Сетевая идентичность в контексте культурных процессов информационного общества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Летов, Евгений Владимирович

  • Летов, Евгений Владимирович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Москва
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 140
Летов, Евгений Владимирович. Сетевая идентичность в контексте культурных процессов информационного общества: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Москва. 2014. 140 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Летов, Евгений Владимирович

Содержание

Введение

Глава I. Особенности трансформаций культурных процессов информационного общества

1.1 Социокультурное информационное пространство как объект современного философского исследования

1.2 Влияние информационных технологий на современные социокультурные процессы

1.3 Особенности трансформации культуры в рамках современных социальных

процессов

Глава II Формирование сетевой идентичности в контексте социокультурных изменений информационного пространства

2.1 Влияние глобальных культурных перемен на самоидентификацию личности в условиях информационного пространства

2.2 Развитие виртуальной культуры - как отражение трансформации культурных процессов

2.3 Перспективы развития сетевой идентичности в новых культурных реалиях

информационного общества

Заключение

Список использованных источников

129

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Сетевая идентичность в контексте культурных процессов информационного общества»

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена острой необходимостью теоретического осмысления социокультурных изменений и взаимодействий в сфере трансформации современного цивилизационного развития глобального сообщества. Охваченный всевозможными крупномасштабными процессами сегодняшний мир стремительно меняется. Соответственно активизируется и расширяется процесс глобализации современного общества, претерпевает глубинные изменения и само его внутреннее устройство.

Значительное умножение международных политическо-идеалогических и социально-культурных контактов, объединения мировой экономики и финансов, подлинно революционные изменения в области масс-медиа, открытие и распространение всеобщей сети Интернет - провоцирует все большую глобальную взаимосвязь человечества в целом, углублению и расширению уровня культурной коммуникации народов различных стран. При этом становится особенно заметно как позитивное, так и негативное влияние современных коммуникационных процессов на жизнь и функционирование общества. В связи с этим актуальными становятся проблемы теоретизации и новейшего воссоздания культурных взаимосвязей как таковых, всестороннего исследования и глобальных и частных особенностей культурного развития, роли и места самого субъекта культурных преобразований, его сетевой идентичности.

Рамки реального общества, в котором существует человек, быстро расширяются, и социальные нормы трансформируются в корпоративные новые основания для всех пользователей всемирной сети Интернет. Путем агрессивного приобщения к новым культурным ценностям и особенностям индивидуальных носителей к противоположной этнокультурной, психологической установке происходит изменение персонального духовного континуума и самой личности. На такие внутренние процессы следует особо

обращать внимание при разработке современных социально-культурных технологий.

В условиях динамических плюралистических изменений культуры общества, её глобализации под воздействием сети Интернет и необходимости рассмотрения этих процессов как важных тем философского дискурса и социального изучения, учитывая, что в научных исследованиях они не нашли достаточного освещения, проблема сетевой идентичности представляется весьма актуальной.

Современный процесс формирования идентичности, трансформация исторических и культурных представлений о ней, самоопределения личности показывает, что исследования сущности проблем идентичности напрямую связаны с изучением и переосмыслением процесса социальной самоорганизации общества. Кроме того, все большее значение обретает персональное действие, творческое, ярко-выделенное особенное, в силу чего субъективное, этническое, социально-культурное выходят на первый план, что и актуализирует тему исследования, тем более что сам смысл идентичности, который охватывает и субъективное время, и индивидуальную деятельность, и общенациональные особенности, стало одной из главных тем в научном сообществе с конца XX начала XXI столетий. Всевозможные проблемы производственного, экономического, политическо-идеалогических и культурного плана, в большинстве случаев, оказываются напрямую связанными с проблемами идентичности.

Особую значимость проблеме придаёт и тот факт, что в период глобальных перемен человек в наши дни закономерно оказывается в ситуации противоречивых процессов и далее кризиса идентичности. Он проявляется, зачастую во всевозможных вариациях: депрессии и безразличия, неоправданной жестокости, повышенной агрессивности, различных проявлениях зависимости, инфантильности и слабости, стремлении спрятаться от угроз (порой кажущихся) окружающего мира, проявлениях ненужной

властности и даже тирании, аморальности, различных видах мистицизма, средневековой религиозности и суеверий, бессмысленного нигилизма и самовлюблённости, в пьянстве, наркомании и т.д. Эти современные «особенности» цивилизации ведут, по сути, к катастрофе личности — «негативной автономии», идеологии безвременья, запутывания или отсутствия жизненных планов, а, в конечном счёте - утрате идентичности.

Необыкновенно актуальный во всём мире кризис идентичности, обусловленный часто навязываемым извне «наступлением» культуры постмодернизма и неолиберализма, информационной экономики, глобальной политики со стороны «мирового правительства». Кроме того, он проецирует внимание к тем нанотехнологическим форматам информационного поля, которые позволяют находить пути выхода из этого кризиса, а также поиску новых форм и видов идентичности, прежде всего в культурном пространстве.

Исследование сетевой идентичности затрагивает многогранные аспекты философского, социологического, культурологического, биолого-экологического, антропологического характера. Кроме того, и сам смысл изучения идентичности в пределах современного информационного общества обосновывает значимость анализа феноменов сетевого общества и виртуальной культуры.

Важно теоретически обосновать, как в начале XXI века современная личность осознает механизмы внутренних преобразований и самоидентификации, как информационное общество рефлексирует инновации.

В связи с этим возникает необходимость всестороннего анализа причинных правил и установок как лекал для самоопределения и самоутверждения личности, так и процессов созидания самопредставления и самоозвучивания в Интернет-среде, предоставляющих человеку небывалые возможности для самоидентификации, не имеющие связи с его непосредственными, физическими, эмоциональными и биографическими характеристиками и особенностями.

В связи с возникновением глобального информационного пространства и связанных с ним трансформаций культурных процессов, особого внимания требует также дальнейшее научное осмысление сетевого пространства как особой среды виртуальной культуры, создающей возможности самореализации личности в условиях модификации культурных процессов информационного общества.

Степень научной разработанности проблемы

Проблематика «футуршока», нашедшего своё выражение в постиндустриальном и информационном обществе, помогающая раскрыть научную направленность сущности оснований и культурных особенностей сетевой идентичности в культуре современного информационного общества, находила отражение в общеизвестных трудах Д. Белла, Д. Гэлбрайта, Ж. Бодрийяра, И. Валлерстайна, А. Вебера, Э. Гиденса, Э. Кассирера, М. Кастельса, Н. Лумана, М. Маклюэна, К. Манхейма, Г. Маркузе, И. Масуда,

A. Моля, М. Понятовского, У. Ростоу, П. Сорокина, О. Тоффлера, А. Турена, Ж. Фурастье и других выдающихся мыслителей XX - XXI веков.

Неоценимую роль в теоретическом, общекультурном и методологическом обосновании представленного исследования сетевой идентичности сыграли научные труды видных российских учёных, формирующих современное представление о культуре, закономерностях её существования, развития и функционирования. Значительное место при этом заняло глубокое изучение соответствующих трудов Р.Г. Абдулатипова, С.С. Аверинцева, А.И. Арнольдова, A.A. Аронова, М.А. Ариарского, М.Н. Афасижева, JIM. Баткина, М.М. Бахтина, H.A. Бердяева, С.Н. Гаврова, С.Н. Иконниковой, М.С. Кагана, JI.H. Когана, Д.С. Лихачева, Н.О. Лосского, Ю.М. Лотмана, Е.В. Мареевой, В.М. Межуева, Э.А. Орловой, A.A. Пелипенко, М.Я. Сарафа, Э.В. Соколова, Т.Н. Суминовой, В.А. Тихоновой, А.Я. Флиера,

B.В. Чижикова, В.М. Чижикова, М.М. Шибаевой, О.В. Шлыковой и др.

Так как одной из задач исследования явилось изучение самоидентификации личности в условиях глобальных культурных перемен, значительную теоретико-методологическую ценность представили труды, в которых отражены особенности и специфические черты мировоззрения и характеристика его роли в воссоздании ценностных жизненных ориентаций человека: О.Н. Астафьевой, В.Ф. Асмуса, A.C. Богомолова, JI.C. Выготского,

A.A. Гусейнова, В.М. Кириллина, Ю.В. Китова, JL Кольберга, И.В. Малыгиной, В.М. Межуева, Ж. Пиаже, АЛО. Плетникова, Е.А. Покровского, В.А. Ремизова, A.B. Сикорского, А.Тойнби, М. Херсковица, Э. Эриксона и др. Научный интерес также представляют исследования

B.В. Бибихина, JI.H. Воеводиной, Э. Кассирера, Э.Тайлора, К. Ясперса и др.

Особый вклад в разработку концепции сетевых (информационных) сообществ и их воздействия на культурную среду информационного общества внесли Д.Д. Барни, С.Д. Беркович, М. Кастельс, М. Тыорофф, С.Р. Хилтс и др. Значительный интерес представляют теоретические работы А. Бюля, М. Вэйнстейна, Д.В. Иванова, А. Крокера, М. Паэтау, посвященные проблемам виртуального сообщества.

Однако при всём множестве концептуальных идей пока отсутствует специальное исследование относительно сущностных особенностей сетевой идентичности и её воздействия на культуру информационного общества. Учитывая ценность и практическую значимость подобного исследования, мы и определили его темой диссертации.

Объект исследования: сетевая идентичность как социально-культурный феномен.

Предмет исследования: формирование сетевой идентичности в контексте культурных процессов информационного общества.

Цель исследования: раскрыть теоретические основы сущности и тенденций развития сетевой идентичности в контексте культурных процессов информационного общества и внедрить их в практическую деятельность.

Для реализации поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

выявить особенности трансформации культурных процессов современного информационного общества;

проанализировать философско-культурологические концепции сущности культурных процессов информационного общества;

- выявить воздействие сетевых и информационных коммуникаций на изменение культурно-нравственных ценностей человека;

- проанализировать социокультурные основания кризиса идентичности и выявить пути его преодоления;

- исследовать влияние виртуально-цифровой культуры на формирование сетевой идентичности;

- определить сетевую идентичность как специфический феномен современной культуры информационного общества.

Гипотеза исследования. Феномен сетевой идентичности в контексте культурных процессов информационного общества играет одну из важнейших ролей в трансформации реальной социальной идентичности человека, создавая его виртуальную модель.

Теоретико-методологические основы исследования.

Методология исследования является комплексной и определяется спецификой предмета исследования, его целыо и задачами, а также междисциплинарным подходом к изучаемой проблеме. При анализе природы и сущности сетевой идентичности в контексте динамики социальных процессов и проблематики трансформации культуры теоретической базой послужили

• смыслогенетические основания идентичности A.A. Пелипенко, идеи И.Г. Яковенко о трансформациях базовых идентичностей, В.М. Межуева о культурных и цивилизационных особенностях российской модернизации, концепции идентичности, отражённые в учении М.Кастельса о сетевом индивидуализме, персонализируемым сообществом;

• взгляды Готтхарда Бехмана на информационное общество и социальную функцию информации, Д. Белла об информационном пространстве как обществе сетевых структур, концепция «третьей волны» А. Тоффлера, трактующего современное информационное общество в контексте постмодернистских терминов;

• отечественные подходы к интерпретации информационного общества в работах О.Б. Скородумовой, информационной детерминации культургенеза С.М. Оленева, сущности культурного и информационного интересов в концепции Ю.В. Китова, информационной составляющей художественной культуры Т.Н. Суминовой;

• теории социокультурных коммуникаций в обществе и ее креативной роли в процессах культурного развития и изучения информационной культуры личности - Р. С. Гиляревского, А. В. Соколова, Ю. А. Шрейдера;

• постмодернистские парадигмы, нашедшие отражение в принципах синкретичности, фрагментарности, мозаичности, неоднородности культурных пространств (школы Ю.М. Лотмана, А. Моля, М. Маклюэна)

• концепции мультимедийное™ «картины мира» и генезиса электронной культуры (обоснованных в работах Н.Б. Кирилловой, К.К. Колина, О.В. Шлыковой и др.)

Методы исследования

В процессе исследования использовались научные методы, соответствующие комплексу исследовательских задач и обусловленные его предметом и целью: общефилософский и философско-культурологический, диалектический, структурно-типологический, компаративный, аналитический, исторический и др.

Научная новизна исследования заключается в теоретико-методологическом обосновании феномена сетевой идентичности в контексте культурных процессов современного информационного общества:

- выявлены особенности трансформации культурных процессов современного информационного общества, проявляемые в широком распространении сетевых сообществ культуры, новейших форм информационно-коммуникационных каналов и форматов самоидентификации личности компьютерных технологий, предоставляющих качественно новые возможности для получения знаний всестороннего культурного развития досуга культурного обмена и др.;

- обобщены философско-культурологические подходы к изучению культуры информационного общества;

- определён диапазон воздействия сетевых коммуникаций на мир культурно-нравственных ценностей современной личности;

- выявлены причины и пути преодоления новых форм культурного кризиса современного человека, связанных с иррациональным экспериментированием с идентичностью в контексте Интернет-досуга;

- исследовано позитивное и негативное влияние виртуальной культуры на процессы формирования сетевой идентичности;

- сформирована система культурологических представлений о процессе формирования феномена сетевой идентичности в контексте современных культурных процессов.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении смысловых граней понятия «сетевая идентичность», определении сущностных, а также социальных характеристик информационного общества и виртуального пространства культуры. Кроме того, теоретическое обоснование получили выявленные пути преодоления разрыва между виртуальным и реальным в феноменологии сетевой идентичности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы для дискуссионных и малоизученных проблем в области теории и истории культуры, философии и культурологии, для определения критериев оценки роли и места информационных технологий

в социокультурном пространстве современного мира, а также при разработке программ и чтении лекций и спецкурсов по вопросам сетевой идентичности в культуре информационного общества, в рамках учебных курсов по «визуальной культуре», «истории повседневности», «философии», «социологии», «истории культуры».

Соответствие диссертации паспорту научной специальности

Диссертация «Сетевая идентичность в контексте культурных процессов информационного общества» соответствует п. 2.2. «Культура как ценность и как понятие. Причины бесконечного многообразия определений культуры», п. 2.6. «Культура и цивилизация: общее, особенное, единоличное», п. 2.11. «Культурно-исторический процесс», п. 2.26. «Постмодернистская философия культуры» паспорта специальности 24.00.01 - теория и история культуры (философские науки).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Социально-культурной реальности постиндустриального общества соответствуют новые формы культурных практик человека, новые возможности социализации и инкультурации, связанные с нелокальным характером взаимодействия и повышением свободы выбора индивида, возможностью участия в недетерминированном разнообразии действий, реализуемых посредством глобальной сети Интернет.

2. Одной из основных тенденций развития современной культуры в технологически развитых странах становится смещение баланса ролей традиционных и виртуальных процессов формирования потребностей, интересов, взглядов, ценностных установок мировоззрения человека в сторону доминирования норм виртуальной культуры. Влияние норм виртуальной культуры постепенно распространяется даже на социальные группы, слабо связанные с информационно-компьютерными технологиями.

3. Процессы формирования личности современного человека в технологически развитых странах претерпевают изменения, основывающиеся

на самоорганизации сетевого взаимодействия участников Интернет -коммуникации, в связи с чем становление культурных основ личностной идентичности трансформируется в соответствии с возможностями коммуникационных практик Интернет.

4. Культура постиндустриального общества не является гомогенным явлением. Она соединяет в себе черты традиционной культуры с чертами все более завоевывающей ее пространство «новой» культуры, в структуре которой особое место отводится сетевой культуре. Особенностью современной культуры является то обстоятельство, что культурфилосфская абстракция «традиционного» и «нового» обретает в ней конкретику в виде «реального» и «виртуально-электронно-сетевого», где за последним закрепляется не только способ существования в «другой» реальности, но и характеристика типа культуры, идущего на смену традиционному типу.

5. Идентичность человека в современной культуре претерпевает существенные изменения по сравнению с его самоопределением в традиционном обществе. Идендичность уже не может в полной мере детерминироваться непосредственно (реально) осуществляемыми процессами инкультурации. Существенным процессом самоопределения человека в культуре выступает его опосредованное виртуальной реальностью бытие и мышление. Вместе с тем инкультурация в виртуальной реальности не отменяет социального аспекта идентификации, которая выступает в виде сетевого общения. Поскольку в сетевом общении человек в состоянии создавать множественность своей репрезентации, самостоятельно определять референтные группы и идентифицировать себя с определенными объектами можно сделать вывод о том, что он предстает креативным, множественным и неоднородным.

6. Сетевая идентичность, отличающаяся от традиционной идентичности, не только выражает набор символов, уже имеющийся в личности, но может отражать желание ощущать себя в новых ролях,

испытывать новый опыт - в проявлениях «открытой идентичности», то есть, такого состояния идентичности, для которого характерен поиск альтернатив дальнейшего развития. В связи с чем взаимовлияние сетевой и реальной идентичности требует в современных условиях усиления особого внимания научного сообщества.

Апробация результатов исследования.

Основные положения и результаты исследования нашли отражение в 12 научных публикациях автора, в том числе — в 3 статьях в журнале, входящем в перечень изданий, рекомендованных ВАК при Министерстве образования и науки РФ для кандидатских и докторских диссертаций.

Исследование получило апробацию в: выступлениях автора на международных, российских, региональных, межвузовских конференциях: научно-практической конференции «Науки о культуре: современный статус» (12 декабря 2007 г.), международной научно-практической конференции «Культурная политика в условиях модернизации российского общества» (16 декабря 2008 г.), научно-практической конференции «Инновационные модели и проекты институтов культурного воспитания» (23 декабря 2009 г.); международной научно-практической конференции «Молодежь и будущее России: стратегии развития образования и культуры в современном мире» (19 ноября 2009 г.); международной научно-практической конференции «Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности» (11 апреля 2010 г.), международной научно-практической конференции «Культурная политика в условиях модернизации российского общества» (20-21 ноября 2011 г.), научно-практическом семинаре «Стрельцовские чтения» (14 декабря 2011 г.); II Московском Форуме культуры (20 июня 2011 г.); III Московском Форуме культуры (21 июня 2012 г.); IV Московском Форуме культуры (20 июня 2013 г.).

Материалы и выводы исследования используются в учебном процессе кафедры социально-философских наук, кафедры теории культуры, этики и

эстетики и кафедры истории, истории культуры и музееведения Московского государственного университета культуры и искусств при чтении следующих учебных курсов: «Визуальная культура», «История повседневности», «Философия», «Социология», «История культуры».

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры теории культуры, этики и эстетики Московского государственного университета культуры и искусств (протокол № 8 от 23.01.2014 г.)

Структура диссертации. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Глава 1. Особенности трансформации культурных процессов информационного общества 1.1 Социокультурное информационное пространство как объект современного философского исследования

В последние годы в Российской Федерации осуществился ряд фундаментальных цивилизационно-культурных сдвигов. Она отказалась от авторитарной государственной системы и провозгласила примат демократических общечеловеческих ценностей. Командная экономика была заменена на рыночную, хотя и с заметными элементами бартерного начала. Был осуществлён переход от экономической самодостаточности (автаркии) к фрагментарному вкраплению в глобальную экономику. От федеративного типа устройства, основывавшегося на принципах «демократического централизма», к децентрализованной федерации, характеризуемой повышением автономией регионов. От заданного единообразия идеологической подконтрольности взглядов, мировоззрения и дискурса к плюрализму комбинированию свободы слова и информационной олигополии. Россия активно включилась в процессы, характерные для постиндустриального информационного века. Последний переход от индустриальной эпохи к современной является основополагающим и глобальным, так как в него фактически уже вовлечены все страны мира. Очевидно, что без этого в наши дни ни одно из существующих государств не может выбирать свой особый темп и последовательность развития, решить задачи своей политической и экономической реорганизации, индивидуально приступить к переходу в новый информационный век. Очевидно, что всё в современном мире должно осуществляться одновременно. В этом заключается одна из особенностей социально-культурного генезиса человечества наших дней.

В чем же конкретика этого глобального перехода в мир совершенно нового культурного существованиия? Она, безусловно, основана на революции

информационных технологий, включающую в себя создание чипов, компьютеров, телекоммуникаций, Интернета и т.п. Заложив ещё пять десятилетий назад качественно новую технологическую систему, успешно распространяющуюся и в наши дни, в общемировых масштабах человечество вступило в качественно новую эру своего развития, заложило фундамент совершенно новых социально-культурных отношений, породило новый этап культурного бытия. Поэтому можно с полной уверенностью заметить, что эта революция является столь же фундаментальным изменением мировой цивилизации, как и индустриальная, стержнем которой было массовое производство и распределение энергии.

Мы застали время значительных, ошеломляющих, порой сбивающих с толку перемен, выражающих движение за пределы индустриальной эры, разрывающих традиционные границы и устоявшиеся представления. Однако в наши дни весьма ощутимо отсутствие значимых социально-философских работ, которые бы чётко обозначили и до конца осмыслили этот эпохальный переход в совершенно новое культурное состояние. Сегодня некоторые интеллектуалы делают попытки по-своему объяснить информационное общество, другие даже создают некие самостоятельные социальные интерпретации в том числе постмодернизма.1 Всё это обосновывает важность и актуальность теоретико-философского и философско-культурного осмысления проблем, учитывая, что они включают в себя и недостаточно изученные характеристики сетевого общества как сущностно нового этапа культурного генезиса человечества -информационной цивилизации.

Возникновение и широкое распространение компьютерной системы Интернет, уже ставшей в наши дни, по мнению многих исследователей, для миллионов людей таким же популярным средством общения, как и все иные привычные для людей компоненты массовой коммуникации — телевидение,

1 A.A. Грицанов, М.А. Можейко. Постмодернизм. Энциклопедия. Минск, Интерпрессервис: Книжный Дом, 2001.

радиовещание и печать, — ставит вопрос о задачах и способах познания этого феномена информационного века2.

Во-первых, одно из направлений изучения сосредоточено на количественной стороне обращения людей к компьютерной «всемирной паутине». Следовательно существуют социологические службы и центры, которые проводят регулярный мониторинг погружения людей в виртуальную реальность Интернета: общее число обращений, распределение по времени суток и дням недели, социально-демографическая дифференциация и т.д.

Такие данные, бесспорно, интересны, но подобные сведения не дают ответа на многие вопросы, которые также не менее актуальны и важны, прежде всего — для понимания социокультурных процессов, инициируемых Интернетом. Например, известно, что знание числовых показателей обращений аудитории к телепередаче не объясняет ее социальное последействие (эмоции людей, их поведенческие реакции, выводы и умозаключения в связи с увиденным). Так, нередко продукция СМИ вызывает неожиданную для авторов и ничем не оправданную тревогу, страхи и нервные срывы у части аудитории. Очевидно, подобного рода реакции, так называемые «коммуникативные сбои» восприятия, возникают и в сетях Интернета. Стало быть, на очереди дня не только количественные, но и качественные исследования, направленные на выявление, анализ и прогноз особенностей взаимодействия человека и всемирного компьютерного сетевого пространства.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Летов, Евгений Владимирович, 2014 год

Список использованных источников

1. Абельс X. Интеракция, идентификация, презентация: Введение в интерпретативную социологию / X. Абельс. - СПб.: Алетейя, 1999. -261 с.

2. Абдулатипов Р.Г. Российская нация (этнонациональная и гражданская идентичность россиян в современных условиях) М., 2005.

3. Алексеева, Ю. А. Человеческое знание и его компьютерный образ / Ю.А. Алексеева. - М.: РАН. Ин-т философии, 1992. - 215 с.

4. Ариарский М.А. Социально-культурная деятельность креативно-информационной эпохи. Спб.: Концерт, 2013. 248 с.

5. Арнольдов А.И Цивилизация грядущего столетия (Культурологические размышления). М., 1997.

6. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию, -Москва: МГИК, 1992. -240 с.

7. Арнольдов А.И. Кругликов В.А. Культура, человек и картина мира. / Сб.науч. ст. - М.: Наука, 1987. 353 с.

8. Арский Ю.М. Гиляревский P.C., Туров И.С., Черный А.И. Инфосфера: Информационные структуры, системы и процессы в науке и обществе. М.: Всерос. ин-т науч. и техн. информ., 1996. 489 с.

9. Астафьева О. Н. Историческая память как ресурс культурной политики и формирование коллективной идентичности // Культурная память в контексте формирования национальной идентичности России в XXI веке : коллектив, монография / Рос. ин-т культурологии. — М., 2012. — С. 95-114.

Ю.Астафьева О.Н. Межкультурный диалог в условиях глобализации: проблемы теории и практики // Межкультурный и межрелигиозный диалог в целях устойчивого развития. — М. : Изд-во Рос. акад. гос. службы, 2008. — С. 120-138.

П.Астафьева О.Н. Информационно-кдммуникативная доминанта современной культуры // Единство и многообразие в религии и культуре:

философские и психологические корни глобальных противоречий. — СПб.: ЭЙДОС, 2006. — Вып. 22. — С. 164-176.

12. Астафьева, О.Н., Флиер, А.Я. Социокультурная модернизация: формирование новой культурной среды //Культурологический журнал [Электронный ресурс]. — 2013. — № 1 (11). — URL: http://www.cr-j ournal .ru/rus/j ournals/182.html&j_id= 13.

13.Аттали, Ж. На пороге нового тысячелетия / Ж. Аттали. - М.: Международные отношения, 1993. - 136 с.

14. Барабаш Н. А. Телевидение и театр: игры постмодернизма / H.A. Барабаш. - М.: МПГУ, 2003. - 181 с.

15. Бард, А. Нетократия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма / А. Бард, Я. Зодерквист. - СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт -Петербурге, 2006. - 253 с.

16. Бауман, 3. Глобализация. Последствия для человека и общества / 3. Бауман. - М.: Весь мир, 2004. - 185 с.

17. Бауман, 3. Индивидуализированное общество / 3. Бауман. - М.: Логос, 2002. - 324 с.

18. Бахтин, М.М. К вопросам самосознания и самооценки // Бахтин М.М. Собрание сочинений: в 7 т. М.: Рус. слов., 1996. Т.5.

19. Безуглова, Н.П. Культурная идентичность и коллектив / Н.П. Безуглова // Социогуманитарная ситуация в России в свете глобализационных процессов: Материалы международной научной конференции (Москва, 2-4 октября 2008 г.) / Под общ. ред. Панковой Л.Н. — М.: МАКС Пресс, 2008.

20. Безуглова, Н.П. Культурное разнообразие и экономическая деятельность / Н.П. Безуглова // Материалы международной научной конференции «Разнообразие и идентичность: гуманистические основания мультикультурного развития» (Самара, 26-27 ноября 2009 г.) / Отв. ред. В.И. Ионесов, Г. Тромпф. — Самара: СГАКИ, 2010.

21. Бек У. Общество риска: На пути к другому модерну / У. Бек. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 381 с.

22. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество.— Москва: Академия,

1999.-956 с.

23. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе: Сб. ст. — М.: Прогресс, 1986.— 350 с.

24. Белл Д., Иноземцев В. Эпоха разобщенности. — М.: Центр исследований постиндустриального общества, 2007

25. Бергер, П. JI. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания / П. JI. Бергер, Т. Лукман. - М.: Медиум, 1995. - 320 с.

26. Бестужев-Лада, И. В. Альтернативная цивилизация. Единственное спасение человечества / И. В. Бестужев-Лада. - М.: Алгоритм, 2003. - 444 с.

27. Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Ж. Бодрийяр. - М.: Республика: Культурная революция, 2006. - 268 с.

28. Бодрийяр Ж. Система вещей / пер с фр. М.: Рудомино, 1995. 173 с.

29. Братимов, О. В. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи / О. В. Братимов, Ю. М. Горский, М. Г. Делягин, А. А. Коваленко. - М.: ИНФРА-М,

2000. - 341 с.

30. Бурдье, П. Структуры. Habitus. Практики // Современная социальная теория: Бурдьё, Гидденс, Хабермас: Учебное пособие. - Новосибирск, 1995. 321с.

31. Бхагвати, Д. В защиту глобализации / Д. Бхагвати. - М.: Ладомир, 2005. -406 с.

32. Валлерстайн, И. Конец знакомого мира: Социология 21 века / И. Валлерстайн. - М.: Логос, 2004. - 353 с.

33. Ващекин Н.П., Мунтян М.А., Урсул А.Д. Постиндустриальное общество и устойчивое развитие. М.: Изд-во МГУК, 2000. - 240 с.

34. Винер Н. Человек управляющий / Н. Винер. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.

35. Винер H. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. М.: Наука, 1968. 340 с.

36. Вирилио, П. Информационная бомба. Стратегия обмана / П. Вирилио. -М.: Гнозис, 2002. - 190 с.

37. Войскунский, А. Е. Метафоры Интернета / А. Е. Войскунский // Вопросы философии. - 2001. - № 11.

38. Гавров С.Н. Национальная культура и модернизация общества: Учебное пособие. М.: МГУКИ, 2003. 86 с.

39. Гавров С.Н. Социокультурная традиция и модернизация российского общества. — М.: МГУКИ, 2002.

40. Гавров, С.Н. Национальная культура и межкультурное взаимодействие : Теоретические аспекты: дис. ... канд. философ, наук: 24.00.01 / Гавров Сергей Назипович; Московский гос. ун-т культуры и искусств. - М. 2001. - 130 л.

41. Гвардини, Р. Конец нового времени / Р. Гвардини // Вопросы философии. - 1990. - № 4.

42. Генон, Р. Традиционные формы и космические циклы. Кризис современного мира / Р. Генон. - М.: Беловодье, 2004. - 304 с.

43. Гидденс, Э. Трансформация интимности: сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах / Э. Гидденс.- СПб: Питер, 2004. - 208 с.

44. Гидденс, Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь / Э. Гидденс. - М.: Весь мир, 2004. - 116 с.

45. Гидденс, Э. Устроение общества. Очерк теории структурации / Э. Гидденс. - М.: Академический Проект, 2003. - 525 с.

46. Готтхард, Б. - Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний / Готтхард Бехманн; пер. с нем. А.Ю. Антоновского, Г.В. Гороховой, Д.В. Ефременко, В.В.Каганчук, C.B. Месяц. — 2-е изд. - М.: Логос, 2011. 248 с.

47. Гофман, И. Представление себя другим в повседневной жизни / И. Гофман. - М.: Канон-пресс-Ц: Кучково поле, 2000. - 302 с.

48. Грицанов A.A., Можейко М.А.. Постмодернизм. Энциклопедия.

49. Грушин Б. А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования / Б. А. Грушин. - М.: Политиздат, 1987. - 367 с.

50. Гудков, JI. Негативная идентичность / JI. Гудков. - М.: «ВЦИОМА», 2004.-816 с.

51.Гилбрейт, Дж. Новое индустриальное общество / Дж. Гилбрейт. - М.: ООО «Издательство ACT», 2004. - 602 с.

52. Дарендорф, Р. Современный социальный конфликт. Очерк политической свободы / Р. Дарендорф. - М.: «Рос. полит, энциклопедия», 2002. - 288 с.

53. Желтов С.Ю., Лихачёв A.A., Степанов A.A. Виртуальная реальность -новая информационная технология // Аномалия. 1995. № 2.

54. Карнейро Р. Обучение для всех в течение всей жизни и новые программы // Ключи от XXI века: Сб.статей / Пер с фр.яз. - М.,2004.

55. Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура (Пер. с англ. под науч.ред. О.И.Шкаратана, М.: ГУ-ВШЭ, 2000.

56. Кинг А.Р. - Введение в классическую звёздную динамику // пер.с англ. / Изд-во. M.: URSS, 2011, - 288с.

57. Китов, Ю.В. Культурная политика: к проблеме межотраслевого взаимодействия / Ю.В. Китов // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, - 2011. № 4.

58. Китов, Ю.В. Культурная политика: к проблеме межотраслевого взаимодействия / Ю.В. Китов // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, - 2001. № 5.

59. Костина A.B. Интернет-сообщества: что обсуждается в Интернете? От думеров - до фурри. От игнора - до троллинга. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. - 176 с.

60. Летов, Е.В. Сущность и основные черты интеграционного процесса виртуальной реальности и культуры / Е.В. Летов // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2012. - №2. - С. 43-46.

61. Летов, Е.В. Виртуальная реальность: потенциален ли риск для человека и человечества? / Е.В. Летов // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2012. - №5. - С.75-79.

62. Летов, Е.В. Сетевая идентичность в культуре современного информационного общества / Е.В. Летов // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - №4. - С. 62-65.

63. Лещев C.B. Коммуникативное, следовательно, коммуникационное. — М., 2002.

64. Лиотар, Ж. Ф. Состояние постмодерна / Ж. Ф. Лиотар. - М.: Ин-т экспериментальной психологии; СПб.: Алетейя, 1998. - 160 с.

65. Липовецки, Ж. Эра пустоты: Эссе о современном индивидуализме / Ж. Липовецки. - СПб.: Владимир Даль, 2001. - 330 с.

66. Лотман Ю.М. Семиосфера: Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи. Исследования. Заметки (1968-1992). СПб.: Искусство - СПб, 2000. 704 с.

67. Лотман Ю.М. История и типология русской культуры: Семиотика и типология культуры. Тест как семиотическая проблема. Семиотика бытового поведения. История литературы и культуры. СПб.: Искусство - СПБ, 2002, 765 с.

68. Луман, Н. Общество как социальная система / Н. Луман. - М.: Логос, 2004.-231 с.

69. Луман Н. Самоописания. М.: Логос, 2009,

70. Лэнг, Р. Д. Расколотое «Я»: Антипсихиатрия / Р.Д. Лэнг. - М.: Академия, 1995.-350 с.

71. Малыгина И.В. В лабиринтах самоопределения: опыт рефлексии на тему этнокультурной идентичности. - М.: Московский государственный университет культуры и искусств, 2005. - 282 с.

72. Макбрайд, У. Глобализация и межкультурный диалог / У. Макбрайд // Вопросы философии. - 2003. - № 1.

73. Маклюэн, Г. М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / Г. М. Маклюэн. - М.: «Канон - пресс - Ц», 2003. - 463 с.

74. Мамфорд, JI. Миф машины: Техника и развитие человечества / J1. Мамфорд. - М.: Логос, 2001. - 404 с.

75. Манхейм, К. Диагноз нашего времени / К. Манхейм. - М.: Юрист, 1994.700 с.

76. Маньковская, Н. Б. Эстетика постмодернизма / Н. Б. Маньковская. -СПб.: Алетея, 2000. - 347 с.

77. Мареева Е.В., Мареев С.Н., Майданский А.Д. Философия науки: Учеб. пособие для аспирантов и соискателей. - М.: ИНФРА-М, 2010. 333 с. -(Высшее образование).

78. Маркузе, Г. Одномерный человек / Г. Маркузе. - М.: «REFL - book», 1994.-368 с.

79. Мигунов, А. С. Vulgar. Эстетика и искусство во второй половине 20 века / А. С. Мигунов. - М.: Знание, - 1991. - 64 с.

80. Мигунов, А. С. Философия наивности / А. С. Мигунов. - М.: Изд- во Моск. ун-та, 2001. - 334 с.

81. Микешина, Л. А. Новые образы познания и реальности / Л.А. Микешина, М. Ю. Опенков. - М.: «Рос. полит, энциклопедия», 1997. - 204 с.

82. Микешина, Л. А. Философия познания. Полемические главы / Л. А. Микешина. - М.: Прогресс-Традиция, 2002. - 624 с.

83. Многоликая глобализация: культурное разнообразие в современном мире / под ред. П.Л. Бергера, С.П. Хантингтона. - М.: Аспект Пресс, 2004. -378 с.

84. Моисеев, Н. Н. Информационное общество: возможности и реальность / Н. Н. Моисеев // Полис. - 1993. - № 3.

85. Мунье, Э. Манифест персонализма / Э. Мунье. - М: Республика, 1999. -559 с.

86. Мунье, Э. Персоналистская и общностная революция / Э. Мунье // Мунье Э. Манифест персонализма. - М.: Республика, 1999. - 559 с.

87. Нейсбит, Д. Мегатренды / Д. Нейсбит. - М.: ООО «Издательство ACT», 2003. - 308 с.

88. Ницше, Ф. О пользе и вреде истории для жизни / Ф. Ницше // Ф. Ницше. Сочинения в 2-х томах. - Т. 1. - М., 1990. - 830 с.

89. Ницше Ф. Воля к власти: Опыт переоценки всех ценностей (1884-1888) М.: Жанна, 1994.362 с.

90. Носов, Н. А. Виртуальная реальность / Н. А. Носов // Вопросы философии. - 1999. - № 10.

91. Носов H.A. Виртуальная психология. М.: Аграф, 2000. 430 с.

92. Носов H.A. Реальные нереальности // Человек. 1993. № 1.

93. Носов H.A. Технологии виртуальной реальности: состояние и тенденции развития. М., 1996.

94. Оленев С.М. Детерминация культурогенетического процесса: информационные и метаинформационные факторы: Монография / МГУКИ .М, 2002.

95. Оленев С.М. Информационная парадигма современного диалектического материализма: Монография / МГУКИ .- М., 2002

96. Оленев, С.М. Информационный менеджмент: Учебное пособие /С.М. Оленев, Н.В. Лопатина.- М., 2008.

97. Орлов А. Аниматограф и его анима. Психогенные аспекты экранных технологий. М., 1995;

98. Маевский Е. Интерактивное кино? (Опыт эстетич. прогностики) // Иностр. лит-ра. 1995. № 4;

99. Ортега-и-Гассет, X. Избранные труды / X. Ортега-и-Гассет. - М.: Весь мир, 1997.-700 с.

100. Панарин, И. Н. Информационная война и мир / И. Н. Панарин. - М.: ОЛМА - ПРЕСС, 2003. - 383 с.

101. Парсонс, Т. Система современных обществ / Т. Парсонс. - М.: Аспект-Пресс, 1998. - 270 с.

102. Пелипенко А. А. Культурная динамика в зеркале художественного сознания // Человек. 1994. № 4.

103. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. 659 с.

104. Плетников, А.Ю. Культурная политика как духовное основание, фундамент политической культуры государства и её составляющей - культуры политики. / А.Ю. Плетников // Культурная политика России: коллективная монография / под науч. ред. В.А. Тихоновой, Д.А. Сторублёвцевой, А.Ю. Плетникова. - М.: Московский государственный университет культуры и искусств, 2012. С. 18-25.

105. Плетников, А.Ю. Система политических ценностей в духовной культуре общества и человека / А.Ю. Плетников // Система ценностей как основа духовного развития: сб. науч. ст. / Под науч. ред. В.А. Тихоновой, д.А. Сторублёвцевой. - М.: Московский государственный университет культуры и искусств, 2013. С. 34-40.

106. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции, М.: 1991.

107. Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. В 3 кн. / Науч. ред. В.В.Целищев.— Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 2001. 317 с.

108. Сараф М.Я. О многоаспектности бытия человека в культуре // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2009. -№6.

109. Скворцов, Л.В. Информационная культура и цельное знание / Л.В. Скворцов - М.: Издательство МБ А, 2011. - 440 с.

110. Скородумова О.Б. Национально-культурная идентичность в информационную эпоху. Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА »№1,2011.

111. Суминова Т.Н. Художественная культура как информационная система (мировоззренческие и теоретико-методологические основания). М.: Академический Проект, 2006. 383 с. (Технологии культуры).

112. Суминова Т.Н. Информационные ресурсы художественной культуры (артосферы). М.: Академичекий Прект, 2006. - 480 с.

113. Темербекова А.А. Информационная компетентность личности, -Калининград: Изд-во РГУ им.И.Канта. - 2009. - Вып. 23. - с. 110.

114. Тихонова, В.А. «О путях развития России в XXI столетии / В.А. Тихонова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2008. - № 1. - С. - 12-20.

115. Тоффлер, Э.,- Шок Будущего - Пер. с англ. / Э.Тоффлер. - М.: ООО «Издательство ACT», 2002. - 557 с.

116. Турен, А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии / А. Турен. - М.: Научный мир, 1998. - 204 с.

117. Турен, А. Способны ли мы жить вместе? Равные и различные / А. Турен // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. - М.: Академия, 1999.-502 с.

118. Урсул, А. Д. На пути к информационно-экологическому обществу / А. Д. Урсул // Философские науки. - 1991. - № 5.

119. Уткин, А. И. Глобализация: процесс и осмысление / А. И. Уткин. - М.: Логос, 2001.-253 с.

120. Уэбстер, Ф. Теории информационного общества / Ф. Уэбстер.- М.: Аспект Пресс, 2004. - 398 с.

121. Флиер, А. Я. Страсти по глобализации // Флиер А. Я. Некультурные функции культуры. - М.: Московский государственный университет культуры и искусств, 2008. - 272 с.

122. Флиер А.Я. Полетаева М.А. Происхождение и развитие культуры. Учебное пособие. М.: МГУКИ, 2009.

123. Флиер А.Я. Культура как репрессия. М.: Дельта -пресс, 2006.

124. Флиер А.Я. Глобализация как культурная тенденция // Культурология: новые подходы. Альманах-ежегодник. № 10. - М.: Московский государственный университет культуры и искусств, 2003. — С. 75-82.

125. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. - М.: Республика, 1994.-446 с.

126. Фукуяма, Ф. Великий разрыв / Ф. Фукуяма. - М.: ООО «Издательство ACT», 2003.-474 с.

127. Фукуяма, Ф. Конец истории и последний человек / Ф. Фукуяма. - М.: ACT: Ермак, 2005. - 588 с.

128. Хабермас, Ю. Гражданство и национальная идентичность // Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции и интервью. М.: Академия. 1995, с. 222.

129. Хантингтон, С. Столкновение цивилизации / С. Хантингтон. - М.: ACT, 2003.-603 с.

130. Хесле, В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности / В. Хесле //Вопросы философии. - 1994. - №1. - 143 с.

131. Чижиков В.М. Социокультурные коммуникации города и села: Учебное пособие. М.: Московский государственный университет культуры иискусств, 2010. 290 с.

132. Чижиков В.М. Чижиков В.В. Теория и практика социокультурного менеджмента: Учебник. М. Московский государственный университет культуры и искусств, 2008 315 с.

133. Швырев B.C. Рациональность как ценность культуры: Традиция и современность. -М., 2003. 170 с.

134. Шибаева М.М. О многоаспектном характере межэтнического общения в современной социокультурной ситуации // Культурология. Новые подходы. Альманах-ежегодник № 14. -М. 2008. С.78-83

135. Шлыкова О.В. Глобальные сети. Интернет: Материалы к изучению курса. - М.:МГУК, 1998. - 39 с.

136. Шлыкова О.В. Феномен мультимедиа. Технологии эпохи электронной культуры: Монография. - М.: МГУКИ, 2003. - 268 с.

137. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / Пер.с ит. СПб.: Петрополис, 1998. 432 с.

138. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Психология самосознания: хрестоматия. Самара. 2003.

139. Яковенко И.Г. Пелипенко А.А. Культура как система. М.: Издательство «Языки русской культуры», 1998.

140. Яковенко И.Г. Трансформация базовых идентичностей: факторы, тренды, сценарии // Современные трансформации российской культуры / Отв. ред. И.В.Кондаков; Научн. совет РАН. "История мировой культуры". М.: Наука, 2005.

141. Яковенко И.Г. Трансформация базовых идентичностей // Пути России: существующие ограничения и возможные варианты / Под общ. ред. Т.Е. Ворожейкиной. М.: МВШСЭН, 2004.

142. Bell D. Notes of the Post-Industrial Society / D. Bell // The Public Interest. -1967.-№7.

143. Castells M. The Rise of the Network Society / M. Castels. - MaidenOxford, Blackwell Publishers, 1996. - 475 p.

144. Dolffus O. La mondialisation / O. Dolffus. - Paris, 1997. - 280 p.

145. Friedman Th. L. The Lexus and the Olive Tree. Understanding Globalization / TH. L. Friedman. - N.Y., 2000. - 510 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.