Школьный театр как фактор развития гуманитарной культуры учащихся тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Полякова, Татьяна Николаевна

  • Полякова, Татьяна Николаевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2004, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 211
Полякова, Татьяна Николаевна. Школьный театр как фактор развития гуманитарной культуры учащихся: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Санкт-Петербург. 2004. 211 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Полякова, Татьяна Николаевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ШКОЛЬНОГО ТЕ АТРА

1.1. Развитие гуманитарной культуры учащихся - сущностная задача процесса гуманитаризации современной школы

1.2. Роль театрального искусства в воспитании человека.

1.3. Детский школьный театр: становление и развитие в системе школьного образования.

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ I.

ГЛАВА П. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОЗДАНИЮ НИСОЛЬНОГаТЕАТРА^

2.1.Модель организации школьного театра, ориентированного на развитие гуманитарной культуры учащихся.

2.2. Создание школьного театра в старших классах.

2.3. Специфика и особенности работы в театре с учащимися основной школы.

2.4. Анализ результатов эксперимента.

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ П.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Школьный театр как фактор развития гуманитарной культуры учащихся»

В современных условиях, когда перед человечеством стоит проблема выживания, должно меняться отношение к самому человеку и к миру, в котором он живёт. Философское осмысление возрастающей роли человеческого фактора на новом этапе истории требует нового способа взаимодействия с этим миром, поиска нетрадиционных путей выхода из кризисных ситуаций. В этой связи приоритетными становятся идеи гуманизма, которые рассматривают человека как высшую ценность, а его благо как критерий оценки человеческих отношений, проявляют внимание к индивидуальности человека, т.е. его уникальным качествам, его самобытной экзистенции, лишь ему одному присущему жизненному пути.

Гуманизация современной школы — это переход от жесткого социального заказа к развитию личности, её интересов и потребностей, ориентация на систему связей ребёнка с окружающим миром и укрепление этих связей, в целом очеловечивание всего педагогического процесса.

Поставить ученика в центр внимания - это значит так организовать образовательное пространство, чтобы помочь ребёнку в самоидентификации, самоопределении, самореализации. Условием самоопределения является ориентация не на познание, не на обладание, а на взаимопонимание, умение взаимодействовать с другими, на адекватность восприятия мира как единого целого, наполненного смыслом, и поэтому требующего осознанного, а не формального отношения.

Новая педагогическая парадигма характеризуется её гуманитарной направленностью, в основе которой ориентация на познание природы человека, общества с позиции человековедческой.

Знания становятся конститутивной особенностью современного общества. Но само знание, даже научно обоснованное сегодня, не может быть гарантом стабильности для человека завтра, и сама оценка фактора стабильности, уверенности в завтрашнем дне должна быть переосмыслена. Объем доступной информации увеличивается вдвое каждые пять лет, вместо гарантированных истин научное знание становится, с одной стороны, причиной разочарований, неожиданных регрессов, с другой стороны, учит видеть в переломные моменты не только риски, но и шансы выхода из них, освобождает в человеке потенциал возможностей к действию.

Гуманистическая миссия современного образования в том, чтобы дать учащимся практически-ориентированное знание (конструктивное, мобильное, деятельное). Оно должно помочь человеку найти опору в бушующем океане неотвратимых перемен и противоречий, которым является процесс развития современного общества, с надеждой плыть, а не с надеждой достичь берега. Это гуманитарное знание. Оно основано на междисциплинарном подходе к изучению мира как целостной системы, отражает логику научного познания и есть «человеческое лицо любого предметного знания».[8, 39].

Гуманитарное знание позволяет выявить ценностную суть явления, что определяет нравственный выбор, за который человек способен сознательно взять всю меру ответственности. Оно готовит к испытаниям, помогает в поиске нестандартных решений проблем, учит в противовес традиционным социальным схемам, разделявшим людей на классы, партии, социальные группы, находить пути взаимосвязи и взаимообусловленности жизни всех людей планеты.

Гуманитарное знание как отыскивание смыслов во всём сущем может быть открыто только благодаря напряженной мыслительной работе, самостоятельному поиску истины через диалог, который возникает и развивается в связи с необходимостью интеллектуально-духовного и предметно-практического осмысления и освоения бытия.

Новая модель образовательного процесса ориентирована на укрепление связей ребёнка с окружающим миром, диалогичную форму познания и общения, самореализацию, развитие индивидуальных способностей и задатков.

Но путь преобразований школы многолик, противоречив и осложнён всеми чертами кризиса общества, находящегося на «изломе культуры». [146,232]. По мнению многих авторов, анализирующих ситуацию в образовании [7; 8; 26; 31; 41; 47; 245; 250 и др.], «решительного поворота к человеку, его духовно-нравственному развитию не произошло». [56, 3]. Падение культуры общества, которое сопровождает ломку социальных отношений периода революционных преобразований, не могло не сказаться на обвале школы как воспитательного института.

Проблемы образования органически связаны с проблемами культуры, между которыми, по мнению С.И.Гессена, точное соответствие. [61]. «Цели образования не что иное как культурные ценности». [61, 36]. Пересмотр самих культурных ценностей, с одной стороны, и раскол образования и культуры, нарушение связей между ними, с другой, - свидетельство глубокого общественного кризиса, который необходимо преодолевать.

Образование как культурный процесс воспитывает ребёнка в контексте культуры, воплощающей общечеловеческие духовно-нравственные ценности, и должно помочь ему не только адаптироваться к условиям постоянно меняющегося социума, но и стать способным к неадаптивной активности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную субъективность, приумножая творческий потенциал мировой цивилизации. Вхождение в культуру и самоопределение в ней осуществляется в процессе деятельности, направленной на созидание, взаимопонимание людей, организацию способов сотрудничества.

Услышать других людей, осмыслить и прочувствовать их ценности, их понимание смысла жизни, сопоставить разные голоса, прислушаться к собственному внутреннему голосу, осознать себя, смысл существования и определить своё место в культуре, а следовательно, в жизни - такова логика образования сегодня». [170,8].

Сопрягая гуманитарную направленность процесса образования с культурой, можно утверждать, что развитие гуманитарной культуры учащихся является сущностной задачей модернизации школы. Изучение аспектов гуманитарной культуры, их соотношения, взаимосвязей, поиски путей её развития и отслеживания в экспериментальных исследованиях - серьёзная проблема, которая находится в центре современной педагогической науки.

Особую актуальность приобретает задача проведения исследований, нацеленных на изучение становления гуманитарной культуры ребёнка в условиях общения его с искусством как неисчерпаемым источником духовных сил и многообразия форм познания мира. Обращение к искусству расширяет воспитательные возможности в развитии творческого воображения, помогает в восприятии красоты мира. Интенсивные упражнения и тренинг в образовательной области «Искусство» помогают развить как интеллектуальную подвижность ума, так и креативность, способствуй целостности абстрактно-логического и художественного мышления.

Искусство театра, синтезирующее в себе разные виды искусств, делает возможным подвижное и всестороннее обучение с включением сознания, действия и чувства. Посредством игры, в которую включается ребёнок, развиваются не только творческие способности, но и социальная компетенция, интуиция, отрабатываются коммуникативные навыки, воспитываются уважение и такт. Участие детей в театральной деятельности рассматривается как возможность развития воображения, памяти, внимания, высоко оценивается осознание общего дела при подготовке спектакля и связанного с ним чувства ответственности. Игра как основа театральной деятельности — это та форма существования ребёнка, в которой он примеривает разные роли, естественно переходя от воображаемой жизни к действительной.

Театр и театральное искусство в педагогических целях используется давно. Б.Брехт справедливо заметил, что исторически театр стоял в преддверии школы и воспитание во многом представляет собой вид театрального искусства.1

Русская школьная драма, заимствованная у иезуитов, отыскивает свои следы в духовных академиях Киевской епархии XVII в. и вполне развивается в России в XVIII в. С самого начала существования театр в отечественной школе не просто • ж методическии прием, а метод, пронизывающии весь педагогическии процесс.

Успехи в психологии и внимание к проблемам детской психика, в XIX в. заставляют с осторожностью отнестись к участию детей в театральных постановках. Статья Н.И.Пирогова «Быть и казаться» положила начало длительному спору о правомерности привлечения детей к театральным представлениям. Но педагоги -сторонники детского театра: В.П.Острогорский, Н.Ф.Бунаков, В.И.Водовозов, С.Т.Шацкий и др. - доказывали его воспитательное значение для молодёжи.

В начале XX в. широко публикуется в педагогических изданиях опыт использования драматизации в образовательных и воспитательных целях с опорой на открытие американского психолога С.Холла драматического инстинкта, одним из первых проявлений которого является игра как способность к художественному самосознанию, к чуткому пониманию разных чужих переживаний, расширению Ш собственного самосознания путём наилучшего понимания личности другого.

Н.Н.Бахтин в своих многочисленных работах положительно отзывался об участии детей в театральных постановках, обращая внимание педагогов на то, чтобы правильно организовать деятельность детей. Он определял роль школьного театра как «обучающую», «воспитывающую» и «облагораживающую», видел в театре возможность раскрыть творческие возможности ученика, развить его духовные силы, способствовать самопознанию. Значимость и особую прелесть детского театра отмечал и Н.Евреинов.

1 Cortis/M. Fritz, «Gloria von Jaxtberg oder das Gegenteil von Wurst ist Liebe». - Munchen, 1998. -Стр.7.

Известно, что Советская власть с первых шагов своего существования широко использовала театральное искусство в целях воспитания и идеологической пропаганды, опираясь на всё лучшее, что было накоплено дореволюционной школой.

В современных условиях, когда общественные ценности переосмысляются, а сам человек испытывает давление массовой культуры, особенно трудно приходится школе, призванной обеспечивать программу духовного развития подрастающего поколения. Как к своему другу и помощнику школа обращается к театру: именно в последние годы наблюдается повышенный интерес к привлечению в театральное творчество детей. Это определяет необходимость специальных исследований как существующей практики школьного театра, его влияния на решение воспитательных задач, так и выявлению ключевых проблем и особенностей деятельности школьного театра в условиях модернизации образования. Однако приходится констатировать, что эти вопросы ещё не нашли научного раскрытия в современной педагогике.

Насущной потребностью современного образования является изучение потенциальных возможностей школьного театра в развитии гуманитарной культуры учащихся. Требуется также работа по дальнейшему изучению и осмыслению с точки зрения теоретико-методологических основ самого понятия «гуманитарная культура».

Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена, с одной стороны, особой значимостью решения задачи развития гуманитарной культуры учащихся, с другой стороны, необходимостью дальнейшей разработки данной проблемы в педагогической науке, недостатком научных публикаций об использовании школьного театра в развитии компонентов гуманитарной культуры учащихся и научных исследований по проблемам школьного театра, а также противоречивостью подходов к способам организации условий работы в нем.

Цель исследования - определение педагогических условий для реализации возможностей школьного театра в развитии гуманитарной культуры учащихся.

Объект исследования — школьный театр как элемент школьного образования.

Предмет исследования - условия позитивного воздействия школьного театра на развитие гуманитарной культуры учащихся.

Гипотеза исследования — участие в школьном театре способствует развитию гуманитарной культуры учащихся, если:

• в деятельности с детьми учитываются их возрастные и индивидуальные особенности;

• обеспечивается единство художественно-эстетических и педагогических требований при выборе репертуара, средств художественной выразительности, критериев оценки деятельности детского театрального коллектива;

• создана среда, удовлетворяющая творческие потребности ребенка;

• учащемуся предоставляется свободный выбор разнообразных форм совместной творческой деятельности;

• соблюдается принцип субъектности, позволяющий определить место и роль руководителя школьного театра;

• импровизация является основным приёмом работы;

• осуществляется интеграция театра в школьную образовательную среду.

Задачи исследования: рассмотреть теоретические основы содержания понятия «гуманитарная культура», взаимосвязи её компонентов на основании изучения философской и научно-педагогической литературы;

- проанализировать научные работы по проблемам влияния театрального искусства на всестороннее развитие личности ребенка и накопленный практический опыт отечественной школы в использовании театра в образовательных целях;

- разработать модель школьного театра, ориентированного на развитие гуманитарной культуры учащихся; найти эффективный метод для интеграции театра в образовательную среду школы;

- определить критерии оценки и показатели развития гуманитарной культуры учащихся;

- провести формирующий эксперимент с детьми разных возрастных групп по разработке педагогических условий, форм и методов деятельности в школьном театре, способствующих становлению гуманитарной культуры учащихся;

- проанализировать и обобщить результаты эксперимента в соответствии с целями и задачами исследования.

Методологическую основу исследования составили идеи философской антропологии и гуманистической этики (М.М.Бахтин, Н.А.Бердяев, В.С.Библер, М.Бубер, Г.В.Гегель, С.И.Гессен, Ф.М.Достоевский, И.Кант, Н.О.Лосский, А.Майер, Г.Марсель, Н.Рерих, В.В.Розанов, В.С.Соловьёв, Л.Н.Толстой, С.Л.Франк, В.Франкл, Э.Фромм, А.Швейцер); целостные педагогические и психологические концепции гуманистической направленности по теории развития личности (Б.Г.Ананьев,

Л.С.Выготский, В.В.Зеньковский, И.С.Кон, А.Н.Леонтьев, А.Маслоу, Р.Мей, К.Роджерс, С.Л.Рубинштейн, В.И.Слободчиков, К.Д.Ушинский); педагогические, психологические и социологические исследования по проблемам гуманизации образования (И.Ю.Алексашина, Ш.А.Амонашвили, Е.В.Бондаревская, Т.Г.Браже, С.Г.Вершловский, В.Г.Воронцова, В.Ю.Гармаш, Э.Д.Днепров, А.В.Запорожец, И.А.Колесникова, Г.Б.Корнетов, В.Ю.Кричевский, В.И.Купцов, Ю.Н.Кулюткин, О.Е.Лебедев, В.Т.Пуляев, Г.С.Сухобская, Л.П.Шеина, Н.И.Элиасберг).

В изучении становления гуманитарной культуры личности школьника использованы подходы: личностно-деятельностный, культурологический и системный. Личность изучается в психофизической целостности, где на первый план выступают духовные, психосоматические характеристики. Ученик рассматривается как субъект сознания и деятельности, свободный в выборе видов творческой активности.

С точки зрения культурологического подхода школа рассматривается. как целостное образовательное пространство, где происходят культурные события, осуществляется творение культуры и воспитание человека культуры.

Системный подход позволил рассмотреть объекты и явления (школьный театр и гуманитарную культуру) в качестве сложных образований, имеющих определённую структуру взаимосвязанных элементов, образующих устойчивое единство и целостность, и обладающих интегративными свойствами и закономерностями и являющихся компонентами более общих систем, найти системообразующие факторы, значимые доминанты.

• ; " vn м .i.Vjib'v;»' niiijiji »;. w—•

В качестве основных методов исследования выступили:

- теоретический анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования;

- теоретическое моделирование;

- поисковый и формирующий эксперименты;

- социологические и психолого-педагогические методы сбора и анализа результатов эксперимента: анкетирование школьников, педагогов, родителей, контент-анализ текстов сочинений, тестирование, методика изучения ценностных предпочтений, наблюдения за реализацией театральных проектов, сравнение результатов эксперимента с учащимися разных возрастных групп и др.

Экспериментальной базой исследования являлась школа № 33 Санкт-Петербурга.

Исследование проводилось с 1996 по 2003 гт. и включало три этапа:

I (1996-1997 гг.). Теоретический анализ литературы по данной проблеме, изучение опыта создания и деятельности творческих кбллективов, входивших в Ассоциацию школьных театров Санкт-Петербурга «Театр и школа» (школы №№ 4, 29, 92, 168, 174 и др.), разработка модели школьного театра, ориентированного на развитие гуманитарной культуры учащихся.

II (1997-1999 гг.). Создание театра первого состава в 10-11-м классе и анализ полученных результатов.

III (1999-2003 гг.). Создание театра второго состава с учащимися 5-8-го класса, анализ данных, сравнение, обобщение результативности эксперимента в целом.

Достоверность результатов исследования обусловлена его теоретической обоснованностью, выборкой учащихся разных возрастных групп, применением широкого спектра методов, фиксирующих изменения в учащихся, сочетанием количественных и качественных методов в анализе результативности, возможностью получения отсроченных данных.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Школьный театр позитивно влияет на развитие гуманитарной культуры учащихся, если в его деятельности обеспечиваются следующие педагогические условия: учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, единство художественных и педагогических требований, создание творческой среды и свободный выбор разнообразных форм совместной деятельности, соблюдение принципа субъектности, использование импровизации как основного приёма работы, интеграция театра в образовательную среду.

2. Реализация метода театральных проектов, ориентированных на раскрытие культурно значимых проблем, позволяет интегрировать школьный театр в образовательную среду, расширяет возможности становления у учащихся гуманитарной культуры.

3. Деятельность учащихся в школьном театре, ориентированном на развитие гуманитарной культуры, способствует освоению общечеловеческих ценностей, усвоению гуманитарного знания, овладению коммуникативной культурой, развитию способности к самореализации и самосовершенствованию.

Теоретическая значимость проведенного исследования

Анализ научных материалов о содержании и сущности понятия гуманитарной культуры, её составляющих компонентов, их взаимосвязи создает базу для поиска дальнейших путей её развития у школьников.

Определены необходимые педагогические условия, создание которых в школьном театре способствует развитию гуманитарной культуры учащихся. Обоснован подход к организации деятельности школьного театра, основанный не на сходстве его со взрослым и профессиональным, а на особенностях и отличиях от взрослого.

Выявлены компоненты гуманитарной культуры (ценностный и деятельностно-практический), становление которых средствами .школьного театра особенно результативно.

Открывается перспективность для дальнейших прикладных исследований связей школьного театра с различными предметами школьной программы и для психолого-педагогических исследований изменений в структуре личности ребенка, принимающего участие в деятельности школьного театра. Научная новизна

Создана модель школьного театра, ориентированного на развитие гуманитарной культуры учащихся.

Разработан метод театральных проектов, позволяющих объединить разрозненные элементы образования для создания единой культурно-образовательной среды школы.

Предложен комплекс исследовательских методик изучения изменений в развитии компонентов гуманитарной культуры школьников.

Практическая значимость Результаты исследования важны для педагогов, использующих театр и театральные средства для целенаправленного развития гуманитарной культуры учащихся. Предложенная модель школьного театра может быть реализована в школах разных типов и с детьми разных возрастных групп.

Положения диссертации позволяют сформулировать общие подходы к определению критериев оценки детского театрального творчества, что может оказать помощь лицам и организациям, заинтересованным в проведении фестивалей, смотров и конкурсов детского театрального искусства.

Апробация и внедрение материалов исследования

Апробация осуществлялась путем представления спектаклей 9 театральных проектов зрителям (учителям, учащимся, родителям и жителям Василеостровского района, в музее А.Ахматовой в Фонтанном доме), а также выступлений на районных и городских конкурсах и фестивалях детского театрального творчества, организаторами которых являлись Санкт-Петербургский Центр «Театр и школа», Городской Пушкинский театральный центр, Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных и Комитет по образованию' Санкт-Петербурга, оргкомитет Брянцевского фестиваля.

Материалы эксперимента по созданию первого состава театра были представлены на районной и городской ярмарках педагогических идей (2000 г.), конкурсе «За заслуги в воспитании и образовании подрастающего поколения -будущего России», проводимого Администрацией полномочного представителя Президента Российской Федерации в Санкт-Петербурге (1999 г.), для экспертного заключения в Совете по сертификации учебных программ в Санкт-Петербургском университете педагогического мастерства (1999 г.).

Практически значимые материалы исследования были изложены на педагогических советах школы № 33, в рамках семинаров руководителей школьных театров, проводимых на базе Василеостровского РНМЦ (17.01.2001 г. и 13.02.2003 г.), на городском семинаре «Использование театра в изучении иностранного языка» для учителей немецкого языка в Гёте — институте: (10.04.2000 г.).

Аспекты исследования обсуждались на заседаниях кафедры теории и методики гуманитарного образования Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства (с 2003 г. - Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования).

Содержание диссертации представлено в 6 публикациях и легло в основу выступлений на научно-практических конференциях и семинарах, в частности: «Гуманитарная культура как необходимое условие андрагогической компетенции» («Проблемы формирования андрагогической компетенции специалистов постдипломного образования», Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства, 2002); «Гуманитарная культура как основа воспитания в условиях этнокультурного многообразия» («Реальность этноса. Этнонациональные аспекты модернизации образования», Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, 18-21 марта 2003 г.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии. В содержание диссертации входят 15 таблиц, 2 рисунка и диаграмма; список литературы включает 261 источник, 6 из них на немецком языке.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Полякова, Татьяна Николаевна

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ П

1 .Важнейшим этапом исследования явилось создание модели школьного театра, ориентированного на развитие гуманитарной культуры учащихся. Данная модель базируется на основе концепитуальных положений о влиянии искусства на развитие ребёнка, теоретическом анализе компонентов гуманитарной культуры и включает цель, задачи, соотнесённые с теми компонентами, развитие которых эффективно средствами школьного театра, педагогические условия, разработанные на основе определения особенностей детского театра, его отличий от взрослого и профессионального, а также получение искомых результатов в соответствии с поставленной целью.

2.Перед проведением эксперимента в центре внимания исследования была задача теоретического обоснования педагогических условий, соблюдение которых в театре даёт возможность развивать гуманитарную культуру учащихся.

В процессе формирующего эксперимента проводились целенаправленные проверка и отработка таких педагогических условий, как учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей, единство' художественных и эстетических требований при выборе репертуара и средств художественной выразительности, создание творческой среды, позволяющей раскрыть индивидуальные возможности и способности детей, предоставление детям разнообразных форм совместной деятельности, соблюдение принципа субъектности. При этом импровизация являлась основной формой работы, а целостный подход в воспитании — основой организационной структуры, что заставило искать возможность интеграции его в образовательную среду школь?.

3.Эксперимент выявил широкие возможности школьного театра как системообразующего фактора для объединения в одно образовательнок пространство всех компонентов школьной системы: учебных программ разных предметов, внеклассной работы, внеурочной деятельности, различных форм и объединений дополнительного образования - посредством разработки и реализации театральных проектов с общей культурно значимой темой. Так интерес к искусству театра в урочной и внеурочной деятельности связал все элементы системы в один прочный узел.

Сам школьный театр при этом выстраивался на основании важнейшей I структурной единицы школьной системы - класса, где каждому ребёнку предоставлялось право выбора меры участия в деятельности театра в соответствии с его запросами и интересами.

4.Создание школьного театра двух составов в соответствии с разработанной моделью выявило особенности работы с детьми разных возрастных групп, их возможностей в подготовке и представлении полноценных спектаклей и работы над образами.

В процессе эксперимента была апробирована новая методика использования театра при изучении иностранного языка (как ряд этапов в овладении коммуникативными навыками с помощью разнообразных театрально-игровых средств и форм работы), расширены возможности программы развития речи по русскому языку введением новых форм и жанров сочинений, связанных с театром: это собственные сценарии к постановкам, составление программок и вкладышей к ним с необходимой и интересной информацией о спектакле, составление текста рекламы спектакля для классов разных возрастов, редактирование коллективных рецензий, заметки в печатные издания, исследовательские работы по тематике проектов, составление экскурсий и др.

Эксперимент доказал позитивное влияние театра на создание благоприятной, для всего образовательного процесса атмосферы в классе и культурной среды в школе в целом.

5.В целях изучения и измерения уровней воспитанности гуманитарной культуры у школьников, участвующих в эксперименте по созданию театра, разработаны критерии оценки развития компонентов гуманитарной культуры и показатели их проявления. Так развитие ценностно ориентированного компонента определяется уровнем воспитанности гуманитарной направленности личности и устойчивой мотивации поведения в соответствии с общечеловеческими ценностями, такими как человек, его индивидуальность и неповторимость, сообщество людей, участвующих в совместном общезначимом деле, признание ценности культуры и искусства. Критериями в развитии познавательного компонента являются уровень познавательных потребностей и овладения гуманитарным знанием, т.е. знанием практико ориентированным. Для определения развития коммуникативного компонента применялись следующие

I, критерии: уровень культуры речи, уровень владения диалогичной формой общения, позволяющей взаимодействовать в группе. Деятельностно-личностный компонент измерялся уровнем способности к самоопределению и уровнем развития индивидуальных творческих способностей и возможностей.

В связи с взаимосвязанностью самих структурных элементов сложной системы, которой является гуманитарная культура, показатели оценок развития одних компонентов рассматривались во взаимосвязи с критериями и показателями других. б.Особенности самого явления гуманитарной культуры потребовало использования комплекса количественных и качественных методов сбора и анализа результатов экспериментальной работы. К ним относятся следующие: наблюдение за изменениями, происходящими в детях в процессе реализации театральных проектов культурологической направленности, анкетирование родителей, учителей, учащихся, тестирование школьников, изучение ценностных предпочтений участников эксперимента, отслеживание учителями личностных изменений учащихся, выраженных в количественных показателях, изменения качества знаний и успеваемости, сравнение результатов экспериментального класса с контрольным, контент-анализ текстов сочинений и свободных вариантов ответов анкет, сравнение результатов эксперимента с детьми разных возрастных групп.

7.Анализ результатов эксперимента, проведённый с применением разнообразных форм и методов, даёт основания сделать вывод, что школьный театр способствует ориентации учащихся на гуманистические ценности, повышает их познавательный уровень в гуманитарной области и расширяет сферу практике ориентированного знания, формирует коммуникативную культуру, тренирует навыки саморегуляции, раскрывает творческие способности и возможности, т.е. воздействует на развитие и становление гуманитарной культуры учащихся.

На основании сравнения данных результатов эксперимента по созданию театра первого и второго составов можно сделать выводы о том, что целенаправленное развитие гуманитарной культуры учащихся благоприятствует стабильному прохождению младшими и старшими подростками трудного этапа личностного становления в основной и средней школе. Сравнение выявило особенно проблемные аспекты в становлении компонентов гуманитарной культуры школьников (умение взаимодействовать с другими в групповой работе, находить выход из затруднительного положения с опорой на собственные возможности и опыт), требующие внимания и поддержки педагогов, подтвердило положение об особо значимых компонентах (ценностном и деятельностно-практическом) в условиях деятельности детей в школьном театре.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведённое исследование позволяет сделать вывод о том, что школьный театр, рассматриваемый как элемент образования, имеет широкие возможности для развития гуманитарной культуры учащихся.

В процессе эксперимента нашла подтверждение первоначально выдвинутая гипотеза, в которой сформулированы педагогические условия создания школьного театра, ориентированного на развитие гуманитарной культуры учащихся. При этом исследователь исходил из того, что

- Гуманитарная культура - сложное образование в структуре личности, состоящее из взаимосвязанных компонентов с наиболее значимой ценностно смысловой доминантой. Направленность на развитие гуманитарной культуры позволяет развиваться личности в соответствии с собственными запросами, формировать ценностные отношения и быть адаптивной к потребностям общества.

- Гуманитарная культура помогает не только проиобщить к культурным ценностям, открывая в них личностные смыслы, но и указывает путь к усвоению практике ориентированного знания, учит диалогу, развивает творческую активность. Задача развития гуманитарной культуры личности является приоритетной в деле модернизации школы на современном этапе в свете задач гуманизации и гуманитаризации всего образовательного процесса.

- Значение искусства всегда признавалось необходимым условием и средством целостного воспитания подрастающего поколения. Театр в силу своего природного синкретизма - одна из активных форм познания мира - включает ребёнка с помощью игры в творческую развивающую деятельность.

- Театральное искусство даёт широкие возможности для взаимодействия с позиций современной культуры: это изучение различных объектов как проживание ценностно смысловых отношений, принимаемая как данность различность взглядов на мир и его устройство, при этом поиски путей взаимопонимания.

Таким образом, концептуальные положения о влиянии искусства театра на развитие личности и анализ компонентов гуманитарной культуры позволили сделать выводы о том, что школьный театр имеет все потенциальные возможности для развития гуманитарной культуры учащихся, при этом оказывая особенно существенное влияние на такие её компоненты, как ценностный и деятельностно-практический.

Разработанная модель школьного театра, ориентированного на развитие гуманитарной культуры учащихся, включает задачи, соотнесённые с теми компонентами гуманитарной культуры, развитие которых наиболее эффективно средствами школьного театра, педагогические- условия его создания и деятельности, основой для определение которых являются выделенные особенности детского-театра, его отличия от взрослого и профессионального. Модель содержит также искомые результаты в соответствии с поставленной целью.

Для отслеживания изменений в структуре личности, связанных со сложным явлением гуманитарной культуры, были разработаны критерии оценки её отдельных компонентов- и- показатели их проявления, а также методика сбора и анализа полученных данных.

Основываясь на анализе результатов экспериментального исследования по созданию театра двух сосьавов с учащимися разных возрастных групп, можно утверждать; что:

1. Для развития гуманитарной культуры учащихся в деятельности школьного театра необходимо обеспечить следующие педагогические условия:

- учет возрастных особенностей детей; ~

- индивидуальный подход с учётом особенностей и запросов личности;

- единство художественных и-педагогических требований в выборе материала, форм и средств выразительности;

- создание творческой среды;- предоставление ребёнку свободы выбора разнообразных форм совместной деятельности и меры своего участия;

- соблюдение принципа субъектности;

- использование импровизации как основного приёма работы;

- интеграция театра в образовательную среду.

Деятельность в театре приобщает к различным сферам жизни, в контекст которых вовлекаются дети: общество, материальное производство, духовное творчество, отношения между людьми, человек как отдельный мир. Ребёнку представляется активная позиция в отношениях с миром через свободный выбор ценностей, постижение образов, творческую самореализацию.

2. С целью объединения разрозненных элементов образования: учебных предметов, внешкольной работы, форм дополнительного образования и интеграции школьного театра в образовательную среду разработан метод театральных проектов с общей культурно значимой темой, выбор которой определяется запросами школьников, образовательной программой, культурологической направленностью.

3. Участие детей в деятельности школьного театра обеспечивает устойчивую тенденцию позитивных личностных изменений, связанных с развитием компонентов гуманитарной культуры: ценностного, познавательного, коммуникативного, личностно-деятельностного. Радость от. участие в совместной творческой работе, выражение интереса к искусству, овладение навыками самостоятельной деятельности, поиски путей преодоления трудностей для достижения результата, гордость и возросшее чувство самоуважения и др. качества, приобретённые в школьном театре (что отмечают учащиеся в - своих сочинениях), несомненно, можно считать проявлениями гуманистической направленности личности.

В целях подтверждения и проверки результатов использовались разнообразные методы исследования, приведены отсроченные результаты, сравнение данных о деятельности театра двух составов, выявлены особенности и закономерности в развитии отдельных компонентов гуманитарной культуры учащихся.

Театр стал центром культурного развития в школе, частью единой воспитательной программы и создал в классе благоприятную атмосферу для всего образовательного процесса. Итогом его деятельности является реализация 9 тематических проектов с постановкой полноценных спектаклей,. освоение новой методики' использования- театра в изучении иностранного языка, расширением программы развития речи по-русскому' языку в-.рамках жанрового разнообразия сочинений, связанных с театром и театральной тематикой.

Теоретически обоснованные и практически реализованные положения диссертации позволяют обосновать критерии для общих подходов в оценке детского театрального творчества с учётом единства художественно-эстетических и педагогических требований:

- Степень осмысление детским коллективом определённой цели спектакля, его идеи с учётом возрастных особенностей детей. «Так же точно как дети, для того , чтобы писать литературное произведение, должны понимать, для чего они пишут, должны осознавать цель своего писания, также и спектакль детей должен быть осмыслен для них определённой целью».[51,64];

- Глубина проникновения в художественную образную структуру текста как овладение языком произведения на уровне собственного понимания (а не копирования, не подражания, не формального действия) и умение выразить это понимание средствами театрального языка (пластики, мимики и речи) этого понимания;

- Спектакль должен оцениваться как коллективное творчество на сцене: осознание общего дела и связанного с ним чувства ответственности, слаженность работы всех участников театра, а не только тех, кто играет на сцене, умение взаимодействовать в коллективе, взаимопомощь и взаимовыручка.

Единство всех составляющих художественного продукта — спектакля, - а не отдельные его характеристики: музыкальное и художественное оформление, костюмы, реквизит и т.д., разнообразие выразительных средств и участие в их создании самих детей.

Исследование открывает перспективу дальнейшего изучения путей целенаправленного развития гуманитарной культуры школьников, интеграции всех элементов школьного образования с помощью театра и театральных средств, методологических исследований по проблемам отслеживания развития гуманитарной культуры и её компонентов в структуре личности; психолого-педагогических исследований изменений в структуре отдельной личности в условиях школьного театра.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Полякова, Татьяна Николаевна, 2004 год

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации: Учебн. пособие. — М.: ВЛАДОС, 1994.-336 с.

2. Адамян А.А. Вопросы эстетики и теории искусства. М.: Искусство, 1978. — 301 с.

3. Алексашина И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования. (Гуманизация образования как предмет теоретической рефлексии и практического освоения учителем). СПб., 1997. -153 с.

4. Аллан Д. Ландшафт детской души / Пер. с англ.; Под общей ред. В.В. Зелинского. -СПб. Минск: Диалог - Лотаць, 1997. — 256 с.

5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М.: Наука, 2000. - 351с.

6. Андреев А.Л. Место искусства в познании мира. — М.: Политиздат, 1980. — 255 с.

7. Артюхова И.С. Ценности и воспитание // Педагогика.- № 4. С. 117- 121.

8. Афанасьев Ю.Н. Может ли образование быть негуманитарным? // Вопросы философии.-№7.-С. 37-42.

9. Баранова А.И. Эстетическое воспитание старшеклассников средствами театрального искусства (на материале школ Белорусской ССР). Дис. на соискание учёной степени канд. пед. наук.- М.,1977. 165 с.

10. Ю.Барышников Е.Н., Колесникова И.А. О воспитании и воспитательных системах.-СПб.: СПбГУПМ 1996. - 122 с.

11. П.Бахтин М.М. Марксизм и философия языка // Тетралогия. М.: Лабиринт, 1998. - С. 298-457.

12. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. — М.: Изд-во худ. литературы, 1972. — 468 с.

13. З.Бахтин М.М. Стилистика художественной речи //Литературно-критические статьи. — М.: Лабиринт, 2000. С. 517-573.

14. Бахтин М.М. Человек в мире слова. М.: Изд-во Российского открытого университета, 1995. - 140 с.

15. Бахтин Н. Детский театр и значение его для народной школы // Художественно-педагогический журнал. -1914. № 2.- С. 23 -26.- № 3. - С. 36 - 38.

16. Бахтин Н. О детском театре // Русская школа. 1913. - № 9. - С.51 - 63.

17. Бахтин Н. Обзор пьес детского и школьного театра. СПб., 1912.—56с.

18. Бахтин Н. Репертуар детских спектаклей // Художественно-педагогический журнал. -1910. № 5.- С. 9-12.- № 6.- С. 7-10.- № 7. - С. 6-11.- № 8.- С. 9-10.- № 12.- С. 8-13.- № 14. - 10-12.- № 15. С. 6-9.- № 16. - С. 7-9.- № 17.- С. 8-12.

19. Бахтин Н.Устройство домашнего кукольного театра//Художественно-педагогический журнал. 1914.-№7.- С. 101-102.

20. Бердяев Н.А. О назначении человека. — М.: Республика, 1993. 383 с.

21. Бердяев Н.А. Самопознание. (Опыт философской автобиографии). — М.: Книга, 1991. -446 с.

22. Бердяев Н.А. Судьба России (Репринтное воспроизведение издания 1918 г.).- М.: Изд-во МГУ, 1990.-256 с.

23. Бердяев Н.А. Философия свободы. Истоки и смысл русского коммунизма. — М.: ЗАО «Свароги К», 1997.-415 с.

24. Бердяев Н.Н. О человеке, его свободе и духовности. М.: Флинта, 1999. - 310 с.

25. Бернс Р. Развитие Я концепции и воспитание / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1986. -422 с.

26. Берулаев М.Н. Гуманизация образования: направления и проблемы // Педагогика. -1996.-№4.-С. 23-27.

27. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. М., 1991. — 413 с.

28. Блонский П.П. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М.: Изд-во Академии пед. наук, 1964,- 2т.

29. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И.Фельдштейна. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК»,1995.-352с.

30. Бондаревская Е.В. Гуманизация воспитания старшеклассников // Советская педагогика. 1991. - № 9. - С. 50 - 56.

31. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика.-1999. № 3.-С. 37-43.

32. Бондаревская Е.В. Смысл и стратегия ориентированного воспитания // Педагогика. — 2001.-№ 1.-С. 17-24.

33. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: учебное пособие. Личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов н/Дону: Тв. центр «Учитель», 1999. - 560 с.

34. Борев Ю.Б. Эстетика. 4-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1988. - 496 с.

35. Боровик М.Г. Системно культурологические основы изучения гуманитарных предметов в школе (на примере литературы). Дис. на соискание учёной степени канд. пед. наук. - СПб., 1997. - 191 с.

36. Боцяновский Вл. Детский театр // Художественно-педагогический журнал. 1910. -№ 1.-С.7-8.

37. Брехт Б. Театр. М. :Искусство, 1965.- 472 с.

38. Бубер М. Я и ТЫ. Два образа веры / Под ред. П.С. Гуревича. М.: Республика, 1995. -С. 15-93.

39. Буткевич А. Воспитательное значение детского театра // Воспитание и обучение. -1909. -№ 5. С.145 — 158.

40. Васильев Г.Н., Зобов Р.А., Келасьев В.А. Человек: генезис Духа. (Диалоги философа, психолога и математика). — СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1994. -292 с.

41. Вершловский С.Г. Проблемы гуманизации школьного образования. / В кн.: Гуманизация образования: Теория. Практика. / Под ред. В.Г. Воронцовой. СПб, 1994.-С.5-14.

42. Вечканова И.Г. Театрализованные игры в коррекционной работе с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью. Автореферат дис. на соискание учёной степени канд. пед. наук. СПб., 2000. - 19 с.

43. Взаимодействие и синтез искусств. — JL: Наука, 1978.-269 с.

44. Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения.-М.: Педагогика, 1986-476с.

45. Волкова Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры. — М.: Искусство, 1988.-240 с.

46. Вопросы детского театра // Вестник театра. -1919. № 19. - С.5 -6.

47. Воронцова В.Г. Гуманитарно аксеологические основы постдипломного образования педагога: Монография. - Псков: Изд-во ПОИПКРО, 1997. -421с.

48. Всеволодский (Гернгросс) В.Н. История театрального образования в России: В 2 томах. Том 1 (XVII-XVIII вв.). — СПб.: Издание Дирекции Императорских театров, 1913.-436 с.

49. Всеволодский (Гернгросс)В.Н. История русского театра: В 2 томах. JI-M.: Tea — Кино -Печать, 1929.-2 т.

50. Всеволожский В.Н. Театр дома и в школе. Руководство к постановке/ Бесплатное приложение к№ 1 «Родинка».-СПб., 1912.— 48 с.

51. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. — СПб.: СОЮЗ, 1997. -96 с.

52. Выготский J1.C. Лекции по психологии. СПб.: СОЮЗ, 1997 - 144 с.

53. Выготский Л.С. Мышление и речь // Проблемы общей психологии. Собрание сочинений: В 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982. - С. 5-362.

54. Выготский Л.С. Психология искусства. — Ростов н/Дону: Изд-во «Феникс», 1998. -480 с.

55. Гаджиева Н.М., Никитина Н.Н, Кислинская Н.В. Основы самосовершенствойания: Тренинг самосознания. Екатеринбург: Деловая книга, 1998. - 144 с.

56. Ганелин Е.Р. Проблемы театральной педагогики и любительский театр. Автореферат дис. на соискание учёной степени канд. искусствов. наук. — СПб.: 2000. 25 с.

57. Гармаш В.Ю. Гуманизация и гуманитаризация в условиях совершенствования образовательной системы школы. Дис. на соискание учёной степени канд. пед. наук. -М., 1996.-149 с.

58. Гегель Г.В. Дух / Феноменология духа. СПб.: Наука, 1992.- С. 233 - 362.

59. Гершунский Б.С- Готово ли современное образование ответить на вызов XXI века? // Педагогика 2001. № 10. - С. 3 - 12.

60. Гершунский Б.С. Философия образования XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: Изд-во «Совершенство», 1998. -608 с.

61. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. — М.: Школа -Пресс, 1995.-448 с.

62. Глаголин Б.С. Несколько слов о детском театре. Саратов: Типо-Лит. П.С. Феокритова, 1905. - 16 с.

63. Горлова Е.В. Базовая гуманитарная культура личности как фактор социализации младших школьников. Дис. на соискание учёной степени канд. пед. наук. — Ставрополь, 2000. 163 с.

64. Грановская P.M., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб.: OMS, 1994. — 192 с.

65. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей) / Ред.- сост. Е.Г. Соколова / Под общ. ред. Н.Л. Селивановой. М.: Пед. общ. России, 1998.-336 с.

66. Гуманитарная культура учителя: Сб. статей / Сост. Н.И.Элиасберг; Под ред. В.Г. Воронцовой.- СПб.: СПбГУПМ, 2002. 104 с.

67. Гуманитарные основы гимназического образования в школах С.-Петербурга / Под. ред. О.Е. Лебедева. СПб., 1996. - 228 с.

68. Гуревич П.С. Философская антропология. Учебное пособие. М.: Вестник, 1997. — 448с.

69. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.-554с.

70. Демидов Н.В. Искусство жить на сцене. Из опыта театрального педагога. — М.: Искусство, 1065.-383 с.

71. Детский театр в центре и на местах // Народный театр. 1918. - № 3. — С. 39-41.

72. Джеймс У. Беседы с учителем о психологии. — М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 160 с.

73. Джонсон Х.Ф. Драматизация как метод преподавания / Пер. с англ. Р. Ландсберг. -М., 1917.-43 с.

74. Дмитриев Г.А. Раздвинулся занавес школьного театра. М.: Просвещение, 1965. -150 с.

75. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. М.: Народное образование, 1999. — С. 208.

76. Днепров Э.Д. Четвёртая школьная реформа в России. — М.: Наука, 1998. 464 с.

77. Домашние праздники школьного театра / Беседа с В. Злотниковым // Искусство в школе. 1999. - № 4. - С. 68 - 70.

78. Дризен Н.В. Влияние театра на детей и юношей школьного возраста // Русская школа. -1913.-№ 1.-С. 38-52.

79. Евреинов Н. Секрет режиссёрского сердца // Театр и искусство. 1909. - № 21. - С. 369-271.

80. Евреинов Н. Театр для себя: В 3 ч. Изд-во Бутковской, 1915. - 3 ч.

81. Евреинов Н. Театр как таковой. СПб.: 1912. -120 с.

82. Евреинов Н. Театр пяти пальчиков // Театр и искусство. 1914,- № 52. — С. 994 - 995.

83. Егоров О. Искусство театра в инновационной школе // Искусство в школе. № 1. - С. 68-72.

84. Ершова А.П. Эстетическая значимость театрального творчества школьников // Искусство в школе. — 2001. № 5. - С. 40 — 43.

85. Ершова А.П. Искусство в жизни детей. — М.: Просвещение, 1991.-127 с. 86.3аир-Бек Е.С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию.

86. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. — 464 с.

87. Ионин Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие. 2-е изд-е М.: Издательская корпорация «Логос», 1998. - 280 с.

88. Искусство и педагогика. Из культурного наследия России XIX XX вв. / Сост. Н.А. Верб. - СПб.: Образование, 1995. - 295 с.

89. Искусство и школа: Кн. для учителя / Сост. А.К. Василевский. — М.: Просвещение, 1981.-288с.

90. Каган М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972.-440 с.

91. Каган М.С. О месте искусства в жизни школы // Искусство в школе. 1992,- № 1. -С. 3-11.

92. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. - 416 с.

93. Казанцев П. Театр как средство внешкольного образования // Театр и искусство. -1904. № 42. - С. 742 - 745.- № 43.- С. 761 - 763. - № 44. - С. 777-778. - № 45. - С.793 -795.

94. ЮО.Камаева Г.И. Театрализованная игра и её влияние на старшеклассников. Дис. на соискание учёной степени канд. пед. наук.- Л., 1983. 156 с.

95. Каменева М.В. Интеграция знаний в образовательной области «Искусство» как средство гуманистической ориентации школьников в процессе обучения. Дис. на соискание учёной степени канд. пед. наук. СПб., 1998. - 140 с.

96. Кнебель М.И. О действенном анализе пьесы. М.: ВТО, 1959,- 235с.

97. Колесникова И.А. Педагогические цивилизации и их парадигмы // Педагогика. -1995. -№3. С. 23-29.

98. Юб.Коменский Я. А. Законы хорошо организованной школы // Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т. 2. М.: Педагогика. — 1982. — С. 133 - 163.

99. Коменский Я.А. Школа-театр. СПБ.: Типография П.П. Сойкина, 1895 24 с. •

100. Кон И.С. Психология старшеклассника. — М.: Просвещение, 1980—192с.

101. Кон И.С. Социологическая психология. М.: Московский социолого-психологический институт, Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. - 560 с.

102. Ю.Конорская М.Н. Детский театр, его вред и польза.- СПб.-М.: Издание Товарищества М.О.Вольфъ, 1901.-16 с.111 .Конференция: Дети — театр образование // Искусство в школе. — 1996. - № 3. — С. 12-13.

103. Копоносова М.В. Развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства. Дис. на соискание учёной степени канд. пед. наук.- М., 1994. — 272 с.

104. Корнетов Г.Б. Парадигма базовых моделей образовательного процесса // Педагогика. 1999,- № 3. - С. 43 - 49.

105. Корнетов Г.Б. Современная педагогика в поисках гуманистической парадигмы // Новый педагогический журнал. 1996. - № 1. - С. 21- 27.

106. Кротов В.Г. Государство чувств: Ориентирование во внутреннем мире.- М.: Новая школа, 1976. 256 с.

107. Крымский С. Воспитание и театр // Семья. 1903. - № 50. - С. 8-9.

108. Кудрявцева М.Е. Психолого-педагогические основы деятельности учителя по воспитанию эстетического вкуса учащихся. Дисс. на соискание учёной степени канд. пед. наук. СПб., 2000. - 168 с.

109. Кун Т. Структура научных революций. М., 1997. - 298 с.

110. Лапина О.А. Школьный театр в системе культуры и образования. Дис. на соискание учёной степени канд. пед. наук. СПб., 2000. - 153с.

111. Лебедева Л.Д. Арт-терапия как педагогическая инновация // Искусство в школе. — 2001.-№ 10.-С. 21 -25.

112. Леви В.Л. Искусство быть собой. М.: Знание, 1990. - 256 с.

113. Леонтьев А.Н. Очерк развития психики // Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - С. 219- 436.

114. Лихачёв Б.Г. Педагогика. Курс лекций. М.: «Прометей» - 452 с.

115. Лихачёв Д.С. Очерки по философии художественного творчества. СПб.: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, 1999.-190 с.

116. Личность: Внутренний мир и самореализация/Сост. Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. СПб.: Изд-во института образования взрослых совместно с изд-вом «Тускарора», 1996. - 175 с.

117. Лосскиий И.О. Мир как органическое единство // Избранное. М.: Изд-во «Правда», 1991. -С . 338 - 484.

118. Лосскиий И.О. Мир как осуществление красоты. М.: «Прогресс — Традиция», «Традиция», 1998. - 416 с.

119. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера — история. — М.: «Язык русской культуры», 1999. 464 с.

120. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: «Искусство СПб», 2000. - 704 с.

121. Лотман Ю.М. Семиотика сцены // Театр. 1980. - № 1. - С. 89 - 99.

122. Лотман Ю.М. Статьи. Заметки. Выступления / В кн.: Об искусстве. СПб.: «Искусство - СПб», 1998. - С. 374 - 675.

123. Лурия А.Р. Язык и сознание. Ростов н/Д: «Феникс», 1998. - 416 с.

124. Любинский И.Л. Из истории театра для детей в России. — Мурманск: Министерство Просвещения России. Мурманский государственный педагогический институт, 1959. -С. 69- 104.

125. Любинский И.Л. Очерки о советской драматургии для детей. — М.: Детская литература, 1987. 239 с.

126. Любинский И.Л. Театр для детей. Облик героя в советской драматургии для детей и юношества. — М.: Детская литература, 1965. — 143 с.

127. Любинский И.Л. Театр и дети. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1962.-168 с.

128. Максимова В.А. .И рождается чудо спектакля. М.: Просвещение, 1980. - 176.

129. Марисова Н.Д. Гуманитарно-культурологические аспекты литературного образования в старших классах средней общеобразовательной школы. Дис. на соискание учёной степени канд. пед. наук.- М.,1997. 179 с.

130. Маслоу А.Г. Мотивация и личность / Пер. с англ. СПб.: Евразия, 1999. - 478 с.

131. НО.Меннингер К. Война с самим собой. М.: «Экмо — Пресс», 2000, - 480с.

132. Мир философии. Книга для чтения: В 2 ч. — М.: Политиздат. 2ч.

133. Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. — М.'.Просвещение, 1975. 128 с.

134. НЗ.Михалёва О. Школьный театр в эстетическом пространстве школы // Искусство в школе.-2001. №4.-С. 14- 16.

135. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М.: Институт практической психологии, 1997.— 365 с.

136. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 200 с.

137. Мэй Р. Мужество творить: Очерк психологии творчества / Пер. с англ. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. — 128 с.

138. Налимов В.В. В поисках смыслов. М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. — 280 с.

139. Наумова Н.И. Развитие творческих способностей школьников средствами театрального искусства. Дисс. на соискание учёной степени канд. пед. наук. Курган, 1997.-208 с.

140. Нащёкин Б.Н. Некоторые вопросы воспитательной работы в театральном коллективе старшеклассников. М.: Знание, 1969. - 43 с.

141. Нащёкин Б.Н. О некоторых воспитательных возможностях школьного театра // Советская педагогика. 1972. - № 77 - 81.

142. Неволина И.Я. Формирование гуманитарно-эстетической культуры будущего учителя. Дисс. на соискание учёной степени канд. пед. наук.-Краснодар, 2000. -168с.

143. Неменский Б. Чему и зачем мы учим? Иерархия ценностей художественного образования // Искусство в школе. — 1998.- № 5. — С. 51-52.

144. Неменский Б.М. Культура. Искусство. - Образование: Цикл бесед. - М.: Центр ХКО, 1993.-79 с.

145. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Кн. Для учителя. М.: Просвещения, 1987. - 255.

146. Никольский М.Н. Как устроить детский театр. СПб.- М.: Издание Товарищества М.О. Вольфъ, 1904.-36 с.

147. Новицкий П. Принципы детского театра // Культура театра. 1931. - № 5. - С. 5-7.157.0сновы Системы Станиславского: Учебное пособие / Авт .-сост. Н.В. Киселёва,

148. Первая выставка народного театра // Народный театр.- Печ. А.Н. Снегирёвой, 1896. -С. 1 -47.

149. Песталоцци И.Г. Памятная записка парижским друзьям о сущности и цели метода / Избранные педагогические труды: В 3 т. Т.2- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. С. 391 -427.

150. Пидкасистый П.И., Портнов M.J1. Искусство преподавания. — М.: Педагогическое общество России, 1999.-212 с.

151. Пирогов Н.И. Быть и казаться // Избранные педагогические сочинения. — М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1953. С. 96 - 103.

152. Поваринская В. Нервность детей и детский театр // На помощь матерям. 1904.- № 3.- С. 81-90.

153. Подгорная А.К. Театральная педагогика в развитии профессионально-творческих способностей студентов педагогического колледжа. Дис. на соискание учёной степени канд. пед. наук. М., 1997. 149 с.

154. Поленов В. О школьном театре // Народный театр. 1918. - № 1. - С. 18-19.

155. Потебня А.А. Философия языка//Слово и мир. М.: Изд-во «Правда», 1989. - С. 17285.

156. Резанов В.И. Из истории русской драмы. Школьные действа XVII — XVIII-вв. и театр иезуитов.- М., 1910. — 344 с.

157. Рерих Н. О вечном. М.: Республика, 1994.-464 с.

158. Розин В.М. Смысл и особенности гуманитарного образования // Современная высшая школа.- 1882.- № 1. С. 14-19.

159. Ростиславов А. Искусство и театр для детей // Театр и искусство. -1911.- № 7. С. 157- 159.

160. Ростиславов А. О детских спектаклях // Художественно-педагогический журнал. -1910.-№3.-С. 9-10.

161. Рубина Ю.И. Основы педагогического руководства школьной театральной самодеятельностью. — М.: Знание, 1974. 97 с.

162. Рубина Ю.И. Театр и подросток. М.: Просвещение. 1970. - 208 с.

163. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. — СПб.: ЗАО Изд-во «Питер», 1999. -720 с.

164. Русова С. Драматический инстинкт и его значение в воспитании // Для народного учителя. -1916.-№ 11.-С. 1-11.-№12.-С. 1 -7.-№ 13,-C.I -8.-№ 14.-С.1 -5.

165. Сазонов В.П. Воспитание на основе потребностей человека // Педагогика. — 1993. -№2.-С. 28-32.

166. Сазонов Е.Ю. Город мастеров // Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. М.: Педагогика, 1987. - С. 441 - 501.

167. Сазонов Е.Ю. Театр наших детей. М.: Знание, 1988. - 94 с.

168. Сац Н.И. Дети приходят в театр. Страницы воспоминаний / Под общ. ред. проф. П.А.Маркова. М.: Искусство, 1960. - 312с.

169. Светлакова А.А. Желательны ли литературные суды в школе // Новая шкрла. -1918.-№ 15-20.-С. 715-716.

170. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.

171. Семёнова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. -М.: Добросвет, 1998. 292 с.

172. Сенько Ю.В. Педагогический процесс как гуманитарный феномен // Педагогика.-2002. № 1.-С. 11-17.

173. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.: Издательская группа «Прогресс», «Университет», 1993. - 656с.

174. Сикорская Н.Г. Развитие гуманитарной культуры учителя как становление его профессионализма. Дисс. на соискание учёной степени канд. пед. наук. — Ставрополь, 1996. 182 с.

175. Синтез познавательного и прекрасного в образовании. Материалы научно-практической конференции 9—10 января 2001 г, С. Петербург. СПб.: Изд-во «Левша. С.Петербург», 2001. - 178 с.

176. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. — М.: Педагогика, 1986. 152 с.

177. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъектности. М.: «Школа - Пресс», 1995. - 384 с.

178. Смолина О.Н. Российская национальная доктрина образования: размышление над концепцией // Педагогика. 1999.- № 7. - С. 3 - 14.

179. Соловьёв В. Общий смысл искусства // Чтение о Богочеловечестве. Статьи. Стихотворения и поэма. Из «Трёх разговоров»: Краткая повесть об Антихристе. -СПб.: Художественная литература. — С. 246 263.

180. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Пер с англ.; Под ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонов. М.: Политиздат, 1992. -543 с.

181. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М.: «Искусство», 1980. - 430 с.

182. Станиславский К.С. Работа актёра над ролью. Собр. соч.: В 8 т. Т.4.- М.: Искусство. 545 с.

183. Станиславский К.С. Работа актёра над собой. Собр. соч.: В 8 т. М.: Искусство, 1954 - 1961. - Т. 2. - 422 с. Т.З. - 502 с.

184. Стуль М.П. Теоретическая культура и творческое мышление школьника // Советская педагогика. — 1989. № 4. — С. 24 - 28.

185. Сухир A.M. Специфические особенности художественного оформления детского спектакля. Из опыта театров для детей С — Петербурга и Каира. (1980 1990 гг.). -Автореферат диссертации канд. пед. наук. СПб, 1995. — 24 с.

186. Сухов Ф. Театр творческое сообщество детей и взрослых // Искусство в школе. — 1994.-№2-С. 39-44.

187. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива // Избранные педагогические труды: В 3 т. Т.З М.: Педагогика, 1981. - С. 205 -394.

188. Сухомлинский В.А. О воспитании М.: Политиздат, 1975. — 272 с.

189. Сухоцкая Н.С. В школьном театре. М.: Детская литература, 1971. - 511 с.

190. Театр в школе. Пед. чтения. М.: Педагогика, 1958. — 140 с.

191. Театр и школа // Альманах. СПб.: Лицей, 1999. - 111с.

192. Театр и школа. Вып. III / Сб. статей М.: ВТО, 1961. - 80 с.

193. Театр и школа. Вып. V / Сб. статей М.: ВТО, 1970. - 176 с.

194. Театр и школа. Вып. VIII / Сб. статей. М.: ВТО, 1980. - 167 с.

195. Театральная самодеятельность школьников. Основы педагогического руководства: Пособие для учителей и руководителей театральных коллективов. / Ю.И Рубина, Т.Ф. Завадская, Н.Н. Шевелёв.-М.: Просвещение,1983.— 256 с.

196. Тёмина С.Ю. По пути развития школьника. М. — Воронеж, 1999. 176с.

197. Тимковский Н.И. Доклад // Труды Первого Всероссийского съезда сценических деятелей: В 2 ч. Ч. 2. М., 1898. С. 276 - 282.

198. Ю.Титов А.Ю. Развитие театрального любительства в народной художественной культуре. Автореферат дис. на соискание учёной степени канд. искусствоведения. — М., 1999.-22 с.

199. Тихеева. Л. Драматическая литература и театр в детской жизни // Воспитание и обучение.- 1897. № 3. - С. 80-119.

200. Тичер Н. Драматизация как один их методов современной школы // Народное образование. -1910.-№ 11.- С. 498-521.-№ 12.-С. 643 -665.

201. Толстых А.В. Гуманитаризация образования и актуальные проблемы эстетического воспитания // Педагогика. 1996. - № 4. - С. 9 - 14.

202. Томалинцев В.Н. Человек на рубеже тысячелетий: Парадоксы духовного развития: Опыт исследования изощрённости в культуре и творчестве. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2001. — 112 с.

203. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М.: Республика, 1994. 433 с.

204. Уманский A.M. Народные театры в Петербурге. (Исторические наброски) // Театр и искусство. 1898. - № 24. - С. 440 -441. - № 25. - С. 450-452.

205. Усов Ю. Виртуальное мышление школьников в приобщении к различным видам искусства// Искусство в школе-2000.-№ 6 С.З -6.

206. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения Н.И. Пирогова // Педагогические сочинения: В 6 т. Т.2 М.: Педагогика, 1988.- С.408-457.

207. Федь A.M. Воспитание прекрасным. — М.: Молодая гвардия, 1984.-19с.

208. Филиппов В. Импровизация в драматическом творчестве // Народный театр. — 1918. №3-4.-С. 14-16.

209. Филиппов В. Роль драматизации в деле воспитания // Культура театра. — 1921. № 5.-С. 3-5.

210. Формирование ценностных ориентаций школьников / Под ред. В.Г. Воронцовой, А.К. Колеченко. СПб.: СПб ГУПМ, 1998. - 104 с.

211. Фохт Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека (Об особенностях воздействия искусства на человека). — М.: Знание. — 1982. - 112с.

212. Франкл В. Человек в поисках смысла. Сб. / Пер с англ.; Общ. ред. Л.Я. Гозман, Д.А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.

213. Франкл С.Л. Духовные основы общества.- М.: Республика, 1992.- 511с.

214. Фромм Э. Иметь или быть. М.: Прогресс, 1986. - 1986.-238 с.

215. Фромм Э. Человек для себя. — Минск: Коллегиум, 1992. 253 с.

216. Харькин В.Н. Воспитательное воздействие театрального коллектива в школе на личность старшеклассника. Анализ монографического опыта. Дис. на соискание учёной степени канд. пед. наук. М.,1981. - 140 с.

217. ХодяковаЛ.А., Михайлова И.М. Детский рисунок как средство формирования коммуникативных умений учащихся // Русский язык в школе. — 2000.- № 3 -С. 13-27.

218. Хрулёв Н.Н. За школьным занавесом. Записки педагога. — М.: Искусство, 1910. -111с.

219. Человек в зеркале наук. Труды методологического семинара «Человек» / Под ред. чл.-кор. АЕНРФ проф. А.О. Бороноева. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1993.- 158 с.

220. Чечётин А.И. Основы драматических театрализованных представлений. — М.: Просвещение, 1981. 192 с.

221. Чудиновских И. О преподавании театра в общеэстетических классах // Искусство в школе. 1996.- № 3. - С. 15 - 16.

222. Чухман Е. Уроки театра в школе // Искусство в школе — 1997. № 3. - С. 63 — 68.

223. Чухман Е.К. Интерес к театру как фактор формирования художественно -творческих способностей школьников // Роль искусства в развитии способностей школьников / Под ред. Е.К. Чухман. — М.: Педагогика, 1985. С. 102 - 117.

224. Чухман Е.К. Московский школьный театр. -М.: ВТИИ, 1998. 516 с.

225. Шадриков В.Д. Деятельность и способности-М.: Изд. Логос,1994.- 320с.

226. Шарден де Т. Божественная среда / Пер. с фр. М.: Изд-во «Ренессанс» СП «ИВО — СиД», 1992.-311 с.

227. Шацкий С. Общественная жизнь детей // Просвещение. 1907. - № 7. — С. 205 - 209.

228. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т. 1. Бодрая жизнь. — М.: Педагогика, 1980.- С. 127-258.

229. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры // Избранное. М.: Прометей, 1993. — 512 с.

230. Шеин С.А. Диалог как основа педагогического общения // Вопросы психологии. -1991.- № 1,-С. 44-52.

231. Шеина Л.П. Педагогические условия гуманитаризации процесса школьного образования. Дис. на соискание учёной степени канд. пед. наук. -Уфа, 2000. 206с.

232. Шемшурина А.И. Основы этической культуры. Книга для учителя. -М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. — 112с.

233. Шишлянникова Н. Проблема целостности в педагогике искусства // Искусство в школе.-1999.-№4.-С. 6-8.

234. Школьное образование С.-Петербурга. Аналитический отчёт. — СПб, 2001.-298 с.

235. Штайнер Р. Порог духовного мира. Афористические рассуждения.- М.: «Духовное знание», 1915. — 319 с.

236. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. М.: Высшая школа, 1989. — 143 с.

237. Щепинский А.А. К вопросу о методике и педагогической ценности так называемой «культуры ощущений» // Русская школа. 1913. - № 9. — С.1-13.

238. Эрман С. О выразительном чтении и ученических спектаклях // Школа и жизнь. -1907. -№ 17.-С. 3-11.253 .Эстетическое воспитание в советской школе. Драмкружки и театр для детей.- М.: Педагогика, 1984. 137 с.

239. Ядов В.А. Личность как предмет изучения. Диспозиционная концепция личности / Социальная психология в трудах отечественных психологов. — СПб.: Питер, 2000. — С. 70-93.

240. Якобсон П.М. Психологические предпосылки эстетического воспитания школьника // Советская педагогика. 1966. - № 4. - С. 93 - 103.

241. Bubner С., Mangold С. Schule macht Theater. Braunschweig: Westermann Schlbuchverlag GmbH, 1995.-109s.

242. Gabler C. Theater an Ort und Stelle. Frankfurt am Mein: Peter Lang Verlag GmbH, 2000.-162s.

243. Schuster K. Das Spiel und die dramatischen Formen im Deuschunterricht. Teorie und Praxis.- Baltmannsweiler: Schneider Verlag Hohengehren GmbH, 1996. 213.

244. TheaterSpiel: Asthetik des Schul- und Amateuertheaters / hrsg. von J.Belgrad.-Baltmannsweiler: Schneider Verlag Hohengehren GmbH, 1997. 214.

245. Wach O., Detlinger G., Grohoff H. Kreativ sein kann Jeder. Hamburg Windmuhle, 1993. - 159.

246. Wicke R. Aktive Schuler lernen besser. Klett, 1993. 173.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.