Рони - старший - романист. Поэтика. Проблематика. Творчество тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.05, кандидат филологических наук Самсонова, Маргарита Викторовна

  • Самсонова, Маргарита Викторовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1984, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.05
  • Количество страниц 179
Самсонова, Маргарита Викторовна. Рони - старший - романист. Поэтика. Проблематика. Творчество: дис. кандидат филологических наук: 10.01.05 - Литература народов Европы, Америки и Австралии. Москва. 1984. 179 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Самсонова, Маргарита Викторовна

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I. Рони-старший. Очерк жизни и творчества . 26

ГЛАВА П. Концепция человека в социальных романах Рони-старшего . 76

ГЛАВА Ш. Концепция мира и человека в "доисторических" романах Рони-старшего . . . 119

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Европы, Америки и Австралии», 10.01.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Рони - старший - романист. Поэтика. Проблематика. Творчество»

В последнее десятилетие не ослабевает интерес к творчеству т французских писателей конца XIX - начала XX века .

Но романы так называемой демократической, точнее, попюлистской литературы 80-х, 90-х гг., ориентированные на жизнь и быт беднейших слоев населения, авторами которых являются Ж.А.Рони,

Л.Декав, П.Маргерит, Ж.Ломбар, Ф.Гра, Б.Малоне, Ш.Л.Филипп и др., не нашли отражения в трудах современных ученых.

Еще в 50-е годы исследователи, в том числе А.Ф.Иващенко, о

З.М.Потапова и др. , указывали на необходимость всестороннего их изучения. Являясь, по определению их современников, "нео-реалис-тами", "натуралистами второго поколения", они на примере художественного творчества убедительно подтвердили, что натурализм - явление сложное и противоречивое. С одной стороны, он обогатил критический реализм новыми аспектами изображения мира и человека, с другой, - послужил основой для различных течений модернизма. Об этом свидетельствует появление работ: Мелик-Саркисовой Н.В. Концепция человека и творческий метод Э.Золя. Дагкнигиздат, 1975; Кирнозе З.И. Проблема романа во французской литературе 2030-х годов XX в. Горький, 1977; Кучборской ЕЛ.Эмиль Золя. Литературный критик. Изд-во Моск. ун-та, 1978; Юльметовой С.Ф. Ана-толь Франс и некоторые вопросы эволюции реализма. Саратов, изд-во Саратов, ун-та, 1978; Трапезниковой Н.С. Эволюция романтизма в романе. Казань, изд-во Казан, ун-та, 1980 и др. 2

История французской литературы, т.З. М., изд-во АН СССР, 1959, с.23.

Вышедшая в 1977 году статья М.А.Яхонтовой, в которой рассматривалось влияние литературы Парижской коммуны на творчество названных авторов, раскрывает только одну сторону их многогранной деятельности.

Являясь продолжателями литературных традиций бр-Гонкуров и Золя, они в лучших своих работах сумели преодолеть узкотрактуемый натурализм, обогатив критический реализм новаторским введением современного материала, дополнив ".великое движение новейшего романа к правде.""'".

Среди мастеров социального романа рубежа веков особое место принадлежит Ж.А.Рони-старшему, одному ".из умнейших и философски образованнейших писателей Франции", по замечанию А.В.Луначарского^, внесшему немалый вклад в развитие французской литературы.

Писатель широкого творческого диапазона, широких интересов: романист, философ, математик, литературный критик - он оставил заметный след в этих областях. Его творческое наследие включает в себя более 100 работ в разных жанрах, где ставятся острые социальные вопросы и отражаются противоречия современной ему действительности.

Он - основатель жанра "доисторического" романа, получивше Ги де Мопассан. Эволюция романа в XIX веке. - В кн.: Литературные манифесты французских реалистов. Л.: 1935, с.147. о Луначарский А.В. Собр. соч. М.: Худ. лит., 1965,т.5,с.235. 3

Название "доисторический" идет от буквального перевода французского определения "prehistorique ", относящегося к произведениям о первобытных людях. го мировое признание.

Несмотря на многократное издание доисторических романов, научной фантастики, его литературное наследие не изучено в полной мере, особенно это относится к социальным романам, изображающим классовую борьбу французских рабочих, жизнь и быт социалистов, философским эссе, мемуарам, проливающим свет на организацию Гонкуровской академии и другие стороны французской культурной жизни, что обедняет курс литературы XIX-XX вв., усложняет понимание эпохи в целом и ряда ее эстетических категорий, включающих эволюцию от детерминированного характера литературного героя до деятельного героя современности. Все вышеизложенное говорит об актуальности данного исследования.

Цель предлагаемого исследования - на примере творчества Ро-ни-старшего показать развитие демократической литературы, специфику метода, взаимодействия реалистического, натуралистического и романтического начал в его творчестве, в концепции человека, а также выявить сущность взаимовлияний социальных романов писателя и произведений его современников, определить место писателя в литературе рубежа веков, своеобразие поэтики.

Научная новизна исследования состоит в том, что диссертация представляет собой первую в советском литературоведении попытку монографического исследования творчества Рони-старшего - писателя и литературного деятеля, внесшего существенный вклад в развитие французского романа.

Задачи исследования вытекают из поставленной цели и включают изучение основной проблематики творчества, жанрового своеобразия, эволюции эстетических, философских взглядов.

Теоретической и методологической основой диссертации являются труды классиков марксизма-ленинизма, общетеоретические работы

- б по вопросам марксистско-ленинской эстетики и конкретным проблемам литературоведения.

Основной метод исследования - историко-литературный анализ, с привлечением сравнительно-типологического метода, что позволяет выявить идейно-художественное своеобразие романов Рони-старше-го в сопоставлении с другими произведениями.

Научно-практическая ценность предлагаемой работы состоит в том, что она может быть использована при чтении курса зарубежной литературы XIX-XX вв., на филологических факультетах университетов и педагогических инститов, а также в спецкурсах и спецсеминарах по французской литературе указанного периода.

Композиционно работа состоит из введения, раскрывающего степень изученности поставленной проблемы, первой главы, характеризующей творческий путь, философские, эстетические и политические взгляды Рони-старшего. Во второй и третьей главах исследуется концепция человека в социальных романах и концепция человека и мира в романах о "доисторическом" человеке.

Творчество Рони-старшего - многогранно и обширно. Как уже указывалось выше, им написано более ста работ (исключая написанные совместно с братом Жюстеном).

Невозможно в одном исследовании дать им полную характеристику. Поэтому в диссертации рассмотрен творческий путь писателя в целом и те наиболее значительные произведения, которые в большей мере отражают эстетические, философские взгляды автора, то есть его социальные и "доисторические" романы, при этом внимание акцентируется на проблеме метода5связи с концепцией человека.

Социальные романы 80-х - 90-х годов отличались интересом их авторов к социальному и социалистическому движению, симпатией к широким народным массам. Именно это позволило их авторам продолжить традиции французского реалистического романа, противопоставить натурализму и декадансу произведения, в которых звучит тема "труда и капитала", определившая специфику и тематику творчества многих из них.

За более чем полувековой период, на который падает творчество Рони-старшего, многие исторические события потрясли Европу, в том числе неоднократные массовые выступления рабочих за свои права. Творчество писателя прямо или косвенно отражало исторический процесс и развивалось под его влиянием.

Социальные романы Рони-старшего стали заметным явлением его творчества. Он пишет о судьбах простых людей из народа ("Нелл Горн из Армии Спасения", 1886; "Жертва", 1887; "Марта Баракэн", 1909 и т.д.), о жизни литературных салонов ("Термит", 1890), о сложной, порой неукладывающейся в привычные рамки, жизни врачей ("Неукрощенная", 1896; "Под гнетом жизни", 1906). Размышления о лицемерии власть имущих, о вине общества, толкающего на преступления или на путь проституции из-за голода и лишений, содержатся как в уже названных произведениях ("Нелл Горн", "Марта Баракэн"), так и в романах "Шквалы" (1912), "Власть улицы" (1913), "Вор" (1932) и др.

Рони-старшего интересовали переломные моменты истории. Он стремился разобраться в понятиях добра и зла, возможностях переустройства общества: "Двусторонний" (1887), "Повелительная доброта" (1894), "Погибшие души" (1899), "Красная волна" (1909) - яркие тому доказательства.

Однако сочувствие жертвам социальной несправедливости, революционерам не мешает автору проповедовать идеи мирного совершенствования общества. "Его социализм", - пишет о нем А.В.Луначарский,

- 8

- есть гуманитарно-реформистская утопия1'"'".

Особую популярность и значимость получили его так называемые "доисторические" романы. Критики справедливо считают Рони-старше-го основателем этого жанра. Написанные с учетом данных науки произведения проникнуты гуманизмом, верой в лучшие качества человеческого характера.

Оригинальная по форме, своеобразна в решении научная фантастика, вызывающая и сегодня много споров, касающихся значимости подобных произведений, продуктивности этого жанра, в связи с той спецификой, которую он приобретает у Рони-старшего, дающей основание к уточнению самого термина "научная фантастика" ("be mer-veilleux scientifique "). Французские ученые предпочитают называть их романами "научной гипотезы" ("Hypothese scientifique"), "несуществующей науки" ("La science fiction ") и т.д.

Наследие Рони-старшего не ограничивается только художественными произведениями. Он - автор монографических работ, освещающих творческий путь английского художника XIX века Тёрнера ( Turner grand, artiste anglais. P., 1925), братьев Гонкуров ( Les Gon-court. P., 1923), философских статей, часть которых была объединена и вышла одной работой под названием "Науки и Плюрализм" ("Les Sciences et le Pluralisme. P., 1909) и, значительно дополненная, была переиздана в 1936 году. Им написан ряд произведений мемуарного характера ( Memoires de la vie litteraire. L'Academie Goncourt. Les salons. P., 1927; Torches et Lumignons. P., 1921; Portraits et souvenirs. Notices "biographiques de Eobert-Borel Rosny. P. ,194-5; L'Aube du Futur. P., 1917, etc.).

Критики неоднозначно оценивают творчество Рони-старшего, особенно это сказалось в работах, появившихся в конце XIX - на

1 Луначарский А.в. Указ. соч., с.235. чале XX века. Французская буржуазная критика отличается тенденциозностью, отсутствием понимания главной линии развития литературы. Документальность и научность связываются с натурализмом. Сам натурализм подчас рассматривается как одна из форм реалистического отображения процессов и явлений. Отсюда - подмена одного понятия другим. Золя в критике чаще - натуралист, Гонкуры - импрессионисты и т.д.

Уже в первом произведении Рони критики увидели черты представителя натуралистической школы.

Рене Думик* оценивает Рони как ученика и последователя Золя, что проявляется главным образом в научном подходе молодого писателя к проблемам современности: "Культ науки - главное и основное в его творчестве. На этом зиждется вся его эстетическая платформа, - пишет он. - "Нелл Горн", "Марк Фан", "Двусторонний" - эти книги - яркий пример натуралистической школы. Его доисторические 2 романы - это прежде всего романы-документы.

Другого мнения о научности придерживается Эрнест Шарль. Научность Рони "пугает", а употребление научных терминов делает произведение "бесформенной громадой". Однако ".как глубоко он проникает в социальную жизнь и как это обогащает человеческое сердце"3.

В 1908 году в издании "Вестник знаний" была опубликована статья французского критика М.Пуэнсо под названием "Братья Рони

1 Doumic Rene. Les aeunes. P., 1896, p.37.

2 Ibid., p.45.

3 Charle Er. La litterature francaise d'Aujourd'hui. P., 1902, p.170.

- корифеи социального романа во Франции". Указывая на многогранность и многосторонность их творчества, автор отмечает, что "Ро-ни - социальные писатели по преимуществу. Человечество - всегда составляет предмет их мыслей"^".

Начиная с 20-х годов XX столетия делается попытка определить место писателя в литературе реализма. В книге Андре Билли р

Современная французская литература" (выдержавшей в 1929 году третье издание, а затем значительно дополненной в 1956 году) Рони отводится место среди писателей социальной нравоописательной прозы. Автор видит в нем, как и в его коллегах по перу (Л.Декав, П. и В.Маргерит, Ж.Леконт, Г.Гиш, П.Брюла, Ш.Гирш) - продолжателей традиций реалистической литературы, идущей от Гонкуров, Золя, Мопассана, Доде.

Эти выводы поддерживает А.Тибодэ* указывая на то, что нату3 рализм в его произведениях перешел в новое качество .

Если в работе Рене Дюмениля "Реализм" (1936)^ Рони занимает место среди поздних натуралистов, то в другом исследовании этого же автора "Реализм и натурализм" (1955) он - "натуралист в дета

1 Вестник знаний. СПб, 1908, с.49. о

Billy A. La litterature francaise contemporaine. P., 1929; L'epoque contemporaine. - P., 1956. Thibaudet A. Histoire de le litterature francaise du 1789 a nos Jours. - P., 1936, p.407.

4 Dumesnil R. Le Realisme. P., 1936. лях, но не принадлежит натурализму своей эстетикой""''.

В первой части 2-томной "Истории Французской литературы"

Анри Симон усматривает в творческом методе Рони Скак впрочем и многие критики) традиции Э.Золя, но видит эти традиции не только в документальности и научности, но и в левых взглядах, которых больше полувека придерживался Рони - в противовес Бурже и другим его современникам.

Особенно ярко, по мнению Ж.Моога, талант Рони как ученика

Золя проявился в романе "Двусторонний", где близость идей Сочетала ется с методом их воплощения в канву повествования .

Высокую оценку творчеству Рони-старшего дают Густав Жеффруа, писатель, критик, коллега по Академии Гонкуров), Луи Перго^, Хан

5 б

Ринер и другие литературоведы , отметившие работоспособность,

1 Dumesnil R. Le Bealisme et naturalisme. P., 1955,P«337. p

Simon A. Histoire de la litterature francaise au XX siec-le. V. 1. Moog J. Un disciple de M.Zola M.J.-H.Rosny. - La nouvelle revue, t. 82, 1893, p.554-571.

4 Les amis de L.Pergaud.- Bulletin, N 6, 1970, p.8-19; Bulletin N 7, 1971, p.27-29. Cahiers des Amis de Han Ryner, N 3, 3 trimestre, Nouvelle s£rie, 1946, p.4-11; Cahiers des Amis de Han Ryner, Nouvelle se-rie, 1964, N 75, 4e trimestre, decembre, p.8-19; Cahiers des Amis de Han Ryner, Nouvelle serie, 1962, N 66, 3e trimestre, septembre, p.14-17; Cahiers des Amis de Han Ryner, Nouvelle serie,1968,N 90, 3e trimestre, septembre, p.3-13; Cahiers des Amis de Han Ryner.Publication trimestrielle, N 167, 2e trimestre,1971 (Juin),p.10-11.

6 Dorgeles R. Images. P., 1975, p.163-173; Delabroy J. Ecri-ture et histoire sur deux romans de J.H. Rosny aine. Scolies, талант, богатые душевные качества, а также гуманизм, которым проникнуты все его произведения от "Нелл Горн" и "Двустороннего" до "Вамирэх" и "Борьба за огонь".

В 1922 году на страницах журнала "Ревю Мондиаль" в серии "Наши собратья по перу" ( Nos freres de lettres ) мадам Ж.д*Ив-рей обращает особое внимание на творчество своего современника, "которому нет равных по широте и размаху". Анализируя наиболее этапные произведения писателя, она убеждает, что его художественная система, яркая палитра, своеобразный стиль составляет сильную сторону его творчества"^.

Нельзя не согласиться с теми критиками, которые считают,что начиная с 1918 года интерес к творчеству и личности Рони-старшер го заметно упал . А после его смерти (он умер в 1940 г.) о нем, казалось, забыли как читатели, так и издатели. Поэтому, когда одного из издателей спросили, какие произведения пользуются наибольшим успехом, он, называя многие имена, ни разу не упомянул имя Рони. И только вспомнив о нем позднее, издатель сказал, что его "доисторические" романы неоднократно печатались для детского чте3 ния . Подобную ситуацию отмечают Р.Доржелес в статье "Непризнан

N 3-4, 1973-1974, р.99-111. I

D'lvray J. Rosny-ame. Revue mondiale, N 150, 1922, p.394

404. о

Claire-Charles-Geniaux. Amitie et Salons Litt&raires. Les mois Suis, N 67. Octobre, 1944, p.68; Stragliati R. Le prodigieux Rosny. Le Honde, N 9017, 11 Janvier, 1973, p.15.

5 Seej Annales, 1965, N 173, mars, p.45-49. ный гений"''", П.Гёмар в работе с почти аналогичным названием "Ро-р ни-недооценен. Морис Карите в воспоминаниях о Рони-старшем на3 зывает его "гениальным неизвестным. Ж.Б.Кербов пишет: "Рони-старший - забытый романист"^. Причину такого явления журналисты видят в нежелании Рони-старшего себя рекламировать, в недостаточном уровне интеллекта читательской аудитории, в композиции ряда произведений.

Есть и такие критики, которые вменяют автору в вину его "необычайную плодовитость" (107 томов, которые могут сравниться лишь с А.Дюма - 102, Фридериком Сулье - 53 т.), "107т.Рони-старшего отталкивают любителей литературы. Из всех произведений известно 5 одно - "Борьба за огонь .

Наиболее аргументированную причину выдвигает Ж.Б.Кербов, утверждая, что часть читательской аудитории Рони потерял после подписания Манифеста Пяти (17 августа 1887 г.), направленного против роман Э.Золя "Земля". Еще одну часть - после написания романа "Термит" (1889), романа литературных нравов, где выступил беспо

1 Dorgeles R. Un genie m&connu. Les Nouvelles litteraires, 23 fevr. 1956, p.1.6. 2

Goemare P. Rosny, ce meconnu. - Revue generale beige. Bru-xelles, 98.2. fevr. 1962, p.49-55. 3 г

Carite M. Les souvenirs de Rosny. Bulletin de la librairie ancienne et moderne. 1965 mars 5/72, p.72-73. ц.

Kerbow J.B. Rosny, romancier maudit. Revue des sciences humaines, 1967, p.117-124. 5 Speens V/illy de J.H.Rosny, Choix de textes. La table ronde, N 168 (janv. 1962), p.107-108. щадным критиком как по отношению к недругам, так и к друзьям. В этой связи правомерно будет заметить, что "неуспех" зависит и от отношения к нему критиков, от состояния самой критики как науки: во Франции нет ни одного достаточно полного монографического исследования, касающегося писательской деятельности названного автора, работы же общего характера, о которых уже шла речь (к ним можно добавить Жоржа Пелисье "Критические этюды современной лите

I 2 ратуры" , Андре Сальмона "Воспоминания" , Марселя Брауншвига о

Современная французская литература" , Анри Клуара "История французской литературы от символизма до наших дней"^) недостаточно полно выражают сущность его эстетических, философских взглядов. Много внимания уделяется натуралистическим элементам в ущерб реалистическому методу. Трудно порой объяснить, по какому принципу французские исследователи выбирают произведения для анализа; их у Рони свыше ста, а внимание акцентируется обычно лишь на 15-18-ти, чаще всего с занимательной фабулой.

Кроме того, есть и такие моменты творческой биографии Рони-старшего, которые игнорируются вовсе. Это, прежде всего, сочувствие социалистическому движению, а ведь "Revue socialiste" писала еще в 1891 году о существовании группы писателей - Л.Декав, Ж.Ро-ни-старший, А.Февр и др., - посвятивших свою жизнь идеям социализма.

•^Пелисье Ж. Критические этюды современной литературы. - М.:

Изд. кн. скл. Ф.П.Ефимова, 1901. р

Salmon A. Souvenir sans fin. Vol. 2, 1908-1920. Ъ * Braunschwig M. La Lxtterature francaise contemporaxne etudie dans le texte de 1850 a nos jours. P., 1928.

L ,

Clouard H. Histoire de la litterature francaise du symbo-lisme a nos oours« vol. 1, 2, 1952-1953.

-1580-летие Рони широко отмечалось во Франции. За несколько т месяцев до событий "Литературная газета" , комментируя французскую прессу, писала: "За последнее время. все чаще раздаются голоса, поддерживающие кандидатуру на Нобелевскую премию Рони-старшего, президента Гонкуровской академии, которому скоро исполнится восемьдесят лет. Жан-Ришар Блок считает, что все писатели сегодняшнего дня в долгу у Рони. "Мы обязаны ему, - пишет Блок, - некоторыми наиболее живыми формами нашего мышления".

Выпущенный в день рождения Рони номер "Меркюр де Франс", содержал выступления и поздравления литераторов и друзей писателя в объеме почти 40 страниц. В нем приняли участие как известные писатели и ученые: Ж.Дюамель, П.Гемар, А.Доде, отец и два сына Ростана, и др., так и малоизвестные журналисты. Было отмечено, что за полвека литературной деятельности "Рони-старший пленил многие поколения читателей живым воображением. Он подавал и подает пример мужества быть борцом. он. коснулся различных сюжетов, осветил множество проблем. внес огромный вклад во слар ву Академии Гонкуров. .

Сразу после смерти писателя, т.е. в 1940 году, в журнале "Этюды" появилась большая статья Албера Дюбё о Рони-старшем. Журналист с горечью говорит о кончине незаурядного человека и писателя, знакомит с его творческой биографией, останавливается на некоторых моментах эстетики, в частности, отношении Рони к литературе, которая, по его мнению, ". должна решать сложные проб Литературная газета № б (551), 29.Х.35, с.5. 2 х

Hommage a J.H.Rosny-ain&. Hercure de France. 15 fevr., 1956, p.24.

- 16 лемы. опираясь на данные современной науки и философии"^.

Последующие работы юбилейного характера (1956 г. - столетие со дня рождения, 1965 г. - 25 лет со дня смерти) не представляют подчас литературоведческого интереса, во многом повторяют уже известные положения, но все они единодушны в оценке того вклада, о который внес Рони-старший в литературу . Авторы часто сетуют на 3 то, что многое из наследия Рони незаслуженно забыто . Внук писателя - Робер-Борель-Рони, стараясь воскресить интерес читательской аудитории, помогает в издании антологии научной фантастики, которая вышла в Париже и Брюсселе в 1973 г. Книгу подготовил к печати Жан-Батист-Бароньян, снабдив предисловиями к разделам и письмами: Э.Гонкура, А.Доде, Ж.Ренара, А.Жида, Э.Бореля, взятыми из семейного фонда.

Авторы предисловий дают высокую оценку творчества писателя в жанре фантастического романа, противопоставляют его Ж.Верну, считая, что Ж.Верн и его последователи А.Лори (A.Laurie ), Граффини ( Grafini ), Сувестр (Souvestre ), де Робида (de Robida ) и др. "стремились вообразить новое общество, новую технику, новые открытия, новые машины и механизмы, но не новую науку"^. С выводами,

1 ж *

Dubeux A. J.H.Rosny-ame. Etudes, 1940, vol. 242, mars, p. 679.

2 * #

Chronique de la societe des gens de lettres. R.Dorgeles.

J.H.Rosny-aine pour le centenaire de sa naissance. 1956. Janvier-mars. P., p.41-43. Revue des deux mondes, 1/IV, 1965, N 74 * * r

Eosny-aine J.H.Recits de science-fiction. P., 1973- Introduction par Jacques Van. Herp. p.18. к которым приходят авторы статьи, можно спорить*, но интерес к научно-фантастическим произведениям определяет ценность и значимость работ Рони.

Заслугой Робера Бореля Рони является и появление на страницах журнала "Тетради друзей Х.Ринера" писем, речей, статей Рони-2 старшего , а также материалов, связанных с критическими статьями, 3 опубликованными в "Бюллетэн" за 1971 г.

Русские читатели познакомились с книгами Рони почти одновременно с французскими. Еще в 1897 году "Северный вестник" под рубрикой "Письмо из Парижа" отводит много места Гонкуровской Академии, считая, что ".все гонкуровские академики-писатели - реалисты, хотя в числе их попадаются реалисты новейшей формации, например, Поль Маргерит или братья Рони, реализм которых шире, глубже, менее односторонен, нежели грубый натурализм школы Э.Золя^. русская буржуазно-либеральная критика смыкается с французской в вопросе о творческом методе Э.Золя, обвиняя его в грубом натурализме, чаще именно в этом видят влияние Э.Золя на современников,

Подобных взглядов придерживаются: J.-P.Vernier. The S.F. of J.H.Rosny the Elder. Science Fiction Studies. 1975, July, vol. 2, N 2/6, p.156-165; Andre-Gerard-Marabout. Recits de science-fiction de J.H.Rosny-aine. - Le Monde, N 9017, "Janvier", 1974, p.15. 2

See: Cahier des Amis de Han Ryner. Publication trimestri-elle, N 167, 2e trimestre, 1971 (juin), p.10.

See: Bulletin N 7, 1971. Les Amis de Louis Pergaud,p.27-29. Северный вестник, 1897, № 9, с.53. в том числе и на Рони. Но ценность данной статьи состоит в том, что ее автору удалось увидеть существенные особенности таланта писателя: "Все жгучие злобы дня, все социальные философские проблемы, волнующие ум и сердце каждого мыслящего человека, все мотивы скорби нашей бурной переходной эпохи нашли отзвук в романах братьев Рони". И далее: "Среди современных писателей Рони впервые являются научно образованными, философски мыслящими художниками. Мрачная, величественная поэзия современной науки - поэзия научно-философского миропонимания - впервые выделена братьями Рони в их произведениях как элемент художественного творчества""^. И в этом же году Ф.Д.Батюшков в письме к А.П.Чехову от 16 апреля писал: чтобы не задерживать Вашего внимания перехожу прямо к делу: «2 издатель заручился для иностранных отечеств " Cosmopolis1а" сотрудничеством наиболее выдающихся сил на Западе: в "Cosmopolis'е" впервые напечатаны "Moritivi " Зудермана и другие работы, Anatole France, P.Bourget, братья Rosny, P.Hargerit, P.Heyse, Kip3 pling и многие другие уже дали свои лучшие новеллы .

В 1899 г. Энциклопедический словарь (издатели Ф.А.Брокгауз-Лейпциг, И.А.Ефрон - С.-Петербург) представляет Рони как "человека обширных познаний в области философии, экономических и общественных наук.".

Его романы, - пишет о нем "Вестник Европы", - представляют интерес благодаря затрагиваемым вопросам, верным мыслям, а также Северный вестник. Указ. соч., с.55. о

Cosmopolis " - журнал, основанный в 1896 году Ортомансом. Русским отделом заведовал Сыромятников (Сигма).

3 Отдел Рукописей, ГБЛ, ф.331, 36.31а. отдельным удачным в художественном отношении сценам и описаниям"1.

В отличие от периодических изданий, которые чаще всего ограничивались рецензиями на произведения Рони (насколько эти произведения вообще приемлемы для восприятия русского читателя), Ф.Д.Батюшков в своих "Критических очерках и заметках о современниках" говорит о писателе, уже "высказавшем свою индивидуальность, в силу которой он занял самостоятельное место в ряду современных французских авторов среднего поколения. Как и все молодые авторы данного периода, он выделяется новшествами приемов творчества, оригинальностью стиля, своеобразным лексиконом, он колорист и несколько импрессионист, аналитик и психолог, реалист в деталях, но порой пускается в область чистой фантазии". Писатель, который "пытается занять независимое место, как по отношению к чистым эстетикам. . так и к тому течению мыслей, которое приписывается влиянию новой русской литературы и сводится к проповеди смирения р и непротивления злу . Однако критик видит "зависимость", в которой находится Рони, от учения и взглядов именно Достоевского и в о несколько меньшей мере Толстого . Тем самым он подтверждает те выводы французской критики, которая считает, что на рубеже веков французская литература больше получала извне, чем сама давала. Однако нельзя оставить без внимания и другую сторону вопроса - отношение писателя к литературной жизни России.

1 Вестник Европы, 1907, № 7, с.4. р

Батюшков Ф.Д. Критические очерки и заметки о современниках. - СПб, кн. маг. А.Ф.Цинзерлинга, бывш., Мелье и К0, 1902, ч.П, с.53-55.

3 Там же.

Рони-старший с большой симпатией и любовью относился к творчеству и личности Л.Н.Толстого, о чем свидетельствуют имеющиеся в Яснополянской библиотеке книги Рони с дарственными надписями^. Кроме того, Рони по мере возможности вносил свою лепту в популяризацию творчества Л.Н.Толстого во Франции. Так около 1890 года им вместе с И.Павловским была переведена на французский язык "Крейцерова соната".

Известно и отношение Л.Н.Толстого к первым произведениям

Рони. "Он считает "Нелл Горн", "Двусторонний" - особенно последр ний роман - прекрасными произведениями.

Возможно даже, что некоторые произведения Рони были вначале напечатаны в России, а затем во Франции: в фонде рукописей ГБЛ сохранились два письма Рони, датированные апрелем и маем 1910 года. Одно адресовано редактору журнала с просьбой продолжить публикацию его книги. Другое - переводчице Леновой-Педенон, в котором обговариваются условия гонорара. В 1910 году в России действитель

Nell Horn de l'Armee du Salut. P.,1886; Au Maxtre au Compte L.Tolstoi Hommage de profonde admiration (Мэтру, графу Л.Толстому в знак глубокого восхищения. Ж.Рони). "Le Bilateral" ("Двусторонний"). Р., 1887; Au Maxtre au Compte Leon Tolstoi. Hommage de profonde admiration(Мэтру, графу Л.Толстому, с глубочайшим восхищением. Ж.А.Рони). L'Imolation. Р., 1887; En souvenir de la douce et familiale hospitalite de Ясная Поляна", P., novembre 1895 J.E. ("На память о милом и Семеном гостеприимстве в Ясной Поляне, Париж, I ноября 1895 г. Ж.Р.). Последняя надпись дает основания полагать, что Рони посетил Л.Н.Толстого в его имении. 2

Литературное наследство. Толстой и зарубежный мир, кн. 2-я т.75, М., Наука, 1965, с.22. но вышло произведение Рони под названием "Борьба огня". В неопубликованной статье "Пределы фантазии" В.Я.Брюсов высоко оценил "доисторические" романы писателя , а "Борьбу за огонь" назвал превосходным романом^".

Одним из произведений, получивших признание у русской прогрессивной критики, был роман "Красная волна" (1909). Он посвящен синдикалистскому движению, которое во Франции отличалось более высоким размахом и динамичностью, нежели в других странах. Особенно аргументированную оценку дает ему А.В.Луначарский.

Подчеркивая значимость и важность "Красной волны", Луначарский говорит о стремлении ее автора проанализировать "состав этой волны": "он с глубокой симпатией рисует фигуры отдельных вождей, - и если не смягчает уродливых черт физической и нравственной физиономии и быта пролетариев, то никогда не забывает о 2 причинах этих уродств .

Но эти причины "кажутся ему фатальными". Несмотря на имеющиеся недостатки, удачно подмеченные критиком, роман, по его мнению, "представляет собой произведение высокохудожественное, в смысле 3 идейных выводов заслуживает того, чтобы над ним задуматься .

Вторично А.В.Луначарский обращается к "Красной волне" в статье "0 пролетарской литературе", где писателю даются более широкие характеристики, его роман рассматривается в сравнении с книгой Леона Доде "Те кто поднимаются" ("Ceux qui montent" ). Это позволяет автору вписать Рони в литературный процесс, а само произведе Отдел рукописей ГБЛ, ф.386. 53.5. р

Луначарский А.В. Собр. соч. Указ. соч., с.235.

Луначарский А.В. Собр. соч. Указ. соч., с.235. ние рассматривать в лучших традициях французской реалистической прозы.

Своеобразно основная мысль данной книги была прокомментирована на страницах "Вестника Европы"Белоруссов (Алексей Станиславович Белевский) пишет: "Для того, кто вдумчиво читает книгу Рони, становится ясным, что искание страны общего счастья - эта борьба, эта грубая свалка, эта Vague Rouge, идущая снизу - процесс стихийный. Целый общественный класс несет на историческую сцену всю свою неизжитую энергию, все свое желание жить, а не только создавать жизнь для других. Это поток. Он несет с собой все, что историей сброшено на дно, но и все то сильное, здоровое и творческое, что есть в людях, впервые превращающихся из материала иср торического процесса в деятелей истории" . Этой и некоторым другим рецензиям не хватает иногда диалектического подхода, как, впрочем, и самому автору, который не понял до конца противоречий синдикализма.

Хотя в нашей стране в основном положительно оценивается творчество Рони-старшего, было бы ошибочным считать, что литературоведы увидели только достоинства произведений писателя. Больше того, есть ряд рецензий прямо противоположного характера. В журнале "Книгоноша", например, А.Запровская незаслуженно резко критикует уже цитируемый роман "Красная волна", явно не желая понять ни сложности обстановки Франции этого периода, ни мировоззрения Рони. "Герой, - по ее мнению, - удивительно неясен в своих призывах. Он любит проповедовать о социализме и революции, но не знает путей к Луначарский А.В. Собр. соч. Указ. соч., с.235.

2 Вестник Европы, 1910, № 4, с.340. этим идеалам и не умеет вести к ним массу. Рони искренне считает подобного героя достойным всяческого восхваления и слащаво раскрашивает его фигуру. От Рони этого и следовало ожидать. Нашему же читателю его роман покажется натянутым, ложным и отталкивающим своей ходульностью", - заключает критик*.

Ничего удивительного нет в том, что герой не знает путей, по которым нужно вести массу: ведь их не знает и сам автор, - как не знал Золя, ранний Роллан и многие другие прогрессивные писатели. Но он ставит вопрос о необходимости преобразования общества, и это важно!

С еще более резкой рецензией можно познакомиться в журнале "Рабочий писатель" за 1925 год, № 5, где Б.Саломатин считает, что роман "Удивительное путешествие Гертона Айронкестеля" построен по типу наспех состряпанных фельетонов в дешевых газетах.

Ряд неодобрительных замечаний высказали и другие рецензенты.

Знал и ценил книги Рони-старшего А.М.Гррький, а его "доисторические" романы включил в список обязательной литературы для детей. Большой популярностью пользуются эти книги и в наши дни. До2 казательство тому - неоднократное издание их в нашей стране .

Газета "Последние новости" за 1924 год отметила: ".те довольно скудные данные, которыми располагает палеонтология, использованы автором умело и талантливо . Подобные высказывания можно было бы продолжить, так как все, кого так или иначе заинтересовало творчество Рони-старшего, высказывались одобрительно по поводу

1 Книгоноша, 1924, № 35, с.8. р

См. список литературы. о

Последние новости, 1924, № II (89), с.4. названных произведений. В предисловиях к книгам "Борьба за огонь" "Вамирэх", "Пещерный лев" можно заметить стремление их авторов подчеркнуть, что "В отличие от некоторых писателей-современников с их тенденциями принизить человека, выявить в нем низменные инстинкты, сделать слабой, беззащитной пылинкой бытия, - Рони-стар-ший провозглашает идею неуклонного прогресса развития человечества, показывает рождение осмысленных навыков, понятий, чувств.

В людях каменного века Рони-старший показывает благородные человеческие качества: мужество, настойчивость, товарищество, чувство ответственности за судьбу своего племени. Писатель проводит мысль о том, что высшее счастье для человека - бороться и побеждать во имя счастья и блага других людей"*. р

В "Истории французской литературы" упоминается имя Рони-старшего в главах, посвященных развитию французской литературы конца XIX - начала XX века (автор А.Иващенко), развитие романа 60-х, 80-х годов (автор З.Потапова) и, наконец, В.Гальперин освещает наиболее значительные моменты литературной деятельности Рони-старшего, связанные с первым периодом творчества (I886-I9II гг.).

Евг.Брандис в книге "От Эзопа до Джанни Родари" знакомит читателя с циклом романов о первобытном человеке.

Предисловие к роману "Борьба за огонь". - Красноярск, книжн. изд-во, 1976. о

История французской литературы. Указ. соч., т.Ш. о

Брандис Евг. От Эзопа до Джанни Родари. Зарубежная литература в детском и юношеском чтении. - М.: Дет. лит., 1965.

- 25

Имя Рони можно встретить в "Истории зарубежной литературы конца XIX - начала XX века"*, Большой Советской Энциклопедии и р других работах .

Во всех этих статьях имя Рони-старшего ставится в один ряд с писателями критического реализма, подчеркивается социально-критическая направленность большинства его произведений. Ему отводится значительное место среди писателей рубежа веков. т

История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века: Под ред. Л.Г.Андреева. - М.: Изд-во МГУ, 1978.

Писатели Франции о литературе. - М.: Прогресс, 1978.

- 26

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Европы, Америки и Австралии», 10.01.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Европы, Америки и Австралии», Самсонова, Маргарита Викторовна

- 143 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение творчества Рони-старшего, одного из представителей демократической, точнее попюлистской литературы 80-х - 90-х гг. (Л.Декав, П.Маргерит, Ж.Ломбар, Ф.Гра, Б.Малоне, Ш.Л.Филипп и др.) приводит к выводу о том, что его творческое наследие несомненно обогатило французскую литературу рубежа веков.

При всем многообразии тем и проблем, поднятых писателем, неоднозначности решений в них много общего с произведениями его современников,поскольку "у каждого значительного художника своя стихия произрастания, своя неповторимая судьба, единый круг общечеловеческого взаимодействия"(Ч.Айтматов. Правда № 262, 18 сентября 1984 г.).

Литературный путь Рони тесно соприкасался с путями его непосредственных предшественников и современников, реалистов и натуралистов (Гонкуры, Золя, Мопассан, Доде), а также писателей романтического направления (Ламартин, Виньи, Гюго, Мюссе). Он вобрал в себя и опыт европейских писателей, английских и русских (Диккенс, Гиссинг, Достоевский, Л.Н.Толстой). .Многое сближает Рони и с писателями, названными "натуралистами второго поколения" и в этом смысле творческий путь Рони-старшего явление типологическое (П.Бурже, П.Алексис и др.). Но исследование эволюции творческого метода Рони убеждает, что в отличие от некоторых его современников (К.Ж.Гюисманс, Л.Доде), структурной доминантой здесь является реализм, о чем свидетельствуют острый критицизм, реалистическая природа конфликта и характера, постановка остро-социальных проблем в нравоописательных романах "Нелл Горн из Армии Спасения", "Двусторонний", "Марта Баракэн", "Шквалы", "Власть улицы" и др.

- 144

Представляет интерес и своеобразная концепция личности в произведениях Рони. За более чем полувековой период творческой деятельности Рони создал целую галерею образов, в которой определился философский подход к изучению человека от механически детерминированного средой (Нелл Горн, Марта Баракэн) до деятельного героя современности (Франсуа Ружемон). Рони сочувствовал социалистическому движению, но его социалистический идеал носил утопически - реформистский характер. Романы на эту тему "Двусторонний", "Красная волна", "Марк Фан" и др. занимают важное место в творческом наследии писателя.

Художественное творчество Рони свидетельствует об интенсивных тематических и жанровых поисках. Кроме социального - нравоописательного романа1,- писатель обращается к фантастике. Научная фантастика Рони-старшего может быть предметом специального изучения, так как уже в первом произведении "Ксипехузы", написанном за 7 лет до "Машины времени" Г.Уэллса, научно-техническая гипотеза соединяется с социально-философской, что и будет родовым признаком фантастики нового времени.

Рони соединил в своем лице талантливого писателя и ученого, проявившего эрудицию во многих отрослях науки. Так, создавая "доисторические" произведения, Рони выступил как подлинный новатор, использовавший достижения археологической науки и художественный вымысел.

Ставка на высокую нравственность, романтический идеал в структуре метода Рони явление гармонического порядка, так как неприятие буржуазного общества рождает потребность в позитивном идеале, резко расходящемся с традиционным кодексом морали. Особенно сильно проявилась эта тенденция в книгах о "доисторическом"

- 145 человеке, где автор создает новую форму исторического повествования.

Рони-старший относится к тем писателям, деятельность которых отражает диалектику литературного процесса, эпоху сложных эстетических исканий. Путь Рони еще раз доказывает,насколько тесно реализм соприкасался с натурализмом и реализмом.

Злободневной и актуальной представляется идея Рони о нравственном совершенствовании человека, духовном возрождении личности, ее стремления к переустройству мира на справедливых началах, новым отношениям между людьми. Лучшие социальные романы ("Нелл Горн из Армии Спасения", "Красная волна", "Марта Баракэн", "Шквалы"), психологические, "доисторические" ("Борьба за огонь", "Вамирэх", "Пещерный лев"), фантастические ("Ксипехузы", "Навигаторы вселенной" и др.) еще долго будут доставлять читателям радость и эстетическое наслаждение.

Рони обогатил лексику французского языка, показав себя тонким стилистом, мастером диалога, психологом, сложнейшие научные проблемы хотел выразить ясно и доходчиво в художественной форме.

Гуманист, ученый,писатель - таким Рони вошел в историю отечественной и мировой литературы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Самсонова, Маргарита Викторовна, 1984 год

1. Труды классиком марксизма-ленинизма

2. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта. Маркс К.,

3. Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.8, с.115-217.

4. Маркс К. Гражданская война во Франции. Маркс К., Энгельс Ф.

5. Соч., 2-е изд., т.17, с.317-370.

6. Маркс К. Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 гг.

7. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.7, с.5-110.

8. Маркс К. Конспект книги Льюиса Г.Моргана "Древнее общество"

9. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.45, с.227-372.

10. Маркс К. Наброски ответа на письмо В.И.Засулич. Маркс К.,

11. Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.19, с.400-421.

12. Маркс К., Энгельс Ф. Об Англии. М., Политическая литература,1952.

13. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. В 2-х томах. М.: "Искусство", 1976, т.1.

14. Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. 0 религии. М.: Изд. полит.лит-ры, 316 с.

15. Энгельс Ф. Анти Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд.,т.20, с.1-338.

16. Энгельс Ф. Введение к английскому изданию "Развитие социализма от утопии к науке" Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.22, с.294-320.

17. Энгельс Ф. Введение к работе К.Маркса "Гражданская война во

18. Франции". Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.22, с.189-201.

19. Энгельс Ф. Введение к работе К.Маркса "Классовая борьба во- 147

20. Франции с 1848 по 1850 г." Маркс, Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.22, с.529-548.

21. Энгельс Ф. Европейские рабочие в 1877 году. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.19, с.125-146.

22. Энгельс Ф. Роль насилия в истории. Маркс К., Энгельс Ф.

23. Соч., 2-е изд., т.21, с.419-479.

24. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с.486-499.

25. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с.23-178.

26. Ленин В.И. Август Бебель. Ленин В.И. Полн. собр. соч. 5-еизд., т.23, с.363-369.

27. Ленин В.И. Государство и революция Ленин В.И. Полн.собр.соч., 5-е изд., т.33, с.1-120.

28. Ленин В.И. Две тактики социал-демократии в демократической революции Ленин В.И. Полн. собр. соч., 5:-е изд., т.II, с.1-131.

29. Ленин В.И. Дума и утверждение бюджета Ленин В.И. Полн.собр.соч., 5:-е изд., т.15, с.163-166.

30. Ленин В.И. К характеристике экономического романтизма

31. Ленин В.И. Полн. собр. соч., 5-е изд., т.2, с.119-262.

32. Ленин В.И. Империализм как высшая стадия капитализма Ленин В.И. Полн. собр., соч. 5-е изд., т.27, с.299-426.

33. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Ленин В.И.

34. Полн. собр., с.ч, 5:-е изд., т.18, с.7-384.

35. Ленин В.И. Несчастный мир Ленин В.И. Полн. собр. соч., 5-е- 148 -изд., т.35, с.382-383.

36. Ленин В.И. О государстве Ленин В.И. Полн. собр. соч., 5 -еизд., т.39, с.64-84.

37. Ленин В.И. О литературе и искусстве. М.: Худож. лит-ра. 1979.

38. Ленин В.И. Обнищание в капиталистическом обществе. ЛенинВ.И.

39. Полн. собр. соч., 5-е изд., т.22, с.221-222.

40. Ленин В.И. Памяти коммуны Ленин В.И. Полн. собр. соч., 5-еизд., т.20, с.217-222.

41. Ленин В.И. Социализм и религия. Ленин В.И. Полн. собр. соч.,5.е изд., т.12. с.142-147.

42. Ленин В.И. Уроки коммуны Ленин В.И. Полн. собр. соч., 5-еизд., т.16, с.451-454.

43. Ленин В.И. Экономическое содержание народничества и критикаего в книге Г.Струве Ленин В.И. Полн. собр. соч., 5-е изд., т.1, с.347-534.

44. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Изд. полит, лит-ры, 1981,220 с.

45. Материалы Пленума Центрального комитета КПСС 14-15 июня1983. М.: Изд. полит, лит-ры, 1983, 80 с.1. Работы общего характера

46. Андреев Л.Г. Импрессионизм Изд. МГУ, I960. - 246 с.

47. Андреев Л.Г. Сто лет бельгийской литературы. изд. МГУ.1967, с. I4I-I8I.

48. Андреева В.Н. Роман Братьев Гонкур Минск: 1946. (Диссерт.на соиск. уч. степени канд. филолог, наук).

49. Анисимов И.И. Новая эпоха всемирной литературы. Собр. соч.в трех томах. М.: Худож. лит-ра, 1983 382 с.38

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.