Роман Вс. Соловьева "Царь-девица" в контексте авторского и национального мирообраза тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Ляпина, Светлана Митрофановна

  • Ляпина, Светлана Митрофановна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Елец
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 199
Ляпина, Светлана Митрофановна. Роман Вс. Соловьева "Царь-девица" в контексте авторского и национального мирообраза: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. Елец. 2014. 199 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Ляпина, Светлана Митрофановна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ

ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ЖАНРА

§ 1. Эволюция исторического романа в контексте культурного и

художественного сознания

§ 2. Исторический роман как теоретическая проблема

Глава 2. РОМАН ВС. СОЛОВЬЕВА «ЦАРЬ-ДЕВИЦА» В НАЦИОНАЛЬНОМ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ

§ 1. Роман «Царь-девица» и развитие русской научно-

исторической и философской мысли XIX века

§ 2. «Царь-девица» Вс. Соловьева и образ царевны Софьи в художественной прозе второй половины XIX века

§ 3. Репрезентация европейских и русских культурных тенденций в романе «Царь-девица»

3.1. Отражение литературных традиций в заглавии романа

3.2. Мифопоэтические мотивы в романе

3.3. Концепция сиротства в романе Вс.С. Соловьева «Царь-девица» как культурный феномен

Глава 3. ПОЭТИКА И СТИЛИСТИКА РОМАНА «ЦАРЬ-ДЕВИЦА»

КАК ОТРАЖЕНИЕ АВТОРСКОГО МИРООЬРАЗА

§1. Художественные особенности портрета царевны Софьи в романе «Царь-девица» в контексте исторической и культурной традиций

§2. Символика образов романа

Заключение

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роман Вс. Соловьева "Царь-девица" в контексте авторского и национального мирообраза»

ВВЕДЕНИЕ

К числу наиболее актуальных проблем современного литературоведения, в то время, когда общественный интерес к прошлому достиг своей наивысшей точки, относится изучение и оценка исторической романистики конца XIX века, периода острых дискуссий и споров о роли России в мировой истории, о судьбе реформаторов и будущем страны. Обращаясь к ярким сюжетам русской истории, писатели через призму исторического восприятия стремились дать оценку современным им событиям и явлениям, и в этой связи каждое историческое произведение приобретало дополнительный аллюзивный характер и становилось объектом пристального внимания читателей и критиков.

Несмотря на то, что в эти годы по-прежнему переиздавались классические исторические произведения A.C. Пушкина, Н.В. Гоголя, Н.М. Загоскина, И.И. Лажечникова, A.A. Бестужева и других, к ним относились как к явлениям давно ушедшей эпохи, а «новое время требовало уже иных форм, идей, разнообразия жанровых функций»1.

На волне популярности исторического жанра, в конце XIX века помимо произведений классиков, появилось большое количество беллетристической литературы - исторических романов Е.П. Карновича, П.В. Полежаева, Д.Л. Мор-довцева, Г.П. Данилевского, Вс.С. Соловьева, Е.А. Салиаса, М.М. Филиппова, Д.С. Дмитриева и других. Большинство этих произведений были рассчитаны на массового читателя и отличались простотой образов, прямолинейностью сюжета, нравоучительной риторикой.

Среди большого числа исторических произведений в общей массе беллетристики последней четверти XIX века своеобразием авторского и национального мирообраза выделяются романы Всеволода Сергеевича Соловьева (18491903).

Этот писатель, не скрывавший своих монархических убеждений, не изучался советскими литературоведами, относящими его к числу массовых, второстепенных авторов, идеологически чуждых и художественно слабых и, таким образом, он оказался «отодвинутым» на второй план, а позднее - совсем забы-

1 См.: Рубакин H.A. Этюды о русской читающей публике // Рубакин H.A. Избранное: в 2 т. М., 1975. Т. 1. С. 212.

тым. Своеобразный «приговор» Вс. Соловьеву на Первом всесоюзном съезде советских писателей в 1934 году вынес А.М. Горький, назвавший его представителем «мещанской литературы». Горький противопоставил Вс. Соловьева представителям «критического реализма», признанным советским литературоведением, - A.C. Грибоедову, Н.В. Гоголю, А.П. Чехову \

С 1917 по 1990 годы произведения Вс. Соловьева не печатались в России. Его имя не упоминалось в учебниках, справочниках, словарях. Исключение составляют Библиографический указатель «История русской литературы XIX в.» под редакцией К.Д. Муратовой и «Краткая литературная энциклопедия» под редакцией М.И. Андреевской2. Только в указателе К.Д. Муратовой приводятся краткие сведения об издании сочинений Вс. Соловьева, о биографических и критических материалах о нем. Несколько писем Вс. Соловьева к Ф.М. Достоевскому можно обнаружить в книге «Достоевский Ф.М. Письма» (1934) .

В 90-е годы XX века, на волне демократических преобразований и увлечения читателей русской историей вновь пробудился интерес к дореволюционной массовой исторической литературе, дававшей ответы на некоторые острые вопросы современности. За период с 1990 года по настоящее время сочинения Вс. Соловьева выдержали более пятидесяти изданий.

Не смотря на утвердившееся в литературоведении XX века мнение о том, что «в контексте развития массовой литературы конца XIX столетия традиционный исторический роман с его установившейся поэтикой и стилистикой начинал уходить в прошлое»4, многочисленные издания исторической прозы Вс. Соловьева вызвали интерес исследователей, обратившихся к анализу некоторых его произведений. Однако, в процессе изучения оказалось очевидным, что наследие

1 Горький A.M. Советская литература // Собрание сочинений: в 30 т. М., 1953. Т. 27. С. 311. Еще раньше в статье 1930 года «О литературе» A.M. Горький высказался более категорично: «В прошлом, в старой литературе, - слащавые, лубочные сочинения Загоскина, Масальского, Лажечникова, А.К. Толстого, Всеволода Соловьева и еще кое-что, столь же мало ценное и мало историческое». (Горький A.M. Собрание сочинений: в 30 т. М., 1953.Т. 25. С. 254). *) __

" История русской литературы XIX века: Библиографический указатель. М.; JL, 1962; Андреевская М.И. Краткая литературная энциклопедия. М., 1972.Т.7.

3 Достоевский Ф.М. Письма. M.-JL, 1934. Т. Ш. С. 298-300.

4 Петров С.М. Русский исторический роман XIX века. М., 1964. С. 433.

Вс. Соловьева не укладывается в рамки массовой литературы, оно гораздо богаче, шире и многограннее.

В настоящее время в отечественной науке назрела насущная необходимость в переоценке творчества «забытых» писателей XIX века, в определении их места в развитии литературного процесса эпохи, их влияния на литературу последующих поколений. На наш взгляд, это связано с тем, что современное общество переживает процесс переосмысления истории Российского государства, его культуры и, в частности, литературы. Происходит возвращение забытых имен, «потерянных» произведений, меняется понимание и оценка классических, широко изученных и малоизвестных текстов. Решению этих задач в значительной степени способствует изучение творческого наследия Вс.С. Соловьева.

Несмотря на то, что Вс. Соловьев активно переиздается в наши дни и признан «интересным и искренним» писателем, современная литературоведческая наука уделяет его творчеству недостаточно внимания. До сих пор не существует полного научного собрания сочинений романиста. Остается не до конца определенной и его связь с предшествующим и последующим этапами русской литературы, нет однозначных выводов о месте творчества Вс. Соловьева в литературном процессе конца XIX века, не изучено своеобразие поэтики и стилистики большинства его романов.

В немногочисленных исследованиях романы Вс. Соловьева и других «второстепенных» писателей конца XIX века в настоящее время изучаются обзорно, в общем контексте эпохи. При этом преимущественное внимание уделяется характеру и качеству историзма их произведений. До сих пор не все произведения писателя подверглись литературоведческому и культурологическому анализу, а в уже изученных текстах остались за рамками исследования многие важные проблемы и аспекты:недостаточно глубоко подвергнуты рассмотрению мировоззрение писателя, проблемы соотношения факта и вымысла, прототипов его героев, влияния на его творчество предшествующей литературной, философской и духовной традиций, жанровая специфика и художественное своеобразие романов. Слабо изучены аксиологические и нравственные аспекты наследия Вс.С. Соловьева.

Таким образом, актуальность нашего обращения к творчеству Вс. Соловьева обусловлена, с одной стороны, повышенным вниманием к его наследию

сегодня, с другой - недостаточной изученностью произведений писателя. Взятый нами для исследования роман «Царь-девица» еще не был предметом отдельного изучения. Некоторые аспекты его поэтики, такие, как символика женских имен, христианские и пушкинские традиции рассматривались в диссертационных исследованиях С.А? Васильевой, Е.В. Никольского, A.B. Лексиной и в нескольких статьях в периодических изданиях Однако, это произведение заслуживает большего внимания, поскольку в специфике авторского мирообраза, отраженного в романе, нашли воплощение философские, религиозные, исторические, политические взгляды писателя, проявились характерные особенности его художественного стиля.

Степень исследованности проблемы

Исследователи обратились к изучению произведений Вс. Соловьева почти одновременно с их появлением в печати. В последнее десятилетие XIX -началеХХ века о творчестве Вс. Соловьева появилось достаточно много отзывов. Не говоря уже о скандале по поводу книги о Е.П. Блаватской, произведения Соловьева вызывали живой интерес у критиков и литературоведов. При этом отношение к его творчеству было весьма противоречивым. Такие авторы, как К.П. Медведский, A.A. Измайлов, К. Петров и другие, посвятили анализу творческого пути Вс. Соловьева весьма положительные статьи, очерки, предисловия к изданиям его книг 2. Другие старались не замечать его произведений или высказывали о них резкие суждения. Например, критик и историк русской литера-

1 Васильева С.А. Творчество Вс.С. Соловьева и проблемы массовой литературы: дис. ... док.филол. наук. Тверь, 2009; Никольский Е.В. Романы Всеволода Соловьева: осмысление истории, поэтика жанра: дис. ... канд. филол. наук. Москва, 2008; Лексина A.B. Историческая проза Вс. Соловьева (генезис и поэтика): дис. ... канд. филол. наук. Коломна, 1999. Статьи: Васильева С.А. Символика имени в романе Вс.С. Соловьева «Царь-девица» //Историко-литературный сборник. Тверь, 2002. Вып. 2. С. 131-143; Васильева С.А. Христианские традиции в романе Вс.С. Соловьева «Царь-девица» // История литературы как филологическая проблема. Сборник научных статей. СПб., 2006. С. 143-147; Шерман Е. Исторический роман Вс. Соловьева «Царь-девица» и пушкинская традиция // Пушкин и русская культура. М., 1998. С. 100-105.

2 Медведский К. П. Один из наших Вальтер-Скоттов // Наблюдатель. 1894. № 2. С. 187-199. Измайлов А. Писатель-мист конца века. (Встречи с B.C. Соловьевым) // Биржевые ведомости. 1903. № 526. 24 окт. С. 2-3; Петров К. Вс.С. Соловьев // Исторический вестник. 1901. № 5. С. 698-710.

туры А.М. Скабичевский в своем обзоре русской литературной жизни конца XIX века уделяет Вс. Соловьеву всего несколько строк, называя его представителем лубочного исторического романа 1.

Напротив, А. Измайлов в своей книге мемуаров и эссе «Литературный олимп» ставит его в один ряд с Л.Н. Толстым, Ф.М. Достоевским. Критик так объясняет свой выбор: «...у всех этих имен есть или был свой час настоящего успеха. За всеми ими неотрицаема своя доля просветительного влияния. Все они способны интересовать как писатели и люди. Все они вписывают свою страницу в наши летописи» 2.

Самой авторитетной и обстоятельной статьей о биографии Вс. Соловьева дореволюционного периода считается предисловие П.В. Быкова, предваряющее полное собрание сочинений писателя 3. Большинство позднейших исследователей в той или иной мере черпали сведения о творчестве романиста именно из этой статьи, в которой приводится подробное описание жизненного пути Вс.С. Соловьева, дается обстоятельный анализ всех значительных произведений писателя.

В советский период произведения Вс. Соловьева не были предметом изучения. Исследовательский интерес к творчествуВс.С. Соловьева отчетливо обозначился лишь в конце XX века. Вслед за переизданиями его произведений в 90-х годах XX столетия появились и первые литературоведческие работы о его творчестве. За период с 1990 по 2013 годы защищены три диссертации 4, изданы несколько монографий, ряд статей в научных сборниках и периодических изданиях, появились многочисленные предисловия к книгам писателя 5.

'Скабичевский А.М. История новейшей русской литературы. СПб., 1897. С. 352-353.

2 Измайлов А. Литературный Олимп. М., 1911. С. 3.

3 Быков П.В. Вс.С. Соловьев. Его жизнь и творчество. // Соловьев Вс. Полное собрание сочинений. Пг., 1917. Кн. 1. С. 3-62.

4 Лексина A.B. Историческая проза Вс. Соловьева (генезис и поэтика): дис. ... канд. филол. наук. Коломна, 1999; Никольский Е.В. Романы Всеволода Соловьева: осмысление истории, поэтика жанра: дис. ... канд. филол. наук. М., 2008; Васильева С.А. Творчество Вс.С. Соловьева и проблемы массовой литературы: дис. ... док.филол. наук. Тверь, 2009.

5 Сахаров А.Н. Исторический мир Всеволода Соловьева // Вс. Соловьев. Жених царевны. М., 1994. С. 3-7; Васильева С.А. Беллетристика Вс. С. Соловьева. Тверь, 2009; Никольский Е.В. Роман Всеволода Соловьева «Княжна Острожская»: проблемы имагологии и идеологии.

Проблематика исследований по творчеству Вс. Соловьева достаточно разнообразна, но большинство исследователей уделяет основное внимание исторической прозе и роману-пенталогии «Хроника четырех поколений». В работах указанных исследователей рассматриваются особенности поэтики исторических романов, пушкинские традиции в них, прототипы некоторых персонажей \ Несколько статей посвящены мистико-культурологическому аспекту и истории сложных взаимоотношений писателя и главы Теософского общества Е.П. Бла-ватской 2.

Один из исследователей творчества писателя A.B. Лексина в работе, посвященной Вс. Соловьеву, ставит перед собой задачи «выявления генетических связей художественной системы Вс. Соловьева с отдельными произведениями русской и зарубежной прозы XIX века и анализа особенностей его поэтики в

о

контексте литературного процесса 70-х-90-х гг. XIX в.» . По мнению A.B. Лек-синой: «Историческая проза Вс. Соловьева представляет интерес как оригинальное и своеобразное явление в литературном процессе... и наряду с произведениями других исторических романистов вносит качественные изменения в развитие канонов русской исторической прозы» 4.

Тверь, 2012; Никольский Е.В. Семейная хроника в творчестве Всеволода Сергеевича Соловьева. Тверь, 2012 и др.

1 Лексина-Цыдендамбаева A.B. Пушкинские традиции в исторической прозе Всеволода Соловьева // Художественный текст и культура: материалы и тез.докладов на межд. конференции. Владимир, 1999. С. 27-29; Ефимов Е.В. Об историческом прототипе священника Николая из мистической дилогии Вс. С. Соловьева // Малоизвестные страницы и новые концепции истории русской литературы XX века. М., 2006. Вып. 3. Ч. 2. С. 17-23; Скрыльник А. История России в романах Всеволода Соловьева // Соловьев Вс.С. Собрание сочинений: в 8 т. М., 1996. Т.1. С. 5-8 и др.

"Левандовский А. Роман с «феноменами»: Елена Петровна Блаватская и Всеволод Соловьев // Знание-Сила. М., 2001. № 6. С. 116-127; Мельников С. Всеволод Соловьев и Владимир Соловьев о Блаватской и теософии // Грани эпохи. 2000. № 1. [Электронный ресурс]; Никольский Е.В. Вс. Соловьёв и Е. Блаватская // Утренняя заря. Молодежный литературный альманах. М., 2006. С. 91-99 и др.

3 Лексина A.B. Историческая проза Вс. Соловьева (генезис и поэтика): дис. ... канд. филол. наук. Коломна, 1999. С. 8.

4 Там же. С. 9.

Обращают на себя внимание работы известного историка, академика А.Н. Сахарова о Всеволоде Соловьеве \ В статье, помещенной в журнале «Вопросы истории», подробно рассматриваются особенности жизненного и творческого пути Вс. Соловьева . А.Н. Сахаров с теплотой отзывается о личности писателя, говорит о нравственных основах его творчества, об особенностях изложения писателем исторического материала: «Его романы - это прикосновение к такому далекому, но удивительно яркому миру русской истории ХУ1-Х1Х веков, полному значительных характеров, сильных страстей, благородных порывов и злой воли. Соловьев просто и доверительно ведет читателя по причудливым лабиринтам родной истории, он учит любить эту историю, которую нам открывает, помогает сопоставить ее с прошлым других стран» . По мнению историка, творчество Вс.С. Соловьева, пережив взлет популярности при жизни писателя, не утратило своей привлекательности и в наше время.

Литературное наследие Вс. Соловьева сегодня активно исследуется С.А. Васильевой, которая своих работах анализирует различные аспекты его творчества4. Отдельное место С.А. Васильева уделяет изучению редакционно-издательской деятельности писателя в журнале «Север» и серии «Народные чтения» 5. По мнению С.А. Васильевой, редакционно-издательская деятельность Вс. Соловьева, интересная и содержательная сама по себе, является иллюстрацией

1 Сахаров А.Н. Возвращение Всеволода Соловьева // Соловьев Вс. С. Капитан гренадерской роты: Романы. М., 1991. С. 5-20; Сахаров А.Н. Исторический мир Всеволода Соловьева // Соловьев Вс. Жених царевны. Касимовская невеста: Ист. романы. М., 1994. С. 3-10 и др.

■у

~ Сахаров А.Н. Историческая сага Всеволода Соловьева // Вопросы истории. 2003. № 9. С. 74107.

3 Там же. С. 75.

4 Васильева С.А. Беллетристика Вс. С. Соловьева. Тверь, 2009; Васильева С.А. Символика имени в романе Вс.С. Соловьева «Царь-девица» // Историко-литературный сборник. Тверь, 2002. Вып. 2. С. 131-143; Васильева С.А. Французская революция в изображении Вс. Соловьева // Историко-литературный сборник. Тверь, 2002. Вып. 3. С. 56-75; Васильева С.А. Проблемы экологии в «Хронике четырех поколений» Вс. Соловьева // Дары природы и плоды цивилизации: Экологический альманах. Тверь, 2003. С. 63-70 и мн. др.

5 Васильева С.А. Редакционно-издательская деятельность Вс.С. Соловьева. Тверь, 2007; Васильева С.А. Проблемы народного чтения в трактовке Вс.С. Соловьева // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. 2009. № 30 (168). Вып. 35. С. 167-172 и др.

процессов, которые происходили в литературе в конце XIX века. В читательской среде появлялись новые, не «образованные», а всего лишь «грамотные» читатели, которые обусловливали изменение в редакторской политике журналов того времени \

Итогом многолетней работы С.А. Васильевой стала защита докторской диссертации «Творчество В с. С. Соловьева и проблемы массовой литературы» . В своей работе С.А. Васильева поставила цель комплексно изучить литературную деятельность Вс.С. Соловьева на фоне развития русской литературы XIX — начала XX вв. В центре ее внимания в основном популярные исторические произведения писателя, а также их связь с творчеством крупнейших писателей XIX века, прежде всего, Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. Также С.А. Васильева большое значение уделила издаваемому Вс. Соловьевым журналу «Север» (1888—1891) и изучению книг редактируемой им серии «Народная книга» и провела исследование литературной продукции писателя, пытаясь выяснить причины успеха его произведений. В итоге, исследовательница пришла к выводу, что причина успеха Вс. Соловьева у читателей объясняется «точным попаданием в определенную культурную парадигму» его произведений, что в целом связанно с процессом демократизации литературы в конце XIX - начале XX вв. и развитием массовой литературы 3.

В 2008 году представил кандидатскую диссертацию о романах Вс. Соловьева Е.В. Никольский, который определил целью свой работы изучение исторические произведения писателя в их культурологическом аспекте 4. Проведя комплексное исследование исторической прозы писателя, ученый обозначил, что «в работе был предпринят целостный анализ многогранной проблематики и определены жанровые особенности девяти романов Вс. Соловьева» 5.

1 Васильева С.А. Редакционно-издательская деятельность Вс.С. Соловьева: монография. Тверь, 2007. С. 118.

2 Васильева С.А. Творчество Вс.С. Соловьева и проблемы массовой литературы: дис. ... док.филол. наук. Тверь. 2009. 343 с.

3 Там же. С. 38.

4 Никольский Е.В. Романы Всеволода Соловьева: осмысление истории, поэтика жанра: дис. ... канд. филол. наук. М., 2008.

5 Там же. С. 14.

Достоинством работы Е.В. Никольского является привлечение малоизвестных архивных документов, а также попытка сопоставления сюжетов произведений Вс. Соловьёва с документальными источниками. Исследователь особое внимание уделил вопросу формирования творческого сознания Вс. Соловьёва. Им была предпринята попытка определить связь писателя с отдельными философскими, духовными и религиозными аспектами европейской культуры. По нашему мнению, стремление ученого дать новое содержание понятию «исторический роман», заслуживают особого внимания.

В 2012 году Е.В. Никольский издал монографию о романе Вс. Соловьева «Княжна Острожская» 1. В ходе анализа первого романа писателя ученым были выявлены расхождения между документальными материалами и изложением событий в романе и выдвинута гипотеза, что искажения исторической фактуры были вызваны неприязнью Вс. Соловьева к католичеству и желанием создать занимательную интригу в произведении. В этом же году вышла книга Никольского «Семейная хроника в творчестве Всеволода Сергеевича Соловьева», посвященная специфике особого типа прозы - семейной хроники, в которой подробно проанализированы художественное своеобразие, историко-литературный и философско-религиозный контексты пенталогии В с. С. Соловьева «Хроника четырех поколений»2.

Исследуемый нами роман «Царь-девица» был издан в 1878 году в журнале «Нива». Несмотря на то, что со времени первой публикации прошло много лет, «Царь-девица» все еще остается слабоизученным произведением. В этой связи можно отметить статью Е. Шерман, в которой исследуются пушкинские традиции в этом произведении . Интересна также работа С.А. Васильевой, посвященная символике имени в романе 4. В докторской диссертации С.А. Васильева рассматривает нравственно-этические аспекты этого романа и делает выводы,

1 Никольский Е.В. Роман Всеволода Соловьева «Княжна Острожская»: проблемы имагологии и идеологии: монография. Тверь, 2012.

2 Никольский Е.В. Семейная хроника в творчестве Всеволода Сергеевича Соловьева: монография. Тверь, 2012.

3Шерман Е. Исторический роман Вс. Соловьева «Царь-девица» и пушкинская традиция // Пушкин и русская культура. М., 1998. С. 100-105.

4 Васильева С.А. Символика имени в романе Вс.С. Соловьева «Царь-девица» // Историко-литературный сборник. Тверь, 2002. Вып. 2. С. 131-43.

что: «...преступление не только не может быть оправдано никакими благими целями, но и само преступление во имя великой цели невозможно, за этим обязательно скрывается обман» \ В диссертации Е.В. Никольского «Царь-девица» характеризуется как «нравоописательный роман»2. Это определило методику исследования и выводы ученого. Е.В. Никольский смысл романа видит в «трагическом конфликте между личностью, стремящейся к счастью, и социальными и религиозными предрассудками эпохи» 3. В подтверждение этого тезиса автор приводит мнение биографа Вс. Соловьева А.И. Измайлова о том, что «особенно чаровали писателя русские женщины, которых обстоятельства, происхождение и бессмысленные условия неустроенной русской жизни сделали своею жертвой, разбив и разрушив их счастье» 4. Представленный здесь обзор работ свидетельствует, что роман «Царь-девица» еще недостаточно изучен, многие аспекты и проблемы его поэтики не затронуты отечественными литературоведами и требуют всестороннего комплексного изучения.

Объектом нашего исследования является роман Вс. Соловьева «Царь-девица», а предметом - особенности поэтики в контексте авторского и национального мирообраза, отраженные в этом романе.

Целью нашей работы является комплексное исследование историософского, культурного и художественного аспектов исторического романа «Царь-девица» в их связи с национальным и авторским мирообразами.

Исходя из поставленной цели исследования, нам необходимо решить следующие задачи:

1. Обозначить и рассмотреть основные историко-теоретические аспекты и проблемы жанра исторического романа в контексте эволюции культурного и художественного сознания.

2. Включить роман «Царь-девица» в историософский контекст эпохи, установив источники, послужившие Вс. Соловьеву исторической основой, а также характер их использования и принципы интерпретации.

1 Васильева С.А. Творчество Вс.С. Соловьева и проблемы массовой литературы: дис. ... док.филол. наук. Тверь. 2009. С. 60-61.

2 Никольский Е.В. Романы Всеволода Соловьева: осмысление истории и поэтика жанра: дис. ... канд. филол. наук. М., 2006.

3 Там же. С. ИЗ.

4 Там же. С. 114.

3. Определить место и значение романа «Царь-девица» в контексте художественной исторической прозы конца XIX века.

4. Исследовать репрезентацию европейских и русских культурных тенденций в романе «Царь-девица» (мифопоэтических, фольклорных, литературных, религиозно-философских).

5. Проанализировать некоторые особенности поэтики и стилистики романа (портрет, символику образов), отражающие авторский мирообраз.

Научная новизна. Данная работа представляет собой одну из первых попыток комплексного, всестороннего анализа романа «Царь-девица» в преемственной взаимосвязи авторского и национального мирообразов, что позволяет проследить процесс эволюции историософской мысли в творчестве Вс.С. Соловьева.

Впервые выявляются научно-исторические источники, повлиявшие на формирование творческого сознания Вс. Соловьёва, а также показывается связь художника с философскими, духовными и религиозными аспектами русской культуры последней трети XIX века. В научный оборот вводятся ранее не исследованные архивные источники: документы, дневники, черновики Вс.С. Соловьева, находящиеся в РГИА (Санкт-Петербург).

Впервые исследована поэтика романа, отражающая культурно-исторические интенции автора, что позволяет дать более объективную оценку творчества писателя, включив его в культурную парадигму эпохи. Роман «Царь-девица» также впервые рассматривается в единстве литературных и фольклорных традиций.

Теоретическая значимость работы заключается в комплексном изучении романа «Царь-девица», определении его места в творчестве писателя и в истории русской литературы XIX века. Также представлен материал, позволяющий обогатить и конкретизировать научное представление о жанровой и национальной специфике исторического романа.

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования можно использовать в разработке учебных программ по истории русской литературы XIX века, по истории жанра исторического романа. Работа будет полезна для написания обобщающих трудов по истории русского историче-

ского романа, а также работ, связанных с изучением русской культуры конца XIX - начала XX веков.

Методологической основой нашего исследования послужили историко-культурный, сравнительно-исторический, герменевтический методы. В работе применяется методика целостного анализа, позволяющего раскрыть содержательность формы, смысловую наполненность художественной структуры. Исследование и интерпретация любого исторического романа ориентированы также на системно-типологический, историко-функциональный, структурно-семиотический и биографический методы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ляпина, Светлана Митрофановна, 2014 год

Список литературы

1. Андреевская, М.И. Соловьев Вс. / М.И. Андреевская // Краткая литературная энциклопедия; гл. ред. A.A. Сурков. - М.: Советская энциклопедия, 19621978. Т. 7: «Советская Украина» - Флиаки. - 1972. - Стб. 56.

2. Аристов, Н. Московские смуты во время правления Софьи Алексеевны / Н. Аристов. - Варшава : В тип. Варшавского учебного округа, 1871. - 314 с.

3. Бальзак об искусстве / сост. В. Р. Гриб. - M.-JL: Искусство, 1941.-528

с.

4. Бальзак О. Собрание сочинений: в 24 т. / Оноре Бальзак[сост. Д.Д. Об-ломиевский]. - М.: Правда, 1960.

5. Бахтин, М.М. Эпос и роман / М.М. Бахтин. - СПб.: Азбука, 2000. - 304

с.

6. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М.: Искусство, 1986. - 424 с.

7. Белинский, В.Г. Взгляд на русскую литературу / В.Г. Белинский. - М.: Современник, 1988.

8. Белинский, В.Г. Разделение поэзии на роды и виды / В.Г. Белинский // Полное собрание сочинений: в 13 т. М. : Изд-во АН СССР, 1953-1959. Т. 5. 1954. С. 7-68.

9. Беляев, Ю. Любимец читающей России / Ю. Беляев // Евгений Салиас. Сочинения: в 2 т. [вст. ст., сост. и коммент.Ю. Беляева]. - М. : Художественная литература, 1991. - Т. 1. Историческая проза. - 541 с.

10. Бердяев, H.A. Судьба России / H.A. Бердяев. - М. :Эксмо-пресс, 1998. - 735 с.

11. Берс, С.А. Воспоминания о графе Л. Н. Толстом / С.А. Берс // Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников: в 2 т. / Ред. С. А. Макашин. - М.: Художественная литература, 1978. - Т. 1. - С. 174-193.

12. Бестужев (Марлинский), A.A. Взгляд на русскую словесность в течение 1824 иначале 1825 года / Бестужев A.A. (Марлинский) // Сочинения: в 2 т., Т. 2.-М„ 1958. С. 547-558.

13. Благой, Д. Исторический роман / Д. Благой // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2 т. - М.; Л.: Изд-во Л.А. Френкель, 1925. Т. 1. А-П. - Стб. 335-342.

14. Богданов, А.П. Царевна Софья и Петр. Драма Софии / А.П. Богданов. - М.: Вече, 2008. - 352 с.

15. Брикнер, А.Г. История Петра Великого: в 2 т. / А.Г. Брикнер. - СПб.: издание A.C. Суворина, 1882. - 368, 369-686 с.

16. Быков, П.В. Вс. С. Соловьев. Его жизнь и творчество / П.В. Быков // Соловьев Вс. Собр. соч., кн. 1. - Пг.: Издательство П.П. Сойкин, 1917. С. 3-62.

17. Валишевский, К.Ф. Петр Великий / К.Ф. Валишевский. - М.: Квадрат, 1993.-448 с.

18. Варфоломеев, И.П. Типологические основы жанров исторической романистики / И.П. Варфоломеев. - Ташкент: Фан., 1979. - 168 с.

19. Васильева, С.А. Журнал «Север» под руководством Вс.С. Соловьева [Электронный ресурс] / С.А. Васильева // Русский журнал. НЛО. - 2007. - № 87. - Режим доступа: http://magazines.mss.ru/ 25(02) 2010.

20. Васильева, С.А. Редакционно-издательская деятельность Вс. С. Соловьева: монография / С.А. Васильева. - Тверь: Марина, 2007. - 206 с.

21. Васильева, С.А. Символика имени в романе Вс.С. Соловьева «Царь-девица» / С.А. Васильева // Историко-литературный сборник. Тверь, 2002. Вып. 2. С. 131-143.

22. Веселовский, А.Н. Историческая поэтика / А.Н. Веселовский. - М.: Высшая школа, 1989. - 406 с.

23. Волков, А. Очерки русской литературы конца XIX и начала XX века / А. Волков. - М.: Художественная литература, 1955. - 564 с.

24. Володихин, Д. Исторический роман, потерянный и возвращенный / Д. Володихин // Москва. - 2008. - № 7. - С. 169-180.

25. Всеволод Соловьев. Стихи. [Электронный ресурс] // Поэзия Московского университета. - Режим доступа: http://poesis.ru/ 21(10)2010.

26. Галанов, М.М. Федор Шакловитый / М.М. Галанов // Вопросы истории. - 1991. - №3. - С.155-160.

27. Гаспаров, M.JI. Михайлов А.Д. Историческая проза / M.JI. Гаспаров, А.Д. Михайлов // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. A.A. Сурков. -М.: Советская энциклопедия, 1962-1978. Т. 3: Иаков-Лакснесс. - 1966. - Стб. 230-233.

28. Гегель, Г. В. Ф. Эстетика: в 4 т. / Г.В.Ф. Гегель. - М. : Искусство, 1968-1973. Т. 3. 1971.С. 369-370.

29. Тендерные стереотипы в меняющемся обществе. Опыт комплексного социального исследования. - М.: Наука, 2009. - 272 с.

30. Герлован, О. К. О жанре и литературных источниках «Царь-девицы» Г. Р. Державина / О. К. Герлован // Г. Р. Державин и русская литература. М. : ИМЛИ РАН, 2007. - С. 169-179.

31. Гнедич, П.П. Книга жизни. Воспоминания. 1855-1918 / П.П. Гнедич - М. : Аграф, 2000. - 368 с.

32. Головин, К.Ф. (Орловский) Русский роман и русское общество / К.Ф. Головин. - 2-е изд. - СПб. : Изд-во А.Ф. Маркса, 1899. - 520 с.

33. Горбатов, М. А. Фольклоризм русского исторического романа рубежа 1820-1830-х годов: М. Н. Загоскин и Н. А. Полевой: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Горбатов Михаил Александрович. - Саратов, 2009. - 291 с.

34. Гримберг, Ф. Исторический роман в ситуации кризиса национальных утопий // НЛО. - 2005. - № 2. - С. 330-336.

35. Гумилев, Л.Н. Древняя Русь и Великая степь / Л.Н. Гумилев. - М. :Рольф, 2001.-768 с.

36. Данилевский, Н. Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому / Н.Я. Данилевский. - СПб.: Глагол, 1995. - 552 с.

37. Державин, Г.Р. Полное собрание стихотворений / Г.Р. Державин. - Л. : Советский писатель, 1957. - 469.

38. Доманский, Ю.В. Смыслообразующая роль архетипических значений в литературном тексте: пособие по спецкурсу / Ю.В. Доманский. - Тверь, 2001.-94 с.

39. Дудина, Т.П. «Русская идея» как историсофская основа русской исторической драматургии XIX века / Т.П. Дудина // Вестник Елецкого государственного университета. - Елец : ЕГУ им. И.А. Бунина, 2007. - Вып. 14. - С. 152165.

40. Дудина, Т.П. Историческое сознание и жанровые формы в русской драматургии середины XIX века / Т.П. Дудина // Жанрологический сборник. -Елец : ЕГУ им. И.А. Бунина, 2004. - Вып.1. - С. 49-61.

41. Дудина, Т.П. История драмы как история духа: (факторы эволюционного процесса русской исторической драматургии XIX века) / Т.П. Дудина // Вестник Елецкого гос. ун-та. Филологическая серия. - 2005. - Вып. 9. - С. 148165.

42. Дудина, Т.П. Русская историческая драматургия XIX века (Этико-аксиологический аспект): монография / Т.П. Дудина. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2006. - 312 с.

43. Дьяконов, И. М. Архаические мифы Востока и Запада / И.М. Дьяконов. - М. : Наука, 1990. - 251 с.

44. Евстигнеев, М. Е. Царевна преступница. Исторический роман в 3-х ч. / М.Е. Евстигнеев. - М., 1884.

45. Ершов, П.П. Конек-горбунок. Стихотворения / П.П. Ершов. - М.: Советский писатель, 1976. - 336 с.

46. Забелин, И. Е. Дневники. Записные книжки / И.Е. Забелин. - М. : Изд-во им. Сабашниковых,2001. - 384 с.

47. Забелин, И.Е. Домашняя жизнь российских монархов / И.Е. Забелин. - М.: Эксмо, 2008. - 640 с.

48. Здравомыслова, О.М. «Русская идея»: антиномия женственности и мужественности в национальном образе России / О.М. Здравомыслова // Общественные науки и современность. - 2000. - № 4. - С. 109-115.

49. Знаменская, Н. Е. Жанровое своеобразие исторического романа США после 1945 года: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.05 / Знаменская Нина Евгеньевна. - М, 1984. - 192 с.

50. Золя, Э. Экспериментальный роман / Э. Золя // Собрание сочинений: в 18 т. - М. : Правда, 1957. - Т. 11.

51. Зотов, P.M. Таинственный монах. Серия исторической прозы / P.M. Зотов. - М.: Пресса, 1993. - 626 с.

52. Ивин, A.A. Логика: учебное пособие / A.A. Ивин. - М. : Знание, 1998.-240 с.

53. Измайлов, A.A. Литературный Олимп / A.A. Измайлов. - М., 1911. -

530 с.

54. Иоффе, Ф. М. Головин / Ф.М. Иоффе // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. - М.: Советская энциклопедия, 1962-1978. Т. 2. 1964. Стб. 229.

55. История русской литературы XIX века: Библиографический указатель / под ред. К. Д. Муратовой. - М.; Л. : Изд-во АН СССР, 1962. - 968 с.

56. История русской философии / под ред. М.А. Маслина. - М.: КДУ -2008 г. - 640с.

57. Карамзин, Н.М. Избранное / Н.М. Карамзин; [сост. и коммент.Ю. Лимонова]. - Л.: Детская литература, 1985. - 334 с.

58. Карамзин, Н.М. Пантеон российских авторов / Н.М. Карамзин // Избранные сочинения: в 2 т. - М.; Л. : Художественная литература, 1964. - 810, 591 с.

59. Кельтская мифология: энциклопедия. - М. :Эксмо, 2002. - 640 с.

60. Киреевский, И.В. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России (письмо к графу Е.Е. Комаровскому) / И.В. Киреевский // Разум на пути к истине. - М.: Правило веры, 2002. С. 151-213.

61. Классика: Соловьев Всеволод Сергеевич [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://az.lib.ru/ 14(08)2009.

62. Ключевский, В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли / В.О. Ключевский; [сост., вступ. ст. и примеч. В.А. Александрова]. - М.: Правда, 1991.-624 с.

63. Кодухов, В.И. Царь-девица у Державина и Ершова / В.И. Ко духов // Русский фольклор: проблемы изучения и преподавания: материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Тамбов, 1991. - С. 3-5.

64. Кожинов, В.В. Происхождение романа / В.В. Кожинов. - М.: Советский писатель, 1963. - 439 с.

65. Корман, Б.О. Избранные труды по теории и истории литературы / Б.О. Корман; предисл. и составл. В.И. Чулкова. - Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 1992. - 236 с.

66. Королева, Н. В., Рак, В. Д. Личность и литературная позиция Кюхельбекера / Н.В. Королева, В.Д. Рак // В.К. Кюхельбекер. Путешествие. Дневник. Статьи. - Л. : Наука, 1979. - 790 с.

67. Костомаров, Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей / Н.И. Костомаров. - М.:Эксмо, 2009. - 1024 с.

68. Кулешов В.И.История русской литературы XIX века: учебное пособие. - М.: Изд-во МГУ, 1997. - 624 с.

69. Лажечников, И.И. Последний Новик / И.И. Лажечников; послесл. Д. Благого. - М.: Правда, 1983. - 576 с.

70. Левандовский, А. Роман с «феноменами»: Елена Петровна Блават-ская и Всеволод Соловьев / А. Левандовский // Знание-Сила. - М., 2001. - № 6. -С.116-127.

71. Лефстранд, Э. Петр великий и русские женщины / Э. Лефстранд // Царь Петр и король Карл. Два правителя и их народы: сборник статей / Ред. Е.П. Кузнецова. - М.: Текст, 1999. - 319 с.

72. Линьков, В. Д. Типы русского исторического романа 20 - 30-х годов XIX века: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Линьков Владимир Дмитриевич -Горно-Алтайск, 2001. - 176 с.

73. Лихачев, Д.С. О филологии / Д.С. Лихачёв; предисл. Л.Д. Дмитриева. - М.: Высшая школа, 1989. - 208 с.

74. Ломоносов, М.В. Описание стрелецких бунтов и правления царевны Софьи / М.В. Ломоносов // Полное собрание сочинений. - М.; Л. : Изд-во АН СССР, 1950-1983.Т.6. 1952. - 694 с.

75. Лосев, А. Вл. Соловьев и его время / А. Лосев. - М.: Прогресс - 1990 г. - 330 с.

76. Лосский, Н. О. История русской философии / Н.О. Лосский. - М. : Советский писатель, 1991. - 474 с.

77. Лукач, Г. Исторический роман / Г. Лукач // Литературный критик. -1937. - № 7. - С. 46-109. № 9, 12; 1938 - №№ 3, 7, 8, 12.

78. Любовная лирика русских поэтов. - М.: Художественная литература, 1988.-447 с.

79. Малкина, В. Я. Поэтика исторического романа: Проблема инварианта и типология жанра. (Литературный текст: проблемы и методы исследования) / В.Я. Малкина. - Тверь: Тверской государственный университет, 2002. - 216 с.

80. Манн, Ю. В. Особенности русского романтизма. Декабристская литература / Ю.В. Манн // История всемирной литературы: в 8 т. / АН СССР; Ин-т мировой литературы им. А. М. Горького. - М.: Наука, 1983-1994. Т. 6. 1989. - С. 306-315.

81. Манн, Ю. Русская литература XIX в. Эпоха романтизма: учебное пособие для вузов / Ю. Манн. - М., 2001. - 447 с.

82. Манн, Ю.В. У истоков русского романа / Ю.В. Манн // В. Т. Нареж-ный. Собрание сочинений: в 2 т. - М., 1983. Т.1. - С. 36.

83. Матюшина, И.Г. О жанровой эволюции рыцарской саги / И.Г. Матюшина // Древнейшие государства Восточной Европы; Восточная и Северная Европа в средневековье. - М.: Восточная литература, 1999, 2001. С. 309-362.

84. Машинский, С.И. Художественный мир Гоголя: пособие для учителей / С.И. Машинский. - М.: Просвещение, 1979. - 432 с.

85. Медведев, С. Созерцание краткое лет 7190, 91 и 91, в них же что со-деясяво гражданстве С. Медведев // Россия при царевне Софье и Петре I: Записки русских людей. - М. : Современник, 1990. - 448 с.

86. Мелетинский, Е.М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа / Е.М. Мелетинский. - М. ¡Восточная литература, 1958. - 264 с.

87. Мельников, С. Всеволод Соловьев и Владимир Соловьев о Блават-ской и теософии [Электронный ресурс] / С. Мельников // Грани эпохи. - 2000. -№ 1. - Режим доступа: http://www.facets.ru/ 25(02)2010.

88. Миллер, Г.Ф. История соцарствия в России с 1682 по 1689 год, 1837/ Г.Ф. Миллер // Сочинения по истории России: избранное. - М.: Наука, 1996. -447 с.

89. Михайлов, A.B. Языки культуры / A.B. Михайлов. - М. : Языки русской культуры, 1997. - 912 с.

90. Мордовцев, Д.Л. Русские женщины нового времени / Д.Л. Мордовцев. - СПб. : Изд-во А. Черкесова и К., 1874. - 367 с.

91. Мордовцев Д.Л. Ванька Каин. Царь Петр и правительница Софья. Царь и гетман / Д.Л. Мордовцев. - М., 1994. - 624 с.

92. Народные русские сказки. Из сборника А.Н. Афанасьева / Вступ. статья В. Аникина. - М.: Правда, 1982. - 576 с.

93. Недзвецкий, В.А. История русского романа XIX века: неклассические формы: курс лекций / В.А. Недзвецкий. - М. : Изд-во Московского университета, 2011.- 152 с.

94. Никольский, Е.В. Взгляды Всеволода и Владимира Соловьевых на парафилософское и литературное наследие Елены Блаватской [Электронный ресурс] / Е.В. Никольский // КиберЛенинка. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ 20(02)2011.

95. Никольский, Е.В. Роман Всеволода Соловьева «Княжна Острож-ская»: проблемы имагологии и идеологии: монография / Е.В. Никольский. -Тверь: Изд-во Марины Батасовой, 2012. - 176 с.

96. Никольский, E.B. Романы Всеволода Соловьева: осмысление истории, поэтика жанра: дис. ...канд. филол.наук: 10.01.01 / Никольский Евгений Владимирович. - М., 2008. - 210 с.

97. Новиков, К. Узоры романиста (Взгляд Евгения Карновича на историю) / К. Новиков // Карнович Е. П. Любовь и корона: Исторический роман из времен императрицы Анны Иоановны и регентства принцессы Анны Леопольдовны. - М.: Панорама, 1995. - 240 с.

98. Огрызков, К. Салиас Евгений Андреевич / К. Огрызков // Липецкая энциклопедия: в 3 т. - Липецк :Гэлион, 2001. - Т. 3. - С. 202.

99. Одоевский, В.Ф. Сочинения: в 2 т. / В.Ф. Одоевский; сост., всту-пит.статья и коммент. В.И. Сахарова. Т.1. Русские ночи. Статьи. - М.: Художественная литература, 1981. Т. 2. Повести. - 365 с.

100. Орлов, С. А. Исторический роман Вальтера Скотта / С.А. Орлов. -Горький : Изд-во Горьковского государственного ун-та, 1960. - 484 с.

101. Оскоцкий, В. Д. Роман и история. (Традиции и новаторство советского исторического романа) / В. Д. Оскоцкий. - М.: Художественная литература, 1980. - 384 с.

102. Оскоцкий, В.Д. Связь времен (историческая тема в многонациональной советской прозе наших дней) / В.Д. Оскоцкий. - М. : Знание, 1974. - 159 с.

103. Пакина, Е.В. Типология женских образов в романах В. Скотта: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03 / Пакина Елена Владимировна. - Нижний Новгород, 2004. - 220 с.

104. Переверзев, В.Ф. У истоков русского реалистического романа /В.Ф. Переверзев. - М.: Художественная литература, 1965. - 216 с.

105. Петров, С.М. Русский исторический роман XIX века / С.М. Петров. -М.: Художественная литература, 1964. - 440 с.

106. Петрунина, H. Н. Романы И.И. Лажечникова / H.H. Петрунина // Лажечников И.И. Сочинения: в 2 т. - М. : Художественная литература, 1987.Т. 1. -С. 3-17.

107. Пинчук, А. Русский исторический роман до 50-х годов XIX века / А. Пинчук // Филологические записки. - Воронеж, 1913-1914. - Вып. 2. - С. 141-161, Вып. 3. - С. 316-33. Вып. 4. - С. 439-445.

108. Платонов, С.Ф. Лекции по русской истории / С.Ф. Платонов. - Петрозаводск: АО Фолиум, 1996. - 840 с.

109. Плеханов, С. Н. Писемский (ЖЗЛ) / С.Н. Писемский. - М. : Молодая гвардия, 1986. - 287 с.

110. Погодин, М.П. Семнадцать первых лет в жизни императора Петра Великого. 1672-1689 / М.П. Погодин. - М.: тип. В.М. Фриш, 1875. -452 с.

111. Полевой, Н. А. О сочиненияхБулгарина / H.A. Полевой // Московский телеграф. - 1829. -Ч. 28. - № 13. - С. 65-79.

112. Полевой, H.A. Обозрение русской истории до единодержавия Петра Великого / H.A. Полевой // Обозрение 1846.- СПб., 1846. - 428 с.

113. Полонский, Я.П. Стихотворения / Я.П. Полонский / Сост. вступ ст. и примеч. Е.В. Ермиловой. - М.: Советская Россия, 1981. - 272 с.

114. Померанцева, Э.В. Русская народная сказка / Э.В. Померанцева. - М. : Изд-во АН СССР, 1963. - 128 с.

115. Поспелов, Г.Н. Проблемы исторического развития литературы: учебное пособие для студентов педагогических ин-тов / Г.Н. Поспелов. - М.: Просвещение, 1971. - 271 с.

116. Пропп, В. Я. Исторические корни волшебной сказки / В.Я. Пропп. -М. : Лабиринт, 2011. - 332 с.

117. Пропп, В.Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки / В.Я. Пропп. - М.: Лабиринт, 1998. - 512 с.

118. Пушкарева, Н.Л. Частная жизнь женщины в Древней Руси и Московии: невеста, жена, любовница / Н.Л. Пушкарева. - М. : «Ломоносовъ», 2011. -210 с.

119. Пушкин, A.C. Мысли о литературе / A.C. Пушкин. - М. : Современник, 1988.-640 с.

120. Пушкин, A.C. Собрание сочинений: в 10 т. / Александр Сергеевич Пушкин. - М.: ГИХЛ, 1959-1962. - Т. 3. Поэмы.Сказки. 1960. - 541 с.

121. Райнеке, Ю.С. Исторический роман постмодернизма и традиции жанра (Великобритания, Германия, Австрия): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03 / Райнеке Юлия Сергеевна. - М., 2002. - 20 с.

122. Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 т. / Дж. Реале, Д. Антисери. - СПб. : «Пневма», ТОО ТК «Петрополис», 1997. Т. 4. От романтизма до наших дней. - 880 с.

123. Ребеккини, Д. Русские исторические романы 30-х гг. XIX века / Д. Ребеккини// Новое литературное обозрение. - 1998. - № 34. - С. 418.

124. Ревякина, A.A. Всеволод Соловьев / A.A. Ревякина // Русские писатели, XIX век. Библиографический словарь. - М. : Просвещение, 1996. - Т. 2. -448 с.

125. Ренье,А. Собраниесочинений: в 7 т. / А. Ренье. - М. : Терра, 19921993. - 6496 с.

126. Ровинский, Д.А. Русские народные картинки: в 4 кн. / Д.А. Ровин-ский. - СПб. : Тип. Императорской Академии Наук, 1881. - Кн. I. Сказки и забавные листы. - 511 с.

127. Розен, А.Е. Записки декабриста / А.Е. Розен // И дум высокое стремленье...; сост. Н. А. Арзуманова. - М.: Советская Россия, 1980. - 398 с.

128. Россия при царевне Софье и Петре I: Записки русских людей / Сост., автор.вступ. ст., коммент. А.П. Богданов. - М.: Современник, 1990. - 445 с.

129. Рубакин, H.A. Исторические романы и преподавание истории / H.A. Рубакин // A.B. Мезьер. Указатель исторических романов, оригинальных и переводных, расположенных по странам и эпохам. - СПб., 1902. - С. 24-31.

130. Русская лирика XIX века. - М.: Художественная литература, 1986. -

432 с.

131. Русская мифология. Энциклопедия / Сост. Е. Л. Мадлевская и др. -М. :Эксмо, МИДГАРД, 2007. - 421 с.

132. Рыбаков, Б.А. Язычество древних славян / Б.А. Рыбаков. - М.: София, Гелиос, 2002. - 592 с.

133. Сахаров, А.Н. Историческая сага Всеволода Соловьева / А.Н. Сахаров // Вопросы истории. - 2003. - № 9. - С. 74-107.

134. Сахаров, В.И. Под сенью дружных муз: о русских писателях-романтиках / В.И. Сахаров. - М.: Художественная литература, 1984. - 295 с.

135. Сахарова, Е. М. Энциклопедия русской жизни: Роман и повесть в России вт. пол. XVIII - нач. ХХв.: рек. указатель / Е.М. Сахарова - М.: Книга, 1981.-384 с.

136. Седов, О.В. Закат Московского царства / О.В. Седов. - СПб. : «Дмитрий Буланин», 2006. - 602 с.

137. Сенковский, О.И. Мазепа. Сочинение Ф. Булгарина / О.И. Сенков-ский // Библиотека для чтения. - СПб., 1834. - Т. 2. - № 2. - С. 1-44.

138. Сиповский, В.В. История русской словесности: в 5 ч. / В.В. Сипов-ский. - СПб.,1905-1915. -1911. - 4.2.

139. Сиповский, В.В. Очерки из истории русского романа XVIII века: в 2 т. / В.В. Сиповский. - Т.1. - Вып. 1. - СПб.: В типографии товарищества печатного и издат. дела «Труд», 1909. - 720 с.

140. Скабичевский, A.M. Наш исторический роман // Карамзин: proetcontra / Сост., вступ. ст. JI. А. Сапченко. - СПб.: РХГА, 2006. - 1080 с.

141. Скандинавская мифология: энциклопедия. - М. : Эксмо; СПб. : Мидгард, 2005. - 592 с.

142. Скачков, И.В. Герои и история. Современный роман о революции: монография / И.В. Скачков. - М.: Советский писатель, 1988. - 352 с.

143. Скачков, И.В. Нравственные уроки истории / И.В. Скачков. - М. : Советский писатель, 1984. - 256 с.

144. Скотт, В. Собрание сочинений: в 8 т. / Вальтер Скотт; [послесл.Д.М. Урнова]. - М.: Правда. 1990.

145. Словарь литературоведческих терминов / ред.-сост.: Л.И. Тимофеев и C.B. Тураев. - М.: Просвещение, 1974. - 509 с.

146. Соловьев, В. С. Оправдание добра. Нравственная философия. / В. С. Соловьев // Сочинения: в 2 т. Т. 1. - М.: Мысль, 1988. - 895 с.

147. Соловьев, B.C. Поэзия Я.П. Полонского / B.C. Соловьев// Литературная критика. - М.: Современник, 1990. С. 155-177.

148. Соловьев, Вл. Значение государства/ Вл. Соловьев // Вестник Европы. 1895.Дек. С. 56.

149. Соловьев, Вл.С. Несколько слов в защиту Петра Великого / Вл.С. Соловьев // Петр Великий: proetcontra. - СПб.: РХГИ, 2001. -С. 418-435.

150. Соловьев, Вс. Собрание сочинений: в 9 т. / Вс. Соловьев. - М.: Терра-Кн. клуб, 2009.

151. Соловьев, С.М. Сочинения: в 18 кн. / С.М. Соловьев. - М.: Мысль, 1991. - Кн. VII. Т. 13-14. -701 с.

152. Сомова, Е. В. Античный мир в английском историческом романе XIX века: автореф. дис. ... док.филол. наук: 10.01.03 / Сомова Елена Викторовна

- М„ 2009. - 34 с.

153. Сорокин, Ю. Исторический жанр в прозе 30-х годов XIX века / Ю. Сорокин // Доклады и сообщения филологического факультета МГУ. - М., 1947.

- С. 36-39.

154. Сорочан, А. Ю. Мотивировка в русском историческом романе 1830-40-х гг.: учебное пособие / А.Ю. Сорочан. Тверь:ТвГУ, 2002. - 120 с.

155. Сорочан, А.Ю. «Квазиисторический роман» в русской литературе XIX века: Д.Л. Мордовцев: монография / А.Ю. Сорочан. - Тверь: Марина, 2007.

- 224 с.

156. Сочинения Всеволода Сергеевича Соловьева. Т. 7. СПб., 1887.

157. Старикова, H.H. Исторический роман. К проблеме типологии жанра / H.H. Старикова // Вестник Московского Университета. Сер. 9. Филология. -2007. - № 2. - С. 39-48.

158. Степанов, Н.Л. Проза двадцатых - тридцатых годов [XIX века] // История русской литературы: в Ют. / АН СССР. Ин-т русской литературы. - М.;

Л.: Изд-во АН СССР, 1941-1956. Т. VI. Литература 1820-1830-х годов. 1953. - С. 570.

159. Степанов, Н.Л. Романтический мир Гоголя / Н.Л. Степанов // К истории русского романтизма, сб. статей АН СССР, ИМЛИ им. A.M. Горького. -М.:Наука, 1973. - С. 188-219.

160. Суковатая, В.А. Феминистская теология и тендерные исследования в религии: перспективы новой духовности / В.А. Суковатая // Общественные науки и современность. - 2002. - № 4. - С. 183-192.

161. Тамарченко, Н.Д. О своеобразии русского исторического романа («Князь Серебряный» А.К. Толстого) / Н.Д. Тамарченко // Вопросы теории и истории русской литературы. - Брянск, 1994. - С. 97-107.

162. Тамарченко, Н.Д. Теоретическая поэтика: хрестоматия-практикум: учебное пособие / Н.Д. Тамарченко. - М.: Академия - Издат. центр, 2004. - 400 с.

163. Толстой, Л.Н. Собрание сочинений: в 22 т. / Л.Н. Толстой; [ком-мент.Л.Д. Опульской].- М.: Художественная литература, 1978. Т. 10. Повести и рассказы. 1872-1886. 1982. - 253 с.

164. Томашевский, Б.В. Теория литературы. Поэтика: учебное пособие / Б.В. Томашевский. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 334 с.

165. Трофимов, А. А. Убогий сирота / A.A. Трофимов // Живая старина. -1999.-№ 1.-С. 25.

166. Трубецкой, E.H. «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке» / E.H. Трубецкой // Литературная учеба. - 1990. - № 2. - С. 100-118.

167. Тьерри, О. Избранные сочинения / О. Тьерри. - М.: Государственное социально-экономическое изд-во, 1937. - 438 с.

168. Успенский, Б. А. Поэтика композиции (Структура художественного текста и типология композиционной формы) / Б.А. Успенский. - М.: Искусство, 1970.-257 с.

169. Устрялов, Н.Г. История царствования Петра Великого: в 4 т. Т. 1. Господство царевны Софии. - СПб. : В типографии Второго Отделения Собственной Е. И. В. Канцелярии, 1858. - 399 с.

170. Фараджев, K.B. Русская религиозная философия / К.В. Фараджев. -М. : Весь мир, 2002. - 208 с.

171. Фейербах, JI. Избранные философские произведения: в 2 т. / JI. Фейербах. - М. : Гос. изд-во политической литературы , 1955. - 676, 944 с.

172. Фейхтвангер, Л. О смысле и бессмыслице исторического романа / Л. Фейхтвангер // Собрание сочинений: в 12 т. Т. 12. - М.: Художественная литература, 1968.

173. Хоружий, С.С. После перерыва. Пути русской философии / С.С. Хо-ружий - СПб. : Алетейя, 1994. - 448 с.

174. Хотимский, Б.И. Герой и время (образы исторических деятелей в современной исторической прозе) / Б.И. Хотимский. - М. : Знание, 1976. - 64 с.

175. Хьюз, Л. Царевна Софья / Л. Хьюз. - СПб.: ООО Гранд, 2001. - 416 с.

176. Царевна Софья: Е. Карнович. Царевна Софья Алексеевна. К. Масальский. Стрелецкий бунт. П. Полежаев. Престол и монастырь. Исторические романы. - М., 1994. - 608 с.

177. Чернышевский, Н.Г. Литературная критика / Н.Г. Чернышевский // Полн. собр. соч. - М., 1947. - Т. 1. - С. 829.

178. Шлейссингер, Г. А. Полное описание России находящейся ныне под властью двух царей-соправителей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича / Лаптева Л. П. Рассказ очевидца о жизни Московии конца XVII века // Вопросы истории. - 1970. - № 1. - С. 103-126.

179. Щебальский, П.К. Правление царевны Софьи / П.К. Щебальский. -М. : В тип. Т.Т. Волкова, 1856. - 140 с.

180. Щеблыкин, И.П. Ранние традиции русской исторической прозы / И.П. Щеблыкин// Вопросы литературы XVIII века. Ученые записки. Т. 123. Сер. Филология. - Пенза, 1972. - С. 80-100.

181. Щеблыкин, И.П. Русский исторический роман 30-х годов XIX века / И.П. Щеблыкин// Проблемы жанрового развития в русской литературе XIX века. -Рязань, 1972. - С. 3-231.

182. Щеблыкин, И.П. У истоков русского исторического романа / И.П. Щеблыкин. - Пенза, 1992. - 181 с.

183. Щекотов, Ю.Д. Сказка «Царь-девица» Г.Р. Державина в контексте его «Рассуждений о лирической поэзии, или об оде» / Ю.Д. Щекотов // Творчество Г.Р. Державина: проблемы изучения и преподавания. Материалы Юбилейной Международной научной конференции. - Тамбов, 1993. - С. 48.

184. Эристави, Н. Наследники Слова / Н. Эристави // Голдинг У. Двойной язык. - М„ 2004. - 230-235.

185. Языков, И. История, запечатленная в романе / И. Языков // Литературная учеба. - 2007. - № 6. - С. 118-120.

186. Buchan, J. Sir Walter Scott / J. Buchan. - Ln<±, 1932.

187. Emerson, K. Literature and social problems / K. Emerson // Dunning Chester S.L. The uncensored Boris Godunov: the case for Pushkin's original comedy. - Madison, 2006. P. 104.

188. Fleishman, A. The English Historical Novel / A. Fleishman. - Baltimore; London, 1971.

189. Gilles, R.P. Recollections of Sir Walter Scott, Bart / R. Gilles. - Lnd.,

1837.

190. Grierson, H. Sir Walter Scott, Bart / H. Grierson. - Lnd., 1938.

191. Hogg, J. The private life and domestic manners of Sir Walter Scott, Bart / J. Hogg. - Lnd., 1834.

192. Hutcheon, L. A Poetics of Postmodernism: History, Theory, Fiction / L. Hutcheon. - L., 1988.

193. Hutcheon, L. Narcissistic Narrative: The Metfictional Paradox / L. Hutcheon. - N.Y.; L„ 1985.

194. Lockhart, J. G. Memoirs of the life of Sir Walter Scott, Bart / J.G. Lockhart. Vol. 1-7. - Edinburgh; Lnd., 1837/38.

195. Mennel, S. Civilization and the Human Self-image / S. Mennel. - Oxford-New York, 1989.

196. Muir, E. Scott and Scotiand / E. Muir. - Lnd., 1936.

197. Pope-Hennessy, U. The Laird of Abbotsford: An informal presentation of Sir Walter Scott / U. Pope-Hennessy. - Lnd., 1932.

198. Quayle, E. The ruin of Sir Walter Scott / E. Quayle. - Lnd., 1968.

199. Riesman, D. The Lonely Crowd / D. Riesman. - New York-London,

1950.

200. Watson, G. The story of the novel / G. Watson. - Lohdon-New-York, Macmillan, 1979.

Архивные фонды

Российский государственный исторический архив. Ф. 1120. On. 1. 1771-1914. Д. 87, 99, 129, 131.

Репин И.Е. Великая княгиня Софья в Новодевичьем монастыре. 1879 г.

И.Е. Репин в 1879 г. написал полотно «Великая княгиня Софья в Новодевичьем монастыре (1698)» (другое название - «Царевна Софья Алексеевна через год после ее заключения в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 г.»), на котором Софья запечатлена в заточении в

стенах Новодевичьего монастыря во время подавления стрелецкого бунта (Приложение 1).

Известно, что Петр I жестоко расправился с бунтовщиками, а поскольку существовали косвенные сведения, что царевна принимала активное участие в подготовке бунта, писала из монастыря стрельцам «подстрекательные письма», то Петр, не желая наказывать ее физически, наказал ее морально. Он заставил Софью принять постриг, лишил немногих оставшихся привилегий, а также повесил стрельцов на стенах Новодевичьего монастыря прямо перед окнами ее кельи. В руки стрельцам вложили копии писем, которые Софья якобы им писала.

На картине Репина Софья изображена в богатой одежде, без головного убора, ее глаза зло, непримиримо горят на бледном лице, губы сжаты, волосы рассыпались по плечам. Она стоит у стола, откинувшись назад, скрестив на груди руки, побежденная, но непокоренная. Репин изобразил Софью пожилой седоволосой женщиной, хотя в то время ей шел всего сорок первый год. Многие современники художника критиковали этот портрет как не соответствовавший действительности 1.

Интересна история создания картины: после посещения Новодевичьего монастыря и знакомства с рассказами о царевне Софье, жившей тут в заключении, после осмотра кельи, где она томилась многие годы, Репин захотел написать портрет этой женщины. Художественное полотно «Царевна Софья Алексеевна» стала первым произведением художника на историческую тему. Это, по существу, портрет-картина. Приступая к работе над ней, Репин обращался не только к историческим источникам, но изучал и зарисовывал исторические раритеты, хранившиеся в Оружейной палате Московского Кремля, директором которой был историк С.М. Соловьев. В воспоминаниях о Владимире Соловьеве И.Е. Репин рассказывает о помощи его отца в работе над картиной.

Для нас может быть примечателен тот факт, что Вс. Соловьев и И.Е. Репин, несомненно, были знакомы друг с другом, Репин являлся художественным редактором журнала «Север», издаваемого Вс. Соловьевым. Художник был также близко знаком с братом Всеволода философом Владимиром Соловьевым, широко известен портрет Владимира кисти И.Е. Репина.

Заметим, что и роман Всеволода Соловьева и картина И.Е Репина появились примерно в одно и то же время. Но концепция исторической личности у двух авторов, несомненно, различна. История трактовалась И.Е. Репиным как драма личности. Главная интересующая его задача - раскрыть трагические переживания свергнутой и заточенной царевны, ее страшный гнев и лютую, бессильную ненависть. В историческом образе Репин стремился передать общечеловеческие чувства в наиболее ярком и монументальном их выражении. Образ Софьи в своей богатырской силе, экспрессивности свидетельствует о демократичности эстетики И.Е. Репина, стремившегося в трактовке исторической личности избежать всякой идеализации и приукрашенности. Напротив, в романе Вс. Соловьева «Царь-девица» Софья изображена сказочной красавицей с белокурыми волосами и синими глазами, впечатление от привлекательной внешности усиливается подчеркиванием ее положительных качеств - доброты, заботливости, щедрости. Здесь изображение Софьи является романтически идеализированным, явно не соответствовавшим стереотипным представлениям о ней. Это отвечало художественной задаче Вс. Соловьева, который должен был показать Софью глазами простой девушки, влюбленной и завороженной недоступной, таинственной и могущественной царевной, слившейся в ее сознании с образом сказочной Царь-девицы. Несоответствие реального возраста Софьи и запечатленного на картине И.Е. Репина и в записках французского путешественника Невилля, обусловило представления русских людей в XVII веке о внешности женщины в разном возрасте

Поскольку девочки уже в 10-12 лет становились женами, а в 13-14 матерями, это оказывало негативное воздействие на женское здоровье и, соответственно, на внешность (Пушкарева Н. Частная жизнь женщины в древней Руси и Московии: невеста, жена, любовница, М.: Ломоносовъ, 2011.С. 24.). Истощенные многочисленными родами, а представительницы низших слоев населения еще и тяжелой работой, женщины в то время старели рано и выглядели старше, чем их сверстницы в наше время. Но царевна Софья никогда не была замужем, не имела детей, как царская дочь не обременялась тяжелой работой, но выглядела старше своего возраста. Возможно, это было связано с индивидуальными особенностями ее организма, а также с огромной психологической нагрузкой, которую она испытывала во время преодоления оков теремного затворничества и борьбы за власть в Московском государстве.

Перов В.А. Никита Пустосвят. Спор о вере. 1881 г.

Кисти В.Г. Перова принадлежит живописное полотно «Спор о вере» (18801881), во втором варианте - «Никита Пустосвят. Прения о вере в Грановитой палате», на котором запечатлен момент спора о старой и новой вере представителей официальной церкви и «учителей» движения раскольников (Приложение 2). Софья изображена стоящей на возвышении в красивом облачении, в белом сарафане, плаще из золотистой ткани, с царским венцом на голове. У нее величественная поза, гордая осанка, надменный взгляд. Все спорщики обращаются только к ней, как будто она здесь - самая главная, хотя с ней рядом ее сестры-царевны и царица Наталья Кирилловна, мать Петра. Но их лица теряются в тени, а фигура Софьи освещена лучами солнца, падающими из окна. Она, красивая и величественная, выглядит как полновластная правительница государства. Перов изобразил историческую сцену настолько беспристрастно, что среди гармоничного нагромождения изображений предметов и людей невозможно заметить его собственное отношение к происходящему. Контраст настроений можно проследить, взглянув на удивительное спокойствие царевны Софьи и её свиты. Быть может, этим В.Г. Перов хотел указать на равнодушие власть имущих к проблемам истинной веры, описать бессмысленность и бессилие любых протестов против государственной власти.

Маковский К.Е. Портрет царевны Софьи.

Вызывает интерес «Портрет царевны Софьи» (?) работы К.Е. Маковского (Приложение 3). Взгляды художника на отечественное прошлое совпадали с взглядами историка И.Е. Забелина, считавшего,,что история народа — это история народных представлений, запечатленных в быту и культуре. Полотна Маковского отличает именно такое отношение к истории и к собирательству древних артефактов. Однако исторические произведения Маковского и, в частности, портрет Софьи нельзя воспринимать с археологической, документальной точки зрения. Это театр, это игра современников, «примеряющих» на себя различные исторические эпохи, в которых им виделись гармония жизни и красота быта. В образе Софьи художник уловил черты властной натуры и сильного характера. На портрете К.Е. Маковского Софья очень похожа внешне на своего брата Петра, заметна несомненная родственная близость их обликов, что, с другой стороны, еще резче оттеняет их идеологическое противостояние. Эта родственная вражда сыграла большую роль в трагическом конфликте их борьбы за власть.

Неизвестный русский художник второй половины 17 века. Школа Оружейной палаты. Портрет царевны Софьи («Большой портрет»). Вторая половина 1680-х годов.

По некоторым сведениям, содержащимся в исторических источниках, портрет был заказан самой Софьей в Голландии, по другим - автором является неизвестный русский художник Оружейной школы, а время его создания - между 1686 и 1689 гг. Это парадный портрет Софьи, т.н. «Большой портрет», где она изображена в полном царском облачении, в царском венце, со скипетром и державой, в богато украшенном драгоценными камнями наряде. Мы видим, что на портрете у царевны умное, серьезное лицо с выразительными темными глазами, полными щеками и подбородком. Руки небольшого размера, но знаки власти они держат очень уверенно. Исходя из времени написания портрета, ей должно было быть в то время около 30 лет, но выглядит Софья значительно старше. Именно этот портрет послужил основой для многочисленных гравированных изображений царевны, распространившихся по России.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.