Обряд колядования как текст - структура, семантика, лексика, классификация колядок и овсеней: На тамбовском материале тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.01, кандидат филологических наук Калмыкова, Елена Владимировна

  • Калмыкова, Елена Владимировна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2003, Тамбов
  • Специальность ВАК РФ10.02.01
  • Количество страниц 207
Калмыкова, Елена Владимировна. Обряд колядования как текст - структура, семантика, лексика, классификация колядок и овсеней: На тамбовском материале: дис. кандидат филологических наук: 10.02.01 - Русский язык. Тамбов. 2003. 207 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Калмыкова, Елена Владимировна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1.

ОБРЯД КОЛЯДОВАНИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ.

1.1. Структура и типы обряда колядования.

1.2 Значение момента одаривания в обряде.

1.3. Святочные обрядовые угощения и их происхождение.

1.4. Элемент ряжения в обряде и его смысл.

1.5. Колядование в контексте святочной обрядности.

Выводы.

ГЛАВА 2.

КОЛЯДКИ И ОВСЕНИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ.

2.1. Колядки типа «жилище».

2.2. Овсени типа «жилище».

2.3. Кумулятивные колядки и овсени.

2.4. Колядные песни типа «хозяина нет дома».

2.5. Колядные песни, адресованные отдельным членам крестьянской семьи.

Выводы.

ГЛАВА 3.

ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ ОБРЯДА КОЛЯДОВАНИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ.

3.1. Общая характеристика лексики и фразеологии обряда как тематической группы.

3.2. Компонентный состав тематической группы «Лексика и фразеология обряда колядования».

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Обряд колядования как текст - структура, семантика, лексика, классификация колядок и овсеней: На тамбовском материале»

В последние годы заметно усилился интерес к вопросам изучения традиционной народной культуры славян. Это связано, в частности, с новым подходом анализа этого круга проблем, основанного на понимании фактов архаической народной культуры как одного из основных источников этногенетических исследований. Именно такой подход обеспечил более пристальное внимание к фольклорно-этнографическим фактам конкретных локальных традиций, которые в своем многообразии в разных зонах и при разной форме сохранности способны дополнить друг друга, создавая при этом надежную базу для реконструкции системы древнеславянских поверий и обрядов.

Важное место в изучении данной проблемы в ряду гуманитарных наук обретает этнолингвистика. Реконструирование духовной культуры славян возможно только при наиболее полном изучении обрядов, верований народа как в прошлом, так и в современном их состоянии.

Особое значение приобретает при этом материал, характеризующийся большей устойчивостью и традиционностью формы. И таким материалом является календарный цикл обрядов. Обряды, несмотря на значительную степень разрушенности и неизбежных эволюционных преобразований, сохранили отдельные элементы весьма архаических структур и глубинной мифологической семантики.

Зимняя обрядность, сгруппированная в основном вокруг праздничного рождественско-новогоднего цикла, особенно отличается устойчивой повторяемостью всех ее главных компонентов в разных этнографических зонах.

Наиболее значительное место в зимнем цикле празднеств занимает обряд колядования, в силу разнообразия составляющих его элементов.

Объект и предмет исследования. Объектом данного исследования является фрагмент духовной культуры русского народа — тамбовский вариант обряда колядования, представляющий собой неотъемлемую часть календарной обрядности жителей Тамбовского края, его терминологическое оформление, акциональная, функциональная стороны, а также исследование и классификация зимних обходных песен, без которых невозможно полностью представить структуру и значение обряда.

Актуальность исследования. В современной фольклористике, диалектологии, этнолингвистике все большую популярность приобретает представление о духовной культуре народа как о системе локальных традиций. Чтобы выстроить эту систему, выявить общие закономерности формирования явлений духовной культуры, необходимо четко представлять ареалы бытования этих явлений. Важное значение в этой связи имеют исследования культурных региональных традиций.

Актуальность исследования определена характером самой информации: стремление общества к самопознанию привело его к повышенному вниманию к изучению традиционной культуры, в частности, празднично-обрядовой сферы, а также к стремлению сохранить формы культуры, прошедшие многовековой путь. Своим исследованием мы вносим вклад в развитие регионалистики, предполагающей учет и сохранение языкового своеобразия традиционных обрядовых текстов.

Степень изученности темы. Изучение старых русских бытовых, крестьянских праздников во многих отношениях поучительно и полезно. Оно интересно не только для специалистов по этнографии и фольклору, но и для каждого, кто ближе хотел бы узнать свой народ и его жизнь в прошлом. Изучение календарных праздников началось с 19 века. В древнерусской письменности, в летописях, поучениях, указах и распоряжениях церкви и правительства можно встретить упоминания о праздниках, которые дают возможность составить представление о более древних их формах и судить о степени распространенности.

Первый большой труд, посвященный этому вопросу, «Русские простонародные праздники и суеверные обряды» (1837-1839), принадлежит И.М Снегиреву. Эта работа не содержит теории, а только описывает те или иные крестьянские праздники и обряды.

Труды И.П. Сахарова чрезвычайно многочисленны: «Песни русского народа» (1838), «Обозрение славянорусской библиографии» (1849) и др. Для нас наибольшее значение имеет капитальный труд «Сказания русского народа» (вып.З, 1841). Седьмая книга второго тома посвящена народному календарю («Русская народная годовщина») и разделена на две части: «Народный дневник» и «Народные праздники и обычаи», где содержится описание праздников.

Третий крупный труд, посвященный народным праздникам, - «Быт русского народа» принадлежит А.А. Терещенко (1847-1848).

Попытка научно объяснить происхождение праздников и обрядов содержится в работах ученых, представленных так называемым мифологическим направлением в изучении фольклора, крупнейшими представителями которого в России были Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев и А.А. Потебня.

Материалы о колядовании представлены во всех этих и других основных работах по этнографии восточных славян. Колядованию посвящены главы в фундаментальных трудах В.И. Чичерова, В.Я. Проппа и др.

В современных исследованиях обрядовые традиции входят в область этнолингвистики, изучающей «язык в аспекте его соотношения с этносом» (Толстой, 1995, с.21).

Обязательными принципами современных исследований по обрядовой народной культуре стало рассмотрение обряда как организованного целого, невербального текста, выраженного семиотическим языком культуры и изучение обрядовой терминологии в широком экстралингвистическом контексте.

Образцы подобных исследований представлены в работах Н.И Толстого, И. А. Морозова, JI.H. Виноградовой и др.

Изучение обряда колядования на тамбовском материале представляет продолжение сбора, систематизации и научной интерпретации диалектной подсистемы данного региона. Результаты исследования тамбовских говоров отражены в работах С.В. Пискуновой, В.Г. Руде лева (1978, 1992, 2001), А.С.Щербак (1989, 1991), Л.Ю. Евтихиевой (1991, 1995), Т.В. Махрачевой (1997), Л.С.Моисеевой (1998), И.В. Поповичивой (1999), П.Н.Алпатовой (2002)и др.

Материалы по колядованию представлены во всех основных этнографических работах, также сведения о нем включены в учебники по народной культуре, фольклору. Но, несмотря на обилие материалов, посвященных этому обряду, многие вопросы нельзя рассматривать как решенные. Так, например, до сих пор нет единого мнения о том, что подразумевается под термином «коляда». Во-вторых, последние исследования В.Г. Руделева ставят под сомнение ставшее уже догмой мнение о чисто языческом характере праздника. В-третьих, отсутствие основательных работ регионального характера затрудняет общую систематизацию материала по русскому колядованию. Научные работы, в которых локальные варианты обряда колядования будут описаны детально, помогут решению фундаментальных проблем о сущности их происхождения и значения.

Новизна исследования. В данной работе впервые предпринимается попытка воссоздать целостную картину структуры обряда колядования, обобщается и осмысливается материал по тамбовскому варианту обряда. Вариант тамбовского обряда колядования до этого не был предметом отдельного исследования. Тамбовский вариант обряда анализируется в контексте других русских вариантов, а также выявляются и осмысливаются его специфические черты.

Цели и задачи. Основная цель исследования - составить целостное представление о структуре и семантике тамбовского варианта обряда колядования на общеславянском фоне, а также систематизация и классификация сопровождающих этот обряд песен.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

1. представить описание тамбовского варианта обряда колядования с инвентаризацией всех его компонентов;

2. выявить общие и специфические черты тамбовского обряда колядования, проанализировать отдельные характерные элементы обряда;

3. выявить специфику и классифицировать зимние обходные песни Тамбовского края;

4. проанализировать лексику, обслуживающую обряд колядования с точки зрения семантики, грамматики.

Методы исследования. Обрядовая терминология - это не только часть национального русского языка, но и область, тесно связанная с этнографией, культурой народа. Вне этих сфер осмыслить обрядовую терминологию невозможно, а для ее исследования только лингвистических методов недостаточно. Поэтому наряду с лингвистическими методами (описательным, сравнительно-сопоставительным, этнолингвистическим) в работе мы использовали приемы семиотики и этнографии (например, приемы семиотического анализа явлений языка и культуры, приемы оппозитивных противопоставлений).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Тамбовский вариант обряда колядования (в этнолингвистическом и диалектном планах) принадлежит в основном к южнорусскому типу, но выделяются в нем и севернорусские черты.

2. В зимней обрядности колядования присутствуют элементы похоронно-поминального, свадебного комплексов. Включение этих элементов в обряд колядования основано на сходной семантике «перехода», наличествующей у колядования как праздника. «Переход» представлен различными аспектами: социальными, возрастными, темпоральными. Наличие элементов других комплексов отразилось на тематике колядок и овсеней Тамбовского края.

3. Лексика и фразеология обряда колядования представляют древнейший пласт общерусской лексики, восходящей в основном, к праславянским корням. Это связано с древностью и консервативностью рассматриваемого обряда.

4. Тематическая группа «Лексика и фразеология обряда колядования» представляет собой систему, отражающую структуру самой обрядности. Для этой системы характерно наличие лексико-фразеологических групп («Названия обрядовых действий», «Названия обрядовых реалий», «Хрононимы», «Названия обрядовых персонажей», «Названия вербальных обрядовых компонентов»).

Источниковедческая база. Сведения об обряде колядования, существующем на территории Тамбовской области, представлены эпизодично, отрывочно и не позволяют воссоздать целостную картину обряда. По этой причине в основу данной работы положены данные этнолингвистических экспедиций 1999-2002 гг., в которых принимали участие сам автор работы, студенты и преподаватели филологического факультета ТГУ им. Г.Р.Державина. В ходе экспедиции было исследовано 17 районов Тамбовской области.

В качестве дополнительного материала использовались источники разного рода: материалы по общевосточнославянской и русской духовной культуре, монографии по русской духовной культуре, в качестве сравнения использовались материалы книги из серии «Календарные обычаи и обряды в странах Зарубежной Европы.» (1977). Также были использованы словари: этимологические, исторические, этнолингвистические, диалектные (В .И .Даль «Толковый словарь живого великорусского языка», М. Фасмера «Этимологический словарь русского языка», «Словарь русских народных говоров» под редакцией Ф.П. Филина и др.).

Практическое значение работы. Материалы данного исследования дополнят информацию о праздниках и обрядах русских. Лингвистические данные могут быть использованы для составления словарей, в учебном процессе при проведении лекционных и практических занятий в курсах «Русская диалектология», «Лингвистическое краеведение», «Этнолингвистика», в спецкурсах по обрядовой культуре, написании курсовых и дипломных работ.

Данный материал может быть использован работниками культурно-просветительских учреждений, так как возрождение народных традиций поможет нашим соотечественникам глубже понять свой народ, его историю, культуру.

Апробация. Основные положения диссертации были представлены в виде выступлений на научно-практической региональной лингвистической конференции «Экология языка и речи. Слово в школе» (г. Тамбов, 2000), на Международной научной конференции «Филология и культура» (г. Тамбов,

10

2001), использованы в ходе диалектологической практики со студентами ТГУ им. Г.Р. Державина, а также в работе со студентами педагогического училища №2 г. Тамбова. По теме диссертации опубликовано 5 работ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложений, в которые вошли тексты зимних обходных песен (колядки, овсени), записанные на Тамбовщине, программа-вопросник для собирания сведений по теме: «Святочный цикл обрядов: обряд колядования», карты. Общий объем диссертации составляет 206 страниц машинописного текста, из них 40 страниц занимает приложение.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русский язык», Калмыкова, Елена Владимировна

Выводы

1. Тематическая группа «Лексика и фразеология обряда колядования» -древнейший, исторический пласт общенародной лексики. Компоненты этой группы направлены на древнейшее мифопоэтическое понимание природы и места человека в ней. В рассматриваемую нами группу входят слова различных частей речи, а также фразеологизмы. Основным признаком для них является соотнесенность к одной понятийной зоне.

2. Тематическая группа «Лексика и фразеология обряда колядования» представляет собой систему. Для этой системы характерно наличие следующих лексико-фразеологических групп: 1. Хрононимы, 2. Названия обрядовых персонажей, 3. Названия обрядовых реалий, 4. Названия вербальных обрядовых компонентов, 5. Названия обрядов и обрядовых действий.

Термины-хрононимы разнообразны по составу: это однословные простые {Коляда, святки, сочельник) и составные наименования (святые вечера, рождественский сочельник). Преобладают составные наименования. Основная роль в образовании терминов-хрононимов принадлежит прилагательным (щедрый вечер). Однако это влечет за собой лексико-грамматические и лексико-семантические изменения (утрачиваются признаки качественности, отсутствуют степени сравнения).

Лексико-семантические группы «Названия обрядовых реалий», «Название обрядовых персонажей», «Название вербальных обрядовых компонентов» немногочисленны. В их состав входят обрядовые термины, специфические (коляда, мехоноша, колядники, козули, коровки и т.п.), межобрядовые (ряженые, родители и т.п.). В этих группах преобладают субстантивы и субстантивные формы.

Лексико-семантическая группа «Названия обрядов и обрядовых действий» по своему составу немногочисленна, но значима. Практически каждый существующий обряд Тамбовской области имеет несколько названий, которые употребляются параллельно. Но названия эти различаются лексически, грамматически или мотивационно (обряд колядования: колядовать, славить Коляду, кликать Коляду, различного рода шествия: козу водил, кобылку водить; развлечения: игрища, гулянья, гулючки; катание на лошадях: ездить поездом, ездить обозом, главный ритуал утра Нового года - посевание, сеяние дома зерном). Так, в термине «горки обкатывать» мотивационной основой служит катание с гор. А при катании на лошадях важным компонентом смысла оказывается езда «поездом», «обозом», то есть несколькими санями в ряд. В терминах провожать душечек, проводы духов-опекунов наблюдается тождественное употребление в термине глагола и адъективной формой глагола.

Термины, обозначающие игровое поведение, практически находятся между обрядовыми терминами и нетерминологической лексикой, так как широко употребляются в литературном языке и характеризуются своей неспецифичностью

3. В целом лексика и фразеология обряда колядования да и всех святочных обрядах Тамбовской области является исконной, восходит к праславянским корням и представляет собой общерусский пласт. Это связано с древностью рассматриваемого обряда.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе был собран и рассмотрен материал, касающийся обряда колядования Тамбовской области. Анализ этнографических описаний, полевых материалов позволил составить описание Тамбовского варианта обряда колядования с инвентаризацией всех его компонентов, которое может быть использовано для включения в полные описания русской обрядовой традиции. Использованные общерусские сведения об обряде помогли определить особенности Тамбовского варианта колядования.

Как можно было заметить, наиболее архаические элементы колядования удалось обнаружить в сфере самых обрядовых действий, в некоторых деталях ритуальной обстановки и в комплексе поверий, связанных с ними.

Рассмотрение обряда колядования как текста подразумевало описание внешнего действия - обрядности как системы акциональных категорий, прочтение смысла обрядов и обрядовых действий, определение их семантики. В работе выделены основные акциональные блоки обряда колядования и их семантика.

Кроме хорошо известных и характерных для колядования элементов, можно назвать ряд мотивов о «приходе издалека» и отраженный в текстах аспект ритуального одаривания. Именно эти мотивы сохранили следы былой связи обряда с текстом, будучи сопоставленными с этнографической характеристикой структуры обряда, помогли раскрыть первоначальный смысл ритуального зимнего обхода как инсценирования прихода духов из «иного мира» с целью получения специальной обрядовой пищи.

Именно с манистическим характером колядования связаны такие его черты, как ночное время обхода, одаривание через окно (ср. роль «печного или дымного» окна в одаривании), специфический облик святочных ряженых (горбатость, хромота, чернение лица сажей), особенности их поведения (нарочитое изменение голоса или молчаливость).

Вместе с тем изучение манистического аспекта колядования показало сложность и неоднозначность функции обходных ритуалов. По крайней мере две из них можно было заметить на материале святочных обходов: приход душ умерших в свои дома, чтобы получить специально заготовленную обрядовую пищу и принести благословение дому и хозяйству (рождественское ночное колядование), и приход с целью изгнания и очищения дома после их посещения (новогоднее утреннее щедрование).

В связи с различием этих функций возникает много вопросов, требующих еще дальнейших исследований: на кого возлагались обязанности ритуального очищения дома и выпроваживания душ? Почему часто эту роль выполняли те же ряженые?

Однако уже сейчас можно высказать предположение, что колядование не было случайным элементом святочного цикла. Как показал краткий анализ основного круга зимних обычаев, их объединяет в единое целое поминальный характер: почти все многообразие обрядовых форм, запретов и поверий группируется вокруг следующих этапов: подготовка и приглашение необычных «гостей» (приготовление обрядовых блюд, выпечка хлеба), приглашение к столу (специальные словесные формулы, обычай оставлять лишнее место за столом и лишнюю ложку и т.д.), приход ряженых, момент одаривания их и, наконец, «проводы родительских душ».

Анализ обряда колядования, с одной стороны, и выяснение связи обряда и текста (песенного и приговорного) - с другой, предпринимается в работе для историко-генетического характера - изучения обрядовых истоков и эволюции формирования колядного репертуара. Этот круг вопросов решается на основе разграничения песенных групп, т.е. отдельно рассматриваются колядные величания для семьи в целом, для каждого члена отдельно и т.д.

Колядный текст рассматривается не сам по себе, а в контексте целого комплекса сопутствующих элементов: акциональной стороны обряда, кратких приговорных клише, традиционных поверий, форм ритуальных ограничений и поверий и т.д.

Для территории Тамбовской области характерны следующие группы колядок и овсеней:

I. Песни, предназначенные для хозяев дома или всей семьи.

1. Колядные песни типа «жилище». Основная композиционная часть подобных колядок, овсеней содержит величание хозяйского дома, изображенного в виде трех сказочно богатых и красивых теремов, в которых живут хозяин, хозяйка и их дети, уподобляемые небесным светилам.

2. Кумулятивные (вопросно-ответные) колядки.

3. Колядные песни типа «хозяина нет дома», зачин которых обычно развивается в нескольких вариантах: а) хозяин уехал в поле сеять пшеницу; б) хозяин уехал суды судить, ряды рядить; в) хозяина звали пир пировать; г) хозяин уехал в город (на торг, на базар).

4. Колядные песни типа «(хозяину надо) дрова рубить - сына женить (дочь отдавать)».

П.Песни, предназначенные для какого-то отдельного члена семьи. Наиболее четко выделяются овсени для парней и девушек.

А) Колядные песни для холостого парня.

Величание холостого парня обычно состоит из двух главных образов, каждый из которых можно выделить в отдельную подгруппу. а) Описывают кудри, служащие символом молодецкой доблести и здоровья. Кроме того, в ряде текстов упоминание о кудрях связано с мотивом брака (тип «кудри»). Мотив красоты молодецких кудрей сочетается с описанием других достоинств парня: аккуратности, учености и набожности, которыми восхищаются окружающие. б) Изображают молодца, сидящего на коне и едущего сражаться с врагами или просто демонстрирующего свою силу (тип «молодец на коне»).

Б) Колядные песни для девушек типа «коса». Некоторые песни этого типа представляют собой типичный мужской «холостой» овсень, в котором только имя парня заменено девичьим, а слово «кудри» - «косой». В других песнях девушка убирает свою косу, что нередко символизирует будущее ее замужество. б) Колядные песни типа «ягодка».

В подобных песнях обычно описывают достоинства величаемой. Анализ песенного репертуара позволил выявить широкое распространение колядок и овсеней на территории Тамбовской области, а также позволит констатировать наличие дифференцированных (т.е. отдельно для каждого члена семьи) колядок и овсеней. Но следует отметить, что подавляющее же количество колядок и овсеней относится к обобщенному типу песен (т.е. песни, исполняющиеся для семьи в целом). Индивидуализированные величания связаны с темой личных качеств человека, тогда как в песнях, адресованных хозяевам, на первый план выдвигается тема благосостояния семьи в целом. Однако между этими группами колядок и овсеней не было твердо закрепленных границ. Выявление основных мотивов и образов колядок и овсеней привело к выводу о совпадении их с поэтикой свадебных величаний. И совпадение это объясняется не простым переходом величаний из одного фольклорного жанра в другой, а тем, что свадебная и календарная поэзия адресовалась одним и тем же лицам, величание которых создается из устойчивого набора поэтических средств.

153

Основные особенности поэтики колядок Тамбовщины не выделялись нами в отдельную главу, а анализировались при рассмотрении каждого отдельного типа песен.

Имея в виду колядную поэзию в целом, можно сказать, что она использует довольно богатый арсенал поэтических средств: метафору, олицетворение, гиперболу, сравнение, различные украшающие эпитеты.

Анализ лексики и фразеологии обрядов колядования Тамбовской области выявил наличие следующих тематических групп: «Название обрядов и обрядовых действий», «Название обрядовых персонажей», «Названия вербальных обрядовых компонентов», «Хрононимы», «Названия обрядовых реалий».

В целом лексика Тамбовского колядования является исконной и восходит к православянским корням.

Дальнейшее направление исследования - изучение всего календарного цикла Тамбовской области, сопоставление его с русскими, восточнославянскими традициями, а также с обрядностью других славянских народов. Это поможет определить славянские и неславянские черты и особенности обрядов календарного цикла и тем самым поможет решению проблемы реконструкции древнейших форм культуры.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Калмыкова, Елена Владимировна, 2003 год

1. Алпатова П.Н. Тамбовская масленица как текст: семантика, символика итерминология обрядов (на общерусском фоне). Дисс.канд. филол. наук. Т., 2002.

2. Аникин В.П. Календарная и свадебная поэзия. М.: Изд-во МГУ, 1970.

3. Афанасьев А.Н. Народные русские легенды. Новосибирск, 1993.

4. Афанасьев А.Н. Народ-художник: Миф. Фольклор. Литература. М.:

5. Советская. Россия, 1986. С. 367.

6. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опытсравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифологическими сказаниями других родственных народов: В 2 т. М., 1994. Т. 1.С. 800, Т.2. С. 784.

7. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян.1. Л.: Наука, 1983. С. 176.

8. Байбурин А.К. Календарь и трудовая деятельность человека: (Русскийнародный традиционный календарь). Л.: 1989. С. 31.

9. Байбурин А.К. Коды обряда и их взаимодействие // Фольклор: Проблемысохранения, изучения, пропаганды: Тезисы науч.-практ. конф. М: Наука, 1988. С. 139-145.

10. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре: структурносемантический анализ восточнославянских обрядов // Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН. Спб. Наука, 1993. С. 240.

11. Баранникова Л.И. Русские народные говоры в Советский период (К проблеме соотношения языка и диалекта). Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1967. С. 206.

12. Бахвалова Т.В. Характеристика интеллектуальных способностей человека лексическими и фразеологическими средствами языка (наматериале Орловских говоров): Учеб. пособие. Орел, ОГПИ, 1993. С. 130.

13. Блинова О.И. Введение в современную региональную лексикологию: Мат-лы для спецкурса. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1973. С. 257.

14. Блинова О.И. Лексика обработки льна, прядения и ткачества в старожильческих говорах Томской области // Лингвистический сборник. Томск, 1964.

15. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.

16. Болотова Н.С. Об изучении ассоциативно-смысловых полей слов в художественном тексте // Русистика: Лингвистическая парадигма конца XX века. Спб., 1998. С. 242-247.

17. Бондаренко В.Н. Очерки Кирсановского уезда Тамбовской губернии // Этнографическое обозрение, 1890. Кн. 7. №4. С. 1-25.

18. Бондарко Б. Поверья крестьян Тамбовской губернии // Живая старина. Спб., 1890. Вып. 1.С. 115-121.

19. Буслаев Ф.И. Исторические очерки народной словесности и искусства. СПб.: Товарищество «Общественная польза», 1861. Т.1-2. Т.1. С. 643, Т.2. С. 429.

20. Буслаев Ф.И. Сравнительное изучение народного быта и поэзии // Русский вестник. 1872. №10. С. 645-727.

21. Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М.: Наука, 1978 г. С. 239.

22. Веселовский А.Н. Историческая поэтика / Под ред. В.М. Жирмунского. Л., 1940.

23. Виноградов В.В. Об основном словарном фонде и его словообразующей роли в истории языка // Лексикология и лексикография. Избранные труды. М.: Наука, 1977. С. 47-69.

24. Виноградова Л.Н. Заклинательные формы в календарной поэзии славян и их обряды и истоки //Славянский фольклор. М., 1978. С. 7-26.

25. Виноградова JI.H. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян. Генезис и типология колядования. М.: Наука, 1982. С. 256

26. Виноградова JI.H., Толстая С.М. Символический язык вещей: веник (метла) в славянских обрядах и верованиях // Славянский язык народной культуры. Балканские чтения. 2. М., 1993. С. 3-37.

27. Винокур Т.Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц. М., 1980. С. 237.

28. Вятский фольклор. Народный календарь. Котельнич, 1995.

29. Гальковский К.М. Борьба христианства со остатками язычества в Древней Руси. Харьков, 1916. Т. 1-3.

30. Горбунов П.Я., Герикова Т.П., Прокудина Т.Н. Особенности лексики жителей Тамбовской области // Краткие очерки по русскому языку. Курск, 1966. Вып. 2. С. 194-199.

31. Гордиенко Н.С. Крещение Руси: факты против легенд и мифов. JL: Лениздат, 1984. С. 294.

32. Гура А.В. Символика животных в славянской традиции. М.: Индрик, 1997. С. 910.

33. Гурский А.И. Белорусские зимние песни-колядки и щедровки (по записям XIX- нач. XX в.). Автореф. дис. .канд. фил. наук. Минск, 1978.

34. Гурский Антон Иванович. Зимняя поэзия белорусов. По записям XIX-XX вв. Минск: Наука и техника, 1980. С. 167.

35. Диалектология и фольклор Тамбовского края / Под ред. В.Г.Руделева. Тамбов: ТГПИ, 1989. С. 162.

36. Дубасов И.И. Очерки из истории Тамбовского края. М., 1883. Вып. 1. 263 е.; 1883. Вып. 2. 150 е.; 1884. Вып. 3. 191 е.; 1889. Вып. 5. 197 е.; 1897. Вып. 6. 159 с.

37. Дубровина С.Ю. Введение в славянскую филологию: Учеб.-метод. пособие. Тамбов: ТГУ, 1999. Ч.З. С. 83.

38. Евтихиева Л.Ю. Структура и термины свадебного обряда, на Тамбовских говоров. Дис.канд. филол. наук. Саратов, 1991. Т. 1. с. 267.

39. Елеонская Е. Гаданье под Новый год в Козельском уезде. // Этнографическое обозрение. 1910. №2-3.

40. Еремина В.И. Историко-этнографические истоки общих мест причитаний // Русский фольклор: поэтика фольклора. Л., 1981. Т. 21.

41. Еремина В.И. Ритуал и фольклор. Л.: Наука, 1991. С. 206.

42. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. С. 159.

43. Журавлев А.Ф. Домашний скот в поверьях и магии восточных славян. Этнографические и этнолингвистические очерки. М.: Индрик, 1994. С. 254.

44. Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М.: Книга Принтшоп, 1950. С. 607.

45. Завойко Г.К. Верования, обряды и обычаи великороссов Владимирской области,//Этнографическое обозрение. 1914. №3-4.

46. Завойко Г.К. Колыбельные и детские песни и детские игры у крестьян Владимирской губернии, // Этнографическое обозрение. 1915. Вып. 1-2.

47. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография М.: Наука, 1991. С. 507.

48. Зеленин Д.К. Избранные труды. Очерки русской мифологии. Умершие неестественною смертью и русалки. М., 1995. Вып. 1.

49. Зеленин Д.К. Народный обычай греть покойников // Сборник Харьковского историко-филологического общества. 1909. Т. 18.

50. Зернова А.Б. Материалы по сельскохозяйственной магии в Дмитровском уезде, // Советская этнография. 1932. №3. С. 15-52.

51. Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования славянских древностей. М.: Наука, 1974. С. 342.

52. Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы. М.: Наука, 1965. С. 246.

53. Иванова М.И. Особенности употребления наречий в разговорной речи, // Опыт исследования южнорусских говоров. Тамбов, 1985. С. 88-95.

54. Ивлева JI.A. Ряженье в русской традиционной культуре. СПб., 1994. С. 236.

55. Ильинский Я. Коляда во Владимирской губернии Вязниковского уезда, // Живая старина, 1898. Вып. 3-4.

56. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы XIX -начало XX века. Исторические корни и развитие обычаев. М.: Наука, 1983. С. 224.

57. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. XIX -начало XX века. Зимние праздники. М.: Наука, 1973. С. 351.

58. Кальницкая A.M. Содержательные аспекты феномена «Среднерусский» и тип народных традиций Тамбовской обл. // Наш край Тамбовский: Тезисы докладов 2-ой краеведческой конф. Тамбов, 1991. 1992. С. 129132.

59. Каменский И. Церковно-народный месяцеслов на Руси И.П. Калинского. М., Назрань: ACT, 1997. С.235.

60. Карпухин И.Е. О поэтическом содержании русских величальных песен, // Проблемы художественного метода в русской литературе. М., 1973.

61. Карский Е.Ф. Белорусы. Язык белорусского народа. М., 1955. Вып.1 Исторический очерк звуков белорусского языка.

62. Китова С.А. Традиционная и современная поэзия весеннее-летних календарных обрядов Волынского Полесья. Автореф. дис. канд. фил. наук. Киев, 1976.

63. Клименко А.П. Ассоциативное поле и текст // Функционирование и развитие языковых систем. Минск, 1990. С. 44-46.

64. Козлов Х.П. Собрание простонародных слов Тамбовской губернии. 1847.

65. Колпакова Н.П. Русская народная бытовая песня. М Л., 1962.

66. Коринфский А.А. Народная русь. М.: Современник, 1901. С. 724.

67. Криничная Н.А. Лесные наваждения. Мифологические рассказы и поверья о духе-«хозяине» леса. Петрозаводск, 1994. С. 58.

68. Круглов Ю.Г. Календарные обряды и обрядовая поэзия в Калужской области,// Советская этнография. 1977. №4.

69. Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. М.: Просвещение, 1982. С. 272.

70. Круглый год: народный календарь // Сост. М.Ф. Андреева. СПб.: Агропромиздат, 1997. С. 559.

71. Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора. М.: Просвещение, 1981. С.221.

72. Лазутин С.Г. Русские народные песни. М., 1965.

73. Лебедева Е.А., Пискунова С.В. О некоторых названиях игр в говорах Тамбовской области // Наш край Тамбовский: Тезисы докладов 2-ой областной краеведческой конф. Тамбов, 1991. С. 115.

74. Лобков Г.В. «Сдоблянисе на святки кудесам» (Вологодское ряжение) // Живая старина. 1995. №2. С.38-40.

75. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Изд-во, 1970. С. 384.

76. Макаренко А.А. Сибирский народный календарь в этнографическом отношении. Восточная Сибирь. Енисейская губерния // Записки Русского географического общества по отделению этнографии. СПб., 1913.Т. XXXVI. С. 49.

77. Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. Новосибирск, 1903. С. 526.

78. Марков А.В. Что такое Овсень? // Этнографическое обозрение. 1904. №4. С. 50-65.

79. Махрачева Т.В. Лексика и структура погребально-поминального обрядового текста в говорах Тамбовской области. Дисс.канд. филол. наук. Тамбов, 1997. Т.1. С. 222.

80. Мизис Ю.А. Заселение Тамбовского края в XVII-XVIII вв. Тамбов, 1990. С. 107.

81. Миронов В.А. «Двенадцать месяцев». М., 1991.

82. Мифы народов мира: энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. С.А. Токарев. М.: Российская энциклопедия, 1997. T.I. С.71, Т.2. С. 719.

83. Моисеева JI.C. Словарь Тамбовской области. Тамбов: ТГУ, 1998. С. 59.

84. Москва православная: Церковный календарь. Январь / Сост. М.И. Вострышев и др. 1993. С. 432.

85. Народы и культуры: Русские / Под ред. В.А Александрова., Н.С Полищук., И.В Власова. М.: Наука, 1999.

86. Наши традиции: Крещение. Венчание. Погребение. Посты / Сост. П. Кузьменко. М.: Буклиэн, 1999. С. 375.

87. Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М., 1991.

88. Одинцов В.В. Стилистика текста. М: Наука, 1980. С. 264.

89. Опыт исследования южнорусского говора Тамбовского края. Тамбов, 1988 (3). С. 164.

90. Оуэн, Стюарт У. Словарь библейских символов: Пер. с англ. СПб.: Христианское общество «Библия для всех», 1997. С. 164.

91. Петропавловский А.И. «Коляды» и «Купало» в Белоруссии // Этнографическое обозрение, 1908, №1-2, С. 159.

92. Пискунова С.В. Диалектная лексика на территории Тамбовской области: Материал к словарю // Диалект и фольклор Тамбовского края. Тамбов, 1989. С. 61-94.

93. Пискунова С.В. Поэтизация русского слова в тамбовском говоре // Наш край тамбовский. Тамбов, 1889. С. 79-92.

94. Потебня А.А. О мифологическом значении некоторых обрядов и поверий. М.: Университетская типография, 1865. С. 310.

95. Потебня А.А. Обзор поэтических мотивов, колядок и щедровок // Русский филологический вестник. Варшава, 1886. Т. 16. С. 1-12.

96. Потебня А.А. Символ и миф в народной культуре, / Сост. A.JI. Топоркова. М.: Лабиринт, 2000. С. 480.

97. Потебня А.А. Слово и миф. М.: Правда, 1989. С. 622.

98. Православные праздники. М.: СП «Корона» РИФ «Корона Принт», 1990. С. 63.

99. Преображенский А.Г. Этимологический словарь русского языка. М., 1958.

100. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: ЛГУ, 1946. С. 340.

101. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. М., 1976.

102. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники (опыт историко-этнографического исследования). М.: Лабиринт, 2000. С. 192.

103. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М.: Наука, 1976. С. 325.

104. РожноваП.К. Радоница: Русский народный календарь. Обряды, обычаи, травы, заговор слова. М.: Дружба народов, 1992. С. 174.

105. Розов А.Н. Песни русских зимних календарных праздников (проблемы классификации колядок). Дисс.канд. филол. наук. Л., 1978.

106. Розов А.Н. Проблемы систематизации колядных песен в Своде русского фольклора., // Русский фольклор. Л., 1977. Т. 17.

107. Руделев В.Г. Воспоминания о Черной Земле: История слов, имен, народов. Тамбов, 1994. С. 136.

108. Руделев В.Г. Золотой корень: Необыкновенные истории русских слов. Тамбов, 1992. С. 58.

109. Руделев В.Г. Лексика жилища и жилищно-хозяйственного строительства южнорусского Рязанского говора. Дис.канд. филол. наук. Оренбург, 1958. С. 425.

110. Руделев В.Г. Прощай Масленица. // Вестник Тамбовского университета. 1999. Вып. 3. С. 48-54.

111. Руделев В.Г. Черные христиане // Этнография и фольклор Рязанского края / Первые Рязанские чтения. Рязань, 1996. С. 84-86.

112. Руделев В.Г., Поповичева И.В., Руделева О.А. «Делу время, а потехе -час» (этимолого-герменевтический этюд), // Вестник Тамбовского университета. 2002. Вып. 4. С. 51-54.

113. Русские народные песни: Сборник / Сост. А.Н. Розова. JL: Сов. Писатель, 1988. С. 464.

114. Русские: Семейный и общественный быт. М.: Наука, 1989. С. 251.

115. Русский месяцеслов: Православный календарь. Народные обычаи, обряды, поверия, приметы на все случаи жизни. Календарь хозяина / Сост. А. Байбародин. Иркутск, 1998. С. 539.

116. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1994. С. 606.

117. Сахаров И.П. Сказания русского народа о семейной жизни своих предков. СПб., 1849. Кн. 6. Т. 1-2. С. 611.

118. Седакова И.А. Лексика и символика святочно-новогодней обрядности болгар. Дис. канд. филол. наук. М., 1984. С. 264.

119. Селиванов В.В. Год русского земледельца (Зарайский уезд Рязанской губернии). // Сочинения В.В. Селиванова. Владимир, 1902. Т. 2.

120. Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под ред. Н.И. Толстого. М.: Международные отношения, 1995. Т.1. С. 584.

121. Словарь русских народных говоров / Сост. ред. Ф.П. Филин. М. Л., 1965 -1983. Вып. 1-19. и поел. вып.

122. Смирнов В.А. Купальская обрядовая поэзия восточных славян. Дисс.канд. филол. наук. М., 1978. С. 170.

123. Снегирев И. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. М., 1837-1899. Вып. 1-4.

124. Соболевский А.Ф. Великорусские народные песни. СПб., 1895-1902. Т. 1-7.

125. Сорокин Ю.А. Что такое прецедентный текст / Семантика целого текста. М.: Наука, 1987. С. 144-145.

126. Степанов Н.П. Народные праздники на святой Руси. 1899.

127. Сумцов Н.Ф. О свадебных обрядах преимущественно русских. Харьков, 1881. С. 206.

128. Сумцов Н.Ф. Символика славянских обрядов. М., 1996.

129. Сумцов Н.Ф. Хлеб в обрядах и песнях. Харьков, 1885. С. 120.

130. Терещенко А.В. Быт русского народа. М., 1847-1848. Т. 1-7.

131. Толстой Н.И. Фрагмент славянского язычества: Архаический ритуал-диалог // Славянский и балканский фольклор. М.: Наука, 1984. С. 572.

132. Толстой Н.И. Язык и народная культура: Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М.: Индрик, 1995. С. 500.

133. Топорков А.А. Домашняя утварь в поверьях и обрядах Полесья // Этнокультурные традиции сельского населения XIX-XX вв. М., 1990. С. 77-109.

134. Топорков A.JI. Теория мифа в русской мифологической науке XIX века. М.: Индрик, 1997. С. 456.

135. Тульцева Jl.А. Вьюнишники. // Русский народный свадебный обряд. Иссделования и материалы / Под ред. К.В. Чистова, Т.А. Бернштам. Л., 1978.

136. Тураева З.Я. Лингвистика текста. Текст: структура и семантика: Учебник. М.: Просвещение, 1986. С. 127.

137. Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983.

138. Успенский М.И. Обычай славить детей накануне Нового года, // Этнографическое обозрение. (1899) 1900. №4.

139. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: Пер. с нем. и доп. О.Н.Трубачева. Изд. 2-е. М, 1986 1987. Т.1 - 4.

140. Филин Ф.П. Исследование о лексике русских говоров (по материалам сельскохозяйственных терминов). М- Л.: Изд-во АН СССР, 1936. С. 208.

141. Филин Ф.П. О лексико-семантических группах слов // Очерки по теории языкознания. М.: Наука, 1982. С. 227-239.

142. Филиппов К. А. Лингвистика текста и проблемы анализа устной речи. Учеб. пособие. Л.: ЛГУ; 1989. С. 96.

143. Цивьян Т.В. О роли слова в тексте магического действия // Славянское и балканское языкознание. Структура малых фольклорных текстов / Отв. ред. С.М. Толстая, Т.В. Цивьян. М.: Наука, 1993. С. 111-121.

144. Человек текст - культура, / Отв. ред. Т.В. Матвеева, Н.А. Купина.

145. Чичеров В.И. Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI-XIX веков. (Очерки по истории народных верований). М.: Изд-во АН СССР, 1957. С. 236.

146. Чуистова Л.И. Древнейшее население Тамбовщины. Тамбов, 1982. С. 113.

147. Шанский Н.М, Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка. М., 1994. С. 67.

148. Шаховский В.И., Сорокин Ю.А., Томашева И.В. Текст и его когнитивно-эмотивные метаморфозы (межкультурное понимание и лингвоэкология). Волгоград., 1998.

149. Шейн П.В. Великоросс в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т.п. СПб., 1900. Т.1. Вып. 1-2. С. 836.

150. Щербак А.С. Тамбовские говоры в прошлом и настоящем Тамбова. Тамбов, 1999. С. 173.

151. Этимологический словарь славянских языков. Праславянский лексический фонд. / Под. ред. О.Н Трубачева. М., 1974-1992. Вып. 119 и поел. вып.

152. Якубинский Л.П. Язык и его функционирование. М.: Наука, 1986. С. 206.

153. Программа для собирания материала по святочному циклуобрядов

154. Как праздновался в данной местности цикл святочных праздников (сочельник, Рождество, канун Нового года, Новый год, Крещение). Запишите рассказ в целом.

155. Как назывался период от сочельника до Крещения или от сочельника до Нового года («коляды», «святые вечера»)?

156. Как назывался день накануне Рождества и следующий за ним? Какие приготовления к сочельнику делались по уборке и украшению хаты, «покрутного» угла? Не подвешивали ли к потолочной балке самодельных украшений из соломы? Как они назывались («паук»)?

157. Что готовили к ужину? Какие обязательные блюда и в каком количестве подавали на стол?

158. Какого рода хлебные изделия выпекались в качестве обязательных к святкам? Как они назывались (козульки, коровки, колядники)? Не готовили ли специальный хлеб для одаривания колядников или для скармливания скоту? Пекли ли блины и в какой день святок?

159. Был ли известен обычай, обвязывать фруктовые деревья соломенными жгутами? Кто это делал, в какой день святок и в какое время суток? Что при этом говорили? Не грозили ли срубить дерево, не замахивались ли топором?

160. Известно ли в этой местности поверие о том, что домашние животные в рождественскую ночь разговаривают между собой? Что вода в водоемах и колодцах превращаются в вино?

161. Не считалось ли раньше, что в Рождество или новогоднюю ночь ведьмы и нечистая сила могли особенно активно вредить людям и скоту? Какие были известны способы запреты от проникновения ведьм в дома? Какими способами можно было распознать ведьму?

162. Не помнят ли старый обычай подшутить в Рождество или новогоднюю ночь над соседями (украсть что-нибудь в шутку, спрятать, замазать окно глиной, заткнуть трубу и т. д.)?

163. Не было ли принято в какой-нибудь день святок жечь костры в саду (во дворе)? Как это действие называли?

164. В какой день святок (или несколько дней) нельзя было подметать в хате и почему?

165. Не считалось ли необходимым рано утром на Рождество или на новый год ходить к проточной воде (или колодцу), чтобы умыться для здоровья или принести воду домой для обрядового умывания всех членов семьи в доме?

166. Какие приметы и предсказания были связаны со звездным небом в рождественскую ночь? Какие другие приметы и предсказания о погоде и о будущем урожае известны.

167. Какой день (вечер, ночь) святочного периода считался лучшим временем для девичьих гаданий? Какие виды гаданий известны в данной местности? Известны ли гадания об урожае злаков, о приплоде скота, каким будет год?

168. Как назывался день накануне Нового года и сам Новый год («богатый вечор», «Новый год»)?

169. Чем отличался ужин накануне Нового года от рождественского? Как он назывался («богата куття»)? Что готовили к ужину? Была ли опять обязательна кутья?

170. Ходили ли утром на Новый год дети (или другие участники) с поздравлением и посевали ли при этом зерно? Как их приветствовали хозяева? Как называли таких посетителей?

171. Как назывался день накануне Крещения и само Крещение («водяно колядь, голодна куття»)? Какие обычаи и поверья связаны с этими днями?

172. Святили ли в этот период воду (в церкви, у реки)? Как ее в дальнейшем использовали?

173. Практиковались ли обычаи окропления жилья и людей «святой водой»? Не рисовали ли мелом кресты на дверях хаты? С какой целью это делалось?

174. Был ли известен обычай незаметно от всех набрать рано утром на Крещение воду из чужого колодца? Зачем это делалось?

175. Были ли раньше известны какие-нибудь специальные действия, которые бы назывались «изгнание кутьи», «проводы зимы»? и т. д. Колядование.

176. Подойдя к каждому дому, спрашивали ли у хозяев разрешение колядовать или сразу начинали петь? Каковы вступительные формулы?

177. Бывали ли случаи отказа со стороны хозяев колядовать им? Чем мотивировался отказ (например: «у нас уже была коляда», «хозяина нет дома»)? В каких домах нельзя было колядовать (например, там, где недавно кто-нибудь умер)?

178. Исполняли ли песню во дворе (под окнами) или входили в хату? Пели ли одну песню для всех членов семьи или больше? Кому персонально и в каком порядке (хозяину, хозяйке, парню, девушке)?

179. Запись колядных песен. Обратить внимание на обязательную фиксацию припевов колядных песен («Гей, коляда», «Щедрый вечер»).

180. Чем одаривали хозяева колядников? Не готовили ли заранее хлебные изделия специально для одаривания? Одаривали ли обычно в доме, через окно или выходя во двор?

181. Как относились хозяева к посещению колядников? Не считали ли , что от этого зависит хозяйственное благополучие (урожай, здоровье)? Не помнят ли поверия, что чем богаче одаришь колядников, тем большая прибыль будет обеспечена в будущем году?174

182. Как колядники благодарили за одаривание? Какие формулы угроз были известны на случай плохого одаривания (не грозили ли, например, «увести корову»)?

183. Не помнят ли каких-нибудь особенностей колядования хозяевам-новоселам, переехавшим в новый дом (можно ли было колядовать в таком доме, не следовало ли исполнять особые песни)?

184. В чем состояло отличие между святочными обходными обрядами «колядования» и «щедрования» (первый исполнялся на Рождество, второй на Новый год)? В какое время суток ходили те и другие? Какие песни исполнялись при щедровании?

185. Какие еще группы обходили с песнями дома в святочный период? Как они назывались («христославы со звездой»)? Были ли известны обходы с «козой», «медведем» и другими фигурами животных?

186. Когда последний раз, по памяти рассказчика, ходили колядовать в данном селе?

187. Тексты колядок, овсеней, благопожеланий, приговорок1. Тамбовской области

188. Нам капусты вашей мало, Дайте нам кусочек сало. Коляда!

189. К квашеной капусте, Добрый язык толстый. Коляда! Окажите ласку. Дайте нам колбаску Коляда!

190. Что болтать впустую, Дайте нам другую. Коляда!1. Не будьте так жадны,1. Хлеба сыру надо. Коляда!

191. Будь отец хороший, Дай немного грошей, Коляда!

192. В этот добрый час Давай нам колбас. Коляда!

193. А теперь уходим, Благодарность вам приносим,1. Коляда!

194. Уваровский район с. Н. Шибряй)

195. Твоя милость хороша, Домовой управитель, А не будь ты ленивый, Подай-ка нам Пряников бы хотьсколько. Коляда, Коляда!

196. Хлеба отсевного, И масла немного, Вели столы накрывать И тарелки подавать, Давай ужин сытный. Коляда, Коляда!

197. Пива бы напиться И повеселиться. Да того мало, Давай кусок сала. Чтоб елось с охотой, Дай червонец злотый! Гей Коляда, Коляда.

198. Ты хозяйка белолица, Домовая мастерица, Окажи нам ласку, Запеки колбаску. Как ее съедим, Поблагодарим. Гей Коляда, Коляда

199. Мучкапский район с. Чащино)

200. Что мелки звезды то детки его, Что темная туча - то жито его. А я коренечка - коренистое, А с соношенки - стебелистое, А с колосочка - колосистое.

201. А дай же, боже, пану хозяину Ой жить-быть, пиво варить, Пиво варить, сыновей женить. Дочек замуж отдавать. Добрый вечер, добрый вечер!

202. Колядки, колядки Пекли блины, оладки. В расписной вазочке, На вороном конечке.

203. Новый год настает, Пировать нас зовет. Коляда!

204. Охоту женатому, Хозяину дома. Коляда!

205. Неделя, неделя для коляд. Пан челяди не рад. Дай мне, пан, окорок, Мне твой хлеб уже горек, Дай мне, пан, колбаску, И я от тебя уйду. (Инжавинский район с. Грушевка)

206. Вели столы накрывать, А мы будем запевать. Коляда!

207. На столе, чтоб всего боле, Был петух в рассоле. Коляда!7. Пришла Коляда колядуючи.1. Эй Коляда!1. А за нею девки

208. Эй Коляда! Пошла коляда в одну хату.

209. Эй Коляда! А в этой хате кутью толкут.

210. Эй Каляда! Пошла Коляда в другую хату.

211. Эй, Коляда! А в этой хате серебро звенит.

212. Эй, Каляда! Пошла Каляда в третью хату.

213. Эй Каляда! А в этой хате сало шипит. Эй Коляда!

214. Пошла Коляда в четвертую хату.

215. Эй Коляда! И в этой хате сало шипит.

216. Эй Коляда! Пошла Коляда в пятую хату.

217. Эй Коляда! А в этой хате золото блестит.

218. Эй Коляда! Пошла Коляда в шестую хату.

219. Эй Коляда! А в этой хате колбасу пекут.

220. Эй Коляда! Колбасу пекут да и нам дадут, Хоть по маленькому кусочку, Чтоб любили парни вашу дочку.

221. Приехала Коляда с вечера, с вечера, Да привезла дудок решето, решето, Поставила на столе, на столе,

222. А сама села в углу, в углу. А вы, дудочки играйте, играйте.9.3а сеньми, сеньми там за новыми, Щедрый вечер, добрый вечер, Стоит светлица новорубленая, У той светлицы четыре окна, В первом оконце да ясное солнце,

223. В другом оконце да ясный месяц. В третьем оконце - да темная туча. Ясное солнце - то женка его,

224. То его деточки. (Жердевский район с. Карпов Хутор)

225. Ой, хозяин, наш домой идти час! (Кирсановский район с. Уваровщина)

226. Все ли овцы окотились, А баранчики родились? А барашки круторожки, Скачут они край дорожки. А ягнятки - длиноушки, Скачут они кругом грушки.

227. Пичаевский район с. Кутли)

228. Уродилась Коляда Накануне рождества. За горою за крутою, За речкою за быстрою1. Стоят леса дремучие,1. В тех лесах огни горят.

229. Таусень, Таусень! Дай блин, дай кишку, Свиную ножку, Всем понемножку! Неси не тряси, Давай не ломай!

230. Уметский район с. Масловка)

231. Огни горят пытающие, Вокруг огней люди стоят, Люди стоят колядуют. - Ой Коляда, Коляда, Ты бываешь, Каляда, Накануне торжества.

232. Сейте, сейте на новое лето! Зароди, боже, житопшеницу Ему с колоса осьмина, Из зерна ему коврига, Из полузерна пирог. Наделил бы вас господь И житьем и бытьем, И богатством, И создай вам господи, Еще лучше того!

233. Староюрьевский район с. Фроловка)

234. Если подадут У доброго мужика Родись рожь хороша, Колоском густа, Соломкой пуста! Если не подадут У скупого мужика Родись рожь хороша Колоском пуста, Соломкой густа.

235. И всякую пшеницу В поле ядром Во дворе добром В поле копнами На гумне стогами, В клети коровами.

236. Прилетела ласточка, Села на край оконца, Стала щебетать, Хозяина вызывать:- Выйди, выйдигосподарю, Посмотри ты на кошару.

237. Коляда, коляда! А бывает коляда Накануне Рождества! Коляда пришла -Рождество принесла! Подайте коровку -Маслену головку: На окне стоит, На меня глядит!

238. Подайте блинка -Будет печь гладка!

239. Вот дома, дома сам хозяин;

240. Хоть же он дома нам не кажется, Нам не кажется - прибирается! - Вставай с постели, открывай двери,

241. Застилай столы, клади пироги, Ой будет к тебе тройка гостей:

242. Коляда, коляда! Подавай пирога, Блин да лепешку, В заднее окошко!

243. Новый год пришел, Старый изгнал, Себя показал! Ходи народ, Солнышко встречать, Мороз прогонят

244. Первые гости жаркое солнце, Другие гости - дробен дождичек! Ой пройди, смочи жио-пшеницу, Ой пройди, пройди, в ночи, Ой смочи, смочи жито-пшеницу Жито-пшеницу, всякую пшеницу!- Ой, будь же здоров, да с Новым годом!

245. По бабьим грядкам, Таусень!

246. Чего козка ищет? Таусень! Я ищу брусочек?

247. Таусень! Зачем тебе брусочек?1. Таусень! Мне козу точить,1. Таусень! Зачем тебе косу?1. Таусень! Мне сено косить

248. Таусень! Зачем тебе сено? Таусень!- Корову кормити,1. Таусень!- Зачем тебе корову?1. Таусень!- Мне масло копити,1. Таусень!- Зачем тебе масло?1. Таусень!- Мне сына женити?1. Таусень!- Которого сына?1. Таусень!- Сына Константина!1. Таусень!

249. Коляда, коляда! - Мороз, мороз, Не бей наш овес! Лен да конопи,

250. Как хочешь, молоти! (Бондарский район с. Нащекино)

251. Ай во боре, боре Стояла там сосна -Зелена, кудрява, Ой овсень! Ой овсень! Ехали бояре, Сосну срубили, Дощечки пилили, Мосточек мостили, (Уметский район с. Сергеевка)

252. Сукном устилали, Гвоздями убивали, Ой овсень! Ой овсень! Кому же, кому ехать. По тому мосточку? Ехать там Овсеню -Да к Новому году!

253. Уж ты ягодка красна, Земляничка красна, Таусень! Отчего она красна? Во сыром бору росла.

254. Таусень! Уж ты, Катенька, умна1. Свет Ивановна умна!

255. Таусень. Отчего она умна? Что у батюшки росла.

256. Таусень! У сударыни матушки Нежилася,1. Таусень! Что и нежилася26. За речкой, за быстрою,

257. Таусень! Огни горят калиновые,

258. Таусень! Калиновы, малиновы!

259. Таусень! Промеж огней стоит скамья,

260. Таусень! На той скамье лежат гусли,1. Таусень!1. Лежат гусли неналаженные,

261. Таусень! А кому эти гусельки налаживать?

262. Таусень! А налаживать гусельки Гордеюшке!

263. Таусень! А Гордея-то сударя не случилося,1. Да лелеялася.1. Таусень!

264. Таусень! А уехал Гордей во Казань-город, Суды судить суженые,

265. Таусень! Ряды рядить ряженые,

266. Таусень! Он и батюшке ищет добра коня,

267. Таусень! Он и матери ищет шубу на золоте.

268. Таусень! Он и братцам-то ищет три луки,

269. Таусень! Три луки, кленовые (кленовые) стрелы.

270. Таусень! Он и сестрицам ищет золоты венцы.1. Таусень!

271. Пичаевский район с. Егоровка)

272. Ой Овсень! Ой Овсень! Походи, погуляй По святым вечерам, По веселым теремам!- Ой Овсень! Ой Овсень! Посмотри, погляди, Посети, ты взойди,1. К Филимонову на двор!- Ой Овсень! Ой Овсень! Посмотрел, поглядел, Ты нашел, ты взошел

273. К Филимону на двор! Ой Овсень! Ой Овсень! Как в средине Москвы Здесь вороты красны, Вереи все пестры; Ой Овсень! Ой Овсень!

274. Филимонов весь двор Обведен, затынен Кипарисным тыном; Ой, Овсень! Ой, Овсень!

275. Часты звезды их детушки! Ой, Овсень! Ой, Овсень!- Прикажи, сударь хозяин, ко двору прийти,

276. Уваровский район с. Подгорное)28. Ой, таусень, ой, таусёнь!1. Середи крыльца высокого,1. Ой, таусень, ой, таусень!

277. Тут стояла скамеечка серебряная,1. Ой, таусень, ой, таусень!

278. На скамеечке сидел тут Кирей-от со женой,1. Ой, таусень, ой, таусень!

279. Тут Кирей-от со женой — он и с Марфой со душой,1. Ой, таусень, ой, таусень!

280. Они думушку да все подумывают,1. Ой, таусень, ой, таусень!

281. Моршанский район с. Пеньки)29.- Что мои-то ясны очи заглядчивы:

282. Еще что они завидят, то на очи берут;

283. Что мелко мука овеяна мелко вытолчена,

284. Мелко вытолчена в сито высеяна! Что умна была дочь у честной вдовы,

285. У честной у вдовы умно выучена; Она в тереме сидела, В руках пялички держала, Все узоры вышивала!- Да наш Ванюшка добрый, Да наш Ванюшка добрый, Сшил себе кафтан модный: Не широкий, не узкий, На манер французский!

286. На Степанушке кудерушки, Да-ту-сень!

287. Да-ту-сень! Реки-озера разольются, Да не сами завивались, Да-ту-сень!

288. Да-ту-сень! А кудри не разовьются, Завивала ему матушка, Да-ту-сень!- Не ломай да все подавай, Да-ту-сень!

289. Да-ту-сень! Не рублем, не полтиною, Не тряси да все поднеси, Да-ту-сень!

290. Да-ту-сень! Золотою гривною, Не пора ли, сударь, игриц дарить, Да-ту-сень!

291. Усень коляда, За рекою - коза, Коза резаныя, Перерезанные. Хто сына родить -На коня посадить, По чистому полю прокатить. А ежели кто дочку родить, Червивую, шелудивую, -Открывай сундучек, Давай пятачок. (Тамбовский район с. Незнановка)

292. Ты позволь, сударь-хозяин,

293. Ты позволь, господин коляда!

294. Ты позволь, господин, Да ко двору пройти

295. Коляда! Ко двору прийти Да словце молвити

296. Коляда! Словце молвити, Да речь говорити1. Коляда!

297. Уж как наша-то Колядка Коляда, Коляда!

298. Не велика, не мала: В печи сидит

299. В двери не лезет, На нас глядит.1. А окошки ждут. Кто подаст

300. У того золотой глаз! Кто не подаст -У того коровий глаз!

301. Ой, каледа! Живут люди богатые, Гребут деньги лопатами, Гребут деньги лопатами, А дарят нас по копеечке, По полушечке.

302. Подай нам, хозяин, подачу Не малу не велику: Либо ставец круп, Либо денег рубль. Благослови-ко, хозяюшка, Пирожка из залавочки, Кокорички с полочки.

303. Инжавинский район с. Грушевка)

304. Как хозяйка выходила, по полтине выносила, Как хозяин выходил, по рублю нам выносил, Малы детки выбегали по копейке нам давали, А кухарка выбегала - с помелом нас выгоняла, Дедушка, да бабушка - пирожок да шанежку.

305. Давай вам бог Двенадцать коров, Тринадцать быков. Они на пойво идут

306. Они помыкивают, Они с пойва идут, Они поигрывают. Еще в поле-то Приростки,

307. На гумне-то примолотки, На столи спорыья, Рождеству ворота.

308. Тамбовский район с. Столовое)

309. Кто даст пирога, Тому двор живота. Кто не даст пирога, Полдвора живота.

310. А кто даст пирога, Тому двор живота. И коровушек, и телятушек, Жеребятушек, и ягнятушек,

311. Поросятушек и ребятушек! Тому корову за рога.1. А кто не даст пирога,

312. Уваровский район с. Н. Шибряй)

313. Коляда, Коляда, подавай пирога. Не подашь пирога, то корову за рога, А подашь пирога целый двор живота. Окол этого двора все шелкова трава, А на каждой на травинке по жемчужинке. Малы деточки, как звездочки. Вы подайте пирога.

314. Кто даст сочня -У того рожь хороша. Кто не даст сочня -У того рожь худа.

315. Тамбовский район с. Донское)

316. Блин да лепешку В заднюю окошку Кто не даст пирога, То корову за рога. Чушку за ушку, Свинью за макушку.

317. Похожу я, похожу По святым вечерам. Овсень, Овсень. Поищу я, поищу Там Иванов двор.

318. Сосновский район с. Перкино)

319. Овсень, овсень! Мы ходили, мы ходили По проулочкам, по проулочкам Мы искали, мы искали Государев двор, государев двор.

320. Овсень, овсень, ходи ко всем.

321. Как у нашего двора выросла трава,1. Трава шелкова-перешелкова

322. В траве сидит купа с дитяточками, с купяточками.

323. Овсень, Овсень. Кто не даст пирога Мы корову за рога, И быка за рога. Кто мало дарит, Тот дочь родит.

324. Паршивую, шелудивую. Кто много дарит, Тот сына родит Хорошего, прихожего. Открывайте сундуки Доставайте пятаки.

325. Коляда, коляда, Дома ли хозяин?

326. Коляда, коляда, Варены ли свиные ножки?

327. Коляда, коляда, Пекли ли лепешки? Коляда, коляда,

328. Начинены ли свиные кишечки?

329. Коляда, коляда, Готов ли потчевать?1. Из окна отвечают:- Дома.1. Из окна отвечают:- Пекли.1. Из окна отвечают:- Варены.1. Из окна отвечают- Начинены.1. Из окна отвечают:- Готов.

330. Овсень-дуда. Где была? Коней пасла. Где кони? - За воротами стоят. Где ворота? - Водой снесло. Где вода? - Быки выпили. Где быки? - За горы ушли. Где горы? - Черви выточили.

331. Где черви? Гуси выклевали. Где гуси? - В тростник ушли. Где тростник? - Девки выпололи. Где девки? - Замуж вышли. Где мужья? - В Казань ушли. Где Казань? - На столбе.

332. Коляда, коляда, Посконная борода Ты где была? Коней пасла. Чего выпасла? Коня в седле В золотой узде. А где конь? За воротами ушел. А где ворота? Водой унесло. А где вода? Быки выпили.

333. А где быки? В тростник ушли А где тростник? Девки выломали. А где девки? За мужьями ушли. А где мужья? Мужья померли. А где гробы? Гробы погнили.

334. Пичаевский район с. Кутли)

335. Самого-то хозяина дома нету: Еще хозяина дома нет?

336. Как уехал хозяин в Новгород Уехал хозяин в Новгород

337. Судов судить, рядов рядить. Суды судить и ряды рядить.

338. За суд берет по сто рублев, Сослал жене серебряный грош

339. За ряд берет по тысячи. Еще сослал золоту гривну

340. Как едя наш сударь из Новгорода Еще сослал золоты ключи,

341. Везет жене кунью шубу; Принимай сударь-хозяин,

342. Сыновьям везет по добру коню, Золоты ключи,

343. Дочерям везет по злату венцу. Отпирай, сударь-хозяин

344. Рассказовский район с. Хитрово) Золоту казну1. Оделяй, сударь-хозяин,1. Удалых молодцом.

345. Пошли мы славить Да куньей шубою.

346. К добру господину. Да все под атласом.

347. Добра господина Да все под зеленым.

348. В доме не случилось. Хозяюшку дарили,

349. Хозяина звали Да сорок собольев,

350. Во пир пировати. Да сорок сибирских.

351. Хозяюшку звали Сыновей они дарили

352. Во стол столовати. По добру коню,

353. Сыновей его звали Да по вороному.

354. Да на игрицо. Дочерей его дарили

355. Дочерей его звали Да по веночку,

356. Да на сходбище. Да по золотому.1. Хозяина дарили

357. У Ивана на дворе Ему пиво варить,

358. Стоят сорок коней. Ему сына женить.

359. Овсень, Овсень! Овсень, Овсень!

360. Стоят сорок коней. Ему сына женить

361. Ему в Москву ехать, Ивана Ивановича.

362. Ему солод закупать. Ему брать ли не брать

363. Овсень, Овсень! Авдотью Васильевну.

364. Ему солод закупать, Овсень, Овсень.

365. Мучкапский район с. Кулябовка)

366. Как у кочета головушка Она по полу не ходит

367. Краснехонька. И по лавкам не ступит.1. Ивана жена хорошенька.

368. Она по двору идет, Как лебедушка плывет.

369. Бондарский район с. Вердеревщина)

370. Как у солнышка лучи ясные. У Ильи-то у Васильевича кудри русые!

371. По плечам кудри расстилаются, Серебром кудри рассыпаются.

372. Как у месяца золотые рога, А у Ивана-то кудри русые Жемчугом кудри пересыпаны, Серебром русы перевиваны Он и вышел на улицу разгуляться. Тут ехали князья, бояре, Тому детищу дивовались Ах, и чье это мило детище? Ах, и чье это чадо родивое?

373. Не красно ли солнце породило? Не свет ли месяц поил, кормил? Не часты ли звезды взлелеяли? Ах, вы глупые, князья, бояри, Неразумные, люди добрые! Как породила его родна матушка, А поил, кормил родной батюшка, Взлелеяли няньки, мамки.

374. Староюрьевский район с. Вишневое)

375. Его русые кударушки по плечикам лежат, По плечам лежат, словно жар горят, Словно жар горят, да жениться велят.

376. Пора дрова рубить, да пиво варить. Да и пиво варить, да и Шурку женить. Да и Шурку женить, да и Тоньку замуж брать. Да и Тоньку замуж брать, да у Боковых взять, Да у Боковых взять, Чернышевым отдать.

377. Уваровский район с. Олыпанка)

378. Кудри русые по плечам лежат,

379. По плечам лежат, словно жар горят,

380. Словно жар горят, развиться хотят.

381. Как развиться разориться красну девушку

382. Красну девушку в новой горенке держать.

383. В новой горенке держать, киселем ее кормить,

384. Киселем ее кормить, молоком поить,

385. С киселем-то весела, с молоком-то молода.

386. Во соборе у Михаила Архангела

387. Зазвонили честну раннюю заутреню,

388. Честну раннюю заутреню воскресную.

389. Ото сну ли добрый молодец пробуждается,

390. От великия ль хмелины просыпается,

391. С пуховых ли перин поднимается,

392. И встает молодец со кроватушки.

393. Он ключевою водою умывается,

394. Тонким белым полотенцем утирается.

395. К дороге цветно платье снаряжается,

396. К божьей церкви молодец отправляется,

397. Что имени Иван сударь Степанович,

398. Со слезами молодец богу молиться,

399. Словно кресть — он кладет он по-писанному,

400. А поклон от кладет он по-ученому,

401. На все стороны четыре поклоняется,

402. В три ряду его кудри завивалися.

403. Во первый раз завивались чистым серебром,

404. Во второй раз завивались красным золотом,

405. Во третий раз завивались окатным жемчугом.

406. Как крестьяне-бояре сдивовались молодцу,

407. Молодецким его кудрям позавидовали.

408. Это чей такой, детинушка, удалой молодец,

409. Не зря ли тебя, молодца, спородила?

410. Не молодой ли светлой месяц воспоил да воскормил?

411. Не часты ли малы звезды возлелеяли тебя?

412. Как ответ держит Иван сударь Степанович:

413. Уж вы, глупые купцы, неразумные.

414. Спородит ли заря добра молодца? Воспитает ли удалого млад светел месяц? Неужели малы звезды возлелеивают? Спородила молодца родна матушка, Воскормил, воспоил родной батюшка, Возлелеяли меня родны сестрицы.

415. Уваровский район с. Лебяжье)

416. Ой, да не ясен сокол во поле увивается, Ты усень, ты усень, увивается.

417. Не служи королю, да служи белому царю, (Вариант: «нашему царю»).

418. Ты усень, ты усень, служи белому царю.

419. Да как у белого царя три беды стряслось,

420. Ты усень, ты усень, три беды стряслось

421. Три беды стряслось, три несносные.

422. Ты усень, ты усень, три несносные.

423. Вот как первая беда три церкви сгорело,

424. Ты усень, ты усень, три церкви сгорело.

425. Как вторая-то беда растопились все кресты,

426. Ты усень, ты усень, растопились все кресты.

427. Как и третья-то беда пошаталися палаты белокаменные,

428. Ты усень, ты усень, белокаменные.

429. Не пора ли вам, хозяин, за усенюшку платить,

430. Ты усень, ты усень, за усенюшку платить.

431. Или жбан молока, или блюдо киселя,

432. Ты усень, ты усень, или блюдо киселя.

433. Или каши горшок, или мясо кусок,

434. Ты усень, ты усень, или мяса кусок.

435. Или сена клок, или вилы в бок.

436. Ты усень, ты усень, или вилы в бок.

437. Сидят две девочки Они косы плетут

438. Приговаривают: Ты расти, расти коса, До шелкова пояса, До немецкого чулка, До черного башмака.

439. Ягодка красна, Земляничка красна Овсень!1. Машенька красна, умна,

440. Свет Ивановна! Попросилась Маша Во зеленый сад гулять,1. Во зеленый сад гулять,

441. Соловьев послушать. Соловьиные песенки, Девочка заманчивы, Обманут тебя, дитя, На чужую сторону, Ко чужому отцу, Ко чужой-то матери.62. Уж ты клюковка красна,

442. Мы курашкиных, Мы Степашкиных.19263. Уж ты ягодка красна,

443. Во сыром бору росла. Овсень, Овсень! Вот росла, росла, Росла,1. Больше возросла.1. Не пора ли, не пора ль

444. Нашу Машу сватать? Мы и свата пошлем, И другого пошлем, Мы и третьего

445. И по рукам убьем. Мы и Машу уведем Ко чужой матери, На чужую сторону, Ко чужому отцу!пошлем,

446. Кирсановский район с. Уваровщина)3. Карты

447. Название окна в обряде колядования.• «заднее» окошко ■ - «судьнее» окошко- «печное» окошко

448. Название обрядового печенья.• -«колядники» 1Ж1 «овсеньки» Ф - «калядашки» ■ - «коровки» Ж - «козульки»

449. Название обряда колядования.1. МОРШАНСХ1. СТАРОЮРЬЕВО

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.