Самоубийство в системе социальных отношений тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Спиженкова, Мария Антониновна
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 168
Оглавление диссертации кандидат философских наук Спиженкова, Мария Антониновна
Введение
Глава 1. Самоубийство в контексте научных исследований и религиозных мировоззрений.
1.1 Религиозная основа формирования общественного восприятия самоубийства.
1.2 Самоубийство в контексте философских исследований.
1.3 Исследование самоубийства в контексте естественнонаучных теорий: статистические и биологические характеристики суицидов.
Глава 2. Самоубийство как вид деятельности
2.1 Проблема соотношения сознательного и бессознательного в акте самоубийства.
2.2 Структурно - функциональный и генетический анализ суицидального поведения.
2.3 Экзистенциальный смысл самоубийства.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Клинико-социальные детерминанты, динамика, типология и дифференцированная профилактика суицидального поведения (на материалах незавершенных самоубийств)2012 год, доктор медицинских наук Панченко, Евгения Анатольевна
Гносеологические основания изучения суицида2006 год, кандидат философских наук Дуткин, Максим Петрович
Основания философской суицидологии2000 год, доктор философских наук Аванесов, Сергей Сергеевич
Психолого-педагогическая помощь студенческой молодежи по предотвращению суицидального поведения2004 год, кандидат педагогических наук Костюнина, Надежда Юрьевна
Клинико-социальные аспекты распространенности суицидов в период радикальных преобразований в России (1990 - 2003 гг.)2006 год, кандидат медицинских наук Гладышев, Михаил Владимирович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Самоубийство в системе социальных отношений»
В настоящее время к вопросам суицидологии все более возрастает интерес. Публикации в периодической печати, электронные средства массовой информации оповещают широкую общественность о совершенных самоубийствах. В интернете существуют сайты, посвященные не только медицинским, психологическим, философским аспектам данной темы, но и страницы обращений так называемых клубов помощи самоубийцам. Здесь можно получить информацию о том, как проще и надежней покончить с собой, или заказать по почте одно из руководств по эффективному и наименее болезненному способу совершения самоубийства. Есть русский сайт, на луеЬ-страницах которого можно получить информацию о наиболее надежных и наименее болезненных способах покончить с собой.
Вопрос о способах получения информации в данном ракурсе становится одним из важнейших. Еще в конце XIX века русский юрист А.Ф. Кони писал о воздействии на потенциальных суицидентов появляющихся в периодической печати сообщений о самоубийствах; в этой же работе он рассматривает явление подражания, определяющее способ совершения самоубийства. Иной способ информации, именуемый в маркетинговых исследованиях «молвой», оказывает свое, не менее прямое воздействие на людей, переживающих жизненный кризис.
Периодически в газетах «Московский комсомолец», «Комсомольская правда» и др. появляются развернутые публикации о совершенных самоубийствах, либо о попытках к самоубийству, либо о конкретном человеке, собирающемся совершить самоубийство и информирующем о своем намерении прессу. Материал зачастую подается таким образом, что вызывает не только сочувствие к самоубийцам, но и сопереживание их настроению, включение в их видение мира. Это вполне может послужить толчком к самоубийству, о чем и упоминал А. Ф. Кони, исследовавший явление самоубийства. Иного характера публикации, чаще печатаемые в местных (областных и районных) газетах, представляют информацию в рубриках новостей или происшествий. В шутливо-пошлом тоне читателю рассказывают об очередном самоповешении, самостреле и т.д., не думая о чувствах родственников и близких самоубийцы.
Если исходить из понимания любого вида информации как средства коммуникации человеческого общества, необходимо помнить, что любой обмен информацией - это манипуляция сознанием личности и общества. Возникает логически обоснованный вопрос о цели подобной манипуляции.
В основном, результатом публикаций в прессе является возникновение полярных взглядов на проблему самоубийства в сознании индивидов, составляющих общество:
1. Суицид - дело личное, и давайте оставим в покое каждого, кто задумал уйти из жизни, не будем мешать и отговаривать, это всего лишь проявление свободы выбора личности. За конкретной личностью сохраняется право на свободу выбора смерти от собственной руки, следовательно, допускается возможность совершения самоубийства для каждого члена нашего общества, в том числе для наших близких и любимых родных людей.
2. Суицид - явление социальное, затрагивающее интересы общества в целом. Любая конкретная личность является членом общества, и смерть от собственной руки значительно изменяет одну из микросоциальных структур общества, оказывая воздействие на состояние общества в целом.
Это два противоположных полюса личностного и социального восприятия самоубийства как явления, выраженного, в большинстве случаев, в эмоциональном отношении к конкретному самоубийце с позиции человеческой, и в обезличенно-абстрактном осмыслении с позиции исследовательской. В данной работе анализируются воззрения философов, психологов, писателей в ракурсе сопоставления различных точек зрения на самоубийство, его трактовки, дефиниции, особенности восприятия самоубийства как отдельными индивидами, так и обществом в целом.
Степень разработанности проблемы. В истории философии вопрос о сущности самоубийства поднимался с начала зарождения научной мысли до наших дней. В основном размышления касались нравственно-этического ракурса проблемы. Отношение к самоубийству как проявлению внутренней свободы основывалось на убеждениях исследователей как в ценности жизни, так и в значимости смерти.
Античная философия представляет как сторонников допустимости самоубийства (киренаики, эпикурейцы, стоики, в частности, Сенека), так и противников подобного ухода из жизни (Платон, Аристотель). В эпоху Средневековья философская картина мира формируется в условиях господства в Европе римской католической церкви, определяя однозначно осуждающее отношение к самоубийству как к смертному греху. Такова позиция средневековых философов Августина (354-430), Абеляра (10791142), Фомы Аквинского (1226-1274).
В последующие шесть столетий развитие научного знания определяет как однозначных сторонников и противников самоубийства, так и тех, кто оправдывает самоубийство «обоснованное» - совершаемое из благородных побуждений и осуждает «необоснованное», самоубийство от слабости духа. К последним относится автор «Опытов», французский философ Мишель Монтень (1533-1592). Джон Донн (1572-1631), английский поэт и философ, автор «Биатонатоса», первого трактата, целиком посвященного размышлению о самоубийстве, опровергает догмы христианскои религии. Давид Юм (1711-1776), английский философ, историк, в эссе «О самоубийстве» логически обосновывает право человека на принятие решения покончить с собой, не считая себя связанным каким-либо моральным обязательством ни перед обществом, ни перед Богом, ни перед самим собой, своей совестью. Противоположную позицию занимает нидерландский философ Бенедикт Спиноза (1632-1677), с точки зрения которого свобода воспринимается таковой только при условии благочестия и блага общества, государства. Иммануил Кант (1724-1804), родоначальник немецкой классической философии, в «Лекциях по этике» обосновывает недопустимость самоубийства: с точки зрения морали, самоубийство немыслимо: убивая себя, человек опускается до уровня животного.
В XVIII - XIX вв. проблему самоубийства затрагивают не только философы, но и литераторы. В художественных произведениях романтического направления самоубийство влюбленного становится частой темой. Самоубийства от «несчастной любви» после выхода в свет «Страданий юного Вертера» (1774) немецкого писателя И.В. Гете получили в работах исследователей название «синдром Вертера».
В истории русской философии отношение к самоубийству определяется канонами православного христианства. Оправдание самоубийства как спасения от духовной гибели связано с историей раскола церкви, с идеологом раскольников протопопом Аввакумом (1620-1682). В русской философии Х1Х-ХХ вв. вопрос о самоубийстве рассматривается с позиций духовности человека. Оправдание самоубийства в философии, породившей космистов, представляется нелепым. Бердяев Н. А. (1874-1948), представитель русской религиозной философии, осуждая самоубийство как явление эмигрантской России, анализирует причины самоубийств и определяет область духовной идеологии, могущей быть основанием для спасения потенциальных самоубийц.
В конце XIX - начале XX века в философии возникает множество новых парадигм научного знания; выделяются самостоятельные прикладные области исследования, такие как социология, психология. Ф. М. Достоевский (1821-1881), русский писатель и философ, назвавший свое время «веком самоубийств», сделал это не случайно, на основании известных ему фактов. Вопрос о ценности человеческой жизни, о свободе выбора становится одним из актуальнейших вопросов всех областей научного знания. Самоубийство становится предметом исследований философов - иррационалистов Ф. Ницше (1844-1900), А. Шопенгауэра (1788-1860), С. Кьеркегора (1813-1855), А. Камю (1913-1960) и др. Основатель психоанализа 3. Фрейд (1856-1939), изучая психологические особенности человеческого бытия, вводит для определения самоубийства понятия аутоагрессии. В. Франкл, доктор медицины, немецкий психолог (р. 1905), основатель логотерапии, определяет основную причину роста численности самоубийств - экзистенциальный вакуум, потерю смысла жизни. Еврейский философ Мартин Бубер (18781965) рассматривает человеческое одиночество как отсутствие веры, отсутствие диалога с Богом. Карл Ясперс (1883-1969), немецкий философ-экзистенциалист, психиатр, считает, что самоубийство все чаще становится поступком людей, не страдающих психической патологией.
Медицинские научные исследования самоубийства проводятся в направлении исследования состояния психического здоровья самоубийцы. В конце XIX - начале XX века появляются работы немецких психоаналитиков К. Г. Юнга (1875-1961), А. Адлера (1870-1937), рассматривавших самоубийство как проявление психического и психологического неблагополучия. Ч. Ломброзо (1835-1909), итальянский психиатр и криминалист, считает, что самоубийства можно рассматривать по аналогии с преступлениями: так родственны эти явления друг другу. В России психиатры В.М. Бехтерев (1857-1927), П.Б. Ганнушкин (1875-1933) изучают самоубийства людей, находящихся в состоянии психического расстройства, являющегося следствием нарушений генетического развития, воспитания и т.д.
В рамках правоведческого исследования отношения государства к проблеме самоубийства в конце XIX столетия появляется работа юриста, адвоката и публициста, Кони А.Ф. (1844-1927). Автор анализирует как статистические данные о самоубийствах, так и возможные причины и поводы, обуславливающие рост численности самоубийств. В статье А.Ф. Кони приводится подробный перечень изменений в государственном законодательстве России, касающихся наказаний самоубийц.
ТЧ W U
В социологическом научном направлении первой монументальной работой, посвященной самоубийству, стала монография французского социолога Эмиля Дюркгейма (1858-1917), в которой анализируются социальные факторы, обуславливающие явление самоубийства. В XX веке социологические исследования в области суицидологии были направлены на выявление характерных особенностей динамики самоубийств, социальных факторов, определяющих тенденцию к увеличению или снижению численности.
Во второй половине XX века возникает новое направление исследования - суицидология. Это промежуточная область медико-психологического, социологического научного знания, ориентированная, в первую очередь, на прикладные исследования. Особенности идеологии нашего государства определили значительное отставание в области суицидологических исследований в России: только в семидесятых годах начинает функционировать первый в стране суицидологический центр, который открыт на базе психиатрической больницы. Данные о самоубийствах, имевшиеся в распоряжении исследователей, были далеко не полными в силу многих причин.
В последние десятилетия XX века в периодической печати появляются работы Амбрумовой А.Г., доктора медицинских наук, создателя самостоятельного направления отечественной психиатрии - суицидологии. В многочисленных публикациях в соавторстве с Тихоненко В.А. (1978 г., 1980г., 1983 г.) Бородиным C.B. (1981 г.), Желязовой Л.Я. (1980 г.), Вроно Е.М. (1985 г.), Постоваловой Л.И. (1983 г., 1991 г.), Старшенбаум Г.В. (1995 г.), Калашниковой О.Э. (1996), Трайниной Е.Г. (1990 г.) Амбрумова А. Г. рассматривает вопросы детерминант суицидального поведения, характеристики групп риска, особенности возрастных проявлений суицидального поведения. Отдельные исследования в рамках статистических измерений суицидов появляются в периодической печати (Лопатин A.A., Кокорина Н.П. - 1995г.; Гурович И .Я. - 2001г., Войцех В.Ф. Амбрумова А.Г - 2001 г.) и в сборниках научных трудов Московского НИИ психиатрии (1978, 1981 1985, 1986, 1989гг.) В последние годы выходят работы ряда авторов, касающиеся прикладных аспектов суицидологии, в частности, монография А.Н. Моховикова «Практика телефонного консультирования» (2001).
В авторских работах, в частности, в работе «Психология самоубийства» (1996) Амбрумова А.Г. представляет концепцию социально-психологической дезадаптации личности, проявляющейся как суицидальное поведение. В работах вышеупомянутых авторов описываются и систематизируются суицидологические реакции, классифицируются мотивы и поводы суицидального поведения, приводится статистика численности самоубийств в рамках сравнительно-возрастных исследований. Однако, в работах 19951996 гг. Амбрумова А.Г. указывает на то, что хотя накоплен богатый практический материал суицидологической отечественной школы, он теоретически пока еще не осмыслен.
В последние десятилетия появляется ряд диссертационных работ, касающихся изучения самоубийства. Гаджинская 3. в диссертационном исследовании «Смысл человеческой жизни и проблема суицида: опыт философско-психологического исследования» (1993) делает акцент на необходимости рассмотрения суицида с точки зрения философского анализа. Автор работы определяет основную цель исследования - философское осмысление единства проблемы смысла жизни с проблемой суицида. Георгиади Т.В. в диссертационном исследовании «Проблема соотношения жизни и смерти в социокультурном опыте России» раскрывает понятие многогранности феномена самоубийства, выявляет новые подходы к проблеме «права на смерть», связанные с применением эвтаназии. Диссертационные работы медицинского направления связаны с отдельными аспектами исследования суицидов. Старшенбаум Г.В.(1991) рассматривает особенности психотерапевтической помощи лицам с суицидоопасными, кризисными состояниями; Попова Н.М. (1997) предлагает концепцию организации службы суицидологической помощи в Томской области на основе медицинских научных исследований, с учетом региональных особенностей.
В исследованиях американских и европейских суицидологов, в частности, американского профессора танатологии Э. Шнейдмана, явление самоубийства рассматривается более концептуально, однако, так же в рамках психологической науки ( A Life in Death. Notes of a commited suicidologist , 1991; The Suicidal Mind , 1996). Изучая явление самоубийства, Э. Шнейдман обращается к области танаталогии - исследованию смерти как явления в целом. К. Лукас и Г.М. Сейден, американские психологи, исследуют особенности переживания людей, чьи близкие и родные совершили самоубийство ( Silent Grief: Living in the Wake of Suicide , 1987). Эрл Гроллман, американский психолог, суицидолог, рассматривает вопросы превенции суицида, а также особенностей оказания практической помощи людям, находящимся в состоянии кризисного переживания ( Suicide: Prevention, Intervention, Postvention , 1988).
Отдельные исследования касаются различных аспектов суицидологии: в сравнительно-возрастных исследованиях J. Т. Barter et al. (1986 г.), F.E. Crumley (1979г.) и др. исследуют взаимосвязь возникновения суицидальных попыток с низким уровнем социальных контактов. Hafner H., Schmidke А. (1989г.) исследуют возможности оценки риска суицида. Preffer C.R. (1989 г.) представляет материалы, дающие возможность оценки «внутрисемейного» риска суицидального поведения в ситуациях стресса. Maris R.W. (1992 г.) рассматривает связь между незавершенными и завершенными суицидами в ракурсе оценки риска повторной попытки самоубийства. Доктор медицины J.J.Mann at al. (1989 г.) представляют биологические детерминанты суицидального поведения. Garrison at al. (1991,1992) представляют результаты демографических исследований, акцентируя внимание на статистических данных численности суицидов.
Дебаты в правоведческой, медицинской, психологической литературе по вопросам эвтаназии касаются понимания самоубийства как явления «милосердия» в отношении безнадежно больных. Дурнов J1. (1998), Власов В. (1999) на страницах медицинского журнала «Врач» поднимают вопросы о медицинской этике относительно допустимости эвтаназии. Millard D.U.(1996 г.), английский доктор медицины, представляет разносторонние взгляды на эвтаназию, рассматривает ее виды, типологию, упоминает о странах, легализовавших применение эвтаназии.
Существует множество научных исследований, касающихся различных аспектов глобальной проблемы самоубийства, но обобщающая теоретическая концепция изучения явления самоубийств во всех аспектах не существует до сих пор. В целом все научные исследования, проводимые в рамках суицидологии, касаются отдельных аспектов медицинского, либо психологического, либо социологического и правоведческого исследования. Вопрос о необходимости комплексного подхода к изучению феномена самоубийства поднимается в вышеупомянутых работах Амбрумовой А. Г., Шнейдмана Э.
По данным ВОЗ, численность самоубийств в последнее пятилетие в России колеблется в рамках показателей от 38 - 35 самоубийств (показатель выводится из количества самоубийств на сто тысяч человек) [48, С. 10]. Статистика свидетельствует о том, что мы имеем дело с устойчивым социальным явлением, динамика численности которого изменяется в зависимости от социальных, культурных, политических и других преобразований, происходящих в условиях развития конкретного государства, этноса. Следовательно, причины проявлений суицидальных поступков, настроений в обществе, должны рассматриваться в связи с общим состоянием современной культуры, идеологии государства, особенностей общественного и индивидуального отношения к жизни и смерти как составляющих жизнедеятельность человеческого общества. Только познание сущего, бытия, жизни и смерти, общества и личности может привести к пониманию целостной картины страшного феномена.
Самоубийство необходимо рассматривать в рамках философии как комплексное явление, которое включает в себя не только смерть субъекта, но и переживание микросоциального окружения, ответственность государства и эмоциональное воздействие через осознание факта самоубийства на других членов общества посредством передачи информации. «Поступок, который как таковой не является с необходимостью обусловленным, будучи предметом статистического и специального исследования, никогда не может быть признан необусловленным с точки зрения психологических теорий. Только на границе предметного познания, использующего эмпирические методы исследования, самоубийство всплывает в качестве философской проблемы» [192, С.73]. Исследование самоубийства как социального феномена надлежит проводить в рамках философской науки.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является феномен самоубийства, предметом - вероятностная конструкция модели суицидального поведения в системе социальных отношений.
Цель и задачи исследования. Учитывая комплексность подхода к изучению самоубийства в рамках различных областей научного знания, цель работы формулируется следующим образом: на основе анализа вероятностной модели суицидального поведения выявить основные составляющие самоубийства как индивидуального вида деятельности и как формы социального поведения.
Задачи исследования.
1. Проанализировать отношение к самоубийству как проявлению индивидуальной свободы выбора смерти в условиях различных религиозных культур.
2. Рассмотреть философско-исторические аспекты формирования современного научного знания о самоубийстве.
3. Проанализировать особенности факторов (выделяемых посредством статистических данных) влияющих на совершение самоубийства.
4. Сопоставить исследования естественнонаучного и гуманитарного направлений научного знания в контексте определения самоубийства как генетически обусловленного явления.
5. Рассмотреть самоубийство как вид деятельности в контексте структурно-функционального анализа, позволяющего выделить составляющие компоненты суицидального поведения: потребности, мотивацию, эмоциональную окраску, социальную значимость.
6. Определить правомочность рассмотрения самоубийства в контексте дихотомии «сознательное - несознательное».
7. Определить экзистенциальный смысл деятельности самоубийцы в системе социальных отношений.
Методологические основы и теоретические источники исследования.
Методологической основой исследования является сочетание исторического подхода и философско-концептуального метода в анализе развития представлений о самоубийстве, а также использование прикладных методов изучения суицидального поведения в рамках эмпирико-статистических подходов.
Исторический подход дает возможность рассмотреть эволюцию восприятия явления самоубийства от начала возникновения человеческого общества до наших дней. Философско-концептуальный метод ориентирован как на выявление социальной составляющей самоубийства, так и на анализ основных понятий и детерминант самоубийства. Анализ истории развития представлений о самоубийстве проводится на основе религиозных источников и литературного наследия представителей различных религиозных культур, а именно, христианской (католической, православной, старообрядческой), а также буддистской, синтоистской, имевших свою локализацию в Индии, Японии, затрагиваются также некоторые аспекты китайских религиозных представлений.
Комплексный методологический подход к данному вопросу позволяет рассмотреть феномен самоубийства, опираясь на философские, психологические, юридические, медицинские исследования. С этой целью используются данные социологических исследований, данные экспериментальных психологических исследований, статистические методы обработки данных, данные судебно-психологической посмертной экспертизы. Как считает Э. Шнейдман, каждая смерть вследствие самоубийства - многогранное событие, в котором имеют место биологические, биохимические, культурные, социологические, межличностные, интрапсихические, логические, философские, сознательные и бессознательные элементы. Но основной природой самоубийства является его психологическая природа. Выводом из этого положения становится обоснование метода изучения самоубийства, дающего знание не только об изменениях центральной нервной системы самоубийцы, социальной статистики численности суицидов или психических заболеваний, приводящих человека к решению покончить с собой, но позволяющего непосредственно исследовать человеческие чувства, описываемые словами самого самоубийцы.
Статистические данные не всегда бывают точны, можно говорить лишь о тенденции на основании численных характеристик. Психологические аспекты охватывают вопросы состояния психики человека, деятельности его. Психологическое экспериментальное исследование невозможно в области суицидологии. Можно проводить беседы и тестирование с проявляющими суицидальное поведение; можно анализировать предсмертные записки, дневники после факта самоубийства; можно проводить психотерапевтические беседы с людьми, совершившими суицидальную попытку. При этом смысл самоубийства во всех этих исследованиях либо искажается, либо исчезает вовсе.
Необходимо при анализе данного вопроса исходить из того, что самоубийство не только поведенческая реакция индивида, детерминированная психологическими либо патопсихологическими особенностями личности, проявляющаяся в кризисных ситуациях, в ситуациях неразрешимого конфликта. Самоубийство - результат предшествующей внутренней и внешней деятельности субъекта в его совместной деятельности с обществом, в условиях которого он осуществляет свою жизнедеятельность. Одним из ведущих методов изучения самоубийства в данной работе является разработанный в рамках отечественной философии, психологии и методологии метод анализа деятельности.
В качестве теоретической основы диссертационного исследования выступает ряд работ зарубежных и отечественных авторов, посвященных вопросам изучения самоубийства. Основными источниками исследования являются работы Э. Шнейдмана, ведущего американского суицидолога, А. Амбрумовой, отечественного психиатра и суицидолога, Э. Дюркгейма, французского социолога XIX века, первого создателя монографической работы о самоубийстве. Анализ смысловой составляющей самоубийства опирается на исследования В. Франкла, М. Бубера, А. Камю, Н. Бердяева. Деятельностный подход к анализу самоубийства основывается на теоретических разработках К. Маркса, Ф. Энгельса, JI.C. Выготского, А.Н. Леонтьева, О.С. Анисимова. В историко-философском разделе исследование опирается на труды античных, средневековых философов, ученых эпохи Возрождения, Просвещения, классического направления, а также философов двух последних столетий. Основными источниками являются работы Сенеки,
Платона, Марка Аврелия, Августина Блаженного, П. Абеляра, Д. Юма, И. Канта, А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, А. Камю, В. Франкла, В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева, 3. Фрейда, К.Г. Юнга. В исследовании используются материалы работ А.Ф. Кони, Ф.М. Достоевского, Э. Гроллмана, Ч. Ломброзо, Г. Чхартишвили, а также тексты художественных произведений различных авторов.
Во второй части работы используются материалы практической деятельности автора диссертационного исследования в качестве консультанта службы экстренной психологической помощи, результаты психологических исследований отношения к самоубийству, проводимого на базе службы социальной защиты, некоторые данные из опыта психологического консультирования клиентов, находящихся в состоянии кризисного переживания.
Актуальность исследования. Проблему самоубийства необходимо ставить в один ряд с глобальными проблемами, волнующими человеческое общество. В статистических данных, приводимых в различных источниках, частота смертности от суицида среди других видов смертей ставится на 4 место. При отрицательном демографическом показателе в российской статистике показатель около 35-38 самоубийств на 100 тысяч населения в год обозначает актуальность проблемы для нашего общества[48, С. 10].
Сложившаяся ситуация требует пристального внимания, направленного на всестороннее изучение обозначенной проблемы с последующей разработкой комплексных мер, направленных на предотвращение самоубийств.
Научная новизна исследования заключается в попытке рассмотреть самоубийство как комплексное явление, для понимания которого необходим анализ всех областей жизнедеятельности отдельного субъекта общества и общества в целом в контексте междисциплинарного подхода:
• в результате анализа особенностей исторического формирования восприятия феномена самоубийства в сознании индивида и общества выявляется неоднозначный характер трактовки суицида (от эстетизации в культуре до жесткого запрета и преследования в системе юридического права);
• обосновывается модель наследования форм суицидального поведения, отличная от модели генетической обусловленности самоубийства;
• делается вывод о неправомочности трактовки «сознательное -несознательное» в анализе феномена самоубийства;
• экзистенциальный смысл самоубийства формулируется как диалог самоубийцы с обществом, достигающей своей кульминации в момент прекращения сознания самоубийцы
Положения, выносимые на защиту.
1. Самоубийство в зависимости от исторического периода в различных культурах воспринимается вариабельно: а) как преступление против Бога, совести, государства и морали: б) как подвиг, угодный Богу, обществу и конкретным людям: в) как единственный способ сохранения чести и достоинства: г) как нормальное явление выбора вида смерти.
Многогранность восприятия самоубийства, сформированная в общественном сознании, в индивидуальном сознании потенциального самоубийцы фокусируется под воздействием особенностей переживания кризиса, конкретных жизненных условий, а также усвоенных культурных основах поведения.
2. Наследственный характер суицидального поведения можно рассматривать как результат усвоения образцов поведения в кризисных ситуациях.
Биологизаторский подход, основанный на биохимических, нейрофизиологических и медицинских исследованиях, не дает оснований предполагать генетическую обусловленность принятия решений о самоубийстве. С другой стороны, статистика численности самоубийств, совершаемых индивидом, чьи родные и близкие совершили самоубийство, дает основание предположить, что наследственность сказывается в поведении индивида, оказавшегося в кризисной ситуации. Изучение особенностей влияния социального окружения на воспитание, развитие и усвоение социальных норм, ценностей, способов поведения дает представление о том, каким образом усваиваются образцы поведения в различных ситуациях.
3. Самоубийство определяется системой мотивов, как осознанных, так и неосознанных.
Само действие, проявляющееся в выборе способа самоубийства, условий его осуществления, является результатом осознанной активности (если речь не идет о случаях патологического заболевания психики, или несчастном случае). С другой стороны, предшествующая самому действию психическая деятельность не всегда осознанна. Определение самоубийства как сознательного либо несознательного процесса достаточно условно; оно не отражает всей сущности явления человеческой деятельности.
4. Экзистенциальный смысл самоубийства можно определить как диалог самоубийцы с обществом.
Самоубийство, являясь результатом сомнений конкретного человека, проявляется во внутреннем диалоге, который потенциальный самоубийца ведет со своим внутренним «Я», со своей совестью, с Богом, с обществом. Кульминацией, риторическим вопросом становится сам акт самоубийства, возбуждая продолжение диалога в социальном окружении без участия самого самоубийцы. Таким образом, отсутствие возможности вести диалог, или невозможность продолжать его тем единственным способом, который видит человек, находящийся в ситуации кризисного переживания, побуждает его к самоубийству.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в изучении самоубийства как социального явления с учетом различных параметров анализа совместной деятельности индивида и общества, в поиске адекватной самому феномену самоубийства методологии изучения. Результаты исследования могут быть использованы как в теоретической деятельности по подготовке специалистов-суицидологов, так и в практической работе по купированию кризисных состояний и профилактике суицидального поведения.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, пяти разделов, заключения и списка литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы, раскрывается степень ее разработанности, определяется цель и задачи исследования, раскрывается научная новизна и методология, формулируются основные результаты.
В главе 1 «Самоубийство в контексте религиозных мировоззрений и научных исследований» анализируются основные теоретические модели феномена самоубийства. Обосновывается необходимость использования в данной работе терминов «самоубийство», «суицид».
В разделе 1.1. «Религиозная основа формирования общественного восприятия самоубийства» анализируются религиозные основы формирования восприятия самоубийства с использованием источников и литературного наследия представителей различных религиозных культур. Особое внимание уделяется деятельности религиозных сект, являющихся проводниками идеологии, продуцирующей совершение самоубийств.
В разделе 1.2. «Самоубийство в контексте философских исследований» рассматриваются представления философов различных направлений о проблеме самоубийства под углом зрения морального выбора личности. Самоубийство рассматривается как способ разрешения внутриличностного, межличностного, социального конфликта.
В разделе 1.3. «Исследование самоубийства в контексте естественнонаучных теорий: статистические и биологические характеристики суицидов» сопоставляются статистические исследования различных авторов, определяются задачи статистических исследований и оценивается эффективность их выполнения в условиях существующей методологии изучения самоубийства. Анализируются отдельные исследования в области биологизаторского подхода к анализу самоубийства.
В главе 2 «Самоубийство как вид человеческой деятельности» самоубийство рассматривается как вид деятельности, с учетом всех параметров, являющихся характеристиками индивидуальной и совместной деятельности. При анализе суицидального поведения делается акцент на исходный социальный характер данного вида деятельности.
В разделе 2.1. «Проблема соотношения сознательного и несознательного в акте самоубийства» самоубийство рассматривается как вид деятельности, характеризуемый предметностью и субъектностью. Проводится анализ понятий «сознательное - несознательное самоубийство», определяются мотивы, цели, способы суицидальной деятельности.
В разделе 2.2. «Структурно - функциональный и генетический анализ суицидального поведения» суицидальное поведение рассматривается в плане структурно-функционального и генетического анализа деятельности. Проводится анализ основных потребностей, мотивов и личностных смыслов суицидальной деятельности субъекта социальных отношений. Анализируется социальный характер суицидального поведения индивида, рассматривается понятие одиночества как переживания, обуславливающего суицидальное поведение.
В разделе 2.2. «Экзистенциальный смысл самоубийства» рассматривается смысловая составляющая совместной деятельности индивида и общества, проявляющаяся в первую очередь, в обмене символами - значениями в речи (в контексте изучения феномена самоубийства). Экзистенциальный смысл самоубийства определяется как диалог.
В заключении подводятся общие итоги исследования, делаются выводы, намечаются дальнейшие направления исследования по данной теме, а также формулируются несколько положений относительно практической деятельности по оказанию суицидологической помощи.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Социальные характеристики суицидов в молодежной среде Санкт-Петербурга2006 год, кандидат социологических наук Шамкова, Светлана Владимировна
Стратификационные особенности суицидального поведения в современном обществе2002 год, кандидат социологических наук Мальчёнкова, Анна Евгеньевна
Социально-экономические и демографические аспекты суицидального поведения населения: на примере Вологодской области2009 год, кандидат экономических наук Морев, Михаил Владимирович
Факторы производства суицидального риска в современном российском обществе2006 год, кандидат социологических наук Бровчук, Ольга Владимировна
Аутодеструктивное поведение как форма поиска смысла жизни: На материале покушений на самоубийство1999 год, кандидат психологических наук Гусакова, Марина Петровна
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Спиженкова, Мария Антониновна
Заключение
Проблема добровольного ухода из жизни все большего числа членов нашего общества стала одной из глобальных, особенно в условиях современного российского общества, находящегося в состоянии демографического кризиса. Сложившаяся ситуация требует пристального внимания, направленного на всестороннее изучение обозначенной проблемы с последующей разработкой комплексных мер, направленных на предотвращение самоубийств.
В диссертационном исследовании проанализировано явление самоубийства не только как индивидуального вида деятельности, но и как формы социального поведения. Социальные отношения в обществе формируются под влиянием множества факторов, каждый из который оказывает воздействие на общественное отношение к феномену самоубийства, на индивидуальное принятие решения окончить свою жизнь в ситуации кризисного переживания.
Автором исследования обоснована необходимость предпочтения использования термина «самоубийство» термину «суицид», поскольку термин «суицид» суживает проблему до рамок медицинского подхода. В контексте междисциплинарного исследования необходимо использовать понятие, отражающее сущность глобальной проблемы.
Самоубийство является результатом предшествующей совместной деятельности индивида и общества, и одновременно фактором, воздействующим на изменение в социальных отношениях.
Таким образом, самоубийство явление социальное, затрагивающее интересы общества в целом (смерть индивида от собственной руки значительно изменяет одну из микросоциальных структур общества) Оставляя за конкретной личностью право социальной свободы выбора смерти от собственной руки, мы, таким образом, допускаем возможность совершения самоубийства для каждого члена нашего общества, в том числе для наших близких и любимых родных людей. Очевидно, что социальное попустительство свободы выбора смерти недопустимо.
Анализ вероятностной модели суицидального поведения позволил выявить основные составляющие самоубийства как индивидуального вида деятельности и как формы социального поведения:
1. Восприятие самоубийства в сознании индивида и общества имеет неоднозначный характер вследствие особенностей исторического формирования его в процессе социальных, религиозных, юридических, культурных изменений характера общественного отношения к данному явлению.
В традициях российского религиозного мировоззрения отношение к самоубийству аналогично отношению к преступлению перед Богом, к смертному греху. Инородные религиозные культы, распространяющие свою идеологию посредством деятельности тоталитарных сект, способствуют увеличению численности самоубийств. Перед государством и обществом возникает вопрос о создании условий для формирования идеологических, нравственных установок, определяющих поведение человека в кризисной ситуации.
2. Наследственный характер разрешения кризисных ситуаций связан, в первую очередь, с наследованием форм, образцов суицидального поведения, являясь следствием социализации личности в условиях определенных семейных отношений.
Социализация как таковая создает предпосылки для внутриличностных конфликтов, обостряя противоречия между потребностями личности и невозможностью их удовлетворения. Первые конфликты, вынуждающие человека обращаться к своему внутреннему миру, возникают в раннем детстве. Воспитываемые обществом нравственные ценности имеют свои антиподы в переживании чувства вины, стыда, страха, которые вынуждают человека ощущать свое одиночество, отверженность. Особенно остро данные переживания проявляются в период становления личности, ее окончательной социализации.
3. Самоубийство является результатом деятельности человека, опосредованной сложной системой как осознанных, так и неосознанных мотивов в каждый момент времени ее осуществления. Определение самоубийства как сознательного или как несознательного представляется условным.
4. Экзистенциальный смысл самоубийства - диалог самоубийцы с обществом, достигающий своей кульминации в момент прекращения сознания самоубийцы.
Самоубийца посредством своей смерти прекращает свои отношения с обществом, но ставит перед обществом вопрос, начиная диалог, который продлится и после его смерти. Смысловая составляющая суицидальной деятельности субъекта, таким образом, становится фактором, соединяющим два момента социальной деятельности: до самоубийства субъекта социальных отношений, и после.
Теоретическая модель явления самоубийства, составленная на основании всех проанализированных аспектов, представляет собой сложную структуру, включающую в себя
1. Деятельность субъекта, предшествующую началу суицидальной деятельности.
2. Совместную социальную деятельность индивида и общества.
3. Собственно суицидальную деятельность.
4. Последнее действие - самоубийство - как результат предшествующей деятельности индивида в системе социальных отношений.
5. Последующую деятельность общества по принятию и осмыслению факта самоубийства, совершенного субъектом социальных отношений.
Исходя из такого понимания структуры суицидальной деятельности, можно выделить ряд направлений, необходимых для осуществления превентивной деятельности в данной социальной сфере.
Идеология нашего государства, претерпевшая множество изменений за последнее столетие, предоставляет современному обществу полную свободу выбора религии, нравственных основ жизнедеятельности, морального выбора.
Основной задачей общества в условиях обозначенной идеологической свободы должно стать формирование отношения к самоубийству как к катастрофе, к которой в равной степени причастно все общество в целом: государство, осуществляющее законодательные условия для жизни потенциального самоубийцы; микросоциальное окружение самоубийцы и он сам. Если предположить, что законодательная власть предусматривает необходимость профилактических мер по предотвращению автомобильных аварий, то, принимая во внимание самоубийство как комплексное явление, осуществление превентивных мер должно начинаться на уровне государственного управления.
Отдельные структуры - кризисные стационары, линии телефона «Доверия», консультативные психологические службы, кабинеты психологической помощи, - не в состоянии выполнять колоссальную задачу превенции самоубийств без целенаправленного государственного обеспечения. Именно поэтому необходимо принятие законодательной базы для обеспечения эффективной деятельности с целью предотвращения совершения самоубийств.
В целом, в законодательстве необходимо учесть следующие моменты:
1. Создание материально-экономической и научно-методической базы, на основе которой будет осуществляться деятельность суицидологических служб.
Профилактическую деятельность по предотвращению самоубийств, можно проводить только при условии создания отдельной структуры, выделенной из системы медицинской и психиатрической службы помощи населению. Создание и последующее обеспечение деятельности подобной суицидологической структуры (организация служб, финансирование исследований, подготовка грамотных, квалифицированных специалистов) должны проводиться на уровне государственного регулирования. Закон об оказании суицидологической помощи населению так же необходим, как закон об оказании психиатрической и медицинской помощи.
Как было показано в исследовании, самоубийство по смысловой составляющей становится способом диалога с окружающим миром. Следовательно, основной метод работы с человеком, находящимся в кризисном состоянии, должен быть построен на основании принципов ведения конструктивного диалога, позволяющего выйти на уровень духовного взаимопонимания между субъектами общения. Необходимо специальное обучение ведению диалога с людьми, находящимися на грани отчаяния.
Самоубийство, совершенное близким человеком, становится для человека сильным психотравмирующим фактором. Было показано, что переживание самоубийства близкого человека достаточно часто обуславливает начало суицидального поведения субъекта переживания. Следовательно, необходимо оказывать психологическую помощь не только субъекту суицидального поведения, но также и тем, кто переживает смерть в результате самоубийства близкого человека.
2. Организация превентивной деятельности в различных социальных институтах, разработка и осуществление программ для обучения навыкам позитивного разрешения кризисных ситуаций всех социальных слоев населения.
В первую очередь, необходима работа по целенаправленному формированию общественного восприятия самоубийства как способа разрешения кризисной ситуации индивидом, переживающим состояние отчаяния, безнадежности, пребывающим в конфликте с микро- или макросоциальным окружением, в конфликте с самим собой. Человек, проявляющий суицидальные тенденции, должен восприниматься социальным окружением не как преступник или психически больной, не как человек со слабой или сильной волей, а как нуждающийся в поддержке и понимании. В исследовании было показано, что изменение отношения социального окружения к человеку, переживающему кризис, становится фактором, либо способствующим совершению самоубийства, либо помогающим преодолеть кризис.
В процессе социализации субъект социальных отношений усваивает нормы, образцы поведения, свойственные его микросоциальному окружению. Формирование позитивных образцов разрешения кризисных ситуаций должно стать одной из задач деятельности по профилактике самоубийств.
Особую важность в превентивной деятельности самоубийств представляет задача контроля за деятельностью тоталитарных сект, различных квазирелигиозных культовых организаций. В исследовании представлены данные о негативном воздействии культовой идеологии на сознание индивидов даже в опосредованном виде: самоубийства совершают как члены сект, так и те, кто имеет доступ к культовой (в частности, сатанистской) печатной информации.
3. Определение и осуществление этического контроля деятельности средств массовой информации в вопросах, касающихся самоубийств.
Контроль такого рода необходим. В исследовании показано, что средства массовой информации (периодические печатные и электронные, кино- и телевидение) предоставляя широкому кругу читателей и зрителей возможность «ознакомиться» с очередным совершенным самоубийством, зачастую продуцируют новые самоубийства. С другой стороны, фактически отсутствуют материалы, подготовленные специалистами с целью оказания превентивного воздействия на сознание людей, в силу различных причин не способных критически воспринимать информацию о самоубийствах.
4. Научно-методическое и материально-техническое обеспечение централизованных статистических исследований по определенной системе фиксации данных о самоубийствах и суицидальных попытках.
Социологические методы исследования самоубийства необходимо использовать для формирования представлений о группах риска. В работе было показано, что в настоящее время статистические данные не дают возможности представить общую картину, поскольку большинство характеристик дает представление о тенденциях к выделению определенных групп риска. Только целенаправленное исследование на основании изучения всех характеристик суицидальной деятельности индивида (мотивов, поводов, целей, способов разрешения кризисных ситуаций, а также особенностей жизнедеятельности, предшествующей суицидальным замыслам и социальных условий жизни индивида) может помочь составить более полное представление о группах суицидального риска. Кроме того, необходим более полный сбор данных, поступающих от всех инстанций в структуру, деятельность которой будет целиком посвящена данной проблеме. Обработка данных должна проводиться по четко определенным параметрам, позволяющим определять группы риска в соответствии с индивидуально-личностными, социальными и асоциальными факторами, определяющими совершение самоубийств и суицидальных попыток.
В проведенном исследовании намечены основные моменты для последующей научно-исследовательской и практической работы в области суицидологии. Необходима еще большая работа по уточнению терминологии и формированию теоретической модели самоубийства как индивидуального и социального вида деятельности, по созданию научно-методического обоснования деятельности суицидологических служб на уровне проекта закона «Об оказании суицидологической помощи населению». Необходимо проведение дальнейших комплексных исследований, позволяющих объединить философские, психологические, социологические и юридические методы исследования для формирования наиболее адекватного подхода к изучению данной проблемы.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Спиженкова, Мария Антониновна, 2002 год
1. АБЕЛЯР П. Теологические трактаты: Пер. с лат. / Вступ. ст., сост. С.С. Неретиной. М.: Прогресс, Гнозис, 1995. - 413 с.
2. АВРЕЛИЙ М. Размышления. Магнитогорск.: Издательство Амрита-Урал, 1994.- 292 с.
3. АКОПЯН К. 3. Самоубийство: проблема мотивации (размышления в связи с психологическим этюдом H.A. Бердяева «О самоубийстве») // Психологический журнал. 1996. - Т. 17, №.3. - С. 153-157.
4. АКУТАГАВА РЮНОСКЕ. Кэса и Морито // Акутагава Рюноске. Новеллы. М. : Художественная литература, 1974. - С. 107-113.
5. АКУТАГАВА РЮНОСКЕ. Муки ада // Акутагава Рюноске. Новеллы. -М.: Художественная литература, 1974. С. 117-140.
6. АКУТАГАВА РЮНОСКЕ. Убийство в век «Просвещения» // Акутагава Рюноске. Новеллы. -М.: Художественная литература, 1974. С.140-149.
7. АМБРУМОВА А.Г. Психология самоубийства. // Социальная и клиническая психиатрия. 1996. - Т. 6, вып. 4. - С. 14-20.
8. АМБРУМОВА А.Г. Пути и становление отечественной суицидологии. // Социальная и клиническая психиатрия. 1995. - Т 5, вып. 1. - С.53-59.
9. АМБРУМОВА А.Г., БОРОДИН C.B. Суицидологические исследования в СССР: состояние и проблемы // Актуальные проблемы суицид ологии. -(М.), 1999. Т.9. вып. 1. - С.62-65.
10. АМБРУМОВА А. Г., КАЛАШНИКОВА О. Э. Психологические аспекты одиночества // Социальная и клиническая психиатрия. 1996. - Т. 6, вып.З. - С.53-63.
11. АМБРУМОВА А. Г., ПОСТОВАЛОВА Л. И. Семейная диагностика всуицидологической практике: Методические рекомендации. М., 1983. -51 с.
12. АМБРУМОВА А.Г., СТАРШЕНБАУМ Г. В. Материалы XII съезда психиатров России. М., 1995. - С.28-29.
13. АМБРУМОВА А. Г., ТИХОНЕНКО В.А., БЕРГЕЛЬСОН Л.Л. Социально-психологическая дезадаптация индивида и профилактика суицида // Вопросы психологии. 1981. - №4. - С.91-102.
14. АНИСИМОВ О.С. Методология: функция, сущность, становление (динамика и связь времен). М.: ЛМА, 1996. - 380 с.
15. АНИСИМОВ О.С. Основы методологического мышления. М., Всероссийская высшая школа управления АПК РСФСР, Внешторгиздат, 1989.-412 с.
16. АНЦИФЕРОВА Л. И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы? // Психологический журнал. 1994. - Т. 15, №3. -С.37-45.
17. АНЦИФЕРОВ А Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита //Психологический журнал. 1994. -Т.15, №1. - С.3-17.
18. АНЮС К. Наступление сект //За рубежом 1995 - №4. - С.24.
19. АРИСТОТЕЛЬ. О душе // Аристотель. Сочинения в 4-х томах. Ред. В.Ф. Асмус. М.: Мысль, 1975. - Т.1. - С.369-450.
20. БЕРДЯЕВ H.A. О человеке, его свободе и духовности.: Избранные труды / Ред. сост. Л.И. Новикова и И.Н. Сиземская. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. - 312 с.
21. БЕРДЯЕВ H.A. Смысл творчества // Бердяев H.A. Философия творчества, культуры, искусства: В 2-т. М.: Искусство, 1994. - T.I. - 542 с.
22. БЕРДЯЕВ H.A. Миросозерцание Достоевского // Бердяев H.A. Философия творчества, культуры, искусства: В 2-т. М.: Искусство, 1994. -Т.П. -С.7-150.
23. БЕРДЯЕВ H.A. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения // Бердяев H.A. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994.-С. 230-317.
24. БЕРНАЦКИИ В. А. Самоубийство среди воспитанников военно-учебных заведений. СПб.: Изд. журн. «Педагогический сборник», 1911. - 73 с.
25. БЕХТЕРЕВ В.М. Проблемы развития и воспитания человека. /Под ред. A.B. Брушлинского и В.А. Кольцовой. М.: Издательство Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 416 с.
26. Библия. Книги священного писания ветхого и нового завета. Брюссель, издательство «Жизнь с Богом». - 1973. - 2357 с.
27. БИЛИНКИС А. А. Анализ проблем женщин, обращающихся в службу «Телефон доверия» // Психологический журнал. 1997. - Т. 17, №4. -С.85-90.
28. БОЙЛ ДЖЕЙМС. Дж. Секты убийцы. Главы из книги. Пер. с англ. Н. Усовой и Е. Богатыренко // Иностранная литература - 1996. - № 7. -С.208-261.
29. БОИЛ ДЖЕИМС. Дж. Секты убийцы. Главы из книги. Пер. с англ. Н. Усовой и Е. Богатыренко // Иностранная литература - 1996. - № 8. -С.181-200.31 .БУБЕР М. Два образа веры. М.: ООО Фирма «Издательство ACT», 1999. - 592 с.
30. БУБЕР М. Проблема человека. Перспективы // Лабиринты одиночества: Пер с англ./ Сост общ. ред и предисл. Н.Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989. - С.88-98.
31. ВАЙЗЕР Г. А. V симпозиум «Психологические, философские и аксиологические проблемы смысла жизни» // Психологический журнал. -2000. -Т.21, №1. -С.135-138.
32. ВАЙЭЕР Г. А. Смысл жизни и «двойной кризис» в жизни человека // Психологический журнал. 1998. - Т. 19, №5. - С.3-14.
33. ВАСИЛКЖ Ф. Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психологический журнал. 1995. - Т. 16, №2. -С.90-101.
34. ВАСИЛКЖ Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 200 с.
35. ВЕЛИКАНОВ А Л.П. Телефонная психотерапия при суицидальных состояниях // Социальная и клиническая психиатрия. 1999. - Т.9, вып.1.- С.62-65.
36. ВЕДРИН Ж., ВЕБЕР Д. Можно ли оценить риск суицида // Социальная и клиническая психиатрия. 1997. - Т.7., вып.З - С.68-73.
37. ВИЛЮНАС В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 142 с.
38. ВЛАСОВ В. О привлекательности смерти и эвтаназии // Врач. 1992.-№3. - С.41-42.
39. ВОЙЦЕХ В.Ф., АМБРУМОВА А.Г. Сравнительный клинико-эпидемиологический анализ суицидных попыток в г. Москве за 1978 и 1998 годы // Социальная и клиническая психиатрия. 2001. - Т.11, вып.2.- С.15-19.
40. ВЫГОТСКИЙ Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКМО-Пресс, 2000. -1008 с.
41. ГАДЖИНСКАЯ Земфира Гасан Ara Кызы. Смысл человеческой жизни и проблема суицида: опыт философско-психологического исследования. Диссертация . кан. филос. наук. М., 1993. - 125 с.
42. ГАНУШКИН П. Б. Избранные труды. Под редакцией проф. О.В. Кербикова. Ростов н/Дон: Феникс, 1998. - 416 с.
43. ГЕОРГИАДИ Т.В. Проблема соотношения жизни и смерти в социокультурном опыте России. Автореф. дис. . канд. филос. наук. -Уфа, 2000.-31 с.
44. ГИЛИНСКИЙ Я. И., СМОЛИНСКИЙ Л. Г. Социодинамика самоубийств // М.: Социологические исследования. 1988. - №15. - С.57-64.
45. ГРОЛЛМАН Э. Суицид: превенция, интервенция, поственция // Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. -М.: Когито-Центр, 2001.- С. 270-352.
46. ГУРОВИЧ И.Я. Психиатрическое здоровье населения и психиатрическая помощь в России // Социальная и клиническая психиатрия. 2001.- Т.П., вып. 1. - С. 9-15.о
47. ДЖЕИМС У. Воля к вере: Пер с англ./ Сост. Л.В. Блинников, А.П. Поляков. М.: Республика, 1997. - 431 с.
48. ДЖЕМС У. Психология / Под ред. Л.А. Петровской. М.: Педагогика, 1991.-368 с.
49. ДОСТОЕВСКИИ Ф.М. Дневник писателя. Два самоубийства // Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. -М.: Когито-Центр, 2001.- С. 63-71.
50. ДОСТОЕВСКИЙ Ф.М. III. Записная тетрадь 1864-1865 гг.; IV. Записная тетрадь 1864-1865 гг. //Достоевский Ф.М. Неизданный Достоевский. Записные книжки и тетради 1860-1881 гг. М.: Наука, 1971. - С.201-242; 243-283.
51. ДУРНОВ Л. Эвтаназия легкая смерть?// Врач. - 1998. - №7. - С.43-45.
52. ДЮРКГЕЙМ Э. Самоубийство. Социологический этюд.: Пер. с фр. / Изд.подгот. Вал.А Луков. СПб.: Союз, 1998. - 496 с.
53. ИВАНЮШКИН А .Я., ДУБОВА Е.А. Эвтаназия: проблемы, суждения, поиск альтернативы // Вестник АМН СССР. М., 1984. - С.72-77.
54. ИЛБЕНКОВ Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. - 464 с.
55. История китайской философии.: Пер. с кит./ Общ. ред. и послесл. М.Л. Титаренко. М.: Прогресс, 1989. - 552 с.
56. КАВАБАТА Я. Стон горы. Роман. Пер. с яп. В. Гривнина. Вст. статья Н. Федоренко. М.: Художественная литература, 1975. - 310 с.
57. КАМЮ А. Бунтующий человек // Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика, Искусство: Пер. с фр. М.: Политиздат, 1990. - С. 119-356.
58. КАМЮ А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика, Искусство: Пер. с фр. М.: Политиздат, 1990.-С. 23-93.
59. КАМЮ А. Любовь к жизни // Альбер Камю. Избранное. Ростов-на Дону: Феникс, 1998. - С.263-269.
60. КАМЮ А. Падение // Альбер Камю. Избранное. Ростов-на Дону: Феникс, 1998. -С.7-114.
61. КАМЮ А. Со смертью в душе // Альбер Камю. Избранное. Ростов-на Дону: Феникс, 1998. - С.345-357.
62. КАНТ И. Критика чистого разума/ Пер. с нем. Н. Лосского сверен и отредактирован Ц.Г. Арзаканяном и М.И. Иткиным; Примеч. Ц.Г. Арзаканяна. М.: Мысль, 1994. - 591 с.
63. Катастрофы сознания. Самоубийства религиозные, ритуальные, бытовые, способы самоубийств / Подгот.текста Ревяко Т.И., Трус Н.В. Мн.: Литература, 1996. - 576 с.
64. КЕМПИНСКИ А. Психопатология неврозов / Пер. с польского Е. Квятковска. Польское медицинское издательство, Варшава, 1975. - 400 с.
65. КЕМПИНСКИ А. Экзистенциальная психиатрия. М.: Совершенство, 1998.-320 с.
66. КЛАРК М., ЭНДЕРСОН Б. Г. Одиночество и старость // Лабиринты одиночества: Пер с англ./ Сост общ. ред и предисл. Н.Е. Покровского. -М.: Прогресс, 1989. С.275-301
67. КОВ АЛЕВ О. Г., ТИМОНИН Н. П. , СУСЛОВ Э. А. Психологические проблемы суицидального поведения осужденных в пенитенциарных учреждениях России // Психологический журнал. 1998. - Т. 19, №5. -С.30-37.
68. Комплексные исследования в суицидологии/ Моск. НИИ психиатрии; Отв. ред. В.В. Ковалев. -М.: НИИ психиатрии, 1986. 218 с.
69. КОНИ А.Ф. Самоубийство в законе и в жизни / Кони А.Ф. Собрание сочинений в восьми томах. Том 4. М.: Юридическая литература, 1967. -С.454-482.
70. КОНИ А.Ф. Собрание сочинений в восьми томах. Том 6. Статьи и воспоминания о русских литераторах. М.: Юридическая литература,1968. 695 с .
71. КРАСНЕНКОВА И. П. Социально-философские и политико-правовые аспекты феномена суицида // Политические науки Вестник Моск. ун-та. - 1998. - сер. 12, №6. - С. 18-33.
72. КРИСТИ Н. По ту сторону одиночества. Сообщества необычных людей / Пер. с нем. Э.М. Радской, ред. JI.H. Банзелюк Калуга.: Духовное познание, 1993. - 180 с.
73. КУПРИН А.И. Брегет // Куприн А.И. Собрание сочинений в 6-ти т. Т.2. -М.: Государственное издательство Художественной Литературы, 1957. -С.169-177.
74. КБЕРКЕГОР С. Страх и трепет: Пер. с дат. М.: Республика, 1993.-383 с.
75. ЛЕНИН В. И. Материализм и эмпириокритицизм. Сочинения. Издание четвертое. ОГИЗ, Государственное издательство политической литературы, 1947. - Том 14. - 367 с.
76. ЛЕОНТЬЕВ А. Н. Эволюция психики. М.: Московский психолого -социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. -416 с.
77. ЛЕСКОВ Н.С. Очарованный странник // Собрание сочинений в 12-ти томах. М.: Правда, 1989. - Т.2. - С. 218-336.
78. ЛИНДЕМАНН Э. Клиника острого горя // Психология эмоций. Тексты. 2-е изд./ Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во Моск.ун-та., 1993. - С.224-231.
79. ЛОМБРОЗО Ч. Самоубийцы // Гениальность и помешательство. Пер. с итальянского. Ростов н/Д.: Изд-во Феникс, 1997. - С.491-500.
80. ЛОПАТИН A.A., КОКОРИНА Н.П. Распространенность суицидов в
81. Кузбассе // Социальная и клиническая психиатрия. -1996. Т.6., вып.З. -С.64-68.
82. ЛОСЕВ А.Ф. Социально-исторические искания //Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М.: Прогресс, 1990. - Раздел Ш.1. - С.293-328.
83. ЛОСЕВ А.Ф. Социальная природа платонизма //Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993. - С.860-904.
84. ЛОССКИЙ И.О. Условие абсолютного добра: Основы этики; характер русского народа. М.: Политиздат, 1991. - 368 с.8 9. ЛУК АС К., СЕЙДЕН Г.М. Молчаливое горе: Жизнь в тени самоубийства / Пер с англ. М.: Смысл, 2001. - 307 с.
85. МАМАРДАШВИЛИ М. Картезианские размышления. -М.: Издательская группа «Прогресс», «Культура», 1993. 352 с.
86. МАМАРДАШВИЛИ М.К. Процессы анализа и синтеза // Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. -М.: Прогресс, 1990. С.212-232.
87. МАРКС К., ЭНГЕЛЬС Ф. Фейербах. Противоположность материалистических и идеалистических воззрений. Сочинения. Изд.2-е. -М, Государственное издательство политической литературы, 1955. Т.З. - С.15-78.
88. МИЛЛАРД Д.У. Эвтаназия: дебаты в Британии // Социальная и клиническая психиатрия. — 1996. Т.6., вып. 4. — С.43-45.
89. МИЮСКОВИЧ Б. Одиночество: междисциплинарный подход // Лабиринты одиночества. Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е.Покровского. -М.: Прогресс, 1989. С. 52-88.
90. МОНТЕНБ М. Опыты. Избранные главы: Пер с фр./ Сост., вступ. ст. Г. Косикова; Примеч. Н. Мавлевич. М.: Правда, 1991. - 656 с.
91. Москва слезам не верит -2II Комсомольская правда. Московский выпуск.- 19 марта2001 г.-С. 25.
92. МОСС М. Физическое воздействие на индивида коллективно внушенной мысли о смерти//Человек. 1992.- №6.-С. 53-62.
93. МОХОВИКОВ А.Н. Телефонное консультирование. М.: Смысл, 2001. -494 с.
94. МУЗДЫБАЕВ К. Феноменология надежды (статья первая) // Психологический журнал. 1999. - Т.20, №3. - С. 18-27.
95. МЯСШЦЕВ В. Н. Психология отношений: Под ред. A.A. Бодалева/ Вступительная статья A.A. Бодалева. М.: Институт практической психологии; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. - 368 с.
96. НАГ ATA X. История философской мысли Японии: Пер. с яп./ Общ. ред. и вступ. ст. Ю.Б. Козловского. М.: Прогресс, 1991. - 416 с.
97. Научные и организационные проблемы суицидологии. Сб. научных трудов. М.: Московский НИИ психиатрии, 1983. - 215 с.
98. Нёвыносимая легкость бытия / Московский комсомолец. 2002. - 6 марта. - С.7.
99. НИЦШЕ Ф. Антихристианин. // Ницше Ф. Сумерки богов. / Сост. и общ. ред. A.A. Яковлева: Перевод. М.: Политиздат, 1989. - С. 17-93.
100. НИЦШЕ Ф. Так говорил Заратустра. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. -302 с.
101. От Матфея святое благовествование. В кн.: Библия. Книги священного ■ писания ветхого и нового завета. Изд. Жизнь с Богом , Avenue de la Couronne, 206,1050, Брюссель, 1973 - С. 1-61.
102. ПАВЛОВ И. П. Избранные произведения. Под общ.ред. Х.С. Коштоянца. М., Государственное издательство политической литературы, 1951. - 578 с.
103. ПЕЛЕВИН В.О. Generetion «П». М.: Вагриус, 2000. - 317 с.
104. ПЛАТОН. Апология Сократа // Платон. Собр. соч. в 4-х т. Пер. с дервнегреч.; Общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, A.A. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1990. - Т.1 - С. 70-96.
105. ПЛАТОН. Федон // Платон. Собр. соч. в 4-х т. Пер. с дервнегреч.; Общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, A.A. Тахо-Годи М.: Мысль, 1993. - Т.2. -С. 7-80.
106. ПЛАТОН. Пир // Платон. Собр. соч. в 4-х т. Пер. с дервнегреч.; Общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, A.A. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1993. - Т.2 -С. 81-134.
107. ПЛАТОН. Государство // Платон. Собр. соч. в 4-х т. Пер. с дервнегреч.; Общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, A.A. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1994.- Т.З. С.79-420.
108. Полный православный молитвослов для мирян. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Сретенский монастырь; Новая книга; Ковчег, 1998. 800 с.
109. ПОПОВА Н.М. Клинико-психологические аспекта организации суицидологической службы Томской области: Автореф. дисс. канд.мед.наук. Томск, 1997. -25 с.
110. РЕАЛЕ Дж., АНТИСЕРИ Д. Западная философия от истоков до наших дней. 1. Античность. Санкт-Петербург, ТОО ТК Петрополис, 1994.- 336 с.
111. РЕАЛЕ Дж., АНТИСЕРИ Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 2. Средневековье. Санкт-Петербург, ТОО ТК Петрополис, 1994.-368 с.
112. РЕАЛЕ Дж., АНТИСЕРИ Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 3. Новое время. Санкт-Петербург, ТОО ТК Петрополис, 1997. -736 с.
113. РЕАЛЕ Дж., АНТИСЕРИ Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней. Санкт-Петербург, ТОО ТК Петрополис, 1997. - 880 с.
114. РОЗАНОВ В.В. Религия и культура. Том 1. М.: Издательство «Правда», 1990. - 635 с.
115. РОЗАНОВ В. В. Уединенное / Сост, вступ., статья, коммент., библиогр. А.Н. Николюкина. М.: Политиздат, 1990. - 543 с.
116. РОЗАНОВ В. В. Эмбрионы // Розанов В.В. Сочинения / Сост., подгот. текста и коммент. А.Л. Налепина и Т. В. Померанской. М.: Сов. Россия, 1990.-С. 248-257.
117. РУБИНСТАЙН К., ШЕЙВЕР Ф. Опыт одиночества // Лабиринты одиночества: Пер с англ./ Сост общ. ред и предисл. Н.Е. Покровского. -М.: Прогресс, 1989. С.275-301.
118. РУБИНСТАЙН К., ШЕЙВЕР Ф. Одиночество в двух городах Северо-Востока // Лабиринты одиночества: Пер с англ./ Сост общ. ред и предисл. Н.Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989. - С.320-342.
119. РЯЗАНЦЕВ С. Танатология наука о смерти // Рязанцев Сергей. Танатология (учение о смерти). - СПб, Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1994. - С. 87-379.
120. САДЛЕР У. А., ДЖОНСОН Т. Б. От одиночества к аномии
121. Лабиринты одиночества: Пер с англ./ Сост общ. ред и предисл. Н.Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989. - С.275-301
122. Самоубийства и искушения среди молодежи. Отчет о конференции, созванной в Европейском регионе. Копенгаген, 1977. - 93 с.
123. САФУНОВ Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. М.: Гардарика, Смысл. - 1998. - 192 с.
124. САЧКОВ Ю. В. Статистические данные как эмпирический базис социальных наук // Вопросы философии. 1999. - №7. - С. 79 - 93.
125. СЕНЕКА ЛУЦИЙ АННЕЙ. Нравственные письма к Луцилию / Изд. подгот. С.А. Ашеров АН СССР. М.: Наука, 1977. - 383 с.
126. СЕНОКОСОВ Ю. П. Дискуссия о структурализме во Франции // Вопросы философии. 19866. - №6. - С.172-181.
127. СЛУЦКИЙ А. С., ЗАНАДВОРОВ М. С. Некоторые психологические и клинические аспекты поведения суицидентов // Психологический журнал. 1992. - Т.13, №1. - С.77-85.
128. СМЕЛЗЕР Н. Социология: пер с англ. М.: Феникс, 1994. - 688 с.
129. Советский энциклопедический словарь. Гл. ред. С.М. Ковалев. М.: Советская Энциклопедия, 1979. - С. 10, 506.
130. СОЛОВЬЕВ В. С. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьев В. С. Сочинения в 2 т. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. А.Ф. Лосева и A.B. Гулыги; Примеч. С.Л. Кравца и др.- Т.1. М.: Мысль, 1990.-892 с.
131. СОЛОВЬЕВ В. С. Смысл любви: Избранные произведения / Сост., вступ. ст., коммент. Н.И. Цимбаева. М.: Современник, 1991. - 525 с.
132. СОЛОВЬЕВ В. С. Философия искусства и литературная критика / Вступ. статья Р. Гальцевой и И. Роднянской. М.: Искусство, 1991.701 с.
133. СОРОКИН П.А. Кризис нашего времени // Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ.ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонов: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1992. - С. 427-504.
134. СОРОКИН П.А. Социологический прогресс и принцип счастья // Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ.ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонов: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1992. - С. 507513.
135. СПИНОЗА Б. Этика / Пер. с лат. H.A. Иванцова/. СПб.: Аста-пресс ltd, 1993.-248 с.
136. Сравнительно-возрастные исследования в суицидологии: Сб. науч.тр. / МЗ РСФСР Моск. НИИ психиатрии: Ответ, ред. В.В. Ковалев. М.: НИИ психиатрии, 1989. - 152 с.
137. Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. М.: Когито-Центр, 2001.- 569 с.
138. ТАГОР РАБИНДРАНАТ. Гибель цивилизации: Статья // Тагор Рабиндранат. Собрание сочинений. В 4-х т. М.: Художественная литература, 1981-1982.-Т.4. - С. 349-355.
139. ТАГОР РАБИНДРАНАТ. Песчинка: Роман // Тагор Рабиндранат. Собрание сочинений. В 4-х т. М.: Художественная литература, 19811982. - Т.З. - С. 7-202.
140. Тайные общества и секты. Культовые убийцы, массоны, религиозные союзы и ордена, сатанисты и фанатики / Подгот. текста Н.И. Макаровой. Мн.: Литература, 1996. - 624 с.
141. ТИЛЛИХ П. Бытие, небытие и тревога // Московский психотерапевтический журнал. 1994. - Январь- март, №1. - С.48-72.
142. ТИХОНЕНКО В. А. Жизненный смысл выбора смерти // Человек.1992.- №6. С.19- 29.
143. ТОЛСТОЙ Л.Н. Исповедь // Толстой Л. Н. Собр. соч. В 22-х т. Т. 16. Публицистические произведения. 1855-1886./ Коммент. Л.Д. Опульской.- М.: Художественная литература, 1983. С. 106-165.
144. ТРЕГУБОВ Л. 3., ВАГИН Ю. Р. Эстетика самоубийства. Пермь,1993.-268 с.
145. Федор Михайлович Достоевский в портретах, иллюстрациях, документах / Под ред. д-ра филолог, наук B.C. Нечаевой. М.: Просвещение, 1972. - 447 с.
146. ФЕЙЕРБАХ Л. Основы философии будущего. Государственное социально-экономическое издательство, 1937.- 151 с.
147. ФЕЙЕРБАХ Л. Фрагменты к характеристике моей философской биографии // Фейербах Л. Основы философии будущего. -Государственное социально-экономическое издательство, 1937. С. 103138.
148. ФЕДОРОВА M. М. Образ смерти в западноевропейской культуре // Психология смерти и умирания: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. -Мн.: Харвест, 1998. С. 8-35.
149. ФИЛАТОВ С. Современная Россия и секты // Иностранная литература.- 1996.-№8.-С.201-219.
150. ФЛОРЕНСКАЯ Т. А. Диалог как метод психологии консультирования (духовно ориентированный подход) // Психологический журнал. -1995.-Т.15, №5 С.44-55.
151. ФЛОРОВСКИЙ Г.В. Пути русского богословия / Флоровский Г.В. (Прот.Георгий Флоровский). Пути русского богословия. Репринтное воспроизведение. УМСА-PRESS. Париж, 1983. 3-е изд. - Киев: Издание
152. Христианско-благотворительной ассоциации «Путь к истине», 1991. -С.12-127.
153. ФРАНКИ В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер.с англ. и нем./ Общ.ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева; вст.ст. Д.А.Леонтьева. —М.: Прогресс, 1990.-368 с.
154. ФРЕЙД А. Психология Я и защитные механизмы: Пер. с англ. М.: Педагогика, 1993. - 144 с.
155. ФРЕЙД 3. О клиническом психоанализе. Избранные сочинения. М.: Медицина, 1991.-288 с.
156. ФРЕЙД 3. «Я и оно». Труды разных лет. /Пер. с немецкого. В 2-х книгах. - Тбилиси.: Мерани, 1991. - Книга 1. -397 с.
157. ФРЕЙД 3. «Я и оно». Труды разных лет. /Пер. с немецкого. В 2-х книгах. - Тбилиси.: Мерани, 1991. - Книга 2. - 426 с.
158. ФРОММ Э. Анатомия человеческой деструктивности: Перевод / Авт.вступ. ст. П.С. Гуревич. М.: Республика, 1994. - 447 с.
159. ФРОММ Э. Бегство от свободы. Общ. ред. и послесл. П.С.Гуревича.-М.: МНПП «ЭСИ», 1993. 272 с.
160. ФРОММ Э. Искусство любви. Минск: ТПЦ «Полифакт», 1991. -80 с.
161. ФРОММ Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. - 415 с.
162. ФРОММ Э. Человек для себя. / Пер. с англ. и послесл. Л.А. Чернышевой. Мн.: Коллегиум, 1992. - 253 с.
163. ХАЙДЕГГЕР М. Время и бытие // Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: Сборник: Пер. с нем./ Под ред. А.Л. Доброхотова. -М.: Высш.шк., 1991. -С.80-102.
164. ХАЙДЕГГЕР М. Отрешенность // Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: Сборник: Пер. с нем./ Под ред. А.Л. Доброхотова. -М.: Высш.шк., 1991. -С.102-112.
165. ХАМФРИ Д. Когда самоубийство благо // Психология смерти и умирания: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. Мн.: Харвест, 1998. -С. 626-635.
166. ХЬЕЛЛ Д., ЗИГЛЕР Л. Теории личности, (основные положения, исследования и применение). СПб, Питер Пресс, 1997. - 608с.
167. ХЕМИНГУЭИ Э. Избранное/ Послесл. слст. и примеч. Б. Грибанова. М.: Просвещение, 1984. - 304 с.
168. ЦЕД Н. Г. Дух самурая дух Японии. - СПб: Издательский Дом «Нева»; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. - 256 с.
169. Черный маркер // Московский комсомолец. 2002, 7 февраля. - С.З.
170. ЧИЖЕВСКИЙ А. Л. Земля в объятиях Солнца //Чижевский А. Л. Космический путь жизни. М.: Мысль, 1995. - С.350-406.
171. ЧОТТОПАДДХАЙ ШОРОТЧОНДРО. Шриканто: Роман. /Перевод с бенгали Е. Алексеевой и С. Цырина. М.: Государственное издательство Художественной Литературы, 1960. - 582 с.
172. ЧХАРТИТIТВИЛИ Г. Писатель и самоубийство. М.: Новое литературное обозрение, 2000. - 576 с.
173. ШЕЛЛИНГ Ф.В.Й. Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах // Соч. в 2-х т. М.: Мысль, 1989. - Т.2. - С.86-158.
174. ШНЕЙДМАН Э.С. Десять общих черт самоубийств и их значение для психотерапии // Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. М.: Когито-Центр, 2001.-С. 353-359.v>
175. ШНЕИДМАН Э.С. Душа самоубийцы / Пер с англ. М.: Смысл, 2001. -315 с.
176. ШОПЕНГАУЭР А. Афоризмы житейской мудрости./ Под общ. ред. A.A. Гусейнова и А.П. Скрипника. В 2-х Т. Калужское отделение ФО СССР. - Москва, 1990. - Т. 1. - 101 с.
177. ШОПЕНГАУЭР А. Афоризмы житейской мудрости. / Под общ. ред. A.A. Гусейнова и А.П. Скрипника. В 2-х Т. Калужское отделение ФО СССР. - Москва, 1990. - Т.П. - 101 с.
178. ШОПЕНГАУЭР А. Новые паралипомены // Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. М.: Когито-Центр, 2001. - С.57-62.
179. ШОПЕНГАУЭР А. Свобода воли и нравственность / Общ.ред., сост., вступ. ст. A.A. Гусейнова и А.П. Скрипника. М.: Республика, 1992. -448 с.
180. ЭИСЕНСЕН И. Одиночество и разведенный мужчина преклонного возраста // Лабиринты одиночества: Пер с англ./ Сост общ. ред и предисл. Н.Е. Покровского. -М.: Прогресс, 1989. -С.433-453.
181. ЭНГЕЛЬС Ф. Анти Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. - М., Государственное издательство политической литературы, 1955. -Т.20. - С.1-338.
182. ЮДИН Б. Г. Возможно ли рациональное самоубийство? // Человек. -1992.- №6. С.41-52.
183. ЮМ Д. О знании и вероятности // Юм Д. Трактат о человеческой природе. Книга первая. О познании./ Пер. с англ. С.И. Церетели. Вступ. статья М.А. Абрамова. Примеч. И.С. Нарского. М.: Канон, 1995. - С. 136-264.
184. ЮМ Д. О воле и прямых аффектах // Юм Д. Трактат о человеческой природе. Книга вторая. Об аффектах./ Пер. с англ. С.И. Церетели. Вступ. статья М.А. Абрамова. Примеч. И.С. Нарского. М.: Канон, 1995. - С. 148-210.
185. ЮМ Д. О самоубийстве. Эссе // Юм Давид. Сочинения в двух томах. Под общ. ред. и с примеч. И.С.Нарского. Пер. с англ. Том 2. М.: Мысль, 1966.- С. 806-817
186. ЮНГ К.Г. Проблемы души нашего времени: Пер. с нем./ Предисл. А.В. Брушлинского.- М.: Издательская группа Прогресс, Универс, 1994. -336 с.
187. ЮНГ К. Г. Либидо, его метаморфозы и символы / Под общ. ред. А.И. Белкина и М.М. Решетникова. Санкт-Петербург, Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1994.- 415 с.
188. ЯСПЕРС К. Необусловленные действия, ведущие за пределы наличного бытия // Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. М.: Когито-Центр, 2001.- С.72-88.
189. ЯСПЕРС К. Общая психопатология / Пер. с нем. Л.О. Акопяна. М.: Практика, 1997.- 1053 с.
190. ЯСПЕРС К. Смысл и назначение истории: Пер с нем. М.: Политиздат, 1991.-527 с.
191. ABBEY К., MADSHEN С. Н., POLLAND R. // Suicide and Life-Tnreatening Behavior. 1998. Vol. 19. - P. 216-222.
192. BARTER J.T., SWABACK D., TJDD D. Adolescent suicide./'Arch. Gen. Psych. 1986. - Vol.19. -P. 523-527
193. GARRISON C.Z. Demographic predictors of suicide./' Assessment andprediction of suicide. -New York: Guilford Press, 1992. P. 484-496.
194. HAFNER H., SCHMIDKE A. Do televised fictional suicide models produce suisides? /'Suicide among youth: Perspectives on risk and prevention/C.R. Preffer (Ed.). Washington, DC: American Psychiatric Association, 1989. - P. 117-142.
195. MANN J. J., DeMEO M.D., KEILP J. G., McBRIDE P. A. Biological correlates of suicidal behavior in youth. // Suicide among youth: Perspectives on risk and prevention /C.R. Preffer (Ed.). Washington, DC: American
196. Psychiatric Association, 1989.-P. 185-202.
197. MARIS R.W. The relationship of nonfatal suicide attempts to completed suicide. // Assessment and prediction of suicide / R.W. Maris, A. L. Berman, J. T. Maltsberger, R. I. Yufit (Eds). New York: Guilford Press, 1992. - P. 362 -380.
198. PREFFER C. R. Life stress and family risk factors for youth fatal and nonfatal suicidal behavior. // Suicide among youth: Perspectives on risk and prevention /C.R. Preffer (Ed.). Washington, DC: American Psychiatric Association, 1989.-P. 143-164.
199. ROY A. Genetics, biology, and the family. // Assessment and prediction of suicide / R.W. Maris, A. L. Berman, J. T. Maltsberger, R. I. Yufit (Eds). New York: Guilford Press, 1992. - P. 574-588.
200. РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКА' '1. ЬЧ - ОЪ
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.