Руссоизм как форма кумуляции и трансляции культурного опыта тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Рыбакова, Мария Сергеевна

  • Рыбакова, Мария Сергеевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2002, Нижний Новгород
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 178
Рыбакова, Мария Сергеевна. Руссоизм как форма кумуляции и трансляции культурного опыта: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Нижний Новгород. 2002. 178 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Рыбакова, Мария Сергеевна

Введение —.

Глава 1. Основные проблемы руссоистской традиции

1.1.Традиция как форма социокультурного развития

1.2. Рецепция идей Ж.-Ж. Руссо в исторической эволюции

Глава 2. Критические и методологические аспекты руссоистской культурологии XIX века

2.1. Руссоистские идеи в философской концепции И. Канта

2.2. Просветительские основы романтической философии Ф. и Iлегеля

2.3. Руссоистская традиция в контексте эволюционной теории

2.4. Руссо и демократическое движение в России

Глава 3. Культ собственной личности - антируссоизм и рефлексия

3.1.Идеи Руссо в контексте мировоззренческих идей русских естествоиспытателей конца XIX - начала XX века!

3.2. Превращенные формы руссоизмаI ^

3.3. Трансформации руссоистской традиции в современном мире

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Руссоизм как форма кумуляции и трансляции культурного опыта»

Настоящая диссертация посвящена традиции Жан-Жака Руссо (1712-1773) в культурно-историческом опыте XVIII - XX веков.

Объекты, процессы и способы культурно-исторического наследования изучаются с разных позиций, что создает особую атмосферу многоликости и многолинейности процессов усвоения важнейших культурных традиций, к которым, бесспорно, относится наследие великого французского просветителя Ж.-Ж. Руссо. Между тем в начале XXI века особенно важным является установление неких закономерностей, объясняющих сходство и различие культурно-исторических этапов. Изучение функционирования традиции помогает установлению таких универсалий, которые дают представление о сходстве и специфике культурных элементов. Традициологема выступает в таком освещении как некая модель культуры, отражающая культурное содержание жизни общества в различные периоды. Универсальная структура социокультурных систем М. Харриса1 включает в себя восприятие традиции как некоей основы культурного самоопределения.

Кроме того, в связи с поставленной нами темой возникает и такая важная проблема, как функционирование культурной традиции в нынешних условиях, когда к ней обращаются представители гуманитарных дисциплин3. Актуальность темы диссертации также обусловлена повышенным интересом современной науки к проблемам «коллективной памяти», культурной коммуникации и преемственности в современном обществе.

Руссоизм как сложившийся комплекс структурно-семантических связей дает методологический инструмент познания идеи внутренней обусловленности

1 Harris М. Culturae Materialism: The Struggle for a Science of Culture. N. Y., 1979.

J Фортунатова В.А. Функционирование традиции в прозе ГДР и ФРГ 60-80 гг.: Дис. доктора филол. наук.

Н.Новгород, 1995. культурно-исторического развития. Культурологический историзм как принцип изучения феноменов культуры в совокупности их смысловой эволюции, функционально-регулятивных и знаково-коммуникативных характеристик включает в себя культурно-типологическое направление, представленное в отечественной науке концепциями JI.H. Гумилева, Б.С. Ерасова, Л.И. Новикова, Л.И. Рейснер, Е.Б. Черняка и др. Таким образом, рассмотрение традиции Руссо встраивается в парадигму современного культурологического знания, обогащая его не только связями с самосознанием предшественников с точки зрения генезиса и функций многих явлений, но и разрабатывая технологии и принципы передачи культурно-исторического опыта, устанавливая кумулятивно-трансляционные уровни культуры в определенный отрезок времени.

Традиция в таком освещении выступает как квинтэссенция многообразных культурных форм и артефактов, продукт исторической селекции «различных технологий удовлетворения человеческих интересов и потребностей»1, как аккумуляция локальных культурных черт, трансляция культурных особенностей от поколения к поколению.

Современные исследователи (М. Бейтс, М. Салинс, Дж. Стюард, М.Г. Левин, С.П. Толстов, H.H. Чебоксаров и др.) заявляют о том, что культура находится в состоянии антропологического кризиса, усугубляющегося экологическим кризисом. Вот почему столь большое значение и по сей день имеет проблема взаимоотношения, взаимовлияния природы и человека, природы и культуры. Проблемы антропоэкологии, изучающей человека внутри природного мира, делают ее одной из самых актуальных сфер в современной культурологии2.

1 Флиер Л.Я. Культурология для культурологов. М., 2002. С.208-209.

2 Велик A.A. Культурология: Антропологические теории культур. М., 1998; Культурология, XX век. Словарь/ Гл. ред. А.Я. Левит. СПб, 1997; Основы теории и истории культуры/Под ред. И.Ф. Кефели. СПб., 1996; Флиер А.Я. Культурогенез в истории культуры// Общественные науки и современность 1995. №3. С. 137-148; Киселев Г.С. Кризис нашего времени как проблема человека// Вопросы философии. 1999. №1. С.40-52; Прохоров М.М. Мировоззренческая самоидентификация человека. Н.Новгород, 1998 и др.

Вместе с тем необходимо отметить, что обсуждение этих проблем носит дискуссионный, альтернативный характер. С одной стороны полагается, что природа существует независимо от культуры, природа и культура как бы разделены барьером, поэтому и отношения между природой и культурой рассматриваются как изначально враждебные, непримиримые1. С другой -считается, что культура - это спасение человека, она порождена природой, связана с ней, и идет поиск возможности для гармонизации этих отношений2.

Кризисное состояние культуры не является отличительной чертой нашего времени, его в большей или меньшей степени испытывали и предыдущие культурные эпохи. Поэтому осмыслению современной стадии культурного развития общества способствует обращение к творческому наследию Жан-Жака Руссо, возникшему как ответная реакция на кризис человека во Франции XVIII века.

Такое обращение актуально по крайней мере по двум причинам: во-первых, Руссо относится к родоначальникам культурологии как самостоятельной науки , и следовательно, он как бы демонстрирует, «подсказывает» нам некоторые существенные черты методики культурологического анализа. Вторая причина связана с самим творческим и философским наследием Руссо, которое образует семантическое ядро традиции руссоизма.

Руссоизм невозможно рассматривать только как некую манифестацию определенных содержательных схем, принципов, идей, воплощение которых

Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М., 1980; Межуев В.М. Культура и история. М., 1977; Баллер Э.А., Давыдов Ю Н., Злобин Н.С., Межуев В.М и др. Культура-человек-философия: к проблеме интеграции и развития// Вопросы философии. 1982. №1. С.34-52 и др.

Кутырев В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. Н.Новгород, 1994; Кутырев В.А. Разум против человека. М., 1999; Дахин А.В, Щуров В. А. Апокалипсис технического объекта. H. Новгород, 1992; Зеленов Л.А., Дахин A.B., Ананьев Ю.В., Кутырев В.А. Культурология/ Учеб. пособие. Н.Новгород, 1993.

Культурология: учебное пособие/ Под. ред. A.A. Радугина. М. 1996; Культурология: история мировой культуры. М., 1995; Основы теории и истории культуры/ Под ред. И.Ф. Кефели. СПб., 1996 и др. является содержанием отдельных исторических эпох, но необходимо воспринимать его и как способ интерпретации культурных явлений.

В диссертационном исследовании мы ограничиваем круг произведений и идей Руссо, выделяя те, в которых наиболее полно и четко выражены взгляды мыслителя на человека, культуру, общество, природу.

Объект исследования - пространственно-предметный и конкретно-событийный мир европейской и русской культуры.

Предмет исследования - труды самого Ж.-Ж. Руссо: трактаты «Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?», «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Общественный договор», «Прогулки одинокого мечтателя», «Эмиль, или О воспитании», романы «Новая Элоиза» и «Исповедь», а также работы, в которых идеи Руссо нашли свое продолжение - Ч. Дарвин ("Происхождение видов путем естественного отбора», «Происхождение человека и половой отбор»), И.М. Сеченов («Рефлексы головного мозга» и др.), И.П. Павлов («Экспериментальная психология и психопаталогия на животных», «Естествознание и мозг», «Условный рефлекс» и др.), И.И. Мечников («Этюды о природе человека», «Сорок лет исканий рационального мировоззрения»), К.А. Тимирязев («Жизнь растения», «Насущные задачи современного естествознания», «Основные задачи физиологии растений», «Фотография и чувство природы» и др.), И.В. Мичурин («К межродовой гибридизации плодовых растений» и др.), Т.Д. Лысенко («Переделка природы растений», «О положении в биологической науке») и др.

Литература о Руссо является богатейшим материалом для исследования рецепции его идей. Непосредственные отклики на произведения великого французского просветителя сменяются философско-практической потребностью осуществления его учения на практике, в ходе осуществления революционных преобразований, затем осмысление Руссо приобретает научно-концептуальный характер, который в XX веке сменяется проблемно-аналитическим подходом к его идеям. По сути, эволюция рецептивных позиций укладывается в диалектическую схему тезис-антитезис-синтез. Каждый из этапов освоения становится определенной стадией духовно-культурного развития человечества.

Цель работы заключается в том, чтобы обобщить разнообразный и богатый опыт наследования руссоисткой традиции и обнаружить в нем закономерности, имеющие близкую гносеологическую природу. На основе использованного материала предполагалось также уяснить следующее положение: является ли руссоизм в его различных трансформациях еще и способом социального наследования неких общих представлений о природе, человеке и обществе.

В связи с поставленной целью в диссертации решаются следующие задачи:

- обосновывается постановка исследовательской проблемы: руссоизм в аспекте накопления и трансляции культурного опыта;

- проводится анализ гносеологического опыта, накопленного в связи с концепцией природы Ж.-Ж. Руссо;

- устанавливается в процессе исследования руссоистской традиции культурологическая оппозиция: похожее - и непохожее, трудно определимое, уникальное;

- культурная традиция утверждается как специфический объект культурологического научного анализа.

Методологической основой работы стала совокупность аналитических приемов, операций и подходов, используемых историко-культурным (руссоизм как явление культуры рассматривается в плане эволюции циклического, стадиального развития, а также в контексте времени и пространства), эволюционным, социологическим, сравнительным методами.

Основополагающей для методологии нашей работы является концепция В.А. Фортунатовой, которой удалось доказать, что функционирование традиции в разной социальной, ментальной или эстетической среде различно и ведет к совершенно разнообразным формам ее воплощения и трансформации1.

Научная новизна диссертации определяется совокупностью поставленных задач и полученных результатов исследования: впервые при изучении наследия французского просветителя создан системный анализ руссоистской традиции как вариативной формы культурно-исторического опыта.

Апробация работы осуществлялась автором на лекционных и семинарских занятиях по курсу культурологии со студентами Нижегородского государственного педагогического университета. Различные аспекты проблематики диссертации были положены в основу докладов, прочитанных на научно-практической конференции, посвященной памяти А.Ф. Лосева в Московском педагогическом государственном университете (Москва, 2001), международной (Нижний Новгород, 2001), всероссийских (Нижний Новгород, 1999, Бийск, 2001), региональных (Нижний Новгород, 2000, 2001) и вузовских (Нижний Новгород, 1999, 2000, 2001, 2002) научных конференциях. Основные положения и результаты исследования отражены в девяти публикациях.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, каждая из которых, отражая различные аспекты поставленной проблемы, делится на параграфы, заключения и библиографического списка, включающего 173 наименования на русском, французском и английском языках. См.: Фортунатова В.А. Функционирование традиции в прозе ГДР и ФРГ 60-80 гг. Н.Новгород, 1995; Человек в мире культуры. Н.Новгород, 1999.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Рыбакова, Мария Сергеевна

Заключение

Рассмотренный в диссертации круг проблем позволяет сделать ряд выводов.

Руссоизм относится к числу так называемых «живых» традиций, к которым относят те из традиций, что активно вбирают в свой гуманитарный потенциал все более или менее значительные изменения в общественном сознании. Руссоизм в таком понимании находится в одном ряду с «толстовством», «гетеанством», «байронизмом» и др.

Проведенный анализ показал, что руссоизм обладает особыми «мыслительно-тектоническими» свойствами, позволяющими ему «смыкаться» с идеями всех последующих за жизнью Ж.-Ж. Руссо эпох. Именно это обстоятельство позволяет рассматривать руссоизм как форму социокультурного развития, в исторической эволюции, но вместе с тем как целостное семантическое явление, сохраняющее свое смысловое «ядро».

Рассмотрение руссоизма с диалектических позиций позволяет обнаружить в нем стадии признания, отрицания и синтеза. В этом отношении показателен культурно-исторический опыт XIX века, где руссоизм исследовался в формах кантианства, романтизма и дарвинизма. Особую роль руссоистская традиция сыграла в демократическом движении России в связи с тем, что многие постулаты руссоистской концепции (значение природного начала, внимание к человеческой личности, идея общественного договора и др.) оказались созвучны этому движению, получили свое осмысление и свои формы воплощения.

Мы убеждаемся в том, что руссоизм становится необходимой константной частью европейского культурного развития XIX века, сохраняя в себе как кумулятивные, накопительские черты, приумножающие как смысловое богатство этого понятия, так и способность к трансформации, к редукции, регенерации, отпочкованию самостоятельных концептуальных «ветвей».

Особую сложность представляет проблема руссоизма в культуре XX века прежде всего из-за дробности, дискретности культурного процесса этого столетия, незавершенности многих начатых в нем процессов. Вместе с тем можно утверждать, что основной идеей культуры XX века стало стремление понять место человека в окружающем мире, во Вселенной. Здесь мы как бы наблюдаем повторение прошлых, известных из истории позиций гуманизма и антигуманизма, их борьбу как в глобальных, так и в частных, повседневных проявлениях. Диапазон трактовок человека от «царя Природы» до самого «ничтожного из зверей» отразился и в культурных формах руссоизма и антируссоизма XX века.

Мы наблюдали удивительную восприимчивость этого явления к идеологии, социальным и нравственным аспектам жизни современного общества.

Руссоизм оказался включен в рефлексию человека по поводу собственного я, своего отношения к жизни, к природе, к будущему человечества. Опыт России, пережившей в этом столетии множество историко-культурных превращений, оказался необходимой почвой для трансляции и переосмысления идей Ж.-Ж. Руссо. Его традиция продолжает жить не столько в виде цитат, ссылок, аллюзий, перелицовок, сколько в виде движений, начинаний, позиций, тенденций, предпосылок, то есть в форме культурных вариаций Руссо-концепции, идентификации современников в соответствии с ее сущностными атрибутами. В диссертации подчеркивается относительная значимость каждого из типов соотнесения.

Таким образом, руссоизм дает основание как для кросс-культурного подхода, позволяющего рассматривать его формы в разных культурах, так и для обновления методики культурологического анализа, расширяющего пространство бытования важнейших культурных традиций.

Историческое определение руссоизма должно сочетаться с нормативным, устанавливающим основные положения этого понятия, а также дополняться дескриптивным использованием руссоизма в различных видах деятельности или поведения человека в современном мире. Современный руссоизм в его подлинном и широком значении нельзя охватить одной идеей. Мы попытались понять, каким образом он влияет на нашу жизнь, как приумножается богатство и сложность идей великого французского просветителя в наши дни.

Современная культурология исследует вопросы: «кто есть человек», каково его место в системе мироздания и как обрести гармонию с окружающим миром в условиях экологического, антропологического и общественного кризиса. Сходное кризисное положение природы, человека и общества способствует возникновению как отдельных научных дисциплин, так и комплексных интегративных научных исследований. Так, внимание к экологии вызвало на свет появление антропологии, изучающей человека внутри природного мира. Таким образом, культурология способствует поиску выхода из общего критического положения, в котором оказался человек, не задумывавшийся о последствиях своих разрушительных и преобразовательных действий. Круг как бы замкнулся, и культурология на современном этапе, изучающая культуру, способствует ее восстановлению, осмыслению причин ее кризисного состояния. Культурология из сугубо теоретической науки становится практико-методологической.

Особую роль в наше время приобретает проблема культурного воспроизводства, важнейшая функция которого состоит в аккумуляции и передаче исторически отобранных, «проверенных временем» идей, произведений, технологий, опыта. В роли таких накопителей и трансляторов в культуре выступают традиции, которые справедливо называют аналогом «культурных текстов», только существующих в «устной (фольклорной) форме»1. Значение традиции в нашу культурную эпоху заключается в том, что она представляет собой ту нишу, из которой очень трудно изгнать чувственность и духовность, в которой культура может сохраняться в силу мощной исторической инерции. Традиция становится тем, что «надо сохранять вопреки прогрессу, аналогично защите природы и самого человека как естественного живого существа. сознательные усилия человечества должны направляться на борьбу с сознанием, на то, чтобы поддерживать и сохранять традицию. Теперь это означает сохранять и поддерживать культуру»2.

Понятие традиции исследуется с самых разных позиций и очень большим кругом авторов. Однако каждая сфера гуманитарного знания имеет свое представление о традиции, которое часто расходится со смежными в другой области знания. Между тем традиция как культурно-историческое явление сохраняется прежде всего среди людей и должна обладать некой внутренней смысловой и содержательной ценностью.

Культурная традиция, понимаемая как система структурно-семантических связей, является важным методологическим инструментом познания внутренней обусловленности культурно-исторического развития. Традиция -это не только смысловое, но и явление, развивающееся во времени. Ошибочна точка зрения, согласно которой традиция существует лишь в прошлом. Подлинность традиции определяется ее существованием в трех временных измерениях: прошлом, настоящем и будущем.

Понимание настоящего с позиции великих культурных идеалов означает создание исторической перспективы, - вот почему традиции способны нести в себе созидательное начало, способны к актуализации и переосмыслению.

1 Флиер А.Я. Культурология лля культурологов. - М, 2002. - С.243. Кутырев В.А. Культура как традиция// Проблемы культурологии: Тезисы докладов. - Н.Новгород, 1998. - С.5.

Руссоистская традиция в момент своего возникновения явилась реакцией на кризис допросветительского культурного развития, была обусловлена борьбой за установление «царства разума», основанного на свободе и равенстве. Тем не менее, она не может быть воспринята лишь как момент исторического ряда.

Современное состояние человека, выражающееся в обезличивании, в утрате собственных природных качеств, отчуждении от себе подобных, одиночестве, социальных болезнях и т.д., требует от ученых возвращения в лоно культурологических идей, в ту эпоху, когда культурология зарождалась как наука, - в эпоху великого Руссо.

Призыв философа к поиску утраченной гармонии добра, истины и красоты, то есть морали, науки и искусства оказался созвучен мироощущению потомков, у которых нараставшая дисгармоничность общественных и личных отношений воспринималась с болезненной обостренностью. Это обусловило постоянную актуальность руссоистского учения, способствовало самоформированию руссоизма.

Эволюция этого явления выявила миметическую (то есть отражательно-познавательную) сторону руссоистского наследия и продуктивное, креативное воплощение философского опыта Руссо.

Диапазон руссоистской направленности очень широк: от внушения, адресованного современникам учением Руссо, до осмысления общих тенденций культурного развития в последующем столетии и переосмысления его идей в наши дни.

Многое из идей Руссо забыто, искажено, оказалось невостребованным. «Свежий» взгляд на его наследие, вопросы реинтерпретации его идей помогают объективнее понять современную культурную ситуацию, в которой процветает антируссоизм. Традиция и антитрадиция сегодня сближены, культурное кольцо» замкнулось, требуется вектор для нового направления. Научная работа направлена на указание этого вектора.

Наиболее отчетливо влияние идеологии, общественно-политической, естественнонаучной и философской мысли на руссоизм проявилось в культуре XX века. Идея органического родства и взаимосвязи всех явлений природы как всеобщей и универсальной структуры, неотъемлемым и необходимым связующим началом которой был человек, сменилась ощущением необратимой утраты единства личности с окружающим миром. Восстановление такого единства привело бы к внутренней гармонии человека и общества, однако, движение по этому пути от инстинктивного состояния современного человека к духовному и осмысленному требует коллективных усилий прежде всего в сфере культуры и образования.

Таким образом, в результате диссертационного исследования мы пришли к следующим выводам:

•Традиция - это механизм самосохранения, воспроизводства и регенерации культуры как системы. Традиция включает в себя процесс и результат этого процесса.

•Руссоистская традиция, которая относится к числу великих, существует в трех временных измерениях. Это обстоятельство позволяет проследить процесс кумуляции - накопления новых идей и смыслов на основе уже высказанных великим французским просветителем.

•Диалектическая природа традиции позволяет выделять в ней как традицию, так и антитрадицию. В нашем случае это руссоизм и антируссоизм, то есть два полюса существования великих идей.

•Руссоизм представляет собой специфическое культурно-историческое явление, способное к организации и созданию культурно-исторического «текста», внутри которого присутствуют в различных модификациях такие его важные структурные компоненты, как «природа», «человек», «общество», «культура».

•Руссоизм - не только культурно-историческое, но также и философское явление, во многом обусловленное идеологией и политикой в обществе.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Рыбакова, Мария Сергеевна, 2002 год

1. Герцен А.И. Письма об изучении природы// Собрание сочинений: В 30т. Т.З. - М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1954.

2. Гумилев Л.П. Этногенез и биосфера Земли. - М.: Институт ДИ-ДИК,1997.

3. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. - М.:Просвещение, 1987.

4. Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор// Собраниесочинений: В 9 т. Т.5.- М.: Изд-во Акад. Паук СССР, 1953.

5. Кант И. Критика практического разума// Сочинения: В 6 т. Т.4. ч. 1.М.: Мысль, 1965.

6. Кант И. Критика чистого разума// Сочинения: В 6 т. Т.З. - М.: Мысль,1964.

7. Кант И. Метафизика нравов// Собрание сочинений: В 8 т. Т.6. - М.:Чоро, 1994.

8. Кант И. Приложение к «Наблюдениям над чувством прекрасного ивозвышенного»// Сочинения: В 6 т. Т.2.- М.: Мысль, 1964.

9. Кант И. Религия в пределах только разума// Кант И. Трактаты иписьма. - М.: Наука, 1980.

10. Лихачев Д.И. Письма о добром и прекрасном. - М.: Дет. лит-ра, 1989.

11. Лысенко Т.Д. О положении в биологической науке. - Кишинев: Гос.изд-во Молдавии, 1980.

12. Лысенко Т.Д. Переделка природы растений. - М.: Сельхозгиз, 1937.

13. Маркс К., Энгельс Ф. Диалектика природы. Заметки и фрагменты изистории науки// Сочинения: В 30 т. Т.20. - М.: Политиздат, 1967.

14. Маркс К., Энгельс Ф. Диалектика природы. Роль труда в процессепревращения обезьяны в человека //Сочинения: В 30 т. Т.20. - М.: Политиздат, 1967.

15. Мечников И.И. Сорок лет исканий рационального мировоззрения.М.: Научное слово, 1913.

16. Мечников И.И. Этюды о природе человека. - М.: Научное слово,1917г.

17. Мичурин И.В. 60-летние итоги и перспективы моих работ//Сочинения: В 4 т. T . l . - М.: ОГИЗ, 1948.

18. Мичурин И.В. К комсомольцам// Сочинения: В 4т. Т.4. - М., 1948.

19. Мичурин И.В. К межродовой гибридизации плодовых растений//Сочинения: В 4 т. Т. 1. - М., 1948.

20. Мичурин И.В. К русским садоводам// Сочинения: В 4 т. Т.4. - М.,1948.

21. Мичурин И.В. О некоторых методических вопросах// Сочинения: В 4т. Т.1 -М., 1948.

22. Павлов И.И. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшейнервной деятельности животных// Избранные труды: В 1 т. - М.: Учпедгиз, 1934.

23. Павлов И.И. Естествознание и мозг// Избранные произведения.- Л.:Госпо.литиздат, 1949.

24. Павлов И.И. Ответ физиолога психологам// Избранные произведения.- Л . : Госполитиздат, 1949,

25. Павлов И.П. Приложение экспериментальных данных, полученных наживотных, к человеку// Избранные труды: В 1 т. - М.: Учпедгиз, 1934.

26. Павлов И.П. Современное объединение в эксперименте главнейшихсторон медицины на примере пипдеварения// Полное собрание трудов. Т.2. М.Л, 1946.

27. Павлов И.П. Условный рефлекс// Избранные произведения. - Л.:Госполитиздат, 1949.

28. Павлов И.П. Экспериментальная психология и психопаталогия наживотных// Избранные труды. - М.: Учпедгиз, 1934.

29. Пелевин В. Жизнь насекомых: Роман. - М.: Вагриус, 2000.

30. Пирогов Н.И. Вопросы жизни// Пирогов И.И. Избранныепедагогические сочинения: В 2 т. Т.2.- М.: Педагогика, 1985.

31. Руссо Ж.- Ж. Рассуждение по вопросу "Способствовало ливозрождение наук и искусств очигцению нравов?"// Руссо Ж.-Ж. Трактаты. - М.: Наука, 1969.

32. Руссо Ж.Ж. Исповедь// Избранные сочинения: В 3 т. Т.З.- М.: Худ.лит-ра, 1961.

33. Руссо Ж.-Ж. Общественный договор// Руссо Ж.-Ж. Трактаты. - М.:Наука, 1969.

34. Руссо Ж.-Ж. Прогулки одинокого мечтателя// Избранные сочинения:В 3 т. Т.З.- М.: Худ. лит-ра, 1961.

35. Руссо Ж.-Ж. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенствамежду людьми //Руссо Ж.-Ж. Трактаты. - М.: Паука, 1969.

36. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании. - СПб.: Изд-во газеты «Школаи жизнь», 1913.

37. Сеченов И.М. Впечатления и действительность// Сеченов И.М.Элементы мысли. - М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1943.

38. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга// Избранные философские ипсихологические произведения. - М . : Госполитиздат, 1947.

39. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М.: Наука, 1987.

40. Тимирязев К. А. Борьба растений с засухой// Сочинения: В 10 т. - М.:Сельхозгиз, 1937.

41. Тимирязев К.А. Жизнь растения// Сочинения: В 10 т. Т.4. - М.:Сельхозгиз, 1937.

42. Тимирязев К.А. Насущные задачи современного естествознания//Сочинения: В 10 т. Т.5. - М.: Сельхозгиз, 1937.

43. Тимирязев К.А. Наука и обязанности гражданина// Сочинения: В 10 т.Т.5. - М.: Сельхозгиз, 1937.

44. Тимирязев К.А. Основные задачи физиологии растений// Сочинения:В 10 т. Т.5. - М.: Сельхозгиз, 1937.

45. Трширязев К.А. Праздник русской науки// Сочинения: В 10 т. Т.5.М.: Сельхозгиз, 1937.

46. Тимирязев К.А. Точно ли человечеству грозит гибель?// Сочинения: В10 т. Т.З. - М.: Сельхозгиз, 1937.

47. Тимирязев К.А. Факторы органической эволюции// Сочинения: В 10 т.Т.6. - М.: Сельхозгиз, 1937.

48. Тимирязев К.А. Фотография и чувство природы// Сочинения: В 10 т.Т.5.-М.: Сельхозгиз, 1937.

49. Толстая Т.Н. Кысь: Роман. - М.: Подкова. Иностранка, 2000.

50. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии// Фрейд 3. Психоанализ. Религия.Культура. - М.: Ренессанс, 1992.

51. Черпыщевский Н.Г. Эстетические отнощения искусства кдействительности// Черпыщевский Н.Г. Избранные эстетические произведения: В 1т.-М.: Искусство, 1978.

52. Черпыщевский Н.Г. Что делать?: Роман. - М.: Дет лит-ра, 1967.

53. Шлегель Ф. Об изучении греческой поэзии// Шлегель Ф. Эстетика.Философия. Критика. - М.: Искусство, 1983. 1.

54. Александров Б.А. Творцы передовой биологической науки. - М.: Издво Моск. об-ва испытат. Природы, 1948.

55. Алексеев - Попов B.C. О социальных и политических идеях ЖанЖака Руссо// Руссо Ж.-Ж. Трактаты. - М.: Наука, 1969.

56. Алексеев А.С. Ж.-Ж. Руссо во Франции (1741-1762)// Алексеев А.С.Этюды о Ж.-Ж. Руссо: В 2 т. Т.1. - М . : Изд-во А.Л. Васильева, 1887.

57. Антология культурологической мысли. М.: Изд-во РОУ, 1996.

58. Арский Ю.М., Горшков В.Г., Кондратьев К.Ю и др. Проблемыэкологии России. - М., 1993.

59. Арский Ю.М., Данилов-Данильян В.П., Залиханов М.И. и др.Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать? - М., 1997.

60. Арутюнов А. Обычай, ритуал, традиция// Советская этнография.1981.-№2.

61. Асмус В.Ф. Ж.-Ж. Руссо. -М.: Знание, 1962.

62. Асмус В.Ф. Историко - философские этюды. - М.: Мыспь, 1984.

63. Асмус В.Ф. Этика Канта//Кант И. Сочинения: В 6 т. Т.4. ч.1. -М.:Мысль, 1965.

64. Баллер Э.А., Давыдов Ю Н., Злобин Н.С., Межуев В.М и др.Культура-человек-философия: к проблеме интеграции и развития// Вопросы философии. -- 1982. - №1. - 34-52.

65. Белик А.А. Культурология: Антропологические теории культур. - М.:Российский гос. гуманитарный университет, 1998.

66. Бернадинер Б.М. Социально - политическая философия Руссо.Воронеж.: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 1940.

67. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. - М . : Добросвет, 2000.

68. Буровский A .M . Человек из биосферы. Постнеклассическое знаниеversus классическая экология// Обидественные науки и современность. - 1999. №3.-С.141-148.

69. Быченкова И.А., Сычева Л.С. Традиции как объектсоциогуманитарного познания// Науковедение. - 2001. - №2. - 158-171.

70. Верцман И.Е. Ж.- Ж. Руссо. - М.: Худож. лит-ра, 1976.

71. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. - Л.: Худож. лит-ра, 1940.

72. Виндельбанд В. От Канта до Ницше. - М.: Изд-во «Канон - пресс»,«Кучково поле», 1998.

73. Герцен А.И. Собрание сочинений: В 30 т. Т.17. -М. . : Изд-во Акад.Наук СССР, 1959.

74. Герье В.И. Понятие "народа" у Руссо// Русская мысль, 1882.

75. Герье В.И. Руссо// Энциклопедический словарь/ Брокгауз и Ефрон.Т.53. - СПб, 1890.-С.348-363.

76. Геффдинг Г. Ж.-Ж. Руссо и его философия. - СПб.: Изд-е ред. журн.«Образование», 1898.

77. Гинзбург Л. О психологической прозе. - Л.: Худож. лит-ра, 1977.

78. Гофман А.Б. Традиция// Культурология. X X век: Словарь/ Гл. ред. А.ЯЛевит. - СПб.: Университетская книга, 1997.

79. Губман Б.Л. Смысл истории: очерки современных западныхконцепций. - М.: Паука, 1991.

80. Дахин А.В, Щуров В.А. Апокалипсис технического объекта. - И.Новгород: Изд-во Нижегород. ун-та, 1992.

81. Делез Ж. Марсель Пруст и знаки: Статьи. - СПб.: Алетейя, 1999.

82. Дунаевский В.А., Кучеренко Г.С. Западноевропейский утопическийсоциа.тизм в работах советских историков. - М.: Наука, 1982.

83. Жирмунский В.М. Гете в русской литературе. - Л.: Наука, 1982.

84. Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение - Л.: Наука,1979.

85. Занадворова Т.Л. Героика и гражданственность в романе Ж.-Ж. Руссо«Новая Элоиза»// Вопросы истории и теории литературы. Вып.6, Изд-во Челябинского гос. пед. инст-та, 1970.

86. Занадворова Т.Л. Жанровое своеобразие романа Ж.-Ж. Руссо «НоваяЭлоР1за»// Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе / Сборник трудов. Вып.6. - М . : МГПИ, 1981.

87. Засулич В. Ж.-Ж. Руссо. Опыт характеристики его общественныхидей. - М.: Изд-во «Новая Москва», 1923.

88. Зеленов Л.А., Дахин A.B. , Ананьев Ю.В., Кутырев В.А.Культурология: Учебное пособие. - Н.Новгород: Изд-во ИНГУ, 1993.

89. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. - М.: Наука, 1980.

90. Каплан А.Б. Революционно- демократическая идеология иутопический социализм во Франции 18 века. - М.: Наука, 1989.

91. Кареев Н.И. История Западной Европы в новое время. Т.З. - М.: Тип.М.М. Стомолевича, 1913.

92. Киселев Г.С. Кризис нашего времени как проблема человека//Вопросы философии. - 1999. - №1. - 40-52.

93. Конрад Н.И. Запад и Восток: Статьи. - М.: Глав. ред. восточной литры, 1966.

94. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейскаяфилософия ХУШ века. - М.: Высш. шк., 1986.

95. Купреянова E.H., Макогоненко E.H. Просветительские традициирусского и французского реализма// Купреянова Е.Г., Макогоненко Г.П. Национальное своеобразие русской литературы. - Л.: Наука, 1976.

96. Кутырев В.А. Естественное и искусственное: борьба миров.Н.Новгород: Изд-во «Н. Новгород», 1994.

97. Кутырев В.А. Культура как традиция// Проблемы культурологии:Тезисы докладов. - Н.Новгород: Изд-во "Вектор Т и С", 1998.

98. Кутырев В.А. Разум против человека. - М.: Изд-во «ЧеРо», 1999.

99. Левада Ю.А. Традиция// Философская энциклопедия: В 5 т. Т.5. - М.,1970.

100. Леви - Стросс К. Структурная антропология. - М.: Наука, 1985.

101. Лотман Ю.М. Руссо и русская культура XVIÍI - начала XIX века//Руссо Ж.-Ж. Трактаты. - М.: Наука, 1969.

102. Лотман Ю.М. Руссо и русская культура XVIII века// ЭпохаПросвещения. - Л.: Паука, 1967.

103. Манфред А.З. Три портрета эпохи Великой Французскойреволюции. - М.: Мысль, 1989.

104. Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции//Советская этнография. - 1981. - №2.

105. Межуев В.М. Культура и история. - М.: Политиздат, 1977.

106. Мильнер-Иринин Я.А. Этика, или Принципы истиннойчеловечности. - М . : Наука, 1999.

107. Мисава Т. Великий реформатор воспитания и образования Ж.-Ж.Руссо.-М., 1912.

108. Момджян Х.Н. Французкое Просвещение XVIII века: Очерки. - М.:Мысль, 1983.

109. Морлей Д. Руссо. - М.: Изд-во «К.Т. Солдатенков», 1 881.

110. Моряков В.И. Из истории эволюции общественно- политическихвзглядов просветителей конца 18 века. - М.: Изд-во МГУ, 1994.

111. Назаретян А.И., Лисица И.А. Критический гуманизм versusбиоцентризм// Общественнью науки и современность. - 1997. - №5. - 149-158. 1 12. Иарский И.С. Западноевропейская философия XVIII века. - М.: Высш. шк., 1973.

112. Ницше Ф. Сумерки идолов, или как философствуют молотом//Сочинения: В 2 т. Т.2. - М.: Мысль, 1990.

113. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое// Сочинения: В 2 т.Т.1. -М.: Мысль, 1990.

114. Ойзерман Т.Н. Гуманистическая альтернатива «техническому»пессимизму// Культура, человек и картина мира. - М.: Наука, 1987.

115. Плахов В.Д. Традиции и общество: Опыт философскосоциологического исследования. - М.: Мысль, 1982.

116. Плеханов Г.В. Ж.-Ж. Руссо и его учение о происхождениинеравенства между людьми// Сочинения: В 24 т. Т. 18. - М.-Л.: Госуд. изд-во, 1927.

117. Праздников Г.А. Традиция как диалог культур// Советскаяэтнография. - 1981. - №2. . 19. Пресс А. Руссо об естественном состоянии. - СПб, 1904.

118. Пригожий П., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалогчеловека с природой. - М.: Прогресс, 1986.

119. Проблемы философии истории: традиция и новация всоциоку.1Штурном процессе. - М.: ИНИОН, 1989.

120. Прохоров М.М. Мировоззренческая самоидентификация человека.П. Новгород: ВГИПИ, 1998.

121. Радищев А.Н. Примечания к Мабли// Полное собрание сочинений:В 3 т. Т. 3. - М.-Л.: Академия наук СССР, 1952.

122. Розанов В.В. О писательстве и писателях. - М.: Республика, 1995.

123. Розанов М.Н. Жан-Жак Руссо и литературное движение концаXVIII - начала XIX века. Очерки по истории руссоизма на Западе и в России. Т.1. М.: Типография императорского московского университета, 1910.

124. Розов М.А. Методологические особенности гуманитарногопознания. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1996.

125. Стенин B.C. Научное познание и ценности техногеннойцивилизации //Вопросы философии. - 1989. - № 10. - 3-18.

126. Стенин B.C. Становление норм и идеалов постнеклассическойнауки // Проблемы методологии постнеклассической науки. - М., 1992.

127. Стенин B.C. Философская антропология и философия науки. - М.:Высшая школа, 1992.

128. Степин B.C. Эпоха перемен и сценарии будущего. - М.: РАН, 1996.

129. Степин B.C., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуретехногенной цивршизации. - М., 1994.

130. Стиль и традиция в развитии культуры. - Л.: ЛГИК, 1989.

131. Суханов И.В. Обьшаи, традиции и преемственность поколений.М.: Политиздат, 1976.

132. Сычева Л.С. Гуманитарное познание как исследование традицийчеловеческой деятельности// Проблемы гуманитарного познания. Новосибирск: Наука, 1986.

133. Тиле Л.П. Природа и свобода: хайдеггерианская критикабиоцентричного и социоцентричного понимания отношений с природой // Философия отношений с природой: споры вокруг глубинной экологии. - М.: ИНИОНРАН, 1997.

134. Традиция в истории культурьт - М.: Наука, 1978.

135. Трапезникова Н.С. Руссо и Санд// Романтизм в художественнойлитературе. - Казань, 1972.

136. Тургенев И.С. Отцы и дети: Роман// Собрание сочинений: В 12 т.Т.З. - М.: Гос изд-во худ. лит-ры, 1976.

137. Тэн И. Нроисхождение современной Франции. - СПб.: Бесплатноеприложение к «Вестнику Иностранной литературы» за 1907 год, 1907.

138. Флиер А.Я. Культурогенез в истории культуры// Общественныенауки и современность. - 1995. - №3. - 137-148.

139. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. - М.: Деловая книга,2002.

140. Фортунатова В. А. Человек в мире культуры. - Н.Новгород: Изд-воНГПУ, 1998.

141. Фортунатова В.А. Функционирование традиции в прозе ГДР и ФРГ60-80 гг.// Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. - Н.Новгород, 1995.

142. Французское Просвещение и революция. - М.: Наука, 1989.

143. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. - СПб.:АОЗТ «Талисман», 1994.

144. Хализев В.Е. Культурная традиция в свете авторскойнепреднамеренности// Традиции в контексте русской культуры/ Сборник статей. Часть 1. - Череповец: Институт русской литературы РАН, Изд-во Череповецкого пед. ун-та, 1993. - З

145. Чистов К.В. Традиция, «традиционные общества» и проблемаварьирования// Советская этнография. - 1981. - №2.

146. Шацкий Е Утопия и традиция. - М.: Ирогресс, 1990.

147. Штранге М.М. Жан-Жак Руссо и его русские современники//Международные связи России в XVII-XVIII вв. - М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1966.

148. Шюке А. Ж.-Ж. Руссо. - М.: Изд-е «Посредника» дляинтеллигентных читателей, 1896.

149. Эко У. Отсутствующая структура: Введение в семиологию. - СПб.:ТОО ТК и Петрополис, 1998.

150. Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке// Избранныепроизведения: В 3 т. Т.З. - М.: Политиздат, 1966.

151. Эсалнек А.Я. Становление романа во французской литературеконца XVIII - начала XIX века// Эсалнек А.Я. Типология романа. М.: Изд-во Моск. унив-та, 1991.

152. Южаков СИ. Ж.-Ж. Руссо. Его жизнь и литературная деятельность.- СПб.: Т-во «Общая польза», 1894.

153. Badby Ph. Culture and History. Prolegomena to the Comparative Studyof Civilisation. Berk, 1963.

154. Burgelin P. La philosophic de Г existence de J.J. Rousseau. Paris. 1962.

155. Cobban A. Rousseau and the modern State. Con. Arhon boors, 1961.

156. Doody T. Confession and community in the novel. - Baton Rouge:1.ndon, 1980.

157. Druclier P. F. Innovation and entreprenourship: Practic and principles.N . Y., 1985.

158. Geertz C. The Interpretation of Cultures. N.Y., 1973.

159. Gossman J. Time and History in Rousseau. N.Y. , 1964.

161. Horowits A. Rousseau, Nature and History. Univ of Toronto, 1987.

162. Kluchohn C. Values and Value Orientations in tlie Theory of Action//Toward a general theory of action. Camb.; Massachusets, 1962.

163. Les jardins et la littérature française jusqua la revolution. - P. 1982.

164. Rohrs H. J.J. Rousseau. Vision und Wirklichreit Heidelberg. 1967.

165. Ronewals in the theory of literary history - Renouvellements dans lathéorie de l'histoire littéraire. Montreal Ottawa, 1984.

166. Sorabgi R. Time, Creation and the Continuum: Theories in Antiquityand the Early Middle Ages. Jthaca (N. Y.), 1983.

167. Srlar J. Men and citizens. A study of Rousseaus social theory. N.Y. ,1969.

168. Starobinski Y. Rousseau la transparence et e'obstacle. Paris. 1957.

169. Wolf R. Der franzosioche Romam um 1780. Frankfort a. M . Etc: Lang,1980.

170. Kelly G. Idealism, polities and history. Cambrige Univ. Press., 1969.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.