Русский стиль в церковной архитектуре XIX века: Храмы соборного типа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Павлова, Анна Леонидовна

  • Павлова, Анна Леонидовна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2002, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 199
Павлова, Анна Леонидовна. Русский стиль в церковной архитектуре XIX века: Храмы соборного типа: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Москва. 2002. 199 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Павлова, Анна Леонидовна

Введение.

Глава I Историография. Проблемы русского стиля в храмовом зодчестве.

Выводы.

Глава II Государственная архитектурная политика в области соборного строительства.

2.1. Место храмов соборного типа в христианской традиции, русской церковной архитектуре и истории.

2. 2. Соборный тип храма во времена царствования императора Николая 1.

2. 3. Государственная политика в области церковной архитектуры и механизм получения разрешения на строительство.

Выводы.

Иллюстрации.

Глава III Соборные храмы в монастырях.

3.1. Русские монастыри в XVIII - XIX веках. Подъем монастырской архитектуры в XIX веке.

3.2. Собор в честь Владимирской иконы Божией Матери в Задонском Богородицком мужском монастыре Воронежской губернии.

3.3. Собор Рождества Богородицы в Троицком Ипатьевском мужском монастыре Костромской губернии.

3.4. Собор в честь иконы Божией Матери «Умиление» в Авраа-миево-Городецком мужском монастыре Костромской губернии.

3.5. Собор в честь Боголюбской иконы Божией Матери в Бого-любском мужском монастыре Владимирской губернии.

3. 6. Собор в честь иконы Божией Матери «Троеручицы» в Белобережской Иоанно-Предтеченской мужской пустыни

Орловской губернии.

3. 7. Перестройка соборных храмов в монастырях.

3. 8. Соборные храмы в женских монастырях.

Выводы.

Иллюстрации.

Глава IV Кафедральные соборы в новых епархиальных центрах.

4. 1. Создание новых епархий и соборное строительство.

4. 2. Свято-Духовский собор г. Петрозаводска.

4. 3. Соборы в Саратовской, Новочеркасской и Симбирской епархиях.

4. 4. Свято-Троицкий собор в г. Томске.

4.5. Казанский собор в г. Ставрополе на Кавказе.

4 6. Сретенский собор Иверского монастыря и храм Христа

Спасителя в г. Самаре.

Выводы.

Иллюстрации.

Глава V Соборные храмы в уездных городах: архитектура Среднерусской Черноземной области.

Выводы.

Иллюстрации.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Русский стиль в церковной архитектуре XIX века: Храмы соборного типа»

Актуальность темы исследования. Поиски путей выхода России из затянувшегося кризиса конца XX века связаны не только с экономическими и социально-политическими факторами, но и с надеждами на духовное возрождение страны. Главным источником формирования духовных ценностей России на протяжении многих веков являлась Русская Православная Церковь. Сейчас, после многих десятилетий принудительного безбожия и гонений на Церковь эта заслуга Православия в обеспечении здоровья и единства нации, в укреплении российской государственности вновь осознана и признана широкими слоями народа, ведущими учеными, общественными и политическими деятелями страны.

Со времени принятия христианства на Руси наиболее полным средоточием духовной жизни, православного вероучения и всех областей церковного искусства являются соборные храмы. Храмы соборного типа возводились в древности по образцам наиболее чтимых святынь, и потому несли в себе особый смысл. Соборный храм, как правило, крестово-купольного типа, занимал центральное место в строительной практике вплоть до конца XVII века. В XVIII в. одновременно с усилением роли гражданского зодчества в церковной архитектуре воцарились приемы, формы и типы зданий, основанные на традициях античности и ренессанса. Однако в период царствования императора Николая I вместе с возрождением идеи национальной государственности было возобновлено строительство по образцам, возрождавшим традиции древнерусской архитектуры. В это время соборный тип храма снова собирает в себе все основные художественные достижения эпохи. Ведущим типом соборного храма становится пятиглавый храм, разработанный архитектором К. А. Тоном и повторяющий в своих формах кресто-во-купольные соборы московской Руси. Наиболее известным и совершенным собором такого типа стал Храм Христа Спасителя в Москве.

Грандиозная политика соборного строительства, проводившаяся во времена императора Николая I, раскрыла новые возможности древнерусского принципа строительства по знаменитым образцам. Создание огромного числа соборов по всей территории России потребовало определенного стандарта, для чего был использован богатый опыт древнерусского зодчества.

Когда в начале 90-х годов XX в. встал вопрос, можно ли восстановить прерванные традиции храмоздательства, стало ясно, что «прежде всего стоит, по-видимому, осмыслить опыт возвращения к древнерусским традициям и канонам церковного искусства, начавшегося в середине XIX века.»1. Время Николая I сходно с современностью в том, что и тогда, и сейчас перед зодчими возникла задача возрождения древнерусских традиций в церковной архитектуре. Правда, условия для решения этой задачи тогда отличались от нынешних.

XIX век оставил богатейшее наследие - научный и художественный материал по изучению и возрождению традиций Древней Руси. В настоящее время необходимо изучение и освоение того огромного и успешного опыта, который был накоплен в России в середине XIX - начале XX веков в ходе реализации государственной политики храмового строительства в общероссийском масштабе. Архитектурная политика Николая I стала первой и, можно сказать, наиболее крупной частью такого явления в культуре России, как русский стиль.

По определению Е. И. Кириченко, «русский стиль принадлежит к разряду многочисленных "стилей" или стилевых направлений архитектуры романтизма и историзма, развивавшихся в контексте большого стиля эпохи. На него распространяются и для него являются действительными все закономерности, присущие одновременному зодчеству. Отличает русский стиль от других обращение (возрождение) к формам и приемам древнерусского (допетровского) зодчества и народного (крестьянского и городского) искусства» . Именно в русском стиле зародились поиски национального своеобразия в архитектуре. «Главное же, только с архитектурными сооружениями связано в XIX веке представление о возможности выражения национальной идеи как некоего универсального целого во всей его полноте и нерасчле3 ненности» . В наибольшей полноте эта идея воплотилась именно в храмах соборного типа.

В настоящее время по всей России ведется храмовое строительство, являющееся важнейшим шагом на пути воссоздания духовных основ общества. В течение последних десяти лет непрерывно растет число новых храмов, происходит восстановление разрушенных церквей. Наиболее ярким примером подъема храмового строительства может служить восстановление Храма Христа Спасителя в Москве всего за 5 лет (1995 - 2000 гг.). Проведение таких широкомасштабных архитектурно-строительных и реставрационных работ требует разработки научно-обоснованных программ и проектов, успеху которых во многом может содействовать изучение и внедрение опыта русского церковного зодчества XIX века.

Примечательно, что в течение многих десятилетий XX в. вся архитектура круга Тона находилась за пределами интересов исследователей. Дело в том, что храмовая архитектура как объект научного исследования относится к междисциплинарным областям. Она требует не только применения методологий архитектурной и строительной, исторической и искусствоведческой, социальной и политической наук, но и привлечения понятий, традиционно относящихся к сфере религии. Для анализа художественных достоинств храмов не могут использоваться те же критерии, что и для светских зданий. Несомненно, что и функциональность церковных сооружений не может оцениваться критерием экономической целесообразности и бытовых удобств, но определяется совершенно иными, духовными категориями. Идеологические барьеры, характерные для советского времени, не позволяли открыто и в полной мере учитывать это обстоятельство, что привело к тому, что многие важные аспекты храмового зодчества оказались за пределами внимания исследователей. Для разных эпох церковной архитектуры это имело различные последствия. Если изучение храмового зодчества до XVII века велось вне связи с прямым назначением церковных построек, то в исследованиях по архитектуре Синодального периода церковное строительство даже специально не выделялось.

Все это делает очень актуальным всестороннее исследование отечественного храмового зодчества во всей его полноте и сложности. Изучение храмовой архитектуры необходимо как с позиций восполнения существующих пробелов в отечественной истории искусства XIX - начала XX веков, так и с точки зрения необходимости разработки научного фундамента для развернувшегося в наши дни в России массового церковного строительства и восстановления разрушенных святынь.

Цель исследования — изучить задачи, основные этапы, опыт и результаты осуществления общероссийской политики соборного строительства и рассмотреть особенности храмов соборного типа в русском стиле.

Основные задачи диссертационной работы

1. Показать общую картину соборного строительства XIX века, очертить масштаб этого явления. Выявить и атрибутировать основные соборные храмы, возведенные в разных частях России по образцовым проектам К. Тона. Изучить эти проекты, выяснив их прототипы в архитектуре Древней Руси и России Нового времени. Характеризовать типы пятиглавых храмов, представляющие соборное строительство в общероссийском масштабе.

2. Систематизировать выбранные храмы по разным типам поселений (губернский, уездный город, монастырь, село) и по времени постройки.

3. Провести стилистический анализ архитектурных форм храмов для выяснения их образцов, взаимовлияний и связей различных направлений в провинциальном строительстве, изменений тех или иных типов в местных условиях.

4. Исследовать историю строительства выбранных соборных пятиглавых храмов.

5. Обобщить собранные материалы и выяснить общие черты и местные отличия в соборном строительстве различных губерний.

Предмет исследования - пятиглавые соборные храмы, возведенные по образцовым проектам К. А. Тона в России в середине XIX - начале XX вв.

Методы исследования. Общей методологической основой диссертационной работы явились принципы комплексного и системного анализа. Материал был рассмотрен не только в русле искусствознания. Комплексность в подходе к проблемам состояла в привлечении категорий, относящихся к богословию, истории Церкви, праву, к инженерно-строительным наукам. Системный подход выразился в соотнесении их с выделенной в ходе исследования особой системы в политике соборного строительства.

Одним из методологических инструментов, использовавшихся в работе, стал сравнительный анализ храмов соборного типа. Такой подход помог выяснить общие черты, присущие соборной архитектуре, и оттенить характерные особенности каждого рассматриваемого собора в отдельности.

Русский стиль является частью большого стиля эпохи романтизма и историзма, в его архитектуре соединилось обращение к формам древнерусского зодчества и приемы классицизма. Выявление тех и других составляющих потребовало стилистического сопоставления провинциальных соборных храмов как со столичными постройками К. А. Тона, так и с прообразами этой типологии в предшествующих периодах русского искусства.

Защищаемые положения

1. Архитектурная политика, проведению которой покровительствовал император Николай I, основывалась на возрождении Православия в России в XIX веке с опорой на его исторические традиции. Строительство соборных храмов в русском стиле стало наиболее ярким воплощением подъема духовной жизни в стране. Масштаб и успех политики был предопределен тем, что в ней религиозный подъем народа и талант зодчих соединился с духовной поддержкой прославленных пастырей - старцев и архиереев XIX века.

2. Соборное строительство середины - конца XIX века в России явилось неотъемлемой частью государственной политики в области архитектуры.

3. Соборный тип храма является наиболее ярким выражением особенностей церковной архитектуры XIX в. в России. Принципы русского стиля ранее всего нашли выражение в соборной архитектуре.

4. Главной особенностью архитектуры соборных храмов, спроектированных К. А. Тоном, и сооружений, возведенных по их образцам, является соединение соборной типологии XV-XVI веков и приемов классицизма, проявившихся в композиционном построении объема, крупной масштабности и устройстве внутреннего пространства.

5. В провинциальном зодчестве большее распространение получили те образцовые проекты или их части и детали, которые были общепринятыми в храмовом строительстве, и отторгались черты, воспринимавшиеся губернскими архитекторами и заказчиками как нетрадиционные.

6. Соборное строительство по образцовым проектам охватило все виды населенных пунктов (губернские, уездные города и села) и монастыри России.

7. Наличие образца задавало довольно высокий общероссийский уровень архитектуры.

8. Основные выводы сделаны на основе изучения 100 соборных храмов, возведенных по образцовым проектам К. А. Тона, выявленных и введенных в научный оборот. Архитектурные особенности и история возведения соборов по образцовым проектам подробно освещаются на примере 40 соборов.

Научная новизна

1. Впервые провинциальное соборное строительство по образцовым проектам К. А. Тона, ранее никем не изучавшееся в таком объеме, является объектом специального исследования.

2. Осуществлен комплексный подход к исследованию проблемы с привлечением понятий и категорий таких необходимых при изучении храмового строительства дисциплин, как история Русской Церкви и богословие, которые в течение многих лет находились вне поля зрения отечественного искусствознания.

3. В диссертационной работе впервые исследована правовая основа, регламентирующая процедуру получения разрешения на строительство соборов.

4. Работа опирается на новый, ранее не публиковавшийся архивный материал и натурные исследования сохранившихся соборов.

Структура работы. Направления государственной политики в области соборного строительства предопределили структуру работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, 91 иллюстрации, примечаний к тексту и списка источников и литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Павлова, Анна Леонидовна

Выводы. Рассмотрение наиболее важных примеров соборного строительства в Черноземной области позволяет заключить, что в середине - второй половине XIX в. край переживал расцвет храмового зодчества. Облик соборов в русском стиле утвердил в регионе, в котором памятников древнего зодчества

Ил. 1. Вид Тульского Кремля. Справа - Успенский собор (1762 - 64 гг.), слева-Богоявленский (закладка - 1855 г., освящение - 1863 г.). Фото с открытки конца XIX в. из собрания

РГБ

Ил. 2. Современный вид Богоявленского собора (1855 - 1863 гг.) в Туле с запада. Фото

1990-х годов

Ил. 3. Успенский собор Успенского женского монастыря в Туле. Фото 2001 года

Ил. 4. Город Михайлов. Вид на собор и набережную р. Прони. Храм не сохранился. Фото с открытки начала XX в. из собрания РГБ

Ил. 5. Западный фасад Вознесенского кафедрального собора г. Ельца (закладка - 1845, освящение - 1889 гг.). Архитектор К. А. Тон. Фото 2001 года

Ил. 6 Вид на Вознесенский собор в Ельце с юго-запада (1845 - 1889гг.). Фото 2001 года

Ил. 7. Фрагмент западного фасада Вознесенского собора г. Ельца (1845 - 89 гг.). В центре - керамическая вставка с изображением Спасителя. Фото 2001 года

Ил. 8. Фрагмент южного фасада Вознесенского собора г. Ельца (1845 - 1889 гг.). Справа - керамическая вставка с иконой Казанской Богоматери. Фото 2001 года

Ил. 9. Вид церкви Рождества Христова (1858 - 1869 гг.) в г. Ельце в XIX веке. Реконструкция архитектора А. Новосельцева. Храм частично сохранился

Ил. 10. Северный фасад Спасо-Преображенского собора г. Волхова, (закладка - 1844 г., освящение - 1851 г.). Фото с открытки XIX в. из собрания РГБ. Храм частично сохранился снаружи

Ил. 11. Вид с юго-востока на Никольскую церковь в Лив-нах. Храм не сохранился. Фото с открытки XIX в. из собрания РГБ

Ил. 12. Вид с юго-запада на Воскресенскую церковь в г Малоархангельске. Храм не сохранился Фото с открытки XIX в. из собрания РГБ

Ил. 13. Вид г. Тамбова и набережной р. Цны. Слева - Покровская церковь. Не сохранилась.

Фото с открытки XIX в. из собрания РГБ

Ил. 14. Вид Боголюбской церкви в г. Козлове (ныне - Мичуринск) (закладка - 1849 г., освящение -1873 г.). Сохранилась снаружи. Фото с открытки XIX в. из собрания РГБ

Ил. 15. Вид г. Моршанска. * Справа -Никольская церковь (главный Престол в честь Рождества Богородицы), (1803 - 1866 гг.). Не сохранилась. Фото с открытки XIX в. из собрания РГБ

Ил. 16. Вид собора в честь св. Владимира на Кольцовской улице в г. Воронеже (1889 - 1918 гг.). Не сохранился. Архитектор А. А. Кюи. Фото с открытки начала XX в. из собрания РГБ

Ил. 17. Вид г. Богучара. В центре - собор Всемилостивого Спаса. Фото с открытки начала XX в. из собрания РГБ

Ил. 18. Вид Владимирского собора в г. Валуйки (закладка - 1843 г., освящение - 1853г.). Не сохранился. Фото с открытки начала XX века из собрания РГБ

169

Ил. 19. Современный вид церкви в честь иконы Божией Матери Зимаровской (?) в селе Зимарово Новодеревенского района Рязанской области.

Заключение

Изучение храмового зодчества в русском стиле позволяет сделать вывод о широком распространении храмов соборного типа, разработанного К. А. Тоном. Его образцовые проекты использовались в провинции во всех вариантах, кроме того, на местах происходило создание новых разновидностей одного типа. На примере соборного строительства отчетливо проявилась устойчивая политика развития и повышения архитектурного уровня провинции, выразившаяся в возведении соборов в монастырях, губернских, уездных городах и селах.

Соборный тип храма, созданный Тоном, стал органичной частью истории русской архитектуры. Он был положен в основу творчества многих архитекторов, работавших в русском стиле в конце XIX - начале XX веков. Значение творчества Тона остается важным и для ряда современных архитекторов. Ясная пятиглавая композиция, простота и традиционность форм, скупость в деталях, свободное внутреннее пространство, масштаб, созвучный современному городу, и другие категории предопределили влияние соборной архитектуры Тона на все варианты этой типологии, созданные впоследствии.

Развитие архитектурных форм соборных храмов во второй половине XIX в. шло вместе с ходом всего храмоздательства по линии «удревнения» образцов. Условно можно выделить три направления, по которым развивался соборный тип храмов.

В 70 - 80-е гг. XIX в. одним из ведущих в храмовой архитектуре стало направление, возрождавшее в своих формах русское зодчество XVII века. Многие из соборных храмов, возведенных в этом стиле, сохраняют пятиглавую композицию и развивают архитектуру эпохи Тона. К таким храмам можно отнести упоминавшийся собор во имя св. Владимира на Кольцовской улице в г. Воронеже, собор в Малоярославце, собор во имя Казанской иконы Божией Матери в Казанском женском монастыре в г. Данилове (арх. В. А. Косяков), кафедральный собор в г. Омске и многие другие. Это направление, богатое самыми разнообразными храмами известно своим глубоким изучением древней архитектуры. Таким зодчим, как Н. В. Султанов, М. Т. Преображенский и другим удалось в своем творчестве приблизиться к древнерусскому зодчеству.

Ответвлением этого направления является архитектура, свободно соединявшая в себе декор XVII в., строительные приемы современности и самые разнообразные формы, не присущие древности. Архитектуру этих храмов можно условно обозначить как эклектическую. Среди храмов этого типа можно назвать санкт-петербургские храмы Воскресения Христова Всероссийского Александро-Невского братства Трезвости (Г. Д. Гримм, Г. Г. фон Голи - 1904 - 06 гг.), Богоявления на Гутуевском острове (В. А. Косяков, Б. К. Правдзик - 1891 - 97 гг.) и другие.

Византинизирующее направление было вторым крупным течением архитектуры рубежа веков. В нем также были храмы, в архитектуре которых заметно влияние тоновской школы. К таким постройкам относятся уже упоминавшийся храм Христа Спасителя в Самаре, Покровский собор в Хотьковском монастыре под Москвой (А. А. Латков - 1899 - 1906 гг.) и другие. В этом направлении преобладают храмы, в формах которых трудно узнать тоновскую школу. (Например, Морской собор в Кронштадте, собор св. Александра Невского в Софии (А. Н. Померанцев).

Третьим путем, по которому пошла храмовая архитектура, был путь возрождения более ранних эпох древнерусской архитектуры. Таких, например, как зодчество Владимиро-Суздальской Руси, что упоминалось при рассмотрении Преображенского собора в Дивееве. К соборам, возведенным в таком стиле можно причислить Преображенские соборы Валаамского и Угрешского монастырей, отчасти Вознесенский собор Крестовоздвиженского Иерусалимского женского монастыря (Домодедовский район Московской области) и другие. В соборных храмах этого типа сохранилось влияние тоновской школы, что проявилось в симметрии объемов этих соборов, в их деталях, в пятиглавой композиции и многом другом.

Тоновская школа создала основу для поисков нового поколения архитекторов, несмотря на то, что многие из них относились критически к работам Тона. Особенно явно связь этих эпох заметна на примере соборного типа храма и его развития почти во всех стилях рубежа веков.

Конец XIX в. - начало XX вв. отличается разнообразием стилевых увлечений, даже в постоянной типологии соборных храмов. В эту эпоху в соборном строительстве не было представления об одних образцах. Архитектура бурно развивалась, но не успела во всей полноте развернуть свои возможности. Предыдущий этап времени царствования Николая I, напротив, отличается единством и завершенностью: через нее были открыты пути архитектуры рубежа веков. Постепенно зодчие обратились к глубокому и всестороннему изучению древнерусского наследия.

Решая подобные задачи, современные архитекторы, проектирующие храмы, обратились и к соборному типу храма. Неслучайно храмовое строительство в конце XX века началось с восстановления Храма Христа Спасителя.

Группа архитекторов, работавших под руководством А. Н. Оболенского над восстановлением Храма Христа Спасителя и создавших комплекс нижней Преображенской церкви, осуществила в минувшие годы (1995 - 2001 гг.) проектирование и строительство крупных храмов соборного типа в г. Губкине и в Марьино (г. Москва).

Храм Христа Спасителя и работы Тона в целом послужили прообразом архитектуры деревянного храма-часовни в честь Державной иконы Божией Матери, построенной по проекту А. Б. Барабанова. Державный храм, ставший первой постройкой в новом ансамбле Храма Христа, явился, в свою очередь, прототипом для целой плеяды, можно сказать, новой типологии, деревянных храмов, созданных во многих городах и селах России в 1990-е годы.

В настоящее время развернулось широкое храмовое строительство по всей стране, и многие архитекторы, как и К. А. Тон, в своем творчестве обратились к древним образцам. Крупные соборы были воздвигнуты в г. Дзержинске Нижегородской области, в Никольском женском монастыре г. Переславля За-лесского (архитектор В. Ижиков), в г. Тернополе.

В настоящее время возникла необходимость в пристальном изучении соборной архитектуры XIX века, которая дает пример целой системы. Политика соборного строительства была развернута и проведена в масштабе России, что подчеркивает ее значение для современности.

Соборное строительство XIX века показывает широкие возможности строительства по небольшому числу высокопрофессиональных образцов, но без их буквального тиражирования. В XIX - начале XX вв. было возведено огромное количество соборных храмов XIX - начала XX вв., имеющих индивидуальные черты и местный колорит, но сохраняющих общее внутреннее единство в направлении и развитии архитектурной мысли.

Задача укрепления государства на основе единства веры закономерно привела храмоздательство России к возрождению своих древних традиций. Русский стиль в соборных храмах К. Тона и его последователей стал логичным переходом от архитектуры классицизма к новым формам, являющимся творческим осмыслением церковного строительства Древней Руси. Вариации типа соборного храма, разработанные К. Тоном, не были копиями древних образцов, но ввели архитектуру XIX века в русло развития национального стиля.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Павлова, Анна Леонидовна, 2002 год

1. Документы Российского Государственного Исторического Архива (РГИА) в Санкт-Петербурге, относящиеся к строительству соборов в русском стиле, были взяты из следующих фондов:

2. Ф. 216. Оп. 2. Ф. 218. Он. 4.

3. Ф. 446. On. 1, Оп. 18, Оп. 20, Оп. 22, Оп. 24. Ф. 707. On. 1. Ф. 733. Оп. 16. Ф. 789. On. 1, Оп. 6.

4. Ф. 796. Оп. 108, Оп. 101, Оп. 118, Оп. 128, Оп. 131, Оп. 184, Оп. 198.

5. Ф. 797. Оп. 2, Оп. 3, Оп. 4, Оп. 5, Оп. 11, Оп. 12, Оп. 13, Оп. 14, Оп. 16,

6. Оп. 19, Оп. 20, Оп. 21, Оп. 22, Оп. 25, Оп. 27, Оп. 28, Оп. 29, Оп. 30, Оп.32, Оп. 34, Оп. 51, Оп. 84, Оп. 131, Оп. 139.

7. Ф. 799. Оп. 16, Оп. 25, Оп. 26, Оп. 33.1. Ф. 835. Оп. 2.1. Ф. 1285. Оп. 8.1. Ф. 1287. Оп. 29, Оп. 40.

8. Ф. 1293. Оп. 147, Оп. 129, Оп. 136.1. Ф. 1424. Оп. 4.1. Ф. 1488. On. 1, Оп. 3.

9. История храмовой архитектуры в русском стиле

10. Архив С. Н. Забелина: историческое описание и фотовоспроизведение русских церквей в Европе. / Российский архив. История Отечества в свидетельствах и документах XVIII XX вв. Вып. IX. М., 1999.

11. Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX начала XX века. Справочник. / Под общей редакцией Б. М. Кирикова. СПб., 1996.

12. Атлас планов и фасадов церквей, иконостасов, одобренных при церковных постройках в селениях. М., [1899].

13. Барановский Г. В. Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века в 9 тт. СПб., 1902. Т. 1.

14. Берташ А. В. Содержание и эволюция русского стиля в церковной архитектуре середины XIX начала XX веков. // Искусство христианского мира. Вып. 2. М., 1998.

15. Борисова Е. А., Каждан Т. П. Русская архитектура конца XIX начала XX вв. М„ 1971.

16. Высочайше одобренные проекты для постройки церквей в казенных селениях Восточной и Западной Сибири. СПб., 1855.

17. Градостроительство России середины XIX начала XX века. Общая характеристика и теоретические проблемы. / Под общей редакцией Е. И. Кириченко. М., 2001.

18. Ежегодник Московского архитектурного общества. Вып. 1-4. М., 1909 -1916.

19. Ежегодник общества архитекторов-художников. Вып. 1-10. СПб., 1906 -1915.

20. Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е -1917 годы). Иллюстрированный библиографический словарь. М., 1998.

21. Зодчий. Журнал архитектурный и художественно-технический. СПб., 1872- 1917.

22. Кириченко Е. И. Архитектурные теории XIX века в России. М., 1986.

23. Кириченко Е. И. Деревянное зодчество русского города и архитектура Томска. / Кириченко Е. И. Деревянная архитектура Томска. М., 1987.

24. Кириченко Е. И. Русская архитектура 1839 1910 годов. М., 1982.

25. Кириченко Е. И. Русский стиль. Поиски выражения национальной самобытности. Народность и национальность. Традиции древнерусского и народного искусства в русском искусстве XVIII начала XIX века. М., 1997.

26. Кириченко Е. И. Русское купечество и «русский стиль». // Вопросы искусствознания. М., 1994. Вып. 2-3.

27. Маслов К. И. К характеристике взглядов ранних славянофилов на церковную живопись. // Искусство христианского мира. Вып. 2. М., 1998.

28. Маслов К. И. К истории возникновения «русского стиля» церковной живописи. //Искусство христианского мира. Вып. 4. М., 2000.

29. Монастыри и храмы московской епархии. Альбом-справочник. / Под общей редакцией прот. Иоанна Монаршека, сост. А. В. Чебурахин. М., 1999.

30. Морской собор в Кронштадте. / Сост. и оформление А. П. Шумского. М., 1998.

31. Москва в начале XX века. Будни и праздники, московская старина, новорусский стиль. Сборник статей к 850-летию Москвы. М., 1997.

32. Москва. 850 лет. / Под общей редакцией В. А. Виноградова. М., 1996. Т. 1.

33. Нащокина М. В. Градостроительные аспекты сооружения в Москве храма-памятника Отечественной войне 1812 года. // Архитектурное наследие Москвы. М., 1988.

34. Нащокина М. В. Федор Михайлович Шестаков. // Строительство и архитектура Москвы. М., 1983.

35. Подъяпольская Е. Н. Памятники архитектуры Московской области. Вып. 1-3. М., 1998-2000.

36. Проекты церквей, сочиненные Его Императорского Величества Профессором Архитектуры Константином Тоном. СПб., 1844.

37. Салько А. М. Руководство к устройству каменных и деревянных церквей. Саратов, 1892.

38. Свиязев И. И. Практические чертежи по устройству церкви Введения во храм Пресвятыя Богородицы в Семеновском полку., составленные и исполненные архитектором ЕИМ и профессором архитектуры.К. Тоном. М„ 1845.

39. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. М., 1996.

40. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область. 2 тт. М., 1997.

41. Славина Т. А. Исследователи русского зодчества. Русская историко-архитектурная наука 18 начала 20 вв. JL, 1983.

42. Славина Т. А. Константин Тон. JL, 1989.

43. Стасов В. В. Избранные сочинения в 2-х томах. Т. 2. М., 1937.

44. Султанов Н. В. Альбом иконостасов. СПб., 1904.

45. Тон К. А. Церкви, сочиненные ЕИВ архитектором.К. Тоном. СПб., 1838.

46. Туманик А. Г. Русский православный кафедральный храм второй половины XIX века. Новосибирск, 2000.

47. Тыжненко Т. Е. Василий Стасов. JL, 1986.

48. Храм-Памятник морякам. Храм Христа Спасителя на водах. Факсимильное издание. СПб., 1995.

49. Храм Христа Спасителя в Москве. / Текст Е. И. Кириченко, сост. Г. А. Иванова. М., 1993.

50. Храм Христа Спасителя: Сборник. / Сост. JI. Д. Полиновская. М., 1996.

51. Художественный архитектурный альбом проектированных и построенных храмов, общественных и доходных домов. СПб., 1868. Листки 1-7.

52. Щёболева Е. Г. Купеческое благотворительное и церковное строительство в Иваново-Вознесенске. / Памятники русской архитектуры и монументального искусства XIII XIX вв. М., 2000.

53. История России и Русской Церкви XIX века

54. Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга. Историко-церковная энциклопедия в 3-х томах. СПб., 1996.

55. Благовидов Ф. В. Обер-прокуроры Святейшего Синода. Казань, 1900.

56. Верховский П. В. Очерки по истории Русской Церкви в XVIII и XIX ст. Варшава, 1912. Т. 1.

57. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Священного Синода по ведомству православного исповедания. 21т. 1 7 тт. (с 1884 г. - по 1892 -1893 гг.); 8 - 14 тт. (с 1894 - 95 гг. - 1902 г.); 15 - 21 тт. (1903 -1904 гг. - 1914 гг.). Пг„ 1886-1916.

58. Духовные светочи России. Портреты, иконы, автографы выдающихся деятелей Русской Церкви конца XVII начала XX веков. Каталог выставки. / Авторы-составители Я. Э. Зеленина, О. Р. Хромов. М., 1999.

59. Денисов И. Очерк истории Русской Церкви. СПб., 1874.

60. Доброклонский А. П. Синодальный период 1700 1890 гг. // Доброклон-ский А. П. Руководство по истории Русской Церкви. Т. 4. М., 1893.

61. Знаменский П. В. Руководство по русской церковной истории. Казань, 1912.

62. Заозерский Н. О священной и правительственной власти и о формах устройства православной Церкви. М., 1891.

63. Извлечение из отчета обер-прокурора Святейшего Синода. Спб., 1844 -1885.

64. Император Александр II. Краткий очерк двадцатипятилетия царствования. СПб., 1880.

65. Исторические сведения о епархиях в России. Б. м. 1847.

66. Казанский П. Е. Власть всероссийского Императора. Одесса, 1913.

67. Карташев А. В. Православие и Россия. // Православие в жизни. Нью-Йорк, 1953.

68. Карташев А. В. Русская Церковь в период Империи. // Труды кружка «К познанию России». Париж, 1937. Т. 2.

69. Материалы для истории православной Церкви в царствование Императора Николая I. // Сборник Императорского Русского Исторического общества. /Под. ред. Н. Ф. Дубровина. Т. 113. Кн. 1-2. СПб., 1902.

70. Материалы для истории царствования Императора Николая Павловича. Лейпциг, 1880.

71. Николай Первый и его время. Документы, письма, дневники, мемуары, свидетельства современников и труды историков. В 2-х тт. / Составление, вступительная статья и комментарии Б. Н. Тарасова. М., 2000.

72. Покровский И. М. Русские епархии в XVI XIX вв., их открытия состав и пределы. Опыт церковно-исторического, статистического и географического исследования. Казань, 1897- 1913. Т. 1 - 2.

73. Преображенский И. В. Отечественная Церковь по статистическим данным 1840- 1891. СПб., 1897.

74. Россия: Полное географическое описание нашего Отечества. / Под ред. В. П. Семенова Тянь-Шаньского. СПб., 1899 1913. Т. 1 - 10, 15 - 16, 18 -19.

75. Рункевич С. Г. История Русской Церкви под управлением Св. Синода. СПб., 1900.

76. Рункевич С. Г. Русская Церковь в XIX веке. // История Русской Церкви в XIX веке. / Под ред. А. П. Лопухина. СПб., 1901. Т. 2.

77. Русь Православная. Альбом старых фотографий. / Авторы-составители Е. Шелаева, Л. Процай. Спб. М., 1993.

78. Тальберг Н. Д. Русская быль. Очерки истории Императорской России. М., 2000.

79. Темниковский Е. Н. Положение Императора Всероссийского в Русской Православной Церкви в связи с общим учением о церковной власти. Ярославль, 1909.

80. Филарет (Дроздов), святитель. Воспоминания, относящиеся к восшествию на престол Государя Императора Николая I. // Дворянское собрание. 1997. № 3.

81. Цыпин Владислав, протоиерей. Русская Православная Церковь в Синодальную эпоху. 1700 -1917 гг. / Православная энциклопедия. Под общей ред. Алексия II, Патриарха Московского, редактор Е. В. Кравец. М., 2000.

82. Шильдер Н. К. Император Николай I: его жизнь и царствование. М., 1991.

83. Шульц С. Храмы Санкт-Петербурга. СПб., 1994.

84. Церковное краеведение. История храмовой архитектуры в провинциальных городах России и за границей. XIX век

85. Александро-Невский Кафедральный собор в Париже. Памятка к столетию собора. / Сост. прот. Александр Чекан. Париж, 1961.

86. Акинынин А. Н. Храмы Воронежа. Воронеж, 1994.

87. Алабин П. В. Александро-Невский собор в Вятке. Вятка, 1864.

88. Андреев Н. Ф. Описание видов г. Тулы. Тула, 1856.

89. Баженов Н. Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 г. Симбирск, 1903.

90. Белых М. П. Сказания о козловских храмах. Липецк, 1998.

91. Волховские были: Историко-литературный альбом. Орел, 1994.

92. Валеев В. X. Из истории саратовских церквей. Саратов, 1990.

93. Валуйки. (Историко-краеведческие очерки). Белгород, 1963.

94. Валуйки форпост Отечества. Альбом-летопись. / Автор-составитель М. Сухорукое. М. - Белгород, 1999.

95. Веселовский Г. М., Воскресенский Н. В. города Воронежской губернии, их история и современной состояние с кратким очерком всей Воронежской губернии. Воронеж, 1876.

96. Во имя Христа Спасителя Кафедральный соборный храм в г. Самаре. Самара, 1894.

97. Гавриил (Розанов), архиепископ. Историко-статистическое описание церквей епархии Херсонской и Таврической. Одесса, 1848.

98. Города и селения Тульской губернии в 1857г. СПб., 1858.

99. Города России. Энциклопедия. / Под ред. Г. М. JIanno. М., 1994.

100. Димитрий, архиепископ Тверской и Кашинский. Монастыри и приходские церкви г. Торжка и их достопримечательности. Тверь, 1903.

101. Долгов А. Памятники и монументы, сооруженные в ознаменование достопамятных русских событий и в честь замечательных лиц. СПб., 1860.

102. Евгений (Болховитинов), митрополит. Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии, собранное из историй, архивных записок и сказаний. Воронеж, 1800.

103. Евтропов К. Н. История Троицкого кафедрального собора в г. Томске. Томск, 1904.

104. Жуков А. Н., Мельникова И. В. Культовое зодчество Самары. / Самарский краевед. Вып. 3. Самара, 1994.

105. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. / Под. ред А. Е. Андреевского. Тамбов, 1911.

106. Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской епархии. Волховский и Кромский уезды. Т. 1. Орел, 1905.

107. История и культура Ельца: Материалы к краеведческой конференции. Елец, 1992.

108. Кириков Б. М. Кашин. Л., 1988.

109. Кириков Б. М. Углич. Л., 1984.

110. Комитет по постройке в г. Томске кафедрального собора во имя Святой и Живоначальной Троицы. Отчет Комитета по постройке в г. Томске нового собора. Томск, 1890.

111. Коркунов А. Судьбы кимрских храмов. Кимры, 1996.

112. Краснов Б. В. Новочеркасск. Справочная книжка с приложением плана города. Новочеркасск, 1896.

113. Краткие сведения о Екатеринославской епархии вообще и о епископах ее. Екатеринослав, 1875.

114. Кривоносое Я. Е. Храмы Алтая. Барнаул, 1997.

115. Кученкова В. А. Святыни Тамбовской епархии. М., 1993.

116. Лавров Н. Ф. Путеводитель по церквам г. Углича. Углич, 1994.

117. Левин О. Ю. Кирсанов православный. Тамбов, 1999.

118. Мартемьянов Т. А. Город Волхов Орловской губернии (Исторические и бытовые очерки). Орел, 1897.

119. Михайлов Н. Т. Справочник по Ставропольской епархии. Екатеринодар, 1910.

120. Молчанов К. Новый православный собор во имя Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского в Варшаве. 1894 1912. Варшава, 1912.

121. Николаевский И. М. Описание воронежской губернии. Воронеж, 1909.

122. Покровский И. Т. Торговое село Рогачево (приход и волость) Дмитровского уезда Московской губернии. Топографическое, церковно-историческое и бытовое описание. Ч. 1-2. М., 1886.

123. Положение о Комиссии для достройки соборного храма в Новочеркасске. СПб., 1844.

124. Повалишин А. Д. Состояние Рязанской губернии в губернии в половине 19 в. (1848 1873 гг.). Рязань, 1895.

125. Похилевич Л. И. Монастыри и церкви г. Киева. Киев, 1865.

126. Православное зодчество Беларуси. / Серия «Наши духовные ценности». Вып. 2. Минск, 1995.

127. Прозрителев Г. Н. Казанский кафедральный собор в Ставрополе на Кавказе. Ставрополь, 1910.

128. Пясецкий Г. М. Исторические очерки г. Волхова и его святыни. Орел, 1875.

129. Пясецкий Г. М. Исторические очерки г. Ливен и его уезда в политическом, статистическом и церковном отношении. / Труды Орловской ученой архивной комиссии. Вып. 3-5. Орел, 1893.

130. Пясецкий Г. М. История Орловской епархии и описание церквей, приходов и монастырей. Орел, 1899.

131. Русский город на почтовой открытке конца XIX начала XX века. / Сост. М. С. Забочень, М. А. Блинов. М., 1997.

132. Святые храмы г. Тулы. Историко-статистическое описание. / Под ред. Н. И. Троицкого и Ю. В. Арсеньева. Тула, 1888.

133. Синайский П. Исторический очерк Рижского кафедрального собора Рига, 1910.

134. Смирнова Н. Достопримечательные русские кладбища и церкви в Европе. Париж, 1999.

135. Сорокина Т. В., Генделева Д. 3. Соборы Петрозаводска. Петрозаводск, 1999.

136. Справочная книга Екатеринославской епархии за 1913 год. Екатерино-слав, 1914.

137. Справочная книжка о церквах Донской епархии и составе при них при-чтов и приходов. Новочеркасск, 1892.

138. Справочная и памятная книжка по Тамбовской епархии на 1876 1902 гг.

139. Столетие Тульской епархии. Сборник. Тула, 1902.

140. Тихомиров А. М. Храмы Иваново-Вознесенска. Иваново, 1996

141. Токмаков И. Ф. Город Богучар Воронежской губернии и его уезд. Исто-рико-статистическое и экономическое описание. С планом и рисунками. М., 1900.

142. Хитров Г. Историко-статистическое описание тамбовской епархии. Тамбов, 1861.

143. Хронологический указатель церквей в воронежской епархии (1586 -1886). Воронеж, б. г.

144. Царевский А. А. Значение храмов соборных в истории русского народа. Речь. Казань, 1912.

145. Шмелев Ю. Н. «Когда Москва Бел Город строила и Валуйку с Оско-лом.». Белгород, 1990.

146. Шубин Николай, протоиерей. Историческое описание нового соборного храма во имя Вознесения Господня в г. Ельце Орловской губернии. Орел, 1889.

147. Яхонтов А. К. Церкви г. Симбирска. Вып. 1, 2. Симбирск, 1848.

148. История монастырской архитектуры, монастырей и монашествав России в XIX веке

149. Авраамий, преподобный Городецкий, Чухломской и Галичский чудотворец и созданный им Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий монастырь. М., 1996.

150. Автобиография игуменьи Осташковского Знаменского монастыря всече-стнейшей матушки Аполлинарии (Баниной), в схиме Амвросии и письма к ней преподобного Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. СПб., 1998.

151. Архимандрит Пимен, настоятель Николо-Угрешского монастыря. Биографический очерк. / Под общей редакцией архимандрита Вениамина (Зарицкого). Свято-Никольский Угрешский монастырь, 1998.

152. Брайковский А. А. Монастырь во имя Спасителя на Бородинском поле и его основательница. М., 1912.

153. Валаамский монастырь и его святыни в период расцвета и благосостояния обители. Ленинград, 1990.

154. Валдайский подвижник. Жизнеописание и письма архимандрита Лаврентия (Макарова). М., 1997.

155. Вениамин (Федченков), митрополит. Игумения Таисия, сотрудница о. Иоанна Кронштадтского. Репринт. СПб., 2001.

156. Высота монашеского подвига в наше время. Репринт. М., 1995.

157. Гродненский Свято-Рождество-Богородицкий женский монастырь. М, 1999.

158. Древнерусские иноческие уставы. / Сост. Т. В. Суздальцева; предисловие митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима М., 2001.

159. Егорова Е., Антонова И. Обитель на Угреше. Свято-Никольский Угрешский ставропигиальный мужской монастырь. Дзержинский, 2000.

160. Жизнеописание игуменьи Антонии. / Сост. священник Григорий Орлов. М., 1997.

161. Житие старца Серафима, Саровской обители иеромонаха, пустынножителя и затворника. Клин, 2000.

162. Жития отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков в 12 тт. Репринт. Введенская Оптина Пустынь, 1995.

163. Записки игуменьи Таисии (Солоповой). / Сост. А. Н. Стрижев. М., 2000.

164. Игнатий (Брянчанинов), святитель. Собр. соч.: в 7 т. М., 2001.

165. Игумен русских святогорцев. Жизнеописание схиархимандрита Макария (Сушкина), игумена русского на Афоне Пантелеимонова монастыря. / Сост. И. Ф. Красковский. М., 1998.

166. Игуменья Арсения (Себрякова), настоятельница Усть-Медведицкого Преображенского монастыря Области Войска Донского. Жизнеописание. М., 1998.

167. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Глинская Пустынь. История обители и ее духовно-просветительская деятельность в XVI XIX веках. М., 1994.

168. Историческое описание Боголюбова монастыря от начала его основания до настоящего времени. / Сост. Н. Островзоров. Владимир на Клязьме, 1875.

169. Историческое и статистическое описание города Воронежа, с присовокуплением описания находящейся в оном первоклассной обители во имя Св. Митрофания. М., 1839.

170. Историко-статистическое описание первоклассного Задонского Богоро-дицкого монастыря. / Сост. иеромон. Геронтий. Задонск, 1860.

171. История Задонской обители. / Сост. Е. И. Дудкин. Воронеж, 1999.

172. Казанская Амвросиевская женская пустынь и ее основатель оптинский старец иеросхимонах Амвросий. Репринт. М., 2001.

173. Каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Хотькове монастыре. Троице-Сергиева Лавра, 1872.

174. Концевич И. М. Оптина пустынь и ее время. Репринт. Сергиева Лавра, 1995.

175. Крестовоздвиженский Иерусалимский Ставропигиальный женский монастырь. / Под. ред. Г. Турчиной. М., 1999.

176. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. / Сост. архим. Серафим (Чичагов). Репринт. Краснодар, 1991.

177. Монастыри Санкт-Петербургской епархии. Справочник паломника. / Ав-тор-сост. И. Румянцева, С. Кудряшов. СПб., 2000.

178. Обитель на Выксе и ее устроитель преподобный Варнава. / Сост. С. А. Кельцев. М.,2001.

179. Обитель старца Зосимы Верховского. / Сост. Кн. Е. Горчакова. М., 1998.

180. Описание монастырей в Российской Империи находящихся. С присовокуплением исторических известий о существующих ныне в России епархиях и о всех соборных, монастырских церквах в столичных городах. Б. М„ 1828.

181. Описание Свято-Иоанно-Богословского монастыря, находящегося в Рязанской епархии. Свято-Иоанно-Богословский монастырь, 1998.

182. Павловский А. А. Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской Империи и Афона. Нижний Новгород, 1907.

183. Подвижницы Спасо-Бородинского монастыря. Можайск, 1994.

184. Православные монастыри Российской империи. Полный список. / Сост. Л. И. Денисов. М., 1908.

185. Православные русские обители. Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне. / Сост. П. П. Сойкин. Репринт. СПб., 1994.

186. Пюхтицкий Успенский женский монастырь. / Сост. и автор текста А. И. Нежный. М., 1991.

187. Пюхтицкий Успенский женский монастырь. М., 1991.

188. Рункевич С. Г. Александро-Невская Лавра (1713-1913). / Сост. А. А. Алексеев. СПб., 1997.

189. Русская Православная Церковь. Монастыри: Энциклопедический справочник. / Под общей ред. архиеп. Тихона Бронницкого, сост. А. В. Никольский. М., 2000.

190. Русские монастыри. Север и Северо-Запад России. / Автор проекта и глав. ред. А. А. Феоктистов. Новомосковск, 2001.

191. Русское православное женское монашество XVIII XX вв. / Сост. мон. Таисия. Репринт. Сергиева Лавра, 1992.

192. Савостьянов Н. Наследник Воронежских святителей. Жизнеописание преосв. Антония, архиепископа Воронежского и Задонского. М., 2000.

193. Санаксарский монастырь. Историческое описание монастыря. Саранск, 2000.

194. Свято-Боголюбов монастырь. М., 2000.

195. Свято-Иоанновский женский ставропигиальный монастырь Санкт-Петербурга. М., 1994.

196. Серафим, иеромонах. Первый Всероссийский съезд монашествующих 1909 года. Воспоминания участника. М., 1999.

197. Сказание о Вышневолоцком Казанском женском монастыре Тверской губернии. / Сост. И. В. Пикуль, Н. С. Смирнова. СПб., 1997.

198. Смолич И. К. Русское монашество 988 1917. М., 1999.

199. Снессорева С. И. Жизнеописание игумении Феофании (Готовцевой). Спб., 1868.

200. Снессорева С. И. Санкт-Петербургский Воскресенский первоклассный общежительный женский монастырь. СПб., 1887.

201. Собрание писем Оптинского старца Амвросия к мирским особам. Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2001.

202. Соколова Л. Никто молитвы не отнимет. История Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге. СПб., 2000.

203. София (Болотова), схимонахиня, первая настоятельница Казанской Ам-вросиевской женской пустыни. Репринт. М., 1996199

204. Сполохов А. Белобережская пустынь Орловской губернии Брянского уезда. Исторический очерк. СПб., 1897.

205. Сурская женская обитель. / Сост. игуменья Таисия (Солопова). СПб., 1901.

206. Ты мой Бог, я Твой раб. Жизнеописание настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимадрита Игнатия (Малышева). / Отв. ред. А. Блинский. СПб., 2000.

207. Черниговский Елецкий Свято-Успенский женский монастырь. Исторический очерк. / Сост. мон. Вероника (Терехова). Киев, 1999.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.