Семантические и прагматические особенности структур с нулевой субъектностью: дискурсивно-семиотический аспект: На материале русской литературы I-й половины XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.01, кандидат филологических наук Немец, Георгий Николаевич
- Специальность ВАК РФ10.02.01
- Количество страниц 201
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Немец, Георгий Николаевич
Введение.
1. Нулевой субъект: семиотика и семантика.
1.10 понятии субъекта в лингвистике.
1.1.1 Субъект в семантической структуре предложения.
1.1.2 Нулевой субъект и его асимметризм.
1.1.3 Проблема нулевого анафорического субъекта и нулевого подлежащего в формальном и семантическом синтаксисе.
1.2 Регулярные морфологические знаки представления субъекта.
1.2.1 Типы значений личных местоимений в языке и речи.
1.2.2 Коммуникативный перенос и категория лица в речевом акте.
1.3 Нерегулярные способы представления субъекта.
1.4 Личность / безличность как грамматический знак представления субъекта.
1.4.1 Безличность, бесподлежащность, бессубъектность в языке.
1.4.2 Безличность и идея субъектной перспективы.
1.4.3 Дезагенсивность и инволюнтивность субъекта в безличных семантических структурах.
1.5 Нулевой субъект в системе понятий структурного синтаксиса.
1.5.1 Нулевой знак, его место и функции в структурной типологии знаков.
1.5.2 Разграничение понятий нулевой знак и нулевая единица в языке.
1.5.3 Разграничение понятий нулевой знак и эллипсис в структурном и семантическом синтаксисе.
1.5.4 Нулевой знак в структуре идеи субъектной перспективы высказывания.
1.5.5. Сравнительная семиология знаков структурной и семантической неполноты предложения.
Выводы.ГГ.
2. Нулевой субъект: онтология и прагматика.
2.1 «Образ автора» и его реконструкция.
2.2 Проблема субъекта в прагматике и в контексте различных прагматических теорий.
2.3 Субъект-преконструкт и его роль в дискурсе и интердискурсе.
2.4 Типы повествовательных дискурсов в структуре языковой личности писателя.
2.5 Методология дискурсивного анализа языковой личности с нулевым субъектным компонентом.
Выводы.
3. Нулевой субъект в художественных дискурсах языковой личности.
3.1 Нулевой субъект в художественно-прозаическом дискурсе.
3.1.1 Нулевой субъект в художественно-прозаическом дискурсе языковой личности И. А. Бунина.
3.1.2 Нулевой субъект в художественно-прозаическом дискурсе языковой личности М.А. Булгакова.
3.2 Нулевой субъект в художественно-поэтическом дискурсе.
3.2.1 Нулевой субъект в художественно-поэтическом дискурсе языковой личности Н.С. Гумилева.
3.2.2 Нулевой субъект в художественно-поэтическом дискурсе языковой личности А.А. Ахматовой.
Выводы.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК
Романтический текст в лингвопоэтическом аспекте: на материале художественной прозы и метапоэтик Г. фон Клейста2010 год, доктор филологических наук Серебряков, Анатолий Алексеевич
Текстовая актуализация когнитивно-речевого субъекта в научной и художественной коммуникации: на материале немецкого языка2009 год, доктор филологических наук Пелевина, Надежда Николаевна
Авторское сознание как базовая категория текста: Когнитивный аспект2001 год, доктор филологических наук Бутакова, Лариса Олеговна
Коммуникативные аспекты литературного нарратива2002 год, доктор филологических наук Попова, Елена Александровна
Структура, семантика, функции номинативных предложений в поэтическом языке М.И. Цветаевой2009 год, кандидат филологических наук Кочанова, Елена Николаевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Семантические и прагматические особенности структур с нулевой субъектностью: дискурсивно-семиотический аспект: На материале русской литературы I-й половины XX века»
Диссертационное исследование выполнено в русле дискурсивно-семиотического направления, предполагающего анализ структур текста с нулевым субъектным компонентом (далее - НСК). В рамках данной научной парадигмы предполагается интерпретация онтологических, семиотических, семантических и прагматических особенностей нулевых субъектов в структуре текста и в речевой деятельности языковой личности.
Актуальность работы определяется необходимостью дальнейшей разработки структурно-семантических исследований в синтаксисе, лингвистической интерпретации текста, а также активным развитием дискурсивного анализа в гуманитарных науках.
Объектом исследования в данной диссертации являются НСК в структурах художественных текстов, выступающих в роли семантико-прагматического организатора дискурсивных семиотических систем языковой личности.
Предметом исследования является семантическая структура предложения, погруженная в различные ситуации межличностного общения.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней определяются дискурсивно-семиотические особенности структур с НСК, впервые предпринята попытка их метаязыкового моделирования и сопоставления в языковых личностях различных типов; уточнены понятия «нулевой знак», «нулевой субъект», «дискурс», «дискурсивная ситуация», «субъектная перспектива», «повествовательная перспектива», «дискурсивно-семиотический анализ» и т.п.; определены связи нулевого знака и текста, нулевого субъекта и дискурса, а также нулевого субъекта и типов повествования / повествователя.
Методологической базой диссертации стали принципы теоретической лингвистики и семиотики (Бенвенист 1974, Балли 1955, Барт 1994; Сос-сюр 1977, 2000; Чесноков 1998), лингвистической прагматики (ван Дейк Т.А.
2000, Остин 1986, Серль 1986, Арутюнова 1999, Падучева 1996), анализа дискурса (Серио 1999, Отье-Ревю 1999, Пульчинелли-Орланди 1999), структурной лингвистики (Якобсон 1998), постструктуралистской и лингвокульту-рологической семиотики текста (Делез 1998, Фуко 1996, Деррида 2000, Кри-стева 2000; Бахтин 1996, 2000, 2000а; Лотман 1997, 2000; Успенский 2000), исследования языковой личности и языкового сознания (Караулов 1987, Ка-расик 1992, Немец 1993, 1999; Буянова 1996, Тхорик 2000), классической филологии (Виноградов 1963, 1971, 1997; Винокур 1997, Ларин 1997), а также теоретического и критического литературоведения (Жирмунский 1973, Эт-кинд 1997, Женетт 1998, Смирнов 2001).
Цель диссертационного исследования - моделирование структур текста с нулевой субъектностью и анализ их дискурсивно-семиотических характеристик.
В задачи работы входит:
1) рассмотрение семантической структуры предложения с НСК;
2) построение типологии НСК - нулевой субъектной перспективы,
3) определение онтологической и прагматической функций НСК в построении дискурса;
4) анализ роли НСК в формировании особенностей языковой личности пишущего субъекта.
Задачи изучения структур с НСК определили выбор материала исследования, который извлекался из текстов художественной литературы 1-ой половины XX века (Бунин 1980, 1983; Булгаков 1989, 1999; Платонов 1995; Гумилев 1990; Ахматова 1989, 1999).
Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в новом решении проблем определения и классификации НСК в структуре текста; в выявлении дискурсивно-семиотических факторов, влияющих на интерпретацию НСК; в обозначении особенностей функционирования структур текста с НСК как специфических речевых актов; в пересечении в точке НСК субъектной и повествовательной перспектив текста; в некотором влиянии НСК на дискурсивно-семиотическую структуру языковой личности.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что результаты исследования НСК, изложенные в ней, могут быть использованы при проведении семинарских занятий по изучению субъектной и повествовательных перспектив текста как особенностей его композиционно-стилистического оформления; при чтении специальных курсов по семиотике и методологии исследования дискурсивно-семиотических структур с нулевым субъектным компонентом.
Положения, выносимые на защиту:
1. Семиологическое направление данного исследования определяет синтезированное понимание субъекта: семантический субъект как компонент предложения может быть соотнесен с речевым контекстом ситуации высказывания и различными формами синтаксического выражения (подлежащее, дополнение, обстоятельство) и интерпретирован как асимметричный языковой знак. Предложение / суждение / высказывание, с точки зрения своей логической природы, невозможно без субъекта как такового.
2. В качестве знаков структурной и семантической неполноты предложения выделяем НСК, эллипсис и квазиэллипсис. Эллипсис представляет собой осколочный знак синтаксической структуры предложения, а квазиэллипсис -знак, иллюстрирующий «подрезание» структурного уровня семантической сущности предиката. НСК семантической структуры предложения - это реальный знак с имплицитным планом выражения, эксплицитным планом содержания и самостоятельной материальной протяженностью. Он может быть выражен как личным субъектом (нулевым местоимением), так и неличным (локатив, инфинитив, стихийный и стихийно-мифологический каузаторы). В этой связи безличность понимается как невозможность лица не только в контексте, но и в конситуации.
3. НСК выделяются на онтологическом и прагматическом уровнях: определены сфера бытия субъекта - тип повествования / повествователя (повествовательная перспектива текста) и прагматическим контекст - речевой акт, являющийся линейной реализацией конситуативно определяемого вида речевого жанра. НСК в структуре повествовательной перспективы -имплицитный (нулевой) повествователь формируется и функционирует как сильное проявление языковой способности индивида с семными компонентами «всеохватность», «всепричастность» и «компетентность», ввиду своей вторичности по отношению к системе языка.
4. НСК - ключевое дискурсивное слово, организующее определенный тип художественного дискурса как фрагмента языковой способности пишущего индивида. Дискурсивная ситуация как отражение диалектического взаимодействия механизмов материальных систем архива и языка актуализирована и специализирована благодаря НСК, который представляет собой сильную позицию субъекта.
Основные методы, применявшиеся в данном диссертационном исследовании, определяются как описательный, аналитический и метаязыковое моделирование.
Структура работы определяется спецификой исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК
Текстовые и дискурсные параметры литературного нарратива: на материале современной немецкоязычной прозы2009 год, доктор филологических наук Андреева, Валерия Анатольевна
Знаки авторства как средства вербальной манифестации смысловой сферы творческой языковой личности2013 год, доктор филологических наук Четверикова, Ольга Владимировна
Дискурсивное пространство поэтического текста: образное слово в русской лирике конца XVIII - начала XXI веков2009 год, доктор филологических наук Чумак-Жунь, Ирина Ивановна
Референционная динамика повествовательного дискурса2005 год, доктор филологических наук Данилова, Нина Константиновна
Метаязыковая рефлексия в текстах русского авангардизма 1910-20-х гг.2007 год, кандидат филологических наук Черняков, Алексей Николаевич
Заключение диссертации по теме «Русский язык», Немец, Георгий Николаевич
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 3
Художественный дискурс, в силу своей неоднородности, представлен в данном исследовании двумя подвидами: художественно-прозаический, характеризуемый как однородный / неоднородный с эксплицитным / имплицитным повествователем, и художественно-поэтический, определяемый эго-центричностью и автокоммуникативностью. Внутренний характер дискурса проявляется в отношении пишущего субъекта к изображаемой им реальности: при объектном поветвовании преобладает дискурс Автора, при субъектном - дискурс Другого, при «явно» или «конституально» неоднородном, субъектно-субъектном - Интердискурс.
Как свидетельствует анализ, в художественных дискурсах возможно выделение нулевых субъектных доминант языковой личности - регулярных способов выражения нулевой субъектности, отражающих определенный тип языковой личности.
В художественно-прозаическом дискурсе М.А. Булгакова доминирует аукториальная форма традиционного нарратива (господство 0 Змн). В то же
1 ) время присутствие эгоцентрических элементов у И.А. Бунина, порождающих «интимность» прозы, сближает нарративное повествование с лирическим.
В художественно-поэтическом дискурсе Н.С. Гумилева эгоцентрические элементы представляют собой замкнутые психоаналитические автореферентные переживания (что проявляется в господстве 0/Я и его репрезентантов), однако дискурс A.A. Ахматовой тяготеет к большей рациональности и референциальности, а переживания носят рациопсихоаналитический характер (что проявляется в стремлении адресанта-лирического героя к «двойному» диалогу - и с адресатом-персонажем, и с адресатом читателем: автокоммуникативность поэзии стремится к метакоммуникативности - создания общего кода между адресантом-лирическим героем и адресатом-читателем).
Таким образом, языковые личности М.А. Булгакова и И.А. Бунина противопоставляются традиционностью / нетрадиционностью нарратива, а A.A. Ахматовой и Н.С. Гумилева - рациональностью / иррациональностью переживаний.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Диссертационное исследование позволяет конкретизировать и специализировать понятие «нулевого знака» как семиотического феномена, который имеет семантическую (нулевой субъектный компонент) и прагматическую (экзегетический (имплицитный) повествователь) проекции. Дискурсив-но-семиотический анализ структур текста с нулевым субъектным компонентом представляет собой многоуровневую интерпретацию дискурса, учитывающую семиотику (асимметризм, самостоятельная материальная протяженность билатеральной структуры, противопоставленность другим реальным знакам и не-знакам), семантику (источник смысла семантической структуры, противопоставленность личных субъектов неличным, построение субъектной перспективы), онтологию (построение повествовательной перспективы, определение типа повествования / повествователей), прагматику (особенности структур с нулевым субъектным компонентом как типов речевых актов, социальные образы коммуникантов, характер высказывания, роль нулевого субъектного компонента в формировании прагматической ситуации), особенности дискурсивной ситуации (этапы формирования смысла в дискурсе данного типа и вида, раскрывающие индивидуальные особенности языковой личности пишущего субъекта).
Нулевой субъектный компонент представляет собой сильную позицию знака и в семиотическом, и в функциональном планах: при возрастании идеального (означаемого) и убывании материального (означающего) возникает возрастание его значимости, независимости от контекста и подчеркнутой субстанциональности. С другой стороны, доминанта означающего влечет за собой семантическую перегруженность, избыточность знака, что ведет к плеонастическому, фиктивному употреблению знака-субъекта.
Само понимание имплицитности / избыточности субъекта является штрихом к портрету языковой личности говорящего / пишущего: если в первом случае проявляется активная роль носителя языка, способного управлять его естественными законами (знание апперцептивной базы), то во втором случае - язык подавляет неумелого носителя.
Семиозис нулевой субъектности отсылает к референту, вычленяемому
I . либо из контекста (при сопоставлении с ненулевой субъектностью), либо из конситуации (если речь идет о нулевом неличном субъекте). Конситуативно выделяемые нулевые субъекты, по нашему мнению, способны отражать ми-фологизм мышления языковой личности, готовой признать свою вторичность по отношению к силам природы, к неживым предметам, в представлении говорящего принимающих антропоморфический характер.
Автор-повествователь имеет двойную семиотическую природу - одновременно он и конвенциональный знак (символ) - обладает условностью своего существования в тексте, и индексальный - в момент прочтения текста находится с читателем в состоянии пространственно-временной смежности. Имплицитный повествователь характеризуется «всеохватностью», «объективностью», «всепричастностью» и т.п. Будучи «отправленным в подтекст», он осуществляет свое скрытое влияние на текст (отнесение к определенному виду / типу дискурса / функциональному стилю), языковые личности персонажей (их объективированные оценки), читателя (необходимый для дешифровки текста определенный уровень «вертикального контекста» адресата) и указывает, с одной стороны, на богатство используемого языка, а с другой -на неповторимость способности пишущего индивида.
Замкнутость поэтического текста, отсутствие в нем конкретного адресата говорят о его психоаналитичности: любой знак - автореферентен, в нем связь между означающим и означаемым условна. Она приобретает значимость лишь при вытеснении бессознательного, создающего «эффект означающего». Прозаический текст, в отличие от поэтического, в достаточной степени объективирован. Адресант текста растворен в его структуре: повествователь «уверен» в своем читателе, рассчитывает на его сильную языковую способность в дешифровке текста.
Проза Бунина занимает промежуточное положение между лирикой и нарративом: лирический герой захватывает эгоцентрические элементы языка, повествователь эксплицируется через точку зрения Другого.
Нулевые субъектные доминанты представляют собой регулярные (характерные) проявления нулевой субъектности у исследуемых языковых личностей. Употребление тех или иных «нулей» свидетельствует о сильной позиции тех или иных «обнуляемых» прагматических субъектов: говорящего, слушающего, «других людей», различных проявлений стихии и т.п.
В ходе исследования (всего проанализировано около 300 реализаций нулевой субъектности) применялось сочетание лигвосемиотических и крити-ко-литературоведческих методик, позволивших, на наш взгляд, детально интерпретировать языковые способности исследуемых авторов.
Таким образом, активная роль носителя языка способна проявляться в употреблении им нулевых субъектных компонентов, с помощью которых го
I . ворящий субъект преодолевает зависимость от механизмов языка / речи и текста / дискурса, разумно ими управляя.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Немец, Георгий Николаевич, 2002 год
1. Апель К.-О. Трансцедентально-герменевтическое понятие языка // Апель К.-О. Трансформация философии. М., 2001.
2. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. М., 1976.
3. Арутюнова Н.Д. Семантическая структура и функции субъекта // Изв. АН СССР. Сер лиг. и яз. 1979. № 4.
4. Арутюнова Н.Д. Подлежащее // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
5. Арутюнова Н.Д. Субъект // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990а.
6. Арутюнова Н.Д. Прагматика // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 19906.
7. Арутюнова Н.Д. Речь // Русский язык. Энциклопедия. М., 1997.
8. Арутюнова Н.Д. Я и другой // Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М., 1999.
9. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. М., 1955.
10. Баранов А.Н., Крейдлин Г.Е. Иллокутивное вынуждение в структуре диалога И Вопросы языкознания. 1992. №2.
11. Барт Р. От произведения к тексту // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994а.
12. Барт Р. Смерть автора // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 19946.14.15,16,17,1819,20,21,22
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.