Мода как форма театрализации жизни: Эстетические аспекты проектирования костюма тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.16, кандидат искусствоведения Мильман, Андрей Львович

  • Мильман, Андрей Львович
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 1998, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.16
  • Количество страниц 184
Мильман, Андрей Львович. Мода как форма театрализации жизни: Эстетические аспекты проектирования костюма: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.16 - Техническая эстетика и дизайн. Москва. 1998. 184 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Мильман, Андрей Львович

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ МОДЫ

1.1. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ МОДНОГО ЦИКЛА. Основные структурные элементы модного цикла (термины моды)

1.2. ЯЗЫК МОДЫ

ГЛАВА 2. КУЛЬТУРОЛОГИЯ МОДЫ

2.1. МОДА КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ

2.2. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЭСТЕТИКИ МОДЫ

2.3. ИСКУССТВО И БЫТ (досуговые формы быта как сфера искусства быта)

ГЛАВА 3. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОСТЮМА III

3.1. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФЕНОМЕНОЛОГИИ МОДЫ III

3.2. МОДА КАК ФОРМА ТЕАТРАЛИЗАЦИИ ЖИЗНИ

3.3. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОСТЮМА В ТЕРМИНАХ МАРКЕТИНГА

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.16 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Мода как форма театрализации жизни: Эстетические аспекты проектирования костюма»

Мода.как объект теоретического исследования имеет достаточно долгую историю, чтобы не пытаться начинать новое ее исследование как бы с "чистого листа".Предысторией научного изучения моды можно считать многочисленные "наброски" самых различных мыслителей. Эти наброски,хотя и не могут рассматриваться даже как попытки исследования самой моды,но очень часто используются исследователями моды в качестве интереснейшего материала, создающего почву для для плодотворных теоретических обобщений1.

Первые знаки серьезного внимания теоретической мысли к моде относятся к 60-м годам прошлого века, и до начала 20 века она не выходила за рамки аналитическо-этнографического подхода^.

По мнению ряда исследователей, в научной литературе о моде при всем многообразии подходов к проблеме, разработанных за этот период, можно выявить три основные тенденции, "три основных взгляда на моду: I) мода как совокупность форм культуры, характерных для определенного общества,класса или периода времени; 2) мода как особый тип культурных изменений и соответствующих им форм; 3) мода как фактор, вызывающий к жизни сами 3 эти изменения и формы" .

К первой тенденции следует отнести исследования, сводящие понимание моды к совокупности отдельных "мод" как конкрет

1. См., напр.: Толстых В. И. Мода как социальный феномен, Кантор K.M. Мода как стиль жизни. В сб.: Мода: за и против. М.,1973, с.7-39, 141-203.

2. См.об этом: Козлова Т.В. Художественное проектирование костюма. М., 1982, с.12.

3. Васин Е.Я., Краснов В.М. "Гордиев узел" моды. В сб.: Мода: за и против. М., 1973, с.40. но-исторических форм культуры"1". Подобная точка зрения справедливо квалифицируется как упускающая самостоятельное значение моды 2 в культуре и рассматривающая моду как явление, не заслуживающее к себе серьезного отношения^.

Ко второй тенденции относятся все попытки рассмотрения моды как формы "изменчивости культурных форм"4. Исследователи в данном случае исходят из того, что мода является самостоятельным феноменом. Предпринимаются попытки выявить "вещество моды", позволяющее рассматривать ее как самостоятельный феномен,которые, однако, натыкаются на неспособность найти точные критерии, необходимые для определения моды на фоне прочих культурных перемен. Одинаково не срабатывают как количественные критерии, ограничивающие понимание моды кратковременностью и скоротеч5 ностью перемен ,так и попытки свести "качество" моды к поверхностным случайным изменениям^, когда по образному выражению одного из исследователей мода рассматривается ".как легкая простуда, которая периодически поражает общество, но не за7 трагивает его основ" .

1. См., напр.: Липе Ю. Происхождение вещей. М., 1954,с.56,62.

2. См.: Басин Е.Я., Краснов В.М. "Гордиев узел" моды. В сб.: Мода: за и против. М., 1973, с.42.

3. См.; Петров Л.В. Мода как общественное явление. Л., 1974.

4. См., напр.: Blumer H.G. Fashion. In "International Encyclopedia of the social Sciences", 1968, vol.5, pp.341-343.

5. См., напр.: Sapir E. Fashion. In "Sociological theory". N.Y., 1956, pp.238,244; Simmel G. Fashion.- "American Journal of sociology", 1957, vol. 62, N6, pp.547-548.

6. См., напр.: Bernard L.L. An introduction to social psychology. N.Y., 1926,pp.545-547; Blumer H.G. Fashion, p.354; Kroeber Ä.L. Anthropology. N.Y.,I948, p.342; Sapir E. Fashion.L.,1965,pp.251-252; Simmel G. Fashion. L., 1964, p.557; Smelser N.J. Theory of collective behaviour. L., 1962, p.172.

7. Петров JI.В. Мода как общественное явление. Л., 1974, с.4.

Подобная точка зрения не позволяет выйти за рамки описательного характера исследования моды и способствует отождествлению ее с теми сферами культуры, в которых она проявляется, в результате чего упускается то исключительно важное обстоятельство, что "в качестве знаков социального положения в моде функционируют различные объекты и процессы культуры. Это могут быть различные материальные и духовные ценности (одежда, автомобили, жилище, книги, вкусы, взгляды), местожительство и способы проведения досуга, принадлежность к определенным организациям (клубам, церковным общинам, партиям) и т.п."^". При этом, исследуя моду, следует отчетливо осознавать, что если ".объекты выступают в роли знаков модных ценностей, то различия, к примеру, между юбкой, холодильником и прической ста2 новятся малосущественными" .

К третьей тенденции исследователями относятся все попытки рассмотрения моды как особого фактора, вызывающего перемены в 3 культуре . И поскольку внимание исследователей привлечено здесь уже не к следствию (переменам),а к причинам, его вызывающим, в этих работах преодолевается описательность исследования моды, присущая "второй" тенеденции.

При этом причины возникновения модных перемен видятся исследователям по-разному. Диапазон возможных вариантов понимания первопричины модных изменений достаточно широк: от эротических

1. Басин Е. Я., Краснов В.М. "Гордиев узел" моды. В сб.: Мода: за и против. М., 1973, с. 58.

2. Гофман А.Б. Дизайн и мода. "Техническая эстетика", 1983,

N6, с.5

3. См. -.Anderson N. and Ishwaran К. Urban Sociology. L., 1965,p. 156; Спенсер Г. Основания социологии. СПб.,1898, т.П, с.223; Тард Ж. Законы подражания. СПб., 1892, с.169,197-198,330; Харузина В. Этнография. М., 1914, с.234. мотивов человеческой природы до изначально заложенного в ее 2 основу стремления к переменам . При этом все многообразие теоретических моделей "двигателя" модных изменений сводимо к тем или иным особенностям, изначально заложенным в саму природу человека. И трудно, конечно, не согласиться с тем, что подобные трактовки природы моды ".к сущности моды.отношения не име3 ют и многих осбенностей этого феномена не объясняют" .

Социально-психологическая трактовка4 природы моды включает ее в значительно более широкий круг сил влияния и в этом смысле намного более эффективна. В этом русле "теория моды" обогатилась понятиями "подражание", "внушение", "сочувствие", выявлением различных ролей "модников" (понятия "лидер" и "имитатор" модных новшеств), в научный обиход были введены понятия "модная норма" и "идеальные культурные модели" , вокруг которых происходит развитие моды. Многие из идей, родившихся в науке под воздействием социально-психологического подхода, прочно укрепились в теоретической литературе о моде и до сих пор оказывают серьезнейшее влияние на современных "теоретиков моды". Так, например Пьер Бурдье, один из наиболее влия

1. См., напр.: Cochrane W.W., Bell C.S. The economics of consumption. N.Y., 1956, p.89; Lindesmith A.R., Strauss A.L. Social psychology. N.Y., 1956,p.326; Youxall H.W. A fashion of life. L., 1966, p.52.

2. См., напр.: Bernard L.L. An introduction to social psychology, p. 556; Keesing F.M. Cultural anthropology. N.Y., 1958., p.343.

3. Васин Е.Я., Краснов B.M. "Гордиев узел" моды. В сб.: Мода: за и против. М., 1973, с. 50.

4. См.,напр.: Burtt Н.Е. Psychology of advertising. N.Y.,I938, p.83; Waite W.C. Economics of consumption. N.Y.,I928, pp.II9-I20.

5. См.: Richardson J. and Kroeber A.L. Three centuries of women's dress fashion:a quantitative analysis. - "Anthropological Records",1940, vol.5, N2, p.150; Kroeber A.L. Anthropology, N.Y., 1948, p.66; Smelser N.J. Theory of collective behaviour. L., 1962, pp.12, 20-21, 47. тельных в сфере западно-европейских исследователей моды, активно развивает социально-психологические подходы к исследова-I нию моды

Наряду с социально-психологической концепцией исследования, получила развитие и социологическая, у истоков которой стоит Г.Зиммель, сформировавший так называемую "элитарную концепцию моды". И хотя в трудах этого исследователя не учитывается самостоятельная природа феномена моды^, однако именно он впервые исследовал моду как цикличное явление и указал на ее связь с иерархической структурой общества.

Приоритет Зиммеля в этих вопросах признавали и социологи, продолжившие позже исследование моды, хотя и подвергли жесткой и конструктивной критике абсолютизацию элитарного приоритета в рассмотрении механизмов развития моды и неспособность выявления специфики модных изменений в ряду прочих видов культурных инноваций.

Социологической концепции Зиммеля "наследовал" Блумер, который первым из серьезных социологов, изучавших моду, исследо3 вал практику профессиональной модной индустрии . Однако в наиболее "чистом" своем виде социологический подход к исследованию моды развивается Смелсером, стремящимся к максимально возможному искоренению "психологизма" в исследовании моды4.

Особо следует выделить литературу о моде, носящую "при

1. См.: Bourdieu P. Sociology in Question. L., Thousand Oaks, New Delhi, 1993, pp.I08-II6.

2. Басин Е.Я., Краснов B.M. "Гордиев узел" моды. В сб.: Мода: за и против. М., 1973, с.41.

3. См.: Терин В. Мода в социологиии. "Декоративное искусство СССР", 1970, N9, с.43-44

4. Басин Е. Я., Краснов В. М. "Гордиев узел" моды. В сб.: Мода: за и против. М., 1973, с.55. прикладной" характер, в первую очередь, литературу о маркетинге модной индустрии.

Специфика рынка товаров модной индустрии заставляет маркетологов все чаще обращаться к самостоятельным теоретическим изысканиям, предметом которых, по сути дела, является исследование моды. Такова, например, концепция визуального маркетинга, предложенная Г.Вербург (Голландия).

Строго говоря, любая попытка предсказать будущее моды как явления требует от исследователя досконального знания той реальной почвы, на которой произрастают модные тенденции,а именно потребительского рынка.

Не случайно авторы работы "Изменение внешнего вида, понимание одежды в современном обществе""^, исследующей вопросы теории моды, практически весь раздел, в котором рассматриваются теоретические механизмы прогнозирования модных тенденций, посвятили изучению маркетинговых исследований, пониманию модных тенденций. Исследованию этих же проблем посвящен и ряд других серьезных работ и одной из наиболее результативных является 9

Модный бизнес. Дизайн, производство и маркетинг" .

В последнее время исследователи моды самых различных направлений все чаще возвращаются к вопросу о необходимости и возможности некой интегративной теории моды. Дискуссии, развернувшиеся на страницах "Журнала исследования текстиля и одежды" (Международная ассоциация текстиля и одежды, США), сфокусировали в "модной" проблематике самые различные подходы:

1. См.: Sporles G.В., Burns L.D. Changing Appearances, Understanding Dress in Contemporary Society. N.Y., 1994, pp.288-293.

2. См.: Burns L.D., Bryant N.O. The Business of Fashion. Designing, Manufacturing, and Marketing. N.Y., 1997. от прикладных маркетинговых1 до общетеоретических2.

В результате все более активизируется интегративный взгляд на конкретную практику моды с общетеоретических позиций. Появился ряд исследований, рассматривающих конкретно-прикладные аспекты сектора моды (от дизайна до сбыта) с помощью методов теоретического анализа. В частности, следует упомянуть 3 книгу "Мир моды" , ставшую настольной в равной степени как для практиков-модельеров, так и теоретиков-исследователей моды.

Однако особую практическую значимость и теоретическую ценность в ряду подобных интегративных исследований моды приобре4 тает литература, исследующая ее художественный потенциал , которая при ярко выраженном теоретическом подходе к изучению моды, самым неожиданным образом перекликается с прикладными исследованиями5 в трактовке феномена моды.

Весомый вклад в исследование моды внесла литература, посвященная изучению специальных прикладных вопросов модной индустрии. Так, работы, рассматривающие методы постановки модных шоу, исследуют целый круг понятий из истории театрализации мо-6 ды и содержат попытки систематизации практических методов ее 7 театрализации . Именно в подобной литературе уделяется наибо

1. См.: Kean B.C. The Role of the Fashion System in Fashion Change: A Response to the Kaiser, Nagasawa and Hutton Model. "Clothing and Textile Research Journal". 1997, vol.15, N3, pp.172-177.

2. См.: Hamilton J.A. The Macro-Micro Interface in the Construction of Individual Fashion Forms and Meanings. "Clothing and Textile Research Journal". 1997, vol.15, N3, pp.164-171.

3. См.: Diamond J., Diamond E. The World of Fashion. N.Y., 1997.

4. Cm.: DeLong M.R. The way we look. A Framework for Visual Analysis of Dress. Ames, 1987.

5. См.: Pegler M.M. Visual Merchandising and Display. N.Y.,I995.

6. См.: Everett J.C., Swanson K.K. Guide to Producing a Fashion Show. N.Y., 1993, pp.5-9.

7. См.: Там же, с.19-35. лее серьезное внимание методологической разработке такого важного в практике моды, но недостаточно теоретически осмысленного феномена, как модель"'".

Определенный вклад в накопление знаний о феномене моды вносят и работы, исследующие модную графику, иллюстрацию моды^. Литература по вопросам практического дизайна одежды^, также может рассматриваться как источник знания о моде, хотя, как правило, само понятие о ней не выходит за рамки практических проблем модной индустрии.

Отдельное место в литературе, основательно затрагивающей проблематику моды, занимают работы, изучающие вопросы маркетинга. Очень важно, что внимание в них фокусируется не только на роли моды как механизма регулирования спроса, но и на изучении самого феномена моды, в частности на методологическом основании таких сущностных для теоретического понимания моды вопросов, как процесс модной адаптации, модный цикл, устарева4 ние модной тенденции .

Исследование моды в отечественной литературе достаточно долго и трудно преодолевало идеологически-оценочный взгляд на моду, который не только придавал определенную "окраску" иссле5 дованиям, но подчас и вовсе заменял собой научный подход . Сле

1. См.: Everett J.C., Swanson К.К. Guide to Producing a Fashion Show. N. Y., 1993, pp.I0I-II6.

2. См.: Stipelman S. Illustrating Fashion - Concept to Création. N.Y,, 1996; Drake N. Fashion Illustration Today. L., 1994.

3. См.: Gersten R. Fashion Art for the Fashion Industry. N.Y., 1989; EberleH., Hermeling H. and others. Fashion. In the "Clothing Technology.from fibre to Fashion". Haan-Gruiten. 1995.

4. См.: Ostrow R., Smith S.R. The Dictionary of Marketing. N.Y., 1988, pp.96,97.

5. См.: Браверман А. С. Об основных принципах развития современной одежды. Переславль-Хмельницкий, 1956. ды оценочности во взгляде на моду отчетливо проявляются прежде всего хотя бы в том, что единственный в своем роде в отечественной литературе сборник философских (во всяком случае, теоретических) статей о моде был назван "Мода: за и против". Именно так зачастую исследовалась мода в отечественной литературе 60-80 годов. Однако в этот период ее исследователями было внесено много конструктивных и плодотворных идей в теоретическое знание о моде. В ряде статей того же сборника "Мода: за и против", пожалуй, впервые в отечественной литературе был.дан подробный обзор состояния вопроса в литературе прошлых веков"'" 2 и в исследованиях XX века , рассмотрен феномен моды на фоне

3 4 проблематики образа и стиля жизни , предложены философско-ме5 тодологические подходы к аксиологии моды .

Активно способствовали конкретизации теоретических представлений и уточнению знания о моде публикации журнала "Декоративное искусство СССР". К ее проблематике здесь обращались представители самых различных областей знания: эстетики, социологии, логики, истории костюма. Однако попыток какого-либо обобщения столь разных точек зрения и методологических позиций не предпринималось.

В этой связи особое место в развитии научного знания о моде занимает литература по теории моделирования одежды. Исследования Т.В.Козловой создали исключительно плодотворный для это

1.Cm.: Толстых- В.И. Мода как социальный феномен. В сб.: Мода: за и против. М., 1973.

2. См.: Васин Е.Я., Краснов В.М. "Гордиев узел" моды. В сб.: Там же.

3.См.: Толстых В.И. Мода как социальный феномен. В сб.: Там же.

4. См.: Кантор K.M. Мода как стиль жизни. В сб.: Там же.

5. См.: Любимова Т.Е. Мода и ценность. В сб.: Там же. го проблемный контекст, так как фактически тут впервые была предпринята попытка теоретического осмысления моды с точки I зрения теории и практики дизаина одежды . В целом, говоря о состоянии вопроса в исследовании моды, можно признать, что, безусловно, как по объему, так и по своей методологической разработанности специальная литература, исследующая отдельные аспекты моды и формы ее проявления, преобладает над исследованиями, имеющими обобщающий характер и ставящими своей целью осмысление феномена моды в целом. С одной стороны, это осложняет нашу работу, вынуждая держать в поле зрения одновременно большой массив узкоспециальной литературы. С другой стороны, безусловно, накоплен объемный материал, позволяющий сделать необходимые обобщения и теоретически осмыслить феномен моды в целом.

Тяга дизайна одежды к теоретической саморефлексии тем более понятна, что подобная потребность никак не противопоставляет моделирование одежды другим сферам проектирования. На сегодняшний день ".теоретическая и методологическая работа в дизайне имеет не только вспомогательное, но и самостоятельное 2 творческое значение" . Убедительность результатов гуманитарного осмысления проблем методологии проектирования не просто создает возможность, но и вынуждает переосмыслить проектную культуру дизайна одежды в соответствии с произошедшими в современной культуре переменами.

1.См.: Козлова Т.В. Художественное проектирование костюма. М., 1982, с.12-16; Основы теории проектирования костюма. Под ред.Козловой Т.В. М,, 1988, с.29-41.

2. Генисаретский 0.И. Методологические и гуманитарно-художественные проблемы дизайна. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения. М., 1990, с.34.

Искусство перестает светить отраженным светом технологии в дизайне.Произошла и продолжает происходить гуманизация проектирования вообще и проектирования одежды в частности. Понятие "проектносообразность культурных значений", введенное в научный обиход О.Генисаретским, еще не имеет своего отражения в теории дизайна одежды, однако проектная культура дизайна вырабатывает различные идеи, демонстрирующие нежелание (неспособность?) проектирования костюма мириться с ролью художественного оформления технологически заданных результатов индустриального производства.

Изменения в характере современной моды могут быть теоретически учтены и практически использованы лишь при условии понимания взаимосвязи временных парадигм, определяющих тенденции изменения внешнего вида человека, и сюинутных инновационных игровых импульсов, отражаюих то, что можно нестрого обозачить как игру "духа времени". И в этом смысле понимание феномена моды невозможно без осмысления антропологически обусловленного вечного в облике человека и подиктованного сиюминутного.

Теория моды (если такая возможна и необходима) способна не только генерировать серьезные культурологические идеи, но и стать основой для выработки нетривиальных и практически полезных прогнозов развития проектной практики предметного мира моды и модной индустрии в целом.

Фундамент подобной концепции видится где-то на стыке таких раличных теорий, как феноменология и психоанализ, и в эстетическом аспекте может дать достаточно много для теоретических основ эстетики современного постмодернистского этапа проектной культуры.

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что современная модная индустрия дошла до той стадии своего развития, когда практическая деятельность в сфере моделирования одежды требует теоретического обобщения накопленного опыта. Кардинальные изменения в рыночной ситуации, структуре рынка, появление огромного количества новых технологических и информационных возможностей скорректировали роль дизайна одежды вообще и художника-модельера в частности. Факт произошедших изменений не оспаривается никем из аналитиков, отслеживающих тенденции развития мировой индустрии моды. Однако причины и особенно последствия происходящих перемен до сих пор не имеют убедительного и общепринятого толкования. В результате огромная индустрия, в которой заняты десятки миллионов людей и в которой обращаются очень крупные капиталы, остается один на один с колоссальным количеством практических проблем без достаточных для их понимания теоретических оснований. Особенно остро подобного рода проблемы ощущаются в странах, где экономика находится в состоянии переходном от плановой к рыночной. Поиск своей ниши на мировом рынке требует осознания собственной стилистики и, как следствие, выработки собственной концепции .

Таким образом, на современном этапе развития модной индустрии становятся все более актуальными работы, вносящие вклад в развитие фундаментальных исследований о сущности феномена моды.

Актуальность данного исследования соответственно заключается в том, что обобщается и теоретически осмысливается широкий круг проблем, находящихся в сфере действия практики дизайна одежды.

Целью диссертационной работы является исследование художественного потенциала моды в костюме как феномена, подлежащего искусствоведческому анализу. В работе решаются следующие задачи:

1. Определяется понятие "модный цикл", выявляются его основные структурные элементы и исследуется механизм их взаимовлияния; определяются основные фазы развития модного цикла.

2. Рассматривается механизм модного цикла как самоорганизующейся знаковой системы.

3. Исследуется диалектика традиции и инновации как один из основных аспектов формирования модной тенденции.

4. Рассматриваются основные культурологические аспекты формирования предметной среды моды.

5. Выявляется диалектика искусственного и естественного в формировании облика человека; как исключительная среда естественного облика человека рассматривается костюм.

6. Исследуются досуговые формы быта как основная сфера формирования модной тенденции.

7. Рассматриваются игровые и праздничные составляющие поведения, мифологическое мироощущение как основные аспекты формирования эстетических основ феномена моды.

8. Определяются основные аспекты феномена театрализации, выявляются и исследуются ритуальные и карнавальные составляющие феномена моды.

9. Определяется точка зрения на основные культурологические аспекты, влияющие на формирование рынка современной модной индустрии.

Предмет, границы и методы исследования.

Предметом исследования являются:

I. Система моды, основные компоненты этой системы и способы их взаимодействия. В данном контексте предметно анализируется структура модного цикла, основные логические и семиотические аспекты функционирования системы моды.

2. Основные грани культурологических аспектов феномена моды: диалектика традиции и инновации в формировании модного цикла, антропологические основы модного облика, сферы формирования модной тенденции.

3. Художественный потенциал феномена моды в костюме, а также эстетические аспекты проектирования костюма в контексте проблематики современной моды.

Исследование ограничивается рассмотрением проблем моды в костюме, с одной стороны, и изучением проявлений моды в досу-говых сферах быта, с другой стороны.

Основной методологический принцип диссертации определяется искусствоведческой направленностью исследования и в силу поставленных в работе задач носит комплексный характер. В работе активно сочетаются как методы общетеоретических исследований культуры, так и концепции отдельных областей научного знания. По мере необходимости решения поставленных в исследовании задач применяется также категориальный аппарат более частных научных дисциплин, в частности общей теории аргументации и теории художественной аргументации. Задачи исследования решаются также методом обращения к литературно-художественным текстам и включения их в общенаучный контекст работы.

На защиту выносятся:

1. Научное представление о цикличности модных перемен.

2. Научное представление о структуре модного цикла и системе динамического взаимодействия его элементов.

3. Семиотический анализ коммуникативных аспектов феномена моды.

4. Исследование отдельных аспектов логической структуры модного цикла с точки зрения теории аргументации.

5. Представление о феномене моды как самоорганизующейся знаковой системе.

6. Исследование диалектики традиционного и новаторского в структуре феномена моды.

7. Представление об общественном мнении как одном из основных механизмов формирования модной тенденции.

8. Исследование взаимосвязи антропологии физического облика человека и эстетики костюма.

9. Исследование основных сфер формирования модной тенденции.

10. Исследование, мифологических игровых и праздничных составляющих феномена моды.

11. Представление о театрализации как одной из основных форм проявления эстетических аспектов феномена моды.

12. Исследование основных аспектов, определяющих специфику современного этапа модной индустрии.

13. Определение основных культурологических аспектов маркетинговой стратегии для современной модной индустрии.

Научная новизна работы состоит в следующем:

1. Впервые в литературе, посвященной исследованию моды, собраны воедино и осмыслены в общем теоретическом ключе все значимые культурологические аспекты, необходимые для формирования связной теоретической картины, дающей представление об эстетических аспектах феномена моды.

2. Впервые в едином смысловом контексте сопоставлены самые различные источники от исследований по маркетингу до художественно-философских эссе, с одной стороны, от культурологических исследований до трудов по семиотике, логике, социологии, с другой стороны. 3. Впервые в рамках одного исследования о моде общетеоретический подход сочетается с решением конкретных практических задач современной индустрии моды.

Практическая значимость предлагаемой работы заключается в том, что научные результаты исследования могут быть использованы :

1. При разработке методов анализа тенденций современной моды.

2. В качестве концептуальной основы для разработки системы прогнозирования направлений моды.

3. При подготовке программ обучения по теории моды, а также в качестве теоретического ориентира в практике дизайна одежды. Апробация работы. Основные положения исследования легли в основу:

- методических материалов международного семинара "Мода и маркетинг" (Армения, Ереван, август 1995), проведенного совместно со специалистами аспирантской школы "Стратегия моды" (Голландия) в рамках проекта ТАСИС ЕС;

- доклада "Мода и маркетинг: опыт стран СНГ", сделанного на конференции "Текстиль Европы" (Великобритания, Манчестер, март 1996),прошедшей под эгидой Совета Европы, Европейской текстильной сети и Манчестерского университета.

Материалы и основные выводы исследования были использованы при разработке:

- учебных программ курса "Теория и история моды" для школы-студии дизайна одежды Государственного Центра моды "АТЕКС" (Мин.промышленности и торговли Армении), факультета дизайна одежды Государственного колледжа "Месроп Маштоц" (Мин.культуры Армении), Академии дизайна моды Армянской текстильной сети, а также курса "Маркетинг моды" для Открытого университета Армении;

- аналитической справки "Культурологические аспекты маркетинговой политики в области модной индустрии", которая была подготовлена по заказу Фонда поддержки проектов обучения и содействия экспорту и обсуждена на встрече за круглым столом "Модная индустрия. Культура. Маркетинг" (Армения, Ереван, июль 1996), прошедшей под эгидой Европейской текстильной сети и журнала "TEXTILE FORUM".

Основные подходы и результаты исследования были апробированы в работах, опубликованных в издании "Техническая эстетика" и депонированных ученым советом ВНИИТЭ. К изданию готовится книга "Магия моды".

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.16 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Техническая эстетика и дизайн», Мильман, Андрей Львович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Изменения, произошедшие где-то в глубине культурологичес

I ■ ких первоплаотов, отозвались в современной моде сменой приоритетов при осмыслении положения вещей в дизайне одежды. Становится очевидным, что его основной потребностью на сегодняшний день является уже не разработка новых моделей одежды и даже не новых методов ее моделирования, хотя они по-прежнему необходимы и будут необходимы впредь. Прежде всего нужен новый взгляд на смысл дизайна одежды как области деятельности, имеющей свою историю и свое особое предназначение,более емкое, нежели просто, искусство "делания вещей", пошива одежды.

Сегодня для дизайна одежды нет ничего практичнее хорошей теории, позволяющей выработать прежде всего новую культурологическую, эстетическую и, в конце концов, организационно-творческую модель, более точно отвечающую потребностям времени.

Для дизайна одежды портновская практика - это "историческая прародина", моделирование одежды - недавнее прошлое, проектирование человеческого облика - непонятное настоящее. Без осознания теоретических основ феномена моды практика модной индустрии обречена на пассивное отражение непонятных, а следовательно, и непредсказуемых реакций рынка.

2. Обилие цитат прошлого в творчестве современных модельеров превращает их из проектировщиков костюма в стилистов облика, когда вещь вообще становится второстепенной, отступая перед жестом. Черты лица становятся менее значимыми, чем его (лица) выражение. Модельер перестает быть лишь создателем предметов ту&лета, как в XIX в., сочинителем знаков, как в XX в., и замахивается на роль создателя парадигм, контекстов, в которых знаки обретают искомый смысл. Это уже не мода, или не совсем мода, или же не только мода, но и что-то еще, что раньше воспринималось только как метасистема моды, неведомая, непонимае-мая и только предчувствуемая, интуитивно угадываемая наиболее одаренными творцами моды. Современная мода - это попытка создать некую метамоду, которая поглотила все грани творчества создателя облика человека и сделала бессмысленной существовавшую прежде специализацию в модном бизнесе.

Управляя зрелищем, играя роль, человек манипулирует своим внешним видом, пытаясь придать ему облик, наиболее соответствующий избранной роли. Костюм лишь "предметная оснастка" облика. Он мертв "вне игры", вне мимики, вне жеста. Модельер изначально включен в игру. Именно он лепит облик "созерцаемого".

Результаты творчества художника-модельера несут в себе серьезные эвристические возможности в том случае, если, моделируя костюм, он отдает себе отчет в том, что создаваемое им есть не что иное, как видимая часть внутреннего мира человека. Модель костюма - модель человеческого "Я". Моделирование костюма - моделирование видимых очертаний "Я", процесс экспериментирования на "моделях". Совсем необязательно, чтобы модельер понимал все это на теоретическом уровне. Проникновение в глубь профессии вырабатывает особую интуицию модельера,которая и позволяет ему постигать глубинную сущность процесса моделирования костюма. Только тогда результатом творчества модельера оказываются не банальные вещи, а "одеяния духа" в рериховском смысле. ЕсЛи в костюме действительно ".воплощено представление об "идеальном" облике современника той или иной эпохи во взаимосвязи с жизнью общества, его культурой, техническими достижениями", то моделирование одежды в этом случае - процесс моделирования "представления человека об идеале""1".

3. Мода, по сути дела, является альтернативной культурной парадигмой по отношению к сложившейся реальности.

Мода представляет собой синкретическое целое, существующее вне каких-либо специализированных сфер деятельности. Другое дело, что мода может быть объектом воздействия профессиональной деятельности, в том числе и моделирования одежды. Моделирование одежды - специализированный авторский вид деятельности, и в отдельных проявлениях оно может иметь своим объектом моду или, наоборот, осуществляться как деятельность под воздействием моды. Являясь, по сути, произволом личной художнической воли, моделирование в этом смысле находится вне моды. Существует, однако, область пересечения круга явлений моды и моделирования одежды, составляющая феномен, в равной степени представляющий собой авторское творчество и мифологическое осмысление повседневного быта в персонифицированных образах внешнего вида. В лучших своих формах моделирование наследует моде как литературное произведение литературному мифу. Или, точнее говоря, эссе - мифологическому тексту в тех случаях, когда произведение модельера содержит ".отрицание сверхличной и нормативной мифологии и вместе с тем - наследование ее централизующих и синтезирующих возможностей, которые теперь 2 надлежит осуществлять сознанию индивида" .

В современной моде понятия "стиль", "мода" достаточно раз

1. Мерцалова М.Н. История костюма. М., 1972, с.З.

2. Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны. М., 1988, с.350. мыты. Современная мода в глазах ее создателей перестает быть модой. Ив Сен Лоран говорит: "Сегодня слова "вышедший из моды" больше ничего не значат. Когда я вижу, что мои последние модели носят вперемешку со старыми, я прихожу в восхищение. В этом и есть настоящее проявление нашей эпохи"'1'. Говоря об этом, мастер обозначает необходимую для понимания постмодернистской моды новую концепцию модного времени, суть которой в том, что новизна вещей (новизна как первоочередность во времени) теряет см^сл под давлением новизны значений. Новизна текста вторична, первична новизна контекста - такова концепция времени в современной моде.

4. Модельер - создатель "обликов метафор", распознаватель метафорического смысла уже существующих обликов. Говорить о том, что только модельер интегрирует в облике суть времени, конечно нельзя. Персонификация идеала в типических по своему облику персонажах - "работа", выполняемая художественным мышлением в це^ом. "Чтобы из миллиона однодневных личин создать бессмертный тип, человечество всегда должно сокращать вездесущий случай, олицетворяя его в единичном образе"2. Однако именно мода "берется создавать" типические обобщения на специфическом языке очертаний внешнего вида. "Секрет очарования облика может быть и не расшифрован каждым, но он известен специалистам: это

IL 11 cj> модельер срежиссировал круг воспоминании и одухотворил внешность современника, точно выявив один из пластов его культурного багажа"^. Художник-модельер трансформирует образы моды в

I.i Володина С. Модели Ива Сен Лорана в Москве. "Декоративное : искусство СССР", 1987, N6, с.44.

2. Цвейг С. Казанова. Л., 1991, с.38.

3. Степанян Н. "То, что модно, - то красиво!". В сб.: Художник, вещь, мода. М., 1988, с.42. дизайне костюма, создавая образы внешнего вида, способные выражать "свое" время, "свою" культуру, "свое" видение культуры во времени. В конце концов, "красота может быть выражена лишь в облике\ как том единственном явлении, в котором объективный идеализм жизненного начала делается предметом восприятия для нас как субъектов, чувственно созерцающих и рассматривающих предметы. Мышление схватывает этот идеализм в его понятии и делает его своим предметом со стороны его всеобщности, а рассматривая красоту, мы делаем его своим предметом со стороны его видимой реальности. И эта реальность представляет собой внешний облик расчлененного организма, который является для нас столь же сущим, сколь и видимым, когда чисто реальное многообразие особенных членов должно быть положено в предстоящей нашему взору одушевленной целостности облика как видимость"1. Именно "одушевленная целостность" и составляет сущность феноменологии облика. "Внешняя природа" в терминологии Гегеля дает ключ к пониманию облика как видимой оболочки невидимого и непознаваемого внутреннего "Я".

Феноменология" человеческого облика, естественно, отнюдь не сводима к "феноменологии" моды, она много шире и многограннее. Однако феномен моды обретает свои внятные очертания в теоретическом видении практических своих проявлений только в связи с пониманием " феноменологии" человеческого облика.

Перефразируя Ю.Лотмана, пришедшего в своей статье "Куклы в системе культуры" к выводу о том, что для понимания "тайны куклы" ".необходимо ограничить исходное представление "кук

I. Гегель Г.Ф. Эстетика. В 4-х томах. 1968, т.1, с.134. ла как игрушка" от культурно-вторичного - "кукла как модель"1. В конце концов, "каждый существенный культурный объект, как правило, выступает в двух обличиях: в своей прямой функции, обслуживая определенный круг конкретных общественных потребностей, и в "метафорической", когда признаки его переносятся на широ2 кий круг социальных фактов, моделью которых он становится" .

Костюм-одежда" является предметом изучения историков материальной культуры, историков костюма, этнографов и т.д. "Модельная сущность" костюма неуловима в исследованиях этого рода, хотя они создают необходимую базу фактических данных для обобщений теоретического порядка.

Метафорическое значение" модного костюма понятого в своем культурно-вторичном (в терминологии Лотмана) значении, требует специального теоретического внимания и может стать объектом плодотворного теоретического исследования.

5. Следуя моде, человек создает облики внешнего вида, корректирующие индивидуальные представления об идеальном облике по отношению к подобным представлениям, сложившимся в обществе. При этом биологически заданные рамки допустимого испытываются на прочность художественной фантазией (иллюстрация 17).

Феномен моды, рассмотренный на уровне отдельно взятой модной тенденции, которая, в свою очередь, анализируется как совокупность конкретных отдельно взятых модных циклов, представляет собой взаимосвязь модного предмета и его образа как определенного знака (иллюстрация 18).

1. Лотман Ю.М. Куклы в системе культуры. "Декоративное искусство СССР", 1978, N2, с.36.

2. Там же.

ПРИРОДА

Иллюстрация 17

6. Мода возникает в результате постоянно происходящих во времени изменений в образном восприятии предметной среды и представляет собой механизм обновления традиции на границе искусства и быта посредством внесения "поправок" в предметный облик вещей под воздействием меняющегося во времени эстетического образа (иллюстрация 19).

7. Художественный потенциал, заключенный в моде, образуется на границе искусства и быта как определенный способ театрализации образа жизни посредством привнесения праздничного мироощущения в поры повседневности и активизации таким образом игровых составляющих жизнедеятельности человека. Художественный потенциал моды создается как определенного рода мифологическая интерпретация реальности (иллюстрация 20).

1 '

8. Театрализация жизни как метод создания художественного потенциала в моде начинается с восприятия облика человека как определенного зрелища, предназначенного для определенного зрителя, и имеет явно выраженные индивидуальную и коллективную составляющие, находящие свое выражение в ритуальной и карна

Иллюстрация 19. вальной интерпретациях театрального зрелища (иллюстрация 21).

Иллюстрация 21

9. Художественный потенциал моды находит свое понятийное выражение в смысловом пространстве, очерченном широким кругом I проблем, имеющих как общетеоретическое (культура, природа, знак, значение), так и сугубо прикладное значение (производство, рынок) (иллюстрация 22).

10. Мода становится объектом полноценного теоретического исследования в том случае, когда теоретические аспекты исследования художественного потенциала моды, имеющие стратегическое для развития модной индустрии значение, соотносятся с практическими потребностями, определяющими конкретную тактику дизайнера моды на рынке товаров модной индустрии.

Таким образом, отчетливое теоретическое понимание происхождения, функций и сферы влияния художественного потенциала моды способно при определенной разработке лечь в основу продуктивной практической деятельности в области модной индустрии.

Иллюстрация 22

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Мильман, Андрей Львович, 1998 год

1. Акопджанян Е.С. Художественная аргументация. Ереван, Издательство АН Армении, 1991.

2. Арутюнов С.А. Народы и культура: развитие и взаимодействие. М., "Наука", 1989.

3. Бальзак О.де. Трактат об элегантной жизни. "Ровесник", 1984, N7.

4. Барро Ж.-Л. Воспоминания для будущего. М., "Искусство", 1979.

5. Барбан Е. Джазовая импровизация. В кн.: Советский джаз. М., "Советский композитор", 1987.

6. Басин Е.Я., Краснов В.М. "Гордиев" узел моды. В сб.: Мода: за и против. М., "Искусство", 1973.

7. Басинский П. Пафос границы. "Новый мир", 1995, N1.

8. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., "Наука", 1989.

9. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., "Художественная литература", 1990.

10. Бердяев H.A. Самопознание. М., "ДЭМ", 1990.

11. Браверман A.C. Об основных принципах развития современной одежды. Переславль-Хмельницкий, 1956.

12. Библия. Первая книга Моисеева. Бытие, II, 25.

13. Брук П. Пустое пространство. М., "Прогресс", 1979.

14. Брутян Г.А. Аргументация. Ереван, Издательство АН Армении, 1991.

15. Бунин И.А. Окаянные дни. М., "Молодая гвардия", 1991.

16. Володина С. Модели Ива Сен Лорана в Москве. "Декоративное искусство СССР", 1987, N6.

17. Волошин М.А. Лики творчества. Л., "Наука", 1989.

18. Волькенштейн М.В. Теория информации и эволюция. В сб.: Кибернетика живого. Биология и информация. М., "Наука", 1984.

19. Воронов Н. 0 дифференциации искусства предметного мира. В кн.: Человек, предмет, среда. М., "Изобразительное искусство", 1980.

20. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., "Прогресс", 1988.

21. Гегель Г.Ф. Эстетика. В 4-х томах. М., "Искусство", 1968, т.I; 1971, т.З; 1973, т.4.

22. Генисаретский О.й. Методологические и гуманитарно-художественные проблемы дизайна. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения. М.,1990.

23. Гессе Г. Игра в бисер. М., "Правда", 1992.

24. Глаголев Д. Кузнецкий мост. Журная мод, 1988, N3.

25. Гонкур Ж.и Э.де. Дневник. Записки о литературной жизни. М., "Художественная литература", 1964.

26. Гофман А.Б. Дизайн и мода. "Техническая эстетика", 1983, N6.

27. Грушин Б.А. Массовое сознание. М., Политиздат, 1987.

28. Гулыга А. Шеллинг. М., "Молодая гвардия", 1984.

29. Гумилев JI. Искусство и этнос. "Декоративное искусство СССР", 1972, N1.

30. Дондурей Д. Художественный образец в пространстве экономических измерений. "Декоративное искусство СССР", 1984, N4.

31. Дондурей Д., Шелухина Э. Ностальгия по стилю или маскарад? "Декоративное искусство СССР", 1971, N2.

32. Захаржевская Р.В. Мода и гуманизм. В сб.: Мода: за и против. М., "Искусство", 1973.

33. Зиновьев А. К понятию моды. "Декоративное искусство СССР", 1971, N8.

34. Ивин А.И. Логика норм. М., Издательство Московского университета, 1987.

35. Кантор K.M. Мода как стиль жизни. В сб.: Мода: за и против. М., "Искусство", 1973.

36. Козинцев Г.М. Собрание сочинений в 5 т. Лд., "Искусство", 1983, т.З.

37. Козлова Т.В. Художественное проектирование костюма. М., "Легкая и пищевая промышленность", 1982.

38. Кокто Ж. Портреты и воспоминания. М., "Известия", 1956.

39. Корешков А. Что стало с модой? Журная мод, 1987, N1.

40. Лабрюйер Ж.де. Из "Характеров, или нравов нынешнего века". В кн.: Ларошфуко Ф. и др. Суждения и афоризмы. М., Издательство политической литературы, 1990.

41. Липе Ю. Происхождение вещей. М., Издательство иностранной литературы, 1954.

42. Ломброзо П. Женщина, ее физическая и духовная природа и культурная роль. Минск, НИЦ "Колокол", 1991.

43. Лосев А.Ф. Философия имени. М., 1927.

44. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики. М., 1927.

45. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (ХУШ начало XIX века). СПб., "Искусство - СПБ", 1994.

46. Лотман Ю.М. Куклы в системе культуры. "Декоративное искусство СССР", 1978, N2.

47. Любимова Т.Б. Мода и ценность. В сб.: Мода: за и против. М., "Искусство", 1973.

48. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. Опыт историко-теоретического исследования. М., "Наука", 1978.

49. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., Издательская группа "Прогресс"; "Культура", 1992.

50. Мамардашвили М. Картезианские размышления. М., Издательская группа "Прогресс"; "Культура", 1993.

51. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., "Мысль", 1983.

52. Материалы отдела информации и международных связей Международной ассоциации "Союз дизайнеров". М., 1993.

53. Мерцалова М.Н. История костюма. М., "Искусство", 1972.

54. Мерцалова М.Н. "Глупец тот, кто в моде видит только моду". "Декоративное искусство СССР", 1968, N5.

55. Мифологический словарь. Под ред.Мелетинского Е.М. М., "Советская Энциклопедия", 1991.

56. Мифы народов мира. Под ред.Токарева С.А. М., "Советская Энциклопедия", 1991, т.1.57. "Молодая и привлекательная". (Репортаж с пресс-конференции). 1995, N1.

57. Моррис Ч.У. Основания теории знаков. В сб.: Семиотика. М., "Радуга", 1983.

58. Моруа А. Письма незнакомке. Минск, "Мастацкая литература", 1988.

59. Музиль Р. Человек без свойств. М., "Художественная литература", 1984, кн.1.

60. Народные знания. Фольклор. Народное искусство. Под ред. Бромлея Ю.В., Штробаха Г. М., "Наука", 1991.

61. Ницше Ф. Сочинения в 2-х т. М., "Мысль", 1990.

62. Основы теории проектирования костюма. Под редакцией Козловой Т.В. М., Легпромбытиздат, 1988.

63. Ортега-и-Гассет X. Две великие метафоры. В сб.: Теория метафоры. М., "Прогресс", 1990.

64. Пави П. Словарь театра. М., "Прогресс", 1991.

65. Перчихина М. По сцене идет существо. "Декоративное искусство СССР", 1984, N 10.

66. Петров Л.В. Мода как общественное явление. JI., "Знание", 1974.

67. Питер Л.Дж. Принцип Питера. М., "Прогресс", 1990.

68. Розанов В.В. Сочинения. М., "Советская Россия", 1990.

69. Розовский М. Игра с вещью. "Декоративное искусство СССР", 1970, N 10.

70. Свасьян К.А. Феноменологическое познание. Ереван, Издательство Армянской ССР, 1987.

71. Славинская И. Театр в современной мысли. Антропология и театр (реферат книги). "Зрелищные искусства". Эксп.-инф., вып.1, М., 1990.

72. Спенсер Г. Основания социологии. Спб., 1898, т.П.

73. Степанян Н. "То, что модно, то красиво!". В сб.: Художник, вещь, мода. М., "Советский художник", 1988.

74. Столович Л.Н. Искусство и игра. "Эстетика", М., 1987, N6.

75. Тард Ж. Законы подражания. Спб., 1892.

76. Тасалов В.И. Хаос и порядок: социально-художественная диалектика. "Эстетика", М., 1990, N1.

77. Терин В. Мода в социологии. "Декоративное искусство СССР", 1970, N9.

78. Толстых В.И. Мода как социальный феномен. В сб.: Мода: за и против. М., "Искусство", 1973.

79. Топоров В.Н. Пространство культуры и встречи в нем. В кн.: Восток-Запад. М., "Наука", 1989.

80. Фрезер Дж. Фольклор в Ветхом завете. М., Издательство политической литературы", 1985.

81. Харузина В. Этнография. М., 1914.

82. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., "Наука", 1992.

83. Цвейг С. Казанова. Л., Роспринт, 1991.

84. Чернова А. Зрелище-зрители. "Декоративное искусство СССР", 1975, N12.

85. Шиллер Ф. Собрание сочинений в 7-ми т. М., ГИХЛ, 1957,т.6.

86. Шпенглер 0. Закат Европы. М., "Искусство", 1993.

87. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. М., Пед. центр "Эксперимент", 1993.

88. Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны. М., "Советский писатель", 1988.

89. Anderson N. and Ishwaran К. Urban Sociology. L., 1965.91,92.93,94

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.