Православные христианские храмы на территории Якутии: нач.XYII - нач.XXI вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 05.23.20, кандидат архитектуры Белолюбская, Светлана Викторовна

  • Белолюбская, Светлана Викторовна
  • кандидат архитектурыкандидат архитектуры
  • 2011, Новосибирск
  • Специальность ВАК РФ05.23.20
  • Количество страниц 185
Белолюбская, Светлана Викторовна. Православные христианские храмы на территории Якутии: нач.XYII - нач.XXI вв.: дис. кандидат архитектуры: 05.23.20 - Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия. Новосибирск. 2011. 185 с.

Оглавление диссертации кандидат архитектуры Белолюбская, Светлана Викторовна

Введение

Глава 1. Православное христианство и основные 12 периоды храмостроительства в Якутии

1.1. Историческая среда обитания и освоение русскими 12 Северо-Восточной Сибири в XVII веке

1.2. Процесс христианизации края (нач. XVII - нач. XX вв.)

1.3. Создание первых сакральных сооружений

1.4. Основные периоды формирования храмостроительства на 29 территории Якутии (нач. XVII - нач. XXI вв.)

Выводы по 1 главе

Глава 2. Эволюция планировочной и архитектурно- 36 пространственной композиции храмов в XVII - нач. XX вв.

2.1. Сакральные сооружения в природно-ландшафтной и 36 архитектурно-пространственной среде

2.2. Деревянные православные храмы Якутии XVII - нач. XX

2.2.1. Планировочная композиция деревянных храмов

2.2.2. Архитектурно-пространственная композиция 58 деревянных храмов

2.3. Каменные православные храмы Якутии XVIII - XIX вв.

2.3.1. Планировочная композиция каменных храмов

2.3.2. Архитектурно-пространственная композиция каменных 69 храмов

2.4. Часовни в Якутии

Выводы по 2 главе

Глава 3. Архитектурно-декоративное убранство 86 сакральных сооружений Якутии XVII - нач. XX вв.

3.1. Архитектурно-художественная система декоративного 87 убранства деревянных храмов

3.1.1. Колокольни в архитектурно-пространственной 91 композиции деревянных храмов

3.1.2. Главы и завершения деревянных храмов

3.1.3. Наличники деревянных храмов

3.2. Архитектурно-художественная система декоративного 97 убранства каменных храмов

3.2.1. Колокольни в архитектурно-пространственной 101 композиции каменных храмов

3.2.2. Главы и завершения каменных храмов

3.2.3. Наличники каменных храмов

Выводы по 3 главе

Глава 4. Реставрация и реконструкция сакральных сооружений XVIII - нач. XIX в. и строительство новых ^ православных храмов на территории Якутии в нач. XXI в.

4.1. Историко-архитектурное наследие в сакральной 109 архитектуре Якутии

4.2. Современное размещение новых храмов в структуре 114 населенных мест

4.3. Взаимосвязь новых храмов с существующей застройкой

4.4. Особенности архитектурно-планировочных решений и 118 интерьеров храмов

Выводы по 4 главе

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 05.23.20 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Православные христианские храмы на территории Якутии: нач.XYII - нач.XXI вв.»

Сакральная архитектура Якутии, являясь своеобразной парадигмой русского зодчества, на основе традиций и преемственности отразила особенности севера Сибири в создании маргинального храмостроительства в XVII-XIX вв.

В Якутию, расположенную в восточной части Сибири в бассейнах рек Лены, Яны, Индигирки и Колымы, занимающую 1/5 часть территории России, православное христианство пришло вместе с русскими, освоившими эту землю в XVII веке, построившими первые православные храмы и затем христианизующими аборигенов. С освоением Сибири в конце XVI века русскими казаками христианство распространилось до Дальнего Востока, так как русские «землепроходцы» везли с собой иконы и православный обычай строить «где зимовье - там крест, где острог, там - часовню или церковь, где город - там монастырь», что в полной мере отразилось в градостроительстве и архитектуре Сибири. • , '

Система расселения в Восточной части Сибири, где до прихода русских -обитало население народов саха (якутов), с принятием ими христианства повлияла на возведение православных храмов, отразивших особенности этого края и являющимися бесценными памятниками культуры. Зодчество и культура рассматриваемого региона, начиная с XVII века, связана с русской национальной культурой, однако отразившей особенности местной. Православное христианское храмостроительство в Якутии неразрывно связано с особенностями природной среды, строительными материалами, необходимыми для возведения храмов, а также системой расселения, являющейся важнейшей составляющей.

Необходимость исследования возникла в связи с повсеместным восстановлением сакральных сооружений, строительством новых храмов и возрождением духовной культуры России в конце XX века, как в центральной ее части, так и на периферии, в частности на территории Якутии, являющейся частью территории Российской Федерации, что составляет более трех миллионов квадратных километров. Решать задачи храмостроительства, выдвинутые временем возрождения православной культуры, возможно только воссоздавая опыт прошлого, основываясь на созданных им образцах.

Храмы Якутии, построенные в XVIII и XIX веках на этой громадной территории, к сожалению, практически не сохранились до нашего времени. Часть храмов была полностью разрушена в советский период, часть - до неузнаваемости перестроена и перепрофилирована. Поэтому в конце XX -начале XXI веков возникла необходимость реконструкции и реставрации сохранившихся храмов или строительства новых сооружений.

Изучение большого исторического опыта возведения православных деревянных и каменных храмов в настоящее время необходимо при проектировании новых сооружений, гармоничного включения сакральных сооружений в существующую среду городов Якутии. Храмостроительство является важнейшей .частью в общей градостроительной культуре Якутии, а архитектурное наследие должно изучаться и пролонгироваться в преподавательской и проектной деятельности региона.

Восстановление преемственности зодчества, строительного опыта, прерванного советским периодом, изучение закономерностей эволюции сохранившихся древних храмов Якутии, основанного на особенностях развития общества в исторические периоды, стало необходимостью, что и определяет актуальность исследования.

Источники исследования

Большое значение в исследовании поставленной проблемы имели работы таких ученых в области теории и истории градостроительства: М.В.Алпатова, Н.И.Брунова, А.В.Бунина, Т.Ф.Саваренской, Н.Ф.Гуляницкого, М.ШСудрявцева, Г.В Алферовой, А.В.Иконникова, В.А.Лаврова, Н.Воронина, В.И.Пилявского, Г.Я.Мокеева, М.А.Ильина, И.А.Бондаренко, В.В.Косточкина,

В.П.Орфинского, А.В.Ополовникова, А.А.Тица, Ю.С.Ушакова, А.С.Щербакова и др.

Дореволюционные исследования Сибири освящены в трудах: П.Н.Буцинского, Г.-Ф.Миллера, В.Л.Серошевского и др., а также путешественников и исследователей: Н.Булычева, Ф.П.Врангеля, П.Кларка, М.М.Геденштрома, В.Л.Приклонского, Н.С.Щукина и др.

Начало изучения архитектурного наследия Западной и Восточной Сибири положено Е.А.Ащепковым, а затем продолжено В.И.Кочедамовым, Б.И.Оглы, В.Т.Горбачевым, С.Н.Баландиным, Т.С.Проскуряковой, Л.К.Минертом, Л.Н.Вольской, С.В.Копыловой, О.Н.Вилковым, Д.Я.Резуном, А.П.Окладниковым, Н.П.Крадиным и др.

Исследования по распространению православного христианства в Якутии - это работы Г.А.Попова, Ф.Г.Сафронова, Е.С.Шишигина, И.И.Юргановой, а отдельные сведения о сакральных сооружениях региона содержатся в работах Е.А.Ащепкова, А.В.Ополовникова, НЛ.Крадина и др.

В проведенном исследовании были использованы материалы государственных архивов Петербурга (РГИА) и Якутска (НА РС (Я)), архива Якутской епархии, историко-краеведческих музеев Якутска, улусных центров и поселков, мемориальных музеев поселков Черкёх и Соттинцы, книжных фондов библиотек Якутска и Новосибирска.

Особую ценность для изучения представляют рисунки и видовая графика художников XVIII - XIX в., а также полотна современных художников Якутии ПЛопова и А.Осипова.

Для воссоздания графической реконструкции сохранившихся храмов использованы материалы обмеров церковных зданий, выполненных студентами СВФУ города Якутска под руководством автора исследования, а также обмерных данных, предоставленных Якутской епархией.

Степень научной разработанности проблемы

Отсутствие фундаментальных исследований по сакральному православному зодчеству Якутии, связанного неразрывно с русским, первоначально заставило обратиться к такому труду как «Всеобщая история архитектуры» в 12 томах под редакцией Н.В.Баранова, в котором приводятся сведения по русской сакральной архитектуре, а также к «Истории русской архитектуры» (авторский коллектив Н.И.Брунов, А.И.Власюк и др.), где рассматриваются особенности деревянного зодчества XVII века (стр.180) и архитектура провинций второй половины XVIII века (стр.426) - второй половины XIX - нач. XX века (стр.550), причем сведений о зодчестве Якутии нет.

Отметим, что особенности распространения христианства в Якутии исследованы в трудах Г.А.Попова, Ф.Г.Сафронова, Е.С.Шишигина и иерарха церкви епископа Зосимы (Давыдова).

Историк И.И.Юрганова в своем исследовании «История Якутской епархии» изложила сведения о деятельности Якутской духовной консистории, а затем на основе «Клировых ведомостей», хранящихся в Национальном архиве Республики Саха (Якутия) издала монографию «Церкви Якутии: краткая история».

Истории строительства православных храмов в городе Якутске посвящена монография историка П.П.Петрова «Градо-Якутские православные храмы».

Во второй половине XX века большой интерес у историков и теоретиков архитектуры вызвала сохранившаяся церковь в Зашиверске, представляющая собой уникальный образец деревянного зодчества. Этому памятнику архитектуры была посвящена статья Е.А.Ащепкова, А.В.Ополовникова, а затем вышли исследования Е.А.Ащепкова, А.П.Окладникова, А.П.Гоголева «Древний Зашиверск. Древнерусский заполярный город» и «Крепость и храм» В.Н.Курилова и А.Ю.Майничевой, где в главе «Храм» (стр.29 — 69) также исследована церковь в Зашиверске.

Общие сведения по градостроительной культуре Якутии, народному зодчеству приводятся в исследованиях К.Г.Туралысова, С.В.Данилова, А.А.Старостиной, И.Д.Алексеевой.

Однако перечисленные выше работы дают общие сведения по зодчеству и отдельным памятникам архитектуры, в связи с чем возникла необходимость тщательного анализа и выявления исторических перибдов эволюции распространения христианства в регионе, строительства православных храмов на каждом этапе, связанном с освоением этой территории и социокультурными, экономическими процессами.

Впервые выявляется строительство храмов, монастырей, часовен в системе расселения, типы православных храмов Якутии, с описанием особенностей планировочной, архитектурно-пространственной композиции, архитектурно-художественного убранства, проводится их дифференциация по стилям и конструктивному решению.

Конец XX - нач. XXI века связан с возрождением духовной культуры, реставрацией, реконструкцией православных храмов на основе канонов православной религии и строительством новых сакральных сооружений, но, несмотря на современный значительный интерес к православному сакральному зодчеству на периферии Российского государства, комплексно все его аспекты не были изучены и представленное исследование должно восполнить этот пробел.

Предмет исследования: Формирование и развитие православного храмостроительства на территории Якутии с XVII - по нач. XXI вв.

Объект исследования:

Православные христианские храмы на территории Якутии.

Цель исследования:

Выявление генезиса и эволюции архитектурно-планировочной композиции православных храмов (деревянного и каменного храмостроительства) на территории Якутии с XVII - нач. XXI вв.

Основные задачи исследования:

1. Определить исторические этапы, связанные с развитием православного зодчества на исследуемой территории.

2. Проследить влияние среды обитания и социоэкономических факторов на создание православного храмостроительства и взаимосвязь размещения храмов в зависимости от застройки в композиционной структуре города и поселений.

3. Исследовать типологию православных сооружений, планировочные и архитектурно-стилевые особенности.

4. Выявить традиции и преемственность храмостроительства в современных православных сооружениях на основе канонов христианской религии.

5. Предложить размещение и архитектурно-композиционные решения современных православных храмов в структуре поселений.

Границы исследования: географические границы исследования обозначены территорией Якутии, расположенной в северо-восточной части Сибири в бассейне реки Лены с притоками Вилюем, Олёкмой, Алданом, Амгой и северных рек Яны, Индигирки и Колымы; хронологические границы исследования - с начала XVII века - времени освоения края русскими казаками по начало XXI века.

Методы исследования

Основываются на изучении архивных, картографических, археологических материалов, а также литературных, научных и проектных работ, с использованием метода сравнительного анализа типологических и стилистических особенностей православных храмов и графической обработки материалов и результатов исследования. Составными частями исследования стали: натурное обследование и фотофиксация сохранившихся памятников, графоаналитическое исследование особенностей размещения храмов в структуре поселений.

В основу работы положены принципы историзма и комплексного (системного) подхода, при которых все явления и события изучаемого периода рассматриваются с позиций всестороннего анализа эпохи.

Научная новизна исследования заключается:

• во впервые осуществленном комплексном анализе исторического развития каноничного православного храмостроительства на территории Якутии; в определении периодов развития в строительстве храмов; в выявлении особенностей православного храмостроительства на территории Якутии в исторические периоды.

Положения, выносимые на защиту: природно-ландшафтные и социоэкономические особенности, их влияние на планировочное и архитектурно-пространственное решение православных храмов на территории Якутии; основные периоды развития храмостроительства; типы православных храмов в определенные исторические периоды; архитектурно-художественные особенности деревянных и каменных храмов на территории Якутии; особенности сакральных сооружений в Якутии, возведенных в конце XX - начале XXI вв.

Практическая значимость

Результаты исследования могут быть использованы в образовательных программах вузов при изучении истории и архитектуры Якутии; в реставрационно-проектной деятельности по сохранению архитектурного наследия и проектировании современных сакральных сооружений на территории Якутии, а также в курсовом и дипломном проектировании.

Соответствие паспорту научной специализации

В соответствии с формулой специальности 05.23.20 - «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», охватывающей вопросы изучения этнокультурных и региональных особенностей, архитектурного наследия, закономерностей развития архитектуры, в исследовании определены особенности генезиса и развития архитектуры православных храмов на территории Якутии. Полученные результаты соответствуют областям исследований специальности, закрепленные в п.1 «Научные основы теории и истории архитектуры» и п.5 «Проблемы сохранения и преобразования среды жизнедеятельности».

Апробация работы

Основные результаты работы докладывались на кафедре РиРАН в Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии, на кафедре ГСХА в Северо-восточном федеральном университете (Якутск), на Международной, всероссийских и региональных научно-технических конференциях в г. Якутске (2005, 2008, 2010) и г. Новосибирске (2009). Данные исследования внедрены в учебный процесс при чтении лекционного курса «Реконструкция зданий, сооружений и застройки», при подготовке дипломного проектирования, а также при проектировании, строительстве и восстановлении церковных зданий на территории Якутии. Автором выполнены проект реконструкции каменной Богородицкой церкви в городе Якутске, а также архитектурные эскизы и проекты новых церквей для городов и поселков Якутии. По проектам автора проведенного исследования построено более 10 православных храмов.

Структура и объем диссертации

Диссертация представлена в одном томе, включающем текстовую часть: введение, четыре главы, заключение, список литературы (141 стр.) и графическую часть, содержащую иллюстративные и фотофиксационные материалы, дополняющие и поясняющие текстовую часть.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 05.23.20 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», Белолюбская, Светлана Викторовна

Выводы по 4 главе

1. В конце XX - начале XXI вв. на территории Якутии были отреставрированы или реконструированы православные храмы предыдущих веков, которые ранее размещались в исторических центрах городов (Якутск, Олекминск) и поселков. Наряду с этим были построены современные православные храмы на основе традиций, преемственности и канонов православного христианства в городах: Нерюнгри (церковь Казанской иконы Божией Матери), Мирный (церковь Святой Троицы), Ленек (церковь свт. Иннокентия Московского), Алдан (церковь Святых Великомученников и Исповедников Российских), Покровск (церковь Покрова Пресвятой

Богородицы), Нюрба (свт. Николая Чудотворца) и во многих небольших поселках республики.

2. Анализ возведения современных православных храмов позволяет выявить традиции русского сакрального зодчества, которое заключается в планировочных и архитектурно-пространственных решениях новых храмов. Планировочно современные храмы имеют в своей структуре те же компартименты: притвор, трапезную, молельный зал, алтарь. В объемно-пространственной композиции на основе преемственности используются пятиглавые решения с доминированием центральной главки. Следуя традициям и преемственности, интерьеры современных православных храмов Якутии следуют православным канонам, а алтарные преграды в новых храмах выполнены в виде высокого резного иконостаса.

3. Новые современные православные храмы в Якутии размещаются: на окраинах городов, либо на своеобразных террасах среди сложившейся застройки, представленной девятиэтажными типовыми жилыми домами, не отличающимися разнообразием.

Особые природно-климатические условия Якутии (низкие зимние < температуры, вечная мерзлота, гидрология) препятствуют возведению храмов с большим объемом внутреннего пространства, что существенно влияет на архитектуру и, главным образом, на высоту храмового здания. Для акцентирования доминирующего положения в сложившейся городской застройке рекомендуется размещать новые храмы: на искусственном рельефе или платформе, учитывая существующую застройку на окружающей территории; с использованием пространства первого этажа церковного здания под крестильные залы и вспомогательные службы, а второй этаж отдавать под организацию литургического богослужения; с использованием декоративно-прикладного искусства для эстетизации сооружения, отличающегося по своему визуальному восприятию от окружающей застройки.

Заключение

1. Православное христианское храмостроительство неразрывно связано с особенностями суровой природной среды Якутии, системой расселения, социо-экономическими факторами, повлиявшими на развитие православного зодчества в определенные исторические периоды, которые выявлены в проведенном исследовании:

Первый период (1630 - 1731 гг.) - основание пионерных населенных пунктов (острогов, острожков, зимовий) на северо-востоке Сибири и строительство первых сакральных сооружений, дифференцирован на два этапа:

1 этап (1630 - 1678 гг.) - освоение земель Восточной Сибири;

2 этап (1678 - 1731 гг.) - Якутский уезд находился в ведении Тобольской епархии, что повлияло на духовно-культурную жизнь края.

Второй период (1731 - 1852 гг.) - Якутская провинция в ведении Иркутской епархии - время миссионерской деятельности и быстрого распространения христианства в Якутском крае, строительство православных храмов в городах и улусных центрах.

Третий период (1852 - 1917 гг.) - время укрепления и расцвета христианства в Якутии и массовое строительство часовен и церквей состоит из двух этапов:

1 этап (1852 - 1870 гг.) - Якутская область в ведении Камчатской епархии;

2 этап (1870 - 1917 гг.) - Якутская область как самостоятельная Якутская епархия.

Четвертый период (1917 - 1993 гг.) - советский период характерен утратой большого количества храмов или их перефункционированием.

Пятый период (1993 г. - нач. XXI в.) - образование Якутской епархии. Это время связано с укреплением религиозных основ, передачей Русской

Православной Церкви сохранившихся церковных зданий, реставрация их и строительство новых храмов.

2. В исследовании выявлена взаимосвязь размещения храмов в архитектурно-пространственной структуре поселений в исторические периоды в связи с социо-экономическими особенностями развития Якутии и ее суровым климатом. Основные типы корреляции пространственной среды, храмов и элементов природного ландшафта: в XVII веке при создании острогов или крепостей первые храмы размещались внутри острога или крепости: Якутск, Зашиверск, Олёкминск, Среднеколымск; при разрастании поселений вокруг острогов размещение православных храмов вдоль береговой линии (начало XVIII - начало XIX вв.); при активной христианизации населения и дисперсном размещении небольших поселений возведение храмов на равноудаленном расстоянии от них; в дальнейшем, при росте этих небольших поселений, храмы входили в общественный центр разросшихся поселков (вторая половина XVIII -XIX вв.).

3. Значительным в исследовании является выявление двух типов деревянных храмов.

1) Моноосевой - клетского типа с последующим размещением по горизонтальной оси таких компартиментов как притвор, трапезная, собственно храм - молельная, алтарь. В таких храмах по соотношению основных элементов выявлено два вида планов: моноосевой трапезного типа с уширенным притвором (одноэтажный и двухэтажный); моноосевой с уширением молельной части (трехчастный и четырехчастный).

В композиционно-пространственном аспекте исследуемые храмы клетского типа со скатным покрытием имеют следующие завершения основного объема храмовой части: шатровое, «кубоватое», ярусное, купольное с одной или пятью главами, с преобладанием одноглавых.

2) «круглый» восьмериковый тип (встречается редко - в Эльгятском наслеге Вилюйского округа).

Каменные храмы Якутии представлены в меньшем количестве. В исследовании были выявлены наиболее распространенные типы планировок: моноосевой трапезного типа (идентичен деревянным); центрический с купольным завершением; крещатый с приделами.

Преобладающим является храм моноосевой трапезного типа.

4. Анализ исторических периодов строительства деревянных и каменных храмов позволяет отметить следующие архитектурно-стилевые особенности: преемственность возведения храмов в традициях северо-западной и северо-восточной европейской России на основе догматов православной церкви; компактность планировки, синкретность компартиментов храмов, особые конструктивные приемы (повышенный подклет с холодным подпольем, деревянные перекрытия в каменных храмах XIX в.); влияние национальных черт в архитектурном убранстве деревянных храмов (сдержанность, лаконичность в решении декоративных элементов); влияние господствующих стилевых направлений (барокко, классицизм, национальный русский стиль) в декоративных деталях каменных храмов.

5. Архитектурно-пространственные композиции сакральных сооружений Якутии с лаконичным декоративным убранством создавали высокохудожественные силуэты в невыразительной малоэтажной деревянной застройке городов среди суровой природы, придавая узнаваемый облик панорамам существующих поселений XVII - XIX веков.

6. В процессе исследования сохранившихся православных храмов и часовен на территории Якутии в городах (Якутске, Олёкминске) и поселках (Черкёх, Танда, Качикатцы и др.) отметим, что традиционализм, трансляция из северо-западного региона европейской части России основ русского деревянного зодчества и преемственность позволили создать самобытные сакральные православные христианские сооружения из дерева и камня на периферии Российского государства в Якутии, связанные не только с русской национальной культурой, но и отразившие особенности местной, что прослеживается в декоративном убранстве храмов.

7. В конце XX - начале XXI вв. на территории Якутии были отреставрированы или реконструированы православные храмы предыдущих веков, которые ранее размещались в исторических центрах городов (Якутск, Олекминск) и поселков. Наряду с этим были построены современные православные храмы на основе традиций, преемственности и канонов православного христианства в городах: Нерюнгри (церковь Казанской иконы Божией Матери), Мирный (церковь Святой Троицы), Ленек (церковь свт. Иннокентия Московского), Алдан (церковь Святых Великомученников и Исповедников Российских), Покровск (церковь Покрова Пресвятой Богородицы), Нюрба (свт. Николая Чудотворца) и во многих небольших поселках республики. ; , ,

Анализ возведения современных православных храмов позволяет выявить ; - ,

-•'"Л )*'' традиции русского сакрального зодчества,' которое заключается ',' в :: планировочных и архитектурно-пространственных решениях новых храмов. : Планировочно современные храмы имеют в своей структуре те же компартименты: притвор, трапезную, молельный зал, алтарь. В объемно-пространственной композиции на основе преемственности используются пятиглавые решения с доминированием центральной главки. Следуя традициям и преемственности, интерьеры современных православных храмов Якутии следуют православным канонам, а алтарные преграды в новых храмах выполнены в виде высокого резного иконостаса.

8. Новые современные православные храмы в Якутии размещаются: на окраинах городов, либо на своеобразных террасах среди сложившейся застройки, представленной девятиэтажными типовыми жилыми домами, не отличающимися разнообразием.

Особые природно-климатические условия Якутии (низкие зимние температуры, вечная мерзлота, гидрология) препятствуют возведению храмов с большим объемом внутреннего пространства, что существенно влияет на архитектуру и, главным образом, на высоту храмового здания. Для акцентирования доминирующего положения в сложившейся городской застройке рекомендуется размещать новые храмы: на искусственном рельефе или платформе, учитывая существующую застройку на окружающей территории; с использованием пространства первого этажа церковного здания под крестильные залы и вспомогательные службы, а второй этаж отдавать под организацию литургического богослужения; с использованием декоративно-прикладного искусства для эстетизации сооружения, отличающегося по своему визуальному восприятию от окружающей застройки.

9. Выявленные в исследовании исторические периоды, связанные с развитием православного зодчества в Якутии, закономерности размещения храмов в исторической среде обитания, архитектурно-планировочная композиция, следующая канонам Русской Православной Церкви и имеющая имманентные особенности, являются очень ценным материалом, необходимым в современном проектировании, реконструкции и реставрации сакральных сооружений, охране сохранившихся памятников архитектуры.

Список литературы диссертационного исследования кандидат архитектуры Белолюбская, Светлана Викторовна, 2011 год

1. Александров A.A. Амга Слобода /А.А Александров - Якутск: Сахаполиграфиздат, 1997. - 96 с.

2. Алексеева И.Д. Архитектурно-планировочная эволюция города Якутска (XVII XX вв.): автореф. дис. к-та архитектуры / И.Д.Алексеева; Новосиб. гос. архит.-худож. акад. - Новосибирск, 2006. - 26 с.

3. Алексеев H.A. Традиционные религиозные верования якутов (с XIX -XX в.) /H.A. Алексеева. Новосибирск, 1975. - 258с.

4. Анисимов А. Россия это много маленьких храмов /А.Анисимов // Нескучный сад. - 2008. - №4. - С. 18 - 23.

5. Архиепископ Сергий (Голубцов). Церковная архитектура/Архиепископ Сергий Голубцов. //К свету. №17. - С. 47 - 59.

6. Архипов И.Д. Памятники истории культуры Якутской АССР /И.Д.Архипова, Т.А.Антонова. Якутск: Кн. изд-во, 1980. - 165с.

7. Ащепков Е.А. Русское народное зодчество в Западной Сибири /Е.А.Ащепков. М.: Изд. Академии Архитектуры СССР, 1950. - 140с.

8. Баландин С.Н. Начало русского каменного строительства в Сибири /С.Н. Баландин //Сибирские города XVII начала XX вв. - Новосибирск, 1981. -С.193- 194.

9. Баландин С.Н. Культовое каменное зодчество Сибири в XVIII веке: учеб. пособие /С.Н.Баландин. Новосибирск: НАРХИ, 1994. - 120 с.

10. Башарин Г.П. История аграрных отношений в Якутии. T.I. Аграрные отношения с древних времен до 1770-х годов/Г.П. Башарин; предисл. В.И. Иванова. М.: Арт Флекс, 2003. - 444 с.

11. Башарин Г.П. История Аграрных отношений в Якутии. Т.П. Аграрный кризис и аграрное движение в конце XVIII первой трети XIX вв./Г.П. Башарин; предисл. В.И. Иванова. - М.: Арт Флекс, 2003. - 518 с.

12. Бусеева-Давыдова И. Л. Об истоках композиционного типа «восьмерик на четверике» в русской архитектуре конца XVII в. /И.Л.Бусеева-Давыдова // Архитектурное наследство. -1985. №29. - С.220 - 226.

13. Буцинский П.Н. Сибирские архиепископы: Макарий, Нектарий, Герасим / П.Н. Буцинский. 1891. - 458с.

14. Вольская JI.H. Особенности сакрального" зодчества Сибири /Л.Н.Вольская // Известия вузов. Строительство. 1994. - №3. - С. 106 - 111.

15. Вольская Л.Н. Роль вертикальной композиции в формировании художественного синтеза среды исторического сибирского города /Л.Н.Вольская // Известия вузов. Строительство. 1994. - №9. - С. 89 - 99.

16. Вольская Л.Н. Архитектурно-градостроительное наследие Сибири и основы его сохранения при реконструкции: автореф. дис. д-ра архитектуры /Л.Н. Вольская; Моск. арх. инст. М., 1997. - 42с.

17. Вольская Л.Н. Архитектурно-градостроительное наследие Сибири /Л.Н. Вольская. Новосибирск: НГАХА, 2008. - 240с.

18. Врангель Ф.П. Путешествие по северным берегам Сибири и по Ледовитому морю, совершенное в 1820 1824 гг. / Ф.П. Врангель. - СПб: Изд. Главсевморпути, 1948.- 139с.

19. Глушков A.B. По рекам и горам Якутии /А.В.Глушков, В.Г.Осадчий. -Якутск: Кн. изд-во, 1990. 208с.

20. Гуляницкий Н.Ф. XVIII век в русской архитектуре (эпоха, стиль, градостроительный метод) /Н.Ф. Гуляницкий //Архитектурное наследство. -1995.-№32.-С. 61-82.

21. Гуляницкий Н.Ф. О формирующих основах внутреннего пространства храмов XV сер. XVI вв. (функция, структура, иконостас) /Н.Ф.Гуляницкий // Архитектурное наследство. - 1995. - №38 - С. 237 - 264.

22. Гуляницкий Н.Ф. Методика и практика сохранения памятников архитектуры /Н.Ф.Гуляницкий. М.: Стройиздат, 1974. - 143 е., ил.

23. Гумилев Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории /Л.Н.Гумилев; под ред. В.Ю. Ермолаева. М.: Прогресс, 1994 - 336с.

24. Данилов C.B. Планировка и застройка населенных мест Центральной Якутии: автореф. дис. к-та архитектуры/ С.В.Данилов. -М, 1992. 26с.

25. Знаменский П.В. История русской церкви /П.В.Знаменский. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 1996. - 474с.

26. Иванов В.Н. Исторические связи народов Якутии с русским народом /В.Н.Иванов. Якутск: Кн. изд-во,1987. - 267с.

27. Иконников A.B. Искусство, среда, время: эстетическая организация городской среды /А.В.Иконников. М.: Сов. художник, 1984. - 336с.

28. Иконников A.B. 1000 лет русской архитектуры: развитие традиций /А.В.Иконников. -М.,: Искусство, 1990. 385с.

29. Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский. По его сочинениям, письмам и рассказам современников / сост. Иван Барсуков. -Москва, 1883. 766с.

30. Ионова О.В. Якутский куорат /О.В.Ионова. Якутск: Кн. изд-во, 1950.

31. Казарян П.Л. История Верхоянска /П.Л.Казарян. Якутск: Сахаполиграфиздат, 1998.-208с.

32. Калашников A.A. Якутия. Хроника. Факты. События. 1632 1917 гг. /А.А.Калашников. - Якутск: Бичик, 2000. - 480 с.

33. Калинкина И.В. Православные храмы Иркутской епархии XVII нач. XX века / И.В. Калинкина. - М.: Русский вестник, 2000. - 756с., ил.

34. Карамзин О.Г. История развития градостроительства г. Якутска в XX веке / О.Г.Карамзин. Якутск: Сахаполиграфиздат, 2000. - 100с.

35. Карпушин И.И. Философия христианского зодчества /И.И.Карпушин. М.: Экономика и философия, 2005 г. - 424с.

36. Копылова C.B. Каменное строительство в Сибири (конец XVII XVIII вв.) / С.В.Копылова. - Новосибирск, 1979. - 214с.

37. Кочедамов В.И. Первые русские города Сибири конца XVII XVIII вв. / В.И. Кочедамов. - Новосибирск, 1979. - 190с.

38. Крадин Н.П. Архитектурное наследие Якутска: аннотир. каталог / Н.П.Крадин. Якутск: Администрация города Якутска, 1993. - 120с.

39. Крадин Н.П. Памятники архитектуры Вилюйска: аннотир. каталог / Н.П. Крадин. Вилюйск: Администрация Вилюйского района, 1993. - 59с.

40. Крадин Н.П. Памятники архитектуры Олёкминска: аннотир. каталог / Н.П.Крадин. Олёкминск: Администрация Олёкминского района, 1994. - 80с.

41. Крадин Н.П. Историко-архивные исследования к проекту реставрации Николаевской церкви в Якутске: отчет /Н.П.Крадин. Якутск: Министерство строительства Якутии, 1994. - 56с.

42. Красовский М.В. Энциклопедия русской архитектуры. Деревянное зодчество / М.В .Красовский. СПб.: Сатисъ, 2005. - 383с.

43. Кудрявцев В.П. О типичном русском храме XVII в. / В.П.Кудрявцев, Г.Я. Мокеев //Архитектурное наследство. 1979. - №29. - С.57 - 68.

44. Курилов В.Н. Крепость и храм: Тенденции движения русской культуры в архитектурном творчестве / В.Н. Курилов, А.Ю. Майничева. -Новосибирск, 2005. 96 е., ил.

45. Линденау Я.И. Описание народов Сибири (первая половина XVIII в.): историко-этнографический материал о народах Сибири и Северо-Востока /1 р

46. Я.И.Линдендау.-Магадан, 1983.-258с. 4 •* ;

47. Миллер Г.Ф. История Сибири: в 2 т. Т.1. /Г.-Ф Миллер. М.-Л.: АНСССР, 1937.-608с.

48. Миллер Г.Ф. История Сибири: в 2т. Т.2. /Г.-Ф Миллер. М.-Л.: АНСССР, 1937.-638с.

49. Ноговицына Е.С. Строители церквей и иконописцы Якутии / Е.С.Ноговицина //Якутский архив. 2010. - №2. - С.8 - 17.

50. Оглы Б.И. Архитектурные памятники Иркутска XVIII начала XIX вв. / Б.И. Оглы // Архитектурное наследство. - 1979. - №27. - С. 161 - 169.

51. Оглы Б.И. Строительство городов Сибири /Б.И. Оглы. Л.: Стройиздат. Ленинград, отделение, 1980. - 272 е., ил.

52. Ожегов С.С. Типовое и повторное строительство в России в XVIII-XIX веках /С.С. Ожегов. 2-е изд. - М.: Стройиздат, 1987. - 224с.

53. Окладников А.П. Древний Зашиверск. Древнерусский заполярный город / А.П.Окладников, З.В.Гоголев, Е.А.Ащепков. М.: Наука, 1977. - 209с.

54. Орфинский В.П. Особенности деревянного культового зодчества Карелии / В.П. Орфинский // Архитектурное наследство. 1938. - №31. - С.17 -27.

55. Орфинский В.П. Народное деревянное культовое зодчество Российского Севера / В.П. Орфинский //Архитектурное наследство. 1996. -№41. - С.196 - 205.

56. Опполовников A.B. Русский Север /А.В.Ополовников. М.: Стройиздат, 1977.-255с.

57. Ополовников A.B. Деревянное зодчество Якутии /А.В.Ополовников, Е.А. Ополовникова. Якутск: Кн. изд-во, 1987. - 124с.

58. Ополовников A.B. Древний Обдорск и заполярные города-легенды /А.В.Ополовников, Е.А.Ополовникова. М.: Ополо, 1998. - 400 с.

59. Ополовников А.В Дерево и гармония /А.В.Ополовников, Е.А.Ополовникова. М.: Ополо, 1998. - 208 с.

60. Образцовые проекты церковных строений: Материалы альбомов XIX века. СПб.: Logos, 2003. - 81л.

61. Пестерев В.И. Страницы истории Якутии в документах, легендах, мифах /В.И. Пестерев. Якутск: Бичик, 1997. - 176с.

62. Петров П.П. Города Якутии. 1861 -1917 гг. / П.П. Петров. Якутск: Кн. изд-во, 1990. - 124с.

63. Петров П.П. Градо-Якутские православные храмы / П.П. Петров. -Якутск: Бичик, 2000. 96 с.

64. Петров П.П. Город Вилюйск: события основания и переименования /П.П. Петров // Якутский архив. 2004. - №4. - С.18 - 26.

65. Пилявский В.И. История русской архитектуры: учеб. для вузов /В.И.Пилявский, А.А.Тиц, Ю.С.Ушаков и др. М.: Архитектура-С, 1984. -512с.

66. Православные храмы Томска: альбом. Томск, 2005. - 224с., ил.

67. Преосвященный Дионисий апостол Якутии / сост. И.П. Барсуков. -М.: Русский вестник, 2000. 173с.

68. Приклонский В.Л. Летопись Якутского края, составленная по официальным и историческим данным / В.Л. Приклонский. Красноярск: Енисейская Губернская Типография, 1896. - 320 с.

69. Проскурякова Т.С. Особенности сибирского барокко /Т.С.Проскурякова //Архитектурное наследство. 1997. - №27. - С. 147 - 160.

70. Проскурякова Т.С. О взаимовлияниях в архитектуре народов Сибири /Т.С. Проскурякова //Архитектурное наследство. 1983. - №31. - С.65 - 90.

71. Проскурякова Т.С. О традиционализме в монументальной архитектуре Сибири XVIII в. /Т.С.Проскурякова //Архитектурное наследство. 1986. - №34. -С. 113-124.

72. Проскурякова Т.С. К характеристике монументальной архитектуры Западной Сибири /Т.С.Проскурякова //Архитектурное наследство. 1988 -№35.-С. 53-63.

73. Попов Г.А. Сочинения: .в 4 т. Т.1. История христианского просвещения якутов и других инородцев Якутской области. Очерки по истории Якутии /Г.А.Попов. Якутск: Якутский край, 2005. - 280с.

74. Попов Г.А. Сочинения: в 4 т. Т.З. История города Якутска: 1632 -1917: краткие очерки / Г.А.Попов. Якутск: Якутский край, 2005. - 312с.

75. Попов П.В. Исторические и архитектурные памятники города Якутска /П.В.Попов. Якутск: Кн. изд-во, 1960. - 56с.

76. Резун Д.Я. Летопись сибирских городов. /Д.Я. Резун, Р.С.Василевский- Новосибирск, 1989. 304с.

77. Сафронов Ф.Г. Основание города Якутска /Ф.Г.Сафронов. // Города Сибири: сборник. Новосибирск, 1974.- 128с.

78. Сафронов Ф.Г. Город Якутск в XVII начале XIX веков /Ф.Г.Сафронов. - Магнитогорск: Дом печати, 1997. - 67с.

79. Сафронов Ф.Г. Православное христианство в Якутии /Ф.Г.Сафронов.- М.: Алмазы России Саха, 1998. 96с.

80. Сафронов Ф.Г. Русские крестьяне в Якутии (XVII нач. ХХвв.) /Ф.Г.Сафронов. - Якутск: Кн. изд-во, 1961. -490с.

81. Сафронов Ф.Г. Русские на северо-востоке Азии в XVII середине XIX вв. /Ф.Г.Сафронов. - М.: Наука, 1978. - 256с.

82. Серошевский B.JI. Якуты. Опыт этнографического исследования / В.Л.Серошевский. 2-е изд. - М.: Росс, полит, энциклопедия, 1993. - 736 с.

83. Сивцев Д.К.-Суорун Омоллон. Черкёхский мемориальный комплекс: путеводитель /Д.К. Сивцев. Якутск: Бичик, 1999. - 144 е., ил.

84. Старостина A.A. Генезис и формирование народного зодчества саха (якутов) в XV нач. XX вв.: автореф. дис.к-та архитектуры / А.А.Старостина; Новосиб. гос. архит.-худож. акад. - Новосибирск, 2001. - 26с.

85. Токарев С.А. Общественный строй якутов XVII XVIII вв. /С.А.Токарев. - Якутск: Кн. изд-во, 1945. - 356с.

86. Туманик А.Г. Крупнейшие православные храмы Сибири /А.Г Туманик; Новосиб. ин-т. повышения квалиф. и переподготовки работников образования. Новосибирск, 1998. - 206с., ил.

87. Ушаков Ю.С. Ансамбль в народном зодчестве русского Севера. Пространственная организация, композиционные приемы, восприятие /Ю.С.Ушаков. Л.: Стройиздат. Ленингр. отделение, 1982. - 168с.

88. Флоренский П.А. Избранные труды по искусству /П.А. Флоренский. -М.: Изобразит, искусство, 1983. 332с.

89. Чудинов Г.М. Капитальное строительство в ЯАССР / Г.М.Чудинов. -Якутск: Кн. изд-во, 1958. 214 с.

90. Шишигин Е.С. Распространение христианства в Якутии /Е.С.Шишигин. Якутск: Якутполиграфиздат, 1991. - 158с.

91. Шишигин Е.С. Якутская епархия: краткий исторический очерк и проблемы возрождения /Е.С.Шишигин. Мирный, 1997. - 98с.

92. Шишигина А.Н. Научное изучение Якутии в XVIII веке: по материалам Второй Камчатской экспедиции /А.Н.Шишигина. Якутск: Изд-во ЯНЦ СОРАН, 2005. - 299с.

93. Щукин Н.С. Житие сибирское в давних преданиях и нынешних впечатлениях /Н.С.Щукин. // Записки иркутских жителей. Иркутск, 1990. -194с.

94. Энциклопедия Якутии /под ред. Ф.Г. Сафронова. М.: Госкомпечать РФ, 2000.-539с.

95. Юрганова И.И. История Якутской епархии. 1870 1919 гг.: деятельность духовной консистории / И.И.Юрганова. - Якутск: Изд-во СОР АН. Як. филиал, 2003. - 160с.

96. Юрганова И.И. Церкви Якутии: Краткая история / И.И.Юрганова; отв. ред. Д.А.Ширина. 2-е изд., перераб. и доп. - Якутск:Триада, 2010. - 400 с.

97. Явловский П.П. Летопись города Якутска от основания его до настоящего времени: в 2 т. Т.1. (1632 1800)/ П.П. Явловский. - Якутск: Якутский край, 2002. - 250с.

98. Явловский П.П. Летопись города Якутска от основания его до настоящего времени: в 2 т. Т.2. (1801 1914) / П.П. Явловский. - Якутск: Якутский край, 2004. - 252с.

99. Якутия: Историко-культурный атлас / под ред. В.Н. Иванова М.: Феория «Дизайн, информация, картография», 2007. - 869 е., ил.

100. Якутск в былые годы (XVII -XIX вв.): фотографии, рисунки / сост. Д.К. Сивцев. Якутск : Якутполиграфиздат, 1992. - 144 с.

101. Якутские епархиальные ведомости. Якутск, 1884 -1818.

102. Suorun Omollon. Vom Zelt zum Haus. Geschichte der iakutischen Holzbaukunst / Suorun Omollon. Asienarciv Darmstadt. - 287 c.

103. HA PC (Я), ф.12, оп.2, д.101. л.1.

104. HA PC (Я), ф.225-и, оп.1, д.427.

105. НА PC (Я), ф.225-и, оп.1, д.853.

106. НА PC (Я), ф.225-и, оп.1, д.975.

107. НА PC (Я), ф.225-и, оп.1, д. 1068.

108. НА PC (Я), ф.225-и, оп.1, д. 1091.

109. РГИА, ф.796, оп.442, д.306.

110. РГИА, ф.799, оп.033, д.2436.1. Принятые сокращения

111. НА РС (Я) Национальный архив Республики Саха (Якутия) РГИА - Российский государственный исторический архив

112. Публикации по теме диссертации

113. Статьи, опубликованные в журналах и изданиях рекомендованных ВАК1. РФ:

114. Белолюбская C.B. Градо-Якутская Богородицкая церковь памятник каменной архитектуры XVIII - XIX веков / А.Е. Местников, C.B. Белолюбская // Строительные материалы. - 2010. - №4. - С. 105 - 107.

115. Белолюбская C.B. Православные каменные храмы Якутска /С.В .Белолюбская, А.Ю. Самырова // Промышленное и гражданское строительство. 2010. - №4. - С.27 - 30.

116. Белолюбская C.B. Об особенностях сакрального зодчества Якутии /Л.Н.Вольская, С.В .Белолюбская // Известия вузов. Строительство. 2010. -№9.-С.97- 103.

117. Статьи, опубликованные в других изданиях:

118. Белолюбская С.В. Из практики реставрации памятников архитектуры. Реставрация памятника архитектуры середины XVIII века — каменной1.»

119. Богородицкой церкви в городе Якутске /С.В. Белолюбская // Наука ' т "*строительному комплексу Севера: Материалы региональной научно-практической конференции. Якутск: Изд-во ЯГУ, 2006. - С.41- 43.

120. Процесс христианизации края (нач. XVII нач. XX вв.)

121. Якутская провинция (с 1775 г.), а затем область Иркутской губернии (с 1783 г) в ведении Иркутской епархии

122. К концу II периода в Якутии действовало 50 церквей В Якутске -10. в улусах 40

123. Якутский уезд (образован в 1638 г. ) и ведении Тобольской епархии (1621 г) В 1687 г в составе Тобольской митрополии (с 1667 г) учреждается Якутская десятина (благочиние)

124. К концу I периода в Якутии действовало 11 церквей- Мангаэейские казаки- Енисейские казаки- Территория Российского государства- Территории присоединенная к России- Якутский уеза

125. Территория расселения якутов

126. Процесс христианизации края (нач. XVII нач. XX вв.)1. Якутия1. К концу

127. К концу 1 этапа III периода в Якутии действовало 85 церквей и 80 часовен Якутская губерния в ведении самостоятельной Якутской епархии

128. План города Якутска из "чертежной книги Сибири" С Ремезов конец XVII в

129. Ленский острог основан в 1632 г на правом берегу реки Лены В 1643 г из-за сильного наводнения Якутский острог был перенесен на левый берег реки Лены

130. Спасский кои «стырь (1—3 г)1. Спасская церковь <1665 I

131. Цвргл^МкСаигл МалеиЛГПбвЗ <) Кр№*бпьмя|16б4г)

132. Иадвратча» Знаменская церковь {1664 г)

133. Старая 1«р«овь Святой Троицы (16431) Троиц, ая соборная церковь (1683 г.)

134. В 1681 г в Якутске проживало 642 человека

135. Панорама Якутска с видом на Преображенские церкви в XIX в

136. В 1633 г в остроге проживало 200 человек В 1651 г количество населения в Якутске превышало 250 человек

137. Из-за половодья в 1682 г Якутский острог вновь перенесен на новое место 8 400 саженях от берега реки

138. Вид города Якутска в начале XVIII в (с гравюры М Махаева)

139. Остатки Якутского острога, начало XIX в Рис И Булычева

140. В 1737 г. в Якутске проживало около 2 тыс человек В 1824 г 4000 жителей

141. План города Якутска ГородЯкутск в 60-х годахиз "чертежной XVII в гравюра книги Сибири' С Ремезов, конец XVII в

142. Проводная башня Якутского острога с "часовней на свесе"

143. Церковь Преображения (1794 г) (Ильинская с 1845 г)

144. Церковь Благовешения (1760 г) (Тихоновскаяс 1773 г)

145. Сакральные сооружения в природно-ландшафтной и архитектурно-пространственной средег. Якутск

146. Богородицкая церковь Никольская кладбищенскаяцерковь

147. Панорама Якутска с видом на Преображенскую церковь

148. Панорама Якутска с видом на Спасский монастырь в XIX в

149. План Якутского Спасского Монастыря

150. Якутским Спасский монастырь

151. План областного города Якутска. 1908 г.

152. В 1917 г население Якутска составляло 7315 человек

153. Большая улица с видом на Предтече некую церковь в XIX в.

154. Троицкий кафедральный собор в XIX в План Иркутской губернии областного города Якутска, высочайше утвержденного апреля 12 дня 1846 г.

155. Преобракеиоьая иерком» идмччан (1845 г) Ильммскэ* иврепоь (1794 т) Ьогародицаая церковь <1760 г) ■о им* Рождктм Пресжякж Богородицы (1773 Г.)

156. В 1863 г население Якутска составляло 5665 человекг. Олекминскг Вилюйск

157. Олекминскии острожек основан в 1635 г

158. Вилюйское зимовье, основано в 1634 г

159. Олекминскии острожек (1684 г.) с населением от 7 до 12 казаков

160. Ясачное зимовье изба "с нагородней" заселялись казаками только зимой на период сбора ясака

161. В 1775 г острог становится центром Олёкминского комиссарства, в 1783 г. объявлен сначала уездным, а затем, с 1822 г окружным городом Олекминском

162. В 1775 г. зимовье становится центром Верхневилюйского комиссарства, а в 1783 г объявлено сначала уезднымгородом О ленском а с 1822 г Окружным городом Вилюйском

163. В начале XIX в население города составляло всего 54 человека

164. В 1741 г в зимовье была построена церковь во имя Николая чудотворца В конце XVIII в в зимовье было только 15 избушек

165. В начале Х\/Ш в. построен новый острог, а в нем Преображенская церковь Население составляло 30 человек.

166. В 20-х годах XVIII в "приезжают на зиму приказчик с служилыми людьми" около 20 человек.4 Ог. Верхоянскг. Среднеколымск1. Поселения

167. Верхоянское зимовье, основано в 1638 г

168. Среднеколымское зимовье, основано в 1643 г1. Родовая стоянка якутов

169. В течение XVII в в зимовье "годовало" по 8-10 казаков

170. Жили якуты небольшими поселениями узкие речные долины и маленькие "власы" не могли вместить много народа

171. В 1775 г зимовье становится центром Среднеколымского комиссарства, но только в 1805 г острог получил статус города Среднеколымск а а с 1822 г обьявлен окружным городом

172. В начале XVIII в выстроен острог, который назывался "Ярмонка' Тогда же была построена Троицкая церковь В 1764 г в остроге проживало 60 человек

173. Якутские поселения представляли собой небольшие усадьбы из одной, двух или трех семей, разбросанным по многочисленным "аласам" и речным долинам, пригодным для ведения скотоводства

174. Якуты кочевали между летником и зимником так как летом рогатый скот содержался на пастбищах, а для зимнего периода заготавливается сено

175. Ясачное зимовье изба "с нагородней^ заселялись казаками только зимой на период сбора ясака

176. Якутские племена состояли из отдельных родов и вели полукочевой образ жизни до се редины XVII века

177. Во второй половине XVII в вокруг зимовья был поставлен "косой острог', куда из Якутска посылалось 3-5 казаков Тодовапьщиков"

178. Благовещенская церковь. До середины XIX в. в городе имелось около 15 жилых домов

179. Ясачное зимовье изба "с нагородней" впоследствии обнесенная деревянным частоколомг. Верхоянскг. Среднеколымск1. Родовые поселения

180. Вид г Верхоянска с деревянной Благовещенской церковью в XIX в

181. Население города составляло в 1875 г 224 человека, в 1906 г. - 325 человек.

182. Первоначально город располагался на обоих берегах реки Яны С 60-х годов XIX в город считался только на правом берегу, где была построена церковь На левом берегу, на основе старой части города в о з н и к Б о р о н у к с к и й наслег.

183. В 1862 г. население города составляло 150 человек

184. Среднеколымская Покровская церковь. 1822 г

185. В 1862 г население города составляло 440 человек

186. При активной христианизации населения и дисперсном размещении небольших поселений храмы размещались на равноудаленном расстоянии от них.

187. Население города составляло: в 1875 г 299 человек, в 1906 г - 578 человек.

188. Качикатская Николаевская церковь, 1892 г.

189. Со временем по мере роста поселений храмы входили в общественный центр разросшихся поселков

190. Вид г. Среднеколымска с деревянной Покровской церковью в XIX в Церковь при лепрозории в Среднеколымске

191. Деревянные православные храмы Якутии XVII начало XX вв.81. Якутский округш т7

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.