Русская народно-классическая поэзия начала XX века как эстетический феномен тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.04, доктор философских наук Неженец, Николай Иванович
- Специальность ВАК РФ09.00.04
- Количество страниц 290
Оглавление диссертации доктор философских наук Неженец, Николай Иванович
ВВЕДЕНИЕ.4
ГЛАВА I. ИСТОРЖО-НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИСТОКИ РУССКОЙ
НАРОДНО-КЛАССИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ. 16
§ I. Эволюция крестьянской эстетической мысли в русской поэзии
XVIII-XIX веков как основа возникновения ее системы.16
§ 2. Становление системы русской народно-классической поэзии начала XX века.:.38
§ 3. Место народно-классической поэзии в системе основных поэтических направлений начала века .68
ГЛАВА II. РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ В ПРЕВРАЩЕНИИ НАРОДНО-КЛАССИЧЕСКОГО ИДЕАЛА В РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ РОМАНСНО-ПЕСЕННЫЙ (С. ЕСЕНИН).96
§ I. Эстетический трансцензус лиризма стиха.96
§ 2. Семиотическая специфика стиля песни-романса.115
ГЛАВА III. ТЕУРГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ В ВОПЛОЩЕНИИ ИДЕАЛА НАРОДНОЙ ЖИЗНИ В БЫЛИННО-СКАЗОВОЙ ПОЭЗИИ (Н. КЛЮЕВ).143 I. Специфика идиллической поэзии Н. Клюева дооктябрьского периода.143
§ 2. Трагическое видение красоты народной жизни в поэзии послеоктябрьского периода.171
ГЛАВА IV. ТРАНСЦЕНЗУАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ СТИЛЯ В ВОПЛОЩЕНИИ ИДЕАЛА РУССКОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ (С. КЛЫЧКОВ). 183
§ I. Эстетические принципы поэтической мифологии. 183
§ 2. Категория драматического в поэтической мифологии. 208
ГЛАВА V. СТИЛЕВОЕ МНОГООБРАЗИЕ ВОПЛОЩЕНИЯ ИСТОРИКО-РОМАНТИЧЕСКОГО ИДЕЛА В ЗЕМНОЙ ПОЭЗИИ.226
§ I. Эстетика романтической песенно-сказовой поэзии А. Ширяевца. 226
§ 2. Роль художественного стиля в воплощении историкосоциального идеала в земной поэзии П. Орешина. 252
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК
Растительный мир как природный, историко-культурный и духовный феномен в русской поэзии XX века2013 год, доктор филологических наук Щербаков, Сергей Анатольевич
Проза новокрестьян 1920-х годов: Типология, поэтика2000 год, доктор филологических наук Пономарева, Татьяна Александровна
Художественная аксиология новокрестьянской поэзии первой трети XX века2006 год, кандидат филологических наук Фролова, Анна Васильевна
Пушкинские традиции в поэзии Н.А. Клюева2014 год, кандидат наук Клевачкина, Ольга Александровна
Творчество С. А. Есенина в контексте традиций русской духовной культуры2000 год, доктор филологических наук Воронова, Ольга Ефимовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Русская народно-классическая поэзия начала XX века как эстетический феномен»
Актуальность темы исследования. Предлагаемая работа является научным исследованием феномена русской народно-классической лирики начала XX века как целостного явления общественной жизни. В ней содержится попытка переосмысления с позиций современного общегуманистического подхода вопросов о том, как и отчего возникло столь необычайное по своей художественно-эстетической значимости литературное явление в русском искусстве; каковы образно-эмоциональные особенности лирического рода поэзии, чей жанрово-стилевой строй обязан своим происхождением романтико-реалистическому методу изложения; что, наконец, составляет суть поэтической функции стиха, вызванного из небытия истории вечно обновляющимся чувством российской жизни.
Актуальность исследования состоит также в том, что определение величия исследуемого явления дается на общем фоне национально-художественной мысли эпохи, представленной, с одной стороны, самым подвижным в фольклоре и близким сознанию широких кругов общества жанром народной песни, а, с другой, - известными в литературе и претендовавшими в своем соперничестве на первые роли поэтическими течениями символизма и отчасти футуризма. Это позволяет объективнее раскрыть народно-классическую лирику со стороны ее эстетических идеалов и художественных методов, поэтического стиля, языка, мироощущения и миро-чувствования авторов и в конечном счете показать соответствие ее общечеловеческому духу и стилю жизни. Не случайно в облике Есенина, самого крупного представителя русской народной классики, люди все чаще видят великого поэта, неотторжимым звеном вошедшего в первую поэтическую плеяду созвездий России, рядом с автором " Слова о полку Игореве ", Пушкиным, Лермонтовым, Некрасовым, Тютчевым, Фетом, Блоком, Маяковским, Твардовским, Рубцовым. В историко-литературном аспекте в облике этого песнотворца осуществилось в полной мере как бы фокусное совмещение двух типов художников слова - рожденных стихийно в недрах массы, выросших на народно-поэтической основе, с одной стороны, и воспитанных движением мировой культуры в ее высочайших образцах и главных литературных традициях, с другой.
Народно-классическая лирика начала XX века в России переняла от староклассической особое обаяние, порывистую силу, свежесть восприятия мира, первых чувств и прозрений, способность к решительному душевному обновлению, максимализм и бескомпромиссность в решении литературных и социально-нравственных проблем, целеустремленный пафос познания жизни, изучение истинных философских причин и корней явлений.
Воплощенное в народно-классической поэзии лирическое чувство обладает поистине магической проникающей силой воздействия на^все уровни внутреннего мира человека - мышление, эмоции, душевную настроенность, страсти, подсознание. Лирика поэтов из народной среды в самой полной мере отвечает толстовскому эстетическому критерию моральной заразительности1. В интенсивном и в то же время соразмерно выраженном, правдиво вымышленном, реалистически раскрытом "лирическом чувствовании", каждый раз поражающем нас новизной и первозданной естественностью, тончайшим психологизмом и обнаженным драматизмом, живет, по самохарактеристике Есенина, "самая настоящая земная" романтика. Действительность народно-классической поэзии в громадной степени усилена тем, что образы ее соотнесены с художественным мировосприятием народа, с фольклором. Поэты всегда обогащались "притоком своих родных сил", исходили из народной системы образов и символов, в которых воплощена основа русского духа. Народность и национальное своеобразие поэзии песнотворцев из крестьян есть органическое свойство их образного мышления и "фигуральности" их поэтичекого языка.
1 Толстой Л.Н. Что такое искусство? - М., 1985. - С. 168.
2 Есенин С.А. Ключи Марии. Собр. Соч.:§ 6 тт. - М., 1979. Т.6. - С. III.
Есенин, Клычков, Клюев, Ширяевец не мыслили своей поэтической деятельности вне связи с народом. Однако в трудах ряда критиков^ представлялось, что творческий диапазон этих поэтов ограничивался лишь деревенской тематикой, и они, за исключением разве что Есенина, односторонне представали под их пером преимущественно "специалистами" по аграрным вопросам. Литературоведческое социологизирование превращало волнующую лирику широкого, общечеловеческого звучания в зарифмованные публицистические формулы ушедшей в прошлое эпохи, вытравливало из поэзии философские проблемы, тему любви, человеческой приязни, многоцветность художественного мира. А ведь Есенин и Клюев - великие поэты, один лирического, другой лирико-эпического склада.
Творчество и Клюева, и Клычкова, и еще в большей степени Есенина не было лишено противоречий, оно было сложным, но не более, чем у ряда видных писателей-современников. Однако до последних лет сохраняется какой-то обличительный специфический подход к оценке сложностей у данных художников, им приписываются крупные прегрешения в области их мировоззрения и жизненных поступков. В реестре таких упреков и обвинений содержатся определения, замешаные на легковесном отношении иных критиков к идее национальной гордости: "патриархальный испуг перед городом", "печаль об уходящем прошлом", "безразличие к жизни" и "внутреннее опустошение", "внутренний разлад с самим собой". В итоге создавалось представление о некоей ущербности народно-классической поэзии, которая иначе и не характеризовалась в их статьях, как крестьянская или, в лучшем случае, новокрестьянская. Тем более актуальной становится необходимость и задача творческого переосмысления нашего отношения к истинным философско-эстетическим ценностям, воплощенным в русской народно-классической поэзии начала XX века.
1 К примеру: Лелевич Г. Поэт мужицкой стихии // Новый мир, 1926,№ I. -С. 147 - 153; Жиц Федор. Почему мы любим Есенина // Красная новь,1926, № 5. - С. 216 - 222; Правдухин Валериан. От Иванушки - дурачка до Карла Маркса // Звезда, 1927, № 3. - С. 179 - 190 и др.
Степень разработанности проблемы. Народно-классическая лирика начала XX века явилась закономерной, логически необходимой вехой в развитии русской староклассической и русской поэзии в целом. Литературное, "пушкинское" органично слилось в ней со струей фольклорной, пе-сенно-сказовой. Это обусловило возникновение в творчестве Есенина, Клюева и поэтов их плеяды различных жанровых форм изложения /песни-романса, лирического сказа, историко-мифологической зарисовки, бытовой новеллы/, непосредственно отразивших процесс сближения устной лирики с книжной и обусловивших дальнейшее развитие поэтической мысли в стихах Исаковского, Твардовского, Рубцова .
Несмотря на очевидные художественно-эстетические ценности народно-классической лирики XX века, многие аспекты ее жанрово-стилево-го и сюжетного строя изучены недостаточно. Непосредственные экскурсы в эту философско-литературоведческую область принесли известные научные результаты, заключенные в основном в тех исследованиях, которые связаны с поэтикой Есенина. В них накоплено немало интересных наблюдений и сведений, глубоко и серьезно раскрывающих проблемы идейно-образной системы его творчества, убеждающего в том, что оно выдержано в самых совершенных формах художественно-образного стиля и языка.
Обстоятельная характеристика общих особенностей лирики Есенина дана в монографических исследованиях Е.М. Галкиной-Федорук "О стиле поэзии Сергея Есенина" /М., 1965/, В.В. Коржана "Есенин и народная поэзия" /Л., 1969/, A.B. Кулинича "Сергей Есенин" /Киев, 1959/, А.Марченко "Художественный мир Есенина" /М., 1974/, Е.И. Наумова "Сергей Есенин. Жизнь и творчество" /М.-Л., 1965/, П.Ф. Юшина "Поэзия Сергея Есенина 1910-1923 годов" /М„ 1966/.
Отдельные проблемы поэтики есенинского стиха затронуты в книге А. Марченко "Художественный мир Есенина" /М., 1974/. Поэтическое многообразие есенинской лирики, ее развитие, ритмика и строфика разобраны в работе В.М. Сидельникова "Из наблюдений над поэтикой Сергея
Есенина" /М., 1976/. Ценные сведения о поэтическом строе есенинской лирики содержатся в статьях В.Г.Базанова, JI.B. Бакус, В. Белоусова, П.С. Выходцева, В.А.Королева, А.И. Михайлова.
Менее исследованным, особенно философско-эстетической мыслью, оказалось творчество Клюева, Орешина, Клычкова и Ширяевца. Специалисты, писавшие на эту тему, сосредоточили свое внимание преимущественно на общих чертах идейно-эстетического и художественного идеала в стихах этих поэтов. Исключением можно назвать лишь содержательные статьи В .Г. Базанова, "Поэма о древнем Выге" /"Русская литература", 1981, № 1/, В.Львова-Рогачевского "Поэзия новой России" /М., 1919/, Иванова-Разумника "Поэты и революция" /"Скифы", сб. 2-й,~Пг, 1918/, П.Н. Саку-лина "Народный златоцвет" /"Вестник Европы", 1916,№ 5/, В.Сиповского "Поэзия народа" /"Сеятель", Пг, 1923/.
Наконец, следует отметить, что автор изучил все написанное об изучаемых им поэтах за рубежом на иностранных языках, хотя таких работ, к сожалению, пока не много1.
В настоящей диссертации в русле решения центральной проблемы анализируется лирика С.Есенина, Н.Клюева, С.Клычкова, П.Орешина, А.Ширяевца. Автор исследует жанровую природу стихотворений, их композицию, сюжет, лексико-синтаксический образный строй.
Теоретико-методологическая основа диссертации. Методологической основой диссертационного исследования является диалектика, принципы методологии научного анализа, способствующие изучению народно-классической лирики в русской поэзии начала XX века, созданию целостной концепции народно-классической поэзии этого периода художественной жизни России, построенной на современном взгляде на национальное и мировое значение художественного наследия, оставленного нам талантливейшими поэтами этого направления, их великой новаторской
1 Breidert Eberhard. Studien zu Versifikation, Klangmitteln und Strophierung bei N.A.Kljuev.- Bonn, 1970. инициативы, неразрывно связанной с революционным и гуманистическим содержанием русской жизни. Философско-эстетическая методология призвана помочь автору в осуществлении многоаспектного исследования современного звучания поэзии лучших певцов народно-классической школы, раскрытии их духовной связи с духовностью последних десятилетий уходящего столетия и будущим1.
В рассмотрении всех этих и других проблем автор опирается на труды представителей отечественной и зарубежной эстетики прошлого и настоящего, теоретические исследования историков литературы и искусства, отечественного и зарубежного литературоведения, художественной и литературной критики. Особенно важную методологическую роль в этом анализе приобретают работы таких русских философов конца Х1Х-начала XX веков^как B.C. Соловьев, П.А. Флоренский, H.A. Бердяев, C.JI. Франк, В.В. Розанов, А.Ф. Лосев и др.
Предмет исследования для своего успешного осуществления требует новаторского соединения в едином методологическом инструментарии категорий и понятий эстетики, гносеологии, социологии, семиотики, литературоведения, литературной критики, мифологии; согласования их в анализе такого тонкого и трепетного явления духовной и художественной культуры, как поэзия.
В основе исследования - два взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методологических принципа - исторический и логический; последний является для диссертанта главным, определяющим.
Анализ главной проблемы выстраивается на стержне исследования диалектики взаимовлияния общегуманистического общественно-эстетического и художественного идеала русской народно-классической поэтической лирики начала XX века как единого направления общественной жизни /системы/, с одной стороны, и индивидуальных эстетических и поэтических идеалов каждого из замечательных поэтов-участников этого по
1 См.: Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979. - С.331. этического и эстетического направления /элементов системы/, с другой. В наибольшей мере логический принцип реализуется в работе в диалектическом подходе, сущность которого применительно к специфике предмета исследования диссертантом определяется как учение о единстве и борьбе противоположных элементов в единой системе, способствующее процессам самоорганизации данной целостности, с образованием, поддержанием и распадом структур в системах различной природы. При этом диссертант опирается на авторитет таких авторов, как О.Шпенглер, Ф.Хайек, И.Н.Пригожин, Н.Ю.Климантович, Н.Н.Моисеев, Д.С.Черновский и др.
Применение синергетического подхода в анализе помогает автору показать ;как идейно-художественное и эстетическое богатство поэзии каждого поэта своей сущностью расширяет, углубляет, конкретизирует, т.е. обогащает, наполняет новым многообразным содержанием эстетический и художественный идеал, идейно-художественное содержание направления в целом. Эта диалектика раскрывается с помощью активного использования в первую очередь таких общеэстетических и социально-эстетических категорий как эстетическое, эстетический идеал, прекрасное, возвышенное, трагическое, художественный метод, художественный стиль, реализм, правдивость и народность искусства, национальное своеобразие искусства, интернациональное в искусстве и другие.
В понимании эстетического идеала автор отталкивается от гегелевской его трактовки как "идеи в определенной форме"1. Более конкретно автором он определяется как наиболее общая категория эстетики, отражающая уровень эстетического овладения обществом и человеком действительностью /"сущее"/ и перспективы его дальнейшего развития /"должное"/ .
Методологию диссертации, и в первую очередь обращение к средст
1 Гегель. Эстетика. В четырех томах. Т.1. - М., 1968. - С.114.
2 О содержании категории эстетического идеала см. также: Ястребова H.A. Формирование эстетического идеала и искусство. - М., 1976. - С. 169-197. вам .••.: . А .тического подхода, жестко детерминирует предмет исследования. Основная теоретическая и содержательная нагрузка выпадает на первую главу. В ней необходимо показать историю зарождения и закономерности развития системы народно-классической поэзии, взаимодействие основных элементов - особенностей поэзии каждого из поэтов направления, а также, в целях более всестороннего определения ее содержания, -место этого направления среди других поэтических течений России начала XX века. Конкретному анализу стилистических особенностей воплощения своих специфических эстетических и поэтических идеалов каждым поэтом направления посвящаются остальные главы. Подобный анализ элементов системы несет в себе новые обоснования выдвинутых в начальной главе положений, способствуя тем самым дальнейшему углубленному творческому изучению эстетических богатств поэтического направления в целом. Ну а то, что называется "точкой бифуркации"1 в ходе развития русской поэзии может быть рассмотрено в заключении диссертации.
Цели и задачи исследования. В диссертации предпринята попытка разработать концепцию народно-классической поэзии начала XX века, исходящую из современного понимания национального и мирового значения художественного наследия, оставленного нам талантливейшими поэтами этого направления, их великой новаторской инициативы, кровно связанной с революционным и гуманистическим содержанием русской жизни. В работе проводится многоаспектное исследование современного звучания поэзии лучших певцов народно-классической школы, раскрывается их духовная связь с последними десятилетиями уходящего столетия. В соответствии с теоретическими положениями диалектического метода исследования жизни и ее духовной культуры диссертант стремится ответить на вопросы, вытекающие из проблем новейшей литературно-критической и фи-лософско-эстетической мысли о творчестве рассматриваемых поэтов: как связаны их заветные думы и стремления с социально-нравственным и ду
1 Курдюмов А.И. Самоорганизация и наука. - М., 1987. - С.113. ховным развитием общества, с современной жизнью народа? В чем заключаются зерна народно-классической культуры чувств, народно-классические акценты в нравственном облике человека, важные и необходимые для современника?
Необходимой предпосылкой достижения поставленной цели явилось разрешение ряда конкретных исследовательских задач, из которых наиболее значимы следующие:
Выяснение историко-национальных истоков и закономерностей развития народно-классической поэзии начала XX века.
Определение эстетических принципов романсно-песенной лирики, составляющей один из важнейших аспектов направления.
Выявление и анализ идеи трагической красоты в былинно-сказовой поэзии народно-классического художественного метода и художественного стиля.
Анализ сущности и характера поэтической мифологии, составляющей неотъемлемую часть новокрестьянской поэзии.
Исследование сущности историко-романтического идеала в » земной поэзии как одной из составляющих общественно-эстетического и поэтического идеала поэтического течения в целом. Научная новизна исследования. Во-первых, предлагаемая работа носит характер научного поиска, построенного на основе оригинального самостоятельного изучения в первую очередь собственно конкретного литературного поэтического материала. Русская народно-классическая поэзия начала XX века как целостное системное явление общественной жизни пока еще, к сожалению, почти совершенно не освоена философско-эстети-ческой мыслью и, тем более - с точки зрения синергетического подхода. Практически это первая попытка в нашей эстетической науке обобщающе
- понятие, впервые введенное в эстетику и литературоведение автором диссертации. го исследования "трансцензуса"1 и философско-эстетических аспектов развития русской народно-классической поэзии, определения ее эстетических принципов.
Во-вторых, диссертантом впервые и глубоко выявляются и анализируются историко-национальные истоки русской народно-классической поэзии. Автор увязывает корни ее родословной, начиная с культуры и поэзии предыдущих веков.2
В-третьих, в диссертации впервые целостно и всесторонне исследуется идея трагической красоты в былинно-сказовой поэзии, а также ее место в социально-эстетическом и идейно-художественном содержании направления.
В-четвертых, впервые проводится системный анализ поэтической мифологии как частного явления, формирующего своими средствами идеологию и идейно-художественное содержание народно-классической поэзии.
В-пятых, впервые четко определяется содержание историко-роман-тического идеала, воплощенного в "земной поэзии, выступающей одним из потоков поэзии, составляющих систему данного направления.
К тому же, в главах, выделенных для изучения той либо иной составляющей направления в целом исследование проводится всесторонне, в трех основных аспектах: гносеологическом, психологическом и социальном. Как указывалось ранее, анализу творчества изучаемых поэтов /особенно С.Есенина/ посвящено немало интересных научных исследований, но практически все они по характеру являются идейно-тематическими, в то время как автор диссертации русскую народно-классическую поэзию начала XX века и творчество каждого из названных ее выдающихся представителей исследует философски-эстетически, всесторонне ,как цело
1 См.: Диденко В.Д., Кортунов В.В. Восхождение к непостижимому. - М., 1998,- С.115-165.
2 Голенищев-Кутузов И.Н. Романские литературы. - М., 1975.-С. 345, 357, 396 и др. стный феномен.
Научно-практическая значимость исследования. Результаты и выводы настоящей диссертации в определенной мере должны восполнить пробел в эстетической науке, где отсутствуют обобщающие работы, посвященные исследованию русской народно-классической поэзии начала XX века. Они могут способствовать преодолению трудностей, испытываемых современной эстетической теорией в переосмыслении нашего отношения к социально-эстетическим ценностям подобного рода поэзии, будут стимулировать поиск методологически наиболее верных решений этой важной проблемы.
Ряд конкретных аспектов исследования имеет прямой выход в область эстетического, художественного, нравственного и патриотического воспитания, в практику современной идеологической работы. Например, постановка и решение вопросов об историко-национальных истоках русской народно-классической поэзии, идее трагической красоты в былинно-сказовой поэзии (Н.Клюева), поэтической мифологии (С.Клычкова), исто-рико-романтического идеала в земной поэзии (А.Ширяевца и П.Орешина) и др.
Апробация исследования. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры Государственного университета культуры /1997 г./, кафедры литературы /там же, 199 6 г./ и кафедры философии Наблюдения, обобщения и выводы, составляющие основу данной работы, изложены ав
1 2 3 тором в 2-х монографиях , ряде его брошюр , статей , научных докладов и
Поэзия народных традиций.,1998; ПоэзиА/3.Сурикова. М., 1979.
Половодье песен. М., 1988; Русские символисты. М., 1952; Мирское таинство русской души. М., 1998 и др.
3 Гармония народной песни // Русская речь, 1984, №1; Судьба "Рябины" // Русская речь, 1978, №3; Стих Сурикова // Русская речь, 1975, №6; Музыка есенинского стиха // Русская речь, 1985, №5; Поэтическая мифология Сергея Клычкова // Русская речь, 1987, №1; Певец северного края / о поэзии Н.Клюева/ // Русская речь, 19В8, №1; Поэт великой страны, ее красоты и судьбы (о "Погорелыцине" Клюева) // Библиотека, 1994, №8 и др. других научных изданий общим объемом 44,9 п л
Основные положения диссертации используются автором в лекционной работе со студентами и аспирантами Государственного университета культуры и других вузов Москвы, при чтении спецкурсов.
Различные аспекты исследуемой темы освещались автором в докладах и выступлениях на следующих научных конференциях и симпозиумах:
- Заседание научного редакционного совета при АН СССР. Москва, январь 1987 г.
- Конференция заведующих кафедрами литературы вузов культуры Российской Федерации. Москва, февраль 1990 г.
- Конференция заведующих кафедрами литературы вузов культуры Российской Федерации. Москва, февраль 1992 г.
- Научный семинар Государственного университета культуры по теме: "Есенин и Пушкин". Москва, июнь 1994 г.
- Заседание кафедры литературы Института иностранных языков им. Мориса Тореза по теме: "Есенин и Блок". Москва, май 1986 г.
- Заседание кафедры русской и советской литературы МГЗПИ по теме: "Персидские мотивы поэзии Сергея Есенина". Москва, март 1987 г.
- Заседание кафедры литературы Московского института культуры по теме: "Есенин и Клюев". Москва, май 1988 г.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав, разбитых на 11 параграфов, заключения и списка литературы. Содержит 2Ю страниц-; машинописного текста.
Похожие диссертационные работы по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК
Свобода творчества и феномен хулиганства в русской лирике Серебряного века: В. Брюсов, В. Каменский, С. Есенин2009 год, кандидат филологических наук Поварницына, Наталья Сергеевна
Музыкальные образы в творчестве С.А. Есенина: мифопоэтика и контекст2017 год, кандидат наук Сухов, Алексей Валерьевич
Эволюция фольклорно-мифологических образов и мотивов в поэзии Николая Клюева2007 год, кандидат филологических наук Мануковская, Татьяна Васильевна
Русская поэзия 1880-1890-х годов в свете системного анализа: От С. Я. Надсона к К. К. Случевскому, течения, кружки, стили1999 год, доктор филологических наук Сапожков, Сергей Вениаминович
Стиль поэзии Леонида Сафронова2011 год, кандидат филологических наук Пиотровская, Елена Павловна
Список литературы диссертационного исследования доктор философских наук Неженец, Николай Иванович, 1999 год
1. Абрамович Н.Я. Николай Клюев // Современная лирика. Клюев. Кусиков. Ивнев. Шершеневич. — М.: Круг, 1921. — С. 5-14.
2. Аверкиев Д.В. Три письма о Пушкине // О драме. — СПб.: Тип A.C. Суворина, 1907. — С. 3 — 37
3. Адаме В.Т. Природоописание у Н.В. Гоголя // Ученые зап. Тарт. ун—та по русской и славянской философии. Т. 5. Вып. 119 — Тарту, 1962. — 192 с.
4. Азадовский K.M. Переписка В.Я. Брюсова с H.A. Клюевым // Русская литература. 1989. №3.—С. 180—199
5. Азадовский K.M. Раннее творчество H.A. Клюева // Русская литература. 1975. №3. —С. 191—212
6. Акимова Т.М. "Русская песня" и романс первой трети XIX века // Русская литература. 1980. №2. С. 34—42
7. Аникст А. Макбет // Уильям Шекспир. Полн. собр. соч.: В 8 т. Т. 7. — М.: Искусство, 1960. С. 763—773
8. Андреев A.JI. Место искусства в познании мира. М.: Изд—во МГУ, 1980. —255с.
9. Андреев Л.Г. Импрессионизм. — М.: Изд—во МГУ, 1990. — 244с.
10. Антонова O.A., Кузнецова З.М. Музыкальное искусство и религия. Философско—исторический очерк. — Томск, 1986. — 196 с.
11. Арнольдов А.И. Социалистическая культура: теория и жизнь. — М.: Наука, 1984.—187 с.
12. Аранович Д. Современные художественные группировки // Красная новь, №10. — 225—227 с.
13. Аристотель. Метафизика. — М.: Мысль, 1934. — 347 с.
14. Аристотель. Об искусстве поэзии. — М.: Мысль, 1957. — 182 с.
15. Аристотель. Сочинения: В 4 т. — М.: Мысль, 1975
16. Асафьев Б.В. Этапы развития русского романса // Русский романс. — М.: Academia, 1930.—С. 8—22
17. Асафьев Б.В. Путеводитель по концертам. 2—е изд. — М.: Советский композитор, 1978.—200 с.
18. Асеев Н. Избяной обоз. О пастушеском течении в поэзии наших дней // Поэты и революция. 1922. №8 .— С. 38—45
19. Асмус В.Ф. Пушкин и теория реализма // Русская литература. 1958. № З.-С. 7—24
20. Асмус В.Ф. Избранные философские труды: В 2т. Т. 1. М.: Изд—во МГУ 1969. —412 с.
21. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. — М.: Мысль, 1973. — 534 с.
22. Асмус В.Ф. Историко—философские этюды. — М.: Мысль, 1984. — 318 с.
23. Асмус В.Ф. Пеатон: эйдолгия, эстетика, учение об искусстве //Историко—философские этюды. — М.: Изд—во МГУ. 1984. С. 3—44
24. Афанасьев А.Н. Происхождение мифа, метод и средства его изучения // Поэтические воззрения славян на природу: В Зт. Т. 1. — М.: Современный писатель, 1995.— С. 5—29
25. Баженов А. Романс в России // Народное образование. 1990. №4. -С. 168—174
26. Базазьянц С.Б. Художник, пространство, среда. — М.: Советский художник, 1983. 239 с.
27. Базанов В.Г. О Сергее Есенине (заметки) // Русская литература. 1974, № 4. -С. 19—34
28. Базанов В.Г. Вступительная статья // Клюев Н. Стихотворения и поэмы .— Л.: Советский писатель, 1977.— С. 3—30
29. Базанов В.Г. "Плачь о Есенине" Николая Клюева // Русская литература. 1977. №3.—С. 192—198
30. Базанов В.Г. Поэма о древнем Выге // Русская литература, 1979, № 4.— С. 19—34
31. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. — М.: Наука, 1969.— 197с.
32. Банников Николай. Сергей Клычков // Клычков Сергей. В гостях у журавлей. Стихотворения. — М.: Советская Россия , 1985.— 5—24 с.
33. Банников Николай. Сергей Клычков // Клычков Сергей. Стихотворения. — М.: Худ. лит., 1985.— С. 3—20
34. Басин Е.Я. Семантическая философия искусства. (Критический анализ). — М.: Мысль, 1973.—216 с.
35. Баул ер А. Символизм и его значение во французской литературе // Научное слово. 1905. Кн. 2.— С. 87—88
36. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества .— М.: Искусство, 1979. — 417 с.
37. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 4—е. — М.: Сов. Россия, 1979 .— 318 с.
38. Безклубенко С.Д. Природа искусства.— М.: Политиздат, 1982. —166с.
39. Белый А. Символизм. Книга статей. — М.: Мусагет, 1910. — 586 с.
40. Белый А. О смысле познания. — П., 1922.
41. Бергсон Анри. Собр. соч. Т. 1.— М.: Мое клуб, 1992.— 328 с.
42. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. — М.: Изд—во «Правда», 1989 .— 254—608 с.
43. Бердяев H.A. Судьба России. — М.: Советский писатель, 1990. — 346 с.
44. Бердяев H.A. Русская идея // Рус. литература. 1990. № 2.— 85—133 с.
45. Бердяев Николай. Философия творчества, культуры и искусства: В 2т.—М.: Искусство, 1994 — 542 с. Т. 2.—М.: Искусство, 1994—510 с.
46. Библия. — М.: Изд Московской патриархии, 1983. — 1372 с.
47. Благой Д.Д. Мир как красота // A.A. Фет. Вечерние огни. — М.: Наука,1971.—С.495—635
48. Блок Александр. Собр. соч.: В 8т. Т. 1. — М.: Гослитиздат, 1960.
49. Бобков К.В., Шевцов Е.В. Символ и духовный опыт православия. — М.: ТОО «ИЗАН», 1996.— 312с.
50. Бодлер Шарль. Цветы зла.— М.: Худ. литература, 1993. — 512 с.
51. Болотин И.С. Тупики клерикального национализма. — М.: Политиздат, 1987.— 110с.
52. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии.— М.: Наука, 1981.—280 с.
53. Брюсов В. Ключи тайн. — Весы, 1904, № 1.— 3—21 с.
54. Буало. Поэтическое искусство. — М.: Гослитиздат, 1937.— 104 с.
55. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество.— М.: Правда, 1992.— 528 с.
56. Буров А.К. Эстетика: проблемы и споры. — М.: Искусство, 1975. — 175 с.
57. Бухаркин П.Е. Любовно—трагедийный цикл в поэзии Ф.И. Тютчева // Русская литература, 1997, № 2 .— 118—122 с.
58. Бычков В.В. Эстетика. Аврелия, Августина. — М.: Искусство, 1984. — 264 с.
59. Бэкон Ф. Сочинения: В 2т. Т. 1. — М.: Мысль, 1971. — 697 с.
60. Вагнер Г.К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. — М.: Искусство, 1987.— 288 с.
61. Валицкая А.П. Русская эстетика XVIII века.— М.: Искусство, 1983. — 238 с.
62. Василев Стефан. Теория отражения и художественное творчество. — М.: Прогресс, 1970. — 496 с.63. «Василий Теркин» А. Твардовского — народная эпопея. Сб. статей.— Воронеж, 1981.—191 с.
63. Васина В.А. Романс и песня // Очерки советского музыкального творчества. Т. 1. -М Л.: МУЗГИЗ, 1947.— 114—122 с.
64. Введение христианства на Руси. — М.: Мысль, 1987. — 302 с.
65. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л.: ГИХЛ, 1940. — 648 с.
66. Виннер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. — М.: Изобразительное искусство, 1985. — 288 с.
67. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. — М, 1963. 158 с.
68. Виролайнен М.Н. Типология культурных эпох русской истории // Русская литература, 1991, № 1. — 3—20 с.
69. В мире Есенина. Сб. статей.— М.: Сов. писатель, 1986. — 654 с.
70. Волков И.Ф. Основные проблемы изучения романтизма // К истории русского романтизма. — М., 1973.— 5—36 с.
71. Волкова Е.В. Эстетический анализ художественного произведения.— М.: Знание, 1974.— 46 с.
72. Волкова Е.В. Проблемы содержания и формы в искусстве. — М.: Знание, 1976.— 64с.
73. Вольпин В. Александр Ширяевец // Жизнь, 1924, № 1. — 13—22 с.
74. Воронский А. Литературные силуэты. Сергей Есенин // Красная новь, 1924, №1— С. 271—289
75. Воронский А. Об отошедшем // Красная новь, 1926, № 1. С. 227— 232
76. Воронский А. Лунные туманы. (Сергей Клычков. «Чертухинский балакирь») // Красная новь, № 10,1926. — 215—224 с.
77. Вуд Д.Ж. Солнце, луна и древние камни. Пер. с англ. —М.: Мир, 1981.—269 с.
78. Выготский Л.С. Психология искусства. — М.: Искусство, 1968. — 575 с.
79. Выходцев П.С. Народнопоэтическая традиция в творчестве С. Есенина // Русская литература, 1961, № 3. С. 123 -143
80. Выходцев П.С. Об исторических закономерностях взаимосвязей литературы и фольклора // Русская литература, 1977, № 2.— С. 3—20
81. Выходцев П.С. Велимир Хлебников // Русская литература, 1983, № 2 -С. 53—69
82. Выходцев П.С. «Василий Теркин» — народно—героическая эпопея XX века // Русская литература, 1986, № 1. С. 81—105
83. Гаврилюк П.И. Эстетическая культура и социальный прогресс. — Киев: Наукова думка, 1978. — 244 с.
84. Галкина — Федорук Е.М. О стиле С. Есенина. — М.: Изд—во МГУ, 1965.—182 с.
85. Гарин И. Воскрешение духа. — М.: Терра, 1992. — 636 с.
86. Гегель Г.В.Ф. Сочинения. В 14т. Т. 4. Феноменология духа. — М.: Соцэкгиз, 1959.—440 с.
87. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4т. — М.: Искусство, 1968 1973.
88. Гегель Г.В.Ф. Философия религии. В 2 т. Т. 1. — М.: Мысль, 1976. — 533 с.
89. Гегель Г.В.Ф. Философия религии. В 2 т. Т. 2. — М.: Мысль, 1977. — 573 с.
90. Гей Н.К. Художественность литературы. — М.: Наука, 1975. — 442 с.
91. Гейне Генрих. Стихотворения. Поэмы. Проза. — М.: Худ. лит., 1971. — 799 с.
92. Гете И.В. Фауст. — М.: Худ. лит., 1969. — 508 с.
93. Герасимов Ю.К. Русский символизм и фольклор // Русская литература, 1985, №1.—95—109 с.
94. Гилберт К. Кун Г. История эстетики. — Пер. с англ. — М.: Изд—во иностр. литер., 1960. — 685 с.
95. Гиппиус — Мережковская 3. Дмитрий Мережковский. — Париж,97.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.