражение в разнообразных сферах художественной деятельности Танеева.
Особое значение в мировоззрении композитора приобретает научно-историческое рассмотрение искусства, о стремлении к которому
4 В диссертации нет отдельной главы, посвященной инструментальному творчеству. Это связано с тем, что данная жанровая сфера неоднократно становилась объектом исследования (существуют отдельные работы Л.З.Корабельниковой [55], И.О.Цахер [146] и др.), к тому же контекстуальные упоминания и характеристики инструментальной музыки Танеева постоянно возникают на страницах данной работы. свидетельствует программа самообразования, содержащаяся в ранней записной книжке Танеева: «Всеобщая история.
История литературы. История музыки История живописи» (55, 5).
Спустя два года там же молодой музыкант связывает искусство с исторической наукой: «Я хочу изучить историю, знать историю, в строгом смысле, это знать все. Я вижу картину <.> человек, ее создавший, находился под влиянием того века, той среды, произведений искусства того времени, в которое он жил <.> Я начну изучать историю. Все другие знания, которые случайно приобрету, я буду группировать около этого центра: все сводить к истории».
Эта «программная» запись Танеева во многом способствовала формированию концепции данной диссертации, методов ее воплощения и повлияла на содержание и стиль изложения данной работы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Мировоззренческие истоки русской хоровой культуры2003 год, кандидат культурологии Скобелева, Ольга Владимировна
Модель мира в творчестве С. И. Танеева1998 год, кандидат философских наук Аминова, Галима Ураловна
Личная библиотека П.И. Чайковского как источник изучения его творческой биографии2010 год, кандидат искусствоведения Айнбиндер, Ада Григорьевна
Раннее камерно-вокальное творчество Н. Мясковского и русский поэтический символизм2016 год, кандидат наук Лобанова Елена Владимировна
О музыкальной композиции начала ХХ века: К проблеме авторского стиля, В. Ребиков, Н. Черепнин, А. Станчинский2002 год, кандидат искусствоведения Логинова, Валентина Александровна
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Штейнер, Ольга Александровна, 2007 год
1. Алексеев А.Д. Русская фортепианная музыка (конец 19 — начало 20 века). — М.: Наука, 1969. — 391
2. Алешина Л.С., Стернин Г.Ю. Образы и люди Серебряного века. — М.:Галарт,2002. —272С.
3. Аминова Г.У. Идея соборности в хоровом и симфоническом творчестве И.Танеева: Монография. — Красноярск: Краснояр. гос. ун-т,2004.—141
4. Анненский И.Ф. Стихотворения и трагедии / Вст. ст. А.В.Федорова. — Л.: Сов. писатель, 1990. — 640 — (Б-ка поэта. Большая сер.).
5. Арзаманов Ф.Г. И.Танеев — преподаватель курса музыкальных форм. — М.: Музыка, 1984. — 97 (Вопросы истории, теории, методики).
6. Асафьев Б.В. Русская музыка 19 и начала 20 века. — Л.: Музыка, 1968.-324 226
7. Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. — М.: Республика, 1994. — 591 — (Прошлое и настоящее).
8. Бавина СП., Семибратова И.В. Судьбы поэтов Серебряного века. (Библиографические очерки). — М.: Книжная палата, 1993. — 476
9. Бальмонт К.Д. Стозвучные песни: Сочинения (избранные стихи и проза). —Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1990. — 336
10. Баннова Н.Г. «Интонация как источник развития художественного образа в хоре И.Танеева "Восход солнца"» // Вопросы исполнительскойподготовки учителя музыки. Межвузовский сборник научных трудов. —Владимир: Влад. пединститут, 1992. — 16-19.
11. Белый А. Символизм как миропонимание. — М.: Республика, 1994. — 528 (Мыслители XX в.).
12. Белый А. Начало века. Кн. 2. — М.: Худож. лит., 1990. — 687
13. Белый А. Между двух революций. Кн. 3. — М.: Худож. лит., 1990. — 670 — (Серия литературных мемуаров).
14. Белякаева-Казанская Л.В. Эхо Серебряного века. Малоизвестные страницы петербургской культуры первой трети 20 века. — СПб.: Канон,1999. —304
15. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. — М.: Искусство, 1994. — 542 и 510 С, — (Русские философы XX века).
16. Бердяев Н.А. Философия свободы. Истоки и смысл русского коммунизма. — М.: ЗАО «Сварог и К», 1997. — 415
17. Бернандт Г.Б. И.Танеев: Монография. — 2-е изд. — М.: Музыка, 1983. — 2 8 8
18. Блаватская Е.П. Ключ к Теософии. — М.: Сфера РТО, 1993. — 320
19. Блок А.А. Дневник. — М.: Сов. Россия, 1989. — 512
20. Блок и музыка. Хроника. Нотография. Библиография. — Л.: Сов. композитор, 1980. — 222 227
21. Борисова Е.А. Архитектура Серебряного века. Эстетизация жизненной среды. — М.: Государственный институт искусствознания, 1999.— 154
22. Боровский В.Е. Московская опера И.Зимина. Монография. — М.: Сов. композитор, 1977. — 176
23. Брюсов В.Я. Собрание сочинений. В семи томах. Т 6. — М.: Худ. лит., 1975. —652
24. Брюсов В.Я. Собрание сочинений. В семи томах. Т.7. — М., Худ. лит., 1975. —526
25. Брюсов В.Я. Дневники. Автобиографическая проза. Письма. — М.: ОЛМА-ПРЕСС Звездный мир, 2002. — 415 — (Эпохи и судьбы).
26. Бурлаков Н.С. Валерий Брюсов. Очерк творчества. — М.: Просвещение, 1975. — 240
27. Варунц В.П. Музыкальный неоклассицизм: Исторические очерки. — М.: Музыка, 1988. — 80
28. Василенко СИ. Воспоминания. — М.: Сов. композитор, 1979. —
29. Воспоминания о Серебряном веке. — М.: Республика, 1993. —
30. Встречи с Мейерхольдом. Сборник воспоминаний. — М.: Всероссийское театральное общество, 1967. — 622
31. Гайдамович Т.А. Русское фортепианное трио: история жанра. Вопросы интерпретации. — М.: Музыка, 2005. — 263
32. Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. — М.: Прогресс-Традиция, 2001. — 472
33. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия IX —^ вв. 2-е изд. — Л.: Издательство Ленинградского университета, 1989. — 744С.
34. Гирщман М.М. Анализ поэтических произведений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева. — М.: Высшая школа, 1981. — 111 228
35. Гозенпуд А.А. Рихард Вагнер и русская культура: Исследование. — Д.: Советский композитор, 1990. — 288
36. Долгополов Л.К. На рубеже веков. О русской литературе конца XIX — начала XX века. — Л.: Советский писатель, 1977. — 266
37. Жиляев Н.С. Литературно-музыкальное наследие (Статьи. Нотографические заметки. Рецензии). — М.: Музыка, 1984. — 175
38. Зверева Г. Александр Кастальский: идеи, творчество, судьба. — М.: Вузовская книга, 1999. — 240
39. Зилоти А.И. Воспоминания и письма. — Л.: Музгиз , 1963. — 467
40. Зись А.Я. В поисках художественного смысла: Избр. работы. — М.: Искусство, 1991. — 348
41. Ипполитов-Иванов М.М. Письма. Статьи. Воспоминания. — М.: Сов. композитор, 1986. — 358
42. Искусство и наука об искусстве в переходные периоды истории культуры. Сб. статей Гос. Института искусствознания. — М., 2000. — 400
43. История русской литературы XIX — начала XX века. Библиогр. указатель. Общая часть. — СПб.: Наука, 1993. — 496
44. История русской литературы. В 4-х т. Т.4. Литература конца XIX —начала XX века (1881—1917).— Л.: Наука, 1983. —784
45. История русской музыки: В 10-ти т. Т.10А: Конец 19 — начало 20 века. — М.: Музыка, 1997. — 542
46. Кандинский А.И. История русской музыки. Т.2, кн.2. — М.: Музыка, 1984. —310
47. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. — 320
48. Каратыгин В.Г. Избранные статьи. — М.-Л.: Музыка, 1965. —
49. Книга песен (из европейской лирики 13-16 веков). — М.: Московский рабочий, 1986. — 637 294 с.229
50. Конен В.Д. Этюды о зарубежной музыке. — М.: Музыка, 1968. —
51. Корабельникова Л.З. Творчество И.Танеева: Историко- стилистическое исследование. — М.: Музыка, 1986. — 296
52. Корабельникова Л.З. Инструментальное творчество И.Танеева: Опыт историко-стилистического анализа. — М.: Музыка, 1981. — 86 (Вопросы истории, теории, методики).
53. Корабельникова Л.З. «Орестея» И.Танеева. Античный сюжет в русской художественной культуре второй половины XIX в. // Типологиярусского реализма второй половины XIX в. — М.: Наука, 1979. — 79-119.
54. Корабельникова Л.З. Письма И.Танеева к П.Н.Ренчицкому // Из архивов русских музыкантов. Труды Государственного центрального музеямузыкальной культуры им. М.И.Глинки. — М.: Музгиз, 1962. — 27-48.
55. Котляревский И.Н. Музыкально-теоретические системы европейского искусствознания. — Киев: Музична Украина, 1983. — 158
56. Кривошеева И.В. Античность в музыкальной культуре Серебряного века (музыкально-театральные искания). Авторефератдиссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. —М.,2000. — 2 3 С .
57. Левая Т.Н. Русская музыка начала 20 века в художественном контексте эпохи: Исслед. — М.: Музыка, 1991. — 166
58. Лопатина И.А. Черты стиля А.Станчинского // Вопросы теории музыки. — М.: Музыка, 1968. — 75-102.
59. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики // Из ранних произведений. — М.: Правда, 1990. — 195-393.
60. Лосский Н.О. Избранное. — М.: Правда, 1991. — 622
61. Маймин Е.А. Русская философская поэзия. Поэты-любомудры, А.СПушкин, Ф.И.Тютчев. — М.: Наука, 1976. — 190
62. Маковский К. Портреты современников. На Парнасе «Серебряного века». Художественная критика. Стихи. — М.: Аграф, 2000. —
63. Максимов Д.Е. Брюсов. Поэзия и позиция. — Д.: Советский писатель, 1969. — 240
64. Максимов Д.Е. Русские поэты начала века. — Л.: Советский писатель, 1986. —404
65. Михайленко А.Г. Черты тональной организации фуг И.Танеева // Теоретические проблемы полифонии. Сборник трудов. Выпуск 52. — М.:Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных,1980.— 91-103.
66. Михайлов М.К. Этюды о стиле в музыке: Статьи и фрагменты. — Л.:Музыка, 1990. — 2 8 8 С .
67. Музыка 20 века. Очерки. В двух частях, ч.1, кн.1. — М.: Музыка, 1976. —367
68. Мюллер Т.Ф. Полифония: Учебник. — М.: Музыка, 1988. — 335
69. Научная музыкальная библиотека имени И.Танеева. — М.: Музыка, 1966. —234
70. Немирович-Данченко Вл.И. Рождение театра. Воспоминания, статьи, заметки, письма. — М.: Правда, 1989. — 576
71. Нижегородский скрябинский альманах: Сборник. — Н.Новгород: Издательство «Нижегородская ярмарка», 1995. — 256
72. Николаев Л.В. Статьи и воспоминания современников. Письма. — Л/. Сов. композитор, 1979. — 328
73. Носова В.В. Комиссаржевская. — М.: Молодая гвардия, 1964. —
74. Орлова Е.М. Петр Ильич Чайковский. — М.: Музыка, 1980. — 271
75. Орлов Вл.Н. Пути и судьбы. Литературные очерки. — М.-Л.: Советский писатель, 1963. — 668
76. Орлов Г.А. Н.А.Римский-Корсаков на пороге XX века. Пути исканий // Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 14. — Л.: Музыка, 1975.— 3-30.231
77. Павлович Н.А. Воспоминания об Александре Блоке // Прометей. (Ист.-биогр. альманах) Т.П. — М.: Молодая гвардия, 1977. — 219-253.
78. Пажитнов Л.Н. А.П.Ленский. — М.: Искусство, 1986. — 303 — (Жизнь в искусстве).
79. Памяти Сергея Ивановича Танеева. 1856—1946: Сб. статей и материалов. —М.-Л.: Музгиз, 1947. — 275
80. Петровская И.Ф. Источниковедение истории русской музыкальной культуры 18 — начала 20 века. 2-е изд., доп. — М.: Музыка,1989. —319
81. Пигарев К.В. Ф.И.Тютчев и его время. — М . : Современник, 1978. —333 с .
82. Поляновский Г.А. Сергей Пикифорович Василенко. Жизнь и творчество. — М.: Музыка, 1964. — 275 С
83. Поэтические течения в русской литературе конца XIX — начала XX века. Литературные манифесты, художественная критика. Хрестоматия.(Сост. А.Г.Соколов). — М.: Высшая школа, 1988. — 367
84. Протопопов Вл.В. Полифония Танеева // История полифонии в ее важнейших явлениях.— М.: Музгиз, 1962.- 131-146.
85. Радугин А.А. Философия: курс лекций. — М.: Центр, 1996. — 334
86. Рапацкая Л.А. История русской музыки: От Древней Руси до «Серебряного века»: Учеб. для студ. пед. высш. учебн. заведений.— М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.— 384
87. Рахманинов СВ. — М., Музыка, 1988. — 191
88. Рерих П.К. Зажигайте сердца. — М.: Мол. гвардия, 1975. — 207
89. Римский-Корсаков Н.А. Летопись моей музыкальной жизни. — М.: Музыка, 1980. — 454
90. Римский-Корсаков Н.А.. К 150-летию со дня рождения и 90-летию со дня смерти: Сб. ст. — М.: Московская гос. Консерватория, 2000. — 169
91. Розанов В.В. Уединенное. — М.: Современник, 1991. — 108 232
92. Роллан P. Музыкально-историческое наследие: В 8-ми вып. Вып.
93. Музыканты наших дней. — М.: Музыка, 1989. — 255
94. Ронен О. Серебряный век как умысел и вымысел. (Материалы и исследования по истории русской культуры. Вып.4). — М.: ОГИ, 2000. —
95. Русская литература XX века. Дооктябрьский период. Хрестоматия. — Л.: Просвещение, 1991. — 512
96. Русская музыка на рубеже 20 века. Статьи, сообщения, публикации. — М-Л.: Музыка, 1966. — 296
97. Русская музыка и 20 век. Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры 20 века. — М.: Государственныйинститут искусствознания, 1997. — 874
98. Русская духовная музыка в документах и материалах, Т.1 Синодальный хор и училище церковного пения. Воспоминания. Дневники.Письма. — М.: Языки русской культуры, 1998. — 688
99. Русские поэты «Серебряного века». Сборник стихотворений. В 2- X т. — Л.: Издательство Ленинградского университета, 1991. — Т. 1-й.Символисты. — 464 С ; Т. 2-й. Акмеисты. — 432
100. Русский авангард 1910-1920-х годов в европейском контексте. — М.: Наука, 2000. — 310
101. Русский сонет (18 — начало 20 века): Однотомники классической литературы. — М.: Московский рабочий, 1983. — 557
102. Сабанеев Л.Л. Воспоминания о Танееве. — М.: Классика-ХХ1, 2003. — 196
103. Савенко СИ. Сергей Иванович Танеев. — М.: Музыка, 1985. —
104. Савоскина Г.А. Заметки о стиле 6 квартета И.Танеева // Страницы истории русской музыки (статьи молодых музыковедов). — Л.:Музыка, 1973.— 51-87.
105. Савоскина Г.А. Работа Танеева над Вторым квартетом // Русская музыка на рубеже 20 века. Статьи, сообщения, публикации. — М-Л.: Музыка,1966. — С . 175-198.233
106. Сайко Е.А. Образ культуры Серебряного века: культур-диалог, феноменология, риски, эффект напоминания: Монография. — М.: Проспект,2005. —264
107. Сальвини Ч. Томмазо Сальвини. — М.: Искусство, 1971. — 320 ПО. Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейскихшкол. — М.: Советский художник, 1980. — 261
108. Сборник статей по музыкальному искусству. — Минск: Высшая школа, 1976. —163
109. Серебряный век в России. Избранные страницы. — М.: Радикс, 1993. —340
110. Серебряный век. Мемуары. — М., Известия, 1990. — 672
111. Серебряный век. Петербургская поэзия конца XIX — начала XX вв. — Л.: Лениздат, 1991. — 525 115. «Серебряный век» русской поэзии. — Киев: Днипро, 1991. —
112. Серебряный век русской поэзии. — М.: Просвещение, 1993. —
113. Серебряный век русской поэзии. Пособие для учителей. — М.: Фирма «Интерпракс», 1994. — 187
114. Сивак А.Ф. Константин Леонтьев. — Л.: Издательство Ленинградского университета, 1991. — 88 — (Мыслители России).
115. Синий всадник. — М.: Изобраз. искусство, 1996. — 192
116. Скафтымова Л. А. Вокально-симфоническое творчество В.Рахманинова и русская кантата начала 20 века. — СПб.: Канон, 1998. —
117. Соколов В.В. Спиноза. — М.: Мысль, 1977. — 223
118. Соловьев B.C. Избранные произведения. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 544 — (Выдающиеся мыслители).234
119. Соловьев B.C. Оправдание добра: Нравственная философия. — М.: Республика, 1996. — 479
120. Соловьев B.C. Соч. В 2-х т. Т.2. — М.: Мысль, 1988. — 822
121. Спиноза Б. Этика. СПб.: Мегакон: Астра-пресс, 1993. — 247
122. Степун Ф. Бывшее и несбывшееся. Т.1. — Нью-Йорк: изд. им. Чехова, 1956. —398
123. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. — М.: Искусство, 1980.-430
124. Статьи и рецензии композиторов Франции: Конец XIX — начало XX в. — Л.: Музыка, 1972.— 376
125. Стравинский И.Ф. Диалоги. Воспоминания. — Л.: Музыка, 1971. — 415
126. Танеев СИ. Духовная музыка / Составитель Н.Ю.Плотникова. — М., 1999. — 7 2
127. Танеев СИ. Из научно-педагогического наследия. — М.: Музыка, 1967. —164
128. Танеев СИ.: Личность, творчество и документы его жизни. К 10- летию со дня его смерти. — М.-Л.: Музсектор Госиздата, 1925. — 208
129. Танеев СИ. Материалы и документы. Т.1. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1952. — 355
130. Танеев СИ. Подвижной контрапункт строгого письма. — М.: Музгиз, 1959. —384 С
131. Тихонова А. О некоторых проявлениях классицистских тенденций в струнных ансамблях СТанеева // Из истории рус. и сов.музыки. Вып. 3. — М.: Музыка, 1978. — 161-181.
132. Тихонова А. Романтические тенденции в 4 квартете Танеева // Проблемы истории рус. и сов. муз. (Сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных. Вып.88). —М., 1986. — С 34-52.
133. Толстой Л.Н. Что такое искусство? — М.: Современник, 1985. —
134. С — (Любителям российской словесности. Из литературного наследия). 235
135. Толстой Л.Н. Поли, собр. соч. Т.31. — М.: Изд. центр «Тера», 1992. —323
136. Толстой Л.Н. Поли. собр. соч. Т.35. — М.: Изд. центр «Тера», 1992. —709
137. Толстой Л. Очерки былого. — Тула: Приокское книжное издательство, 1968. — 450
138. Томпакова О.М. Николай Николаевич Черепнин: Очерк жизни и творчества. — М.: Музыка, 1991. — 111
139. Третьякова Л.С. Страницы русской музыки (Русская классическая музыка на рубеже 19— 2^0 вв). — М.: Знание, 1979. — 160
140. Фокин М.М. Против течения: 2-е изд. — Л.: Искусство, 1981. —
141. Хомяков А.С. Стихотворения и драмы. — Л.: Сов. писатель, 1969. —595
142. Хопрова Т.А. Музыка в жизни и творчестве А.Блока. — Л.: Музыка, 1974. —152
143. Цахер И.О. Типология музыкального мышления И.Танеева (на примере камерных инструментальных ансамблей). Диссертация на соисканиеученой степени кандидата искусствоведения. — Москва, 1994.
144. Чайковский П.И. Полн. собр. соч.: Литературные произведения и переписка: Т.6. — М.: Музгиз, 1961. — 397
145. Чайковский П.И. Полн. собр. соч.: Литературные произведения и переписка: Т.7. — М.: Музгиз, 1962. — 644
146. Чайковский П.И., Танеев СИ. Письма. — М.: Госкульпросветиздат, 1951. — 557
147. Черепнин Н.Н. Воспоминания музыканта. — Л.: Музыка, 1976. —128
148. Черников А.П. Проза и поэзия Серебряного века. — Калуга: Институт усовершенствования учителей, 1993. — 264
149. Шпет Г.Г. Сочинения. — М.: Правда, 1989. — 602 236
150. Штейнер О. «Вторники» И.Танеева как явление культурной жизни Москвы Серебряного века // Аспирантский сборник Гос. институтаискусствознания, вып.2. — М., 2004. — 57-73.
151. Энгель Ю.Д. Глазами современника (Избранные статьи о русской музыке 1898—1918). — М.: Сов. композитор, 1971. — 524
152. Эрн В.Ф. Сочинения. М . : Правда, 1991. — 576
153. Яворский Б.Л. Статьи, воспоминания, переписка. Т. 1. — М.: Сов. композитор, 1972. — 711
154. Яворский Б.Л. Избранные труды. Т. 2, часть 1. — М.: Сов. композитор, 1987. — 366
155. Яковлев В.В. Избранные труды о музыке. Т. 2: Русские композиторы. — М.: Советский композитор, 1971. — 458
156. Ярустовский Б.М. Драматургия русской оперной классики. — М.:Музгиз, 1953. —403
157. Ястребцев В.В. Н.А.Римский-Корсаков. Воспоминания, Т. 1. — Л.:Музгиз, 1959. —527
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.