Семантика русской одежды: На материале тамбовских говоров тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.01, кандидат филологических наук Вановская, Любовь Александровна
- Специальность ВАК РФ10.02.01
- Количество страниц 212
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Вановская, Любовь Александровна
Введение.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
§ 1. Семантика слова.
§2. Особенности организации лексических групп в 27 тематической группе «Одежда» в тамбовских говорах.
Выводы
ГЛАВА И. ПОВСЕДНЕВНАЯ И ПРАЗДНИЧНАЯ ОДЕЖДА ЖИТЕЛЕЙ ТАМБОВСКОГО КРАЯ. ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ
ОПИСАНИЕ.
§ 1.Ткани, используемые для пошива одежды, и их названия.
§ 2. Женская одежда и ее наименования.
2.1 Лексико-семантическая группа «Женская плечевая одежда (рубахи, кофты)».
2.2 Лексико-семантическая группа «Женская набедренная одежда (поневы, юбки)».
2.3 Лексико-семантическая группа «Сарафаны».
2.4 Лексико-семантическая группа «Передники».
2.5 Лексико-семантическая группа «Женская нагрудная одежда».
§ 3 Мужская одежда и ее наименования.
3.1 Лексико-семантическая группа «Мужская плечевая одежда (рубахи)».
3.2 Лексико-семантическая группа «Мужская поясная одежда (штаны)».
§ 4. Верхняя сезонная одежда и ее наименования.
4.1 Лексико-семантическая группа «Верхняя зимняя одежда».
4.2 Лексико-семантическая группа «Верхняя осенне-весенняя 76 одежда».
§ 5. Головные уборы и их наименования.
5.1 Лексико-семантическая группа «Женские головные уборы».
5.2 Лексико-семантическая группа «Мужские головные уборы».
§ 6. Обувь и ее наименования.
§7. Пояса, украшения и их наименования. 105 Выводы.
ГЛАВА III. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОДЕЖДЫ В ОБРЯДОВОМ КОНТЕКСТЕ.
§ 1. Одежда как обрядовая реалия.
§ 2. Маркировочная функция одежды.
2.1. Одежда как различитель обрядовой и необрядовой ситуации.
2.2. Социовозрастная функция одежды.
§ 3. Символика цвета в одежде тамбовских крестьян. 151 Выводы. . 158 Заключение. 160 Библиография. 165 Приложение.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК
Наименования верхней женской одежды в севернорусских говорах: Ономасиологический и семасиологический аспекты2002 год, кандидат филологических наук Крылова, Ольга Николаевна
Ассоциативно-деривационная и фразеологическая семантика наименований одежды в русской языковой традиции2013 год, кандидат наук Тихомирова, Александра Васильевна
Лексика одежды: Названия головных уборов в орловских говорах; структурно-семантический аспект2001 год, кандидат филологических наук Кузина, Галина Валериевна
Наименования одежды в русских говорах Воронежской области: Этнолингвистический и ареальный аспекты2002 год, кандидат филологических наук Панова, Марина Владимировна
Этносоциальные функции традиционной женской одежды в обычаях и обрядах мордвы2003 год, кандидат исторических наук Шигурова, Татьяна Алексеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Семантика русской одежды: На материале тамбовских говоров»
Интеграция наук, возникшая в XIX веке, была обусловлена осознанием того, что языковые факты нельзя описывать без обращения к внеязыковой действительности. Особенно это касается диалектологических исследований, которые интерпретируют лингвистические наблюдения, опираясь на традиции, обычаи и обряды жителей определённого региона. Ярким примером интеграции диалектологии и этнографии стали работы, выполненные в русле этнолингвистики.
Представить адекватно данные по тематической группе «Одежда» без обращения к реалиям, ими обозначаемым, невозможно. Поэтому первые сведения о тематической группе «Одежда» мы находим в этнографической литературе. ,
Народная одежда, как часть материальной культуры народа, неоднократно была объектом специальных исследований учёных-этнографов уже с конца XVIII века. Работа становится более интенсивной в течение XIX - начала XX веков.
Одним из первых коснулся связи одежды народа с его историей Д.К. Зеленин в работе «Великорусские говоры.» (1913). Этот труд указал новые пути исследования одежды, до этого сводившегося лишь к описанию археологических находок.
В 1920-е годы была выработана новая методологическая и историческая основа исследования, в результате чего вышел ряд трудов, ценность которых заключается в разработке типологии русской одежды [77; 106; 108; 49].
Во второй половине XX века было издано большое количество работ, обобщающих опыт этнографических описаний [32; 87; 101; 125; 128; 159; 160; 161; 166; 181; 186; 206]. Издан альбом «Русская народная одежда в рисунках В. Гордеевой» [47], а позже альбом
Русский народный костюм» [1984], содержащий большое количество иллюстраций народной одежды различных регионов России, и иллюстрированная энциклопедия «Русский традиционный костюм» [1998], в которой традиционный костюм рассматривается с двух точек зрения: как вещь, созданная с чисто практическими целями, и как символ, дающий представление о человеке и обществе.
Среди этнографических публикаций выделяется ряд работ, в которых традиционная крестьянская одежда представлена как один из материальных атрибутов народных обрядов и обычаев. Отдельные сведения такого плана содержатся в работах А.В. Терещенко [188], В.К. Соколовой [177], М.М. Громыко [51], Г.А. Носовой [135], Н.И. Гиляровой [43], И.А. Панкеева [140] и др. Вопрос об обрядовой значимости одежды наряду с другими предметами традиционной культуры разрабатывается в трудах Д.К. Зеленина [79; 80], П.Г. Богатырева [23], Т.А. Бернштам [19], Е.Ф. Фурсовой [202], А.К. Байбурина [13; 14; 15], J1.M. Ивлевой [85], Э.Р. Усмановой, А.А. Ткачева [194], Н.И. Толстого [190; 191], С.М. Толстой [189], и др.
Особый интерес представляет работа Г.С. Масловой «Народная одежда в восточнославянских обычаях и обрядах XIX - начала XX века» [115], в которой не только подробно описана обрядовая одежда восточных славян, но и предпринята попытка выяснить, каковы функции обрядовой одежды как одного из компонентов обрядов и обычаев, как можно полнее осветить символику одежды и предметов, тесно с нею связанных.
В том же аспекте одежда рассматривается в работе Вардугина В. [33], где автор приводит сведения об обрядах, обычаях, нравах и суевериях, связанных с одеждой, а также пытается объяснить красоту старинной одежды самобытностью русской цивилизации.
В истории изучения одежды как элемента этнографии можно выделить следующие этапы:
1) накопление фактических данных и работа над.этнографической атрибуцией с целью выявления эволюции русской одежды;
2) рассмотрение вопросов истории русской одежды во взаимосвязи с историей народа;
3) разработка типологии русской одежды;
4) осознание народной одежды не только как части материальной культуры, но и как явления, тесно связанного с духовной жизнью народа.
Традиционная одежда жителей Тамбовского края привлекает внимание этнографов в конце XIX века. Причиной послужили коллекции, собранные известным критиком В.В. Стасовым и краеведом-историком И.И. Дубасовым. Упоминание о тамбовской крестьянской одежде, ее краткое описание встречаются в работах И.И. Дубасова [60], Б. Бондарко [27], В.Н. Бондаренко [26], которые являются одними из первых печатных источников, содержащих подобные сведения о Тамбовщине.
Некоторые этнографические сведения об одежде тамбовских крестьян содержатся в работах Г.С. Масловой [115], С.К. Жегаловой [70], И.А. Поповой [150], в историко-этнографическом атласе «Русские» [166], в альбоме «Русский народный костюм» [167]. Этой же теме посвящены отдельные статьи В.М. Жигулевой [71], описывающей женский народный костюм Тамбовской губернии конца XIX - начала XX веков, и J1.И. Чижиковой [206], анализирующей развитие народной одежды в отдельных районах Тамбовщины во взаимосвязи с историей заселения территории' и этническими контактами.
В последние годы народная одежда становится предметом исследования одного из разделов философии ' - культурологии. Традиционная одежда рассматривается как культурное пространство человека, в котором разворачивается его бытие, и одновременно как символический контекст культуры [85; 90].
Наименования одежды неоднократно становились предметом лингвистического анализа. Исторический аспект изучения словаря одежды различных эпох взят за основу в трудах Е.Н. Борисовой [28], Г.В. Судакова [184; 185], Г.М. Мироновой [129], Л.В. Торопчиной [192], Е.В. Антошенковой [3; 4], Н.В. Концовой [98] и др.
Существует ряд работ по регионам России, в которых отражены местные особенности лексики одежды. Таковы статьи Г.А. Власовой [38], В.А. Моисеевой [130], Е.В. Ухмылиной [198], Т.Г. Паникаровской [139], Л.К. Лыжовой [111], Р.И. Кудряшовой [104] и др. Диссертационное сочинение Е.П. Осиповой [137] посвящено наименованиям одежды в рязанских говорах. Указанное исследование выделяется из ряда подобных работ тем, что содержит комплексный этнолингвистический и лингвогеографический анализ лексем тематической группы «Одежда».
Системное изучение тамбовских говоров отражено в многочисленных публикациях ученых-диалектологов. В некоторых из этих работ содержатся сведения о тамбовской крестьянской одежде, ее наименованиях и использовании в обрядах и обычаях. Труды A.M. Кальницкой [92], Л.Ю. Евтихиевой [62; 63; 65], И.В. Поповичевой [153], Т.В. Махрачевой [122] посвящены разноаспектному исследованию тамбовских обрядов семейного цикла. В ходе исследования авторы неоднократно отмечают использование в этих обрядах предметов одежды, но обрядовое значение и символика одежды в данных работах не являются предметом рассмотрения. В диалектологических работах лексемы, номинирующие одежду, нередко используются в качестве примеров при анализе проблем морфологии, синтаксиса, в диалектной речи [95; 96; 203], особенностей способов поэтизации диалектного слова [145]. Отдельные фрагменты, содержащие описания и наименования тамбовской крестьянской одежды, содержатся в коллективных работах ученых кафедры русского языка Института филологии ТГУ [146; 147]. С.В. Пискунова в своих статьях «Лексика тамбовских говоров (материалы к словарю)» и «Диалектная лексика на территории Тамбовской области (материалы к словарю)» отмечает среди прочей лексики названия тамбовской крестьянской одежды [143; 144]. Богатый диалектологический материал, содержит «Словарь тамбовских говоров (материальная и духовная культура)», изданный в 2002 г., некоторые статьи которого посвящены одежде тамбовских крестьян [148].
Описание и систематизацию материалов по наименованиям традиционной крестьянской одежды в тамбовских говорах находим в работах С.Ю. Дубровиной [61] и А.С. Щербак [209; 210; 211; 212].
А.С. Щербак, в течение многих лет проводившая работу по сбору, анализу и систематизации лексем одежды в тамбовских говорах, представила результаты своих исследований в научных статьях [209; 210], а также в диссертации «Бытовая лексика в говорах Тамбовской области (одежда)» [211] и в монографии «Лексема одежды в тамбовских говорах» [212]. В этих трудах автор не только даёт этнографическую характеристику традиционного комплекса одежды крестьян Тамбовской губернии конца XIX - начала XX века, но и обобщает лингвистический материал по одежде русских жителей данного региона, а также рассматривает одежду как совокупность взаимосвязанных явлений культуры.
Предметом исследования в статье С.Ю. Дубровиной стал женский мещерский костюм, бытовавший на Тамбовщине. Основой для написания статьи послужили материалы Архива Российского географического общества и современных экспедиций студентов и преподавателей ТГУ им. Г.Р. Державина.
Изучение наименований одежды в тамбовских говорах представляет собой логичное продолжение сбора, систематизации и научной интерпретации диалектной подсистемы данного региона. Результаты многолетних наблюдений над тамбовскими говорами отражены в работах П.Я. Горбунова [46], В.Г. Руделёва [163; 164; 165], С.В. Пискуновой [142; 143; 144; 145], М.И. Ивановой [83; 84], М.И. Макаревич [113], Л.Ю. Евтихиевой [62; 63; 64; 65; 66; 67], A.M. Кальницкой [92; 93], Л.Н. Клоковой [94; 95; 96], А.С. Щербак [209; 210; 211; 212; 213; 214; 215], Л.С. Моисеевой [131], И.В. Г|оповичевой [151; 152; 153; 154; 155], Т.В. Махрачевой [119; 120; 121; 122], В.В. Губаревой [52; 53; 54; 55] и др.
Исследования тех или иных языковых явлений в говорах Тамбовщины на основе материала, собранного лингво-фольклорными экспедициями, содержатся в коллективном труде кафедры русского языка Института филологии и журналистики ТГУ «Материалы к лингво-фольклорному атласу Тамбовской области». Опубликованы четыре выпуска. Пятый выпуск в настоящее время находится в печати. Целенаправленное, интенсивное изучение диалектов Тамбовской области ведется в рамках лаборатории «Современные русские говоры в системе языковой культуры».
Актуальность исследования определена необходимостью изучения русских говоров, которые стремительно нивелируют под влиянием литературного языка и городской культуры. Поэтому в теоретическом плане наша работа связана со сбором и анализом диалектной лексики, которая представляет собой сложный, недостаточно изученный и, к сожалению, исчезающий пласт системы русского языка. Актуально использование этнолингвистического подхода при изучении семантики тематической группы «Одежда». Выбранный подход позволяет представить слова указанной группы как репрезентанты фрагментов объективной действительности, что помогает обнаружить регионально-культурную специфику семантики диалектной подсистемы данного региона. С практической точки зрения, осознавая необходимость связи науки с актуальными запросами общества и учитывая возросший интерес к традиционной народной культуре, частью которой является одежда, мы вносим вклад в сохранение одной из составляющих материальной и духовной жизни народа.
Научная новизна работы заключается в следующем: результаты исследования дополняют и уточняют картину традиционной одежды жителей Тамбовщины, которая уже была представлена в работах этнографического и лингвистического направлений.
В научный обиход вводится новый материал: диалектные лексемы, зафиксированные на территории Тамбовской области, которые не представлены в работах по лексике одежды Тамбовщины, в словаре В.И. Даля с пометой «тмб» [56], в «Словаре русских народных говоров» [174] и «Словаре тамбовских говоров.» [148]. В теоретическом плане научная новизна определяется тем, что в исследовании прослеживается связь между реалией и ее наименованием, которое является результатом закрепления в языковой системе конкретно-чувственного образа-представления, связанного в сознании диалектоносителей с какой-либо реалией. В работе предпринята попытка посредством анализа внутренней формы диалектного слова установить характер взаимодействия концептуальных представлений и языковых знаков.
Объектом исследования является тамбовская крестьянская одежда и её названия, отмеченные источниками XIX - начала XX века и фиксируемые в настоящее время в тамбовских говорах.
Предметом исследования является лексическая подсистема диалектного языка на примере тематической группы «Одежда».
Цели и задачи. Цель работы заключается в комплексном лингвоэтнографическом анализе диалектных наименований одежды.
Реализации поставленной цели послужило решение ряда конкретных задач:
1) представить этнографическую характеристику традиционного комплекса одежды крестьян Тамбовской области конца XIX - начала XX века как концептуальную основу для тематической группы «Одежда»;
2) выделить основные принципы мотивации в словах с живой внутренней формой, а затем и общих тенденций номинации, принципов и способов номинации данного комплекса реалий;
3) установить закономерности применения концептуальных знаний тамбовских диалекгоносителей в языковых знаках.
Методологическую основу исследования составляет концепция единства исторического развития общества и языковых процессов, их взаимодействие.
Методы исследования. При осуществлении работы по сбору и систематизации языкового материала был использован метод полевых исследований, предполагающий непосредственное общение с диалекгоносителями.
Наряду с общенаучными и лингвистическими методами (описательным, структурно-функциональным, сравнительно-сопоставительным, этнолингвистическим), в работе используются приемы смежных наук (семиотики, этнографии), в частности, приемы семиотического анализа явлений языка и культуры, оппозитивных противопоставлений, ретроспективной реконструкции.
Основные положения, выносимые на защиту:
1) семантика языковых единиц со значением «одежда» в тамбовских говорах представляет собой сложную структуру, которая отражает лингвистические закономерности, свойственные говору в целом, и экстралингвистические факты, связанные с особенностями материальной и духовной жизни носителей диалекта;
2) живая внутренняя форма диалектного слова является репрезентантом регионального своеобразия сегментации внеязыковой действительности. Это позволяет на основании лингвистического анализа внутренней формы лексемы делать выводы не только о закономерностях процесса номинации данного комплекса реалий, но и об особенностях быта тамбовских крестьян;
3) наименования одежды, включенные в контекст обряда, приобретают символическую семантику, которая актуализируется лишь в особых, ситуативных употреблениях слова и является отражением символического значения самого предмета.
Источниковедческая база. В основу диссертационного исследования положены материалы экспедиций 1984-2002 годов, которые явились частью работы кафедры русского языка, лаборатории «Современные русские говоры в системе языковой культуры», студентов Института филологии Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина и индивидуальных работ автора.
Работа с информаторами была основным источником при сборе полевого материала. Обследовано 85 населенных пунктов в 15 районах: Моршанском, Пичаевском, Бондарском, Сосновском, Староюрьевском, Первомайском, Тамбовском, Знаменском, Мордовском, Сампурском, Токарёвском, Жердевском, Уваровском, Инжавинском, Гавриловском. Основные данные получены от информаторов 1900-1945 годов рождения.
Важным источником послужили фонды Областного краеведческого музея, материалы и коллекции, экспонируемые в районных и сельских музеях Тамбовской области.
В работе использованы сведения, полученные при анализе данных «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля и «Словаря русских народных говоров» под ред. Ф.П. Филина, этнолингвистического словаря «Славянские древности» под общей редакцией Н.И. Толстого. Этимологические словари А. Г. Преображенского и М. Фасмера использовались для получения информации о происхождении слов, определении исходного языкового материала, анализа изменения значений слов. При вычленении компонентов значения слова и установления мотивационных связей приведены выдержки из «Словаря современного русского литературного языка» [1950-1965] и «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.
В качестве дополнительных источников, позволяющих составить представление о южнорусском и региональном комплексе одежды, использовались исследования этнографического и исторического плана.
Практическое значение работы. Результаты исследования могут быть использованы при разработке лекционных и практических занятий со студентами и аспирантами в курсах «Русская диалектология», «Современный русский язык», «Материальная культура и быт», «Этнография», «Краеведение». Собранный материал может быть полезен при составлении регионального словаря, а также для написания курсовых и дипломных сочинений. Особенностью данной работы является её практическая значимость не только для специалистов лингвистического направления, но и краеведов, специалистов в области традиционной культуры, народного искусства.
Апробация. Основные положения и дискуссионные вопросы работы были представлены в виде тезисов и докладов на внутривузовских и региональных конференциях, отражены в шести публикациях. Материалы диссертации использовались на лекциях и практических занятиях в курсах «Русская диалектология» и «Русская диалектология в школе» со студентами Института филологии Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, в педагогической деятельности на занятиях со школьниками среднего звена в 5-7 классах средней общеобразовательной школы № 36 г. Тамбова.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и приложения, в котором приводятся диалектные тексты.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК
Тамбовская масленица как текст: семантика, символика и терминология обрядов: На общерусском фоне2002 год, кандидат филологических наук Алпатова, Полина Николаевна
Русская традиционная культура конца XIX-начала XX вв.: По материалам крестьянской одежды Пензенской и Тамбовской губерний2005 год, кандидат исторических наук Жигулева, Валентина Михайловна
Лексика женских головных уборов в говорах юга Нижегородской области2008 год, кандидат филологических наук Назарова, Ирина Валентиновна
Обряд колядования как текст - структура, семантика, лексика, классификация колядок и овсеней: На тамбовском материале2003 год, кандидат филологических наук Калмыкова, Елена Владимировна
Обряд колядования как текст: структура, семантика, лексика, классификация колядок и овсеней (на тамбовском материале)2003 год, кандидат филологических наук Калмыкова, Елена Владимировна
Заключение диссертации по теме «Русский язык», Вановская, Любовь Александровна
ВЫВОДЫ
1. В ряд материальных атрибутов обряда включилась не только специально изготовленная одежда (например, заготовленный при жизни «смертельный узел», троицкая понева и троицкая рубаха, крестильная рубашка и т. д.), но и обычная или праздничная, приобретавшая в этом случае обрядовую функцию.
2. Одежда, включенная в обрядовый контекст, становится вещью-символом, выражающим наравне с другими ритуальными средствами идеи и понятия через предметный уровень (шуба как символ богатства и плодородия, понева - символ замужества, пояс -символ неразрывной связи, штаны воплощают идеи умножения и воспроизводства и т. д.). Одежда использовалась для установления контакта между «своим» и «чужим» (лапти в роли посредника между тем и этим миром, крестильная рубаха как знак категории «свой»). Одежда осмысливается не просто как вещь, принадлежащая человеку, а как часть человека, обладающая его признаками, качествами и даже болезнями (обычай оставлять рубаху больного на дереве с верой в то, что болезни остались в рубахе; обычай заворачивать новорожденного в рубаху отца или матери с целью передачи ребенку их лучших качеств и т. д.). В то же время надевание особой одежды, не характерной для человека в обычной жизни (в процессе ряженья), трансформирует человека в некий условный образ. Некоторые предметы одежды связаны с магической символикой. Например, проявлением контактной магии или магии соединения является обмен лаптями в день свадьбы, апотропейное значение имеет обычай закрывания невесты платком, крестильная рубаха обладает целительной силой и охраняет человека от бед и болезней и т. д.
3. В контексте обряда одежда нередко выполняет функцию маркера: а) одежда является маркером социального статуса человека (надевание кички означало переход в социальную категорию «замужняя женщина»; ношение поневы свидетельствовало о посвящении девушки в статус невесты; накрывание невесты «кукушкой» указывало на то, что сирота, и т. д.); б) одежда являлась показателем возрастного статуса (особые способы завязывания платка для молодых и пожилых женщин, надевание поневы в связи с наступлением половой зрелости девушки).
4. Символика цвета дополняет и уточняет семантику одежды, одновременно являясь самостоятельным маркером и обладая символическим значением.
5. Наименования одежды, функционируя в рамках обряда, концентрируют в себе значимую для обряда информацию и приобретают символическую семантику, которая является отражением символического значения самого предмета. Многоаспектность символического значения одежды как обрядового компонента обеспечивает многоуровневость семантической структуры лексемы, называющей одежду. Каждый конкретный уровень актуализируется лишь в контексте конкретного обряда.
160
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1) Понимание семантики как психической сущности, как результата отражения действительности, включающегося в слово, заставляет необходимым описывать лингвистические наблюдения, опираясь на анализ экстралингвистических фактов. С учетом этого подхода следует определить и основные положения семантики, такие как семантическая структура слова и значение слова.
2) Установление связи между словом и обозначаемой им реалией является основополагающим принципом семантики. Изучение этих связей невозможно без привлечения этнографической информации. Применительно к лексике тематическая группы «Одежда» этнолингвистический подход представляется наиболее целесообразным в связи со спецификой реалий, их исчезновением из обихода и, как следствием, утратой представлений об этих реалиях.
3) Анализ внутренней формы диалектных лексем является необходимым компонентом в исследовании семантики, поскольку внутренняя форма обнаруживает те или иные аспекты, свойства предметов материального мира и их признаки, актуализированные диалектоносителями в слове.
Среди наименований одежды, зафиксированных на территории Тамбовской области, достаточно много лексем с живой внутренней формой, позволяющей проследить закономерности процесса номинации данного комплекса реалий. Акт номинации содержит установление отношения нового, называемого явления к уже известному. Поэтому при осознании диалектоносителями называемого предмета как представителя определенного класса явлений, возникает ряд признаков, которые содержатся в предметах этого класса. В процессе номинации на передний план выдвигается тот признак, который будет нести дополнительную информацию о реалии, выделяя ее тем самым из ряда подобных.
В основе номинации, входящих в тематическую группу «Одежда», положены следующие мотивированные признаки: материал изготовления, порядок надевания, способ ношения, назначение, длина, покрой (форма изготовления), наличие/отсутствие отдельных деталей, способ изготовления, качественно характеризующий признак, признак расположение разреза и место изготовления.
При наименовании обуви и головных уборов некоторые означенные признаки не могут быть использованы в связи с тем, что данные реалии имеют иные параметры, чем верхняя и нижняя одежда. Так, при номинации обуви не используются признаки порядок надевания, способ ношения, расположение разреза. При наименовании головных уборов не могут быть актуализированы признаки длина, покрой, расположение разреза.
4) Выбор разных признаков в подобных предметах при наименовании обусловлен внеязыковыми факторами. Например, материал становится важным признаком в том случае, если другие признаки реалии достаточно статичны, т.е. подвергаются минимальным изменениям или остаются постоянными в течение долгого времени. Так, в группе сарафанов признаки покрой, длина, порядок надевания и др. оставались неизменными или изменялись незначительно, на протяжении всего периода бытования этого виды одежды. И только материал отличался большим разнообразием. При пошиве сарафанов использовали домотканый материал (холст, тонкую шерстяную ткань), затем с развитием промышленности в России и внешних торговых отношений в XVIII веке - фабричные материалы (ситец, кумач, китайка, шелк и др.). Наличие материалов различного качества и цвета способствовало тому, что признак материал содержал соответствующее количество элементов, которые могли принимать участие в номинационном процессе. Поэтому большинство наименований сарафанов в тамбовских говорах являются производными от названий материалов, из которых они были сшиты. Следовательно, при выборе мотивированного признака в процессе номинации важную роль играет:
- динамика одного признака при неизменности других;
- количество элементов признака, способных участвовать в номинации.
При достаточном количестве элементов признака предмет номинируется прямым способом, т. е. основной, корневой морфемой мотиватора. При малом количестве элементов (минимальное количество составляет два элемента) наименование происходит опосредованно, т. е. мотивировочный признак обозначен ассоциативно, посредством другого слова.
5) Наиболее продуктивными признаками являются признак материал изготовления (актуализирован в словах всех рассмотренных ЛСГ), назначение, порядок надевания, способ ношения. Частое использование данных признаков объясняется неязыковыми факторами: появление в обиходе крестьян фабричных материалов, которые применяются для пошива одежды наряду с домоткаными, представляет возможность дифференцировать похожие реалии по признаку материал; деление некоторых видов одежды на верхнюю и нижнюю приводит к необходимости актуализировать в названиях признак порядок надевания; появление новых фасонов одежды под влиянием городской моды способствует возникновению наименований на основе признаков назначение и способ ношения. Наличие продуктивных мотивировочных признаков внутри ТГ (тематической группы) «Одежда» указывает на системность их выбора, на регулярность номинативного процесса при наименовании одежды в тамбовских говорах.
6) Одним из аспектов изучения, анализа и интерпретации лексем тематической группы «Одежда» в тамбовских говорах является их рассмотрение в контексте традиций, обычаев и обрядов данного региона. Одежда очень часто включалась в ряд материальных атрибутов обряда. Это могла быть не только специально изготовленная одежда (например, заготовленный при жизни «смертельный узел», троицкая понева и троицкая рубаха, крестильная рубашка и т. д.), но и обычная или праздничная, выполнявшая в этом случае обрядовую функцию.
Одежда, включенная в обрядовый контекст, становится вещью-символом, выражающим наравне с другими ритуальными средствами идеи и понятия через предметный уровень (шуба как символ богатства и плодородия, понева - символ замужества, пояс - символ неразрывной связи, штаны воплощают идеи умножения и воспроизводства и т. д.).
Одежда использовалась для установления контакта между «своим» и «чужим» (лапти в роли посредника между тем и этим миром, крестильная рубаха как знак категории «свой»).
Одежда осмысливается не просто как вещь, принадлежащая человеку, а как часть человека, обладающая его признаками, качествами и даже болезнями (обычай оставлять рубаху больного на дереве с верой в то, что болезни остались в рубахе; обычай заворачивать новорожденного в рубаху отца или матери с целью передачи ребенку их лучших качеств и т. д.). В то же время надевание особой одежды, не характерной для человека в обычной жизни (в процессе ряженья), трансформирует человека в некий условный образ.
В контексте обряда одежда нередко выполняет функцию маркера: а) одежда является маркером социального статуса человека (надевание кички означало переход в социальную категорию «замужняя женщина»; ношение поневы свидетельствовало о посвящении девушки в статус невесты; накрывание невесты «кукушкой» указывало на то, что сирота, и т. д.); б) одежда являлась показателем возрастного статуса (особые способы завязывания платка для молодых и пожилых женщин, надевание поневы в связи с наступлением половой зрелости девушки).
7) Наименования одежды, функционируя в рамках обряда, концентрируют в себе значимую для обряда информацию и приобретают символическую семантику, которая является отражением символического значения самого предмета. Многоаспекгность символического значения одежды как обрядового компонента обеспечивает многоуровневость семантической структуры лексемы, называющей одежду. Каждый конкретный уровень актуализируется лишь в контексте конкретного обряда.
165
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Вановская, Любовь Александровна, 2003 год
1. Адоньева, С.Б. О ритуальной функции женщины в русской традиции / С.Б. Адоньева // Живая старина. - 1998. - № 1. -С.26-28.
2. Алпатова, П.Н. Тамбовская масленица как текст: семантика, символика и терминология обрядов (на общерусском фоне): Автореф. дис. канд. филол. наук: (10.02.01) / Алпатова Полина Николаевна; Тамбовский госуниверситет. Тамбов, 2002. -25 с.
3. Антошенкова, Е.В. «По платью встречают.»: Из истории наименования старинной женской одежды / Е.В. Антошенкова // Русская речь. 1995. - № 5. - С. 84-87.
4. Антошенкова, Е.В. Наименования одежды в памятниках русскойписьменности XV-XVIII веков. Дис.канд. филол. наук: 10.02.01. — М., 1997.-247 с.
5. Апресян, Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средстваязыка / Ю.Д. Апресян. М.: Наука, 1974. - 363 с.
6. Апресян, Ю.Д. Дейксис в лексике и грамматике и наивная модельмира / Ю.Д. Апресян // Семиотика и информатика. М., 1986. -Вып. 28. -С.4-10.
7. Арнольд, И.В. Стилистика современного английского языка / И.В.
8. Арнольд. Л.: Просвещение, 1973. - 303 с.
9. Археологические статьи и заметки / Тамбов, 1914. 15 с.
10. Архипова, Д.И. Оценочная экспрессия диалектных качественныхприлагательных / Д.И. Архипова // Слово в системных отношениях на разных уровнях языка. Сб. науч. трудов. Свердловск, 1985. -С. 91-99.
11. Афанасьев, А.Н. Народ художник: Миф. Фольклор. Литература / А.Н. Афанасьев. - М.: Советская Россия, 1986. - 367 с.
12. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. М.: Советская энциклопедия, 1966. -607 с.
13. Байбурин, А.К. Календарь и трудовая деятельность (Русский народный традиционный календарь) / А.К. Байбурин. Л.: Знание, 1989.-32 с.
14. Байбурин, А.К. Поле: К семиотике вещей / А.К. Байбурин // Сб. Музея антропологии и этнографии. СПб., 1992. - Т. 45. - С.5-13.
15. Байбурин, А.К. Ритуал в традиционной культуре: структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов / А.К. Байбурин // Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН. Спб.: Наука, 1993. - 240 с.
16. Байбурин, А.К. О жизни вещей в народной культуре / А.К. Байбурин //Живая старина. 1996. - № 3. - С.2-4.
17. Банкова, Т.Б. Лексикографическое описание обрядового слова. К постановке проблемы / Т.Б. Банкова, Г.В. Калиткина // Актуальные проблемы русистики: Сб. статей / Под ред. Т.А. Демешкиной. -Томск: Изд-во Томского ун-та, 2000. С. 128-143.
18. Беркович, Т.А. Формирование тематической группы «головные уборы» в русском языке (XI-XX вв.): Дис. д-ра. филол. наук: 10.02.01.-М., 1981.- т. 1,253 е.; т. 2, 202 с.
19. Бернштам, Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX начала XX века: Половозрастной аспект традиционной культуры / Т.А. Бернштам. - Л.: Наука, 1988. - 277 с.
20. Бернштам, Т.А. Обряд «крещение и похороны кукушки» / Т.А. Берншам//Сб. МАЭ. Вып. XXXVIII.-Л.: Наука, 1981.-С. 196-205.
21. Блинова, О.И. Лексическая мотивированность и некоторые проблемы региональной лексикографии / О.И. Блинова // Вопросы изучения лексики русских народных говоров (Диалектная лексика). -Л.: Наука, 1972. С. 92-106.
22. Блинова, О.И. Введение в современную региональную лексикологию: Материалы для спецкурса /О.И. Блинова. -Томск: Изд-во Томского ун-та, 1973. 258 с.
23. Блинова, О.И. Русская диалектология. Лексика. Учеб. пособие / О.И. Блинова. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1984. - 133 с.
24. Богатырев, П.Г. Функции национального костюма в Моравской Словакии / П.Г. Богатырев // Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971. С.297-366.
25. Бобровский, А.А. Семантика отглагольных диалектных существительных наименований лиц (на материале курских говоров) / А.А. Бобровский // Функциональный и семантический аспекты изучения лексики. Межвуз. сб. науч. трудов. - Куйбышев, 1985. - С. 80-84.
26. Бойцова, Е.О. Структура значения диалектного слова и ее отражение в региональном словаре / Е.О. Бойцова. Л., 1988. -160 с.
27. Бондаренко, В.Н. Очерки Кирсановского уезда Тамбовской губернии / В.Н. Бондаренко // Этнографическое обозрение. 1890. -Кн. 7.-№4.-С. 1-25.
28. Бондарко, Б. Поверья крестьян Тамбовской губернии / Б. Бондарко //Живая старина. 1890.-Вып. 1.-С. 115-121.
29. Борисова, Е.Н. Из истории бытовой лексики рязанских памятников: Автореф. дис.канд. филол. наук: (10.02.01) / Борисова Елена Николаевна. Рязань, 1956. - 25 с.
30. Бородянский, И.А. О символическом значении компонентов ФЕ / И.А. Бородянский, И.С. Степанова // Вестник Киевского ун-та: Романо-германская филология. 1985. - Вып. 19. - С. 17-20.
31. Борхвальдт, О.В. Наименования золотопромывательных устройств / О.В. Борхвальд // Семантика языковых единиц: Доклады V международной конференции. М., 1996. - Т.1. - С. 44-46.
32. Бромлей, Ю.В. Этнос и этнография / Ю.В. Бромлей. М.: 1973. -210 с.
33. Буровик, К.А. Родословная вещей / К.А. Буровик. М.: Знание, 1985.-234 с.
34. Вардугин, В. Русская одежда: История народного костюма от скифских до советских времен / Вардугин В. Саратов: Регион. Приволж. изд.-во «Детская книга», 2001. - 350 с.
35. Васильев, Л.М. Современная лингвистическая семантика. Учебное пособие для вузов / Л.М. Васильев. М.: Высшая школа, 1990. -176 с.
36. Васильченко, С.М. Названия приспособлений для сидения, лежания и сна в современном русском литературном языке / С.М. Васильченко // Семантика языковых единиц: Доклады V международной конференции. М., 1996. -Т.1. - С. 50-53.
37. Вендина, Т.И. Русская языковая картина мира сквозь призму словообразования (макрокосм) / Т.И. Вендина. М.: Индрик, 1998. - 235 с.
38. Виноградов, В.В. Основные типы лексических значений слов / В.В. Виноградов // Лексикология и лексикография. М.: Наука, 1977. -С. 169-191.
39. Власова, Г.А. Некоторые названия женской одежды в говорах Брянской области / Г.А. Власова //Ученые записки ЛГПУ. 1968. -Т. 325.-С. 186-187.
40. Габинская, О.А. Типология причин словотворчества / О.А. Габинская. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1981. - 152 с.
41. Гаген-Торн, Н.И. Магическое значение волос и головного убора в свадебных обрядах Восточной Европы / Н.И. Гаген-Торн // Советская этнография. 1933. - № 5. - С. 15-16, № 6. - С. 28-30.
42. Гак, В.Г. Сопоставительная лексикология / В.Г. Гак. М.: Международные отношения, 1977. - 264 с.
43. Гвоздарев, Ю.А. Слова-символы как компонент ФЕ / Ю.А. Гвоздарёв // Фразеологизмы и слово в русском языке. -Ростов, 1983.-С. 26-34.
44. Гилярова, Н.И. Особенности свадебных традиций населе-ния Пензенской области / Н.И. Гилярова // Этнографическое обозрение. 1996. - № 2. - С. 30-50.
45. Гинзбург, Р.С. Значение слова и методика компонентного анализа / Р.С. Гинзбург // Иностранные языки в школе. 1978. - № 5. -С.21-26.
46. Горбунов, П.Я. Вступление к «Диалектному словарю Тамбовской области» / П.Я. Горбунов // Слово и предложение. Тамбов: ТГПИ, 1971.-С. 82-85.
47. Горбунов, П.Я. Особенности лексики жителей Тамбовской области / П.Я. Горбунов, Т.П. Тезикова, Т.Н. Прокудина // Краткие очерки по русскому языку. — Курск, 1966. Вып. 2. - С. 194-199.
48. Гордеева, В.И. Русская народная одежда в рисунках В. Гордеевой (альбом) / В.И. Гордеева. М.: Изобразительное искусство, 1974. - 55 е.: илл.
49. Гридина, Т.А. Народная этимология и экспрессивность слова / Т.А. Гридина // Слово в системных отношениях на разных уровнях языка. Сб. науч. трудов. Свердловск, 1985. - С. 82-90.
50. Гринкова, Н.П. Одежда тулувян / Н.П. Гринкова // Этногра-фия. -1926.-№1-2. С. 15-21.
51. Гринкова, Н.П. Родовые пережитки, связанные с разделением по полу и возрасту / Н.П. Гринкова // Советская этнография. 1936. — № 2. — С.21-53.
52. Громыко, М.М. Мир русской деревни / М.М. Громыко. М.: Мол. гвардия, 1991.-446 с.
53. Губарева, В.В. Обрядовое значение наименований хлебных изделий в говорах Тамбовской области / В.В. Губарева //
54. Актуальные проблемы лингводидактики: Сб. тез. докл. и сооб. участников науч.-метод. конф. Тамбов: ТВВАИУ, 1997. - С. 61.
55. Губарева, В.В. Отглагольные существительные в лексике питания тамбовских говоров / В.В. Губарева // Материалы конференции молодых ученых: Тезисы докладов. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 1997. - С. 68-69.
56. Губарева, В.В. Лексика питания в говорах Тамбовской области. Дис. . канд. филол. наук: 10.02.01. / В.В. Губарева. Тамбов, 2002. - 208 с.
57. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. М: Русский язык, 1980. - Т.1. - 699 е.; Т.2. - 779 е.; Т.З. -555 е.; Т.4.-683 с.
58. Данильченкова, С.М. Мотивировочные признаки в диалектных названиях одежды, посуды, кушаний / С.М. Данильченкова // Сравнительно-историческое исследова-ние русского языка. Воронеж, 1980. - С. 107-112.
59. Демешкина, Т.А. Мотивационные отношения слов и семантический тип высказывания (на диалектном материале) / Т.А. Демешкина // Актуальные проблемы русистики: Сб. статей / Под ред. Т.А. Демешкиной. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2000. -С. 46-51.
60. Дорошевский, В. Элементы лексикологии и семиотики / В. Дорошевский. М.: Прогресс, 1973. -286 с.
61. Дубасов, И.И. Очерки по истории Тамбовского края / И.И. Дубасов. М., 1983. - Вып. 1. - 263 е.; 1883. - Вып. 2.-150 е.; 1884. - Вып. 3.-191 е.; Тамбов,1889. - Вып. 5.-197 е.; 1897. -Вып. 6.-159 с.
62. Дубровина, С.Ю. Женский мещерский костюм на Тамбовщине / С.Ю. Дубровина //Живая старина. 2001. - №1. - С.42-44.
63. Евтихиева, Л.Ю. Изучение свадебного обряда в рамках лингвистического краеведения / Л.Ю. Евтихиева // Наш край Тамбовский. Материалы к областной научно-практической конференции краеведов. Тамбов, 1989. -С.92-96.
64. Евтихиева, Л.Ю. Крестьянская свадьба в селе Новики Первомайского района / Л.Ю. Евтихиева // Диалектология и фольклор Тамбовского края. Тамбов, 1989. - С. 153-162.
65. Евтихиева, Л.Ю. Ключевое слово и его экологические партнеры / Л.Ю. Евтихиева // Экология языка и речи. Межвуз. сб. науч. трудов. Тамбов, 1990. - С. 122-133.
66. Евтихиева, Л.Ю. Структура и терминология свадебного обряда. На материале тамбовских говоров. Дисс. . канд. филол. наук: 10.02.01.-Саратов, 1991.-Т. 1.-267 с.
67. Евтихиева, Л.Ю. Этнографическая информация в диалектной речи / Л.Ю. Евтихиева // Слово: Материалы международной лингвистической конференции (2-4 октября, 1995). Тамбов: Изд-во ТГУ, 1995.-С. 157-159.
68. Евтихиева, Л.Ю. Археология, этнография, культура Тамбовского края / Л.Е. Евтихиева, Н.Б. Моисеев, С.В. Фурсова. Тамбов: ИПКУ, 1998.-Вып. 1.-104 с.
69. Ерёмина, В.И. Ритуал и фольклор / В.И. Ерёмина. Л.: Наука, 1991.-206 С.
70. Жегалова, С.К. К вопросу о материально-бытовых условиях жизни крестьянства земледельческих районов России в конце XIX -начале XX в.в. / С.К. Жегалова // Историко-бытовые экспедиции 1949-1950. М., 1953. - С.22-36.
71. Жигулёва, В.М. Женский народный костюм Тамбовской губернии конца XIX середины XX веков / В.М. Жигулёва // Научные чтения памяти В.М. Василенко. Сб. статей. - М., 1998. - Вып. 2. - С. 129133.
72. Загоровская, О.В. Семантика диалектного слова и проблема диалектной лексикографии: Дис. д-ра. филол.наук: 10.02.01. -Сыктывкар, 1991. 438 с.
73. Загоровская, О.В. Семантика диалектного слова: Учебное пособие по спецкурсу / О.В. Загоровская. Сыктывкар, 1989. - 60 с.
74. Звонков, А.П. Современный брак и свадьба среди крестьян Тамбовской губернии Елатомского уезда / А.П. Звонков // Сборник сведений для изучения быта крестьянского поселения России. -М., 1898.-ВЫП.1.-С. 35-43.
75. Зеленин, Д.К. Великорусские говоры с неограниченным и непереходным смягчением задненёбных согласных в связи с течением позднейшей колонизации / Д.К. Зеленин. Спб: Тип. А.В. Орлова, 1913. - 544 с.
76. Зеленин, Д.К. Очерки русской мифологии / Д.К. Зеленин. -Спб, 1916.-С. 10-215.
77. Зеленин, Д.К. Женские головные уборы восточных славян (русские)/Д. К. Зеленин//Slavia. -1926. -№2. -С. 337-339; 1927.- № 3. С. 290-293.
78. Зеленин, Д.К. К вопросу о русалках // Д.К. Зеленин. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 1901 1913 / Вступ. ст. Н.И. Толстого. М.: Индрик, 1954. - С.230-298.
79. Зеленин, Д.К. Обрядовое празднество совершеннолетия девицы у русских // Д.К. Зеленин. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 1901 -1913 / Вступ. ст. Н.И. Толстого. М.: Индрик, 1994.1. С.179-192.
80. Зеленин, Д.К. Русские народные обряды со старой обувью // Д.К. Зеленин. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 19011913 / Вступ. ст. Н.И. Толстого. М.: Индрик, 1994. С. 214-229.
81. Зобнин, Ф. Усть-Ницынская слобода Тюменского уезда Тобольской губернии / Ф. Зобнин // Живая старина. 1898. - Вып. II. -С. 117-157.
82. Иванов, В.В. Избранные труды по семиотике и истории культуры / В.В. Иванов. -М.: «Языки русской культуры», 1999. -T.I -912 с.
83. Иванова, М.И. Классы наречия в говорах Тамбовской области / М.И. Иванова // Диалектология и фольклор Тамбовского края. -Тамбов, 1989. С. 53-60.
84. Иванова, М.И. Особенности употребления наречий в разговорной речи (на материале тамбовских говоров) / М.И. Иванова // Опыт исследования Тамбовского края. Тамбов, 1985. - С. 88-95.
85. Ивлева, Л.М. Ряженье в русской традиционной культуре / Л.М. Ивлева. СПб.: Росс, ин-т истории искусства, 1994.- 236 с.
86. Игнатьева, Т.И. Народный свадебный костюм как образ русской культуры второй половины XIX века: Дис. канд. философ, наук: 09.00.13.-М., 2000.-156 с.
87. Исенко, С. Крестьянские рубахи / С. Исенко // Народное творчество. 1991. - № 3. - С. 27-31.
88. История нашего края. Воронеж: Центрально-чернозёмное книжное изд-во, 1968. -175 с.
89. История Тамбовской области. Воронеж: Центральночернозёмное книжное изд-во, 1971. - 142 с.
90. Калашникова, Н.М. Народный костюм в контексте традиционной российской культуры: Дис.докт. философ, наук: 09.00.13. Спб., 1999.-426 с.
91. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. XIX-начало XX в.в. Зимние праздники. М.: Наука, 1973. - 351 с.
92. Кальницкая, A.M. Свадебные песни Тамбовской области / A.M. Кальницкая // Диалектология и фольклор Тамбовского края. -Тамбов, 1989.-С. 105-137.
93. Кальницкая, A.M. Содержательные аспекты феномена «Среднерусский» и тип народных традиций Тамбовской области / A.M. Кальницкая // Наш край Тамбовский. Тамбов, 1991. - С. 129-132.
94. Клокова, Л.Н. Некоторые особенности склонения существительных среднего рода в говорах Тамбовской области / Л.Н. Клокова // Диалектология и фольклор Тамбовского края. -Тамбов, 1989. С. 38-44.
95. Клокова, Л.Н. Некоторые особенности форм, множественного числа существительных в говорах Тамбовской области / Л.Н. Клокова // Экология языка и речи. Межвуз. сб. науч. трудов. -Тамбов, 1991.-С. 103-106.
96. Клокова, Л.Н. О типе склонения на -а в говорах Тамбовской области / Л.Н. Клокова // Опыт исследования южнорусских говоров Тамбовского края. Тамбов, 1985. - С. 93-95.
97. Коготкова, Т.С. Русская диалектная лексикология (состояние и перспективы) / Т.С. Коготкова. М.: Наука, 1979. - 311 с.
98. Концова, М.В. Архаическая лексика в воронежских говорах (на материале названий одежды) / М.В. Концова // Фольклор и литература: проблемы изучения. Сб. статей. Воронеж: ВГУ, 2001.-С. 185-191.
99. Кочин, Г.Е. Материалы для терминологического словаря древней России / Г.Е. Кочин. M.-J1., 1937. - С.45-49.
100. Красикова, Н.Д. Символизация как логико-психический лингвистический процесс / Н.Д. Красикова // Функциональное и системно-типологическое изучение языка и литературы. М., 1984. - С. 106-113.
101. Крестьянская одежда населения европейской части России (XIX -начало XX в.в.). Определитель. М.: Сов. Россия, 1971. - 264 с.
102. Крушевский, Н.В. Очерки науки о языке / Н.В. Крушевский. -Казань, 1883.-98 с.
103. Кубрякова, Е.С. Семантика производного слова / Е.С. Кубрякова // Аспекты семантических исследований. М.: Наука, 1980. - С. 81155.
104. Кудряшова, Р.И. Лексика, обозначающая женскую одежду, в перечисленных говорах / Р.И. Кудряшова // Семантика языковых единиц: Доклады V Международной конференции. М.: Изд-во «Физкультура, образование и наука», 1996. - Т. I. - С. 81-83.
105. Кузнецова, Э.В. Лексикология русского языка: Учебное пособие для филологических факультетов университетов / Э.В. Кузнецова. 2-е изд. испр. и доп. М.: Высшая школа, 1989. - 216 с.
106. Куфтин, Б.А. Материальная культура русской мещеры / Б.А. Куфтин. М., 1926. - 4.I. - С. 47-100.
107. Ларин, Б.А. Проект древнерусского словаря (принципы, инструкции, источники) / Б.А. Ларин. М.-Л., 1936, - 175 с.
108. Лебедева, Н.И. Народный быт в верховьях Десны и верховьях Оки. Ч. I: Народный костюм, прядение, ткачество / Н.И. Лебедева.-М., 1927.
109. Лукьянова, Н.А. Лексико-семантическая группа «человек ленивый» в диалектной системе (опыт семантического анализа) / Н.А. Лукьянова // Русская лексика в историческом и синхронном освещении. Новосибирск: Наука, 1985. - С.58-79.
110. Лукьянова, Н.А. Экспрессивная лексика разговорного употребления. Проблемы семантики / Н.А. Лукьянова. -Новосибирск: Наука, 1986.-231 с.
111. Лыжова, Л.К. Диалектная лексика со значением одежды и обуви в южнорусских говорах (на материале воронежских говоров) / Л.К. Лыжова // СОЛА- 1976. М., 1977. - С. 219-221.
112. Макаревич, М.И. Консонантизм говора села Сосновки Мордовского района Тамбовской области / М.И. Макаревич // Опыт исследования южнорусских говоров Тамбовского края. -Тамбов, 1985.-С. 128-131.
113. Максимов, С.В. Крестная сила. Нечистая сила. Неведомая сила: Трилогия / С.В. Максимов. Кемеровское книжное изд-во, 1991. -351 с.
114. Маслова, Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX начала XX в.в. / Г.С. Маслова. - М.: Наука, 1984. - 216 с.
115. Маслова, Г.С. Одежда / Г.С. Маслова // Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. М.: Наука, 1987. - С.259 -292.
116. Материалы к лингво-фольклорному атласу Тамбовской области / Авт.-сост. А.С. Щербак, Л.Н. Клокова, И.В. Поповичева. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2000. - Вып. 2. - 75 с.
117. Материалы к лингво-фольклорному атласу Тамбовской области / Авт.-сост. А.С. Щербак, Л.Н. Клокова, И.В. Поповичева. Тамбов: Изд-во Тамб. ун-та, 2001. - Вып. 3.-127 с.
118. Махрачева, Т.В. Номинация обрядовой одежды в говорах Тамбовской области / Т.В. Махрачёва // Всероссийская научная конференция «Духовная культура: проблемы и тенденции развития». Тезисы докладов. Сыктывкар, 1994. - С. 18-20.
119. Махрачева, Т.В. Материалы к описанию погребально-поминального обряда Тамбовского края / Т.В. Махрачёва // Откуда есть пошла земля тамбовская / Под ред. канд. ист. наук, доц. Пирожкова Г.П. Тамбов, 1995. - Вып. 4. - С. 15-17.
120. Махрачева, Т.В. Моделирующая функция обрядового термина / Т.В. Махрачёва // Слово: Материалы международной конференции (2-4 октября). Тамбов: Изд-во ТГУ, 1995. - С. 205-208.
121. Махрачёва, Т.В. Лексика и структура погребально-поминального обрядового текста в говорах Тамбовской области: Дис.канд. филол. наук: 10.02.01.-Тамбов, 1997. -Т.1. -222 е.; Т. 2.-207 с.
122. Медведева, А.В. Символическое значение как тип значения слова (на материале русских и английских обозначений обиходно-бытовых ситуаций, предметов и явлений материальной культуры): Дис. кан. филол. наук: 10.02.01. Воронеж, 2000. - 187 с.
123. Мельничук, А.С. Значение и содержание лингвистических единиц различных уровней / А.С. Мельничук // Теоретические проблемысемантики и её отражения в одноязычных словарях. Кишинёв: Штиица, 1982. - С.67-74.
124. Мерцалова, М.Н. Поэзия народного костюма. 2-е изд. Перераб. и доп. / М.Н. Мерцалова. М.: Молодая гвардия, 1988. - 224 с.
125. Мизис, Ю.А. Заселение Тамбовского края в XVII-XVIII веках / Ю.А. Мизис. Тамбов, 1990. - 107 с.
126. Милованов, М. Масленица. Рассказ из сельского быта / М. Милованов // Тамбовские епархиальные ведомости. Тамбов, 1900. - № 8. - С.239-249, № 9. - С.263-272.
127. Миллер, Н. Везде ты, сарафан, пригождаешься / Н. Миллер // Наука и жизнь. 1986. - № 12. - С. 124 - 126.
128. Миронова, Г.М. Народная одежда в древнерусском языке. Дис. канд. филол. наук: 10.02.01. Киев, 1978. 228 с.
129. Моисеева, В.А. Названия одежды и тканей в говоре русских старожильческих поселений / В.А. Моисеева // Ангаро-ленские говоры. Иркутск, 1972. - С.46-47.
130. Моисеева, Л.С. Словарь диалектных глаголов Тамбовской области / Л.С. Моисеева. Тамбов: ТГУ, 1998. - 59 с.
131. Наумов,"В.Г. Явление мотивации слов на морфологическом уровне / В.Г. Наумов // Актуальные проблемы русистики: Сб. статей / Под ред. Т.А. Демешкиной. Томск: Изд-во Томского унта, 2000. - С. 85-96.
132. Нестерова Н.Г. К проблеме соотношения значения и смысла слова / Н.Г. Нестерова // Актуальные проблемы русистики: Сб. статей / Под ред. Т.А. Демешкиной. Томск: Изд-во Томского унта, 2000.-С. 91-96.
133. Новиков, Л.А. Семантика русского языка: Учебное пособие / Л.А. Новиков. М.: Высшая школа, 1982. - 272 с.
134. Носова, Г.А. Традиционные обряды русских: крестины, похороны, поминки / Г.А Носова // Этнологический альманах. Антропология.
135. Культурология. Социология. М.: Центр прикладной этнографии; Институт этнологии и антропологии РАН. - 1993. - № 6. - С. 82103.
136. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 ООО слов и фразеологических выражений / Российская академия наук, Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд. Дополненное / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
137. Осипова, Е.П. Наименования одежды в рязанских говорах (этнолингвистический и этногеографический анализ): Дис. канд. филол. наук: 10.02.01. М., 1999.-454 с.
138. Оссовецкий, И.А. Лексика современных русских народных говоров / И.А. Оссовецкий. М.: Наука, 1982. - 200 с.
139. Паникаровская, Т.Г. Из наблюдений над лексикой одежды в вологодских говорах в связи с «Вопросником ОЛА» / Т.Г. Паникаровская // СОЛА: 1973. М. - 1973. - С. 248-250.
140. Панкеев, И.А. Обычаи и традиции русского народа 2-е изд., испр. / И.А. Панкеев. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999. - 542 с.
141. Пантюхина, Ю.А. Семная структура диалектных глаголов речи в орловских говорах / Ю.А. Пантюхина // Орловские говоры: Проблемы изучения. Сб. науч. трудов. Орел, 2001. - Вып.2. - С. 88-94.
142. Пискунова, С.В. Фонологическое описание говора села Вирятино Сосновского района Тамбовской области: Дисс. . канд. филол. наук: 10.02.01. Воронеж, 1982. - 253 с.
143. Пискунова, С.В. Лексика тамбовских говоров. (Материалы к словарю) / С.В. Пискунова // Опыт исследования южнорусских говоров Тамбовского края. Тамбов, 1985. - С. 104-122.
144. Пискунова, С.В. Диалектная лексика на территории Тамбовской области (материалы к словарю) / С.В. Пискунова // Диалектология и фольклор Тамбовского края. Тамбов, 1989. - С. 61-94.
145. Пискунова, С.В. Поэтизация русского слова в тамбовских говорах / С.В. Пискунова // Наш край тамбовский. Тамбов, 1989. - С.79-82.
146. Пискунова, С.В. Тамбовские говоры. Тексты (материалы для хрестоматии) / С.В. Пискунова, Л.Н. Клокова, Н.В. Каменская // Опыт исследования южнорусских говоров Тамбовского края. -Тамбов, 1985. С.152-163.
147. Пискунова, С.В. Говоры Тамбовской области. Тексты (материалы для хрестоматии) / С.В. Пискунова, Л.Н. Клокова, А.С. Щербак // Диалектология и фольклор Тамбовского края. -Тамбов, 1989. С. 138-152.
148. Пискунова, С.В. Словарь тамбовских говоров (духовная и материальная культура): Монография / С.В. Пискунова, Т.В. Махрачева, В.В. Губарева. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002. - 281 с.
149. Покровский, М.М. Избранные работы по языкознанию / М.М. Покровский. М.: АН СССР, 1959. - 383 с.
150. Попова, И.А. Лесостепной юго-восток (Орловская, Курская, Тамбовская, Пензенская, Воронежская губернии) / И.А. Попова // Крестьянская одежда населения европейской части России (XIX -начало XX). Определитель. М.: Сов. Россия, 1971. - С. 104-193.
151. Поповичева, И.В. Лексика родильно-крестильного обряда (на материале тамбовских говоров) / И.В. Поповичева // Слово: Материалы международной конференции (2-4 октября). -Тамбов: Изд-во ТГУ, 1995. С. 227-228.
152. Поповичева, И.В. Диалектная лексика как отражение духовной культуры народа / И.В. Поповичева П Филология и культура:
153. Тезисы международной конференции. Тамбов: Изд-во ТГУ, 1997. -С. 153-154.
154. Поповичева, И.В. Многозначность лексем «бабушка», «бабка» в тамбовских говорах / И.В. Поповичева // Слово II. Сборник научных работ. Тамбов, 1997. - С. 155-159.
155. Поповичева, И.В. О месте диалектной лексики в метаобрядовых текстах / И.В. Поповичева // Материалы конференции молодых ученых: Тезисы докладов. Тамбов: Изд-во ТГУ, 1997. - С.304.
156. Поповичева, И.В. Лексика, структура и семантика родильно-крестильного обрядового текста (на материале тамбовских говоров): Дисс. канд. филол. наук: 10.02.01. Тамбов, 1999. -245 с.
157. Православные праздники / Авт.- сост. А. Топорков. М.: СП «Корона» РИФ «Корона-принт», 1990. - 63 с.
158. Преображенский, А.Г. Этимологический словарь русского языка / А.Г. Преображенский. М.: ГИС, 1958. - 1284 с. •
159. Программа собирания сведений для Лексического атласа русских народных говоров. Спб. Изд. ИЛИ РАН, 1964. - 4.2. - С. 265-283.
160. Пушкарёва, Н. «Обморок» лягушки и «бараний окорок». История женской одежды за 10 веков / Н. Пушкарёва // Родина. 1995. - № 2. С. 18; № 7. - С. 22-23; № 8. - С. 20; № 10. - С. 32
161. Рабинович, М.Г. Одежда русских XVI-XVII в.в. / М.Г. Рабинович И Древнерусская одежда народов Восточной Европы. Материалы к историко-этнографическому атласу. М., 1986. - С.63-111.
162. Работнова, И.А. Русская народная одежда / И.А. Работнова. М., 1964.-53 с.
163. Раков, Г.А. Проблемы и методы исследования диалектной лексической семантики как системы. Дисс. док+. филолог, наук: 10.02.01. Томск, 1989. - 479 с.
164. Руделев, В.Г. Современные диалекты русского языка: Учебное пособие / Руделев В.Г. Тамбов, 1978. - 81 с.
165. Руделев, В.Г. Западнорусские вокалические системы и их причастности к говорам Тамбовского края / В.Г. Руделев // Диалектология и фольклор Тамбовского края. Тамбов, 1989. - С. 7-37.
166. Руделев, В.Г. Золотой корень: Необыкновенные истории русских слов / Руделев В.Г. Тамбов, 1992. - 58 с.
167. Русские. Историко-этнографический атлас. Земледелие. Крестьянское жилище. Крестьянская одежда. Середина XIX -начало XX века. Карты. М., 1967. - с.536-538.
168. Русский народный костюм. Л., 1984. -222 с.
169. Русский православный обряд крещения / Сост. П. Кузьменко. М.: Букмэн, 1996. - 174 с.
170. Русский традиционный костюм: Иллюстративная энциклопедия / Авт.-сост.: Н. Соснина, И. Шангина. Спб.: Искусство, 1998. - 400 с.
171. Седакова, О.А. Обрядовая терминология и структура обрядового текста: Погребальный обряд восточных и южных славян. Дис. канд. филол. наук: 10.02.01. М., 1983. - т. 1. - 190 с.
172. Село Вирятино в прошлом и настоящем. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1958.-278 с.
173. Симина, Г.Я. К характеристике лексико-семантической системы диалекта (по материалам пинежского говора) / Г.Я. Симина // Вопросы семантики. Межвузовский сборник. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1974. - Вып. 1.-е. 88-107.
174. Славянские древности. Этнолингвистический словарь /Под ред. Н.И. Толстого. М.: Международные отношения, 1991. - Т.1. - 584 е.; 1999.-Т.2.-704 с.
175. Словарь русских народных говоров / Под ред. Ф.П. Филина. Л.: Наука, 1965-1992-Вып. 1 -27.
176. Словарь современного русского литературного языка: В 18 томах.- М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1950-1965.
177. Смирницкий, А.И. Лексикология английского языка / А.И. Смирницкий. М.: Иностранная литература, 1956. -260 с.
178. Соколова, В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов / В.К. Соколова. М.: Наука, 1979. - 286 с.
179. Сороколетов, Ф.П. Очерки по русской диалектной лексикографии / Ф.П. Сороколетов, О.Д. Кузнецова. Л.: Наука, 1987. -229 с.
180. Срезневский, И.И. Материалы для словаря: Учебное пособие / И.И. Срезневский. М.: Просвещение, 1975. -272 с.
181. Степанов, Ю.С. Основы общего языкознания: Учебное пособие / Ю.С. Степанов. М.: Просвещение, 1975. -272 с.
182. Степанова, Н. Одежда для счастья / Н. Степанова // Свет: Природа и человек. 1999. - № 2. - С. 72-75.
183. Стернин, И.А. Проблемы анализа структуры значения слова / И.А. Стернин. Воронеж: ВГУ, 1979. - 155 с.
184. Стернин, И.А. Лексическое значение слова в речи / И.А. Стернин.- Воронежское издательство Воронежского университета, 1985. -170 с.
185. Судаков, И.В. Русская бытовая лексика XVI-XVIIb.b. в динамическом и функциональном аспектах: Дис. докт. филол. наук: 10.02.01. Вологда, 1985. - т. 1. - 369 е.; т. 2.-287 с.
186. Судаков, И.В. Семантика и география названий сарафанов и понёв на материале русской письменности XVI-XVII в.в. / И.В. Судаков // История русского языка и ' лингвистическое источниковедение. М.: Наука, 1987. - С. 211-219.
187. Сурганова, Г.А. Русские шали и платки в городском женском костюме XIX в. Сб. тр. № 6 НИИХП / Г.А. Сурганова. М.: Легкая индустрия, 1972. -201 с.
188. Тамбовский фольклор, 1941.-324 с.
189. Терещенко, А.В. Быт русского народа / А.В. Терещенко. М.: Русская книга, 1999. - Ч. II, III. - 336 с. Ч. IV, V. - 336 с. Ч. VI, VII. -312 с.
190. Толстая, С.М. Славянский и балканский фольклор. Народная демонология / С.М. Толстая. М.: Индрик, 2000. - С. 52-95.
191. Толстой, Н.И. Язык и народная культура: Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике / Н.И. Толстой. М.: Индрик, 1995. -509 с.
192. Толстой, Н.И. Без четырех углов изба не строится (Заметки по славянскому язычеству) / Н.И. Толстой // Славянский и балканский фольклор. Народная демонология. М.: Индрик, 2000. - С. 9-24.
193. Торопчина, Л.В. Наименования народной женской одежды в русском языке XIX века: Автореф. дис. канд. филол. наук: (10.02.01) Торопчина Людмила Васильевна; Моск. гос. пед. институт им. В.И. Ленина. М., 1983. - 12 с.
194. Трубачев, О.Н. Ремесленная терминология в славянских языках (этимология и опыт групповой реконструкции) / О.Н. Трубачев. -М.: Наука, 1966.- 416 с.
195. Усманова, Э.Р. Головной убор и его статус в погребальном обряде / Э.Р. Усманова, А.А. Ткачев // Вестник древней истории. 1993. -№ 2. - С. 75-83.
196. Усов, П.С. Живописная Россия. Отечество наше в его земельном, историческом, племенном экономическом и бытовом значении. -Т. 7: Центрально-черноземная и Донско-каспийская степная область. Ч. 1.: Центрально-черноземная область / П.С. Усов.
197. Издание поставщиков его императорского величества тов-ва М.О. Вольф. Спб., 1900. -312 с.
198. Успенский, Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей / Б.А. Успенский. М., 1982. - с.43-45.
199. Уфимцева, А.А. Типы словесных знаков / А.А. Уфимцева. М.: Наука, 1974.-206 с.
200. Ухмылина, Е.В. Названия старинной женской одежды нижегородских будаков / Е.В. Ухмылина // Исследования и материалы по русской древнеславянской языковой истории. Межвуз. сб. Горький, 1975. - Вып. 1. - С.72-82.
201. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка / М. Фасмер.- Спб.: Азбука, 1996. Т.1. - 573 е.; Т.2. - 671 е.; Т.З. - 830 е.; Т.4.- 860 с.
202. Федоров, А.И. Внутренняя форма слова и фразеологического оборота как средство выражения признаков понятия и образного представления / А.И. Федоров. Изд-во СО АН СССР. Сер. общест. наук, 1969. - № 6. - Вып. 2. - С. 5-12.
203. Филин, Ф.П. О лексике древнерусского языка / Ф.П. Филин // Вопросы языкознания. 1982. - № 2. - С. 3-17.
204. Фурсова, Е.Ф. «Целительные» свойства рубах русских крестьян / Е.Ф. Фурсова // Изв. Сиб. Отделения АН СССР. История, филология, философия. 1992. - Вып. 1. - С. 49-54.
205. Челюбеева, Н.В. Особенности взаимодействия качественно-предикативного и субстантивного классов в диалектной речи / Н.В. Челюбеева // Диалектология и фольклор Тамбовского края. -Тамбов, 1989. С. 45-52.
206. Черданцева, Т.З. Знак и его образы / Т.З. Черданцева. М.: Международные отношения, 1977. - 168 с.
207. Чижикова, Л.Н. Традиционная женская одежда русских: По материалам Нижедевицкого района Вологодской области / Л.Н.
208. Чижикова // Полевые исследования института этнографии 19801981 г.г.-М., 1984.-С. 11-21.
209. Чижикова, Л.Н. Развитие народной одежды в селах Тамбовской области XX в. / Л.Н. Чижикова // Итоги полевых исследований. / Отв. ред. З.П. Соколова. М., 2000. - С. 102 -119.
210. Чичеров, В.И. Зимний период русского национального земледельческого календаря XVI-XIX в.в. Очерки по истории народных верований / В.И. Чичеров. М., 1957. - 236 с.
211. Шмелев, Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики (на материале русского языка)/Д.Н. Шмелев М.: Наука, 1973.- 280с.
212. Щербак, А.С. Из этнографической лексики Тамбовского края. Дубае / А.С. Щербак // Опыт исследования южнорусских говоров Тамбовского края. Тамбов, 1985.-С. 139-141.
213. Щербак, А.С. Лапти в обрядах и обычаях тамбовских крестьян / А.С. Щербак // Наш край Тамбовский. Материалы к областной научно-практической конференции краеведов. Тамбов, 1989. -С. 107-111.
214. Щербак, А.С. Бытовая лексика в говорах Тамбовской области (одежда): Дис. канд. филол. наук: 10.02.01. Тамбов, 1991. -222с.
215. Щербак, А.С. Лексика одежды в тамбовских говорах / А.С. Щербак. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 1999. - 57 с.
216. Щербак, АС. Тамбовские говоры в прошлом и настоящем (диалектологический очерк) / А.С. Щербак. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 1999. - 73 с.
217. Языковая номинация. М., 1977. - 85 с.
218. Языкознание. БЭС. / Под ред. Н.В. Ярцевой. М.: Большая российская энциклопедия. 1998. - 682 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.