Гносеологические основания изучения суицида тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Дуткин, Максим Петрович
- Специальность ВАК РФ09.00.01
- Количество страниц 134
Оглавление диссертации кандидат философских наук Дуткин, Максим Петрович
Введение.
Глава 1. Особенности исследования социальных и психологических предпосылок суицида
1.1. Суицид как социальное явление в контексте истории философии.
1.2. Психологические причины суицида: основные парадигмы изучения.
1.3. Интерпретации отчуждения в качестве социально - психологической предпосылки суицида.
Глава 2. Интерсубъективность как гносеологический принцип изучения суицида
2.1. Суицидальное поведение: логико - гносеологическая интерпретация.
2.2. Типы суицидального поведения по гносеологическим основаниям.
2.3. Интерсубъективные основания психиатрии.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК
Самоубийство в системе социальных отношений2002 год, кандидат философских наук Спиженкова, Мария Антониновна
Стратификационные особенности суицидального поведения в современном обществе2002 год, кандидат социологических наук Мальчёнкова, Анна Евгеньевна
Психологические условия профилактики суицидального поведения личности: на примере военнослужащих2006 год, кандидат психологических наук Бухтояров, Павел Валерьевич
Социальные характеристики суицидов в молодежной среде Санкт-Петербурга2006 год, кандидат социологических наук Шамкова, Светлана Владимировна
Танатологический дискурс и социальные практики адаптации2011 год, кандидат философских наук Башилова, Светлана Михайловна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Гносеологические основания изучения суицида»
Самоубийство - одна из вечных проблем человечества, поскольку существует как явление практически столько же, сколько существует на Земле человек.
Самоубийство, суицид (лат. "вш"- себя, "саес!еге" - убивать) - чисто человеческий поведенческий акт самоустранения из жизни. Э. Дюркгейм, автор первого фундаментального социологического труда, посвященного самоубийствам (1897), дает такое определение суицида: «Самоубийством называется каждый смертный случай, который непосредственно или опосредованно является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот знал об ожидавших его результатах» [35, С. 26]. Современные российские суицидологи Я. Гилинский и П. Юнацкевич дают следующее определение суицида: «Самоубийство - умышленное (намеренное) лишение себя жизни» [21, С. 11]. Современный российский философ С. Аванесов дает более расширенное определение самоубийства - это сознательное, добровольное и целенаправленное достижение человеком смерти, осуществленное собственными силами [1, С. 17].
Суицидальное поведение - очень сложный и многоаспектный феномен, включающий в себя завершенные самоубийства, покушения на свою жизнь, суицидальные мысли, идеи, намерения.
Предлагаемая работа представляет собой рефлексию над суицидологией в целом, и философской суицидологией в частности; выявление содержания и его гносеологического основания. Суицидология есть термин, закрепившийся, прежде всего, в современной науке; он обозначает такую исследовательскую дисциплину, предметом которой является самоубийство. До тех пор, пока суицидология остается только научной отраслью, в ней могут применяться лишь частные методы науки: либо в единственном числе в границах отдельных наук (в психологии, социологии, медицине), либо в сумме в тех случаях, когда суицидология утверждается в качестве специфической научной дисциплины. Но даже комплексный подход к суициду не открывает его сути, оставаясь способом регистрации и систематизации эмпирических причин и фактических обстоятельств самоубийства. Открыть, в чем состоит суть суицида, пишет С. Аванесов, наука не в состоянии и потому должна обращаться за объяснениями к философии [1, С.13].
Именно философия может определить, что такое суицид и, соответственно, с какой исследовательской программой к нему надо подходить. Философская суицидология в силу одного лишь своего наличия утверждает неизбежную ограниченность частных методов науки (даже в их сумме) и тем самым выявляет относительность любого научного заключения на тему самоубийства [1, С. 14-15]. В этом смысле философия суицида (как фундаментальное познание самоубийства в его сути) необходимо предшествует всякой научной суицидологии. Таким образом, суицидология вообще, и философская суицидология в частности, могут быть построены лишь на фундаментальных гносеологических основаниях.
Термин основания подразумевает теоретические предпосылки обнаруженных проектов философской суицидологии.
Актуальность темы исследования. Актуальность может быть обоснована по двум направлениям:
1. Социально - практическая актуальность. Чрезвычайный рост числа самоубийств (особенно в нашей стране: в 1984 году Россия вышла на одно из первых мест в мире по уровню самоубийств) указывает на важность принципиального углубления суицидологических исследований и в то же время отмечает недостаток их теоретического уровня и их влияния на ситуацию [13]. Самоубийство остается одним из неустранимых симптомов социальной неустойчивости индивида и несовершенства самого общества. «Назрела необходимость проанализировать проблематику самоубийств на современном материале, чтобы эффективнее бороться с этим явлением. Нельзя откладывать выполнение этой высокогуманной исследовательской и организационной задачи. Крайне важно также изучать обстоятельства, приведшие к трагическим последствиям» [68, С. 166-167].
Статистика самоубийств в СССР являлась закрытой. В 1927 году в Госкомстате закрыли сектор, занимающийся статистикой самоубийств, поэтому отсутствуют достоверные сведения о самоубийствах в СССР с 1927 по 1965 год.
По мнению многих исследователей феномена самоубийства, официальная статистика самоубийств значительно отличается от реальных цифр (как минимум в 2 раза), поскольку в нее попадают только явные случаи. Также никем не фиксируются случаи неудачных попыток ухода из жизни, количество которых в 7-10 раз больше, чем законченных самоубийств.
2. Культурно - мировоззренческая и общетеоретическая актуальность. В разных областях гуманитарного знания в настоящее время накоплен значительный опыт теоретического осмысления самоубийства. Но эти теоретические знания на данный момент не имеют завершения и поэтому следует подвести некоторый совокупный итог этого осмысления. Такую возможность дает философия с ее генерализующим подходом [1, С.11]. Только на уровне обобщения можно угадывать истинные причины суицида. Поэтому философское осмысление самоубийства может стать чрезвычайно полезным в общетеоретическом плане и может быть востребовано частными научными дисциплинами (медицина, психология, социология, культурология, политология).
Таким образом, безудержный рост общего числа самоубийств в Российской Федерации с одной стороны, и трудность теоретического осмысления этого явления, с другой стороны, создали своеобразную тупиковую ситуацию, для разрешения которой сделано настоящее исследование.
Французский философ XX века, видный представитель экзистенциализма А. Камю считал, что есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии [44, С.223].
Степень разработанности проблемы. Проблема самоубийства интересовала почти всех философов всех времен. Классические философские трактаты по суицидологии принадлежат Платону («Федон»), Лукрецию («О природе вещей»), Сенеке («Нравственные письма к Луцилию»), Д. Юму («О самоубийстве»), И. Канту («Метафизика нравов»), А. Шопенгауэру («Мир как воля и представление»), Э. Дюркгейму (Социологический этюд «Самоубийство»), У. Джеймсу («Стоит ли жить?»), Н. Бердяеву («О самоубийстве»), А. Камю («Миф о Сизифе»).
Тема самоубийства затрагивалась неоднократно в трудах Эмпедокла, Аристотеля, Сократа, стоиков, киников, Цицерона, Марка Аврелия, Монтеня, Декарта, Спинозы, Вольтера, Монтескье, Руссо, Гегеля, Кьеркегора, Ницше, Вл. Соловьева, Ф. М. Достоевского, 3. Фрейда, Э. Фромма, К. Хорни.
В современной танатологии большую роль сыграли сочинения таких философов, как Ж. Батай («Слезы Эроса»), М. Бланшо («Смерть как возможность»), Ж. Деррида («Дар смерти»), А. Кожев («Идея смерти в философии Гегеля»), Ж.-П. Сартр («Бытие и Ничто»), М. Хайдеггер («Бытие и время»). Общие вопросы суицидологии исследованы в докторской диссертации А. В. Демичева «Философские и культурологические основания современной танатологии» [30]; кандидатской диссертации О. М. Борецкого «Конечность человеческого бытия как проблема мировоззрения» [16]; докторской диссертации М. А. Шенкао «Смерть как социокультурный феномен» [Цит. по: 1, С. 3], посвященной разбору способов представленности смерти в менталитете; в книге С. С. Аванесова «Введение в философскую суицидологию» [1], в которой суицид рассматривается с точки зрения экзистенциализма; в статье И. П. Красненковой «Философский анализ суицида» [56], которая связывает суицид с отсутствием «живой», личностной веры; в книге И. Паперно «Самоубийство как культурный институт» [80].
Тема философского анализа самоубийства присутствует в трудах Ю. Н. Давыдова «Этика любви и метафизика своеволия» [29], где речь идет о развитии этой темы у Достоевского и Камю, В. И. Красикова «Явь беспокойства» [55], в статье И. И. Евлампиева «Кириллов и Христос» [36], в статье А. К. Судакова «Любовь к жизни и запрет самоубийства в кантианской метафизике нравов» [97].
Социальные аспекты суицида рассмотрены в работах П. Ф. Булацеля [17], М. А. Губского [26], A.B. Лихачева [60], Н. Мухина, П. Ольхина [Цит. по: 1, С. 3], Л. К. Шейниса [115], а психологические аспекты рассмотрены в наше время в исследованиях А. Г. Амбрумовой [7, 8], Т. А. Донских, Ц. П. Короленко [54], С. Г. Смидович [Цит. по: 1, С. 3], В. А. Тихоненко [98], Я. И. Гилинского [21, 22], П. И. Юнацкевича [21].
Руководитель Всесоюзного научно-методического суицидологического центра, доктор медицинских наук А. Амбрумова в свое время (1978) отмечала: «Самоубийство - это социально-психологическое состояние личности в условиях неразрешенного конфликта, реализация вполне осознанного желания добровольно уйти из жизни» [7, С. 12]. При этом социально-психологическая дезадаптация понимается весьма широко: утрата близкого, семейный или трудовой конфликт, неуспех в учебе, разрыв дружеских, семейных иди сексуальных связей, тяжелая неизлечимая болезнь - действительная или мнимая и прочее.
Культурно-антропологические и этнографические измерения самоубийства представлены в трудах В. Г. Богораза, Д. К. Зеленина [37], А. Н. Моховикова [72], где исследуется наличие в данной культуре представления о самоубийстве как «выходе» из тяжелой жизненной ситуации.
Психолого-педагогические исследования суицидального поведения отражены в работах Джона Локка, В. М. Бехтерева, Г. М. Дзедушицкого, И. М. Гвоздева, И. А. Невзорова, Луи Проаля, Ч. Спенсера, Е. К. Тихомирова [Цит. по: 21, С. 76-77]. Эти исследователи подчеркивают исключительную роль воспитания как социального института в формировании «жизненного смысла», который становится реально действующим фактором активности и жизнестойкости при наличии осознанных жизненных программ, совмещающих общественные и личные интересы.
В современной литературе все большее развитие получает развитие такой раздел суицидологии, как эвтаназия. Наиболее известны такие исследователи этой проблемы, как Д. Хамфри и Ф. Фут [Цит. по: 1, С. 4]; в отечественной науке Б. Г. Юдин [125]. В области философии поступка появились работы
М. М. Бахтина «К философии поступка» [12], Г. Л. Тульчинского «Разум, воля, успех» [102].
Потребность философского рассмотрения суицида ощущают и представители современной социально-психологической суицидологии. Например, Ц.П. Короленко и Т.А. Донских подчеркивают очевидную многомерность проблемы суицидного поведения, которая не может быть решена с точки зрения какой-либо одной из специальных дисциплин, поскольку в самоубийстве оказываются задействованными разнообразные факторы [54, С. 124].
Проведенный подробный анализ литературы показал, что самые ранние описания самоубийств встречаются во всех древнейших рукописных произведениях: Ригведе, Рамаяне, Библии, Коране. В них даны не только описания различных случаев и типов самоубийств у различных народов, но и отражены мотивы, которые могут приводить к этому. В них также показано отношение общества к самоубийству отдельных своих представителей или целых групп, способов и видов самоубийств, попыток препятствовать самоубийствам.
Объект исследования - суицид как социальный, социально-психологический, психологический феномен.
Предметом исследования являются различные способы осмысления суицида, начиная с мифологических, кончая культурно-мифологическими теориями. При этом имеющие место нефилософские разнообразные концепции суицида взяты во внимание не как расположенные во времени и потому сменяющие друг друга (то есть не чисто исторические), но как одновременно присутствующие в постоянно происходящем и открытом в своей перспективе универсальном философско-суицидологическом дискурсе.
Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы на основе опыта философского осмысления феномена самоубийства выделить гносеологические основания изучения суицида и построить теоретическую модель партнерских взаимоотношений «психиатр - больной».
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Исследовать суицид в контексте истории философии и выделить основные направления изучения этого социального явления.
2. Выделить основные парадигмы изучения психологических причин суицида.
3. Проанализировать теорию отчуждения в качестве социально -психологической предпосылки суицида.
4. Произвести логико-гносеологическую интерпретацию суицидального поведения в контексте разных парадигм.
5. Установить основные гносеологические основания изучения суицида и осуществить их типологизацию на основе интерпретаций.
6. Эксплицировать гносеологические основания организации психиатрической службы, установить базовую философскую установку, на основании которой становится возможной конструктивное вмешательство в суицид.
Методологическую основу исследования составили: метод единства исторического и логического, метод единства индивидуального и социального; основные концепции западной и отечественной суицидологии.
Научная новизна. Новизна состоит в увязывании множественных аспектов суицидального поведения в единый «круг знаний» о феномене самоубийства:
1. В результате анализа социологического изучения суицида выделены три основные направления.
2. Определены четыре основные парадигмы изучения психологических причин суицида.
3. Выявлена логико - гносеологическая связь между отчуждением и самоубийством.
4. Определены семь основных интерпретаций суицидального поведения.
5. Установлены гносеологические основания изучения суицида и обобщены три основные типа суицидального поведения.
6. Построена «интерсубъективная» модель психиатрической службы в рамках «принципа согласия», который должен превратить пациента из пассивного объекта для медицинских манипуляций в полноправного партнера в системе «врач - пациент».
7. Мы предполагаем, что в регламентации самоубийства в обществе исподволь началась новая - третья фаза (фаза морального разрешения на самоубийство).
8. В результате всестороннего объективного анализа нами очерчена динамика развития феномена «самоубийства»: жизненный принцип «иметь» («идеология потребительства») - эгоцентризм - отчуждение - депрессия -самоубийство.
9. К научной новизне относится наша позиция о том, что «аномическое» и «эгоистическое» самоубийства по классификации Э. Дюркгейма тождественны по сути. Мы не согласны с мнением Э. Дюркгейма о том, что основной причиной самоубийства в армии является «альтруизм».
Апробация диссертационного исследования. Диссертация прошла апробацию на заседаниях кафедры философии Якутского государственного университета (2003, 2004, 2005). Отдельные положения и выводы диссертационного исследования отражены в тезисах докладов и выступлений на региональных научно-теоретических и научно-практических конференциях: «Человек и неблагоприятные условия социализации» (1999), «Проблемы развития социально-психологических служб в Республике Саха (Якутия)» (2002), «Логос. Культура, Цивилизация» (29 мая 2004 г.), «Великая победа и общество» (2005) и отражены в публикациях автора, в частности, в научном журнале «Вестник Якутского государственного университета» (2006).
Структура диссертации. Диссертация состоит из двух глав по три параграфа каждая, заключения, списка использованной литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК
Факторы производства суицидального риска в современном российском обществе2006 год, кандидат социологических наук Бровчук, Ольга Владимировна
Суицидальный риск: социологический анализ2010 год, кандидат социологических наук Ушакова, Екатерина Сергеевна
Психолого-педагогическая помощь студенческой молодежи по предотвращению суицидального поведения2004 год, кандидат педагогических наук Костюнина, Надежда Юрьевна
Основания философской суицидологии2000 год, доктор философских наук Аванесов, Сергей Сергеевич
Факторы риска повторного суицидального поведения у женщин с умеренно выраженными и тяжелыми депрессивными расстройствами2005 год, кандидат медицинских наук Лапин, Игорь Александрович
Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Дуткин, Максим Петрович
Заключение
Теоретическое исследование гносеологических оснований изучения феномена самоубийства позволило сделать следующие выводы:
1. В результате анализа социологического направления изучения суицида выделены три основных подхода: во-первых, рассматривающий самоубийство как следствие «снижения социального статуса» (античные философы, Д. Юм, А. Шопенгауэр и другие), во-вторых, объясняющий суицид как следствие «социального отчуждения» (Э. Дюркгейм, П. Сорокин, Р. Кэвин и другие), в-третьих, рассматривающий суицидальное поведение как один из вариантов девиантного поведения, те есть как «аномалия социальной нормы» (Я. Гилинский, Р. Мертон и другие).
2. Определены четыре основные парадигмы изучения психологических причин суицида:
- гуманистическая (рациональная);
- этическая (религиозная);
- психоаналитическая;
- экзистенциальная.
Гуманистическая» парадигма изучения психологических причин суицидального поведения абсолютизирует автономность человека, «этическая» парадигма опирается на моральный запрет на самоубийство и, в конечном, счете апеллирует к Богу, «психоаналитическая» парадигма оперирует такими базисными понятиями, как «влечение к смерти» и «фрустрация» (нереализация психологических потребностей), «экзистенциальная» парадигма указывает на иррациональность и «абсурдность» существования, отсутствие смысла жизни;
3. Выявлена логико-гносеологическая связь между отчуждением и самоубийством.
4. Определены семь основных интерпретаций суицидального поведения:
- самоубийство как «проявление психической болезни»;
- «наследственность» как основная причина суицида;
- самоубийство как «ритуал»;
- «инстинкт смерти», ведущий к самоубийству;
- самоубийство как «моральное зло»;
- суицид - «освобождение» от страданий;
- самоубийство как «следствие социальной изоляции».
5. Интерпретации суицидального поведения позволили выделить три основные гносеологические основания: «телесное» (физическое тело), «духовное» и «моральное». Обнаружены и обобщены три основных типа суицидального поведения по гносеологическим основаниям: во-первых, «религиозный» тип суицидального поведения на «духовном» гносеологическом основании, включающий в себя такие интерпретации феномена самоубийства, как «моральное зло» и «ритуал», что, вместе с тем, предполагает связь между религиозностью (набожностью) населения и общим уровнем самоубийств; во-вторых, «эгоистический» тип суицидального поведения на «моральном» гносеологическом основании, состоящий из таких интерпретаций, как «освобождение» от страданий и «следствие социальной изоляции»; в-третьих, «биологический» тип суицидального поведения, вытекающий из «телесного» гносеологического основания и состоящий из таких интерпретаций: суицид как «проявление психического заболевания»; «инстинкт, ведущий к саморазрушению»; «наследственность» как основная причина самоубийства.
6. Построена «интерсубъективная» модель психиатрической службы в рамках «принципа согласия», который должен превратить пациента из пассивного объекта для медицинских манипуляций в полноправного партнера в системе «врач - пациент», выделена базовая философская установка, на основании которой становится возможной конструктивное вмешательство в суицид - экзистенциализм, в частности, идеи экзистенциально-гуманистического направления в психологии (личностно-ориентированная терапия К. Роджерса, гештальт-терапия).
7. Мы предполагаем, что в регламентации самоубийства в обществе исподволь началась новая - третья фаза. В первой фазе личности запрещено кончать с собой самовольно, но государство может выдать на это свое разрешение. Во второй фазе осуждение самоубийства носит абсолютный характер и не допускает никаких исключений. В третьей фазе регламентации общество начинает относиться более терпимо к суицидальному поведению, то есть морально оправдывать самоубийство, что приведет к дальнейшему росту числа самоубийств.
8. В результате всестороннего объективного анализа, нами очерчена динамика развития феномена «самоубийства»: жизненный принцип «иметь» («идеология потребительства») - эгоцентризм - отчуждение - депрессия -самоубийство.
9. К научной новизне относится наша позиция о том, что «аномическое» и «эгоистическое» самоубийства, по классификации Э. Дюркгейма, идентичны по сути, причем «аномическое» самоубийство является подтипом или продолжением «эгоистического» самоубийства. Согласно этому, социально-экономические кризисы не являются отдельной, специфической причиной «аномического» самоубийства, они только ускоряют исход самоубийства, то есть являются своеобразным «катализатором» этого «эгоистического» суицида. Стержнем «аномического» самоубийства являются ранимость и отчужденность человека, развитый индивидуализм, аналогично являющейся основной причиной «эгоистического» самоубийства. Так же мы не согласны с мнением Э. Дюркгейма о том, основной причиной самоубийства в армии является «альтруизм». Повсеместное увеличение показателя самоубийств под влиянием военной службы объясняется усилением эгоцентрических жизненных позиций в современном российском обществе.
Практические предложения: во-первых, несмотря на современное общественное мнение о том, что большинство (примерно три четверти) самоубийц были при жизни психически здоровыми людьми, все потенциальные самоубийцы должны получать квалифицированную помощь у психотерапевта и психиатра, так как они страдают так называемыми «маскированными" (недиагностированными) психическими расстройствами различной степени в виде неврозов и характерологических особенностей личности (в основном, это депрессивный синдром различной степени), то есть в обществе не должно быть снисходительного отношения к суицидентам; во-вторых, психиатрическая служба в нашей стране должна изменить свое «патерналистское» отношение к пациентам на «партнерскую» модель моральной медицины, как наиболее соответствующей понятию интерсубъективности в современной философии; в-третьих, по нашему мнению, для конструктивного вмешательства в суицид наиболее предпочтительными являются методы экзистенциально-гуманистического направления современной психологии; в-четвертых, исключительную роль в деле предупреждения самоубийства играет воспитание, как социальный институт формирования активности и жизнестойкости личности, умения совмещать общественные и личные интересы. В соответствии с этим становится актуальной проблема формирования научной теории воспитания человека, которая бы позволила точно определить допустимую меру индивидуализма в обществе.
Следовательно, выход из создавшейся негативной ситуации в стране из-за неудержимого роста числа самоубийств и трудности теоретического осмысления этого феномена мы видим не только в улучшении социальных условий, но и в переориентации мировоззрения в сторону нравственных ценностей не только личности, но и общества в целом, в виде отказа от «потребительской идеологии», ведущей к самоубийству, а также в изменении «патерналистского» подхода к пациентам в медицинской службе на партнерскую» модель взаимоотношений, что соответствует понятию «интерсубъективности» в философии.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Дуткин, Максим Петрович, 2006 год
1. Аванесов С. С. Введение в философскую суицидологию. Томск: Изд-во Томского университета «Графика», 2000. - 124 с.
2. Адлер А. О нервическом характере. СПб.: Университетская книга, 1997. -388 с.
3. Алданов М. Самоубийство. М.: Панорама, 1993 .-414с.
4. Алексеев В. П. Социальная философия: Учебное пособие. М.: ООО «ТК Велби», 2003.-253 с.
5. Алиев И. А. Актуальные проблемы суицидологии (уголовно-правовой и криминологический аспект). Баку: Элм, 1987. - 102 с.
6. Алмазов Б. Н., Звягинцева JI. М., Иванова JI. Я., Решетникова И. В. Психически больной и гражданский закон. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1992.-96 с.
7. Амбрумова А. Г. Актуальные проблемы суицидологии.- М.: Московский НИИ психиатрии, 1978,- 239 с.
8. Амбрумова А. Г. Возрастные аспекты суицидального поведения // Сравнительно-возрастные исследования в суицидологии: Сборник научных трудов. М., Московский НИИ Психиатрии. 1989. - 145 с.
9. Анисимова С. Г., Колбина Е. Ю., Попова JI. Н. Самоубийство: к истории вопроса // Общество и власть. Выпуск 18. Аспирантские чтения. - Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2005. - С. 48-55.
10. Аристотель. Сочинения в 4-х томах. М.: Мысль. - 1983. - Том 4. - 613 с.
11. Барулин B.C. Основы социально-философской антропологии. М.: ИКЦ «Академ-книга», 2002. - 255 с.
12. Бахтин М. М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984-1985. -М.: Наука, 1986. С. 80-160.
13. Белая книга России // Человек. 1993. - № 4. - С. 61-66.
14. Бердяев Н. А. Человек и машина: Проблема социологии и метафизики техники // Вопросы философии. 1989. - №2.- С. 147-162
15. Бердяев Н. А. О человеке, его свободе и духовности.- М.: Флинта, 1999.-312с.
16. Борецкий О. М. Конечность человеческого бытия как проблема мировоззрения: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Алма-Ата, 1989. - 23 с.
17. Булацель П. Ф. Самоубийство с древнейших времен до наших дней: Исторический очерк философских воззрений и законодательств о самоубийстве. Изд. 2-е. - СПб., 1900. - 206 с.
18. Вич Р. Модели моральной медицины в эпоху революционных изменений // Вопросы философии. 1994. - № 3. - С. 67-72.
19. Войцехович Б., Редько А. Самоубийства с позиций социальной медицины // Проблемы социальной гигиены и истории медицины. 1996,- № 2. - С. 1619.
20. Волков Ю; Г., Поликарпов B.C. Человек: Энциклопедический словарь. -М.:Гардарики, 1999.- 520 с.
21. Гилинский Я. И., Юнацкевич П. И. Социологические и психолого-педагогические основы суицидологии. СПб.: Северо-Западный региональный медицинский лечебно-диагностический центр, 1999. - 338 с.
22. Гилинский Я. И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Социологические исследования. -1991. №4. - С. 72-78.
23. Глейтман Г. и др. Основы психологии: Пер. с англ. / Под ред. Большакова В.Ю., Дружинина В. Н. СПб.: Речь, 2001. - 1247 с.
24. Грицанов А. А., Овчаренко В. И. Человек и отчуждение. Минск. «Вышэйшая школа», 1991. - 155 с.
25. Гроллман Э. Суицид: превенция, интервенция, поственция // В кн. А. Моховикова: Суицидология: Прошлое и настоящее.- М., «Когито-Центр», 2001,- 232 с.
26. Губский М. А. Самоубийство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 28а. СПб., 1900. Воспроизведение издания М.: Терра, 1992. -С.233-239.
27. Гундаров И. А. Духовное неблагополучие и демографическая катастрофа // Общественные науки и современность. 2001.- № 5 - С.58-65.
28. Давид Анахт. Определения философии // Сочинения. М.: Мысль, 1975. -255 с.
29. Давыдов 10. Н. Этика любви и метафизика своеволия (проблема нравственной философии). Изд. 2-е. - М.: Молодая гвардия, 1989. - 320 с.
30. Демичев А. В. Дискурсы смерти: Введение в философскую танатологию. -СПб.: Инапресс, 1997. 144 с.
31. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Изд. 2-е. - М.: Мысль. - 1986. - 571 с.
32. Достоевский Ф. М. Дневник писателя. М.: Современник, 1989. - 557 с.
33. Дхаммапада // Буддизм. Четыре благородные истины. М.: Эксмо-пресс, 2001.- 104 с.
34. Дюркгейм Э. Самоубийство. СПб.: Союз, 1998. - 412 с.
35. Евлампиев И. И. Кириллов и Христос: Самоубийцы Достоевского и проблема бессмертия // Вопросы философии. 1998. - № 3. - С. 18-34.
36. Зеленин Д. К. Обычай «добровольной смерти» у примитивных народов // памяти В. Г. Богораза (1865-1936): Сборник статей. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1937.-С. 47-78.
37. Зотов А. Ф., Миронов В. А., Разин А. В. Философия: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Академический проект; Трикста, 2004. - 550 с.
38. Иванюшкин А. Я. Биоэтика и психиатрия // Вопросы философии. 1994. -№3. - С. 77-90.
39. Ивин А. А. Социальная философия: Учеб. пособие М.: Гардарики, 2003. -336 с.
40. Исенина Е. И. Предисловие к книге К. Роджерса: Взляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. - 480 с.
41. История философии: Энциклопедия. Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002.- 1376 с.
42. Камю А. Бунтующий человек. М.: Политиздат, 1990. - 412 с.
43. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде. // Сумерки богов. М .: Политиздат, 1989. - 318 с.
44. Кант И. Метафизика нравов // Сочинения. В 6-ти томах. Т. 4. Часть 2. -М.: Мысль, 1965.-477 с.
45. Кант И. Критика практического разума // Собрание сочинений. В 8-и томах.- М.: Чоро, 1994.-Т. 4.-629 с.
46. Карвасарский Б. Д. Психотерапия. М.: Медицина, 1985. - 301 с.
47. Кемеров В. Е. Введение в социальную философию. Учебное пособие для гуманитарных вузов. М.: Аспект Пресс, 1996. - 215 с.
48. Кибрик Н., Ордянская А. Сексуальные конфликты как один из факторов в генезе суицидоопасных состояний // Сравнительно-возрастные исследования в суицидологии: Сборник научных трудов. М., Московский НИИ Психиатрии, 1989. - 114-119 с.
49. Кожев А. С. Идея смерти в философии Гегеля. М.: Логос; Прогресс, 1998.- 208 с.
50. Комплексные исследования в суицидологии / Сост. В. В. Ковалев. М.: Московкий НИИ психиатрии, 1986. - 218 с.
51. Кони А. Ф. Избранные труды и речи // Самоубийство в законе и жизни. -Тула: Автограф, 2000. 640 с.
52. Конончук Н. В. О психологическом смысле суицидов. Психологический журнал - М., 1989. - Т. 10. - №5. - С. 95-102.
53. Короленко Ц. П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире. Новосибирск: Наука, 1990.- 224 с.
54. Красиков В. И. Явь беспокойства (предельные значения человеческого существования). Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998. - 164 с.
55. Красненкова И. П. Философский анализ суицида // Идея смерти в российском менталитете. СПб.: Изд-во РХГИ, 1999. - С. 151-174.
56. Кречмер Э. Медицинская психология. СПб.: Союз, 1998. - 460 с.
57. Кулаковский А. Е. Научные труды. Якутск: Кн. Изд.-во, 1979. - 482 с.
58. Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Киев: Airland, 1994. - 416 с.
59. Лихачев А. В. Самоубийство в Западной Европе и европейской России: Опыт сравнительно- статистического исследования. СПб., 1882. - 252 с.
60. Лукас К., Сейден Г. Молчаливое горе: жизнь в тени самоубийства. М.: Смысл, 2000. - 255 с.
61. Мадоян И. А., Баксанский О. Е. Гуманистические идеи и проблема эвтаназии // Философские науки. 1999. - №3-4. - С. 138-145.
62. Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. 2-е изд. - Т. 42. - С. 93.
63. Маркузе Г. Одномерный человек. М.: Прогресс, 1994. - 155 с.
64. Махаров Е.М. Философия человеческого общества.- М.: Мысль, 1999. -335 с.
65. Мертон Р. Социальная структура и аномия // Рубеж. 1992. - № 2. - С. 9596.
66. Мертон Р. Социальная структура и аномия / / Социология преступности. -М.: Прогресс, 1996. С.299 -331.
67. Милтс А. А. Гармония и дисгармония личности: Философско-этический очерк. М.: Политиздат, 1990. - 222 с.
68. Михайлов А. В. Предисловие к книге М. Хайдеггера / Слова Ницше «Бог мертв» // Вопросы философии. 1990. - № 7. - С.133-176.
69. Монтень М. Опыты. В 3 т. М.: Терра, 1996. - Т. 1. - 534 с.
70. Монтень М. Опыты. В 3 т. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1958. - Т. 2. -652 с.
71. Моховиков А. Н. Суицидология: Прошлое и настоящее. М.: Когито-Центр, 2001. - 569 с.
72. Мунье Э. Надежда отчаявшихся. М.: Искусство, 1995. - 238 с.
73. Никитина А. Г. Глобальный социально-политический конфликт (психолого-политический подход) // Вопросы философии. № 6. - 2002. -С. 38-47.
74. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и не для кого. М.: Интербук, 1990.-301 с.
75. Новиков А. Г. О менталитете саха. Якутск, 1996. - 147 с.
76. Орлова И. Б. Самоубийство явление социальное // Социологические исследования. - 1998. - № 8. - С. 15-16.
77. Ортега-и-Гассет X. Избранные труды: Восстание масс. 2-е изд. - М.: Изд-во «Весь мир», 2000. - 704 с.
78. Осипов Г. В. Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы // Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе. В 3-х томах. М.: Альфа. 2003. -Т. 1. - С. 55-60.
79. Паперно И. Самоубийство как культурный институт. М.: Новое литературное обозрение, 1999. - 252 с.
80. Платон. Собрание сочинений: В 4-х т. М.: Мысль, 1990 - Т. 1. - 860 с.
81. Платон. Государство. Законы. Политика. М.: Мысль, 1998. - 798 с.
82. Покуленко Т. А. Принцип информированного согласия: вызов патернализму // Вопросы философии. 1994. - № 3. - С. 73-76.
83. Постовалова Л. И. Распространенность самоубийств в СССР // Сравнительно-возрастные исследования в суицидологии: Сборник научных трудов. М., Московский НИИ Психиатрии, 1989. - 145 с.
84. Почагина О. А. Проблема суицида в современном Китае // Проблемы Дальнего Востока. 2005. - № 2. - С. 104-114.
85. Радугин А. А. Философия: курс лекций. 2-е изд., доп. - М.: Центр, 1996. -336 с.
86. Роджерс К. Взгляд на психотерапию / Становление человека. М.: Прогресс-Универс, 1994.-480 с.
87. Руссо Ж.-Ж. Трактаты / Рассуждение о происхождении неравенства. М.: Изд-во «Наука», 1969. - 600 с.
88. Салливан Г. Интерперсональная теория в психиатрии. СПб.: Ювента, 1999.-347 с.
89. Сартр Ж.-П. Один новый мистик // Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века. СПб.: Мифрил, 1994. - С. 11 - 44.
90. Сенека. Нравственные письма к Луцилию. Изд. Подг. С. А. Ошеров. М.: Наука, 1977.-383 с.
91. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М.: Владос, 2001,- 479.
92. Соловьев В. С. Оправдание добра // Сочинения. В 2-х томах. М.: Мысль, 1990.-Том 1.-С. 47-580.
93. Сорокин П. А. Самоубийство как общественное явление // Социологические исследования. 2003. - № 2. - С. 104-114.
94. Социология: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Емелькин, Г. Н. Соколова. М.: Книжный Дом, 2003. - 1250 с.
95. Спиркин А, Г. Философия: Учебник. 2-е изд. - М.: Гардарики, 2002. -736 с.
96. Судаков А. К. Любовь к жизни и запрет самоубийства в кантианской метафизике нравов // Вопросы философии. 1996. - № 8. - С. 54-65.
97. Тихоненко А. В. Жизненный смысл выбора смерти // Человек. 1992. - № 6.-С. 19-29.
98. Тищенко П. Д. К началам биоэтики // Вопросы философии. 1994. - № 3. -С. 62-66.
99. Трегубов Л., Вагин Ю. Эстетика самоубийства. Пермь, 1993. - 286 с.
100. Тузова Т. М. Экзистенциализм // Энциклопедия «История философии». Составитель А. А. Грицанов. Минск: ООО «Интерпрессервиз», 2001. -1376 с.
101. Тульчинский Г. JI. Разум, воля, успех: О философии поступка. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.-216 с.
102. Уайтхед А. Н. Избранные работы по философии. М.:Прогресс, 1990. -714 с.
103. Фейербах Л. Избранные философские произведения. М.: Госполитиздат, 1955. - Т. И. - 943 с.
104. Франк С. Ницше: pro et contra / Сост., вступ. ст., примеч. и библиогр. Ю.
105. B. Синеоковой. СПб.:РХГИ, 2001. - 1076 с. - (Русский путь).
106. Франкл В. Психотерапия на практике. СПб.: Ювента, 1999. - 250 с.
107. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
108. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. М.: Прогресс-Литера,1992.-569 с.
109. Фромм Э. Сущность человека, его способность к добру и злу. // Это человек: Антология.- М.: Высш. Шк., 1995.-416 с.
110. Фромм Э. Иметь или быть? М., Прогресс, 1998. - 200 с.
111. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Время и бытие. М.: Республика,1993.-447 с.
112. Хорни К. Невроз и развитие личности. М.: Смысл, 1998. - 375 с.
113. Цицерон. Тускуланские беседы // Избранные сочинения. М.: Художественная литература, 1975.-456 с.
114. Шаповалов В. Ф. Основы философии. От классики к современности: Учеб, пособие для вузов. М.: «ФАИР-ПРЕСС», 1998. - 576 с.
115. Шейнис Л. К. К истории самоубийства // Русская Высшая Школа общественных наук в Париже: Лекции профессоров. СПб., 1905. - С. 85111.
116. Шепилов Д. В. Самоубийства в Якутии (этюд) // Сборник трудов исследовательского общества «Саха-Кэскилэ». Вып. 5. - Якутск, 1928.1. C. 1-27.
117. Шестов Л. Киргегард и экзистенциальная философия (Глас вопиющего в пустыне). М.: Прогресс, 1992. - 302 с.
118. Шибутани Т. Социальная психология.- Ростов на Дону.: Феникс, 1999. -544 с.
119. Шнейдер Ю. В., Тихомирова Е. В., Шильникова И. Н. Материалы по изучению генофондов России и сопредельных стран: Русское население Вологодской области // Генетика. 1994. - Т. 30. - С. 25-28.
120. Шнейдман Э. Душа самоубийцы. М.: Смысл, 2001. - 315 с.
121. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Собр. соч.: В 6 т. М.: Терра-Кн. Клуб: Республика, 1992. - Том 1. - 495 с.
122. Шопенгауэр А. Новые паралипомены // Собр. соч.: В 4 т. Т. 1. - М.: Мысль, 1990.-574 с.
123. Шпенглер О. Человек и техника // Культурология. XX век: Антология. -М.: Юрист, 1995. С. 454-497.
124. Шувалов А. В. Справочник практического врача по психиатрии, наркологии и сексопатологии. М.: Советский спорт, 2001.- 432 с.
125. Юдин Б. Г. Возможно ли рациональное самоубийство? // Человек. -1992. № 6 - С. 42-49.
126. Юм Д. О самоубийстве // Сочинения: В 2-х томах. М.: Мысль, 1965. -Т. 2.-928 с.
127. Юнг К. Дух и жизнь.-М.: Практика, 1996.-551 с.
128. Юнг К. Психология бессознательного.- М.: ACT-ЛТД, 1998.- 397 с
129. Юнг К. Психологические типы,- СПб.: Азбука, 2001.- 720 с.
130. Ясперс К. Философия: Необусловленные действия, выходящие за пределы наличного бытия // Моховиков А. Н. Суицидология: Прошлое и настоящее. М.: Когито-Центр, 2001. - С. 72-88.
131. Horton Р. В., Leslie G. R., Larson R. F. Sociology of Social Problems. -Prentise Hall. 1988.-P. 25.
132. Schutz A. Phenomenology and the Social Sciences // Phenomenology and Sociology. Th. Luckman. Penguin. 1978. - P. 125.
133. Smith G. D., Dorling D. "I'm all right, John": Voting patterns and mortality in England and Wales, 1981-92 // British Medical Journal. 1996. - Vol.313.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.