РОМАН-ЭПОПЕЯ А.С.НОВИКОВА-ПРИБОЯ “ЦУСИМА” В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ О РУССКО-ЯПОНСКОЙ ВОЙНЕ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Виджая Вахью
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 197
Оглавление диссертации кандидат наук Виджая Вахью
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ И ИСТОРИЧЕСКОЕ
ПОВЕСТВОВАНИЕ В РОМАНЕ-ЭПОПЕЕ А.С. НОВИКОВА-ПРИБОЯ
«ЦУСИМА»
1.1. Особенности реалистического письма А.С. Новикова-Прибоя в малой прозе: уроки М. Горького
1.2. Исторический документ и его роль в формировании содержания романа-эпопеи А.С. Новикова-Прибоя «Цусима»
1.3. «Записки» как форма художественно-документального повествования о русско-японской войне: Л.А. Сулержицкий «Путь», В.В. Вересаев «На Японской войне», Г.П. Эрастов «Отступление» и роман А.С. Новиков-Прибой «Цусима»
1.4. Романы «Цусима» А.С. Новикова-Прибоя как русская трагедия и «Трагедия Цусимы» В.И. Семенова
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. СЕМАНТИКА НАЗВАНИЯ РОМАНА-ЭПОПЕИ А.С. НОВИКОВА-ПРИБОЯ «ЦУСИМА» В КОНТЕКСТЕ НАЗВАНИЙ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О РУССКО-ЯПОНСКОЙ ВОЙНЕ
2.1. Особенности именования произведений о русско-японской войне
2.2. Средства изображения сражения при Мукдене В.В. Вересаевым в записках «На японской войне» и боя при Цусиме в романе-эпопее А.С. Новикова-Прибоя «Цусима»
2.3. Кумулятивная роль синтеза жанров в формировании содержания эпопеи в
романе-хронике А.С. Новикова-Прибоя «Цусима»
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
ГЛАВА 3. СПОСОБЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ ВОЕННЫХ СОБЫТИЙ И ИХ УЧАСТНИКОВ В РОМАНЕ-ЭПОПЕЕ А.С. НОВИКОВА-ПРИБОЯ «ЦУСИМА»: ДИАХРОНИЧЕСКИЙ И СИНХРОНИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
3.1. Реальные трагические события России в изображении И.А. Бунина и А.С.
Новикова-Прибоя
3.2. М.А. Шолохов и А.С. Новиков-Прибой о войнах, предшествующих революционным потрясениям в России
3.3. «Очерки» русской трагедии в романе-эпопее А.С. Новикова-Прибоя «Цусима» и повести С.С. Смирнова «Брестская крепость»
3.4. Русское офицерство в исторической прозе А.С. Новикова-Прибоя и Б.Л. Васильева
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Роль исторического романа советских писателей в утверждении в массовом сознании официальной концепции истории в 1930-е - первой половине 1940-х годов2012 год, доктор исторических наук Гордина, Елена Дмитриевна
Становление эпопеи в советской прозе о первой мировой войне (20-е годы)1984 год, кандидат филологических наук Фоминых, Татьяна Николаевна
"Красное колесо" А.И. Солженицына и традиции романа-эпопеи в русской литературе XIX-XX вв.2010 год, кандидат филологических наук Тихомирова, Екатерина Сергеевна
Национальный образ мира в русской литературе: П.И. Мельников-Печерский, И.С. Шмелев, А.И. Солженицын2006 год, доктор филологических наук Шешунова, Светлана Всеволодовна
Роман Л.Н. Толстого "Война и Мир" как исторический источник в изображении событий Отечественной войны 1812 г.2006 год, кандидат исторических наук Лепешинская, Татьяна Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «РОМАН-ЭПОПЕЯ А.С.НОВИКОВА-ПРИБОЯ “ЦУСИМА” В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ О РУССКО-ЯПОНСКОЙ ВОЙНЕ»
ВВЕДЕНИЕ
Современная филологическая наука, отвечая на запросы общественной и политической жизни, культуры и литературы проявляет высокий интерес к истории России, запечатленной в различных художественных и документально-художественных формах. Этот интерес тем очевидней, чем больше создается в искусстве (литературе, в частности) произведений, стремящихся к изображению правды жизни и правды истории, или же к переписыванию истории в угоду каким бы то ни было историко-культурным или политическим интересам.
Историческая тема в определении ценностной парадигмы всякого культурного пространства важна, ее решения в художественно-автобиографических произведениях особенно актуальны, поскольку рассказывают о судьбоносных событиях от лица очевидца, а всякому человеку, выстраивающему личностно-социальное, культурно-идеологическое
пространство, принципиально важно постигать историю, что называется, из первых уст.
Размышления о советской исторической прозе заслуживают особого внимания, потому что она, как и советская литература, с энтузиазмом, достойным лучшего применения, шельмуется искажается в угоду политической конъюнктуре. При этом советская русская литература дала непревзойденные образцы художественной исторической прозы, получившей мировое признание. Назовем те, что создавались в 1920-1930-е годы: особенно активно проблему личности и народа в истории, становления личности в драматических ее коллизиях исследуют М.А. Шолохов в «Тихом Доне», К. Федин в «Городах и годах», А.С. Серафимович в «Железном потоке», Н.А. Островский в «Как закалялась сталь», А.С. Макаренко в «Педагогической поэме», А.Н. Толстой «Хождение по мукам», А.П. Гайдар в «Школе» и др. Исторические события и исторические личности более отдаленного времени осмыслены советскими
прозаиками: А. Чапыгиным в романе «Степан Разин»; В.Я. Шишковым в романе «Емельян Пугачев», О. Форш в романе «Одеты камнем», Ю. Тыняновым, др.
Степень изученности проблемы
Исследовательский филологический интерес, когда речь идет о корпусе произведений с доминантно выраженным изображением исторических событий, касается различных аспектов проблемы: историческому сознанию в литературе посвящена докторская диссертация Л.А. Трубиной1, но и целый ряд ее важных публикаций, изображению различных событий отечественной истории1, причем исследования историков опираются в своих доводах и доказательной базе на образцы русской советской прозы и поэзии. Внимание к вопросам истории в русской советской литературе всегда было значительным3, однако вопросам исторического сознания посвящен труд Л.А. Трубиной. В современных историко-литературных исследованиях, изучающих прозу 1900-1910 гг., практически отсутствует анализ малой прозы А.С. Новикова-Прибоя. В трудах, посвященных литературному процессу 1920-х-1930-х гг., эпопея А.С. Новикова-Прибоя или не упоминается, либо упоминается вскользь4. При этом было бы ошибкой утверждать, что огромный труд писателя не подвергался внимательному изучению.
1 Трубина Л.А. Историческое сознание в русской литературе первой трети XX века: дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.01. М., 1999. 328 с. Трубина Л.А. Русский человек на «сквозняке» истории: Историческое сознание в русской литературе первой трети ХХ в. Типология. Поэтика. (Монография). М.: Прометей, 1999. 124 с.; Трубина Л.А. «Война — это горькая штука.». Военная тема в творчестве Константина Михайловича Симонова // Литература в школе. 2010. №4. С. 2-7.
2 Кдырбаева Б.А. История и личность в творчестве писателей 20-30-х годов XX в. (А. Толстой, М. Алданов, В. Набоков, Е. Замятин): дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.01. М., 1996. 354 с.; Фоминых Т.Н. Первая мировая война в русской прозе 1920-1930-х годов: Историософия и поэтика: дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.01. М., 1998. 383 с.; Дружба О.В. Великая Отечественная война в историческом сознании советского и постсоветского общества: дис. ... д-ра истор. наук. Ростов-на-Дону, 2000.
3 Петров С.М. Советский исторический роман / С.М. Петров. — М.: Советский писатель, 1958. — 483 с.; Андреев Ю.А. Русский советский исторический роман 20-30-з годов / Ю.А. Андреев. — М.-Л.,: Изд-во АН СССР, 1962. — 167 с.; Ершов Л.Ф. Русский советский роман: национальные традиции и новаторство / Л.Ф. Ершов. — Л.: Наука, 1967. — 340 с.; Пауткин А. И. Советский исторический роман (в русской литературе) / А.И. Пауткин. — М.: Знание, 1970. — 111 с.; Оскоцкий В.Д. Роман и история. (Традиции и новаторство советского исторического романа) / В.Д. Оскоцский. — М.: Художественная литература, 1980. — 384 с.
4 Удонова З.В. Основные этапы развития советского исторического романа / З.В. Удонова. — М., 1961. — 49с. — С. 41-43.
Как правило, к наследию писателя обращаются историки1, не монографически изучающие эпопею, а использующие произведение в качестве информационного и культурно-исторического материала о русско-японской войне, который позволяет подтвердить и обосновать собственно социально -исторические и историко-культурные позиции авторов. Среди этих работ есть работы лингвистов, посвященные частным вопросам лексики и синтаксиса, в которых легко увидеть речевой живой материал, в перечне писателей, принадлежащих к литературному времени 1920-х-1930-х гг., упоминается и А.С. Новиков-Прибой. Участь наследия писателя напоминает судьбу другого его старшего современника, тоже посвятившего свой талант художественному постижению истории России — С.Н. Сергеева-Ценского.
Очевидно, что положение в изучении названных писателей не было таковым всегда. В 1960-е-1970-е гг. был защищен ряд диссертаций, в частности, в МГПИ им. В.И. Ленина: «Положительный герой в творчестве А.С. Новикова-
л
Прибоя» Е.Ф. Щербаковой в 1963 г., «Романы С.Н. Сергеева-Ценского о Первой
-5
мировой войне (проблематика и поэтика)» Л.И. Чернявской в 1970 г. Настоящая работа, таким образом, продолжает исследовательскую традицию научных школ МПГУ, которая, как видим, не прерывалась. При этом доминантное внимание филологов к творчеству А.С. Новикова-Прибоя наиболее пристальным
1 Орлова Н.М. Функционирование морской лексики в тексте художественной литературы (XIX-XX вв.): дисс. ..канд. филол. наук. М., 1984. 207 с.; Бухараев Я.В. Военно-морское дело России конца XIX - начала ХХ веков: дис. ... канд. истор. наук. Новокузнецк, 2000. 286 с.; Коржов А.С. Русский офицер в прозе первой трети XX века: типология и поэтика характера: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Тамбов, 2005. 152 с.; Елизаров М.А. Левый экстремизм на флоте в период революции 1917 года и гражданской войны: февраль 1917 - март 1921 гг.: дис. ... д-ра истор. наук. СПб., 2007. 578 с.; Гладкая Е.А. Русско-японская война в массовом сознании и общественной мысли русского общества в начале XX в.: дис. ... канд. истор. наук. Ставрополь, 2008. 219 с.; Гордина Е.Д. Роль исторического романа советских писателей в утверждении в массовом сознании официальной концепции отечественной истории в 1930-е - первой половине 1940-х годов: автореф. ... д-ра истор. наук.. М., 2012. 44 с.
2 Щербакова Е.Ф. Положительный герой в творчестве А.С. Новикова-Прибоя: автореф. дис. ...канд. филол. наук. М., 1963. 20 с.
3 Чернявская Л.И. Романы С.Н. Сергеева-Ценского о первой мировой войне (проблематика и поэтика): автореф. дис. ...канд. филол. наук. М., 1970.
оказывается в 1950-1960-е гг.1, эпизодически в 1970-1980-е.
1920-1930-е гг. в советской России отмечены чрезвычайно высоким стремлением писателей осмыслить факты истории. Особенного внимания тогда были удостоены и по справедливости события Первой мировой войны, Великой Октябрьской социалистической революции, гражданской войны. Русско-японская война казалась уже событием менее значимым для истории Отечества, чем последовавшие за ней. Действительно, большинство значимых в художественно -документальном отношении произведений были написаны либо по ее горячим следам, либо спустя значительное время, то есть уже в конце 1940-х или позже, и победа советских солдат над японцами во Второй мировой получала уже двойной смысл: была воздана дань павшим десятилетиями раньше и восстановлен status quo на Дальнем Востоке.
В этом смысле труд А.С. Новикова-Прибоя по собиранию документальных материалов, их осмыслению, художественной «апробации» в малых литературных формах, а затем представление на суд читателей, является художественным исследованием роли русско-японской войны в истории России в начале ХХ века. В связи с этим роман-эпопея А.С. Новикова-Прибоя — произведение особого рода и по праву было отмечено премией второй степени в 1941 г. Глубокое изучение этого произведения, его места в истории русской литературы еще впереди.
Следует отметить, что у романа-эпопеи «Цусима» непростая литературная судьба. Периоды всенародной популярности, когда А.С. Новикова-Прибоя называли «вторым Станюковичем», «Айвазовским в литературе», «флагманом советской маринистики»2, сменялись временем необоснованных обвинений в
1 Красильников В.А. Творческий путь А.С. Новикова-Прибоя: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1956. 17 с.; Красильников В.А. А.С. Новиков-Прибой: Жизнь и творчество. М., 1966. 316 с.; Плаксиенко А.И. "Цусима" А.С. Новикова-Прибоя: автореф. дис. .канд. филол. наук. М., 1954. 16 с.; Сазонова О.Т. Творческий путь А.С. Новикова-Прибоя: автореф. дис. .канд. филол. наук. Л., 1955. 15 с.; Ситникова О.И. "Цусима" А.С. Новикова-Прибоя и зарождение советского военно-исторического романа: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1977. 21 с.; Чмыхалов Л.М. Исторический роман А.С. Новикова-Прибоя "Цусима": автореф. дис. .канд. филол. наук. М., 1953. 16 с.; Шевцов И. Морская судьба // Новиков-Прибой А.С. В бухте "Отрада": Рассказы. Одесса, 1988. С. 209216; Щербина В. А.С. Новиков-Прибой (1877-1944): Критико-биографический очерк. М.: Советский писатель, 1951. 158 с.
2 Анисарова Л.А. Новиков-Прибой. М. : Молодая гвардия, 2012. С. 311.
плагиате, искажении и неправильной трактовке реальных событий и требованиями даже переписать «Цусиму». Так, 22 декабря 1938 г. в газете «Красный флот» была опубликована разгромная статья И. Амурского, которая называлась: «Цусиму» надо переделать»1.
На неоднозначное отношение к новиковскому роману в 1930-е гг. также оказали влияние пренебрежительные характеристики Максима Горького, которые он раздавал в писательской среде. Такое отношение к боготворившему Горького писателю было инициировано «Литературной газетой», которая 16 января 1934 г. неверно опубликовала высказывание А.С. Новикова-Прибоя. Впоследствии «Литературка» принесла извинения писателю, но «мнение» уже тиражировалось и создало у Горького предубеждение относительно романа2.
Споры вокруг романа ведутся и в наше время. Писателя-мариниста обвиняют в «очернительстве» русского офицерства3, неверной трактовке причин поражения русской армии в русско-японской войне.
Сегодня едва ли самым авторитетным и цитируемым оказывается мнение В. Казака, который в одном словарном абзаце без обиняков выносит А.С. Новикову-Прибою заключение: «В первой части «Цусимы» правдиво показана повседневная служба на судне, вторая часть представляет собой некую смесь собственных наблюдений автора с компиляцией сообщений других участников битвы и разных материалов. Недавние исследования (Westwood) показали, что в результате всё новых дополнений в последующие издания были внесены изменения... <...> Несмотря на то, что в языковом отношении морская проза Новикова-Прибоя довольно непритязательна, она являет собой увлекательное чтение и неоднократно переиздавалась»4 (жирный курсив наш —
B.В.).
Обратим внимание на характеристики, данные В. Казаком с явно негативным оттенком, хотя в работе над художественным произведением в
1 Анисарова Л.А. Новиков-Прибой. М.: Молодая гвардия, 2012. С. 265.
2 Там же, с. 250.
3 Семанов С. Русское офицерское сословие // Литературная Россия. 1992. 7 февраля.
4 Казак В. Лексикон русской литературы XX века — Lexikon der russischen Literatur ab 1917 [пер. с нем.]. М., 1996.
C. 285.
принципе они наличествуют практически у каждого автора: правдивое описание жизни, обращение, как к собственным впечатлениям, так и к разного рода другим источникам, внесение изменений в первоначальные варианты (такие обвинения не выносятся ни М. Горькому, ни И.А. Бунину, чья работа над «Антоновскими яблоками» претерпела как минимум 6 редакций, ни уж Л.Н. Толстому с его многократным переписыванием целых романных глав).
Впрочем, какой «притязательностью» должна обладать документально-художественная или художественно-документальная проза, ставящая своей целью воспроизвести подлинных героев и подлинные события, изображающие трагический поход Второй русской эскадры на Дальний Восток? При этом завершающий пассаж статьи о том, что это «увлекательное чтение», уже теряет всякий смысл, поскольку все предыдущие характеристики нивелировали его.
Примерно такое же отношение наличествует и в литературоведческой среде, оно дополняется модными сегодня рассуждениями о том, что в романе используются воспоминания и материалы прямо и непосредственно не принадлежащие писателю с явным намеком, что воспользоваться воспоминаниями других в произведении «неприлично».
Своеобразным ответом на эти нападки стали публикации сына писателя — И.А. Новикова: «Придуманное в «Непридуманном»»1 (1988 г.) и «Если читать
л
«Цусиму» без предубеждения» (1992 г.). О значении романа высказывался и писатель Н. Черкашин: «Это не просто роман, беллетристика.. Это литературный памятник русским морякам, сложившим головы на Тихом океане. Это хроника небывалой морской трагедии, это реквием по обеим Тихоокеанским
3
эскадрам, это, наконец, энциклопедия матросской жизни» .
Все это нельзя не учитывать, приступая к осмыслению стиля писателя и его места в истории русской литературы.
Роман-эпопея А.С. Новикова-Прибоя «Цусима» повествует о трагическом периоде российской истории, о русско-японской войне, которая стала толчком,
1 Новиков И.А. Придуманное в «Непридуманном» // Молодая гвардия. 1988. № 12.
2 Новиков И.А. Если читать «Цусиму» без предубеждения // Литературная Россия. 1992. 23 октября.
3 Анисарова Л.А. Новиков-Прибой. М.: Молодая гвардия, 2012. С. 306.
запустившим те исторические механизмы, которые привели к масштабным событиям революций и гражданской распри, из которых великая Россия вышла к началу Великой Отечественной войны уже вновь Державой.
Творчество А.С. Новикова-Прибоя проливает свет и на историю Востока, Дальнего Востока, где Россия занимает свое особое место, и исследователю из Индонезии важен взгляд русского писателя на исторические события не только России, но именно Дальнего Востока.
Тема диссертационного исследования требует, с одной стороны, обратить внимание на то, как писатели — предшественники и современники А.С. Новикова-Прибоя изображали события русско-японской войны, а с другой — побуждает к рассмотрению особенностей художественных средств, используемых писателем и осознающем себя в русском историко-литературном пространстве, писателем, поставившем свой целью изучить причины русской катастрофы на Дальнем Востоке и постараться объяснить, как именно русско-японская война стала своеобразной миной замедленного действия для разворачивающейся за этой войной истории Российской империи.
Это обстоятельство побуждает сформулировать цель исследования следующим образом: определить способы формирования эпопейного содержания в романе А.С. Новикова-Прибоя, характер взаимодействия документального материала и художественного вымысла в произведении в сравнении с аналогичными явлениями в прозе о русско-японской войне у других прозаиков, указав на особенную роль синтеза документального и художественного начал, синтеза различных жанровых форм и жанров.
Цель диктует решение следующих задач:
— объяснить роль документальных форм в кристаллизации содержания романа-эпопеи;
— рассмотреть семантику заглавий произведений о русско-японской войне и семантику названия романа-эпопеи А.С. Новикова-Прибоя;
— охарактеризовать специфику повествования о русско-японской войне в романе А.С. Новикова-Прибоя в сравнении со стилем писателей-
предшественников (В.В. Вересаев, В.И. Семенов, Л.А. Сулержицкий, Г.П. Эрастов);
— при сравнении представленных в работе произведений о русско-японской войне структурировать доминантные приемы создания образа трагедии и героя трагедии;
— выявить особенности создания образа героя в трагических жизненных обстоятельствах в произведениях писателей-современников А.С. Новикова-Прибоя и тех, кто пришел в литературу в 1960-1970-е гг. (И.А. Бунин, М. Горький, М. А. Шолохов, С.С. Смирнов, Б.Л. Васильев, др.).
Актуальность работы определяется необходимостью рассмотрения романа-эпопеи А.С. Новикова-Прибоя в историко-культурной ретроспективе с учетом современной духовно-нравственной и нравственно-эстетической системы ценностей, позволяющей оценить историко-литературную и художественную значимость труда писателя.
Таким образом, материалом исследования послужили следующие произведения: рассказы А.С. Новикова-Прибоя, его роман-эпопея «Цусима», повесть В.В. Вересаева «На японской войне», художественно-документальная повесть А.Л. Сулержицкого «Путь», повесть Г.П. Эрастова «Отступление», трилогия Семенова В.И. «Трагедия Цусимы», одну из частей которой он назвал «Расплата», другую — «Бой при Цусиме», третью — «Цена крови», которую он сам определял как литературно обработанный дневник очевидца, а также произведения о трагических событиях русской истории И.А. Бунина, Б.Л. Васильева, С.С. Смирнова, М.А. Шолохова, др.
Объект исследования — способы художественно-документального исследования событий русско-японской войны и их последствий для русской истории.
Предмет исследования — повествовательные и описательные формы в стиле романа-эпопеи А.С. Новикова-Прибоя «Цусима» в контексте стиля произведений с названной тематикой.
Методология и методы исследования.
Базовым методом для исследования послужил семантический
19 ^
(семасиологический): П.Н. Сакулин , А.А. Потебня , Л.И. Тимофеев , Ю.И. Минералов4 и др. ученые-филологи дали направление для изучения избранного документального и художественно-документального материала, побудив обратить внимание на различные аспекты материала и представив образцы применения его в исследованиях по истории русской литературы.
Должное внимание к вопросам стиля и поэтики позволило воспользоваться филологическим инструментарием, который адекватен материалу, предмету и объекту исследования.
Поскольку эпопея А.С. Новикова-Прибоя рассматривается в синхроническом и диахроническом аспекте, то сравнительно-исторический метод, глубоко и всесторонне разработанный и представленный в трудах Ф.И. Буслаева5, А.Н. Веселовского6, В.М. Жирмунского7, а также сравнительно-типологический, историко-функциональный методы позволяют быть насколько возможно объективными в осмыслении индивидуального стиля писателя и «стиля эпохи» (П.Н. Сакулин).
Положения, выносимые на защиту:
— документальный, фактический и фактографический материал, его отбор и образно-стилевое претворение спустя четверть века после произошедших событий позволили не только расставить идеологические акценты, но и многогранно отразить правду событий в понимании народа;
— сопоставление авторской позиции на происходящие события в «записках» В.В. Вересаева, повести Л.А. Сулержицкого «Путь» и А.С. Новикова-
1 Сакулин П.Н. Филология и культурология . М.: Высшая школа, 1990. 240 с.
2 Потебня А.А. Мысль и язык. Харьков: Типография Адольфа Дарре. № 28, 1892. Потебня А.А. Теоретическая поэтика / Сост., вступ. Ст., коммент. А.Б. Муратова. М.: Высш. Шк., 1990. 344 с.
3 Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М., 1976. Тимофеев Л.И. По воле истории. М.: Просвещение, 1976. 548 с.
4 Минералов Ю.И. Теория художественной словесности. Поэтика и индивидуальность. М.: Издательство Литературного института им. А.М. Горького, 1997. 256 с.
5 Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Т. 1-2. СПб.: Д.Е. Кожанчиков, 1861; Буслаев Ф.И. О литературе: Исследования, статьи. Сост., вступ.ст. и примеч. Э.Л. Афанасьева. М.: Худож. лит., 1990.
6 Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 2007. 646 с.
7 Жирмундский В.М. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад. Избр.тр. Л., Наука. 1979. 493 с.
Прибоя дает возможность судить как об отдельных эпизодах «военной панорамы», так и о социально-нравственной тенденции, выявленной и художественно убедительно выписанной писателями — очевидцами и участниками событий русско-японской войны;
— определение роли синтеза жанров в «Цусиме» позволяет обоснованно судить о тех способах, которые использует автор в описании военного похода Второй эскадры к месту трагедии и которые формируют широкую жанрово-стилевую платформу романа-эпопеи;
— сравнение художественной интерпретации исторических трагических событий (не только русско-японской войны) в России в творчестве писателей-классиков ХХ века И.А. Бунина, М.А. Шолохова, Б.Л. Васильева и др. дают основания для понимания общих художественных приемов изображения трагедии Отечества и их преломлении авторской индивидуальностью при создании эпопеи.
Новизна исследования заключается в том, что впервые роман-эпопея А.С. Новикова-Прибоя рассмотрен как художественно-документальное явление, заслуживающее внимания филологов не только как свидетельство литературного процесса своего времени (1920-1930-е гг.), но и как значимая веха в осмыслении истории России и адекватных самой истории способов ее художественно-документального претворения, произведение эпического масштаба. Напоминание произведений других писателей, чье внимание привлекли события русско-японской войны и до А.С. Новикова-Прибоя, и после него, позволяет осмыслить историко-культурную панораму как гражданского, так и филологического внимания к постижению личности в истории и истории в становлении гражданского общества.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов в практике преподавания курсов истории русской литературы и русского языка как иностранного, а также в переводе произведений А.С. Новикова-Прибоя на индонезийский язык и их использование в преподавании истории русской литературы в университетах Индонезии, и в постижении русского мира за рубежом.
Апробация результатов исследования. Основные
положения и результаты диссертационного исследования были представлены в виде научных докладов на следующих научных конференциях: Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения Б.Л. Васильева (Смоленск, 2014), Международной научно-практической конференции «Аркадий Гайдар и круг детского и юношеского чтения», посвященной 110-летию со дня рождения А.П. Гайдара» (Арзамас, 2014), Международной научно-практической конференции «Изучение творчества М.А. Шолохова на современном этапе: проблемы, концепции, подходы» (Вешенская, 2014), Международном форуме преподавателей русского языка и литературы стран СНГ и Европы (Брест, 2015), Международной научно-практической конференции «Национальный стиль русской литературной классики» (Москва, 2015), XIII Конгрессе МАПРЯЛ «Русский язык и литература в пространстве мировой культуры» (Гранада, 2015), Международной научной конференции «Творческое наследие И.А. Бунина в контексте современных гуманитарных исследований», посвященной 145-летию со дня рождения И.А. Бунина (Елец, 2015), XXXVII Международной научной конференции Горьковские чтения-2016 «М. Горький — художник и мыслитель» (Нижний Новгород, 2016).
Основные положения диссертации изложены в 11 научных публикациях, в том числе в 3 статьях, опубликованных в ведущих рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК РФ.
Структура диссертации
Диссертация состоит из Введения, Основной части, состоящей из 3 глав, разделенных на параграфы, Заключения, Списка литературы, Приложений. Общий объем диссертации — 197 страницы, список литературы насчитывает 200 наименований, приложения содержат иллюстративный материал общим объемом 29 страниц.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ И ИСТОРИЧЕСКОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ В РОМАНЕ-ЭПОПЕЕ А.С. НОВИКОВА-ПРИБОЯ
«ЦУСИМА»
1.1. Особенности реалистического письма А.С. Новикова-Прибоя в малой прозе: уроки М. Горького
А.С. Новиков-Прибой, знаменитый, прежде всего, романом-эпопеей «Цусима», начал публиковаться, как известно, в периодических изданиях во время Первой русской революции. Очерки, написанные по впечатлениям русско-японской войны, изданные в 1906 г. под псевдонимом А. Затертый, были запрещены, а автор, получивший репутацию неблагонадежного, должен был покинуть Россию. Но мечты стать писателем и описать русскую трагедию, свидетелем и участником которой был, он не оставлял. Более того, находясь за границей, вновь и вновь обращался к писательству, в основе которого всегда были истории из личной жизни.
Мастером, который был для него образцом, он считал Максима Горького, и когда тот пригласил пожить на Капри, счел это едва ли не знаком судьбы. С 1912 по 1913 год А. Новиков, взявший впоследствии псевдоним «Прибой», поселился у М. Горького. Однако не только этот факт был судьбоносным для будущей писательской жизни А.С. Новикова-Прибоя, еще раньше, до похода со Второй русской эскадрой на Дальний Восток, он стремился учиться у Горького, который был «буревестником революции».
В 1911 году А. Новиков написал рассказ «По-тёмному»1, являющийся знаковым в его творческой биографии. М.Горький не только высоко оценил это произведение, но и помог напечатать в журнале «Современник». «Горький
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Поэтика трагического в прозе И.С. Шмелёва 1920-х - 1930-х годов2012 год, кандидат наук Норина, Наталья Викторовна
Жанр романа-антимифа в шведской литературе 1940-1960-х годов: на материале произведений П. Лагерквиста и Э. Юнсона2008 год, кандидат филологических наук Полушкин, Александр Сергеевич
Женские образы в творчестве А.И. Солженицына2018 год, кандидат наук Би Цзюньжу
Традиции исторического повествования в отечественной романной прозе рубежа XX–XXI вв. (на материале творчества А. Иванова и Бориса Акунина)2023 год, кандидат наук Карпов Антон Дмитриевич
Семейная хроника Е.Н. Чирикова "Отчий дом" как итог идейных и художественных исканий писателя2013 год, кандидат наук Назарова, Анастасия Викторовна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Виджая Вахью, 2017 год
— 64 с.
43. Толстой, Л.Н. Набег / Л.Н. Толстой // Собрание сочинений. В 22-х томах. Т. 2. Повести и рассказы 1852-1856. — М.: Худож. лит., 1979. — С. 7-32.
44.Толстой, Л.Н. Севастополь в декабре месяце. Севастополь в мае. Севастополь в августе 1855 года / Л.Н. Толстой // Собрание сочинений. В 22-х томах. Т. 2. Повести и рассказы 1852-1856. — М.: Худож. лит., 1979. — С. 87207.
45.Федин, К.А. Города и годы / К.А. Федин. — М.: Художественная литература, 1988. — 558 с.
46. Чириков, Евгений. Зверь из бездны. Поэма страшных времен / Е. Чириков. — Прага: Пламя, 1929.
47. Шолохов, М.А. Тихий Дон: Роман в четырёх книгах. Книга первая / М.А. Шолохов // Собрание сочинений: В 8 т. — М.: Гос. изд-во худож. лит., 1956-1960. Т. 2. — 1956. — 403 с.
48.Эрастов, Г.П. Отступление [Электронный ресурс] / Г.П. Эрастов // Сборникъ товарищества "Знаше" за 1906 годъ. Книга тринадцатая. СПб, 1906. Режим доступа: http://az.lib.rU/e/erastow_g/text_1906_otstuplenie_oldorfo .shtml. Дата обращения 15.11.2015.
Научно-исследовательская и критическая литература:
49.Авдеева, Е.А. Традиции русской литературной баталистики в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.01.01 / Авдеева Екатерина Анатольевна. — Сургут, 2011. — 19 с.
50.Андреев, Ю.А. Русский советский исторический роман. 20-30-е годы [Текст] / Ю.А. Андреев; Акад. наук СССР. Ин-т русской литературы (Пушкинский дом). — М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР. [Ленингр. отд-ние], 1962. — 167 с.
51.Алексей Новиков-Прибой. События — Великие люди [Электронный ресурс] /А. Новиков-Прибой // Великие люди. Режим доступа: http://velchel.ru/events/date/2759/aleksey-novikov-priboy.
52.Анисарова, Л.А. Новиков-Прибой / Л.А. Анисарова. — М.: Молодая гвардия, 2012. — 343 с. — (Жизнь замечательных людей: Серия биографий; Вып. 1567 (1367)).
53.А.С. Новиков-Прибой в воспоминаниях современников. — М.: Советский писатель, 1980. — 504 с.
54.Бахтин, М.М. Эпос и роман / М.М. Бахтин. — СПб.: Азбука, 2000. — 304
с.
55.Белотурова, М.М. Книга М. Горького «Заметки из дневника. Воспоминания». Проблематика. Поэтика: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Белотурова Мария Михайловна. — М., 2008. — 17 с.
56. Береговская, Ф.М. Лексико-изобразительные средства романа А.С. Новикова-Прибоя «Цусима»: автореф. дис. .канд. филол. наук / Береговская Франя Матвеевна. — Киев, 1963. — 16 с.
57.Берцинская, Л.М. М. Горький. 1868-1936: [Краткий указатель литературы о Горьком] / Л.М. Берцинская. — Москва, 1939. — 7 с.
58.Бирюков, Ф.Г. Шолохов: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / Ф.Г. Бирюков. — М.: Изд -во Моск. ун-та, 2000. — 107 с.
59.Благой, Д.Д. Исторический роман [Электронный ресурс] / Д.Д. Благой // Краткая литературная энциклопедия. Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/s1t/abc/1t1/1t1-3351.htm. Дата обращения 10.10.2015.
60.Бондарев, С. Человеку, на книгах которого просвещались миллионы... / С. Бондарев // В мире книг. — 1982. — № 10.
61.Бурлаков, Н.С. «Севастопольская страда» С.Н. Сергеева-Ценского: (К проблеме стиля советского ист. романа): автореф. дис....канд. филол. наук / Бурлаков Николай Степанович. — М., 1954. — 15 с.
62.Буслаев, Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Т. 1-2. / Ф.И. Буслаев. — СПб.: Д.Е. Кожанчиков, 1861.
63.Буслаев, Ф.И. О литературе: Исследования, статьи. Сост., вступ.ст. и примеч. Э.Л. Афанасьева. / Ф.И. Буслаев. — М.: Худож.лит., 1990.
64.Бутеев, Д.В. Исторический роман в начале ХХ века: дис. .канд. филол. наук: 10.01.01 — русская литература / Бутеев Д.В. — Смоленск, 2004. — 185 с.
65.Бухараев, Я.В. Военно-морское дело России конца ХК-начала ХХ веков: дис. ... канд. истор. наук: 07.00.02 / Бухараев Ярослав Владимирович. — Новокузнецк, 2000. — 286 с.
66.Васильев, Л.Г. Творческий путь А.С. Новикова-Прибоя: автореф. дис.. ..канд. филол. наук / Васильев Леонид Георгиевич. — М., 1951. — 14 с.
67.Васильев, Л. Алексей Силыч Новиков-Прибой (очерк творчества). — Саранск: Морд. кн. изд-во, 1960. — 167 с.
68.Веселовский, А.Н. Историческая поэтика / А.Н. Веселовский; ред., вступ.статья и примеч. В.М. Жирмунского. — М., 2007. — 646 с.
69.Виджая Вахью, Минералова И.Г. «Записки» как форма художественно-документального повествования о русско-японской войне (Л.А. Сулержицкий «Путь») / Вахью Виджая, И.Г. Минералова // Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность: сборник статей Международной научно-практической конференции. В 8 частях. Часть 5 / Под ред. В.С. Белгородского, О.В. Кащеева, В.В. Зотова, И.В. Антоненко. — М.: ФГБОУ ВО «МГУДТ», 2016. — С. 21-27.
70.Виджая Вахью, Минералова И.Г. Русское офицерство в исторической прозе Б.Л. Васильева и А.С. Новикова-Прибоя / Виджая Вахью, Минералова И.Г. // Васильевские Чтения. Самое Точное Время. Исследования и материалы международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения Б.Л. Васильева ("Смоленский государственный университет" (СмолГУ) 22-23 мая 2014 года). Смоленск.: Изд-во СмолГУ 2014. — С. 117-123.
71. Воспоминания об А.С. Новикове-Прибое. — М.: Советский писатель, 1969. — 328 с.
72.Воронцова, Г.Н. Роман А.Н. Толстого "Хождение по мукам" (1919-1921): творческая история и проблемы текстологии / Г.Н. Воронцова; Российская акад.
наук, Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького РАН. — Москва: ИМЛИ РАН, 2014. — 343 с.
73.Гладкая, Е.А. Русско-японская война в массовом сознании и общественной мысли русского общества в начале XX в.: дис. ... канд. истор. наук: 07.00.02 / Гладкая Елена Анатольевна. — Ставрополь, 2008. — 219 с.
74.Гордина, Е.Д. Роль исторического романа советских писателей в утверждении в массовом сознании официальной концепции отечественной истории в 1930-е - первой половине 1940-х годов: автореферат дис. ... д-ра истор. наук: 07.00.02 / Гордина Елена Дмитриевна. — Нижний Новгород, 2012. — 44 с.
75.Горький и его эпоха. Материалы и исследования / АН СССР, Ин-т мировой литературы им. A.M. Горького. — Вып. 1,2. — М.: Наука, 1990.
76.Грибовский, В.Ю. Вице-адмирал З.П. Рожественский / В.Ю. Грибовский, В.П. Познахирев. — СПб.: Галея-Принт, 1999. — 280 с.
77.Гронский, И.М. Подвиг // Тройский И.М. Из прошлого...: Воспоминания. — М., 1991. — С. 306-316.
78.Губанов, Г.В. М.А. Шолохов: страницы жизни писателя: хроника событий, писатель сам о себе, Вешенские встречи, свершилось, мгновения фотолетописи / Г.В. Губанов. — Ростов-на-Дону: РИО "Цветная печать", 2000. — 186.
79.Дзюба, А.С. Своеобразие жанра очерка в прозе А.М. Горького 20-30-х годов ХХ века: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Дзюба Анна Сергеевна. — М., 2013 — 164 с.
80. Дмитриевская, Л.Н. Словесная живопись в русской прозе XIX - XX вв.: автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.01. / Дмитриевская Лидия Николаевна. — Москва, 2013. — 354 с.
81.Дружба, О.В. Великая Отечественная война в историческом сознании советского и постсоветского общества: дис. ... д-ра истор. наук / Дружба О.В. — Ростов-на-Дону, 2000.
82.Елизаров, М.А. Левый экстремизм на флоте в период революции 1917 года и гражданской войны: февраль 1917 - март 1921 гг.: дис. ... д-ра истор. наук: 07.00.02 / Елизаров Михаил Александрович. — СПб., 2007. — 578 с.
83.Ершов, Л.Ф. Русский советский роман: национальные традиции и новаторство / Л.Ф. Ершов; Ин-т русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР. — Ленинград: Наука, Ленингр. отд-ние, 1967. — 340 с.
84.Жирмундский В.М. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад. Избр.тр. / В.М. Жирмундский. — Л., Наука. 1979. — 493 с.
85.Журавлева, А.А. Михаил Шолохов: (Очерк жизни и творчества) / А.А. Журавлева, Ю.Г. Круглов; М-во образования Рос. Федерации. Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А. Шолохова. Шолохов. центр. — М.: Таганка, 2003 — 171 с.
86.Журбина, Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров / Е.И. Журбина. — М.: Мысль, 1969. — 400 с.
87.Замятин, Е.И. О синтетизме / Е.И. Замятин // Сочинения. — М.: Книга, 1988. — С. 405-473.
88.Игнатов, А. Битва броненосцев. Крупнейшее морское сражение России XX века [Электронный ресурс] / А. Игнатов // Русский литературный журнал. Режим доступа: http://www.hrono.info/proekty/moloko/2002.php. Дата обращения: 10.12.2015.
89. Казак, В. Лексикон русской литературы XX века Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. — М.: РИК «Культура», 1996. — XVIII. — 491 с.
90.Кдырбаева, Б.А. История и личность в творчестве писателей 20-30-х годов XX в. (А.Толстой, М. Алданов, В. Набоков, Е. Замятин): дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.01 / Кдырбаева, Бибисара Ахметовна. — М., 1996. — 354 с.
91.Кожинов, В.В. Эпопея / В.В. Кожинов // Словарь литературоведческих терминов. — М.: Просвещение, 1974. — С. 474-475.
92.Коржов, А.С. Русский офицер в прозе первой трети XX века: типология и поэтика характера: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Коржов, Александр Сергеевич. — Тамбов, 2005. — 152 с.
93.Колядич, Т.М. Воспоминания писателей: проблемы поэтики жанра: Монография / Т.М. Колядич. — М.: Мегатрон, 1998. — 278 с.
94.Корнеев, А.В. Новиков-Прибой А.С. // Русские писатели 20 века: биографический словарь / Гл. ред. и составитель П.А. Николаев. — М.: Большая Российская энциклопедия / Рандеву-АМ, 2000. — 808 с.
95.Корниенко, Н.В. "Сказано русским языком...": Андрей Платонов и Михаил Шолохов: встречи в рус. лит. / Н.В. Корниенко. — Москва: ИМЛИ РАН, 2003. — 533 с.
96.Красильников, В.А. А.С. Новиков-Прибой: Жизнь и творчество / В.А. Красильников. — М., 1966. — 316 с.
97.Красильников, В.А. Творческий путь А.С. Новикова-Прибоя: автор. дис. ... канд. филол. наук / Красильников Виктор Александрович. — М., 1956. — 17 с.
98.Краснослободцева, Т.А. Ф.М. Достоевский в художественном мире С.Н. Сергеева-Ценского: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 — русская литература / Краснослободцева Татьяна Александровна. — Тамбов, 2005. — 190 с.
99.Крюков, А.С. Поэтика исторической прозы Тацита: дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.08 — теория литературы / Крюков А.С. — СПб., 2002. — 331 с.
100. Луговой, В.П. М.А. Шолохов и восстановление единства казачества с народом / В.П. Луговой. — Ростов н/Д.: Ростиздат, 2003. — 220 с.
101. Луначарский, А.В. Очерк / А.В. Луначарский // Литературная энциклопедия: В 11 т. — Т. 8. — М., 1929-1939. — С. 381.
102. Лынова, Е.П. Эстетика державности в прозе А.Н. Толстого: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 — русская литература / Лынова Елена Петровна. — Армавир, 2006. — 214 с.
103. Малкина, Ц.Я. Поэтика исторического романа. Проблема инварианта и типология жанра (на материале прозы Х1Х - нач. ХХ века): дис. ... канд. филол. наук: 10.01.08 — теория литературы / Малкина Ц.Я. — М., 2001. — 216 с.
104. Макаренко, Г.С. "Севастопольская страда" С.Н. Сергеева-Ценского: (Принципы историзма): автореф. дис. ... канд. филол. наук / Макаренко Галина Степановна. — Симферополь, 1952. — 16 с.
105. Макаров, А.Г. Цветок-Татарник: В поисках автора "Тихого Дона": от Михаила Шолохова к Федору Крюкову / А.Г. Макаров, С.Э. Макарова. — М.: АИРО-ХХ, 2001. — 500 с.
106. М.А. Шолохов в общественном сознании XX века: Сб. науч. ст. и материалов / Ю.А. Дворяшин (отв. ред.) и др. — Сургут: Сургут. гос. пед. ин-т , 2001. — 87 с.
107. М.А. Шолохов и современность: материалы Межвуз. науч.-практ. конф., Респ. Башкортостан, г. Стерлитамак, 17 дек. 2004 г. / Отв. ред.: И.М. Максимова. — Стерлитамак: Стерлитамак. фил. МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2005. — 74 с.
108. М.А. Шолохов. Тихий Дон: Анализ текста. Основное содерж. Соч. / Авт.-сост.: М. Г. Павловец, Т. В. Павловец. — М.: Дрофа, 2003. — 128 с.
109. М. Горький — Л. Авербаху // Горький и его корреспонденты. — М.: ИМЛИ РАН, 2005. — 680 с.
110. М. Горький и современность: интерпретация в культурное пространство: коллективная монография / Сост.: Т.В. Сорокина, М.Ф. Гаврилова. — Казань: Изд-во Казанского гос. ун-та культуры и искусств, 2013. — 190 с.
111. Медведев, Р.А. "Тихий Дон". Загадки и открытия великого романа / Р.А. Медведев. — Москва: АИРО-ХХГ, 2011. — 225 с.
112. Меньшиков, М.О. Письма к русской нации 1908 г. Мученики за Россию [Электронный ресурс] / М.О. Меньшиков. Режим доступа: http://www.russdom.ru/oldsayte/mom/m5/m510.html. Дата обращения 15.12.2015.
113. Местергази, Е.Г. Документальное начало в литературе ХХ века: монография / Е.Г. Местергази. — М.: Флинта: Наука. 2006. — 160 с.
114. Минералов, Ю.И., Минералова, И.Г. История русской литературы ХХ века. 1900-1920-е годы. — М.: Студент, 2012. — 432 с.
115. Минералов, Ю.И. Теория художественной словесности. Поэтика и индивидуальность / Ю.И. Минералов. — М.: Издательство Литературного института им. А.М. Горького, 1997. — 256 с.
116. Минералова, И.Г. Анализ художественного произведения. Стиль и внутренняя форма / И.Г. Минералова. — М.: Флинта-Наука, 2011. — 256 с.
117. Минералова, И.Г. Русская литература серебряного века. Поэтика символизма / И.Г. Минералова. — М.: Флинта-Наука, 2011. — 272 с.
118. Михаил Александрович Шолохов: Библиогр. указ. для изучения творчества велик. писателя — в помощь учителю, ученику, абитуриенту / Решетникова Е.А., Курочкина О.В. — М.: Раритет, 2003. — 62 с.
119. Михайлов, Н.А. В памяти навечно / Н.А. Михайлов. — М.: Современник, 1986. — 253 с.
120. Мокеева, И.Н. Жанровое своеобразие «Фрегата «Паллада» И.А. Гончарова [Электронный ресурс] / И.Н. Мокеева // Фундаментальная электронная библиотека. Русская литература и фольклор. — С. 95-104. Режим доступа: http: //feb-web .ru/feb/gonchar/critics/g87/g87-095-.htm.
121. Муравьева, Н.М. Проза М.А. Шолохова: онтология, эпическая стратегия характеров, поэтика: монография / Муравьева Наталия Михайловна. — Борисоглебск: БГПИ, 2007. — 378 с.
122. Муравьёва, Н.М. Проза М.А. Шолохова: онтология, эпическая стратегия характеров, поэтика: автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.01 — русская литература / Муравьёва Наталия Михайловна. — Тамбов, 2007. — 52 с.
123. Мусьяков, П. Писатели на флоте в годы Великой Отечественной войны / П. Мусьяков. — М.: Советский писатель, 1977. — 256 с.
124. Мущенко, Е.Г. Поэтика прозы А.Н. Толстого: Пути формирования эпич. слова / Е.Г. Мущенко. — Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1983. — 106 с.
125. Нарбекова, О.В. Дилогия С.Н. Сергеева-Ценского "Преображение": Развитие замысла, художественно-философской концепции, характеров: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 — русская литература / Нарбекова Оксана Владимировна. — Елец, 2004. — 22 с.
126. Немцова, Н.М. Концепция мира и человека в художественно-философских исканиях С.Н. Сергеева-Ценского и М. Горького: На материале
переписки 1910-1930-х годов: дис.... канд. филол. наук: 10.01.01 — русская литература / Немцова Надежда Михайловна. — Тамбов, 2003. — 194 с.
127. Николаев, Д.Д. Русская проза 1920-х - 1930-х годов: авантюрная, фантастическая, историческая проза: дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.01 — русская литература / Николаев Д.Д. — М., 2006. — 688 с.
128. Никольская, Н.Н. Роман М.А. Шолохова "Поднятая целина" в контексте русской литературы Х1Х-первой четверти XX веков: Тема казачества: дис.... канд. филол. наук: 10.01.01 — русская литература / Никольская Наталья Николаевна. — Липецк, 2003. — 195 с.
129. Новикова, М.Л. Неверов и Новиков-Прибой / М.Л. Новикова // Александр Неверов. Из архива писателя. Исследования. Воспоминания. — Куйбышев: Куйбышевское книжное издательство, 1986. — С. 102-105.
130. Новиков, И. Воспоминания об отце / И. Новиков // Морской сб. — 1987. — №4.
131. Новиков, И. Дом моряка на земле / И. Новиков // Подъем. — 1982. —
№4.
132. Новиков, И.А. Если читать «Цусиму» без предубеждения / И.А. Новиков // Литературная Россия. — 1992. — 23 октября.
133. Новиков, И. Певец моря / И. Новиков // Новиков-Прибой А.С. Повести и рассказы. М.: Издательство «Правда», 1987. — С. 503-510.
134. Новиков, И.А. Придуманное в «Непридуманном» / И.А. Новиков // Молодая гвардия. — 1988. — № 12.
135. Новое о Михаиле Шолохове: Исслед. и материалы / Ф.Ф. Кузнецов и др.. — М.: ИМЛИ РАН, 2003. — 587 с.
136. Окунькова, Е.А. Стиль современной русской прозы о войне: дисс... канд. филол. наук.: 10.01.01 / Окунькова Елена Александровна. — М., 2010. — 195 с.
137. Орлова, Н.М. Функционирование морской лексики в тексте художественной литературы (XIX-XX вв.): дисс... канд. филол. наук.: 10.02.01 / Орлова Надежда Михайловна. — М., 1984. — 207 с.
138. Оскоцкий, В.Д. Роман и история. (Традиция и новаторство советского исторического романа) / В.Д. Оскоцкий. — М.: Худож. лит., 1980. — 384 с.
139. Палиевский, П.В. Шолохов и Булгаков / П.В. Палиевский. — М.: ИМЛИ РАН: Наследие, 1999. — 141 с.
140. Панков, В.К. Советская действительность в изображении Горького / В.К. Панков. — Москва: Сов. писатель, 1957. — 382 с.
141. Пауткин, А.И. Советский исторический роман (в русской литературе) / А.И. Пауткин. — М.: Знание, 1970. — 111 с.
142. Петелин, В.В. Жизнь Максима Горького. "Я — каторжник, который всю свою жизнь работал на других ..." / В.В. Петелин. — Москва: Центрполиграф, 2007. — 715 с.
143. Петров, С.М. Советский исторический роман / С.М. Петров. — М.: Советский писатель, 1958. — 483 с.
144. Пиксанов, Н.К. Горький — поэт / Н.К. Пиксанов. — Ленинград: Гослитиздат, 1940. — 200 с.
145. Плаксиенко, А.И. "Цусима" А.С. Новикова-Прибоя: автореф. дис. .канд. филол. наук / Плаксиенко Анна Ивановна. — Москва, 1954. — 16 с.
146. Полякова, Е.И. Жизнь и творчество Л.А. Сулержицкого // Сулержицкий, Л.А. Повести и рассказы. Статьи и заметки о театре. Переписка. Воспоминания о Л.А. Сулержицком / Л.А. Сулержицкий. — М., 1970. — 708 с.
147. Поль, Д.В. Проблемы поэтики и эстетики М.А. Шолохова: монография / Д.В. Поль. — Москва: ИХО РАО, 2007. — 148 с.
148. Потебня, А.А. Мысль и язык / А.А. Потебня. — Харьков: Типография Адольфа Дарре. № 28, 1892.
149. Потебня, А.А. Теоретическая поэтика / А.А. Потебня / Сост., вступ. Ст., коммент. А.Б. Муратова. — М.: Высш. Шк., 1990. — 344 с.
150. Привалова, М.В. Человек в системе общественных отношений: на материале произведений М. Горького и Л. Андреева: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / Привалова Мария Владимировна. — Чита, 2009. — 23 с.
151. Пушкарев, Л.Н. Классификация русских письменных источников по отечественной истории / Л.Н. Пушкарев. — М.: Наука, 1975. — 281 с.
152. Рамазанова, Л.Г. Метафора в публицистическом тексте: на материале произведений А.Н. Толстого: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Рамазанова Лейла Гаджиевна. — Махачкала, 2004. — 172 с.
153. Сазонова, О.Т. Творческий путь А.С. Новикова-Прибоя: автореферат дис. .канд. филол. наук / Сазонова Ольга Трофимовна. — Ленинград, 1955. — 15 с.
154. Саркисов, К.О. Путь к Цусиме: по неопубликованным письмам вице-адмирала З.П. Рожественского / К.О. Саркисов. — СПб: Аврора, 2010. — 246 с.
155. Селезнева, М.А. Поэтика характеров в "Рассказах 1922-1924 годов" М. Горького: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Селезнева Марина Анатольевна. — Тамбов, 2006. — 159 с.
156. Семагина, О.А. Литературно-критические работы А.М. Горького 19281936 гг. и их роль в развитии советской критики: автореф. дис.канд. филол. наук / Семагина Ольга Алексеевна. — Москва, 1953. — 16 с.
157. Семанов, С.Н. Макаров / С.Н. Семанов. — М.: Молодая гвардия, 1972. — 288 с. (Жизнь замечательных людей, вып. 515).
158. Семанов, С. Русское офицерское сословие / С. Семанов // Литературная Россия. —1992. — 7 февраля.
159. Сидоров, А.В. Историческая проза Ю. Давыдова (1960-е - 2000-е гг.). Проблематика. Поэтика / А.В. Сидоров. — Магнитогорск, 2009. — 178 с.
160. Сидорченко, А.И. Москва. Кремль. Президенту России Владимиру Путину: [О романе "Тихий Дон" и его авт. Ф.Д. Крюкове] / А.И. Сидорченко. — СПб., 2003. — 271 с.
161. Ситникова, О.И. "Цусима" А.С. Новикова-Прибоя и зарождение советского военно-исторического романа: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.02 / Ситникова Ольга Ивановна. — Москва, 1977. — 21 с.
162. Сорокина, М.А. Моральное состояние личного состава флота Тихого океана в период русско-японской войны 1904-1905 годов : дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Сорокина Майя Александровна. — СПб., 2006. — 195 с.
163. Спиридонова, Л.А. Настоящий Горький: мифы и реальность / Л.А. Спиридонова. — Москва: ИМЛИ РАН, 2013. — 439 с.
164. Спиридонова, Л.А. М. Горький в жизни и творчестве: учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей / Л.А. Спиридонова. — Москва: Русское слово, 2012. — 110 с.
165. Спиридонова, Л.А. М. Горький: новый взгляд / Л.А. Спиридонова. — М.: ИМЛИ, 2004. — 262 с.
166. Степаненко, Л.Г. Шолоховские описания природы. Пейзажи мастера и исследователя: посвящ. 100-летию писателя / Л.Г. Степаненко. — Ростов н/Д.: Багир, 2003. — 95 с.
167. Студенческие Шолоховские чтения: Сб. науч. тр. / Ю.Г. Круглов. — М.: Издат. Дом "Таганка", 2003. — 271 с.
168. Сухих, С.И. М. Горький и другие: избранные статьи / С.И. Сухих. — Нижний Новгород, 2007. — 242 с.
169. Творчество писателя в национальной культуре России: Сб. ст. / Н.И. Глушков. — Ростов н/Д.: Ростиздат , 2000. — 286 с.
170. Тесленко О. Загадки гибели русских броненосцев [Электронный ресурс] / О. Тесленко // "Военные исследования". — Режим доступа: http: //www.uic.unn.ru/~teog/b001. htm.
171. Тимофеев, Л.И. Основы теории литературы / Л.И. Тимофеев. — М.,
1976.
172. Тимофеев, Л.И. По воле истории/ Л.И. Тимофеев. — М.: Просвещение, 1976. — 548 с.
173. Третьякова, И.А. Роман А.С. Новикова-Прибоя "Цусима": По неопубликованным материалам / И.А. Третьякова // Русская литература за рубежом. — М., 2005. — С. 150-169.
174. Трубина, Л.А. Историческое сознание в русской литературе
первой трети XX века: дис.....д-ра филол. наук: 10.01.01 / Трубина Людмила
Александровна. — М., 1999. — 328 с.
175. Трубина, Л.А. Русский человек на «сквозняке» истории: Историческое сознание в русской литературе первой трети ХХ в. Типология. Поэтика. (Монография) / Л.А. Трубина.-М.: Прометей, 1999. — 124 с.
176. Трубина, Л.А. «Война — это горькая штука.». Военная тема в творчестве Константина Михайловича Симонова / Л.А. Трубина // Литература в школе. - 2010. - №4. — С. 2-7.
177. Туманов, Я.К. Мичмана на войне / Я.К. Туманов. — СПб., 2002. — 192
с.
178. Удонова, З.В. Основные этапы развития советского исторического романа / З.В. Удонова. — М., 1961. — 49 с.
179. Ужанков, А.Н. Стадиальное развитие русской литературы XI-первой трети XVШ века. Теория литературных формаций. Монография / А.Н. Ужанков. — М.: Издательство Литературного института им. А.М. Горького, 2008. — 528 с.
180. Уроки решающего влияния человеческого фактора в условиях новейшего вооружения [Электронный ресурс] // Русский литературный журнал. Режим доступа: http://www.hrono.info/proekty/moloko/2002.php. Дата обращения: 10.12.2015
181. Федин, К.А. Горький среди нас: картины литературной жизни / К.А. Федин. — Москва: Молодая гвардия, 1967. — 352 с.
182. Федорова, А.В. Персонажно-топологические характеристики образа России в ранней прозе А.Н. Толстого: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Федорова Анна Вячеславовна. — Вологда , 2004. — 215 с.
183. Федорова, В.Н. Раннее творчество Новикова-Прибоя: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Федорова Вера Николаевна. — Казань, 1958. — 18 с.
184. Федь, Н.М. Парадокс гения: Жизнь и соч. Шолохова / Н.М. Федь. — М.: Соврем. писатель, 1998. — 405 с.
185. Фоминых, Т.Н. Первая мировая война в русской прозе 1920-1930-х годов: Историософия и поэтика: дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.01 / Фоминых Татьяна Николаевна. — М., 1998. — 383 с.
186. Хватов, А.И. На стрежне века: (Худож. мир Шолохова) / А.И. Хватов. — Москва: Современник, 1975. — 478 с.
187. Черапкин, Н.И. По заветам М. Горького / Н.И. Черапкин. — Саранск: Морд. кн. изд-во, 1961. — 120 с.
188. Черкашин, Н. Судьбы героев "Цусимы": Заметки на полях романа / Н. Черкашин // В мире книг. — М., 1987. — № 9-10. — С. 24-27.
189. Чернявская, Л.И. Романы С.Н. Сергеева-Ценского о первой мировой войне (проблематика и поэтика): автореф. дис. .канд. филол. наук / Чернявская Л.И. — М., 1970.
190. Чеснокова, Н.В. Антропоцентрическая концепция творчества С.Н. Сергеева-Ценского: Лингвистический аспект: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Чеснокова Наталия Валерьевна. — Тамбов, 2003. — 191 с.
191. Чеченков, П.В. Документ и исторический источник: на перекрёстке социально-гуманитарных наук / П.В. Чеченков // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии». — 2012. — Вып. № 4. — С. 36-45.
192. Чмыхалов, Л.М. Исторический роман А.С. Новикова-Прибоя "Цусима": автореф. дис. .канд. филол. наук / Чмыхалов Леонид Михайлович. — Москва, 1953. — 16 с.
193. Шестаковский, А.Ф. Староконюшенный переулок, 33 / А.Ф. Шестаковский. — М.: Московский рабочий, 1990. — 63 с.
194. Шолоховские чтения: Сб. науч. тр. / Под общ. ред. акад. РАО Круглова Ю.Г. — М.: Таганка, 2003. — 428 с.
195. Шевцов, И. Морская судьба / И. Шевцов // Новиков-Прибой А.С. В бухте "Отрада": Рассказы. — Одесса, 1988. — С. 209-216.
196. Шуберт, Б.К. На крейсерах «Смоленск» и «Олег» / Б.К. Шуберт. — СПб.: Гангут, 2009. — 248 с.
197. Щедрина, Н.М. Исторический роман в русской литературе последней трети ХХ века: пути развития, концепция личности, поэтика: дисс. ...докт. филол. наук: 10.01.01 — русская литература / Щедрина Н.М. — М., 1995. — 379 с.
198. Щедрин, Г. Писатель с броненосца «Орел» / Г. Щедрин // Знамя. — 1977. — № 3.
199. Щербакова, Е.Ф. Положительный герой в творчестве А.С. Новикова-Прибоя: автореф. дис.. ..канд. филол. наук / Щербакова Е.Ф. — М., 1963. — 20 с.
200. Щербина, В. А.С. Новиков-Прибой (1877-1944): Критико-биографический очерк / В. Щербина. — М.: Советский писатель, 1951. — 158 с.
Приложение А.
События повести В.В. Вересаева «На японской войне», повести Г.П. Эрастова «Отступление», Л.Д. Сулержицкого «Путь»
Приложение А.1 Карта Ляолянского сражения
>Ло:нго»
долго
^¿анпп
«чяеяйт "4
НИМ»!'« 1
->_/' (¿Опте/
»от
Сражение под Мукденом
19.11. - ЮЛИ. 1905 г,
II * К Д I, II I, к Л £ I' Г I Ж III II
Плакат времен русско-японской войны Ш04 1905 гг. Hj коллекции РГАДА. Репродуцируете» впервые
ПОСЛ-Ь МУКДЕНСКАГО БОЯ.
Приложение А.7 Пехотный батальон, которому удалось вырваться под Мукденом
4. '
Чипа н I 7 2.7
. Щ/ьт // > Уидшской лЪи, и< и а/11 тьш\ Д-.4пспоит Шн# ,19№ ~ 1905 у«, /> ¿оялОь 'Щксет.нк
ЧМаМ Шкттк-19
Ш(7П(Ь\ ФшШМНМк
События романа-эпопеи А.С. Новикова-Прибоя «Цусима» и трилогии В.И. Семенова «Трагедия Цусимы»
Приложение Б.1 Карта Цусимского сражения
Фотография броненосца «Орёл» после Цусимского сражения
Александр Москалёв. Жертвы и уроки Цусимы
Памятный знак Российским морякам — героям Цусимского сражения 14-15 мая 1905 года, установленный в Кронштадте
Памятник был открыт и освящён 30 июля 2006 года в День Военно-морского
флота.
«В 1913 году после конкурса мне заказали (скульптор Л. В. Шервуд) памятник адмиралу Макарову в Кронштадте. За неимением денег на пьедестал была пожертвована глыба гранита в шесть метров высотою, затонувшая по дороге из Финляндии в шхерах приблизительно в начале прошлого столетия. Эта глыба первоначально предназначалась для какой-то фигуры около казанского собора и была уже частично вырублена. Когда водолазы вытаскивали её, верхняя часть обломилась, образуя наклонную плоскость. Этот камень дали мне с приказом не обрубать его, не изменять его формы» (Б.А. Розадеев, Р.А. Сомина, Л.С. Клещеева. Кронштадт. (Архитектурный очерк). Л.: Стройиздат, 1977, С. 110-111).
Памятный знак Российским морякам — героям Цусимского сражения 14-15
мая 1905 года, установленный в Бресте
1867 — родился в Петербурге. 1880-1887 — учеба в Морском корпусе.
1888-1892, 1895-1901 — плавания в Балтике и в Тихом океане на крейсерах. Среди этих кораблей — будущие герои морских сражений войны с Японией — «Владимир Мономах», «Дмитрий Донской», «Россия», «Рюрик». 1893 — участие в Енисейской полярной экспедиции на «Малыгине». Производство в лейтенанты.
1894-1895 — учеба в Николаевской морской академии.
1900 — участие в подавлении боксерского восстания в Китае. Награжден орденом Анны 4-й
степени за взятие фортов Таку. 1901-1903 — служба адъютантом штаба Кронштадтского порта. Командование по
совместительству миноноской № 29. 1903 — публикация двухтомника стихотворений.
Январь 1904 — назначение в Порт-Артурскую эскадру Тихоокеанского флота. Февраль 1904 — командование «Решительным». Перевод старшим офицером на «Ангару». Март 1904 — производство в капитаны 2-го ранга. Назначение старшим офицером на «Диану». Март — июнь — участие в ночных боях на рейде и в дневных операциях у побережья
Квантуна. Работа переводчиком в штабе эскадры. Июнь 1904 — письменное обращение к командующему эскадрой с предложением прорываться во Владивосток.
Июль 1904 — участие в Шантунгском сражении. Прорыв подбитого крейсера на юг, переход к
берегам Индокитая и разоружение корабля. Август — сентябрь 1904 — отъезд из Сайгона. Присоединение ко 2-й Тихоокеанской эскадре в
Либаве в качестве пассажира. 2 октября — отплытие на борту «Князя Суворова» из Либавы в Тихий океан. Ноябрь — назначение одним из четырех флагманских штурманов эскадры. Февраль 1905 — назначение начальником военно-морского отдела эскадры.
14 мая 1905 — участие в Цусимском сражении. Ранение. Гибель «Суворова». Пересадка на
миноносец.
15 мая — пленение вместе с Рожественским и другими офицерами на миноносце «Бедовый». Май — октябрь 1905 — пребывание в плену; лечение в Сасебо и его окрестностях. Ноябрь — декабрь 1905 — возвращение в Россию через Владивосток и Сибирь.
Июль — август 1906 — вместе с Рожественским и группой офицеров предан суду по обвинению в сдаче «Бедового» неприятелю. Оправдан.
1906 — публикация выполненного Семёновым перевода японского издания «Великое сражение
Японского моря» — первого развёрнутого анализа Цусимского сражения. 1906-1909 — публикация газетного, а затем книжного издания «Расплаты».
1907 — выход в свет брошюры «Степан Осипович Макаров».
Январь 1907 — прошение об отставке на высочайшее имя. Увольнение со службы в звании капитана 1 -го ранга с мундиром и пенсией.
1909 — публикация заметок «Флот и морское ведомство до Цусимы и после» и сказки
«Заседание адмиралтейств-коллегий».
1910 — последняя статья — «Похороны адмирала Рожественского». Апрель 1910 — смерть от
последствий ранения.
ВЛ. СЕМЕНОВЪ
РАСПЛАТА
И, шувквдл. гпЛн шоаШ сЛ ■его огь ро4**1а.
>'<нпЬ Его сародц» у Наго: Рим! кто согр4аиъ, я\ |л родггиш во, тго [*у|г« акм»?
Ьлшшш IX, 1-й.
Ф
С. 41КТЮ»ЬУ РГЪ Типограф»!» Т+* Ы О. Вохьог
овй, в. а, »• ю , м, «.«, шп
Обложка второй изданной работы А.С. Новикова-Прибоя
л. злтеитый.
I и.1 ш111 й матрос»»)
1ШШ
П*€лнииктея толарнииичъ мпш[н*га.чъ
Ни «<рт|и Цм 1«%Ми«ъ (Щ^ЧМИ ШV
М* Амп м!}м«|| чек И рами <ао|М 1П |
Оиоуи! «|вр4СМ|Л1
О, мм (ап4а|м f<*IшшоЛ,
11« и! Г*оВ ■ Ъ
Л(ч>ыеносил „Оргль"
•а
И та Ь»»»
п а
С-ПНТНРБУРГЬ
Д.Е. Голубев. В дальнем походе (на юте броненосца «Орёл»)
А.А. Калантаев. Броненосец «Орёл»
События романа-эпопеи А.С. Новикова-Прибоя «Цусима» и романа Б.Л. Васильева «Скобелев, или Есть только миг»
Приложение Д.1
Н.Д. Дмитриев-Оренбургский. Генерал М.Д. Скобелев на коне (1883) ----;
П. Рыженко (1970-2014). За Веру, Царя и Отечество. 1905 год.
(Забытая война). 2013 г.
На картине представлены адмирал С.О. Макаров (1848-1904) и художник-баталист В.В. Верещагин (1842-1904), находящиеся на борту броненосца «Петропавловск» (на борту которого они оба и погибли 31 марта (13 апреля) 1904,
близ Порт-Артура).
Приложение Д.3.1
В.В. Верещагин. Апофеоз войны. Посвящается всем великим завоевателям,
прошедшим, настоящим и будущим
В.В. Верещагин. Смертельно раненный
Приложение Д.4.1 В.В. Верещагин. Скобелев под Шипкой
В.В. Верещагин. На Шипке все спокойно
В.В. Верещагин. Переход колонны Скобелева М.Д. через Балканы
В.В. Верещагин. Побежденные. Панихида по павшим воинам
В.В. Верещагин. Шипка Шейново
Фотография эскадренного броненосца «Петропавловск», погибшего в сражении у Порт-Артура 31 марта 1904 г.
Эскаденнма броиоиосацъ „П«тропшовск>", гпгибцц» от* мрыаа на ройдк Портк-Арт)ра 31-го аир» т, г. Ппстр<««ь ■> 1894 Петербурга ддииа 369 ф.. шараи«—70 ф.. аодоаынкщм!» 10.960 то*и»; скорость ход» 16.86 ума. вооружен!«—57 оруд!». «л ръкъ 4 оодьшмъ 12-ти-дюииоааго калабра и 12 шаста-дюимоа. ноаЪйшаго образца: кромЪ того—в амшшаъ аппарата*. Сии
Лроаносца окою 8 <мдд1оио«к р<Л
Фотография команды эскадренного броненосца «Петропавловск»
|р I 4
О^м*« • «аашиа •»■маки «•«•>
В.В. Верещагин. Михаил Дмитриевич Скобелев под Плевной
Памятник генералу М.Д. Скобелеву в Москве на Тверской площади
/ Москва —Moscou. ШШ^ЛсШ
Памятникъ М. Д. Скобелеву.—Monument de général M. 1). Skobelcfl
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.