Семейная хроника Е.Н. Чирикова "Отчий дом" как итог идейных и художественных исканий писателя тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Назарова, Анастасия Викторовна

  • Назарова, Анастасия Викторовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 281
Назарова, Анастасия Викторовна. Семейная хроника Е.Н. Чирикова "Отчий дом" как итог идейных и художественных исканий писателя: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 2013. 281 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Назарова, Анастасия Викторовна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. РУССКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ В ИЗОБРАЖЕНИИ

E.H. ЧИРИКОВА

§ 1. «Герой на час» и «мирные обыватели» в произведениях конца 1880-х-1890-х годов

§ 2. Конфликтология в произведениях 1890-х годов: общественные и идейные столкновения (повести «Инвалиды» и «Чужестранцы»)

§ 3. Творчество E.H. Чирикова «знаньевского» периода и мировоззренческий кризис

ГЛАВА 2. СИНТЕТИЧЕСКАЯ ПРИРОДА РОМАНОВ E.H. ЧИРИКОВА «ЗВЕРЬ ИЗ БЕЗДНЫ» И «МОЙ РОМАН»

§ 1. Русский народный характер в истолковании писателя

§ 2. Нравственное измерение трагедии Гражданской войны в романах «Зверь из бездны» и «Мой роман»

§ 3. Распадающийся и символический топос романов E.H. Чирикова. Принцип мозаичности

ГЛАВА 3. ИСТОРИЯ СЕМЬИ КАК ЗЕРКАЛО СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ РОССИИ ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XIX -НАЧАЛА XX ВЕКОВ

§ 1. Осмысление судьбы России в работах историков и литераторов первой волны русской эмиграции

§ 2. Историческая концепция E.H. Чирикова

§ 3. Истоки сюжетных коллизий и «прототипы» персонажей «Огчего дома»

§ 4. Мифопоэтика романа «Отчий дом»

§ 5. Конструкция «Отчего дома»: жанровое решение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Семейная хроника Е.Н. Чирикова "Отчий дом" как итог идейных и художественных исканий писателя»

ВВЕДЕНИЕ

В современном литературоведении не так давно укоренилась тенденция расширения «панорамы» истории отечественной литературы за счет обращения к фигурам малоизученных писателей, представителей так называемого «второго ряда». Исследование творчества таких художников слова позволяет составить полное представление о литературной картине времени, поскольку в центре их внимания оказывались те события и явления современной им действительности, которые не привлекли внимание «классиков», нередко ускользали от их взгляда. В своих произведениях «второстепенные» литераторы стремились дать «моментальный» снимок живой, постоянно меняющейся жизни, запечатлеть мимолетные черты текущего бытия, тогда как «великие» писатели, как отмечал Ю.М. Лотман, часто оказывались изолированы от своей эпохи и даже противопоставлены ей1. В итоге именно «средние» и «малые» таланты, оперативно откликаясь на злобу дня и живописуя многообразие лиц, занятий, укладов, нередко нащупывали, открывали для разработки те тематические, проблемные пласты, которые позднее были «вспаханы» классикой. Тем самым осмысление творчества авторов «второго ряда», выявление их роли в литературном процессе в соотношении с поисками и находками признанных корифеев русской словесности позволяет не просто расширить круг имен и произведений, прежде не учитывавшихся историко-литературной наукой, но и пересмотреть давно устоявшиеся, привычные оценки и репутации писателей «крупного калибра», по-новому взглянуть на проблему литературной иерархии и - шире -интертекста. Одной из наиболее ярких и интересных фигур, ранее причисляемых к «второстепенным», а теперь все более заслуженно занимающих первый ряд, является Евгений Николаевич Чириков (1864-1932).

1 См.: Лотман Ю.М. Семиосфера: Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи. Исследования. Заметки. СПб., 2000. С. 20.

О его значимости начинает говорить вполне определенно заявляющая о себе область «чириковедения»2.

Судьба художника и его творческого наследия сложилась непросто. Писатель ярко выраженной демократической ориентации, запечатлевший в девяностые годы XIX века трагический перелом в общественном умонастроении (измельчание и «устаревание» народнической идеологии и смену ее «новыми настроениями»), Чириков был одним из популярнейших литераторов своего времени. Его произведения - будь то газетные фельетоны или романы - были широко известны как в российских столицах, так и в провинции, пьесы шли на сценах многих театров (в том числе МХТе, некоторые с успехом ставились за границей). В 1901-1909 годах в издательстве «Знание» вышло собрание сочинений Чирикова в 8-ми томах, на страницах одноименных сборников регулярно появлялись его произведения, а в 19101916 годах Московское книгоиздательство выпустило уже 17-томное собрание его сочинений. Однако в советскую эпоху имя писателя, не принявшего октябрь 1917-го и покинувшего Россию (примечательно, что Чириков называл себя именно «изгнанником земли русской»3, а не эмигрантом), замалчивалось, его книги не издавались. Только в 1961 году, когда разрешили вернуться из эмиграции его потомкам, появилось переиздание ранних произведений писателя - сборник «Повести и рассказы» (куда вошло и одно произведение эмигрантского периода - «Городок»). Но и после выхода этой книги упоминания о художнике носили единичный характер, внимание уделялось

2 Моргунов Р.В. Поэтика романа E.H. Чирикова «Зверь из бездны». Дисс. ... к.филол.н. М., 2010; Васильева Т.В. Жанровый синтез русской классической прозы конца XIX - начала XX веков. Дисс. ... к.филол.н. М., 2011; Захарова В.Т. Фольклорные легенды и предания в художественном осмыслении E.H. Чирикова // Карповские чтения. Арзамас, 2007; Она же. Сакральность русского пространства в художественном постижении E.H. Чирикова // Евгений Николаевич Чириков. Возвращение к читателю. К Культурологические чтения «Русская эмиграция XX века». Москва. 7-8 февраля 2007. М., 2008; Она же. Автобиографическая трилогия E.H. Чирикова «Жизнь Тарханова»: поэтика жанра // Нижегородский текст русской словесности. Межвузовский сборник научных статей. 15-17 октября 2009 г. Нижний Новгород, 2009; Минералова И.Г. Имя и безымянность в русской литературе. // Лучшая вузовская лекция. М., 2004; Она же. Евгений Чириков - знаток детского сердца и детский писатель. // Мировая словесность для детей и о детях. М., 2005. Вып. 10. 4 1.; Она же. Способы выражения эпопейного содержания в романе Е. Чирикова «Зверь из бездны». // Русская литература XX века. Типологические аспекты изучения: Материалы X Шешуковских чтений. М., 2005 и др.

Чирикова В.Г. На пороге жизни (судьба и творчество E.H. Чирикова) // Нижегородский текст русской словесности. Межвузовский сборник научных статей. 18-20 октября 2007 г. Нижний Новгород, 2007. С. 33.

только его дореволюционным произведениям остросоциальной проблематики, а из статьи в статью кочевал набор одних и тех же формулировок и идеологических клише, так что у читателей складывалось впечатление, будто «формирование творческого кредо <...> происходило где-то со второй половины 1890-х годов, когда Чирикову было уже за 30», юность же писателя представлялась «какой-то неопределенной, если не сказать - бестолковой»4. Об эмигрантском же периоде жизни и творчества Чирикова русскому читателю долгие годы было ничего неизвестно, поскольку все тексты, созданные им в изгнании, рассматривались как антисоветские и идеологически враждебные. В качестве же окончательного приговора звучал вывод о том, что в отрыве от родины художник переживал ярко выраженный упадок творческих сил, не создав больше ничего нового и общественно значительного.

Возможность исправить неточности и скорректировать устоявшиеся представления о масштабе личности писателя появилась только в последние годы, когда началось возвращение текстов Чирикова на родину, поэтому необходимо проследить этапы появления «новых» произведений художника в печати.

Первым шагом на этом пути стала публикация в 1991 году в журнале «Наш современник» (№ 9) нескольких глав воспоминаний художника «На путях жизни и творчества». Под влиянием определенных идейных установок редакции акцент в этой публикации был сделан на конфликте автора с еврейскими писателями, хотя в действительности сам Чириков не придавал данному факту своей биографии повышенного внимания. Текст мемуаров был снабжен скудными примечаниями, коррекция же допущенных писателем ошибок и неточностей вовсе не проводилась (в частности, брат Ленина, повешенный по делу народовольцев, несколько раз назван Николаем, а не Александром). Через два года полный текст воспоминаний появился в биографическом альманахе «Лица» (№ 3) и сопровождался обстоятельной

4 Евгений Чириков и «Волжский вестник» / Авт. ст. и коммент., сост. сб. И.В. Карпов. Казань, 1997. С. 3.

вступительной статьей. А в сборнике 1997 года «Евгений Чириков и «Волжский вестник» помимо нескольких ранних рассказов («Рыжий», «В затруднительном положении», «На антресолях» и «Дядя Митяй») были опубликованы до сих пор неизвестные широкой читательской аудитории стихотворные опыты Чирикова, относящиеся к началу 1880-х годов, когда художник только делал первые шаги в литературе.

Поворотным моментом стало появление в 2000 году большого сборника прозы писателя5, куда вошли легенды и сказания из книги 1916 года «Волжские сказки», лирические рассказы 1920-х, произведения для детей и др., а также впервые в России был опубликован и самый известный и самый спорный роман художника о Гражданской войне «Зверь из бездны» (1926). Благодаря этой книге читатель смог убедиться в том, что созданные в изгнании тексты стали вершиной творческого развития Чирикова. В них в полную силу раскрылось не только окончательно определившееся мировоззрение писателя, но и его художественное мастерство: выработанный с годами оригинальный стиль, в котором скрупулезный исторический анализ и яростные публицистические высказывания соединились с напряженными философскими раздумьями и пронзительной лирической интонацией.

Проза Чирикова сегодня переиздается и за пределами России. В 2000 году» в Минске появилось первое на постсоветском пространстве издание романа «Зверь из бездны», подготовленное внуком писателя - Е.Е. Чириковым6. Ему же принадлежит помещенная в конце книги статья об авторе, которую можно назвать, пожалуй, самым детальным и обстоятельным на сегодняшний день исследованием о жизни и литературно-общественной деятельности Чирикова. В 2006 году Е.Е. Чириков совместно с московским литературоведом В.Б. Белуковой опубликовал неизвестную прежде русскому читателю драму

__п

E.H. Чирикова «Красный Паяц и белая Пьеретта» . Сюжетная коллизия этой

5 Чириков E.H. Зверь из бездны / Вст. ст., сост., подгот. текста и примеч. М.В. Михайловой. СПб., 2000.

6 Чириков Е.Е. Об авторе // Чириков E.H. Зверь из бездны. Минск, 2000.

7 Чириков E.H. Красный Паяц и белая Пьеретта / Подгот. текста Е Е Чирикова и В.Б. Белуковой // Малоизвестные страницы и новые концепции истории русской литературы XX века. М., 2006. Вып. 3. Ч. I.

пьесы, сосредоточенная на борьбе во время террора гражданской войны в человеческой душе всепрощающей христианской любви и звериных инстинктов, во многом предвосхищала размышления автора, озвученные им позднее в «Звере из бездны».

Этот роман был также напечатан в симферопольском альманахе

о

«Крымский архив» . Текст сопровождала публикация переписки семьи Чириковых 1915 и 1920-22 годов, которую можно рассматривать как документальное дополнение к произведению. Эти письма проливают свет на многие описанные в романе события и позволяют сделать выводы о соотношении исторической правды и художественного обобщения.

В 2004 году к 140-летию со дня рождения писателя в Нижнем Новгороде был выпущен сборник «Вниз по Волге-реке»9, в который вошли тексты Чирикова, тематически связанные с нижегородским краем.

В 2010-м впервые в России был издан последний и самый большой роман писателя - пятитомная семейная хроника-эпопея «Отчий дом»10, над которой Чириков работал с 1929 по 1931 годы. В этой книге, ставшей своеобразным развитием заявленных в «Звере из бездны» взглядов, художник анализировал те исторические и общественно-политические процессы, которые, по его мнению, подтолкнули Россию к трагедии Гражданской войны, то есть дал свое понимание «предыстории» катастрофы.

Но если еще не все созданное Чириковым дошло до современного читателя, то куда более непростую проблему представляет собой осмысление его наследия в критике и литературоведении.

Отношения с критикой у Чирикова не сложились. Однажды по этому поводу в письме В.А. Поссе художник заметил: «Критики меня никогда не

8 См.: Крымский архив. 2000. № 6. С. 282-374; Там же. 2001. № 7. С. 334-442.

9 Чириков E.H. Вниз по Волге-реке. Легенды и были / Вст. ст. и сост. В.А. Шамшурин. Нижний Новгород, 2004,

10 Чириков E.H. Отчий дом. Семейная хроника / Вст. ст., подгот. текста, коммент. M.B. Михайловой, A.B. Назаровой. М., 2010.

любили <...> Только почему? Шекспиром я себя никогда не считал <...> Уж,

кажется, веду себя скромно, а вот поди же...»'1

И действительно, дореволюционная критика видела в Чирикове лишь

хорошего знатока провинциальной жизни и талантливого бытописателя.

Мнения рецензентов оказывались противоречивыми, а оценки подчас

колебались от признания до полного отрицания его писательского дарования.

Впрочем, и в словах тех, кто признавал литературное мастерство художника,

звучала порой заметная доля снисходительности. Это «писатель безусловно

12

талантливый», но талант его «небольшой», хотя и «настоящий» , - писал критик народнической ориентации.

Рецензенты главным образом отмечали «местами грубоватую»13 иронию писателя и его наблюдательность14. Однако их отталкивали «ребячливость» и «балагурство»15 автора в юмористических произведениях и отсутствие глубокого психологического анализа в его «серьезных» вещах. Это свойство обыгрывалось по аналогии с его фамилией: «чирикает»16, что послужило основанием зачислить Чирикова в разряд беллетристов: - он не из тех писателей, «которых можно перечитывать»17.

Итак, можно утверждать, что ранний этап творчества художника воспринимался дореволюционными критиками лишь в русле продолжения традиций «великих предшественников», возможно даже в сниженном варианте.

Сопоставление проводилось в первую очередь с Н.В. Гоголем. На сходство обратил внимание даже Л.Н. Толстой, указав, что в рассказе «В лощине меж гор» «пробивается настоящий гоголевский юмор»18.

" Поссе B.A. Мой жизненный путь. Дореволюционный период. (1864-1917 гг.). М.-Л., 1929. С. 152.

12 Потапов А.И. О г. Чирикове // Русское богатство. 1900. № 2. С. 167.

13 Галерея русских писателей. М., 1901. С. 545.

14 См.: Энциклопедический словарь (изд. Брокгауза и Эфрона). СПб., 1903. Т. LXXVI. С. 857; Old Gentleman (Амфитеатров A.B.). Литературный альбом // Россия. 1900. № 277. С. 3.

15 Михайловский Н.К. Последние сочинения: В 2 тт. СПб., 1905. Т. 2. С. 146.

16 См.: Александрович Ю. После Чехова. Очерк молодой литературы последнего десятилетия. 1898-1910. М., 1908. С. 68.

17 Беллетристика// Русская мысль. 1900. № 8. С. 275.

18 См.: Каменских Е.В. Раннее творчество E.H. Чирикова в контексте традиции русской литературы // Проблема национальной идентичности в культуре и образовании России и Запада: Материалы научной конференции

На другую не менее очевидную параллель с А.П. Чеховым наводил часто встречающийся в рассказах Чирикова мотив противостояния живой личности и беспросветной среды, которая постепенно затягивает человека, вынуждая его, в конце концов, «капитулировать» перед обывательской пошлостью.

Обнаруживали параллели даже с Ф.М. Достоевским. Например, рассказ «Калигула», по мнению нескольких рецензентов, представляет собой страничку из жизни мелких чиновников, «написанную в духе «Бедных людей»19. Особенно близок Достоевскому оказывался протест «человека из подполья» против унижение своей личности20. Это, на первый взгляд, несколько поверхностное наблюдение найдет подтверждение в дальнейшем творчестве писателя, где он будет «прибегать» к использованию «скандальных» ситуаций, авантюрным, мелодраматическим поворотам сюжета, соединению в характерах противоположных черт.

Второй этап обращения к творчеству писателя приходится уже на 1950-е

годы, когда возрос интерес к литературе рубежа XIX - XX веков. Однако

жесткая идеологизированность и догматизм советской науки о литературе

подталкивали исследователей к игнорированию в творчестве художника всего

того, что не укладывалось в реалистический канон. Основное внимание

советские литературоведы уделяли произведениям Чирикова периода первой

русской революции 1905 года с их ярко выраженным критическим зарядом.

Творчество же писателя 1910-х годов, прежде всего его тексты фантастико-

аллегорического характера, рассматривались как отступничество от прежних

демократических убеждений, неизбежно повлекшее за собой отказ от

изображения жизненной правды. Такое следование «диагнозу»

21

В.В. Воровского, данного им в статье о «Легенде старого замка» (1907) не должно удивлять. Суждения критика-марксиста принимались как неоспоримые.

«Проблема национальной идентичности в культуре и образовании России и Запада»: (Воронеж-Задонск, 3-6 июля 2000 г.): В 2 т. Воронеж, 2000. Т.2. С. 60.

19 Потапов А.И. О г. Чирикове // Русское богатство. 1900. № 2. С. 169.

20 См.: Ганжулевич Т. За чертой индивидуализма // Наука и жизнь. 1905. № 9. С. 122.

21 См.: Боровский В.В. Сочинения: В 2 т. М., 1931. Т. 2. С. 333-344.

И даже созданный в прежней реалистической манере автобиографический роман «Жизнь Тарханова» оценивался в большинстве случаев негативно, хотя некоторые литературоведы и отмечали, что картины жизни русской интеллигенции 1880-х годов (среда революционно настроенного студенчества, быт и взаимоотношения политических ссыльных, идейные столкновения сторонников народничества и представителей новой марксистской доктрины) представляют определенный интерес. Завершались статьи о жизненном и творческом пути Чирикова всегда одинаково. Все без исключения исследователи указывали на «ограниченность» политических воззрений художника, которая не позволила ему оценить сущность произошедших в 1917 году революционных преобразований в России.

Произведения Чирикова продолжали рассматривать в сфере традиции, в сопоставлении с творчеством А.П. Чехова и М.Горького, причем «счет» был не в его пользу. C.B. Касторский увидел в нем едва ли не чеховского эпигона, не обладавшего в отличие от предшественника ни «тонкостью анализа», ни «остротой зрения»22. Всем его творениям, на взгляд литературоведа, присущи сюжетный схематизм и обнаженность авторской позиции.

На поверхностное использование Чириковым «чеховских» тем, образов и поэтических приемов указывала в своем биографическом очерке о писателе

ЛЛ

Е.М. Сахарова . Вместе с тем, данная работа стала первым достаточно объективным исследованием его жизненного и творческого пути. Автор рассматривала писательскую деятельность Чирикова в контексте общественного и литературного движения на рубеже XIX - XX веков, подробно останавливалась на истории сотрудничества художника с различными периодическими изданиями, отмечала тесную связь писателя с М.Горьким, осмысляла критическую полемику вокруг повестей Чирикова «Инвалиды» и «Чужестранцы», большое внимание уделила вопросу об

22 Касторский C.B. Гусев-Оренбургский, Елеонский, Чириков, Скиталец, Муйжель, Телешов, Сергеев-Ценский // История русской литературы. В 10 т. М.-Л., 1954. Т. 10. С. 583.

2j Сахарова Е.А. E.H. Чириков. Очерк жизни и творчества// Чириков E.H. Повести и рассказы. М., 1961.

эволюции идейных взглядов писателя в 1890-х годы. Вершиной творчества Чирикова Е.М. Сахарова назвала повесть «Мятежники», драму «Мужики», рассказ «Товарищ», в которых отразились революционные события 1905 года в деревне, хотя не преминула отметить умеренно-демократические взгляды писателя.

В работах Б.А. Бялика24, В.А. Келдыша25 и А.Г. Соколова26 основное внимание уделялось Чирикову - драматургу, как художнику «чеховской школы»27, однако акцентировались и новые стилевые тенденции, прежде всего экспрессионистические. Но это понадобилось писателю, как считали исследователи, чтобы «интенсивнее выявить» «непосредственно социальную проблематику»28.

Как уже отмечалось, драматургия Чирикова оказывалась в центре внимания исследователей, и ей посвятили свои кандидатские диссертации Э.П. Хомич29 и М.Ю. Любимова30. Одним из существенных наблюдений в них было обнаружение «слияния» чеховского и горьковского начал.

Проза художника стала предметом подробного исследования только в 1980-х годах. В диссертации О.Д. Харлампиди31 повести Чирикова «Инвалиды» и «Чужестранцы» анализировались вместе с сочинениями двух писателей демократического направления 1880-90-х годов Ив. Ивановича-Сведенцова и В.И. Дмитриевой, произведения которых объединяла с чириковскими текстами общность замысла - освещение кризиса народнической идеологии и поиск героя нового типа - носителя марксистского учения. Материалом

24 Русская литература конца XIX - начала XX веков. 1901-1907 / Под ред. Б.А. Бялика. М., 1971.

25 Келдыш В. А. Русский реализм начала XX века. М., 1975.

26 Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX - начала XX века. Изд. 5-е, испр. М., 2006.

27 Там же. С. 29.

28 Там же. С. 220.

29 Хомич Э.П. Драматургия E.H. Чирикова. Дисс. ... к.филол.н. М., 1978.

>0 Любимова М.Ю. Драматургия E.H. Чирикова и русский театр начала XX века. Дисс. ... к.филол.н. Л., 1988. '' Харлампиди О.Д. Трагедия героической народнической личности в демократической литературе 1880-1890-х

гг. (Ив. Иванович-Сведенцов, В.И. Дмитриева, E.H. Чириков). Дисс. ... к.филол.н. Душанбе, 1986.

диссертационного исследования киевского литературоведа А.В. Бобыря помимо прозы стала публицистика писателя.

Характеризуя степень научной разработанности темы исследования на современном этапе, важно отметить следующее. Новый этап освоения наследия художника начался в постсоветский период, когда переоценка многих явлений культуры и литературы XX столетия и возвращение на родину огромного числа «задержанных» произведений, авторы которых не приняли революционный переворот 1917 года, ликвидировали значительное количество «белых пятен» в истории русской литературы и положили конец ее искусственно созданному разделению. Изучение новых художественных систем, в первую очередь, модернистских, и взаимосвязей между ними заметно обогатило отечественное литературоведение, поэтому Чириков привлек внимание не сразу - ведь фигуры писателей-реалистов, тем более «добротных, но не слишком крупных художников»33 казались полностью «исчерпанными». Так, в фундаментальном труде «Русская литература рубежа веков (1890-х -начала 1920-х годов)»34 вслед за советской традицией он отнесен исключительно к кругу писателей «реалистически-натуралистической ориентации»35. Незаслуженно игнорируют творчество художника и те ученые, которые занимаются проблемой синтеза реализма с другими художественными течениями, ведь даже современная писателю критика отмечала, что в текстах Чирикова со временем появились элементы экспрессионизма и условная «символистская» образность.

л Бобырь A.B. Творчество E.H. Чирикова 1890-1905 гг. и проблемы русского критического реализма. Дисс. ... к.филол.н. Киев, 1982.

33 Келдыш В.А. Русский реализм начала XX века. М., 1975. С. 188.

j4 Русская литература рубежа веков (1890-е - начало 1920-х годов): В 2 т. / Отв. ред. В.А. Келдыш. М., 2001. Т.1.

35 Там же. С. 196.

Первая попытка такого рода была предпринята лишь недавно Р.В. Моргуновым, чья диссертация стала первым монографическим исследованием романа «Зверь из бездны»36, который рассматривается как произведение, созданное на стыке поэтик реализма и модернизма, т.е. неореалистический роман. Обосновывая свою точку зрения, автор работы прослеживает эволюцию творческого метода Чирикова от реализма к модернистской поэтике, элементы которой Р.В. Моргунов видит в усилении лирической интонации, использовании фольклорных и библейских образов и мотивов. Не остается без внимания исследователя и дружба Чирикова с Л.Н. Андреевым, которая, по его мнению, могла вызвать интерес первого к модернистским явлениям в литературе. Анализируя жанровую форму романа «Зверь из бездны», Р.В. Моргунов убедительно доказывает его сложную синтетическую природу, где соединились историческая, любовная, психологическая, апокалиптическая, философская и лирическая жанровые составляющие. Тем не менее жанровая полифункциональность еще не может служить аргументом в пользу модернистской поэтики, примером которой, по убеждению литературоведа, является «Зверь из бездны», ведь такие «сплетения» можно обнаружить и в романах Х1Х-го, и в эпопеях XX века.

Проблема жанрового синтеза в «Звере из бездны» также исследуется в диссертации В.Т. Васильевой , по мнению которой, его жанровая модификация наследует традиции, заложенные писателями XIX века (Н.В. Гоголем, Л.Н. Толстым и др.). Эксперименты Чирикова в области жанра исследовательница связывает с его стремлением осмыслить катастрофический период российской истории, передать новое, изменившееся мироощущение. Помимо нескольких романных разновидностей в жанровой структуре «Зверя из бездны» выявляется наличие элементов летописной традиции, помогающих автору соотнести свой текст с исторической («летописной») реальностью и

16 Моргунов Р.В. Поэтика романа E.H. Чирикова «Зверь из бездны». Дисс. ... к.филол.н. М., 2010.

,7 Васильева T.B. Жанровый синтез русской классической прозы конца XIX - начала XX веков. Дисс. ...

к.филол.н. М., 2011.

подчеркнуть масштаб изображаемых им событий. Также поиск новых средств выражения Чириковым своего замысла проявляет себя на уровне синтеза живописной и музыкальной составляющих в художественной ткани романа. В частности портретные образы персонажей в «Звере из бездны» созданы с учетом иконописной традиции. В музыкально-звуковой сфере отмечено противопоставление двух звукорядов - гармоничных (соответствующих мирному времени, природе) и грозных, враждебных (соотнесенных с периодом братоубийственной войны).

Не менее серьезной проблемой на сегодняшний день является тот факт, что Чириков до сих пор остается практически не вписанным в историю литературы русской эмиграции, хотя после издания в России романа «Зверь из бездны» внимание к творчеству художника значительно возросло, а литературные и энциклопедические словари пополнились новыми, более

38

полными и объективными статьями о писателе . В них ставятся вопросы, связанные с идейно-художественной концепцией романа, ролью библейских образов и апокалиптических мотивов, соотношением в тексте художественного

о п

и публицистического начал и др. Как исключение можно назвать вышедшее в 2011 году учебное пособие по истории литературы русского зарубежья, в

л См. Литературная энциклопедия Русского зарубежья. 1918-1940 / Гл. ред. А.Н. Николюкин. 2-е изд. Т.1. Писатели Русского зарубежья. М., 1997; Т. 3. Книги. М., 2002.; Русские писатели XX века. М., 2000; Русская литература XX века (прозаики, поэты, драматурги). В 3 т. СПб., 2005. Т. 3.

'9 Белукова В.Б. «И всеми силами своими молюсь за тех и за других»: нравственная позиция Е. Чирикова в романе о гражданской войне «Зверь из бездны» // Три века русской литературы: Актуальные аспекты исследования. Москва-Иркутск, 2003. Вып. 4; Она же. Психология героев в романе E.H. Чирикова о гражданской войне «Зверь из бездны» // Русский язык и славистика в наши дни. М., 2004; Васильева T.B. Летописное начало в романах «Зверь из бездны» E.H. Чирикова и «Города и годы» К.А. Федина // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2011. № 1; Горюнова P.M. «Зверь из бездны» E.H. Чирикова и «Солнце мертвых» И.С. Шмелева (к вопросу о жанровых границах романа и эпопеи) // Русское Зарубежье - духовный и культурный феномен. Материалы Международной научной конференции. В 2 ч. М., 2003. Ч 1; Золотова Т.В. Образ Вероники в романе E.H. Чирикова «Зверь из бездны» // Гуманитарные науки и православная культура: V Пасхальные чтения. М., 2007; Она же. Система имен собственных в романе E.H. Чирикова «Зверь из бездны» // Русская речь. 2011. № 3; Попова Е.А. Образное решение идейной концепции романа E.H. Чирикова «Зверь из бездны» // Вестник русской литературы. Межвузовский сборник. Симферополь, 2005. № 10; Она же. Публицистический элемент в романе E.H. Чирикова «Зверь из бездны» // Вестник русской литературы. Межвузовский сборник. Симферополь, 2005. № 11; Урвилов В.А. Особенности воплощения мотива хаоса в романе E.H. Чирикова «Зверь из бездны» // Нижегородский текст русской словесности. Нижний Новгород, 2007.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Назарова, Анастасия Викторовна, 2013 год

ОБЩАЯ ЛИТЕРАТУРА

150. Абуталиева Э. И. Документально-автобиографическая проза русского зарубежья в контексте традиции // Открытые культуры: Материалы Всероссийской научной конференции, Ульяновск, 23-25 мая / Ред.-сост. В.А. Гуркин Ульяновск: Ульян, гос. ун-т, 2002.

151. Агеносов В. В. Литература russkogo зарубежья (1918-1996). М.: Дрофа, 2007.

152. Агеносов В. В. Союз писателей и журналистов в ЧСР. По материалам пражского архива в РГАЛИ и коллекции периодической печати Славянской библиотеки в Праге // Записки русской академической группы в США. Т.31. Русская Прага. 1920-1945. Ныо-Йорк, 2001-2002.

153. Азаров Ю. А. Диалог поверх барьеров. Русское литературное зарубежье: центры, периодические издания, взаимосвязи (1918-1940). М.: Совпадение, 2005.

154. Александр Ульянов и дело 1 марта 1887 г. Л.: Государственное издательство, 1927.

155. Антихрист (Из истории отечественной духовности): Антология / Сост. комм. A.C. Гришина, К.Г. Исупова. М.: Высшая школа, 1995.

156. Архетипы, мифологемы, символы в художественной картине мира писателя: материалы международной заочной научной конференции, г. Астрахань, 19-24 апреля 2010 г. / Редкол.: Г.Г. Исаев и др. Астрахань: Астраханский университет, 2010.

157. Архив A.M. Горького. Т. 11: Переписка А.М.Горького с И.А. Груздевым. М.: Наука, 1966.

158. Ахиезер А. С. Россия. Критика исторического опыта (Социокультурная динамика России). М.: Новый хронограф, 2008.

159. Балуев П. В. Историческая наука русского зарубежья. Споры о судьбе России в эмигрантской публицистике 1920-х годов. (Противостояние двух центров) // История и историки. 2003. №1.

160. Барахов В. С. Драма Максима Горького: (Истоки, коллизии, метаморфозы). М.: ИМЛИ РАН, 2004.

161. Барковская Н. В. Поэтика символистского романа. Дисс. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 1996.

162. Басинский П., Федякин С. Русская литература конца XIX - начала XX века и первой эмиграции. М.: Издательский центр «Академия», 1998.

163. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Наука, 1979.

164. Бахтин М. М. Эпос и роман. СПб.: Азбука, 2000.

165. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.

166. Безе Н. Ю. Жанр семейного романа (На примере «Будденброков» Т. Манна) // Текст. Дискурс. Жанр = Text. Discourse. Genre: материалы Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием, Балашов, 20-21 сентября 2007 г. / [Редкол.: Л. В. Татару - отв. ред. и др.] Балашов: Николаев, 2007.

167. Богданова О. А. Идеологический роман // Поэтика русской литературы XIX - начала XX века. Динамика жанра. Общие проблемы. Проза. М.: ИМЛИ РАН, 2009.

168. Богданова О. А. Традиции «идеологического романа» Ф.М. Достоевского в русской прозе конца XIX - начала XX века. Автореф. дисс. ... доктора филол. наук. М., 2009.

169. Большакова А. Ю. Крестьянство в русской литературе XVIII - XX вв.: Пособие для педагогов. М.: Ин-т соц.-пед. проблем сел. шк., 2004.

170. Бронская Л.И. Концепция личности в автобиографической прозе русского зарубежья первой половины XX века (И.С. Шмелев, Б.К. Зайцев, М.А. Осоргин). Ставрополь: Изд-во Ставроп. гос. ун-та, 2001.

171. Брумфильд У.К. Социальный проект в русской литературе XIX века. М.: «Три квадрата», 2009.

172. В казанском кружке // Новый мир. 1958. № 4.

173. Вахненко Е. «Литературные мемуары и художественная автобиография: К проблеме разграничения жанров» // Судьба жанра в литературном процессе. 2005. № 2.

174. Введение в литературоведение. Литературное произведение. Основные понятия и термины: Учеб. пособие для студентов вузов / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, С.Н. Бройтман и др. М.: Высшая школа, Academia, 2000.

175. Видуэцкая И. П. «Пошехонская старина» в ряду семейных хроник русской литературы // Салтыков-Щедрин. 1826-1976. Статьи. Материалы. Библиография. Л.: Наука, 1976.

176. Виноградов И. В. По живому следу: духовные искания русской классики: Литературно-критические статьи. М.: Сов. писатель, 1987.

177. «Во глубине России...»: Статьи и материалы о русской провинции: XIX Фетовские чтения (Курск, 7-9 октября 2004 г.) / Под ред. Н.З. Коковиной, М.В. Строганова, А.Ф. Белоусова. Курск: Курский гос. ун-т, 2005.

178. Волжанин О. Юный Горький: (Из моих воспоминаний) // Дни. 1928. № 1369 (25 марта).

179. Волков И.Ф. Теория литературы: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. М.: Просвещение, 1995.

180. Гинзбург Л. Я. О литературном герое. Л.: Сов. писатель, 1979.

181. Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. Л.: Худож. лит., 1977.

182. Гоголь: история и современность: (К 175-летию со дня рождения): Сборник / Сост. В. В. Кожинов и др. М.: Сов. Россия, 1985.

183. Горький М. Полное собрание сочинений. Письма: В 24 тт. М.: Наука, 1997 - 2009. Т. 7. Письма, конец августа 1908-1909.

184. Грачева А. М. «Семейные хроники» начала XX века // Русская литература. 1982. №1.

185. Гродская Е. Е. Автобиографический герой Аполлона Григорьева (поэзия, проза, критика, письма). Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. М., 2006.

186. Демидова О. Р. Метаморфозы в изгнании. Литературный быт Русского Зарубежья. СПб.: Гиперион, 2003.

187. Дефье О. В. Концепция художника в русской прозе первой трети XX века: типология, традиция, способы образного воплощения. Автореф. дисс. ... доктора филол. наук. М., 1999.

188. Дни Марины Цветаевой - Вшеноры 2000. Новые результаты исследований: Международная конференция, 12-14 июня 2000 г. Вшеноры и Прага // Новое литературное обозрение. 2005. № 74.

189. Духовная жизнь провинции. Образы. Символы. Картина мира: Материалы Всерос. науч. конф. Ульяновск, 19-20 июня 2003 г. / Редкол.: A.A. Дырдин (отв. ред. и сост.) и др. Ульяновск: Ульян, гос. техн. ун-т,

2003.

190. Дымшиц А. «Созвездие большого Максима» // Драматургия «Знания»: Сборник пьес. М.: Искусство, 1964.

191. Евдокимова О. В. «Прошедшее время домашним образом» (Семейные хроники в русской мемуарной литературе) // Литература и история (Исторический процесс в творческом сознании русских писателей XVIII XX вв.). СПб., 1992. Вып. 1.

192. Жеребцова Е. Е. Оппозиция «столица-провинция» в творчестве А.П. Чехова // Вестник Челябинского университета. Серия 2. Филология.

2004. № 1.

193. Жизнь провинции как феномен русской духовности: Всероссийская научная конференция, 23-23 апреля 2003 г. / Под ред. Н.М. Фортунатова. Нижний Новгород: Вектор Т и С, 2003.

194. Жирков Г. В. Между двух войн: Журналистика русского зарубежья (1920 - 1940 годы): Учеб. пособие. СПб.: ИГУП, 1998.

195. Закаблукова Т. Н. Семейная хроника как сюжетно-типологическая основа романов «Чураевы» Г.Д. Гребенщикова и «Угрюм-река» В.Я. Шишкова. Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. Красноярск, 2008.

196. Зингерман Б. Образ русской провинции в творчестве Гоголя (Цитаты и комментарии) // Мир русской провинции и провинциальная культура. СПб.: ГИПС, Дмитрий Буланин, 1997.

197. Иванов А. И. Художник и война: проблемы войны в русской художественной культуре конца XIX - начала XX в. Тамбов, изд-во ТГУ, 2007.

198. Иезуитова JI. А. Реалистическая литература 1890 1907 годов // История русской литературы: В 4 т. Л.: Наука, 1983. Т.4.

199. История литературы русского зарубежья (1920-е - начало 1990-х гг.): Учебник по дисциплине вузовского компонента для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 031000 и специальности 031001 - Филология / Под ред. А.П. Авраменко. М.: Альма Матер, Акад. проект, 2011.

200. История русской литературы XIX века. 40-60-е годы: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. М.: изд-во Моск. ун-та, 2001.

201. Карелова Т. В. Образ провинции в отечественной литературе и журналистике // Известия Самарского научного центра РАН. Серия «Филология». 2011. № 2. Т. 13.

202. Касторский С. В. Горький в годы реакции // История русской литературы: В 10 т. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1954. Т. 10.

203. Качоровский К. Крестьянство и интеллигенция // Современные записки. Париж. 1921. Кн. V. (5 июня)

204. Келдыш В. А. Преображение эпики («Хаджи-Мурат» Л.Н. Толстого) // Поэтика русской литературы XIX начала XX века. Динамика жанра. Общие проблемы. Проза. М.: ИМЛИ РАН, 2009.

205. Келдыш В. А. Русский реализм начала XX века. М.: Наука, 1975.

206. Климова С. Интеллигенция глазами народа // Социальная реальность. 2008. № 2.

207. Ключевский В. О. О нравственности и русской культуре. М: Дрофа, 2006.

208. Козляков В. Н., Севастьянова А. А. Культурная среда провинциального города // Очерки русской культуры XIX в.: В 6 т. М.: Изд-во МГУ, 1998-2002. Т.1. Общественно-культурная среда.

209. Колобаева Л. А. Концепция личности в русской реалистической литературе рубежа Х1Х-ХХ вв. М.: изд-во МГУ, 1987.

210. Комарович В. Л. Китежская легенда. Опыт изучения местных легенд. Труды отдела древней литературы. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1936.

211. Кулабухова М. А. Автобиографическое начало и художественный вымысел в романах И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева» и М.А. Булгакова «Белая гвардия». Монография. Белгород: Политерра, 2006.

212. Курбакова М. А. Проблема семьи и детства в творчестве И.С. Тургенева. Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. М., 2005.

213. Легенда о Граде Китеже // Памятники литературы Древней Руси. XIII в. М.: Художественная литература, 1981.

214. Лейдерман Н. Кровавый карнавал. «Поэмы в прозе» 1920-х годов: поэтика и семантика» // Вопросы литературы. 2008. № 5.

215. Линков В. Я. История русской литературы XIX века в идеях / Уч. пособие. 2-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та, «Печатные традиции», 2008.

216. Литература и культура в контексте христианства. Образы, символы, лики России: Материалы V Международной научной конференции, 22-25 сентября 2008 г. Ульяновск, 2008 г. 4.1.

217. Литература русского зарубежья (1920 - 1990): Учеб. пособие / Под общ. ред. А.И. Смирновой. М.: Флинта, Наука, 2006.

218. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. М.: НПК «Интервалк», 2001.

219. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. 1968. № 8.

220. Лотман Ю.М. Семиосфера: Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи. Исследования. Заметки. СПб.: «Искусство-СПб», 2000.

221. Маартен М. «Война и мир» Л.Н. Толстого как семейная хроника // Голоса молодых ученых. 2000. Вып. 7.

222. Мальцева O.A., Романова О.В. Роман-хроника как тип текста (На материале Э. Резерфурда «Лондон») // Язык. Текст. Стиль: Сборник научных статей. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2004.

223. Махаев В.Б. Уездный ужас: образ русского провинциального города в художественной литературе 1860-1930-х годов // Строительство, архитектура, дизайн. 2009. Вып. 1.

224. Местергази Е.Г. Документальное начало в литературе XX века: Монография. М.: Флинта, Наука, 2006.

225. Местергази Е.Г. Теоретические аспекты изучения биографии писателя (B.C. Печерин): Монография. М.: Флинта, Наука, 2007.

226. Мир русской провинции и провинциальная культура / Отв. ред. Г.Б. Стернин. СПб.: ГИИС, Дмитрий Буланин, 1997.

227. Михайлова М.В. «Интересный и безукоризненно честный писатель» // Чулков Г.И. Валтасарово царство / Сост., вступ. ст., комм. М.В. Михайловой. М.: Республика, 1998.

228. Михаленко Н. В. Небесный Град в творчестве С.А. Есенина: поэтика и философия. Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. М., 2009.

229. Муратова К. Д. Роман 1910-х годов. Семейные хроники // Судьбы русского реализма начала XX века. Л.: Наука, 1972.

230. Мущенко Е. Г., Кройчик Л. Е., Скобелев В. П. Поэтика сказа. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1978.

231. Нижегородский сборник памяти Вл. Гал. Короленко. Нижний Новгород: Изд. Нижегородского губсоюза, 1923.

232. Николина Н. А. Поэтика русской автобиографической прозы: Учеб. пособие. М.: Флинта, 2002.

233. Николина Н. А.Структура повествования в автобиографической прозе // Русский язык в школе. 1986. № 4.

234. Никольский Е. В. Семейная хроника в творчестве Всеволода Сергеевича Соловьева: Монография. Тверь: Изд-во Марины Батасовой, 2012.

235. Норина Н.В. Поэтика трагического в творчестве И.С. Шмелева 1920-1930-х годов. Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. Пермь, 2012.

236. Нюбина JI. «Поэзия правды или правда поэзии?»: (К вопросу о своеобразии автобиографического жанра)» // Studia lingüistica. 2005. № 14.

237. Орлова Г. В. Автобиографическая проза на рубеже двух эпох. К вопросу об эволюции героя. Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. М., 1975.

238. Орлова Г. В. Проблемы народа в автобиографической прозе 900-х годов (к вопросу о герое) // Проблемы реализма русской литературы начала XX века. Сборник трудов / Ред кол.: Л.А.Смирнова и др. М.: Московский обл. педагог, ин-т им. Н.К. Крупской, 1976.

239. Павлова И. Б. Тема рода и семьи у Салтыкова-Щедрина в литературном контексте эпохи. М.: ИМЛИ РАН, Наследие, 1999.

240. Первая мировая война в литературах и культуре западных и южных славян. М.: Ин-т славяноведения РАН, 2004.

241. Переверзин В. М. Жанр романа-эпопеи. Пособие по спецкурсу. Якутск: Якутский гос. университет, 1981.

242. Песни и сказания о Разине и Пугачеве / Вступ. ст., ред. и прим. А.Н. Лозановой. М.-Л.: ACADEMIA, 1935.

243. Попов К.С. «Война и мир» и «От двуглавого Орла к Красному знамени». (В свете наших дней). Париж: Возрождение, 1934.

244. Поспелов Г.Н. Проблемы литературного стиля. М.: Изд-во МГУ, 1970.

245. Пруцков Н. И. Историко-сравнительный анализ произведений художественной литературы. JL: Наука, 1974.

246. Рейзер (Бем) Т. Русская Прага (Отрывки из воспоминаний) // Записки русской академической группы в США. Т.31. Русская Прага. 1920-1945. Нью-Йорк, 2001-2002.

247. Романова Г. И. Мир эпического произведения как теоретико-литературная проблема. М.: НТЦ «Университетский», 2008.

248. . Русская литература конца XIX - начала XX в. Девяностые годы / Под ред. Б.А. Бялика. М.: Наука, 1968.

249. Русская литература конца XIX - начала XX веков. 1901-1907 / Под ред. Б.А. Бялика. М.: Наука, 1971.

250. Русская литература рубежа веков (1890-е - начало 1920-х годов): В 2 т. / Отв. ред. В.А. Келдыш. М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2001. Т. 1.

251. Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги: биобибл. словарь: В 3 т. /Под ред. НН Скагова. СПб.: ОЛМА-ПРЕСС-Инвест, 2005. Т. 3.

252. Русская Прага, русская Ницца, русский Париж. Из дневников Бориса Лазаревского. (Тридцать три письма Михаила Арцыбашева, Ивана Бунина, Александра Куприна, Ильи Сургучева и др.) // Диаспора. Новые материалы. Париж; СПб.: Atheneum Феникс, 2001. Т. 1.

253. Русские писатели XX века: биогр. словарь / Гл. ред. П.А. Николаев. М.: Большая рос. энцикл., 2000.

254. Сабуров Л. А. «Война и мир» Л.Н. Толстого. Проблематика и поэтика. М.: изд-во МГУ, 1959.

255. Савина Л. Н. Проблематика и поэтика автобиографических повестей о детстве второй половины XIX века (Л.Н. Толстой «Детство», С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука», Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Темы»): Монография. Волгоград: Перемена, 2002.

256. Сайко Е. А. Культур-диалог философии и искусства в эпоху Серебряного века. М., Изд-во РАГС, 2004.

257. Семенов А. Революция 1905 года: ускользающая либеральная альтернатива? // Антропология революции. Сборник статей по материалам XVI Банных чтений журнала «НЛО» (Москва, 27-29 марта 2008 года). М.: НЛО, 2009.

258. Симонова Т. «Соотношение художественного и документального как основа типологии мемуарной прозы» // Современные методы анализа художественного произведения: Материалы научого семинара / Сост. и ред. Т.Е. Автухович и др. Смоленск: Универсум, 2002.

259. Сливицкая О.В. Реалистическая проза 1910-х годов // История русской литературы: В 4 т. Л., Наука, 1983. Т. 4.

260. Солженицын А. И. Приемы эпопей // Новый мир. 1998. № 1.

261. Спасибенко А. С. Писатели-народники. М.: Просвещение, 1968.

262. Степанова Н. О некоторых стилевых особенностях автобиографической прозы русского зарубежья «первой волны» // Писатель, творчество: современное восприятие / Редкол: А.Е. Кедровский (отв. ред.) и др. Курск: Курский гос. пед. ун-т, 1999.

263. Струве Г. П. Струве Г. Русская литература в изгнании. М. - Париж: «Русский Путь» - YMCA-press, 1996.

264. Струве П. Б. Мои встречи и столкновения с Лениным // Новый мир. 1991. №4.

265. Татьянина А. Г. Проза молодого Л.Н. Толстого и проблема семейного романа. Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. М., 2001.

266. Таубе М. А. «Зарницы»: Воспоминания о трагической судьбе предреволюционной России (1900 - 1917). М.: Памятники исторической мысли, РОССПЭН, 2007.

267. Творческая индивидуальность писателя: теоретические аспекты изучения: Материалы Международной научной конференции, (Ставрополь, 2-3 октября 2008 г.) / ред.-сосг. Л,Е. Егорова. Ставрополь: изд-во Ставропольского гос. ун-та, 2008.

268. Теория литературы: В 3 т. / Под ред. Ю.Б. Борева. Т. 3. Роды и жанры (Основные проблемы в историческом освещении). М.: ИМЛИ РАН, 2003.

269. Теория литературы: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. уч. заведений: В 2 т. / Под ред. Н.Д. Тамарченко. М.: Издательский центр «Академия», 2008. Т.1. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика; Т. 2. Историческая поэтика.

270. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика: Учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2001.

271. Тортунова И. А. Степан Разин как национальный архетип в творчестве В.М.Шукшина. Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. М., 2008.

272. Третьи Стахеевские чтения: Материалы Международной научной конференции. Елабуга, 28-29 июня 2007 г. Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2008.

273. Урядова А. В. Социально-экономическое и общественно-политическое развитие Советской России в 1920-е гг.: восприятие и реакция русской эмиграции. Автореф. дисс. ... доктора ист. наук. Ярославль, 2011.

274. Успенский Б. А. Поэтика композиции. СПб.: Азбука, 2000.

275. Фенькина Л. Н. Мифопоэтика дома в автобиографической трилогии С.Т. Аксакова «Семейная хроника. Детские годы Багрова-внука. Воспоминания» // Фольклор: традиции и современность: сборник материалов III Международной научной конференции (заочной) / Редкол.: М. Ч. Ларионова (отв. ред.) и др. Таганрог: Изд-во Таганрогского гос. пед. ин-та, 2005.

276. Хализев В. Е. Ценностные ориентации русской классики. М: Гнозис, 2005.

277. Хализев В. Е. Теория литературы: Учебник. 4-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 2007.

278. Цыценко И. И. Концепция семьи в романе-эпопее М.А. Шолохова «Тихий дон». Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. М., 2005.

279. Чернец JT. В. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики). М.: изд-во МГУ, 1982.

280. Черникова Е. А. Роман И.А. Новикова «Между двух зорь (Дом Орембовских)» в контексте жанра семейной хроники начала XX века // Творчество Бориса Зайцева в контексте русской и мировой литературы XX века: Четвертые Международные научные Зайцевские чтения. Калуга: КОИПКРО, 2003. Вып. 4.

281. Чернышев А. Гуманист, не веривший в прогресс // Алданов М. А. Собрание сочинений: В 6 т. М.: Правда, 1991. Т. 1.

282. Чухланцева А. И. Фольклоризм прозы Ф. Абрамова 1970-1980-х годов: характер, эволюция, типы заимствований. Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. Бирск, 2010.

283. Щенников Г. Н. Горький и Достоевский: сближения антагонистов // Достоевский и мировая литература / Альм. СПб., 1993. № 1. Ч. 1.

284. Эйхенбаум Б. М. О литературе: Работы разных лет / Вступ. ст. и комм. М.Чудаковой, Е.Тоддес, А.Чудакова. М.: Сов. писатель, 1987.

285. Элиаде М. Аспекты мифа / Пер. с фр. В. Большакова. М.: Инвест-ППП, 1995.

286. Эртнер Е. Н Феноменология провинции в русской прозе конца XIX начала XX века Автореф. дисс.... доктора филол. наук. Екатеринбург, 2005.

287. Эсалнек А. Я. Типология романа (теоретический и культурный аспекты). М.: Изд-во МГУ, 1991.

288. Юдин В. А. Исторический роман русского зарубежья: Учеб. пособие. Тверь: ТГУ, 1995.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.